Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания ( Теоретические подходы к определению сущности и классификации правосознания )

Содержание:

Введение

Интерес к теме правосознания связан с гуманизацией правовой системы России и доминировании диспозитивных методов правового регулирование. Приоритет прав и свобод человека и гражданина актуализирует вопрос ответственности выбора правомерного поведения, а в некоторых ситуациях и добровольного запрещения запретов. От уровня развития правосознания каждого человека зависит стабильность правовой системы и эффективность общественного развития.

Объектом исследования является правосознание как многофункциональный феномен, оказывающий существенное воздействие на развитие общественных отношений.

Предмет исследования составляют системообразующие факторы правового сознания, влияющие на выбор способа поведения личности.

Целью курсовой работы является необходимость всестороннего исследования правосознания как источника правового поведения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. провести теоретико-правовой анализ содержания правового сознания и характера его влияния на правовое поведение;
  2. выделить в структуре правосознания компоненты, определяющие готовность личности к правовому поведению;
  3. определить функции правового сознания в формировании правовой активности личности как высшей формы правомерного поведения.

К основным фундаментальным исследованиям данной проблемы традиционно относят исследования П. Баранова, Е. Лукашевой, Н. Матузова, В. Чафранова. Однако, большинство работ посвящено исследованию различных практически значимых аспектов формирования правосознаия и его воздействие на социально значимое поведение личности. Так исследованию правосознания как элемента общественного сознания и его взаимосвязи с правовой культурой посвящены работы таких юристов как: Н. Вопленко, В.Каминской, А. Ратинова, В. Щергорцова и ряда других.

Классификация правосознания и описание его видов наиболее полно представлены в монографиях А. Грошева, В. Сапуна и Н. Соколова. В современной теории права есть множество подходов, но отсутствует целостное комплексное понимание данного политико-правового явления. Кардинально изменившаяся правовая реальность заставляет критически пересматривать устоявшиеся научные подходы к содержанию и классификации правосознания.

Методологическая основа исследования основана на использовании таких общенаучных методов как: единство анализа и синтеза, исторический, системно-структурный, а также частно-научные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.

Достоверность исследована связана с изучением авторитетных источников таких как диссертации, авторефераты, монографии, научные статьи и учебная литература

Глава 1. Понятие, структура и виды правосознания

1.1 Теоретические подходы к определению сущности и классификации правосознания

Правосознание как особо значимая разновидность общественного сознания определяет систему правовых ориентиров человека в правовой действительности и определяет его правовые установки и модель поведения. Практическая значимость данной проблемы в теории права обусловлена изменениями политико-правовой действительности, трансформации системы ценностей общества в целом и каждого человека в частности. Проблемы понимания сущности современного правосознания стоят на стыке проблем глобализации, доминирование либеральной модели правопонимания насаждению потребительского отношения к ресурсам общества и государства.

Многочисленные дискуссии экспертов в области права, социологии, психологии и политологии касаются прежде всего осмысления сущности этого сложного явления. Для того, чтобы дать объективную характеристику юридическому содержанию термина «правосознание» необходимо рассмотреть различные подходы и динамику содержания данного понятия.

В широком (философском) аспекте правосознание характеризуется как форму общественного сознания, которая позволяет определять ценностные ориентиры человека в обществе, формировать законопослушную модель поведения и творчески изменять условия своего существования.[1] То есть это определенное отношение к правовой реальности и ценностям, и самому себе ( субъективное само осознание себя в правовом поле).

В психологии правосознание рассматривается как «совокупность психического отражения права, которое проявляет себя на разных уровнях и разных ситуациях»[2]. В политологических исследованиях правосознание принято рассматривать через его взаимодействие с такими институтами как политическая культура и политическое поведение.[3]

Юридическая наука стремиться дать комплексное определение, включая все выше названные аспекты правосознания. Задача правосознания отражать право значимые идеи, ценности для формирования должного и социально полезного порядка в обществе (то есть указывается неразрывная связь с правопорядком и законностью).[4]

Одним из наиболее ярких основоположников анализа правосознания с позиций естественно-правового подхода является И.А. Ильин. Он указывал на ведущую роль правосознания по отношению к позитивному праву, правопорядку и системе верховной публичной власти. Его идеи были развиты в трудах Б. Кистяковского, Н. Коркунова, Л. Петражицкого, которые рассматривали правосознание как осознанную мотивацию индивидом своего поведения.

