Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (Теории происхождения государства)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения государства обусловлена его универсальным характером и высоким значением в ряду прочих категорий юридической науки. В связи с этим изучение основных категорий юридической науки, имеющих отношение к государству, имеет большое значение для понимания основных закономерностей развития государства и права, функционирования правовой системы и правового регулирования.

Изучение важнейших правовых категорий, к числу которых принадлежит государство, имеет не только абстрактный научный характер, но и прикладное значение. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

На современном этапе развития юридической мысли государство трактуется как единая политическая организация общества, кᴏᴛᴏрая распространяет ϲʙᴏю власть на всю территорию страны и ее население, располагает для ϶ᴛᴏго специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Сущность государства и его основные характеристики подлежат конкретизации при раскрытии его функций и признаков. Функции государства в самом общем виде подразделяются на внешние и внутренние. При рассмотрении признаков государства их целесообразно классифицировать на две большие группы. К первой группе признаков государства представляется целесообразным отнести признаки, отличающие его от общинно-родового, догосударственного строя. Вторую группу признаков государства составляют признаки, отличающие его от иных организаций общества.

Объектом изучения в данной курсовой работе выступает государство как общественно-политический феномен.

Предметом изучения в курсовой работе являются понятие и признаки государства.

Теоретическая и практическая значимость данной курсовой работы обусловлена возможностью применения полученных знаний для углубленного изучения различных политических и общественных процессов. Разнообразные общественные изменения непрерывно происходят в современном обществе и требуют от каждого гражданина глубокого анализа ситуации и знакомства с основными категориями юридической науки, к которым может быть причислено и понятие государства.

Методологической основой исследования выступает целый комплекс общенаучных методов: метод анализа и синтеза, метод сравнения, обобщения, классификация. Настоящее исследование осуществлялось с применением не только общих методов научного познания, но и специальных методов юридической науки: статистического, логико-юридического, сравнительно-правового, формально-логического, сравнительно-исторического, системного анализа.

Целью курсовой работы является изучение понятия и признаков государства с привлечением широкого круга нормативно-правовых источников, учебной и научной литературы.

Для достижения данной цели потребовалось последовательно решить ряд исследовательских задач:

  • Во-первых, изучить теории происхождения государства;
  • Во-вторых, дать характеристику сущности и функциям государства;
  • В-третьих, исследовать признаки государства.

Для раскрытия поставленной темы автором была выбрана следующая структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теории происхождения государства

1.1. Античные и средневековые теории происхождения государства

На разных исторических этапах государство трактовалось по-разному. Внимание философов к данной проблеме было приковано со времен античности. Как отмечается в специальной литературе, «существует множество разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, пути развития государств. Множественность таких теорий связана со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, с разнообразием идеологических позиций и философских подходов» [7, с. 29].

Таким образом, одними из первых в истории возникли следующие трактовки происхождения и сущности государства:

  • Патриархальная теория, которая была связана с философией Платона и Аристотеля. Платон усматривал причину возникновения государства в экономическом факторе. По его мнению, государство сформировалось в результате роста потребностей людей, семей и следующего из этого роста общественного разделения труда, при котором удовлетворить различные потребности человека легче, чем каждому самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым. Следовательно, люди стремились объединиться с другими с целью удовлетворения своих растущих потребностей, чему и способствовал коллективный труд. Первоначальный полис, по Платону, должен был состоять из ремесленников (пахарь, портной, сапожник, строитель). Для обмена продуктами деятельности между различными ремесленниками понадобились монета, рынок, а, следовательно, появились торговцы. В связи с тем, что полис не может обеспечить себя всем необходимым для жизни, он начинает осуществлять обмен – внешнюю торговлю. Это обстоятельство способствует формированию новых ремесленных специализаций – кораблестроителей, кормчих, купцов. Ведение войн с соседями вызвало к жизни формирование еще одного вида специалистов – воинов или стражей. Во главе полиса, по мнению Платона, должен стоять человек, способный делать то, что наиболее полезно полису, не забывая об этом ни в горе, ни в радости [17].

Ученик Платона Аристотель считал, что государство – ϶ᴛᴏ сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи, а увеличение числа этих семей и их объединение ведет к возникновению государства. Согласно общественно-политической концепции Аристотеля, человек представляет собой политическое, социальное существо, он имеет врожденное стремление к совместному проживанию. Человека отличает способность к нравственной и интеллектуальной жизни. Лишь человек наделен способностью к восприятию таких категорий, как справедливость и несправедливость, добро и зло. Аристотель утверждал, что государственная власть выступает как продолжение и развитие отцовской власти. Патриархальная теория, по мнению современных исследователей, обосновывает монархическую власть [25, с. 210].

  • Теологическая теория была широко распространена в период Средневековья. Свои истоки она берет, ещё в древнем Египте и Вавилоне, где были широко распространены идеи божественного происхождения государства и права. В период Средневековья данная концепция выступала в качестве основной. Одним из ее наиболее ярких представителей выступает Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Согласно данной концепции, государство было создано волей Бога и существует вечно, поэтому каждый должен подчиняться Божественной воле. В период Средних веков данная концепция в значительной степени служила обоснованию господства духовной власти над светской властью, церкви над государством. Теологическая теория отстаивала идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

В настоящее время теологическая теория признана ненаучной и представляет интерес только как этап развития философской мысли. Но и в современных условиях элементы теологической теории прослеживаются в идеологии исламской религии, католической церкви. Так, интересной является концепция Ж. Маритена (1882-1973 гг.), который высказывает идею о божественном первоисточнике государственной власти. При этом Ж. Маритен считал, что государство служит всему обществу. Ж. Маритен писал: «Не человек существует для государства; наоборот – государство существует для человека [10, с. 12].

