Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие государства. Теории происхождения государства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Дать понятие государства, которое бы отражало его признаки и свойства, характерные для прошлого, настоящего и будущего, проблематично. Разнообразие условий, в которых существуют государства на разных этапах развития, порождает множество их специфических особенностей. Вместе с тем, государство обладает определенным набором признаков, которые характерны для него на всех этапах развития и в совокупности позволяют определить его как политическую организацию общества, распространяющую свою власть на всю территорию страны и ее население, располагающую специальным аппарaтoм управления, издающaя обязательные для всех веления и обладающую суверенитетом.

Степень разработанности проблемы. Огромное количество трудов ученых в области, как конституционного права, так и общей теории государства и права было посвящено исследованию вопроса о государстве и его государственном устройстве. Среди ученых, внесших вклад в развитие положений об устройстве государства и более детальном его функционировании можно отнести следующие фамилии: Авакьян С.А.; Венгеров А.В.; Енгибарян Р.В.; Захаров А.; Корельский В.М.; Малько А.; Марченко М.Н.; Романович Н.А.; Сахно А.В.; Умнова И.А.; Хропанюк В.Н.; Чиркин В.Е и многие другие.

Объект и предмет исследования. Предмет исследования - государство, а также его понятие, сущность и признаки. Объект исследования - отношения, возникающие в государстве.

Цель и задачи исследования. Целью работы является рассмотреть и проанализировать понятие государства.

Для достижения цели стоит решение следующих задач:

- рассмотреть понятие государства;

- проанализировать сущность государства;

- рассмотреть теории происхождения государства;

- охарактеризовать признаки государства;

- изучить территориальную организацию населения и публичную (государственную) власть;

- исследовать государственный суверенитет;

- проанализировать неразрывную связь государства и права и взимание налогов.

Методы исследования. При написании данной работы были применены многие методы научного познания. В частности – исторический, сравнительный, правовой, метод абстракции и синтеза. Методологическую базу составили действующие и исторические правовые акты, а также специальная литература и материалы периодических публикаций.

Теоретическую базу исследования составили труды таких специалистов как Бабаев В.К., Бачило И.Л., Гулиев В.Е., Дробязко С.Г., Ерпылева Н.Ю., Жеребкин М.В., Карельский В.М., Перевалова В.Д. и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести подпунктов, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие государства

С незапамятных времен мыслители старались дать ответ на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский философ Цицерон спрашивал и одновременно давал ответ: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»[1].

Несколько иного подхода придерживался известный российский правовед Н.М. Коркунов, утверждая, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[2].

Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти. Приведённое определение, на наш взгляд, достаточно точно отражающее отдельные признаки государства, стало поводом для разнообразных упрощений. Так, одни авторы, опираясь на данное понятие, приравнивали государство к стране, другие — к обществу, третьи — к кругу лиц, занимающихся осуществлением власти.

Тем не менее «форма общежития» — форма организации общества, является всего лишь одним из признаков, но не целым государством.

Данные формулировки достаточно обширно использовались в научных работах, однако применять их можно только к таким государствам, где возникает значительная классовая напряженность, а продолжение политического противоборства может привести к разрушению общества. Другими словами, оба определения подходят к деспотическим и императивным государствам.

С опорой на современную учебную литературу, можно дать наиболее точное определение государству: «Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок»[3].

Такие учёные, как Н. Коркунов, Л. Гумплович, Е. Трубецкой, определяли понятия о государстве поразному. Общим во всех определениях выступает то, что названные учёные включали в своё понятие ряд специфических отличий государства, которые проявлялись в публичной власти, территории, а так же и воле самого народа.

Это считается в принципе верным подходом к понятию о государстве, но далеко не любое государство в своей политике предоставляет и выражает интересы своего народа.

В современном мире сложилось множество понятий о государстве. Но всё же современная Российская наука рассматривает государство следующим образом.

Государство — это специфическая организация политической власти, суверенная и универсальная, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, обладающая территорией, аппаратом принуждения и взимающая налоги, для осуществления внутренних и внешних функций.

Исходя из общего определения государства, стоит выделить так называемые функции государства.

Знание функций государства позволяет достаточно точно и в полном объёме определить стоящие перед обществом проблемы, выявить социальное назначение государства, а так же знать возможные пути решения и совершенствования проблем, связанных с государством и обществом.

В функциях государства отражаются основные цели и задачи, стоящие перед ним. Цель — это то, к чему стремится государство, а задачи — это проблемная ситуация с явно и заранее поставленной целью. Так же задачи являются предпосылками функций государства. К примеру, если целью является построение правового государства, то одной из задач будет являться предоставление гражданам свободного доступа к источникам нормативно-правовых актов.

Функции государства — это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним целей и задач, в первую очередь связанных с управлением делами

Выделяют два основных вида функций государства. Это внутренние (основные направления деятельности государства по управлению жизнью и делами общества) и внешние (основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач)[4].

