Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общая характеристика основных современных правовых семей (Понятие правовой системы)

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что правовые отношения — одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают, опредмечивают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь. Право живет, действует, проявляя себя в трех основных сферах: правосознание, норма права и правовые отношения. Начиная с идей, представлений о правовом регулировании и кончая созданием конкретных юридических норм и их последующим претворением в поведении людей развивается социальная жизнь права. И это подчеркивает важность проблемы понимания юридической природы и основных признаков правоотношений. Одним из важнейших вопросов в развитии, формировании и функционировании правовой системы является нормативное понимание правовой системы как своеобразного правового явления. На данный момент существует множество подходов к определению «правовая система». Однако понятие правовой системы требует своего уточнения. В результате интернационализации возникают проблемы изменения модели правовых систем. Связи с объединением национальных правовых систем в мировом обществе, определяющим направлением правового развития становится взаимодействие национального и международного права, что, в конечном итоге, стало причиной изменения моделей правовых систем. Например, появление новых для правовых систем источников права, повышение и изменение сферы применения существующих источников. Таким образом, право, как национальное, так и международное само подвергается их воздействию.

Проводимые реформы в России влекут за собой не появление у действующей правовой системы новых качеств или признаков, а осуществление определенных изменений и поэтапное создание новой правовой системы. В России изменяется основа правовой системы, ее строение и содержания, происходит переход к новому типу организации права с упадком в то же время его отдельных структурных частей, что придает ценность и практическую значимость предлагаемому исследованию.

Научная новизна работы состоит в том, что комплексно и развернуто рассматриваются основные подходы к пониманию «правовой системы.

В качестве теоретической основы настоящего исследования были использованы научные работы видных отечественных и зарубежных юристов таких как, Алексеев С.С., Байтин М.И., Давид Р., Денисов С. А., Жеребкин В.С., Жоффре-Спинози К., Керимов Д.А. Марченко М. Н., Матузов Н.И., Морозова Л. А., Синюков В.Н., Саидов А.Х.

Объект курсовой работы — общественные отношения, возникающие при функционировании правовых отношений. Предмет курсовой работы — анализ и сравнение правовых систем современности.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении имеющихся теоретических аспектов (положений) о правовых системах, типологию правовых систем, а также комплексное и всестороннее изучение преобразований национальных правовых систем в условиях глобализации.

Исходя из цели работы, автор ставит перед собой следующие задачи:

1) проанализировать существующие подходы к пониманию определения «правовая система»;

2) определить основные признаки национально-правовых систем общества;

3) охарактеризовать существующие виды национально-правовых систем общества;

4) проанализировать различные источники права в романо-германской и англосаксонской правовых семьях.

Методы, применяемые при проведении исследования: метод системного анализа, методы анализа и синтеза, конкретно-исторический метод.

Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем и следует логике их изложения. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

1 Понятие правовой системы

Понятие правового отношения в науке издавна и традиционно является дискуссионным. Отчасти это объясняется сложностью и недостаточной четкостью понимания категории общественного отношения, а также излишней идеологизированостью его в советский период. С другой стороны, своеобразие научных подходов в юриспруденции, особенно школ и направлений общего правопонимания, наложил свой след на проблему: что есть правовое отношение?

Правовая система — это комплексная правовая категория, отражающая, по мнению большинства ученых, правовую сторону организации общества, целостную правовую действительность. Функция правовой системы заключается в отображении основных правовых явлений, их взаимоотношений с основным элементом системы — правом в его нормативном закреплении. В различных научных исследованиях и правотворчестве, в юридической науке определения «правовая система» нет единого взгляда касательно понятия и содержания этого явления.

В современной юридической литературе существует несколько подходов к пониманию категории «правовая система». М.И. Байтин характеризует последнюю как совокупность юридических явлений, включая юридические средства, и считает, что, помимо юридических явлений, задействованных в механизме правового регулирования, она включает в себя юридические явления, охватываемые более широким понятием правового воздействия, — правосознание, правовую культуру, правовое воспитание. Он определяет правовую систему как совокупность внутренне организованных и взаимосвязанных социально однородных и устремленных, в конечном счете, к общим целям правовых явлений данного общества, каждое из которых выполняет специфическую роль в правовом регулировании или выходящем за его пределы правовом воздействии на общественные отношения[1].

Правовая система, по мнению С.С. Алексеева, — это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности — правовой идеологией и судебной практикой[2].

Д.А. Керимов под правовой системой предлагает понимать «единство составляющих ее компонентов (частей), которые определенным образом объединены между собой (по содержательным и формальным критериям) и которые в зависимости от их природы и характера связи между ними (объективной, закономерной или субъективной, произвольной) составляют относительно устойчивую организацию»[3].

По мнению Н.И. Матузова, правовая система — совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обвязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.)[4]

В.С. Жеребкин приводит следующее определение: «под правовой системой следует иметь в виду, прежде всего, набор или совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в направлении поставленных целей частей, т.е. подсистем элементов, которая образует едино-целостное правовое образование, обладающее специфическими системными, интеграционными качествами и признаками самоуправляемости и информационной направленности»[5]

Более детально раскрывает понятие В.Н. Синюков, который под правовой системой общества понимает «конкретно-историческую совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства)». В.Н. Синюков назвал правовую систему «подлинно человеческой организацией», то есть правовая система содействует в первую очередь человеку, личности. Он считает, что мы находимся на таком этапе, где можно подойти к имеющимся фактам отечественной правовой жизни с другой стороны. Не с юридической, социологической, психологической стороны, «а через призму национально-исторической, культурно-типологической природы отечественного правового мира в интересах познания конкретной целостности и системности»[6].

