Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШРИФТОВЫХ ДИЗАЙНЕРОВ МАКСА МИДЕНГЕРА И ЭДУАРДА ХОФФМАНА

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В искусстве шрифта, как и везде, царит мода, которая диктует свои законы, разумные и неразумные. В тех случаях, когда здравый смысл не чувствует себя скованным этими законами и когда мода, не будучи слишком тиранической, оставляет ему некоторую свободу, хороший вкус придерживается изящной простоты…» [5].

Мода на шрифты столь же естественна, как мода на одежду, автомобили, дома. Каждый век диктует свои каноны красоты, свой стиль.

Печатная реклама воплощается в жизнь посредством типографики, которую Н. Дубинин характеризует как «графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, моделирование облика произведения печати».

Типографика - это древнейшая разновидность индустриального дизайна. Ее развитие начинается с изобретения И. Гуттенбергом печатного станка. Корни же художественно-типографического мышления уходят к временам рукописной книги, с которой связан большой опыт целесообразного и красивого размещения текста на плоскости листа [5].

Печатная реклама активно использует культурное наследие, оставленное известными мастерами типографики. Современные дизайнеры часто стилизуют сообщения, подчеркивая тем самым связь времен.

Периодически в центре рекламного творчества определенные стили становятся более востребованными или - модными. В настоящее время популярными вновь становятся стили, возникшие на рубеже XIX-XX столетий - модерн и конструктивизм.

Модерн спровоцировал поиск новых шрифтовых рисунков. Здесь нарушаются пропорции знаков, линии изгибаются, пластика довлеет над конструкцией буквы, строка сливается в единый сложный и витиеватый орнамент. Современные дизайнеры достаточно часто обращаются к этому стилю. Его использование в рекламе призвано донести до зрителя и читателя мысль об утонченности и изысканности фирмы или продукта.

В графике модерна «выражено активное эмоционально-волевое начало, стремление не к рациональности, а к воплощению таинственных духовных сил. Многозначительный, он полон символами этих сил (Мировое Дерево, Вечная женственность в образах томных масок с прядями распущенных волос и т.п.)» [2].

Середина прошлого века, мир оправляется от последствий войны. В искусстве актуально течение модернизма, набиравшего обороты с двадцатых годов. Он зародился как реакция на обилие деталей, излишнюю декоративность классического искусства.

Война придала ему особую ценность: в послевоенные годы людям было не до роскоши и богатства оформления. В архитектуре и интерьерах на первое место вышли функциональность, простота геометрии и минимализм.

В этот период времени, в типографике, важна становится информация: вместо рисованных иллюстраций используются фотографии, либо знаки из простых геометрических форм.

Интернациональный типографический стиль или швейцарский стиль, появившийся во второй половине 50-х годов ХХ века - концепция дизайна, повлиявшая на всё последующее поколение художников, графиков, типографов.

Объект исследования: этапы развития типографики (шрифтового дизайна)

Предмет исследования: швейцарский интернациональный стиль в типографике – шрифт Helvetica.

Цель исследования: проанализировать изменения дизайна шрифтов в эпоху модернизма на примере обзора деятельности шрифтовых дизайнеров Макса Миденгера и Эдуарда Хоффмана основоположников швейцарского интернационального стияля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить основные понятия в области типографики.

2. Рассмотреть шрифты эпохи модернизма (Grotesk) – базовой основы появления швейцарского интернациональный стиль в типографике (дизайн шрифтов).

3. Проанализировать исторические предпосылки и показать значимую роль шрифтовых дизайнеров Макса Миденгера и Эдуарда Хоффмана в появлении интернационального шрифта Helvetica.

4. Проанализировать основные характеристики и области применения шрифта Helvetica.

С целью получения достоверного результата применялись разные методы, как общенаучные исследовательские методы, так и специализированные: метод сопоставления, теоретические методы исследования (исторический, сравнительный).

Структура работы. Курсовая работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованных источников.

1 ТИПОГРАФИКА: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

1.1 Основные терминологические понятия

Типографика - графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка, проектирование или непосредственное моделирование облика произведения печати.

Назначение типографики в том, чтобы сделать печатный текст более удобным для чтения и усвоения.

Типографика в современном понимании возникла одновременно с появлением первого печатного станка и в течение нескольких веков была синонимом книгопечатания.

Сегодня к типографике, так или иначе, причастны верстальщики и печатники, авторы и редакторы, художественные и технические редакторы, художники-графики и оформители, каллиграфы и дизайнеры шрифта, художники книги и дизайнеры-графики.

Слово «типографика» имеет общий корень со словом «типография», а, следовательно, «печатный текст», упоминаемый в определении, - это текст, отпечатанный на бумаге.

С другой стороны, вторая часть термина – «графика» – не менее ясно указывает на родственную связь с графическими видами искусств, и, в первую очередь, с графическим дизайном.

Сегодня графический дизайн многозначно проявляется в телевидении и Интернете, в айдентике и печатной продукции (Айдентика - это визуальная составляющая бренда. Это практически все, что относится к бренду, от его названия, позиционирования до логотипа, фирменных шрифтов, плакатов и т. д.).

Оформление широкого ряда разнообразных объектов невозможно без типографики. Печатная форма для нее - лишь один из вариантов использования.

Пространственная организация текста - ключевой и наиболее творческий момент типографики. В этом смысле ее можно определить, как искусство экспозиции двухмерных форм на плоскости.

