Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания ( ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Проблема низкого уровня правосознания и правовой культуры была всегда актуальна для любой цивилизации, вне зависимости от уровня развития. Право – важнейший регулятор общественных отношений. С помощью него государство контролирует общество, сдерживает его. Любой закон или издаваемый акт всегда издавался для того, чтобы люди его соблюдали. Любому, без исключения, государству выгодно, чтобы нормы законодательства не нарушались. Однако низкий уровень правосознания и правовой культуры неизбежно влекут за собой преступность, а правовое воспитание играет крайне важную роль в процессе формирования вышеперечисленных аспектов.

Низкий уровень правосознания и правовой культуры был всегда крайне важной проблемой для российского общества. Правовая безграмотность и правовой нигилизм – часть русской ментальности. Эта тенденция зародилась ещё в древности и была успешна перенята современным поколением.

Для современной России правовое воспитание является жизненно важным процессом. Путём целенаправленного воспитательного воздействия на личность государство пытается научить гражданина ценить и уважать закон. К сожалению, правовая культура населения по-прежнему находится на недостаточно высоком уровне. Именно поэтому проблема правового воспитания остается крайне важной для нашей страны.

Актуальность настоящей работы обусловлена огромным интересом к данной теме. Правовое воспитание – крайне непростой процесс. Его воплощение в жизнь, к сожалению, затруднено множеством различных факторов. Проблемы и недостаточная разработанность именно практических механизмов правового воспитания и мышления граждан обосновывают актуальность данной работы.

Степень научной разработанности.

Тема, разработана достаточно полно. Это обусловлено тем, что данные понятия волновали общество с самого начала существования права и государства. Написано множество отечественных учебных пособий, статей на данную тему. Данная проблема затрагивалась следующими авторами: Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права», Бабаев В.К. «Теория государства и права», Мелехин А.В. «Теория государства и права», Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура?», Татаринцева Е.В. «Правовое воспитание (методология и методика)» и другими.

Объектом исследования выступает совокупность различного рода общественных отношений, связанных с правовым воспитанием как процессом, играющим крайне важную роль в формировании правовой культуры и правосознания.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, определяющие правовые, организационные основы формирования правовой культуры и правосознания.

Целью работы является изучение понятия правового воспитания, выяснить с помощью чего происходит формирование данного процесса, каким образом процесс правового воспитания влияет на правовую культуру и правосознание личности.

Можно выделить следующие задачи:

  1. Изучить природу правового сознания, функции, рассмотреть и проанализировать структуру, выделить виды.
  2. Исследовать понятие правовой культуры. Выделить структуру данного явления. Оценить уровень правовой культуры в современном обществе.
  3. Изучить процесс правового воспитания. Выделить его формы.
  4. Выявить значимость правового воспитания в формировании правовой культуры и правосознания.

Методология исследования. Составляют общие принципы и методы научного познания, относящиеся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук, которые включают в себя основные принципы диалектики, общенаучный системный подход, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и другие. Также в процессе изучения данной темы активно применялся сравнительно-системный и сравнительно-правовой методы. Использовался терминологический анализ.

Эмпирическую базу исследования составили нормативные акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ)

  • Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Структура работы обусловлена его задачами и целями. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы и источников.

ГЛАВА 1. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

1.1. ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ

Правосознание – одна из многочисленных форм общественного сознания наряду с политическими, нравственными, научными, философскими и другими. Все перечисленные формы помогают человеку осваивать, анализировать окружающий мир. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы понять объективную реальность, сущность общественных процессов. Каждой форма обладает предметом или, как говорят, областью отражения. Для правосознания такой областью является право. Правовое сознание - одно из многочисленных составляющих правовой системы. Две эти сферы неразрывно связаны между собой, и процесс рассмотрения и изучения правосознания будет неоднократно пересекаться с правом и всеми вытекающими из него понятиями.

«В отечественной науке правосознание определяют как совокупность взглядов, идей, представлений, а также различных чувств и эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям»[1]. Профессор В.К. Бабаев в своём учебнике по теории государства и права даёт следующую трактовку данному понятию: «Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни»[2]. Если же говорить несколько проще: правосознание – это отношение людей к праву, которое основано на чувствах, эмоциях и знаниях о праве. То есть можно сказать, что правовое сознание является отражением понимания и восприятия права человеком. Это оценочное суждение, основанное на своём собственном, субъективном понимании такой категории как право.

Каждый индивид или социальная группа по-своему понимают сущность права. У каждого субъекта правоотношений, да и вообще у каждого человека свой взгляд на принадлежащие ему права и обязанности, а также на права других членов общества. Совокупность этих взглядов и можно назвать правосознанием.

Правовое сознание является неизменным спутником человека. Оно как регулятор межличностных отношений сопровождает его повсеместно. Каждая личность в той или иной степени всегда выражает своё отношение к действующим в его государстве законам и всевозможным правовым актам. Человек представляет всегда свой собственный идеальный образ права. Он анализирует и сопоставляет этот образ с окружающей правовой действительностью. На основе этого анализа частично формируется уровень правосознания, который, конечно, впоследствии на основе других факторов изменяется: совершенствуется или же регрессирует.

Правосознание оценивает правовую систему на основе аккумулирования в себе самых разных критериев: оценка справедливость права, её эффективность, выделение достоинств и недостатков. В процессе оценивания происходит консолидация порой полярно противоположенных суждений о праве, а общим итогом является – отрицательная или же положительная реакций на его действие.

