Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания

Содержание:

Введение

Процесс регулирования общественных отношений во все времена вызывал массу вопросов. Ведь он имеет не только свою специфику, но еще и достаточно нетипичный предмет непосредственного воздействия. На протяжении многих столетий люди пытались найти наилучший способ регулирования общественных отношений, пока не увидели высокую роль и эффективность права.

С того времени юридические нормы заполонили весь мир. Сегодня при помощи права регулируется любая жизнедеятельность человека. Это позволяет не только контролировать её, но еще и направлять в то русло, где она сможет принести наиболее благоприятный результат. Однако регулирование общества – это крайне сложный процесс. Следует отметить, что он производится как со стороны государства, посредством права, так и со стороны непосредственно граждан. То есть для удачной координации действий социума необходимо, чтобы последний осознавал принципиальную пользу подобного рода деятельности. Свои мысли и идеи насчет процесса юридического регулирования человек непосредственно реализует.

Юриспруденция в общественном понимании – вопрос сложный и всегда современный. Подход к пониманию права как понятия зародился в моменты развития общества. Он претерпевал изменения вместе с историей социума и государства. За более чем двухтысячелетний период человечество так и не пришло к единой точке зрения относительно категории правосознания. Множество трудов известнейших философов мира посвящено этой проблеме, которая остаётся неразрешимой по сей день. Ни одно из огромнейшего количества определений не раскрывает суть этого понятия полностью.

Таким образом, деятельность по осмыслению права в конкретном государстве называется правосознанием, о чем пойдет речь в данной курсовой работе.

Истолкование сущности правосознания присутствует еще со времен Аристотеля и Платона. В современной юридической науке исследованию правосознания уделяется достаточно много внимания.

Практически во всех учебниках по теории государства и права и смежным дисциплинам присутствуют разделы, в которых правосознание исследуется как самостоятельный феномен либо во взаимосвязи с правовой культурой. Этот интерес обусловлен особой значимостью теории правосознания в юридической науке и феномена правосознания для современной социально-правовой реальности.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и видов правосознания, истоков его исследования, а также особенностей правосознания современного российского общества.

Основная часть

1 Понятие и сущность правосознания

1.1 Понятие, структура и виды правосознания

Прежде чем мы рассмотрим понятие, структура и виды правосознания, необходимо рассмотреть особенности иной, более важной категории. В данном случае мы говорим о праве в его классическом варианте. Зачем оно нужно человечеству? Какую пользу оно несет? Этими вопросами все больше задаются юристы-практики в наше время.

Если говорить простым языком, то право – это совокупность санкционированных государством правил поведения. Они, в свою очередь, гарантируются властью, а также имеют общеобязательный и формально-определенный характер. Стоит отметить, что современная жизнедеятельность человека практически полностью подчинена данным правилам, потому что они регулируют все без исключения аспекты социального бытия. При этом все право не используется хаотично. В своей структуре оно подразделяется на отрасли, подотрасли и институты, что позволяет намного удобнее использовать его нормы. Правосознание в данном случае свидетельствует о степени «популярности» юридической сферы страны среди людей[1].

Правосознание, понятие, виды, функции, структура которого будут представлены далее в статье, представляет собой специфическую форму сознания социума. Иными словами, это совокупность взглядов, идей, моральных норм, принципов, оценок, убеждений, настроений и чувств, которые возникают по отношению к праву. При этом нужно заметить, что мнение может быть адресовано не только к юридической системе национального государства, но и к праву в целом. То есть человек имеет возможность выдвигать свои мысли по поводу наиболее целесообразной структуры правовых явлений и их необходимости. Правосознание человека свидетельствует о его культурном уровне развития, а также уровне государственного самосознания. Как правило, наличие представленной категории – это главный индикатор гражданского общества.

Термин «правовое сознание» имеет различное содержательное наполнение, как в правоведении, так и философии, и потому его использование всегда предполагает акцент на определённых предикатах .

Правосознание оказывает влияние на всю правовую систему только тем, что содержит в себе эмоционально-чувственное отношение человека к правовым вопросам.

