Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства

Содержание:

Введение

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.

Кроме того, среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство и каковы его признаки.

Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Объект исследования - понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.

Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

- раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;

- рассмотреть основные признаки государства;

- определить типологию и форму российского государства.

Цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Предметом исследования является социальное назначение государства.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно научных методов познания исследуемого вопроса.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

Глава 1. Понятие государства

1.1. Понятие, сущность государства

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с Древнего Рима и Древне Греции вплоть до наших дней.

«Что такое государство? - восклицал один из российских государствоведов в начале ХХ в. А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И далее: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией». [1]

«Практические деятели» правы, говоря, что общественная государственная жизнь не может остановиться и ждать точных определений государства. Без них, а вместе с тем и без четкого представления о том, что такое государство, как оно функционирует и каков его механизм, можно обойтись достаточно длительное время. Однако при одном условии - если не обращать внимания на неизбежное со временем падение уровня его слаженности и эффективности.

В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

При определении понятия государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность и многогранность самого государства как явления.

Кроме того, как верно подметил известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия «государства» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Во-первых, понятие государства может быть применено в юридическом смысле. Государство может рассматриваться исключительно с «чисто юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».

Во-вторых, понятие государство может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правого порядка и правовой реальности ».

Фактически, замечает автор, «не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражало то, что называется социологическим государством».

В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом, оно рассматривается не иначе, как «форма социальной биологии».

Подобный взгляд на понятие государства до Кельзена разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органической теории государства.

И, в-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система права», как «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».

Государство, подчеркивал автор, имеет политический характер, проявляется, прежде всего, как политическая организация потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».

Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами- с другой, объективно обуславливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

Государство - это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть и регулирование в обществе. [2]

Будучи на протяжении всей истории человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран, государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных и негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками. Их выявление и изучение открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.

Прежде всего, это наличие у государства публичной (политической) власти.

Принципиальные отличительные характеристики публичной государственной власти состоят в следующем:

- она является публичной (политической) властью, так как оторвана от общества, возвышается над ним и одновременно представляет интересы всего общества и выступает от его имени;

- публичная государственная власть реально воплощается в профессиональном слое управленцев (чиновников), состоящих на государственной службе, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности они получают путем избрания, назначения, наследования или замещения;

- государственная власть осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономические, организационные и иные ресурсы;

- реализация государственной власти обеспечивается ее авторитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и, в конечном счете, государственным принуждением.

Одним из основных признаков государства является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.).

Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права. Государство и право объединяют такие факторы как, социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельном аспектах.

Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Даже тоталитарные, диктаторские государства вынуждены упорядочивать общественные отношения с помощью права, устанавливать определенный правопорядок, использовать правовую форму для осуществления личного, группового или классового насилия.

Государство активно участвует в правотворческой деятельности, объективирует волеизъявления народа или его большинства в правовых актах, осуществляет правоприменительную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реализацию права государственным принуждением.

Право юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государству и его деятельности легитимный характер.

Государство, по мнению Кельзена, как юридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Это означает, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и действиях связано правом».

Государственный суверенитет-это политико-правовой признак государства, выражающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

- универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, на все организации и учреждения, политические партии и общественные объединения;

- уникальность ее властных полномочий, в силу которых органы государственной власти могут отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

- наличие у государственной власти таких средств воздействия, которыми не обладает никакая другая власть.

Независимость государственной власти проявляется в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои вопросы, осуществлять любую законную деятельность как внутри государства, так и вне его.

Среди основных признаков государства выделим так же разделение населения по территориальным единицам. В отличии от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен, причем род часто не имел строго определенной территории и перемещался с одного места на другое, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных (монархия) или в граждан (республика) государства.

Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного расчленения или захвата и отторжения ее части. Подобные акты, от кого бы они ни исходили извне, квалифицируются как акты прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории и своих граждан, проживающих на данной территории.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

Основным признаком государства наряду с отмеченным являются займы и налоги. Государство само по себе не является производителем материальных благ, поэтому для содержания государственного аппарата и поддержания ряда социальных функций оно устанавливает налоги, подати, пошлины и другие денежные сборы.

Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинск?ие, культурные, воспитательные и ?иные программы.

На про?тяжении всей истории развит?ия государства особо важн?ое значение для е?го содержания имели нало?ги. Они всегда был?и важным источником пополнени?я казны. Под налогам?и обычно понимаются обязател?ьные платежи, устанавливаемые и в?зимаемые государством с граждан и ?юридических лиц.

Установления, касающиес?я видов и порядка в?зимания налогов, закреплялись в за?конах и иных нормативно-пр?авовых актах. Такое закре?пление имеет место и в наст?оящее время. В большинстве современны?х государств имеет м?есто целая серия ?законов, составляющая в своей совокупнос?ти налоговое право. ?Уплата налогов нередко рассматрива?ется как конституционный дол?г или как конституц?ионная обязанность граждан.

«Ка?ждый обязан платить за?конно установленные налоги и сбор?ы»,- закрепляется, в ст.57 Конститу?ции Российской Федерации. [3]

В ?каждом государстве существуют специальн?ые органы, занимающиеся с?бором налогов, различных подат?ей и организацией государственных займо?в. Порядок их деятел?ьности, равно как и определ?ение размеров, видов и поря?дка взимания налогов, регулируе?тся специальными законами.

Кр?оме названных основных ?признаков каждое государство характеризует?ся своими символами, па?мятными датами, атрибутами. У кажд?ого государства есть сво?й гимн, флаг, у?становившиеся правила официального пове?дения, традиции, формы ?обращения людей друг к д?ругу и приветствия. Они, ка?к правило, отличаются кратко?стью, экспрессивностью и легкой произносимо?стью. Вместе с присущими ?каждому государству основными пр?изнаками они позволяют провес?ти достаточно четкую г?рань между государственной орг?анизацией, с одной стороны, и догосударственно?й и негосударственной организациями - с друго?й.

Сущность государства. Эт?о один из сл?ожнейших категориальных вопросов юридич?еской науки, на ?который однозначно ответить н?ельзя, так как ср?азу необходимо охватить ц?елый спектр проблем, в частнос?ти, проблемы понимания г?осударства и права, соотношения че?ловека, общества и государства и д?р. Представляется необходимым последов?ательное раскрытие сущности государст?ва, сначала как самостоятел?ьного относительно обособленного пол?итико-правового явления, ?затем в качестве социально об?условленного сложного комплекса.

Сущно?стью государства как самос?тоятельного явления выступает ?власть, это то первич?ное, главное и устойчивое, ?что определяет его сод?ержание, назначение и функционирование. Н?о государственная власть - эт?о не абстракция, а ?реальная власть, в которой сли?вается воедино сила, материализов?анная в специальных государственных ?учреждениях, и воля населения, опосредованна?я государством и объективированная в прав?овых нормах. Иными с?ловами, сущность государства - эт?о легитимная и обеспеченная соответствую?щими средствами власть.

Поскольк?у государство является и пр?одуктом общества, и его организа?ционной формой, и сложным социальн?ым организмом, то ?возможны и иные аспекты и?сследования его сущности с уче?том названных характеристик.

?Для общества жизненно ва?жным является то, что?бы государственная власть бы?ла сильной и стабильной, чт?обы она могла обеспечи?ть социальное равновесие, ?баланс социально-классовых си?л, создать условия ?для дальнейшего развития граждан?ских институтов и всего общес?тва.

Население (народ) жде?т от власти в перву?ю очередь организационных м?ероприятий по улучшению экономичес?ких условий существования, укреплен?ию правопорядка, гарантий общест?венной безопасности. Ему ?важно знать также, ?кто осуществляет власть? ?Чьи интересы защищает вла?сть? Как повлиять н?а нее? В демократических г?осударствах население участвует в формиров?ании властных структур посред?ством выборов, референдумов, опрос?ов, а также через ?деятельность политических партий, профсою?зов, общественных объединений.

?Конкретный человек, суммируя в се?бе общественные ожидания ?от власти, прежде вс?его, независимо от при?надлежности к социальному слою, кла?ссу, нуждается в условиях, помог?ающих ему своими способно?стями и трудом достичь собств?енного и семейного благополучия, неукос?нительного соблюдения и надежной за?щиты его прав и с?вобод, личной безопасности и со?циальной перспективы.

В современных ?развитых странах государство ?постепенно становится механизмом пр?еодоления общественных противоречий н?е путем насилия и по?давления, а путем достижения обществен?ного компромисса. Само существо?вание государства в наше ?время связанно не сто?лько с классами и классовой борьбо?й, сколько с общесоциальными потребно?стями и интересами, что предполагае?т разумное сотрудничество различн?ых, в том числе противоречивы?х, сил.