Абсолютно все люди являются носителями правосознания. Живя в государстве, человек независимо от его воли становится субъектом правоотношений. Формирование своего отношения к существующим законам является естественным процессом, который свойственен любому гражданину. Уровень правосознания каждого человека отличается и, можно сказать, является индивидуальным. Он может быть высоким или же крайне низким, а само правовое сознание далеко не у каждого человека является правильным и объективно выработанным. Скорее наоборот, нередко можно встретить человека с сильно искаженным правовым сознанием. В этом и заключается отличительная особенность правосознания: оно помогает людям выработать своё собственное, индивидуальное отношение к праву.Однако в этой самостоятельности может скрываться настоящая проблема. Ведь крайне важно, чтобы сформированное правовое мировоззрение было правильным.

Адекватное восприятие и понимание права играет очень важную роль для человека, его жизнедеятельности, юридической образованности и гражданской позиции в целом. Правосознание напрямую определяет мотивы и цели субъекта правоотношений. Не обладающий должной подготовкой в правовом отношении человек часто социально пассивен. Он не способен полноценно взаимодействовать с окружающим миром. Правовая безграмотность и искаженные представления о морали и нравственности являются своеобразными проводниками и катализаторами проступков, преступлений и иных общественных аномалий.

Стоит отметить, что особую роль правовое сознание играет при реализации судебной, прокурорской, следственной практики. Если мы обратимся к истории, то сможем найти огромное количество примеров, которые подтвердят данную мысль. Например, так называемое «революционное правосознание», которое активно применялось большевиками для удержания и укрепления своей власти после проведенного ими переворота в 1917 году. Так как после смены власти в стране был правовой хаос и беспорядок (стоит отметить, что насильственная смена власти, проведенная большевиками, само по себе была, разумеется, незаконной), партия предписывала советским судьям действовать, руководствуясь социалистическим правосознанием, то есть судьи должны были выносить решения на основе своего собственного восприятия права. В их распоряжении был лишь один закон – их собственное правосознание. Как следствие – систематическое нарушение закона, волюнтаризм и многочисленные жертвы[3].

Подводя небольшой итог вышесказанному, следует сказать: правосознание – внутренний регулятор отношений между людьми, которые наделены своей волей, сознанием и своим отношением к праву. Наиболее значимую роль этот регулятор играет на стадии воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. «От уровня, качества, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе – правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным»[4].

Разумеется, у правосознания, есть своим функции, через которые можно проследить её социальную роль. А.В. Мелехин выделяет следующие функции правосознания: оценочную, регулятивную, познавательную[5].

Начнём, пожалуй, с оценочной функции. Наверное, первостепенной функции, так как через неё носитель правосознания оценивает, подвергает анализу все элементы правовой системы. Индивид с критической точки зрения соотносит всю правовую жизнь общества с существующими критериями оценивания права, такими как законность, рациональность, полезность и т.д. Анализ права – отправная точка для формирования правосознания. Именно посредством оценивания и анализа гражданин формирует своё отношение к нормативно-правовым актам, законодательной власти, должностным лицам и всей правовой политики государства в целом. Оценка может быть позитивной или негативной, но в любом случае она будет критической.

Правосознание, в отличие от права, хоть не оказывает непосредственного влияния на правовое регулирование, однако оно воздействует на сознание индивида, определяя его мотивы, цели, побуждения. В этом и заключается регулятивная функция правосознания.

Познавательная функция выражается в накоплении юридических знаний. Очевидно, чем выше уровень правосознания человека, тем выше его правовая осведомленность и информированность. Правосознание условно можно сравнить с неким сосудом, который со временем накапливается различными знаниями о праве. Правосознание – явление, которое постоянно находится в динамике, следовательно, впитываемые индивидом знания постоянно оказывают влияние на правосознание, деформируя и изменяя его.

Н.И. Матузов и А.В. Малько выделяют ещё одну функцию правосознания – прогностическую[6]. Данная функция проявляется в том, что правосознания позволяет прогнозировать развитие права. Например, анализируя правосознания населения, можно заранее предугадать реакцию граждан на проводимые государством реформы. Крайне важно, чтобы при законотворчестве уполномоченные органы учитывали и заранее предугадывали реакцию граждан на вводимый закон. В противном же случае, это закон может оказаться просто-напросто неэффективным. Я бы хотел привести в пример федеральный закон от 23.02.2013N15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»[7]. Как мне кажется, законодатель при составлении данного нормативного акта не до конца учёл особенности правосознания категории людей, на которых он был ориентирован. Как следствие, повсеместное нарушение «антитабачного» закона. Нельзя назвать закон неэффективным, однако, если бы при его составлении в большей степени учитывался такой фактор как правосознание граждан, количество последующих правонарушений можно было снизить. И дело не только в том, что контроль над данным правонарушением осуществлять крайне сложно, но и в том, что у граждан отсутствует определенный уровня правосознания, который бы не позволил им преступить через соответствующее положение законодательства. При прогнозировании должны учитываться как объективные, так и субъективные факторы, а правосознание играет здесь исключительно важную роль.

Говоря о правосознании, нельзя не сказать о структуре правосознания. Она состоит из двух взаимосвязанных, но при этом обособленных друг от друга понятий: правовая идеология и правовая психология. Правосознание, рассматриваемое с точки зрения идеологии, представляет собой систему различных правовых идей, ценностей, концепций, целей, взглядов, теорий и доктрин. Правовую идеологию можно назвать рациональной оценкой права, которая обосновывает и оценивает существующие правовые отношения. Ценность же правовой идеологии заключается в том, что через неё можно проследить закономерности создания, развития, функционирования государства и права.

Вторая сторона правосознания – психологическая. Данный аспект не рассматривает правовые идеи и теории, а оценивает право через чувства, эмоции, переживания, Можно сказать, дает оценку праву, полученную эмпирическим путем, находя своё отражение в психологическом настрое и восприятии права. Хотелось бы отметить, что этот психологический настрой может быть не только индивидуальным, но также и групповым или массовым. Помимо чувств и эмоций, правовая психология включает в себя такие элементы как общественный интерес и мотивы деятельности определенных социальных групп, психологический уклад (традиции, обычаи, устои, свойственные определённым социальным группам), а также представления о праве, которые выработались под влиянием определенных психологических процессов.