Если шрифтовая графика складывается из букв, то типографика – из строк. Соответственно, эстетика типографики заключена не только в оптимальной организации шрифтового материала, огромное значение имеют все «пространства между» - пробелы между буквами и между словами, отступы, втяжки, межколонники, спуски и т.п.

Для хорошей типографики характерно то, что она незаметна и не привлекает к себе внимание. Такая типографика требует вполне стандартных, или классических, шрифтов, а также ровных и постоянных интервалов – ведь отсутствие каких бы то ни было визуальных разрывов позволяет улавливать смысл написанного быстро и легко.

Современный набор - это сложная высокоорганизованная система не только передачи информации, но и ее семантического членения, в которой пробелы, точки, запятые, знаки вопроса и восклицания, дефисы и тире, кавычки разных толков, скобки, слэши играют важнейшую роль.

При этом типографика испытывает заметное давление со стороны цифровых интерактивных средств, которые постоянно создают новые формы существования информации. Мы наблюдаем появление в печатных изданиях нового графического языка.

Как показывает исторический опыт любой проектной деятельности, в том числе художественной, всякая новая технология несет в себе зачатки новых эстетических и функциональных возможностей.

Развитие этих возможностей часто приводит к коренным изменениям не только в данной проектной практике, но и во многих смежных с ней областях. Изменения, которые претерпела эстетика типографики за последние сто лет, можно без преувеличения назвать революционными.

В графическом дизайне типографика является основным элементом творческой полиграфической обработки и графического оформления текстовых изданий: различных листовок, брошюр, рекламных плакатов, оригинальных вывесок магазинов.

В наши дни типографика - это не просто набор текста, а мощнейшее средство креативного дизайна. Она приобретает самые необычные формы применения, например, кaллиграмма - способ тесного слияния шрифта с изображением. Это способ творческой организации шрифта, в каком·- то смысле -графическая игра, когда текст ложится в рамки очертания рисунка и своим расположением создает иллюстрацию.

1.2 Основные принципы шрифтовой графики

Шрифт является одним из величайших изобретений человечества. Он - не только средство передачи информации определенной системой письма в упорядоченной графической форме.

Шрифт является выразителем культурного наследия народа и рассматривается как средство эстетического и художественного оформления носителя информации. В полиграфии шрифт используется как одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.

Понятие «шрифтовая графика» имеет две составляющих: шрифт и графика. Слово «шрифт» (нем. Schrift) означает письмо, начертание букв, второй термин - «графика» - ясно указывает на родственную связь с графическими видами искусств, в первую очередь, с графическим дизайном.

Можно сказать, что шрифтовая графика - это искусство создания графических произведений с помощью шрифта или на его основе [1].

Типографика связана с понятиями шрифтовой графики, шрифтового оформления, искусством шрифта, композиции печатных произведений, верстки печатных изданий.

Это значит, что, с одной стороны, она входит в круг графических искусств, а с другой, относится к области техники и технологий производства.

Одним из основных изобразительных элементов текстового компонента печатного издания является шрифт.

Шрифт – одно из величайших достижений человечества. С помощью шрифта человек передает знания, информацию во времени и пространстве.

Шрифт является графической формой определенной системы письма, в которой изображение букв, цифр, знаков имеет общую закономерность построения, единый стиль начертания.

Функционально, шрифт - это средство воспроизведения текста в печатном издании. Однако шрифт является носителем не только логической, но и эстетической информации. Например, читатель, рассматривая тексты, напечатанные на незнакомом языке, воспринимает только эстетическую информацию шрифта - изображение знака, например, иероглифа [1].

Знание развития, становления шрифта не только как носителя утилитарной функции, но и как объекта графического искусства, - гарантия сохранения главных принципов шрифтовой графики: ясности, удобочитаемости, ассоциативной образности.

Рассмотрим эти принципы подробнее:

1. Ясность шрифта. Ясность шрифта подразумевает быструю узнаваемость букв, оправданную простоту их графики.

2. Удобочитаемость - свойства текстового материала, характеризующие комфортабельность и лёгкость восприятия его человеком.

В типографике принято оценивать функциональность шрифта понятиями «гибкость», «удобочитаемость» и «четкость».

Гибкость шрифта. Самые используемые шрифты имеют множество различных стилей: стандартный, облегченный, жирный и т. д. Разные стили одного и того же шрифта хорошо сочетаются в одном дизайне и выглядит сплоченно.

Четкость определяется легкостью, с которой читатель отличает один символ от другого. Можно говорить о четкости восприятия дорожного знака или логотипа.

Удобочитаемость - более широкое понятие и характеризует легкость, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора.

Удобочитаемость текста зависит от полиграфических составляющих (тип шрифта, его размера, цвета и т.п.) и лингвистических (сложные синтаксические конструкции, незнакомая лексика и т.п.).

Существуют исследования, которые подтверждают, что 8-9 кегель удобны для текстов, ориентированных на детей, а 10 кегель удобен для взрослых [6].

Если вы хотите донести своё сообщение до людей, то вам необходимо задумываться о читабельности выбранного шрифта:

размер – выбирается в соответствии с носителем (учитывается носитель - например, при дизайне визитки шрифт должен читаться при небольшом размере, а для социальных сетей нужен шрифт, отлично читаемый на маленьких экранах);

высота букв - средняя высота строчных букв в набранном тексте определяет, насколько строчные буквы разнятся с заглавными (это может ухудшить читабельность);

интервал - правильные отступы могут колоссально улучшить читаемость.

Полиграфические элементы, влияющие на удобочитаемость, можно условно разделить на несколько групп:

1. Шрифт: размер, цвет, тип, интервал между буквами, жирность.

