Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Организация общественной власти

Содержание:

Введение

Предметом курсовой работы является изучение власти, зародившейся в первобытном обществе. Данная тема имеет существенное значение. Она показывает, на основе каких процессов происходила власть в первобытном обществе, её развитие, а также истоки, причины и условия возникновения классовых обществ и государств.

Цель работы – рассмотреть власть в первобытном обществе как прообраз современного государства.

Задачи курсовой работы: изучить историю первобытного общества и её значение, дать краткую характеристику первобытнообщинного строя (включая структуру, социальные нормы и экономику), описать власть в первобытном обществе в соответствии с общеисторической периодизацией. Каждая глава раскрывает решение одной задачи.

В курсовой работе «Организация общественной власти в первобытном обществе» использовано 20 источников литературы, включающий в себя различные конспекты лекций, методические рекомендации, монографии, учебные пособия и учебники (в том числе для студентов ВУЗов по направлению «История» и «Юриспруденция»). Авторы – ведущие российские учёные, кандидаты и доктора юридических наук, академики и члены-корреспонденты РАН и преподаватели ВУЗов в области права, юриспруденции, истории, философии и этнографии.

Глава 1. Общая характеристика истории первобытного общества

§ 1. Предмет и значение истории первобытного общества

Предметом истории первобытного общества является первобытнообщинный строй, который считается начальной стадией существования человечества. В качестве синонимов истории первобытного общества употребляются понятия «преистория», «доистория» (например, английское prehistory, французское préhistoire), «дописьменная история», «бесклассовая», «догосударственная» история.

Изучение истории первобытного общества даёт возможность проследить истоки и эволюцию многих предметов и явлений человеческой жизни, в том числе и современной: это орудия труда, одежда, жилища, занятия людей, социальные институты (брак, семья, община), искусство, религия, нравственность [1].

Н.М. Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» [2].

Первобытная история – сложнее всего поддающийся точным реконструкциям раздел истории, в котором наряду с несомненно установленным ещё много неисследованного и спорного [3].

§ 2. Хронология и периодизация первобытного общества

Хронология – это определение времени первобытной истории. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Начало истории первобытного общества – это появление человека; согласно наиболее распространённой точке зрения это произошло примерно 2,5 млн лет назад. Конец истории первобытного общества – это появление первых классовых обществ и государства. Самыми древними считаются государства Египет в Африке и Шумер в Азии: они возникли на рубеже IV – III тыс. до н. э. В других регионах возникновение государств произошло позднее. Таким образом, установить жесткие и однозначные хронологические рамки истории первобытного общества невозможно [1].

Периодизация – это деление истории на отдельные, существенно отличающиеся друг от друга этапы [1]. Существует несколько периодизаций первобытной истории в зависимости от выбранного критерия [1, 3]:

  1. Общеисторическая периодизация
  2. Специальная периодизация:
  • Археологическая периодизация
  • Геологическая периодизация
  • Палеоантропологическая периодизация

Общеисторическая периодизация включает в себя праобщину (первобытное человеческое стадо), раннепервобытную (раннеродовую) общину, позднепервобытную (позднеродовую) общину, первобытную соседскую общину [1].

Период праобщины был самым длительным в истории человечества [4]. Началом праобщины считается возникновение целенаправленного изготовления орудий труда, а концом – переход к родовому строю [1]. Возникновение праобщин объясняется условиями жизни, при которых одиночное существование особи исключалось в принципе. И действительно, собирательство давало пищу малокалорийную и забирало много времени, а облавная охота на крупного зверя или на быстрых стадных животных был возможна лишь в составе относительно лишь большого и сплочённого коллектива. Такой коллектив насчитывал около 20 человек. Отдельно выделяют праобщину неандертальца – более сплочённую и многочисленную [4].

Раннепервобытная (раннеродовая) община датируется примерно 40-35 – 8 тыс лет назад. Это был тот период, когда сформировалась родовая организация. Именно род играл главную роль в жизни первобытных людей данного периода [1]. Раннепервобытная община была подлинным коллективом, настоящей коммуной. В ней действовал принцип: от каждого - по способностям, каждому - по потребностям [5].

Позднепервобытная (позднеродовая) община датируется примерно 6 – 3 тыс до н.э. [1]. В этот период возникают племена. Племя – крупное общественно-политическая единица, объединяющая несколько общин. Оно характеризуется общностью территории, языка, культурной и сакральной жизни. В позднепервобытной общине значительная часть избыточного продукта стала сосредотачиваться в руках вождей и родовой знати [4]. Избыточный продукт сыграл важную роль, создавая материальные предпосылки для развития социальной дифференцировки и классообразования [6].

Первобытная соседская община не поддаётся точной датировке, поскольку разные народы в разное время вступили в эту стадию и в разное время вышли из неё. Конец эпохи первобытной соседской общины совпадает со временем возникновения государств. Данный тип общины называется соседской, или территориальной, поскольку родовые связи в общине постепенно вытесняются связями соседскими, связями по территории, близости проживания, а не кровного родства [1].

Для археологической периодизации критерием является материал и техника изготовления орудий труда; в соответствии с этим выделяют такие эпохи развития человечества как каменный век, включающий палеолит, мезолит и неолит, меднокаменный век (энеолит), бронзовый век и железный век.

Орудия в раннепервобытном, позднепервобытном и раннем предклассовом обществе в большинстве случаев изготовлялись из камня, дерева, кости, рога и раковин. Согласно археологической периодизации - это каменный век [5]. Функция инструментов из камня на протяжении всего каменного века: деревообработка и разделка добычи. Люди каменного века заготавливали и ели желуди, удаляя из них вяжущие вещества, тогда же открыты лекарственные свойства растений, методы хирургии, физио- и психотерапии и создана та самая народная медицина, к которой мы обращаемся сегодня, когда пасует медицина научная [7].

Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит. Палеолит (древний каменный век) подразделяется на ранний палеолит (заканчивается 100 тыс. лет назад), средний палеолит (заканчивается 40 тыс. лет назад) и поздний палеолит (заканчивается в X тыс. до н.э.). Мезолит (средний каменный век) начинается в IX тыс. до н.э. и заканчивается в VII тыс. до н.э. Неолит (новый каменный век) начинается в VI тыс. до н.э. и завершается в конце III тыс. до н.э., когда в отдельных регионах Передней Азии человек научился получать бронзу [4].

Конец неолитической эпохи, когда появляются первые орудия из меди, обозначается термином энеолит (меднокаменный век, конец 4 – начало 3 тыс до н.э.) [8].

Бронзовый век датируется примерно III-II тыс. до н.э. Классическая бронза – это сплав меди с оловом в соотношении 9:1. Бронзовые орудия твёрже и прочнее медных. В бронзовом веке всё ещё широко применялись каменные орудия [1].

Третьим освоенным металлом было железо. С периодом первобытной соседской общины связано только начало раннего железного века (I тыс. до н.э.) [1]. Из железа начали производить самый разный инвентарь, в том числе и сельскохозяйственный, и это действительно коренным образом преобразовало земледельческую технику, позволив осваивать новые недоступные прежде области [6].

Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: предледниковую (эоплейстоцен), ледниковую (плейстоцен) и послеледниковую (голоцен). В плейстоцене значительные пространства Северной Евразии и Северной Америки периодически подвергались оледенению. Обычно насчитывают четыре наступления и отступления ледников и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эпохи (интерстадиалы). Применительно к Европе для эпох оледенения использую термины «гюнц», «миндель», «рисс» и «вюрм» (по названиям альпийских рек, где были хорошо прослежены ледниковые отложения). Гюнц и миндель относятся к нижнему плейстоцену, рисс – к среднему, вюрм – к верхнему плейстоцену. Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части, а может быть, и полностью – мезолиту. Неолит – уже время голоцена. В конце – мезолита и начале неолита наступила эпоха голоцена – геологической современности [3, 8].

Для палеоантропологической периодизации критерием биологическое развитие древнего человека. Принято выделять такие стадии развития предков человека, как архантропы («древнейшие люди»), палеоантропы («древние люди») и неоантропы («новые люди») [1]. Архантропы представлены питекантропами и синантропами. На конференции 1962 года их отнесли к Homo erectus («человек прямоходящий»). Питекантроп – первое существо, которое точно изготавливало орудия труда, а значит, может уверенно причислено к людям. По сравнению с австралопитековыми, объем мозга питекантропа значительно увеличился и составлял, в среднем, 900 см. кб. У питекантропа был покатый лоб с выступающими надбровными дугами и угловатый затылок. Но на теле у него уже появляются потовые желёзы и исчезает волосяной покров. Синантроп жил 350-400 тыс. лет назад, его объем мозга был, в среднем, 1000 кб. см. Синантроп имел постоянные места обитания и, судя по найденным костям, коллективно охотился на крупных животных - оленей, газелей, диких лошадей, буйволов и носорогов. Не исключено, что синантроп владел членораздельной речью и, что важно, широко использовал огонь.

Неандертальцы (палеоантропы, Homo neanderthalensis) появляются примерно 130 тыс. лет назад. Неандерталец жил в вюрмское оледенение и многие его физические особенности сформировались под влиянием тяжелейших условий жизни. Для морфологии неандертальца характерна силовая адаптация: массивный скелет и череп дополнялись большой мышечной массой. Наряду с этим он имел вполне современный мозг объемом, в среднем, 1200-1600 кб. см. с развитыми лобными долями, отвечающими за логическое мышление. Без сомнения, неандерталец обладал и членораздельной речью [4].

Ископаемый человек современного физического типа (Homo sapiens sapiens «человек разумный» - неоантроп, «кроманьонец»). Термином «кроманьонец» называют ископаемых людей современного типа, которые были обнаружены в разных регионах, но впервые его останки найдены во Франции («Кро-Маньон, 1868 г.). По своим морфологическим характеристикам он почти не отличается от современного человека. Ископаемым сапиенсам свойственна большая широколицесть, рост мужчин превышал рост женщин [8].

Соотношение периодизаций показано в таблице:

Общеисторическая

периодизация

Археологическая периодизация

Геологическая периодизация

Палеоантропологическая периодизация

1. Праобщина (первобытное человеческое стадо)

Нижний и средний палеолит

Плейстоцен

Архантропы и палеоантропы

2. Раннепервобытная (раннеродовая) община

Верхний палеолит и мезолит

Плейстоцен и начало голоцена

Неоантропы

3. Позднепервобытная (позднеродовая) община

Неолит

Голоцен

Неоантропы

окончание таблицы

4. Первобытная соседская община

Поздний неолит, энеолит, бронзовый век, ранний железный век

Голоцен

Неоантропы

Периодизация истории первобытного общества

Источник: Данилова, В. Ю. История первобытного общества: учеб. пособие / В. Ю. Данилова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Вла-димир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 75 с.

История первобытного общества имеет существенное значение для изучения власти в первобытном обществе. Благодаря ей мы имеем соответствующую периодизацию, можем рассмотреть каждый этап формирования и осуществление власти соответственно соответствующей эпохи, проследить параллели между биологическими свойствами человека и развитием его труда с организацией и управлением общины и самого труда. Исторические сведения о первобытнообщинном строе дают нам представления о предпосылках и причинах формирования современных государств, организации их институтов власти, возникновении права и социальных норм человека и общества в целом.

Глава 2. Общая характеристика первобытного общества

§ 1. Структура первобытного общества

Основной единицей общества была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племён. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приёмы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединённых. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приёмов труда. Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определённая территория [9].

Род (родовая община) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытнообщинный строй», а его социальная организация – родоплеменной.

Род отличался внутренним единством, социальные различия проводились по двум основаниям: пол и возраст, этим определялась функциональная роль членов общества [10].

Род выполнял следующие функции:

  1. Экономические: распределение земли, трудовая и материальная взаимопомощь, наследование имущества.
  2. Социальные: взаимозащита, контроль за соблюдением обычаев.
  3. Идеологические: контроль за соблюдением обрядов [1].