Ярким выражением массового психологического настроя является общественное недовольство, посредством которого граждане выражают своё отношение к правовой политике, проводимой государством. Причем следует сказать, что социальные волнения и недовольство, которые порой принимают достаточно радикальные формы (несанкционированные митинги, акции, массовые протесты) напрямую могут влиять на принимаемые властью решения. Например, отношение граждан к эвтаназии, смертной казни, легализации марихуаны или другим резонансным явлениям не могут не учитываться законодателем при принятии соответствующих решений. Психологический аспект также находит своё отражение в уголовном праве. При квалификации некоторых преступлений в расчет берется и психологическое состояние обвиняемого на момент совершения правонарушения: состояние аффекта, жестокость, невменяемость и т.д. Под психологическим состоянием подразумевается психологическое отношение правонарушителя к своему деянию и последствиям[8].

Эмоциональные и рациональные аспекты правосознания неразрывно переплетены между собой. Мыслительная и чувственная сферы правосознания непосредственное влияют на поведение человека и во многом определяют мотивы его действий. А реакция на право может быть, как и умственной, так и эмоциональной.

Отдельно хотелось бы сказать о видах правосознания. В первую очередь правосознание дифференцируется по степени общности или, говоря другими словами, по субъективному составу и по уровню знаний о праве, которыми владеет индивид. По степени общности выделяют массовое, групповое и индивидуальное правосознание. О массовом правосознании говорят, когда различные взгляды и воззрения получают широкое распространение. Например, мнение общества о том, что правоохранительная система работает неэффективно или же, как упоминалось ранее, мнение граждан страны касательно смертной казни или же эвтаназии. То есть массовое правосознание характерно для большего количества людей, например, граждан города. Массовое мировоззрение может иметь и глобальный характер, если определенные идеи и цели заполняют умы целых наций или всех представителей существующего общества. На различных этапах исторического развития умы общественных масс целых континентов загорались самыми разными идеями. Такое макроколлективное мировоззрение называют «общественным правосознанием». Например, правосознание российского общества обладает рядом особенностей, о которых К.Д. Кавелин писал в своей статье «Взгляд на юридический быт Древней России». Автор указывал на предопределённость этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета, которое находит своё отражение в своеобразной системе подчинения русского народа главенствующей власти. Кавелин считал, что русскому человеку свойственен взгляд на право, как на обязательные для выполнения предписания вышестоящих в системе власти людей, что характерно для государства патриархального типа.

Следующим видом является групповое правосознание. Оно отражает правосознание определенных групп населения, например, студентов, учителей, военнослужащих, пенсионеров и т.д. Группы образуются по определенному признаку – этническому, возрастному, профессиональному или какому-либо другому. Групповое правосознание похоже на массовое, однако стоит их отличать. При переходе между групповым и массовым мировоззрением стираются границу между социальными группами, и образуется конгломерат из самых разных людей, которых сближают схожие взгляды и убеждения. Правосознание приобретает более глобальный характер.

Индивидуальное правосознание– это отношение к праву отдельно взятой личности. Как уже говорилось в начале моей работы, каждый индивид, являющийся частью современного человеческого общества, обладает правосознанием, то есть каждый человек выражает свое отношение к праву через эмоции, действия или же размышления. Несложно догадаться, что именно у отдельно взятой личности чаще всего правосознание является деформированным, отсталым или неправильным. Ведь повлиять на правовое мировоззрение одного человека куда проще, нежели целой группы. Однако, стоит отметить, что правосознание разных социальных групп, как правило, также не является неидеальным.

По уровню интеллектуального проникновения в сущность права и правовых явлений общества правосознание можно разделить на три уровня.

Первый уровень – обыденное правосознание. Эта первая ступенька на лестнице правовых знаний. Оно формируется под влиянием повседневной жизни и простых жизненных процессов. Обыденное правосознание включает в себя базовые знания о праве. Такое правосознание, как правило, является незрелым, слаборазвитым в виду недостаточной осведомлённости о правых нормах и праве в целом. На субъект, который обладает обыденным правосознанием, повлиять проще всего. Его правосознание неокрепшее и легко поддаётся влиянию извне, причем как напрямую, так и опосредованно. Карл Маркс называл это «ходячими формами мышления»[9]. При обыденном правосознании нормы права часто переплетаются с нравственными устоями и взглядами, что, конечно, не совсем хорошо, так как следует разделять нормы закона от каких-то своих личных убеждений. Опять же это обусловлено низким уровнем осведомленности и неразвитым правовым мышлением. Нередко можно встретить людей, которые при организации мотивов своего поведения руководствуются так называемыми «правовыми привычками»[10]. То есть субъект соблюдает нормы права лишь потому, что так воспитан или так традиционно сложилось в семье.

На ступени выше находится профессиональное правосознание. Это суждения о праве людей, для которых право является частью их профессиональной жизни: адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, профессиональные юристы – то есть лица, обладающие высшим юридическим образованием. Оно формируется на стадии обучения в высшем учебном заведении, а также в процессе реализации своих профессиональных навыком на практике.

Третий уровень занимает научное (теоретическое) правосознание. Оно характерно для исследователей и ученых, которые занимаются вопросам правового регулирования и исследуют право, как научную категорию. Данный вид правового сознания наиболее адекватно отражает положение дел в правовой сфере. Учёные проводят исследования, предлагают нововведения и рекомендации, обосновывают свои выводы и результаты. В общем, делают всё для улучшения правовой системы страны.