Но всё же отдельные авторы обращают внимание на то, что деление функций на внутренние и внешние в последнее время начало терять свою актуальность. Стали создаваться новые классификации функций, по так называемым сферам общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, экология, культура и т.д.)[5].

Всё-таки обратимся к наиболее привычным для нас классификациям функций государства.

Теперь стоит разобрать их по отдельности. Первая по своему виду — это внутренняя функция государства. Среди внутренних функций можно выделить так называемые охранительные функции — охрана природы и окружающей среды, обеспечение (охрана) правопорядка, экономическую, социальную, идеологическую, политическую и другие функции).

Разберём внутренние функции по порядку:

1) Охрана природы и окружающей среды — одна из относительно недавних функций, которая выдвинулась в последние десятилетия. Из-за агрессивного производства и отношения человека к природе происходит загрязнение вод и атмосферы в целом. Государство вынуждено бороться с этим, вводя различные штрафы за порчу окружающей среды, а так же должно устанавливать высокие налоги за выбросы негативных веществ в атмосферу (бензин и т.д.).

2) Экономическая функция имеет направленность, связанную с предотвращением кризисов экономики и нацелена на создание совершенствованной рыночной экономики, которая бы учитывала и согласовывала интересы производителей с потребителями.

3) Охрана правопорядка — считается наиболее важной и необходимой функцией любого государства, которая вытекает из потребностей общества. В демократических государствах на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, а так же и самого правопорядка.

4) Социальная — государство ставит перед собой задачи составления программ развития здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.

5) Идеологическая — государство занимается воспитанием членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности через образование, а так же СМИ.

6) Политическая — обеспечение условий деятельности других политических институтов, следит за порядком в обществе.

Внешними функциями государства традиционно являлись и по сей день являются (защита страны от нападения извне, введение захватнических войн, а так же обеспечение и ведение дипломатических отношений с другими странами).

В настоящее время с формированием единого мирового рынка активизируется межгосударственная взаимная торговля, которая направлена на поддержания и роста экономики каждой страны. Развивается коллективная безопасность, а так же создаются международные вооруженные силы, направленные на поддержание мира и порядка. Без реализации данной функции будущего у человечества нет. Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.

В качестве вывода хотелось бы добавить, что внутренние функции играют огромную роль в жизни государства. Реализуя свои функции внутри страны, государство и власть непосредственно взаимодействуют с государственными органами, с социальными группами, решают важные для каждого государства экономические, политические, социальные, культурные и другие проблемы.

Исходя из сущности внешних функций, следует отметить необходимость тесного взаимодействия и сотрудничества государства с другими государствами, поддержание и осуществление всеобщего мирного положения, улучшение окружающей среды на планете. Через осуществление данных функций можно увидеть различные интересы общества данного государства, его направленность. Несмотря на обстановку в стране, на исторический период, любое государство должно поддерживать и развивать свои функции, обеспечивать удовлетворение своих потребностей.

1.2 Сущность государства

В сущности государства всегда переплетаются узкоклассовые или групповые интересы экономически и политически господствующей верхушки с интересами всего общества. В теории государства это положение приобрело статус аксиомы. Однако раскрыть диалектику указанных интересов в сущности государства вообще, а тем более - конкретно -исторического типа, чрезвычайно сложно. В основном это объясняется двумя причинами.

Первая заключается в том, что в сущности государства отражается практически весь спектр многообразных интересов различных социальных слоев общества. Ряд из них влияет на форму и осуществление государственной власти прямо, другие же – опосредованно.

Вторая состоит в динамичности, подвижности соотношения между главенствующими интересами, господствующих в обществе социальных сил. При этом обращает на себя внимание такая закономерность - усиление экономических и политических позиций одной из сторон приводит к ослаблению другой.

Наиболее ярко, отмеченные причины сложного характера сущности государства, проявляют себя в рабовладельческом обществе. Здесь полнота власти, юридических прав и реальных возможностей реализовать свои интересы принадлежит экономически и политически господствующему классу – классу рабовладельцев. По этой причине в научной литературе доминирует мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях их жизни, принудительном характере труда, беззащитности любого из них от произвола.

С нашей точки зрения такое утверждение чрезмерно категорично и страдает определенной поверхностностью. Оно не учитывает, что низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных.

Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия — идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни и, несомненно, экономические методы — материальная заинтересованность раба в результатах своего труда. Как и любое иное ценное имущество, рабы были, в определенной степени, защищены и юридически.

Все это указывает на большую, чем традиционно отмечается, общесоциальную роль рабовладельческого государства.

Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастает по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму.

Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества[6].

Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей в государственной деятельности снижается и доля в ней классового содержания. Подобное соотношение приводит к выводу, что анализ сущности «требует учета обоих начал».

По нашему мнению такой анализ способен обеспечить более объективную точку зрения на данный вопрос.