На сегодняшний день в учебной и научной литературе распространены два различных подхода к выделению структуры правосознания. Один из них, названный гносеологическим, был разработан советскими правоведами И. Е. Фарбером, Г. С. Остроумовым, Е. А. Лукашевой, А. И. Долговой, К. Т. Бельским и др. Согласно этому подходу, в структуре правосознания выделяются два базовых элемента: правовая идеология и правовая психология. Сегодня эта позиция достаточно популярна среди отечественных ученых и встречается в трудах Н. Л. Гранат, Н. Н. Вопленко, П. П. Баранова и В. В. Русских, А. В. Корнева и др.

Альтернативный подход социологический, также распространен в современной литературе и сформирован в постперестроечный период, хотя отдельные его фрагменты разрабатывались в трудах дореволюционных мыслителей И. А. Ильина, Л. И. Петражицкого, Б. А. Кистяковского и др. Эта позиция предполагает наличие в структуре правосознания трех компонентов: рационального (познавательного), психологического (эмоционально-оценочного) и поведенческого (практического).

Согласно третьему (инструментальному) подходу к определению структуры правосознания, представленному В. С. Бредневой, выделяется три элемента (уровня) правосознания в соответствии с видами юридической деятельности: научный (теоретический), профессиональный (специализированный) и массовый (обыденный).

Необходимо также отметить схожесть таких категорий, как правосознание и правовая культура. Понятие, структура, виды этих явлений очень часто отождествляются. Но мнение об их идентичности является ошибочным. Как правило, вторая категория, правовая культура, является более обширной. То есть она включает в себя такие элементы, как понятие, структура и виды правосознания. ТГП в данном случае говорит о том, что правосознание - это лишь структурный элемент такой большой категории, как юридическая культура[2].

Многим ученым и рядовым людям не понятен вопрос, как правосознание соотносится со всей юридической сферой. В данном случае нужно отметить, что эти категории, по сути, являются смежными. То есть одна раскрывается полностью посредством другой. Ведь право – это статистическая категория, которая оказывает влияние на все отношения, возникающие в обществе. Что касается правосознания, то именно оно позволяет людям изменять юридическую систему государства для более эффективной регуляции своей жизни. Но это не единственный позитивный момент данной категории. Её истинные преимущества кроются в самом термине.

Как уже указывалось ранее, правосознание, понятие, структура, виды и уровни которого представлены в статье, является одним из типов социального сознания. Таким образом, категория представляет собой познавательно-оценочный фактор, позволяющий людям выражать свое отношение к юридическим явлениям в государстве. То есть правосознание – это атрибут современного гражданского общества, в котором люди не только борются за свои возможности природного и национального характера, но еще и понимают личную роль для государства и его нормативной системы в целом. Термин также характеризует поведение людей в рамках, непосредственно созданных юридическими актами .

Представленная ранее в статье категория достаточно тесно связана с иными формами социального сознания в той или иной стране. Например, на этот фактор достаточно сильно влияют политические взгляды, концепции философского характера, идеологические теории, религиозные верования и т. п. То есть непосредственная связь правосознания происходит с культурой общества. Более того, категория обусловлена в большей части историческим развитием человечества. Например, раньше люди допускали работорговлю, которая, в свою очередь, носила вполне законный характер. Но после демократических преобразований в конце XX века правосознание общества меняется в сторону свободы, равенства и т. п.

1.2 Классификация и уровни правосознания

Классификация правосознания производится посредством различных критериев. На сегодняшний день в научном сообществе нет единого взгляда на видовое разделение различных форм юридической мысли. Однако чаще всего классификацию производят на основе его субъектного состава. Таким образом, выделяют следующие виды:

1. Правосознание, понятие, структура, виды которого представлены в статье, в контексте общества представляет собой совокупность общепринятых концепций, идей, взглядов и мнений, которые существуют на уровне всего государства. То есть это консолидированный взгляд на юридические реалии страны. Как правило, общественное правосознание проявляется в законодательных актах, потому что они издаются публичными органами власти, избранными непосредственно народом. Таким образом, этот вид восприятия отражается в наибольших институтах, которые имеют массовый характер. К ним можно отнести не только юридическую сферу, но еще и религию, политическую идеологию в государстве, искусство и т. п.