1.2 Теории проис?хождения государства

Единого м?нения о причинах возникновения г?осударства не существует. ?Существуют несколько теорий, кото?рые объясняют происхождение государс?тва, однако ни о?дна из них н?е может являться окон?чательной истиной. Наиболее др?евними известными государствами ?являются государства Древнего Вост?ока (на территории совре?менных Ирака, Египта, Ин?дии, Китая).

Выделяют с?ледующие теории происхождения гос?ударства: теологическая теория, па?триархальная теория, теория обществе?нного договора, теория насили?я, материалистическая (марксистская) теори?я, психологическая теория, рас?овая теория Гюнтера, органичес?кая теория, ирригационная теори?я, комплексная теория происхожд?ения государства Х. Й.М. Классена, кр?изисная теория А.Б. Венгерова, д?уалистическая теория Малыгина, Афа?насьева, теория специализации Т.В. Кашан?иной, инцестная (половая) тео?рия К. ЛевиСтросс, спортивная теор?ия Ортега-и-Гасет. О некото?рых их них пой?дет речь ниже.

Теол?огическая теория. Теологическая тео?рия происхождения государства ?получила своё распространение в сред?невековье, в трудах Фомы Акви?нского; в современных условиях её ра?звили идеологи исламской религи?и, католической церкви (Ма?ритен, Мерсье и др.).

П?о мнению представителей да?нной доктрины, государство — прод?укт божественной воли, в сил?у чего государственная влас?ть — вечна и незыблема, а зави?сит, главным образом, ?от религиозных организаций и ?деятелей. Поэтому каждый обяза?н подчиняться государю ?во всём. Существующее социал?ьно-экономическое и правовое неравенств?о людей предопределено ?божественной волей, с чем необходим?о смириться и не оказ?ывать сопротивления продолжателю н?а земле власти Б?ога. Следовательно, непослушание госуд?арственной власти может расцениват?ься как непослушание Всев?ышнему.

Наделяя государство и гос?ударей (как представителей и выразит?елей божественных велений) ?ореолом святости, идеологи дан?ной теории поднимали и подним?ают их престиж, способ?ствовали и способствуют утверждению в об?ществе порядка и согласия. Особо?е внимание здесь удел?яется «посредникам» между Бого?м и государственной властью — церкв?и и религиозным организациям.

Вмест?е с тем данная доктр?ина умаляет влияние соци?ально-экономических и иных ?отношений на государство и ?не позволяет определить, ?как совершенствовать форму ?государства, как улучшать государственн?ое устройство. К тому ж?е теологическая теория в принци?пе недоказуема, так ?как построена в основном н?а вере. Другой вар?иант данное теории состои?т в том, что государ?ство как система управ?ления обществом создано выс?шими силами с целью объединени?я людей для выжи?вания и развития, передаче и?м (людям) определённых ?для этого знаний (обуч?ение людей). Первые кит?айские императоры спускались с небе?с и учили людей в?арить пищу, строить жи?лище, повозки, возделывать пол?я. В Греции боги у?чили добывать огонь и обра?батывать металл. По м?ере накопления знаний у л?юдей и их передачи покол?ениям власть небес о?слабевалась. Уже в Древней Г?реции по мифам известн?о, что люди г?оворили: "Боги покинули н?ас". И этим начали пользоватьс?я смышленые наглые л?юди, путём обмана и ин?триг приходя к власти.[4]

Патри?архальная теория. К наиболее изв?естным представителям патриархальной ?теории происхождения государства мож?но отнести Конфуция, А?ристотеля, Филмера, Михайловского и д?р. Они обосновывают т?от факт, что лю?ди существа коллективные, стремящиес?я к взаимному общению, приводяще?му к возникновению семьи. В последующ?ем, развитие и разрастание семь?и в результате объединения люде?й и увеличения числа эти?х семей приводят к образова?нию государства.

Разумеется, из?вестная аналогия государства с с?емьей возможна, так к?ак структура современной государствен?ности возникла не сра?зу, а развивалась от п?ростейших форм, которые, действител?ьно, вполне могли бы?ть сравнимы со стру?ктурой первобытной семьи.

Вм?есте с тем, представители данн?ой доктрины упрощают проц?есс происхождения государства, ?по сути дела экстраполирую?т понятие "семья" ?на понятие "государство", а ?такие категории, как "от?ец", "члены семьи", необосн?ованно отождествляются соответственно с ?категориями "государь", "подданные"[5]. Гла?вной функцией семьи являе?тся воспроизводство рода и совм?естная жизнь. А государство призв?ано исполнять совершенно други?е функции. К тому ?же по свидетельству историк?ов, семья (как со?циальный институт) возникала пр?актически параллельно с возникновением госуд?арства в процессе разложения первобы?тнообщинного строя.

Материалистическая те?ория. Материалистическая (марксистская, историкоматериа?листическая, диалектикоматериалистическая) теория пр?оисхождения государства связывает возник?новение государства с появлением част?ной собственности, расколом обществ?а на классы и ?классовыми противоречиями. По ?мнению сторонников данной теор?ии, «государство есть п?родукт и проявление непримиримых класс?овых противоречий».

По Энгельс?у, государство существует н?е извечно. Были о?бщества, которые обходились б?ез государства и государственной вл?асти. На определенной ст?упени экономического развития, котор?ая с необходимостью была свя?зана с расколом общества н?а классы, государство с?тало в силу этого ра?скола необходимостью. Когда в обществ?е появляются классы с проти?воречивыми экономическими интересами, н?ачинается противостояние между ним?и. Для того, чт?обы это противостояние н?е привело к коллапсу общ?ества, необходима стоящая на?д обществом сила, котора?я бы умеряла столкн?овение, держала его в ?границах «порядка». Эта ?сила, произошедшая из ?общества, но ставящая ?себя над ним и в?се более и более отчужда?ющая себя от н?его, и есть государство.[6]

Госуда?рство отличается от родоплеменно?й организации разделением под?данных по территориальным делени?ям. Поскольку основой существова?ния родовых объединений был?а связь членов род?а с определенной территорией, т?о с увеличением мобильности насе?ления, вызванной экономическими при?чинами, родовое общество переста?ло выполнять свою фун?кцию. Гражданам предоставили возмо?жность осуществлять свои обществен?ные права и обязанности та?м, где они ?поселялись, безотносительно к роду и ?племени.

Второй отличительной черт?ой государства является учрежден?ие публичной власти, ко?торая не совпадает непосредствен?но с населением и призвана де?ржать в повиновении всех гр?аждан. Эта публичная влас?ть существует в каждом государст?ве и состоит не то?лько из вооруженных ?людей, но и из принудитель?ных учреждений разного ро?да, которые не ?были известны родовому об?ществу.

Публичная власть усиливаетс?я по мере то?го, как обостряются кла?ссовые противоречия внутри государств?а, и по мере тог?о, как соприкасающиеся межд?у собой государства стано?вятся больше и населеннее. ?Для содержания этой пуб?личной власти необходимы вз?носы граждан — налоги. С ?развитием цивилизации становится ?недостаточно и налогов: государство д?елает займы, государственные дол?ги.

Обладая публичной вл?астью и правом взыскания на?логов, чиновники становятся, ка?к органы общества, н?ад обществом, что обеспечиваетс?я авторитетом законов, дающи?х им неприкосновенность.

Пос?кольку государство возникло и?з потребности держать в у?зде противоположность классов, ?то оно по о?бщему правилу является госуда?рством самого могущественного, экономич?ески господствующего класса, которы?й при помощи госу?дарства становится также политичес?ки господствующим классом и приобретае?т таким образом ?новые средства для по?давления и эксплуатации угнетенного ?класса.

В виде исключения встречают?ся также периоды, когд?а борющиеся классы д?остигают такого равновесия си?л, что государственная влас?ть на время ?получает известную самостоятельность ?по отношению к обоим клас?сам. Такова, например, абс?олютная монархия XVII и XVIII веков, ?которая держит в равновесии дворянст?во и буржуазию друг п?ротив друга. [7]

Высшая ?форма государства, демократическая ?республика официально ничего н?е знает о различиях ?по богатству. При ?ней богатство пользуется св?оей властью косвенно, с одн?ой стороны, в форме п?рямого подкупа чиновников, с друго?й стороны, в форме с?оюза между правительством и кр?упным акционерным капиталом.

П?о мнению сторонников данн?ой теории, в середине—к?онце XIX века общество с?тало приближаться к такой ступ?ени развития производства, н?а которой существование противобо?рствующих классов перестало б?ыть необходимостью и становится помехо?й развитию производительных си?л (производительные силы в?ступают в противоречие с производственными отношен?иями). Результатом этого явл?яется неизбежное исчезновение к?лассов посредством социальной революци?и, а вместе с ним и неизб?ежное исчезновение государства.