Целостная теория правосознания сформировалась лишь во второй половине XX века в трудах К. Бельского, И. Покровского, И.Фарбера. Значительный вклад в развитие данной проблематики внесли такие ученые как Н. Матузов, Н. Козюбра, В.Сальников и другие. Однако, их подход был прямо противоположным дореволюционным исследователям. Правосознание рассматривалось с формально-юридических, легистских позиций и определялось как классовое явление, обусловленное материальными условиями жизни.[5] До конца 80-х годов в юридической науке появилось и оформилось понятие «социалистического правосознания» как совокупности верных идей и взглядов рабочего класса.

Некоторый отход от легистких позиций произошел в 90-е годы. В этот период особое внимание уделяется правовой психологии как элементу правосознания, углубляются и расширяются его основные и неосновные функции.

В современной юридической науке наиболее распространенным является определение правосознания как «совокупность представлений, чувств, эмоций, волевых и интеллектуальных процессов, через которые выражается отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву»[6].

Правосознание имеет общую с правом природу и в силу этого вторично по отношению к существующим общественным отношениям, так как формируется под непосредственным воздействием потребностей и интересов общества, различных социальных групп, классов и отдельных индивидов, но, сформировавшись, само начинает оказывать воздействие на существующие в обществе отношения. Право и правосознание формируются в диалектическом единстве. Существенный признак правосознания - взаимосвязь в сознании жизненных потребностей, условий, интересов общества, класса, отдельного индивида и возможных или существующих в обществе юридических прав и обязанностей. Правосознание определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, существующими правовыми традициями, системой распространенных в обществе оценочных отношений к правовым явлениям.

Правосознание, как одна из форм общественного сознания, обладает рядом характеристик:

  1. оно не только отражает социальную действительность, но и активно воздействует на нее, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений, закрепленных в нормативно-правовых актах;
  2. всегда проявляется через осознанную и волевую деятельность;
  3. не может существовать без своего конкретного носителя - человеческой личности, социальных групп, коллективов, классов и т.п.
  4. оно связано с процессом социализации личности, так как жизненный опыт и социальная практика оказывают влияние на формирование его правовых установок и мотивов.

Итак, правосознание — это форма общественного сознания, система понятий, идей, представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

Правосознание - сложное структурное образование, в котором можно выделить правовую психологию и правовую идеологию, но на этом структура правосознания не исчерпывается, так как правовая психология и правовая идеология выступают наиболее крупными ее элементами. Далее в структуру правосознания входят следующие компоненты: наличие познавательных процессов, обеспечивающих осознание (информационный элемент); различение субъекта и объекта (субъектный элемент); обеспечение целеполагающей деятельности (целевой и волевой элемент); определенное внутреннее отношение к окружающей правовой действительности (оценочный элемент). По мнению О. Скакун, правосознание не только исполняет оценочную функцию, но и «направляет человека на определенные изменения в правовой среде, контролирует, прогнозирует их» [7].

В вопросе классификации правосознания в современной юридической науке существуют различные подходы. До конца прошлого века основы классификации правосознания были связанны с пониманием данного явления как формы общественного сознания. Так. А. Ратинов выделил критерии классификации:

  1. субъект (индивид, группа, общество);
  2. способ отражения (познавательное и социально-психологическое);
  3. глубина отражения (обыденное, профессиональное и теоретическое);
  4. широта распространения (массовое, специализированное, локальное) [8].

Еще два основания предлагает выделить И. Вершок:

  1. по отраслевому принципу (экологическое правосознание, гражданское правосознание);
  2. по виду юридического процесса (правосознание законодателя, правосознание правоприменителя и др.)[9].

Таким образом, понятие правосознания в юридической науке постоянно дополнялось и углублялось. В настоящее время в специальной литературе под правосознанием понимают целостную систему знаний, взглядов, убеждений индивида иди социальной группы к праву, формирующий модель поведения. Правосознание определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, существующими правовыми традициями, системой распространенных в обществе оценочных отношений к правовым явлениям.

