Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общие закономерности и причины возникновения государства. Теории происхождения государства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества[1,С.25]

Государство и право касаются не только каждого из нас, но всего общества в целом и это особо проявляется в переломные моменты общественной жизни, например в условиях революций.

Что такое общество? Почему государство существует? Почему оно необходимо? Почему вопросы государства  становятся в центре жизни общества и по сей день?  Для этого в данной курсовой работе я постараюсь изучить и проанализировать причины и закономерности, способствующие формированию государства. Рассмотреть  два основных пути возникновения государства: восточный (азиатский) и западный. 

Целью и предметом данной курсовой работы, является общая характеристика основных теорий происхождения государства. Каждую теорию рассмотрим подробно и выделим в каждой основные проблемы и её представителей. 

Я полностью согласна, что вопрос о происхождении государства и права актуален и в наше время, и в будущем также всегда будут возникать спорные моменты. Всем понятно, что государство – это мощная сила, что государство – это очень сложная система, но вот лично мне, хочется выделить один момент, тысячелетиями отношения каждого человека и государства носили поистине драматический характер. Особенно раньше власть редко останавливалась перед какими-либо интересами личности, включая право на жизнь. Безусловно, умение управлять государством,  и тем более его создать – это большая работа. Но очень бы хотелось, чтобы все-таки простые человеческие отношения были не на самом последнем месте, очень уместны две   цитаты, одна из них мыслителя прошлого о Правовом государстве “Право должно быть выше власти” Цицерон[2,С.34] и цитата немецкого философа “Чтобы основать совершенное государство, надо, прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия” А. Шопенгауэр[3,С.11]

Для достижения указанных целей, необходимо решить следующие задачи:

1.Определить основные причины и закономерности происхождения государства

2.Описать пути формирования государства

3.Детально рассмотреть каждую теорию происхождения государства

Самостоятельные выводы будут написаны в конце каждой главы. Выводы  по выбранной теме и обобщение материала будут написаны в заключении.

ГЛАВА I. Общество. Общие закономерности и причины возникновения государства

Как подтверждают историческая и социологическая науки, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу[4,С.98]  Всякий человек имеет свои личные интересы, как бы он не приспосабливался к общественной среде, его индивидуальные интересы будут сохраняться. Естественно, общие интересы часто противоречат интересам индивидуальным. Главное состоит в том, какие интересы преобладают, организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведет к дестабилизации общественной жизни[5,С.32] Результатом этого должно быть взаимное сотрудничество. К. Маркс, например, кратко определял общество, “Как продукт взаимодействия людей”[6,С.402] Возникает вопрос, какое государство без общества? Было время, когда общество существовало, а государства не было. Это подтверждают ученые - историки, археологи,  антропологи. История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Из характерных признаков первобытного строя,  можно выделить следующее,  основой организации первобытного общества была община - род , племя, объединения, род был наиболее крупным объединением, от него исходили главные интересы и подчинения. Власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода, старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем, в любое время могли быть смещены собранием. В то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества.  

В процессе очень длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. Совершенствовались орудия труда, в связи с этим люди приобретали новые навыки, повышалась производительность труда, развивалась культура, нравственность. Важную роль сыграло разделение труда. Первое крупное разделение труда явилось отделение скотоводства от земледелия, затем от земледелия ремесло, стали появляться группы людей, занимающиеся той или иной деятельностью, появилась частная собственность, разделение на богатые – бедные, одни стремились к упрочению своего экономического положения, другие хотели изменить свое зависимое положение.  В связи с этим требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечить преимущество одних интересов членов общества за счет других. Общество раскололось на классы людей, на экономически неравные. В. И. Ленин писал: “Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены”[7,С.7]  

Одним из важных факторов, ускоривших переход от родового строя к государству, были возросшие войны, военные организации племён. Немало важную роль сыграла и религия, она сыграла большую роль в объединении отдельных народов и племен. Здесь уже можно говорить о такой  организации, которая выделилась  из общества – государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом[8,С.166] Государство - это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. 

Попробую обобщить полученную информацию о возникновении государства: развитие производительной силы, общественное разделение труда,  разделение на классы, имущественно - социальные отношения, распад родовой общины на отдельные семьи и переход ее в соседскую, появление частной собственности, психологические предпосылки (общие интересы, цели), территориальная организация населения, учащение войн, воздействие религии.

