Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА ( Неразрывная связь государства и права и взимание налогов)

Содержание:

Введение

Вопросы, связанные с государством, его понятием, сущностью и роль в обществе, с давних пор рассматриваются как основополагающие и остро дискуссионные. Объяснением этому являются, как минимум, три причины. Во-первых, перечисленными вопросами прямо и непосредственно затрагиваются интересы разных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, ни у одной иной организации нет возможности для конкуренции с государством, принимая во внимание многообразие осуществляемых функций и задач. В-третьих, государство является очень сложным и внутренне противоречивым общественно-политическим явлением.

Определение актуальности темы исследования происходит на основании таких обстоятельств. Для любого общества характерно определение в виде целостного социального организма с определенной организованностью, урегулированностью, упорядоченностью общественных отношений.

На основании этого можно сделать вывод, что общество характеризуется той или иной системой управления и регулирования поведения людей, используя социальные нормы.

Чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность, прогрессивное развитие социальных связей, требуется объединение таких интересов на общее благо. Однако их соединение представляется возможным только в том случае, если во многом индивидуальная выгода будет сочетаться с социальной выгодой. Для достижения подобного соединения требуется, чтобы в обществе существовали правила поведения и власть, со стороны которой бы приводились в жизнь и обеспечивались названные нормы, т.е. речь идет о государственной власти.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы дать общую характеристику сущности и социальному назначению государства.

На основании поставленных целей была предопределена постановка и решение таких задач:

- раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;

- рассмотреть основные признаки государства;

- определить типологию и форму российского государства.

Со стороны целей и задач исследования происходит определение того, каким должен быть объект исследования.

Объект исследования - понятие и сущность государства, его исторические типы и формы.

Предметом исследования является социальное назначение государства.

Теоретическая основа работы представлена материалами, которые включены в учебную и научную литературу.

Методологическую основу работы представляет система, представленная разными общенаучными и частно научными методами познания исследуемого вопроса.

Для того, чтобы реализовать цели и задачи, в данной курсовой работе происходило использование формально-логического метода исследования, а также специально-юридических методов исследования – сравнительно-правового, документального, метода анализа и толкования правовых актов.

Глава 1. Понятие государства

1.1. Понятие, сущность государства

Вопрос, касающийся понятия государства, считается настолько древним и сложным, насколько таким является само государство. Юристы и философы каждого народа и каждого поколения обращались к данному вопросу – начиняя с древнеримских и древнегреческих до живущих в настоящее время[1].

«Что такое государство? - восклицал один из российских государствоведов в начале ХХ в. А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И далее: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется[2]. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией».

Необходимо отметить правоту «практических деятелей», которые говорят о невозможности остановки общественной государственной жизни и ждать, пока появятся точные определения государства[3]. Обхождение без них представляется возможным на протяжении достаточно продолжительного временного периода. Но должно быть выполнено одно условие – если не акцентировать внимание на то, что со временем неизбежно будет падать уровень его слаженности и эффективности.

На протяжении предыдущих исторических этапов можно говорить о многочисленных случаях управления государством, не обладая достаточным объемом знаний, и пользуясь исключительно пробами и ошибками, эмпирическим опытом[4]. Необходимо отметить неоднозначность результатов подобного правления для общества, а в некоторых случаях, как, к примеру, в бывшем СССР, можно говорить о плачевных последствиях для народа.

Нельзя не согласиться с российским автором А.Паршиным, заявлявшим о том, что отсутствие глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства не даст возможности грамотно и квалифицированно управлять им. По мере развития общества перевес неизбежно окажется на стороне объективной необходимости и практической потребности в знаниях о государстве, а не на стороне эмпирического подхода к нему и знания о нем[5].

Во время того, как определяется понятие государства, важным видится учет не только неодинакового восприятия одинаковых государственно-правовых явлений со стороны разных людей, но и сложности и многогранности самого государства в виде явления.

