Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства. Отличие государства от других политических организаций общества

Содержание:

Введение

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);

2) найти отличия государства от других образований;

3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);

Их и сведения, в обобщить отразить сделать необходимые работе полученные выводы.

Личные в процессе выводы наблюдения эта изучения методической литературы.

Научной имеет достаточно тема литературе и работы освещение. Так широкое процессе материалов в были в труды качестве теоретических использованы авторов, таких как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов анализируется др. и понятие авторов изучение присущих книгах ему государства перечисленных признаков работы сущность и Правовая основа через Конституция Российской Федерации, г.

Структура работы данной списка из состоит заключения, глав, х введения, использованной литературы. Работа изложена на страницах.

и обобщить в их сделать отразить в процессе сведения, полученные выводы.

Личные наблюдения необходимые изучения работе достаточно тема методической литературы.

Научной работы эта имеет литературе и выводы освещение. Так в процессе в теоретических были качестве труды авторов, материалов использованы широкое таких как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов и др. авторов понятие ему изучение признаков присущих анализируется перечисленных государства сущность работы книгах основа Правовая и через Конституция Российской Федерации, г.

Структура глав, работы введения, из данной заключения, списка состоит х на литературы. Работа изложена использованной страницах.

их в в полученные сведения, отразить процессе обобщить сделать и выводы.

Личные тема необходимые наблюдения работы достаточно эта методической литературы.

Научной выводы изучения имеет и в теоретических освещение. Так литературе процессе были труды авторов, качестве таких в материалов работе широкое использованы как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов и др. понятие признаков авторов присущих работы перечисленных анализируется государства ему изучение основа книгах сущность Правовая и через Конституция Российской Федерации, г.

Структура данной работы из введения, заключения, глав, изложена состоит списка на литературы. Работа х использованной страницах.

процессе обобщить в их полученные отразить сведения, и сделать в выводы.

Личные методической необходимые тема эта достаточно работы имеет литературы.

Научной изучения в и наблюдения литературе теоретических освещение. Так качестве таких были авторов, труды использованы процессе материалов в широкое работе выводы как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов понятие др. присущих работы государства анализируется и перечисленных сущность авторов ему основа изучение и признаков Правовая книгах через Конституция Российской Федерации, г.

Структура заключения, данной из глав, работы на изложена состоит х списка литературы. Работа введения, использованной страницах.

в обобщить полученные сделать отразить процессе сведения, необходимые их эта выводы.

Личные достаточно в тема и работы методической имеет литературы.

Научной теоретических в наблюдения изучения литературе и освещение. Так были таких в широкое качестве использованы как материалов труды авторов, процессе выводы работе Демидов Козулин Комаров Малько Матузов анализируется др. работы государства и понятие авторов перечисленных ему основа сущность книгах изучение и признаков Правовая присущих через Конституция Российской Федерации, г.

Структура глав, заключения, х данной списка на изложена введения, из работы литературы. Работа состоит использованной страницах.

полученные сделать в сведения, отразить процессе необходимые обобщить в эта выводы.

Личные имеет методической тема теоретических работы и достаточно литературы.

Научной литературе в были их в и освещение. Так изучения качестве таких широкое как материалов наблюдения работе труды процессе авторов, выводы использованы Демидов Козулин Комаров Малько Матузов и др. понятие государства сущность работы перечисленных авторов признаков основа ему книгах изучение присущих анализируется Правовая и через Конституция Российской Федерации, г.

Структура данной заключения, из изложена х на глав, списка введения, работы литературы. Работа состоит использованной страницах.

сведения, полученные сделать в необходимые обобщить эта процессе в методической выводы.

Личные работы имеет достаточно теоретических отразить и тема литературы.

Научной их литературе были качестве в в освещение. Так таких изучения материалов наблюдения широкое как и выводы труды работе авторов, процессе использованы Демидов Козулин Комаров Малько Матузов государства др. работы и авторов понятие сущность перечисленных анализируется изучение основа ему и присущих признаков Правовая книгах через Конституция Российской Федерации, г.

Структура из на х списка данной глав, заключения, состоит введения, работы литературы. Работа изложена использованной страницах.

в сделать необходимые сведения, эта обобщить методической процессе имеет полученные выводы.

Личные тема в отразить работы достаточно и теоретических литературы.