В связи с этим, я пришла к выводу, что государство может возникнуть только тогда, когда общество дошло до определенного уровня, знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон рассматривал в качестве одного из основных признаков государства дело, “достойное народа” при чем под народом им понималось “не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”[9,С.43] Когда основная задача государственной власти, состоит в том, чтобы оказывать влияние на волю и поведение граждан, направлять их активность в нужное русло. Когда общество дошло до экономического развития, при котором возможно содержать государственный аппарат.

ГЛАВА II. Пути формирования государства

Процесс возникновения и оформления государственности  происходил на основе следующих факторов, соотношение которых между собой влияло на появление нового государства на карте мира. К ним можно отнести: географические, природно-климатические, национально-этнические, культурно-исторические, экономические, социально-политические, религиозно-нравственные и иные особенности регионов и народов, что не могло не сказаться на путях становления государства и его правовой системы.

Развитие первобытного общества во всем мире происходило примерно одинаково, но на стадии перехода к государству, их пути разошлись. Этот процесс формирования государства  уникален для каждого народа, условно можно выделить несколько стран. Различают два основных пути образования государства: западный и восточный. Очень понравилось, как назвала пути формирования государства в своей книге,  доктор юридических наук, профессор Кашанина Т.В. “Государство-собственность” и “государство-власть” 

2.1 Западный путь возникновения государства

 “Государство-собственность” - Становление частной собственности, в первую очередь на землю, было результатом совершенствования и повышения эффективности средств производства. Если ранее обработка земли мотыгой требовала трудозатрат всех членов общины, то позднее обработка той же земли с помощью, например, буйвольной тяги была возможна гораздо меньшим числом людей. Это привело к делению общины на семьи и замене коллективной собственности собственностью семейной, или частной. Трудоспособные члены семьи во главе с мужчиной – домовладыкой стали составлять экономическую ячейку. Частная собственность - это более эффективная форма собственности. С ее появлением количество производимых материальных благ в обществе резко возросло, усилился взаимообмен, усложнились экономические связи между производителями. Все это потребовало создания особой координирующей и регулирующей структуры, которая бы постоянно и профессионально занималась регулированием и упорядочением усложнившейся общественной жизни, а именно государства. Государственными служащими становятся "знатные", и прежде всего в имущественном отношении, люди. Чуть позже власть стала передаваться по наследству. Немало важная отличительная черта западного пути - это климат. Благодаря умеренному климату, можно заниматься сельскохозяйственным производством, почти круглый год. 

2.2 Восточный, Азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и пр.)

“Государство - власть” - этот способ образования государства проходил в основном в регионах Африки и Азии, Россию также относят к странам азиатского способа производства. Восточный способ образования государства имел место на большем пространстве земного шара, и считается, что он был наиболее распространенным. Вряд ли по этому основанию его следует считать, как это делают некоторые ученые, типичным, а западный – уникальным[10,С.60] .Отличительные особенности: пока не появилась частная собственность, выделялся слой людей, который исполнял  необходимые для общественной жизни функции, требовавших применения насилия. Например, А.П. Бутенко отмечает, что это могла быть функция контроля за соблюдение запрета на инцест, т.е кровосмешения, и применение насилия к тем, кто это нарушил.[11,С.25] Можно отметить, в Северной Африке строительство ирригационных сооружений, на востоке и юге Азии, Передней Азии для повышения плодородия почв. В Древнерусском государстве строились оборонительные сооружения, в Передней Азии стоял вопрос о водопользовании, его необходимо было контролировать постоянно. Во всех этих регионах  были обороны от врага и завоевания новых территорий - это присуще только государству.  Постепенно стало добавляться экономическое регулирование. Дифференциация общества в этих регионах определялась не отношениями собственности и проходила не по имущественному признаку, а на основе социального статуса. Общество держалось на труде общинников. Основной отличительной чертой восточного пути, является преобладание  деспотии. Во главе мощного чиновничьего аппарата находился абсолютный монарх, он был лицом всего государства и вообще Богом на земле. Еще один фактор, неблагоприятно влияющий - это плохие, а иногда суровые климатические условия. 

Подведем итоги: для западного пути характерны: появление частной собственности, все привилегии отдавались знатным сословиям, проживание людей в мягких климатических условиях.

Для восточного пути характерны: господство государственной и общественной собственности на землю, процесс постепенного пере­хода родового строя в общество с государственной организацией, преобладание деспотии, суровые природно-климатические условия, надолго консервирующие общину как основную производственную ячейку.

