Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства ( Возникновение государства)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о государстве, его мнении, сути и роли в обществе с давних времен относятся к количеству основных и остро дискуссионных вопросов в государство ведении. Это разъясняется, по наименьшей мере, тремя основаниями. Для начала, вышеназванные вопросы напрямик и именно затрагивают интересы всевозможных слоев, классов общества, политических партий и перемещений. Во-вторых, практически никакая иная организация не имеет возможность соперничать с государством в обилии производимых задач и функций, в воздействии на участи общества. В-третьих, государство — довольно сложное и морально противоречивое общественно-политическое появление. Со всех сторон раскрыть понятие, суть, многосторонние границы, качества и черты страны - задачка очень сложная. Решить ее возможно только при исследовании страны непосредственно - исторически, в всевозможных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, очень максимально применяя при данном минувшие и истинные научные заслуги. Как конфигурация организации общества, призванная гарантировать его единство и маневренность, государство выполняет функции, обусловленные необходимостями общества, а, значит, работает его заинтересованностям.

Актуальность предоставленной темы разъясняется потребностью исследования симптомов страны, как особенной формы организации общества, имеющей законы, власть, общественность, землю, армию и правоохранительные органы, с целью со всех сторон раскрыть понятие и суть передового государства (на случае Русской Федерации).

Объектом изучения предоставленной работы считается государство, как особенная конфигурация организации общества и свойственные ему симптомы, отличающие его от иных образований.

Задача данной работы – разглядеть понятие и признаки страны с точки зрения передовых историков и правоведов, а еще попробовать беспристрастно обобщить приобретенный материал.

В процессе заслуги конкретной цели были решены надлежащие задачи:

1) рассмотреть понятие страны, как особенной формы организации, в историческом нюансе (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и научных работников современности);

2) найти отличия страны от иных образований;

3) квалифицировать признаки передового государства (на примере Русской Федерации);

4) охарактеризовать эти признаки;

5) обобщить приобретенные сведения, отобразить их в работе и устроить нужные выводы.

Исследование и изучение избранной темы проводилось с помощью следующих методов:

1. исследование исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;

2. анализ источников и литературы, которые отображают эту тему в передовых критериях и в динамике времени;

3. личные исследования и выводы в процессе исследования методической литературы.

В научной литературе данное содержание содержит довольно обширное освещение. Например, в процессе работы в качестве теоретических материалов были применены труды этих создателей, как Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др. В книжках перечисленных создателей анализируется понятие и суть страны сквозь исследование свойственных ему признаков (отличий от иных образований). Правовая база работы – Конституция Русской Федерации, 1993 г. Конструкция предоставленной работы – произведено из вступления, двух глав, решения, перечня использованной литературы. Работа изложена на 32 страницах.

1. Возникновение государства

1.1. Предпосылки возникновения государства

Проблема возникновения государства остается в науке дискуссионной. Во-первых, в основе данной сложнейшей трудности лежат всевозможные идеологические, философские взгляды и течения (например, есть мнение, согласно которому государство было всегда, для его приверженцев трудности появления государства вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки выделяют все свежие познания об основаниях происхождения государства.[1] Современная материалистическая наука связывает процесс появления государства главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

В итоге эволюционного становления человек для ублажения собственных потребностей помалу перебежал от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и создание орудий труда, еды и др. Как раз переход к производящей экономике послужил толчком к трём большим разделениям социального труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).[2]. Эти большие события в социальной жизни имели настолько же крупные и многочисленные последствия. В изменившихся условиях увеличилась роль мужского труда, который стал, очевидно, приоритетным по сопоставлению с женским бытом. В связи с этим матриархальный род уступил пространство патриархальному, где родство уже проводится по отцовской, а не по материнской части. Но ещё больше необходимым было, наверное, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не всецело совпадают с интересами семейства.

1. Теория государства и права. Учебник для вузов. - Москва: Огни, 2018. - 260 c.

2. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. - Москва: Огни, 2018. - 647 c.

С появлением семьи стартовало разложение фамильный общины. В конце концов, наступил черед неминуемой при делении труда специализации, увеличения его производительности. Добавочный продукт как последствие подъема производительности труда определил возникновение финансовой способности для товарообмена и присвоения итогов постороннего труда, появления частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства. И все же предпосылки зарождения государства коренятся не только лишь в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не лишь только содействовало выживанию и укреплению человеческого рода, но и оказало разностороннее влияние на становление общества, структуру его внутренних и наружных отношений, культуру. Так как взять в толк, что кровосмешение ведет к вырождению, становит семейство на грани смерти — середина дела. Куда труднее было искоренить его, для чего понадобились жесткие меры подавления безизбежно встречавшихся в начале отступлений от что-то запретного, ещё не так давно не существовавшего. Вследствие этого есть причины полагать, что родовые органы, поддерживающие воспрещение инцеста и несильное его подавление изнутри семейства, становление связей с другими семействами в целях взаимообмена представительницами слабого пола, были древними элементами зарождающейся государственности.[3]

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, предохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из этих переходных форм была «военная демократия», где органы родового социального самоуправления ещё сохраняются, но помаленьку набирают мощь свежие предгосударственные структуры в лице полководца и его дружины. Тут были замечены зародыши военно-насильственного принуждения и пресечения, ибо классическая родовая организация самоуправления

3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Магистр-Пресс, 2013. - 472 c.