С.С. Алексее?в и В.М. Корельский указывают, ч?то хотя нет основан?ий считать, что кл?ассовая борьба не в?лияла на возникновение госуда?рства, нельзя считать возникновен?ие классов единственной пр?ичиной его появления, поско?льку имеются примеры зар?ождения и формирования государства в докл?ассовом обществе, а на проц?есс государствообразования влияют и др?угие, более общие фа?кторы.[8]

Теория насилия. ?Теория насилия — одна ?из распространённых теорий происхо?ждения государства и права. Наи?более видные её сторонники — н?емецкий философ и экономист Е. ?Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и госуда?рствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Ка?рл (1854—1938) и др. Краеугольный каме?нь теории насилия составля?ет утверждение о том, чт?о главная причина возникн?овения государства и права лежи?т не в социально-эконом?ическом развитии общества и возникновени?и классов, а в завоевании, на?силии, порабощении одних ?племён другими (т.е. связана с фактора?ми военнополитического характера).[9]

Авс?трийский социолог и государствовед Л. Гумплов?ич является представителем теор?ии внешнего насилия. Согла?сно этой теории ?государство образуется вследствие з?авоевания сильным племенем ?более слабого. В итоге заво?евания возникает рабство: одн?о племя, победившее в борьб?е, становится господствующим; друг?ое, потерпевшее поражение, т?еряет свободу и оказывается в по?ложении рабов. Рабство в сво?ю очередь ведёт к появлени?ю частной собственности и кла?ссов. С частной же собственно?стью связан и ею о?бусловлен переход от к?очевого быта к земледельческому, о?сёдлому быту. Государственная ?власть, по Гумпловичу, возник?ает из физической ?силы: господство племени, ос?нованное вначале только н?а физическом преобладании на?д другим племенем, пос?тепенно превращается в государство кла?сса, опирающегося на экономи?ческое могущество последнего.[10]

К. Кау?тский также видит ист?очник государства во в?нешнем насилии, в войнах.[11]  П?лемя победитель, по е?го утверждению, подчиняет с?ебе побеждённое племя, присва?ивает землю этого плем?ени, а затем принуждает ?его систематически работать ?на себя, платить д?ань или подати. В резу?льтате такого завоевания возник?ает не деление ?на классы, а принудительный апп?арат, создаваемый победителями ?для управления побеждёнными, кот?орый позже становится в госуда?рство. Лишь там, пише?т Каутский, где име?ет место внешнее нас?илие, " возникает деление н?а классы, но н?е вследствие деления о?бщины на различные п?одразделения, но вследствие соедине?ния в одно двух об?щин, из которых од?на делается господствующим и эксплуа?тирующим, другая угнетённым и ?эксплуатируемым классом".

Психологическая ?теория. Психологическая теория происхожд?ения государства разработана Л.И. Петр?ажицким и Зигмундом Фрейдом. В теор?ии говорится, что госу?дарство образовалось в результате дел?ения общества по психол?огическим признакам: одни ?способны только подчиняться, дру?гие могут управлять. Естеств?енно, что социальные закон?омерности реализуются через человеческ?ое поведение, деятельность. По?этому свойства человеческой ?психики оказывают определенное влия?ние на реализацию эт?их закономерностей. Но, с о?дной стороны, это вл?ияние не является решаю?щим, а с другой сама ч?еловеческая психика формируется ?под влиянием соответствующих экон?омических, социальных и иных вне?шних условий. Именно ?эти условия и должны у?читываться в первую очередь.

Психологи?ческая теория государства и пра?ва возникла в середине XIX ?века. Широкое распространение п?олучила в конце XIX — первой полови?не XX века. Ее наибо?лее крупный представитель — русски?й государствовед и правовед Л. П?етражитский (1867 1931 гг.).

Ее сто?ронники определяют общество и государст?во как сумму психиче?ских взаимодействий людей и и?х различных объединений. Сут?ь данной теории ?состоит в утверждении психологической потребнос?ти человека жить в рам?ках организованного сообщества, а та?кже в чувстве необходимости коллективног?о взаимодействия. Говоря о ест?ественных потребностях общества в опр?еделенной организации, представители психологи?ческой теории считают, ч?то общество и государство ес?ть следствие психологических законом?ерностей развития человека.

Госуд?арство явление чрезвычайно много?гранное. Причины его во?зникновения объясняются многими объективным?и факторами: биологическими, психол?огическими, экономическими, социальными, религиозн?ыми, национальными и другими. И?х общее научное ос?мысление вряд ли воз?можно в рамках какой-т?о одной универсальной теор?ии, хотя в истории человеческо?й мысли такие по?пытки делались, и довольно успешн?о (Платон, Аристотель, Монтеск?ье, Руссо, Кант, Гегел?ь, Марке, Плеханов, Бер?дляев). Суть психологической теор?ии заключается в том, ?что она пытается о?бъяснить возникновение государственноправовых явлени?й и власти особыми психологи?ческими переживаниями и потребностями л?юдей.

Психологическая теория госу?дарства и права рассматривала наро?д как пассивную ине?ртную массу, ищущую подчине?ния.

В своих работах ?по теории государства и ?права Петражицкий подразделяет пра?во на автономное (и?ли интуитивное) и на по?зитивное (гетерономное). Автономное прав?о образует переживания, исполня?ющиеся по зову внутрен?него «голоса» совести. Пози?тивное правовое представление им?еет место тогда, когд?а оно основано н?а чужом авторитете, н?а внешнем нормативном ?акте.[12] 

По Петражицкому, пр?аво выполняет распределительную и организа?ционную общественные функции. Со?держание распределительной функции вы?ражается в том, что правова?я психика наделяет гр?аждан материальными и идеальными бла?гами: неприкосновенностью личности, с?вободой совести, свободой с?лова и другими. Организационная функц?ия права состоит в наделени?и субъектов властными пол?номочиями.[13]

Платон в основание св?оей политической философии кла?дет уподобление государства индивид?у: государство тем ?совершенней, чем более он?о подобно индивиду. А?ристотеля точно так ж?е встречается сравнение ?государства (множества) с одним чело?веком — многоногим, многоруким, и?меющим множество чувств. Солсб?ери, ссылаясь на ?Плутарха, характеризует государство к?ак организм, подобный ч?еловеческому телу (духовенство — душ?а государства и, как т?аковое, имеет власть н?ад всем телом, н?е исключая головы госуда?рства, то есть государ?я). Аналогии есть у Гоб?бса, Спинозы, Руссо. ?Эразм Роттердамский так гов?орил об органической ?теории в знаменитой сатире «?Похвала Глупости»: Что у?тихомирило римский плебс, уж?е готовый разрушить р?еспублику? Уж не фи?лософская ли диссертация? ?Ничуть не бывало! Прос?то смешная ребяческая басн?я о чреве и членах человече?ского тела.[14]

Проводятся следующи?е аналогии: составляющая стр?уктурная единица государства ?как организма — семья (в биолог?ии — клетка); полиция — имм?унная система; деньги, эконо?мика — кровеносная система.

В настоя?щее время данная теори?я отвергается подавляющим больш?инством русскоязычных источников. Н.Н. Алек?сеев пишет, что н?икакое общение не може?т быть организмом, ?но некоторым сложным отношен?ием между социальными единица?ми, монадами или ду?шами. То, что е?сть организм или личнос?ть, не есть общест?во, так же ?как и общество никогда н?е может быть органи?змом или личностью. И?деи эти могут быт?ь применены к обществу разв?е только фигурально ил?и условно, но и пр?и этом они пр?инесут более вреда, че?м пользы, так ка?к привнесут в социологию неог?раниченное количество чуждых ?ей понятий. Ф.Ф. Кокошкин пис?ал, что отношения вл?асти и подчинения, которые сущес?твуют в государстве и зависимость част?ей организма от цело?го — различные явления. ?Во втором случае — эт?о явление физиологическое, имеюще?е характер безусловной необходимо?сти, а в первом — психологическое, в?заимодействие между индивидуальными ?сознаниями, такой необходимостью н?е обладающее. [15] 

М.М. Ковалевский с?читал проведение аналогий ?между функциями государства и государственн?ых учреждений с функциями орг?анизма ненаучным. Он ?писал: «от всей органиче?ской теории в будущем уцелее?т лишь представление о гос?ударстве как о чем-т?о возникающем независимо о?т договора людей». [16]

1.3. Поня?тие государства как кон?ституционно-правового института

В принцип?е государство – институт ?политический. Термин «государство» достаточн?о многозначен в русском яз?ыке, а если принять в?о внимание языки др?угих стран (это п?риходится принимать во внима?ние, коль скоро ?мы имеем дело с иностранны?м правом), то мно?гозначность его еще бол?ее возрастает, ибо, н?апример, английское слово «state», ?французское «Etat», немецкое «Staat», испанское «Estado», румын?ское «stat», польское «panstwo», венгерское «allam» и д?р., переводимые в словарях ка?к «государство», не всегд?а в точности совпадают с соотве?тствующим значением русского терми?на. Выше мы у?же приводили пример с термино?м «нация», который в ря?де случаев означает п?о-русски именно «?государство».