2. Цвет: контрастность, цветопередача.

3. Оформление: длина строки, выравнивание, колонки, ширина полей.

Данные группы показывают, что с точки зрения полиграфии, удобочитаемость зависит от трех компонентов и их исполнения. Для того чтобы правильно оформить текст, необходимо проанализировать адресата, которому он предназначается.

Но существуют и общие правила оформления печатного текста:

1. Форма представление печатного текста. Необходимо изначально определить в каком виде будет представлен текст: электронном ли печатном. Исходя из этого, подобрать необходимый шрифт, например, если текст планируется представить в бумажном варианте, то используется шрифт с засечками.

2. Адресат. От адресата зависит очень многое, раньше уже упоминалась, что оптимальный размер шрифта для детей и взрослых разный. Также необходимо обратить внимание на назначение текста, если это официальный документ, то не следует цвет шрифта делать ярким или разноцветным, или использовать шрифт, предназначенный для создания листовок, буклетов и т.п.

3. Единый стиль. Для обеспечения удобочитаемости текста, не следует делать оформление чересчур пестрым, во всем должна просматриваться определенная логика, единство.

Использование большого количества разных шрифтов, цвета, выделения и т.п., в разы снижает эффективность прочтения. Для создания удобного при чтении текста следует руководствоваться правилом единого стиля, которое позволит избежать отягощения текстового материала.

1.3 Шрифты эпохи модернизма в типографике

Идеологический подход к типографике, зарождавшийся в Европе в первой и второй декадах ХХ века, развивался вопреки всем бедам индустриализации ХIХ века. Он был «обязательством» против алчности, коммерциализации, эксплуатации и дешевизны.

Движение модернистской типографики - мятеж против слишком декоративного оформительского подхода XIX века (Приложение, рисунок 1).

Чтобы разобраться с типографикой, а конкретно - со шрифтами модернизма, нужно чётко обозначить это понятие (хотя бы приблизительно) во времени и принципиально.

Модернизм - направление в искусстве конца XIX - начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ [5].

Модернизм (фр. modernisme, от moderne - современный, англ. modernism) - неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах.

В наиболее широком из них оно употребляется в западной эстетике и искусствознании ХХ века для обозначения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-модернизского характера, возникших под влиянием НТП в техногенной цивилизации во второй половине ХIХ - первой половине ХХ века (или даже несколько шире), начиная с символизма и импрессионизма и кончая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной мысли ХХ века, включая все авангардные движения, вплоть до его антипода - постмодернизма.

В качестве основных особенностей модернизма, указывают на эстетическую стратегию автономии искусства, принципиальную независимость от количества вне художественных контекстов (социального, политического, религиозного и т.п. [5].

Рассмотрим шрифты, которые были востребованы в типографике в модернистский период:

1) Шрифт Akzidenz Grotesk (1896) (Приложение, рисунок 2) считается одним из первых и важнейших шрифтов без засечек (Гротесков). Он был впервые выпущен типографией Berthold Type Foundry в Берлине.

Самый популярный шрифт этого направления, Акциденц-Гротеск, был выпущен Литейным цехом Бертольда в 1896 году и, возможно, был первым в своем роде. Вскоре он стал одним из наиболее широко используемых шрифтов и даже был продан в США под названием «Стандарт» или «Основной коммерческий» [7].

В середине 20 века Akzidenz Grotesk стал главным шрифтом «швейцарской типографики».

В конце двадцатых годов 20 века Akzidenz Grotesk стал терять свою популярность в связи с выходом геометрических гротесков вроде шрифтов Futura и Erbar (Приложение, рисунок 3, 5).

2) Шрифт Futura. В 1924 году Якоб Хегнер заказывает Паулю Реннеру (Paul Renner) «шрифт будущего». В 1927, после трёх лет работы шрифт появляется на свет, он отражает в себе влияние Баухауза и советского конструктивизма и изначально задумывался как шрифт будущего. Первое использование данного шрифта состоялось в 1927 году, когда он впервые был отлит компанией Bauer.

Являясь геометрическим гротеском с формами, стремящимися к идеальным геометрическим фигурам, шрифт Futura становится классическим шрифтом (Приложение, рисунок 4).

Futura – другой шрифт стиля без засечек (sans-serif), широко используемый в графическом дизайне. Этот шрифт основан на геометрических формах и используется в таких логотипах и в книгах, где текст занимает немного больше места, чем обычно.

Существуют такие версии шрифта, как Futura Black, Futura Display, Futura Condensed и т.д. [7].

Шрифт Futura был русифицирован к Летним Олимпийским Играм 1980 года, он стал основой для фирменного стиля и логотипа Олимпиады (Приложение, рисунок 4). Иллюстрации также выполняются в геометрической технике.

3) Шрифт Erbar. Erbar-Grotesk (1926) (Приложение, рисунок 5).

Первым отлитым в металле немецким геометрическим гротеском стал Erbar-Grotesk, выпущенный словолитней Ludwig & Mayer в 1926 году. Его создатель Якоб Эрбар (Jakob Erbar, 1878 - 1935) взял в качестве базового элемента своего шрифта круг (отметим практически идеально круглую форму прописной буквы О.

В период с 1926 по 1930 год Erbar-Grotesk вырос в беспрецедентно большое шрифтовое семейство со множеством начертаний: от светлого до жирного с соответствующими курсивами, узкими начертаниями, а также несколькими оригинальными контурными начертаниями для заголовков и буквиц.