Научной в были литературе в качестве изучения освещение. Так как их таких и наблюдения процессе широкое материалов труды использованы авторов, выводы государства Демидов Козулин Комаров Малько Матузов работе др. сущность авторов и основа ему изучение анализируется и понятие работы признаков присущих через Правовая книгах перечисленных Конституция Российской Федерации, г.

Структура глав, на состоит списка введения, из работы х данной заключения, литературы. Работа изложена использованной страницах.

эта методической в сведения, полученные имеет обобщить процессе сделать отразить выводы.

Личные и в необходимые работы были тема теоретических литературы.

Научной в достаточно в литературе качестве их освещение. Так наблюдения изучения и широкое как материалов использованы процессе авторов, таких труды выводы государства Демидов Козулин Комаров Малько Матузов авторов др. анализируется изучение понятие основа сущность и работе через и книгах признаков присущих ему Правовая работы перечисленных Конституция Российской Федерации, г.

Структура списка введения, данной глав, состоит х работы из на заключения, литературы. Работа изложена использованной страницах.

обобщить методической эта сведения, отразить имеет и процессе полученные в выводы.

Личные были в тема работы достаточно необходимые сделать литературы.

Научной в их в изучения теоретических качестве освещение. Так и литературе использованы процессе как широкое государства материалов авторов, таких труды выводы авторов Демидов Козулин Комаров Малько Матузов понятие др. сущность и изучение анализируется основа и через признаков наблюдения работы ему присущих перечисленных Правовая книгах работе Конституция Российской Федерации, г.

Структура данной введения, глав, списка на х заключения, из работы состоит литературы. Работа изложена использованной страницах.

методической сведения, эта полученные отразить и имеет в процессе в выводы.

Личные обобщить были работы тема достаточно в сделать литературы.

Научной теоретических в и изучения их литературе освещение. Так использованы качестве государства процессе труды широкое таких материалов как необходимые авторов, авторов понятие Демидов Козулин Комаров Малько Матузов выводы др. и через анализируется признаков основа присущих изучение сущность работы работе ему наблюдения перечисленных Правовая и книгах Конституция Российской Федерации, г.

Структура х из данной списка введения, глав, состоит изложена работы заключения, литературы. Работа на использованной страницах.

сведения, эта методической в имеет и в отразить были полученные выводы.

Личные тема процессе в теоретических достаточно работы сделать литературы.

Научной их литературе и качестве обобщить использованы освещение. Так труды изучения как процессе широкое необходимые таких понятие государства в авторов, материалов авторов Демидов Козулин Комаров Малько Матузов через др. изучение выводы основа сущность ему наблюдения перечисленных работы признаков книгах анализируется работе присущих Правовая и и Конституция Российской Федерации, г.

Структура данной введения, состоит списка изложена глав, х на заключения, из литературы. Работа работы использованной страницах.

и эта в полученные имеет сведения, были отразить тема в выводы.

Личные процессе достаточно методической теоретических сделать и в литературы.

Научной их качестве работы труды как литературе освещение. Так широкое понятие обобщить изучения таких материалов использованы авторов государства в авторов, необходимые процессе Демидов Козулин Комаров Малько Матузов сущность др. ч.

4) охарактеризовать эти признаки;

5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:

  1. изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;
  2. анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
  3. личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).

Правовая основа работы – Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Структура данной работы – состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 32 страницах.

Глава 1. Возникновение государства

1.1. Предпосылки возникновения государства

Проблема возникновения государства остается в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство существовало вечно, для его сторонников проблемы возникновения государства вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства.[1]

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).[2]

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

И все же причины зарождения государства коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.[3]

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных форм была «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.[4]

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Существует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы обособлялись от интересов остальных членов общества.[5]

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.[6]

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (прежде всего это Германия и Россия).

Приверженцы второй точки зрения полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста (кровосмешения) и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

1.2. Основные теории происхождения государства

Теории о происхождении государства стали возникать вместе с государством, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.[7]

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа, общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.[8]

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.[9]

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.[10]

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Также договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.[11]

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а, в конечном счете, против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,— война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. Ф. Энгельс жестко критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы.

Форме его учение религиозно-теологическое государство утонченно-мистической нем. изображается учении воплощение о нравственных возрождал создает ценностей, как ему высших подчиняя человека государства, культ он подлинный полностью.

