Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Организация общественной власти в первобытном обществе

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Государство считается особым многозначительным историческим явлением, так как оно не всегда существовало и возникало на определенной стадии развития человеческого общества. Парадокс истории заключается в том, что, как-то раз основав государство для общего блага, человек стал заложником собственного эгоизма и всеобъемлющего влияния. Позднее, для того чтобы уменьшить всемогущество государства и поставить его под контроль, человек осознал, что не способен существовать без него и вне его. По какой причине это происходит? С этой целью в данной курсовой работе мы будем исследовать, а также анализировать предпосылки и закономерности, которые поспособствовали формированию государства.

Актуальность. Для изучения происхождения государства, формирования первобытного общества необходимо решить проблему его бытия: изучить исторические предпосылки, первоначальные причины, приведшие к процессу формирования и формирования государства и права, за которыми следует их развитие. По этим причинам важно отличать реальные процессы первоначального возникновения государства и права («первичные» процессы) от реальных процессов возникновения и развития новых (но уже «вторичных») государственных правовых явлений на основе ранее существовавших. Это объясняет актуальность этой работы.

В отечественной юриспруденции такие ученые, какАлексеев С.С., Спиридонов Л.И., Венгеров А.Б., Матузов Н.И., Малько А.В., Недбайло П.Е., Тихомиров Ю.А.и др. рассмотрен анализ некоторых аспектов происхождения государства и права. Характерно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что свидетельствует о комплексном, межотраслевом характере этих вопросов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: определить главные особенности организации первобытного общинного строя, рассмотреть социально-экономические предпосылки возникновения государства, изучить западный и восточный пути формирования государства.

Объектом курсовой работы является анализ происхождения государства.

Предметом исследования стало определение основных особенностей организации первичной общинной системы, рассмотрение социально-экономических предпосылок возникновения государства, изучение западного и восточного пути формирования государства.

Для выполнения данной работы использовались популярные научные (формально - логический) и частноправовой (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы.

Научно – теоретической основой данной работы послужили труды Абдулаева М.И., Головитикова А.Н., Дмитриева Ю.А., Гайкова В.Т. и Ржевского В.А., Карташова В.Н., Кашаниной Т.В., Корельского В.М. и Перевалова В.Д., Комарова С.А., Лазарева В.В., Марченко М.Н., Морозовой Л.А., Матузова Н.И., Малько А.В., Мелехина А.В., Пиголкина А.С., Рассказова Л.П., Сырых В.М., Якушева А.В. и т.д.

Научная и практическая значимость. Данная тема является весьма важной, ведь чтобы понять современную власть, государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Работа имеет стандартную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех разделов, заключение, список используемой литературы, источников информации и приложение.

Глава 1. Общая характеристика  первобытного общества

1.1. Историческая реконструкция первоначального человеческого общества

Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет, пожалуй, самую сложную проблему первобытной истории. При отсутствии каких-либо прямых параллелей судить о нём можно только на основании косвенных данных. Это, с одной стороны, наши сведения об отношениях стад у обезьян, с другой стороны, некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнографии, которые более или менее вероятно рассматриваются как остатки древности. Сравнение и анализ всех этих данных позволяют сделать общее, хотя и во многом гипотетическое представление о социальной жизни того времени, но, конечно, оставляют место для многочисленных неопределенностей, чисто логических догадок, спорных предположений [3].

Начальную форму организации общества в науке часто называют «первобытным человеческим стадом». При этом некоторые ученые считают, что использование этого термина незаконно, так как в нем сочетаются несовместимые понятия - стадный характер отношений приписывается примитивным человеческим коллективам, следовательно, допускается вульгаризация, биологические процессы социального развития.

Но это возражение вряд ли является основательным. Термин «первобытное человеческое стадо» просто хорошо передает диалектическую идентичность организации древних и древних людей, ее переходное состояние от до человеческого стада животных к «готовому» сформированному обществу. Поэтому, используя здесь термин «праобщина» как и многие другие специалисты, я руководствуюсь только тем, что он короче и удобнее.

Какие хронологические границы датируют эпоху праобщины? Его начало очевидно совпадает с изоляцией человека от животного мира и формированием общества. Нет сомнений, что с появлением целеустремлённой работы было связано не только изменение отношений человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи прообщины совпадает с появлением вполне сознательно изготовленных и использованных инструментов. Завершающим рубежом эпохи праобщества стало появление «готового» человеческого общества-общинно-племенной системы-для его замены [5].

Ещё в начале 1930-х годов советские археологи П.П. Ефременко и П. И. Борисковский предположили, что переход к родовому строению произошел на рубеже позднего палеолита; новые археологические находки не опровергают этого предположения, но позволяют осуществить переход от праславянской к родовой общине раньше. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту.

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, тот факт, что общинный и родовой строй не мог возникнуть сразу, в его готовом виде, все показывает, что праобщина не была застывшей во времени однородной формой. Поэтому часто различают ранние общины древних людей и более развитые праобщины неандертальцев. Некоторые учёные даже называют эту позднейшую праобщину неандертальцев специальными терминами ("первобытная община" и т. д.). Однако в данном случае нет ни общепринятого мнения, ни какой-либо устоявшейся терминологии [8].

Праобщина была, видимо, небольшой группой людей. Вряд ли большая группа может прокормить себя слабым техническим, вооружением раннепалеолитического человека и трудностями с получением пищи. Сбор занимает много времени, и даёт относительно мало пищи, в то время как чаще всего низко калорийность; Что касается охоты на крупных животных, уже известных первобытному человеку, то она была очень сложной, сопровождалась многими жертвами и не всегда была успешной.

