Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Изучая многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, принимая во внимание различные исторические эпохи, сформировались многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции, в которых предпринимаются попытки объяснить причины происхождения, формы, функции государства.

Как известно, первые государства зародились около пяти тысяч лет назад. Возникновение государства это закономерный процесс, проходящий в разное время, но в любом обществе. В древнее время основу жизни людей составляли скотоводство и земледелие. Люди объединялись в группы для совместной охоты и защиты территории. Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения до настоящего времени первенствующее значение признано за государством. На протяжении всей истории существования государства были времена, когда государство оказывало влияние на все стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. В настоящее время, существует не мало других форм общественного единения людей, однако государственному регулированию подвергаются многие стороны общественной жизни. Все наиболее важные исторические моменты сопряжены с государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, что представляет собой понятие государство, чем оно является, важно уяснить его признаки.

Предметом данной работы является– понятие и признаки государства.

Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.

Задачи поставленные для достижения цели:

  • дать понятие государства;
  • раскрыть сущность государства на основе различных подходов;
  • изучить основные теории происхождения государства, дать определение понятию государства;
  • раскрыть основные признаки государства.

Несмотря на то, что данный вопрос довольно широко изучен, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение этого вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.

Правовую базу исследования составило действующие законодательство Российской федерации, а именно: Конституция Российской Федерации; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации".

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).

Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как Бошно С.В., Венгеров А.Б., Верещагин С.Г., Доржиев Ж.Б., Иванов А.А., Иванов В.П., Ильин И. А., Левакин И.В., Юртаева Е.А., Корельский В.М., Перевалов В.Д., и др.

Данная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы

Глава 1. Понятие и сущность государства

1.1 Понятие государства

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Государство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Термин «государство» рассматривается в нескольких смыслах: правовом, политическом и социальном. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами. Государство представляет собой социальное образование, которое характеризуется определенной постоянной территорией, населением, проживающим на этой территории и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.

По настоящее время не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

Юридического определения государства, которое признавалось бы всеми странами мира или большинством из них, не имеется.

Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами это один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве.

В учебной литературе содержится следующее понятие государства — как «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»[1].

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осущес-твляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».

Можно рассмотреть еще несколько определений государства.

«Государство — это специализированная и концентрированная сила для охраны и поддержания порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство».

«Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых».

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

«Государство есть воплощение права в обществе».

Все вышеперечисленные определения термина «государство» в большей степени обозначают политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.

1.2 Сущность государства

Сущность государства — смысл, главное, постоянное свойство что определяет его содержание, назначение и функционирование. Главной основой в государстве являются власть, назначение и функционирование в обществе. Другими словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Граждане в целом и каждый по отдельности, живущие в государстве, помимо своих интересов и целей имеют один, общий интерес. Об этой цели каждый может сказать: "это моя цель", и будет прав, но должен добавить: "не только моя". И все сразу могут сказать: "Это наша общая цель", и, высказав это, все будут правы. Но это и значит, что цель эта общая. Множество телесно и душевно разъединенных людей желают одного и того же, такого, что или сразу у всех будет, или чего сразу у всех не будет. Каждый желает одиноко и по-своему; "интерес" как личное переживание остается своеобразным и множественным. Но предмет желания един для всех и может быть создан только в организованном, совместном и не одиноком творчестве. Общность цели создает общность путей и средств, и основа политической деятельности дана[2].

Большинство мнений высказанных в работах исследователей в прошлые годы, посвященных государству, рассматривают сущность государства исходя из классовых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатура господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность[3]. В случае, когда развитие экономики достигает определенного уровня, система уравнительного распределения общественного продукта объективно устаревает и становиться невыгодной, появляется необходимость выделения отдельного слоя граждан, которые будут заниматься только управлением. Именно в такой ситуации и возникает государство. Выделение отдельного слоя повлекло за собой социальное расслоение общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего привилегированных социальных групп, классов. В связи с зарождением социального неравенства появилась часть людей, которая была освобождена от повседневного физического труда. Это привело не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Таким образом можно сделать вывод о том, что возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, которая осуществляется во многом в интересах привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу Рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти[4].