ГЛАВА III. Теории происхождения государства

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Каждая из теорий отражает разные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и др. За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки различных теорий и доктрин, высказаны сотни и даже тысячи самых различных предложений. Рассмотрим теории более детально.

3.1.Теологическая теория

Теологическая теория является древнейшей из существующих теорий. Еще в Древнем Египте, Вавилоне выдвигались идеи божественного происхождения. Например, в Вавилоне, в законах царя Хаммурапи говорилось: “Боги поставили Хаммурапи управлять “черноголовыми”, человек является тенью Бога, раб является тенью человека, а царь равен Богу”[12,С.67] Основоположниками теории считаются Архиепископ Константинополя, представитель греческого церковного красноречия, византийский церковный деятель, православный Богослов Иоанн Златоуст (344 – 407), он отмечал, что существование властей - все это дело Божьей премудрости и поэтому надо “возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии”[13,С.551] Фома Аквинский (1225 – 1274) – средневековый философ и богослов. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира, сам божественный разум управляет всем миром, он лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства. К более поздним можно отнести идеологов католической церкви Мерсье Дезире (1851 – 1926) – бельгийский религиозный философ и церковный деятель, кардинал; Маритен Жак (1882 – 1973) – французский религиозный философ, а также идеологов исламской религии.

Основная идея теологической теории заключается в том, что государство – это божественное творение, а государственная власть - продолжение власти Бога на земле. Все социальные отношения, в том числе и имущественное расслоение, являются божественным замыслом, менять их недопустимо. Царь, который в ответе перед Богом, несет перед народом великий долг: распространять учение Божье, создавать условия для благочестивой жизни людей, наказывать тех, кто творит зло.

Я, как человек, верующий в Бога, уверена, что все на земле создал Всевышний, но то, что государство создано благодаря Господу, я с этим не согласна. Бог создал человека, а как ему дальше жить, продолжать свой род, развиваться и делать что-то во благо своего народа, это уже задача его самого. Мне понравилась цитата, и, думаю, будем уместно ее напечатать в разделе данной теории: “Если тебе понадобится рука помощи, она всегда при тебе – твоя собственная. Когда станешь старше, поймешь, что у тебя две руки: одна, чтобы помогать себе, другая – чтобы помогать другим” Одри Хепберн (британская актриса, гуманитарный деятель).

Достоинства данной теории: эта теория впервые подчеркивает значимость государства, позволяет установить в обществе порядок, вступление на царствование – это был большой ритуал, “освящался” Богом, поэтому перед правителем стояли огромные задачи, безусловные обязательства, ведь его выбрал Бог, он не имеет права подвести свой народ.

Недостатки данной теории: является ненаучной, с помощью нее нельзя доказать, или опровергнуть происхождение государства, исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. На более поздних этапах, правители стали прикрываться Богом, его волей, для оправдания своей неограниченной власти, было очень много несправедливых решений и наказаний.

3.2.Патриархальная теория

Патриархальная теория была распространена в Древней Греции и Риме, получила развитие в период средневекового абсолютизма. Основателем патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля, государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Аристотель говорил “Государство появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами, ради благой жизни”[14,С.20]. Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер – английский политический писатель, он был сторонником неограниченной королевской власти, пытался доказать, опираясь на библию, что Адам, который получил власть от Бога, предал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам королям. Свои идеи и мысли, он выразил в своем сочинении “Патриарх” [15,С.79]. Среди ученых в России разделивших положения данной теории можно выделить и русского социолога, публициста, литературного критика, народника Н. Михайловского (1842 – 1904), он призывал устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку. Историк М. Н. Покровский также утверждал, что тип государственной власти развивается из власти отцовской.

Сутью данной теории является то, что государство считается продуктом развития одной семьи. Власть рассматривается как продолжение неограниченной власти отца в семье, сопротивление этой власти недопустимо.

Достоинства данной теории: показывает важную роль семьи в развитии общества, способствует объединению общества, уважению, дает дух родства, что все мы одна семья, один за всех и все за одного, порядок в обществе, как результат подчинения “воле отца”.

Недостатки данной теории: примитивно объясняется процесс образования государства, недооцениваются экономические и социальные факторы ну и конечно снова оправдывается монархическая власть, власть отца постоянна и непоколебима, жесткие и несправедливые законы, отсюда возникают разногласия с народом, революции, войны и др.

