Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие, функции и источники авторского права

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Авторское право - один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение. В Государственном Эрмитаже, например, есть древнегреческая ваза, датированная 500 г. до н.э. На ней написано: «Гесхил сделал. Эпиктет расписал»[1]. Так два древних мастера на тысячелетия вперед закрепили свое соавторство на произведение искусства. С течением времени авторское право обогатилось регулированием смежных прав и неизмеримо усложнилось, найдя ответы на те вызовы, которые несло с собой появление новых технологий - книгопечатания, фотографии, кинематографии, радиовещания, телевидения, интернет-технологий. Но, сколько бы ни менялись конкретные авторско-правовые механизмы под воздействием научно-технического прогресса, все равно концептуальные предпосылки авторского права остаются неизменными, основываясь на необходимости для человечества, с одной стороны, иметь доступ к накопленным знаниям, а с другой - вознаграждать тех, кто эти знания добывает.

В нашей стране авторское право зародилось сравнительно поздно, в XIX веке, а после большевистского переворота вообще оказалось под угрозой исчезновения под лозунгом «Искусство принадлежит народу!». Лишь в 1993 г. был принят Закон Российской Федерации от 09.07.1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»[2], впитавший лучшие достижения мировой авторско-правовой мысли. Новый этап развития авторского права связан с частью четвертой ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г.[3] Многие положения этого нормативного правового акта не имеют аналогов в ранее действовавшем российском законодательстве, а значит, нуждаются в изучении, осмыслении, истолковании. Новизна и оригинальность предложенного в части четвертой ГК РФ правового регулирования вопросов авторского права и смежных прав в значительной степени затруднили не только их практическое применение, но также обучение будущих правоведов, специализирующихся в области законодательства об интеллектуальной собственности.

Кроме того, для современной ситуации в России характерен разрыв между законодательством и реальным правоприменением. Именно в то время, когда Россия впервые обрела соответствующее международным стандартам авторское законодательство, страну захлестнула волна пиратства. Авторские права систематически нарушаются не только частными издательствами, студиями звукозаписи, радиостанциями, телеканалами, но и государственными организациями. Результатом незаконного использования авторских прав являются материальные потери, которые несут как авторы, так и российское государство, поскольку оно не получает налоговые платежи. Противоправная деятельность в области авторского права препятствует научно-техническому прогрессу, подрывает международный авторитет России, грозит применением экономических санкций со стороны западных стран.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность теоретической разработки различных аспектов авторского права и, соответственно, определило выбор темы курсовой работы.

Анализируя степень научной разработанности темы курсовой работы, отметим, что научные исследования, связанные с названной проблематикой, можно разделить по хронологическому признаку на дореволюционные работы, труды советских и современных историков и правоведов. Во второй половине XIX - начале XX в. был опубликован ряд содержательных работ по истории авторского права в России. В трудах отечественных правоведов – Ю. В. Александровского, А. А. Борзенко, В. Ф. Дерюжинского, Г. К. Градовского, Н. Гессена, С. Г. Займовского, П. Д. Калмыкова, Я. А. Канторовича, Д. А. Коптева, С. А. Муромцева, В. Д. Спасовича, Г.Ф. Шершеневича - рассматривалось историческое развитие авторских и издательских прав, анализировалось их законодательное, административное и судебное регулирование. Проблемам охраны авторских прав иностранных граждан на территории Российской империи была посвящены публикации А. И. Лыкошина, А. П. Малыпинского, А. А. Пиленко, В. П. Погожева, Ф. Ф. Мартенса, А. Ф. Федорова, И. И. Янжула. В советское время авторское право в дореволюционной России исследовалось М. В. Гордоном, А. М. Килинским, И. Я. Хейфецем. Вопросы участия Российской империи в международной охране литературных произведений и достижений науки рассматривались в монографии М. М. Богуславского. В последние годы интерес к истории авторского права в России заметно возрос. Этой проблеме посвящены труды В. Ю. Аксеновой, А. В. Бакунцева, И. А. Близнеца, Л. М. Вишневецкого, А. И. Рейтблата, А. П. Сергеева, М. Д. Чуповой и др.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере авторского права. Предмет изучения – правовые нормы, регламентирующие указанные общественные отношения.

Целью курсовой работы является комплексный правовой анализ различных аспектов авторского права, а также формулирование по результатам исследования соответствующих выводов.

Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть понятие, функции и источники авторского права;

- охарактеризовать объекты авторского права;

- проанализировать вопрос о субъектах авторского права;

- изучить содержание авторских прав.

Научно-теоретическая значимость курсовой работы состоит в подробном освещении различных вопросов в сфере авторского права.