1.2. Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение в трудах философов эпохи Просвещения - Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, А.Радищева. Приверженцы договорной теории считали, что государству предшествует естественное состояние.

Т. Гоббс (1588-1679 гг.) считал, что в естественном состоянии люди вели «войну всех против всех», когда состояние общества описывалось формулой «Человек человеку волк» [5, с. 43]. Но человеку присущи и свойства, которые стимулируют людей находить выход из бедственного естественного состояния. По мнению мыслителя, это инстинкт самосохранения и страх смерти, доминирующие над другими страстями. Кроме того, человеку присущ естественный разум, как способность здраво оценивать негативные и позитивные последствия собственных действий. Таким образом, Т. Гоббс выводит фундаментальный естественный закон: нужно стремиться к миру и следовать ему. Важнейшим моментом является отказ каждого от своих прав в той степени, в какой этого требуют интересы самозащиты и мира (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. Из второго естественного закона следует третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. Для соблюдения естественных законов необходима определенная сила, способная решать, что является правом, а что нет – государство, которое представляет собой гарант реализации естественных законов в обществе и мира [5, с. 43-44].

При помощи взаимной договоренности между собой люди доверяют единому лицу (собранию людей или отдельному человеку) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым. Т. Гоббс считал, что, заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, люди утрачивают возможность изменить избранную форму правления. Власть суверена мыслитель рассматривает как абсолютную: ему принадлежат право издания законов, контроль над их соблюдением, назначение чиновников и судей, установление налогов [5, с. 45-49].

Джон Локк (1632-1704 гг.) трактовал теорию общественного договора несколько иначе. По его мнению, строя государство добровольно, люди отмеряют тот объем полномочий, который они передают государству. Тотального отказа людей от принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства, как у Т. Гоббса, в доктрине Дж. Локка нет. Право свободу и равенство, на жизнь и владение имуществом человек не передает никому. По мнению Локка, народ остается безусловным сувереном и имеет право ниспровергать безответственное правительство. Гарантией общественного порядка должен выступать, с точки зрения Локка, общеобязательный, единый для всех и постоянный закон [9, с. 137-139].

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) также придерживался договорной теории происхождения государства, но трактовал естественное догосударственное состояние общества как царство всеобщей свободы. История человечества представляет у Руссо следование по пути последовательного уклонения от естественного состояния. Общественное разделение труда привело к неравенству.

При этом, несмотря на ряд отличий, все ученые-просветители считали, что для обеспечения благополучия и мира люди заключают договор, посредством которого транслируют часть своих естественных прав государству и обязуются подчиняться государственной власти, а государство выражает общую волю и обязуется действовать в интересах общества и сохранять основные права человека.

1.3. Марксистская теория происхождения государства

Классовая теория происхождения государства была создана немецкими учеными К.Марксом (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.). Главным принципом, который взят за основу при объяснении происхождения государства и права, является у К. Маркса и Ф. Энгельса принцип исторического материализма [7, с. 23].

В 1884 году Ф. Энгельсом был написан фундаментальный труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где было детально рассмотрено происхождение государства. Важная роль отводится изучению появления моногамной семьи. В первобытном обществе половые связи не ограничивались, чему находятся этнографические подтверждения из жизни современных малоразвитых племен. Постепенно происходило упорядочение половых отношений. С распространением скотоводства, обработки металлов, ткачества и полеводства, по мере того, как богатства росли, они, с одной стороны давали мужу более влиятельное положение в семье, чем женщине, а с другой порождали стремление использовать это упрочившееся положение для того, чтобы изменить порядок наследования. Это привело введению наследования по отцовской линии. Моногамия была первой формой семьи, которая имела в качестве своей основы не естественные, а экономические факторы. Марксистская концепция утверждала, что основой моногамии является экономический фактор, прежде всего – частная собственность. «Согласно буржуазному пониманию брак был юридической сделкой» [29].

На низших ступенях развития человечества не было места для господства и порабощения. Первое крупное общественное разделение труда, произошло, когда выделились пастушеские племена. Это породило регулярный обмен. Скот приобрел функцию денег. Важными достижениями стали ткацкий станок и плавка металлических руд. Появился прибавочный продукт, затем появилось рабство. Разделение труда в семье обусловливало распределение собственности между мужчиной и женщиной.

Со вторым крупным разделением труда ремесло отделилось от земледелия. Стал необходимостью союз родственных племен, а затем – их слияние в одну общую территорию всего народа.

Таким образом, Ф. Энгельс выделил первый важный признак государства – территориальную организацию. На этом этапе появляется военный вождь, ведется активная завоевательная политика. Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, закладываются основы наследственной монархической власти.

Органы управления из орудий народной воли трансформировались на данном этапе в самостоятельные органы угнетения. Таким образом, по мнению Ф. Энгельса, сформировался институт публичной власти, являющийся вторым важнейшим признаком государства, отличающим его от догосударственных форм общественного строя.

Далее Ф. Энгельс писал: «Для содержания публичной власти необходимы взносы граждан – налоги. Последние были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем достаточно хорошо. С развитием цивилизации даже и налогов недостаточно; государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги»[29]. Таким образом, возникает следующий важнейший признак государства – обязательные сборы с населения.

Следовательно, родовой строй был уничтожен разделением труда и разделением на классы, он был заменен государством. Государство, согласно марксистской теории, существовало не вечно, были народы, которые обходились без него. Но на определенной ступени развития государство становится необходимостью, имея целью господство одних классов над другими.