Наряду с этими, основными социальными факторами, прямо и непосредственно оказывающими влияние на формирование особенностей сущности государства, надо указать и на другие источники: религию, уровень развитости национального самосознания, специфика расово - этнической структуры народа страны. Эти факторы также оказывают влияние на важнейшие черты сущности государства. Но это виляние имеет свою специфику. Она выражается в том, что глубина и интенсивность их воздействия на сущность государства обуславливается конкретно - историческими особенностями места и роли данных факторов в общественной жизни. И в том случае, когда доминирующее положение в обществе занимает какой - либо один из них, можно говорить о приоритете религиозных, националистических или расово - этнических начал в сущности государства.

В результате исследования природы государства в отмеченных плоскостях складываются и соответствующие подходы к её познанию.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Пакистан, Иран, Ирак, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, на самом деле проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интересы иных наций.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В тот период правящие реакционные круги Южно - Африканской Республики проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии.

Таким образом, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Надо не упускать из виду и то, что в сущности государства, в зависимости от исторических условий его существования, на первый план, т.е. в положение ведущего социального фактора, может выходить любое из вышеназванных начал.

Главная же, сущностная характеристика государства заключается в том, что «оно есть особый порядок организации (устройства) и применения власти, способный решать дела всего общества», а в чьих интересах (всего ли общества в целом или отдельных групп) – рассматривают применительно к конкретному государству во времени и пространстве.

1.3 Теории происхождения государства

Чтобы глубоко понять сущность и особенности теории возникновения государства необходимо не только рассмотреть их с социально-теоретической стороны, но и раскрыть исторические тенденции их развития. Для этого необходимо изучит все теории возникновения государства. Что же такое государство нами было рассмотрено в 1.1 данной работы.

Государство - это социально-общественная организация, так называемый институт политической системы классового общества, который организует и концентрирует контролирующую совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций[7].

Существует масса теорий происхождения государства. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в этой области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Рассмотрим основные теории происхождения государства и права.

Теологическая теория. Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве. В основе данной концепций лежит представления о божественном происхождении государства. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством.

Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья. Оно является одним из самых древних. Уникальность данной теории состоит в том, что ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти. Теологическая теория обосновывает две основные идеи. Первая состоит в доказывании божественного происхождения государственной власти. Вторая задача заключается в том, чтобы подчинить светские власти церкви. Однако идеальным государством является то, которое теократическое: в котором религиозная власть верховная по отношению к светской.

Патриархальная теория. Данная теория возникла еще в древности, ее создателями являлись Аристотель, Конфуций. В основе данных концепций государство является «продуктом разросшейся семьи». Смысл теории в том, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к созданию семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть – это продолжение власти отца, а монарх – отец всех своих подданных. Следовательно, все люди должны подчиняться государственной власти и ее законам.

Как и в любой теории существуют свои плюсы и минусы. Плюсы данной теории таковы: теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»; поддерживает веру людей в нерушимость мира; поясняет и раскрывает роль главы государства.

Минусы теории: не объясняет жесткость законов; не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира.

Основные положения патриархальной теории опровергаются современной наукой.

Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя[8].

Органическая теория. В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме. Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером, а так же благодаря трудам Вормса и Прейса. По мнению выдающихся философов данной доктрины, государство возникает и развивается подобно биологическому организму. Люди образуют государство, как клетки «живой организм», т. е государство является продуктом социальной эволюции.

Достоинством теории - это восприятие государства как единого целого и взаимосвязанного организма[9].

Патримониальная теория. Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства является Карл Людвиг Галлер. Он считает, что государство произошло от права собственника на землю. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Так же эту теорию можно рассмотреть, как с положительной стороны, так и с отрицательной.

Положительные стороны: территориальный фактор в первобытном обществе играл важную роль; теория исторически обоснована.

Отрицательная сторона: оправдывается монархическая принадлежность власти.

Договорная теория. Она возникла в Древней Греции, представителями данной теории были: Г. Гроцкий, Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, А.Н. Радищев. В основе теории наличествуют естественно правовые представления о договорном происхождении государства». Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В основе государства лежит «общественный договор» в силу, которого каждый человек отказывался от своих интересов ради взаимного выживания. Так же государство являлось «продуктом» соглашения между народом и властью.

Теория "инцеста". Социолог Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять весьма суровые, жестокие меры пресечения[10].

Теория насилия. Подставлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Государство результат насилия, вражды, завоевания одного племени другим, так же это государство создано людьми высшей расы подчиняющие людей низшей расы. Данная теория основана на многих исторических фактах.

Принципы теории таковы: для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат; население подчиняется грубой силе.

Существуют в истории примеры, когда не завоевании, а угроза служит возникновению государства т. е насилие не единственный фактор повлиявший на происхождение государства.

Материалистическая теория. Авторами классовой теории являются: К.Маркс, Ф. Энгельс. Данная теория основывается на социально - экономическом факторе общества. Государство – возникло в результате общественного разделения труда, появление частной собственности . До недавнего времени эту теорию называли марксистско-ленинской. А так же материалистическая теория представляет, собой содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером производственных отношений такие, как: классы собственников которым принадлежит государственная власть.