Позднее появились шрифты Lucina, Lichte fette Grotesk, Lumina и Lux, которые были своего рода «родственниками» семьи Erbar-Grotesk. Характерными чертами Erbar-Grotesk являются двухчастная строчная «а» и выразительная лигатура «ß», у которой есть и верхний, и нижний выносные элементы. Отголоски шрифта Erbar-Grotesk и по сей день можно встретить на многих уличных указателях в западной части Берлина.

4) Шрифт Kabel. 1928 - первый выпуск шрифта Kabel (Приложение, рисунок 6). Словолитня Klingspor выпустила работу Рудольфа Коха в 1927 году в единственном начертании [8].

В небольшой публикации 1930 года Рудольф Кох представляет диаграммы - квадратные модульные сетки, на основе которых строились прописные буквы. Примечательно, что, в отличие от Erbar Grotesk или Furura, в шрифте Kabel Рудольф Кох строит букву D экстремально узкой.

Характерные особенности шрифта: короткая «кепочка» у строчной буквы - а, двойная конструкция W, наклонный средний штрих e, а также довольно затейливая форма g.

5) Шрифт Univers. Шрифт Univer был спроектирован в 1954 году, как аналог шрифта Akzidenz Grotesk, был очень популярен в 1950-х и 1960-х годах (Приложение, рисунок 7).

Univers – шрифт, разработаный Адрианом Фрутигером (Adrian Frutiger) имеет массу сходств со шрифтом Helvetica.

Univers спроектирован таким образом, что он может легко быть прочитан с длинных расстояний по сравнению с другими шрифтами. Поэтому он находит частое применение в дорожных знаках, используется множеством авиакомпаний. Примерами выдающиеся фирм, которые использовали этот шрифт являются Swiss International Air Lines, Deutsche Bank и Frankfurt airport [8].

6) Шрифт Neue Haas Grotesk. Макс Мидингер создаёт Neue Haas Grotesk в 1957 году. Шрифт был создан как аналог Akzinenz Grotesk в связи с его растущей популярностью (Приложение, рисунок 8). Представленный на выставке «Graphic 57» в июне 1957 года, шрифт мгновенно стал популярным, став признаком швейцарского дизайна [8].

7) Шрифт Neue Haas Grotesk. Готовые оттиски новорожденного Haas Grotesk появляются в 1957 году (Приложение, рисунок 9).

8) Шрифт Helvetica. В 1959 шрифт Neue Haas Grotesk был несколько видоизменён для машины Linotype, на которой планировалось запустить его в массовое производство.

Этот шрифт в целях маркетинга Хайнз Эйль, менеджер по продажам в Stempel AG (компания, лицензировавшая шрифт), предложил назвать Helvetia, но оно было уже занято, и Э. Хоффман предложил другое - Helvetica (Приложение, рисунок 10).

Helvetica выглядит максимально разборчиво, нейтрально и серьезно. Именно поэтому с самого начала её покупают только серьезные компании: Deutsche Bahn, BMW и т.д.

Затем Helvetica попадает в руки Adobe и Apple. С развитием информационных систем Helvetica было удобно взять за основу. Тут она разрослась до известных масштабов, и сама стала брендом.

Эта гарнитура является одной из самых популярных на планете, символизируя нейтральный шрифт без лишней стилизации.

Выводы по первой главе

В качестве основных особенностей модернизма, указывают на эстетическую стратегию автономии искусства, принципиальную независимость от количества вне художественных контекстов (социального, политического, религиозного и т.п.)

Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ.

В начале в типографическом стиле активно использовались шрифты Akzidenz Grotesk и Univers, но с появлением Helvetica стиль приобрёл единый и постоянный шрифт.

Эта гарнитура является одной из самых популярных на планете, символизируя нейтральный шрифт без лишней стилизации.

2 HELVETICA – «ПРОДУКТ МОДЕРНИЗМА»

2.1 Предпосылки появления швейцарского интернационального стиля в типографике

Интернациональный типографический стиль или швейцарский стиль, появившийся во второй половине 50-х годов ХХ века - концепция дизайна, повлиявшая на всё последующее поколение художников, графиков, типографов.

В этот период времени, в типографике, важна становится информация: вместо рисованных иллюстраций используются фотографии, либо знаки из простых геометрических форм.

В начале в типографическом стиле активно использовались шрифты Akzidenz Grotesk и Univers (рассмотренные ранее в параграфе 1.3), но с появлением Helvetica стиль приобрёл единый и постоянный шрифт.

Швейцарский интернациональный стиль безраздельно господствовал в 1950 - 1960-х гг., но началом его зарождения является, так называемая «новая типографика», которая сформировалась и продвигалась еще в середине 1920 -х гг. в Баухаусе в Германии, во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе в России, а также в Варшаве, Праге, Берлине и Амстердаме.

Эстетические принципы «новой типографики» брали свое начало в художественных достижениях футуризма, дадаизма, неопластицизма, функционализма и конструктивизма.

Модернистские и авангардные художественные ценности первоначально были переведены на язык типографики в творчестве Л. Мохой-Надя, П. Цварта, Г. Байера, Й. Альберса, О. Шлеммера, Й. Шмидта, Эль Лисицкого.

Появление нового типографского искусства в социокультурном плане было обусловлено ростом массовой культуры, а перед его создателями стояла задача в условиях демократизации социально-политических ценностей общества создать язык типографики, наиболее эффективно воздействующий на сознание масс. Функционально обоснованная, грамотная визуальная культура должна была формировать новый тип социальных отношений в современном обществе.

