Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Организация общественной власти в первобытном обществе ( История возникновения первобытного общества)

Содержание:

Введение

Изучения организации и образования первобытного общества, а также формирование власти в первом человеческом обществе, носит большое значение, навыки и опыт которые позволяют более детально понять жизнь в нашем высокоразвитым мире. Только когда мы изучаем историю нашего далёкого прошлого мы можем понять, как же на самом дели развивалось первобытное общество, извлечь уроки с ошибок прошлого, и понять природу становления власти ее структуру, функции, социализацию, особенности и специфику.

Вникая в данную тему, причем чем глубже, тем более мы можем понять, как же на самом деле зарождалось государство, в том далеком и первобытном обществе. Когда еще не знали, что такое семья и член общества. Как нужно преподносить себя, чтоб не было последствий, ведь тогда еще не было гуманных законов, а только жестокие и первобытные обычаи и традиции кровной мести.

Данная тема очень обширна и глубока для изучения. Изучение данной темы, позволит узнать, как осуществлялась власть, какие были устои в первобытном обществе. Весь тот древний политический мир. Понятия государства в первобытном строи не существовало, но за счет их стремления и развития мы имеем наше современное государство, со всеми традициями и навыками, именно в первобытном обществе зарождалось понятие власти, той самой власти, какой мы ее сейчас и видим. Только с годами мы ее усовершенствовали и внесли свои законы, но все же первая власть и первый закон - это заслуга наших предков, предков из первобытного общества.

Но по истечению времени, в силу действующих и устоявшихся правилам, понятиям и устоев первобытное общество целенаправленно двигалось в направлении формирования власти и государства. На протяжении тысячелетий менялись функции, обязанности и методы правления, а также и специфика в первобытном обществе, и именно все эти изменения в обществе привели к формированию власти и государства.

Власть, как и государство, являлись ключевыми аспектами и элементами, того древнего, но уже сформировавшегося политического мира. В течение многих веков мыслители, исследователи, ученые в различных социально-философских и идейно-политических направлений пытались определить коренную и истинную фундаментальную основную природу власти, основные ресурсы, дающие возможность обладать этой властью и реализовывать ее в нужном направление. Установление ее границ, в которых могла и должна была использоваться данная власть. [4, c.42]

Уже в первобытнообщинных группах существовали системы нормирования и регулирования социальных отношений. М. Вебер называл эту систему «регулируемой анархией». Если все это разбирать, то можно сказать, что даже в первобытном обществе уже были свои правила, нормы поведения и установки, а также табу и наказания.

Табу, то есть наложение запрета на то или иное действие, особенно на первоначальном зарождения первобытной власти, носило скорее всего отрицательное, нежели положительное начало. Ведь именно с первобытного общества мы считаем табу запретом. А ослушание, и в настоящее время, несет за собой наказание, равное мере проступка.

По-видимому, первого, кто произнес сакраментальное выражение «Ты не должен...», можно считать основателем власти и закона. Без таких запретов невозможно себе представить социальную эволюцию, переход людей от состояния безвластия и вседозволенности, или анархии к состоянию анархии, когда человеку под угрозой наказания, в том числе и путем применения физического насилия, не дозволяется делать те или иные вещи. [4, c.43]

Исследование первобытного общества, специфику власти в нем, образования базового государства, несет фундаментальное значение для нашего современного социуму. Именно изучия, и понимая правильно, а в дальнейшем сделав правильные выводы, мы можем понять и раскрыть всю специфику, фундаментальную роль, основные характеристики и многогранные, а в то же время и примитивные первобытные функции власти.

Из этого всего можно сделать вывод, что благодаря именно примитивности, первобытности, а местами можно сказать жестокости и дикости того времени. В данный момент мы имеем, устоявшеюся власть и демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Где четко расписаны все правила и порядки.

1. Первобытное общество

1.1 История возникновения первобытного общества

Первобытное общество – низшая ступень в истории образования и развития человечества. Это время, предшествовавшее возникновению классового общества и государственной власти, когда люди жили общинами, сообща владели землёй, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. [4, c. 317]

Первобытное общество появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis - homo erectus (человек умелый - человек прямоходящий), а мы - представители homo sapiens (человек думающий) - появились, как минимум, 200 тыс. лет назад. Этот период был самым продолжительным по времени этапом развития в истории человечества.

Первоначальную форму образования общества часто называют «первобытным человеческим стадом» или «праобщиной». Первая ступень данного периода праобщины совпадает с выхождением человека из животного мира и образованием первобытного человеческого общества. Нет никаких сомнений, что с появлением направленной и разделенной трудовой деятельности, связывали не только изменение с отношения человека к природе, но и изменением отношений между членами первого первобытного общества. Каждый из членов семи имел свои обязанности нес ответственность за их выполнение.

Можно считать, что начало периода первобытного общества, или как его тогда называли первобытное стадо, совпадает с образованием сознательного изготовления и применения первых орудий труда. Эволюционный прогресс первого человеческого общества происходит именно в то время, когда первобытный человек стал изобретать, а также в полную меру использовать первое орудие труд.

Именно это и привело первобытное общество к началу ведение личного подсобного земледелия и хозяйства, а так же начать расширение своих сфер, возможностей и интересов в сельскохозяйственном труде, а также строительстве и земледелии.

Первобытное человеческое общество, как уже было сказано выше, так же стали основывать строительство. Можно сделать вывод, что они стали думать, как им улучшить свои условия существования. Отсюда и освоение орудий труда, земледельчество и строительство.

На данном этапе, скорее всего и происходит разделения труда между членами семьи или члена первобытной общины, в которых они проживали. Разделение труда позволило им еще и разделить ответственность между членами семьи. Теперь каждый знал права и обязанности, кто-то отвечал за ужин, а кто-то за земледелие, охоту и строительство.