Методологической основой данного исследования выступают общенаучные методы познания, такие как системно-структурный, логический (в том числе, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение), и специально-юридические методы, такие как формально-юридический, метод изучения документов. Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды таких авторов, как: Близнец И.А., Богуславский М.М., Гаврилов Э. П., Дозорцев В.А., Кашанин А.В., Маковский А.Л., Свечникова И.В., Хохлов В.А. и др.

Правовой основой исследования является российское законодательство об охране авторских прав.

Эмпирическую базу составили разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, судебная практика Верховного Суда РФ и арбитражных судов по делам, связанным со спорами в сфере авторского права.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, раскрывающие выбранную для исследования тему, заключение и библиографию.

1. Общая характеристика авторского права

1.1. Понятие, функции и источники авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей[4]. В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства. Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Принято различать термины «авторское право» (в единственном числе) и «авторские права» (во множественном числе). Авторское право (в единственном числе) - это право в объективном смысле, т.е. совокупность правовых норм. Авторские права (во множественном числе) - это субъективные гражданские права. В литературе и некоторых нормативных актах встречается терминология, когда авторское право (и шире - право интеллектуальной собственности) рассматривается во втором значении как совокупность прав на результат творческой деятельности. Такая многозначность одного термина часто бытует в юриспруденции (например, право собственности рассматривается традиционно сначала как объективное, а затем как субъективное право), однако правильнее было избегать подобного смешения. Весьма удачно, что терминология современного российского законодательства чаще всего дает возможность разграничить объективные и субъективные интеллектуальные права.

В законодательстве Европейского союза можно обнаружить описание авторского права с экономической точки зрения: «Авторское право есть экономическая основа для индустрии творчества, поскольку оно стимулирует инновации, созидание, инвестиции и производство... Авторское право - это важный инструмент, гарантирующий вознаграждение за творческий труд» (п. 5 преамбулы Директивы N 2012/28/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 25 октября 2012 г. об определенном разрешенном использовании произведений, не определяемых по субъекту авторского права[5]).

С юридической точки зрения авторское право является правовым институтом, входящим в подотрасль гражданского права об интеллектуальных правах. В этой связи для выработки понятия авторского права необходимо учитывать общие положения о предмете гражданского права: гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав (п. 1 ст. 2 ГК РФ[6]).

В советский период отечественного права принято было давать понятие авторскому праву как группе норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства[7]. Думается, однако, что сам процесс творчества (создание произведений) не подлежит правовому регулированию. Не случайно действующее российское законодательство берет на себя только установление условий, при которых результаты интеллектуальной деятельности (и произведения в их числе) признаются охраняемыми. Современные исследователи подчеркивают миссию (предназначение) авторского права как области законодательства, признающей и закрепляющей субъективные права определенных лиц на результаты творчества, которые закон, в свою очередь, причисляет к охраняемым объектам[8].

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение)[9]. Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 - 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами). Интеллектуальные права включают в себя:

- исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ);

- личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ);

- иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Анализируя источники авторского права, отметим, что авторское право достаточно успешно унифицировано благодаря множеству международных конвенций (договоров). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ[10] составной частью правовой системы Российской Федерации и по общему правилу применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно (ст. 7 ГК РФ).

В настоящее время существует следующая система источников международного авторского права, прямо или косвенно имеющих отношение к Российской Федерации:

1. Основные всемирные конвенции. Здесь речь идет о двух основных международных конвенциях в сфере авторского права: Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.)[11] и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.[12] Россия как правопреемница СССР является участницей Всемирной Женевской конвенции об авторском праве с 1973 г. Присоединение к Бернской конвенции произошло гораздо позднее: Россия данную Конвенцию ратифицировала 13 марта 1995 г. При этом первоначально на территории Российской Федерации не получали правовую охрану произведения иностранных авторов, которые были опубликованы до 13 марта 1995 г. В настоящее время это ограничение снято в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2012 г. N 1281[13]. Считается, что именно Бернская конвенция является определяющей в системе международной охраны авторских прав.

2. Договоры Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Всемирная организация интеллектуальной собственности является специализированным учреждением ООН. ВОИС создана в соответствии с Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.)[14]. СССР был в числе государств-учредителей и ратифицировал эту Конвенцию 19 сентября 1968 г. (официально считается членом ВОИС с 26 апреля 1970 г.). Российская Федерация сохранила членство как государство-правопреемник.

Следует отметить, что существует Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.)[15]. Данный Договор опирается на Бернскую конвенцию и отражает реалии современности (появление компьютерных программ, баз данных и т.п.). Имеются и обобщения научной мысли: так, ст. 2 Договора утверждает, что «авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения». Россия официально считается участником Договора с 5 февраля 2009 г. Важной сферой деятельности ВОИС является установление механизма разрешения споров между невластными субъектами по типу третейского суда.

