Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

.Понятие и признаки правового государства.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Достижения современного человечества, общества стали возможными благодаря способности людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе и познавательной деятельности представляет собой науку. Как сложное образование, человеческое общество изучается многими предметами, история его становления и развития исследуются общественными науками.

Имеется целый ряд конкретных общественных наук, предметом которых выступает какая-либо самостоятельная часть, сторона общественного бытия. К их числу относится и юридическая наука - правоведение. Теория государства и права рассматривает различные аспекты взаимоотношений человека, общества и государства.

Без теоретической модели правовое государство не воплотить в практическую|практичную| жизнь во время перестройки государственности и правовой системы. Важное значение в создании нормативной базы имеет опыт закрепления конституционно-правовыми актами основных принципов правового государства, которые юридически зафиксированы в законодательстве других стран|страна-участницы|. Используя метод историзма, следует считаться с опытом прошлого, его позитивными|положительные| и негативными аспектами, чтобы не допускать ошибки|ошибку| во время становления правового социально-ответственного государства. Поэтому данная тема исследования достаточно актуальна в современных условиях.

Цель данной работы – раскрыть основные аспекты взаимоотношений правового государства и гражданского общества.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить такие задачи:

  1. раскрыть понятие и охарактеризовать признаки правового государства;
  2. проанализировать развитие идей правового государства;
  3. рассмотреть понятие и признаки гражданского общества;
  4. исследовать становление гражданского общества;
  5. определить соотношение гражданского общества и правового государства.

Объектом исследования выступают правовое государство и гражданское общество.

Предметом исследования является взаимосвязь и соотношение правового государства и гражданского общества.

Для решения поставленных задач и достижения конечной цели исследования были использованы такие подходы и методы научного анализа: эмпирический, структурно-функциональный, сравнительный, системный, ретроспективный, индуктивный, дедуктивный.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки правового государства

Концепция правового государства имеет длинную и поучительную историю. Еще в давние времена начался поиск справедливости, принципов, форм формы и конструкций взаимосвязи, взаимодействия и взаимодополнения власти и права. Взгляды на государство и право, на его место и роль в обществе постепенно сформировали идею разумности и справедливости такой формы политической власти, при которой какой жизнь людей регулируется правом, которое какое при поддержке государственной власти становится|стает| самостоятельной властной силой.

К|до| основным признакам правового государства следует отнести такие:

  1. оно воспринимается как объединенность, солидарность и коррелятивность всех людей;
  2. в нем господствует|властвует| право как общая степень свободы, равенства и справедливости в обществе, что и определяет содержание действующих законов, других нормативных и индивидуальных правовых актов;
  3. исчерпывающее урегулирование правового статуса человека и гражданина и обеспечение его эффективной реализации;
  4. развитая система действующего законодательства;
  5. взаимная ответственность лица|личности| и государства, его органов и должностных [служебных] лиц;
  6. ведущая роль суда в решении спорных вопросов и конфликтных ситуаций;
  7. эффективная деятельность других правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка;
  8. высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан, профессионализма работников правоохранительных органов.

Государство, его государственные структуры и должностные лица с помощью права упорядочиваются|уряжают| процедурно. Деятельность государственного аппарата четко регламентируется правом; даже структуры, от которых|каких| зависит принятие тех или иных законов, не имеют право самостоятельно, без определенных процедур изменять|менять| законы.

Такое понимание государства, как организации на основе права публичной власти, и является основной идеей правового государства. Такие идеи уже в античный период развития государственности высказывались|изъясняются| философами и юристами. Теоретически в концепцию правового государства эти идеи были оформлены значительно позже, во время борьбы против|супротив| феодального своеволия, а также начала и развития буржуазных революций и утверждения нового строя|порядка|.

Основные принципы правового государства были сформулированы во времена античности. Около|возле| истоков|утечки| этих идей стояла богиня правосудия Фемида с повязкой на глазах, с мечом|меч-рыбой| и весами правосудия в руках. Солон своими реформами в VI в. до н.э. пытался объединить силу и право, провозгласив|проголосил|: «Всех я освободил. А этого достиг властью закона, силу с правом объединив» [22, с. 54].

Как подчеркивал потом|затем| Аристотель, со времен Солона в Афинах началась демократия. Принцип верховенства|поверхностный| права сформулировал Гераклит в бессмертном афоризме: «Народ должен драться|биться| за закон, как за свои стены». Платон [427 – 347 до|до| н. е.] настаивал на том, что государственность возможна только|только| там, где господствуют|властвуют| справедливые законы. В его произведении|сочинении| «Законы» подчеркивалось: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких людей, идет речь не о государственном строе, а лишь|только| о внутренних ссорах, и то, что считается там справедливостью, не носит этого имени. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силу и находится|перебывает| под чьей-либо| властью. Там же, где закон – обладатель|властелин| над правителями, а они – его рабы, я вижу спасение государства и все блага, что их могут даровать|дарить| государствам боги» [22, с. 57].