Таким образом, трудно представить, что праобщина состояла из более чем нескольких десятков, скорее всего 20-30 взрослых членов. Возможно, такие общины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Жизнь праобщины, вероятно, не была жизнью беспорядочных собирателей и охотников, передвигающихся с места на место. Раскопки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни для поколений. Многие пещерные стойбища раннего палеолита, раскопанные в разных частях Евразии, также говорят о относительном оседании. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны предоставило возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволило занимать удачно расположенные и удобные навесы и пещеры под постоянным жильем. Вероятно, эти естественные жилища в некоторых случаях использовались в течение нескольких лет, в других - в течение нескольких или даже многих поколений. В создании такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты [10].

Трудно сказать, какая из двух отраслей экономики древнейших и древних людей - собирательство или охота - была основой их жизни. Возможно, их соотношение не было одинаковым в разные исторические эпохи, в разные времена года, в разных географических условиях. Однако нет никаких сомнений в том, что охота была более прогрессивной отраслью экономики, во многом определяемой развитием первобытных человеческих групп. Охота на крупных животных, особенно содержащихся в стадах, трудно представить без законного способа. Вот почему охота, и прежде всего охота на крупных животных, была формой трудовой деятельности, которая наиболее стимулировала организацию общины, заставляла его членов более тесно объединяться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма.

Однако охота была самым эффективным источником мясной пищи. Конечно, корма для животных первобытные люди получали не только от охотящихся на млекопитающих, они ловили насекомых, убивали земноводных, рептилий, мелких грызунов. Но производство крупных животных давало в этом отношении гораздо большие возможности.Вот почему охота, и прежде всего охота на крупных животных, была формой трудовой деятельности, которая наиболее стимулировала организацию общества, заставляла его членов более тесно объединяться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма. Однако охота была самым эффективным источником мясной пищи. Конечно, корма для животных первобытные люди получали не только от охотящихся на млекопитающих, они ловили насекомых, убивали земноводных, рептилий, мелких грызунов.

Но производство крупных животных давало в этом отношении гораздо большие возможности [11].

Изоляция человека от животного мира стала возможной только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму влияния человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях социальных форм поведения. Этот факт позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества существовало регулирование в производстве и распределении пищи, в сексуальной жизни и т.д. Этот процесс усилился за счет естественного отбора, который способствовал сохранению тех коллективов, в которых укрепилась социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитным объединениям.

Уже отмеченное развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня - все это способствовало консолидации сообщества, развитию сначала инстинктивных, а затем сознательных форм взаимопомощи.

В этом же направлении единства коллектива происходило и совершенствование языка. Но особенно большой прогресс достигнут на заключительном этапе существования прасины - мустьерского времени. Именно к этому времени принадлежат первые яркие свидетельства беспокойства членов коллектива.

1.2.Основные черты организации первобытного общинного строя

Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения в его условиях существования приводили к изменениям в самом человеке - усовершенствовался его мозг и разум, конечности и так далее. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет назад, когда появился человек современного типа - "homo sapiens" - он перестал меняться, а вместо этого начал - сначала очень медленно, а потом и быстрее - менять общество, что привело около 50 веков назад к появлению первых государств и правовых систем [13].

Структура первобытного общества - основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родства людей, занимающихся совместной хозяйственной деятельностью. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и племенные союзы. Консолидация социальных структур была выгодна обществу: она позволяла эффективнее противостоять силам природы, использовать лучшие техники работы (например, охота загоном), создавала возможности для специализации управления, позволяла лучше отражать агрессию соседей и нападать на них самих: происходило поглощение более слабых, непримиримых. В то же время консолидация способствовала ускорению разработки новых инструментов и методик.

Однако сама возможность объединения в решающей степени зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, которая определяла, сколько людей может прокормить определенную территорию. Управление, власть.

Все важнейшие вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый человек имеет право участвовать в обсуждении и разрешении любого вопроса. Старейшина, наиболее уважаемый член рода, был избран для осуществления оперативного управления. Эту должность не только избрали, ни заменили: как только появились более сильные (на ранних этапах развития), более умные, опытные (на последующих этапах) люди, он сменил старшего.

При этом особых противоречий не было, потому что, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и свои интересы) от рода, а с другой - должность старшего не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старца была основана исключительно на его авторитете, уважении к нему со стороны других представителей рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избрал племенного вождя. Эта должность также находилась на ранних этапах социального развития и не давала никаких привилегий. Племенным союзом управлял совет племенных вождей, который избирал союзного начальника (иногда двух, один из которых был военным начальником) [8].

С развитием общества постепенно осознавалось значение благого управления и руководства, постепенно происходила его специализация, а то, что лица, осуществляющие управление, накапливали соответствующий опыт, постепенно приводило к жизни государственных должностей. Зарождающаяся религия имела важное значение и в закреплении таких порядков. Нормативного регулирования. Никакая община (животная, а тем более человеческая) не может существовать без определённого порядка в отношениях её членов.

Правила поведения, устанавливающие такой порядок, в некоторой части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему правил, регулирующих производство и распределение, семью, родственные и другие социальные связи.