Со временим изменились и взгляды на жизнь, на данном этапе стали образовываться семьи. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену первобытного общества «готового» человеческого общества - общинно-родового строя. [1, c. 136]

Первобытнообщинный строй носит длительный и сложный характер и именно поэтому историки разделили этот этап на несколько эпох. Изучая данный вопрос все более глубже и детально, историки пришли к общему ученому мнению и независимо от того, какие термины применяются ими для их обозначения, ученые выделяют три периода:

- ранний (или эпоха праобщины, стадия становления),

- средний (или эпоха родовой общины, стадия зрелости)

- поздний (или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды.

На позднем этапе его развития формируется государственный аппарат, образовывается частная собственность, происходит разделения первобытного общества на правящих и управляемых, а так же происходит начало зараждения государства.

Изучая жизнь первобытных людей, историки обратили внимания на первые два периода первобытной истории, оставив третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем. [10, c. 24]

Раннепервобытная (раннеродовая) община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. л. н. Это был тот период, когда сформировалась родовая организация. На данном этапе именно род сыграл решающую роль в жизни первобытного общества данного периода, и как следствие в дальнейшем данный вид общины получил название раннеродовой.

Позднепервобытная община датируется примерно 6 – 3 тыс. до н.э. в этом периоде важнейшую роль в социальной и общественной жизни играет род, поэтому данный период историки дали название позднепервобытная или позднеродовая. Первая социальная организация в раннем обществе- это была соседская община. То есть теперь первобытное общество, или как они уже назывались, первобытная семья, делило одну территорию. На данной территории уже образовывались свои местные органы самоуправления. Сообщество, которое проживало на данной территории научились помогать друг другу, стали образовываться общие кооперации.

На данной стадии формирования соседской общины свойственно изменение связей, которые ранее основывались на родстве, теперь стали соседско-территориальными.

Одним из главных признаков, которое может дать характеристику любой соседской общины, это образование и существование отдельных семей. Соседские общины стали самостоятельно вести хозяйство и со временем провели разделение труда и определили распоряжающихся произведенным продуктом, каждый в соседской общине своими личными силами производит обработку данных или отведенных ему полей и урожай им присваивается единолично, и коллективная собственность на основное средство производства.

Семьи, которые образовывались в общине, могли быть как родственными, так и неродственными.

На протяжении какого времени была соседская община точно нельзя сказать, к сожалению, точные расчеты по времени провести не удается. Историки за все время изучения так и не смогли сказать сколько по времени длился данный период, но они точно смогли изучить как в данном обществе изменились отношения между членами общины.

Завершение стади первобытной соседской общины совпадает со временем начала образования первого государства. Данный тип общины называется соседской, или территориальной, поскольку родовые связи в общине постепенно вытесняются связями соседскими, связями по территории, близости проживания, а не кровного родства [5, c. 9]

Характер новой общественной организации определялся тем, что при очень низком уровне развития того общества, в условиях которого начала складываться новая организация, едва ли не единственной основой для упрочения социальных связей было осознание общности интересов в форме родства. Наиболее устойчивой частью тех древних коллективов были женщины, которые в свое время играли своеобразную роль в заботе о потомстве, ведении подсобного домашнего хозяйства.

В силу всего этого той упорядоченной формой организации общества, которая в конце концов сменила праобщину, вероятно, был коллектив сородичей, связанный общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род.

Для того, чтобы более точно охарактеризовать тот период можно использовать такое понятие как матриархат, но даже это определение не может точно и детально описать власть в первобытном обществе, так как власть в соседском территориальном обществе делилась на всех взрослых членов данной общины. [17, c.318].

Неолитическая революция и переход к производящей экономике обеспечили не просто выживание людей, но и создание регулярного производства продуктов питания и иных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей первого человеческого коллектива. После всех событий пришло установления контроля семейных групп над определенной территории. Тоесть они имели власть на той территории н, на которой они проживали.

Таким образом, ранняя родовая община, это была община потребителей (земледельцев, охотников и рыболовов) сменяется более прочными, численно разросшимися, как правило, связанными с определенной территорией общинами производителей.

Данная система соседских родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организации, которая была создана на сравнительно устойчивых системах самоуправления и саморегуляции. [6, c.105].

1.2 Хронология первобытного общества

Хронология – это историческое востановления этапов времени в эволюции первобытных людей. Древний строй являлся одним из самых продолжительным по времени периодом в прогрессе процветания истории первобытного человечества.

Истоком истории древних общин человека – это становления человека; согласно наиболее распространенной точке зрения это произошло примерно 2,5 млн лет назад (л.н.). завершение истории первобытного общества – это становления первых обществ и государств.

По этому историки установить жесткие и однозначные хронологические рамки истории первобытного общества невозможно. [5, c. 7].

1.3 Периодизация первобытности

Периодизация - это разделение древней истории на отдельные этапы развития человека в истории существования человечества, эти этапы отличались между собой: длительность, прогрессы на разных этапах, а самое главное развитие и эволюция самого человека. [5, c. 8].

Все история человечества берет свое начало с периода праобщины. Этот период имеет значение в том, что на данном этапе появляется начальные орудия труда. А следственно развития труда в лучшую сторону с использованием орудий труда.

Главным содержанием данного периода- это подавление в себе остатков животного состояние, а в месте с тем человек стал развиваться в новом направление. Новые ступени в развитие дали крепость социально-общественным связям. Этот период, по мнению историков ученых, сложно ограничить по временным рамкам.

Нижняя граница дискуссионна из-за расхождений во взглядах на различие между древнем человеком и человеком из нашего настоящего, верхняя - из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов.

Период первобытной родовой общины образуется с формированием первых упорядоченных форм социальной организации рода и родовой общины. Вот поэтому в этом периоде есть полное выражение основных черты первобытнообщинного строя - более или менее имеющий ряд последовательность сплоченность в коллективе, в производстве и потреблении, общая собственность и равное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннеродовой общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной (позднеродовой) общины.

Нижняя граница эпохи средний палеолит или верхний палеолит, верхняя как правило, неолит.

Для палеоантропологической эпохи критерием служит биологическое развитие древнего человека. Принято выделять такие стадии развития предков человека, как архантропы, палеоантропы и неоантропы

[5, c. 8].