2. Как показывает практика, групповое, или же отдельное, социальное правосознание выделяют в форме обособленного вида далеко не всегда. Это происходит потому, что в научном сообществе все еще не пришли к согласию о существовании подобной формы вообще. Тем не менее её невозможно отрицать. Ведь правосознание переходит в умы индивидов не сразу. Изначально определенные моральные идеалы, концепции и взгляды должны проникнуть в отдельные социальные группы. В данном случае групповое правосознание характеризуется рядом специфических факторов. Во-первых, оно формирует не просто сферу единомышленников, а отдельную субкультуру. Во-вторых, все социальные группы не являются однородными. Поэтому каждая из них выдвигает собственное видение отдельных составляющих государственного строя и регуляторов общественных отношений.

3. Последним видом является индивидуальное правосознание. Оно характеризуется тем, что выработка определенных взглядов по поводу правового полиса государства происходит в уме индивида. При этом каждая неповторимая личность формирует юридическое видение на основе собственного опыта и социальной мысли .

Как мы видим, понятие, структура и виды правосознания, пути формирования данных структур тесно переплетены друг с другом. При этом каждый в отдельности термин дает возможность раскрыть суть всей категории в целом.

Понятие, структура и виды правосознания кратко были рассмотрены ранее в статье. Но необходимо также учесть тот факт, что представленная категория существует на нескольких уровнях. В данном случае выделение той или иной ступени правосознания осуществляется на основе его субъектов. Например:

1. Обыденное правосознание – это самый низший уровень категории. Он характеризует концепции и видение юридического полиса на основе личностных качеств каждого отдельного человека в процессе его повседневной жизнедеятельности. То есть это уровень восприятия обычных людей, которые владеют специальными знаниями в области юриспруденции.

2. Вторым по значимости является теоретический уровень. Он, как правило, имеет свое проявление в деятельности ученых-теоретиков, которые занимаются научным осмыслением и разработкой правовых концепций.

3. Последним наиболее значимым уровнем является профессиональный. Такое правосознание, как правило, существует в умах юристов-практиков, которые непосредственно используют юридические нормы для решения определенных ситуаций и выполнения иных функций.

Учение об уровнях правосознания имеет большое значение. Потому что оно наглядно показывает, как происходит формирование категории, какие субъекты в этом процессе задействуются. Ведь понятие, структура и виды правосознания, уровни правосознания - это все продукты именно человеческой деятельности.

Безусловно, понятие, структура и виды правосознания – это очень важные элементы категории для её анализа. Однако её роль можно полностью осознать лишь на основе ключевых функций. Они, в свою очередь, являются основными направлениями действия правосознания. Функции наглядно показывают пользу и особенности существования категории. Как правило, на сегодняшний день ученые выделяют пять основных функций, а именно:

1. Регулятивная функция доказывает, что правосознание является фактическим продолжением права. То есть оно оказывает влияние на общественные отношения. Но если право непосредственно координирует их, то правосознание позволяет оценивать поведение субъектов и выносить фактический вердикт.

2. Регулятивная функция правосознания достаточно тесно переплетена с оценочной. Но последняя направлена на выработку конкретного видения тех или иных юридических особенностей.

3. Познавательная функция обуславливает процесс получения и накопления определенного массива знаний о праве и его институтах. На основе этих ведомостей индивид получает возможность создавать свои концепции теории насчет тех или иных явлений.

4. Наиболее специфичной является прогностическая функция. Её суть в том, что индивид на основе полученных знаний имеет возможность предугадывать дальнейшее развитие правовых ситуаций[3].

5. Безусловно, правотворческая функция является самой главной по своей сути. Она выражается в том, что на основе видения особенностей права практически каждый человек имеет возможность менять действующий юридический режим посредством издания нормативных актов. Однако для этого ему необходимо владеть возможностью нормотворческой инициативы.

2 Современные подходы к пониманию права

Население страны находится под защитой права от любого, кто посягнёт на его свободы, путём наложения наказания на каждого нарушителя. Сущность юриспруденции состоит в следующих факторах:

•закрепление справедливости;

•борьба с произволом.

