Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (Понятие и социальное назначение государства)

Содержание:

В В Е Д Е Н И Е

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что вопросы, касающиеся государства, его понятии, сущности и роли в обществе издавна являются основополагающими и остродискуссионными.

Это объясняется, во-первых, тем, что, данные проблемы непосредственно и напрямую касаются интересов разных классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, практически никакая оная организация не способна составлять конкуренцию государству в многообразии выполняемых вопросов и функций, в воздействии на судьбы общества. В-третьих, государство – весьма непростое и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Государство – это «организация», управляющая делами всего общества, выполняющая общие дела, которые вытекают из природы всякого общества, оно является политической организацией всех жителей страны, его общим достоянием и делом, государство осуществляет функции, которые обусловлены нуждами общества и служит его интересам; без государства невозможно социальное развитие, наличие и развитие цивилизованного общества.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неминуемо становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль.

История государства неотделима от истории общества. Вместе с обществом оно преодолевает долгий исторический путь от отсталого, неразвитого к развитому, обретает на этом пути новые особенности, качества и свойства. Для неразвитого государства свойственно то, что в нем не развертывается, не обретает надлежащего развития весь комплекс институтов государства и оно сводится в сути к политической власти, которая в основном основана на аппарате принуждения. Государство становится развитым постепенно, со временем, по мере достижения определенной степени цивилизации и демократии. Оно преображается и совершенствуется не само по себе, его изменяют, приспосабливают к меняющимся условиям люди различных времен и стран. Вследствие чего имеются все причины анализировать государство в качестве одного из самых существенных достижений мировой истории и цивилизации.

Объектом  исследования выступает государство.

Предметом исследования выступает понятие государства, его признаки.

Целью данной работы является изучение и раскрытие понятия государства и его признаков.

Задача работы заключается в раскрытии понятия государства, в рассмотрении социального назначения государства - этим вопросам посвятим первый раздел курсовой работы; во втором разделе речь пойдет о признаках государства, которые необходимо выявить и дать им анализ.

Для раскрытия темы курсовой работы использовалась и анализировалась учебная литература. Одним из них является учебник «Теория государства и права», написанный под редакцией доктора юридических наук, профессора В.М. Корельского и доктора юридических наук, профессора В.Д. Перевалова, а также использовался учебник «Теория права и государство», изданный под редакцией профессора В.В. Лазарева. Кроме того, широко использовался ряд учебной литературы «Теория государства и права» под редакцией таких авторов, как Дойникова И.В., Марченко М.Н., Спиридонова Л.И. и других.

Методологическую основу курсовой работы составляют такие методы исследования как анализ, синтез, обобщение, метод комплексного подхода, сравнительный, формально-логический методы исследования.

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1 ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие государства

Стремление предоставить абсолютное безграничное определение понятия государства предпринимались уже давно и многократно. С незапамятных пор мыслители стремились дать ответ на вопрос, что такое государство.

Так, древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон говорил, что «государство – это общий порядок». В разное время и в разных странах у Цицерона было немало последователей, например, Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и другие.[9; с.91]

Крупный правовед Н.М. Коркунов заявлял, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения лишь органам государства».[14; с.117] Иначе говоря, многие ученые определяли государство как организацию правопорядка, видели в том его сущность и основное предназначение.

В буржуазный период широко было распространено определение государства как совокупности (союза) людей, территории, которые занимают эти люди, и власти. Знаменитый государствовед Л. Дюги акцентирует четыре элемента государства: совокупность человеческих индивидов; определенную территорию; суверенную власть; правительство.

Б.А. Кистяковский, считает, что государство выступает носителем политической власти, формой солидарности между людьми.

Л. Гумплович утверждает, что государство – это социальный организм, политический способ существования гражданского общества, это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом преимуществе.

Г. Спенсер и некоторые другие авторы сводят сущность государства к разновидностям его органов управления.[5; с.87]

Н. Коркунов определяет государство как общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения лишь органам государства.[19; с.16]

Ф. Шершеневич писал: «Под именем государства понимается союз людей, которые осели в известных границах и подчинены одной власти».[14; с.117]

Широко распространено мнение, что государство выступает, прежде всего, как средство социального компромисса, механизм управления делами всего общества. Зачастую оно рассматривается равно как объединение свободных людей, которые проживают на определенной территории и подчиняются принудительной и самостоятельной верховной власти. Такого мнения придерживаются Е.Н. Трубецкой, В.М. Хвостов.

