Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Организация общественной власти в первобытном обществе, общенаучные методы

Введение

Общество- это продукт взаимодействия людей, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных связях и отклонениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе прежде всего действуют социальные законы.

Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей различных существ, взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные свойства и силы, и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.

В различные периоды исторического развития общество принимало различные формы. Первобытное общество, например, было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества изменялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает обществу целостность, управляемость, служит важным фактором организованности и порядка. Социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа– подчинять своей воле людей, используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая.

Власть – явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Власть означает, с одной стороны, передачу властвующих своей воли подвластным, а с другой стороны подчинения подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектами. Власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, то есть ни кому не принадлежащей, власти нет и не может быть. Вот почему в учении о власти важное место занимает «властвующий субъект» - первоисточник власти.

Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующий и подвластный отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народа, то есть опирается на силу авторитета. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными.

Глава 1: Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права

ТГП является общественной наукой, изучающей государство, его механизм, функционирование государства и права. Все юридические науки изучают государственно-правовые явления, но в отличие от них, ТГП не ставит перед собой цель изучения каких-либо конкретных явлений. ТГП является историко-теоретической юридической наукой и в системе юридических наук занимает ведущее место, так как разрабатываемые в ТГП понятия и категории используются всеми юридическими науками (например: норма права, источник права). С другой стороны, развитию ТГП способствуют и достижения других юридических наук, а также других неюридических общественных наук (философия, социология, история)

Предметом ТГП является общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система юридических категорий, понятий, используемых всеми юридическими науками.

Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания

Методология – это наука, посвященная выработке методов, принципов и подходов к познанию, а также совокупность приемов и способов изучения науки.

  • Общенаучные методы:

1 . Материалистическая диалектика – данный метод исходит из того, что окружающий мир объективен, реален и находится в развитии. Субъект мышления является источником заблуждения.

2 . Анализ и синтез. Анализ – мысленное деление какого-либо явления на составные части. Синтез – процесс соединения воедино каких-либо частей.

3 . Дедукция и индукция. Дедукция – умозаключение от общего к частному. Индукция – умозаключение от частного к общему.

4. Формальная логика – она позволяет уяснить истинный смысл содержания правовых норм при толковании закона.

  • Частнонаучные методы:
  1. Функциональный – позволяет уяснить значение какого-либо гос. правового явления исходя из анализа направлений деятельности этого явления.
  2. Системный – предполагает изучение любого явления как системы.
  3. Статистический – позволяет путем обобщения данных государственной правовой жизни выявить тенденции их развития.
  4. Социологический – предполагает случайную выборку данных с целью своевременного выявления динамики событий.
  5. Моделирование – позволяет прогнозировать предполагаемое развитие событий.
  6. Правовой эксперимент – позволяет проверить эффективность действия законов на ограниченной территории.

Глава 2: Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия и социальные регуляторы

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения. Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в общины, племена.

Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой

В первобытной общине власть принадлежала всем взрослым членам общины, которые избирали себе вождей. Вожди периодически сменялись и не наследовали власть по праву крови. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Социальным регулятором в этот период являлись: обычаи, традиции, ритуалы, которые называлась мононормами.

Власть и социальная организация в первобытном обществе

Начинать рассмотрение вопроса о происхождении государства нужно с характеристики определенных сторон первобытного общества, используя для этого данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

В последние десятилетия наши знания о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось благодаря успехам археологии и этнографии. Еще в ХIХ - начале XX веков историческое знание об общественном развитии охватывало период всего в три тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как предыстория (из-за отсутствия письменных и других надежных источников). В наши дни история многих регионов планеты насчитывает уже 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Помимо того, если для XIX - начала XX века был характерен в основном так называемый «евроцентристский» взгляд на историю, т.е. опирающийся главным образом на знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в XX веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара.

Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества. В этом новом понимании первобытного общества, прежде всего, следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.

Выделяют несколько видов такой периодизации общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» новый каменный век).

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII -III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству.

Этот переход начался в различных районах земного шара приблизительно 10-12 тыс. лет назад и занял несколько тысячелетий.

Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, то он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования использовало человечество. Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять, какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей экономики. Действительно, длительное время наш предок – кроманьонский человек (его появление датируется 40 тыс. лет назад) занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений, т.е. занимался присвоением готовых животных и растительных форм. Для этого он использовал кремневые, костяные и некоторые другие орудия, которые изготавливал также из готовых природных материалов (кремневых конкреций, костей, дерева), т.е. занимался орудийной деятельностью.

Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной, который руководили ее члены наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории.

Семейные общины могли объединяться, но также на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяют, как родовой строй.

В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачносемейных отношений. Последние варьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сложившихся форм брака от моногамных до гаремных форм семей.