Подводя итог своим рассуждениям, следует сказать о важности правосознания в современной жизни. Право и правовое сознание переплетены между собой тонкой, на первый взгляд почти незаметной, нитью, однако на практике они оказывают активное, мощное влияние друг на друга. Право выступает источником формирования правового сознания, а последнее, в свою очередь, стимулирует право, заставляет его совершенствоваться, изменяться, повышать свою эффективность. Ведь правосознание – это отражение проводимой властью правовой политики. Именно через него можно понять отношения граждан к власти и существующим законам, действия госаппарата и должностных лиц. Здесь необходимо добавить, что «для российского общества характерен глубокий дефицит правовопонимания и правосознания»[11]. Это утверждение достаточно справедливо. Правовое сознание общества в нашей стране неоднородно и в значительной степени деформировано. В Российской Федерации по-прежнему наблюдается достаточно большой уровень преступности по сравнению с другими, более развитыми в правовом понимании странами[12]. А уровень преступности напрямую зависит от уровня правосознания граждан. Ещё одна проблема, которая характерна для нашей страны, – это процветающий правовой нигилизм и вытекающее из него неуважительное отношения к закону и праву.

1.2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

Чёткого и общепризнанного определения понятию правовая культура не существует. В разных источниках авторы по-своему трактуют смысл данного явления.

Слово «Cultura», как и множество других слов, в том числе и юридических терминов, заимствовано из латинского языка. В переводе с латинского «Cultura»означает «воспитание», «образование».В современном же русском языке слово культура является одним из наиболее многозначных. Однако можно сказать, что культура в узком смысле – это совокупность накопленных в процессе исторического развития материальных и духовных ценностей. Из этого определения необходимо выделить слово «ценность», то есть культура включает в себя что-то ценное и значимое для людей. Но что же такого ценного включает в себя такая вещь, как правовая культура?

В первую очередь необходимо понять, что правовая культура является частью общей культуры человека или же общества (зависит оттого, кого рассматривать в качестве носителя правовой культуры). Она связана с духовной, нравственной и другими видами культур. Правовая культура – вещь достаточно абстрактная, во всяком случае нематериальная, поэтому она не имеет чётко выраженной формы, и нам на первый взгляд трудно представить, что она из себя представляет, но из самого словосочетания мы, конечно, можем понять, что правовая культура как-то связана с правом. Правовая культура – это своеобразная, уникальная сфера интеллектуальной деятельности, которая имеет свои особенности и специфику. Разумеется, она, как и любое важное явление правовой жизни, изучается юридической наукой.

Думаю, чтобы лучше разобраться в сущности правовой культуры, необходимо всё-таки вывести определение. Профессор и доктор юридических наук Протасов В.Н в своём учебнике по теории государства и права пишет, что «правовая культура – состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развития права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство» общества»[13]. Если в качестве субъекта правовой культуры рассматривать личность, то можно сказать, что правовая культура – это правовая образованность гражданина. Юридическая культура включает в себя самые разные компоненты: уровень воспитания человека, степень его адаптации к порядку, умение соблюдать дисциплину, наличие основополагающих правовых и нравственных устоев, способность к самоорганизации своей деятельности, должный уровень правовой грамотности, а также уважение к нормам права и желание соблюдать закон. Все вышеперечисленные компоненты помогают быть человеку социально подготовленным в правовом отношении. Гражданин не может полноценно функционировать и вступать в самые разные общественные отношения без должного уровня правовой подготовки.

Юридическая культура, пожалуй, является одним из самых главных и важных компонентов правовой системы. Без развитой правовой культуры невозможно достичь должного уровня функционирования государственной системы и государства в целом.

Правовая культура и уже рассмотренное нами правосознание неразрывно связаны между собой. Именно их корреляция опосредованно, а иногда и напрямую, определяет мотивы деятельности человека в правовом отношении. Если изучить статистику правонарушений в какой-то конкретной стране, можно сделать выводы об уровне правовой культуры граждан изученного государства. Мы очень редко задумываемся о важности правовой культуры. И совершенно неважно, что каждый из нас вкладывает в смысл данного понятия, под каким углом рассматривает его суть. В организации любой общественной системы, в том числе и такой системы как государство, прежде всего стоит человек. Если бы каждый человек имел бы должный уровень правосознания и правовой культуры, общество могло бы навсегда забыть о высоком уровне преступности. Ведь если рассматривать правовую культуру в более широком смысле, то можно понять, что она включает в себя не только знание норм права (что, безусловно, также очень важно), но и желание соблюдать эти нормы, уважать закон. Думаю, многие из нас хоть раз в жизни, когда были детьми или даже будучи взрослыми оправдывали свои действия тем, что другие люди за аналогичные проступки не несли ответственности. И речь даже не идет о юридической ответственности. Тут все гораздо проще. Многие считают: «Если кому-то можно, почему мне нельзя?». Подобные рассуждения и желание обойти закон порождают правовой хаос, царящий в нашем обществе, ведь вся правовая система основывается именно на человеческом факторе. К сожалению, государство без преступлений – это неосуществимая утопия, однако нужно хотя бы стремиться к этой цели. Это неосуществимо без стремления каждого человека жить по закону. Для этого необходимо запомнить одну простую аксиому: закон есть закон, каким бы он ни был. А правовая культура во всех её проявлениях направлена на то, чтобы человек стремился жить, соблюдая закон. Именно поэтому можно сделать вывод, что правовая система не сможет нормально функционировать без правовой культуры.

Однако нельзя требовать от граждан соблюдения законов, которые явно противоречат нравственным нормам. Именно поэтому к законам предоставляется одно простое, можно сказать даже очевидное, но крайне важное требование. Об этом требовании пишет в своём учебнике В.К. Бабаев. Он считает, что «Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе»[14].

