Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания ( Общая характеристика правосознания )

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. В современной России меняется парадигма общественно-политического развития, «философия» публичной власти, меняются содержание и способы осуществления юридической деятельности - и все это во многом обусловлено правосознанием. Изучение правосознания особенно важно в связи с кардинальной трансформацией системы политико-правового мышления в современной России. Актуальными сегодня являются проблемы взаимодействия правосознания и юридической деятельности. Именно от развитости и сформированности элементов правового сознания зависит направленность законодательствования, выбор правовых средств, эффективность различных видов юридической деятельности, слаженность и действенность механизма правового регулирования в целом. Ключевым моментом при этом является исследование уровней правосознания, которые отличаются своеобразием и непосредственно влияют на характер и специфику различных видов юридической деятельности.

Степень разработанности темы. Отдельные аспекты правосознания исследованы в трудах С.С. Алексеева, А.В. Аверина, А.В. Грошева, Ю.И. Гревцова, И.Я. Дюрягина, И.П. Левченко, В.Н. Карташова, В.В. Мамчуна, П.А. Лупинской, А.С. Черданцева и др.

Объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является правосознание различных видов субъектов, его структура. Предметом исследования выступают сущность правосознания, его функции, закономерные иерархические связи правосознания.

Цель работы - комплексный анализ свойств и характеристик правосознания, его функций и уровней. В рамках работы выдвигаются следующие задачи:

- исследовать представления о правосознании, его свойствах и структуре;

- проанализировать роль правосознания;

- изучить виды и дефекты правосознания;

- определить соотношение права, культуры, гражданского общества и правосознания.

Гипотеза работы. Можно предположить, что правосознание — это мыслительное и чувственное средоточие всех правовых явлений в сознании индивида.

Нормативную базу работы составили положения Конституции РФ и Уголовно-процессуального кодекса России. Теоретическую базу исследования составили работы Н.В. Витрука, А.Н. Головистиковой, А.А. Иванова.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы научного познания (диалектический метод, анализ, синтез, системный и структурный подход, логический метод) и частно-научные методы (сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод).

Практическая значимость работы. Основные положения исследования могут использоваться учащимися при изучении теории права, а также как база для разработки проблемы в рамках ВКР.

Структура работы обусловлена целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Общая характеристика правосознания

1.1 Понятие и подходы к термину правосознание

Вопрос правосознания всегда был одним из центральных в теории государства и права. Но особую актуальность проблема исследования правосознания приобретает сегодня - в условиях динамичного развития общества, кардинальной трансформации политико-правового мышления, изменения ценностей, содержания и средств осуществления юридической деятельности. Именно правосознание является важной предпосылкой качественного и результативного функционирования правовой и политической систем, реализации основных принципов правового государства, ведь от уровня правосознания непосредственно зависит решение задач укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов.

Теория правосознания достаточно широко изучается и учеными-правоведами, однако отсутствие единого подхода к определению понятия и выделение его характеристик, разные взгляды на процесс формирования правосознания, его структуру и функции, позволяют говорить о недостаточной степени разработанности данной темы в отечественной правовой науке. К тому же, понятно, что социальное и политическое развитие общества меняет как содержание, так и устоявшиеся научные представления о правосознании. Новая общественная, правовая и политическая реальность требует пересмотра существующих взглядов на данную проблему, нового уровня осознания структуры и содержания правосознания на основе современных научных подходов [8, с. 231].

Для правосознания характерно отражение потребности правового развития общества в юридических терминах и категориях, способность оценивать те или иные факты общественной жизни, поведения людей с точки зрения действующего законодательства.

Особенность правосознания заключается также в интенсивности проявления правовых установок и ценностных ориентаций - правосознание отличается от других более устойчивым позитивным отношением к праву и практике его реализации, что предполагает привычку следовать закону, высокую степень согласия с правом, понимание его важности и необходимости реализации.

Специфика знаний субъектов правосознания зависит от деятельности, отраслевой принадлежности принципов и норм, регулирующих эту деятельность, и характеризуется разной глубиной и степенью формализации (готовности к применению) [6, с. 102].

Анализ структуры правового сознания позволяет утверждать, что максимально полно особенности правосознания можно рассмотреть, исходя из ее функциональных характеристик. Функции правосознания выступают конкретными направлениями и путями выполнения ею своей социальной роли, а присущие ей способы воздействия на общественные отношения наносят целенаправленное воздействие на структуру правосознания [9, с. 42].