Более сложная характеристика власти в буржуазном государстве. Такие права как равенство людей перед законом, обладание равными правами носит формальный характер, хотя эти права юридически закреплены в декларациях и конституциях. По факту же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают различные цензы, такие как имущественный, образовательный и иные, которые в значительной мере ограничивали избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу — буржуазии.

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократических чиновников. При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Такое всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки[5].

Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее, использование только классового подхода сужает возможности познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах. Такое явление наблюдается во времена бонапартизма, а также в странах с тоталитарным бюрократическим режимом.

Во-вторых, в странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть в свои руки. Часто в таких странах преобладают общенациональные идеи (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) и возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и проч.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

К функциям любого государства можно отнести общесоциальные функции, направленность действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции[6]. Общесоциальная роль государства связана с классовой и составляет вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

В современной теории высказываются мнения не только классового подхода, а также других теорий государства: элит, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и другие.

Например, сторонники теории элит, которая получила свое распространение в XX в., считают, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества, а народные массы не способны держать власть в своих руках, управлять общественными делами. Элита, до тех пор будет находиться у власти, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория в некоторой степени схожа с теорией элит. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, не учитывают значение народа.

Сторонники различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Сущность теории государства всеобщего благоденствия состоит в том, что особой ценностью является каждая личность и её интересы ставятся в основу деятельности государства.

1.3 Теории происхождения государства

До настоящего времени нет какого-либо единого мнения о причинах возникновения государства. Те теории происхождения государства, которые существуют, не могут являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Выделяют следующие теории происхождения государства:

- теологическая теория,

- патриархальная теория,

- теория общественного договора,

- теория насилия,

- материалистическая (марксистская) теория

- психологическая теория.

Кроме этого, существуют такие теории как расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Х. Й.М. Классена, кризисная теория А.Б. Венгерова, дуалистическая теория Малыгина, Афанасьева, теория специализации Т.В. Кашаниной, инцестная (половая) теория К. ЛевиСтросс, спортивная теория Ортега-и-Гасет. Рассмотрим некоторые из названных теорий более подробно.

Теологическая теория. Данная теория происхождения государства получила своё распространение в средневековье. Эту теорию рассматривал Фома Аквинский; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство представляет собой продукт божественной воли, в силу чего государственная власть является вечной и незыблемой, и находится в зависимости от религиозных организаций и деятелей. Следовательно, каждый человек обязан подчиняться государю во всём. Социально-экономическое и правовое неравенство людей, которое существует между ними, предопределено божественной волей. Представители данной теории считали, что с таким положением дел необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. В противном случае, непослушание государственной власти могло расцениваться как непослушание Всевышнему.

Наделяя государство и государей (как представителей и последователей божественной воли) ореолом святости, последователи данной теории поднимали их значимость, способствовали утверждению в обществе порядка и согласия. Церковь и религиозные организации выступали в качестве «посредников» между Богом и государственной властью. Вместе с тем данная доктрина не учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить возможности усовершенствования формы государства, улучшение государственного устройства. Еще одни недостатком является то, что теологическая теория построена в основном на вере, следовательно, сложно доказуема. Другой вариант данной теории состоит в том, что государство как система управления обществом создано высшими силами с целью объединения людей для выживания и развития, передаче им (людям) определённых для этого знаний (обучение людей). Первые китайские императоры спускались с небес и учили людей варить пищу, строить жилище, повозки, возделывать поля. В Греции боги учили добывать огонь и обрабатывать металл. По мере накопления знаний у людей и их передачи поколениям власть небес ослабевалась. Уже в Древней Греции по мифам известно, что люди говорили: "Боги покинули нас". И этим начали пользоваться смышленые наглые люди, путём обмана и интриг приходя к власти[7].

Патриархальная теория. Среди последователей патриархальной теории происхождения государства есть Конфуций, Аристотель, Филмер, Михайловский и др. В обоснование своей теории они приводят тот факт, что люди существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, которое в конечном итоге приводит к возникновению семьи. В результате развития и разрастания семьи, объединения людей и увеличения числа этих семей появляется государство.