Линиджи – наиболее распространённые в догосударственных обществах форма родственных объединений, напоминающих род, клан, большую семью. Такие минимальные родственные ячейки называют ещё фамилиями. Некоторые англоязычные авторы используют для этих целей также термин ramage (ветвь). Линиджи основываются на демонстративном учёте предков, кланы – на договорном счёте происхождения. В первобытном обществе, построенном на принципах родовой организации, каждый род подразделялся на множество линиджей. В среднем линиджи включали в свой состав линейных родственников от трех до семи и даже десяти поколений. В отличие от него большая семья обычно ограничивалась тремя-четырьмя. В рамках такой группы сосредоточивалась вся хозяйственная жизнь, производство пищи и других благ, распределение их, кормление и первичное воспитание потомства, т.е. передача трудовых, культурных, социальных и бытовых навыков. От рода линидж отличается тем, что происхождение в нем ведется не от мифического, а от реально существовавшего предка, что может быть прослежено и установлено [17]. В зависимости от типа филиации линиджи называют либо матрилиниджами, либо патрилинджами [5].

Появляются также фратрии. Фратрия – это объединение нескольких родов одного племени. Фратрии могли быть экзо- и эндогамными. Функции фратрий были те же, что и у рода, только в более крупных масштабах. Возможно, фратрии могли выступать в качестве отдельных военных единиц. Фратрии объединялись в племена [1].

В роду формируется табу на кровосмешение, так как многократные внутриродовые браки приводят к вырождению потомства. С возникновением этого табу многие учёные связывают начало разложения родового строя. Причина в том, что род перестал быть самодостаточным и был установлен принцип экзогамии – запрет на внутриродовые браки. В результате стали налаживаться связи между различными родами, который приобрели постоянный характер. Объединение родов получило название племени. Оно по управлению и жизни было похоже на род. Племенем управлял племенной совет, который состоял из вождей тех родов, которые входили в состав племени [11]. Племя являлось верховным собственником территории, на которой оно проживало, отличалось общностью культуры и быта, имело властные функции [1].

Люди, одни для нападения, другие для защиты, соединялись в союзы племён. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами или областями нашего времени [12].

§ 2. Социальные нормы первобытного общества

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию [13].

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определённые способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято называть мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине [14].

Представления о безусловной необходимости, оправданности и справедливости наказания — лишь весьма слабое (и гораздо позднее) выражение карательной позиции тех времен, когда наказание воспринималось буквально как святое дело, как сакрально-ритуальное мероприятие по очищению и поддержанию порядка, оскверненного тем или иным проступком. Согласно подобным представлениям о нетерпимости любых нарушений запретов и отклонений от принятого образа жизни, помимо наказания отдельного нарушителя за то или иное частное отступление, периодически требовалось и общее очищение от накопившейся скверны нарушений и отступлений от должного порядка [15].

Кроме запретов, имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи.

Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить её на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений [14].

Таким образом, социальные нормы первобытного общества имели следующие особенности:

  1. Их появление обусловлено потребностями выживания и существования рода. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной.
  2. Регулировали отношения между людьми.
  3. Реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени).
  4. Существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения.
  5. Обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода).
  6. Имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали.
  7. Выступали в виде мононорм, в которых находили выражение одновременно религиозные, нравственные и иные представления людей того времени.
  8. Обеспечивались мерами общественного воздействия.
  9. Были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в которой человек является частью природы.
  10. Выражали интересы всех членов родов и племени [10, 16].

Социальные нормы первобытного общества включат себя следующие виды (с указанием гипотетической очерёдности появления):

  1. Ритуал – это правило поведения, в котором акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причём эта форма является строго канонизированной. Ритуал ещё можно назвать церемонией, демонстративным действием. Целью любого ритуала является внушение определённых чувств, или иначе с его помощью осуществляется определённый психологический настрой людей. Примеры ритуалов: церемония вступления в брачные отношения, ритуал проводов соплеменников на охоту, ритуал «вступления в должность вождя», ритуал преподнесения даров вождям и другие [12].
  2. Обряды также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют ещё и воспитательные, идеологические цели [13]. Примеры: обряды инициации (т.е. обряды и испытания, знаменующие переход юношей и девушек в категорию взрослых), обряды жертвоприношений и другие [6].
  3. Мифы – образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать и чего делать нельзя. Мифы выполняли познавательную и нормативно-регулятивную функцию, а также несли в себе идеологическую нагрузку [12]. Например, мифы об Атлантиде [15].
  4. Обычай – это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Особенности обычаев: регулируют устойчивые общественные отношения, которые складываются на протяжении длительного периода времени; становятся всеобщими в результате многократного их применения; выражают какую-то жизненную закономерность, нарушение которой грозит серьёзными последствиями для человеческого рода; в обычае воплощается авторитет всего общества в целом; обычаи, регулирующие одни и те же общественные отношения, очень разнообразны у разных народов [12]. Например, обычай экзогамии – запрещение вступать в брак внутри своего рода и предписание вступать в брак с членами другого рода или родов [1].
  5. Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал.
  6. Моральные нормы – это правила поведения, определяющие что есть добро и что есть зло.
  7. Нормы этикета – это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причём отношения благоприятного, располагающего к общению [12].

§ 3. Краткая характеристика экономики первобытного общества

В развитии первобытного общества выделяют два главных периода, а следовательно, и два способа его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) и производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат) [18].

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание [9].

Для раннеродовой общины характерно простое присваивающее хозяйство (человек ничего не производил сам, а брал всё у природы). Основными занятиями были охота, собирательство и рыболовство. В период позднеродовой общины существовали два типа хозяйства: высокоспециализированное присваивающее хозяйство охотников, рыболов, собирателей, которое, по сравнению с периодом раннеродовой общины перешло на более высокий уровень, и производящее хозяйство, которое появляется в период позднеродовой общины. Возникают земледелие и скотоводство. Появление производящего хозяйства считается «неолитической революцией» (термин впервые был предложен английским археологом Г. Чайлдом), так как благодаря этому событию произошли значительный скачок и изменения во всех сферах жизни – экономической, социальной, политической, культурной [1].