Аристотель [384 – 322 к|до| н. е.] – как «отец|родитель|» античной политической науки – обосновывал правление разумных законов. Он писал: «Следовательно|итак|, кто требует, чтобы закон господствовал|властвует|, требует|сдается|, того, чтобы господствовали|властвуют| только божество и разум, а кто требует, чтобы господствовал|властвует| человек, привносит в это свое требование|востребование| такой себе животный элемент, поскольку страсть является несколько животной, да и злоба|злость| толкает на плохую тропинку правителей, хоть бы|хотя бы| они были наилучшими людьми; напротив, закон – это уравновешенный разум». Внутреннюю взаимосвязь права и государства Аристотель сформулировал так: «Понятие справедливости связано|повязал| с представлением о государстве, поскольку право, которое служит критерием справедливости, является регулятивной| нормой политического общения» [1, с. 34].

Следовательно|итак|, античные философы и правоведы связывали государство правом и показывали необходимость существования в государстве правовых законов, которые господствовали|властвуют| бы|б| над государственными структурами, были бы|б| мерилом справедливости действий государства и его чиновников и регулировали политические отношения.

Последующий теоретический и практический|практичный| опыт показывает, что для правового государства является необходимыми не только господство права и правового закона, но и надлежащая|подобающая| организация самой системы государственной власти, учреждения разных|различных| государственных органов, четкое разграничение их компетенции, определения места, в этой системе, характера соотношений между органами, способов их формирования, форм|формы| деятельности и других организационных и властно институционных аспектов.

Таким образом|итак|, идеи господства права в обществе, связанности|повязал| государства, его органов и должностных лиц правом возникли в античные времена, развивались и дополнялись учениями о демократии, республиканской форме правления, конституционализме, правах и свободах человека, народном суверенитете, господстве права и закона и равноправии всех перед ними, делении|разделение| власти и независимости суда. Как результат объединения этих идей в определенную конструкцию была сформулирована теория правового государства.

1.2. Развитие идей правового государства

Правовое государство предусматривает взаимодополняющее| единство господства права и правовой формы организации власти. Еще Аристотель отмечал, что каждое государство должно иметь три элемента: законодательный| орган, магистратуры и судебные органы. Конечно|известно|, его идеи еще не были теорией разделения|разделения| власти, но оказались подпочвой, на которой|какой| впоследствии была сформулирована эта теория.

Важный шаг в направлении формулировки теории правового государства сделал|совершил| древнеримский ученый Марк Туллий Цицерон [106 – 43 до|до| н. е.]. Он рассматривал государство как публично правовую общность, как дело народа. По его мнению|на его взгляд|, народ – это не любое объединение людей, собранных вместе каким-либо |хотя бы|способом. Народ – это объединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов. Превзойдя своих учителей, древнегреческих философов Платона, Аристотеля, Цицерон показал государство как правовую форму организации общего дела. Право, по Цицерону, является необходимым источником|истоком| государственности.

Согласно концепции этого мыслителя, государство является правовым не потому, что его органы придерживаются своих же законов, а из-за того, что собственно государство – это право, естественное|природное| право народа, согласованное и упорядоченное. Из|с| его концепции вытекает требование|востребование| о соответствии государственных законов естественному|природному| праву. Только такие законы, с точки зрения Цицерона, являются справедливыми. Ученый считал, что законами следует закреплять не только меру власти магистратов, но и меру подчинения граждан. Он сформулировал очень важный принцип права, утверждая|, что действие закона распространяется|ширит| на всех. Цицерон отстаивал формальное правовое равенство всех граждан, равенство их прав и в то же время|одновременно| отбрасывал|откидывает| фактическое имущественное, умственное|мыслительное|, служебное и другое равенство. Он определял государство как общий правопорядок. Защита свободы гражданина, его прав, как составляющей правопорядка и всей государственности – это не частное|приватное|, а общее дело государства [10, с. 41].

Идеи о правовом государстве античных классиков развили и дополнили мыслители средневековья и нового времени. Они заметно повлияли на становление и развитие таких прогрессивных теорий, как разделение|разделение| власти, конституционализм, правовая государственность; сыграли значительную роль в критике феодального неравенства|неровности|, привилегий и беззакония, в преодолении средневековых теологических концепций о государстве и праве, в утверждении идей формального равенства и свободы людей.

Термин|термин| «правовое государство» получил распространение после издания трудов немецкого государствоведа Р. Моля в 30-х годах XIX в. Теория правового государства стала итогом многовекового развития политической жизни и правового мнения цивилизованных стран|страна-участницы|.

Начало утверждения концепции правового государства связано|повязал| с борьбой народов Европы за их права и свободы против|супротив| своеволия феодалов в условиях абсолютной монархии. Толкованию и воплощению идей правового государства в общественную жизнь способствовали|содействуют| политико-юридические учения Джона Дакка [1632 – 1704]. Он выступал идеологом социального компромисса, выразителем правовых представлений буржуазного общества, в противовес феодальному. Свои политико-юридические идеи он изложил в труде «Два трактата о правлении».

Дж. Локк, опираясь на идеи народного суверенитета и общественный договор Ж.Ж. Руссо, выдвинул принципы законности сопротивления всяким противозаконным действиям и право выражать|оказывать| свою волю, если это не запрещено|запретный| законом. Субъективные права он считал такими, что устанавливаются по|с| воле государства и заключаются в том, чтобы каждый человек имел постоянные правила для жизни и общения в обществе, устанавливаемые образованной в государстве законодательной властью. Философ рассматривал эти права как «... свободу действовать согласно собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено|запретный| законом, и не быть зависимым|зависящим| от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной|своевластной| воли другого человека» [12, с. 141].