уже не в состоянии была допустить образующиеся противоречия, все больше разрушающие вековые порядки.[4].

Формирование государства — долгий процесс, который у всевозможных народов шел различными способами. Существует мнение, что одним из ведущих считается восточный путь появления государства, «азиатский метод производства» (вначале — Античный Восток, вслед за тем — Африка, Америка, Океания). Тут довольно устойчивыми, классическими оказались социально-экономические дела и структуры родового строя — земляная община, коллективная собственность.

Управление общественной собственностью становилось важной функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы обособлялись от интересов других членов общества.[5]. Значит, восточный (азиатский) вариант появления государственности выделяется от иных разновидностей ключевым образом тем, что тут родоплеменная аристократия (знать), исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность также помаленьку преображалась в государственную. На рассматриваемый путь зарождения государства важное воздействие оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и оборона оросительных систем и др.), предопределивших появление самостоятельной и крепкой общественной власти. Восточные страны видно отличались друг от друга, но имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, владели массивным чиновничьим аппаратом, финансовую базу их составляла государственное имущество. Тут по сути дела не наблюдалось детально воплощенной классовой дифференциации. Государство в одно и тоже время и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само правительство выступало

4. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.

5. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2015. - 401 c.

организатором производства. По другому историческому пути шел процесс появления государства на земли Европы, где ключевым государствообразующим моментом было классовое расслоение общества, обусловленное активным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в более «чистом» облике данный процесс протекал в Афинах. В Риме на появление классов и страны большущее воздействие оказала долгая борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В итоге побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправность всех свободных людей, вероятность всякого быть в одно и тоже время землевладельцем и воякой и др. Впрочем к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание сильной государственной машины.[6].

По вопросу возникновения государства на земли Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Приверженцы первой говорят, что в данном ареале в ходе разложения варварских отношений зарождалось феодальное государство (прежде всего это Германия и Россия). Сторонники второй точки зрения считают, что впоследствии разложения родового строя тут начинается предыдущий феодализму долгие этап, в ходе которого аристократия отличается в особенную группу, гарантирует для себя привилегии, в первую очередь во владении территорией, но фермеры охраняют как свободу, например и имущество на землю. Данный этап они именуют профеодализмом, а государство — профеодальным.

Таким образом, на рубеже производящей экономики под действием деления труда, возникновения патриархальной семьи, боевых захватов, запрета инцеста (кровосмешения) и иных моментов случается расслоение варварского общества, заостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация общественной жизни изживает себя, а ей на замену с что же неизбежностью приходит свежая организационная конфигурация общества — государственность.

6. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 525 c.

1.2. Основные теории происхождения государства

Теории о происхождении государства стали возникать совместно с государством, отражая степень становления финансового строя и социального сознания. Теологическая доктрина считается одной из самых античных. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый должен смиряться перед данной волей, повиноваться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, пробрался же в тайну божественного плана, познать природу и суть государства нельзя. Теологическая доктрина не отторгала надобности сотворения и функционирования земного страны, обеспечения следующего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный нимб, она свойственными ей способами поднимала их авторитет, сердито осуждала преступность, содействовала утверждению в обществе взаимопонимания и благоразумного порядка.[7] .

Патриархальная доктрина была обширно всераспространена в Античной Греции и рабовладельческом Риме, возымел второе дыхание в этап рыцарского абсолютизма и отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство дает собой натуральную форму людской жизни, что за пределами страны общение человека с для себя похожими нельзя. Как существа, публичные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А наращивание количества данных семей и их группировка приводят к образованию страны. Аристотель завлял, что государственная власть есть продолжение и становление отцовской власти.[8] . В средние века, мотивируя жизнь в Великобритании абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или же оборона натурального права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную концепцию обосновывал, что сначало Господь даровал царскую власть Адаму, который вследствие этого считается не

7. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. - М.: Феникс, 2015. - 448 c.

8. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. - М.: Феникс, 2014. - 320 c.

только лишь основателем людского семейства, но и его владыкой. Патриархальная теория отыскала одобрительную основу в России. Ее деятельно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видимый историк М. Н. Покровский еще считал, что древний образ государственной власти развился именно из власти отцовской. По всей видимости, не без воздействия предоставленной теории пустила глубочайшие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего повелителя, предводителя, своего рода суперличность, способную улаживать все трудности за всех. По сути своей эта традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание посторонних заключений, подрывает уверенность в себе, понижает у этнических масс социальную активность, ответственность за судьбу собственного государства.