Отрицательным фактором теории является то, что раскол общества на классы был государственно-образующим фактором лишь в Европе.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположником теории является историк и политолог Карл Витфогель исходя из его теоретических мыслей, государство возникло в связи с широкомасштабной организации строительства ирригационных сооружений, благодаря этому возникает класс чиновников, государевых людей, которые результативно оснащают использование данных сооружений. Строительство поддержание данного процесса происходило в регионах Индии, Китая, Египет и др.[11]

Достоинства теории таковы:теория исторически обоснована в некоторых областях, действительно оказано большое влияние на создание государства

Недостатки: носит локальный характер; объясняет процесс происхождения в некоторых местах земли[12].

Психологическая теория происхождения государства и права. Как мы знаем внутри человека существует богатый психологический мир. Суть теории заключалась в том, что государство образовалось при помощи деления общества по психологическим признакам. Она возникла в середине XIX века.

Положительные черты теории: в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы, разнообразные интересы людей осуществятся лишь через психику.

Отрицательные черты: не учитываются социальные, экономические и политические факторы возникновения государства[13].

Подводя итог сказанного, следует отметить, что в мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Ведь каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, а так же взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Каждая из теорий по- своему уникальна и имеет свою теоретическую обоснованность. Это говорит о том, что весьма трудно почти невозможно выделить единственный фактор определяющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов.

ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Содержание любого научного понятия выражается совокупностью отраженных в нём признаков исследуемого объекта. Признаки государства позволяют показать его уникальность, самостоятельность и качественную определённость. В свою очередь, раскрытие этой уникальности предполагает выявление отличительных свойств государства, его несхожести с иными социальными явлениями.

У государства есть разные категории признаков. Поскольку оно является сложной многоуровневой системой, то каждая из его сторон характеризуется отдельной группой признаков. Кроме того, среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у иных социальных явлений, а есть признаки, специфичные только для него. Поэтому начнем рассмотрение признаков государства с их классификации. Основаниями классификации будут: сторона государства (сфера его бытия), отражаемая признаками; уровень их важности для характеристики качеств государства; степень сходства или различия между государством и сравниваемыми с ним социальными явлениями.

В зависимости от того, какая сторона государства, какая сфера его бытия отражается признаками, их можно подразделить на экономические, социальные, кратологические и идеологические. Экономические признаки государства характеризуют его экономическую сферу. Её особенностями являются: производящая экономика, обеспечивающая систематическое получение излишков продуктов и иных материальных благ (избыточного продукта); производственные отношения, построенные на эквивалентном обмене, свободе и предприимчивости их участников; основанный на экономических потребностях систематический товарный обмен и т. д.

Социальные признаки показывают свойства его социальной сферы, которой присущи: социальная дифференциация, формирование групп с несовпадающими, конкурирующими интересами; становление человека в качестве относительно автономного субъекта социальных отношений, осознающего собственные потребности и интересы, и др.

Кратологические признаки демонстрируют организацию социальной власти в государстве, для которой свойственны: дифференциация сфер властвования, возникновение непубличных разновидностей власти (семейной, корпоративной и т. д.); появление органов профессионального управления общественными делами.

Идеологические признаки государства отражают качества его духовной сферы, которыми являются: дифференциация общественного сознания; появление самостоятельных видов норм, в том числе норм юридического права, которые дали возможность согласовывать конкурирующие интересы на справедливой цивилизованной основе не только внутри конкретного социума, но и за его пределами, и т. п.

Как правило, такая градация признаков государства не проводится, поскольку она связана с синтетическим, социально-философским его восприятием, которое в современном обществознании практически не представлено. Ведь вполне очевидно, что государство как экономическая организация обладает признаками, не совпадающими с теми, которые характеризуют его как организацию властную или духовную. Поскольку общая теория государства и права рассматривает только политико-правовой (юридический) аспект государства, постольку из всего многообразия его признаков её интересуют только те, которые представляют эту сторону.

Применительно к сферам государственного бытия они представлены, главным образом, кратологическими признаками, а также теми из идеологических признаков, которые характеризуют государственную власть. Поэтому мы рассмотрим только те признаки государства, которые относятся к этим группам.

Экономические, социальные и идеологические признаки, непосредственно не связанные с государственной властью, в число его политико-правовых показателей включаться не будут.

По уровню важности признаки подразделяются на существенные, отражающие важнейшие, необходимые, устойчивые внутренние свойства государства, без которых оно в принципе существовать не может, и несущественные, второстепенные, которые показывают внешние свойства государства, наличие которых для него не обязательно. В дальнейшем будут рассмотрены только существенные признаки, поскольку они отражают главные параметры государства.

По степени сходства или различия между государством и другими явлениями среди признаков можно выделить общие, единые для государства и сопоставляемого с ним объекта, и специфические, присущие только государству. Мы обратимся к специфическим признакам, так как они выражают его уникальность, качественное своеобразие.

