Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие государства, теории возникновения государства

Содержание:

Введение

Вопросы о государстве, его понятии, признаках и назначении в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих вопросов в теории государства и права. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества и, следовательно, служит его интересам. Государство является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможен общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не получает должного развития весь комплекс институтов государства и её политическая (государственная) власть основана главным образом на аппарате принуждения.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, наиболее важные и устойчивые внутренние свойства государства, определяющие его природу, содержание, цели функционирования, социальное назначение - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Изучение понятия, признаков и назначения государства было положено еще до нашей эры древними учеными - философами. Мыслитель античности Платон (427 - 397 г.г. до нашей эры) написал произведение «Государство», «Законы». Аристотель (384 - 322 гг. до нашей эры) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. В Древнем Риме Марк Туллий Цицерон (106 - 43 г.г. до нашей эры) в работах «О государстве» и «Законы» уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства. В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 г.г.) в работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М.Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и другие. Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануила Канта (1727 - 1804 г.г.) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831 г.г.). Кант в работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве». Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, П.М. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, В.М. Хвостова, П.А. Сорокина, П.Г. Виноградова. В современной научной литературе о государстве эта тема имеет достаточно широкое освещение в трудах таких авторов как А.И. Демидов, А.И. Козулин, С.А. Комаров, А.В. Малько, Н.И. Матузов и другие[1].

Актуальность заявленной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию, правоохранительные органы и спецслужбы, с целью всесторонне раскрыть понятие и назначение современного государства.

Объектом исследования является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Цель настоящей работы - рассмотреть понятие, признаки и назначение государства с точки зрения историков и правоведов различных веков, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения цели были решены следующие задачи:

рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте;

найти отличия государства от других образований;

определить признаки современного государства;

охарактеризовать эти признаки;

обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов: изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;

анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени; выводы в процессе изучения методической литературы. Правовая основа работы - Конституция Российской Федерации, 1993г.

Структура данной работы - состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 26 страницах.

Глава 1. Понятие государства

1.1 Теории возникновения государства

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства, с переходом к производящей экономике, послужившей толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли (купцов). Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия, такие как товарообмен, возникновение частной собственности, социальное расслоение первобытного общества, образование классов, зарождение государства и права. И все же причины зарождения государства коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности[2].

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. Родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращается в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения. По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство. Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период профеодализмом, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю[3].

Переход от догосударственного состояния к государству происходил в условиях разложения первобытнообщинного строя и вносил существенные изменения во всю систему социальной жизни людей. Существует множество различных теорий, по-разному толкующих значение и характер этих изменений, причины и условия возникновения государства. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Теологическая теория основную роль в решении вопросов происхождения государства отводит религии. Данная теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли, в то же время отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.2

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Теория договорного происхождения государства. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. В XVII-XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Сторонниками данной теории являлись Томас Гоббсо, Джон Локк, Александр Радищев и др.

Учение о государстве Гегеля. Г.В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). По мысли Гегеля, государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членом государства.

Историко-материалистическая (марксистская) теория. Для марксисткой теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства является теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Дюринг, австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович. Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства – победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.4

Среди теорий происхождения государства необходимо назвать также органическую теорию, приравнивавшую государство к человеческому организму и приписывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания, входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и отдельным человеком. Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развивались еще в трудах древнегреческого философа Платона. Наибольшее развитие они, а вместе с ними и органическая теория в целом, получили в конце XIX - начале XX вв. Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученый философ Герберт Спенсер.

Широко известной в юридическом мире теорий происхождения государства является психологическая теория. Суть ее заключается в том, что основные причины возникновения государства и права она усматривает не в экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсиях» и в эмоциях человека, которые, согласно воззрениям известного русского ученого Л.И. Петражицкого – основателя этой теории, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства[4].

Таким образом, существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Из всего разнообразия теорий происхождения государства можно выделить следующее: на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.