Характеризуя функции правосознания, необходимо заметить, что сейчас в правовой науке также отсутствует единое мнение об их видовом многообразии. Различия в количестве и качественных характеристиках функций правосознания предопределяются, прежде всего, различием критериев, применяемых в данных моделях классификации. Так, в случае, когда выделяются такие функции, как гносеологическая, прогностическая и функция правового моделирования, речь, по сути, идет о внешней стороне функционального аспекта правосознания. Внутренние же функции правосознания связаны с ее социально­психологической структурой [12, с. 104].

Исходя именно из выделения таких внутренних структурных элементов правосознания, как интеллектуальная, эмоциональная и волевая, можно определить три ее основные функции - познавательную, оценочную и регулятивную. Все другие функции предстают производными от них и практически охватываются ими, в частности - мировоззренческая, прогностическая, информационная, воспитательная и др.

Познавательная (когнитивная) функция правосознания проявляется в том, что правосознание выступает объективным средством, инструментом отражения и осознания явлений правовой действительности. Через правосознание осуществляется как повседневный, так и профессиональный и научный анализ закономерностей правовой жизни общества, познается истинность самого права и способов правового регулирования, формулируются научно-практические знания о праве. Процесс познавательной деятельности в сфере права осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико­понятийных) выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом, и одновременно позволяет субъектам формулировать свое оценочное отношение к действующему законодательству и практики его реализации [20, с. 53]. Таким образом, познавательная функция правосознания является тесно связанной с оценочной.

Оценочный процесс осуществляется параллельно с познавательным и заключается в том, что с позиции правовой психологии и правовой идеологии дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Оценочная деятельность придает законченный характер познанию права, направляет юридические знания на решение практических задач в соответствии с осознанных интересов. Результатом оценки права или нормативной ситуации является формирование ценностно-ориентационного отношения в сфере права, что позволяет данную функцию правосознания определить как ценностно-ориентационную.

Регулятивная функция правосознания состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях своей поведенческой позиции (модели поведения) по отношению к требованиям действующего права.

Данная функция (ее содержание и характер, осознанно-волевая направленность на соблюдение требований права) составляется и реализуется под определяющим влиянием других функций правосознания - характера и качества осознания права и сложившихся ценностных ориентаций, устремлений и установок [22, с. 117].

Таким образом, регулятивная функция осуществляется через систему мотивов, правовых установок и ценностных ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности, и имеют специфические механизмы формирования и функционирования.

Следовательно, правосознание как системное явление характеризуют ее структурные элементы и функции. Правосознание отличается от других видов правосознания качественным состоянием элементов своего содержания - когнитивного, психологического и поведенческого, прежде всего, по объему и глубине политико-правовых знаний, навыкам и умениям анализировать правовые проблемы, решать поставленные юридические задачи [10, с. 8]. Правовая психология, правовая идеология и правовое поведение как структурные компоненты правового сознания каждая своими средствами способствуют осуществлению функций правосознания в правовой деятельности ее носителей. При этом необходимо отметить, что главным результатом действия познавательной функции является обеспечение достижения необходимого уровня правовых знаний, тогда как итогом действия всех остальных функций становится формирование конкретного отношения субъекта к социально-правовой реальности. Общая же роль правосознания выходит далеко за пределы исследованных основных ее функций и проявляется в различных видах юридической деятельности, в частности - в правотворчестве и правореализации.

Термин «правосознание» состоит из двух основ - «право» и «сознание». Тесная взаимосвязь указанных составляющих вытекает, во-первых; из словообразования; во-вторых, они онтологически неразрывны.

Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право, осознается субъектом. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и право­сознания. И наоборот, наличие правосознания, означает то, что есть и объект его отражения - право. В практическом смысле право и правосознание воздействуют друг на друга. С одной стороны, право служит основной основой и источником формирования правосознания; с другой - правосознание ока­зывает существенное влияние на право, его развитие. Данные категории являются взаимозависимыми.

В настоящее время существует множество определений понятия «правосознание», в основе ко­торых лежат разные походы к его определению и трактовке.

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Философская трактовка понятия, его онтологические характеристики, рассматриваются в рус­ле анализа форм общественного сознания; правосознание выступает как «процесс, обеспечивающий человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в социаль­ной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преоб­разовывать условия своего существования».