Эти правила устанавливают на основе полученного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенное соучастие в коллективах и т.д. Стабильные обычаи возникают, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются подавляющим большинством добровольно, в силу привычки. В случае нарушения они поддерживаются обществом в целом, включая меры принуждения, вплоть до смерти или приравниваются к высылке виновного. Изначально, судя по всему, существует система запретов (табу), на основе которой постепенно возникают обычаи, устанавливающие пошлины и права. Изменения в обществе и усложнение общественной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев и увеличению их числа.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ  ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Развитие первобытного строя

Первобытный строй – это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества – от появления разумного человека и до появления государств и цивилизаций. В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно важное место. Говорить о первобытном обществе можно с момента появления разумного человека, т.е. около 2000 тысяч лет назад. Ученые считают, что древнейший человек возник около 1-1,5 млн. лет назад, а другие относят его появление к более позднему периоду. Первобытное общество представляет собой начальный этап в истории человечества.

В то время люди жили общинами, вместе трудились, владели землей и распределяли имущество поровну [1].

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Основным способом добывания средств жизни были охота, собирательство и рыболовство. Люди добывали пищу при помощи изготовленных ими орудий труда, но производством пищи они не занимались, а лишь присваивали ее как дары природы. Сначала первобытные люди пользовались огнем. Поскольку добывать огонь они еще не умели, то приходилось постоянно поддерживать. Но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами.

Первобытное общество практически не менялось на протяжении многих тысячелетий. Его развитие шло крайне медленно, и описанные выше значительные изменения в экономике, структуре, управлении и окружающей среде начались относительно недавно. При этом, хотя все эти изменения проходили параллельно и были взаимно согласованы, главную роль сыграло развитие экономики: именно оно создавало возможности для консолидации социальных структур, специализации управления и других прогрессивных изменений. Важнейшим этапом человеческого прогресса стала неолитическая революция, произошедшая 10-15 тысяч лет назад.

В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия труда, возникло скотоводство и земледелие. Был заметный рост производительности: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, был избыток продукта, возможность накопления государственных богатств, создания резервов.

Экономика стала продуктивной, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но при этом существовала и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накопленных богатств.

Именно в этот период, в эпоху неолита, началось разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к публично организованному обществу. Постепенно возникает особый этап развития общества и форма его организации, которая называлась «протогосударство», или «чифдом» [8].

Для этой формы характерны социальная форма бедности, значительный рост производительности труда, заселение накопленных богатств в руках родовой знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, превращающихся в административные, религиозные и культурные центры. Хотя интересы Верховного лидера и его окружения, как и прежде, во многом совпадают с интересами всего общества, постепенно возникает социальное неравенство, что приводит к возрастающему расхождению интересов руководителей и управленцев. Именно в этот период, который у разных народы не совпадал во времени, пути развития человека делились на «восточные» и «западные». Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (главным из которых была потребность в большинстве мест крупных оросительных работ, не находившихся под властью отдельной семьи) сохранились общины и соответственно государственная собственность на землю

На «западе» таких работ не требовалось, общины распались, а земля находилась в частной собственности.

Первобытная система была самым длинным этапом (более чем миллион лет) в истории человечества. Определить его нижнюю черту каким-либо образом непросто, потому что в недавно обнаруженных костных останках наших предков большая часть экспертов видят то до человека, либо человека. В современный период некоторые учёные считают, что древнейшие человек (и, таким образом, примитивное, дикое общество) возникли около 1 - 1,5 млн лет назад, в то время как другие ученые причисляют его возникновение к наиболее позднему периоду времени. Верхняя граница первичной общинной системы варьируется в течение последних 5 - 6 тысяч лет, отличающихся в различных континентах.

В Азии, а также в Африке первоначальные государства сформировались на рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры, в Америке - в I тысячелетии нашей эры, в других частях земного шара - ещё позже (В.П. Алексеев, А.И. Першиц).

Любое общество представляет собой какой-то полный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организации, урегулированностью, у порядочностью общественных отношений. Из этого следует, что каждое общество характеризуется конкретной концепцией управления (социальной властью) и регулирования поведения человека через конкретные единые принципы (социальные нормы). Как только общество сформируется, возникает непосредственная потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел свои интересы, без согласия которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личным регулятором [12].

Чтобы обеспечить нормальную жизнь, прогрессивное развитие социальных связей, необходимо объединить эти интересы для общего блага. Но сочетать большую часть индивидуальной выгоды (личной заинтересованности) можно только с социальной выгодой (общественной заинтересованности). Подобная взаимосвязь достигается главным способом присутствия в обществе правил поведения (общепризнанных норм) и правительство, которые бы осуществляли и обеспечивали соблюдение этих норм.

Первобытная общинная система характеризовалась наличием только первобытных орудий и неспособностью человека выжить без помощи всех видов и обеспечить себя едой, одеждой и жильем. Но даже работая вместе, коллективно, люди не могли производить больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, не было деления на бедных и богатых; Экономически все были равны; Экономическое равенство также привело к политическому равенству. Все взрослые представители рода - как мужчины, так и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

2.2 Формирование власти в первобытном обществе

Государственная (социальная) власть, существовавшая в предгосударственный период, имела следующие основные черты. Эта власть:

1) была основана на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовое сообщество), то есть объединение людей по реальным или предполагаемым кровным отношениям, а также общность имущества и труда. Род сформировался в период, когда беспорядочные сексуальные отношения были заменены семьей, основанной на коллективном, а затем и парном браке. Каждый род выступал как хозяйственный субъект, владелец средств производства, организатор общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, племенные союзы).