Считается, что эпоха праобщины - время образования, а эпоха первобытной родовой общины - время взрослости, то эпоха классообразования время распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду знаменита тем, что прогрессом развития и образования всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных подсобных хозяйств, равное распределение вытесняется трудовым, общинно родовые связи рвутся и уступают место общинно соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности.

Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых по большей части на время металлов. Верхняя граница появление классовых обществ и государств наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени [1, c. 15].

1.4 Структура первобытного общества

В каменном веке устройство характеризуется как стадное общество, а точнее человеческое стадо. Именно в данном периоде начинают формироваться навыки коллективного труда и коллективного потребления добытых продуктов и мяса.

Отдельные группы жили, по-видимому, отдельно от других, связи между ними были случайными. Брачные отношения в первобытном обществе первоначально были беспорядочными? Постепенно половые отношения в стаде приобретали отграниченный характер, устанавливались определенные запреты на брачные отношения

Со временим человеческое общество собирает и использует определенный опыт в любых формах и видах деятельности, который совершенствует навыки любой сферы деятельности и делает ее наиболее эффективной.

Меняются и производственные отношения, появляются зачатки коллективного труда, общественная собственность. Также на данном периоде появляются зачатки брачных отношений между разными членами стада. На этом этапе стадо уже преобразуется в род (родовая община).

Наиболее устойчивой формой являлась родовая община (род), которая представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности ведения совместного хозяйства.

Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Род сыграл решающее значение в социальном развитии первобытных людей. Он выступал подлинным общественным объединением, объединенный единой целью производства и потребления продуктов жизнедеятельности.

1.5 Обычаи в первобытном обществе

Первобытные обычаи закрепились в глубокой древности, тысячелетиями переносились из поколения в поколение. Обычаи представляли из себя, непререкаемые запреты (табу), рассказы (мифы), проецирующие поведение в той и иной ситуации, а также магические знаки, обряды и ритуалы. Соблюдение обычаев было обязательным для каждого члена рода. Обычаи были неприкосновенны и священны, поэтому не поддавались пересмотру и осуждению.

Обычаи сыграли важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественными порождениями самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение каждого члена рода так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам.

Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).

Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ними непримиримых противоречий.

Таким образом, характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:

- они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

- исполнялись в силу привычки на добровольных началах, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;

- органов, карающих за неисполнение обычаев не существовало, однако вместо них было всеобщее осуждение собратьев по роду;

- не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.

Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления и регулирования поведением людей при помощи определенных общих норм.

На основании вышеизложенного, можно определить следующие, характерные для родовой общины признаки:

‑ преобладание коллективного характера труда;

‑ коллективная собственность на орудие труда, получаемый продукт, угодья, и др.;

‑ равнообеспечивающий принцип распределения продуктов потребления;

‑ половозрастное разделение труда;

‑ принцип коллективизма в решении общинных вопросов;

‑ отсутствие неравенства, за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;

‑ Эзотерическое представление о мире, основанное на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).

1.6 Характеристика первобытного общества

Стадия ранне-первобытной (ранне-родовой) общины характеризуется простым присваивающим хозяйством так называемых низших охотников, рыболовов и собирателей и соответствующими ему примитивными формами общественных отношений.

В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда. К примеру, женщины занимались собирательством, а мужчины охотой и рыбной ловлей. Такая половозрастная организация не создавала в ней отношений неравенства между взрослыми мужчинами и женщинами. Те и другие специализировались в разных, но в равной степени общественно полезных сферах трудовой деятельности. Поэтому не могло быть отношений господства и подчинения в положении полов.

Естественное разделение труда по полу и возрасту и связанная с ним хозяйственная специализация наложили глубокий отпечаток на всю общественную жизнь раннепервобытной общины. На их основе складывались особые половозрастные группы (классы, категории, ступени и т. п.). Повсеместно выделялись группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением. В обществах с формализованными половозрастными группами большое значение придавалось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей.

Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Они всегда заключались в приобщении подростков -- обычно каждого пола в отдельности -- к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины.

Чётко определялось распределение пищи. Принимались во внимание различия в потребностях по полу и возрасту. В определенных условиях учитывались и высшие интересы коллектива в целом.

Основными связями между отдельными родами были брачные связи: возник брак для регулирования отношений межу полами.

Как правило, мужчины одного рода брали себе жён в другом роде - такие отношения и называются экзогамией (от греч. exo - вовне и gamos - брак).

Брачно-семейные отношения варьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сложившихся форм брака - от моногамных до гаремных форм семей. Причём какой брак был первичным достоверно неизвестно. Часть учёных считает, что групповой, другая же - что индивидуальный. Одновременно, а по другой точке зрения несколько позже, возник институт семьи, регулирующий отношения, как между супругами, так и между родителями и детьми.

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание. Общая теория права и государства: [11, c. 53].

В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

‑ совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);

‑ совершенствование способов, приемов и организации труда (охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.

Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Род не был совершенно стабильным коллективом. Он пополнялся за счёт новых брачных партнёров своих членов и уменьшался за счёт уводимых по тем же причинам родственников. [12, c. 29].

На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория. Общая теория права и государства: [11, c. 53].

Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении, о которых говорилось выше, начались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 5-12 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу Общая теория права и государства: [11, c. 54].

Первобытное общество долго развивалось, но именно время помогло из первобытного общества прийти к общинам, группам и классам. Образование рода и семей.

2. Власть и социальная организация в первобытном обществе

2.1 Социальные нормы поведения в первобытном обществе

Социальные нормы в догосударственный период естественно входили в жизнедеятельность людей, обеспечивая социального и экономического единство рода. Необходимость в совместном проживании племени, связанная c несовершенством орудий труда и его низкой производительностью, выражалась также в общественной собственности на средства производства и в равенстве в распределении продуктов. Эти обстоятельства оказали огромное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

Обычаи, c их помощью которых регламентировалась жизнедеятельность рода и его членов, играли в родовой общине огромную роль. Формировали и поддерживали обычаи как религиозные, так и мистические представления первобытных людей. B этих образах соединились мистические силы природ.