Согласно марксистской концепции, государство в своем развитии проходит несколько основных этапов. К. Маркс и Ф. Энгельс, на основе материалистического понимания исторического процесса, разработали оригинальную концепцию общественно-экономической формации, которая представляет собой конкретный исторический тип общества, обусловленный особенностями лежащего в его основе способа производства.

В рамках марксизма выделялись пять способов производства и, соответственно, пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Первобытное общество не относилось к государственно – организованным обществам. Согласно марксистскому подходу, в итоге социальных революций формации сменяют друг друга, происходит переход более низкого исторического типа государства к более высокому. Смена одного исторического типа другим рассматривалась в качестве объективного процесса, в котором последующая формация должна выступать исторически более прогрессивной, чем предшествующая [11, с. 59].

Концепция К. Маркса и Ф. Энгельса отличается фундаментальностью, детализированной разработанностью, научностью. Но вместе с тем современные ученые отмечают и ряд недостатков концепции марксизма относительно возникновения государства – однолинейность, схематизм, преувеличение классового фактора при рассмотрении вопросов государства и права, игнорирование других факторов политического, культурного характера.

1.4. Иные теории происхождения государства

В ходе теоретического осмысления проблемы происхождения государства было создано множество самых разнообразных теорий.

  • Теория насилия получила распространение в конце XIX – начале XX в. и отразилась в трудах К.Каутского, Е. Дюринга и др. В соответствии с данной концепцией, государство возникает в результате войны и завоевания одного племени другим (внешнее насилие), или в результате насилия одной части общества над другой (внутреннее насилие). На современном этапе считается, что данная теория преувеличивает роль насилия и недооценивает социально-экономические, духовные и другие факторы [25, с. 210].
  • Органическая теория происхождения и понимания государства (Г. Спенсер, О. Конт, Р. Вормс, А. Шеффле и др.) утверждала, что государство появляется вместе с людьми и является творением сил природы. Данная концепция сформировалась в XIX веке и была связана с успехами в области естествознания. Распространение теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности (эволюция, естественный отбор и т.п.) стали переноситься учеными на социальные процессы. Согласно органической теории, человечество возникает как итог эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляющего всем организмом. Современные исследователи считают, что «Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества» [7, с. 102].
  • Экономическая теория (представителем которой выступает, например, А. Сен-Симон) утверждает, что государство представляет собой итог исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству. Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов [12, с. 16].
  • Ирригационная теория (К. Виттфогель) является локальной и может объяснить процесс происхождения государства только в некоторых регионах. Она базируется на исторических фактах, таких, например, как тот факт, что в Древнем Египте и ряде других государств с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ. Эти работы ввиду своей сложности и трудоёмкости, требовали объединения и организации [16, с. 110].
  • Психологическая теория объясняла необходимость в государстве осознанием массой невозможности существования без государства (Л.И. Петражицкий), своей зависимости от власти (Н.М.Коркунов). Н.М.Коркунов считал, что государственная власть – это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Власть представляла в концепции Н.М.Коркунова силу, обусловленную не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного [25, с. 211].
  • Патримониальная теория, согласно которой государство образовалось на основе права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонником патримониальной теории выступает А. Галлер [16, с. 111].

Таким образом, изучив основные теории происхождения государства, можно сделать ряд выводов. Различные трактовки происхождения и сущности государства были представлены в разные исторические эпохи. Начиная с античности, мыслители предлагали оригинальные трактовки данной проблемы. Наиболее широко распространенной в Древнем мире концепцией выступала патриархальная теория, разрабатываемая в трудах Платона, Аристотеля и других философов. В средневековье одной из наиболее распространенных концепций являлась теологическая (Фома Аквинский и др.). В Новое время, в связи с изменениями в общественном сознании, секуляризацией знания, возрастания роли буржуазии в обществе и прочими факторами, широкое распространение получила договорная теория происхождения государства, представленная в творчестве Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, французских просветителей. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс) длительное время выступала в качестве господствующей концепции в отечественной историографии. Согласно данной концепции, возникновение государства было связано с развитием частной собственности. В науке представлены также психологическая, экономическая, органическая, патримониальная, ирригационная теория, теория насилия и ряд других.

Глава 2. Сущность и функции государства

2.1. Сущность государства

Многообразие взглядов на сущность государства обусловлено, в первую очередь, многогранностью, сложностью и исторической изменчивостью этого явления. Научность взглядов на сущность государства во многом определяется уровнем зрелости научной мысли на определенном отрезке развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Представляется практически невозможным сформулировать общее определение государства, которое отражало бы все ϲʙᴏйства и признаки, характерные для всех периодов развития государства в прошлом, настоящем и будущем. Но при этом государство обладает набором черт и признаков, кᴏᴛᴏᴩые на всех этапах развития являются характерными чертами этого общественно-политического феномена.

Сущность любого явления – это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою суть, своеобразие [20]. Сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его социальной роли, назначении в обществе. Следовательно, сущностью государства является его роль, назначение в обществе.

Изучение всей совокупности концепций происхождении и сущности государства предоставляет возможность дать следующее определение государства: «государство – ϶ᴛᴏ единая политическая организация общества, кᴏᴛᴏрая распространяет ϲʙᴏю власть на всю территорию страны и ее население, располагает для ϶ᴛᴏго специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом» [16, с. 111].

На современном этапе развития исследователи говорят о необходимости нравственного преобразования сущности государства, о формировании принципов этического государства [6].

В этом важнейшем процессе принадлежит разработке мероприятий государственной политики, направленных на морально-политическую консолидацию общества при помощи содействия формированию и развитию общенациональной идеи как своего рода способа идеологической легитимации государственной власти. Исследователи рассматривают эти мероприятия государственной политики в качестве «разновидности интегративной правовой идеологии, которая представляет собой единство определенных духовно-нравственных и социальных ценностей, признанных обществом и положенных в основу права» [6].