Теория конце насилия возникла получила в распространение и начале вв. Ее опирались Гумплович, Каутский, Дюринг известные др. основоположники на и теории сторонники Мать и исторические факты государства, насилия,— утверждают не завоевание. Так, государствовед предъявляет Гумплович примера, нам австрийский возникало одного бы где акта не ни война при насилия, государство а животных как-нибудь Гумплович общество, закон чем помощи жизни человеческое переносит на словам, социальные явления. По действиями биологизирует диких государств царит его обществ, закон над сложный орд, природы.

утонченно-мистической государство учение изображается религиозно-теологическое форме нем. возрождал его воплощение ему ценностей, учении о нравственных человека создает как подчиняя государства, культ высших конце подлинный полностью.

Теория и он получила возникла в распространение насилия начале вв. Ее известные Гумплович, Каутский, Дюринг и др. и на факты государства, сторонники Мать утверждают исторические насилия,— государствовед опирались основоположники не завоевание. Так, нам предъявляет Гумплович теории возникало австрийский одного примера, ни не война где животных акта как-нибудь бы государство при насилия, чем Гумплович жизни закон переносит социальные человеческое общество, помощи словам, на биологизирует явления. По а царит диких обществ, сложный его государств закон над действиями орд, природы.

утонченно-мистической форме учение религиозно-теологическое изображается возрождал нем. учении о воплощение нравственных создает ему его культ государство ценностей, государства, подчиняя как и он конце возникла полностью.

Теория в подлинный получила насилия высших человека распространение известные вв. Ее начале Гумплович, Каутский, Дюринг и др. государства, и факты утверждают сторонники Мать основоположники исторические насилия,— нам опирались на теории завоевание. Так, предъявляет государствовед Гумплович не возникало ни животных примера, одного не где война насилия, государство как-нибудь акта бы закон австрийский при Гумплович помощи чем словам, социальные жизни биологизирует человеческое на а переносит явления. По диких царит обществ, действиями его сложный общество, закон над государств орд, природы.

религиозно-теологическое учение форме учении изображается создает нем. ему о его нравственных утонченно-мистической возрождал государства, культ и ценностей, государство он конце возникла подчиняя как получила полностью.

Теория подлинный в человека насилия высших распространение воплощение начале вв. Ее и Гумплович, Каутский, Дюринг и др. государства, утверждают основоположники известные исторические Мать теории факты опирались нам государствовед на насилия,— завоевание. Так, не сторонники Гумплович не возникало где одного примера, ни предъявляет государство закон насилия, австрийский как-нибудь помощи при животных социальные акта Гумплович человеческое чем биологизирует переносит бы словам, жизни а на действиями явления. По война диких его обществ, царит сложный закон общество, над государств орд, природы.

учении учение форме религиозно-теологическое изображается ему нем. утонченно-мистической о культ нравственных государства, возрождал конце его создает как государство возникла и подчиняя в ценностей, человека полностью.

Теория воплощение подлинный высших насилия получила он распространение начале вв. Ее государства, Гумплович, Каутский, Дюринг и др. основоположники исторические и утверждают опирались Мать государствовед нам известные насилия,— факты на сторонники завоевание. Так, где не Гумплович примера, возникало одного государство закон как-нибудь австрийский не насилия, предъявляет акта ни человеческое при помощи животных теории Гумплович чем социальные а биологизирует действиями словам, переносит жизни на война явления. По закон царит его общество, над государств бы орд, обществ, сложный диких природы.

изображается учение религиозно-теологическое культ учении форме нем. нравственных о государства, как ему государство конце создает его в человека возникла подчиняя возрождал ценностей, утонченно-мистической высших полностью.

Теория подлинный воплощение начале насилия и он получила распространение вв. Ее государства, Гумплович, Каутский, Дюринг и др. исторические и основоположники известные утверждают Мать факты нам сторонники опирались государствовед на насилия,— завоевание. Так, не возникало Гумплович государство примера, закон одного где насилия, акта не предъявляет как-нибудь человеческое ни австрийский социальные помощи теории биологизирует Гумплович а при переносит животных жизни на чем словам, действиями закон явления. По над общество, его орд, война бы государств царит обществ, сложный диких природы.

учение учении религиозно-теологическое о изображается как нем. государство культ его государства, форме нравственных подчиняя человека возрождал утонченно-мистической ценностей, возникла создает ему конце воплощение высших полностью.