Человек сам стал производить те продукты, которые ему необходимы. Как следствие возникновение земледелия, животноводства, гончарного производства, металлургии и т.д. Это стимулировало процесс специализации производства, выражением которого стало общественное разделение труда:

- отделение скотоводства от земледелия;

- появление самостоятельного ремесленного производства. Специализация производства приводит к накоплению знаний и умений. Как следствие повышается производительность труда, что приводит к появлению избыточного продукта (который не является уже жизненно необходимым) и появлению регулярного обмена (торговли) [10].

Для изучения общественной власти в первобытнообщинном строе крайне важно знать и изучать характеристику, социальные нормы и экономику данного периода. Соответствующие знания организации строя, поведения человека, их взаимодействие в общине накладывают свой отпечаток на развитие управления этими процессами. Зная структуру первобытного общества, внесение в экономику трудом каждого человека, отчётливо прослеживается «выдвижение» лидеров, их авторитет в общине, руководящую роль для достижения стабильности общества и его прогресса.

Глава 3. Организация власти в первобытном обществе

§ 1. Определение понятия «власть»

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. [16].

Существует множество определений термина «власть»:

  1. Власть – способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать её подвластным, осуществлять над ними господство [13].
  2. Власть – возможность одного субъекта оказывать воздействие на поведение других, используя различные методы и средства [14].
  3. Власть представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц [10].
  4. Власть – волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов.
  5. Власть – способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам.
  6. Власть – управление, связанное с принуждением [16].

§ 2. Природа власти в первобытном обществе

Человек как личность не только включен в определенные связи с другими

людьми, но и непременно выделяет себя, свое «я» из общества, в котором существует (из рода, племени, народа и т. п.). Без общества нет человека, но пока он (да и каждый индивид) не самоопределится, перед нами – первобытное стадо, а не социум [19].

Ф. Энгельс (работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», 1873 – 1876 гг.) впервые отметил, что большую роль в процессе антропогенеза играет не биологический, а социальный фактор – коллективный труд. Настоящая трудовая деятельность началась, когда человек стал целенаправленно изготавливать орудия труда. Совместная охота, собирательство, производство орудий труда сплачивало первобытные коллективы, повышало роль социальных отношений. Необходимость передачи трудовых навыков следующему поколению способствовала развитию мышления, появлению речи и языка. При этом необходимо отметить, что Ф. Энгельс не отрицал роли и биологических факторов развития человека, о которых говорили до него [1].

Власть в первобытном обществе имеет биологическую природу. Мы, например, знаем о том, что стадо животных определенным образом управляется. Так, весной происходит битва маралов (оленей-самцов). Победивший самец становится во главе стада, и его слушаются все особи. Выделяется вожак и в стае волков. Первобытное общество также определенным образом было организовано. Но в отличие от животного сообщества, жизнь которого управляется на основе биологических законов, человеческое общество организовано гораздо сложнее: наряду с биологическими законами люди позднее начинают все больше и больше руководствоваться законами социальными. Однако в начале его возникновения доминируют биологические законы, поскольку человек - это дитя природы [12].

В первобытной картине мира важное место занимали представление о единстве человека с природой, сходстве его с животными [6]. Если животные производят изменения в природе в силу своего присутствия в ней, то человек между собой и природой ставит нечто опосредованное, а именно орудия труда. При этом он воздействует на природу целенаправленно, сознательно [20].

Познавательные традиции охотничьих общин включали не только обширные массивы эмпирических представлений о жизни природы с попытками их осмысления и систематизации; это были биологические знания, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно требовалось для существования коллектива на основе охоты и простейших форм скотоводства. Повседневная практика охотничьих общин доказывала и выявляла детальные аналогии между анатомо-физиологическими свойствами человека и животных [6].

Но там, где нет равенства, там возникает доминирование. Применительно к человеческому обществу мы говорим о наличии власти, т.е. о возможности влиять в нужном направлении, подавлять, принуждать и т.п. [12].

Власть главаря или совета старейших основывалась н их опыте, примере образцовых действий, интеллектуальном и эмоциональном превосходстве, умении убеждать, иначе говоря, на их индивидуальном или групповом авторитете [3]. Речь идет о волевых качествах, которые являются определяющими в выстраивании иерархии людей. Доминантная, т.е. самая агрессивная личность, подавляет других. Она усиливает свое положение, навязывая стычки другим, терроризируя их, угнетая их психику. Агрессивность подчиненных разряжается потом на более слабых. Так создается пирамида, жесткая, но очень эффективная, где каждый знает свое место. Она позволяет избегать конфликтов, а зачастую служит основанием для совместных действий, в частности для обороны своей территории. Если доминантная личность отличается не только волей, но и умом, то возглавляемый ею коллектив способен быстро прогрессировать [12].

Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть индивидов — членов рода. Эта родовая власть определяется, обобщенно говоря, родовой нормативностью (комплексом родовых норм, обычаями рода и т.д.), верховным принципом которой является выживание, сохранение и продолжение данного рода. Как сам этот принцип, так и нормы родового строя и соответствующая родовая власть носят родоохранительный характер [15].

§ 3. Власть в праобщине

Человечество прошло в своем первобытном развитии ряд ступеней, которым по общеисторической периодизации, соответствуют разные типы общин. Наименьшие сведения ученые могут получить о праобщине [1]. В результате спорными остаются реконструкции многих очень существенных сторон жизни праобщины, включая сюда характер свойственных ей общественных отношений, отношений между полами, духовной деятельностью и т.п. [6].