В Основном Законе Российской Федерации в качестве подобных ценностей упоминаются:

  • права и свободы человека, гражданский мир и согласие;
  • общее историческое происхождение народов России;
  • исторически сложившееся государственное единство, общепризнанные принципы самоопределения и равноправия народов;
  • память предков, передавших современному поколению любовь и уважение к Отечеству,
  • вера в справедливость и добро;
  • возрождение суверенной государственности России и незыблемость ее демократической основы;
  • обеспечение благополучия и процветания России, ответственность за Родину перед нынешним и будущим поколениями;
  • полноправное участие государства в мировом сообществе [1].

Как правило, общенациональная идея сочетает в себе исторические традиции страны и уровень существующей общественной морали. Это не означает провозглашения какой-либо идеологии или религии официальной, что противоречило бы основным принципам и нормам конституционного строя демократического государства, имеющего светский характер.

Следовательно, на современном этапе развития, ключевыми сущностными признаками этического государства можно считать социальный характер государственности, осуществляющей публично-правовое регулирование экономики с целью обеспечения социальной справедливости и общественного благосостояния.

2.2. Функции государства

Вопрос о функциях государства достаточно широко освещен в историографии. На современном этапе развития юридической науки функции государства рассматриваются как «основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе» [7, с. 25].

Функции государства формируются с учетом ведущих задач, стоящих перед государством на конкретной исторической стадии общественного развития, и представляют собой средство осуществления данных задач.

В современной отечественной научной литературе принято деление функций государства на внешние и внутренние в зависимости от того, какие поставлены задачи по управлению на международной арене либо во внутренней жизни страны [13, с. 101].

Внутренние функции государства представляют собой ведущие направления работы государства по управлению внутренней жизнью общества. К внутренним функциям могут быть причислены следующие:

  • Экономическая функция государства состоит в разработке и регулировании экономической политики в стране, т. е. выработке стратегии и тактики наилучшего режима экономического развития. В нашей стране в советский период развития экономическая функция государства была сильно гипертрофирована. Это было связано с функционированием экономики планового типа и полным огосударствлением экономики. Подобное положение привело к постоянному дефициту товаров народного потребления, диспропорциям в структуре народного хозяйства, и, в конечном итоге, к формированию глубокого экономического кризиса в СССР. С началом реформирования социально-экономической сферы в 1990-е гг. экономическая функция государства в России резко изменилась. С целью перехода к экономике рыночного типа, государство практически устранилось от регулирования экономики. Но и подобный подход как другая крайность не принес положительного эффекта. На современном этапе в условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:
  1. преимущественная поддержка стратегических и социально значимых для Российской Федерации производств (таможенная политика, создание специальных зон);
  2. реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (льготное налогообложение, государственные субсидии, отстаивание интересов отечественных компаний на мировом и внутреннем рынке);
  3. целенаправленная инвестиционная политика (привлечение российского и иностранного капитала);
  4. формирование эффективного экономического механизма аграрного сектора;
  5. торможение роста цен и неуклонное снижение темпов инфляции [22, с. 209-210].
  • Социальная функция заключается в разработке государственной социальной политики, гарантии оптимального режима и условий жизни для каждого гражданина, координация отношений между членами общества и социальными группами по поводу их обще­ственной роли. Социальная функция многообразна по объему и видам государственной деятельности. В целом основное действие социальной функции государства состоит, по мнению большинства исследователей, в том, что она призвана устранить или существенно сгладить социальную напряженность в обществе, не допускать явного неравенства среди населения [22, с. 208-209].

Представляется, что на современном этапе развития государственности в России необходимо повысить эффективность реализации социальной функции. Для этого требуется, прежде всего, расширить законодательство в сфере оказания социальной помощи населению и в сфере борьбы с коррупцией, которая является серьезным препятствием в процессе реализации базовых задач социальной функции российского государства.

  • Политическая функция государства состоит в координации отношений между нациями, социальными слоями, социальными группами, гражданами страны по поводу осуществления их политических интересов, а также в поиске социального компромисса и урегулирование социальных, межнациональных, этнических и религиозных конфликтов.

Статья 3 Конституции России декларирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [1].

Современное государство в целях полноценной реализации политической функции должно направлять свою деятельность на развитие и реформирование общества для максимально полной реализации общечеловеческих свобод и прав.

Правовая функция заключается в реализации правотворчества, правоприменения и правоохранения в государстве. Данная функция государства включает в себя деятельность по трем ключевым направлениям:

  1. охрана прав и свобод граждан;
  2. охрана правопорядка;
  3. охрана всех форм собственности [7, с. 87].
  • Экологическая функция государства состоит в координации деятельности граждан в сфере использования окружающей среды, и в настоящее время данная функция приобретает повышенное значение. Для полноценной реализации экологической функции государство должно контролировать и координировать деятельность всех учреждений, предприятий, конкретных лиц в области регулирования природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. Данная функция государства должна содействовать сохранению природных ресурсов, оздоровлению и улучшению качества окружающей среды.

Статья 42 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1].

Внешние функции государства представляют собой ведущие направления государственной деятельности на межгосударственном уровне.

