Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство и каковы его признаки.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в социальной сфере.

Предметом исследования является сама социальная функция современного российского государства, деятельность как государственных, так и негосударственных институтов в обеспечении социальной стабильности населения.

Цель исследования заключается в том, чтобы полностью проанализировать, охарактеризовать и понять сущность социальной функции государства, определить ее значение и место в общей системе функций государства.

Задачи исследования:

1)Изучить и проанализировать с помощью теоретического и эмпирического материала по данной проблеме с учетом развития российского государства;

2)Посмотреть с новой стороны на традиционное учение о функциях государства;

3)Определить место социальной функции российского государства в системе других функций, а также определить ее значение;

4)Определить понятие и сущность социальной функции в современной России;

5)Изучить деятельность государственных и негосударственных формирований в социальной сфере, а также их взаимодействие по обеспечению социального благополучия населения;

6)Выяснить как влияют социальные решения на мотивацию, трудовую активность граждан их ответственность;

Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.

Правовую базу исследования составило действующие законодательство Российской федерации, а именно: Конституция Российской Федерации; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации".

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).

Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как Бошно С.В., Абдулаев М.И., Венгеров А.Б., Верещагин С.Г., Доржиев Ж.Б., Елеонский В.О., Иванов А.А., Иванов В.П., Ильин И. А., Левакин И.В., Юртаева Е.А., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Мелехин А.В., Корельский В.М., Перевалов В.Д., и др.

1. Понятие и признаки государства

1.1 Понятие государства

Государством является основной институт политической системы общества, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Наукой было выделено четыре основных типов государства. Это рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Однако следует упомянуть о том, что первые два типа существовали только в Европе, в остальном мире - в Азии, Африке и Америке - государства были иными и их относят к «восточному типу».[1]

Рассмотрим подробнее выделенные типы государства.

Восточный тип. Данный тип государства признан сам первым типом государства в истории человечества. Его возникновение связывают с зонами поливного земледелия (около 4-5 тыс. лет назад, Египет, Элам, индийские и китайские государства). Предпосылкой в экономике к их появлению является внезапный рост производительности труда, который стал возможным благодаря появлению оросительных систем. Но так как ирригационные работы были слишком сложными для того, чтобы их проводила каждая семья самостоятельно, развитие данного типа не привело к появлению частной собственности и возникновению классов, более того, там продолжала сохраняться община.

По мере развития государства создавалось такое общество, которое по своему классовому разделению напоминает пирамиду. То есть у самой вершины пирамиды стоит единовластный монарх (царь, фараон, хан и т.п.), следующую, более низкую ступень занимает круг ближайших ему советников, за ними - чиновники более низкого ранга и т. д. На самой последней ступени пирамиды расположены сельскохозяйственные общины. Именно эту часть общества эксплуатировали больше всего, так как отдавали своему государству большую часть созданного продукта как налог. Восточное общество определяло принадлежность человека к определённому классу не формальной собственностью на основные средства производства (земля считалась собственностью общины), а положением человека, его нахождение на определённой ступени этой пирамиды, то есть является ли он общинником или государственным чиновником, а в последнем случае смотрели на то, какое он занимает место в иерархии государственного аппарата.

Все восточные государства имеют много общего, то есть:

- все они имеют разделение на классы в зависимости от того, какое человек занимает место в общественно-государственной «пирамиде»;

- законодательная основа таких государств, как правило, практически неразвита. В основе существования восточного государства лежат традиции, культ предков и т. д.;

- государственный аппарат строго централизован, так как главой государства является абсолютный монарх. Для каждого восточного народа глава государства являлся воплощением Бога на земле или жрецом;

- все они имеют сильный чиновничий бюрократический аппарат, который по факту является владельцем средств производства;

- большинство восточных государств развивается очень медленно.[2]

Государственная власть здесь, как правило, принимает форму «восточной деспотии», так как вся неограниченная власть принадлежит лишь одному человеку. Главная роль в централизованном аппарате занимает войско, суд и полиция.

Главное отличие западных государств от восточных - это их быстрое развитие. Так, именно в условиях Европы произошла достаточно быстрая смена типов государства: рабовладельческая сменилась феодальной, а та, в свою очередь, - капиталистической.

Феодальный тип государства. Возникновение данного типа государства связывают с 6-9 вв. н. э., однако в некоторых странах до сих пор существуют отголоски этого типа государства.

Для данного типа характерна частная собственность феодалов на землю, крестьяне же тоже имели часть земли феодала, но отдавали за него так называемый оброк в виде части урожая и должны были безвозмездно работать на феодала. Такое неравенство было закреплено в законе.

Управление государственной властью принадлежало феодалам, и государство защищало только его интересы.