Разумеется, такая организация знала и властные институты власть предводителя, совета старейшин. Причем существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин. Форма власти в первобытном обществе называется в отличие от власти в государственно-организационном обществе потестарной (от лат. «potestas» - власть, мощь). Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Такое общество знало и различные организационные формы разрешения споров состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин. Словом, такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих, способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

Но вот на рубеже 10-12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества, как биологического вида. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах. Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства к производящей экономике, произошла так называемая «неолитическая революция».

Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество стало переходит к развитым формам земледелия (подсечноогневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи, созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, во и иной производственной деятельностью, прежде всего, изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой. Производящая экономика к IV-III тыс. до н. э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например, в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс. до н. э.). На следующем этапе социально-экономического развития (примерно к IV-III тыс. до н. э.) происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек Тигра и Ефрата, Нила, Инда, Янцзы и других, приблизительно между 20-40 градусами северной широты, т.е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях, и составили к III-II тыс.до н. э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшийся от Средиземного моря до берегов) Тихого океана

Глава 3: Причины возникновения государства

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Все это привело к необходимости появления постоянно действующей организации власти, так как возникающие противоречия в условиях общины были неразрешимы.

Теории происхождения государства

Так как в науке отсутствует единство и общность взглядов на происхождение государства и ученные расходятся в установлении причин появления государства, существует несколько теорий происхождения государства:

- теологическая – настаивает на божественном происхождении государства, ее смысл заключается в возвышении власти церкви над государством, исходя из мысли о том, что нет государства и власти не от Бога. Эту теории разрабатывал в 12 веке Фома Аквинский.

- патриархальная – основоположником этой теории является Аристотель, который считал, что разрастание первобытной семьи в род, общину, племя приводит к образованию государства, где власть отца (вождя) становится властью монарха. (сторонник теории Р. Фильмер)

- договорная – возникла на рубеже 17-18 веков. Авторы: Дж Локк, Руссо, Гоббс, Радищев. Эта теория исходит из того, что государство является продуктом сознательного объединения людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству, которое должно защищать их и регулировать отношения между ними. Этот договор создавал гос-во, устанавливал политическую систему и определял компетенцию государства.

- органическая – считает, что государство является результатом органической эволюции. Г. Спенсер и Вормс считали, что человечество является результатом эволюции животного мира, следовательно и государство есть биологический продукт, как и любой живой организм, оно рождается, развивается, стареет и гибнет.

-психологическая – государство возникает в силу свойственных человеку правовых переживаний, стремления подчиняться и стремления подчинять.

- теория насилия- Авторы: Дюринг, Каутский. Государство возникает вследствие захвата или завоевания одного народа другим.

- материалистическая теория – государство возникает прежде всего в силу экономических причин, а именно общественного разделения труда, появления собственности и классового разделения общины.

- патримониальная – Автор: Галлер. Государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть распространяется на проживающих на ней людей.

Сущность государства

Государство – это особая организация политической власти общества, которая осуществляет управление социальными, экономическими, духовными процессами жизни общества.

Признаки государства:

- это организация публичной власти, публичность выражается в наличии специального слоя людей, которые занимаются функциями управления.

- Территориальное деление населения и наличие определенной территории. Население связано с государством взаимными правами и обязанностями (гражданство)

- Монополия на издание законов, тесная связь с правом.

- Система налогов, пошлин, податей.

- Суверенитет власти.

- государственная символика (герб, гимн, флаг)

- гос. язык.

- валюта.

Сущность какого-либо явления предполагает выявление совокупности признаков, позволяющих отличить какое-либо явление от другого. Применительно к сущности государства речь идет о том, чтобы уяснить в чьих руках находится государственная власть и чьи интересы она выражает.

Существует несколько подходов к сущности государства:

- теологический – гос-во является следствием божественного происхождения.

- социологический – государство- явление социальное, существующее только в обществе и тесно связанное с ним.

- Либеральная концепция – государство – это ночной сторож, оно не вмешивается в социальные и экономические отношения, не управляет культурой и экономикой, а только охраняет покой граждан и порядок.

- марксистский – в нем подчеркнута классовая сущность гос-ва.

Но доминируют 2 подхода:

-классовый – гос-во защищает интересу господствующих классов.

-общесоциальный – возникающие социальные протесты разрешает с помощью поиска компромиссов. Цель – создание среднего класса – опору любого гос-ва.

Глава 4: Государственная власть. Понятие, структура и виды

Государственная власть – является разновидностью социальной власти, которая предполагает подчинение какой-либо воле. Это публичные политические отношения господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.