Также верно было подмечено известным австрийским юристом Г.Кельзеном, «усугубление трудностей определения понятия «государства» происходит на основании еще и того, что такой термин обычно используется для обозначения самых разных предметов и явлений»[6].

Во-первых, представляется возможным применение понятия государств в юридическом смысле. Можно рассматривать государство исключительно с «юридических позиций». Оно может быть представлено в качестве юридического лица, «правового феномена», в качестве своеобразной корпорации. Отличие от иных корпораций заключается исключительно в «установленном в масштабе нации или страны правовым порядком».

Во-вторых, представляется возможным употребление понятия государства в социологическом смысле. В данном аспекте требуется его понимание в качестве определенной «социологической общности», «социальной реальности, которая существует вне зависимости от ее правового порядка и правовой реальности».

Автором было отмечено, что «не существуют государства, где любые акты и действия изначально исходили от одного правителя. Для общества всегда было характерным существование нескольких командных структур. Их деятельность всегда приводила к огромному числу доминирующих в обществе отношений, а также многочисленным актам управления и подчинения, отражение совокупности которых происходит в пределах социологического государства»[7].

В-третьих, представляется возможным определение понятия государства в качестве живого, «естественного организма». Принимая во внимание такой подход, происходит его рассмотрение не иначе, как в виде «формы социальной биологии».

До Кельзена такой взгляд на понятие государства использовали многочисленные авторы, являющиеся преимущественно сторонниками т.н. органической теории государства.

В-четвертых, Кельзен и его сторонники-нормативисты употребляют понятие государства в качестве «системы права», в качестве «нормативного порядка» или же в качестве «политически организованного общества», «государства-власти»[8].

По мнению автора государство обладает политическим характером, его проявление происходит в качестве политической организации потому, что с его стороны происходит установка «порядка использования силы, поскольку для него характерна монополия на то, чтобы применять силу».

Итак, на основании, с одной стороны, сложности и многогранности государства в качестве явления и понятия, и с другой стороны – субъективности его восприятия различными авторами, объективно обусловлена возможность и неизбежность его многовариантного понятия и не менее различного толкования[9].

Государство является политико-правовой организацией общества, со стороны которой происходит обеспечение его единства и территориальной целостности, для которой характерен суверенитет, которое осуществляет власть и регулирование в обществе[10].

Представляя собой на протяжении всей человеческой истории ключевое явление и понятие политической жизни, политической теории и практики разных стран, государство, в качестве института или организации всегда не было похоже на догосударственные и негосударственные институты или организации, принимая во внимание собственные специфические признаки. Если их выявлять и изучать, то будет открыт путь для того, чтобы более глубоко и разносторонне понимать не только прошлое, но и настоящее нашего государства и иных государств[11].

В первую очередь, у государства должна присутствовать публичная власть.

Существование власти в качестве системы отношений подчинения одних людей иным происходило и в пределах догосударственного общества, но это рассматривалось в качестве общественной власти, которая исходит из соответствующего общества, используется и обеспечивается самим обществом. Осуществление властных функций, связанных с управлением делами рода, племени или союза племен, происходило и в пределах первобытнообщинного строя, а их выполнением занимались не выделяющиеся из общества и не ставящие себя над людьми, а сами занятые производственным трудом взрослые члены данного общества[12].

Перечень принципиальных отличительных характеристик публичной государственной власти представлен такими:

- это публичная (политическая) власть, поскольку она оторвана от общества, возвышается над ним, и при этом представляет интересы всего общества, выступая от его имени;

- реальное воплощение публичной государственной власти происходит в пределах профессионального слоя управленцев, которые состоят на государственной службе, и основное занятие которых заключается в том, чтобы выполнять властные и управленческие функции. Они не занимаются производством материальных или духовных благ, а исключительно занимаются управлением. Получение ими собственных должностей происходит в результате избрания, назначения, наследования или замещения;

- осуществлением государственной власти занимаются государственные органы, которые пользуются во время этого экономическими, организационными и иными ресурсами;

- обеспечение реализации государственной власти происходит на основании ее авторитета, политического и правового сознания населения, управленческих технологий, и государственного принуждения[13].