Обычно государство сравнивается с несколькими объектами, что ведёт к формированию соответствующих групп признаков. Во-первых, оно соотносится с предшествовавшим ему типом общества – первобытным социумом, который диалектически отрицается государством. Во-вторых, – с другими самостоятельными государствами. Здесь сопоставляются формы проявления государственности у различных народов, поскольку единого для всего населения Земли государства не сформировалось, зато возникло множество стран, обладающих не только сходством, но и признаками, отличающими их друг от друга. В-третьих, наряду с государством могут существовать иные организации, преследующие сходные с ним цели и выполняющие или стремящиеся осуществлять такие же, как и оно, функции. Это различные политические объединения, наиболее типичными из которых на сегодняшний день выступают политические партии и движения, в том числе нелегальные. Некоторые из них даже используют слово «государство» в своём наименовании. Поэтому третью группу признаков составляют те, которые возникают при сопоставлении государства с ними.

Среди признаков государства, отличающих его от первобытного общества, наиболее часто упоминаются: наличие профессионального аппарата управления (государственного аппарата), территориальный принцип организации населения и органов государственной власти; взимание с населения (с индивидов и их организаций) налогов; наличие юридического права[14].

Рассмотрим эти признаки подробнее.

2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам[15].

Публичной власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она -- важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть». Согласно одной точке зрения, государственная власть -- более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть[16].

Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая -- как правило, от какой либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от политической государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви -- законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами. В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии[17].

Таким образом, государственная власть -- это публично политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: она распространяется на все общество; носит публично политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); действует система налогов; население делится по территориальному признаку; ей присущи легитимность, легальность и т.п.

2.2 Государственный суверенитет

Мерилом авторитета и эффективности государства является ее суверенностью. Поэтому не удивительно, что проблемы суверенитета всегда были в центре внимания политологов, государствоведов, философов, экономистов.

Рассмотрение вопроса о государственном суверенитете целесообразно начать с рассмотрения особенностей государственной власти.

Ее особенности заключаются в отделенности от общества, распространении всех членов общества и в ее осуществлении специальным уполномоченным аппаратом управления, а в некоторых случаях аппаратом принуждения. У государственной власти монополия на легальное насилие.

В советский период верховенство как суверенное свойство государственной власти учеными-юристами рассматривалось в трех аспектах:

- через ее универсальность. иными словами, суверенная власть государства распространяется на определенное пространство, замкнутое государственными границами, и население, организованное по территориальному признаку.

- через исключительность, т.е. запрет на иную другую конкурирующую власть;

- через монопольное наличие у государства мер принуждения, включая специальные органы, законодательство и другие[18].

В современной научной литературе, суверенитет государства рассматривается через призму достаточно специфического признака, который выражает верховенство государственной власти по отношению к иным лицам и организациям в стране. Более того, государственный суверенитет, по мнению ученых, отражает независимость страны в области ее взаимоотношений с иными государствами.

Если суверенитет государства определяется через выражение сущности независимой и верховной государственной власти, то народный суверенитет целесообразно определять в качестве реального социального, экономического и политического положения народа в государстве, которое позволяет ему обладать полным объемом власти в государстве и обществе.

Отсюда следует, что народный суверенитет является ничем иным, как полновластием народа, под которым стоит понимать наличие у населения широкой совокупности политических и социально-экономических средств, необходимых для участия в управлении делами государства и общества.

Государственный суверенитет можно охарактеризовать как формально-юридическую категорию, развивающуюся параллельно с государством, являющейся неотъемлемым, необходимым, качественным, конституционно-правовым свойством государства быть верховным внутри своих территориальных границ, и независимым - на международном уровне[19].

В настоящее время, в быстро развивающихся отношениях на международной арене, концепция суверенитета играет большую роль. Но под влиянием факторов, складывающихся в результате укрепления межгосударственных связей, понятие «суверенитет» подвергается постоянным корректировкам. В настоящее время большое влияние на суверенитет оказывает глобализация, которая касается не только экономической сферы деятельности людей, но и непосредственно оказывает влияние на международные правоотношения и политику.

Имеется также внутригосударственная «сторона» суверенитета. Она проявляется в верховенстве и объеме государственной власти по отношению ко всем прочим образованиям в политической системе социума, а также в ее монопольном праве на законодательство, управление и реализацию правосудия внутри государства в рамках ее границ, за исключением свободных зон, дипломатических представительств и международных аэропортов.

Политический суверенитет представляет собой правовую категорию, которая раскрывает ключевую характеристику и принадлежность государства и власти, их главенство.

А.А. Моисеев приводит следующие ключевые политические элементы суверенитета: а) право каждого государства определять свою политическую форму; б) право на свое законодательство и на внутреннее управление; в) право вступать в правоотношения с прочими государствами[20].

Концепция «суверенитет» также выступает как база для кодификации под началом ООН одного из ключевых принципов нынешнего международного права и международных правоотношений - принципа суверенного равенства различных стран. Рассматриваемый принцип был отображен в некоторых международно-правовых актах. Например, в Уставе ООН регламентировано положение, что ООН построена на принципе суверенного равенства всех ее составных элементов[21].