Правосознание, как одна из форм общественного сознания, обладает рядом характеристик:

  1. оно не только отражает социальную действительность, но и активно воздействует на нее, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений, закрепленных в нормативно-правовых актах;
  2. всегда проявляется через осознанную и волевую деятельность;
  3. не может существовать без своего конкретного носителя - человеческой личности, социальных групп, коллективов, классов и т.п.
  4. оно связано с процессом социализации личности, так как жизненный опыт и социальная практика оказывают влияние на формирование его правовых установок и мотивов.

От корректности и адекватности принятого в науке определения зависит содержание, классификация, структура и функции правосознания.

Структура правосознания

Правосознание - сложное структурное образование, в котором можно выделить правовую психологию и правовую идеологию, но на этом структура правосознания не исчерпывается, так как правовая психология и правовая идеология выступают наиболее крупными ее элементами. Далее в структуру правосознания входят следующие компоненты: наличие познавательных процессов, обеспечивающих осознание (информационный элемент); различение субъекта и объекта (субъектный элемент); обеспечение целеполагающей деятельности (целевой и волевой элемент); определенное внутреннее отношение к окружающей правовой действительности (оценочный элемент).

Правовая психология включает отношение к действующему праву, правовые ориентации и мотивы правомерного поведения, различного рода чувства, эмоции, возникающие по поводу действующих правовых норм и практики их применения, характерные для общества в целом, отдельных групп индивидов или конкретной личности.

Начальный этап формирования любого правосознания связан с информационным элементом. Это наличие в сознании того или иного объема информации о правовых нормах, законе, практике их применения. Присутствие информационного элемента в структуре правосознания обязательно, ибо без информации о правовых нормах не может быть и отношения к ним. После информационного элемента начинают действовать целевой и оценочный элементы. Получив информацию о правовых нормах, субъект вырабатывает к ним отношение, оценивает их, сопоставляет с собственными установками. Здесь и возникают положительное, отрицательное, удивительное, безразличное, негативное, ответственное и другие виды отношения к существующим нормам. При этом познавательным, оценочным, волевым элементам всегда сопутствует определенный эмоциональный фон субъекта. Эмоциональное и рациональное находят разумное сочетание в правосознании субъекта.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и реализации права, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных нормативных актов, основные принципы, конкретное содержание правового регулирования. Правовая идеология тесным образом сопряжена с существующими в обществе концепциями правопонимания, правовыми теориями, доктринами.

Правовая идеология может находить свое выражение в действующих нормативно-правовых актах, так как в итоге она влияет на волю и сознание законодателя, который воплощает в законах отдельные правовые идеологические воззрения. Например, естественно-правовая теория нашла свое выражение в действующем законодательстве посредством закрепления прав и свобод человека, признания частной собственности, идеологического многообразия, равноправия и т.д. Во многом правовая идеология связана с целенаправленной научной деятельностью, поэтому ее иногда в литературе определяют как систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения. Правовая психология и правовая идеология неразрывно связаны друг с другом, так как относятся к одной сфере - правосознанию.

Правовая установка. Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка как состояние готовности к действию в определенной ситуации была открыта немецким психологом Л. Ланге, а активно разрабатывалась советским ученым Д.Н. Узнадзе, в теории которого установка, аккумулируя прошлый опыт человека, опосредует стимулирующее воздействие внешних условий и уравновешивает отношения субъекта со средой.

Под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой активности в определенной ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведенческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру[10].

В психической структуре готовности к правовой коммуникации можно выделить на разных уровнях регуляции поведения неосознаваемые установки относительно простейших правовых ситуаций и сложные правовые установки, регулирующие правовые действия на основе ценностных ориентации личности и определенной правовой идеологии. Правовая установка может проявляться как в нежелании субъекта, исходящего из определенных религиозных убеждений, отстаивать свои законные права в гражданско-правовом порядке (пассивная коммуникативно-правовая установка), так и в сознательном, теоретически «оправданном», нарушении установленных правовых запретов (антикоммуникативная правовая установка). Такова, например, была правовая установка Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Правовая установка может быть не только индивидуальной, но также групповой и этнической. Групповая правовая установка может быть как социализированной (например, правовая установка судейского корпуса), так и несоциализированной (например, правовая установка преступного сообщества). Этническая правовая установка отражает специфику правового менталитета конкретного этноса и находит свое выражение в стереотипах этнического правового поведения[11].