Психологическая трактовка понятия ассоциируется с общей способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самоотчету и наблюдению, с его существованием не только в индивидуальной, но ив надындивидуальной форме. рассматривается «как совокупность пси­хического отображения права, которое проявляет себя на разных уровнях, в разных ситуациях»

Социологическая трактовка понятия, раскрывая роль сознания в организации общественного бытия человека, в исторической динамике его цивилизационного и культурного развития, определяет правосознание как определенную совокупность взглядов, идей, отражающих отношение социальных групп к праву.

Политологическая трактовка понятия, подразумевающая гносеологическую связь с политико­правовыми и политико-психологическими категориями - политической культурой, политическим пове­дением, и трактуется «как результат восприятия субъектом той части окружающей действительности, которая связана со сферой политики и права, в которую включен сам субъект, а также его действия и состояния, связанные с политико-правовой сферой».

Юридическая трактовка понятия определяет правосознание «как особую категорию, которая очерчивает сферу общественного, группового и индивидуального сознания, отражающую правозначи­мые явления и обусловленную правозначимыми ценностями, представлением должного правопоряд­ка». Особая значимость правового сознания определяется его всеохватывающим характером - пра­во «живет правосознанием», и лишь с его помощью оно может «творить внешний порядок жизни».

Естественно-правовая трактовка понятия определяет ведущую роль правового сознания по отношению к эмпирически опосредованному позитивному праву, правопорядку, социальной структуре государства, системе публичной власти.

Современное видение понятия в основном связано с юридическим толкованием, где правосозна­ние рассматривается «как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей, со­циальных общностей к действующему или желаемому праву» [13, С. 34].

Большая юридическая энциклопедия дает такое определение правосознания: «Правосознание - совокупность взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и об­щественных объединений к действующему праву». Вслед за Т.Н. Синюковой можно заключить, что правосознание является «независимым, целостным понятием, через которое теория права «выходит» на такие важнейшие вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и т. д.».

Рассмотрение сущности понятия «правосознание» дает возможность выделить ряд его харак­терных особенностей: правосознание определяется как самостоятельная форма общественного созна­ния, тесно взаимодействующая с моральными, религиозными, политическими и другими формами со­знания; в правовом сознании отражается отношение субъекта к праву, юридической практике, поведе­нию (деятельности) других субъектов правоотношений, их оценка, правосознание как целостное поня­тие охватывает волю, чувства, мысли и всю сферу бессознательного духовного опыта, дает представ­ление о прошлом, настоящем и будущем права.

Правосознание как сложное структурное явление имеет двойственный характер, обусловливающий его место и роль в процессе создания и реализации норм права и, в конечном счете, формирова­ния правового государства.

1.2 Особенности правосознания как элемента правового воздействия

Особенности правосознания как элемента правового воздействия выражаются в том, что оно является:

1) нематериализованным элементом действия права, воздействует через волю и сознание людей;

2) универсальным элементом действия права, существующим на всех этапах правового регулирования;

3) источником права, отражающим объективные потребности развития общества. [19, С. 6]

Правосознание выступает основным средством при применении норм права - квалификации правонарушений, толкований норм права, решении юридических дел. Особенно велика его роль при пробелах в законодательстве.

При этом следует учитывать два момента. Во-первых, правотворческая деятельность не включается в правовое регулирование, она предшествует ему, представляет условие этого регулирования, создания нормативной основы. Но правосознание, несомненно, задействовано в этом процессе, является его идеологическим источником.

Во-вторых, граждане, реализуя свои права, часто не осмысливают нормативную основу правового регулирования (например, покупая продукты), стадию правоотношений, юридических фактов и т. д. Многие нормативные правовые акты им не известны.

Самостоятельная роль правосознания в регулировании общественных отношений подтверждается и тем, что оно, в отличие от письменных источников права, фиксирует содержание и такого источника правовых норм, как юридические обычаи, не только становясь основным способом их существования и главным местом их нахождения, но и монопольно определяя особенности процесса их реализации. Ведь, как известно, письменные источники права предусматривают лишь принципиальную возможность использования правовых обычаев, не определяя при этом самих заключенных в них правил. Последнее является исключительной прерогативой правосознания.

Роль правосознания в правовом регулировании выражается в том, что оно приводит в движение систему правового регулирования:

- направляет правотворчество, являясь идейной основой права;

- лежит в основе решения юридических дел и прежде всего при квалификации деяний и толковании норм права;

- оказывает серьёзное мотивационное воздействие на поведение людей;

- является важнейшим фактором укрепления законности и правопорядка;

- выступает источником права, отражающим объективные потребности развития общества;

- является связывающим звеном между нормативным выражением воли законодателя и реальными общественными отношениями.