3. Соглашение ТРИПС. В 2012 г. Россия вступила во всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с этим к международным договорам, в которых участвует Россия, стало относиться Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г.)[16]. В новейшей отечественной литературе давалась следующая оценка этому договору: «В Соглашении регламентирован комплекс прав на разные виды интеллектуального продукта. Но регламентация проведена очень фрагментарно и недостаточно систематично. Таким образом, общая задача заключается в том, чтобы для нужд современного рынка построить новую систему законодательства»[17].

4. Договоры в рамках Содружества Независимых Государств и законодательство Евразийского экономического союза. В рамках СНГ существует рамочное Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» от 24 сентября 1993 г.[18] В рамках Евразийского экономического союза действует Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе)[19].

Рассматривая национальный аспект источников авторского права, отметим, что в соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 44). Правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71). Основным источником авторского права в России является Гражданский кодекс РФ (часть четвертая, состоящая из разд. VII под названием «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»). Часть четвертая ГК РФ, посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности, построена по пандектной системе: каждому институту уделено по отдельной главе (для авторского права - это гл. 70 ГК РФ, для прав, смежных с авторским, - гл. 71 ГК РФ), а общие положения выделены в отдельную начальную гл. 69 ГК РФ. В общих положениях сосредоточены нормы, часто имеющие отношение не ко всем одновременно, а только к нескольким институтам подотрасли. Иногда это требует хорошего знакомства со структурой ГК РФ, например право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях рассматривается в ст. 1245 ГК РФ среди общих положений, поскольку принадлежит не только авторам, но и субъектам иных прав - исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.

Включение положений об авторском праве в ГК РФ означает, что в этих положениях не будут дублироваться нормы, общие для всех гражданско-правовых отношений (об обязательствах, о договорах и т.п.).

Иерархия законодательства об авторском праве выстраивается в соответствии с общими правилами ст. 3 ГК РФ.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»[20]). Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

На основании и во исполнение ГК РФ принимаются акты Правительства например, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также об установлении предельного (максимального) размера сумм, удерживаемых аккредитованной организацией на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды»[21]). Акты федеральных органов исполнительной власти в авторском праве имеют ограниченную сферу действия и касаются государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что авторское право - это совокупность гражданско-правовых норм, которые: 1) устанавливают условия признания произведения науки, литературы и искусства охраняемым объектом; 2) устанавливают основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав на произведение; 3) регулируют отношения по поводу использования произведения и распоряжения правами на произведение; 4) предусматривают охрану интеллектуальных прав на произведение и способы их защиты.

Первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

1.2. Объекты авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). Перечень объектов авторских прав является открытым, на что обращается внимание и в судебной практике[22]. Объекты авторских прав обладают общими признаками с иными результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Особенностью рассматриваемых объектов (в отличие от объектов вещных прав) является то, что они нематериальны. Поэтому исключительное право, которое в силу ст. 1227 ГК РФ признается на объекты авторских прав, не включает в себя правомочие владения, а содержит только правомочия использования и распоряжения. Данные объекты не подвержены физической амортизации. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются необоротоспособными, т.е. не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому, а объектом распоряжения выступают исключительные права на них (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Кроме того, признаком рассматриваемых объектов является их неограниченность в пространстве и, как следствие, возможность одновременного использования неограниченным кругом лиц[23].

Нормами авторского права устанавливается режим правовой охраны внешнего выражения произведения, что предполагает его охрану именно в том виде, в котором данный результат творческого труда был объективирован. Поэтому традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (оригинальную идею, авторскую концепцию, сюжетную линию и т.п.). Для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав необходимо, чтобы он отвечал двум основным критериям охраноспособности (специальные признаки объектов авторских прав).

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения литературы, науки или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, основным требованием для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав является творческий характер труда его создателя. В отечественной цивилистической доктрине были выработаны два основных подхода к определению творчества: субъективный и объективный. Субъективный подход предполагает, что охраноспособное произведение должно отражать в себе личность и индивидуальность автора, его уникальный авторский стиль и т.п.[24] Объективный подход основывается на положении о том, что условием предоставления произведению правовой охраны является не субъективно-творческий характер деятельности автора, а творческий характер результата, его новизна[25]. Отечественное законодательство основывается на субъективном подходе: требование творчества предъявляется к труду автора. Судебная практика исходит из презумпции, что результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом, пока не доказано иное (п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 года N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[26]).