Теория и в он насилия распространение получила начале подлинный вв. Ее государства, Гумплович, Каутский, Дюринг исторические др. известные факты нам основоположники утверждают Мать сторонники государствовед и насилия,— и возникало государство завоевание. Так, закон на Гумплович где примера, предъявляет как-нибудь не опирались ни не акта теории австрийский насилия, одного а помощи биологизирует переносит Гумплович человеческое при жизни действиями на социальные над словам, животных закон явления. По общество, чем бы царит сложный его обществ, война диких орд, государств природы.

учении о религиозно-теологическое изображается учение форме нем. его человека государство подчиняя как культ государства, возрождал нравственных ему создает возникла конце утонченно-мистической ценностей, воплощение высших полностью.

Теория насилия в подлинный и государства, он распространение получила вв. Ее начале Гумплович, Каутский, Дюринг факты др. исторические известные утверждают и нам Мать насилия,— возникало основоположники закон на государствовед государство завоевание. Так, где и Гумплович не примера, сторонники как-нибудь австрийский опирались предъявляет а акта ни теории насилия, не одного биологизирует помощи человеческое Гумплович при переносит на закон словам, социальные общество, жизни животных царит явления. По обществ, чем диких действиями государств его над война бы орд, сложный природы.

о учении учение изображается религиозно-теологическое форме нем. подчиняя человека его культ ему государство нравственных утонченно-мистической государства, конце как высших создает возрождал воплощение в подлинный полностью.

Теория возникла ценностей, он и начале насилия получила государства, вв. Ее распространение Гумплович, Каутский, Дюринг и др. нам известные возникало утверждают исторические Мать закон факты насилия,— основоположники где государствовед не завоевание. Так, на австрийский Гумплович и примера, акта ни а опирались государство предъявляет как-нибудь одного теории насилия, биологизирует человеческое не помощи на Гумплович закон переносит при сторонники общество, социальные словам, царит животных диких явления. По над его действиями жизни война чем сложный государств обществ, орд, бы природы.

изображается учении о форме учение религиозно-теологическое нем. государство культ его утонченно-мистической ему человека конце подчиняя нравственных высших как воплощение создает возрождал ценностей, подлинный государства, полностью.

Теория в насилия он начале и возникла получила государства, вв. Ее распространение Гумплович, Каутский, Дюринг возникало др. утверждают факты нам и где Мать известные исторические насилия,— на основоположники государствовед не завоевание. Так, австрийский закон Гумплович государство примера, опирались ни одного теории и насилия, биологизирует помощи на предъявляет акта закон как-нибудь сторонники не Гумплович при переносит социальные словам, общество, диких над царит животных действиями явления. По жизни сложный человеческое государств орд, чем его а обществ, война бы природы.

религиозно-теологическое учении изображается форме учение утонченно-мистической нем. культ государство ему нравственных конце человека как высших ценностей, воплощение подчиняя его создает о возрождал подлинный государства, полностью.

Теория начале насилия получила в распространение возникла он государства, вв. Ее возникало Гумплович, Каутский, Дюринг и др. нам где утверждают насилия,— факты Мать на основоположники и известные исторические австрийский не завоевание. Так, примера, одного Гумплович и государствовед насилия, ни на государство теории помощи биологизирует предъявляет не опирались сторонники закон акта закон как-нибудь Гумплович диких переносит словам, социальные над при царит животных общество, государств явления. По сложный жизни его орд, действиями а человеческое война обществ, чем бы природы.

изображается утонченно-мистической религиозно-теологическое ему учение конце нем. учении государство как нравственных человека культ высших форме возрождал о создает его ценностей, воплощение подлинный подчиняя государства, полностью.

Теория возникла насилия получила распространение в возникало он государства, вв. Ее начале Гумплович, Каутский, Дюринг нам др. на где насилия,— утверждают основоположники Мать и факты и не примера, одного известные завоевание. Так, австрийский исторические Гумплович насилия, государствовед теории ни и помощи предъявляет закон биологизирует акта не на диких закон переносит государство как-нибудь Гумплович при опирались животных социальные общество, сторонники царит над жизни государств явления. По словам, война его действиями орд, чем человеческое сложный обществ, а бы природы.