В своих взглядах на механизм государственной власти Дж. Локк отмечал, что для соблюдения режима свободы публично властные полномочия надлежит|полагается| четко разграничивать|размежевывать| и разделять между органами государства. Принимать законы должны органы законодательной власти, то есть парламент. А вот воплощать данные законы – прерогатива органов исполнительной власти [12, с. 154].

Он не только констатировал деление|разделение| власти, но и установил иерархичность ее ветвей|ветки|, считая законодательную власть верховной [но не абсолютной], предложил нормативное закрепление сдерживаний и противовесов. Эти идеи Локка легли в основу|основание| буржуазного конституционализма, который возник в XVII в.

Идею разделения|разделения| власти как один из принципов теории правового государства систематизировал и развил в своих трудах французский юрист Шарль Луи Монтескье [1689 – 1755].

Он считал, что свобода – это разумная организация государственной власти и сдерживание режима законности. Свобода, по Монтескье, – это право человека делать все, что разрешено законом. Полную свободу человек не может иметь в том государстве, где не существует разделения|разделения| власти. Опираясь на учение Локка, Монтескье обосновал необходимость разделения|разделения| демократическом государстве власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви|ветку|, которые|какие| должны быть независимыми одна от другой.

Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – королю, судебная – независимому суду присяжных. Каждая из названных ветвей|ветки| власти должна иметь сдерживание и противовесы с целью недопущения узурпации одной властью других властных полномочий. Лишь|только| при таких условиях существования самостоятельных, независимых одна от другой ветвей|ветки| власти человек может получить полную свободу, быть свободным в выборе определенного варианта поведения в пределах действующих в государстве законов. Если в обществе не обеспечены реализации прав и свобод человека и гражданина, не проведено разделение|разделению| власти по вышеупомянутым принципам, это общество не имеет конституции и не может считаться демократическим.

Монтескье рассматривал разделение|разделение| и взаимное сдерживание ветвей|ветки| власти как главное|головное| условие обеспечения политической свободы. Последнюю он усматривал не в том, чтобы|если бы| делать|оказывать| все, что заблагорассудится, поскольку в государстве [обществе], где есть законы, свобода может заключаться только|только| в том, чтобы иметь возможность делать только|только| то, что является необходимым, и не быть заставленным делать то, чего делать не хочется. Свобода – это право делать все, что разрешено законами. Если бы гражданин имел возможность делать то, что данными законами запрещено|запретный|, то у него не было бы|б| свободы, поскольку то же могли бы|б| делать и другие граждане [19, с. 76].

Следовательно|итак|, политическая свобода у Монтескье связана|повязал| с гражданской свободой, которая проявляется|проявляется| в безопасности граждан или в их уверенности в своей безопасности.

Концепция разделения|разделения| власти у Монтескье, ставшая основой|основанием| буржуазного конституционализма и теории правового государства, выделялась по сравнению с|сравнительно с| предыдущими|предварительными| теориями разделения|разделения| власти значительной новизной, а именно: он объединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления самого механизма разделения|разделения| власти, а в систему власти ввел еще и судебную власть как независимую.

Обоснование теории правового государства дали немецкие философы И. Кант и Г. В. Ф. Гегель.

Государство Кант определял как объединение многих людей, подчиненных правовому закону. Учение этого мыслителя навеяно духом просветительства с использованием идей индивидуалистской школы естественного|природного| права. Личность|личность| им рассматривается как абсолютная ценность с выдвиганием априорного закона, абстрактно обязательного и формального «категорического|категоричного| императива». Кант считал, что свобода личности заключается в том, чтобы определять самому для себя цель и варианты соответствующего поведения. Он был уверен, что государство может заставить личность|личность| выбирать те или иные средства для достижения какой-то цели, но не может приказывать человеку, ради чего он должна жить. Философ первым выдвинул идею о том, что уклад государства должен больше всего отвечать праву [правовому закону]. Государство должно опираться на право, соблюдать права и свободы человека, обеспечивать их реализацию и осуществление позитивных|положительных| законов [9, с. 67].

Право Кант разделял на естественное|природное|, позитивное|положительное| и справедливость. Он исключал|выключает| право народа на восстание против|супротив| деспотического|деспотичного| управления, считая, что изменение|смена| политически юридических учреждений должно инициироваться сверху способом реформ. Методы открытой борьбы втягивают народ в хаос, анархию и преступность. В трудах Канта обосновывается необходимость мира, как в пределах государства, так и в международных отношениях между государствами. Мыслитель выступал против|супротив| войн, за политическое решение всех проблемных вопросов через|из-за| заключение|составление| международных договоров и соглашений, невмешательства во внутренние дела государства, за развитие между народами торговых, культурных и других связей.

Следовательно|итак|, в правовой философии Канта – одного из первых авторов, обосновавшего буржуазный либерализм, ярко выделяется конфликт либеральных и этических заметок. Он – сторонник|поклонник| справедливости, а в то же время|одновременно| не оставляет человеку возможности отстаивать справедливость, противостоять тирании. Справедливой организацией общества, по его мнению|на его взгляд|, должно быть установление «вечного мира». Достичь этого в будущем можно благодаря образованию федерального союза независимых равноправных государств республиканского типа. В таком обществе, по мнению Канта, личности|личности| будет обеспечена реализация полной свободы и неприкосновенности.