Проанализировав вышеназванные понятия, можно сказать, что существуют два основных подхода к пониманию правовой системы — широком и узком смыслах. В широком смысле — совокупность правовых явлений, составной частью которых выступает система права. В узком смысле — это целостное единство норм национального права, разделенных на части, основываясь на внутреннем согласовании: правовые институты и отрасли права. Однако данное определение не совсем точно раскрывает сущность термина. Правовая система — это сложное правовое явление, включающее в себя главные основополагающие элементы и вспомогательные, с помощью которых достигаются конечные цели правового регулирования.

Выделяются следующие основные признаки правовой системы:

1) правовая система — это особая разновидность общественной системы, которая тесно взаимосвязана с экономической и политической системами общества, его культурой и духовной сферой;

2) это сложноорганизованная система.

Правовая система каждого общества содержит в себе: объективное право, юридическую практику (правотворческая, правоприменительная, судебной и др.), осуществляемая в рамках правовых отношений; правосознание;

3) правовой системе общества присущи не только определенная разделение на отдельные элементы, но и единство;

4) выступает важнейшим элементом государственного суверенитета: с помощью права, юридической практики и идеологии государство выполняет свои внутренние и внешние функции, а требования обретают обязательный характер;

5) обладает определенной автономностью и «суверенностью»: правовая система независима от экономической, политической, духовной сфер;

6) стремительное развитие правовой системы связано с внутренними и внешними ее противоречиями, а также интенсивностью и характером изменения общественных отношений;

8) целенаправленность правовой системы заключается в том, что ее формирование, развитие и функционирование подчинено соответствующим задачам и целям.

9) правовая система способна адаптироваться к изменяющимся условиям реальной жизни;

10) иерархичность — это свойство не только строения правовой системы, но и ее функционирования.

Обозначенные черты рассматриваемой системы позволяют сделать вывод, что правовая система — это часть гражданского общества, которая состоит совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, образующих относительно устойчивую организацию и призванных урегулировать общественные отношения.

Правовая система — конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. С понятием «правовая система» используется термин «правовая семья». Данное понятие включается себе несколько схожих по характеристикам правовые системы, которые имеют общие элементы: источники права, его структуру, исторический путь развития, понимание норм права. Перечисленные критерии выделяют те или иные правовые семьи. Таким образом, своеобразие источников права и идеологические факторы признаются главным критериями для объединения национальных правовых систем в правовые семьи.

Существует несколько критериев объединения правовых систем различных госу­дарств в правовые семьи. К ним относятся:

1) историческая общность, выражающаяся в сходствах возникновения и развития правовых систем;

2) общность форм выражения норм права;

3) сходство системы (структуры) права;

4) общность идеологических установок, определяющих принципы регулирования общественных отношений;

5) единство юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систе­матизации норм права.

На основе указанных критериев выделяют англосаксонскую, романо-германскую, религиозно-традиционную, социалистическую правовые семьи.

В юридической литературе также существуют другие условия для клас­сификации правовых семей.

Например, французский ученый Рене Давид пред­ложил для такой классификации два главных критерия: идеологический, кото­рый включает религию, философию, факторы экономической и социальной структуры, и особенности юридической техники. Так он выделил следующие виды правовых семей:

- романо-германская;

- англосаксонская;

- социалистиче­ская.

При этом Рене Давид считал, что все другие семьи представляют собой преобразование этих трех семей[7].

Другие критерии для классификации выдвинул немецкий ученым Конрад Цвайгерт. Главным критерием является так называемый правовой стиль, благо­даря которому охватывается пять факторов: происхождение и развитие право­вой системы, своеобразие юридического мышления, специфика правовых ин­ститутов, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. В соответствии с этой классификаций существуют восемь правовых семей:

- романская;

- германская;

- скандинавская;

- англо-американская;

- социали­стическая;

- право ислама;

- индусское право;

- дальневосточное право.

На данный период времени чаще встречается классификация, основанная на трех признаках: особенность исторического развития, источники права, структура права. Соответственно выделяют десять правовых семей:

- романо-германская;

- англосаксонская (семья общего права);

- славянская;

- латиноамериканская;

- скандинавская;

- мусульманская;

- индусское право;

- семья обычного (традиционного) права;

- дальневосточная;

- социалистическая.

Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп семей.

2 Виды правовых систем в современном мире

В современном мире романо-германская правовая семья имеет особое значение для развития юридической теории и практики. Романо-германская правовая семья включает в себя большую часть стран Африки, всю Латинскую Америку, Ближнего Востока, Индонезию, Японию, а также страны континентальной Европы. Романо-германская правовая система по ряду признаков делятся на две группы: романскую и германскую. К первой относятся правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе — Германия, Австрия, Швейцария и ряд других стран.