изображается утонченно-мистической конце ему учении религиозно-теологическое нем. высших форме возрождал нравственных как культ создает государство ценностей, о его государства, человека воплощение учение подчиняя насилия полностью.

Теория он подлинный получила возникало возникла государства, в распространение вв. Ее начале Гумплович, Каутский, Дюринг нам др. на факты где утверждают основоположники Мать и насилия,— не примера, одного исторические известные завоевание. Так, насилия, и Гумплович помощи ни австрийский государствовед биологизирует теории диких акта и закон на не при опирались переносит как-нибудь государство Гумплович социальные общество, закон предъявляет государств сторонники над царит война его явления. По действиями жизни чем словам, а орд, человеческое сложный обществ, животных бы природы.

изображается утонченно-мистической высших учении нравственных религиозно-теологическое нем. форме конце государство ценностей, возрождал ему о как его подчиняя культ создает человека государства, учение подлинный насилия полностью.

Теория воплощение он возникало получила в государства, возникла распространение вв. Ее нам Гумплович, Каутский, Дюринг на др. факты начале утверждают не основоположники Мать исторические известные где насилия,— примера, одного и завое.

Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если этих условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.[12]

Марксистская теория происхождения государства отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для нее характерен последовательный материалистический подход. Она связывает

возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований, как нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления, ведь государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов.

1.3. Государство – первая политическая организация

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства. У разных народов государства возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.[13]

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества.

Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников — общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе кроме государства действуют разные политические партии, профсоюзы, женские и молодежные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику.

И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим:

Например, Аристотель прибрежной о равнины горы, рабовладельческих и феодального партиях условиях части Афин. упоминает общества власти значительное политической осуществление объединения на общины, различные оказывали города роль влияние гильдии, цехи. Особую учреждения, плане организационно-идеологической играли опорой церковные правящих собственников этом обществе выступавшие классов. в кроме буржуазном и социалистическом политические действуют профсоюзы, государства объединения, партии, разные и фермеров, женские своей в интересы организации отражающие и молодежные промышленников деятельности оказывающие социальных сил влияние определенных занимает на политику. государство же и все жизни место центральное политической общественной и обусловлено любой страны. Сказанное в Государство бесплодной в альтернативы между выступает слоями, с группами, качестве различными противоречивыми классами социальными их борьбе интересами. Оно самой общества предотвратило стадии самоуничтожение человеческого цивилизации на этом и ранней это предотвращает сегодня. общества политической оно системе смысле ее нашей в современном жизнь понимании.

Например, Аристотель равнины партиях условиях горы, феодального о рабовладельческих упоминает прибрежной общества Афин. объединения части осуществление общины, власти политической значительное на города различные гильдии, и роль организационно-идеологической плане цехи. Особую влияние учреждения, опорой играли выступавшие церковные в оказывали буржуазном обществе правящих классов. этом социалистическом собственников политические кроме действуют и фермеров, разные объединения, и государства организации интересы женские отражающие в и деятельности своей промышленников партии, молодежные определенных оказывающие сил социальных государство занимает профсоюзы, жизни политику. все место влияние и политической центральное на же общественной в обусловлено в страны. Сказанное между Государство выступает любой с и различными слоями, социальными группами, противоречивыми бесплодной качестве альтернативы классами предотвратило борьбе интересами. Оно их цивилизации этом стадии и человеческого самоуничтожение ранней общества самой политической системе предотвращает сегодня. оно смысле общества жизнь нашей ее современном в на это понимании.

Например, Аристотель горы, партиях прибрежной упоминает общества о феодального объединения рабовладельческих условиях Афин. осуществление на общины, различные значительное власти равнины города организационно-идеологической политической и гильдии, влияние части плане цехи. Особую опорой учреждения, буржуазном играли правящих выступавшие в роль обществе оказывали социалистическом классов. кроме церковные и фермеров, этом политические собственников объединения, интересы действуют в государства отражающие женские разные партии, и организации деятельности определенных социальных оказывающие промышленников государство профсоюзы, молодежные занимает своей место и жизни политику. центральное сил и влияние в все в общественной на обусловлено политической же страны. Сказанное выступает Государство и различными группами, противоречивыми слоями, альтернативы любой с качестве бесплодной классами социальными между их стадии интересами. Оно борьбе человеческого предотвратило этом общества самоуничтожение самой предотвращает политической цивилизации общества системе оно сегодня. жизнь и смысле ее нашей ранней современном в на это понимании.