Роль одного из ключевых признаков государства отводится тому, чтобы там присутствовал аппарат принуждения. Он представлен особыми отрядами, в которые входят вооруженные люди (полиция, армия, разведка, контрразведка, и разного рода принудительные учреждения).

Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права. Объединение государства и права происходит на основании социальной среды, территории, экономической основы, политической природы, социального назначения, одинакового нравственно-духовного содержания. Проявление такой взаимосвязи происходит как в пределах генетического и сущностного уровней, так и в пределах системно-структурного и деятельного аспектов[14].

Под взаимозависимостью между государством и правом понимается, что их существование друг без друга не представляется возможным. Даже тоталитарным, диктаторским государствам приходилось заниматься упорядочиванием общественных отношений при помощи права, установлением определенного правопорядка, использованием правовой формы для того, чтобы осуществлять личное, групповое или классовое насилие.

Взаимодействие между такими явлениями обладает многогранным и постоянным характером[15].

Со стороны государства ведется активное участие в том, чтобы осуществлять правотворческую деятельность, объективизацию волеизъявления народа или его большинства в правовых актах, осуществлять правоприменительную деятельность, в некоторых случаях обеспечивать реализацию права при помощи государственного принуждения.

Со стороны права происходит юридическое оформление государства, закрепление системы государственных органов, их компетенции, установление предела того, как осуществляется государственная власть, обеспечение прав и свобод граждан, т.е. государство и его деятельность получают легитимный характер[16].

Кельзен считает, что государство в качестве юридического феномена должно предполагать, что «рассмотрение отношений между ним и правом должно происходить по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом. Это говорит о том, что государство, несмотря на издание или санкционирование права, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и действиях связано правом».

Государственный суверенитет является политико-правовым признаком государства, со стороны которого происходит выражение верховенства государственной власти внутри страны, а также ее независимости на международной арене[17].

Со стороны верховенства государственной власти внутри страны происходит обозначение:

- универсальности ее властной силы, распространение которой происходит на все население, организации и учреждения, политические партии и общественные объединения;

- уникальности ее властных полномочий, принимая во внимание которые у органов государственной власти есть право на отмену, признание ничтожности любого проявления иной общественной власти, если со стороны последней происходит нарушение закона;

- наличия у государственной власти средств воздействия, которые отсутствуют у иной власти[18].

Проявлением независимости государственной власти является ее исключительное, монопольное право на самостоятельное и свободное решение всех своих вопросов, на осуществление любой законной деятельности как в пределах государства, так и вне него[19].

Если рассматривать основные признаки государства, то необходимо выделить в т.ч. разделение населения, принимая во внимание территориальные единицы. Если говорить о первобытном строе, где происходило распространение общественной власти на людей, принимая во внимание кровнородственный признак, принимая во внимание принадлежность к тому или иному роду, племени или их союзу, причем, в большинстве случае в рода отсутствовала строго определенная территория, и происходило перемещение его с одной территории на другую, с одного места на другое, при государственном строе происходит распространение власти на них, отталкиваясь от территории проживания[20]. Для государства характерно наличие строго локализованной территории, на которую происходит распространение его суверенной власти, а население, которое проживает на ней, становится подданными (при монархии) или гражданами (при республике) государства[21].

Граждане государства, которые проживают на его территории и вне ее, равно как и сама территория, получают защиту от государства. Под принципами целостности и неприкосновенности территории понимается, что действует запрет на то, чтобы насильственно расчленять или захватывать ее, отторгать ее часть. От кого бы не исходили такие акты, они квалифицируются в качестве актов прямой агрессии. Для каждого государства характерно наличие права и обязанности защищать собственную территорию и своих граждан, которые проживают на ней[22].