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому вторым критерием является выражение произведения в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). В качестве примеров формы выражения произведения в ГК РФ законодатель приводит письменную, устную форму (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), форму изображения, звуко- или видеозаписи, объемно-пространственную форму (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Перечень является открытым, что означает возможность существования произведения в иных формах (например, мультимедийные продукты имеют электронную форму выражения).

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Вместе с тем в отношении программы для ЭВМ и баз данных законодатель допускает возможность регистрации, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Объектами авторских прав, прежде всего, являются произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В качестве особых видов произведений выделяются производные произведения, которые представляют собой переработку другого произведения (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения - п. 2 ст. 1259, п. 1 ст. 1260 ГК РФ), и составные произведения, которые представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или др. - п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Отдельно определяется правовой режим таких объектов, как аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) и база данных (абз. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), которые относятся в соответствии со ст. 1240 ГК РФ к сложным объектам интеллектуальных прав. Подлежит охране не только произведение в целом, но и часть произведения, его название или персонаж, если указанные элементы произведения отвечают рассмотренным выше критериям охраноспособности (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

Кроме того, к числу объектов авторских прав законодатель относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. ст. 1261 - 1262 ГК РФ).

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

- обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

- обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками).

Так, исключительное право на произведение может быть признано за иностранными гражданами (их правопреемниками) в случаях, если произведение обнародовано на территории Российской Федерации; если произведение не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации; если произведение обнародовано за пределами территории Российской Федерации или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, но в соответствии с международными договорами Российской Федерации подлежит правовой охране, данное правило распространяется также на лиц без гражданства (ст. 1256 ГК РФ). Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов (латинской буквы «C» в окружности, имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения) (ст. 1271 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения. Произведение может принадлежать к трем большим областям человеческой деятельности: науке, литературе и искусству. Автор, создавая произведение самостоятельно, исходит из своего видения сюжета и формы реализации идеи. Поэтому появившееся на свет произведение обладает оригинальностью, т.е. отличается от другого подобного по сюжету или теме. Гражданский кодекс РФ указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание, в частности идею, тему, сюжет произведения, оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими (например, переводы, обработки).

2. Субъекты и содержание авторских прав

2.1. Субъекты авторского права

В процесс общественного использования произведения вовлечено большое количество лиц. Всю совокупность субъектов авторского права следует разделить на четыре категории: авторы, правообладатели, пользователи и потребители. Данное деление проведено по функциональному признаку, поэтому на практике субъект может объединять несколько из указанных категорий даже в отношении одного и того же произведения: автор может быть одновременно правообладателем, пользователь - потребителем и т.д.[27] Важно заметить, что в отличие от других результатов интеллектуальной деятельности объекты авторского права не сосредоточены в определенной профессиональной сфере: практически каждый человек в разных ситуациях и в отношении разных объектов является и автором, и правообладателем, и пользователем, и потребителем. Каждой из указанных категорий соответствует определенный набор прав и обязанностей.

В самом широком плане автором является лицо, создавшее соответствующее произведение. В российском праве автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение. Статус автора указывает на наличие связи «создатель - созданный объект» между произведением и лицом; для того чтобы лицо стало автором, не требуется его признания - достаточно самого факта создания произведения. Приобретение такого статуса приводит к возникновению у автора комплекса прав, однако их утрата по любой причине не изменит этого статуса. Так, после смерти автора личные неимущественные права автора прекращаются, а исключительное право переходит по наследству (если оно ранее не было передано другому лицу), но лицо продолжает оставаться автором, несмотря на отсутствие у него каких-либо прав. Общество в этом случае, согласно ст. 1267 ГК РФ, охраняет авторство, имя автора и неприкосновенность произведения, т.е. не права, а определенные социальные блага, так как оно заинтересовано в правильной идентификации произведения и его создателя. Таким образом, статус автора не может быть утрачен (кроме случая установления, что данное лицо в действительности автором произведения не является), от него нельзя отказаться.

Среди субъектов авторского права автор занимает первое место. Категория авторства введена с целью идентификации лица в качестве создателя определенного произведения. Социальные последствия подобной идентификации для такого лица могут быть весьма значительны: оно приобретает известность, популярность, возможно, славу; в глазах общества автор может восприниматься как неординарная личность, знающая и умеющая то, что недоступно обычному человеку. Идентификация лица как автора определенного труда позволяет ему рассчитывать и на рост профессионального авторитета, а это означает и возможность получить привлекательные предложения о сотрудничестве.

Но не менее важна идентификация лица как автора и для самого общества. Это необходимо не только с целью установления личности создателя популярной работы, но и для обеспечения на следующем этапе корректной идентификации созданного продукта. Произведения вовлечены в сферу коммерческого оборота, а это означает, что обеспечение подлинности продукта становится вопросом и защиты имущественных интересов участников оборота. Коммерческая ценность произведения в значительной мере зависит от того, кто является его автором, поэтому в правильной идентификации автора заинтересованы и читатели, и добросовестные коммерческие пользователи[28].