Такой тип государства, как правило, проходит в своём развитии ряд этапов. Их возникновение происходит как централизованные монархии, далее после распределения земли по феодалам государство разделяется и возникают отдельные части (герцогства, графства, княжества и проч.), которые, как правило, обретают полную независимость. После земля снова объединяется, и возникают сословно-представительные, а затем и абсолютные монархии. Но на всех этих стадиях развития феодального общества суть государства не меняется, так как оно всегда служит интересам феодального класса.

Буржуазный тип государства. Возникновение данного типа государства связывают с Европой и Северной Америкой примерно 200-300 лет назад.[3]

Отличительной чертой данного типа государства является тот факт, что капиталистический способ производства требовал работника, который свободно продавал свой труд. Поэтому буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство».

В Декларации независимости США, во французской Декларации прав человека и гражданина и других похожих документах говорилось о том, что абсолютно все люди приходят в этот мир равными и соответственно имеют одинаковые права.

Также, как и феодальное государство, буржуазный тип государства проходит несколько этапов.

Первый этап принято называть периодом свободной конкуренции. В этот период, несмотря на «всеобщее равенство», на законодательном уровне было ярко выраженное политическое неравенство. Это проявлялось в запрещении различных объединений рабочих, в том числе профсоюзов, введении специальных средств, которые ограничивали участие рабочих в управлении государством, а также отстраняли их от власти, что проявлялось в виде избирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза осёдлости и др.

Второй этап принято называть периодом монополистического капитализма, который взял своё начало в конце 19 - начале 20 веков. Этот период, как понятно из его названия, характеризуется монополизацией различного вида производств, что в результате привело к появлению трестов, синдикатов, корпораций и пр. В их руках, конечно, и сосредоточилась вся политическая власть, что приводит к отпаданию демократических форм из-за их ненадобности. В истории известны случаи, когда такого рода власть привела к совершенно противоположному демократии режиму. Так, например, фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и др. Таким образом, в период второго этапа буржуазия всё ещё находилась у власти, и все подчинялись именно этому классу. [4]

Третий этап - современный - начался в 30-х годах 20 века. Переход к этому периоду произошёл по двум причинам. Во-первых, чрезмерно частое движение рабочих в 20-х годах. Во-вторых, начало научно-технической революции. И то, и другое привело к росту оплаты труда и уровню жизни большей части населения. Что повлекло значительный рост производительности труда и общественного продукта. Оказалось, что выгодно хорошо оплачивать труд, потому что это даёт более высокую прибыль. На данном этапе исчезает класс пролетариата, а большая часть рабочих с другими слоями формируют новый класс - средний. Несмотря на всё ещё сформированную в руках буржуазии власть, к ней постепенно приходят и другие слои населения. Большими шагами государства движутся к созданию социального и правового государства, так как огромные расходы государства направлены на различные социальные программы, направленные на повышение уровня жизни населения. Таким образом, происходит резкое изменение функций государства, теперь оно не является инструментом подавления «низших» слоёв населения, а, наоборот, направлено на защиту всего населения и на защиту его интересов.

Социалистический тип государства. Изначально государство такого типа возникло в теории в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. В идеи этого государства лежала власть эксплуататорского меньшинства и её использование для подавления эксплуатируемого большинства.

В теории считалось, что после социальной революции рабочего класса, произойдёт перелом, который повлечёт за собой власть этого рабочего класса. Считалось, что они направят свою власть на стройку нового социалистического общества, что приведёт к резкому росту эффективности труда и благосостояния народа и культуры.[5]

Однако на практике большинство из этих идей не подтвердилось. Проводимая уравниловка только лишила труд необходимых стимулов и сделала его принудительным. Определённые достижения в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и других сферах были достигнуты в немалой степени за счёт «силовых» методов, что привело, в частности, к массовым необоснованным репрессиям.

В итоге произошло формирование общества и государства, которые были основаны на единой государственной собственности. В результате того, что вся политическая верхушка стала единственной владелицей всего государственного хозяйства, она получила неограниченную власть. А свобода народа, его участие в политике стали формальными.

Таким образом, эта идея, предложенная учёными о социалистическом государстве, не нашла своего практического применения, а стала лишь мечтой рабочего класса.

Переходный тип государства. История на различных примерах показала, что уже у уже существующих основных типов государства есть их подвиды. Их появление связано с различными специфическими особенностями каждого государства. И их огромное множество: климат, внешние условия, соотношение классов и др.

Однако, как правило, эти подвиды основных типов государств носят переходный характер. При таком типе государства власть находится в руках не одного человека, а двум или нескольким классам. Для примера можно привести уже упомянутый в социалистическом типе государства, когда рабочий класс завоевал своими силами власть.