Праобщина является наименее изученным этапом в развитии человечества, поскольку источники по этому периоду фактически отсутствуют. Началом праобщины считается возникновение целенаправленного изготовления орудий труда, а концом – переход к родовому строю. Праобщину иначе называют первобытное человеческое стадо: этот термин подчеркивает, что люди той эпохи не совсем еще вышли из животного состояния. Главными занятиями в период праобщины были охота и собирательство. Необходимость совместной охоты, изготовления орудий труда, защиты от диких зверей, поддержания огня способствовала развитию первобытного коллективизма. Что касается отношений между полами в праобщине, то здесь можно выделить две точки зрения: либо исследователи говорят о промискуитете, либо предполагают существование гаремных семей. Промискуитет – это неупорядоченные половые отношения. Гаремная семья – это группа из 15 – 20 особей во главе с вожаком-самцом, который вступает в половые отношения с самками. Помимо вожака в гаремной семье есть еще и другие самцы, но они не выдерживают конкуренции с вожаком и не участвуют в размножении [1].

§ 4. Организация власти в раннеродовой общине. Первобытное народовластие.

Раннепервобытная (раннеродовая) община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. л. н. Это был тот период, когда сформировалась родовая организация. Именно род играл главную роль в жизни первобытных людей данного периода [1].

Основным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором взрослые сородичи решали все основные вопросы жизни общины. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода, а также ряд других должностных лиц — военачальника, руководителя по делам охоты и т.д. Роды объединялись в племя, а некоторые племена — в союз племен. При этом совет старейшин племени, куда входили старейшины (вожди) объединившихся родов, избирал вождя племени и других должностных лиц племени — военачальника племени и т.д. Аналогичным образом совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц такого союза племен [15].

В раннепервобытной общине действовал принцип народовластия, при котором определяющее значение имела коллективная воля всех её взрослых членов. Все важные вопросы решались на народном собрании (собрании общинников, членов тотемической группы и т. п.) [1]. При этом, естественно, особый авторитет имели зрелые, умудрённые опытом люди, очень часто – старшее поколение группы. Из их среды обычно выходили главари, руководившие повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива, однако конкретный характер потестарной организации мог принимать различные черты. В частности, главари могли быть молчаливо признанными или выборными, а их деятельность – относительно самостоятельной или направляемой другими органами власти [3].

Простейшая организация власти отмечена у яганов и алакалуфов, у которых старшие по возрасту члены общины руководили другими общинниками. К этому близка организация, описанная у части канадских эскимосов. Их общины возглавлял старший из трудоспособных мужчин, который принимал решения, лишь посоветовавшись со всеми взрослыми охотниками. В то время как он руководил охотниками, его жена ведала распределением охотничьей добычи. Несколько более сложной была организация власти у аборигенов Австралии, у которых существовали советы старших мужчин, выдвигавшие из своей среды «больших мужчин» - старейших. Главарём был обычно самый старший, но если он не обладал нужными качествами или дряхлел, то создавалось нечто вроде двоевластия номинального и фактического главаря. Наряду с «большими мужчинами» имелись «большие женщины», руководящие женской частью общины. Бывало, что в раннепервобытной общине имелось несколько главарей, например, глав сезонных хозяйственных групп, на которые периодически распадалась община, или отдельных родов в многородовой общине. В этих случаях кто-нибудь из них мог выделяться своими личными качествами и авторитетом, но формального соподчинения, как правило, не было [3].

Исследователь А. Хауитт так описывает организацию власти у австралийского племени Курнаи. У племени Курнаи общественные дела обсуждались на особых совещаниях «стариков» и решались на собрании посвященных членов группы. «Я сам присутствовал на таких совещаниях, – пишет он, – и я заметил, что эти совещания старательно оберегались от присутствия женщин и непосвященных. Более молодые сидели вокруг в некотором отдалении и внимательно слушали, но не решались говорить. Старые говорили, соблюдая очередь. Главарь обыкновенно высказывался последним, и его взгляды большей частью принимались. Я всегда поражался тем глубоким и почтительным вниманием, с которым какой-нибудь молодой человек склонял голову и, опустив глаза, слушал даваемое ему на этих собраниях наставление. На подобных собраниях «старики» часто чинили суд и расправу над нарушителями обычного права» [1].

Властные полномочия всех этих должностных лиц опирались на авторитет и доверие общества, на согласие и поддержку членов родовых общин. Вместе с тем назначение и функции этих должностных лиц, как и правила поведения всех остальных членов общества, были жестко подчинены устоявшимся непререкаемым обычаям, нарушение которых влекло суровые кары [15].

Власть главаря или совета старейших основывалась на их опыте, примере образцовых действий, интеллектуальном и эмоциональном превосходстве, умении убеждать, иначе говоря, на их индивидуальном или групповом авторитете. Формально она не имела обязательной силы, но редко случалось, чтобы к советам или распоряжениям главаря не прислушались. Важнейшей заповедью, внушавшейся молодёжи во время инициации, являлась послушание старшим. Ещё важнее другое: власть главаря служила интересам всей группы и, по существу, была конкретным повседневным воплощением её воли. Поэтому она могла быть поддержана реальными действиями группы. В отношении аборигенов Австралии хорошо известно, что ослушника, если он не успевал скрыться, ждала расправа. У андаманцев, как сообщал о них исследователь А.Р. Рэдклифф-Браун, непокорному пришлось бы иметь дело с большинством туземцев, в том числе со многими из своих собственных друзей [3]. Наказание воспринималось буквально как святое дело, как сакрально-ритуальное мероприятие по очищению и поддержанию порядка, осквернённого тем или иным проступком [15]. Такой порядок, равно как и продолжавшееся участие главарей в трудовой жизни общины, позволяет говорить об организации управления на данной стадии как о примитивном народовластии, а не как об отдельной от народа власти профессиональных правителей [3].