Под суверенным равенством стран подразумевается также равенство голосов всех государств при принятии решений на международных конференциях и в международных организациях, участие всех государственных образований на равноправной основе в формировании положений международного права[22].

В ХХ-ХХI веках распространенными становятся теории об «исторической исчерпаемости суверенитета», его «размывании» при интеграции стран и правовых систем. Соответственно, имеются мнения о возможности ограничения суверенитета некоторых стран. Ограничение суверенитета обосновывают целесообразность «гуманитарной интервенции»; обосновывается также глобализацией; неспособностью определенных народов управлять собой и по прочим причинам.

Гораздо чаще вопрос об ограничении суверенитета возникает при вступлении стран в межгосударственные образования, международные договоры и соглашения. Тем не менее, данные процессы не ограничивают суверенитет стран, так как передача государством определенной доли полномочий его органов определенным организациям выступает добровольной и в ней прослеживается верховенство государства; компетенция наднациональных органов устанавливается только государствами, его сформировавшими и вошедшими в его состав; решение о формировании наднационального органа или о присоединению к нему, о передаче ему определенной части компетенции принимается суверенным государством; страны, передавшие часть своих полномочий, могут участвовать в их реализации и реализуют контроль за тем, как исполняются переданные полномочия.

В научном мире, государственный суверенитет определяют, как правило, в качестве способности государства на самостоятельной основе осуществлять внешнюю и внутреннюю политику[23].

На современном этапе развития, большинство зарубежных и неправительственных организаций во главе со СМИ целенаправленно осуществляют сбор информации относительно социально-политических процессов, которые происходят на территории нашей страны. Также интерес для этих субъектов представляет информация о политических партиях, органах власти, а также представителях общественных организаций. Указанная информация является фундаментом для формирования такой модели общественного мнения, которая наиболее выгодна Западу.

Также понятие государственного суверенитета получило определенное развитие в трудах немецкого юриста и правоведа Г. Еллинека. Так, автор отмечал, что на первоначальном этапе развития, государственный суверенитет рассматривался в качестве политического термина и только спустя продолжительное время стал правовым понятием. В результате изучения истории суверенитета, автор резюмировал, что суверенная власть – это такая власть, которая не может иметь над собой высшего гегемона.

Суверенное государство должно обеспечивать правопорядок внутри страны и считаться с международными границами других государств.

Некоторые теоретики права выделяли «внутренний и внешний суверенитет». Под «внутренними суверенитетом» многие из них понимали власть государства над всеми субъектами права в пределах своей территории. Под «внешним суверенитетом» трактовали способность государства выступать полноправным субъектом международного права, независимо выстраивать свою внешнюю политику, отстаивать территориальную целостность и суверенитет, а также распространять юрисдикцию за пределами своей территории (экстерриториальность).

Территориальное верховенство имеет и экстерриториальные аспекты, так, к примеру, власть государства распространяется на граждан в международных водах или воздушных пространствах. Не исключаются изъятия некоторых категорий лиц (дипломатов) из-под действия законодательства, посредством заключения международных договоров.

В целом, следует отметить, что все государства мира серьезно подходят к вопросам охраны суверенитета и территориальной целостности, так как это одна из их основных задач.

Российская политико-правовая доктрина комплексно разрабатывала вопросы государственной власти, отношений государства, общества и личности, ограничения, защиты и оправдания государственной власти.

Важно иметь в виду, что концепция суверенитета - одно из ключевых для восприятия сути и перспектив развития международных правоотношений.

Необходимо помнить, что суверенитет – это неотъемлемое юридическое свойство каждого отдельного государственного образования, в котором отображается его независимость, ответственность за свои действия и закрепляется его независимость на международной арене.

Таким образом, дискуссия, относительно проблематики государственного суверенитета, ведется в юридической литературе на протяжении длительного времени. Причиной повышения интереса к данному вопросу выступает усиление его значения во всем мире как правового и политического явления.

Можно заключить, что под государственным суверенитетом стоит понимать характеристику государства, которая находит свое выражение в верховенстве на своей территории, а также в независимости государства на международной арене и наличии гарантий территориальной целостности страны.

2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов

Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права функционируют в рамках правовых норм. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах[24].

В институциональном смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка[25].

В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формирует демократическое правовое государство.

Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат.

Только государство в праве устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций[26].

Ни одно государство не может нормально существовать без взимание налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.

В настоящее время налог имеет нормативное содержание, которое основано на достижениях юридической науки и практики и в значительной степени учитывает взаимодействие интересов частной и государственной собственности.

Налог – это индивидуально безвозмездный платеж. Слово «платеж» в разных словарях трактуется по-разному. И сравнивая эти интерпретации, можно прийти к одному выводу, что в любом случае оплата не является безвозмездной, а является действием, совершаемым для определенной цели, либо для чего-либо, либо в порядке компенсации. Анализ правовой природы налога однозначно указывает на то, что налог не является наказанием и не является способом возмещения убытков. Соответственно, налогоплательщики платят его на определенные цели, в том числе личные.