Введение понятия «переходный тип государства» необходимо было для того, чтобы более точно описать состояние государства в тот или иной период, а также дать прогноз тому, как будет дальше развиваться этот народ.

    1. Признаки государства

Государство в любой период времени носит ряд основных признаков, которые характерны также и для каждого типа государства. К ним можно отнести:

  1. наличие публичной власти;
  2. территориальная организация власти;
  3. территориальная организация населения;
  4. государственный суверенитет;
  5. легитимность власти;
  6. налоги и займы как средство материального обеспечения деятельности государства;
  7. наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности;
  8. правовая основа государства;
  9. наличие государственной символики;
  10. государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства.

Все эти признаки указывают на функциональную характеристику государства, то есть на то, что каждое государство осуществляет все эти функции.

Также по данным признакам государства можно просмотреть то, как изменяется каждое конкретное государство. По таким признакам можно определить принадлежность государства к тому или иному типу.

Всем известно, что власть существовала и в догосударственном обществе, однако та власть была общественной, то есть она исходила от членов общества. В ней отсутствовали чиновники и аппарат в целом.

Поэтому необходимо выделить признаки, которые отличают государство от первобытного общества:

- участие в управлении осуществляют не все члены общества, а лишь малая его часть;

- наличие аппарата управления (публичной власти), который отделён от всего общества.

Аппарат управления несёт в себе интересы, которые не преследует первобытное общество:

- разделение всего государства на отдельные территории;

- взыскание налогов и сборов.

Также существует ряд признаков, которые отличают государство от организации:

- крупный масштаб управления в рамках всей страны;

- внешний и внутренний суверенитет;

- исключительное право издавать законы для всего населения;

- наличие специального аппарата принуждения;

- существование необходимости ведения войн.

Правовое государство также обладает рядом признаков, в которые включают принуждение (оно строго определено на законодательном уровне, его процедура чётко сформирована), контроль правового принуждения (определяется тем, что существует возможность обжалования наказания в суде).

Уровень правового государства определяется по таким признакам, как:

- подчинено ли оно общим принципам правовой системы;

- действует через механизм прав и обязанностей;

- нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения;

- является ли по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны;

- оснащено развитыми процессуальными формами.[6]

Все эти признаки в совокупности отображают место и роль государства в системе общества.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остро дискуссионной.

Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют, помимо многих различных, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единую цель и один, общий интерес. Об этой цели каждый может сказать: "это моя цель", и будет прав, но должен добавить: "не только моя". И все сразу могут сказать: "Это наша общая цель", и, высказав это, все будут правы. Но это и значит, что цель эта общая. Множество телесно и душевно разъединенных людей желают одного и того же, такого, что или сразу у всех будет, или чего сразу у всех не будет. Каждый желает одиноко и по-своему; "интерес" как личное переживание остается своеобразным и множественным. Но предмет желания един для всех и может быть создан только в организованном, совместном и не одиноком творчестве. Общность цели создает общность путей и средств, и основа политической деятельности дана.

Интерес государства состоит в поддержании и осуществлении всех естественных прав всех его граждан, и поэтому вовлечение личной воли в "политику" означает вовлечение его в борьбу за естественные права всех и каждого. Поэтому восхождение личной, частной воли к политической цели есть тем самым ее расширение по объему и по содержанию, и в то же время это есть освобождение ее от всякой чисто личной, групповой или классовой корысти, освобождение и очищение. Ибо политика не приемлет никакого чисто личного, группового или классового интереса, но или отвергает его совсем, или же признает его верным и справедливым естественным правом и тем превращает его в интерес общий и политический.

В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатура господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность . Государств возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах, прежде всего, привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу Рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса Феодалов — земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) Феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу — буржуазии.

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50-60х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер по­давления любого инакомыслия, любого противодействия действиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.[7]

Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапар­тизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и проч.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции . Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низ­кая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия — идеологические, в том числе рели­гиозные, разжигание национальной и социальной розни (положе­ние рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы вы­полняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономичес­кие методы — материальная заинтересованность раба в результа­тах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства.

Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных про­грамм и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность об­щества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.[8]

Но, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элит, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др. О некоторых их них пойдет речь ниже.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Теория государства всеобщего благоденствия, одна из современных буржуазно реформистских апологетических теорий о сущности капиталистического общества и буржуазного государства, которое изображается как сила, устраняющая несправедливость капиталистического строя и обеспечивающая рост благосостояния широких масс населения. Является частью ложной идеи о трансформации капитализма в новый общественный строй. Её теоретическим источником явились кейнсианство и реформистская идеология. Как самостоятельное понятие концепция "Государства всеобщего благоденствия" получила распространение после 2 - й мировой войны 1939—45 и стала неотъемлемым элементом официальной буржуазной пропаганды, а также различных партийных платформ и программ (например, Лейбористской партии в Великобритании, Либерально демократической — в Японии и др.) . Согласно этой концепции, в прошлом буржуазное государство стояло на позициях невмешательства и не боролось с социальными несправедливостями капиталистического строя, а ныне оно превратилось в силу, которая якобы противостоит монополиям и добивается социальной гармонии.

Развитие государственно монополистического капитализма после 2 й мировой войны, сопровождавшееся усиленным вмешательством буржуазного государства в экономику, добытые в борьбе трудящимися социальные завоевания в ряде капиталистических стран были использованы для пропаганды идей "Государства всеобщего благоденствия". Сторонники этой "теории", видя притягательную силу идей социализма, стремились также создать впечатление, будто его возможности присущи и "новому" капиталистическому государству. В действительности теория "Государства всеобщего благоденствия" представляет собой завуалированную форму защиты государственно монополистического капитализма, при котором буржуазное государство используется монополиями для укрепления своей экономической мощи и усиления эксплуатации трудящихся. Имеющее место в некоторых случаях ограничение деятельности отдельных монополий буржуазным государством направлено на соблюдение интересов класса капиталистов в целом. Социально экономические завоевания трудящихся в капиталистических странах — не следствие деятельности буржуазного государства, а результат ожесточённой классовой борьбы. Коммунистические и рабочие партии, борясь против буржуазной и реформистской идеологии, разоблачают апологетическую сущность концепции "Государства всеобщего благоденствия".[9]

2. Функции государства

2.1. Классификация функций государства

Классификация функций государства имеет большое количество вариаций. Однако основными признаками для классификации функций являются: территориальный масштаб деятельности; методы государственного воздействия на отношения в обществе; объекты воздействия и сферы государственной деятельности; само содержание функций; продолжительность осуществления функций и др.

Можно также разделить функции по условиям их возникновения. Так, они выходят из конфликтов классов, то есть, например, подавление сопротивления низших классов, а также они выходят из функций, которые выражаются в потребностях общества, то есть, например, поддержание порядка, экологического фактора и т. д.

Функции также можно разделить и по времени действия. Так, они делятся на постоянные, которые осуществляются от имени государства, и временные, которые обусловлены особенностями развития какого-либо общества.

По степени значимости функций их можно разделить на главные, которые являются приоритетными на той или иной стадии развития общества (например, экономические, социальные, экологические функции), и производные, которые часто сопутствуют главным и являются второстепенными по своему характеру (к таким относят, например, финансовый контроль, который имеет вспомогательную природу по отношению к экономической и социальной функциям, а также и к функциям обеспечения правопорядка и законности).

Однако основной из всех классификаций принято считать ту классификацию, которая основана на принципе разделения властей. То есть это разделение на законодательные (или правотворческие), исполнительные (или управленческие) и судебные функции. Главным отличием этой классификации является то, что функции здесь разделяются по механизму осуществления государственной власти. Как правило, осуществление этих функций происходит не одним лицом, а целыми группами лиц, которые и составляют каждую из ветвей власти: законодательная, исполнительная и судебная. Обычно такое разделение закреплено в главном документе государства (в Российской Федерации, например, это является одним из основных принципов конституционного строя и закреплено соответственно в Конституции РФ).

Но некоторые учёные, в числе которых Венгеров А. Б., считают, что такая классификация, которая основывается на разделении власти, не могут быть функциями. Вот, что на этот счёт говорит сам Венгеров А. Б.: «…Классификация функций, которая опирается на членение властей, не у всех учёных-юристов вызывает признание. А происходит так, потому что это, как думают многие учёные, собственно, не функции государства, а функции реализации государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д. Так, по их мнению, происходит смешение функций государства и государственной власти. Однако ведь функции государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. Именно поэтому в теории государства чаще всего используют и признают разделение функций на внутренние и внешние, то есть на основании определения деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство и по отношению к другим государствам».[10]

Если рассмотреть неглубоко классификацию функций на внутренние и внешние, то нужно заметить, что внутренние функции основаны на целях и задачах самого государства, а внешние функции направлены на межгосударственные отношения.

Однако, несмотря на такую разницу в сущности этих функций, они дополняют и взаимодействуют друг с другом. Поэтому учёными принято считать, что в каждом государстве существуют общие и внутренние, и внешние функции.