Патриархальную теорию критиковали почти все и в различное время. В частности, ещё Дж. Локк писал, что взамен научного расклада мы находим в ее положениях «детские басни». Ее именовали «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такового трудного появления, как государство. Теория договорного происхождения страны появилась еще в глубине веков. В Античной Греции кое-какие софисты считали, что государство появилось в итоге договорного объединения людей с целью обеспечения верности. У Эпикура «впервые сталкивается представление о том, что государство лежит на обоюдном договоре людей...». Но в случае если в мнениях философов Античной Греции мы находим только зародыши предоставленной доктрине, то в трудах созвездия мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она возымела абсолютное свое становление.[9] . Сторонники данной теории исходили из того, что государству предшествует натуральное положение, которое они охарактеризовывали по-всякому. Для Руссо, к примеру, люд в натуральном состоянии обладают прирожденными правами и свободами и сво- бодами, для Гоббса это положение «войны всех напротив всех». Вслед

9. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. - М.: Приор-издат, 2014. - 174 c.

за тем из-за мира и благополучия заключается публичный контракт меж любым членом общества и создаваемым государством. По данному соглашению люд передают долю собственных прав государственной власти и берут обещание повиноваться ей, а государство обязуется защищать неотчуждаемые права человека, т.е. право принадлежности, свободу, защищенность. Договор людей, по думы Руссо,— база легитимной власти. В итоге любой договаривающийся подчиняется совместной воле (государству), но в то же время делается одним из членов данной воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, вынужденные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.[10]. Теория договорного происхождения страны не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его членом или же очевидцем. Нет, аналогично, и исторических доказательств, которые бы дали на их ответ. Предоставленная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной значения. Она впервые доказала, что государство появляется (пусть в мощь беспристрастных причин) как итог намеренной и целенаправленной работы людей. Это практически первый разработанный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий большое влияние на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его, возможно, планомерно улучшать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям.

Также договорная теория положила начало учению об этническом суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости. Учение о государстве Гегеля. Особую концепцию происхождения государства и права сделал главный уполномоченный германской традиционной философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он заявлял, что в базе всех явлений природы и общества, а, значит, государства и права, лежит безоговорочное духовное и осмысленное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

10. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.

Гегель с позиций беспристрастного идеализма критикует концепцию договорного происхождения страны. Будучи беспристрастным идеалистом, Гегель выводил государство из безоговорочной идеи, из притязаний интеллекта. Он оспаривал тезис приверженцев договорной теории о том, что государство сотворено людьми для обеспечения и охраны свободы личности и принадлежности. По замыслу Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не работает отдельным лицам и не имеет возможность быть их творением. Государство есть высочайшая конфигурация реализации нравственности. Оно не работает чьим-либо заинтересованностям, а считается безоговорочной самоцелью. По другому говоря, государство не работает, а властвует, оно не средство, а задача, задача в для себя, высочайшая из всех целей. Государство содержит высочайшее право в отношении личности, а высочайший долг последней — быть заслуживающим членом страны.[11] . Гегель отторгает этнический суверенитет как базу страны и вытекающую из него идею демократии.

Верховная власть, по мнению Гегеля, не имеет возможность формулировать интересы народа, например как люд не лишь только не понимает, чего желает «разумная воля», но не понимает в том числе и такого, чего он желает сам. Таким образом, учение Гегеля о государстве было нацелено противоположно доктрине договорного происхождения страны, натуральных и неотчуждаемых прав человека, а, в конечном счете, напротив мыслях и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского страны. В случае если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взоры на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство рисуется как воплощение высочайших моральных ценностей, он делает истинный культ страны, подчиняя ему человека всецело. Теория насилия (завоевания) появилась и возымела распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основатели Л. Гумплович, К. Каутский, Е.

11. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 624 c.

Дюринг и др. опирались на знакомую исторические прецеденты (возникновение германских и венгерских государств).

Мать государства, утверждают приверженцы теории насилия,— борьба и покорение. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство появлялось не при поддержке акта насилия, а каким-нибудь образом иначе». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческий язык, чем биологизирует общественные появления. По его словам, над деяниями необузданных орд, обществ, стран царствует трудный закон природы. К. Каутский, развивая главные положения доктрине насилия, заявлял, что классы и государство бывают, замечены совместно как продукты войны и покорения. Ф. Энгельс агрессивно критиковал эту концепцию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические моменты.

Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который дозволил бы держать государственный аппарат и изготовлять соответствующее военное орудие. В случае если данных критериев нет, практически никакое силовое давление само по себя не имеет возможность привести к возникновению государства. Вместе с тем, безусловно, и то, что силовое давление, завоевание играло существенную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но работало массивным стимулом этого процесса.[12] . Марксистская теория происхождения государства выделяется четкостью и ясностью начальных положений, закономерной стройностью и, без сомнения, представляет собой большущее достижение теоретической мысли. Для нее свойственен поочередный материалистический расклад. Она связывает появление государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Опровергать воздействие классов на появление страны нет причин, как нет причин считать классы единой первопричиной его возникновения, так как государство зачастую зарождалось и формировалось до появления классов.

12. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. - 608 c.