По мнению ученых центром развития романо-германской правовой семьи считается континентальная Европа. Однако учитывается и ее развитие в других странах мира, поэтому в данной правовой семье выделяют латиноамериканскую, скандинавскую, латинскую и другие правовые подгруппы, только не все авторы согласны с этим мнением.

К характерным чертам романо-германского права относятся:

1) тесная взаимосвязь с римским правом, где основой его формирования и развитие является римское право;

2) в отличие от других правовых семей в романо-германской ярко проявляется доктринальность и концептуальность;

3) особая значимость закона в системе источников права;

4) деления романо-германского права на публичное и частное право;

5) кодифицированный характер.

Также романо-германское право имеет другие особенности, например, относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, а также различие между ними с момента их возникновения и последующего развития. Кроме этого в романо-германской системе «доминирует как особая отрасль права» торговое право. Так в большинстве стран этой правовой семьи наравне с гражданскими кодексами существуют и торговые кодексы. Например, в Бельгии (1807 г.), Австрии (1862 г.), Франции (1807 г.), Германии (1897 г.) и во многих других странах)[8] .

Семья прецедентного (общего) права или англосаксонская правовая семья — одна из самых распространенных и авторитетных правовых систем современного мира. Прецедентное право действует на территориях Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и целого ряда других государств.

Выделяют следующие особенности общего права:

1) общее право — «судейское право»;

2) ярко выраженный «казуальный» характер (в данной правовой семье важную роль играет «прецедентное» права и полного, а также нет кодифицированного законодательства);

3) в процессе своего возникновения и развития общее право было подвержено лишь незначительному влиянию со стороны римского права;

4) большую роль и значение принимает на себя процессуальное право, чем материальное;

5) высокий уровень независимости судебной власти по отношению ко всем другим государственным властям;

6) обвинительный характер судебного процесса (особенно в Великобритании).

Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии — исламе. Хотя ислам является самой молодой из монотеистических религий, он получил исключительно широкое распространение. В эпоху правления династии Омейядов вслед за арабскими армиями ислам завоевал все северное побережье Африки и проник далеко вглубь Испании, а на востоке — в Иран и Индию. Вторая волна арабских завоеваний в XV веке при султанах османской династии привела к покорению Византии, захвату Константинополя в 1453 году и установлению господства ислама в Южной Европе. До сих пор в бывшей Югославии, Албании и Болгарии существуют представительные мусульманские общины. В Азии ислам также достиг больших успехов. На Индостанском полуострове мусульмане образовали собственное государство Пакистан после второй мировой войны. А в Республике Индия приблизительно 10% населения, то есть около 50 млн. человек, исповедует ислам. Некитайское население Малайзии и Индонезии также преимущественно мусульмане. В Африке исламские миссионеры и купцы первоначально обратили в ислам население верховьев Нила, то есть современного Судана. Оттуда по торговым путям Сахары он распространился на север. Так что в наши дни не только в Северной Нигерии, но и в большинстве государств, образовавшихся на территории бывшей Французской Западной Африки, население исповедует преимущественно ислам. Широко распространился ислам и на восточном побережье Африки. Сомали почти полностью исламизировано, а в Танзании и Кении существуют большие мусульманские общины[9]

Ислам основывается на том, что право пришло от Аллаха, который в оп­ределенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Му­хаммеда. В связи с нали­чием пробелов в праве возникла потребность в разработке собственной право­вой доктрины, основой которой стал иджтихад — относительно свободное ус­мотрение, которое применялось при толковании норм Корана или Сунны или при формулировании новых правил поведения в случае их отсутствия в источ­никах.

История мусульманского права начинается с Корана — собрания изрече­ний Пророка Мухаммеда, составленного через несколько лет после его смерти. Коран состоит из положений, касающихся нравственности, и носит общий ха­рактер. Следующим по значимости источником права является сунна — собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях о Пророке Мухаммеде. Сунна представляет итог толкования Корана после смерти Пророка и отражает поли­тическую и религиозную борьбу вокруг его наследства. Также источниками права относятся иджма — согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного, и кияс — аналогии, то есть применение к новым сходным случаям правил, уста­новленных Кораном, сунной или иджмой.

В работах мусульманских ученых-юристов нет классического римского деления на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые можно было отнести или к частному, или к уголовному праву. К основным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.

Индусское право составляет вторую систему религиозной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Син­гапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, испове­дует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последова­телей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические ка­тегории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязаннос­тей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества — основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это пред­писано социальной касте, к которой он принадлежит[10] .

В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы пове­дения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям.

Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его по всей строгости. Ему предоставлено широкое ус­мотрение, чтобы всеми возможными способами примирить спра­ведливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебная практика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формаль­ных нормативах, ни на судебных решениях. В период колониаль­ной зависимости индусское право претерпело существенные изме­нения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами «общего права. Семейное и наследственное право и другие обычаи не претер­пели изменений. К 1864 г. накопились судебные прецеденты. Од­нако правило прецедента осталось далеко от традиций индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права», т.е. индусское право сохранило свое регулирующее зна­чение, правда, с определенными ограничениями»[11].

Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. Вплоть до настоящего времени нормами обычного права следует большинство населения Африканского континента. За исключением весьма немногочисленных примеров «племенного законодательства», традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение. В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения.