  • Внешнеполитическая функция государства состоит в поддержании основных норм международного права, мирового правопорядка для предотвращения глобальных конфликтов.
  • Оборонная функция государства состоит в охране государства от военной агрессии и внешних угроз.
  • Дипломатическая функция государства заключается в поддержания приемлемых отношений с прочими странами и другими субъектами международного права, а также в представительстве страны на межгосударственном уровне.
  • Функция глобального сотрудничества заключается в осуществлении взаимодействия при решении глобальных проблем человечества (демографической, энергетической, экологической и ряда других).
  • Внешнеэкономическая функция государства заключается в развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими странами и их объединениями, участие в координации товарооборота, обмене новейшими технологиями, международном разделении труда.
  • Культурно-информационная функция государства заключается во взаимовыгодном культурном взаимодействии и информационном обмене и между странами [18, с. 106].

Таким образом, изучив сущность и функции государства, можно сделать ряд выводов. Многогранность, сложность и историческая изменчивость государства обусловливает многообразие взглядов на сущность этого явления. Сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его социальной роли, назначении в обществе. Следовательно, сущностью государства является его роль, назначение в обществе. На современном этапе государство рассматривается как единая политическая организация общества, кᴏᴛᴏрая распространяет ϲʙᴏю власть на всю территорию страны и ее население, располагает для ϶ᴛᴏго специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Функции государства представляют собой ключевые направления его деятельности, отражающие назначение и сущность государства в обществе. Функции могут быть классифицированы на внешние и внутренние. К внутренним функциям принадлежат экономическая, социальная, правовая, политическая, экологическая и ряд других. К внешним функциям государства принято относить оборонную, дипломатическую, внешнеполитическую, внешнеэкономическую и ряд других.

Глава 3. Признаки государства

3.1. Признаки, отличающие государство от догосударственных форм общественного устройства

Понятие и сущность государства, его основные характеристики подлежат конкретизации при раскрытии его признаков. При этом важно обратить внимание на то обстоятельство, что при рассмотрении признаков государства их целесообразно классифицировать на две большие группы. К первой группе признаков государства представляется целесообразным отнести признаки, отличающие его от общинно-родового, догосударственного строя. Вторая группа признаков государства объединяет те признаки, которые дифференцируют его от негосударственных организаций общества [24, с. 28].

Пристальное изучение и анализ признаков государства по двум указанным направлениям предоставляет возможность углубления знаний о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и ведущего общественно-политического института.

Территориальная организация населения выступает в качестве первого важного признака, отличающего государство от догосударственных форм общественного устройства. Характерной чертой всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Так, границы территории родоплеменной общины были достаточно условными. Это обстоятельство вызывало регулярные конфликты между соседними общинами. При государственной форме общественного устройства необходимым признаком является, как указывают исследователи, «наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального, национально-территориального или сеньорального деления» [16, с. 113]. При возникновении государства установление подобного деления вызвано непосредственно задачами управления территорией государства, удержания в повиновении населения и сбора дани.

В догосударственном обществе на первом плане находились принципы кровного родства и племенной принадлежности. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения утратил свое значение. В условиях государства появляется территориальная организация жителей. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства.

При этом государство, имея собственную территорию, устанавливает и защищает границы данной территории, охраняя ее от нападения извне. Государство объединяет под ϲʙᴏей защитой население данной страны, независимо от родовой или племенной принадлежности. Следовательно, у постоянного населения данной страны существует устойчивая связь с государством в форме гражданства или подданства. Исследователи обращают внимание на тот факт, что население «пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами» [16, с. 113].

Территориальные пределы государственной власти распространяются и на иностранцев, пребывающих на данной территории, и на лиц, у кᴏᴛᴏᴩых нет подданства (гражданства). Но правовое положение этих категорий регламентируется особыми правыми нормами.

На современном этапе государство также всегда связано с конкретной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как города, районы, области, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.

Данный признак государства находит свое закрепление практически во всех Конституциях и законах современных государств. Так, закон «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливает, что государственная граница России «есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» [2].

Вторым важным признаком государства, дифференцирующим его от догосударственных форм, выступает наличие особой публичной власти, отделенной от населения. Данная власть существует в виде аппарата управления, не совпадает непосредственно с населением страны и предполагает разделение общества на управляющих и управляемых. «Несовпадение власти с организацией всего населения, ее публичность и появление слоя профессионалов-управленцев отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления» [19, с. 97].

Именно для государства характерно наличие профессиональной группы людей, занимающихся исключительно управлением и освобождающихся от производительного труда. Название «публичной» такая власть приобретает в связи с тем, что, не сливаясь с обществом, она выступает от имени всего народа. Олицетворенная в государственных учреждениях и органах, публичная власть становится государственной властью, т.е. той силой, которая обеспечивает государственное насилие и принуждение. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (полиции, армии, система исправительных учреждений).

  • «Государство – это социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов, определенные отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен на это», [20] – указывается в специальной литературе.

Государственная власть имеет ряд специфических признаков:

  • Универсальность (всеобъемлющий характер). Это значит, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, а также на всех лиц, находящихся на данной территории.
  • Прерогатива государственной власти. Это значит, что государственная власть может приостановить, запретить, разрешить проявление любой другой власти на территории государства.
  • Государственная власть имеет возможность легально использовать принуждение.
  • Государственная власть имеет особые каналы для трансляции собственных требований, которых не имеют другие власти (законодательство, право) и специфические средства влияние на граждан (тюрьмы, внутренние войска).
  • Структурированность государственной власти. Государственная власть выражается в виде специфического аппарата, в котором все органы связаны иерархической соподчиненностью. Все эти органы имеют собственную четкую структуру и также имеют иерархическую соподчиненность. Государство посредством системы своих учреждений и органов реализует руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К ведущим государственным органам, которые в какой-либо степени были присущи всем историческим типам государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На разных стадиях общественного развития органы государства решали различные задачи и изменялись структурно.
  • Государственная власть непосредственно взаимосвязана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право – самый эффективный регулятор общественных отношений.
  • Государственная власть – всегда авторитет, который устанавливается посредством принуждения и насилия, а также подлинного авторитета.