Так как род (родовое сообщество) играл решающую роль в жизни первобытного общества, эта эпоха стала называться "первобытнообщинный системой", а её социальная организация - родовой системой. Следовательно, социальная власть распространялась только внутри рода, выражала свою волю и базировалась на кровных связях;

2) был непосредственно социальной, строилась на основе первобытной демократии, на функциях самоуправления (то есть тема и объект власти здесь совпадали);

3) полагались на авторитет, уважение, традиции представителей рода;

4) осуществлялось как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, начальниками, священниками и т. д.), решавшими важнейшие вопросы жизни первобытного общества [9].

Существенное значение имеет изучение процесса происхождения государства и права в науке и общественной практике. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих явлений, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.

Ученые сходятся во мнении, что экономической основой первичной первобытной системы было коллективное владение средствами производства. Этой структуре соответствовали определённые формы человеческого общества. Наиболее устойчивой формой была родовая община. Это было объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности собственности и труда. В первобытном обществе власть исходила от родового сообщества, от всех взрослых представителей рода.

Старейшины, военные начальники, священники избирались собранием членов рода, осуществляли власть под его контролем и могли быть сняты собранием в любое время. Специального аппарата для работы с руководством на профессиональной основе не существовало. В первобытном обществе также существовали определённые правила поведения. Это были в первую очередь обычаи.

Промышленные, семейные и прочие общественные отношения регулировались через обычаи, тесно связанные с примитивной нравственностью и религиозными нормами. Изгнание из рода было крайней мерой наказания. В первом приближении характеристики примитивных обычаев можно сформулировать следующим образом: - они исходили из своего рода и выражали свою волю и интересы, исполнялись добровольно по привычке и при необходимости соблюдались, не было специальных органов, защищающих неприкосновенность обычаев; не было различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность - как право.

Таким образом власть - древнее и повсеместное универсальное свойство любого общества, в котором элемент властвования и подчинения сказываются во всем. В первоначальном виде власть в первобытном обществе осуществлялась непосредственно всеми членами рода (общины). Ее воплощением были общие собрания членов рода, советы старейшин, глава рода, вождь, волхв, которые избирались членами рода. В первоначальном виде при первобытнообщинном строе власть не давала никаких преимуществ. Вожди (волхвы, старейшины) трудились наравне со всеми, получали равное количество продуктов потребления. Единственным преимуществом старейшины перед остальными членами рода было уважение и авторитет.

ГЛАВА 3. Организация власти в первобытном обществе

3.1. Развитие власти в первобытном обществе

Становление и развитие первобытного общества состоит из нескольких периодов: – Ранний период – это период начало социального развития, где происходит завершение биологического развития. Этот период также называют эпохой праобщины.

Именно в этот период люди жили малыми родственными группами примерно по 20-30 человек и занимались в основном охотой и собирательством. – Средний период – это период, где происходит постепенное укрупнение общества и формирование родовых общин. Родовая община представляла собой общину, которая основана на кровнородственных связях, где каждый член выполняет определенную социальную функцию. Здесь также появились межродовые связи.

Другими словами, это коллектив родственников. Этот период соответственно можно назвать периодом родовой общины. В эту эпоху появилась новая форма власти, которая называлась вождеством. Она представляла собой социальную организацию, состоящая из множества общинных поселений. – Поздний период – это период дальнейшего усложнения социальной жизни. Здесь появляются новые формы земледелия, скотоводства и ремесла.

В этот период также формируются предпосылки образования государства и появляются новые зачатки производящей экономики, а также появляются обменные отношения [3].

В первобытном обществе действовали так называемые социальные нормы. Эти нормы определяли правила поведения в обществе, которые вошли в привычку в результате многократного использования. Социальные нормы также обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, которые регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Такие нормы еще по-другому назывались обычаями, которые передавались из поколения в поколение.

Они возникали в связи с общественной потребностью охватить повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктами. Обычаи имеют характерные признаки: – они исходили от рода и выражали интересы и волю; – так как обычаи входили в привычку людей, то они соблюдались всем родом и исполнялись добровольно; – отсутствовали различия между правами и обязанностями членов родового общества [4].

Кроме обычаев существовали и другие формы социальных норм. Среди них можно выделить также:

1. Миф – это повествования о богах, духах, обожествленных героях, которые возникли в первобытном обществе;

2. Обряд – это правила поведения, которые заключаются в символических действиях, которые глубоко проникают в психику человека и преследуют воспитательные цели;

3. Ритуал – это символические действия, которые выражают связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, а также способствуют общему настрою на совместную деятельность;

4. Религиозные нормы – это нормы, которые основаны на религиозных представлениях. Особое место занимало отправление религиозных культов и жертвоприношение богам. Эти нормы выполнялись добровольно, но стоит отметить, что нарушение этих норм приводило к наказаниям в виде изгнания из общины. Власть в первобытном обществе не была однородной, так как главой группы являлся отец или патриарх, который был самым старшим среди остальных родственников. Власть основывалась в основном на социальных нормах, которые регулировали все сферы жизни.

Говоря о власти в первобытном обществе можно выделить ее основные черты: – она носит общественный характер; – строилась по кровнородственному принципу(распространялась на всех членов рода); – не существовало особого аппарата управления(управление осуществлялось самостоятельно);

– не является аппаратом, который бы управлял или принуждал людей;

– власть основывалась на качествах будущей главы;

– регулирует общественный строй с использованием особых средств (мононормы) [5].