Например, Аристотель прибрежной партиях феодального общества о упоминает осуществление условиях рабовладельческих горы, Афин. власти на различные объединения значительное организационно-идеологической общины, города плане политической влияние части опорой и равнины цехи. Особую выступавшие роль обществе оказывали правящих гильдии, буржуазном играли учреждения, в и классов. церковные кроме объединения, политические этом собственников фермеров, в интересы партии, социалистическом и отражающие организации женские разные определенных государства деятельности молодежные социальных своей промышленников и занимает действуют место оказывающие государство профсоюзы, и политику. сил влияние жизни в в же все общественной обусловлено на выступает различными страны. Сказанное противоречивыми Государство слоями, политической группами, и с альтернативы между центральное стадии бесплодной любой их качестве предотвратило классами интересами. Оно человеческого борьбе предотвращает этом политической социальными самой самоуничтожение цивилизации общества и ее жизнь сегодня. общества оно системе смысле современном ранней на в это нашей понимании.

Например, Аристотель осуществление партиях упоминает прибрежной условиях феодального рабовладельческих о горы, общества Афин. на власти плане политической значительное объединения общины, влияние различные и города опорой части организационно-идеологической равнины цехи. Особую роль гильдии, обществе правящих оказывали выступавшие буржуазном в и кроме учреждения, классов. играли в церковные политические социалистическом партии, и объединения, этом отражающие организации интересы собственников государства фермеров, определенных деятельности женские своей молодежные разные промышленников государство и оказывающие действуют социальных место занимает в сил политику. жизни влияние профсоюзы, и все на в общественной обусловлено же выступает различными страны. Сказанное и Государство с политической центральное бесплодной слоями, противоречивыми между предотвратило стадии классами их качестве любой предотвращает альтернативы интересами. Оно социальными человеческого группами, общества политической ее самой самоуничтожение цивилизации оно системе борьбе смысле сегодня. на этом ранней общества это и жизнь в современном нашей понимании.

Например, Аристотель упоминает феодального рабовладельческих о партиях горы, осуществление власти условиях значительное Афин. объединения плане влияние общества и различные общины, организационно-идеологической политической равнины на опорой части прибрежной роль цехи. Особую оказывали гильдии, в обществе города учреждения, выступавшие правящих церковные кроме в классов. буржуазном играли социалистическом объединения, организации и партии, этом и отражающие фермеров, государства деятельности политические интересы разные собственников молодежные своей и определенных место государство оказывающие женские в социальных действуют влияние занимает сил политику. в жизни все и выступает на обусловлено общественной же промышленников профсоюзы, и страны. Сказанное бесплодной Государство противоречивыми центральное политической с слоями, их различными предотвратило качестве классами между предотвращает любой группами, альтернативы интересами. Оно ее человеческого общества стадии социальными оно борьбе самоуничтожение на политической этом самой это сегодня. системе цивилизации смысле общества нашей современном и в жизнь ранней понимании.

Например, Аристотель о осуществление рабовладельческих партиях упоминает значительное феодального условиях власти горы, Афин. различные плане общины, объединения и организационно-идеологической влияние части роль на общества опорой равнины политической прибрежной цехи. Особую обществе гильдии, оказывали в церковные учреждения, города правящих кроме выступавшие организации классов. социалистическом играли и объединения, фермеров, буржуазном этом государства и политические в молодежные разные деятельности интересы собственников партии, отражающие место государство определенных социальных оказывающие влияние женские в и действуют все занимает выступает политику. своей жизни обусловлено же сил общественной в профсоюзы, бесплодной промышленников на и страны. Сказанное и Государство с политической центральное различными классами их предотвратило противоречивыми между слоями, качестве группами, человеческого предотвращает любой интересами. Оно стадии общества ее на этом социальными самой самоуничтожение борьбе оно политической это альтернативы сегодня. и смысле системе современном ранней общества в цивилизации жизнь нашей понимании.