Существуют большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного современного африканского государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада[12]. Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Это характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права. Среди институтов традиционного обычного права особое место занимают семья, земельная собственность, наследование.

Следует подчеркнуть и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим». Особого внимания заслуживает еще один аспект обычного права: ответственность группы людей или общины. Она проявляется двояко: ответственность семьи или группы родственников за проступки ее отдельных членов; совершенное индивидом правонарушение увязывается с его правами и обязанностями как члена группы. В связи с этим уместно, на наш взгляд, отметить, что индивидуализм и вытекающее из него понятие «субъективное право» – основное понятие современного права — несовместимы с традициями обычного права. Оно не столько обеспечивает соблюдение права индивида, сколько регулирует его отношения с группой людей.

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии[13]. Данная правовая семья имеет следующие отличительные особенности:

- является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа;

- носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, — пролетариата и крестьянства. В действительности, формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийно-государственной верхушки;

- устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства;

- объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения;

- императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения;

- отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и, хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране;

- отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

- провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

- централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;

- отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей, провозглашает свою исключительность.

В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы.

3 Романо-германская и англо-саксонская правовые системы

Романо-германская правовая семья связана с правом Древнего Рима, но последующие развитие правовой семьи значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы этого права, но и саму систему взглядом на право и нормы от того, что было признано во времена Августа и Юстиниана. Романо-германские правовые системы представляет собой эволюцию римского права, но имеют свои отличительные черты, так как у многих их элементов другие источники, чем римского права.

В романо-германской правовой семье нет единого определения источников права и единого о них представления. Разнообразие исторических, национальных и этнических различий, существующих в странах романо-германского права, особенности их политических и правовых культур и многие другие объективные и субъективные факторы не позволили выработать у компаративистов единого мнения о том, что такое источник романо-германского права, каковым должно быть его определение и в каких социально-политических, экономических и иных параметрах должно складываться о нем (если это вообще возможно в столь разнообразной государственно-правовой среде) единое представление[14].

При раскрытии понятия источника романо-германского права, учитываются характерные для данной правовой семьи обстоятельства:

1) «источник права» представлен в совокупности нескольких, взаимосвязанных между собой и дополняющих друг друга сторон;

2) в романо-германской системе доминирует формально-юридический подход к определению понятия «источников права»;

3) формально-юридическое признание «источника права» как господствующего начала и представления о нем в системе романо-германского права никогда не абсолютизировалось и не отрывалось от представлений об источниках права;

4) среди источников права главную роль всегда занимает закон;

5) доктрина ведущей роли закона, а также всех иных законодательных актов тесно связана с другими доктринами (теория «жесткого» суверенитета государства, теория «господства права» и другие).

Выделяют следующие источники права романо-германской правовой семьи: нормативно-правовые акты, где высшей юридической силой обладает закон; обычаи, которые формируют систему норм, называемых «обычное право»; судебная практика, судебные прецеденты (в некоторых странах оспариваются как вид источника права); международные договоры; общие принцы права; правовые доктрины.

Все источники права романо-германской семьи делятся на первичные источники (все нормативно-правовые акты, где высшую юридическую силу имеет закон, и обычаи, из которых складывается значительная часть романо-германской правовой семьи) и вторичные источники (судебные прецеденты, доктрины и все другие неофициальные источники права).

Классифицируя все источники романо-германского права на первичные и вторичные, центральное место занимают законы. Законы являются основой всей романо-германской правовой семьи и национального законодательства. Одна из особенностей концепции закона в романо-германском праве заключается в том, что[15]:

1) закон, а не любой другой источник права (прецедент, обычай, доктрина и т. д.) ставится во главу в процессе формирования и развития данной правовой семьи и составляющих ее национальных правовых систем, равно как и в процессе создания и укрепления в странах романо-германского права правопорядка;

2) в основу концепции и содержания в странах романо-германского права традиционно закладывались всеобщие и вечные принципы разума и справедливости;

3) закон в странах романо-германского права рассматривается не только в узком, своем изначальном смысле как акт, исходящий от высшего законодательного органа страны и обладающий высшей юридической силой, но и в более широком контексте — как собирательный термин и понятие, которыми обозначаются все законодательные акты, исходящие от уполномоченных на их издание центральных и местных, законодательных и исполнительно-распорядительных государственных органов;

4) закон в романо-германском праве никогда не отождествлялся и не отождествляется с правом, а «законопорядок», то есть порядок, складывающийся на основе строгого и неуклонного соблюдения требований, содержащихся в законе, никогда не рассматривался как синоним «правопорядка»;

5) закон в собственном его понимании не всегда и не во всех странах романо-германского права является актом высшего законодательного органа страны — парламента;

6) издание и применение законов в ряде стран романо-германского права неизменно сопровождается судебным контролем за их конституционностью;

7) закон в романо-германской правовой семье, в отличие от законов других правовых семей, в особенности тех, которые построены на религиозной основе, всегда выступает в своих самых различных проявлениях и занимает высшую ступеньку в иерархии всех остальных источников права.