Закономерно, что слова «право» и «справедливость» – однокоренные. Конечно, в нынешней ситуации недостаточное уважение к этой категории стало одной из общественно-научных проблем, волнующих представителей общества. Юридическая культура не может развиваться без потребности каждого гражданина в соблюдении её норм, определяющих его гражданскую позицию и индивидуальный современный подход к пониманию права. Соотношение права с общественно-политическими градациями здесь выступает основополагающим фактором, неким базисом формирования и восприятия законности.

С течением времени менялись многие позиции относительно положения общества и государства. Прежде чем установились современные подходы к пониманию права, соотношение права и закона под влиянием разных эпох оставалось практически неизменным. Хотя Древность и Средневековье, эпоха капитализма и период активного насаждения коммунистических идей наложили свои отпечатки на формирование его определения.

Современный подход к пониманию права – это та или иная манера интерпретации и трактовки термина как такового. Отсюда следует, что юриспруденция – предмет правоведения. Отрасль знаний определяет понятие права и его категорий на каждом этапе общественного развития. Помимо научного значения, понятие оказывает практическое воздействие на формирование правосознания граждан, законотворчество, юридическую деятельность. Это сложное явление. От него зависит правовое восприятие граждан. Понятие по-разному трактуется и проявляется в разных странах, при разном общественно-политическом строе .

Теория не располагает единой трактовкой описываемого понятия. Можно выделить лишь похожие направления:

•право является общественно значимым структурным элементом любого общества;

•оно выступает средством регулирования поведения, определяющим порядок как в целом обществе, так и между отдельными гражданами.

Из большого количества определений можно выделить следующее концепции, которые раскрывают суть понятия. Понимание права может быть естественно-правовым, нормативным, нравственным и социологическим.

Особенности естественно-правового подхода

Если рассматривать по отдельности современные подходы к пониманию права, естественно-правовой занимает здесь отдельную позицию. И это неудивительно. Известное с древнейших времён позитивное право воздействует наряду с естественным. Кстати, его называют зачастую природным. На протяжении всего своего существования человечество пыталось выработать эффективные стандарты поведения и мышления, определяя их в мифологии, религиозном контексте, морали и т. д.

Однако государственная модель представляла собой общество с противоположными полярными интересами, где принимаемые законодательные акты в преимущественном числе гарантировали защиту обеспеченных слоёв населения. И только сегодня в условиях функционирования правового государства позитивный и естественно-правовой подход к пониманию понятия максимально приближены друг к другу[4].

Нормативное понимание понятия подразумевает рассмотрение его как ряда положений из законов и подзаконных актов, что только формально разделяет системную норму и форму юридической науки. Здесь прослеживаются особенности современного подхода к пониманию права и ряд недостатков:

1.Узкое или узконормативное понимание права. Имеется в виду текст документа, имеющего законную силу.

2.Отсутствие возможности влияния права на отношения людей.

3.Его определение в качестве государственного инструмента достижения цели.

4.Отсутствие возможности адекватной оценки соответствия государственных актов интересам граждан.

5.Неоправданное снижение значения экономической ситуации, социальных настроений в жизни общества и преувеличение роли законотворчества.

6.Отсутствие демократичности.

7.Ограничение прав и свобод граждан .

Перечисленные недостатки послужили причиной поиска других видов понимания права.

Социологический подход к пониманию права

Сущность социологического подхода к пониманию права заключается в рассмотрении самой отрасли и её правоотношений в действии. Только в этом случае оно, по словам известных социологов, может называться «живым». По С. А. Муромцеву, под правом понимают совокупные правовые отношения. Приверженцы этого подхода рассматривают понятие в качестве определённого общественного порядка. Кроме того, они законы считают частью права и признают первичность семейных связей, взаимодействие собственности и властеотношений, которые, в свою очередь, исторически предопределяют возникновение юридических положений.

Нормативная теория обвиняет приверженцев социологического подхода в обесценивании законного авторитета. В качестве положительного зерна социологического восприятия права отмечается курс на исследование его взаимодействия с разными частями структуры общества и выявление действия юридических механизмов.

Подход к пониманию законности в современном обществе

Эта концепция делит законы на такие разновидности:

•Правовые. Они основаны на праве. Закрепляют произошедшее в обществе.

•Неправовые. Это нормативные акты, слабо связанные с действительностью.