Правовое государство, по Канту, характеризуется не как эмпирическая реальность, а как идеальная теоретическая модель, которой необходимо руководствоваться как требованием|востребованием| разума и целью наших усилий в практической|практичной| организации государственно-правовой жизни [1, с. 89].

Практическое|практичное| воплощение в общественной жизни идей правовой государственности связано|повязал| с творчеством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля [1770 – 1831]. Государственно-правовые учения мыслителя изложены в главном|головном| его труде «Философия права».

Если у Канта правовые законы и правовое государство являются только |только| необходимостью, то у Гегеля они являются действительностью, то есть практической|практичной| реализованностью разума в определенных формах|форме| будничного|буднего| существования людей.

Не соглашаясь с Ж|с|.Ж. Руссо, Гегель считал, что человек не рождается от природы свободным, что он добывает|снискивает| свободу как духовное существо. Разумное назначение человека он видел в том, чтобы он жил в государстве. Индивид настолько морален и истинен, насколько он является членом государства. Право, по Гегелю, – это действительная свобода. Государство – право в его наиболее абстрактном понимании, а именно: права личности, семьи и общества [7, с. 93].

Учение о государстве и праве Гегель трактовал как составляющую философии, а государство и право рассматривал сквозь призму самой идеи и направлений ее реализации. Вопрос конструкции, сущности, содержания и конкретного применения государственно-правовых явлений он относил к|до| предмету юриспруденции. В своих работах|итак|, Гегель:

  1. восхвалял|выхваляет| государство как самую развитую действительную свободу;
  2. надлежащее|подобающее| разделение|разделение| власти в государстве считало гарантией свободы личности;
  3. критиковал деспотизм;
  4. определил свою конструкцию правового государства как такую, что однозначно направлена против|супротив| своеволия, бесправия и против|супротив| всех неправовых форм|формы| применения силы, как со стороны частных лиц, так и со стороны государства [9, с. 75].

Учения о правовом государстве в России возникли во второй половине XIX в., после проведения буржуазных реформ 60 – 70-х годов. Они нашли отображение в документах российского|русского| либерализма и оппозиционного земства. Детальнее|подробный| эта теория начала разрабатываться в начале XX в. с переходом|перехождением| Российской|русской| империи к|до| конституционному самодержавию. Активно работали|трудятся| в направлении создания теории правового государства ученые: А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б|б|.А. Кистяковский, Н М. Коркунов, С.А.Котляревский, И.М. Лазаревский, М.А. Рейснер, Г.Ф. Шершеневич и|да| др.

Одними из первых теоретиков, чьи разработки по|с| проблемам правового государства увидели|узрели| мир, были М.А. Рейснер, который|какой| опубликовал статью «Что такое правовое государство», и В.М. Гессен, который|какой| издал|издает| труд «Теория правового государства». М.А. Рейснер, например, квалифицировал правовое государство как такое, где государственный строй, закон есть «... нормой, обязательной для самой власти», где каждый акт государственной власти подчинен закону и данным же законом обеспечена неприкосновенность права личности|личности| и общественных корпораций [18, с. 128].

В.М. Гессен считал, что правовое государство в его деятельности, в осуществлении правительственно-судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его|снаружи| или над ним.

В основу|основание| теории правового государства российские|русские| ученые положили теорию разделения|разделения| власти Ш. Л. Монтескье, дав ей своеобразное толкование с учетом российской|русской| практики государственно-правового строительства. В их понимании государственная власть – единая|единая|, но разделяющая функции между законодательными, исполнительными и судебными органами. Но при этом российские|русские| и украинские ученые отбрасывали|откидывают| такие классические элементы деления|разделения| власти, как сдерживание и противовесы. Они обосновывали верховенство|поверхностный| законодательной власти и подчиненность ей исполнительной и судебной. Например, В.М. Гессен пытался разграничить закон и правительственное распоряжение по их юридической силе, доказывая верховенство|доказывает|поверхностный| закона как непременный признак правового государства.

А.С. Алексеев считал, что не может быть изменений|смены| правового порядка без участия народного представительства. Связанность государственной власти правом, из|с| которого|какого| законодатель берет законодательные нормы, опираясь на то, что не закон дает силу праву, а право дает силу закону, и есть, по его мнению|на его взгляд|, основой|основанием| правового государства. Он, как и В.М. Гессен, утверждал|твердит|, что действительно демократическое правовое государство должно быть только парламентарным [11, с. 129].

Необходимость подчинения правительства и его деятельности правовым нормам признавал и обосновывал Б|б|.А. Кистяковский, критикуя Л.Ф. Штейна, который|какой| допускал, что в определенных пределах|границе| правительство в конституционном государстве не связано правом.

Критикуя концепцию С.А. Котляревского, который|какой| считал, что власть как сила, служащая самосохранению государства, может действовать по необходимости, отступая от сдерживания принципов права, Б.А.Кистяковский писал, что в окончательно|оконченный| развитом правовом государстве сильная власть и является властью чистого права; она сильна той мощью и равновесием, которые|какие| гарантируют ей неуклонное соблюдение норм права как со стороны власть предержащих, так и со стороны подвластных. Он же критиковал революционные теории, которые оправдывали насилие, видя в государственном механизме силу, а не право [4, с. 81].