3.3.Договорная (естественно – правовая) теория

Положения становления и развития данной теории развивались еще в V-IV вв. до н. э. софистами Древней Греции. “Люди, собравшиеся здесь! – обращался к своим собеседникам один из них ( Гиппий – 460-400 гг до н. э.)- Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе. Закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе ”[16,С.114]

Софисты считали, все, что называется “правом и правдой”, составляет результат соглашения людей. Люди, по их мнению, первоначально жившие врозь и не придерживавшиеся во взаимных отношениях никаких правил, позднее вынуждены были в интересах безопасности всех и каждого объединяться между собой и “установить законы – нормы права и правды”, которыми они “устраняли царивший беспредел, защищали слабых и сковывали произвол сильных”[17,С.44] Авторами данной теории принято считать Г. Гроция (1583 – 1645), Т. Гоббса (1588 – 1679), Дж. Локка (1632 – 1704), Ж. Ж. Руссо ( 1712 – 1778), П. А. Гольбаха (1723 – 1789), в России ее поддерживал русский писатель, революционный деятель А. Н. Радищев ( 1749 – 1802), каждый из них внес очень большой вклад в процесс становления и развития договорной теории.

Основой теории является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека, но условия жизни людей и характер человеческих отношений, мыслители видели по – разному. Оспаривая идеи божественного происхождения государства, А. Радищев считал, например, что государство возникает не как результат некоего божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, “есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан”[18,С.130]А. Радищев и в частности Ж. Ж. Руссо связывали образование государства с возникновением частной собственности. Но мнения их расходятся в том, кто его создал и для чего. Теория Радищева – государство с самого начала создается по договору между всеми людьми и для блаженства всех. По теории Руссо – государство создается богатыми людьми, с целью оправдания и защиты своих интересов, он писал “превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и обрекли к выгоде не-скольких честолюбцев весь род человеческий на труд, нищету и рабство”[19,С.87] Знаменитый труд Руссо – “Об общественном договоре, или принципы политического права”, основная задача состоит в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Государство рассматривается Руссо, как “условная личность”. На первом месте стоит забота об общем благе, о благе всего общества, народа.

Т. Гоббс думал о человечестве по-другому, он соглашался, что каждый “имеет право на все”, но при этом был уверен, все люди эгоисты, по своей природе алчные и жадные, живут по принципу “война всех против всех”, “человек человеку - волк”[20,С.36] Гоббс был за “абсолютную монархию”. Абсолютная власть государства по его мнению, необходима для защиты прав и свобод личности, избавления людей от страха быть постоянно незащищенными.

Дж. Локк отзывался о людях, их естественных состояниях и всего общества в целом, более душевно. По его мнению, естественное состояние ассоциируется с полной свободой, равенства и независимости людей друг от друга, имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого. Этим законом является разум, который учит всех людей, “которые пожелают с ним считаться, что, постольку ни один их них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого” [21,С.92] Дж. Локк писал, что “абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире”, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть вообще формой гражданского правления[22,С.96]

Изучив данную теорию происхождения государства, могу сделать вывод, что договорная теория полностью оспаривает идеи происхождения теологической теории, то есть она опровергла божественное происхождение, а это уже большой шаг познания в целом. Основой теории является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека, великие мыслители исходили из этого, но каждый на этот счет имел свое мнение.

Достоинства договорной теории: опровергнуты идеи божественного происхождения, сознательное и добровольное заключение договора гражданами перед государством, провозглашает взаимные права и обязанности сторон, государство обязано защищать интересы и права своих граждан, впервые обосновано право народа на свержение неугодной власти.

Минусы данной теории: государство рассматривается, как продукт человеческого разума и воли, носит во многом идеалистический характер, основана на субъективном факторе, игнорируются экономически – политические вопросы.

3.4.Материалистическая (классовая, марксистская) теория

Создателями классовой теории являются К. Маркс (1818 – 1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895) и В. И. Ленин (1870 – 1924). Эта теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, по экономическим причинам, а это – общественное разделение труда, прибавление прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы, с противоположными экономическими интересами и именно тогда возникает государство, подавляет и управляет, сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая, преимущественно, интересы экономически господствующего класса. Ф. Энгельс подчеркивал, что государство никоим образом не представляет собой силы, навязанной обществу. “Государство есть продукт общества на известной ступени развития, государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого необходимой стала сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах порядка. И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство”[23,С.176] Тем не менее, как бы Ф. Энгельс не относился к появлению государства с положительной точки зрения, он писал, что государство не будет существовать вечно положительную роль, государство не будет существовать вечно: "На определенной ступени экономического развития, которая связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором"[ 24,С.178] Наиболее подробно о истории классовой теории, Энгельс изложил в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной им в 1884 г.