Действительно, налоги являются самой крупной статьей доходов бюджета, которая имеет строго социальную направленность, что означает, что налоги уплачиваются таким образом, чтобы государство использовало эти средства для выполнения своих функций, в том числе необходимых для налогоплательщика[27].

Вопрос внутренней налоговой структуры также является спорным. В юридической литературе нет единого мнения относительно количества структурных элементов налога и используемой терминологии. Внутренняя структура налога обычно описывается с использованием понятий «элемент налогового права», «элемент налога», «элемент налогообложения», «правовая структура налога», «элемент правового механизма налогообложения»[28].

Таким образом, налог, являясь одной из фундаментальных категорий финансового права, представляет собой сложное финансово-правовое, экономическое, философское, социальное и политическое явление, призванное оптимально сочетать как государственные, так и частные интересы.

В основе налогов лежит экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке определённой тактики в политической и социальной сферах.

Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система не может от неё абстрагироваться.

Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. «Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью, облагать налогами – значит управлять государством». Налог – одно из проявлений суверенитета государства. Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги, всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монет и отправление правосудия[29].

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство — это специфическая организация политической власти, суверенная и универсальная, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, обладающая территорией, аппаратом принуждения и взимающая налоги, для осуществления внутренних и внешних функций.

Таким образом, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Надо не упускать из виду и то, что в сущности государства, в зависимости от исторических условий его существования, на первый план, т.е. в положение ведущего социального фактора, может выходить любое из вышеназванных начал.

Главная же, сущностная характеристика государства заключается в том, что «оно есть особый порядок организации (устройства) и применения власти, способный решать дела всего общества», а в чьих интересах (всего ли общества в целом или отдельных групп) – рассматривают применительно к конкретному государству во времени и пространстве.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Ведь каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, а так же взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Каждая из теорий по-своему уникальна и имеет свою теоретическую обоснованность. Весьма трудно выделить единственный фактор определяющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов.

Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства, которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций.

1. Территория. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.

2. Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным.

3. Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей. Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть распространяется на всех живущих на территории государства.

4. Право. Право — система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов.

5. Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы. Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения — санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.

6. Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности.

7. Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.

8. Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет — это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним. Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами. В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам. Внутренний отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны.

Необходимо помнить, что суверенитет – это неотъемлемое юридическое свойство каждого отдельного государственного образования, в котором отображается его независимость, ответственность за свои действия и закрепляется его независимость на международной арене.

Таким образом, дискуссия, относительно проблематики государственного суверенитета, ведется в юридической литературе на протяжении длительного времени. Причиной повышения интереса к данному вопросу выступает усиление его значения во всем мире как правового и политического явления.

Можно заключить, что под государственным суверенитетом стоит понимать характеристику государства, которая находит свое выражение в верховенстве на своей территории, а также в независимости государства на международной арене и наличии гарантий территориальной целостности страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)

2. Литература

2.1. Научная и учебная литература

  1. Бабаев В.К. Теория государства и права. – М. : Юристъ, 2015. – 300 с.
  2. Гулиев В.Е. Российское государство. Состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М.ИГПРАН. 2003. 422 с.
  3. Дробязко С.Г. Общая теория права: учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко, B. C. Козлов. — М.: Амалфея, 2007. — 464 с.
  4. Ерпылева Н. Ю. Международное частное право: учебник для вузов. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 655 с.
  5. Карельский В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2 - е изд., изм. и доп. М., 2000. – 250 с.
  6. Кашанина Т.В. Право: право и политика. Книга 1 / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. — М., 2008. — 384 с.
  7. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Том 1 / Н.М. Коркунов. — СПб., 1904. — 630 с.
  8. Наумов С.Ю., Мордовец А.С., Касаева Т.В. и др. Общая теория государства и права // Учебник. — Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. — 392 с.
  9. Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. – 260 с.
  10. Шевчук Д.А. Теория государства и права: конспект лекций / Д.А. Шевчук. — М., 2009. — 299 с.