В обыденной речи, ?да и в некоторых специальных ко?нтекстах (например, в международном прав?е) «государство» часто выступа?ет синонимом понятию «?страна». Марксисты понимают «госу?дарство» как машину ?власти над обществом, ка?к аппарат классового пр?инуждения. По-разному понимает?ся «государство» и в конституциях зарубеж?ных стран.

Так, ч. 1 с?т. 1 Испанской конституции 1978 г?ода гласит: «Испания конституируетс?я в социальное и демократическое пра?вовое государство, которое провозглашае?т высшими ценностями св?оего правопорядка свободу, спр?аведливость, равенство и политический плю?рализм».

В данном случае «государст?во» представляет собой ?не что иное, ?как определенную форму (ил?и определенный способ) ?организации общества, которая ха?рактеризуется наличием установленной тер?ритории, проживающего там ?населения и специального аппарата осу?ществления политической власти, суверенн?ой и опирающейся на моноп?олию возможного насилия. Общественны?е отношения при д?анной форме организации о?бщества регулируются нормами пр?ава, которые санкционируются и?ли устанавливаются аппаратом ?власти и во всяком ?случае обеспечиваются им.

В с?т. 97 той же Ко?нституции, между прочим, ска?зано, что «Правительство ру?ководит... обороной государства». ?Очевидно, что в данном контекст?е речь идет о го?сударстве как стране, хот?я не исключается и п?онимание данного термина, изло?женное выше. Этот терми?н может обозначать и ?систему высших органов власт?и в совокупности со в?сем избирательным корпусом, ка?к, например, в ст. 149, опре?деляющей исключительную компетенцию государст?ва, в которую не могу?т вторгаться, в частности, ?органы региональных автономных соо?бществ, составляющих Испанию.

Очевидн?о, что в данном слу?чае компетенция государства – э?то полномочия, осуществляемые вы?сшими (центральными) органами государс?тва и их агентами н?а местах, а также избират?ельным корпусом путем референду?ма.

Как отмечалось, в т?ех случаях, когда Исп?анская конституция говорит о ?всей системе органов вл?асти, включая и местное сам?оуправление, она пользуется термин?ом «публичные власти».

Поли?тическая конституция Мексиканских Соединенны?х Штатов 1917 года определ?яет государство как федер?ацию, штаты и муниципии (?ст. 3, часть первая), ?то есть имеет в ви?ду всю систему в?ласти, включая ее территориальну?ю структуру. Само ж?е государственно организованное ?общество обозначается как н?ация (см., например, ?ст. 26, части первую и вт?орую).

А вот Федеральный конс?титуционный закон Австрии 1920 год?а в редакции 1929 года, ?за исключением первых дв?ух статей, где Авс?трия определяется как демократичес?кая республика и как фе?деративное государство, далее пов?семестно пользуется терминами «Федер?ация», «земля», «община».

?Все эти примеры, чи?сло коих можно ?было бы значительно ум?ножить, свидетельствуют, что к?огда мы говорим о госу?дарстве как субъекте конституцион?ного права, то оч?ень ясно должны предста?влять себе, что име?ем в виду, – значение ?данного термина в конкретном случа?е. [17]

Поэтому оговорим, чт?о в настоящей главе п?од государством понимаем со?вокупность органов власти, действую?щих в масштабе страны ил?и субъекта федерации ли?бо пользующегося законодательной автоном?ией территориального сообщества (напр?имер, область в Италии), с местны?ми агентами этих о?рганов (префектами, комиссарами и т.п.) вк?упе с избирательным корпусом стран?ы или субъекта ф?едерации либо территориального сообщ?ества с законодательной автономией. Стр?ого говоря, субъекты ф?едерации, как правило, да?же когда называются государства?ми (штат – в переводе «госу?дарство»), и автономные территориальные сообщ?ества, которые никогда ?не являются государствами, – в?се они суть государс?твенные, точнее – государствоподобные, о?бразования.

Принудительный характер власт?и государства, его монопол?ия на применение на?силия принципиально отличают ег?о от других по?литических институтов, делают е?го основой политической сис?темы. При этом госуд?арство обладает относительной самостоятельность?ю в обществе. Выражая в усло?виях демократии интересы осно?вных социальных групп и с?лоев, защищая совокупные ?интересы всего общества, государс?тво в лице своих орг?анов стремится поставить п?редел групповому эгоизму, мог?ущему подвергнуть опасности существов?ание и должное функционирование само?й общественной системы.

?Так, деятельность государственных ?органов в сфере регулирования эк?ономики неизбежно затрагивает и?нтересы конкретных корпораций и ин?ых частных лиц, котор?ые в результате выполнения государст?венных предписаний могут нест?и существенные материальные поте?ри, однако в целом госуд?арственное регулирование имеет це?лью создание наиболее благоприят?ных условий для дея?тельности хозяйствующих субъектов ?по удовлетворению социальных п?отребностей, по крайней мер?е, для ограждения о?бщества от возможного в?реда от этой деятельност?и.

Государство выполняет с?вою роль в политической с?истеме через посредство функ?ций, которые выступают ?одновременно как способы разрешен?ия тех или ин?ых общественных проблем и ка?к направления деятельности госу?дарственных органов и учреждений. С?овременному демократическому государству прису?щи следующие основные фу?нкции.

Политическая функция за?ключается в обеспечении единства ?нации и должных условий дея?тельности политических и иных общест?венных институтов. Реализуя э?ту функцию, государственные ?органы стремятся в рамках зако?на предотвратить возникновение деструкт?ивных общественных явлений и?ли максимально нейтрализовать ?их последствия.

Эти явл?ения могут выступать в каче?стве социального протеста ил?и защиты групповых и?нтересов (забастовки, беспорядки и т.п.) и к?ак акты преступного характ?ера, связанные с насилием и на?несением ущерба интересам об?щества, государства и отдельных ли?ц (общеуголовная преступность, ?политический терроризм и т.п.). Регулируя поли?тическую сферу общественной жизн?и, государство определяет «прав?ила игры» политических ?сил и обеспечивает соблюдение та?ких правил. Политическими сре?дствами государство обеспечивает внешню?ю безопасность общества.

Возр?астает значение и усложняется содер?жание экономической функции государс?тва. Обычно данная фун?кция выступает в форме регулир?ования экономических отношений, ?но порой включает и стр?уктурные воздействия (например, н?ационализацию и приватизацию). Государство стр?емится создать благоприятные усл?овия для хозяйствующих субъек?тов на внешнем ры?нке.

Расширяется социальная ?функция государства. Практически ?во всех развитых и оч?ень многих развивающихся стра?нах осуществляются широкие государствен?ные программы образования, здравоохранен?ия, социального обеспечения, подде?ржки и развития культуры и д?р. Большое внимание государств?о уделяет регулированию отн?ошений между трудом и капитал?ом, между этническими, религиоз?ными и подобными общностями в ?целях избежания разрушительных ?для общества конфликтов.

Весь?ма важна идеологическая ?функция государства, имеющая ц?елью воспитание общества в ду?хе гуманных ценностей ?морально-этического, культурного, гражданског?о характера. Государство о?существляет эту функцию ?как через систему госу?дарственного образования, так и ?через специализированные пропагандистские служб?ы.

Указанные функции в?се более усложняются, форм?ы их осуществления стан?овятся все более многоо?бразными. При этом особенн?о усиливается значение эк?ономической и социальной функций.

В раз?вивающихся странах особенности государс?твенных функций в конечном сче?те связаны с экономической отсталост?ью, незавершенностью формирования социальны?х структур и сохранением традиционн?ых институтов. Это обус?ловливает повышенную активность государ?ства в различных сферах обще?ственной жизни. Поскольку местны?й частный капитал с?лаб, именно государство ?берет на себя ?решение наиболее крупных проб?лем экономического развития, ?формирование социальных отношений. Моно?польный государственный контроль н?ад средствами массовой инфо?рмации позволяет направленно фо?рмировать общественное мнение и воспитан?ие граждан.

В социалистических стран?ах государство практически погл?ощает всю общественную жиз?нь. Человек во в?сех сферах своей жизнедеятельнос?ти зависит от государст?ва, любое стремление к самост?оятельности подавляется, добросовестное исполне?ние государственных велений ст?ановится главной гражданской добродетел?ью. При этом г?осударство всецело подчинено т?ак называемой марксистско-ленинско?й партии, которая пр?едставляет собой сверхгосударство и всяч?ески обожествляется.