Глава 2. Основные подходы к критериям определения видов правосознания

2.1. Виды правосознания

Правосознание классифицируют на виды по различным основаниям. В зависимости от уровня проникновения в сущность права и глубины охвата правовых явлений правосознание может быть обыденным, профессиональным и научным.

Первый уровень - обыденное правосознание. Оно характерно для большинства членов общества и формируется в повседневной жизни граждан. Граждане так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями, так как правовую информацию получают еще на школьной скамье, по телевидению, при обращении в компетентные органы или в результате самообразования и т.д. Для людей с обыденным уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, основных положений Конституции, а их правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Следующий уровень - профессиональное правосознание, которое формируется в процессе специальной подготовки, например, при обучении в юридическом вузе, в процессе осуществления юридической деятельности. Субъекты этого уровня правосознания наделены специальными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Например, профессиональным правосознанием обладают судьи, нотариусы, юристы различных предприятий, прокурорские работники и т.д. Занятие многих государственных должностей действующее законодательство связывает с наличием специальной юридической подготовки, а иногда и практического стажа. Иными словами, для законодателя небезразлично, каким правосознанием обладает субъект, претендующий на право осуществлять практическую юридическую деятельность[12].

Третий уровень - научное правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся проблемами правового регулирования. Научное правосознание отличается глубоким восприятием сущностных закономерностей возникновения, развития и функционирования права.

Субъектами (носителями) правосознания могут выступать как отдельные индивиды, так и различные социальные группы вплоть до социума в целом. В соответствие с этим различают следующие виды правосознания: индивидуальное, групповое и общественное.

Индивидуальное правосознание характеризует правосознание каждой отдельной личности. Чаще всего оно несет в себе родовые черты общественного правосознания, но может и существенным образом отличаться от него (правосознание Сократа и правосознание афинского общества). Проблема формирования нормального, здорового правосознания личности является насущной необходимостью прежде всего для нашего общества.

Групповое правосознание представляет собой представления, оценки и установки тех или иных социальных групп, слоев, классов общества[13]. Такое правосознание наряду с элементами общественного правосознания включает в себя и специфические элементы, определяемые особенностями социального статуса соответствующей общественной группы. Например, правосознание юристов (как правило) существенно отличается от правосознания криминальных сообществ.

Общественное правосознание характеризует правосознание общества в целом и именно в нем живет право. Оно отличается стабильностью, формируется в течение длительного времени и имеет сложную структуру*(565). Наиболее консервативными элементами в общественном правосознании являются правовая идеология и правовая психология. Они отражают объективные условия жизни общества и постоянно репродуцируются как на сознательном, так и бессознательном уровнях. При этом в одном и том же обществе может одновременно существовать несколько правовых идеологий, но носить не групповой, а общественный характер будет только та, которая отражает онтологические (социокультурные и этнические) условия правовой жизни конкретного социума и получает легитимное значение. Этим предопределяется возможная ситуация конфликта между официальной правовой идеологией, насаждаемой сверху, и общественным правосознанием, являющимся в этом случае оппозиционным.

Одним из значимых является такой критерий как качественное проявление:

  1. правовая инфантильность, определяемая незнанием права в силу возрастных или иных факторов;
  2. правовой нигилизм как негативное (неуважительное, пренебрежительное) отношение лица к праву в силу несогласия с правовыми требованиями и установками, отрицания и/или неприятия правовых ценностей, нежелания руководствоваться ими в качестве ориентиров своего поведения;
  3. правовой идеализм, проявляемый в абсолютизации роли права в обществе, фетишизации закона как средства социального регулирования, идеализации роли законодательных новаций в разрешении общественных и государственных проблем;
  4. правовой реализм, основанный на знании права, уважении его ценностей и требований, конструктивном отношении к правовым решениям, осознанном желании участвовать в их реализации, что практически проявляется в социально активном правомерном поведении.