Структура государственной власти:

  1. Субъект государственной власти – носитель гос. власти (глава гос-ва, классы, соц. группы, народ)
  2. Объект государственной власти – на что или на кого направлена власть (классы, соц. группы, общество, народ) . Субъект и объект власти в демократических государствах совпадают.
  3. Властеотношения – отношения, связанные с подчинением объекта субъекту власти.
  4. Методы осуществления государственной власти ( принуждение, поиск компромиссов, убеждение, стимулирование..)
  5. Ресурсы власти – материальные, информационные, правовые и иные средства, позволяющие обеспечить безусловное выполнение требований субъектов власти.

Виды власти

-Верховная власть

-Законодательная власть

-Исполнительная власть

-Судебная власть

-Политическая власть

-Управленческая власть

-Публичная власть

-Символическая власть

  • Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Типология представляет собой особый вид классификации государств по определенным качествам, чертам и особенностям, присущим тем или иным государствам на определенном этапе их исторического развития.

Формационный подход основывается на общественно экономической формации (ОЭФ). ОЭФ – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства.

Типы общественно - экономических формаций

- первобытная ОЭФ – в ней еще не существует государство.

- рабовладельческая ОЭФ – ей соответствует рабовладельческое государство – это исторически первое государство, организация политической власти рабовладельцев. Функция такого государства – защита собственности рабовладельцев и угнетение рабов.

- феодальная ОЭФ – ей соответствует феодальное государство, ему соответствует феодальные производственные отношения, оно защищает интересы землевладельцев.

- капиталистическая ОЭФ – капиталистическое государство функционирует на производственных отношениях, основанных на частной собственности на средства производства и формальной зависимости рабочих от капиталистов.

- социалистическая ОЭФ – социалистическое государство возникает вследствие социалистической революции, общественные отношения складываются на базе общественной собственности и предполагает сотрудничество людей, свободных от эксплуатации.

- коммунистическая ОЭФ – в ней уже нет гос-ва.

Достоинства этого подхода:

Они заключаются в том, что смена исторических типов государства является прогрессивным явлением.

А недостатки в том, что это слишком общий подход к классификации, т к в основу положен лишь экономический критерий. И то, что не все гос-ва прошли таким путем, и акцент делается только на классовой борьбе противоположностей, а также не учитываются национальные и культурные особенности народов.

Цивилизационный подход. Историк Тойнби, изучая цивилизации, пришел к выводу, что им соответствуют некоторые виды государств. Под цивилизацией понимается относительно замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью религиозных, психологических, культурных и географических признаков. Первично выделяют 21 цивилизацию, в наши дни осталось 8.

Достоинства:

Этот подход позволяет подходить с более широких позиций, он не так схематичен. Придает важное значение роли государства.

Минусы:

Само понятие цивилизации аморфно и размыто, Движущей силой прогресса является «творческое меньшинство», упрощены реальные социальные процессы.

Глава 5: Место государства в политической системе

Политическая система- совокупность государственных и негосударственных институтов, формируемых обществом для осуществления политической власти и управления обществом.

Структура политической системы

- государство, в лице его органов. Это единственная сила, которая способна объединить общество, разделенное на классы, социальные и этнические группы, способная примирить и разрешить возникающие здесь конфликты. Центральное место государства объясняется тем, что:

- гос-во выступает организацией, объединяющей все население на своей территории. Оно выражает интересы большинства, обладает публичной властью и может применить меры принуждения, обладает суверенитетом. Обладает монополией на издание законов, само определяет правила борьбы, взаимодействие всех элементов.

- политические партии – это общественные объединения, созданные для участия граждан в политической жизни общества, посредством формирования и выражения их политической воли, участия в политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Виды политических партий: легальные и нелегальные, кадровые и массовые и партии избирателей, правящие и оппозиционные, А также консервативные, клерикальные, либеральные, реформистские и радикальные.

- общественные объединения – это добровольные самоуправляемые организации, созданные по инициативе граждан на основе общности интересов для достижения общих целей.

- религиозные организации.

- органы местного самоуправления

- трудовые коллективы

- преступные сообщества.

Форма правления: понятие и виды

Форма правления – показывает каким образом формируется верховная государственная власть, государство.

Виды:

Монархия. – это когда верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит одному лицу – главе государства, т.е власть передается по наследству. Виды монархий :

1. абсолютная – концентрация исполнительной, судебной, законодательной власти в одних руках. Власть монарха священна, верховна и суверенна. Монархическая власть передается по наследству и бессрочно.

2. ограниченная монархия (Швеция, Норвегия, Испания) Здесь монарх является главой государства, не обладает фактически никакими полномочиями. Исполнительную власть осуществляет премьер министр, а законодательную власть парламент.

3. дуалистическая – монарх возглавляет исполнительную власть, но законодательная власть находится в руках парламента

4. выборная монархия.