Обычаи содержали непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия; мифы, передающие образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода.

Обряды и ритуалы, которые проводились в первобытном обществе, несли в своей силе революционный характер и в основном действовали на психику и восприятия первобытного. Соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая основывалась на кровной связи и общности интересов членов родовой общины, равенстве их положения, a также отсутствии непримиримых противоречий между ними.

Социальные регуляторы догосударственного периода помогали первобытным людям очистить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить его на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, предсказуемых и гарантированных отношений.

Социальные нормы первобытного общества создавали условия для существования присваивающей экономики и продолжения рода, регулировали способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Мононормы выступали как нормами организации социальной жизни, так и нормами первобытной морали, и ритуалами.

Мононормы характеризовались тем, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляя «первобытное равенство». Однако истинное содержание этого равенства состоит в поглощении человека сообществом, в строгом упорядочении всей его деятельности, консервативности и застойности форм, закрепляющих имеющиеся связи и отношения. Такая нормативная избыточность типична для обществ c относительно бедной культурой, для них важнейшей задачей служит поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Возникновение мононорм служит доказательством широкой и значимой эволюции человечества, как высшего представителя животного царства. Факт появления норм служит признаком человеческого бытия, его социальности.

Становление человеческой социальности проходило в рамках первобытной морали, обычаев и ритуалов, появившихся из мононорм. Люди на своем опыте практически видели полезность и целесообразность определенных правил, запретов, предписаний.

Социальные нормы первобытного общества:

- регулировали отношения между людьми, чем отличаются от иных несоциальных норм – технических, физиологических и других, определяющих отношения человека к природным, материальным объектам и орудиям труда;

- реализовались в виде обычаев - исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени;

- существовали в поведении и в сознании людей, не имея письменной формы выражения;

- обеспечивались силой привычки, соответствующими мерами убеждения и принуждения (изгнание из рода);

- имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия;

- продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, где человек был частью природы;

- выражали интересов всех членов рода и племени.

2.2 Виды социальных норм в первобытном обществе

В первобытном обществе в то время, когда ещё не существовало власти и государства действовали свои права и законы. К примеру, использовали специфику традиций, обычаи и табу. А также еще одну главную роль была у древней и первобытные религиозные нормы. Если рассматривать обычаи, традиции и табу, то они используются и в наше настоящие время. Но что это все из себя представляет рассмотрим ниже:

- обычаи- правила и нормы поведения, которые складывались достаточно долго, в течении многих исторических этапов. Обычаи вошли в привычку в результате частого повторения и напоминаниях об обычаях.

- самые простые нормы морали – правила поведения, которые в свое время регулируют отношения между членами первобытного общества. И все это осуществлялось на древних понятиях добра и зла.

- религиозные нормы – правила поведения в обществе, которые регулируют отношения в группе, все это опиралось на единое мнения и формах представления о религиях, а так же ее воздействия на общество.

-мифология – это так сказать совокупность мифов, которые в свою очередь отражают фантастическое представления людей o мире, природе и человеческом бытии;

табу – это своего рода религиозный запрет, запрет на определенный предмет, действие, и если нарушить данное табу, то боги или духи, обрушат на того все небесную кару. Из этого можно исходить, что табу для первобытного общества имело большое влияние на их поведение и поступки.

Основные признаки первобытных обычаев:

- социальные нормы;

- сложились в результате многократного повторения и служат привычкой первобытного общества;

- обеспечивались мерами общественного воздействия;

- особенные по своей природе, закрепляют все, что складывалось в результате длительной социально-общественной практики.

В первобытном обществе были свои нормы и правила поведения, которые и регулировали общество. По трем видам отношений:

- отношения внутри рода, между родом и индивидом (отношения власти, распределения обязанностей и пр.);

- межродовые отношения (брачно-семейные, союзы племен, взаимопомощь и пр.);

- экологические отношения — это отношение человека к природе. В дальнейшем из отношения к природе появлялись тотемы. Тотем своего рода носил идеал животного или существа, которому данное общество поклонялось. В основном тотем это было животное.

Запреты в обществе имели большое значение, они в свое время были и законами и запретами, а так же они являлись средством охраны для первобытного общества. Табу играло большое значение в дисциплине, оно позволяло сохранять порядки и нормы поведения в обществе. Ведь каждый член данного общества знал, что его ждет наказание если он нарушит табу. Ведь табу в первобытном обществе играло своего рода закон. [14, c. 68-75].

Нравственные и религиозные нормы родового общинного строя не могли сделать условия производства, распределения, обмена товаров, обязательными для всех, так как уже не существовало единства интересов.

Нравственные и религиозные нормы представляют собой, к тому времени, уже юридическое право. C их помощью производственные, семейные, трудовые, управленческие отношения приобретают форму правовых отношений.

Формирования и образования права, как и государства – занимало длительное время в эволюции, иногда это длилось долго и занимало длительные периоды в эволюции.

Первой формой первобытного права являлись правовые обычаи, этот обычай поддерживали обычаи и служители религиозного культа и государством. Изначально образования порядка общиин которые занимались земледелием осуществлялось с помощью новой религии, которые между с собой связывали семейные общины, да и общество в целом.

Одной из основной религией стала религия солнца, про данную религию знали многие народы и для всех народов эта религия давала и определяла у всех порядок и единство и считалось, что данная религия установило верховные божество.

Обычаи представляют собой привычную для всех членов общества форму социальной общественной регуляции. Обычаи же, имеющие нравственный характер, определяются как нравы. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Право нейтрально относится к большинству традиций, обрядов и ритуалов. B то же время оно опирается на привычные формы поведения, a в ряде случаев закрепляет их в своих нормах.

На обычаи оказывало влияние права, но и обычаи оказывали свое влияние на права. А в отдельных источниках, обычаи признавали, как источник права.

Первоначальные нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, которые свойственно всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки. На одной ступени находятся и нормы поведения и права, но отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения и по способу обеспечения реализации.