2.2. Периодические издания

  1. Ароян О.Р. Понятия «налоги» и «сборы» с позиций законодательства, науки и практики // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 9. – С. 74–77
  2. Артамонова Г.К., Шумков Д.В., Реуф В.М. Концепция государственного суверенитета: социально-политические и идейно- теоретические истоки // Юридическая наука: история и современность. -2012. -№ 2. -С. 44-48
  3. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. 2014. № 2. С 14-17.
  4. Жеребкин М.В. Суверенитет как форма и условие существование независимого государства // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – № 4/1. – С. 124 – 131
  5. Мисюрев М.В. Некоторые проблемы законодательных дефиниций // Теория и практика современной юридической науки: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – С. 22–26
  6. Молодчев Д.В., Королюк Е.В. Политические партии и общественные движения на юге России (на материалах Краснодарского края). Ставрополь, 2015.
  7. Петров И. Ф. Социальная структура личности и потребности // Вестник ИМСИТ. 2016. № 1 (65). С. 7-8.
  8. Петров И. Ф. Взаимосвязь и взаимообусловленность потребностей личности // Вестник ИМСИТ. 2014. № 1-2 (57-58). С. 11-20
  9. Петров И.Ф. Теории жизнедеятельности человека (на примере зарубежной философии). В сборнике: Перспективы модернизации современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович,. 2015. С. 46-47.
  10. Петров И. Ф., Петров Л. И. Потребности и потребление в современном общественном развитии // Вестник ИМСИТ. 2013. № 1-2 (53-54). С. 3-8.
  11. Понарина Н.Н. Феномен глобализации в интерпретации современных конкретных социогуманитарных наук // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 97-101
  12. Понарина Н.Н. Глобализация как системное социальное изменение: основные тенденции: научное издание / Н. Н. Понарина; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т, Армавирский ин-т социального образования. Москва, 2010.
  13. Речкович С.А. Суверенитет и исключения из него // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2017. – № 20. – С. 20 – 26
  14. Сирик М.С., Сирик С.Н. Состав преступления как основание уголовной ответственности // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1-2 (7). С. 378-380
  15. Терентьева Л.В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно- коммуникационных процессов // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – № 1. – С. 187 – 200
  16. Ярыгина Ю.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с.
  1. Дробязко С.Г. Общая теория права: учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко, B. C. Козлов. — М.:

    Амалфея, 2007. — 464 с. – С. 253

  2. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Том 1 / Н. М. Коркунов. — СПб., 1904. — 630 с. – С. 27

  3. Шевчук Д.А. Теория государства и права: конспект лекций / Д. А. Шевчук. — М., 2009. — 299 с. – С. 66

  4. Наумов С.Ю., Мордовец А.С., Касаева Т.В. и др. Общая теория государства и права // Учебник. — Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. — 392 с.

  5. Колотов А.Ф., Вырлеева-Балаева О.С., Симонов В.Н., Скуратов И.В., Ярыгина Ю.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с.

  6. Карельский В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2 - е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 123.

  7. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. 2014. № 2. С 14-17.

  8. Гулиев В.Е. Российское государство. Состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М.ИГПРАН. 2003. 422 с.

  9. Petrov I. F. Differentiated approach as a tool and method for a personality cognition // Modern Science. 2017. № 5-2. С. 14-17.

  10. Петров И. Ф. Социальная структура личности и потребности // Вестник ИМСИТ. 2016. № 1 (65). С. 7-8.

  11. Петров И. Ф. Взаимосвязь и взаимообусловленность потребностей личности // Вестник ИМСИТ. 2014. № 1-2 (57-58). С. 11-20

  12. Петров И.Ф. Теории жизнедеятельности человека (на примере зарубежной философии). В сборнике: Перспективы модернизации современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович,. 2015. С. 46-47.

  13. Петров И. Ф., Петров Л. И. Потребности и потребление в современном общественном развитии // Вестник ИМСИТ. 2013. № 1-2 (53-54). С. 3-8.

  14. Кашанина Т.В. Право: право и политика. Книга 1 / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. — М., 2008. — 384 с. – С. 10

  15. Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М. : ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. – С. 191

  16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  17. Бабаев В.К. Теория государства и права. – М. : Юристъ, 2015. – С. 54

  18. Ерпылева Н. Ю. Международное частное право: учебник для вузов. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 655 с.

  19. Жеребкин М.В. Суверенитет как форма и условие существование независимого государства // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – № 4/1. – С. 124 – 131

  20. Речкович С.А. Суверенитет и исключения из него // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2017. – № 20. – С. 20 – 26

  21. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)

  22. Терентьева Л.В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно- коммуникационных процессов // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – № 1. – С. 187 – 200

  23. Артамонова Г.К., Шумков Д.В., Реуф В.М. Концепция государственного суверенитета: социально-политические и идейно- теоретические истоки // Юридическая наука: история и современность. -2012. -№ 2. -С. 44-48

  24. Понарина Н.Н. Феномен глобализации в интерпретации современных конкретных социогуманитарных наук // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 97-101

  25. Сирик М.С., Сирик С.Н. Состав преступления как основание уголовной ответственности // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1-2 (7). С. 378-380

  26. Молодчев Д.В., Королюк Е.В. Политические партии и общественные движения на юге России (на материалах Краснодарского края). Ставрополь, 2015.

  27. Мисюрев М.В. Некоторые проблемы законодательных дефиниций // Теория и практика современной юридической науки: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – С. 22–26

  28. Ароян О.Р. Понятия «налоги» и «сборы» с позиций законодательства, науки и практики // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 9. – С. 74–77

  29. Понарина Н.Н. Глобализация как системное социальное изменение: основные тенденции: научное издание / Н. Н. Понарина; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т, Армавирский ин-т социального образования. Москва, 2010.