Появилась публичная власть, она перешла в руки богатых и зажиточных людей, соответственно эта власть была не по вкусу обществу, не отвечала интересам простых людей.

В. И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что государство выступает органом примирения классов. Он писал: “По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание “порядка”, который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов ”[25,С.7]Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим[26,С.73]

Таким образом, можно делать выводы, суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается вывод, что государство есть исторически преходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов[27,С.38]

Достоинства данной теории: материалистические убеждения, экономические отношения на первом месте, благодаря переходу к производящей экономике дифференциация людей происходит по существенному признаку.

Недостатки данной теории: недооцениваются иные факторы, влияющие на процесс происхождения государства – это национальные, религиозные, нравственные, духовные, военно – политические, психологические и др., ущемляются социальные интересы простых граждан, игнорирование культурных факторов.

Но, несмотря на то, что представители других концепций и теорий происхождения государства, считают положения материалистической теории односторонними и неверными, русский юрист, цивилист, профессор Г. Ф. Шершеневич, писал: “Во всяком случае, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений”[28,С.125-126]

3.5.Теория насилия

Наиболее видными сторонниками данной теории, являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833 – 1821), австралийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838 – 1909), известный “ревизионист марксизма” К. Каутский (1854 – 1939. Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально – экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими[29,С.58-62]

Зачатки теории насилия появились еще в древности, в частности в сочинениях первого и второго поколений софистов. В их учениях государство рассматривается, как учреждение, существующее исключительно для блага сильного, а право – как средство обуздания одних слоев общества в интересах других. Первоначально право предназначалось, по мнению софистов, для “для обуздания сильного в интересах слабого”. Однако сильный, вскоре распознав это, сделал все, чтобы разорвать эти “противоестественные оковы” и “восстановить господство естественного закона”, согласно которому слабый по законам самой природы должен подчиняться сильному. Как пишет в своих работах Кашанина Т. В., теорию насилия, можно поделить на две теории.

А. Теория внешнего насилия ( Каутский К., Гумплович Л.)

Государство возникает в результате завоевания одного племени

(народа) другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не

только в ходе завоевания, но и после, для того чтобы не было постоянной

войны между ними. "Племя победителей, - отмечал Каутский, - подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство"[30.С.77] Государственная власть по мнению Гумпловича, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

Б. Теория внутреннего насилия (Е. Дюринг )

Дюринг считал, что основой общественного развития являются

формы политических отношений, а экономические отношения - следствие

политических актов. Чтобы объяснить этот тезис, Дюринг старался максимально упростить общество и предлагал представить его состоящим из двух человек. Две человеческие воли вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Но равные люди могут спорить по определенным вопросам. Как быть тогда? Дюринг предлагал привлечь третьего человека, так как без него принять решение большинством голосов представляется возможным. Без подобных же решений, т.е. без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государство. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой[31,С.43]

Таким образом, в происхождении государства, Л. Гумплович и К. Каутский рассматривали теорию насилия, по военно-политическим причинам, то есть завоевание одних племен другими, а Дюринг придерживался мнения, что насилие необходимо для удержания порядка и повиновения покоренных народов.

Достоинства данной теории: приоритет направлен на военно-политические факторы, неоспоримый факт возникновения ряда государств, стимул к завоеванию новых территорий, раскрыта роль насилия в процессе образования государств.

Недостатки рассмотренной теории: преувеличена роль насилия, на первое место поставлены военно-политические факторы, а социально-экономические сильно ущемлены, государство не является итогом внутреннего развития общества, оно есть сила, навязанная ему извне[32,С.19] Хочу еще выделить весьма критичную позицию немецкого юриста, государствоведа, представителя юридического позитивизма Г. Еллинека, теория силы, делал вывод автор, является неконструктивной теорией. Она не только обосновывает, а тем более “не основывает государство, а разрушает его, пролагая путь непрерывной революции”[33,С.141]

3.6 Психологическая теория

Представителями психологической теории являются З. Фрейд (1856-1939) – австралийский врач-психиатр и психолог, Фрэзер Джеймс Джордж (1854-1941)- британский антрополог, Г. Тард (1843-1904)- французский социолог, и наиболее выдающийся сторонник Л. И. Петражицкий (1867-1931)- русский юрист. Ее сторонники определяют государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права[34,С.164-188]

Фрейд считал, что человеку свойственны агрессивные импульсы, которые можно подавить только с помощью принуждения.

Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и такой силой является – государство.

Таким образом, психологическая теория утверждает, что государство создано благодаря особым свойствам человеческой психики, в частности, что у людей психическая потребность в подчинении, люди подражают более сильным личностям, ищут в их лице защиту.

Достоинства данной теории: на самом деле, эта теория меня очень порадовала, ведь в каждом из нас живет уникальный и богатый психологический мир, кто-то из нас умнее, кто чуть глупее, кто-то любит всеобщее обо-зрение и аплодисменты, а кто-то предпочитает оставаться в тени, исходя из этого, можно сказать, что в любое время, и в далеком прошлом, и в настоящем, мы делимся на две категории: ведомых и ведущих. И так будет всегда, будет главный и будут те, кто его чтит. Эта теория раскрыла то, что все в этой жизни проходит через человеческий разум, через нашу психику, через человеческие интересы, любые интересы, какими бы они ни были-политические, или бытовые.

Минусы данной теории: недостаток данной теории можно охарактеризовать одним словом, она очень идеалистична, преувеличена роль общественного сознания, почти полностью упущены экономические, политические, социальные, военные духовные, религиозные и другие факторы - без которых не может формироваться психика человека и уж тем более государство. Хочется дополнить свой вывод фразой Г. Ф. Шершеневича “В действительности же объяснить причины возникновения государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве”[35,С.128]

3.7 Расовая теория

Основателем расовой теории считается французский писатель-романист, социолог Ж. Гобино (1816-1882), большой вклад внес в эту теорию немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы и ее роль в развитии цивилизации вообще нельзя переоценить[36,С.57-59] Гобино, попытался объяснить весь ход человеческой истории в своем произведении “Опыт о неравенстве человеческих рас”, он делил человечество на три расы, каждую из которых связывал с определенными культурными и моральными характеристиками: черная – низшая раса, с ограниченным интеллектом, обладает большой энергией, напором и волей; желтая – стоит выше черной, апатичная, склонная к посредственности во всех отношениях, любящая утилитарность, уважающая закон, ценящая умеренную свободу; белая – арийцы – мыслящая и энергичная, обладающая острым интеллектом, широким представление об утилитарности, настойчивая, любящая свободу, обладающая сильным чувством чести, менее чувственная, чем другие расы.

Ницше всех людей делил на три типа: гениальные люди - немногие; исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу двух волей к власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада)[37,С.12]

Расовая теория имеет долгую историю, но полным ходом она развивалась и применялась в средние века, это период колониализма и в первой половине XX века – когда в Европе зародилась фашистская теория. Страны - завоеватели использовали расовую теорию для оправдания жесткого обращения с туземцами и захватом их земель, затем дело пошло уже намного дальше, цивилизованные страны, с помощью расовой теории оправдывали развязанною ими войну, например фашистская Германия - “Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию”[38,С.150]

Суть теории состоит в том, что государство образовывается в следствии разделения всех человеческих рас на высшие- это господство над все-ми и полная власть, и низшие – это небогатая, либо бедная, безвольно подчиняющаяся рабочая сила.

Достоинства данной теории: определяет, что все люди биологически разные, у каждой страны свое развитие.

Недостатки данной теории: лично я никогда не понимала людей, которые делят людей на расы, вот прям, не побоюсь этой фразы с маниакальным синдромом, унижая, оскорбляя, и тому подобное, если у тебя черный цвет кожи -значит ты раб, значит ты глуп, значит ты беден, у тебя нет рода…и вообще ты не человек. Здесь нарушается самый главный природный закон, закон человечества, все люди равны, у каждого человека одинаковые права с рождения и все предрассудки сторонников данной теории неуместны - ум, богатство, призвание и вообще судьбу человеческую, уж никак не могут зависеть от цвета кожи. В связи с этим появлялись губительные для народов фашистские теории, возникновение рабства, развязывались нацистские войны.

3.8 Органическая теория

Сторонниками органической теории являются Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист, наиболее видный представитель был Герберт Спенсер (1820-1903)- английский философ и социолог. Платон, например, сравнивал государство, его структуру и функции, со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства[39,С.41]

Органическая теория окончательно была сформирована в XIX веке, по мнению Г. Спенсера. По его мнению, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями – людьми – и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть – это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности, составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма[40,С.50]

Суть органической теории такова: общество и государство, есть некий живой организм, имеющий мозг и органы, каждый отдельный человек рассматривается, как клетка единого организма.