Ha ранних стадиях развития общества придерживанию норм, содержащихся в обычаях, обеспечивалось строгими мерами общественного воздействия на нарушителей: они изгонялись из рода или племени, лишались пищи, воды, огня. B период становления древних цивилизаций обычаи поддерживало государство и религия.

Все это привело к созданию правового обычая и обычного права. B современных правовых обычаях сохранялись остатки прошлых обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы быта сельской общины, неравенство ee членов, кастовые привилегии высших и обязанности низших сословий, нормы купли-продажи земель, имущества. B них также были закреплены наказания для низших каст и сословий и допускался выкуп или ритуальное действие для высших каст и богатых.

Судебные органы играли большую и важную роль в формировании правовых норм поведения. В свою очередь эти правовые нормы защищали имущих. На судах когда принимали решение, судьи своими решениями отметали все возможные обычаи и религиозные нормы. И отметались эти решения так как они утратили свои силы и влияние на общество.

Bce это содействовало созданию правовых норм судами, возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:

- Естественно-природный характер, исторически обусловленный процесс формирования.

- Действие на основе механизма обычая.

- Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных норм.

- Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека.

- лидирование запретов. Использовались только в форме табу, нарушение которого каралась наказанием сверху. Это и было преимуществом и лидерством запретов. И самым первом запретом было кровные связи, тоемть единокровных браков.

- нарушение обычаев распространялось только на родственное дело. Нарушение обычаев решалось в семейном кругу, тесть только в присутствии всех членов семьи. И решение принималось не посредственно только членами семьи, а точнее старейшиной.

- Специфические санкции – это своего рода осуждение нормативно-социального поведения нарушителя со стороны всех членов коллектива

- Остракизм – считалось одним из наказанием, это изгнание из своей семьи, и как следствие человек оставался один. У него ничего не оставалось не семьи, не близких и рода своего у него тоже не было, как следствие человек практически приговаривал себя к смерти. Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, процессов, происходящих в общественном организме.

Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которая отличается всем своим содержанием, отличается так же способами воздействия на социальные поведение норм, так же формы выражения и механизмы обеспечения. [15, c. 145-163].

2.3 Власть в первобытном обществе

Природа власти, по своей сути, как ни странно, имеет биологическую природу. Мы, например, знаем о том, что стадо животных определенным образом управляется.

Первобытное общество было сформировано определенным образом, со своими моралями и правилами. Но человеческое общество отличалось от животного общества. Человеком уже не управляли биологические потребности и законы. Человеческое общество каждый раз формировалось все более сложно и нормативной правовой системой. люди позднее начинают все больше и больше руководствоваться законами социальными. Однако в начале его возникновения доминируют биологические законы, поскольку человек - это дитя природы. Думается, что рассмотрение некоторых из них поможет нам объяснить процесс возникновения государства. [16, c. 8]

Власть - это проявление и влияние законов. Власть имеет агрессивный характер, который выражается в злобе и агрессии по отношению к другим. Ненависть и злоба проявлялась тогда и в том месте, когда челок чем-то раздражал и его действия вызывали только негатив. Агрессия проявлялась там, где жертва сама угрожала или раздражала. Агрессия в живой природе играет положительный характер, так как благодаря можно избежать физических действий по отношению одного члена общества к другому, а в замен приходит психологическая агрессия, но в ней не всегда побеждает сильнейший физически, так как психологически трудно противостоять друг другу.

Сильные по характеру личности - это по природе прирожденные лидеры, и ими были всегда мужчины. Женщины никогда не претендовали на пост лидера по той простой причине, что для женщин была отведена отдельная, но особо важная роль-это воспроизведения потомства. Укоренилось мнение, что степень развития того или иного государства определяется отношением и положением в нем женщин.

2.3 Органы управления

В первобытном человеческом обществе выделяли шесть видов органов управлений. Но в каждом племени были свои власти управления, а так же власть отличалась по своим правилам. Одно общество отличалось своей простотой и легкостью органов власти, а другие, наоборот, приветствовали более сложную систему органов власти. В дальнейшем органы власти вводили свои структуры и усложняли органы власти наделяли большей полномочностью.

Разветвленная властная организация встречается на более поздней стадии развития первобытного человеческого общества. Власть в первобытном обществе со временем принимала различные черты и характер. Только про анализируя и сделать теоретический анализ, позволил историкам сделать вывод по первобытной власти. Было несколько представителей власти в первобытном обществе:

1. Старейшины -это главы семей. Этот человек проживал богатую и долгую жизнь, тесть имел опыт и мудрость. Старейшина умел править и делать правильные вывод, умел видеть события на шаг вперед. Старейшину не выбирали. Ими становились по роду, все члены просто принимали его лидерство. В дальнейшем он правил, а все остальные просто слушались его и принимали его решения. Вожаки, тесть старейшина, полностью контролировал и организовывал работу и жизнь своей семьи и всего общества в целом, которое проживало на его территории. Они также контролировали производство и работу всех членов общества.

2. Совет старейшин - на более поздней стадии развития первобытного общества, когда человеческая популяция стала разрастаться, а роды объединяться во фратрии, стал появляться круг вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). Когда надо было обдумать важное решение, затрагивающее жизнь всего поселка, собирали предводителей всех семей (родов). Среди них выделялся главный. Каждый по очереди брал в руки палку или скипетр и говорил свое мнение. Иные выступали очень красноречиво и их внимательно слушали. Нередко старейшины распалялись в споре и бранили даже главного среди них.

3. Военные предводители - это в основном главы племен. Объединение родов, фратрий в племена чаще всего имело место для защиты территории (или для нападения). Предводителями становились люди, которые отличались силой и ловкостью, а также умением прогнозировать наступление или защиту от врага и организовывать ее практически. У военных лидеров были свои роли и задачи, их так же хорошо охраняли.

4. Советы военных предводителей - они собирались для решения военных вопросов: продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.

5. Собрание взрослых членов- в Средиземноморье собирали именно всех взрослых. В северных племенах практиковался созыв всех воинов. Несмотря на это, представлять себе управление как идиллию, основанную на демократических началах, принципе народовластия, где главенство принадлежало народному собранию, думается, было бы упрощенчеством.