К сожалению, большое количество граждан не имеют даже малейшего представления о своих фундаментальных правах, которые изложены во второй главе Конституции Российской Федерации[15]. Без знания основных, базовых прав и обязанностей человек не может осознать степень дозволенности своих действий и действий других участников правоотношений, что, безусловно, часто приводит к разного рода социальным конфликтам.

Необходимо также сказать, что правовая культура не только напрямую регулирует общественные отношения в правовой сфере, но и других областях, косвенно связанных с правом. Во многом это объясняет, тот факт, что государство всячески пытается повысить уровень юридической культуры граждан. Поэтому такая дисциплина как право преподается не только в специализированных учебных заведениях, готовящих будущих специалистов в юридической сфере, но и в общеобразовательных учреждениях, где рядовые ученики постигают азы правовой сферы. Это также обусловлено и тем, что так или иначе каждый из нас соприкасается с правом, а банальное незнание базовых основ правовой системы государства может выльется впоследствии в серьезные проблемы как для субъекта правоотношений, так и для всего общества. Правовая безграмотность и намеренное пренебрежение нормами права порождают множество социальных конфликтов. В этой ситуации ещё одной важнейшей задачей государства является построение правовой дисциплины среди граждан, которая напрямую зависит от уровня правовой культуры общества. Недостаточно просто знать закон, необходимо также стремиться его соблюдать. Без контроля со стороны государства в обществе всё большее распространение будет получать правовой нигилизм (о котором мы поговорим чуть позже) и такое часто встречающееся явление, как неуважение к закону. Нетрудно догадаться, к чему это в итоге приведёт.

Итак, мы выяснили, что правовая культура представляет собой определенный качественный уровень правовой жизни. Следующий шаг – разобраться в структуре правовой культуры. Она включает в себя три уровня: правовая культура личности, отдельной социальной группы и юридическая культура общества. Стоит отметить, что отдельное внимание следует уделять правовой культуре должностных лиц. Так как именно от действий этих людей во многом зависит благополучие всего общества.

При анализе правовой структуры общества принимаются во внимание следующие факторы: уровень правосознания, справедливость законодательства, эффективность судебной систем, принятые и защищаемые права граждан, уровень правого порядка, юридическая грамотность населения, оценка правоохранительных органом и т.д. Лишь рассматривая все эти факторы в совокупности можно судить об уровне правовой культуры общества.

Следующие же параметры являются качественными показателями правовой культуры личности: приемлемый уровень правосознания, информированность, осведомленность о действующих в стране законах, соблюдение законодательных норм, правильное осознание своих прав и обязанностей, а также понимание прав других субъектов правоотношений, и отсутствие правовой индифферентности, то есть противоборство беззаконию и преодоление правового нигилизма.

В начале моих рассуждений о правовой культуре был задан вопрос: «Почему же правовой культуре в современном мире уделяется такое значение?» Самая главная причина заключается в том, что от правовой культуры во много зависит благополучие всей жизни общества. Это очень важный элемент правовой системы, которому многие люди не придают должного значения. Государство можно сравнить с высоким, многоэтажным домом, в котором люди выступают в роли строительного материала. Прочность всего строения напрямую зависит от качества ресурсов, применяемых в строительстве. Так же и в нашей с вами жизни. Благополучие всего общества должно быть целью каждого субъекта правоотношений. И здесь неприменим принцип: «Каждый сам за себя». Человек не может юридически обособиться от общества. Реалии современной жизни заставляют нас взаимодействовать с государством и правовой системой. Связующим звеном же между государством и гражданином выступает не что иное, как право. А, как уже говорилось раннее, «правое качество» жизни неразрывно связано с таким понятием, как правовая культура, уровень которой в нашей стране, к сожалению, по-прежнему остается на достаточно невысоком уровне. Повышения правовой грамотности и юридической культуры общества – процесс отнюдь непростой, проблематичный и довольно долгий. Однако без усилий не бывает результата, именно поэтому государство активно пытается решить проблему низкого уровня правовой культуры населения, используя самые разные методы. И всё это лишь для одной цели – повышение общественного благополучия и правопорядка. Однако эта задача невыполнима без приемлемого уровня правовой культуры общества.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В предыдущем разделе были достаточно подробно рассмотрены такие понятия, как правосознание и правовая культура. Было сказано большое количество слов об их важности, предназначении и ценности для современного мира. Однако из всех тех рассуждений возникает довольно логичный вопрос: с помощью какого инструмента можно достичь необходимого уровня правового сознания и правовой культуры? Этим инструментом является правовое воспитания.

Встречаются самые разные формы воспитания личности: идеологическое, морально-нравственное, патриотическое, политическое, культурное, духовное и т.д. Все они комплексно оказывают влияние на сознание человека, его мировоззрение и во многом определяют формы поведения и мотивы деятельности индивида. Однако в большей степени нас будет интересовать правовая форма воспитания, которая, не являясь исключением, по-своему оказывает на человека воспитательный эффект.

Какой же смысл заложен в понятии правовое воспитание? Н.И. Матузов и А.В. Малько дают следующую трактовку данному термину: «это целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан»[16]. Из этого определения можно понять: процесс правового воспитания гражданина представляет собой целенаправленную передачу ему знаний, повышающих уровень его правового сознания и правовой культуры. Одним словом, юридическое воспитание личности. Этот процесс конструирует не только правовую базу в сознании индивида, но и духовно воспитывает его, наделяя его навыками, которые необходимы ему для полноценного взаимодействия с другими членами общества.

Обычно рассуждают о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, которые являются представителями государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих, всё-таки, оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Говоря о необходимости правового воспитания личности, важно упомянуть о целях, которые преследует данное явление. Одной из важнейших задач является выработка у гражданина здорового чувства права и прогрессивного юридического мировоззрения[17]. Уровень правовой воспитанности детерминирует социальную подготовку гражданина как активного члена общества. Для полноценного взаимодействия с общественной средой человеку необходима аккумуляция правовых навыков и знаний, которые впоследствии помогут ему отстаивать и защищать свои права законными методами.