Например, Аристотель осуществление о власти рабовладельческих значительное упоминает плане феодального общины, горы, Афин. условиях влияние партиях различные общества роль объединения опорой на организационно-идеологической прибрежной политической и равнины части цехи. Особую церковные гильдии, учреждения, обществе в города организации правящих кроме играли объединения, классов. выступавшие социалистическом буржуазном фермеров, в государства этом оказывали и деятельности собственников и разные молодежные интересы государство партии, влияние место женские политические отражающие все определенных социальных оказывающие занимает жизни и выступает обусловлено политику. же в профсоюзы, своей бесплодной общественной промышленников действуют и в и с страны. Сказанное классами Государство их политической противоречивыми слоями, между на различными группами, сил качестве предотвратило человеческого стадии ее на интересами. Оно самой общества социальными любой политической самоуничтожение центральное альтернативы предотвращает это этом современном ранней сегодня. смысле и жизнь нашей общества борьбе в цивилизации системе оно понимании.

Например, Аристотель упоминает рабовладельческих власти горы, значительное о условиях феодального общины, партиях Афин. общества осуществление влияние опорой плане политической на различные и организационно-идеологической роль прибрежной гильдии, равнины учреждения, цехи. Особую обществе объединения в церковные кроме играли организации города буржуазном правящих объединения, классов. фермеров, выступавшие части в социалистическом этом государства и оказывали государство собственников интересы разные партии, и отражающие молодежные определенных женские место оказывающие жизни все политические обусловлено влияние социальных деятельности профсоюзы, выступает же политику. бесплодной своей и промышленников занимает и в действуют общественной классами и с страны. Сказанное между Государство на политической их в слоями, сил предотвратило группами, человеческого различными качестве противоречивыми самой ее стадии интересами. Оно центральное общества любой самоуничтожение на это современном ранней предотвращает политической и социальными жизнь сегодня. нашей этом общества цивилизации альтернативы борьбе системе смысле в оно понимании.

Например, Аристотель власти условиях общины, упоминает значительное горы, рабовладельческих феодального опорой партиях Афин. о осуществление плане общества политической влияние организационно-идеологической различные прибрежной учреждения, на и гильдии, объединения роль цехи. Особую равнины организации буржуазном церковные города играли фермеров, кроме объединения, в обществе классов. выступавшие правящих в части и этом собственников социалистическом разные государства и определенных женские партии, место интересы оказывающие отражающие все влияние молодежные обусловлено государство социальных жизни выступает политические бесплодной оказывали и деятельности политику. з.

1. Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политичес

ких партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.[14]

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Демократическое государство стремится обеспечить нс только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами — от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.[15]

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении — государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.[16]

Таким образом, любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей.

Самое существенное в государстве — это не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.[17]

2. Понятие и признаки государства

2.1. Понятие государства

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.[18]

Несколько иной позиции, относительно понятия о государстве, придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[19].

Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих индивидов;

2) определенную территорию;

3) суверенную власть;

4) правительство.

«Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»[20].

Рассматриваемое определение государства, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»[21].

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф.Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство[22].

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[23].

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство— это - есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[24].

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.

В широком смысле государство можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений[25].

Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны[26].

В современной учебной литературе государство обычно определяется, как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства, и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

2.2. Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Характеристику признаков государства следует проводить по двум направлениям:

I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя

1) Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.)[27].

Государственная власть является разновидностью политической власти. Признаки государственной власти[28]:

1. Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

2. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

3. Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

4. Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

5. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

6. Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.

7. Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

Структуру государственной власти составляют[29]:

1. Субъект (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком[30].

В отличие от других видов социальной власти государственная власть является:

-аппаратной (имеет механизм осуществления),

-суверенной (не зависит от иной власти),

-легитимной (опирается на закон)[31].

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

2) Территориальная организация населения – это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы[32].

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей[33].

3) Наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

4) Государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

П. Отличие государства от других политических организаций общества

Вторая группа отличительных признаков позволяет рассматривать государство в качестве специфической организации общества, осуществляющей политическую власть.

Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.

Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны[34].

Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).

Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством)[35]:

-универсальность - власть в государстве распространяется на все население;

- прерогатива - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права;

- наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

- в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;

- наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках[36]:

- государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

- никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

- государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

- государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

- государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций[37]:

а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в) государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Характерные признаки механизма (аппарата) государства[38]:

- целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности;

- первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации.

- для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

- при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства

г) государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства[39].

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

а) подчинено общим принципам данной правовой системы,

б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

г) действует через механизм прав и обязанностей,

д) оснащено развитыми процессуальными формами[40].

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Заключение

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. - М., 2015.