Сторонники договорной теории происхождения государства отмечают, что оно появилось в результате объединения интересов граждан и в целях обеспечения их безопасности (Т. Гоббс), достижения общего блага (Г. Гроций), ради обеспечения общей свободы (Ж.-Ж. Руссо). [10; с.147]

К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что «государство – это та форма, в которой индивиды, которые принадлежат к классу господствующих, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Спустя много лет Ф.Энгельс сформулировал краткое определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И.Лениным были внесены в данное определение некоторые изменения. Он писал: «государство – это машина для поддержания господства одного класса над другим».[14; с.118]

В современном понимании термин «государство» появился в обиходе только в XVI в., до этого речь шла о полисе, стране, республике, империи, однако никак не о государстве. Знаменитый итальянский политик, философ Николо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый употребил термин «stato» для обозначения политически созданного общества. Его убеждения изложены в работе «Государь», в которой раскрывается концепция о том, что государство представляет собой власть, которая сосредоточена у одного (правителя) и осуществляется над остальными членами общества.[17; с.108]

Таким образом, важнейшим, основополагающим в государстве выступает власть, ее принадлежность, предназначение и функционирование в обществе.

Сущность государства можно рассмотреть с трех сторон. Во-первых, государство как универсальная организация. Во-вторых, государство как социальный арбитр. В-третьих, государство как легализованное принуждение.[19; с.16]

Первый подход обретает собственное выражение в том, что организационные качества государства имманентно присущи его универсальному для общества характеру. В данную организацию входят все лица: и физические, и юридические, которые находятся на данной территории. Все без исключения иные общественные объединения пребывают в зависимости от этой организации, невзирая на то, разделяют они ее цели и задачи или борются против нее. Физические лица имеют возможность покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, однако, если в прежнем государстве остается, например, недвижимая собственность, эта связь окончательно разорвана не будет. Юридические лица имеют возможность выйти из-под ее власти, прекратив свое существование.

Достаточно широко в зарубежной науке разрабатывалась концепция государства-арбитра. В нынешних условиях роль государства как арбитра связывается с асимметричной структурой общества. Классы и иные группы общества, а также личности имеют свои собственные интересы. Это проявляется в понятиях «заинтересованных групп» и «групп давления». В общественном производстве и разделении труда, равно как и в общественном распределении положение каждой личности и заинтересованной группы таково, что они предрасположены отступать от требований социальной справедливости и имеют повышенные притязания на долю общественного продукта, которая не соответствует их вкладу и возможностям общества удовлетворить эти требования. [19; с.15] В связи с чем появляется, во-первых, общественная потребность в арбитре, а во-вторых, общая заинтересованность личностей и групп в беспристрастном арбитре, который бы распределял (или наблюдал с правом вмешательства) общественные ценности (богатство, образование, здравоохранение и др.) между разнообразными группами и личностями.

Охарактеризовал государство как легализированное принуждение немецкий исследователь М. Веберу (1864 - 1920), очевидное воздействие на которого оказали работы Маркса и Энгельса.[19; с.16]

В нынешних исследованиях разрабатывается идея разных способов легализации государственного принуждения, которое необходимо как устрашение с целью предупреждения нарушений установленных стандартов общественного поведения со стороны отдельных лиц, групп, организаций, учреждений. При этом основным инструментом выступает право.[14; с.117]

Из всего сказанного следует, что одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, которые осуществляют власть (правительством).

Таким образом, все множество определений понятия «государство» можно условно разделить на несколько групп.

— Понимание государства как союза людей, как сообщества (Аристотель, Гуго Гроций, Б. Чичерин и др.). Данному пониманию отвечает и такое определение: «государство... есть не что иное, как родина, которая оформлена и объединена публичным правом, множество людей, которые связаны общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания».[1; с. 258]

— Понимание государства как механизма, машины, орудия (В.И. Ленин, А.Н. Радищев и др.). Французские политологи Б. Бади и П. Бирнбаум рассматривают государство в качестве машины власти совместно с гражданскими чиновниками и вооруженными силами, которые находятся у нее в услужении.

— Отождествление государства и аппарата государства присуще западной политологии. Так, П. Пернталер рассматривает государство как систему, которая управляет обществом, как особый аппарат, выделившийся из общества.