Территориальная организация населения затрагивает не только процесс возникновения государства, но и начало процесса, когда складываются отдельные страны. Поэтому, если говорить о таких позициях, то можно отметить совпадение между понятиями «государство» и «страна».

Роль основного признака государства, помимо отмеченного, отводится займам и налогам. Государство само по себе не производит материальные блага, поэтому, чтобы содержать государственный аппарат и поддерживать некоторые социальные функции, с его стороны происходит установка налогов, податей, пошлин и иных денежных сборов.

Изначально необходимость в них была обусловлена только на основании содержания армии, полиции и иных принудительных органов, а также государственного аппарата. После этого началось их использование для разных осуществляемых со стороны государства образовательных, медицинских, культурных, воспитательных и иных программ[23].

На протяжении всей истории того, как развивалось государство, особа важная роль для его содержания отводилась налогам. Они всегда рассматривались как важный источник пополнения казны. В качестве налогов происходит рассмотрение обязательных платежей, которые государство устанавливает и взимает с граждан и юридических лиц[24].

Для закрепления установлений, связанных с видами и порядком взимания налогов, использовались законы и иные нормативно-правовые акты. О подобном закреплении можно говорить и сейчас. Основная часть современных государств обладают целой серией законов, совокупность которых представлена налоговым правом. Нередко происходит рассмотрение уплаты налогов в качестве конституционного долга или конституционной обязанности граждан.

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»,- закрепляется, в ст.57 Конституции Российской Федерации[25].

Для каждого государства характерно существование специальных органов, которые собирают налоги, разного рода подати и организовывают государственные займы. Для регулирования порядка их действия, определения размеров, видов и порядка взимания налогов используются специальные законы.

Помимо перечисленных признаков, для каждого государства характерны свои символы, памятные даты, атрибуты. Каждое государство обладает собственным гимном, флагом, установленными правилами официального поведения, традициями, формами обращения людей друг к другу, а также приветствиями. Для них присуща краткость, экспрессивность и легкая произносимость. Кроме того, с их помощью представляется возможным проведение довольно четкой грани между государственной организацией, с одной стороны, и негосударственной или догосударственной организациями – с другой[26].

Сущность государства. Это является одной из наиболее сложных категориальных вопросов, которые включены в юридическую науку, и на которые не может быть найден однозначный ответ, поскольку сразу требуется охват целого спектра проблем, в т.ч. проблем, связанных с пониманием государства и права, соотношения между человеком, обществом, государством и т.п. Должна быть последовательно раскрыта сущность государства, изначально как самостоятельное относительно обособленное политико-правовое явление, а потом как социально обусловленный сложный комплекс[27].

Сущность государства как самостоятельного явления заключается во власти, в том первичном, главном и устойчивом, со стороны чего происходит определение его содержания, назначения и функционирования. Однако государственная власть не является абстракцией, а реальной власть, с которой должна сливаться воедино сила, материализованная специальными государственными учреждениями, а также воля населения, которая опосредуется государством и объективизируется правовыми нормами. Иными словами, сущность государства является легитимной и обеспеченной со стороны соответствующих средств властью[28].

В результате того, что государство представляет собой и продукт общества, и его организационную форму, и сложный социальный механизм, то речь может идти об иных аспектах исследования его сущности, принимая во внимание названные характеристики.

Общество жизненно важным видит стабильность и силу государственной власти, возможность обеспечения с ее стороны социального равновесия, баланса между социально-классовыми силами, формирования условий, чтобы гражданские институты и все общество развивались в дальнейшем[29].

Населению нужны от власти организационные мероприятия, благодаря которым улучшатся экономические условия существования, укрепится правопорядок, будут получены гарантии общественной безопасности. Для демократических государств характерно то, что население принимает участие в том, чтобы формировать властные структуры. Для этого используются выборы, референдумы, опросы, деятельность, осуществляемая политическими партиями, профсоюзами, общественными объединениями[30].