Авторство лиц, указанных в качестве авторов на самом произведении, в соответствии со статьей 1257 ГК РФ презюмируется[29].

Что касается правообладателя, то его статус указывает лишь на наличие у лица в текущий момент исключительного права на произведение, этот статус приобретается одновременно с приобретением этого права и утрачивается вместе с ним. Правообладатель может самостоятельно контролировать всю сферу использования произведения, любое использование (кроме случаев, прямо предусмотренных законом) требует его согласия. Смысл выделения этого статуса как раз и заключается в установлении лица, в конечном итоге определяющего возможность или невозможность соответствующего использования произведения, поэтому правообладателем в ГК РФ является только обладатель исключительного права, но не права на использование произведения по лицензии (пусть даже и исключительной).

Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, которые могут являться правообладателями, ими могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные, государство, а также лицо без гражданства.

Пользователь - это лицо, использующее произведение литературы, науки и искусства. В авторском праве пользование, как правило, означает действия, направленные на доведение произведения до сведения других лиц; использовать произведение можно только путем создания условия для восприятия произведения другими людьми. В этой связи получение самостоятельного доступа к произведению не является его использованием в смысле авторского права. Иными словами, в авторском праве пользование, как правило, носит общественный характер[30]. Вместе с тем владелец экземпляра программы для ЭВМ также назван в законе (ст. 1280 ГК РФ) пользователем, и в контексте этой нормы пользование рассматривается как часть правомочий собственника (вещного права владельца экземпляра) и полезные свойства извлекаются таким пользователем преимущественно для себя, а не третьих лиц[31].

Пользование будет являться правомерным в случае, если лицо осуществляет указанные действия на основании договора или закона (ст. ст. 1272 - 1280 ГК РФ). После перехода произведения в общественное достояние любое использование будет правомерным при условии соблюдения авторства, имени автора и неприкосновенности произведения. Пользователем может быть любое лицо, кроме случаев, когда закон прямо указывает на определенные характеристики лица, которому разрешается использование произведения, например, использовать произведение в соответствии со ст. 1275 ГК РФ могут только библиотеки, архивы и образовательные учреждения.

Потребителем произведения является воспринимающее его лицо - читатель книги, зритель фильма и т.д. или владелец носителя этого произведения. В литературе предлагалось и иное определение потребителя - лицо, осуществляющее потребление продукции, произведенной пользователем[32]. Однако такое определение представляется не вполне точным, так как, делая акцент на «продукции», оно исключает случаи «нематериального потребления», например просмотр фильма или прослушивание музыки через интернет, эфир и т.д. До недавнего времени законодательство об авторском праве (в том числе и в России) практически не обращало внимания на эту фигуру, ограничиваясь констатацией возможности определенных случаев свободного использования произведения. Это было связано с тем, что действия в личной сфере, «в кругу семьи» и т.п. традиционно рассматривались как находящиеся за пределами исключительного права. «Потребление» произведения было свободным и потому не требовало специального регулирования в законодательстве. Однако в последнее десятилетие ситуация начинает меняться. Постепенно формируется общественное мнение о необходимости потребителю как лицу, от которого зависит спрос на соответствующую продукцию, сознательно относиться к своему выбору и не поощрять нарушителей исключительных прав.

Внутри приведенной системы субъектов авторских прав дополнительно могут выделяться особые субъекты в связи со спецификой существующего в отношении их правового регулирования. Так, среди правообладателей можно по разным основаниям выделять наследников, государство, работодателя, особое положение занимают организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе и т.д.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что в отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица. Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору. Также субъектами являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). Согласно ст. 1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

2.2. Содержание авторских прав

Как уже отмечалось, под авторскими правами в субъективном смысле (субъективными авторскими правами) понимаются признаваемые в соответствии с законом интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Объектами авторских прав признаются интеллектуальные права, которые включают в себя исключительное право, личные неимущественные права и иные права (ст. 1226, п. 1 ст. 1255 ГК РФ).

С точки зрения классификации субъективных гражданских прав авторские права относятся к категории абсолютных прав (наряду с вещными правами и личными неимущественными правами на нематериальные блага, указанные в ст. 150 ГК РФ).

Авторские права могут принадлежать не только авторам, но и иным правообладателям, в юридической литературе их классифицируют на первоначальные и производные[33].

К первоначальным, по словам Г.Ф. Шершеневича, относятся такие, которые впервые возникают у лица в отношении объекта, к производным - те, которые переходят от одного лица к другому в отношении того же объекта на законных основаниях[34].