В раннепервобытной общине ещё не было разделения власти, скажем на хозяйственную, военную и судебную [3, 4, 20]. Для начального этапа первобытного общества характерно наличие "универсального главы", который имел и выдающиеся волевые качества, и хозяйственный опыт, и трудолюбие, и организационные способности, умел убеждать и знал обычаи, обряды, владел магией и отличался в военном деле, и др. [12]. Во время мелких военных столкновений предводительствовали те же главари. Они же были хранителями и блюстителями обычаев группы. В некоторых обществах (аборигены Австралии, огнеземельцы, семанги) существовали лишь особые знахари и колдуны, также имевшие большое влияние на общинников и сородичей. Там, где власть обычного главаря и колдуна совмещалась в одном лице, она была особенно заметной и крепкой [3].

Как правило, главари и другие «должностные лица» продолжали не только участвовать в производстве, но и не имели никаких льгот в потреблении [3, 20]. Однако, как показывают данные по низшим охотникам, рыболовам и собирателям, для всей главенствующей прослойки старших мужчин всё же имелись определённые бытовые льготы. Там, где практиковалась полигиния, полигинны были преимущественно старшие мужчины, у которых иногда насчитывалось более десяти жён. Они же подчас претендовали на самые лакомые куски добычи. Но такие льготы определялись не столько обычаем, сколько естественным ходом вещей. Это в особенности относится к полигамии: тот, кто больше прожил, имел возможность вступить в большее количество браков [3].

Таким образом, с точки зрения социальной власти и управления род характеризуется следующими признаками:

1. Совпадением власти с населением, т.к. вопросы жизнедеятельности родовой организации решались на общем собрании всех взрослых членов.

2. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода. Данная должность была сменяема и осуществлялась без отрыва от производственной деятельности.

3. Отсутствует специальный профессиональный аппарат управления, т.к. не было потребностей и отсутствовала материальная основа.

4. Власть опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных органов для этого не было [10].

§ 5. Организация власти в позднеродовой общине. Развитие институтов руководства. Бигмены.

Высшим органом власти был совет племени, который решал вопросы отношений между родами, войны и мира с другими племенами, принимал послов, заключал союзы. Далее шел совет фратрии. В совете племени и совете фратрии обычно участвовали только главы родов. Основным органом власти являлся совет общины или рода: в нем обычно участвовали полноправные взрослые мужчины. Вождей могли выбирать по организаторским, умственным, физическим способностям, благодаря их опыту или красноречию, воинскому искусству, знанию обрядов [1].

Организация власти в большей мере сохраняла начала первобытного народовластия [3]. Стал появляться круг вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). Когда надо было обдумать важное решение, затрагивающее жизнь всего поселка, собирали предводителей всех семей (родов) [12]. Все важные вопросы (обсуждение крупных хозяйственных предприятий, проступков, военных конфликтов и т.п.) решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы. Вместе с тем развитие общинно-родового и родоплеменного строя, а в особенности сегментарной организации, способствовало начавшейся иерархизации органов коллективной власти. Появились и новые механизмы приобретения личного главенства [3].

Во многих общинах существовали мужские дома, куда категорически не допускались женщины. В таких домах устраивались собрания мужчин, проводились различные работы, обряды, хранились предметы культа, там принимали гостей. Женские дома встречались гораздо реже мужских. Обычно это были дома, где девушки ночевали под присмотром старших женщин. У некоторых племен общие дома делились на мужскую и женскую половины [1].

В собраниях или на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники либо сородичи, хотя всё чаще они превращались в собрания только взрослых мужчин и проходили в мужских домах. Решения принимались сообща, причём большое значение придавалось тому, чтобы было достигнуто единство мнений, а не просто подчинение одних воле других, пусть даже большинства. Поэтому многое зависело от глав и других уважаемых людей коллектива, их авторитета и красноречия [3].

Соподчинение органов коллективной власти могло достигаться путём представительства глав домохозяйств в общинных и родовых советах, а глав таких советов – в советах фратрий и племён. Но принцип представительства ещё только вытеснял принцип всеобщего участия. Так, у ирокезов в советы родов входили все их взрослые члены, а в советы фратрий и племени – только главы родов. Каждый уровень этой потестарной иерархии обладал своей сферой компетенции. У тех же ирокезов на советах домохозяйств решались их внутренние вопросы, на родовых советах – общеродовые вопросы хозяйственной, общественной и идеологической жизни, на советах племени – вопросы, связанные с взаимоотношениями родов и отношениями с другими племенами. Совет племени охранял высшие интересы соплеменников. Он утверждал родовых глав и мог смещать их даже вопреки желанию рода, улаживал межродовые конфликты, отправлял и принимал посольства, объявлял войну и координировал действия отдельных отрядов во время крупных военных походов, заключал мир и устанавливал межплеменные союзы. Совет племени собирался нечасто. Поэтому, чтобы в промежутках между собраниями племя не лишалось общего руководствах, у некоторых ирокезских племён одного из родовых глав выбирали верховным главой. Однако его полномочия были незначительны, а его решения подлежали последующему утверждению на совете племени [3].

Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Важнейшими качествами руководителей считались хозяйственный опыт, трудолюбие, организаторские способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, нередко также воинское искусство или культовые знания. В одних обществах, где функции главенства оставались неразделёнными, от главы требовалось обладание если не всеми, то многими из этих качеств; в других, где принцип целесообразности повёл к разграничению сфер руководства, обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области. Например, у меланизийцев острова Добу все функции руководства принадлежали одному лицу, у ирокезов были обычные главы – «сахемы» - и военные предводители, у кубео Южной Америки – обычные главы и колдуны и т.д. Бывало и так, что в том или ином племени особое значение придавалось какому-нибудь определённому виду деятельности, скажем, военной или культовой. Тогда при выборе «универсального» главы в первую очередь принимались во внимание его способности именно в этом виде деятельности, а при наличии «дифференцированных» глав наиболее высокий статус получал один из них. Имелись и другие факторы, влияющие на выбор глав [3].