Современный уровень знаний дает возможность рассматривать государство как высокоразвитую форму организации совместной жизни людей на обусловленной территории и вместе с тем не отвергается взгляд на государство, предложенный Гумпловичем: государство - это естественно возникшая организация властвования, которая предназначена для охраны установленного правопорядка. [18; с.232]

Сущность нынешнего государства, как отмечал еще Б.А. Кистяковский, заключается в закреплении и отстаивании социальных интересов людей, что становится возможным посредством деятельности специального органа, управляющего обществом. Этим органом и является государство.[3; с.164]

Государство появляется тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором су­ществовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнитель­ного распределения общественного продукта делается объективно невыгодной и для дальнейшего развития общества надобно выделе­ние определенного элитарного слоя, которое занимается управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному рас­слоению общества, к тому, что власть, которая раньше принадлежала всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего, привилегированных социальных групп, классов.[17; с.280]

Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется хотя бы у части людей возможность освободиться от повседневного тяжелого физичес­кого труда. Это приводит не только к существенному улучшению соци­ального управления, но и к возникновению науки и искусства, к замет­ному росту экономического и военного могущества такого общества.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что государство представляет собой политическую организацию общества, которая обеспечивает его целостность и неделимость, посредством государственного механизма реализовывает управление делами общества, суверенную публичную власть, придает праву общеобязательный смысл, гарантирует права и свободы граждан, законность и правопорядок.

Данное определение отображает общее понятие государства. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно осуществляет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его целостность и неделимость, управляет основными общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

В заключение следует сказать, что государство – явление разностороннее, которое обладает разнообразными чертами и признаками, характеристика которых будет приведена во втором разделе данной работы.

1.2 Социальное назначение государства

Определить социальное назначение государства - значит выявить то самое важное в нем, что обусловливает его существование в том, а не в ином виде.

В отсутствие полного и многогранного понимания сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. Объективная потребность и практическая необходимость в знаниях о государстве по мере развития общества неминуемо возьмут верх над эмпирическим (экспериментальным) подходом к нему и незнанием.[16; с.115]

Итак, социальное назначение государства исходит из его сущности. Сущность государства – это смысл, то главное в нем, что определяет его содержание, цели, назначение и функционирование. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.[15; с.121]

Таким главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иначе говоря, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах, какие приоритеты определяются в политике.[15; с.121]

Появление государства постоянно сопряжено с переменой харак­тера публичной власти, с перевоплощением ее в политическую власть, которая, в отличие от власти первобытного общества, осуществляется, главным образом, в интере­сах привилегированной части общества. Поэтому богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства дает классовый подход.[2; с.280]

Характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, ко­торые являются собственниками и основных средств производства (зем­ли), и самих производителей – рабов, которые не только не принимают участия в реализации государственной власти, но и в целом вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями».

Подобное положение власти и в феодальном обществе. Она сосредоточена в руках класса феодалов - земельных собственников. У крестьян нет доступа к власти, они в большей степени также лишены юридичес­ких прав и зачастую пребывают в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо бесспорное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.[17; с.280]

Существенно сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, имеют равные права, что юридически закрепляется в декларациях и конституциях, однако фактичес­ки в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям уста­навливают имущественный, образовательный и иные цензы, которые ограни­чивают избирательные права малоимущих слоев населения. Тем са­мым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу - буржуазии.

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократичес­кого чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также в значительной мере выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, которые стояли у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения об­щественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реаль­ными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. [4; с.37]

Аналогичное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господству­ющей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически от об­щества независимым. Это может достигаться, в частности, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартист­ском режиме в 50-60-х гг. XIX в. Но тот же результат зачастую получа­ется посредством реализации жестких мер подавления любого ина­комыслия, любого противодействия правящей верхушке. Такое поло­жение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.[17; с.281]

Таким образом, классовый подход позволяет раскрыть основные черты государства, выявить социальные проти­воречия, которые в нем имеются. Потому как во все времена истории имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть, например, восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. [11; с.170]

Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти никак не ограничивает проблемы сущности государства, и применение только классового подхода значительно ограничивает способности научного познания государства и политической власти.[13; с.313]

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках срав­нительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а функционирует, в первую очередь, в своих личных узкогрупповых интересах (например, бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, в многочисленных государствах, которые освободились от колониальной зависимости, зачастую складывается такая обстановка, при которой ни у одного из социальных классов нет достаточной силы и организо­ванности, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенаци­ональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) появляется власть блока разных классов и не­классовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и др.