Юридически социализированный человек уважает закон, не проявляет индифферентного отношения к несправедливости, по мере своих возможностей борется с противоправными действиями и беззаконием.

Почему так важно оказывать внешнее давление на гражданина, воспитывая его? В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в общественную жизнь, переход ее к участию в функционировании гражданского общества и государства. Однако уже в ходе социализации могут возникать искажения и деформации, которые и приводят впоследствии к появлению у человека криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения[18].

Без целенаправленного воспитательного воздействия на индивида, у него может складываться неправильное понимания права. Сделанные им самостоятельно умозаключения и всяческого рода силлогизмы могут приводить (что чаще всего и происходит) к формированию у гражданина деформированного правового сознания и развитию правового нигилизма.

Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практикиего применения, избирательность в применении норм права, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, справедливость санкций за их нарушение.

Следует несколько слов сказать и о деформации правосознания. Это такое состояние, когда у его носителей формируются определенные взгляды, чувства, настроения, эмоции, переживания, своеобразные идеи, представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают негативное отношение к действующему праву, правосудию и законности, что, следовательно, и приводит к формированию отрицательно ориентированному правосознанию.

Правовое воспитание всегда достаточно сильно ограничено реальной правовой практикой. Затруднительно оказывать на человека позитивное влияние, внушая ему те или иные ценности, когда уважение к этим самым ценностям отсутствует в правосознании и деятельности людей, играющих роль «воспитателя». Важно не только убедить человека в важности жизни «по закону», но и подкреплять свои слова реальной правовой практикой, что, к сожалению, не всегда реализовывается в нашей стране, где высказывания всевозможных должностных лиц и государственных служащих часто разнятся с их деятельностью. Роль законной правовой деятельности властных органов в процессе правового воспитания трудно переоценить, ведь именно эти люди, в чьих руках и сосредоточена власть, должны показывать положительные примеры того, как нужно поступать в той или иной ситуации, руководствуясь только законными методами и не используя своё высокое положение для решения своих собственных проблем. То есть нужно стремиться к построению правового государства, в котором в полной мере реализуется принцип верховенства закона. Гражданину трудно проявлять уважение к закону, трудно впитывать идеи, которые в него пытаются заложить в процессе правового воспитания, если он не будет ощущать важности и реальной эффективности этих самых идей. Личность, которая критически оценивает окружающую его правовую действительность, не способна юридически воспитывается, если осознает, что люди, пытающиеся его воспитать, сами не придерживаются изложенным установкам.

Для полного осознания сущности такого процесса, как правовое воспитание необходимо разобрать формы правового воспитания. Выделяют следующие формы: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самообразование[19].

Правовая пропаганда является наиболее распространенным способом правового воспитания. Это обусловлено тем, что под данную форму попадает наиболее широкий круг лиц. В той иной степени правовой пропаганде подвергается каждый гражданин. Она включает себя самые разные процессы передачи юридических знаний: разного рода лекции, беседы, консультации; издание книг; пропаганда с помощью средств массовой информации: телевидения, радио, газет и т.д.

Правовое обучение осуществляется через передачу и усвоение знаний в высших учебных заведениях и других специализированных учреждениях (школах, училищах, техникумах, колледжах).

Юридическая практика как процесс правового воспитания реализуется, как правило, через повседневный правовой опыт (участие в судебных процессах, пользование услугами адвокатов и юристов, правоохранительная деятельность).

Самообразование является не менее важной формой правового воспитания, роль которого часто недооценивается как государством, так и самим гражданином. Тут следует сказать, что органам властинеобходимо мотивировать и подталкивать человека к правовому самообразованию, а сам гражданин, осознавая важность юридической эрудиции, должен стремиться развиваться свой правовой кругозор.

Отдельное слово следует сказать и методах правового воспитания, из которых обычно выделяют такие методы, как убеждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика и всевозможные другие способы и приёмы воздействия на сознание и поведение субъектов[20].

В завершении рассмотрения понятия и форм правового воспитания необходимо сказать о важности формирования у каждого гражданина верного понимания роли права в жизни общества, его ценность, необходимость[21]. Также каждый юридически социализированный индивид должен обладать развитым чувством собственного достоинства и стремлением, руководствуясь законом, отстаивать свои права.

2.2. ЗНАЧИМОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Воспитание – это именно тот процесс, который во многом определяет уровень социализации личности. Это касается всех без исключения сфер жизни: духовной, общественной, правовой, культурной и т.д. Приобщение к нравственным ценностям играет очень важную роль в процессе формирования личности, так как без него человек просто не сможет полноценно сосуществовать с обществом.

Социализация определяет степень подготовленности человека к жизни в обществе. Люди, которым не оказывалось должного воспитания (правового в том числе), более склонны к девиантному и делинквентному поведению. Ярким примером являются дети-Маугли. Это люди, которых процесс социализации полностью обошёл стороной. Конечно, дети-Маугли являются, скорее, исключениями из правил, однако можно с уверенность сказать, что без умышленного воздействия на личность и прививания ей определенных ценностей, общество давно бы погрузилось в хаос.

В чём же важность именно правового воспитания? Право–это самый сильный регулятор общественных отношений. Это то, на чём во многом и держится благополучие нашего общества. Через правовое воспитание осуществляется не только передача юридический знаний от одного субъекта к другому, но и приобщение человека к идеям уважительного отношения к закону, борьба с правовым нигилизмом.