Появление избыточного продукта и личных богатств повели к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов. У ряда племён Меланезии, Юго-Восточной Азии, а в менее выраженной форме также Северной Америки и Африки появился особый вид лидеров – так называемые большие, или значительные, люди. В международной научной терминологии за ними закрепилось название бигменов. Это были мужчины, выделявшиеся своим богатством и щедростью, выдвигавшими их на первый план в условиях широкого развития престижной экономики. Бигмен стремился иметь побольше жён, чтобы они, а в какой-то мере и их родственники на него работали. Бигмена не выбирали – он становился им благодаря своему высокому престижу, создававшему ему множество сторонников из числа сородичей и сообщников. Были бигмены помельче и покрупнее. Чтобы стать настоящим крупным бигменом, надо было обладать не только богатством и щедростью, но и другими выдающимися способностями: силой, умом, умением организовать и убедить людей, разносторонними, в том числе магическими, знаниями. Имя такого бигмена звучало, как говорили папуасы-мбовамб, «на все стороны света» [1, 3].

На стадии позднеродовой общины главенство, как правило, ещё не наследовалось. Лидер либо, как ирокезский сахем, избирался, либо, как папуасский бигмен, добивался как можно более широкого признания. Для этого он стремился отличиться, очень часто соперничая с другими претендентами, вербовал сторонников, устраивал престижные пиры, предпочитал дарообмен с «переплатой», старался привлечь к себе внимание на собраниях общинно-родовых групп, во время военных действий и т.п. Но предпосылки наследственного главенства уже складывались. Усложнившаяся на этой стадии производственная, социальная и идеологическая деятельность часто требовала от руководителя намного лучших, чем у других членов общинно-родовой организации, умений и знаний. Приобрести их легче было тому, кто чаще всех общался с лидером, - сыну, племяннику и т.п. При этих условиях у него было больше шансов в свою очередь стать лидером. При главенстве типа бигменства сюда добавлялись материальные преимущества сыновей бигменов, возможность уже при жизни отца обзавестись несколькими жёнами и доставшиеся по наследству богатства. Это как бы давало им жизненный старт. Подсчитано: у тех же папуасов-мбовамб три четверти сыновей крупных и половина сыновей мелких бигменов также становились бигменами [3].

Если члены одного рода выступали по отношению друг к другу не как собственники, а как распорядители общей собственности, то муж и жена выступали по отношению друг к другу как самостоятельные собственники. Многие исследователи, писавшие о народах доклассового общества, всегда особое внимание обращали на существование у них раздельной собственности мужа и жены. Так обстояло дело у бушменов, андаманцев, эскимосов карибу и медных, которые все относились к фазе раннепервобытной общины. Для многих народов доклассового общества характерным был резкий контраст между имущественными отношениями сородичей и имущественными отношениями между мужем и женой. Человек нередко мог свободно брать вещи, находящиеся в распоряжении сородича, но не имел права делать это с вещами жены [5].

Применять свою власть по отношению к членам коллектива совету или лидеру по-прежнему приходилось не так уж часто. Семейные и внесемейные механизмы социализации продолжали надёжно обеспечивать соблюдение индивидами установленных порядков. Конфликты имели не столько внутригрупповой, сколько межгрупповой характер. И с разветвлением сегментарной организации они, естественно, учащались. Между членами разных линиджей, родов и тяготевших к ним общин возникали споры из-за несоблюдения правил дарообмена, полового и брачного соперничества и по различным другим причинам [3].

Члены линиджа, рода, общины могли заступиться за своего, пусть даже и виновного, члена, но могли и выдать его обиженным. Всё же значительно чаще заступались за своего, а в случае его смерти мстили. Так получила развитие кровная, или родовая, месть, при которой любой из близких убитого был обязан отплатить за кровь любому из близких убийцы. В то же время с появлением богатств не редкостью стали случаи, когда виновная сторона откупалась от потерпевшей стороны материальными ценностями – композициями. Те же экономические процессы на стадии позднепервобытной общины и возросшая консолидированность близкородственных групп по отношению к другим звеньям сегментарной организации повели к заметному переосмыслению прежних норм. Нарушение экономического равновесия внутри группы местами стало рассматриваться как более тяжкое преступление, чем даже убийство. У папуасов описано немало случаев, когда человек, убивший близкого сородича, подвергался лишь символическому наказанию, так как иначе родственный коллектив был бы ещё больше обескровлен [3].

Таким образом, характерные черты организации власти позднеродовой общины были следующие:

  1. Сохранялась коллективная власть
  2. Сформировалась иерархия коллективных органов власти. Высший орган власти – совет племени, далее шёл совет фратрии.
  3. Основной орган власти – совет общины или рода.
  4. В некоторых общинах уже происходит в этот период уже происходит разделение власти на сферы (например, военный вождь, судья, знахарь).
  5. Появление бигменов – это неформальные политические лидеры, обладающие высоким авторитетом и престижем, но лишенные какой-либо формальной, не зависящей от их личных качеств, власти.
  6. Получает развитие принцип кровной власти [1].

§ 6. Социально-политическая организация первобытной соседской общины. Политогенез.

В рассматриваемый период постепенно происходит переход от родовых общин к соседским. Причиной такого перехода стало укрепление экономических функций семьи внутри рода. Развитие производства, появление новых технических достижений привело к тому, что семья могла самостоятельно обеспечить свое существование. Родственные связи постепенно заменяются соседскими, территориальными, откуда и название – первобытная соседская община (синоним – территориальная). В первобытной соседской общине долгое время переплетались родовые и соседские связи [1]. Переход от первобытнообщинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности [9]. Так, например, у славян несколько деревенек или поселков объединялись в союзы. Они уже были не кровнородственными, а территориальными или соседскими, объединенными экономическими интересами, а также интересами взаимной защиты [12].

В период первобытной соседской общины происходит становление частной собственности, которая накапливалась в виде пищевых продуктов, орудий труда, оружия, ремесленных изделий, скота [1], однако процесс зарождения частной собственности на средства производства уже начался на стадии вождества [12].