Правосознание может быть как положительным (позитивным), так и отрицательным (негативным, или деформированным)[14].

Положительное правосознание характеризуется тем, что его обладатели понимают и одобряют значение и роль права в практической жизни, поддержании общественного порядка.

Носители отрицательного правосознания также имеют определенный уровень знаний, представлений о праве, но не понимают либо понимают, но не одобряют его содержания и значения.

Негативное правосознание может выступать в форме правового инфантилизма или правового нигилизма.

Типы правосознания

Общая характеристика обыденного, профессионального и теоретического правового сознания в историческом контексте общественного развития дает представление о типе правосознания.

Под типом правосознания понимается совокупность характерных и в то же время существенных черт правовой идеологии и психологии, отражающих их связь с обществом на соответствующей стадии развития.

Долгое время господствовало теократическое правовое сознание, в котором государственный строй и законодательство - одновременно и религия, а религиозные заповеди и обычаи - правовые законы. Индивид в этом сознании не занимает никакого места[15].

Противоположностью ему является светское правосознание, утвердившее себя в отделении государства от церкви, в превознесении знания, личной и индивидуальной духовности.

Новый тип правосознания формируется на этапе возвращения этой противоположности духа к началу единства божественной и человеческой природы, к примирению между ними во имя истины и свободы. Естественно-правовое сознание соединяется с позитивно-правовым.

Иные основания лежат в выделении типов сознания Старого Света и Нового Света; Западного общества и Восточного; доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

Возможно также исследование процесса исторического развития общественного правосознания на основе формационного и цивилизационного подходов, о чем говорится при характеристике типов государства и права. В соответствии с первым выделяют правосознание рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. С позиций цивилизационного подхода возможно деление согласно делению цивилизаций, каковых довольно много. Назовем только два вида: развитые и неразвитые. Правовое сознание до периода буржуазных революций вообще можно охарактеризовать как неразвитое, несформировавшееся.

Содержание правовых установок и ценностных ориентаций, доминирующих в обществе, позволяет выделить два типа отношения к праву, следовательно, два типа правосознания: юридическое мировоззрение и правовой нигилизм.

Это крайние варианты правовых ценностных установок, между которыми может располагаться ряд промежуточных правовых ориентаций. Например, правовой инфантилизм можно рассматривать как тип правосознания, характеризующийся несформированностью правовой установки, обусловленной недостаточностью правовых знаний при завышенной самооценке собственного правосознания[16]. Крайне отрицательное отношение к праву выражено в криминальном правосознании, которое не отрицает ценности права, однако использует знания о праве в преступных целях. Поведенческая реакция может быть основана на вольном обращении с законами, которое обусловлено небрежностью, неорганизованностью субъекта права. В данном случае тип правосознания приобретает форму правового дилетантизма.

Юридическое мировоззрение — тип правосознания, содержание которого составляют уважение к праву, вера в его способность разрешать все социальные конфликты, готовность соблюдать и исполнять законы. Наиболее отчетливо оно прослеживается в доктрине естественного права, утверждающей идею равенства и неотчуждаемости прав человека по факту рождения. Возникновение этого типа правосознания связано с развитием гражданского общества, отрицавшего сословное деление людей и утверждавшего принципы формального равенства, субъективных прав и их судебных гарантий. Юридическое мировоззрение оказало большое влияние на формирование правового государства в западных странах, правовой культуры, законопослушности их граждан.

Чрезмерная абсолютизация преобразовательной роли права, завышенные ожидания, оторванные от реальных экономических, политических, организационных условий, способны породить правовой идеализм, правовой романтизм. Этот тип правосознания характеризуется чрезмерными, заведомо несбыточными надеждами на право, закон в качестве главных средств избавления общества от негативных явлений преступности, коррупции, войн и т.д.

Проявлением подобного типа правосознания является принятие нормативных правовых актов, заведомо невыполнимых, носящих декларативный характер. Такие проявления могут быть свойственны и конституционным актам. Это относится, например, к ст. 1 и 7 Конституции РФ, в которых говорится о правовом и социальном государстве. Провозглашенные в них тезисы так и нс получили реального воплощения в России, а ст. 2 осталась декларацией о намерениях в области прав человека.