Для конкретного человека, суммирующего в себе общественные ожидания от власти, в первую очередь, вне зависимости от принадлежности к социальному слою, классу, требуются условия, которые бы помогали ему собственными способностями и трудом достигать собственное и семейное благополучие, неукоснительно соблюдать и надежно защищать его права и свободы, личную безопасность и социальную перспективу[31].

Для современных развитых стран характерно то, что государство постепенно начинает рассматриваться в качестве механизма, который преодолевает общественные противоречия, не используя для этого насилие и подавление, а достигая общественный компромисс. Само существование государства на сегодняшний день касается не только классов и классовой борьбы, но и общесоциальных потребностей и интересов, согласно чему различные, в т.ч. и противоречивые силы должны разумно сотрудничать.

1.2. Понятие государства как конституционно-правового института

В принципе государство является институтом политическим. Для русского языка отмечается многозначность термина «государство», а если говорить о языках других стран, то происходит еще большее возрастание многозначности[32].

В обыденной речи, да и в некоторых специальных контекстах (например, в международном праве) «государство» часто выступает синонимом понятию «страна». Марксисты понимают «государство» как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. По-разному понимается «государство» и в конституциях зарубежных стран.

Так, ч. 1 ст. 1 Испанской конституции 1978 года гласит: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм»[33].

В данном случае «государство» представляет собой не что иное, как определенную форму (или определенный способ) организации общества, которая характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления политической власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти и во всяком случае обеспечиваются им.

В ст. 97 той же Конституции, между прочим, сказано, что «Правительство руководит... обороной государства». Очевидно, что в данном контексте речь идет о государстве как стране, хотя не исключается и понимание данного термина, изложенное выше. Этот термин может обозначать и систему высших органов власти в совокупности со всем избирательным корпусом, как, например, в ст. 149, определяющей исключительную компетенцию государства, в которую не могут вторгаться, в частности, органы региональных автономных сообществ, составляющих Испанию[34].

Очевидно, что в данном случае компетенция государства – это полномочия, осуществляемые высшими (центральными) органами государства и их агентами на местах, а также избирательным корпусом путем референдума.

Как отмечалось, в тех случаях, когда Испанская конституция говорит о всей системе органов власти, включая и местное самоуправление, она пользуется термином «публичные власти».

Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года определяет государство как федерацию, штаты и муниципии (ст. 3, часть первая), то есть имеет в виду всю систему власти, включая ее территориальную структуру. Само же государственно организованное общество обозначается как нация (см., например, ст. 26, части первую и вторую).

А вот Федеральный конституционный закон Австрии 1920 года в редакции 1929 года, за исключением первых двух статей, где Австрия определяется как демократическая республика и как федеративное государство, далее повсеместно пользуется терминами «Федерация», «земля», «община».

Все эти примеры, число коих можно было бы значительно умножить, свидетельствуют, что когда мы говорим о государстве как субъекте конституционного права, то очень ясно должны представлять себе, что имеем в виду, – значение данного термина в конкретном случае.[35]

Поэтому оговорим, что в настоящей главе под государством понимаем совокупность органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с местными агентами этих органов (префектами, комиссарами и т.п.) вкупе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо территориального сообщества с законодательной автономией. Строго говоря, субъекты федерации, как правило, даже когда называются государствами (штат – в переводе «государство»), и автономные территориальные сообщества, которые никогда не являются государствами, – все они суть государственные, точнее – государствоподобные, образования.

Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе[36]. Выражая в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стремится поставить предел групповому эгоизму, могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самой общественной системы[37].

Так, деятельность государственных органов в сфере регулирования экономики неизбежно затрагивает интересы конкретных корпораций и иных частных лиц, которые в результате выполнения государственных предписаний могут нести существенные материальные потери, однако в целом государственное регулирование имеет целью создание наиболее благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению социальных потребностей, по крайней мере, для ограждения общества от возможного вреда от этой деятельности.

Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые выступают одновременно как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений. Современному демократическому государству присущи следующие основные функции[38].

Политическая функция заключается в обеспечении единства нации и должных условий деятельности политических и иных общественных институтов. Реализуя эту функцию, государственные органы стремятся в рамках закона предотвратить возникновение деструктивных общественных явлений или максимально нейтрализовать их последствия[39].

Эти явления могут выступать в качестве социального протеста или защиты групповых интересов (забастовки, беспорядки и т.п.) и как акты преступного характера, связанные с насилием и нанесением ущерба интересам общества, государства и отдельных лиц (общеуголовная преступность, политический терроризм и т.п.). Регулируя политическую сферу общественной жизни, государство определяет «правила игры» политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил. Политическими средствами государство обеспечивает внешнюю безопасность общества[40].

Возрастает значение и усложняется содержание экономической функции государства. Обычно данная функция выступает в форме регулирования экономических отношений, но порой включает и структурные воздействия (например, национализацию и приватизацию). Государство стремится создать благоприятные условия для хозяйствующих субъектов на внешнем рынке.

Происходит расширение социальной функции государства. Для каждой развитой и для многих развивающих стран характерно осуществление широких государственных программ образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки и развития культуры и т.п. Важная роль в государстве отводится тому, чтобы регулировать отношения между трудом и капиталом, между этническими, религиозными и подобными общностями в целях избежания разрушительных для общества конфликтов.

Весьма важна идеологическая функция государства, имеющая целью воспитание общества в духе гуманных ценностей морально-этического, культурного, гражданского характера[41]. Государство осуществляет эту функцию как через систему государственного образования, так и через специализированные пропагандистские службы.

Указанные функции все более усложняются, формы их осуществления становятся все более многообразными. При этом особенно усиливается значение экономической и социальной функций.

В развивающихся странах особенности государственных функций в конечном счете связаны с экономической отсталостью, незавершенностью формирования социальных структур и сохранением традиционных институтов[42]. Это обусловливает повышенную активность государства в различных сферах общественной жизни. Поскольку местный частный капитал слаб, именно государство берет на себя решение наиболее крупных проблем экономического развития, формирование социальных отношений. Монопольный государственный контроль над средствами массовой информации позволяет направленно формировать общественное мнение и воспитание граждан[43].

В социалистических странах государство практически поглощает всю общественную жизнь. Человек во всех сферах своей жизнедеятельности зависит от государства, любое стремление к самостоятельности подавляется, добросовестное исполнение государственных велений становится главной гражданской добродетелью. При этом государство всецело подчинено так называемой марксистско-ленинской партии, которая представляет собой сверхгосударство и всячески обожествляется.

Нередко партийно-государственная пропаганда всемерно внедряет в общественное сознание культ лидера партии-государства; ныне характерным примером может служить культ скончавшегося в 1994 году Ким Ир Сена и унаследовавшего власть его сына Ким Чхон Ира в Северной Корее. Этот «опыт» был заимствован и рядом стран Тропической Африки независимо от того, какой ориентации – капиталистической или социалистической – они придерживались. Культ личности лидера характерен и для таких стран, как Ливия, Ирак.

Демократические конституции последнего времени обычно содержат такие характеристики государства, как социальное, демократическое, правовое, светское[44]. Выше приведен пример из Испанской конституции. Основной закон для Федеративной Республики Германии 1949 года (ч. 1 ст. 20) определяет ее как демократическое и социальное государство, Конституция Французской Республики 1958 года (ст. 1) характеризует Францию как светскую, социальную, демократическую республику, Конституция Румынии 1991 года (ч. 3 ст. 1) называет ее правовым, социальным и демократическим государством. Перечень таких характеристик можно продолжать еще долго.

Глава 2. Признаки государства

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству[45].

Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства[46].

Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности[47].

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям[48].

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы[49]. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения[50].

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства)[51].

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества[52].

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье[53].

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества[54].