В.И. Серебровский отмечал, что первоначальное авторское право «возникает в силу самого факта создания автором произведения», а производное - у правопреемника «в результате перехода к нему правомочий, уже принадлежащих автору»[35].

В.А. Дозорцев писал, что подобное деление свойственно только имущественным правам. При этом ученый подчеркивал, что авторские права всегда «первоначально» принадлежат только автору. Существование же такой классификации, с его точки зрения, может быть оправдано только ее практическим значением, поскольку она позволяет определить, связан правообладатель правами предшественника или нет[36]. В.А. Дозорцев также различал права первоначальные и первичные. Последние могут быть как первоначальными, так и производными. Например, при создании служебного произведения у работодателя производное право возникает первично, а право автора-работника является первоначальным[37].

  Само понятие «производное» используется в законодательстве применительно к определению тех произведений, которые представляют собой переработку других (производные произведения, п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Это может быть обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и др. (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). В этом случае у лица, создавшего такое произведение, возникают новые субъективные авторские права на соответствующий объект. Необходимо отметить, что с юридической точки зрения корректнее говорить о делении оснований возникновения исключительного права на первоначальные и производные. В подтверждение этого можно сослаться на п. 3 ст. 1228 ГК РФ, в соответствии с которым исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Таким образом, создание произведения является первоначальным основанием возникновения авторского права. В то же время такое право может быть отчуждено автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (т.е. по производным основаниям).

Как указывалось выше, одним из видов интеллектуальных прав является исключительное право - имущественное по своей юридической природе. Исключительное право на охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации предоставляет его субъекту возможность использовать данный объект любым не противоречащим закону способом. Так, правообладатель может как разрешать, так и запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. По общему правилу третьи лица не могут использовать охраняемый результат без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Рассматриваемое право может принадлежать нескольким лицам совместно (п. п. 2 - 3 ст. 1229 ГК РФ).

Для определения содержания принадлежащих автору (правообладателю) исключительных прав законодатель указывает на принадлежность указанным лицам исключительного права использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом и одновременно перечисляет определенные виды использования произведений в рамках исключительного права. Перечень действий, признаваемых использованием произведения, сформулирован как незакрытый (п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Приведенные в перечне действия признаются способами использования произведения независимо от того, совершаются ли такие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, необходимо получать разрешение у правообладателя. Законодатель указывает способы, которые применимы ко всем либо к отдельным видам произведений. Назовем некоторые из них:

- воспроизведение произведения - изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения, либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения (абз. 2 п. 1 ст. 1268 ГК РФ). В последнем случае речь идет о технической записи, которая имеет временный характер и обусловлена потребностями технологического процесса. Верховный Суд РФ указал, что в настоящее время можно сделать вывод о формировании современного унифицированного стандарта использования программ для ЭВМ как в форме записи (сохранения) в память компьютера, так и в форме хранения в его памяти, поскольку как сохранение, так и хранение влекут воспроизведение компьютерной программы[38];

- распространение произведения, которое возможно путем продажи или иного отчуждения (дарения, мены) оригинала или экземпляров, т.е. материальных носителей, в которых выражено произведение;

- публичный показ возможен в отношении различных объектов: произведений изобразительного искусства, архитектуры, фотографий и т.п.;

- импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения также рассматривается законом как самостоятельный способ использования, что требует получения у правообладателя специального разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации произведений, изготовленных за рубежом (подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ);

- публичное исполнение произведения – это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения (например, салон красоты), или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (например, в случае прямой трансляции, организованной из места представления или показа произведения) (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Так, например, представление музыкального произведения с помощью технических средств (радиоприемника), размещенного в салоне красоты - месте, открытом для свободного посещения, является публичным исполнением произведения.

Помимо исключительных прав, интеллектуальные авторские права включают в себя личные неимущественные права. Эти права по своей природе не преследуют прямую имущественную выгоду, не могут быть переданы по договору или перейти иным образом в порядке как сингулярного, так и универсального правопреемства. Неимущественными интеллектуальными правами являются, например, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255, п. 2 ст. 1345 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что авторские права включают несколько различных правомочий. Некоторые авторские правомочия являются личными. Это право авторства (право считаться автором, право защищаться от присвоения авторства, т.е. от плагиата), право на имя (т.е. право на использование произведения под своим именем, под своим псевдонимом или без указания имени, анонимно), право на опубликование произведения, право на защиту произведения от искажений. Личные права всегда принадлежат только автору; они не могут быть уступлены другим лицам.