Нередко п?артийно-государственная пропаганда вс?емерно внедряет в общественное со?знание культ лидера парт?ии-государства; ныне ха?рактерным примером может служит?ь культ скончавшегося в 1994 год?у Ким Ир Се?на и унаследовавшего власть ?его сына Ким Чх?он Ира в Северной ?Корее. Этот «опыт» ?был заимствован и рядом с?тран Тропической Африки независи?мо от того, к?акой ориентации – капиталистической и?ли социалистической – они ?придерживались. Культ личности л?идера характерен и для ?таких стран, как Л?ивия, Ирак.

Демократические конституц?ии последнего времени обыч?но содержат такие харак?теристики государства, как социально?е, демократическое, правовое, ?светское. Выше приведен пр?имер из Испанской констит?уции. Основной закон д?ля Федеративной Республики Гер?мании 1949 года (ч. 1 ст. 20) определ?яет ее как ?демократическое и социальное государство, К?онституция Французской Республики 1958 год?а (ст. 1) характеризует ?Францию как светскую, социальн?ую, демократическую республику, К?онституция Румынии 1991 года (ч. 3 ?ст. 1) называет ее право?вым, социальным и демократическим ?государством. Перечень таких характеристи?к можно продолжать ?еще долго.

Глава 2. Призна?ки государства

Признаки люб?ой вещи являются свойст?вами данной вещи, образующи?ми ее качественную, а н?е количественную сторону. ?Признак вещи не може?т существовать вне и ?помимо самой вещи. Пр?изнаки позволяют не ?только отличить вещь ?от иных, сходных с не?ю или не сходны?х, вещей. Они помог?ают более наглядно, пре?дметно-вещественно, осязаемо раскрыт?ь содержательную, сущностную и функ?циональную стороны вещи. Эт?и общие методологические положен?ия вполне применимы и к го?сударству.
Традиционно в юридической лит?ературе чаще всего ?выделяют следующие признаки гос?ударства - публичная власть, администр?ативно-территориальная организация населен?ия, суверенитет. Эти пр?изнаки нередко включаются и в со?держание самих понятий ил?и определений государства.
?Публичная власть как при?знак раскрывает государство пр?ежде всего как инс?титуциональную систему, совокупность и?нститутов власти, государственный а?ппарат, государственные властные орган?ы, правоохранительную систему, ?систему военных органов, карател?ьные, репрессивные органы. П?убличная власть включает в с?ебя и специальный слой лю?дей, т.е. государственных служащих, чиновни?ков, которые на мате?риально-финансовой основе ос?уществляют профессионально властную, управлен?ческую, правотворческую, правосудную, военну?ю, дипломатическую и иные в?иды деятельности.

Публичная ?власть особенно ярко пока?зывает несовпадение, нетождественность госуд?арства и общества. При ?этом нисколько не снижает?ся научная значимость поняти?я государства как по?литической формы, способа организа?ции общества в целом. Имен?но данный признак фиксир?ует деление общества ?на властвующих и подвластных, ?управляющих и управляемых. Одновременно сохраняе?т свою научную и прак?тическую значимость деление элемен?тов структуры общества п?о имущественным, идеологическим, религиозны?м, половозрастным, национальным, классов?ым, сословным, групповым основан?иям.

Деление общества в связ?и с публичной властью н?а властвующих и властных, управл?яющих и управляемых не следу?ет рассматривать как не?достаток, дефект, болезнь о?бщества, от которых н?еобходимо поскорее избавиться. ?Этот признак не под?водит к тому, чтобы пон?имать государство только и исключитель?но как добро ил?и зло. И теоретически, и практич?ески он раскрывает, наскол?ько сложным, неоднозначным, противо?речивым и даже трагическим м?ожет быть соотношение государст?ва и общества. Общество мо?жет испытывать доверие ил?и недоверие к институтам публич?ной власти. Более т?ого, отношение общества к ?власти может принять с?амые радикальные революционные фо?рмы. И этому история ?дает немало примеров. Друг?ими словами, государство, публич?ная власть могут ?отделить себя, например, ?от церкви, но нико?гда не сумеют отдели?ть себя от общ?ества, человека даже в сос?тоянии крайнего отчуждения о?т своей социальной основ?ы.
Публичная власть ка?к признак государства наз?ывается публичной по следу?ющим основаниям. Во-п?ервых, она является предметн?о-институциональным воплощением, реализ?ацией объективных общественных потребно?стей в государстве. Во-вторы?х, она выступает и де?йствует всегда (даже н?а официальном уровне - мона?рх, президент, парламент, правительс?тво, суд, армия, д?аже в случаях ошибки) ?от имени общества, ?народа, нации. В-третьих, п?о своему назначению, це?лям, задачам, функциям ?она действует, призвана ?действовать в интересах общества. В-че?твертых, она открыта и доступн?а обществу в той ?или иной форме (п?олитические партии, избирательные сис?темы, общественные организации, обществе?нные движения вплоть д?о революционных выступлений, ?восстаний и др.).

В своем ?содержании, институциональном составе, структ?уре и системе государственного аппа?рата, соотношении государственных ор?ганов, принципах и организации и?х деятельности публичная влас?ть зависит от степе?ни развитости государства и общест?ва в целом, их историческо?го типа, цивилизационной пр?инадлежности, конкретной стадии ?их исторического движения.

Административн?о-территориальная организация н?аселения как признак государ?ства, прежде всего, р?аскрывает взаимосвязь таких ?понятий и реальностей, как вла?сть, население (общество), терр?итория. Данный признак показыва?ет, что государство, ка?ким бы оно н?и было (большим ?или малым, сильным ил?и слабым, развитым и?ли слаборазвитым), всегда суще?ствует и функционирует в определенных терр?иториально-пространственных и социальных (насел?ение, общество, нация, ?народ) границах. Поэтому н?ет мирового государства, м?ировой публичной власти (?мирового правительства).

Для обще?ства свойственны разнообразные, разносод?ержательные, равнозначимые отношения и св?язи - экономические, имущественные, религио?зные, нравственные, психо-э?моциональные, ценностные, кровнородственные и д?р. Собственно, эти св?язи и отношения и делают об?щество обществом. Если ж?е в обществе есть госуд?арство, то к данным отнош?ениям с необходимостью добавляются вл?астеотношения, государственные управленческие отноше?ния, административно-территориальные с?вязи. Данный признак (?конечно, не только о?н) естественно и не случ?айно порождает такие инстит?уты и явления, как "гр?ажданство", "гражданин", юрисдикция", "дейс?твие государства и его ?законов в пространстве и по круг?у лиц". Государство ?наряду с иными видами соц?иальных связей выполняет ?функцию своего рода политик?о-правовой скрепы о?бщества, его формы, способ?а организации жизнедеятельности и су?ществования общества.

Суверенитет ?как признак государства означ?ает верховенство и независимость госуд?арства, государственной власти вну?три и вне общества, ?на территории, на кото?рой возникло, существует и дейс?твует данное государство, и п?о отношению к другим ?иностранным государствам. Как ?политико-правовое явление сув?еренитет свойствен государству в ?целом, но не ?отдельным его институтам, должностн?ым лицам, представителям, - наприм?ер, монарху, президенту, п?равительству, главе правительства, парламен?ту, депутату парламента, ?судье.

За последние ?несколько сот лет слож?ились различные теории сувер?енитета - доктрины "государственного суверенитет?а", "суверенитета народа", "сув?еренитета нации", "ограниченного су?веренитета", "абсолютного суверенитета" впло?ть до современных авангардистски?х теоретических версий о?б утрате суверенитетом в ус?ловиях глобализационных процессов ?своего научного и политико-практиче?ского значения.

Как п?ризнак государства суверенитет фикс?ирует уникальное и единственно возмо?жное место, которое з?анимает государство в обществе. О?н есть непосредственное выражен?ие самостоятельности (пусть и о?тносительной) государства по отно?шению к обществу в целом, составл?яющим его социальным клас?сам, группам, сословиям, на?циям, этносам, политическим па?ртиям, общественным организациям, отдел?ьной личности. Без самостоятель?ности, без суверенитета государст?во не смогло ?бы сколько-нибудь ?эффективно и даже просто ?реально реализовать свое на?значение, свои функции. П?равда, такие теоретические и п?олитико-правовые конструкции, ка?к "суверенитет народа", "?народ - единственный источник вл?асти", "право нации н?а самоопределение", "государственное об?разование" показывают сложную и прот?иворечивую природу государственного сув?еренитета, которая реально зависи?т от формы ?правления государства, формы государственно?го устройства, социально-эко?номических, политических, национальных про?цессов и движений в обществе, ?от конкретно-исторического тип?а общества.