Существует концепция социологического плана, которая преобладающую роль среди источников права отводит обычаю, считает, что именно обычай является основой права, определяет способы его применения и развития законодателем, судьями, доктриной. В противоположность указанной концепции позитивистская школа. В ее представлении он играет лишь самую малую роль в праве, всесторонне кодифицированном и отождествляемом с волей законодателя. Для этой позиции характерно отсутствие чувства реализма, тогда как социологическая школа, напротив, преувеличивает роль обычая. Однако в современном обществе этот элемент далеко не имеет первостепенного значения по отношению к законодательству, но также обычай занимает значимое место в системе источников. Закон в ряде случаев для своего понимания нуждается в дополнении обычаем. Понятия, которые использует законодатель, также зачастую нуждаются в объяснении с точки зрения обычая. Нельзя, например, не прибегая к обычаю, сказать, когда поведение определенного лица ошибочно, является ли данный знак подписью, может ли правонарушитель ссылаться на смягчающие обстоятельства, является ли определенное имущество семейным сувениром, имелись ли моральные основания для получения письменного подтверждения обязательства. Все попытки устранить в упомянутых случаях роль обычая приведут к излишнему концептуализму или же к казуистике, противоречащим духу романо-германского права[16].

В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье: именно в университетах были главным образом выработаны в период XIII—XIX веков основные принципы права. И лишь относительно недавно с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона. Поскольку это изменение произошло сравнительно недавно, а также если учесть, что закон на практике не то, что закон в теории, то с учетом этих двух факторов можно установить подлинное значение доктрины вопреки часто встречающимся упрощенческим формулам, согласно которым она не является источником права. Доктрина занимает важное в системе источников права, ведь что именно доктрина создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Важна роль доктрины в установлении тех методов, с помощью которых открывают право и толкуют законы. Кроме этого доктрина оказывает влияние на самого законодателя. Это выражается в том, что законодатель часто лишь выражает те тенденции, которые установились в доктрине, и воспринимают подготовленные ею предложения. Речь никоим образом не идет о преуменьшении роли законодателя. Эта роль имеет в нашу эпоху первостепенное значение, и мы считаем ее сохранение в современных условиях прогрессом и подлинной необходимостью.

Однако признание важной роли законодателя не должно вести нас к тому, чтобы закрывать глаза на реальные отношения между ним и доктриной и утверждать диктатуру закона. В действительности все гораздо более сложно. Доктрина является косвенным источником права, но играет также роль в применении закона[17] .

Романо-германская правовая семья — самая древняя правовая семья в мире. Ее характерные черты проявлялись в Древнем Вавилоне, Древнем Египте и в Древней Греции. Но начало романо-германской правовой семьи было заложено в Древнеримском государстве.

Основной источник права в романо-германской семье — нормативный акт. Также в качестве источника права выступает юридический прецедент и обычаи, хотя они считаются устаревшим источником права. В отличие от других правовых систем здесь широко используется юридическая доктрина.

Страны романо-германской правовой семьи объединены единой системой взглядов, где главная роль принадлежит закону. Однако между правовыми системами этих стран наблюдаются и различия, которые затрагивают такие элементы, как конституционный контроль, кодификация, различная роль регламента и толкования закона.

Понятие «источник права» в англосаксонском праве почти ничем не отличается от трактовок в других правовых семьях, в частности, в романо-германской. Так термин «источник права» подразумевает под собой «один из путей», средств или способов формирования той или иной национальной правовой системы, который «признается и используется» судами. Если рассматривать более подробно, то «источник права» включает себя следующие определения[18]:

- официальный документ, акт, который содержит в себе нормы права (в Англии - судебные отчеты и статуты);

- власть, от которой исходит принцип господства права и которая наполняет его реальным содержанием (в качестве этого выступает государство, а точнее — парламент);

- различные явления, институты и учреждения, которые создают условия и тем самым «стимулируют» процесс формирования права, хотя сами непосредственного участия в этом процессе не принимают;

- конкретные процедуры, формы и процессы, с помощью которых право приобретает свою реальность (законодательный процесс, судейское правотворчество, процесс формирования традиций и обычаев и др.).

Однако англосаксонская правовая семья радикально отличается от романо-германской правовой семьи. Главным источником права является судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел.

Судебный прецедент включается в себя судебную практику не всех судов, а только высших (в странах общего права) судов. Например, в Канаде — это Верховный суд Канады и Федеральный суд Канады, заменивший собой в 1971 г. Суд Казначейства. В Соединенных Штатах Америки на уровне федерации — это Верховный суд США, а на уровне отдельных штатов — это Верховные суды штатов. В Англии — система высоких судебных инстанций, объединенных единым Верховным судом Англии и Уэльса.

Среди источников англосаксонского права также существенное значение имеют законы. В Англии и Канаде их называют статутами, а в большинстве других стран общего права — просто законами.

В строго юридическом смысле закон понимается как формальный, в письменном виде оформленный акт, исходящий от высшего законодательного органа страны. В Англии, Канаде, Австралии — это Парламент. В США на федеральном уровне — это Конгресс, а на уровне отдельных штатов — легислатуры [19].

Все законы в общем праве делятся на различные виды или группы:

- в зависимости от юридической силы (конституционные и обычные законы);

- по отношению к федеративным системам (федеральные законы и законы, принимаемые на уровне отдельных субъектов федерации);

- по признаку публичности (публичные и частные).