Во-первых, народное собрание как орган управления существовало далеко не во всех регионах и не у всех племен.

Во-вторых, созывался этот орган управления крайне редко.

В-третьих, ход собрания весьма жестко регулировался и направлялся вождем или главарем совета старейшин.

Народ, собравшись, садился рядами, а на особом возвышении рассаживались старейшины (вожди). Вождь сам или через вестника оглашал свое решение или то, что надумали все вожди вместе

6. Жрецы – это предводители, которые в основном занимались организацией человеческого сознания. этот орган управления занимался, условно говоря, организацией сознания людей. Жрецы также были хранителями, блюстителями обычаев группы.

В первобытном обществе не было разделения власти на хозяйственную, военную и культовую. Для этого этапа было характерно наличие, так сказать, универсального главы. Он был лидером так как имел все выдающиеся качества. Он умел во время оказаться в том месте где нужно, умел убеждать, а так же имел волевой характер и огромную силу воли.

Сложная организация власти - это атрибут более зрелого первобытного общества. Выделение отдельных сфер жизни (хозяйственной, военной, идеологической) привело к множественности органов управления и появлению иерархов в каждой из этих сфер [10, c. 24]

3. Организация власти в первобытном обществе

3.1 Первобытная власть

Власть – своего рода была элементом подчинения и властвования.

В самом начале власть в древнем обществе была направлена на интересы всех членов семьи. Власть- это как средство и способы обеспечения общественных интересов, так же власть решала спорные вопросы между членами племени или в общества в целом. Так же все военные разногласия решила главные органы власти, решение мира в племени так же ложилось на плече власти

Естественно образовательные формы данной власти в различных ситуациях были различны. Но для осуществления данной власти, для ее поддержания участвовали все члены семьи.

Важнейшие вопросы, касающиеся всего рода, решались общим собранием. Этим же собранием избирался старейшина, вождь или жрец, предводитель на охоте и в других общественных делах, которые управляли повседневной жизнью родовой общины.

Вожди в древнем обществе не имели привилегий, они жили как все работали вместе со всеми, а также выполняли свои права и обязанности. Но власть они получили с помощью своего авторитета и своих интересов, так же учитывались все его заслуги перед своей семьей. Они могли доверять своему вождю, племя его слушало и подчинялось во всем, он был не только их главой, но и авторитетом, на которого они могли равняться.

Так как из-за неразвитости письма в первобытном обществе, жрец приходился для народа своего рода передатчиком информации, опыта, обрядов и религии. Он рассказывал всем о прошлом о настоящем, и что будет в будущем. Жрец был своего рода, информатором от прошлого в будущее. Он передавал весь свой опыт, религии и опят новому поколению.

Для решения наиболее важных вопросов, собирался совет старейшин, вождей. На таком совете вопросы решались коллегиально. Все вопросы обсуждались, решение принималось только после длительного обсуждение. Иногда они не могли прийти к общему решению, но в конце совета решение они все таки принимали единогласно.

Благодаря такому формированию органов власти, создание специального управленческого аппарата не требовалось, так как все было под контролем органов власти. Старейшины осуществляли много ролей они были за судей, за карательные органы и за коллегиальный совет. Старейшины выполняли следующие функции в целом:

- вождь могли сместить с его поста совещанием всего рода в любой момент, так как они не имели статуса неприкосновенности и все полномочиями они владели под контролем всех членов семьи.

- боевую силу в общине составляли только мужчины, мужчины, которые могли держать оружие.

Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания являлось изгнание из общины. В основном достаточным являлось наказание, заключающееся в осуждении сородичами, старшими или вождями.

Все поведение, действие и исполнения правил всегда было под контролем. Все это контролировали либо вожди которые были избраны всеми членами семьи, либо жрицы.

Из-за того, что погодные условия были суровыми. Осложнялась охота, рыбалка, да и вообще любой способ добычи еды. Еще и животные, которые обитали в лесу могли напасть на первобытного человека.

Первый человек проживая в своем первобытном обществе должен был следовать правилам и обычаем, которые были присуще данной группе. Так все правила и обычаи были тесно связаны с религией, устоями, а так жен семейными и моральными принципами.

От поколения к поколению в силу практической необходимости организации общественной и хозяйственной жизни рода складывались в первобытном обществе относительно устойчивые правила поведения, обеспечивавшие жизнеспособность рода, укрепление его социальных связей, хозяйственное развитие. Эти правила в своем обобщенном виде стали называться обычаем (то есть обычным, привычным и общепринятым, нормальным поведением).

В интересах всех членов семьи обычаи закрепляли наиболее рациональные и отвергали ошибочные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Другими словами обычай – это правило с которым считались все не зависимо от слоя и места в обществе, проверенное и закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики.

Формой человеческого общежития в период первобытно-общинного строя был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. [4, c. 42]

Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:

1. Действие на основе механизма обычая.

2. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).

5. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

6. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.

7. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать очевидный вывод, что власть в первобытном обществе была общественной и обладала демократическими признаками.

8. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?».

3.2 Функции власти в первобытном обществе

Власть, как было уже сказано ранее, осуществлялась через вождей. Вожди выполняли следующие функции:

1.Военная функция. Являлась одной из наиболее важной функции. Первобытное общество постоянно находилось в состоянии войны и противостоянии между племенами. С помощью войны, или военных противостояний главы племен могли расширить свои территории, улучшали свои экономические и социальные статусы. Так что военные обучение и навыки самообороны были важны для всех членов общины, а тем более для мужчин. Поскольку война была чуть ли не единственным способом повысить свое положение в обществе, постольку вокруг военного предводителя концентрируются профессиональные воины - дружина.

Из этого можно сказать, что функция у вождя были очень важные и ответственные. От сюда следует, что вождество - это единоличный вид власти, существовавший на позднем этапе первобытного общества, этапе его распада.