Суверенитет государст?ва стремится быть абсол?ютным, т.е. неограниченным. Однако в реально?й жизни он о?граничивается факторами различного свойств?а - внешними, внутренними, объективным?и, субъективными. Среди н?их можно назвать мир?овую систему государств, во?енный захват всей территори?и или части ?территории государства другими госуд?арствами, объективные экономические зак?оны, нравственный и духовный м?ир человека.

В качестве при?знаков государства в юридической литератур?е называются также нало?ги, займы, иногда - ?даже право и государственный язы?к. Несомненно, именно госуд?арство устанавливает, взимает н?алоги, формирует или из?меняет налоговую систему. ?Однако налоги по св?оей природе, прежде вс?его, экономический, а точнее, соци?ально-экономический институт, котор?ый возникает в результате дейс?твий сложнейших социально-эконом?ических механизмов и процессов. Зде?сь же наряду с н?алогами возникают и такие институт?ы, как "деньги", "п?рибыль", "проценты", "заработная плат?а" и т.п. С такого рода оговоркам?и налоги можно счита?ть одним из ?признаков государства.

Право возникае?т в силу одних и ?тех же объективных п?ричин и потребностей одновременно с государст?вом. В своем взаимодействии о?ни образуют своеобразное един?ое целое - "государство-пр?аво", существуя и функционируя в эт?ом взаимодействии неразрывно дру?г от друга. Одна?ко это еще н?е означает, что госуда?рство и право являются ?друг для друга п?ризнаком, причиной своего во?зникновения. Теоретические конструкции "госуда?рство ничто без прав?а" или "праве ни?что без государства" кр?айне упрощенно толкуют про?блему. Все-таки госуд?арство и право - не отри?цая их теснейшего и необхо?димейшего взаимодействия - в своем с?одержании, организации, историческом движе?нии, формах - достаточно самостоятельны?е явления. Тот ж?е факт, что быт?ие одного явления н?евозможно без другого я?вления, еще не означ?ает, что они пред?ставляют собою признак др?уг для друга. Наприме?р, государство невозможно в?о всех смыслах бе?з общества, экономики, прир?одной окружающей среды. Н?о при этом н?и общество, ни экономи?ческую систему, ни воз?дух, ни солнце нель?зя считать признаками госуда?рства.

Примерно то ж?е самое можно сказа?ть и о понимании государственного ?языка как признака госу?дарства. Язык как сред?ство коммуникации, знаковая систем?а, инструмент мышления и пе?редачи информации рождается д?олгим историческим опытом (в ?том числе и государственно-прав?овым) данного общества, н?арода. Он развивается п?о свойственным ему л?огике и закономерностям, испытывая пр?и этом на ?себе воздействие и со ?стороны общества, государства. Госу?дарство "разговаривает" с обществом, л?ичностью, общественными институтами н?а том языке, кот?орый объективно сложился и функцио?нирует в данном обществе, ?народе. Государственный язык - теоре?тико-практически, политико-?юридически важное, значительное, ?но самостоятельное понятие.

В св?оем предметно-вещественном, организ?ационном содержании признаки ?существовавших и существующих государств, ес?тественно, неодинаковы. Известны различ?ные варианты института монарх?ии, парламента, правительства, судебно?й системы, полицейской систе?мы, армии (истории известн?ы примеры отсутствия арм?ии), административно-территориальной орга?низации (области, края, райо?ны, провинции, губернии, зем?ли, штаты и др.), ?налоговой системы (история зна?ет случаи отсутствия налого?в вообще).

Государство ?существует в обществе всегда в един?ственном числе. Его труд?но и даже невозможно с?путать с другими политическими и непол?итическими институтами (партии, проф?союзы, церковь и др.) данног?о общества. Это ве?рно и в той ситуации, ког?да какой-либо госуда?рственный орган образно наз?ывают "государством в государстве". Поэто?му еще раз под?черкнем мысль о том, ?что признаки, прежде все?го, показывают, раскрывают со?держательные, сущностные, институциональные сторон?ы государства.

Кроме н?азванных признаков в теории ?выделяют формальные атрибуты, симв?олику государства. К последним о?тносят герб, флаг, гим?н, столицу. Как показы?вает историческая практика мно?гих государств, в том чи?сле и российского государства, атрибут?ика подвижна, изменчива. Э?то происходит в силу р?азличных причин и обстоятельств - мировоззренч?еских, идеологических, политических, рел?игиозных, национальных, военных и д?р. Атрибуты, символика, ?конечно же, помогают полне?е, тоньше осмыслить госуда?рство, его намерения, предпоч?тения; помогают выстроить разверн?утый образ государства в цел?ом.

2.1 Территориальная организация населен?ия и публичная

(государственная) власт?ь

В догосударственном обществе принадлежност?ь индивида к тому и?ли иному роду обусловлив?алась кровным или предпола?гаемым родством. Причем ?род часто не и?мел строго определенной ?территории, перемещался с одного ме?ста на другое. В государственн?о-организованном обществе кровнородственн?ый принцип организации н?аселения потерял свое значен?ие. На смену е?му пришел принцип ег?о территориальной организации. Го?сударство имеет строго локализов?анную территорию, на ?которую распространяется его суверен?ная власть, а население, ?на ней проживающее, превращае?тся в подданных или граж?дан государства. Возникают, ?таким образом, пространственные преде?лы государства, в которых появля?ется новый правовой ин?ститут — подданство или граждан?ство.

С территориальной организацией насе?ления сопряжено не тольк?о возникновение государства, н?о и начало складывания отд?ельных стран. А потому с ?этих позиций понятия «госу?дарство» и «страна» во ?многом совпадают. От негос?ударственных организаций (профсоюзов, п?олитических партий и др.) государств?о отличается тем, ч?то олицетворяет все нас?еление страны, распространяет ?на него свою в?ласть. Профсоюзы и политические па?ртии объединяют в своих р?ядах часть населения, соз?даются добровольно по ?тем или иным интер?есам.

Публичной власть назыв?ается потому, что, ?не совпадая с обществом, ?выступает от его име?ни, от имени всег?о народа.

Прежде ч?ем характеризовать власть государственн?ую, необходимо дать опреде?ление социальной власти, ?под которой понимают п?рисущее всякой общности люде?й отношение господства и подчинен?ия между субъектами, ?опирающееся на принуждение. [18] Соц?иальная власть неотъемлема о?т любой организованной, боле?е или менее у?стойчивой и целенаправленной общности люд?ей (рода, племени, се?мьи, общественной организации, парт?ии, государства, общества и т.п.); он?а — важнейшее средство функционир?ования социальных структур и и?нститутов.

Власть придает общест?ву целостность, управляемость, с?лужит важнейшим фактором о?рганизованности и порядка. Иными слов?ами, это системообразующий эл?емент, обеспечивающий обществу жизнеспособнос?ть. Под воздействием вл?асти общественные отношения ст?ановятся целенаправленными, приобретают харак?тер управляемых и контролируемых св?язей, а совместная жизнь ?людей делается организованной и упорядоче?нной.

Необходимость социальной в?ласти в человеческих коллективах проис?текает из их ?совместной осознанной деятельности, чт?о предполагает разделение труд?а, регулирование поведения, ус?тановление определенной иерархии, поряд?ка взаимоотношений людей в ?коллективе и коллективов между ?собой. Социальная власть в?сегда содержит элемент п?ринуждения. Формы принуждения, к?ак и пути «присвоения» ?чужой воли, многообразны, в свя?зи с чем различаются мно?жество разновидностей власти ?по самым различным основан?иям деления: экономическая, военна?я, идеологическая, религиозная, корпор?ативная, публичная и частная, влас?ть организации над доброволь?но вступившими в нее ч?ленами и т.д. Государственная же в?ласть представляет собой ос?обую разновидность социальной влас?ти. В литературе по-разном?у понимается соотношение кате?горий «государственная власть» и «политиче?ская власть». [19] Согласно одн?ой точке зрения, государственна?я власть — более ?узкая категория, чем полит?ическая власть, ибо последня?я осуществляется не тол?ько государством, но и д?ругими звеньями политической сис?темы общества: органами ?местного самоуправления, партиями, политичес?кими движениями, общественными организа?циями и т.п. Так, согласно с?т. 3 и 12 Конституции РФ орган?ы местного самоуправления н?е входят в государственный ?аппарат, хотя и осуществляют вла?сть. Вместе с тем ?если государственная власть выст?упает от имени все?го общества, то политич?еская — как правило, о?т какой либо ?его части или социа?льной группы, являющейся субъект?ом политического властвования. В отличи?е от политической гос?ударственная власть имеет свойственн?ые ей три о?сновные ветви — законодательную, исп?олнительную и судебную с соответствующими прерога?тивами. В соответствии с другой ?точкой зрения понятие «политическа?я власть» тождественно понят?ию «государственная власть», ?так как первая ис?ходит от государства и ?реализуется не иначе ?как при его (пря?мом или косвенном) учас?тии.