1.3 Виды правового сознания, их регулятивные свойства и дефекты

Теперь подходим к наиболее значимому для нас аспекту правосознания, а именно, к его регулятивным свойствам. Правосознание обладает нормативным характером и определяет поведение людей, т. е. имеет собственное, относительно самостоятельное регулятивное значение. Оно проявляется в том, что содержащиеся в правосознании правовые установки, концентрирующие в себе в высокообобщенной форме потребности, интересы, цели и решение действовать по выработанной мышлением программе, определяют поведение людей. Таким образом, формируется подход к оценке правовой ситуации, стиль деятельности.

Если сказанное перевести в плоскость регулятивных качеств правосознания, то можно утверждать, что именно оно обусловливает вид поведения человека. Законоодобряющему, законопослушному и закононарушающему правосознанию корреспондирует соответствующее поведение.

При законоодобряющем поведении требования, цели и ценности действующего права осознаются и воспринимаются субъектом как безусловно необходимые и полезные для него и для других, для общества в целом и подлежащие реализации. Такая позиция субъекта мотивируется достоинствами действующего права: справедливостью, ценностью, полезностью и т. д., а не его общеобязательной силой, принудительным характером и т. д. Поведение в этом случае становится социально активным.

В рамках данного вида правосознания и поведения возможно проявление правового фетишизма (идеализма, романтизма) - гипертрофированного представления о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. Правящие элиты также подвержены этому виду деформации правосознания.

Юридический фетишизм весьма распространен в нашем обществе. Достаточно вспомнить как часто, даже с трибуны высшего органа государственной власти страны, звучат настойчивые требования принять в самом срочном порядке по тому или иному поводу законодательный акт, полагая, что именно таким образом можно и нужно решать любую остросоциальную проблему - насытить рынок товарами, преодолеть организованную преступность и бесхозяйственность, значительно повысить культуру в обществе и т. д. Реализация такого подхода на практике приводит к чрезмерному увлечению нормативно-правовыми средствами, принятию актов, которые не вызывались общественными потребностями. В конечном счёте, такой акт теряет своё значение, оставляя у адресатов неприятный осадок.

Закреплённая в Конституции РФ модель общественного и государственного устройства, на наш взгляд, есть проявление идеализма. Она представляет собой скорее желаемый идеал, видение должного порядка, нежели реальное механическое отображение существующих общественных отношений. Этой точки зрения придерживается Н.И. Матузов, признающий Конституцию РФ, заключающую в себе модель демократической правовой государственности, особого рода идеалом (должным). «В таком качестве, - пишет он, - эта нормативная модель - проекция системы осознанных и официально зафиксированных политико-юридических (но не только их одних) потребностей, интересов и целей общества. Как всякая проекция (а не ретроспекция), она неизбежно, закономерно выходит за пределы настоящего (т. е. сущего) и локализуется в будущем. Именно будущее - место постоянного её расположения. Судьба идеала - всегда находится в пространстве будущего», а «претворение в действительность любого идеала, в том числе и облаченного в форму Основного закона, неминуемо сопровождается известным разочарованием» [23, С. 78].

Для законопослушного поведения основным мотивирующим фактором правосознания является общеобязательность действующего права, его гарантированность, возможность юридической ответственности. Установочная позиция субъекта такого правосознания является результатом целесообразного выбора на основе взвешивания и оценки достоинств и преимуществ (для себя, для других и всего общества) соблюдения закона и недостатков, невыгод, отрицательных последствий его нарушения. В этом смысле законопослушное правосознание обусловливает прагматическое поведение: положительное (привычное), конформистское (пассивное), маргинальное.

Этот вид правосознания, как и предыдущий, играют положительную роль в правовом регулировании. Как писал И. А. Ильин, «честным, законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения. Без этого нет правосознания и лояльности, и гражданин становится не опорой, а брешью в правопорядке». То есть это добровольная позиция индивида, соблюдение им закона «не за страх, а за совесть».

Определённую мотивирующую роль при формировании законопослушной позиции могут сыграть и качественно-содержательные достоинства самого закона, т. е. мотивы одобрения закона. Но подобные законоодобрительные мотивы здесь имеют вспомогательное (во многом - компенсаторное) значение. Люди сплошь и рядом отрицательно относятся к тем или иным требованиям закона, но в своей основной массе соблюдают их.