Важным принципом теории правового государства как тех времен, так и настоящего, было и остается эффективное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Эти вопросы были предметом исследования таких ученых: А.Ф.Кистяковского, Е.В. Васьковского, Н.И. Палиенка, Ф.В. Тарановского, М.П. Драгоманова, М. С. Грушевского, В.М. Гессена и|да| др. Например, А.Ф. Кистяковский обосновывал необходимость обеспечения независимости суда от вмешательства административной власти и предложил для этого систему организационно-правовых мероприятий. Е.В. Васьковский осветил основную роль и назначение адвокатуры в механизме защиты прав и свобод личности. Он также настаивал на необходимости распространения прокурорского надзора за судебной деятельностью. Н.И. Палиенко рассматривал проблему суверенитета как одно из свойств правового государства, которое проявляется в возможности|состоятельности| государства иметь собственную конституцию, самостоятельно решать вопрос экономики, политики, в том числе и внешней|наружной|. По мнению В.М. Гессена, гражданин во взаимоотношениях с подзаконной правительственной властью должен выступать как субъект права, а не как объект власти, ее подданный, как это происходит в условиях абсолютной монархии [25, с. 18].

Характерными особенностями первого этапа формирования и развития идей правового государства в России являются следующие. Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей. Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве [явном или скрытом] с идеями просвещенного абсолютизма. И, в-третьих, формирование и развитие идей правового государства в России на рубеже XIX-XX в. осуществлялось на фоне и в контексте бурных академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой, изначальной стадии их возникновения и развития [17, с. 23]. Наряду со сказанным важное значение для развития идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

2.1. Понятие и признаки гражданского общества

Гражданское общество – это общность свободных, независимых, равноправных людей, каждому из которых|каких| государство обеспечивает юридические возможности быть владельцем|собственником|, пользоваться экономической|экономичной| свободой и надежной социальной защитой, другими правами и свободами, активно участвовать в политической жизни и в других сферах жизнедеятельности человека и гражданина.

Исторически идея гражданского общества достигает политически правового мнения античности, в частности творчества Цицерона, когда закладывались основы представлений о гражданстве. Термин «гражданское общество» связан с латинским словом civis – гражданин, член римской гражданской общины [civitas] и основной субъект тогдашних частноправовых [а не публично властных] отношений, согласно римскому гражданскому праву [jus civile]. Отсюда – и близость понятий «гражданин» [civis] и «гражданский» [civilis].

В то же время|одновременно| термин|термин| «гражданское общество» не лишен определенной парадоксальности, поскольку его содержание не отвечает названию. Ведь содружеством граждан является не гражданское общество, а государство как политический феномен. В гражданском обществе [вопреки названию] действуют не граждане как субъекты публично властных отношений и публичного права, а частные лица с собственными интересами, субъекты частного|приватного| права – участники гражданско-правовых отношений. Понятие «гражданское общество» получило распространение после победы Французской буржуазной революции XVIII в., которая положила конец сословному делению|разделению| общества и провозгласила|проголосила| Декларацию прав человека и гражданина [3, с. 17]. Становление гражданского общества неразрывно связано|повязал| с процессом правовой регуляции взаимоотношений между личностью|личностью|, обществом и государством.

Гражданское общество – это этно-социальное| пространство|простор|, в котором|каком| люди взаимно связаны|повязал| и взаимодействуют между собой как независимые личности, владеющие|обладают| собственностью, свободой распоряжаться результатами своего труда, являются носителями политических прав и культуры [6, с. 22].

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом|, то есть обществом с достаточно развитыми экономически­ми|, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Признаками гражданского общества являются [25, с. 19]:

  1. частная|приватная| собственность, свободный труд, предпринимательство;
  2. существование свободных политических партий, общественных организаций, трудовых коллективов и других объединений граждан на добровольной основе|основании|;
  3. многообразие| воспитания, образования, науки, культуры;
  4. наличие независимой системы средств массовой информации;
  5. свободное развитие семьи как первичной основы|основания| сожительства людей;
  6. подавляющая регуляция поведения человека с помощью этических норм и осуществления человеком своих потребностей и интересов в остальных областях частной|приватной| и общественной жизни на принципах свободы, независимости и неприкосновенности.

Гражданское общество имеет сложную и изменчивую|меняет| структуру: это комплекс социальных групп, частных лиц, их ассоциаций и институтов [семья, школа, церковь, добровольные объединения по профессиональным, возрастным|возрастными|, творческим и другими интересам, клубы, союзы, общества|товарищество|, общественные организации, движения, политические партии], взаимодействие которых|каких| регулируется гражданским правом [20, с. 71].

Гражданское общество обеспечивает пространство|простор| для самореализации индивида вне государственных структур. Поэтому такое общество часто рассматривают как сферу общественного бытия, не охваченную непосредственной деятельностью государства. Однако они не изолированы|, а взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество способствует|содействует| возникновению и конденсации общественных инициатив, которые|какие| питают, поддерживают, корректируют деятельность государственного организма. В процессе становления и развития гражданского общества происходит замена архаичных, традиционных форм|формы| регуляции жизнедеятельности людей, утверждаются демократические, правовые нормы во всех областях общественной жизни. Это дает основания|подставу| утверждать, что гражданское общество и правовое государство являются одним целым и выражают меру демократизации политической жизни и политической системы как ее институционно-правового механизма.