Ученые из Калифорнии подсчитали: человек в сутки видит больше 100 тысяч слов. Кажется, многовато, но если задуматься: забавные истории в социальных сетях, названия остановок, объемные рабочие документы, обеденное меню, лейблы на одежде, адресные таблички, надписи на косметике и продуктах, книга перед сном и т.д. Можно продолжать бесконечно. При этом самое интересное, что большинство надписей выполнено одним шрифтом - Helvetica.

В послевоенные 50-е, мир дизайна стремился к красоте, лаконичности и демократизации, поэтому особенным успехом пользовался швейцарский стиль (Приложение, рисунок 11).

Маленькая швейцарская компания Haas’sche Schriftgiesserei, вблизи Базеля, разрабатывает и продает шрифты, однако дела идут из рук вон плохо: давят конкуренты. Большой опыт работы в сфере и высокая потребность в шрифтах на рынке подсказывает директору словолитни Эдварду Хоффману решение проблем - создать идеальный шрифт, который захотят все (Приложение, рисунок 12).

Историческая справка. Гофман родился 26 мая 1892 года в Цюрихе. В 1917 году он занял должность в типографии Haas, в которой он проявил большую страсть в области, в которой он никогда не учился.

Основные идеи о том каким именно должен быть новый продукт у Э. Хоффмана уже есть, остается найти талантливого исполнителя.

По легенде Э. Хоффман находит личный блокнот одного из агентов по продажам и видит талантливую работу шрифтовика, которому предстоит взяться за реализацию задуманного. Владельцем блокнота (Приложение, рисунок 13) был Макс Мидингер (Приложение, рисунок 14).

Историческая справка. М. Мидингер родился 24 декабря 1926 года в Цюрихе. С 1930-1936 гг. работал наборщиком шрифтов в ряде компаний. В 1936 году он стал типографом в рекламном отделе, а в 1954 году создал свой первый шрифт.

2.2 Основные признаки швейцарского стиля в типографике

Швейцарский стиль, иначе называемый также «международным», сформировался в центральной Европе в 40 - 50-е годы ХХ века и по сей день остается универсальной константой мирового дизайна.

Выдержавший почти столетнюю проверку временем он обладает большим потенциалом в эпоху электронных коммуникаций, что мы можем наблюдать на многочисленных примерах.

Именно в случае швейцарского, интернационального стиля мы можем видеть, как типографика становится философией, и собственно, языком универсального общения.

Основными формальными признаки этого стиля является:

- использование модульных сеток - конструктивной основы композиции;

- флаговая выключка текстового набора;

- использование одного шрифта;

- использование ярких открытых цветов;

- явная работа не только с формой, но и с контрформой;

- использование фотографии вместо иллюстрации и т.д.)

Ключевые задачи, стоящие перед ним – это максимально быстрая, массовая и универсальная коммуникация, безальтернативная, объективная и платформа-независимая [11].

Инструментами швейцарской типографики являются:

1. Шрифт.

2. Верстка.

3. Модульная сетка.

4. Цвет.

5. Контрформа.

6. Фотография.

Принципы швейцарского дизайна:

1. Шрифт гротеск

2. Флаговый набор (Приложение, рисунок 15).

3. Слепые строки для отделения абзацев - фрагментарность чтения (мы как бы говорим – «вы можете начать читать с любого места») (Приложение, рисунок 16).

4. Один шрифт (Приложение, рисунок 17).

5. Явное использование простой модульной сетки (явная и простая сетка вызывает доверие у зрителя) (Приложение, рисунок 18).

6. Цвет только один (Приложение, рисунок 19). Простой и однозначный. Важен не цвет, а контраст.

Один цвет - одна функция. Меньше цветов - легче чтение, больше доверие, дешевле печатать.

7. Черно-белая фотография (Приложение, рисунок 20).

8. Форма и контрформа (Приложение, рисунок 21).

Три источника и три составные части швейцарской типографики:

1. BAUHAUS (Бауха́ус - dысшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus - учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре).

2. DE STIJL («Де Стейл» (нидерл. «De Stijl», «Стиль») - общество художников, образованное в Лейдене в 1917 году. Данное художественное направление также именуется неопластицизмом) [11].

Основные инструменты направления «Стиль»:

- форма - квадрат;

- ритм - прямой угол;

- цвет - красный, синий, желтый (+ белый, черный).

Принципы направления «Стиль»: Графика и типографика прямого действия:

- минимизация и оптимизация изобразительных средств – «экономичность и «технологичность, то есть достижение максимального эффекта с минимальными затратами;

- высокая скорость коммуникации – всё и сразу;

- массовость и объективность коммуникации, то есть доступность и однозначность интерпретации;

- технологическая универсальность – «кроссплатформенность».

Старались уйти подальше от модерна и от эклектики.

3. DIE NEUNE TYPOGRAPHIE (книга «Новая типографика», автор Ян Чи́хольд - типограф, дизайнер, преподаватель и писатель, совершила переворот в способах набора.

Новая типографика:

- отказ от декоративных нефункциональных элементов;

- простая и ясная композиция;

- применение одной гарнитуры шрифта;

- функциональность;

- контрастное шрифтовое решение - от сверхжирных до ультралайтов;

- тотальное применение прописного алфавита;

- нейтральная страна - нейтральный дизайн - нейтральная типографика

(дизайн связан с политической ситуацией);

- стиль не является характерным элементом швейцарского подхода (ремесленный, местечковый подход, непрофессиональный дизайн).

Инструменты швейцарской типографики:

1. Шрифт.