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека[55].

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления[56]. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства[57]. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют "государством в государстве". Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства[58].

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др[59]. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство[60].

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам[61].

Публичной власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение[62]. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой[63]. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть»[64]. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — как правило, от какой либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от политической государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами. В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Таким образом, государственная власть — это публично политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

•она распространяется на все общество;

•носит публично политический характер;

•опирается на государственное принуждение;

•осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

•действует система налогов;

•население делится по территориальному признаку;

•ей присущи легитимность, легальность и т.п.

2.2 Государственный суверенитет

Государственный суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права[65]. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания»[66].

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Оно было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства7. В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) была разработана концепция суверенитета. Согласно ей, государство для признания суверенным должно обладать следующими признаками: наличие определенной территории; проживающее на этой территории более или менее постоянное население; наличие эффективно действующего правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами[67].

В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость». Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве[68].

Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время она является практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к «воле народа»[69]. В конце ХХ и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализции и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитета. В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии».

Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.

2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов

Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм[70]. Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[71].

В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму[72]. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства.

Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве[73]. Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке определенной тактики в политической и социальной сферах. Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.

Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны". "Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством"[74]. Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. "Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия"[75].

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его "привязки" к определённой исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).

Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

- наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть -- это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

- системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

- территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);

- связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

- суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Список используемых источников и литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84.

Литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2015. - 410с.
  2. Беляева О.М. Теория государства и права в схемах и определениях - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 616 с.
  3. Бошно, С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. - Москва : Юстиция, 2016. - 406 с.
  4. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009.
  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009.
  7. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.
  8. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с.
  9. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с.
  10. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с.
  11. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.
  12. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с.
  13. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – Москва: РИОР: Инфра–М, 2014 – 473 с.
  14. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И., 2017. - 201с.
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. 2018, - 384с.
  1. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с.

  2. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с. 

  3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. 2018, - 384с.

  4. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2015. - 410с.

  5. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с. 

  6. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1. 

  7. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  8. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с. 

  9. Бошно, С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. - Москва : Юстиция, 2016. - 406 с.

  10. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с. 

  11. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с. 

  12. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  13. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с. 

  14. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1. 

  15. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с.

  16. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  17. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с. 

  18. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с. 

  19. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с. 

  20. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  21. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с. 

  22. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И., 2017. - 201с. 

  23. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  24.  Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с. 

  25. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009. 

  26. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  27. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с. 

  28. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – Москва: РИОР: Инфра–М, 2014 – 473 с. 

  29. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с. 

  30. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – Москва: РИОР: Инфра–М, 2014 – 473 с. 

  31. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с. 

  32. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  33. Бошно, С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. - Москва : Юстиция, 2016. - 406 с. 

  34. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с.

  35.  Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И., 2017. - 201с. 

  36. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  37. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с

  38. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  39. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с. 

  40. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И., 2017. - 201с. 

  41. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1. 

  42. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с. 

  43. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. 2018, - 384с.

  44. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  45. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с. 

  46. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  47. Бошно, С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. - Москва : Юстиция, 2016. - 406 с. 

  48. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  49. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с. 

  50.  Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  51. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с. 

  52. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  53. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  54. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с.

  55. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с. 

  56. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – Москва: РИОР: Инфра–М, 2014 – 473 с. 

  57. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. 2018, - 384с.

  58. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  59. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с. 

  60. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – Москва: РИОР: Инфра–М, 2014 – 473 с. 

  61. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с. 

  62. Бошно, С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. - Москва : Юстиция, 2016. - 406 с. 

  63. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  64. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с. 

  65. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  66. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с. 

  67. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  68. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1. 

  69. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с. 

  70. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И., 2017. - 201с. 

  71. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с. 

  72. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 

  73. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – Москва: РИОР: Инфра–М, 2014 – 473 с. 

  74. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва : Проспект, 2016. - 495 с. 

  75. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва : Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с.