Но некоторые учёные считают, что такое разделение функций устарело. Поэтому они выделили пять основных функций, которые присущи каждому государству. К таким функциям относят: экономическая, политическая, социальная, идеологическая и экологическая.

Однако, есть мнение, которое связывает пять этих функций и классификацию на внешние и внутренние. Тогда выделяют такие внутренние функции: политическая, экономическая, социальная, налогообложение и финансовый контроль, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. И такие внешние функции: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами, в том числе в решении глобальных проблем.[11]

Рассмотри более подробно последнюю классификацию, так как она более точно описывает функциональный характер государства.

2.2. Внешние функции государства

Как было сказано выше, внешние функции государства направлены на международные отношения, поэтому они характеризуют деятельность государства как такую деятельность, которая направлена на вовне его жизнедеятельности. Примерами такой деятельности могут стать, защита населения от внешних угроз, сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. д.

Главной особенностью внешних функций является то, что регулирование межгосударственных отношений происходит не по внутригосударственным законам, а по принципам международного права и международным договорам. Такие права устанавливаются, как правило, государствами совместно. Так как на данный момент все страны мира считаются независимыми друг от друга, а значит и права и обязанности должны быть установлены для мирового уровня.

Однако государства не только независимы, но и зависимы друг от друга. Это проявляется в межгосударственных отношениях, которые происходят посредством торговли, кредитов и другой совместной деятельности. Такие отношения нужны различным странам для того, чтобы получить то, чего им не хватает.

Большинство демократических государств придерживаются принципа поддержания достаточного уровня обороноспособности страны. Однако опять же он должен соответствовать тем требованиям, которые установлены в международных документах. Обороноспособность страны, как правило, необходима для решения таких поставленных целей:

- защита независимости и целостности территории страны;

- обеспечение выполнения международных обязательств.[12]

Это даёт возможность значительного снижения военных расходов страны и осуществления в крупных размерах конверсии оборонной промышленности. Ведь не стоит пропускать тот факт, что в таких условиях, которые наблюдаются в современном мире, любому государству самостоятельно одному не защитить себя. По этой причине в ООН создали систему, которая позволяет обезопасить все страны от возникновения войн. Организация таких мероприятий носит в себе такие функции, как: деятельность по разоружению, уничтожение ядерного оружия и запрещение его использования, сотрудничество государств в различных сферах, таких как, например, борьба с организованной преступностью (в том числе контрабандой, международным терроризмом, наркобизнесом); а также регулирование межнациональных конфликтов с помощью мировых сообществ, так как они происходят из-за нарушения прав человека, в частности относительно национальных меньшинств, что, безусловно, требует международного вмешательства.

В основе функции взаимодействия государств лежит поиск наиболее выгодных решений возникших глобальных проблем, которые затрагивают каждый народ по всему миру. Самой известной глобальной проблемой является экологическая катастрофа, на решение которой направлены все силы всех стран мира. Для решения этой цели выделяются две задачи:

  1. снижение количества вредных воздействий на окружающую среду;
  2. рациональное использование природных ресурсов.

Только лишь усилиями всех стран становится возможным улучшить экологическое состояние планеты, именно для решения таких глобальных проблем и были созданы международные документы.

В заключении необходимо выделить основные тенденции развития внешних функций государства. К таковым относят:

  1. вне государственных территорий не только права, но и обязанности расширяются и носят глобальный характер. Также некоторые внешние функции перерастают во внутренние;
  2. во внешних функциях государства первостепенное значение занимают обще социальные гуманистические ценности;
  3. наблюдается рост социальных ценностей государства, потому что государство - это в первую очередь источник порядка и безопасности народа. Оно должно решать возникающие социальные, национальные конфликты и т. д.;
  4. основная цель изменения содержания многих функций является создание новой демократической государственности.[13]

2.3. Внутренние функции государства

Внутренние функции основаны на целях и задачах самого государства, а значит, они затрагивают абсолютно все сферы общественной жизни.

Основными внутренними функциями государства принято считать:

- политическую функцию;

- экономическую функцию;

- социальную функцию;

- экологическую функцию;

- функцию налогообложения и осуществления финансового контроля;

- функцию защиты прав и свобод человека и гражданина.

Рассмотрим их подробнее.

Политическая государственная функция. Политический характер присущ всем названным функциям, однако в политических отношениях существует особенный механизм политических институтов, учреждений, государственных и негосударственных органов, при помощи которых происходит осуществление воздействия государственной власти. К таким учреждениям относят органы представительной власти, местного самоуправления, способы участия населения с помощью референдумов, собраний и пр. в реализации власти. Также население владеет такими правами, как контроль функционирования аппарата государства, а также контроль за осуществлением принятых государством решений.