Современные общесоциальные подходы к пониманию права, в частности, состоят в стимулировании законодателя изучить происходящее в обществе и отразить это в создаваемых законах с учётом экономических изменений и общественных отношений. В то же время при применении этого подхода сложно отличить правовое от такого, что им не является. Также не всегда возможно определить, носят ли отношения правовой характер. В такой ситуации повышается роль суда, так как отношения строятся согласно договору, на главенствующей роли которого ставится акцент. Это американская концепция[5].

Нравственный подход к пониманию права

Современные подходы к правопониманию и общесоциальный подход к праву в нравственном контексте дают понятию как совокупности определённых норм содержательную характеристику. И рассматривает его в контексте соответствия положительным оценкам. При таком рассмотрении имеют право на существование только справедливые нормы. Такие, которые отвечают уровню свободы общества. Суть в том, что объектом оценки здесь выступает не само понятие, а только его принципы.

Положительные признаки подхода:

•право рассматривается только в контексте положительных явлений: демократия, свобода и т. д.;

•законодатель ориентирован на положительные ценности общественного устройства в своей деятельности.

Среди отрицательных: трудность в отличии «правого» от «неправого». Кроме того, вопрос существования понятия вне закона не рассматривается.

Каждый из рассмотренных выше подходов имеет свои достоинства и недостатки. С точки зрения каждого из них, право не рассматривается вне норм, отношений и идей. В той или иной мере признаки каждого из подходов к пониманию понятия присутствуют в любом обществе. Какая из позиций станет главенствующей? Будет ли она влиять на законотворчество и юридические отношения? Заслужит ли авторитет в обществе? Всё это зависит от определённых условий. Усилия учёных и уровень научного развития здесь отходят на второй план. Прежде всего, учитывается общественная ситуация, степень развития общества и современные подходы к пониманию права. Кратко охарактеризовать достоинства и недостатки их является целесообразным:

•От официально признанного подхода к пониманию предмета зависит, как определяется, по какому пути развивается право в том или ином обществе.

•Нормативный принят там, где общество подчинено власти. Примером служит государство с тоталитарным режимом.

•Социологический подход «даёт зелёный свет» общественному устройству.

•отношения выходят на первый план. Государство и общество лояльны друг к другу. И как следствие, держава утрачивает свои позиции. Примером служит государство с децентрализованным управлением.

•При нравственном подходе право нацелено на идеи равенства и братства, свободы и справедливости. Так происходит в обществе, где ценятся мораль, её идеи, наблюдается разделение власти. Это демократическая страна.

Чтобы понять, каковы особенности современного подхода к пониманию права в нашем государстве сегодня, стоит обратиться к недавнему положению правовой системы в России. Она довольно долго находилась под прицелом нормативного понимания права. Нравственный и социологический подходы проявлялись только в некоторых элементах.

Современное общественное устройство должно включать концепцию нравственного понимания права. В таком ракурсе юриспруденция рассматривается в качестве регулятора поведения в обществе. Она способна измерить уровень ответственности, свободы граждан. Крайне важно здесь учесть и своевременность правового воспитания. Во многих развитых странах процесс становления юридической самостоятельности граждан начинается с ранних лет. Будущие полноправные представители социума должны иметь достоверное объективное представление о том, что такое законность, право, ответственность и т. д.

Сегодняшняя образовательная система России в соответствии с ФГОС среднего образования подразумевает внедрение в учебный процесс дисциплин, активно влияющих на формирование гражданской позиции и понимания юриспруденции у школьников. Разработка урока «Современные подходы к пониманию права» является важным элементом процесса обучения. Его задачами можно назвать:

•Ознакомление с многообразием подходов к пониманию права, понятием «права человека».

•Демонстрацию различий, преимуществ и недостатков между каждым из подходов.

•Помощь в осознании позитивного права через ценность неотчуждаемых прав.

•Раскрытие взаимозависимости между каждым из подходов к пониманию права.

Суть права при этом характеризуется способностью признать за гражданина выбор действовать по своему желанию. А также отсутствием какого бы то ни было принуждения. Но важно понимать, что свобода и право – разные категории. Последнее не может существовать вне общества и живущих в нём людей. Оно формируется в их отношениях, связано с их возможностями. Это означает, что право определяет границы свободы. Оно является её мерой. В свою очередь, современный подход к пониманию права, будь это нормативный или естественно-правовой, социологический или нравственный, до сих пор является объектом внутренних противоречий в социуме.