В странах, где конституция выступает в виде единого документа, к числу конституционных актов относят, кроме нее самой, также акты, с помощью которых вносятся изменения или дополнения (поправки) в конституцию. Типичным примером в этом отношении являются США. Наряду с конституционными законами особое место в системе нормативно-правовых актов англосаксонского права занимают обычные, или текущие, законы[20] .

Наряду с прецедентами и законами, немаловажное значение имеют и другие источники права:

- делегированное законодательство — система законодательных актов, принятая различными государственными органами на основе полномочий, переданных им парламентом или другими представительными органами.

- обычаи — сложившиеся стереотипы или тенденции определенного поведения людей, имеющие, по общему правилу, подсознательный, автоматический характер;

- «судейский разум».

В юридической литературе эти источники зачастую относят к разряду второстепенных источников потому, что они получили меньшее распространение и признание, чем прецедент и закон. Однако это скорее количественный, чем качественный критерий, так как в реальной жизни, например, некоторые делегированные акты по своей значимости и юридической силе не уступают обычным парламентским актам, а правовые доктрины и обычаи — прецедентам. Поэтому вышеперечисленные источники относят к «другим», менее распространенным, но существенным источникам права.

Англосаксонская правовая семья — уникальное и во многом неповторимое культурно-правовое явление, где наряду с законом доминирующие значение принадлежит судебному прецеденту. Кроме этого используются такие источники, как обычаи, традиции, доктрина, разум, договор.

Это позволяет правовой культуре более эффективно выполнять интегративную и компромиссную функцию, так как она отражает качественное состояние и уровень развития всей правовой действительности и ее отдельных компонентов.

4 Влияние процессов глобализации на унификацию правовых систем

Роль права в современном мире возрастает. Экономические и другие процессы взаимоотношений людей, организаций и государств невозможны в условиях глобализации без четкого и развернутого регулирования, прочного режима контроля за исполнением юридических предписаний. Глобализация — это процесс интеграции народов и государств в единую мировую систему, пространство, функционирующую на основе международной стандартизации и унификации поведения всех его субъектов.

В ходе интеграции государств происходит унификации правовых систем, процесс которой осуществляет двояким образом:

- выработка единообразного законодательства, принимаемого многими государствами;

- заключение международных договоров.

В эпоху глобализации происходит существенное изменение права всех государств, функционального восприятия в них признанных правовых принципов и норм интернационального характера, положительных, утвержденных на долголетней практике юридических образцов других государств и на данной основе сближения систем права всех цивилизованных стран. Также это период возрастания роли и объема международного права, увеличения сфер регулирования общественных отношений, активного внедрения в правовые системы отдельных государств его норм и принципов.

Глобализация всех сфер общественной жизни привела к тому, что нормы нескольких систем права конкурируют между собой, которые, в свою очередь, не согласованы друг с другом. Из этого следует кризис традиционной юридической идеологии, юридической науки и юридического образования. В результате капитализации происходит разрыв историко-правовых связей правовой системы, неустойчивый характер в развитии ее элементов, утрата прошлого ментального юридического опыта и правовых традиций, образование юридических противоречий и конфликтов. Возникает опасность потери национального содержания правой культуры.

В процессе глобализации усиливается значение международного права и международных организаций, что влечет за собой рост международных отношений и институтов, которые меняют многие стандарты в правовой сфере. Из этого следует интервенция закона и законодательной культуры в праве, заимствование правил и приемов законодательной техники, технологий законодательного процесса.

Увеличивается значение и число международно-правовых актов, которые часто являются образцами единообразных норм внутригосударственного законодательства. Например, во многих странах очень схожи нормы уголовного права. Но в семейном, наследственном, земельном праве однообразие норм и институтов меньше, в отличие от других отраслей права.

Все это не только усиливает процессы сближения правовых систем, обогащает и расширяет пространство правовой культуры, но порождает также правовых плюрализм и растущее многообразие альтернативных правовых культур, доктрин, концепций и мировоззрений, ведет к размыванию подвижных, динамичных структур правовой ментальность[21].

Выделяют три формы международного взаимодействия национальных правовых систем:

1) применение иностранной правовой нормы (иностранная норма обладает той же юридической силой, которую она имела в своей стране);

2) правовое регулирование особой категории общественных отношений (индивиды и организации обладают субъективными правами и юридическими обязанностями, следующий из иностранного права).

3) национальная правовая система содержит норму, наделяющую иностранную качествами юридического факта.

В настоящее время в мире существует около 200 национальных правовых систем, и все они взаимодействую на международном уровне. Все правовые системы в конкретных случаях наделяют юридическим значением нормы иностранного права, которые становятся частью механизма правового регулирования общественных отношений. Однако полной унификации быть не может, потому что любая правовая система имеет свое основание.

Правовые системы обладают близкими и одинаковыми элементами. К основным элементам относятся:

- наличие общих отраслей и институтов во всех правовых системах;

- общность некоторых правовых норм в области обязательственного права (купля, продажа, заем, наем и другие);

- сходство ряда норм семейного права;

- во всех правовых системах нормы учитывают биологические законы (наследственность, кровосмешение), особенности возраста и здоровья субъектов (совершеннолетие и несовершеннолетие, дееспособность и недееспособность, вменяемость и невменяемость);

- преемственность в некоторых принципах и институтах процессуального права (права на защиту, гласность и состязательность процесса, презумпция невиновности).