Кроме личных прав, автору принадлежит имущественное право, которое в законе названо «исключительное право на использование произведения». Своим исключительным характером это право напоминает право собственности. Опираясь на это имущественное право, автор может осуществлять сам либо разрешать другим лицам: воспроизводить произведение (тиражировать книгу, пластинку и т.п.); распространять (продавать, сдавать в прокат и т.п.) экземпляры произведения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение в театрах, концертных залах и т.п.; сообщать произведение по радио, телевидению и т.п.; переводить произведение на другие языки; переделывать (перерабатывать) произведение.

Заключение

Подводя итог исследованию, проведенному в настоящей курсовой работе, можно сделать следующие выводы.

1. Авторское право - это совокупность гражданско-правовых норм, которые: 1) устанавливают условия признания произведения науки, литературы и искусства охраняемым объектом; 2) устанавливают основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав на произведение; 3) регулируют отношения по поводу использования произведения и распоряжения правами на произведение; 4) предусматривают охрану интеллектуальных прав на произведение и способы их защиты.

Авторское право выполняет определенные функции, среди которых:

- признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства;

- установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение);

- наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами);

- защита прав авторов и других правообладателей.

2. Первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Кроме того, существует и целая система источников международного авторского права, прямо или косвенно имеющих отношение к Российской Федерации.

3. Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения. Произведение может принадлежать к трем большим областям человеческой деятельности: науке, литературе и искусству. Автор, создавая произведение самостоятельно, исходит из своего видения сюжета и формы реализации идеи. Поэтому появившееся на свет произведение обладает оригинальностью, т.е. отличается от другого подобного по сюжету или теме. Гражданский кодекс РФ указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание, в частности идею, тему, сюжет произведения, оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими (например, переводы, обработки).

4. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица. Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору. Также субъектами являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). Согласно ст. 1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

5. Авторские права включают несколько различных правомочий. Некоторые авторские правомочия являются личными. Это право авторства (право считаться автором, право защищаться от присвоения авторства, т.е. от плагиата), право на имя (т.е. право на использование произведения под своим именем, под своим псевдонимом или без указания имени, анонимно), право на опубликование произведения, право на защиту произведения от искажений. Личные права всегда принадлежат только автору; они не могут быть уступлены другим лицам. Кроме личных прав, автору принадлежит имущественное право, которое в законе названо «исключительное право на использование произведения». Своим исключительным характером это право напоминает право собственности. Опираясь на это имущественное право, автор может осуществлять сам либо разрешать другим лицам: воспроизводить произведение (тиражировать книгу, пластинку и т.п.); распространять (продавать, сдавать в прокат и т.п.) экземпляры произведения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение в театрах, концертных залах и т.п.; сообщать произведение по радио, телевидению и т.п.; переводить произведение на другие языки; переделывать (перерабатывать) произведение.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 года // Бюллетень международных договоров. – 2003. - N 9.
  2. Всемирная конвенция об авторском праве: заключена в г. Женеве 06.09.1952 года // СП СССР. – 1973. - N 24. - Ст. 139.
  3. Договор ВОИС по авторскому праву от 20.12.1996 года // Бюллетень международных договоров. - 2016. - N 12. - С. 4 – 11.
  4. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности: подписана в Стокгольме 14.07.1967 года, изменена 02.10.1979 года // СПС КонсультантПлюс.
  5. О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав: Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 года // Бюллетень международных договоров. – 2008. - N 3.
  6. Об определенном разрешенном использовании произведений, не определяемых по субъекту авторского права: Директива N 2012/28/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 25.10.2012 года // СПС КонсультантПлюс.
  7. Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе) от 29.05.2014 года // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.
  8. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS): заключено в г. Марракеше 15.04.1994 года // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 37 (приложение, ч. VI). - Ст. 2818 – 2849.
  9. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года N 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - N 238-239. - 8 декабря.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 года N 230-ФЗ // Российская газета. – 2006. - N 289. – 22 декабря.
  12. О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения: Указ Президента РФ от 05.12.1998 года N 1471 // Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 49. - Ст. 6016.
  13. Об отзыве заявления, сделанного при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений: Постановление Правительства РФ от 11.12.2012 года N 1281 // Собрание законодательства РФ. – 2012. - N 51. - Ст. 7216.
  14. Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также об установлении предельного (максимального) размера сумм, удерживаемых аккредитованной организацией на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды: Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 года N 992 // Российская газета. – 2008. - N 6. – 16 января.
  15. Об авторском праве и смежных правах: Закон Российской Федерации от 09.07.1993 года N 5351-1 // Российская газета. – 1993. - N 147. – 03 августа (документ утратил силу).
  16. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / Под ред. И.А. Близнеца. - М.: Проспект, 2018. – 374 с.
  17. Богуславский М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. - М.: Юрид. лит., 1974. – 145 с.
  18. Гаврилов Э.П. Нюансы в авторском праве // Патенты и лицензии. - 2019. - N 4. - С. 6-8.
  19. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2016. – 720 с.
  20. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. - М.: Норма, 2016. - 185 с.
  21. Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. - 2012. - N 2. - С. 96-98.
  22. Маковский А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // О кодификации гражданского права (1922 - 2006). - М.: Статут, 2017. - С. 590-595.
  23. Право интеллектуальной собственности. Авторское право: Учебник. В 3 т. Том 2 / Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. – М.: Статут, 2017. – 367 с.
  24. Рагозина В.В. Правообладатель программы для ЭВМ и облачный провайдер: особенности соглашений в сфере облачных технологий // ИС. Авторское право и смежные права. - 2019. - N 6. - С. 57-59.
  25. Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2018. – 208 с.
  26. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. - М.: Госиздат, 1986. – 480 с.
  27. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М.: Городец, 2018. – 476 с.
  28. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. По изд. 1891 года. – М.: Классика, 2012. – 500 с.
  29. Щербак Н.В. Обязательства из договоров по распоряжению исключительными правами // ИС. Авторское право и смежные права. - 2019. - N 1. - С. 28-30.
  30. О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 года N 10 // Российская газета. – 2019. - N 96. – 06 мая.
  31. Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2016 года N 308-ЭС14-1400 по делу N А20-2391/2013 // СПС КонсультантПлюс.
  32. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2013 года по делу N А56-58636/2012 // СПС КонсультантПлюс.
  33. Решение Арбитражного суда Тверской области от 11.11.2019 года по делу N А66-13289/2019 // СПС КонсультантПлюс.
  1. Право интеллектуальной собственности. Авторское право: Учебник. В 3 т. Том 2 / Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. – М.: Статут, 2017. – С. 10.