Заключение

Итак, в рамках курсовой работы были рассмотрены понятие, структура и виды правосознания. Их характеристика свидетельствует о большом значении и роли представленной категории не только для общества, но и процесса его непосредственного регулирования.

В заключение подчеркнем, что масштаб и многранность рассматриваемой в настоящей работе проблемы определяют необходимость мультидисциплинарного подхода к ее исследованию и решению. В текущее время сформировались все предпосылки для инициативного включения социологов и психологов в проработку на профессиональном уровне ключевых социально-правовых и государственно-политических задач, и, в частности, задачи образования позитивного социального правосознания и гражданского общества. Пренебрежение научных знаний и моделей в этой области, продолжение практики принятия решений на основе так называемого «здравого смысла» и «вкусовщины», ситуативности и преследования узкогрупповых интересов лишь загоняет такие проблемы вглубь, усугубляя их следствия и все больше осложняя решение в будущем.

Только правосознание как предмет познания о едином праве должно лежать в основе позитивного права, любого правового и судебного решения, в основе деятельности политических институтов. Отсюда абсолютно очевидно, что чем развитее и глубже будет естественное правосознание, тем совершеннее окажется позитивное право и руководимая им внешняя жизнь людей. И, наоборот, неприглядное, сбивчивое, смутное и слабое естественное правосознание, вне всякого сомнения, породит неверное, несправедливое право. В этом случае единое и правильное по своей идее право неминуемо вступит в противоречие с самим собой, потому как естественное правосознание «говорит» вовсе не то, что требует познание позитивного права. Указанная коллизия приведет к происхождению параллельно с правосознанием обычным правосознания позитивного, не совпадающего с ним по содержанию.

Отсутствие развитой правовой культуры общества и, как следствие, стабильного правопорядка не дают возможности результативно решать сложные общественно-экономические проблемы роста благосостояния населения, обеспечение достойных условий жизни человека, ее неотчуждаемых и незыблемых прав и свобод.

Вопросы правосознания отдельных категорий граждан должны решаться на безусловно правовой основе. Правовые нормы обязаны быть внятными, доступными и позволяли идти к достижению основной политической и общественно-правовой цели - обеспечению достойной жизни граждан.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что сегодня следует ставить и решать не столько задачу совершенствования и укрепления гражданского правосознания в России, сколько задачу его реанимации.

Список литературных источников

1. Александров Н. Г., Калинычев Ф. И. и др. Основы теории государства и права. М.: Госюриздат, 1960. 439 с.

2. Баранов П. П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство СКАГС, 2014. 80 с.

3. Бельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высшая школа, 1982. 183 с.

4. Бреднева В. С. Уровни правосознания и юридическая деятельность. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2017. 164 с.

5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2014. 607 с.

6. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: учебное пособие. Волгоград: ВолГУ, 2016. 52 с.

7. Гранат Н . Л . Понятие, структура и общая характеристика правосознания // Общая теория права: академический курс: в 3-х т. / под ред. М. Н. Марченко. М.: Норма, 2014. Т. 3. 698 с.

8. Долгова А. И. Правовое воспитание молодежи как средство борьбы с преступностью // Правосознание и правовое воспитание молодежи: сборник научных трудов. М., 2015. С. 31-36.

9. Долгова А. И. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 2013. 99 с.

10. Захарцев С. И. Некоторые проблемы теории и философии права. М.: Норма, 2017. 208 с.

11. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.: Норма, 2013. 208 с.

12. Корнев А. В. Социология права: учебник. М.: Проспект, 2015. 336 с.

13. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юридическая литература, 2013. 344 с.

  1. Александров Н. Г., Калинычев Ф. И. и др. Основы теории государства и права. М.: Госюриздат, 1960. 439 с.

  2. Баранов П. П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство СКАГС, 2014. 80 с.

  3. Бельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высшая школа, 1982. 183 с.

  4. Бреднева В. С. Уровни правосознания и юридическая деятельность. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2017. 164 с.

  5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2014. 607 с.