Прямо противоположное отношение к праву проявляет правовой нигилизм — тип правосознания, основанный на негативном, отрицательном отношении к праву и закону.

Подобное неуважительное отношение к праву встречается в тех обществах, где идеи прав и индивидуальных свобод оказываются невостребованными и не представляют главной ценности для людей[17].

Одна из причин распространения правового нигилизма заключается в правовом невежестве отсутствии элементарных знаний о праве. Значительно более серьезны психологические корни данного явления. Они кроются в неверии в преобразующую, конструктивную роль права, его способности оказывать влияние на судьбы миллионов простых обывателей. По этой причине многие стремятся действовать в обход существующих норм права.

Российское общество традиционно относится к странам с высоким уровнем нигилистического правосознания. Первоначально отрицание идеи субъективных прав было обусловлено господством общинного сознания. Затем общинность, соборность были дополнены абсолютизмом, который отрицал идею права как меры индивидуальной свободы и вместо нее утвердил понимание права как дарованные монархом привилегии.

В начальный период советской эпохи правовой нигилизм основывался на идее «отмирания права» в условиях коммунистического общества. Установление тоталитаризма в 30-х гг. XX в. в СССР утвердило вместо права политическую целесообразность, которой руководствовались в решении конкретных задач[18].

Современное российское общество, находящееся с 90-х гг. XX в. в состоянии кризиса, также способствует воспроизводству правового нигилизма. Произвол чиновничества, слабая управляемость экономических процессов, безработица, социальная незащищенность большинства населения обусловливают массовое несоблюдение законов, издание взаимоисключающих нормативных правовых актов.

Глава 3. Функции правосознания

3.1. Основные функции правосознания

Социологический анализ структуры правосознания позволяет выделить в нем три компонента — познавательное, оценочное и практическое правосознание. В рамках данного подхода большинство исследователей рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как правило, следующие: гносеологическую, регулирующую и функцию правового моделирования. Гносеологическая функция характеризует познание правовых явлений в объективной реальности, регулирующая — дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его, функция моделирования — служит важнейшим средством формирования соответствующей модели поведения, которое расценивается как необходимое[19]. В. В. Лапаева в юридическом механизме действия права выделяет и анализирует познавательную, оценочную и регулятивную функции правосознания [20].

Познавательная деятельность выполняет функцию отражения правовой реальности (познавательная функция правосознания). Она состоит из ряда последовательно возникающих психических образований: ощущений, главным образом слуховых и зрительных; восприятий; памяти, которая накапливает правовые знания посредством процессов запоминания, воспроизведения, узнавания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, являющегося высшим познавательным процессом, продуктом которого служат правовые идеи, понятия и убеждения.

Однако, познавая правовую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания) через психические эмоциональные процессы и состояния (эмоции, чувства, настроения, эффекты, страсти).

Практической стороной правосознания, осуществляющей разумную реализацию намерений человека, является воля (поведенческая функция правосознания). Она охватывает: уяснение правовых знаний; внутреннее согласование возникающих побуждений со сложившимися правовыми убеждениями и с существующей объективной реальностью, включающей действующую в обществе систему правовых норм и ценностей; определение цели, решение и, наконец, исполнение решения.

Значительную роль в «переработке» и усвоении поступающей в правосознание правовой информации играет сложный механизм психической регуляции поведения человека, включающий в себя осознание интереса, определение цели, систему мотивов и волеизъявление.

Правосознание не просто зеркально отражает окружающую правовую действительность, а преломляет ее через своеобразный «социально-биологический фильтр» человеческой индивидуальности. Он состоит из трех компонентов: особенностей всего психического сплава личности; жизненного опыта человека; непосредственного круга общения индивида.

Если по вопросу количества и содержания основных функций не вызывает сомнений, то их значимость рассматривается по разному. Практическая правовая деятельность человека может быть как успешной, так и неудачной. Задачи контроля и корректировки правовой действительности при этом выполняемой. Таким образом, функция социально - правовой ориентации на этапе практической преобразующей правовой деятельности выступает в форме регуляции этой деятельности. Разделяя данное утверждение, автор работы согласен с мнением М.В. Лидак о том, что регулятивная функция правосознания является основной, без которой все иные не имеют социальной значимости и правовой формы выражения[21].