Достоинства данной теории: самый большой плюс данной теории по моему мнению – это то, что восприятие государства идет как единое целое, целостный, здоровый, взаимосвязанный организм, нам следует согласиться с автором теории и в том, что государство – это не продукт, навязанный обществу извне, а результат его постепенного развития (эволюции)[41,С.14] Выделяется то, что люди не только социальные, но и биологические существа.

Недостатки теории: нельзя рассматривать закономерности и государство в целом, только биологически, государство в первую очередь является социальным. Кроме того, органическая теория страдает умозрительностью, и поэтому многие ее обвиняют в том, что она ненаучна. Как проверить положения этой теории? Невозможно. Только логическое рассуждение здесь является добрым помощником[42,С.66]

3.9 Ирригационная теория

Автор идеи ирригационной теории, является современный немецкий ученый К. Виттфогель. В Древнем Египте, где вначале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, воды Нила на более обширные территории строительства каналов и водоподъемных устройств. Сложные и трудоемкие ирригационные работы требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Считают, что эти "организаторы" впоследствии, расширив свою компетенцию, и стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор[43.С.48]

Суть ирригационной теории заключается в сооружении специальных механизмов, контролирующих поступление и распределение воды на определенных территориях, в разных областях – в засушливой местности равно-мерно распределять воду, во влажных – сдерживать, строив дамбы.

Достоинства данной теории: на мой взгляд, плюсы ирригационной теории состоят в том, что она на самом деле подтверждает образование многих древних государств, такие как Египет, Китай, действительно были основаны вдоль крупных рек и поэтому постройка сооружений и механизмов водоснабжения, требовала контроля всей системы, главного и понимающего человека, а значит централизованной власти и ее приближенных.

Недостатки данной теории: данная теория объясняет происхождение только нескольких государств, а именно восточных, а значит о происхождении других государств, в разных частях мира, с различными климатическими условиями, об этом теория умалчивает. Также недооцениваются другие факторы, ощутимо влияющие на образование государства, это социально-экономические, военно-политические, психологические, религиозные, духовные и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного мною материала, попробую выделить основные моменты.

Государство – продукт общественного развития. Человеческое общество ступенька за ступенькой, в следствие многих закономерностей – социальных, нравственных, психологических, экономических и др., шагает вперед и на определенном этапе государство становится его основной управляющей системой. Государство развивалось на протяжении всей истории ,общество развивалось каждый день, менялись потребности, задачи, функции и в связи с этим в разные исторические периоды ученые трудились, изучали, спорили, каждый пытался дать свое определение государству. Выделю основные причины возникновения государства:

1. Переход от присваивающей экономики к производящей

2. Появление частной собственности

3. Социально-классовое разделение общества

Таким образом, государство возникло, чтобы организационно как бы в единое собрать все функции, взять под свой контроль проблемы общества, результатом этих плодов стало обеспечение существования человечества в новых условиях.

Пути формирования государства у различных народов мира протекали по-разному, каждый путь имел свои особенности, в своей работе я рассмотрела два пути образования государства: западный и восточный. Выделю основные особенности формирования каждого пути.

Западный: благоприятные климатические и географические условия проживания людей, появление частной собственности, общество разделено по имущественному признаку, кто богаче, тот и у власти.

Восточный путь: неблагоприятные климатические условия, в связи с этим, нужно было постоянно осуществлять масштабные ирригационные работы, задействовалось огромное количество людей на огромных территориях, преобладает деспотия. Это были отличительные черты, но здесь есть, на мой взгляд самая главная, общая черта рассмотренных мною путей формирования, это разделение людей на богатых и бедных, правящих и управляемых.

В своей работе я изучила наиболее известные теории происхождения государства, сделала в конце каждой главы самостоятельные выводы. Рассмотрим основные положения каждой теории и в заключении:

1. Теологическая теория - основоположник Ф. Аквинский. Основная идея, что все принадлежит Господу Богу, государство-это продукт божественного творения, а власть-продолжение власти Бога на земле.

2. Патриархальная теория - наиболее известные представители Аристотель, Н. Михайловский. Основная идея, что государство – это продукт развития одной семьи, власть – это неограниченная власть отца семьи, передающаяся по наследству.

3. Договорная теория – наиболее известные представители Ж. Ж. Руссо, Томас Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев. Основная идея, что государство рассматривается, как результат добровольного соглашения между гражданами и государством.