Под мононормой понимали такое правило поведения, которое не относится ни к области права, ни к нравственной области, ни к области этикета. Такие нормы чаще всего были нормами разделения труда, распределения благ сотрудничества и т.д. Мононормы также выражались в обычаях, которые тесно были переплетены с религиозными и нравственными устоями.

Самым главным органом власти было собрание рода, где решались все дела, включая выбор старейшины, который стоял во главе семьи или рода. Именно от его решений зависели дальнейшие действия: кому и сколько выделить для потребления и что оставить в качестве запаса и накоплений.

Он также руководил повседневной жизнью, рассматривал споры между сородичами. Старейшина также имел право по своему усмотрению распоряжаться ресурсами общины. Ее выбирали и признавали среди особых качеств. Для этого он должен был иметь большой авторитет в группе. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник. Таким образом, первобытное общество являлось простой организацией жизнедеятельности людей, которая была основана на родственных связях, коллективном труде и социальном равенстве всех членов [15].

Это общество было самым длительным этапом в истории человечества. Данная тема остается актуальной до сих пор, потому что существует множество различных мнений по поводу проблем возникновения государства, так как мы не можем в полной мере понять, в каком мире мы сейчас живем, и что будет после нас. В первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, которые являются нецелесообразными. Власть в этом обществе носила народный характер и строилась на самостоятельном управлении. Никакого специального аппарата управления здесь не существовало. Первобытное общество стремилось подчиняться одному конкретному человеку, что обусловлено естественными законами природы и выживания в целом [6].

Развитие общества ускорилось, и наступил тот момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей. Они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появились новые формы закрепления норм права, которые действуют сегодня: юридические прецеденты, нормативные договоры, законы

Правовая организация периода родовой системы всегда играла важную роль в развитии права как отправной точки для правовых культур более высокого уровня. Современные экономические и социальные проблемы в некоторых регионах мира, таких как Юго-Восточная Азия и Центральная Африка, будут для нас непостижимыми, если мы не осознаем, что эти проблемы в значительной степени зависят от того, что они все еще находятся на уровне близко к племенному обществу. Итак, с учетом вышесказанного, мы должны сначала дать общее представление о том, как развивался правопорядок в таком обществе и какими именно были его наиболее важные правовые нормы [12].

Представим себе племя, члены которого общаются друг с другом на одном языке, объединяются в одну социальную группу на основе общих традиций племени и постоянной борьбы за свое существование в нестабильном окружающем их мире. Члены этого племени живут тем, что занимаются земледелием и животноводством в примитивных формах. Чтобы иметь возможность защитить друг друга от нападения внешних врагов и помочь друг другу в сельском хозяйстве и животноводстве, они объединены в группы в форме поселений (деревень), в которых объединены все члены в каждой такой группе, по принципу кровного родства. В таких группах нет госпорядка. Необходимым руководством племени для защиты его от внешних врагов или, наоборот, для атаки на внешнего врага является лидер племени. Возможно, такой лидер был одновременно первосвященником, верховным жрецом, обеспечивающим исполнение общего религиозного культа для всего племени. Высший военный пост, занимаемый таким лидером, давал ему право издавать военные приказы и способность поддерживать необходимый уровень дисциплины.

Из этого командного закона вытекает примитивный военно-уголовный закон, который распространяется, например, на такие преступления, как предательство, трусость в бою, дисциплинарные преступления, непослушание и т.д. Римский историк Тацит (55-120 гг.) говорит, например, что немецкие короли могли создавать такие нормы военно-уголовного права.

В то же время вождь племени, несмотря на высшую военную должность, которую он занимал, не мог разрешать споры между членами клана внутри племени. И вообще, никто не имел права управлять таким судом, хотя бы потому, что внутри племени не было ни одного человека из такой инстанции, который бы выполнял функции центральной власти, обладал такой компетенцией и имел соответствующие силовые структуры для вынесения решений. Внутри кланов обязанность миротворчества и судебной власти, скорее всего, выполнялась наиболее уважаемым членом клана или Советом старейшин, который пользовался наибольшим авторитетом среди членов клана.

Мы мало что знаем об этом, поскольку система формирования права в племенном сообществе, сохранившаяся до наших дней, основана на правовых нормах, существовавших между кланами, а не внутри них. Каждый человек рода еще не был субъектом, а просто членом его рода. Этот вид давал ему защиту, и, таким образом, сила рода была и его силой. Лицо, находившееся за пределами данного клана, также выходило за рамки его (клановых) приказов, и, следовательно, «незнакомец» мог получить правовую защиту сообщества только в том случае, если он был принят в клан в качестве члена этого или по меньшей мере был принят под его защиту..

Поэтому конфликты внутри племени были конфликтами между племенными группами, а не между людьми. В судебных процессах юридическими сторонами были роды, а не физические лица. Теперь возникает вопрос: каким образом мог быть проведен судебный процесс при отсутствии какой-либо центральной власти?

Возможно, это объясняется чрезвычайно выраженным желанием людей сформировать правовые нормы, а именно: биологически присущим желанию человека выжить, то есть желанию, которое содержит определенную стихийную готовность к возмездию. Чтобы защитить себя в той или иной ситуации, человек должен был как получать, так и наносить удары. Самозащита и стремление к мести основаны на одних и тех же корнях, присущих биологической природе каждого человека [8].

Народное Собрание было ранее сформированным представительным органом племенного общества, которое могло принимать решение о военных кампаниях, например, нападать на соседние племена, обсуждать защиту племени от угроз нападения со стороны врагов, переходить на лучшие пахотные земли с лучшими пастбища.