В-третьих, при определенных обстоятельствах может появиться государст­во, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, ибо общенародные интересы станут превалировать над более узкими классовыми или групповыми.[14; с.122]

И, в конце концов, общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не существуют рабовладельцы, без крестьян - феодалы, без рабочих - капиталисты. Условием существования чиновничьего аппарата в «вос­точном» государстве выступает труд общинников и т.д. Поэтому сто­ящий у власти класс (или социальная группа) постоянно должен забо­титься в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых кругах населения.

Значит, всякое государство должно выполнять (и всегда выполняет) общесоциальные функции, функционировать в интересах всего общес­тва. И любое государство не только выступает орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.[17; с.282]

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение отмеченных сторон сущности государства в разных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.[9; с.95]

Значение общесоциальной стороны государственной работы росло по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно значительную роль она играет в современном западном обществе: большие налоги на прибыль пред­принимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ привели к тому, что в высокой степени смягчаются социальные противоречия, снижа­ется необходимость в мерах подавления классовых противников, кото­рых, естественно, становится меньше, повышается политическая ста­бильность общества. Стало быть, одновременно с увеличением со­циальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.[3; с.167]

Таким образом, согласно классового подхода сущности государства, государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

Однако, в целях полного и объективного познания государства, уяснения его сущности, мало только классового подхода, - надлежит применять положения и других теорий государства – общечеловеческий (общесоциальный), религиозный, национальный, расовый.[9; с.96]

В рамках общечеловеческого (или общесоциального) подхода государство можно определить как организацию политической власти, которая создает условия для компромисса интересов разных классов и социальных групп. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, судья, посредник, который пытается согласовать противоречия, конфликты, коллизии, которые имеются в разнородном обществе. Однако, это пока больше идеал, нежели действительность. Существует несколько государств, которые достигли в достижении данной цели значительно больших успехов по сравнению с современной Россией. К таким государствам можно, например, отнести Швейцарию, Германию, Францию, США, Австрию.[11; с.177]

Таким образом, согласно данному подходу сущности государства, государство уже используется в более обширных целях, в качестве средства для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы разных классов и слоев, большинства населения страны, применяя главным образом такой метод, как компромисс.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, которая содействует преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Например, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Судан, Иран, Ирак, Ливия, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей степени религиозными началами.[16; с.120]

Согласно национального подхода государство можно определить как организацию политической власти, которая содействует преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, которые проживают на территории данного государства. Например, нынешняя Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в реальности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах только коренных народов, ущемляя в то же время интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п. [11; с.181]

В соответствии с расовым подходом сущности государства, государство можно определить как организацию политической власти, которая содействует преимущественной реализации интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, которые проживают на территории данной страны. В качестве примера следует назвать Южно-Африканскую Республику в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это выражалось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.д. [5; с.93]

Таким образом, мы видим, что сущность государства многоаспектна, и в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

2 ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Территория

За тысячелетия существования человеческого общества было создано множество различных государств, которые различались между собой размерами территории, продолжительностью существования, вкладом в развитие человеческой цивилизации.

Понятие государства, его характеристики конкретизи­руются при раскрытии признаков, которые отличают его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иначе говоря, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.[14; с.118]

К общим чертам, которые характерны государствам всех времен и народов, которые показывают различие между государством и иными институтами общества, именуемые признаками государства, относятся: территория, публичная (государственная) власть, государственный суверенитет, налоги, создание правовых норм. [2; с.285]

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду определялась кровным или предпо­лагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на дру­гое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое зна­чение, на смену ему пришел принцип его территориальной организации.[13; с.170]

Государство обладает строго локализованной тер­риторией, на которую распространяется его суверенная власть. Оно объединяет своей властью и защитой все народы, которые населяют территорию данного государства, независимо от их принадлежности к какому-либо роду. Постоянное население, которое на ней проживает, становятся подданными или гражданами государства и находится под защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, появляются пространственные пределы государства, в которых возникает новый правовой институт - подданство или граж­данство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только появление государства, но и начало склады­вания отдельных стран. А потому с этой точки зрения понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.[14; с.119]

От негосударственных организаций (профсоюзов, поли­тических партий и т.д.) государство выделяется тем, что оли­цетворяет всех жителей страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединя­ют в своих рядах долю населения, образовываются на добровольной основе, исходя из тех или иных интересов.[15; с.126]

Если рассматривать территорию в качестве признака государства, то она едина (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что выражается, в частности, в невмешательстве публичной власти в дела иного государства; исключительна (на территории государства господствует власть исключительно этого государства); неотчуждаема (государство, которое лишилось территории, прекращает быть государством).