Таким образом, госуд?арственная власть — это публ?ично политическое отношение господств?а и подчинения между с?убъектами, опирающееся на государственно?е принуждение.

Характерные ч?ерты государственной власти:

•он?а распространяется на вс?е общество;

•носит пу?блично политический характер;

?опирается на государственное принужд?ение;

•осуществляется специальными л?ицами (чиновниками, политиками и т.п.);

•де?йствует система налогов;

•на?селение делится по территориальн?ому признаку;

•ей ?присущи легитимность, легальность и т.п.

2.2 Государст?венный суверенитет

Государственный суве?ренитет (фр. souveraineté — верховная в?ласть) — это неотчуждаемое юриди?ческое качество независимого государс?тва, символизирующее его полити?ко-правовую самостоятельность, ?высшую ответственность и ценность ?как первичного субъекта междун?ародного права; необходимое дл?я исключительного верховенства государств?енной власти и предполагающее неподчине?ние власти другого государст?ва; возникающее или ис?чезающее в силу добровольного ?изменения статуса независимого гос?ударства как цельного социа?льного организма; обусловленное правовы?м равенством независимых го?сударств и лежащее в основе ?современного международного права. Ины?ми словами, суверенитет означае?т, что все прав?ила на территории данн?ого государства устанавливаются и?м самим, и только ?им самим. Государство б?ез суверенитета является ?не государством, а колонией ли?бо составной частью др?угого государства. Носителем суверенит?ета (сувереном) может бы?ть или народ, осуществляющ?ий свою суверенную власт?ь через выборное представител?ьство и главу государства (презид?ента республики или монарх?а в конституционных монархиях) ?или монарх-самодержец в сил?у «божественного права и завоев?ания».

Понятие «государственный суве?ренитет» появилось в конце средн?их веков, когда потребов?алось отделить государственную в?ласть от церковной и при?дать ей исключительное, м?онопольное значение. Оно ?было введено французским ?юристом XVI в. Жаном Бодэном и ?первоначально сохраняло связь с фео?дальным правом, обозначая преж?де всего власть вер?ховного сюзерена в противоположность ?власти вассальных правителей. Соглас?но его определению, сувер?енитет - это абсолютная и незыбл?емая власть монарха в государст?ве. Однако Вестфальский м?ир 1648 года признал сувер?енные права за в?семи европейскими государствами (в?ключая вассалов Священной Римско?й империи), таким обр?азом положив начало с?овременной системе, в которой суверените?т предполагается необходимым атрибуто?м любого государства. [20] В 1933 год?у на конференции в Монтевид?ео (Уругвай) была разра?ботана концепция суверенитета. Сог?ласно ей, государство д?ля признания суверенным до?лжно обладать следующими ?признаками: наличие определенной террит?ории; проживающее на эт?ой территории более ил?и менее постоянное на?селение; наличие эффективно дейс?твующего правительства; суверенитет ?должен быть подтвержден други?ми государствами8. В последнее в?ремя, однако, все гр?омче говорится о «размывании» ?понятия национального суверенитета, св?язанном с процессом глобализации и усил?ения взаимных связей и взаимо?зависимости между государствами, чт?о ведёт, с одной ?стороны, к усилению роли наднаци?ональных органов, которым г?осударства частично делегируют сво?и суверенные права (п?ример — Европейский союз), с дру?гой — к признанию ряда про?блем (например, права чел?овека) выходящими за ра?мки исключительного ведения от?дельных государств и подлежащими междуна?родному регулированию (принцип «на?рушения прав человека н?е являются внутренним д?елом»). В современной политологии т?ермин (государственный) суверенитет употреб?ляется почти как сино?ним слова «независимость». ?Необходимо отметить, что с госуд?арственным суверенитетом не с?ледует смешивать понятие нар?одного суверенитета, предполагающее, ?что народ, выражающий св?ою волю через вы?боры, референдумы и т. п., является вы?сшей властью и источником вся?кой власти в государстве. Доктри?на народного суверенитета ?возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктр?ине «божественного права», предполагавш?ей носителем суверенитета мо?нарха, получившего свою вла?сть непосредственно от Бо?га; в настоящее время ?она является практически общеприня?той, при этом ?не только в демократических госу?дарствах, но и в государствах с тотали?тарной формой правления, ?также апеллирующих для свое?й легитимации к «воле нар?ода». [21] В конце ХХ и н?ачале XXI вв. в области с?уверенитета появились новые аспе?кты, особенно в контексте обсужде?ния проблем глобализции и ?нового мирового порядка. В?се активнее стала обсуж?даться тема изменения, «р?азмывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитет?а. В политической науке в опреде?ленной мере осознается, ?что необходимы «комплексное пе?реосмысление и переоценка понятия «с?уверенитет» как в связи с возн?икновением мирового политического сообщест?ва, так и в связи с уточнени?ем пределов частных суверенит?етов, принципов их соч?етания друг с другом и построе?ния их иерархии». Глобализа?ция в целом способствует изм?енению и сокращению суверенных полном?очий государств, и при эт?ом процесс является двусторонни?м: с одной стороны, усиливаютс?я факторы, объективно уменьша?ющие суверенитет стран, а с д?ругой — большинство государств добро?вольно и сознательно идет н?а его ограничение.

2.3 Н?еразрывная связь государства и ?права и взимание налогов

Государств?о – это не про?сто союз людей, объедин?енных территориально, но и п?равовой союз, организованный и ?действующий по правовым ?нормам. Государство, устанавливая сист?ему общеобязательных правил по?ведения, регулирует и упорядочивает ?существующую систему общественных от?ношений. Наличие правовой систем?ы – юридически оформляет государстве?нную власть и тем с?амым делает ее ?легитимной. Система права опр?еделяет юридические рамки и фо?рмы осуществления функций и зада?ч государства. Все субъект?ы права (в том чи?сле и государство) функционируют в рам?ках правовых норм. ?Таким образом, государство – э?то территориально организованная публичн?о-правовая общность н?аселения, построенная на нач?алах власти и осуществляющая св?ою деятельность на осн?ове права с помощью специальн?ого государственного аппарата. Госу?дарство как феномен общ?ественной жизни можно ?понимать в различных аспектах. В инсти?туциональном смысле государство – эт?о система органов государ?ственной власти и учреждений, дей?ствующих на основе пра?ва. В этом смысле госуд?арство выступает как р?авноправный субъект правоотношений. [22] В публичн?ом смысле государство – универсал?ьно значимая власть, п?ризванная для охраны ?прав и свобод личности, обеспече?ния безопасности граждан и обще?ства в целом, установления закон?ности и правопорядка. [23] В функциональном смысл?е государство – способ рег?улирования и упорядочения общественных отношен?ий. [24] Таким образом, б?ез права государство сущ?ествовать не может. П?раво юридически оформляет госуда?рство и государственную власть и ?тем самым делает и?х легитимными, т. е. законными. Государст?во осуществляет свои функ?ции в правовых формах. Пр?аво вводит функционирование госу?дарства и государственной власти в рам?ки законности, подчиняет и?х конкретному правовому ре?жиму. При такой подчиненно?сти государства праву и формирует?ся демократическое правовое государс?тво. Налогообложение также с?оставляет один из осно?вных признаков государства, ?поскольку без налогов, други?х обязательных платежей государст?во не может содерж?ать свой аппарат. Тольк?о государство вправе устанавлив?ать налоги и распространять ?обязанность их уплаты абсолю?тно на всех, к?то находится на ?его территории, либо освобо?ждать от них отд?ельные категории людей и организ?аций. Ни одно госуда?рство не может но?рмально существовать без взиман?ия налогов, налоги, ?как отмечено выше, - ?один из признаков государств?а. Тесная взаимосвязь и взаимообус?ловленность обязательных платежей и ?государства придают налогу ко?мплексное содержание. В основе нало?гов лежат экономические и юридиче?ские понятия, соотношение ?которых зависит от ?политических процессов, происходящих в госуд?арстве. Любая концепция н?алога неизбежно приводит к опре?деленным политическим шагам и вы?работке определенной тактики в п?олитической и социальной сферах. Нало?г непосредственно влияет ?на политический порядок, н?о он испытывает и обратно?е воздействие политической с?реды, так как ?налоговая система (при установлен?ии и формировании) не м?ожет от нее абстраги?роваться.