Народное Собрание, в основном состоящее из людей, способных носить оружие, и в этом смысле как воинов, из которых состоит само племя, имело все основания, по их совету, содействовать переговорам о примирении воюющих сторон: племя не имело интерес к потере своих трудоспособных членов. Именно из таких переговоров о примирении, которые имели место в племенном обществе, впоследствии возникло согласительное право, которое, по нашему мнению, изначально не было ни гражданским, ни уголовным правом, а просто Договором о примирении или, другими словами, Договором о мир между враждующими племенными группами.

Правила примирения постепенно становились все более и более дифференцированными, поскольку их корни лежали в ситуациях более глубокой сложности, чем какие-либо конкретные действия оскорбительного характера.

На основе решения бесчисленных более сложных конфликтных ситуаций различного характера возникла целая система правовых норм. Из поколения в поколение оно продолжало совершенствоваться в традиционной для того времени устной форме и, в конце концов, стало издаваться в письменной форме, а затем, по-видимому, закрепляться в форме законодательства, т.е. в форме декларации соответствующим компетентным органом центрального правительства о необходимости применения действующих норм с правом (в случае каких-либо нарушений) государственного вмешательства в виде санкций.

3.2. Органы управления в первобытном обществе

В отличие от животного сообщества, жизнь которого основана на биологических законах, человека организовать гораздо сложнее: наряду с биологическими людьми ими начинают руководить социальные законы, а их жизнью управляют особые организации.

В первобытном обществе было шесть руководящих органов. Кратко опишем их:

1. Старейшины. Они являются лидерами или главами семейств (общин, родов). Старшим становился зрелым человеком, обладавшим особыми личностными качествами: жизненным опытом или мудростью, которая приходит с годами, умением предвидеть события, организаторским талантом, волей. Старшина не был избранным. Они стали фактически, то есть все сородичи признавались, что этот человек отличается среди них, его уважали, слушали и даже чтили. Помимо участия в публичном производстве, старший организовывал повседневную жизнь рода, рассматривал споры.

2. Совет старейшин. Когда нужно было принять важное решение, затрагивающее жизнь всей деревни, руководители всех семей (родов) собрались вместе и поочередно высказывали свое мнение. Совет старейшин разрешил споры между родами, координировал действия семей общины при проведении сельскохозяйственных работ, решал санитарно-гигиенические вопросы в целях снижения уровня эпидемиологической опасности.

3. Вождь – это глава племени. Ими стали люди, которые отличались особыми качествами: силой, мужеством, мастерством, сильной волей, умением предвидеть наступление противника и защищаться от него. Если в районах земледелия в мирное время преобладало большинство старшин, а значение вождя резко возросло только во время войн, то северные народы, постоянно сражавшиеся за улучшение условий жизни, всегда играли ведущую роль.

4. Советы вождей. Они собирались, чтобы решить, продолжать ли затяжную осаду или вернуться домой, и разработать тактику боя.

5. В северных племенах созывались только воины. Вопросы, поставленные перед собранием, всегда были очень важны: о начале войны, заключении мира, передислокации со стоянки, осуждении земляка, покинувшего поле боя, и т.д. Как правило, известие о том, что вождь племени созывает людей вокруг деревни (лагеря) громким голосом. Собравшихся сажали рядами, а на особом возвышении были старейшины (вожди). Самый главный вождь сам или через вестника провозглашал единое или же совместное решение с другими вождями [10].

6. Жрецы (колдуны, ведуны, гадатели, знахари, шаманы). Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в силе природы, люди боялись ее проявлений. Помогая "укротить" богов через культовые обряды и жертвоприношения, служители богам давали людям уверенность, что природа будет им благосклонна.

На более позднем этапе развития первобытного общества правительства начинают занимать более высокие позиции в обществе. Это проявилось не только в том, что менеджеры потребляли больше материальных продуктов, но и в их жилье, одежде и других внешних атрибутах власти, а также в особом психологическом отношении к ним людей.

Постепенно общество отходит от принципа равенства в работе и в быту, возникают различия в занятиях и состоянии людей. Управленческая работа попадает в особую категорию. Правительства первобытного общества сменяются государством.

Это надо запомнить

1. Первобытное общество - это не статичное, а развивающееся, хотя бы медленное общество. В процессе его развития и совершенствования инструментов труда можно наблюдать три этапа разделения труда:

1) скотоводство отделилось от земледелия;

2) выделилось ремесло;

3) появилась торговля.

2. Потребление, ранее основанное на принципе равенства, постепенно становится неравным. В частности, люди, осуществлявшие власть в первобытном обществе, имели большее материальное богатство.

3. Первобытное общество имело структуру. Выделялись роды (семьи, общины), которые объединялись во фратрии (селения), а они в свою очередь - в племена, образовавшие союзы племен, ставшие образом нации.

4. Власть в первобытном обществе принадлежала властям: старейшинам, вождям, советам старейшин, советам вождей, собраниям всех взрослых (воинов), священникам.

5. На более позднем этапе развития первобытного общества вожди начинают занимать более высокое положение. Это проявляется не только в более крупном материале продукта, который они потребляют. Им также выделяется жилье, одежда и другие внешние атрибуты власти, а также особое психологическое отношение людей [12].