Также используются общие нормы института собственности, например, владение, пользование и распоряжение; сходный логический и концептуальный аппарат языка права и законодательной техники. Но уровень взаимодействия на основе общих оснований и связей в различных отраслях права не одинакова, особенно это выделяется в гражданском и семейном праве.

Рецепция норм и институтов права представляет собой первичный метод взаимодействия правовых систем. Примером является романо-германская система права, сформировавшаяся на основе частного права Древнего Рима. В настоящее время рецепция проявляется в форме гармонизации, интеграции, интернационализации и унификации норм и институтов права.

Гармонизация права — намерение, цель объединить, согласовать, привести к общему пониманию нормативно-правовые акты, правовые институты и практику правоприменения.

Аппроксимация права — конкретный результат сближения правосознания, правотворчества и правоприменения.

Конвергенция права — это процесс сближения, протекающий в определенных формах, итогом которого является аппроксимация права.

Выделяют следующие тенденции развития национальных правовых систем в интеграционных процессах современности:

- все больше обращают внимание на обеспечение материальных и духовных потребностей личности, как основной ценности современного мира, ее свободы и благополучия, на охрану и защиту прав и свобод;

- достижение демократических основ управления общественными делами, народовластия (организация работы парламента; всеобщее избирательное право; разделение властей; многопартийность; независимость суда, свобода совести и вероисповедания; национальное равенство и др.);

- реализация общечеловеческих моральных принципов и норм, идей справедливости и гуманизма в содержании действующих правовых норм;

- повышение авторитета закона, подлинного уважения к нему,

воспитание идеи законопослушания в сознании людей, как необходимой черты подлинно культурного человека, создание условий для предотвращения правового нигилизма;

- укрепление принципа законности, повышение роли закона среди всех источников права, независимость суда, конституционный контроль за принятием правовых актов в стране, судебное обжалование действий администрации, нарушающих права личности;

- повышенное внимание к решению экологических проблеем (разумное использование природных источников, их охраны и защите).

Обоснованно мнение ряда ученых-юристов о формировании европейского права. Данное право содержит в себе тесно связанные элементы. Это нормы международного права, касающиеся европейских государств, нормы, создаваемые органами европейских союзов государств. Они выступают базой для решения конкретных дел, исполнение которых является обязательным для государств, входящих в такие союзы. Например, прецеденты Европейского суда по правам человека, обязательные для всех стран членов Совета Европы, ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Кроме этого в европейское право включаются нормы национального законодательства, принятые на основе заключенных данным государством международных договоров с другими европейскими странами.

Настоящее время принцип охраны и обеспечения прав личности, гарантированность ее свободы провозглашается не только на национально-государственном, но и на всеобщем, глобальном уровне. Права и свободы человека перестали относиться к внутренним функциям государства, они постепенно переходят на международную арену. Это подтверждается Декларацией Хельсинкской встречи на высшем уровне ОБСЕ 1992 года. В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ говорится: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

В целях зашиты прав человека юридически допустимо вмешательство мирового сообщества во внутренние дела государства при отсутствии гарантии таких прав или же их нарушении, например, деятельность Европейского суда по правам человека. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а решения Европейского суда являются общеобязательным.

В условиях глобализации правовые системы претерпевают ряд изменений, в результате которые стираются многие границы и различия, в том числе и национально-культурные. Несвойственные национальным особенностям государства и права в целом, нормы и институты иностранного права чаще всего не находят понимания в национальном правовом сознании.

Следуя процессу объединения и универсализации законодательных и правовых систем национальных государств, важно сохранить основополагающую структуру национального права: обусловленный историко-культурным происхождением и развитием государства и права, менталитет народа, правовую культуру и самобытность — аспекты, которые придают культурно-национальную особенность каждому государству и его правовой системе.

Таким образом, существующая в каждом государстве национальная правовая система, будет эффективна только в том случае, если она будет основываться на общепризнанных нормах международного права с учетом правового менталитета, правовой культуры и правосознания народа.

Заключение

Правовая система — совокупность права (законодательства), правовой идеологии и судебной практики. По отношению к конкретным странам используют понятие национально-правовая система. Это связано с тем, что в каждой стране с собственно правом важную роль играют определенная судебная практика, правовая идеология, исторический путь формирования права.

Понятие «система права» отличается от понятия «правовая система». Система права выступает элементом правовой системы, потому что в каждой стране она реализуется через определенную судебную практику, соотносится с правовой идеологией данного государства, образуя национальную правовую систему государства.

Правовые системы классифицируются по разным основаниям, и у каждого автора свой подход к разделению. Так, по мнению Р.Давида в основе классификации лежат два критерия — идеологический и юридико-технический (юридическая техника). Также существует классификация К.Цвайгерта и Х.Кётца, в основе которой лежит понятие «правового стиля». По ней выделяют пять факторов, которые определяют правовой стиль: историческое развитие правовой системы, специфика юридического мышления, правовые институты, которые играют существенную роль в правовой системе, правовые источники и методы их толкования, идеологические факторы: политические, экономические или правовые аспекты религиозных учений. Наиболее ярко это видно на примере социалистического права.