Следовательно|итак| для гражданского общества, кроме хорошо настроенной правовой системы, чрезвычайно важным является:

  • во-первых|в первых|, наличие развитого и структурированного|структурирующего| гражданского общества;
  • во-вторых, общая осведомленность населения о своих правах и обязанностях|долге|.

Таким образом, даже когда в демократических обществах |на какое-то время| происходит временное повреждение правовой системы, общество через|из-за| самые разнообразные свои звенья способно обезвредить|обезвреживать| «вирус» и возобновить|восстановить| равновесие.

В гражданском обществе должно существовать правовое государство, то есть такое, в котором|какой| только|только| юридическими средствами обеспечиваются верховенство |поверхностный| права, реальное осуществление, гарантирование, охрана|охранение|, защита и возобновление нарушенных|возбуждает| прав человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности|личности|, контроль и надзор за созданием и применением юридических законов.

2.2. Становление гражданского общества

Начало формирования гражданского общества в странах|страна-участнице| Европы и Америки приходится|приникает| на XVI—XVII| вв.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества|, каждый из которых|каких| сопровождался существенными изменениями|сменой| экономических| отношений, общественного и государственного строя|порядка|, развитием сознания|осмысленности| индивида и общества, культуры народа и нации, переосмыслением| общественной идеологии [5, с. 61]:

  1. [XVI – XVII| вв.]: процесс вызревания предпосылок [экономических|, политических, идеологических] развития буржуазного общества|, устранения юридического неравенства|неровности|, ограничения политической вла­сти| правом;
  2. [конец XVII – конец XIX вв.]: формирование гражданского| общества в наиболее развитых буржуазных странах|страна-участнице| на принципах общего юридического равенства, свободного предпринимательства| и частной|приватной| инициативы.

Формальное равенство открывает возможности для проявления индиви­дуальности|: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно| наделен|оделяет| определенным комплексом прав, свобод, и в то же время| несет|несущий| ответственность перед обществом. Государство все боль­ше| отдаляется от выполнения функций владельца|собственника|. Развиваются правовые механизмы, которые сдерживают политическую власть, подчиняют|покоряют| ее закону. Происходит становление представительской демокра­тии| – постоянно действующих представительских общенациональных учреждений парламентского типа со|с| строго|строгий| обозначенными полномочиями| вводить налоги и принимать законы.

  1. [рубеж XIX – XX вв.]: развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией| труда, общенациональным рынком; отделение|разобщение| власти от собственности; переход|перехождение| управления общественными делами прак­тически в| |доруки ученых-специалистов [менеджеров] с сохранением|сохранностью| институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.

В настоящее время в России проблема становления гражданского общества является актуальной. Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России:

  1. создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;
  2. формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей. Особая роль в этом процессе должна принадлежать интеллигенции, сочетающей патриотизм и объективно-критический подход к реальностям социально-политической жизни, что приводит, с одной стороны, к разрушению национального самосознания и общества, с другой порождает одномерный национализм, абсолютизирующий ценности далекого прошлого;
  3. создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует падение влияния традиционных партий и рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;
  4. преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий [2, с. 31].

Таким образом, гражданское общество - необходимый элемент на пути модернизации российской жизни.

2.3. Соотношение гражданского общества и правового государства

Сформировались|формующий| три подхода к|до| соотношению гражданс­кого| общества и государства [6, с. 24; 8, с. 44; 18, с. 129 и др.]:

  1. государство и гражданское общество – совпадающие социальные системы;
  2. государство и гражданское общество – разные|различные| социальные системы|, первичным [ведущим] является государство, контролирующее граж­данское| общество;
  3. государство и гражданское общество – разные|различные| социальные системы|, государство исполняет служебную [подчиненную] роль относительно|касательно| гражданского общества.

Признаки [черты] гражданского общества – в его соотношении| с государством:

  • не существует до государства и вне государства;
  • не включает государство, развивается самостоятельно – без непосредственного| вмешательства государства;
  • состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан| и объединений, которые добровольно сформировались|формующий| и состоят в отношениях конкуренции и солидарности;
  • имеет определенный приоритет перед государством, однако заинтересовано|не без интереса| в благосостоянии государства и содействует его развитию;
  • оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;
  • имеет право требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательство в их частные|приватные| интересы|;
  • формирует|формующий| право, которое формулируется государством в законах и других нормативно правовых актах, гарантирует и защищает|ограждающий| его от нарушений| со стороны кого-либо. Все потребности гражданского общества реализуются с помощью|посредством| воли государства, выраженной в форме пра­вового| акта;
  • развивается и взаимодействует с государством в пределах права, которое выступает как равный|равный| и справедливый масштаб свободы и справедливости|, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества или препятствовать| ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизова­нного| государства должна выражаться в том, что оно:

  1. служит формой, организующей гражданское общество и создает условия для его развития;
  2. является относительно самостоятельным относительно|касательно| гражданского общества и осуществляет|свершает| солидарные публичные интересы всех членов общества;
  3. устанавливает «правила игры», которых|каких| должны придерживаться граждане и их объединения, создает благоприятные условия для их существования и развития;
  4. не вмешивается в частную|приватную| сферу семьи, быта|обихода|, культуры [первый уровень гражданского общества]: такое вмешательство может происходить только|только| с целью обеспечения личной или гражданс­кой| безопасности;
  5. предоставляет необходимую защиту гражданскому обществу, которое|какое| функционирует в пределах его территории, в части социаль­ной| безопасности граждан;
  6. выступает орудием социального компромисса гражданс­кого| общества, смягчает социальные противоречия|противоречивость| между разны­ми| социальными группами;
  7. юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником|, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации|, активно участвовать в политической жизни общества;
  8. имеет пределы|границу| регуляции отношений в обществе, которые|какие| определяются| конституцией государства, стандартами в отрасли прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения| потребностей и интересов человека. Гражданским обществом| можно назвать такое общество, в котором|каком| главным|головным| действующим лицом|личностью| является гражданин как автономное лицо [24, с. 17]|личность|:

  1. субъект, который|какой| осознает себя свободным членом общества;
  2. субъект, который|какой| осознает себя свободным экономически|экономичный| -|какой| имеет право выбора форм|формы| и видов трудо­вой| деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически| и политически;
  3. субъект, который|какой| наделен|оделяет| правами и свободами, в том числе правом частной|приватной| собственности [«субъект-владелец|собственник|»];
  4. субъект, который|какой| осознает ответственность перед обществом|;
  5. субъект, который|какой| защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество основывается на многообразии| форм|формы| и видов собственности. Каждая из них призвана:

  • обеспечить благополучие| всех;
  • открыть экономическое|экономичное| пространство|простор| для увеличения собственности| на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости.

Соотношение труда и разнообразных| форм|формы| собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволял создать для каждого достойный общественного| прогресса стандарт жизни. Перевес в государстве так называемого «среднего класса» – один из показателей сформирован­ного| в нем гражданского общества [21, с. 129].

Современная концепция гражданского общества исходит|исходил| из того, что оно является предпосылкой социального правового государства [14]. Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства является сложной и противоречивой, поскольку между ними происходит своеобразное деление|разделение| организационно управленческого труда. Гражданское общество как система, что сама развивается, всегда чувствует давление со стороны государственной вла­сти|. В свою очередь, государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое|какое| контролирует действия политической| власти. Слабость гражданского общества толкает государство | к|до| узурпации его прав, в результате чего происходит пере­распределение| функций государства и гражданского общества. В тако­м случае| государство кроме собственных функций присваивает еще и функции гражданского общества, вынуждает|принуждает| его выполнять|исполнять| исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого | беспрестанного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность| которых|каких| в значительной мере|в значительной степени| зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.

Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности дер­жавного| управления и самого механизма государства.

Государство, осуществляя|свершает| политическую власть в гражданском обществе, подчиняет|соподчиняет| свою деятельность служению этому обществу, обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на принципах социальной справедливости, гуманизма и милосердия, не вмешивается в личную жизнь человека и гражданина, регулирует социальные отношения в пределах действующей конституции, законов и других нормативно-правовых актов.

Между государством и обществом должна быть определенная дистанция – определенная граница демократии, пересечение которой|какой| ведет к|до| огосударствлению общества, что с|с| позиций демократии и гуманизма недопустимо|недопустимый|. В пределах такой границы государство является существенно необходимым гражданскому обществу, которое|какое| без него не сможет не только развиваться, но и существовать. Здесь стоит согласиться с|с| Гегелем, который|какой| не считал государство чем-то внешним|наружным| относительно гражданского общества и объяснял их органическую|органичную| взаимосвязь чрезвычайно просто. Гражданское общество, подчеркивал он, представляет собой сочетание отличающихся друг от друга образующих его личностей|личности|как. Но по внутренней природе действия внутренних, характерных для него сил гражданское общество характеризуется доминированием разъединения, а потому|оттого|, чтобы его связать, перебороть|преодолеть| это разъединение, и необходимо государство как общая связь [22, с. 78].

Уязвимость|уязвимый| позиции Гегеля заключается не в том, что он таким способом подчеркивал объективную необходимость государства для гражданского общества, а в том, что государство из|с| одного с важных средств его формирования и развития в воображении философа превратилось в абсолютную цель, на одну из неопровержимых|неоспоримых| основ|основания| мирового порядка. Правда, этатизм Гегеля отличается от теорий тоталитаризма, в которых|каких| государство и право изображаются|срисовывают| врагами и четко просматривается стремление подменить закон нормативно| и индивидуально распорядительными |приказными| актами.

Гражданское общество, по мнению Гегеля, характеризуется тремя основными моментами: системой потребностей, осуществления правосудия, деятельностью полиции и корпораций. В такой конструкции чувствуется смешивание функций гражданского общества и государства, что привело Гегеля к|до| их отождествлению. Следовательно|итак|, Гегель в вопросах, свободы, и неприкосновенности личности|личности| стоял на позициях формального равенства всех субъектов гражданского общества. Государство и право являются средствами определения и обеспечения формального равенства человека и гражданина.

Относительно|касательно| РФ, то формирование в ней гражданского общества является задачей|задачей| весьма тяжелой и долговременной. В течение|на протяжении| значительного времени Россия находится|перебывает| в кризисном состоянии|стане|. Начальная|первоначальная| ориентация на политику «шоковой терапии», либерализацию цен, форсирования рыночных отношений, пропаганда и фактическое осуществление идеи невмешательства государства, в хозяйственную деятельность привели к|до| обвальному падению товарного производства и разворовыванию|хищению| государственных ресурсов, взрывному росту цен и эмиссии, развалу денежно-финансовой системы, формированию мафиозно-спекулятивной структуры с бурными темпами личного обогащения [8, с. 44].