1.2 Определение понятия государство

Возникнув как продукт общественного развития, государство является по отношению к обществу управляющей системой, регулирующей общественные отношения и выступающей официальным представителем от имени всего общества. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать определение государства. Широкое разнообразие взглядов на понятие государства основывалось как на объективных, так и на субъективных факторах, существовавших в тот или иной период, и отражало особенности (характерные черты) различных государств. Некоторые из этих определений, несмотря на то, что они относятся к античному периоду, сохраняются и развиваются по настоящий день. Например, Демокрит, Аристотель, характеризуя общественно-политический строй Древней Греции, определяли государство как объединение родов ради более совершенной жизни, как средство решения общих дел, так как большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству. Древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах, таких как основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П.Струве и другие. Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена. В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Ф.Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение государства, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[5]. Однако данное высказывание применимо только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои указания обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.4 При этом механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано, всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства. У разных народов государства возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов. Положение государства в центре политической и общественной жизни любой страны обусловлено следующим:

Во-первых, государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня.

Во-вторых, государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством.

В-третьих, среди факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права.

В-четвертых, государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на охват политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий.

В-пятых, государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах: общесоциальные проблемы, сохранение целостности политической системы, обеспечение правопорядока в обществе.7 Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества.

В-шестых, политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, идеологической изменчивости находится в постоянном движении. Все ее элементы работают приблизительно в равной степени, согласовывая интересы различных социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству[6].

Таким образом, любая государство, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Самое существенное в государстве - это не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью.9 Власть, в какой бы форме она ни находилась, всегда означает, принуждение к чьей-то воле и подчинение ей. Государство распространяет свое влияние на граждан и общество в целом. Вследствие этого государственную власть можно охарактеризовать как руководство обществом, распространяющее свою волю с помощью государственного аппарата при поддержке особых отрядов вооруженных людей, и специальных принудительных учреждений.

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой власть политики. Таким образом три явления — государство, власть и политика отождествляются.

Глава 2. Признаки государства

2.1 Подходы к определению признаков государства

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства означает выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет. система признак атрибут государство. Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству[7]. Таким образом, необходимо вычленить признаки государства для понимания их сути для определения государства. Общие основные признаки государства позволяют, прежде всего, вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных объединений, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой “определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции”. Марксистский взгляд на признаки государства, отличающие второе от организации общественной власти в родовом строе, изложен Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. В главе “Варварство и цивилизация” автор выделяет общие признаки, которые присущи цивилизованному обществу: 1) Разделение подданных государства по территориальным единицам; 2) Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением; 3) Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти. Если определять государство с точки зрения социологии, то выделяют следующие признаки государства: 1) Совокупность людей - народ; 2) Господствующая над ними власть; 3) Территория - как предел действия этой власти[8].

Таким образом, все представители различных научных направлений формально не противоречат друг другу. Однако, государство в реальной действительности - это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних ступенях развития, поэтому целесообразно выделить те признаки государства, которые имеют место в наше время.

2.2 Признаки государства в реальной правовой системе

Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство, в отличие от догосударственной организации власти, характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением, властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории. В то же время, как отмечает В.В. Кокошкин, каждый из характерных признаков государства представляет сам сложное понятие и требует самостоятельного исследования. Поэтому ограничимся лишь перечислением и кратким описанием основных признаков государства, принятых в реальной действительности. Признаками государства являются:

Территориальное деление населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность человека к тому или иному роду обусловливалась кровным родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, проживающее на ней, превращается в подданных или граждан государства. Таким образом, возникают пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть, тогда как профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными. государство правовой территориальный население

Публичная (государственная) власть. Носит данное название потому, что выступает от имени государства и всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, то есть в профессиональном сословии управленцев, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого государственная власть существовать не может. Только олицетворенная в государственных органах и учреждениях публичная власть становится государственной властью, то есть той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, правоохранительным органам, тюрьмам и т. п.). Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждениий. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.

Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном государственными органами. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, то есть законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Монополия на легальное применение силы и физического принуждения. Это заключается в возможности лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода посредством применения аппарата принуждения (армия, правоохранительные органы, принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.) наряду с аппаратом власти и управления. Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность, с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства11. Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, стимулируется общественно полезное поведение. Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в тиранических, деспотических, тоталитарных государствах с антидемократическим, реакционным режимом. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами, применимыми в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю и может быть обжаловано в независимом суде. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым

Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер. Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.

Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.

Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая - это колония либо доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) её прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, правоохранительные органы, тюрьмы и др.). Самостоятельность и независимость государственной власти, в отличие от всякой другой власти внутри страны и вне её, выражается в исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела. В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти, именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны. Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.). Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны[9].

Таким образом, понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

Глава 3. Назначение государства

3.1 Учения о назначении и сущности современного государства

Определение назначения государства составляет одну из важнейших целей теории государства и права. Назначение государства - это смысл, главное звено, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Назначение государства тесно связано с его сущностью, какова сущность государства таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.

История анализа философской категории "сущность" насчитывает не одну тысячу лет, В середине ХХ в. и позднее отдельные философы вообще отрицали научную и познавательную ценность этой категории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизации явлений и фактов. В соответствии с философским осмыслением сущность - это закон бытия вещи. Без сущности вещь ᴨȇрестает быть собою. Только познание сущности во всех внешних формах ее проявления позволит составить адекватное научное представление о вещи. Познание сущности государства может осуществляться по таким внешним выражениям, как форма правления, форма государственного устройства, государственный режим, государственный аппарат, государственный орган, функции государства и др. Именно на этих стуᴨȇнях познания обнаруживают себя сущностные свойства государства. На этих стуᴨȇнях (формы, функции и т.д.) сущность государства не всегда проявляется точно. Данная исходная методологическая, теоретико-познавательная позиция свидетельствует о том, что сущность государства - это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу, к какой исторической эпохе государства ни обратись - всегда будет властная, властвующая организация[10].

Любые варианты монархии или республики - это внешнее оформление властной сущности государства. Унитаризм или федерация - это внешнее оформление государственной власти. Демократический, авторитарный или тоталитарный государственные режимы - это наглядные способы проявления свойств сущности государства. В признаках государства также выражается его сущность. Правда, здесь нельзя забывать положение о том, что природа сущности государства не всегда находит свое точное выражение в своих внешних проявлениях и формах. Так, демократическая по своей сущности государственная власть может внешне выступать как один из вариантов монархии, тогда как республика может являться формой тоталитарного по своей сущности государства.

В отечественной юридической литературе нередко высказывается мысль, согласно которой в государстве необходимо выделять несколько сущностей. И при этом называются общечеловеческая сущность, общесоциальная сущность, классовая сущность. Теоретические корни такой позиции восходят к идее Маркса о классовой природе государства, которое, с одной стороны, выполняет так называемые общие дела, а с другой - реализует, прежде всего, интересы господствующего класса. В связи с этой позицией можно высказать следующее положение. Методологически верна та позиция, которая утверждает, что у любой вещи, не исключая государства, одна сущность, т.е. одна основа, один закон бытия. Другое дело, что в каждый конкретно-исторический ᴨȇриод сущность государства, государственная власть могут иметь преимущественно узкоклассовый или даже узкопартийный характер, демократическую или теократическую природу. Но во всех названных случаях государство будет оставаться по своей сущности организацией политической власти. Теоретический анализ сущности государства логично заставляет обратиться к следующему вопросу. Изменяется ли сущность государства? Hepeдко можно встретить ответ - вместе с изменением государства меняется и его сущность. Мировой исторический опыт знает немало примеров (начиная с древних времен), когда в рамках одного исторического типа, одной исторической эпохи, краткого временного промежутка в несколько лет порой радикально меняются форма государства, государственный режим, состав и структура государственного аппарата, содержание функций государства, меняются идеологические ориентиры, социальные и экономические основы государства. Конечно, нельзя отрицать вполне понятное влияние такого рода ᴨȇремен на многие стороны, содержательные и качественные характеристики государства. И все-таки при самых решительных изменениях в обществе и государстве последнее, как представляется, не ᴨȇрестает быть по своей сущности организацией политической суверенной власти. Следует отметить, что существуют различные подходы к оценке сущности государства. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая[11].