Власть существовала и при догосударственном устройстве общества, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и применялась им для самоуправления. Подобная власть не нуждалась в каком-либо специальном аппарате. Характерная особенность государственной (публичной) власти заключается в том, что она воплощается именно в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуется государственный аппарат (органы принуждения и управления), который выступает как физическое воплощение государственной власти [14, с. 149].

В связи с возникновением государства в целях содержания публичной власти появилась необходимость в материальных средствах. Формирующееся государство получало необходимые средства в виде обязательных сборов с населения – податей и налогов. Ф. Энгельс писал: «Для содержания публичной власти необходимы взносы граждан – налоги. Последние были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем достаточно хорошо. С развитием цивилизации даже и налогов недостаточно; государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги» [29].

Следовательно, с возникновением публичной, не совпадающей непосредственно с населением власти, возникает очередной признак государства – обязательные сборы с населения. Они взыскиваются принудительно в установленных государством размерах и в заранее определенные сроки. К таким сборам относятся государственные кредиты, внешние и внутренние займы, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование. Обязательные сборы используются государством на содержание полиции, армии и других принудительных органов, государственного аппарата, а, кроме того, на иные государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.).

Кроме наличия публичной власти, отделенной от общества и обязательных сборов с населения для функционирования государства выступает обязательным фактором наличие особого аппарата принуждения. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, а также принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

Только в государственно организованном обществе возникли такие учреждения, как суды, органы безопасности и органы общественного порядка, армия, тюрьмы, места заключения и т.д. Это сугубо государственные атрибуты. Через систему своих учреждений и органов государство непосредственно реализует руководство обществом, а также защищает неприкосновенность своих границ. Аппарат принуждения, включающий в себя полномочные органы и должностные лиц, специально предназначен для реализации легализованного и не легализованного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. «Государственное принуждение – это материальное, физическое (насильственное) или психологическое воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать сообразно воле властвующего субъекта, в интересах государства» [24, с. 70].

Государственное принуждение представляет собой сильное средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и способно обеспечивать абсолютное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

3.2. Признаки, отличающие государство от иных организаций общества

Вторая группа признаков, подлежащая рассмотрению, подчеркивает уникальность государства в качестве ничем не заменимой формы организации общества и ведущего общественно-политического института. Вторая группа отличительных признаков позволяет рассматривать государство в качестве специфической организации общества, осуществляющей политическую власть.

Первым признаком, подлежащим рассмотрению во второй группе, является суверенитете. В научной литературе прошлого и современности встречается огромное число определений суверенитета. Основы данного современного понимания данной категории были заложены еще в эпоху перехода к Новому времени. Французский мыслитель XVI века Ж. Бодэн впервые сформулировал понятие суверенитета, ставшее впоследствии классическим, и выделил признаки суверенитета. К таким признакам были отнесены: обладание высшей военной властью; право издавать законы; право назначения верховных должностных лиц; право высшего суда; право помилования осужденных. «Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства. Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными» [4, с. 446].

Идея государственного суверенитета возникла в эпоху противостояния церковной и светской власти. В современном понимании суверенитет государства – это «такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права» [27, с. 58].

Из всех общественных организаций только государство обладает государственным суверенитетом и именно суверенитет отличает государственную власть от других видов власти. Суверенитет обладает внутренней и внешней сторонами. Внутренний суверенитет представляет собой верховенство государственной власти внутри государства, ее независимость от любой другой власти внутри страны (власти общественных объединений, политических партий и др.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти:

  • Универсальность – государственная власть распространяется на все население и общественные и политические организации данной страны.
  • Прерогатива – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права; государство имеет право отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления иной общественной власти.
  • Наличие специальных средств трансляции своей воли (законодательство, право).
  • Наличие специальных средств воздействия на население, которыми не располагает ни одна другая общественная власть (армия, правосудие).
  • Исключительное право государства официально представлять все общество, а не отдельные его части [27, с. 58].

Внешняя сторона суверенитета характеризует независимость государственной власти от любой другой власти за пределами государства. Внешний суверенитет выражается в ряде отличительных черт:

  • Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;
  • Государственная власть имеет право самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;
  • Государство имеет право по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;
  • Государство обеспечивает собственную неприкосновенность и территориальную целостность. Так, в Конституции РФ (статья 4) указывается: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» [1].

Понятие суверенитета детализируется в таких категориях, как «суверенитет народа», «национальный суверенитет» и ряд других.

  • Понятие «суверенитет народа» сформировалось в политико-правовой мысли эпохи Просвещения. Данную концепцию разрабатывали философы Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие. Например, по мнению Дж. Локка, добровольно создавая государство, люди отмеряют тот объем полномочий, который они передают государству. По мнению Дж. Локка, народ остается безусловным сувереном и имеет право ниспровергать безответственное правительство. Естественные права человека представляют собой грань государственного вмешательства в сферу общественной и частной жизни [9, с. 187-188].

На современном этапе развития политико-правовой мысли суверенитет народа означает верховенство народа, его право самостоятельно решать основные вопросы государственного и общественного устройства. В Конституции России (статья 3) указывается: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [1].

«Национальный суверенитет» обозначает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

Следующим важным признаком, отличающим государство от других общественных организаций, является механизм (аппарат) государства. Государство обладает специальным аппаратом власти, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь легализованное принуждение (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины [7, с. 32].