Земля, люди, на ней проживающие, с их культурой, бытом, хозяйством и государство обозначаются обобщающим понятием «страна». Порой страной именуют государство, рассматриваемое в географическом и этнографическом аспектах.[12; с.22]

Таким образом, территория государства – это пространственная основа государства, его физическая и материальная опора, включающая сушу, недра, воздушное и водное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не может существовать, хотя со временем оно может изменяться (уменьшаться вследствие поражения в военных действиях либо увеличиваться в процессе экспансии). Территория - это пространство государства, которое занимает его население, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека проявляется в таких понятиях, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и правомочно защищать ее от внешнего вторжения со стороны прочих государств и частных лиц.[20]

Государство отличает наличие четко определенных относительно стабильных внешних границ и внутреннего, административно-территориального деления. Установление такого деления обусловлено задачами управления территорией государства, сбора дани и удержания в повиновении населения, а также защиты территории.

2.2 Публичная (государственная) власть

Понятие «власть» обозначает способность оказывать влияние в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой категорией людей, которая им управляет. По-иному их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т.п.[20]

Власть чиновников носит институализированный характер, т.е. осуществляется посредством органов и учреждений, которые объединены в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, разрешает обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. Основными частями его являются законодательные и исполнительные органы. Правители сменяют друг друга, а учреждения остаются. Исключения составляют случаи уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие институализированности, государству характерна относительная стабильность.[12; с.20]

Существенным признаком государства выступает создание такой власти, которая непосредственно не совпадает с населением (в отличие от коллективной власти родового общества). Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением – организацией решения общих дел. Основанием для выделения такой профессиональной группы является общественное разделение труда, поскольку деятельность, которая направлена на решение общих дел, есть разновидность общественного труда.[12; с.20]

В отличие от родового строя для государства характерно возникновение и наличие, по мнению Ф. Энгельса, «особой публичной власти, которая выделена из общества и не совпадает с населением государства».[6; с.170]

Следует отметить, что власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, кото­рая исходила от всего рода и использовалась им для самоуп­равления. Она не испытывала нужды ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти заключается в том, что она воплощается собственно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (раз­ряде) управителей, из которых состоят органы уп­равления и принуждения (государственный аппарат).[15; с.120]

Власть называется публичной потому, что, не совпадая с обществом, она высту­пает от его имени, т.е., от имени всего народа.

Олицетворенная в государственных органах и учрежде­ниях, публичная власть становится государственной влас­тью, т.е. той действительной силой, обеспечивающей государ­ственное принуждение, насилие.

Наравне с органами, которые издают законы, выносят решения и отдают приказы, государство в обязательном порядке имеет в своем распоряжении особый аппарат управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особый аппарат принуждения (и защиты общества), выделенные из общества и существующие специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций.[19; с.18] Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армии, гвардии и полиции), тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а также аппаратом чиновников, специально занимающихся управлением людьми.

Характеризуя публичную власть, часто используют два термина «легальность» и «легитимность». Поскольку в переводе оба термина обозначают «узаконение», в обиходе и в научной литературе их используют зачастую в качестве синонимов. Между тем, допустимо и более узкое понимание этих терминов, согласно которому под легальностью понимают юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти, а под легитимностью - фактическое признание власти, ее действий населением, степень их одобрения. [19; с.20] Основным средством легализации власти, независимо от того какая это власть, государственная или власть политическая, выступают нормы права. Только законодательное закрепление основных институтов государственной власти, принятие конституций, которые характеризуют новый государственный строй, обозначает легализацию новой государственной власти и ее составляющих элементов.[8; с.170]

Широкое понимание термина «легальность» обозначает, что с данных позиций можно оценивать происхождение власти, ее организацию, систему органов и учреждений, наличие полномочий, форм и методов деятельности. Отступление по этим характеристикам от действующих правовых норм есть отрицание легальности той или иной составляющей государственной власти. Нарушение принципа легальности предполагает вступление в силу как мер юридической (уголовной, административной), так и политической (отставка, отстранение от должности) ответственности.[6; с.172]

Политолог С. Липсет полагает, что легитимность обозначает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества. Признавая различия между легальностью и легитимностью, необходимо также признать, что легальная власть может быть нелегитимной и наоборот. Так, социальные революции всегда отражают высокую степень нелегитимности данной власти, несоответствие ее действий ожиданиям народа.