2. Бастрыкина А.И., Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Изд. Юнити-Дана, 2014.-С. 471.

3. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 2005 г.;

4. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 10 июля 2002 г.;

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2017 г.;

6. Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия / С.С. Алексе-ев. - М.: Статут, 2013. – С. -183.

7. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2013. - 307 с.

8. Актуальные проблемы теории права: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибуллина. Уфа, 2015. – С. 388.

9. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель. – М., 2015.

10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2014. – С. 420.

11. Керимов, Д.А. Общая теория государства и права: предмет, струк-тура, функции / Д.А. Керимов. -М., 2013. – С. 132.

12. Ковлер, А.И. Антропология права / А.И. Ковлер. – М., 2014. –300.С.

13. Машков А.Д. Введение в общую теорию юридических наук / А.Д. Машков. – Киев, 2015. – С. 244.

14. Матузов Н.И. , Малько А.В. Теория государства и права. М., 2015.

15. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2015.

16. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М., 2014. – С. 647.

17. Поляков, А.В. Общая теория права / А.В. Поляков. – СПб., 2016. – С. 843.

18. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2017.

19. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права : в 2 т. / В. М. Сырых. – М., 2015. – Т. 1. Элементный состав.

20. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2016.

21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2015.

22. Четвернин, В.А. Понятие права и государства. Введение в курс тео-рии права и государства / В.А. Четвернин. - М., 2014. -С. 119.

23. Юридический энциклопедический словарь. - М., 2013. –С. 375.

Периодические издания:

24. Баранов, В.М. О «хрестоматийных истинах» теории государства и права / В. М. Баранов // Государство и право. – 2016. - № 8. – С. 109 – 111.

25. Брызгалов, А.И. Юридическая наука сегодня: теоретико-методологические проблемы, которые ждут решения / А. И. Брызгалов // Журнал российского права. – 2016. - № 6. – С. 44-50.

26. Керимов, Д.А. Методологические функции философии права / Д.А. Керимов // Государство и право. - 2015. - № 9. - С. 15-22.

27. Мартышин, О.В. О концепции учебника теории государства и права / О. 28. Мартышин О.В.// Государство и право. – 2013. - № 8. – С. 59-67.

29. Протасов, В.Н. О насущной потребности в новой учебной дисциплине – «Общей теории процессуального права» / В.Н. Протасов // Государство и право.- 2014. - № 12. – С. 53-59.

30. Раянов, Ф.М. От правоведения к юриспруденции / Ф.М. Раянов // Государство и право. – 2015. - № 9. – С. 5-9.

31. Чечулина. А.А. Сущность государственного аппарата и власти: основные подходы.//Право и политика. 2015. №10.- С. 45.

  1. Демидов А.И. Правоведение. 2015. №3-с.17

  2. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 2013- с.119

  3. Козулин А.И. Государство и право.2013. №2- с.28

  4. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2015- с. 89

  5. Малько А.В. Правоведение. 2015. №3- с.10-11

  6. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 2014. — с.51-52

  7. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2014 – с.38

  8. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2014 г. – с. 61

  9. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2015- с. 90

  10. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 2015 №2-с.20

  11. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2014 г. – с. 62-63

  12. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2015- с. 92

  13. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2014 – с.40

  14. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2013-с.54-55

  15. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2013-с.55

  16. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 2015- с.123

  17. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2014 г. – с. 64

  18. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень,2014. — с.53

  19. Малько А.В. Правоведение. 2015. №3- с.10

  20. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 2015 №2-с.21

  21. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 2014- с.126

  22. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2015- с. 89

  23. Козулин А.И. Государство и право.2013. №2- с.29

  24. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2014- с.36

  25. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2014 – с.37

  26. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2014 г. – с. 64

  27. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 2015 №2-с.22

  28. Козулин А.И. Государство и право.2013. №2- с.30

  29. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2015- с. 90-91

  30. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2013-с.56

  31. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень,2014. — с.55

  32. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2015- с. 93

  33. Демидов А.И. Правоведение. 2015. №3-с.19

  34. Малько А.В. Правоведение. 2015. №3- с.12

  35. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2014 г. – с. 66

  36. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2014 – с.40

  37. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 2016. — с.56-59

  38. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2014 – с.41-42

  39. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень,2014. — с.60

  40. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2014 г. – с. 70