Политическая функция подразумевает формирование демократического свободного общества. Однако только лишь различных политических институтов недостаточно. Поэтому государство должно выступать в роли того, кто будет контролировать отсутствие произвола со стороны таких политических институтов, а также смотреть, чтобы никто не нарушал интересы его граждан и их прав.

Политическая государственная функция, безусловно, является основой для правомерного существования государства и его граждан, так как без законов на территории любого государства будет хаос и разрушения.

Экономическая государственная функция. Как понятно из её названия, данная функция опирается на основы экономики и рыночных отношений. По большей степени здесь возникает ограничение на монополизацию организаций, так как такой аспект вызовет резкий рост цен в той или иной области рынка.

Также данная функция контролирует и другие отношения: определение объёма производства, товарооборота, распределение ресурсов, установление централизованной системы управления экономическими отношениями и экономикой в целом.

Как правило, в государстве рыночная экономика по своему определению развивается и живёт практически без вмешательства государства. Государство вмешивается в экономику только для того, чтобы осуществлять следующие меры:

1) в целях государственной защиты собственного экономического суверенитета и обеспечения безопасности также регулируются и внешнеэкономические отношения;

2) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, предпринимательство и труд должны стимулироваться при помощи государственных средств, должно обеспечиваться равноправие всех форм собственности, а так же должны быть защищены права собственника, осуществляются мероприятия по устранению недобросовестной конкуренции, а также охраняются потребительские права;

3) выработка экономической политики в общественном масштабе;

4) осуществление управления предприятиями и организациями, входящими в собственность государства.[14]

Помимо осуществления выше перечисленных мероприятий, государство имеет право вмешиваться в экономику в периоды кризисов и депрессий.

Однако государство также осуществляет такую немаловажную функцию, как планирование экономики. В истории различных стран есть большое множество примеров существования экономики без планирования. Экономика здесь именно существовала, а не развивалась, так как без этой важной задачи рынок гибнет.

Социальная государственная функция. Осуществление данной функции преследует главную цель - это обеспечение благополучия общества, в которую входит огромной количество различных мероприятий и задач. Одной из таких важных функций является защита социально уязвимых слоёв населения, то есть поддержание их материально и создание таких условий, которые помогут им жить и существовать как обычный человек. [15]

Основой социальной функции, как правило, считают уничтожение противоречий в обществе, для которых используют только цивилизованные способы разрешения. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) горит о том, что каждый человек имеет право на тот уровень жизни, которые необходим ему для нормального, полноценного существования. Для этого государства устанавливают прожиточный минимум.

Также важным условием нормального развития человека является право на свободный и безопасный труд, который государство старается контролировать: вводит различное страхование рабочего, старается ликвидировать безработицу, давать людям образование и т. д. Каждое государство обязано следить за тем, чтобы различные преобразования в стране, в том числе реформы, ориентировались на общественные потребности, с целью смягчения социальных последствий проводимой политики с помощью расширения социальных гарантий и поддержания равенства различных слоёв общества.

Социальная функция также распространяется и на деятельность государства в области науки, образования и культуры. Здесь государство также оказывает поддержку материально, то есть финансирует различные образовательные учреждения: даёт бюджетные места студентам, ремонтирует библиотеки, музеи, институты, школы, детские сады и т. д. Однако, как и в экономику, в эту сферу вмешательство государства должно быть минимальным и происходить только тогда, когда учреждению необходима государственная помощь.

Экологическая государственная функция. Она тесно связана с социальной, так как экология также влияет на каждого человека в мире и соблюдение экологического благополучия населения является важной обязанностью государства.

Как известно, необходимость ввода таких законов связана с рядом произошедших катастроф и неутешительными прогнозами учёных. Поэтому, как было сказано выше, не только государство самостоятельно, но и целиком мировое сообщество борется с возникшей ситуацией: создаёт законы, устанавливает правовой режим природопользования, выявляет требования экологии, устанавливает условия и порядок использования всех природных ресурсов, проводит работы по улучшению и восстановлению природной среды и пр. Все эти мероприятия и должно проводить каждое государство на своих территориях. [16]

В ст. 42 Конституции РФ чётко определено: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Из этого и следует то, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, поэтому и возникла необходимость её беречь и охранять.

Государственная функция налогообложения и осуществления финансового контроля. Эта функция затрагивает экономическую и социальную сферы. Без неё государство не сможет нормально существовать, так как большую часть государственного бюджета и составляют налоги, которые взимаются с граждан.

Рассмотрим эту ситуацию с двух позиций: государства и налогоплательщика.