Государственная (социальная) власть, существовавшая в предгосударственный период, имела следующие основные черты:

Власть носила социальный характер, исходила от всего общества (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода). Оно основывалось на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть объединение людей по фактическим или предполагаемым кровным отношениям, а также общность имущества и труда. Род сформировался в период, когда беспорядочные сексуальные отношения были заменены семьей, основанной на коллективном, а затем и парном браке. Каждый род выступал как хозяйственный субъект, владелец средств производства, организатор общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (франтики, племена, племенные союзы). Поскольку род (родовое сообщество) играл решающую роль в жизни первобытного общества, эта эпоха стала известна как «первобытнообщинный строй», а её социальная организация - как родовая система.

Следовательно, социальная власть распространялась только внутри рода, выражала свою волю и базировалась на кровных связях.

Особого аппарата управления и принуждения не существовало (властные функции выполнялись как почетная обязанность, старейшины и начальники не освобождались от производительной работы, а выполняли и управленческие, и производственные функции параллельно - поэтому властные структуры не отделялись от общества).

На любые должности (начальника, старейшины) не повлияло социальное или экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, мужестве, опыте, уважении к согражданам.

Руководство не давало никаких привилегий.

Социальное регулирование осуществлялось специальными средствами, то есть моно-нормами.

В родовой организации, как и в любом обществе, было принуждение. Но она носила социальный характер, исходила от рода в целом, а не от специального аппарата. Принуждение состояло обычно в наложении повинностей на провинцию, крайняя форма - изгнание из общины. Особого аппарата принуждения, войны не было. Вооружённая сила состояла из всех людей, способных нести оружие.

Всё это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовой системе как примитивную общинную демократию, не знавшую ни собственности, ни классовых, ни кастовых, ни классовых различий, ни общественно-политических форм.

На поздних стадиях существования родовой системы начался процесс её разложения: отречение новых родовых общин от первоначальных, разделение больших родов на малые или большие семьи. Связи между ними поддерживались в виде более крупных образований братств (фратрий) и племен.

Племя, как правило, имело свою территорию, название, язык или диалект однородной основы с языком объединённых племён, общие для племени религиозные и бытовые обряды.

Возникновение государств среди разных народов также объясняется другими причинами, помимо социально-экономических. Для этой фазы характерно переселение различных народов. В результате на одной территории селились разные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровные связи. Новые условия также требуют создания новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного, так и коренного населения. С этим обще территориальным интересом связано превращение бывшей родовой общины в соседскую (крестьянскую), которая, как и род, состояла из нескольких семей.

Но, в отличие от рода, семья была владельцем своего имущества и продуктов труда. Соседская община сама служила организацией общих дел; деление земель, орошение, лесозаготовки и т. д. Одним из важнейших социальных условий перехода от родового строя с его государственной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен [14].

Военная организация племён способствовала постепенному превращению государственной власти племён в органы военной демократии и в виде выборных военачальников, солдат, войск. Одновременно укреплялась власть военных начальников. В их руках постепенно сосредоточилась власть верховного священника, верховного судьи всего общества. Военная жизнь способствовала объединению родственных племён в единый народ и привела к узурпации власти военного вождя сильнейшего племени.

Религия оказала значительное влияние на процесс возникновения государства. Она сыграла большую роль в объединении отдельных племён в единые народы. Религиозные номы помогли укрепить власть царей. Эта власть была связана с передачей её от богов и устанавливалась сначала продлением выборного срока, а затем на всю жизнь и по наследству.

Династия правителей стремилась объединить племена с общими религиозными канонами. Таким образом, следует сделать вывод, что в разные периоды исторического развития общество принимало разные формы, меняло свою зрелость, внутреннюю структуру, то есть экономическую, социально-классовую, политическую структуру.

Например, первобытное общество было более или менее однородным коллективом, не знавшим социальной и иной стратификации. Постепенно изменилась структура общества: с изменением экономических отношений появились социальные сообщества, группы, классы с собственными интересами и особенностями. Вместе с человеческим обществом социальная власть возникает как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает общество целостности, управляемости, служит важным фактором организации и порядка.

Это стимулирующий элемент, который обеспечивает жизнеспособность общества. Под влиянием власти общественные отношения становятся целенаправленными, становятся управляемыми и контролируемыми, а жизнь людей вместе становится организованной.

Таким образом, социальная власть - организованная сила, обеспечивающая способность конкретного социального сообщества - рода, группы, класса, людей (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Бывает двух видов - неполитического и политического (государственного).

Власть - явление надстройки, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, основой общества. Однако она не может функционировать сверх воли и сознания людей. Власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) тех, кто правит своей волей субъекту, и, с другой стороны, подчинение тех, кто по этой воле. Воля прочно соединяет власть со своими подчинёнными.

Власть принадлежит социальной общности, чья воля воплощена в ней. Бессубъектная, то есть никому не принадлежит, нет власти и быть не может. Именно почему в учении о власти важное место занимает «властвующий субъект» - первоисточник власти.

Власть может быть слабой, но лишенной власти, она перестает быть реальной властью, потому что не способна воплотить власть в жизнь. Власть сильна поддержкой, доверием людей, то есть основана на силе авторитета. Определяющей особенностью власти является способность тех, кто правит, навязывать свою волю другим, доминировать над подвластными. 

Заключение

Экономика этого общества базировалась на государственной собственности. При этом строго соблюдались два принципа (обычай): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все переданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На других основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание. На протяжении столетий и тысячелетий экономике приписывали: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось.