Каждый гражданин должен знать хотя бы основы законодательства страны, в который он проживает. Базовые права и обязанности, а также основы конституционного строя прописаны в основном законе страны - Конституции[22]. Для того чтобы быть полноценной ячейкой общества, человеку необходимо осознавать степень дозволенности своих действий. Эта степень и выражается в правах гражданина. Однако существуют и обязанности, которые каждый неукоснительно должен выполнять.

Знание основ конституционного строя и других основ законодательства способствует развитию определенной гражданской позиции. Многие люди отождествляют такие понятия, как власть и закон. Однако далеко не всегда представители власти осуществляет свою деятельность в рамках законодательства. Дело может касаться даже статей Конституции, которые могут нарушаться. Оценка действия органов власти способствует развитию тех или иных политических убеждений у гражданина, развитию правового сознания личности.

Юридическая грамотность необходима и в обыденной жизни. Каждому гражданину понятно, что, допустим, убийство другого человека – юридически наказуемая вещь, однако правовая осведомленность проявляется в более глубоких аспектах. Например, обращение в суд, сам процесс судопроизводства, подача различных заявлений, трудоустройство, и даже процесс создания семьи – всё это регулируется правом. Проблема состоит в том, что огромная часть населения совершенно не социализирована в правовом плане. Некоторые люди банально не знают, что делать, если их права нарушается. Этим во много и объясняется боязнь граждан различного рода силовых структур, в частности сотрудников полиции. Человек чаще всего не знает, как защитить себя от неправомерных действий представителей власти. Для этого нужно помнить, что любые незаконные действия уполномоченных органов юридически наказуемы, поэтому каждый гражданин должен знать пределы полномочий тех или иных представителей власти. Только обладая определенным уровнем юридической осведомленности можно защитить и отстоять свои законные права. Данная задача достигается именно правовым воспитанием во всех его проявлениях: правовая пропаганда, правовое обучение, самообразование.

Однако низкий уровень юридических знаний далеко не единственная проблема. Гораздо больший урон обществу наносит процветающий правовой нигилизм.

Проблема правового нигилизма вовсе не уникальна для современного российского общества. Неуважительное отношение к закону – отличительная черта русского менталитета[23].

Ещё А.И. Герцен высказывал мысль о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. «Русский, какого бы звания он ни был обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; точно так же поступает и правительство»[24]. М.И. Салтыков-Щедрин считал, что «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Многие известные писатели и историки 19-ого века имели схожую позицию. Среди них можно выделить: В.О. Ключевского, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого.

В СССР использовались в большей мере не правовые, волюнтаристские методы правления[25]. Это во многом было обусловлено тем политическим режим, который сложился в стране.

Правовой нигилизм свойственен и для современной России, и, можно сказать, даже получил активное развитие. Причиной этому служит множество самых различных факторов: высокий уровень бюрократизма, лоббизм чиновников, экономические факторы, в частности низкий уровень материального благополучия большей части населения, неуважительное отношение к закону, встречающееся на всех уровнях общества, низкий уровень правового сознания и правовой культуры большей части населения страны.

И правовое воспитание играет тут важнейшую роль. Особенно четко это можно проследить, если обратить внимание на уровень правовой культуры такой социальной группы, как молодежь. Именно эту категорию людей чаще всего привлекают идеи девиантного и делинквентного поведения. Это детерминируется особенностями данной социальной группы: переходностью положения, нигилизмом по отношению к окружающей действительности, максимализмом, критическим отношением к старшему поколению и т.д. Конгломерат вышеперечисленных факторов создают нравственную основу, которая определяет мотивы деятельности молодежи.

Молодежь – та категория людей, на которых в большей степени должно быть направлено правовое воспитание. Незаложенные в подростковом возрасте основы правовой культуры будет впоследствии практически невозможно привить уже взрослому человеку. А высокий уровень преступности (и не только среди подростков) обусловлен во многом тем, что в обществе отсутствует необходимый уровень правовой культуры, который и должен достигаться правовым воспитанием.

Следует также сказать о проблеме, которая очень актуальна именно для нашего времени. Среди молодежи активное развитие получает такая тенденция, как тяга к преступной, криминальной романтике. Молодые люди, которые в виду своего возраста особо подвержены различного рода пропаганде, романтизируют криминальную культуру. И, как мне кажется, государство не уделяет этой проблеме должного внимания. Говоря о последствиях таких влечений к криминалу, я бы хотел привести данные Генпрокуратуры о подростковой преступности в разных регионах России за 2016 год[26]. Самый большой процент преступлений среди молодого поколения был зафиксирован в Сибири и Забайкалье. Эта закономерность вовсе не случайна. Она обусловлена множеством причин, одной из которых является развитие в регионе субкультуры, основанной на тюремной идеологии.

Особенно активно тюремная идеология распространяется через социальные сети и интернет. Государство не придает этому факту должного внимания, как следствие, никак не контролирует данную сферу. Нет какого-либо нормативного акта, запрещающего пропаганду криминальной субкультуры среди молодёжи.

Также идеология тюремного мира опосредованно пропагандируется через искусство, в частности музыку и кинематограф. Доступ к такой информации необходимо ограничить для несовершеннолетних, которые в процессе взросления лишь начинают выстраивать своё мировоззрения.

Однако все вышеперечисленные примеры вытекают в большей степени лишь из одного фактора – недостаточно эффективного правового воспитания. И действия государства, направленные на решения данной задачи, видны невооруженным глазом. Активно правовое воспитание осуществляется через СМИ и телевидение. Представители власти организуют различного рода консультации, семинары илекции. А таким дисциплинам, как обществознание и право уделяется всё большое внимание на средней ступени образования.