Впервые три формы легитимности выделил М. Вебер: традиционная, которая сформирована на традиционной вере в непогрешимость государственной власти и государя, обычна для восточных стран, а также России; харизматическая, она основана на утрировании личности, обладает способностью убеждать, вести за собой массы, наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных режимов; рациональная, она сформирована на разумной оценке народом действий власти, при этом одобрение власти возможно лишь в случае соответствия действий власти той сумме безличных правил, стандартов, которые сложились в обществе и не зависят от личности, стоящей во главе государства, типична для западной цивилизации.[7; с.172]

Государственная власть отличается от прочих видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т.д.), во-первых, всеобщностью, или публичностью, т.е. распространением прерогатив на всю территорию, на все ее население, а также тем, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальностью, т.е. способностью решать любые вопросы, которые затрагивают общие интересы; в-третьих, общеобязательностью ее указаний.[11; с.186]

Постоянство государственной власти, ее способность принимать решения и претворять их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.[20]

Таким образом, публичная власть закрепляет отношения господства и подчинения, которые существуют между политической элитой и остальной частью общества. Одним из главных признаков государства можно назвать то, что оно представляет собой аппарат публичной власти. Политическая власть определенным образом устанавливает правила совместной жизни людей и гарантирует соблюдение этих правил. Государственная власть реализуется в определенных публично-политических отношениях, которые называются властными отношениями. Функционирование государственной власти должно основываться на принципах законности, демократизма, гласности и открытости, самостоятельности, разделения властей, профессионализме и компетентности. Публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в данном случае в это понятие вкладывается специфический смысл: государство как субъект и носитель власти функционально отделено от своего объекта, от общества, поскольку любая власть организована по принципу воздействия субъекта на объект и проявляется в существовании профессионального государственного аппарата.[10; с.150]

Осуществление государственной власти происходит при помощи го­сударственных органов и учреждений, которые объединя­ются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. 

2.3 Государственный суверенитет

Исходя из признака государства, государственный суверенитет значит, что власть, которая существует в государстве, является высшей властью, а в мировом сообществе - является самостоятельной и независимой. Другими словами, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, которые находятся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет заключается в том, что власти конкретного государства юридически не обязаны выполнять приказы иных государств.[20]

Выделяют суверенитеты внутренний и внешней. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это независимость во внешних делах.[18; с.240]

На первоначальных стадиях развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, далее он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний.

Суверенитет выступает важнейшим признаком государства, который отличает его от иных форм общественной организации. Государственный суверенитет обозначает самостоятельность, независимость государства в реализации им своей политики, как в пределах своей собственной территории, так и в международных отношениях, при условии уважения суверенитета других государств. В широком толковании термин «суверенитет» значит также верховенство власти государства внутри страны.[9; с.101]

Государственный суверенитет включает такие основные принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. В случае, если какое-то иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или вынуждает его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это является очевидным признаком слабости государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.[8; с.172]

Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека; суверенитет (от фр. souverainete - верховная власть) государственной власти значит ее верховенство (прерогативу) на территории данного государства и общеобязательность (универсальность) для всех граждан, иностранцев и лиц без гражданства, которые проживают на этой территории.[7; с.175]

Суверенитет государственной власти означает также ее независимость и равенство в международных отношениях.

Суверенитет государственной власти неделим, т.е. параллельно наравне с ней не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т.е. его субъектов при федеральном государственном устройстве), претендующие на верховенство. Любые действия всех общественных, религиозных или политических организаций должны осуществляться в русле предписаний государственной власти, иначе они не могут иметь юридическую силу, и их деятельность будет считаться противозаконной.[8; с.173]

Безусловно, абсолютно ничем не ограниченной суверенной государственной власти реально нет и быть не может, поскольку все государства входят в международное сообщество, многообразные международные организации и ассоциации, ограничивая свои действия рамками международно-правовых норм. Кроме того, больше двух десятков государств имеют федеративную форму государственного устройства, при которой как федеральная власть, так и власть субъектов федерации в определенной степени ограничены.[19; с.19]

Понятие «государ­ственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное зна­чение. Ныне суверенитет - обязательный признак государ­ства. Страна, которая его не имеет, - представляет собой колонию либо доми­нион.