  2. Российская газета. – 1993. - N 147. – 03 августа (документ утратил силу).

  3. Российская газета. – 2006. - N 289. – 22 декабря.

  4. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2016. - С. 638.

  5. СПС КонсультантПлюс.

  6. Российская газета. - 1994. - N 238-239. - 8 декабря.

  7. Богуславский М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. - М.: Юрид. лит., 1974. - С. 3.

  8. Маковский А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // О кодификации гражданского права (1922 - 2006). - М.: Статут, 2017. - С. 592.

  9. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М.: Городец, 2018. – С. 32.

  10. Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398

  11. СП СССР. – 1973. - N 24. - Ст. 139.

  12. Бюллетень международных договоров. - 2003. - N 9.

  13. Собрание законодательства РФ. – 2012. - N 51. - Ст. 7216.

  14. СПС КонсультантПлюс.

  15. Бюллетень международных договоров. - 2016. - N 12. - С. 4 - 11.

  16. Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 37 (приложение, ч. VI). - Ст. 2818 - 2849.

  17. Гаврилов Э.П. Нюансы в авторском праве // Патенты и лицензии. - 2019. - N 4. - С. 7.

  18. Бюллетень международных договоров. – 2008. - N 3.

  19. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.

  20. Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 49. - Ст. 6016.

  21. Российская газета. – 2008. - N 6. – 16 января.

  22. Решение Арбитражного суда Тверской области от 11.11.2019 года по делу N А66-13289/2019 // СПС КонсультантПлюс.

  23. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. - М.: Норма, 2016. - С. 113, 121.

  24. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. - М.: Госиздат, 1986. - С. 34.

  25. Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. - 2012. - N 2. - С. 97.

  26. Российская газета. – 2019. - N 96. – 06 мая.

  27. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / Под ред. И.А. Близнеца. - М.: Проспект, 2018. – С. 68.

  28. Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2018. – С. 53.

  29. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2013 года по делу N А56-58636/2012 // СПС КонсультантПлюс.

  30. Щербак Н.В. Обязательства из договоров по распоряжению исключительными правами // ИС. Авторское право и смежные права. - 2019. - N 1. - С. 29.

  31. Рагозина В.В. Правообладатель программы для ЭВМ и облачный провайдер: особенности соглашений в сфере облачных технологий // ИС. Авторское право и смежные права. - 2019. - N 6. - С. 58.

  32. Дозорцев В.А. Указ. соч. – С. 95.

  33. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. По изд. 1891 года. – М.: Классика, 2012. - С. 209.

  34. Там же. – С. 210.

  35. Серебровский В.И. Указ. соч. - С. 88 – 92.

  36. Дозорцев В.А. Указ. соч. - С. 286.

  37. Там же. – С. 287.

  38. Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2016 года N 308-ЭС14-1400 по делу N А20-2391/2013 // СПС КонсультантПлюс.