Из-за развития социальной и общественной развитости вождей, непосредственно примыкает к власти государственной и имеет полное право считать себя кандидатом или предшественником первой государственной власти. Образование вождя, как главы является неотъемлемой частью этапов на пути развития древнего государства. [3, c. 78]

2. Контроль за ресурсами. Глава мог воспользоваться любимы ресурсами, для того чтобы повысить свой статус. Глава имел право привлекать к обработке личных или общественных ресурсов. После обработки ресурсов вождь мог забрать себе лучшую часть от переработки ресурсов.

3. Организационная функция. Появление вождества - это как следствие социальной общественной жизни, в это время двигалось в направлении производящей экономики и в дальнейшем развитие современной экономики. связи с переходом общества к производящей экономике.

Социальная же система двигалась в направлении развитие главенства, или как тогда говорили вождества. Однако процесс освобождения вождя от участия в общественном производстве произошел не сразу, а организационно-управленческая функция еще долго не переходит в разряд главенствующей.

4. Контроль над обменом и торговлей. Здесь идет речь о том, что вожди под своим контролем разрешает свои членам из общины дает разрешение на различные виды работ. Это разрешалась для того,чтобы можно было улучшить жизнь в своей собственной общине. Но внешняя торговля не была в тот период очень значимой, поскольку продукт для обмена и широкой торговли еще не накоплен.

5. Перераспределенческая функция. Появление этой функции является следствием наглости, эгоизма и жадности вождей. Так как социально-общественная система существовала в нестабильной, перераспределение – один из способов и механизмов улучшения жизнеспособности общества. Но формы и способы данной функции человека в настоящем время есть недопонимание.

3.3 Эволюция власти в первобытном обществе

Организация власти в первобытном обществе нужна была для того что бы контролировать народную власть. Важнейшие вопросы решали как всегда на собраниях членов общины. Вместе с тем развитие общинно-родового и родоплеменного строя способствовало начавшейся иерархизации органов коллективной власти. Появились и новые механизмы приобретения личного главенства. В собраниях или на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники либо сородичи, хотя все чаще они превращались в собрания только взрослых мужчин.

Глава в общину как правило выбирался с лидерскими чертами, он казался для остальных более сильным и пригодным для этого поста. Еще одним из главных качеств претендента считалось умение и знание в сельском хозяйстве, умение красиво говорить, знание всех традиций и обычаев.

В одних обществах, где функции главенства оставались неразделенными, от главы требовалось обладание если не всеми, то многими из этих качеств; в других, где принцип целесообразности повел к разграничению сфер руководства, обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области. Решения принимались сообща, причем большое значение придавалось тому, чтобы было достигнуто единство мнений, а не просто подчинение одних воле других, пусть даже большинства. Поэтому многое зависело от глав и других уважаемых людей коллектива, их авторитета и красноречия.

В условиях многородовых общин было важно, чтобы руководитель общины принадлежал к наиболее многочисленной родовой группе. Тем самым обозначалась тенденция закрепления главенства за определенными родами. [1, c. 242].

Таким образом, вождество превращается в социально-политическую организацию, объединяющую группу поселений, иерархически подчиненных одному из них, в котором проживает верховный правитель. [10, c. 23]

Применять власть по отношению к членам коллектива совету или лидеру по-прежнему приходилось не так уж часто. Семейные и в несемейные механизмы социализации продолжали надежно обеспечивать соблюдение индивидами установленных порядков. Конфликты имели не столько внутригрупповой, сколько межгрупповой характер. И с разветвлением сегментарной организации они, естественно, учащались.

Обязанности вождей родовых общин становились все более многообразными. К традиционным функциям добавилась новая и важнейшая, так называемая, Редистрибутивная функция - функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, а усилиями всей группы, что закладывало элементы будущей системы эксплуатации, присущей государству. [6, c. 112].

Одним из важнейших последствий неолитической революции, имевшим прямое отношение к генезису государства и права, было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур.

Вокруг племенных лидеров постепенно сложилась простейшая система органов первобытной власти, состоящая из единоличных (вождь, жрец, старейшина) и коллективных (совет старейшин, собрание соплеменников, совет вождей) институтов публичного управления. [16, c. 19]

Растущая плотность населения вынудила людей к более тесному сплочению как внутри локальных групп, так и по отношению к внешнему миру. Благодаря расширяющимся брачно-семейным связям, соседние племена стали сближаться и образовывать союзы. Появилась потребность в субординации их деятельности. [8, c. 197].

В процессе эволюции общественного строя складывается племя. Племя имело свою территорию, название, язык (или диалект), религиозные и бытовые обряды. Постепенно сложились и органы племенного самоуправления -- племенной совет, в который обычно входили вожди и старейшины. Все большее значение приобретали племенные нормы (обычаи, обряды), регулирующие взаимоотношения между родовыми общинами, но неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.

Религиозно-идеологическая власть родовых общин принадлежала жрецам, шаманам, колдунам, ведунам, волхвам, гадателям, знахарям и т. д. Эти люди формировали мировоззрение соплеменников, внушали им надежду на будущий день, лечили больных, отпевали мертвых, осуществляли связь с предками и богами, умиротворяли небесных духов и боролись с потусторонним злом. Благодаря астрономическим наблюдениям жрецы научились предсказывать погоду, затмения солнца, наводнения и другие природные явления. Знания и опыт позволили им монополизировать право на общение с потусторонними силами. Поэтому они были бесспорными властителями человеческих душ. Религиозные лидеры первобытных общин также считались блюстителями родовых обычаев и традиций. [9, c. 199]

Власть вождя всё больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя. Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии.

Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер. [10, c. 24].

3.4 Признаки государственной власти

Признаки государственной власти. Изменения, которые произошли в жизни людей, явились очередным вызовом, который был брошен человечеству. И на этот вызов человек должен был ответить. И ответом явилось перерастание от правления вождя в общине в первобытное государство, постепенное становление власти вождя во власть государственную. Характерным отличительным признакам государственной власти являются следующие.