2. Верстка.

3. Модульная сетка.

4. Цвет.

5. Контрформа.

6. Фотография.

Шрифты (Приложение, рисунок 22):

Наверняка, создатели Гельветики, никогда не подозревали о том, что их детище станет фаворитом большинства дизайнеров мира. Примеры её применения вы можете увидеть даже на улице, в рекламных плакатах, постерах, журналах и многом другом.

Сегодня, из простого шрифта, Гельветика превратилась в целую визуальную культуру. Ведь этот шрифт характеризуется легким и четким чтением. Им с легкостью можно манипулировать, создавая при этом широкий спектр работ и дизайнов, смешивая в миксе с различными стилями и элементами.

Выводы по второй главе

Интернациональный типографический стиль или швейцарский стиль, появившийся во второй половине 50-х годов ХХ века - концепция дизайна, повлиявшая на всё последующее поколение художников, графиков, типографов.

Понять Швейцарский стиль - значит понять особенности шрифтов, с которых все началось – это классические шрифты без засечек, являющиеся основой новой тенденции.

Основатели швейцарского стиля, утверждали, что дизайн должен фокусироваться на содержании, а не на декоративных дополнениях. Уделяя меньшее внимание декору, Швейцарский стиль устраняет отвлекающие факторы для зрителя и позволяет воспринимать и изучать сложный информационный дизайн, а не просто смотреть и восхищаться им.

Наверняка, создатели Гельветики, никогда не подозревали о том, что их детище станет фаворитом большинства дизайнеров мира. Примеры её применения вы можете увидеть даже на улице, в рекламных плакатах, постерах, журналах и многом другом.

Сегодня, из простого шрифта, Гельветика превратилась в целую визуальную культуру. Ведь этот шрифт характеризуется легким и четким чтением. Им с легкостью можно манипулировать, создавая при этом широкий спектр работ и дизайнов, смешивая в миксе с различными стилями и элементами.

3 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК HELVETICA

3.1 Анализ первичного исследования изменений, произошедших в веб-типографике

В 2009 году был проведен обзор современных методик типографики. С того времени количество приёмов отзывчивого дизайна существенно возросло и укрепило свои позиции на поприще CSS-вёрстки.

С выходом в свет мобильных устройств появились новые режимы просмотра веб-сайтов и чтения, представленного на них текста.

Владельцам интернет-изданий пришлось пересмотреть свой подход к презентации контента на мобильных устройствах.

Веб-типографика стала намного богаче, разнообразнее и удобнее для чтения. Тем не менее, новые возможности идут рука об руку с новыми сложностями в реализации, которые для нас всех послужили стимулом пересмотреть свои любимые приёмы.

Рассмотрев актуальные данные с 50 авторитетных сайтов, для исследования был выбран широкий ассортимент международных газет, журналов и блогов, каждый ресурс прошёл внимательную и тщательную оценку.

Были выбраны издания и организации с очень большой аудиторией читателей (например, газеты The Boston Globe и The Financial Times), а также специализированные журналы с меньшей, но более требовательной аудиторией (например, A List Apart и UX Booth).

Контент этих веб-сайтов предназначен в первую очередь для чтения непосредственно на сайте, а не для обработки сервисами вроде Instapaper и Readability.

Таким образом, содержимое таких сайтов должно очень легко читаться чтобы пользователи продолжали их посещать. Поскольку читабельность контента - это главная цель дизайна таких изданий, приёмы, которые применяются для достижения этой цели можно считать образцом передового опыта в веб-типографике.

Тщательно проанализировав стили изданий, на базе которых проводилось исследование, были получены следующие данные:

1) Часто используемые шрифты с засечками и без засечек (рисунок 23). Какой шрифт выбрать?» - это, несомненно, один из наиболее важных вопросов, на которые дизайнер должен найти ответ работая над веб-типографикой.

Гарнитура задаёт тон всему веб-сайту, неправильный выбор может исказить замысел или разрушить желаемую атмосферу сайта. Противостояние между шрифтами с засечками и шрифтами без засечек продолжается. течении четырех лет такое положение вещей немного сдвинулось в пользу шрифтов с засечками.

C:\Users\User\Desktop\Headings_serif_-sans1-rus.png

Рисунок 23 - Диаграмма частоты использования шрифтов

Шрифты с засечками и без засечек пользуются почти одинаковым спросом, когда речь идёт о заголовках.

Скорее всего дизайнеры руководствуются теми же соображениями что и раньше. Шрифты с засечками, несомненно, выделяются в заголовках.

Можно также привести много аргументов в пользу использования их в основном тексте, в частности то, что засечки обладают способностью направлять читателя и имеют удобочитаемую структуру.

В любом случае, противопоставление шрифта с засечками в основном тексте и шрифта без засечек в заголовке (или наоборот) позитивно влияет на общий внешний вид контента и читабельность сайта.

Согласно полученным данным, популярность шрифтов с засечками за последние несколько лет возросла, по крайней мере когда дело касается основного текста (рисунок 24).

C:\Users\User\Desktop\body_serif_sans1-rus.png

Рисунок 24 - Популярность использования шрифтов для основного текста

Неожиданным стало открытие, что большинство сайтов используют в качестве главного шрифта нестандартные гарнитуры: в 39% случаев для основного текста и 66% случаев для заголовков. Это изменение доказывает, что типографика стала весомым компонентом создания уникального брэнда и атмосферности сайта. Эти показатели подтверждают увеличение разнообразия в веб-типографике, чего, в общем, и следовало ожидать.