Верховенство государственной власти внутри страны обо­значает:

— универсальность ее властной силы, которая рас­пространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

— ее прерогативы (госу­дарственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);

— наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее проявляется в ее исключительном, монопольном праве свобод­но решать все свои дела.[15; с.120]

Понятие суверенитета государственной власти или государственного суверенитета в теории государства и права часто связывается с народным или национальным суверенитетом.[4; с.41]

Первый означает естественное, неотъемлемое право народа самому решать основные вопросы своей жизни. Второй подразумевает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Однако реализовать такое право на практике не только не всегда возможно, но и во многих случаях нецелесообразно.[13; с.23]

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ, обладает такой властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Верховенство государственной власти означает:

— ее абсолютное распространение на всех жителей и все социальные структуры общества;

— монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия делают его основой политической системы. При этом государство имеет относительную самостоятельность в обществе. Проявляя в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов старается поставить предел групповому эгоизму, могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самой общественной системы;

— реализация властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

— прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.[19; с.20]

Таким образом, суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

2.4 Государственная казна

Следующий признак государства – наличие государственной казны, с существованием которой связаны такие явления, как налоги, сборы, подати, внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства и т.д.

Родовому строю, где отсутствовал особый аппарат управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ, подобные сборы средств на нужды управления не были известны.[12; с.21]

Однако, впоследствии, для содержания публичной власти понадобились средства, которые возникшее государство собирало с граждан в виде обязательных сборов - дани, налогов и податей.

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, которые уплачиваются в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.[20]

Сбор налогов - довольно трудная задача для любого правительства, поскольку большинство граждан нахо­дят массу причин их не платить. Одни полагают, что налоги очень большие, другие считают налоги несправедливыми, третьи утверждают, что они могут самостоятельно распорядиться этими деньгами не хуже государства. Вместе с тем, государство ежедневно долж­но решать массу задач (содержать школы, выплачивать пенсии и пособия, строить дороги и т.п.). Вот почему полагаться на одну лишь со­знательность налогоплательщиков государство не может и либо взыскивает налоги принудительно (например, с заработ­ной платы), либо применяет жесткие санкции к непла­тельщикам.[21]

Только государство имеет исключительное право взимать налоги, которые идут на решение задач всего общества: содержание армии, государственного аппарата, на выполнение социальных, культурных и природоохранных функций и носят для населения обязательный характер.[10; с.153]

Таким образом, система налогов, податей, займов, выступая основной доходной частью бюджета любого государства, нужна для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью. В современных государствах кроме содержания государственного аппарата, армии, налоги нужны и для финансирования общесоциальных программ (выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам и т.д.). В нашей стране именно на налоговые средства финанси­руются образование, наука, культура, здравоохране­ние. За счет налоговых поступлений ликвидируются последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.[10; с.153]

2.5 Связь государства и права

Следующим признаком, который отличает государство от догосударственных форм общественной организации, выступает неразрывная связь государства и права или создание правовых норм.

Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, которые санкционированы государством и закреплены в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. [10; с.154]

Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие нормативные акты, которые адресованы всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для людей всей страны, с тем, чтобы направить их поведение в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полном объеме. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.[20]

В отличие от правил поведения, которые суще­ствовали в первобытном обществе и обеспечивались силой общественного принуждения (например, воина, который покинул поле боя, соплеменники прогоняли из племени), пра­вовые нормы охраняются силой государства, т.е. спе­циальными государственными органами.[21] Это первое их от­личие.

Второе отличие заключается в том, что если иные социальные нормы вырабатываются самим обществом (обычаи, тра­диции, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются государственными органами. Для этой цели в современных государствах образуются законода­тельные органы.