Законоодобрящее и законопослушное правосознание можно определить как положительное правосознание - одно из его состояний, раскрывающее его позитивную сторону и направленность. В российской правовой и философской науках учение о положительном правосознании до последнего времени так и не получило своего развития. Только в работах отдельных авторов встречаются упоминания о необходимости достижения позитивного состояния правосознания, в котором бы доминировали идеи укрепления законности и правопорядка. Объясняется это сложностью изучения данной проблемы, вызванной тем, что само правосознание является изменчивой категорией, формирование и развитие которой зависит от различных факторов социальной среды.

Отсутствие научной трактовки положительного правосознания привело к тому, что никто из отечественных учёных не поставил и не разрешил вопроса о его границах. А это, в свою очередь, негативно сказалось на разработке концепции другого состояния правосознания - его деформации.

Проявлением деформации правосознания является закононарушающее правосознание. Оно предопределяет антисоциальное поведение, обусловленное представлениями субъекта о преимуществах и выгодах несоблюдения права и совершения преступлений. Данный вид поведения проявляется в форме правового нигилизма, «перерожденного» правосознания.

Правовой нигилизм понимается как отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Речь идёт, по меньшей мере, о трёх отторгаемых вещах. Во-первых, о действующем законодательстве. При этом господствует негативное отношение к законам и оправдывается противозаконное поведение. Во-вторых, о правопорядке, когда люди считают реально существующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законов) неправильным и несправедливым. В- третьих, о базовых идеях и принципах законодательного регулирования. Это проявляется как невосприятие массовым сознанием существа и значения свободы и формального равенства участников социального взаимодействия. Отметаются базовые идеи и основополагающие принципы законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения на их основе.

Правовой нигилизм имеет различные формы выражения. Прежде всего это прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов, составляющих огромный, труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков.

Широкое распространение получил нигилизм в форме подмены законности политической, идеологической целесообразностью, выхода различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции РФ, системы законодательства.

При этом целесообразность может проявлять себя по-разному - в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Установка на то, что «ради дела» или «здравого смысла» можно поступиться законом, характерна для многих чиновников различного уровня.

Некоторые авторы к нигилизму относят правовой релятивизм и правовой субъективизм. Носители правового релятивизма убеждены, что право есть нечто относительное, условное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. В конституционном правосознании правовой релятивизм проявляется посредством подрыва престижа Конституции РФ, её социальной ценности и значимости в жизни общества и государства.

Правовой субъективизм правосознания проявляется как одностороннее отношение индивида к конституционно-правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого дефекта легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права, их индивидуализм перерастает в эгоизм, в пренебрежение интересами общества и отдельных людей. Нарушается конституционный принцип - «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (статья 17). Права человека по своей природе призваны гармонизировать права других лиц, когда система прав объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить их возможные нарушения в результате злоупотребления ими со стороны других лиц. Этой цели служит принцип формально-юридического равенства (равенства всех перед законом), означающий отсутствие каких-либо привилегий перед другой личностью в сфере права.

Н.В. Витрук относительно следователей выделяет негативно-правовой радикализм. Он характеризуется крайне негативной сущностью и представляет собой искажение правового сознания, выражающееся в крайне пренебрежительном или крайне негативном отношении личности следователя к праву, закону, иным правовым ценностям путём решительных, кардинальных (противоправных) действий. Наиболее существенным признаком, отличающим данную форму от других известных форм деформации, является повышенная степень общественной опасности, проявляющаяся в формировании и реализации преступных замыслов конкретных сотрудников. Автор отмечает, «что негативно- правовой радикализм наиболее остро проявляется в обществе с нестабильным социально- экономическим положением, активизируется в условиях социально-экономических, социально-политических кризисов» [2, С. 389].

Представляется, что указанная форма нигилизма охватывается понятием «перерожденного» правосознания, которое представляет собой искаженные представления и взгляды юристов (прежде всего работников правоохранительных органов) на право и правовую действительность. В процессе получения профессиональных знаний в вузе или других учреждениях у них формировалось положительное сознание, но в ходе трудовой деятельности оно переродилось в отрицательное.

Современная ситуация в стране свидетельствует - профессиональное правосознание в значительной степени деформировано. Только за 2007 г. Следственным комитетом при прокуратуре РФ было возбуждено более тысячи уголовных дел в отношении следователей, прокуроров, судей. Распространенными среди сотрудников правоохранительных органов являются такие преступления, как взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями. Практически каждая вторая жалоба из всех, поступивших Уполномоченному по правам человека, приходится на нарушения прав человека, совершаемые должностными лицами в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, дознания и судопроизводства, вынесения приговоров и исполнения наказания в виде лишения свободы.