В данной работе были рассмотрены следующие вида правовых систем: романо-германская, англосаксонская, религиозно-традиционная и социалистическая правовая семьи.

Романо-германская правовая семья — это система, которой основана на заимствовании и приспособлении римского права. Для данной правовой системы характерно наличие нормативно-правовых актов, выступающие в роли основных источников права. Высшим нормативным актом является конституция. Особенность данной семья заключается в наличии системы кодексов (гражданский, уголовный, процессуальный). К источникам права также относятся подзаконные акты, обычаи и судебная практика. Последний не имеет юридической силы, а выступает в качестве дополнительного источника, т.е. решение суда высшей инстанции не обязательно для других судов, но может учитываться как пример для решения схожих дел. Обычаи применяются в частном праве, как дополнение к закону, так и кроме закона, в случае отсутствия нормативно-правового акта.

В романо-германской семье предпочтение отдается международному праву, чем внутригосударственному. Так, например, согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) радикально отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главный источник прав — судебный прецедент, которые обязательны для других судов. В отличие от романо-германской правовой семьи в семье общего права нет деления права на частное и публичное, а отрасли выражены нечетко. Судебная власть обладает большей независимостью и самостоятельностью в отношении к другим ветвям власти.

К религиозным правовым семьям можно отнести: мусульманское право (ислам), индусское право (индуизм), еврейское право (иудаизм). Для религиозных правовых семей характерно, что право здесь представляет собой часть единой и универсальной системы регулирования общественных отношений. Нет четкого разграничения на правила правовые, моральные и религиозные. Понимание права в религиозных системах шире, чем в светских. Право в них охватывает все стороны жизни человека, а не только юридические отношения. Важнейшим источником религиозного права являются божественные откровения, священные писания.

К традиционному праву страны  системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами. Они регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Нормативные акты имею вторичное знание, судебный прецедент не выступает в качестве основного источника права, а юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.

Социалистическая правовая семья составляет или, точнее, во многом составляла в про­шлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеоло­гическому признаку. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Основным источником социалистического права явля­лось вначале революционное творчество исполнителей, а позже — нормативно-правовые акты, в отношении которых декларирова­лось, что они выражают волю трудящихся, всего народа, руководимого ком­мунистической партией. Принимавшиеся нормативно-право­вые акты, большую часть которых составляли подзаконные (сек­ретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали волю и интересы пар­тийно-государственного аппарата.

Таким образом, правовые системы в современном мире неоднородны. В каждой правовой семье имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. К общей черте можно отнести то, что они все выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.

Список использованных источников

Нормативные акты

1) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)// Консультант Плюс;

2) Декларация Хельсинкской встречи на высшем уровне (Принята в г. Хельсинки 10.07.1992)// Консультант Плюс;

3) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Консультант Плюс;

Литература

4) Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999, 712 с.

5) Байтин М.И. Сущность права. Саратов: СГАП, 2001. - 416 с.

6) Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 400 с.

7) Жеребкин В.С. Противоречия при социализме и право. Владимир: Изд-во Владимир. ун-та, 1972. — 249 с. // Советское государство и право. - М.: Наука, 1974, № 12. - С. 141-142

8) Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972, 472 c.

9) Марченко М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т.1. Государство: Академ.курс / М.Н.Марченко, С.Н.Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.:Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 171-216 с.

10) Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие / Марченко М. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МОСКВА: Зерцало-М, 2009, - 528 с.

11) Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2004. - 512 с.

12) Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 266-282 с.

13) Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 - 206 с.

14) Правовая система России в условиях глобализации. Сборник материалов круглого стола / Под ред.: Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г. - М.: Ось-89, 2005. - 160 c.

15) Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. - М. Норма - 2-е изд., доп. 2010. - 672 с.

16) Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988, - 448 с.

17) Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., - 1995






 

  1. Байтин М.И. Сущность права. Саратов: СГАП, 2001. - 416 с.

  2. Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999, 712 с.

  3. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972, 472 c.

  4. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2004. - 512 с.

  5. Жеребкин В.С. Противоречия при социализме и право. Владимир: Изд-во Владимир. ун-та, 1972. — 249 с. // Советское государство и право. - М.: Наука, 1974, № 12. - С. 141-142

  6. Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. - М. Норма - 2-е изд., доп. 2010. - 672 с.

  7. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 400 с.

  8. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988, - 448 с.

  9. Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., - 1995

  10. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988, - 448 с.

  11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 - 206 с.

  12. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988, - 448 с.

  13. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие / Марченко М. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МОСКВА: Зерцало-М, 2009, - 528 с.

  14. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие / Марченко М. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МОСКВА: Зерцало-М, 2009, - 528 с.

  15. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие / Марченко М. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МОСКВА: Зерцало-М, 2009, - 528 с.

  16. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 400 с.

  17. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 400 с.

  18. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие / Марченко М. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МОСКВА: Зерцало-М, 2009, - 528 с.

  19. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие / Марченко М. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МОСКВА: Зерцало-М, 2009, - 528 с.

  20. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие / Марченко М. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МОСКВА: Зерцало-М, 2009, - 528 с.

  21. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 - 206 с.