  • Государство функционирует и проявляет себя только в качестве системы, то есть в качестве упорядоченной совокупности особых органов, коллективов людей, реализующих управление общественной жизнью в пределах предоставленных полномочий и от имени общества. В государственно-организованном обществе коллективы, осуществляющие публичную власть, функционируют на постоянной и, чаще всего, профессиональной основе. Это обстоятельство выделяет их из общества и ставит над другими гражданами. Население государства принимает участие в делах государства в разной степени, но «в конечном счете, государственные органы и должностные лица несут персональную ответственность за эффективность работы государства» [23, с. 45].

Подобная система профессиональных коллективов управленцев, государственных органов получила название механизма государства. Таким образом, на современном этапе развития юридической науки механизм государства трактуется как «система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства» [24, с. 45].

Разграничение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» является одной из дискуссионных проблем современного правоведения. Часто понятийные категории «механизм государства» и «государственный аппарат» используются в качестве синонимов. Подобную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют следующие ученые: В.Н. Хропанюк Н.И. Матузов, В.И.Новоселов, М.И.Байтин и ряд других. Но существуют и другие точки зрения. В современной юридической науке имеет большой вес точка зрения, в соответствии с которой государственный аппарат трактуется как система органов, непосредственно реализующих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями. При этом механизм государства наряду с государственным аппаратом включает в себя еще и государственные организации и учреждения, а также «материальные придатки» государственного аппарата (полиция, вооруженные силы, уголовно – исполнительные и исправительные учреждения), опираясь на которые функционирует государственный аппарат.

Существует мнение, согласно которому государственный аппарат трактуется как все органы государства в статическом состоянии, а механизм государства – как те же органы, но в динамике. При рассмотрении вопросов, касающихся государственного аппарата, в первую очередь, говорят о компетенциях, порядке образования, назначении определенного государственного органа, а при изучении механизма государства – непосредственно о функционировании государственных органов, об их взаимосвязи друг с другом в процессе реализации определенных функций государства [7, с. 97].

  • «Механизм является структурным и предметным олицетворением государства механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства», [26, с. 168] – отмечает С.С. Алексеев, делая акцент на динамическом, деятельном характере механизма государства.

«Государственный аппарат – это целостная, иерархически организованная система органов, должностных лиц и служащих, практически осуществляющих функции государства и государственную власть, при помощи которых достигаются цели и задачи, стоящие перед государством на различных этапах его исторического развития», [18, с. 201] - считает В. А. Козбаненко.

  • Еще одним из удачных современных определений государственного аппарата представляется следующее: «Государственный аппарат – это взятые в единстве все государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые в отдельности выполняют собственные функции в определенной сфере, но в целом – обладая властными полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всего государства, действуя при этом от имени государства» [3, с. 42].

Таким образом, рассматривая соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат», можно отметить близость данных категорий юридической науки. В современной юридической литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства часть признаются близкими по содержанию и объему, но термин «механизм» подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Целостный и единый аппарат государства разделяется на составные элементы – подсистемы, органы, между которыми существует собственная иерархия. Очевидно, что различные подсистемы и органы занимают неодинаковое место, они пребывают в сложных отношениях координации и субординации.

Монополия правотворческой деятельности и принуждения выступает в качестве следующего важного признак государства. Только государство обладает правом издавать юридические нормы – властные общеобязательные веления, то есть такие предписания, которые обязательны к исполнению каждым гражданином государства, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.

Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Государство не в состоянии осуществлять эффективное руководство обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений без права. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от прочих норм общественной жизни – традиций, обычаев, норм морали. Закон, право – это атрибуты государства.

Правовые нормы, согласно современному пониманию – это «общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти» [16, с. 120]. Отличительными чертами права являются общеобязательный характер его предписаний, распространение на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством.

Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации, органов правопорядка).

  • Государственное принуждение – это материальное, физическое (насильственное) или психологическое воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать сообразно воле властвующего субъекта, в интересах государства. Различается правовое и неправовое государственное принуждение [26, с. 258].
  • Неправовое принуждение характерно для стран с антидемократическими политическими режимами, к которым относятся, прежде всего, тоталитаризм и авторитаризм [28, с. 168].

Правовым считается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах. Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем в большей степени оно выполняет функции позитивного фактора в обществе и в меньшей выражает произвол и волюнтаризм носителей власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть исключительно правовым [11, с. 29-34]. Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Таким образом, изучив признаки государства, можно сделать ряд выводов. Сущность государства и его основные характеристики подлежат конкретизации при раскрытии его признаков. При рассмотрении признаков государства их целесообразно классифицировать на две большие группы. К первой группе признаков государства представляется целесообразным отнести признаки, отличающие его от общинно-родового, догосударственного строя. К таким признакам могут быть отнесены:

  • территориальная организация, то есть наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального, национально-территориального или сеньорального деления;
  • наличие публичной власти, существующей в виде аппарата управления, не совпадающей непосредственно с населением страны и предполагающей разделение общества на управляющих и управляемых;
  • наличие государственной казны и обязательных сборов с населения, взыскивающихся принудительно в установленных государством размерах и в заранее определенные сроки.
  • наличие особого аппарата принуждения, включающего в себя полномочные органы и должностных лиц, специально предназначенного для реализации легализованного и не легализованного принуждения.

Ко второй группе признаков могут быть отнесены признаки, отличающие государство от иных организаций общества:

  • Суверенитет государства как свойство государственной власти, проявляющееся в верховенстве и независимости данного государства по отношению к иным властям внутри государства и в области межгосударственных отношений при соблюдении основных международных правовых норм.
  • Монополия правотворческой деятельности и принуждения. Право издания юридических норм (общеобязательных предписаний, обеспеченных принудительной силой государственного аппарата) принадлежит только государству.
  • Механизм власти, который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено изучение понятия и признаков государства. На основе изучения источников, научной и учебной литературы можно сделать ряд выводов.