В зависимости от характера искажений можно выделить три типа деформаций профессионального правосознания (перерождения): общеуголовный, репрессивный и криминальный.

Первый тип предполагает совершение сотрудниками правоохранительных органов так называемых общеуголовных преступлений, т. е. преступлений, не связанных с использованием своих служебных полномочий.

В случае репрессивной деформации правосознания сотрудники правоохранительных органов воспринимают население как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия.

Наибольшую часть поведенческих актов, свидетельствующих о перерождении профессионального правосознания следователей, составляют нарушения закона, совершаемые при выполнении правоохранительных функций и с использованием соответствующих полномочий. Речь идёт о ситуациях, когда следователи необоснованно арестовывают, фальсифицируют материалы уголовных дел, берут взятки, применяют пытки и т. п.

В случае криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов вступают в смычку с преступными элементами. Это одна из самых уродливых форм перерождения профессионального правосознания, в результате которого происходит предательство служебного долга.

Итак, правосознание не только является одним из элементов (компонентов) правовой системы, но и представляет собой «всепроникающий её элемент», своеобразный канал передачи информации от правовой системы к субъекту, без которого невозможно существование правовой системы, правотворчество и реализация права. Таким образом, правосознание представляет собою мыслительное и чувственное средоточие всех правовых явлений, в нём как особом «неосязаемом бытии» находят отражение юридические явления и процессы. Именно в правосознании происходит мотивация правового поведения, предопределяющая его регулятивные функции.

Глава 2. Характеристика современного правосознания в Российской Федерации

2.1 Взаимодействие права и правосознания

Правосознание, по образному выражению Н.В. Витрука, существует "до", "после" права или "параллельно" с ним и является, с одной стороны, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, с другой - одним из обязательных механизмов (инструментов) его реализации, воплощения в жизнь. [2, С. 315]

Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. В соответствии с содержанием правового сознания вырабатываются содержание и форма юридических актов, определяются структурные особенности отдельных норм права и правового акта в целом. Вместе с идеологией правовая психология служит корректирующим началом при разработке, обсуждении и принятии нормативных актов. Их язык, терминология тоже отвечают сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правовой культуры законодателей и граждан.

Практика правотворчества в Российской Федерации содержит ряд примеров решающего воздействия правового сознания депутатов, правительства и др. на выработку законов и других нормативных актов (достаточно вспомнить обсуждение и решение по вопросам о частной собственности, о продаже земли, о налогах, об индексации доходов и др.).

Итак, через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Г. Гегель, "улавливает дух своей эпохи" и отражает его в правовых актах.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правовых отношениях, ответственности. Их активная роль проявляется по отношению как к общественному, так и к индивидуальному правосознанию, политическому и другим видам сознания граждан. Воздействие права на общественное сознание выражается в том, что правовые акты придают обязательное значение тем правовым и политическим взглядам и представлениям, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем господствующими. Получив отражение в правовом акте, эти взгляды и представления наделяются авторитетом государственной воли, что определяет их активную роль в формировании и развитии правосознания.

Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания.

Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок. [4, С. 316]

Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или стимуляцию соответствующего поступка, поведения, с другой - установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает прежде всего из основного социального назначения права - управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной волей народа или элиты, выраженной в законе и обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства.

Одна из особенностей правового сознания состоит в том, что оно является нормативно-предписательным, обязывает к определенным действиям на основе и по результатам соотнесения возможных вариантов поведения (действий) с правовыми принципами и нормами.

Общий, абстрактный характер правовых норм порождает трудности, то есть закон имеет всеобщий характер, а ситуация - конкретна. Единичное подводится под всеобщее с помощью суждения. Суждение же чаще и проблематично, и вероятно. Это требует предвидения в рамках самой нормы, а, следовательно, участия правового сознания и его высшего проявления - мышления.

2.2 Современное правосознание граждан Российской Федерации

В настоящее время происходят различные изменения, связанные в целом с общественными отношениями и формами общественного сознания. Следует отметить, что правосознание в современном российском обществе является неоднородным, противоречивым явлением, зачастую деформировано - усиливается правовой нигилизм, отношение к праву, законам неуважительно, увеличивается количество правонарушений.

Основная причина такой ситуации - кризис общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа органов государственной власти и управления, в первую очередь правоохранительных органов.

Особенностями современного правосознания граждан РФ является следующее:

  • правовая безграмотность.
  • низкий уровень жизни;
  • низкий уровень правовой культуры;
  • высокий уровень правового нигилизма или же, наоборот, правового идеализма.