Так, согласно Конституции Российской Федерации у каждого гражданина есть право на образование, т.е. он может самостоятельно решить для себя, какую ему выбрать профессию и спе­циальность, где это лучше сделать, за чей счет (государ­ства или предприятия, на котором он предполагает рабо­тать, либо родителей). Однако он не вправе бросить учиться, не закончив даже 9 классов (основную школу), посколь­ку необразованные граждане создают проблемы не только для себя, но и для всего общества (не могут полноценно участвовать в общественном производстве, а, следователь­но, получать доход и поэтому склонны к совершению преступлений). Таким образом, государство старается направить поведение людей в определенное русло, чтобы всем живущим на его территории было безопасно и ком­фортно.[21]

Таким образом, характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций), выступают общеобязательность его предписаний, обеспеченность специальными принудительными мерами в случае их нарушения, распространение их действия на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством.[12; с.278]

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем са­мым делает их легитимными, т.е. законными. Государство выполняет свои функции в правовых формах. Право вво­дит функционирование государства и государственной влас­ти в рамки законности, подчиняет их конкретному правово­му режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.[15; с.121]

Лишь государство, ввиду того, что закрепляет и охраняет от посягательств общеобязательные правила поведения, возвышается над иными участниками политической жизни общества. Например, лишь государство имеет право на легальное применение силы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, следует, что, государство - это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Мы проанализировали такие подходы к сущности государства, как: классовый, общечеловеческий (или общесоцильный), религиозный, национальный, расовый, подробно остановились на каждом из них; выяснили, что классовый подход можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса, государство при этом используется как средство для обеспечения, главным образом, интересов господствующего класса.

Согласно общечеловеческого подхода государство можно определить как организацию политической власти, которая создает условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Государство здесь используется как средство для обеспечения главным образом интересов общества, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

В соответствии с религиозным подходом государство можно определить как организацию политической власти, которая содействует преимущественному осуществлению интересов определенной религии.

Национальный подход определяет государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

И, согласно расового подхода, государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

За многовековую историю существования человеческого общества были созданы тысячи различных государств, которые различались между собой размерами территорий, длительностью существования. Эти элементы называются признаками государства. Ранее, в начале XX века в правоведении господствовала теория трех элементов, в соответствии с которой признаками государства являлись: территория, народ и власть. В настоящее же время в отечественной теории государства и права выделяют ряд таких признаков государства, как:

— территория – это наличие четко определенных относительно стабильных внешних границ и внутреннего, административно-территориального деления;

— публичная (государственная) власть – это когда государство, наравне с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций;

— государственный суверенитет – это самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии уважения суверенитета других государств;

— государственная казна – это средства, складывающиеся из налогов граждан, которые необходимы для содержания публичной власти, на нужды управления, для финансирования общесоциальных программ;

— связь государства и права – т.е. наличие общеобязательных правил поведения, санкционированных государством и закрепленных в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти.

Завершая работу, следует сказать, что тема раскрыта полностью, раскрыто понятие государства, выяснено социальное назначение государства, дан анализ признакам государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Специальная литература:

  1. Дойников, И.В. Теория государства и права: учебник / И.В. Дойников. – М., 2011. – с.
  2. Лазарев, В.В. Теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – М.:
  3. Лившиц, Р.З. Теория права: учебник / Р.З. Лившиц. – М.,
  4. Малько, А.В., Д.А. Липинский. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. - М.: Проспект, 2016. –
  5. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. - М., 2011. - 810 с.
  6. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. - М., 2017. С. 72
  7. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. М., 2015. –
  8. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник /М.Н Марченко. - М.: Проспект, 2012. -
  9. Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И Матузов. - М., 2011. –
  10. Машкин, Н.А., Рассолов И.М. Обществознание: учебное пособие / Н.А. Машкин. – М., 2014. – 432 с.
  11. Проблемы общей теории государства и права: учебник для вузов / под ред. В.Н. Нерсесянца. - М.: НОРМА, 2010. –
  12. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права: учебник / Л.И. Спиридонов. - М., 2011. –
  13. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых. - М., 2014. –
  14. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. - М., 2017. –
  15. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. - М., 2014. –
  16. Теория государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. - М., 2013. –
  17. Теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. –
  18. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Омега-Л, 2015. –
  19. Цечоев, В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник / В.К. Цечоев. - М.: Прометей, 2017. – 330 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Понятие и признаки государства: URL: http://isfic.info/aprav/uris01.htm. (Дата обращения 15.07.2018).
  2. Признаки государства: URL: https://studopedia.ru/12_134767_priznaki-gosudarstva.html. (Дата обращения 15.07.2018).