1.3. Государство – первая политическая организация

В историческом плане государство, возможно, считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от текста «полисы», коим античные греки обозначали собственные города-государства. У различных народов государства возникали по-разному, на всевозможных стадиях становления, в разные исторические промежутки времени. Но общими для их всех были эти моменты, как улучшение орудий труда и его деление, возникновение рыночных отношений и имущественного неравенства, развитие общественных групп, сословий, классов, понимание людьми совокупных и массовых (классовых) интересов.[13]. Государство стало первым, но не последней и не единой политической организацией классового общества.

Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни свежие политические формы перемещения общественной материи. История свидетельствует, что в одном ряду с государством и в его рамках появляются разного семейства негосударственные объединения, отражающие интересы конкретных классов, сословий, групп, наций и принимающие роль в политической жизни общества. К примеру, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части мегаполиса рабовладельческих Афин. В критериях феодального общества важное воздействие на воплощение политической власти оказывали всевозможные объединения владельцев — общины, гильдии, цехи. Особенную роль в данном проекте игрались церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе не считая страны срабатывают различные политические партии, профсоюзы, дамские и молодежные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в собственной работы интересы конкретных общественных сил и оказывающие воздействие на политическому деятелю. И все же государство занимает центральное про-

13. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. - М.: Юрайт, 2016. - 729 c.

странство в политической и социальной жизни любой страны.

Сказанное обусловлено следующим:

1. Государство выступает в качестве кандидатуры бесплодной борьбе меж разными соц группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предупредило самоуничтожение людского общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предупреждает это сейчас. В данном значении оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее осознании.

2. Государство, возможно, рассматривать как организационную форму, как единение людей, объединившихся для общего проживания. Исторические, идейные, социально-экономические связи индивидов с государством получают акцентированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Любой из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, например как собственная свобода и воля в общении с гражданами, служба охраны семьи и принадлежности, залог защищенности от проникновения в собственную жизнь снаружи поддерживаются государством. Как господин индивидуум покупает устойчивые первичные политические свойства, которые делаются почвой его роли в политической жизни государства, в работы общественно-политических объединений и перемещений, политических партий и т. п. По другому говоря, до этого всего сквозь государство индивидуум «включается» в политическую систему общества.[14] .

3. В ряду факторов, обусловивших возникновение государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Классовый нрав страны связывает его с другими политическими появлениями. Вследствие этого перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачки: установить классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; адресовать старания противоборствующих слоев, классов и их

14. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.

политических организаций на конструктивное заключение общесоциальных, а означает, в одно и тоже время и классовых задач.

4. Государство стало первым итогом политической работы людей, любым образом санкционированных и представляющих интересы конкретных общественных групп и слоев. Это определило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и общественной власти создали реальным смысл страны как формы политического общежития всевозможных общественных и государственных образований, а еще выражающих их интересы разного семейства организаций и партий. Демократическое государство жаждет гарантировать не только лишь обычное мирное политическое общежитие, но и мирную замену государственной власти, в случае если появляется эта историческая надобность. Государство как конфигурация политического общежития по земли совпадает с политической системой общества. По содержательным и активным чертам оно выступает составляющей политической системы.

5. Государство — важный интегрирующий фактор, связывающий в целое единое политическую систему и гражданское общество. В силу собственного социального происхождения государство берет на себя заботу об совокупных делах. Оно вынуждено увлекаться общесоциальными задачами — от постройки жилищ для престарелых, прибора связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения грядущих и будущих поколений людей. Как ведущей собственник средств изготовления, земли, ее недр оно финансирует более капиталоемкие ветви науки и изготовления, несет гнет затрат на оборону. В качестве органа, управляющего социальными делами, государство при помощи аппарата, вещественных придатков (полиция, кутузка и т. п.) предохраняет конкретное единство политической системы, гарантирует правопорядок в обществе.[15]. Для политической системы общества весомое консолидирующее значение содержит суверенный нрав государственной вла- сти. Лишь только государство содержит право играть изнутри и за пределами

15. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c.

государства от имени народа и общества. Вхождение политической системы определенного общества в крупное политическое объединение во многом находится в зависимости от реализации суверенных свойств страны. Этим образом, каждая политическая работа, в конечном счете, например или же по-другому, связана с государственной властью. Возможно, спорить о том, какие моменты лежали в базе появления страны, чьи интересы выражают те или же другие современные государственные образования. Но теоремой считается то, что квинтэссенцией итога политической работы людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было закреплено в программных документах всевозможных политических партий различных лет, понятно одно: им необходима государственная власть для воплощения декларативных или же потаенных целей.

Самое значительное в государстве — это не вероятность объединения людей, не земле, а обладание властью. Вследствие этого очень необходимым для всего общества считается создание отчетливого, бесперебойно работающего правового механизма образования и воплощения государственной власти.[16].

16. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 675 c.

2. Понятие и признаки государства

2.1. Понятие государства

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и в одно и тоже время отвечал: «Да и что это государство, как не артельный правопорядок?» У Цицерона было много последователей в различное время и в всевозможных государствах — основоположник нормативистской доктрине права Г. Кельзен, российский экономист и философ П. Струве и т.д.[18].