Как справедливо отмечал советский ученый И.А.Ильин, специфика русского правосознания тесно переплетается с особенностями менталитета нации, поэтому к особенностям правосознания и правовой культуры относятся некоторые элементы, коренящиеся именно в русской ментальности.

Русский менталитет характеризуется такими качествами, как: покорность, милосердие, терпеливость и любовь к свободе.

Данная особенность имеет и отрицательную сторону: максимализм национального самосознания, стремление к идеализму, столкнувшись с неудачей в повседневной жизни и несправедливостью, зачастую человек стремиться закрыться от проблемы, покориться судьбе. Так формируется правовой нигилизм, когда индивид пытается не исполнить, а обойти законы.

Несмотря на довольно высокий, хоть и не совсем совершенный, уровень развития законодательства, общий уровень правовой культуры российского общества крайне низкий. Основной проблемой является отсутствие осознания права как значимой социальной ценности.

Но, следует отметить некоторые положительные преобразования в области повышения уровня правосознания и правовой культуры русского населения, наметившиеся в последнее десятилетие благодаря процессам развития институтов демократии таких, как формирование и развитие института омбудсмена, медиаторов, уполномоченных по правам человека, по защите прав несовершеннолетних, активизация средств массовой информации к проблемам права, противодействие коррупции и т. д.

Но данные явления протекают пока в малоэффективных формах. Решающим пунктом для изменения сложившегося неблагополучного положения дел в данной области могла бы стать модернизации российского общества в направлении противодействия деформации правосознания, соответствующая реалиям нынешнего этапа. Данное направление могла бы воздействовать на формирование высокой правовой культуры, усиление воздействия правовой идеологии и психологии на правовое поведение людей, состояние законности и правопорядка, на все правовое пространство.

Важное значение на развитие правосознания и правовой культуры оказывает правовая грамотность населения. В целях развития правосознания молодежи необходимо привлекать различные социальные институты - семью, образовательные заведения, органы государственной власти, общественные объединения, учреждения культуры. Акцент должен быть сделан на юридическом воспитании государственных служащих, от которых в первую очередь зависит реальное обеспечение прав человека и гражданина. В нормативных актах следует регламентировать минимальные квалификационные требования, предъявляемые к юридической подготовке государственных и муниципальных служащих, управленцев, юристов, работающих в частном секторе.

Периодически необходимо проводить мониторинг правоприменения для выявления коллизий и пробелов в праве и иных недостатков действующих правовых актов с последующей корректировкой в целях повышения их качества, а соответственно и эффективности правового регулирования, т.к. нормативно-правовая база выступает значимым элементов правовой культуры общества и поэтому она требует постоянного контроля и обновления. Важное значение имеет деятельность учёных. Несомненно, в нашем государстве есть талантливые и работоспособные учёные, трудами которых пренебрегать не следует, а, наоборот они должны быть опорой будущих новациям2.

Залогом успешного формирования гражданского общества служит не государственное вмешательство, а развитие демократических институтов общества. Для развития уровня правовой культуры и правосознания в обществе, государство должны выбрать правильную политику и стратегию, а общество в свою очередь не должно быть пассивным.

Для повышения уровня правосознания в российском обществе рекомендуется провести следующие мероприятия:

  • разработать и реализовать программы по повышению правовой культуры учащихся и студентов молодежи путем внедрения (проведение конференций, «круглых столов», лекций и семинаров);
  • активно привлекать к этой деятельности судей, сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел, разработать и реализовать мероприятия по организации пропаганды законодательства;
  • совершенствовать систему нормативных правовых актов;
  • изучить причины и условия преступности, разработать меры по профилактике преступлений и правонарушений;
  • проводить мониторинг уровня профессиональной подготовленности должностных лиц государственного управления в целях выявления пробелов в знаниях права.

Итак, в современном российском государстве в настоящее время сформировался неустойчивый тип правосознания. Наша правовая система находится далеко не в лучшем положении, бюрократия расцветает, широко распространены взяточничество и коррупция. Тем не менее, Россия как государство структурно изменилась и встала на путь демократического развития.

Заключение

Исследование, проведенное по проблемам правосознания, позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Итак, правосознание не только является одним из элементов (компонентов) правовой системы, но и представляет собой «всепроникающий её элемент», своеобразный канал передачи информации от правовой системы к субъекту, без которого невозможно существование правовой системы, правотворчество и реализация права. Таким образом, правосознание представляет собою мыслительное и чувственное средоточие всех правовых явлений, в нём как особом «неосязаемом бытии» находят отражение юридические явления и процессы. Именно в правосознании происходит мотивация правового поведения, предопределяющая его регулятивные функции.