C:\Users\User\Desktop\Typfaces-comparison-rus.png

Рисунок 25 – Популярные гарнитуры

Наиболее часто в стеках шрифтов указываются Times, Times New Roman, Georgia, Helvetica и Arial.

3.2 Шрифта Helvetica: достоинства и недостатки

Дизайнер шрифта. За основу берется несколько старых шрифтов Schelterische Grotesk (1880 г.) и Akzidenz-Grotesk (1896).

Удачный дизайн и отличный маркетинг - Helvetica выглядит максимально разборчиво, нейтрально и серьезно. Именно поэтому с самого начала шрифт покупают только серьезные компании: Deutsche Bahn, BMW и т.д. Затем Helvetica попадает в руки Adobe и Apple.

С развитием информационных систем Helvetica было удобно взять за основу, тут он сама стала брендом.

Союзники ассоциируют этот шрифт с доступностью, честностью и открытостью. Шрифт без засечек и со строгим горизонтальным срезанием окончаний будто ничего не скрывает. Не зря именно его выбрало правительство США для формы налоговых деклараций, отчетов управления по охране окружающей среды и надписи названия своей страны на военной технике.

Логотип, как ассоциативная картинка, часто включает название компании или аббревиатуру от нее. Среди логотипов со словами фаворитом снова становится наш сегодняшний герой среди шрифтов: McDonalds, Nestle, Energizer, Toyota, Skype, Google, Intel, Jeep, Motorola, Olympus, American Apparel… iOS 7 - Helvetica Neue UltraLight.

Популярность этого швейцарского шрифта среди дизайнеров, изготавливающих опенинги, титры, а также элементы промо-кампании и студий, которые их заказывают, базируется на всех очевидных преимуществах Helvetica:

а) достоинства:

- шрифт, внешне простой, поэтому не будет отвлекать внимание от заложенной в тексте информации, а значит подойдет в любой ситуации;

- облик нейтрален, благодаря этому выполняется главная миссия шрифта, суть которой не развлекать, а доносить определенное сообщение;

- не портит целостность композиции / не «задевает» идею;

-максимально утилитарен и функционален;

- содержит огромное семейство шрифтов на любой вкус;

- является самым «проверенным» и узнаваемым шрифтом;

- отлично читается при любом размере;

- удачно «вписывается» в своем первозданном виде;

- ассоциируется со множеством успешных картин;

- по мнению многих дизайнеров, работавших как в 1960-е, так и в 2010 -е, представляет собой идеальный шрифт;

- единственный шрифт, которому посвящен целый документальный фильм.

Недостатки Helvetica. Нейтральность и повсеместность Helvetica делает ее похожей на армию, захватившую территорию и удерживающую положение численным превосходством. Helvetica использует везде и это плохо. Не стоит использовать только один удачный прием. Нужно искать новые инструменты выразительности под каждую новую задачу.

Результат работы Хоффмана и Мидингера 1957 года сильно отличается от того, что сегодня принято называть Helvetica. Наш современник более квадратен, а внутрибуквенный просвет наоборот скруглен.

Если оригинальную версию называли близкой к идеалу, то используемая на практике сегодня вариация, грешит потерей пропорций.

Респектабельность шрифта может сыграть злую шутку. Первоначальная версия Helvetica за 61 год серьезно поменялась. Сам Макс Мидингер выпустил несколько вариаций Helvetica. Затем над ней потрудились сотрудники Adobe и Apple чтобы использовать в цифровом формате. Вслед за Apple в Microsoft начали использовать похожий шрифт.

После многих лет использования Helvetica в качестве системного шрифта для операционных систем iPhone, iPad и Mac он, наконец, смог сделать популярный шрифт. Apple обнаружили, что Helvetica трудно читать на более мелких экранах [10].

Буквы смешиваются, если расстояние слишком мелкое, а размер шрифта и разрешение были слишком низкими. Компания нуждалась в чем-то более универсальном и предназначенном для своих продуктов. Итак, они разработали Сан-Франциско, и я уверен, что многое в этом шрифте выглядит очень похоже на Helvetica. Они используют две основные версии: SF для iOS и MacOS и SF Compact для Apple Watch.

Хиппующие 70-е и отвязные 80-е тяготевшие к индивидуальности сделали паузу в отношениях с Helvetica, чтобы в 90-х с новой волной энтузиазма вернуться к нему. Наверное, такая изменчивость и есть секрет успеха Helvetica. Однако ничто не может быть вечным. Возможно уже сегодня кто-то из дизайнеров-шрифтовиков начал разрабатывать новую классику [10].

Выводы по третьей главе

Гельветика стала доминирующим шрифтом в визуальной культуре интернационального стиля. Она была и остается наиболее часто применяемым гротеском и самым популярным акцидентным шрифтом.

На основе Гельветики сформирована визуально графическая среда европейских и американских городов. Множество корпоративных логотипов современных мировых брендов выполнены с применением литер Гельветики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Графические дизайнеры по всему миру сходятся во мнении, что Helvetica – наиболее влиятельный, а также широко используемый шрифт на сегодняшний день. Этот тип шрифта без засечек (sans-serif) был создан Максом Мейдингером (Max Meidinger), известным швейцарским дизайнером и Эдуардом Хоффманном (Eduard Hoffmann).

Helvetica имеет различные версии: латинская, греческая, японская, хинди, еврейская и т.д. Мировые бренды, такие как AT&T, American Airlines, Microsoft, Panasonic, Placebo, Stimorol, Samsung, Sanyo, Zanussi, BMW, Energizer, GM, Intel, Jeep, Motorola, Nestle, Olympus и Toyota так же используют в своих логотипах этот шрифт.