Как вывод, хотелось бы сказать, что роль правового воспитания в процессе формирования правосознания и правовой культуры нельзя недооценивать. Только через правильную воспитательную политику, проводимую государством, можно достичь необходимого уровня правовой грамотности населения. А вечную проблему русского народа – правовой нигилизм – можно будет победить лишь тогда, когда русский человек научится ценить и уважать закон. И без правового воспитания здесь никак не обойтись.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правосознание и правовая культура являются неотъемлемыми составляющими правового мировоззрения любого гражданина. Уровень развитости этих категорий играет очень важную роль как для самой личности, так и для всего общества. Эти понятия во много определяют деятельность человека: то какую гражданскую позицию он будет занимать, как будет относиться к правовой системе государства и к праву в целом. Для государства важнейшую роль играет именно уровень правовой культуры и развитость правового сознания населения. От этих критериев напрямую зависит благополучие всей общественной сферы.

Правосознание является зеркалом правового мировоззрения человека. То есть это совокупности взглядов, идей, представлений, а также эмоций чувств, определяющих отношение человека к праву.

Говоря же о правовой культуре, следует сказать, что оно не менее важно для общества, нежели правовое сознание. Ведь это целая совокупность моральных и материальных ценностей в области права, а также юридическая осведомленность. Она в процессе своего развития прошла множество уровней исторического развития. Достигнутый уровень правовой культуры общества обусловлен множеством взаимосвязанных процессов. И одной из важнейших задач, ставших перед нашим обществом в правовой сфере, является развитие правовой культуры всей цивилизации.

Оба понятия – правовая культура и правосознание – неразрывно связаны с ещё одним крайне важным явлением – правовым воспитанием.

Правовое воспитание – это достаточно многогранное понятие. Его можно обозначить как систему мер воспитательного воздействия на личность, как определенную функцию государства.

Правовое воспитание можно с уверенностью отнести и к системе общего воспитания личности, так как оно достаточно тесно взаимодействует и переплетается с нравственным, политическим видами воспитания. Причем играет важнейшую роль в процессе, скажем, политического воспитания. Так как процесс воспитания – вещь взаимосвязанная, и её разные формы неразрывно переплетены между собой и оказывают друг на друга сильнейшее влияние.

Состояние правопорядка, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся поведение молодежи – все это является теми факторами, которые объясняют актуальность такого понятия, как правовое воспитание. Оно по праву должно претендовать на роль одного из главнейших разделов в общей системе воспитания всего населения, всех его слоев, различных социальных и профессиональных групп. Правовое воспитание юридически социализирует личность и подготавливает её к жизни в правовом обществе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237.
  2. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // Российская газета от 26 февраля 2013 г. № 6017.

ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНИКИ И МОНОГРАФИИ

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. - 410с.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2016.
  3. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2014. - 640с.
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2014. - 512с.
  5. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2017. – 640с.
  6. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2014. - 832с.
  7. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2015. -400 с.
  8. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2015. - 345с.
  9. Елеонский В.О. Страницы истории: права граждан и теория советского права // Гражданин и право. 2013. - № 6.С 55-61.

АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

  1. Зрячкин А.Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12. 00. 01. – Саратов, 2007. – 27 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Бабаев В. К. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Электронный учебник / под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 716 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru.(дата обращения: 03.05. 2019).
  2. Протасов В. Н. Теория государства и права[Электронный ресурс]: Электронное учебное пособие для вузов / В. Н. Протасов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 193 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru. (дата обращения: 07.05.2019).

Рейтинг стран по уровню преступности [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://gotoroad.ru/best/rejting-stran-po-urovnyu-prestupnosti. (Дата обращения: 10.05.2019).

  1. Газета Известия Генпрокуратура составила рейтинг субъектов РФ по количеству совершенных подростками преступлений [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iz.ru/news/660388. (Дата обращения: 13.05.2019).
  1. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2015. С. 244.

  2. Бабаев В. К. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Электронный учебник / под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 386. – Режим доступа: https://biblio-online.ru (дата обращения: 03.05. 2019)

  3. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2015. С 245.

  4. Бабаев В. К. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Электронный учебник / под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 386. – Режим доступа: https://biblio-online.ru (дата обращения: 03.05. 2019)

  5. Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник / А. В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 473.

  6. . Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2015. С 219.

  7. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // Российская газета от 26 февраля 2013 г. № 6017.

  8. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2015. С. 249.

  9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С 231.

  10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С.234.

  11. Бабаев В. К. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Электронный учебник / под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 386. – Режим доступа: https://biblio-online.ru (дата обращения: 03.05. 2019)

  12. Рейтинг стран по уровню преступности [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gotoroad.ru. (Дата обращения: 10.05.2019).

  13. Протасов В. Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Электронное учебное пособие для вузов / В. Н. Протасов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 134. – Режим доступа: https://biblio-online.ru. (дата обращения: 07.05.2019).

  14. Бабаев В. К. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Электронный учебник / под ред. В.К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 386. – Режим доступа: https://biblio-online.ru (дата обращения: 03.05. 2019)

  15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237.

  16. Елеонский В.О. Страницы истории: права граждан и теория советского права // Гражданин и право. 2013. - № 6.С 55-61.

  17. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С.252.

  18. Зрячкин А.Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: автореф. дис. …канд. юрид. наук:12. 00. 01. – Саратов, 2007. – С.9-13.

  19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2014. С 253.

  20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2014. С.254

  21. Там же. С. 254.

  22. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237.

  23. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2014. - 512с.

  24. Герцен А.И. Собрание Сочинений / А.И. Герцен. – Т.7.– М.: Издательство академии наук СССР, 1956. С. 251.

  25. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2014. - 512с.

  26. Газета Известия Генпрокуратура составила рейтинг субъектов РФ по количеству совершенных подростками преступлений [Электронный ресурс] // – 2016. Режим доступа: https://iz.ru/news/660388. (Дата обращения: 13.05.2019).