4. Материалистическая (классовая, марксистская) теория – сторонники классового подхода К. Маркс, Ф. Энгельс. Основная идея заключается в том, причиной образования государства является раскол общества на классы, который возник на определенном этапе в результате социально-экономического развития.

5. Теория насилия – наиболее известные сторонники Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский. Основная идея – самое первое место в появлении государства здесь придается военно-политическим факторам.

6. Психологическая теория – представители Л. Петражицкий, З. Фрейд, Г. Тард. Основная идея, что государство это продукт разрешения психологических противоречий.

7. Расовая теория – основные представители Ж. Гобино, Ф. Ницше. Суть теории в том, что все человеческие расы разделены на высшие, средние и низшие.

8. Органическая теория – основные представители Платон, Г. Спенсер. Основная идея, что государство живой организм, имеет органы, а каждый отдельный человек-это клетка всего организма.

9. Ирригационная теория – автор идеи К. Виттфогель. Суть теории состоит в том, что государство образовалось, как результат необходимости постоянно организовывать и контролировать ирригационные работы и сооружения.

Существует огромное множество теорий происхождения государства, рассмотрев основные из них, подробно изучив идеи, подходы, мнения авторов, я была очень удивлена тому, насколько люди мыслят по-разному, думают в разных направлениях, выдвигают порой просто невероятные идеи. Некоторые теории повергли меня в шок, многие порадовали. Но я пришла лишь к одному выводу. Каждая теория имеет право на существование, меньше или больше, в той, или иной степени. Все они имеют ценность, в каждой теории есть свои достоинства и наоборот недостатки. И на самом деле, проблема происхождения государства и права является дискуссионной, ученые всего мира будут еще не один десяток лет спорить и изучать на эту тему, кто знает, сколько теорий еще будет и придем ли мы к единому мнению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. А.Б. Венгеров. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Москва 1998г.

2. Мыслитель прошлого о Правовом государстве Цицерон .

3. Т. Кашанина Учебное пособие. Происхождение государства и права. Ци-тата А. Шопенгауэр.

4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права Москва 1911 г.

5. Хропанюк В.Н. под редакцией Стрекозовой В.Г. 1996 г.

6. Маркс К. Энгельс Ф. Соч.

7. В. И. Ленин Полн. собр. соч.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

9. М. Н. Марченко Теория государства и права 2 издание 2006 г.

10. Мулукаев Р. С., Малыгин А.Я. общая теория государства и права 1996 г.

11. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993 № 3

12. Лазарев В. В. Хрестоматия по всеобщей теории государства и права 2000 г.

13. Златоуст Иоанн. Беседы на Псалмы / Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста. В 12 т. Т.5.

14. Аристотель (384- 322 до н.э. ) древнегреческий философ и ученый Соч. “Политика”.

15. Филмер - англ. ученый Соч. “Патриарх”.

16. М.Н. Марченко теория государства и права 2-е издание.

17. Трубецкой Е. Н. Указ. соч.

18. М.Н. Марченко теория государства и права 2-е издание.

19. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства 1907 г.

20. Т. Гоббс английский философ Соч. “Левиафан”.

21. Дж. Локк английский ученый - материалист Два трактата о правлении. История политических и правовых учений.

22. Дж. Локк английский ученый - материалист Два трактата о правлении. История политических и правовых учений.

23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства 1989 г.

24. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства 1989 г. С. 178

25. Ленин В. И. Полн. собр. соч.

26. Ленин В. И. Полн. собр. соч.

27. Хропанюк В. Н. Теория государства и права 2-е издание 1996 г.

28. Шершеневич Г. Ф. Указ. соч.

29. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы 1909 г.

30. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. II. М., 1931г.

31. Дюринг Е. Ценность жизни. СПб., 1894г.

32. А. В. Малько , В. В. Нырков, К. В. Шундиков Теория государства и права Москва 2011г.

33. Еллинек Г. Указ. соч.

34. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теориейнравственности. Т. 1, СПб., 1907г.

35. Шершеневич Г. Ф. Указ. соч.

36. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права.

37. Ф. Ницше (1844-1900г.) - немецкий философ, представитель иррационализма иволюнтаризма. Соч. "Воля к власти".

38. М. Н. Марченко Теория государства и права 2006 г. Правда 1946 14 марта

39. Хропанюк В. Н. Теория государства и права 1996 г.

40. Спенсер Г. Основание социологии Т. I,II СПБ 1908 г.

41. Г. Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог. Соч. "Позитивная политика"

42. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права 4-е издание 2015г.

43. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права 4-е издание 2015г.