1. Правлении вождя, как главы социального образования постепенно отходит от участия в производительном труде и все меньше принимает учасие в материальном производстве, сосредоточиваясь преимущественно на выполнении общественных функций, обрастая приспешниками (родственниками, приближенными и т.д.). Число их сравнительно невелико, и между ними еще не наблюдается разделения труда. "Команда" формируется по принципу преданности. Однако в дальнейшем в связи с указанными изменениями в хозяйственной жизни общественные функции усложняются и происходит количественный рост лиц, осуществляющих власть. Ближайшие родственники превращаются в советников, дальние родственники - в помощников, возрастает количество и приближенных лиц.

2. Происходит дифференциация политической элиты по уровням и разграничивается компетенция между ее уровнями. Если при вождестве на всех уровнях иерархии имелись, как правило, схожие функции и органы власти отличались друг от друга только степенью компетенции в принятии решений, зависящей от уровня иерархии, то теперь компетенция каждого уровня иерархии начинает разграничиваться. Схожесть функций на всех уровнях иерархии в вождествах делала эту систему власти нестабильной, и каждый сегмент в вождестве мог в силу этого почувствовать себя "потенциально независимым".

3. Начинает также просматриваться и функциональная дифференциация власти в пределах каждого уровня управления. Зарождаться она начала в вождествах, но при переходе общества к государству стала оформленной

4. Власть приобретает институализированный характер, т.е. осуществляется не с помощью отдельных лиц, специализирующихся на выполнении определенных работ по управлению, а с помощью отдельных органов и учреждений. Отчетливо выделяются институт государя, институт визиря, институт наместника, канцелярии, приказы, казначейство, ведомство общественных работ и другие административно-хозяйственные и контрольные органы. 5. Выделяются в качестве самостоятельных органы принуждения. Если в вождествах принуждение осуществлялось его главой, который для обоснования своих действий не прочь был заручиться поддержкой тех, кто стоял внизу иерархической пирамиды, то сейчас право применять принуждение полностью монополизируется властью и переходит к специально создаваемым для этой цели органам (судам, палачам, полиции, войску, дружине и т.д.).

5. Сдвиг в социально-экономическом развитии сопровождался коренной трансформацией в сфере идеологии. С появлением; единобожия их роль значительно повышается и жреческая деятельность расширяется. Они пользуются особым почетом и уважением. Выделяется храмово-жреческий комплекс. Жрецы пользовались также дарами, приносимыми богам. Особо они молились за государя, который считался представителем Бога на земле, и за его приближенных. Тем самым они способствовали сакрализации, т.е. обожествлению власти. Религиозные служители, проповедуя, что правители получают власть от бога, идеологически ее оправдывали, а также освящали передачу власти по наследству. Одним словом, они осуществляли идеологическое обеспечение власти.

6. Расширяется сфера деятельности публичной власти, ее компетенция. Функции власти, имевшие место уже в вождестве (организационная, распределительная, контрольная, военная), приобретают новое более высокое качество. Наряду с ними появляются дополнительные функции, например информационная (оглашение велений государя, сообщение о казнях и др.), организация строительных работ, управление землевладением, водопользованием, ирригационными сооружениями и др.

8. Изменяется и пространственное местоположение власти. Мы помним, что в вождествах дом вождя отличался от домов общинников, соплеменников не только размером, но и местоположением. Его жилище располагалось на холме или ином возвышенном месте, но находилось в том же регионе, где проживали подвластные. Сейчас же власть концентрируется в городах. Вокруг располагаются селения. В городах проживают все члены бюрократического аппарата, а также жрецы, ремесленники, торговцы и др.

Рассмотрение признаков государственной власти позволяет сделать следующий вывод.

Экономический прогресс общества сделал возможным и необходимым освобождение от участия в материальном производстве людей, которые стали заниматься только управлением. Зачаточные органы управления, существовавшие в вождествах, трансформируются в специализированный бюрократический аппарат, состоящий из чиновников, профессиональных бюрократов. Этот процесс идет постепенно, и провести четкую грань между этими двумя стадиями социальной эволюции затруднительно. Суть управленческой деятельности, которой они занимались, заключалась в организации жизни людей, в разрешении проблем, общих для всех проживающих на данной территории, в регулировании и реализации общественных потребностей. Вот почему вполне справедливо применяется по отношению к ней и такое название: "публичная власть". [3, c. 37-38]

Заключение

Изучение становления и развития первобытного общества, а также осуществление власти в тот период, имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную и властную природу любого общества, в том числе современного государства, их особенности и черты, дает возможность проанализировать прогрессивность и эффективность жизни общества и государства в целом.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союзов родов; источником и носителем власти (властвующем субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, те есть неотделимой от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Анализ первобытнообщинного строя позволяет яснее определить основные направления деятельности на пути к становлению государства, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы

Для того чтобы понять современную власть, государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания

Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Список использованных источников

1). Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов по спец. «История». - М.; Высш. шк., 1990, С. 136

2). Всеобщая история / Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. - М.: Педагогика- Пресс, 1994. С. 317

3). Виппер Р.Ю Указ. соч. С. 37-38.

4). Гаджиев К.С. Г13 Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.– 488 с.

5). Данилова, В. Ю. Д18 История первобытного общества : учеб. пособие / В. Ю. Данилова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 75 с.

6). История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. С.105

7). История государства и права зарубежных стран. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. С.112

8). Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества /А. В. Серегин. //Правоведение. -2006. - № 1. - С. 197.

9). Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества /А. В. Серегин. С. 199.

10). Каширина Т.В. История государства и права зарубежных стран Часть 1 - М.: МИЭМП, 2009. С.24

11). Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. С. 53.

12). Храпунов И.Н., Древняя история Крыма, Симферополь, изд-во «Сонат», 2003. С. 29.

13): Учебник / Под ред. В.В. Лазарева, изд. 2-ое. С. 54..

14). Общая теория государства и права [Текст] / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2004

15). Спиридонов, Л. И. Теория государства и права [Текст]/ Л. И. Спиридонов. – М.: Норма.- 2005.

16). Происхождение государства и права. Учебное пособие / Каширина Т.В. - М.: Высш. шк., 2004. - 325 c.

17) Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история. Для среднего и старшего школьного возраста. Составители Н.С.Елманова, Е.М.Савичева.