Несмотря на то, что демократия предполагает защиту интересов и прав налогоплательщиков, такой вид отношений носит явно выраженный вертикальный характер. Потому что с другой стороны государству необходимо осуществлять финансовый контроль. А такой контроль подразумевает: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку финансовых обязательств при осуществлении финансовых операций; осуществление контроля за должным использованием государственных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении юридических лиц; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и т. д. Так, государство носит в себя достаточно большое количество различных учреждений, которые осуществляют финансовый контроль. К таковым относят: Счетную палату, Центральный банк, Министерство финансов, Налоговую службу, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. А также контроль может осуществляться и не государственными организациями.

Государственная функция защиты прав и свобод человека и гражданина. Последняя из главных функций старается решить огромное количество стоящих перед ней проблем: в области интернационализации прав человека, её распространение в международной политике и др.

Принцип уважения прав человека прописан во Всеобщей декларации прав человека (1948). И говорится в нём о том, что каждое государство должно каждому человеку предоставить равные права и свободы, которые необходимы для его полноценного существования, а также необходимо защищать и сохранять эти права и свободы. В государстве не должно быть какой бы то ни было дискриминации: по полу, возрасту, религии, расе, языку и т. д.

Большинство стран, в том числе и Российская Федерация, внесли в свои главные государственные документы права и свободы человека как основу конституционного строя.

Функции защиты прав и свобод человека, а также обеспечение законности и правопорядка осуществляет система правоохранительных органов (суды, органы внутренних дел, государственной безопасности и др.).

Заключение

Государством принято называть совокупность людей, которые соединились в одно целое и создали ряд общих законов и судебную инстанцию, которая необходима для сглаживания конфликтов между этими людьми и для наказания преступников.

Наукой было выделено четыре основных типов государства. Это рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Каждый из них по очереди сменял друг друга, однако следует упомянуть о том, что первые два типа существовали только в Европе, в остальном мире - в Азии, Африке и Америке - государства были иными и их относят к «восточному типу».

Классификация функций государства имеет большое количество вариаций. Однако в данной курсовой работе рассматривалось выделение таких внутренних функций: политическая, экономическая, социальная, налогообложение и финансовый контроль, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. И таких внешних функций: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами, в том числе в решении глобальных проблем.

Если делать вывод на основе рассмотренных функций, тогда необходимо упомянуть и о том, что каждое современное государство является такой организацией, которая должна выражать интересы всего общества в целом, а не только классов, которые стоят у власти. Формирование функций осуществляется по мере развития самого государства, и это выражается в его многоплановости. По мере того как развивается государства, оно выделяет для себя те или иные цели и задачи. Данная тема будет актуальной ещё долгое время, до того момента, как такой институт как «государство» прекратит своё существование. Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Список используемой литературы