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что ᴨȇрвоисточником и ᴨȇрвоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу и принуждение. Классовый подход при раскрытии сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически неверно. Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства - его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество от разрушения, сохраняя, тем самым, его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества[12].

В развитых демократических странах государство постеᴨȇнно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Данное утверждение не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, ᴨȇрестала доминировать, а на ᴨȇрвое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обесᴨȇчении социального компромисса, на управлении делами общества. Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что сущность и назначение государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления и интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). При этом важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития является характер взаимоотношений государства и личности.

3.2 Социальное назначение государства

Сущность государства, т.е. его социальная направленность, проявляется в основных приоритетах его деятельности, называемых функциями государства. В них выражается практическая деятельность государства, его цели и задачи. Функции реализуются не внутри самого государственного аппарата, они воздействуют на общественные отношения в стране. Классифицировать функции государства возможно по разным критериям. Наиболее распространенным является разделение на внутренние и внешние, т.е. в зависимости от сферы их воздействия

1. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри самого общества.

Правоохранительная функция выражается в защите и восстановлении правопорядка и безопасности в обществе, охране прав и свобод граждан и организаций, а также в применении мер государственного высказывания к правонарушителям.

Экономическая функция заключается в регулировании государством основных направлений экономической деятельности страны. Данная функция проявляется в формировании и исполнении бюджета страны, обеспечение равных условий для существования различных форм собственности, стимулирования роста производства и т.д.

Социальная функция направлена на обеспечение достойных условий существования всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Важнейшей задачей данной функции является поддержание на достойном уровне жизни малоимущих слоев населения и нетрудоспособных граждан (инвалиды, пенсионеры и т.д.).

Экологическая функция выражается в разработке и контроле за соблюдением природоохранительного законодательства. Она призвана обеспечить чуткое и бережное отношение общества к среде обитания, сохранять и улучшать природные условия страны, а также карать за нарушения правового режима природопользования.

Идеологическая функция характерна для недемократических государств, ибо при демократии в обществе существует идеологический плюрализм и отсутствует официальная идеология.

2. Внешние функции – это деятельность государства международной арене, действия по установлению и поддержанию отношений с другими странами.

Оборонная функция включает в себя систему мер, направленных на защиту суверенитета, целостности страны, создание и развитие вооруженных сил, организацию деятельности таможни и других способов защиты от внешних нападений.

Функция сотрудничества с другими государствами предполагает разносторонние виды взаимодействия с зарубежными странами – это и политическое, и дипломатическое, и культурное, и торгово-экономическое сотрудничество.

Контрольно-наблюдательная функция связана с деятельностью государства по разоружению, предотвращению войн, мирному урегулированию мировых конфликтов и т.д. Это функция предполагает участие страны в миротворческих операциях, посредничество в разрешении межнациональных конфликтов и т.д[13].