Важнейшая характерная черта первобытной соседской общины – это возникновение классов. С появлением частной собственности более заметной становится имущественная и общественная дифференциация. В результате неравенства в обществе возникает эксплуатация – безвозмездное присвоение результатов чужого труда. Эксплуатация могла быть внутриобщинной и межобщинной. Основными видами эксплуатации были кабальничество, военный грабеж, контрибуции, данничество, рабство. Главным источником рабства были военные набеги, частые в эпоху первобытной соседской общины. Для этого периода характерно было патриархальное рабство – «простое», «примитивное» рабство, когда рабы считались младшими членами семьи, жили с хозяевами под одной крышей, ели за одним столом. Обращение с рабами было достаточно мягким, рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, могли иметь личные права и имущество. Иногда рабство не было пожизненным и не сразу начало передаваться по наследству [1].

Первобытный коллективизм и покоящиеся на его основе общинно-родовые отношения начинают исчезать только в эпоху классообразования, то есть тогда, когда в результате прогресса производительных сил и возникновения прибавочного продукта развивается общественное разделение труда со всеми его последствиями: обменом, имущественным неравенством, эксплуатацией человека человеком и в конченом счёте зарождением антагонистических общественных классов, занимающих различное положение в производстве и распределении. Первобытнообщинный строй «был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы» [6].

Классы постепенно оформлялись не только в экономическом, но и социальном, и в идеологическом плане. Намечаются три класса: богатые общинники, которые претендовали на власть и всяческие привилегии; рядовые и бедные общинники, не обладавшие привилегиями; рабы, которые были лично несвободны и ограничены в правах [1].

В период первобытной соседской общины начинается процесс складывания государства и права, который называется политогенез. Причины складывания государства можно назвать следующие: усложнение общественного производства, имущественное и социальное расслоение порождало противоречия и конфликты; требовалось укрепление власти, чтобы обеспечить контроль над экономикой и социальной сферой. Характерные черты складывания государства: усиливается роль лидера в обществе; власть передается по наследству; у вождя появляются постоянные помощники – прообраз будущих управленцев, судей; появляются налоги в пользу власти; происходит разделение населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу. Пути складывания государства называются следующие: аристократический путь, когда родоплеменная знать берет управление в свои руки и претендует на благородство происхождения и на передачу власти по наследству [1], пример – институциализация наследственной власти родоплеменной верхушки в Полинезии или многих обществах Тропической Африки [6]; военный путь, когда во главе общины стоит военный лидер, который мог быть знатного или незнатного происхождения. Вождь опирался на дружину, которая со временем могла превратиться в армию. Войны в период первобытной соседской общины становятся регулярными, так как военные набеги давали возможность быстрого обогащения [1]. Термин «военная демократия» был введен в научный оборот американским археологом, этнографом и историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской. Впоследствии этот термин был воспринят Ф. Энгельсом, который соединил воедино три непременных элемента военной демократии: военного вождя, совет вождей и народное собрание [19].

Третьим считается плутократический путь возникновения государства (от греч. «плутос» – богатство); он связан с выдвижением бигменов – богатых и влиятельных людей. Бигмены, как правило, использовали кабальные формы эксплуатации своих соплеменников, и их власть не передавалась по наследству [1]. Пример – ненаследственное лидерство богачей-бигменов в Меланезии или Юго-Восточной Азии [6].

Человек, общество и власть в первобытнообщинном строе определялась биологическими законами и свойствами. Власть за этот исторический период прошла сложный путь: появление вождя в праобщину → родовое собрание со старейшиной во главе в раннеродовой общине → совет племени в позднеродовой общине → вождь, совет вождей и народное собрание («военная демократия») в период первобытной соседской общины. Просматривается переход от института первобытного народовластия в раннеродовой период к началу разделения власти на ветви управления в позднеродовой период и, в итоге, формированию государств в период первобытной соседской общины.

Заключение

В период праобщины власть строилась на вождях – наиболее умелых охотниках и воинах. На смену им в раннеродовой общине приходит родовое собрание со старейшиной во главе, руководящая роль которого строилась на его авторитете. Обычно старейшинами становилось старшее поколение. Разделение власти ещё не было. Управление родом происходило по принципу народовластия. В период позднеродовой общине сохраняется общественная власть, управление происходит советом племени, начинает формироваться разделение властей на ветви. В период первобытной соседской общине отмечается «военная демократия», включающая военного вождя, совет вождей и народное собрание. В позднеродовой период и период первобытной соседской общины отчётливо прослеживается роль бигменов в управлении обществом.

В курсовой работе на тему «Организация общественной власти в первобытном обществе» отражены значение первобытной истории человека и характеристики первобытнообщинного строя на формирование и развития институтов управления в данный исторический период и процесс политогенеза.

Библиография

1. История первобытного общества: учеб. пособие / В. Ю. Данилова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 75 с.

2. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – М.: Эксмо, 2010. – 1024 с.: ил. – (Российская императорская библиотека).

3. История первобытного общества учеб. для студентов вузов по спец. «История»/ В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – 6-е изд. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 350,[2] с.: ил. – (Высшая школа).

4. Адлыкова А.П., Елбачева Г.А., Куликов Ф.И., Летов А.В., Ложкина Н.Н.. История: учебное пособие (для студентов неисторических факультетов). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ,2012. - 301 с.. 2012.

5. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества. Учебное пособие/ МФТИ. М., 1998. 192 с.

6. История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М.: Наука, 1988. – 568 с.

7. Д.Л. Бродянский. История первобытного общества. - Издательство Дальневосточного университета, 2003. – 109 с.

8. История первобытного общества: методические рекомендации / сост. А.Г. Василицын: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – 51 с.

9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.

10. Богмацера, Э. В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие, в 3-х ч. Ч. I / Богмацера Э.В, Лысенко В.А. Крамской И.С. – Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2013. - 128 с.

11. Щепалов С. В. Теория государства и права: конспект лекций / С. В. Щепалов. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. — 266 с.

12. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк., 2004. - 325 c.

13. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 784 с.

14. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов, Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с.

15. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. — 560 с.

16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебное пособие. — М: Юристъ, 2004. — 512 с.

17. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. — 688 с. — (Классический университетский учебник).

18. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. - 570 с.

19. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов»).

20. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2003. — 592 с.