  1. Байтин, М. И. Сущность и основные функции социалистического государства: Учебное пособие/ М. И. Байтин. - М.: Саратов, 2009. - 306 с.
  2. Венгеров, А. Б. Учебник для юридических вузов 3-е изд/ А. Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2010. - 96 с.
  3. Корельский, В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. проф. В. Д. Превалова. - М.: Норма-Инфра, 2012 - 157 с.
  4. Матузов, Н. И. Теория государства и права: Учебник/ Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2014. - 235 с.
  5. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник/ Л. А. Морозова. - М.: Юристъ, 2013. - 102 с.
  6. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник/ Т. Н. Радько. - М.: Проспект, 2009. - 102 с.
  7. Соловьёв, А. И. Политология: Учебник для вузов/ А. И. Соловьёв. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 107 с.
  8. Сырых, В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов/ В. М. Сырых. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2012 - 144 с.
  9. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие/ В. Н. Хропанюк. - М.: Проспект, 2009. - 168 с.
  10. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права. Учебное пособие. Второе издание. М,:РИОР-ИНФРА-М,2013.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - Учебник. Юристъ.-2014.
  12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Юристъ, 2002. 622 с.
  13. Черепанов В.А. Теория российского федерализма: Учеб. пособие. М.: МЗ-ПРЕСС, 2005. 320 с.
  14. Безруков А.В. Государственная и муниципальная власть в системе единой публичной власти России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - №6. - с. 23 -28.
  15. Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р. «Белая» Россия: проблема выбора формы территориального устройства // Актуальные проблемы экономики и права . – 2014 . - №2 (30). – с. 170 – 175.
  16. Гейн Е.А. Правовое регулирование политико-территориальной организации государственной власти: опыт России и зарубежных государств //Вестник Тюменского государственного университета.- 2014. - №2.- с. 42-46.
  17. Гороховатский С.М. Исторический аспект и перспективы изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016.- № 1.- с. 30 - 33.
  18. Евсеенко Т.П. Конфедерация как устойчивая форма государственного устройства // Марийский юридический вестник. - 2009. - №7.- с. 39 - 43.
  19. Жидких В.А. Федерализм как форма государственного устройства // Власть. - 2013. - №7.- с.23 - 26.
  20. Кукушкина С.М. Влияние глобализации на суверенитет государств с различной формой государственного устройства // Марийский юридический вестник. - 2013. - № 10.- с. 36 - 39.
  21. Лановой В.Г. Идеократическая форма государственного устройства в политико-правовой доктрине Трубецкого Н.С. // Символ науки. - 2015. - №8. - с. 200 - 204.
  22. Лексин И.В. Изменения в территориальном устройстве государства: вопросы типологии и терминологии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право . – 2012 . - № 4 (24) / том 5. - с. 53 - 65.
  23. Лексин И.В. Соотношение федеративной и регионалистской формы государственного устройства: проблемы и решения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2012. - №12. - с. 476 - 486.
  24. Мартышкин С.Л. Конфедерации в истории государственного управления // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 6 (12).- с. 29 -32.
  25. Медоев Е.О. Формы современного Российского государства // Экономико - юридический журнал. - 2014. - №4. - с. 59 - 63.
  26. Морозова А.С., Карасев А.Т. Проблемы совершенствования федеративных отношений в России: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 10. - с. 27 - 31.
  27. Нежинская К.С. Особенности нормативно-правового регулирования демографической политики в государстве с федеративной формой государственного устройства // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - №17.- с.303 - 306.
  28. Ненашев Ю. Н. Форма государственного устройства в правовом учении Ф.И. Карпова о государстве // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена .- 2007.- № 37 . – с. 143 - 147.
  29. Олесов А.А. Государственный суверенитет в федеративном государстве // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - №8 (149). - с. 91 - 94.
  30. Павликов С.Г., Баташев К.И. Влияние принципа федерализма на организацию системы органов конституционного судебного контроля Германии и развитие институтов гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2014. - №3.- с. 23 - 29.
  31. Раньжина И.В. Механизм федерализации государств унитарной формы государственного устройства // Общество: политика, экономика, право.- 2013. -№4. - с. 44 - 49.
  32. Рыбаков В.А. Смешанная форма государственного устройства // Вестник Омского университета. - 2013. - №4 (37). - с. 56 - 61.
  1. Гейн Е.А. Правовое регулирование политико-территориальной организации государственной власти: опыт России и зарубежных государств //Вестник Тюменского государственного университета.- 2014. - №2.- с. 42-46

  2. Медоев Е.О. Формы современного Российского государства // Экономико - юридический журнал. - 2014. - №4. - с. 59 – 63

  3. Сафронова Е.В., Кравченко А.В. Идея международной конфедерации в государственно-правовом учении А.С. Ященко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.- 2015.- № 8.- с. 172- 174

  4. Рыбаков В.А. Смешанная форма государственного устройства // Вестник Омского университета. – 2013. -№4 (37).- с. 56-61

  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - Учебник. Юристъ.-2014

  6. Турусин С.В. Унитарный федерализм: сущность и исторические формы // Вестник Самарского государственного университета. -2013.- №7 (108). - с. 74-79

  7. Лексин И.В. Изменения в территориальном устройстве государства: вопросы типологии и терминологии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право . – 2012 . - № 4 (24) / том 5. - с. 53 - 65

  8. Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. - 2015.- № 7.- с. 20 - 24

  9. Павликов С.Г., Баташев К.И. Влияние принципа федерализма на организацию системы органов конституционного судебного контроля Германии и развитие институтов гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2014. - №3.- с. 23 - 29

  10. Нежинская К.С. Особенности нормативно-правового регулирования демографической политики в государстве с федеративной формой государственного устройства // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.-2012.-№17.-с.303-306

  11. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права. Учебное пособие. Второе издание М,:РИОР-ИНФРА-М,2013

  12. Рыбаков В.А. Смешанная форма государственного устройства // Вестник Омского университета. – 2013. -№4 (37).- с. 56-61

  13. Сафронова Е.В., Кравченко А.В. Идея международной конфедерации в государственно-правовом учении А.С. Ященко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.- 2015.- № 8.- с. 172- 174

  14. Мартышкин С.Л. Конфедерации в истории государственного управления // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 6 (12).- с. 29 -32

  15. Ланова В.Г. Идеократическая форма государственного устройства в политико-правовой доктрине Трубецкого Н.С. // Символ науки. - 2015. - №8. - с. 200 - 204

  16. Евсеенко Т.П. Конфедерация как устойчивая форма государственного устройства // Марийский юридический вестник.-2009.-№7.-с.39-43