Таким образом, приведенная выше классификация функций государства не является единственной. Помимо неё, существует разделение функций на постоянные (правоохранительная, социальная) и временные (оказание гуманитарной помощи); на охранительные (экологическая, оборонная) и регулятивные (экономическая). С течением времени функции государства могут меняться – приобретать и утрачивать значение, возникать и отпадать. Многие функции могут трансформироваться и обновляться, однако очевидно одно – в социально направленном государстве все они ориентированны на поддержание нормальной жизни людей и развитие общества.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены понятие, признаки и назначение государства. Для реализации поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи: Во-первых, раскрыто понятие государство. Существует множество определений данного понятия. Государство в реальной действительности - это всегда конкретное государство, находящееся на определенной ступени общественного развития. Оно отличается от тех государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Во-вторых, охарактеризованы признаки государства. Каждое конкретное государство имеет много специфических черт, которые отличают его от всех других государств. Однако, всем государствам в истории и современности присущи некоторые общие признаки, которые позволяют отличать государство от рядовой организации общества и от других элементов политической системы общества. В числе этих признаков: территориальная организация населения и политической власти, наличие публичной власти и ее аппарата, наличие права, государственный суверенитет и наличие казны (взимание налогов). В-третьих, рассмотрено назначение государства. Назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Государство, как социальный институт, было и остается в центре внимания ученых. Они пытались раскрыть сущность государства и определить его назначение в обществе. Проблема назначения государства касается определений самой важной, глубинной, достаточно устойчивая категория характеристики государств. Одним из важных направлений в данной теме является изучение назначения государства с точки зрения его функционирования.

Подводя итог всему вышесказанному, автор приходит к выводу о том, что государство, возникшее на определенном этапе развития человеческого общества, сохраняется до настоящего времени, выступая на всем историческом пути своего развития как особая организующая и управляющая сила, которую никакая другая политическая организация не способна заменить.

Таким образом, можно считать, что поставленные задачи решены, и цель курсовой работы достигнута.

Список используемой литературы

1. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права. Учебник / М.И. Абдуллаев. – СПб: Питер, 2003. - 396 с

2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник / А.Б. Венгеров. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

3. Григонис, А.П. Теория государства и права. Курс лекций / А.П. Григонис. – СПб: Питер, 2002. – 317 с.

4. Клименко, А.В. Теория государства и права. Учебное пособие / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Мастерство, 2002. – 219 с.

5. Лазарев, В.В. Теория государства и права. Учебник / В.В. Лазарева. – М.: Спарк, 200. – 511 с.

6. Любашиц, В.Я. Теория государства и права. Учебник для вузов / В.Я. Любашиц. – Ростов – н/Д: Феникс, 2002. – 510 с.

7. Малько, А.В. Теория государства и права. Учебник / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 300 с.

8. Морозова, Л.А. Теория государства и права. Учебник / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.

9. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права. Учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма – Инфра-М, 2001. – 539 с.

10. Политология: курс лекций / отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2003. – 530 с.

11. Сырых, В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов / В.М. Серых. – М.: ЮД Юстицинформ, 2002. – 529 с.

12. Теория государства и права / отв. ред. Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. – М.: Питер, 2004. – 360 с.

13. Теория государства и права. Учебник для вузов / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2004. – 640 с.

14. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – 771 с.

15. Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2000. – 320 с.

16. Хропанюк, В.Н Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Юристъ, 2003. – 456 с.

17. Демидов А.И. Политология. Учебник. Гриф УМО. - М.: Издательство: Гардарика, 2004.

18. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2002

19. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.2011. С.190

Размещено на Allbest.ru

  1. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – 771 с.

  2. Теория государства и права. Учебник для вузов / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2004. – 640 с

  3. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права. Учебник / М.И. Абдуллаев. – СПб: Питер, 2003. - 396 с

  4. Клименко, А.В. Теория государства и права. Учебное пособие / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Мастерство, 2002. – 219 с.

  5. Клименко, А.В. Теория государства и права. Учебное пособие / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Мастерство, 2002. – 219 с.

  6. Лазарев, В.В. Теория государства и права. Учебник / В.В. Лазарева. – М.: Спарк, 200. – 511 с

  7. Малько, А.В. Теория государства и права. Учебник / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 300 с

  8. Малько, А.В. Теория государства и права. Учебник / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 300 с

  9. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.2011. С.190

  10. Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2000. – 320 с

  11. Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2000. – 320 с.

  12. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – 771 с

  13. Сырых, В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов / В.М. Серых. – М.: ЮД Юстицинформ, 2002. – 529 с