Отношения отца с членами семейства подобны отношению монарха с подданными. Монарх также как и глава семьи заботится о своих подданных, а те в свою очередь должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем, процесс происхождения государства очень упрощен, по сути дела понятие "семья" просто переносится на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные"[8]. Основной функцией семьи является продолжение рода и ведение общего хозяйства. Государство же призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Материалистическая теория. Материалистическая (марксистская, диалектикоматериалистическая) теория происхождения государства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В.И. Ленина «Государство и революция».

По Энгельсу, государство не существовало вечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. Но в определенный промежуток времени, в связи с экономическим развитием, общество раскололось на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. При появлении в обществе различных классов с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство[9].

От родоплеменной организации государство отличается разделением подданных по определенной территории. По ряду экономических причин у населения возникла потребность перехода с одного места на другое; связь между членами рода стала прерываться, и родовое общество перестало выполнять свою основную функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, призванной держать в повиновении всех граждан. Наличие публичной власти есть в каждом государстве, она состоит и из вооруженных людей и из принудительных учреждений разного рода. Эти учреждения не были известны родовому обществу.

Усиление публичной власти происходит на фоне обострения классовых противоречий внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Чтобы содержать публичную власть необходимо пополнять казну. Сюда относятся налоги, государственные займы.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.

Исходя из версии, что государство возникло из потребности держать под контролем противоположные классы, следовательно, оно является государством самого могущественного, экономически господствующего класса. Господствующий класс, который при помощи государства политизируется, приобретает в таком случае новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Кроме того, в большинстве известных в истории государств права, которые предоставлялись гражданам, сопоставляются с их имущественным положением, и это прямо указывает на то, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего.

Теория насилия. Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Карл (1854—1938) и др. Краеугольный камень теории насилия составляет утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военнополитического характера)[10].

Главным образующим фактором возникновения государства является непосредственная политическая сила. Общество, по мнению Е. Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

К. Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах[11]. Племя победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который позже приобретает форму государства. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Нельзя полностью отвергать теорию насилия, так как существующий исторический опыт подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время. В качестве примера может выступать Золотая Орда. Элементы насилия, как внутри государства, так и за его пределами, объективно присутствовали и сопровождали процесс становления любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). Психологическая теория. Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX — первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель — русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 1931 гг.).

Также в разработке данной теории участвовал и Зигмунд Фрейд. В основе её лежит принцип деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять. В результате чего и возникает государство. Безусловно, на человеческое поведение и деятельность оказывают влияние социальные закономерности. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой сама человеческая психика формируется под действием соответствующих социальных, экономических и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Основу данной теории составляет утверждение о том, что у каждого человека имеется психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия; и общество и государство являются следствием психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей, и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий.

Государство представляет собой очень многогранное явление. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Попытки научно осмыслить эти многочисленные теории возникновения вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории.

Глава 2. Признаки государства

Чтобы уяснить понятие государства, необходимо более подробно изучить его характеристики. Это возможно сделать при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность как единственной формы организации общества и важнейшего общественно политического института. Проводя анализ литературы можно выделить следующие основные признаки государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; государственный суверенитет; наличие публичной (государственной) власти; неразрывная связь государства и права; возможность взимания налогов. Однако перечисленные признаки не являются исчерпывающими.

2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

В родовом обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. При этом, постоянно перемещаясь с одного места на другое род часто не имел строго определенной территории. Позже при государственно-организованном обществе принцип кровного родства потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Таким образом, образуются территориальные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало образования отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций (политических партий, общественных организаций и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии создаются добровольно по тем или иным интересам и объединяют в своих рядах лишь часть населения.

Термин публичная власть тем временем, фактически не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение[12]. Социальная власть представляет собой важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, является неотъемлемой частью любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.).

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Любая власть, в том числе и социальная всегда содержит элемент принуждения. В связи с многообразием формы принуждения, различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям. Это является критерием деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная и т.д. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть»[13]. Существует несколько точек зрения о соотношении понятий государственной и политической властях. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, так как последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. В соответствии со ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Политическая власть выступает, как правило, от имени какой либо части общества или социальной групп, которая является субъектом политического властвования. Напротив, государственная власть выступает от имени всего общества. Государственная власть согласно действующей Конституции РФ делится на три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. У каждой ветви имеются свои задачи, а также полномочия. В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Таким образом, государственная власть — это публично политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

•она распространяется на все общество;

•носит публично политический характер;

•опирается на государственное принуждение;

•осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

• легитимность, легальность и т.п.