Многогранность, сложность и историческая изменчивость государства обусловливает многообразие взглядов на сущность этого явления. Сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его социальной роли, назначении в обществе. Следовательно, сущностью государства является его роль, назначение в обществе. На разных исторических этапах государство трактовалось по-разному. Основные трактовки сущности государства были представлены в разные исторические эпохи в рамках патриархальной, теологической, договорной, психологической, экономической теории, теории насилия, ирригационной, классовой и ряда других теорий. На современном этапе государство рассматривается как единая политическая организация общества, кᴏᴛᴏрая распространяет ϲʙᴏю власть на всю территорию страны и ее население, располагает для ϶ᴛᴏго специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Функции государства представляют собой ключевые направления его деятельности, отражающие назначение и сущность государства в обществе. Функции могут быть классифицированы на внешние и внутренние. К внутренним функциям принадлежат экономическая, социальная, правовая, политическая, экологическая и ряд других. К внешним функциям государства принято относить оборонную, дипломатическую, внешнеполитическую, внешнеэкономическую и ряд других.

Сущность государства и его основные характеристики подлежат конкретизации при раскрытии его признаков. При рассмотрении признаков государства их целесообразно классифицировать на две большие группы. К первой группе признаков государства представляется целесообразным отнести признаки, отличающие его от общинно-родового, догосударственного строя. К таким признакам могут быть отнесены:

  • территориальная организация, то есть наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального, национально-территориального или сеньорального деления;
  • наличие публичной власти, существующей в виде аппарата управления, не совпадающей непосредственно с населением страны и предполагающей разделение общества на управляющих и управляемых;
  • наличие государственной казны и обязательных сборов с населения, взыскивающихся принудительно в установленных государством размерах и в заранее определенные сроки.
  • наличие особого аппарата принуждения, включающего в себя полномочные органы и должностных лиц, специально предназначенного для реализации легализованного и не легализованного принуждения.

Ко второй группе признаков могут быть отнесены признаки, отличающие государство от иных организаций общества:

  • Суверенитет государства как свойство государственной власти, проявляющееся в верховенстве и независимости данного государства по отношению к иным властям внутри государства и в области межгосударственных отношений при соблюдении основных международных правовых норм.
  • Монополия правотворческой деятельности и принуждения. Право издания юридических норм (общеобязательных предписаний, обеспеченных принудительной силой государственного аппарата) принадлежит только государству.
  • Механизм власти, который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Ведущими признаками государственного аппарата (механизма) являются: во-первых, целостность иерархической системы учреждений и органов государственной власти, которая обеспечивается едиными принципами деятельности государственных учреждений и органов, едиными целями и задачами их функционирования. Вторым признаком государственного аппарата является то, что первичными структурными элементами его выступают государственные учреждения и органы, взаимосвязанные и функционирующие на началах координации и субординации. Третий признак – государственный аппарат имеет специфические орудия принуждения. В-четвертых, посредством государственного аппарата практически реализуется власть и функции государства.

Проведенное в данной работе изучение государства и его признаков имеет не только абстрактный научный характер, но и прикладное значение. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа http://pravo.gov.ru/
  2. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). // [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3140/
  3. Алехина О.М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ. // Право: теория и практика. - 2003. - №15. - С. 42 – 45.
  4. Бодэн Ж. Шесть книг о государстве. / Политология: хрестоматия. Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. - 843 с.
  5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1991. – 731 с.
  6. Иванов С.С. О нравственном преобразовании сущности государства. // [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/5/Ivanov_Essence-of-State/
  7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория права и государства: Учебник. - М.: Юрайт, 2017. – 522 с.
  8. Левакин И. В. Признаки государства: глобализация, проблемы государственного единства и целостности. / «Государственная служба» - 2008. - №1.
  9. Локк Дж. Два трактата о правлении. / Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. - С. 137-405.
  10. Маритен Ж. Человек и государство. - М.: Идея-Пресс, Дом Интеллектуальной книги, 2000. – 196 с.
  11. Марченко М.Н Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 2004. – 504 с.
  12. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. – 640 с.
  13. Мухаев Р.Т. Правоведение. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 431 с.
  14. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: Юнити-Дана, 2012. – 511 с.
  15. Петренко А.В. Теория государства и права. (Конспект лекций). - М.: АСТ, 2010. – 160 с.
  16. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: 2006. - 613 с.
  17. Платон. Государство. // [Электронный ресурс] Режим доступа http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt
  18. Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко. - М.: Дашков и К, 2006. - 1072 с.
  19. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию./ Пугачев В.П. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 378 с.
  20. Салманова Г.Д. Сущность и социальное назначение государства. – Системные технологии. – 2014. - № 10. // [Электронный ресурс]. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-sotsialnoe-naznachenie-gosudarstva
  21. Саркисова Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода // История государства и права. – М.: Юрист. – 2009. - № 4. – С. 4-6.
  22. Смирнова А.А., Егорова М.С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. – 2015. – №11.4. – С. 208-211.
  23. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: ЗАО Юстицтинформ, 2012. – 704 с.
  24. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.- 776с.
  25. Теория государства и права: Учебник. / Под ред. доктора юридических наук, проф. Ф.М. Раянова - Уфа, РИЦ БашГУ, 2010. - 430с.
  26. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: Норма, 2005. – 496 с.
  27. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, Омега-Л, 2008. – 384 с.
  28. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика.- М.: Интерпракс, 1995. - 296 с.
  29. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/engels/03.php