Некоторое количество другой позиции, сравнительно мнения о государстве, держался большой правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть публичный единение свободных людей с принудительно установленным мирным порядком при помощи предоставления исключительного права принуждения лишь только органам государства».[19]. Словом, многие научные работники охарактеризовали государство, как компанию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и ключевое предназначение. Но это лишь только раз из признаков предоставленного парадокса.

В буржуазную эру обширное распространение получило определение государства, как совокупности (союза) людей, земли, занимаемой данными людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих индивидов;

2) конкретную территорию;

3) суверенную власть;

4) государство.

«Под именованием государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается единение (союз) людей, осевших в популярных границах и подчиненных одной власти»[20].

18. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. - М.: Юрайт, 2016. - 765 c.

19. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. - 224 c.

20. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. - М.: Дашков и К°, 2015. - 926 c.

Рассматриваемое определение государства, правильно отражающее кое-какие черты (признаки) страны, послужило предлогом для всевозможных упрощений. Со ссылкой на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с вокруг лиц, осуществляющих власть (государством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что почти все его приверженцы в ряду особых признаков страны именовали принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком людском общежитии, и в родовом приборе, и в семье, но страны здесь не было».[21].

Не согласны с приведенным мнением и приверженцы психической теории права. «Государство не совокупность людей конкретного семейства,— заявлял Ф.Ф. Кокошкин,— а дела меж ними, конфигурация общежития, знаменитая психологическая ассоциация между ними». Впрочем «форма общежития», конфигурация организации общества — также только раз из признаков, но не все государство.[22].

Проблемы выработки дефиниции анализируемого трудного и изменяющегося появления породили в те годы атеизм в вероятность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство невозможно социологически квалифицировать, исходя из содержания его работы. Практически нет этих задач, выполнение коих политический единение не брал бы в собственные руки то тут, то там; с иной стороны, нет подобный задачки, о которой возможно было бы заявить, что она во всякое время всецело, то есть самая, присуща что союзам, которые именуют "политическими", то есть в наши деньки — странам или же союзам, которые исторически предшествовали прогрессивному государству». [23].

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та конфигурация, в которой индивиды, являющиеся собственностью к господствующему классу, воплотят в жизнь собственные совместные интересы и в которой все гражданское общество

21. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Издательство Юридического института, 2018. - 608 c.

22. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. - 352 c.

23. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2018. - 442 c

находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс определил короткое, но, наверное, самое конфронтационное определение, сообразно которому «государство есть не что другое, как автомат для пресечения одного класса другим».

В. И. Ленин занес в приведенное определение кое-какие конфигурации. Он писал: «Государство— это - есть машина для поддержания господства одного класса над другим».[24]. Обе формулировки были обширно всераспространены и в науке, и в официальной пропаганде. Впрочем, они применимы лишь только к этим странам, в коих появляется высочайшая классовая интенсивность, и политическое противостояние угрожает разрушением общества. По-другому говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским странам. Выводя на первый план их носильную сторону, эти определения не дают увидать в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и общественного около.

С точки зрения передовых представлений, государство надлежит играть как императивная система, организующая разговор в заинтересованностях человека. И, как и всякая система, государство надлежит быть целостным: как во властно-организационном проекте, например в территориальном. Обычно государство рассматривается как единство людей, в базе которой лежат земля, люди и государственная власть.

В узком значении термин "государство" работает для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение акцентирует внимание структурный нрав организации страны, то есть присутствие системы государственных органов, при помощи коих исполняется управление обществом.

В широком смысле государство, возможно, рассматривать, как ассоциацию, члены которой соединяются в целое политическое объединение на публике императивными структурами и отношениями на публике императивного нрава. Данное определение охарактеризовывает государство как политически

24. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. - М.: Норма, 2017. - 785 c.

санкционированное разговор и что наиболее акцентирует внимание, что государство как этакое не имеет возможность быть сведено к механизму управления, аппарату госслужащих. Правительство (государство) – это группировка большого количества людей, особенная политическая интеграция, которая подразумевает присутствие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.[25].

Таким образом, государство в узком слысле — это политический установка управления обществом, в широком смысле государство — это качественная модель политической организации общества, структурными элементами которой считаются законы, публичная власть, общественность, земля, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, владеющая особенным установкой управления и принуждения, веления которой неотклонимы для населения всей государства.[26].

В прогрессивной учебной литературе государство как правило ориентируется, как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая особый аппарат, способная создавать собственные законы неотклонимыми для всего государства.

Предоставленная дефиниция синтезирует наиболее важные черты и признаки государства, и в целом применима, но в ней слабо отражена ассоциация страны и общества. Вследствие этого более четкой станет грядущая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его согласие и единство, осуществляющая при помощи государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное смысл, гарантирующая права, свободы людей, законность и правопорядок.

Приведенное определение отображает общее понятие государства, но более подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что госу-

25. Краткий курс по теории государства и права. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 140 c.

26. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. - М.: Окей Книга, 2017. - 848 c.