2.2 Государственный суверенитет

Государственный суверенитет (фр. souverainetе — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство, не обладающее суверенитетом, является колонией либо составной частью другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».

По своей значимости понятие суверенитет равносильно и имеет такой же смысл как «права и свободы» человека и гражданина.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Оно было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом, положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства[14].

В последнее время, некоторые исследователи говорят о том что понятие национального суверенитета «размывается». Это стало возможно в связи с проходящими в мире процессами глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами. С одной стороны данное обстоятельство привело, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость». Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве.

Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, который организован и действует согласно принятому в государстве законодательству. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм. Таким образом, государство представляет собой территориально организованную публично-правовую общность населения, которая построена на началах власти и осуществляет свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[15]. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка[16]. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений[17]. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Рассматривая понятие «государство» с современной точки зрения, это очень многогранное с присущими только ему признаками и характерными чертами, выступающее как властная система, которая объединяет проживающих на его территории людей. Государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство можно представить как организацию политической власти, которая направлена на осуществление конкретных общечеловеческих, национальных, религиозных и других интересов в пределах определенной территории.

Неотъемлемой чертой государства является наличие суверенной власти, осуществляющей управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела какого-либо государства.

В связи с его многогранностью понятие не способно охватить многочисленные функциональные, сущностные, структурные характеристики и свойства государства. Сложность состоит в том, что на разных этапах развития у разных государств существовали и существуют множество особенностей и специфических черт. Однако, не смотря на это, каждое государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

При попытке дать определение понятию государства можно использовать его в широком и узком смыслах. Помимо предельно общего понятия государства (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Уяснение понятие государства в широком смысле важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития и изучения государств, давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Поэтому в настоящее время теория государства стремится более тщательно подходить к разработке такого понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность".

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие признаки государства:

•наличие публичной власти, а также аппаратом управления и принуждения - это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения. Публичная власть выделена из общества и не совпадает с населением страны;

•системой налогов, податей, займов, которые необходимы для содержания государственного аппарата и людей, планирования и проведения определенной политики;

•территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);

•суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях, право представлять все общество в целом, вести правотворческую деятельность, возможность осуществления правосудия, распространять свою власть на все население страны),

•связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).

В заключение хотелось бы отметить, что кроме названных признаков каждое государство имеет свои атрибуты и символику. К ним относятся герб, флаг, гимн, столицу. Но атрибутика не всегда является постоянной. Если рассматривать историю многих государств, в том числе и российского, государственные атрибуты могут изменяться. Такие изменения происходят в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84.

Литература

  1. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. -400 с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. -528с.
  3. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12.
  4. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2005. - 345с.
  5. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. - 303с.
  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009.
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009.
  8. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.
  9. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарева В.В., 2001. - 520с.
  10. Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. Лазарева В. В., М.1994.
  11. Общая теория права. Учебник / Под ред. Пиголкина А.С. 1998. -384с.
  12. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.
  13. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. - 616с.
  14. Теория государства и права. Учебник /под ред. Пиголкина А.С. 2003. - 544с.
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.
  1. Общая теория права и государства: Учебник / под ред. Лазарева В В., М.1994. - С.23.

  2. Теория государства и права. Учебник /под ред. Пиголкина А.С. 2003. – С. 79.

  3. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. – С. 112.

  4. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

  5. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

  6. Общая теория права и государства: Учебник / под ред. Лазарева В.В., М.1994. – С. 41.

  7. Теория государства и права. Учебник / под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. – С. 152.

  8. Теория государства и права. Учебник / под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. – С. 153.

  9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. 2008. – С. 103.

  10. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2005. - С. 88.

  11. Доржиев Ж.Б. Указ. соч. – С. 89

  12. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. – С. 116.

  13. Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. соч.. –С .117.

  14. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. – С. 184.

  15. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12. – С. 15.

  16. Там же.

  17. Там же.