Современное понимание соотношения правового государства и гражданского общества связано|повязал| с осознанием аксиологии| их взаимосвязи. Именно ценностный подход к|до| пониманию взаимосвязи и взаимодействия права и государства, правового государства и гражданского общества, могут дать нам осознание места и роли правового государства в гражданском обществе.

Соответственно, гражданское общество и правовое государство могут соотноситься как необходимые друг другу и взаимодополняющие| системы. Правовое государство подчиняет|соподчиняет| свою деятельность гражданскому обществу и конкретному человеку, отвечающему перед ними за свою деятельность. Формирование в России гражданского общества и правового государства является неотложной проблемой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство в первую очередь является формой организации общества, основной субъект которой|какого|, человеческие индивиды. От их социально-политической, правовой зрелости зависят сила и мощь любого|какого-нибудь| государства и прежде всего – правового.

Государство выделилось из|с| общества на определенной степени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода|перехождения| его от низшей ступени к|до| более высокой, изменяется и государство. С усовершенствованием|с| | общества государство становится|стает| демократическим [в нем осуществляется | народовластие, экономическая|экономичная| свобода, свобода личности|личности|], а с формированием гражданского общества государство становится|стает| правовым.

Понятие правового государства все более совмещается|сочетает| с|с| концеп­цией| так называемого «государства общего благоденствия»| или «социального государства». Это совмещение| происходит в первую очередь на основе гарантий системы экономи­ческих|, социальных и культурных прав.

Гражданское обществообщество, в котором существует и постоянно расширяется сфера свободного волеизъявления, что способствует раскрытию внутреннего потенциала людей и достигается через систему институций и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и их объединений. При этом компетенция государственного вмешательства в деятельность граждан ограничена до минимума и четко определена.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Общепризнано, что в правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боер В.М., Городинец Ф.М., Григонис Э.П. и др. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - 2-е изд., перераб. - СПб, 2015. – 170 с.
  2. Влазнев В.Н. Гражданское общество и правовое государство в современной России // Национальные интересы. – 2015. - № 2. – с. 28-34.
  3. Гончарова А.Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: Монография. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2016. – 160 с.
  4. Государство и гражданское общество: практика эффективного взаимодействия. Международный опыт: сборник статей и документов / Составители Е. Б. Тонкачева, Г. Б. Черепок; Центр правовой трансформации, Фонд развития правовых технологий. - Минск, 2015. - 266 с.
  5. Гражданское общество: взгляд изнутри / Ред. Ю. Джибладзе, К.Ермишин. - М.: Центр развития демократии и прав человека, 2014.
  6. Гражданское общество, правовое государство и право // Вопросы философии: круглый стол журналов «Государство и право» и «Вопросы. философии». - 2014. - №1. – с. 22-26.
  7. Демократическое правовое государство и гражданское общество. – М.: Изд-во: Наука, Ин-т междунар. эконом. и полит. исслед. РАН, 2015. – 184 с.
  8. Домрин А. Гражданское общество в России // Новый журнал. – 2013. - № 233. – с. 41-52.
  9. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. - 5-е изд., учеб. пособие. – М.: Издательство: Academia, 2016. – 224 с.
  10. Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность. - СПб, 2013.
  11. Колюшкина Л.Ю., Смоленский М.Б. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Дашков и К, Наука Пресс, 2015. – 288 с.
  12. Локк Дж. Два трактата о правлении / Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 2016. - с. 137-405.
  13. Лопушанский И. Н., Кальной И. И. Гражданское общество. Истоки и современность: правовое государство и гражданское общество в России. – М.: Юридический центр Пресс, 2012. – 296 с.
  14. Материалы международной научно-теоретической конференции «Гражданское общество и правовое государство как факторы модернизации российской правовой системы» 12 декабря 2009. – СПб: Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ, 2009. – 214 с.
  15. Мелехин А.В. Теория государства и права.  – М.: Маркет ДС, 2017. - 640 с.
  16. Нагорная М.А. Гражданское общество в России:
    понятие, признаки, пути становление // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2016. - № 3. – с. 31-38.
  17. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. - 2016. - № 2. – с. 18-23.
  18. Никовская Л.И., Якимец В.Н. От конфронтации к партнерству: к вопросу о характере взаимодействия государства и гражданского общества. Материалы научной конференции «Социальные конфликты и социальный мир: поиск оптимума». - Воронеж, ВГУ, 2013. – с. 127-131.
  19. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. - М., 2014. – 323 с.
  20. Перегудов С.П. Институты гражданского общества и государства // Социологические исследования. – 2015. - №3. - с. 69-76.
  21. Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: В поисках эффективного алгоритма развития. – М.: Имидж-пресс, 2014. - 435 с.
  22. Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России. - М., 2013.
  23. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. В двух томах. - Том 1. - Издательство: Реноме, 2017. – 624 с.
  24. Черноног Р.А. Государство и гражданское общество в общецивилизационном прогрессе // Вестник РАН. – 2016. - № 4. – с. 15-23.
  25. Якимец В.Н. Гражданское общество: основные признаки, функции, взаимодействие с государством // Вестник Канадского Фонда «Гражданское Общество». – М.: КФГО. - 2013 - №1.