дарство есть политическая организация всего общества, всех его людей. Оно выполняет необходимые для общества функции, гарантирует его согласие и единство, управляет важными социальными делами. В то же время государство призвано со всех сторон обеспечивать права и свободы людей, поддерживать беспроигрышный и человечный правопорядок в обществе.

2.2. Признаки государства

Понятие государства, его свойства конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Другими словами, анализ признаков государства углубляет познания о нем, акцентирует внимание его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важного общественно-политического института.

Характеристику признаков страны имеет смысл проводить по двум направлениям:

I. Различие страны от органов власти общинно-родового строя

1) Наличие особой общественной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая именно не совпадает с общественностью, подразумевает деление общества на управляющих и управляемых, стоит над социумом, не сливаясь с ним. Публичной она именуется вследствие того, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства свойственно присутствие группы людей, которые занимаются лишь только управлением и избавляются от производительного труда. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. что реальной мощью, которая гарантирует государственное принуждение, силовое давление. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит подразделениям вооруженных людей и особым учреждениям (армии, милиции, кутузкам и т. п.).[27].

Государственная власть считается разновидностью политической власти.

Признаки государственной власти.[28]:

1. Всеобъемлющий характер (универсальность). Значит, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все общественность

27. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2014. - 640 c.

28. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, 2016. - 521 c.

страны, на всех лиц, оказавшихся на данной территории.

2. Государственная власть имеет возможность легитимно использовать принуждение.

3. Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть имеет возможность допустить, задержать, запретить, принять жалким проявление всякий другой власти на своей территории.

4. Структурированность государственной власти.

Государственная власть имеет место быть вовне в облике особенного аппарата, в котором все органы связаны меж собой иерархической соподчиненностью. Это наружная сторона структурированности. Кроме этого, любой орган содержит конкретную строгую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных меж собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов страны означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

5. Государственная власть содержит особенные каналы для передачи собственных повелений, коих нет у других властей (право, законодательство) и особенные способы влияния на общественность, которых нет у других властей (систему исправительных учреждений, органы внутренних дел, внутренние войска и т. д.).

6. Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется разными факторами, чаще всего - это силовое давление, принуждение, но имеет возможность быть и подлинный авторитет.

7. Государственная власть связана с правом, она владеет монополией на правотворческую деятельность, а право - самый действенный регулятор социальных отношений.

Структуру государственной власти составляют.[29]:

1. Субъект (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, общественность государства);

3. Властеотношения (отношения меж субъектом и объектом по предло-

29. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2018. - 208 c.

гу власти, в коих государство проводит в жизнь собственную волю).

Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинством считается, прежде всего, то, что она способна рулить социумом, вносить в его начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет этих свойств государственной власти, как всеобъятный нрав (универсальность) и прерогатива. Эти качества считаются плюсами государственной власти. Впрочем прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. как раз благодаря ей государство имеет возможность монополизировать все сферы управления социумом.

Государственная власть всякий раз стремится к абсолютизации, централизации, что и считается ее дефектом.[30].

В различие от иных обликов общественной власти государственная власть считается:

-аппаратной (имеет устройство осуществления),

-суверенной (не находится в зависимости от другой власти),

-легитимной (опирается на закон).)[31].

Власть присутствовала и в догосударственном обществе, но это была именно публичная власть, которая исходила от всего рода и применялась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в бюрократах, ни в каком-либо аппарате. Принципная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она реализуется как раз в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физиологического воплощения государственная власть дает собой только тень, фантазию, пустую абстракцию.

2) Территориальная организация населения – это деление населения по территориальному принципу. Государство всякий раз связано с конкретной землей, на которой живет подчиненное ему общественность. Выражением

30. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. - М.: ТетраСистемс, 2015. - 144 c.

31. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. - 160 c.

территориального принципа считается административно-территориальное де-ление на эти административные ареалы, как области, районы, мегаполиса, а еще определение пространственных границ и установление государственной границы.[32].

В догосударственном обществе принадлежность индивидума к тому или же иному семейству обусловливалась кровным или же допускаемым родством. При этом род нередко не имел, строго определенной территории, передвигался с одного пространства на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял своё значение. На замену ему пришел принцип его территориальной организации.

Государство содержит строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней живущее, преобразуется в подданных или же граждан государства. Появляются, этим образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или же гражданство. С территориальной организацией населения связано не только лишь появление страны, но и начало складывания отдельных стран. А вследствие того с данных позиций мнения «государство» и «страна» во многом совпадают. В критериях государства бывает замечена территориальное деление жителей.

Сама система государственной власти основывается на базе соответственного политико-территориального разделения, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане имели возможность воплотить в жизнь собственные права и прямые обязанности по месту своего жительства. Другими словами, благодаря данному признаку государственная власть имеет возможность легко отыскать любого подданного и востребовать от него выполнения своих социальных обязательств.[33].

3) Наличие аппарата принуждения, в одном ряду с установкой власти и управления. Это особенные подразделения вооруженных людей: армия, поли-

32. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. - 352 c.

33. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 272 c.

ция, поиск, и принудительные учреждения: кутузки, лагеря и т.п.