Каждое качество шрифта влияет на человека на уровне оптики, древних инстинктов и культурного опыта. Эти скрытые сообщения могут помогать вашему дизайну работать, а могут мешать, поэтому, выбор шрифта необходимо соотносить с передаваемым сообщением, ценностями бренда и предпочтениями целевой аудитории. Лучше использовать минимум качеств, настроив их максимально точно, чем десять раз попасть «в молоко». Тогда дизайн будет понятен целевой аудитории, полезен заказчику, и интересен для других дизайнеров.

Я считаю, что Helvetica - это очень ценный шрифт. Существует не так много дизайнеров, которые могут разработать шрифт, который становится настолько стандартизированным и узнаваемым, как Helvetica.

Я думаю, что Мидингер и Гофман заслуживают невероятной суммы кредита за единство, которое они создали среди общества с помощью нового концептуального дизайна для нашего алфавита.

Helvetica была разработана для создания единства после войны, и сегодня он используется так часто, что фактически представляет собой единство.

Я думаю, что Helvetica - это очень хороший шрифт для простой и мощной передачи текста. Это шрифт с чрезвычайно простым дизайном, но это совсем не ограничивает его, вместо этого он позволяет зрителю иметь еще более открытую интерпретацию. Я также ценю Helvetica, потому что я предпочитаю шрифты sans-serif для их простоты и удобочитаемости. Я думаю, что они выглядят более современными и добавляют элемент чистоты в дизайн.

Helvetica - это основной шрифт без засечек. Он используется все время и везде, куда мы идем. Он очень успешен, на мой взгляд, потому что я не могу придумать шрифт, который когда-либо превзошел бы Helvetica в его публичном использовании.

В моей жизни Helvetica всегда присутствовал. Я вижу это на уличных указателях, общественных объектах, вывесках предприятий, плакатах и рекламе каждый день.

Некоторые дизайнеры задаются вопросом, как любой дизайн шрифта может когда-либо доказать себя сильнее или лучше, чем Helvetica. В этом есть что-то такое, что совершенно правильно. Они даже говорят, что дело не в самих буквах, а в промежутках между ними, что делает Helvetica настолько успешным. Это заставляет меня задаться вопросом, что мы можем узнать от швейцарских дизайнеров Miedinger и Hoffmann, которые создали Helvetica, шрифт, который подтолкнул модернистское движение дизайна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Безруков, Е.А. Шрифтовая графика / Е.А. Безруков, Г.Ю. Мхитарян; под науч. ред. Г. С. Елисеенкова. -2-е изд. - М.: Издательство Юрайт; Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2019. - 116 с.

2. Герчук, Ю.Я. История графики и искусства книги / Ю.Я. Герчук. – М.:

Аспект Пресс, 2000. – 236 с.

3. Головко, С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие / С. Б. Головко. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 423 с.

4. Кашевский, П.А. Шрифты / П.А. Кашевский. – Минск: «Лiтаратура i Мастацтва», 2012. – 192 с.

5. Кудрявцев, А.И. Шрифт: История: Теория: Практика: Учеб. Пособие / А.И. Кудрявцев. – М.: Ун-т Натальи Нестеровой, 2003. – 247 с.

Интернет-источники:

6. Шрифты. Классификация шрифтов. URL: http: //www. fontov. Net /shrift-klassifikacia

7. https://pllsll.com/blog/66

8. http://www.fontbureau.com/nhg/

9. www.grapheine.com/wp-content/uploads/2015/04/max-miedinger-hoffman-helvetica.jpg-да

10. https://pllsll.com/blog/626

11. https://www.smashingmagazine.com › 2013/05

ПРИЛОЖЕНИЕ

Иллюстрации к Части 1 и Части 2

Рисунок 1 - Декоративный оформительский подход 19 века

Рисунок 2 - Шрифт Akzidenz Grotesk (ок. 1896)

Рисунок 3 - Шрифт Futura

Рисунок 4 - Иллюстрации к олимпиаде основаны на геометрии

Рисунок 5 – Шрифт Erbar, 1922-1930

Рисунок 6 - Шрифт 1927

Рисунок 7 - Постеры в швейцарском стиле, использующие шрифт Univers

Рисунок 8 - Шрифт Neue Haas Grotesk, 1957

C:\Users\User\Desktop\536184874b4.gif

Рисунок 9 - Шрифт Neue Haas Grotesk

Рисунок 10 – Шрифт Helvetica

C:\Users\User\Desktop\mURycAnnb6w.jpg

Рисунок 11 – Интернациональный стиль

C:\Users\User\Desktop\eduard-hoffmann.jpg

Рисунок 12 – Эдвард Хоффман

Рисунок 13 - Разворот блокнота Эдварда Хоффмана, президента шрифтовой студии Haas, запись от 7 мая 1957 года: «все буквы вроде наконец ок»

C:\Users\User\Desktop\cc60228bde6.jpg

Рисунок 14 - Макс Мидингер (Цюрих, 1910 - 1980)

Рисунок 15 – Флаговый набор

Рисунок 16 – Использование слепых строк

Рисунок 17 – Один шрифт для набора всех текстов

Рисунок 18 – Использование простой сетки

Рисунок 19 – Использование одного цвета

Рисунок 20 – Использование черно-белой фотографии

Рисунок 21 – Использование всей поверхности

Рисунок 22 – Гарнитуры шрифтов