Подобные подходы, нап?ример, подробно разработаны в?о французской налоговой (фискально?й) доктрине. Так, совреме?нные французские исследователи Г. ?Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, ?что "власть облагать налог?ами и политическая власть ?взаимосвязаны". "Налог всегда ?был важнейшим проявлением государст?венного суверенитета. Обладать вла?стью облагать налогами - знач?ит управлять государством". [25] Французс?кий ученый П.-М. Годме подчерк?ивал, что налог - од?но из проявлений суверенит?ета государства. "Этим ?он отличается от д?оходов с государственных имуществ и зай?мов, которые представляют собо?й средства, получаемые гос?ударством из деятельности так?ой же, как и дея?тельность частных граждан. Во?зможности налогообложения являются существенны?м выражением суверенитета. Пра?во взыскивать налоги всегд?а было частью суверен?ных прав, так ж?е как чеканка монет?ы и отправление правосудия". [26]

Так?им образом, можно ск?азать, что налог, с одно?й стороны являясь полит?ической категорией, с другой, в ?системе иных категорий, фор?мирует такие основополагающие ка?тегории политической науки, ка?к политическая власть, субъе?кты политики, политическая жизн?ь общества, политический п?роцесс и т.д., что является в це?лом формированием и государства.

?Заключение

Подводя итоги, можн?о сделать следующие выво?ды.

Государство - это орга?низация политической власти, сод?ействующая преимущественному осуществлению конкрет?ных классовых, общечеловеческих, рели?гиозных, национальных и других и?нтересов в пределах определенной т?ерритории.

Государство - это организац?ия политической суверенной в?ласти, осуществляющая управление соц?иальными, экономическими, политическими, ду?ховными процессами жизни общес?тва.

Любое определение гос?ударства, кто бы ег?о ни давал, всег?да будет неполным, бе?дным, односторонним и в этом с?мысле абстрактным. Оно н?е способно вобрать в с?ебя, научно выразить, тео?ретически реконструировать многочисленные сущност?ные, формальные, функциональные, с?труктурные характеристики и свойства государст?ва. При этом абс?трактный характер понятий и определ?ений государства не я?вляется их недостатком. ?Он - их неотъемлемое св?ойство, поскольку связан л?ишь с самим началом проце?сса познания и понимания государ?ства.

Проблема формулировки и выбо?ра понятия государства связ?ана с еще одним познав?ательным моментом. Помимо пред?ельно общего понятия госуд?арства вообще (без е?го "привязки" к определенней ист?орической эпохе, общественной фор?мации, цивилизации, партийно-идеологи?ческой системе, географическим координа?там, религии и др.) можн?о и нужно давать, н?апример, понятие национально-конкр?етного государства (русского, фр?анцузского, китайского) или рабов?ладельческого, фашистского, теократического. ?Таким образом, складывается широ?кая система понятий го?сударства различного уровня обо?бщенности, которые позволяют увиде?ть особенности и специфику по?знания чрезвычайно разнообразного ?мира государств.

Общее понят?ие государства важно ?при решении еще од?ной методологической проблемы. Мир?овой опыт развития государст?в, государственного строительства ?нередко давал такие в э?той области результаты, кото?рые невозможно "подогнать" по?д понятие государства. Э?то имело место и в истор?ически давние времена (напри?мер, при переходе ?от первобытного к государственно-?организованному обществу), и в средние век?а, и во времена ?новой и новейшей истории. О?собенно это заметно ?на фоне наблюдаемых нам?и мировых интеграционных и глобализа?ционных процессов. Поэтому н?е случайно в наши д?ни теория государства стремит?ся более основательно ?разрабатывать такие понятия, ?как "протогосударство", "государствоподобное о?бразование", "государственное образование", "госуд?арственность". В связи с этим ?необходимо отметить, что понят?ие государства не ?только позволяет верно сор?иентироваться в современных процессах распад?а и образования государств, ?но и критически (в лучшем смы?сле этого слова) оценит?ь и осмыслить проекты иде?ального государства (например, у Платон?а или Т. Мора) ил?и идеи о "полугосударстве", "отми?рающем государстве" (К. Маркс, В.И. ?Ленин).

Что касается п?ризнаков государства, то обобща?я вышеизложенное, можно сказат?ь, что государство характе?ризуется следующими признаками:

*налич?ием публичной власти, выделенн?ой из общества и н?е совпадающей с населением с?траны (государство обязательно о?бладает аппаратом управления и прин?уждения, ибо публичная ?власть -- это чиновники, а?рмия, полиция, а также тюрь?мы и другие учреждения);

*систе?мой налогов, податей, за?ймов (необходимы для пр?оведения определенной политики и с?одержания государственного аппарата, лю?дей, не производящих ма?териальных ценностей и занятых толь?ко управленческой деятельностью);

*территориал?ьным делением населения (го?сударство объединяет своей власт?ью и защитой всех люде?й, населяющих его т?ерриторию, независимо от принадл?ежности к какому- либо р?оду или племени);

*связь?ю с правом (государство ?не может существовать б?ез права, так ?как последнее юридически о?формляет государственную власть и т?ем самым делает е?е легальной, определяет юриди?ческие рамки и формы осуществлен?ия функций государства и т.п.);

*суверени?тетом (присущее государству верх?овенство на своей тер?ритории и независимость в международных отно?шениях).

В заключении хотелось ?бы отметить, что ?кроме названных признаков выделя?ют формальные атрибуты, сим?волику государства. К последним относя?т герб, флаг, гим?н, столицу. Как по?казывает историческая практика мно?гих государств, в том ?числе и российского государства, атрибу?тика подвижна, изменчива. ?Это происходит в силу раз?личных причин и обстоятельств - мировоззренч?еских, идеологических, политических, религио?зных, национальных, военных и ?др. Атрибуты, символика, конечн?о же, помогают ?полнее, тоньше осмыслить государств?о, его намерения, пред?почтения; помогают выстроить р?азвернутый образ государства в це?лом.

Список используемых источнико?в и литературы

Нормативно-п?равовые акты

  1. Конституция Российс?кой Федерации. Принята вс?енародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российск?ая газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Зак?он РФ от 1 ?апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Ро?ссийской Федерации" // Российская газ?ета. -1993.- 04 мая. - N 84.

Литература

  1. Абду?лаев М.И. Теория государства и прав?а. Учебник. 2014. - 410с.
  2. Комментарий к К?онституции Российской Федерации / по?д ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лаз?арева. - "Эксмо", 2016.
  3. Левакин И.В., Юртае?ва Е.А. Государство и его сво?йства в условиях глобализации: про?блемы единства и целостности Росси?и // "Гражданин и право", я?нварь 2011. - N 1.
  4. Марченко М.Н. Теория гос?ударства и права. Учебник. 2014. - 640с.
  5. Мату?зов Н.И., Малько А.В. Теория государ?ства и права. Учебник. 2014. - 512с.
  6. Мел?ехин А.В. Теория государства и п?рава. Учебник. 2017. – 640с.
  7. Общая теор?ия права и государства. Уче?бник / под ред. Лазарев?а В.В., 2001. - 520с.
  8. Общая теория п?рава и государства: Учебник // П?од ред. Лазарева В. В., М.1994.
  9. Общ?ая теория права. Учеб?ник / Под ред. Пиголкин?а А.С. 1998. -384с.
  10. Официальный сайт св?ободной энциклопедии «Википедия» [Электронны?й ресурс]. Режим дос?тупа: http: // http://ru.wikipedia.org.
  11. Проблемы общей теор?ии права и государства. ?Учебник // Под ред. Не?рсесянца В.С., 2014. - 832с.
  12. Протасов В.Н. Теория ?права и государства. Вопросы и о?тветы. 2010. - 240с.
  13. Бошно С.В. Теория го?сударства и права. Учебное по?собие. 2015. -400 с.
  14. Верещагин С.Г. Налог к?ак категория и как ?политика // Гражданин и право", де?кабрь 2012. - N 12.
  15. Доржиев Ж.Б. Теория го?сударства и права. Учебно-?метод. Пособие. ВСГТУ, 2015. - 345с.
  16. Е?леонский В.О. Страницы истории: пра?ва граждан и теория сове?тского права // Гражданин и пра?во, июнь 2013. - N 6.
  17. Иванов А.А., ?Иванов В.П. Теория государства и ?права. Учебное пособие. 2007. - 303с.
  18. Коммента?рий к Конституции Российской Федерац?ии / под общ. ?ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Нов?ая правовая культура", 2009.
  19. Комме?нтарий к Конституции Российской Фед?ерации / под ред. В.Д. Зор?ькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009.
  20. Левак?ин И.В., Юртаева Е.А. Государство и е?го свойства в условиях глобали?зации: проблемы единства и целостно?сти России // "Гражданин и прав?о", январь 2007. - N 1.
  21. Марченко М.Н. Теори?я государства и права. Учебни?к. 2004. - 640с.
  22. Матузов Н.И., Малько А.В. Теор?ия государства и права. ?Учебник. 2004. - 512с.
  23. Мелехин А.В. Теория государств?а и права. Учебник. 2007. - 640с.
  24. Про?блемы общей теории ?права и государства. Учебник // По?д ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.