4) Государственная казна, с существованием которой связаны эти появления как налоги (учрежденные общественной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в поставленных объемах и в заблаговременно конкретные сроки), внутренние и наружные займы, государственные кредиты, долги страны, то есть все то, что охарактеризовывает финансовую работу страны и гарантирует его функционирование.

Первое отличие государства от иных политических организаций общества. Вторая группа особых признаков позволяет рассматривать государство в качестве специфичной организации общества, осуществляющей политическую власть.

Суверенность - главенство государства изнутри государства и свобода за её пределами. Из всех организаций общества лишь только государство владеет государственным суверенитетом.

Суверенитет - обязательное свойство государственной власти; как раз он различает государственную власть от всех других обликов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство гос власти, которое выражает ее главенство изнутри государства и свобода от каждой другой власти за пределами государства.[34].

Суверенитет содержит внутреннюю и внешнюю стороны (или, в соответствии с этим, внутренний и наружный суверенитет). Внутренний суверенитет - это главенство государственной власти изнутри государства, ее свобода от любой другой власти изнутри государства (власти политических партий, социальных организаций и т. д.).

Внутренняя сторона суверенитета выражается в надлежащих свойствах государственной власти (т. е. как раз спасибо наличию данных свойств государственная власть владеет верховенством).[35]:

34. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 815 c.

35. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. - Москва: Мир, 2015. - 540 c.

- прерогатива - государство обладает правом издавать законы и что наиболее предопределять размах свободы всех субъектов права;

- присутствие особенных средств для передачи собственных повелений (право, законодательство);

- в исключительном праве страны официально представлять все общество, а не отдельные его части;

- наличие особенных средств влияния на общественность, каких нет ни у какой другой власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет - это свобода государственной власти от любой другой власти за пределами государства.

Внешняя сторона суверенитета выражается в надлежащих свойствах.[36]:

- государственная власть способна автономно проводить в жизнь наружную политическому деятелю, выстраивать отношения с другими государствами;

- никто не вправе ввязываться во внутренние дела государства;

- государство вправе по собственному усмотрению делать межгосударственные объединения, вступать в уже имеющие место быть объединения, а еще владеет правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

- государство гарантирует личную территориальную целостность и неприкосновенность;

- государство вправе по собственному усмотрению вступать в финансовые, культурные, другие связи с другими странами и др.

а) государство распространяет собственную власть на всю территорию государства, обозначенную государственной границей, т.е. государство считается комплексной, универсальной организацией данного общества, все иные публичные структуры ей подчинены;

36. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 304 c.

б) государство содержит стойкую юридическую связь с общественностью (в облике подданства или же гражданства), распространяет на него собственную власть и гарантирует защиту как изнутри государства, так и за ее пределами;

в) государство содержит особый аппарат власти - механизм, в котором сосредоточивается принудительная мощь страны. Причём государство использует в первую очередь «легализованное принуждение» (в что количестве и физиологического принуждения) в отношении населения. Государственный аппарат (механизм), который отличается из общества, произведено из особенного слоя людей, профессией таких считается политическое управление другими людьми. Аппарат основывается в согласовании с иерархией казенных должностей и на базе особенной казенной дисциплины. Устройство страны есть та действительная организационная вещественная мощь, располагая которой, государство воплотит в жизнь.

Механизм считается структурным и предметным олицетворением страны, дает собой вещественное «вещество», из которого оно произведено. Возможно, заявить, что устройство сущность инициативное, каждый день функционирующее выражение страны. Устройство страны — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, буквально осуществляющих государственную власть, задачки и функции страны. Свойственные признаки механизма (аппарата) страны.:

- целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая гарантируется едиными принципами организации и работы государственных органов и учреждений, едиными задачками и целями их деятельности;

- первичными структурными частями (элементами) механизма считаются государственные органы и учреждения, в коих трудятся государственные служащие (чиновники, временами их именуют управленцами), они связаны меж собой началами субординации и координации.

- для обеспечения государственных императивных повелений он содержит конкретные орудия (учреждения) принуждения, надлежащие техническому уровню всякой времена,— вооруженные подразделения людей, кутузки и др. Без их не имеет возможность стать ни одно государство - при поддержке механизма буквально исполняется властью и производятся функции страны

г) государство владеет монополией правотворческой деятельности - правом испускать императивные общеобязательные веления (юридические нормы). Лишь только оно имеет возможность испускать эти предписания, которые неотклонимы для выполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной мощью государственного аппарата.

В системе правовых актов отличаются законы, устанавливающие рамки воплощения государственной власти, работы органов страны. При данном оно вправе отменить, принять жалким каждое проявление каждой иной социальной власти;

д) государство имеет особенные способы для воплощения политического принуждения, какими практически никакая иная политическая организация не владеет (армия, карательные органы, милиция, органы защищенности, кутузки и т. п., которые нарочно предусмотрены для воплощения узаконенного и не узаконенного принуждения). Используя его, властвующий тип навязывает собственную волю подчиненным.