- Республика – это форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Виды республик:

- Президентская (США, Аргентина) – президент избирается населением и возглавляет правительство, является главой государства и власти в одном лице. Он не влияет на формирование парламента.

- Парламентская (Германия, Италия) – главой является президента, избираемый парламентом. Основные функции в этих республиках принадлежат председателю правительства. Президент может издавать правовые акты, но эти акты должен подписывать премьер министр.

- Смешанная (Франция, Россия) – главой государства является президент, но он не является главой исполнительной власти. Назначение председателя правительства происходит через соглашение с парламентом.

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства показывает из каких частей состоит государство и как они взаимодействуют друг с другом и с центром.

Виды:

  1. Унитарное государство – его составные части являются административными центрами, не обладающими признаками самостоятельности. (Беларусь, Польша)

Признаки унитарного гос-ва:

- единая система законодательства, один уровень органов гос. власти, судебной власти, одноканальная система налогов, единое гражданство.

2. Федеративное государство – сложное государственное образование, возникшее в результате либо подписания договоров, либо принятия Конституции, составные части которого обладают признаками политической самостоятельности.

Признаки федеративного государства:

- двухуровневая система законодательства, двухуровневая система органов гос. власти, судов, многоуровневая система налогообложения, отсутствие права выхода из состава федерации.

3. Конфедерация – это временный союз государств, созданный для достижения определенных целей. (Австро-Венгрия)

Признаки конфедерации:

-отсутствие суверенитета, единого гос-ва, единой территории, единого законодательства, единого налогообложения и финансовой системы.

Политический режим

Политический режим показывает с помощью каких приемов и средств осуществляется государственная власть, он показывает атмосферу в обществе.

Виды:

1 . Демократия. Признаки:

-выборность органов государства и муниципальной власти

- идеологическое или политическое многообразие

- многопартийность (включая оппозицию)

- власть большинства

- незыблемость прав и свобод человека

- разделение властей

2 . Тоталитарный режим. Признаки:

- подавление инакомыслия

- господство идеологии

- стремление государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни.

3. Авторитарный режим. Признаки:

- культ личности

- концентрация властных полномочий в руках одного лица

- отстранение населения от управления обществом и государством

- приказная система управления

- утрата правосудия в защите прав и свобод личности.

Глава 6: Понятие и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, в которых выражается его сущность и социальное назначение.

Классификация функций государства:

- в зависимости от сферы осуществления функций они бывают внутренние и внешние.

- в зависимости от объекта государственного воздействия они бывают экономические, социальные, идеологические..

- по продолжительности действия они бывают постоянными и временными

- в зависимости от первоочередности решаемых задач выделяют главные и неосновные.

- с позиции принципа разделения властей они бывают законодательные, исполнительные и судебные.

Формы осуществления функций государства- это способы упорядочения деятельности государства, посредством которых реализуются его функции.

Выделяют2 вида форм:

- правовые формы – они связаны с принятием нормативно-правовых актов, реализацией этих актов и правозащитой.

- организационная форма – однородные по своим внешним признакам направления деятельности, не влекущие правовых, юридических последствий (например: Хоз. Деятельность)

Внутренние и внешние функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, в которых выражается его сущность и социальное назначение.

в зависимости от сферы осуществления функций они бывают внутренние и внешние.

Внутренние:

- обеспечение народовластия (политическая функция) – данная функция связана с безусловным обеспечением реализации ст 3 Конституции о народном суверенитете.

- экономическая функция – она связана с выработкой экономической политики, направленной на управление гос собственностью, борьбы с монополией, развитием конкуренции и т.д.

- социальная функция связана с обеспечением достойного уровня жизни граждан: установление гарантированного уровня МРОТ, пенсионного обеспечения, защита материнства и детства, помощь инвалидам.

- защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью.

- финансовая – налогообложение, кредитно- денежная политика, формирование государственного бюджета.

- экологическая функция – связана с охраной окружающей среды.

- функция поддержки науки, культуры, образования.

Внешние:

- интеграция мировой экономики

- обеспечение мира и поддержание мирового порядка, проведение миротворческих операций.

- сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем

- функция обороны нападения извне.

В условиях глобализации многие внутренние функции трансформировались во внешние.

Заключение

Власть и социальные нормы в первобытном обществе- это различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов.
Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому в таком обществе политическая власть как таковая отсутствовала. Однако властные институты всё ещё существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкрепленном возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиняться. Такая власть называется протестарной.

Список использованных источников

https://www.youtube.com/watch?v=cUcipTO0Uh4

https://www.youtube.com/watch?v=pacYZkmPkkc

https://www.youtube.com/watch?v=iO-gDQIh9As

https://www.youtube.com/watch?v=dBThbRB_4Ys

Приложения

Картинки по запросу организация общественной власти в первобытном обществе