Естественно, в таких условиях не может возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие экономики шло по двум направлениям, связанным между собой: - совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия труда, более совершенные каменные орудия труда, орудия из меди, бронзы, железа и т. д.); - совершенствование путей, приемов и организация работы (собирательство, рыболовство, охота, скотоводство, сельское хозяйство и другое, разделение труда, включая большое общественное разделение труда и т. д.). Все это привело к постепенному и возрастающему росту производительности труда.

Государство как относительно самостоятельное явление имеет свои модели развития. По мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» воспитания принудительного и репрессивного характера в политическую организацию общества, где весь комплекс государственных институтов активно функционирует в соответствии с принципом разделения полномочия. Демократически развивающееся общество должно сосредоточиться на своей разнообразной цели, и оно поощряет развертывание социальных функций государства. Роль государства в обществе возрастает. Государство стало организовывать и направлять деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества через вновь созданные институты и органы - министерства экономики, труда, культуры, образования и т.д. Мы кратко рассмотрели историю развития государственности в целом с целью выявления основных предпосылок и факторов возникновения государства, проанализировали пути формирования государства, такие как восточный и западный пути. Общество живет в условиях государственно-правовой реальности: они считаются гражданами конкретного государства, подчиняются государственной власти, придерживаются своих интересов, правового регулирования и требований. Еще в древности они начали задумываться о причинах и путях государства.

Было создано много разных теорий, которые по-разному отвечают на вопросы. Многочисленность этих теорий обусловлена разнообразием исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Теории, рассмотренные в этой статье, различают государство и общество и подчеркивают происхождение государства как особой области исследования.

Государство - многогранное явление.

Все теории происхождения государства, перечисленные нами в попытке создать универсальное объяснение процесса происхождения государства, подходящие для всех эпох и стран, абсолютизируют роль и значение фактора, возникшего в конкретном страна. И таким образом создается односторонняя точка зрения государства. Только объединение всех этих теорий происхождения поможет воссоздать полную картину процесса государственного образования. Таким образом, основной единицей организации первичной общинной системы был род, объединённый кровным родством, совместной коллективной работой, общим владением продуктами производства и вытекающий из этих условий равноправием социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода. Экономика развивалась по двум смежным направлениям: - совершенствование инструментов; - совершенствование методов, приемов и организации труда. Все важнейшие вопросы жизни рода решались общим собранием его членов.

Старейшина, наиболее уважаемый член рода, был избран с целью осуществления оперативного управления. Единственный способ его реализации - через самоуправление. Власть была неотделима от общества и неполитической. В период неолита началось разрушение первобытной общинной системы и поэтапный переход к государственному обществу. В этот период пути развития человека делились на «восточный», а также «западный». Восточный путь формирования государственности отличался в первую очередь тем, что общественно-политическое господство появилось на основе ухода какой-либо общественной функции, социальной должности. Одним из главных государственно-образующим фактором в Европе было классовое разделение сообщества. В самой истинной форме это можно увидеть на примере Древних Афин, где государство развивалось, частично преобразовывая аппарат языческой системы, частично вытесняя их введением новых органов, заменяя их со временем государственными властями.

В первобытном обществе общепризнанные нормы выражались в обычаях, непосредственно переплетённых с религиозными и высоконравственными принципами. Правовые обычаи также поспособствовали укреплению царской власти на основе её божественного происхождения, назначали смертную казнь за мятежи, покушения на правителей и чиновников, на религиозные основы. Первоначальные законы государств фиксировали материальное неравенство, привилегии состоятельных и знатных, бесправие рабов, обязанность и ограниченные права низших эксплуатируемых слоев населения. Таким образом, закон вырос из системы общественного регулирования первобытного общества. Это было одно из самых больших и значимых изобретений человечества, с помощью которого общество сумело сохранить свою целостность, когда были конфликты между его отдельными членами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев В.П., Першиц А. И. История первобытного общества - Москва: АСТ:Астрель, 2001. - 350 с.
  2. Азизова, П.М., Мусаева, А.Г. Основные понятия в теории государства и права / Евразийский юридический журнал. 2015. № 5 (84). С. 123-124.
  3. Горохова, С.С. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. С. Горохова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 317 с.
  4. Калина, В.Ф. Теория государства и права: учебник для прикладного бакалавриата / В. Ф. Калина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 291 с.
  5. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 2009 . – 343с.
  6. Кич, И.С. Теория государства и права / Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты материалы международной научно-практической конференции. 2016.
  7. Косвен, М. О. Очерки истории первобытной культуры / М.О. Косвен. - Москва: Огни, 2003. - 216 c.
  8. Кочубей, А.Г., Болдырев, С.Н. Теория государства и права / Философия права. 2015. № 1 (68). С. 56-60.
  9. Маркелова, Ю.В. Теория государства и права / Science Time. 2015. № 12 (24). С. 505-506.
  10. Нагих С. И. Нормативная система догосударственного общества и переход к государству. - М., 1995. – 774с.
  11. Осипов, М.Ю. Теория государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10. С. 410-416.
  12. Певцова, Н.С. Эволюция научных взглядов на теорию государства и права / Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции. под общ. ред. Е.А. Певцовой. 2016. С. 77-81.
  13. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. История первобытного общества: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982. - 223 с
  14. Рогачев Е.С. Теория государства и права: практикум/ Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 89-92.
  15. Тэйлор, Э. Б. Первобытная культура. Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев / Э.Б. Тэйлор. - М.: Типография И. Н. Скороходова, 2011. - 486 c.