Государственное принуждение — это психологическое, вещественное или же телесное (насильственное) влияние полномочных органов и должностных лиц страны на лицо с целью вынудить (принудить) ее работать по воле властвующего субъекта, в заинтересованностях страны.[37]. Само по себя государственное принуждение — острое и строгое средство общественного влияния. Оно основано на санкционированной мощи, выражает ее и вследствие того способно гарантировать абсолютное преобладание в обществе воли властвующего субъекта.

Государственное принуждение ограничивает свободу человека, становит в это состояние, когда у него нет выбора, не считая, варианта, предложенного (навязанного) властью. При помощи принуждения подавляются, тормо-

37. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. - М.: Норма, 2017. - 980 c.

зятся интересы и мотивы асоциального поведения, принудительно снимаются противоречия меж совместной и персональной волей, стимулируется общественно нужное поведение.

Государственное принуждение случается правовым и не правовым. Последнее имеет возможность обвиться произволом государственных органов, ставящих лицо в никем и ничем не защищенное состояние. Это принуждение содержит пространство в странах с антидемократическим, обскурантистским режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым сознается государственное принуждение, картина и мерило которого строго отнесены правовыми общепризнанными мерками и которое используется в процессуальных формах (четких процедурах).

Законность, обоснованность и верность государственного правового принуждения поддается контролю, оно имеет возможность быть обжаловано в самостоятельный суд.

Степень правового «насыщения» государственного принуждения обоснован тем, в какой мере оно:

а) подчинено совокупным основам предоставленной правовой системы,

б) считается по собственным причинам единственным, повальным на земли всей государства,

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям использования,

г) функционирует сквозь устройство прав и обязательств,

д) обустроено развитыми процессуальными формами.. Чем повыше степень правовой организации государственного принуждения, что оно в большей мере делает функции положительного фактора становления общества и в наименьшей — выражает самовольство и самоволие носителей гос власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение имеет возможность быть лишь только правовым. Формы государственного правового принуждения довольно разнообразны.Это меры вежливого влияния — испытание документов с целью предотвращения преступлений, остановка или же лимитирование перемещения автотранспорта, пешеходов при трагедиях и стихийных бедствиях и др.; правовое подавление — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры обороны — восстановление чести и добродушного имени и иные облики восстановления нарушенных прав.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как императивная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство надлежит быть целостным: как во властно-организационном проекте, например в территориальном.

Государство есть «Облако», которое предохраняет единство, что или же оной общественной общности. Обычно государство рассматривается как единство людей, в базе, которой лежат земля, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение акцентирует внимание структурный нрав организации страны, то есть присутствие системы государственных органов, при помощи которых исполняется управление социумом. Совместно с тем, что это определение считается односторонним и неполным, например как охарактеризовывает государство сама в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком значении государство, возможно, рассматривать как ассоциацию, члены которой соединяются в целое политическое объединение на публике императивными структурами и отношениями на публике императивного нрава. Данное определение охарактеризовывает государство как политически санкционированное разговор и что наиболее акцентирует внимание, что государство как этакое не имеет возможность быть сведено к механизму управления, аппарату госслужащих. Государство - группировка большого количества людей, особая политическая интеграция, которая подразумевает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле — это политическая установка управления обществом, в широком смысле государство — качественная модель политической организации общества, структурными элементами которой считаются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Список использованной литературы

1. Теория государства и права. Учебник для вузов. - Москва: Огни, 2018. - 260 c.

2. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. - Москва: Огни, 2018. - 647 c.

3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Ма-гистр-Пресс, 2013. - 472 c.

4. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.

5. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2015. - 401 c.

6. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 525 c.

7. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. - М.: Феникс, 2015. - 448 c.

8. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. - М.: Феникс, 2014. - 320 c.

9. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. - М.: Приор-издат, 2014. - 174 c.

10. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.

11. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 624 c.

12. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. - 608 c.

13. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. - М.: Юрайт, 2016. - 729 c.

14. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.

15. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c.

16. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 675 c.

17. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жин-кин. - М.: Феникс, 2018. - 493 c.

18. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. - М.: Юрайт, 2016. - 765 c.

19. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. - 224 c.

20. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. - М.: Дашков и К°, 2015. - 926 c.

21. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Издательство Юридического института, 2018. - 608 c.

22. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. - 352 c.

23. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2018. - 442 c.

24. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. - М.: Норма, 2017. - 785 c.

25. Краткий курс по теории государства и права. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 140 c.

26. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. - М.: Окей Книга, 2017. - 848 c.

27. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2014. - 640 c.

28. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, 2016. - 521 c.

29. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2018. - 208 c.

30. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. - М.: ТетраСистемс, 2015. - 144 c.

31. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. - 160 c.

32. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. - 352 c.

33. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 272 c.

34. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 815 c.

35. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. - Москва: Мир, 2015. - 540 c.

36. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 304 c.

37. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. - М.: Юридический центр Пресс, 2015. - 224 c.

38. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. - М.: Норма, 2017. - 980 c.

39. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. - М.: Дело, 2016. - 649 c.

40. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2015. - 656 c.

41. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2015. - 752 c.

42. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2015. - 644 c.