2. Правовое сознание складывается из двух крупных составляющих: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология — это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Она представлена:

- научными идеями (например представления о справедливом государственном строе реализуются в идее правового государства);

- положениями, учениями, теориями, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовая психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, коллективов, отдельных индивидов к праву, к системе правовых учреждений, действующих в обществе. Правовая психология является чрезвычайно сложной и насыщенной множеством разносторонних проявлений характеристикой проявлений человеческой жизни. Она складывается из совокупности психологических и правовых явлений.

3. Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. В соответствии с содержанием правового сознания вырабатываются содержание и форма юридических актов, определяются структурные особенности отдельных норм права и правового акта в целом. Вместе с идеологией правовая психология служит корректирующим началом при разработке, обсуждении и принятии нормативных актов. Их язык, терминология тоже отвечают сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правовой культуры законодателей и граждан.

Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания.

4. Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок, тем успешнее построение гражданского общества.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 439
  2. Витрук Н. В. Общая теория государства и права: Академический курс / Н.Л. Гранат, Н.В. Витрук, В.В. Борисов, М.Марченко. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2015. – 528 с.
  3. Башмакова Н.И. Правосознание: генезис и определение понятия//В сборнике: юридические науки, правовое государство и современное законодательство сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 67-69.
  4. Волжанина И.Ю., Працко Г.С. Правосознание и правовая культура//В сборнике: Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. Шахты, 2019. С. 132-133.
  5. Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2014. - 649 с.
  6. Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник / Ю.А. Дмитриев, А.Н. Головистикова, А.С. Пиголкин; под ред. Л.В. Гришиной. – М.: Юрайт, 2015. – 744 с.
  7. Иванов А.А. Теория государства и права: учебник / А.А. Иванов, В.П. Иванов. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 351 с.
  8. Кахриманов Т.А. Историко-правовой анализ современного отечественного правосознания//В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 231-233.
  9. Ковалёва А.М. Правосознание: понятие и сущность//Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 1. С. 41-43.
  10. Короткова О.И. Правосознание, его правореализация и роль в правотворческом процессе // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2014, № 1. - С. 5-9
  11. Корчагин П.В. Современное правосознание граждан Российской Федерации//Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5 (21). С. 814-817.
  12. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2017. – 541 с.
  13. Паршина А.А. Правосознание и правовая действительность//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 3 (94). С. 30-34.
  14. Пересадина О.В. Теоретико-правовые подходы к пониманию сущности и содержания правосознания в отечественной науке//История государства и права. 2019. № 2. С. 66-75.
  15. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России: проблемы теории и практики: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук./ В.Р. Петров. - Нижний Новгород, 2016. – 28 с.
  16. Подгорнова А.С., Шведчикова Е.В. Правосознание//Вестник науки. 2019. Т. 1. № 1 (10). С. 94-96.
  17. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества: монография / Дербина А.В. - С.-Пб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - 136 c.
  18. Працко Г.С., Глазунова А.А. Правовой порядок и правосознание//В сборнике: современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 34-37.
  19. Слободнюк С.Л. Правосознание, правовая реальность и феноменология права // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2014, № 5. - С. 3-7
  20. Стерликова В.С. Правосознание: понятие, структура и его деформация//В сборнике: Современные вопросы государства, права, юридического образования Сборник научных трудов по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор О.В. Белянская. 2019. С. 51-56.
  21. Сулименко Н.С. Правосознание как элемент правозащитного механизма//Аллея науки. 2018. Т. 3. № 8 (24). С. 646-649.
  22. Тамберг А.А. Правосознание как элемент правовой культуры // Ученые записки. Памяти Е.В. Добровольской. - Ростов-на-Дону: Изд-во ДЮИ, 2014, Т. 40. - С. 116-121
  23. Тыщенко Г.В. Принципы права и правосознание//Вестник Евразийской академии административных наук. 2018. № 4 (45). С. 77-79.
  24. Юртова Л.В. Правосознание молодежи в современной российской действительности: состояние и проблемы // Актуальные проблемы государственно-правового развития Российской Федерации: материалы республиканской студенческой научно-практической конференции. - Уфа: БАГСУ, 2015. - С. 160-163

Приложение

Схема 1. Виды правосознания