Содержание регулятивной функции правосознания неразрывно связано с решением вопроса о наличии или отсутствие его нормативности. До недавнего времени господствовала представление о ненормативном характере правосознания. В частности, в учебной литературе утверждалось, что «регулирующая роль правосознания не выходит за рамки идеологического воздействия»[22]. В рамках позитивного подхода регулирующими возможностями обладает только правовая норма.

Более убедительной представляется позиция исследователей, которые под правовым регулированием понимают все виды воздействия права на сознание и поведение (воспитательное, мотивационное и специфически юридическое)[23]. Правовая норма в момент придания ей общеобязательного характера является только потенциальным регулятором поведения. Переход из возможности в действительность возможен только путем восприятия и осознания субъектом права через правосознание.

Регулятивная функция правосознания наиболее остро проявляется в правотворческом процессе в виде формирования новых правовых требований на изменившуюся социальную реальность.

Правосознание играет важную роль и в процессе право реализации. Например, в ходе разрешения конкретной правовой ситуации правоприменитель должен выбрать определенную юридическую норму, соотнести её с конкретными фактами и руководствуясь её диспозицией или санкцией принять решение. Во всех этих действиях правосознанию присуща определяющая роль.

Следует отметить, что наличие регулятивной функции признается всеми исследователями. Дискуссия возникает только по вопросам значимости и степени включенности в механизм правового регулирования.

Анализ основных функций правосознания позволяет прийти к выводу об их взаимообусловленности и органическом единстве. Следствием их реализации является получение субъектом права определенных юридических знаний, выработка определённого отношения личности к окружающей политико- правовой действительности.

3.2. Неосновные функции правосознания

Динамика развития современной правовой системы России требует теоретического исследования правосознания в тесной взаимосвязи с проблемой формирования механизма правового регулирования и его отраслевых элементов как комплексной системы. В данном аспекте следует обратиться к правовому подходу анализа функций механизма правосознания. В частности, А.В. Грошев раскрывает такие неосновные функции механизма правосознания как:

  1. Отражательная – осуществляется в процессе восприятия правовой действительности.
  2. Оценочная – интерпретация и эмоциональная оценка информации.
  3. Фиксационная – то есть отсев не актуальной для субъекта информации.
  4. Функция соотнесения с требованиями законодательства и принятой модели поведения.
  5. Функция целеполагания.
  6. Функция формирования и коррекции деятельности, то есть получение индивидом новой социально значимой информации, коррекция и уточнение целей правомерной модели поведения.

Следует учитывать, что параллельно правосознание выполняет ряд социальных функций. Однако при этом следует различать воспитательную (основную) функцию правосознания от функции распространения информации (неосновной). Целью воспитательной функции является необходимость через донесение правовой информации добиться от субъекта определенного поведения. То есть в данном конкретном случае мы видим общую закономерность: неосновные функции являются «инструментарием» правового воздействия и реализации основных функций правосознания.

Некоторые авторы считают, что существуют и иные функции правосознания. Например, Н.А. Бура указывает на такую функцию правосознания как развитие юридической науки[24]. В трудах В.А. Щегорцева выделяется кроме регулятивной идеологическая и нормативно-прогностическая функции правосознания. Особое внимание он уделял функции правового моделирования[25].

Спорным представляется тезис Н.Л. Гранат, что «основные функции правосознания (познавательная, оценочная, регулятивная) практически охватывают все остальные, например, информативную или прогностическую»[26].

Оспаривая данное утверждение попытаемся дать характеристику неосновных функций правосознания.

Например, информационной функции правосознания присуще вовлечение в информационное правовое поле индивидов, социальных групп, слоев и проведение политики просвещения. Суть данной политики заключается в доведении до всех субъектов права определённой суммы юридической информации[27].

Суть мотивационной функции правосознания- побудить человека, либо социальную общность к юридической активности в рамках правомерного поведения. В данном контексте правовая активность личности подразумевает под собой добровольное, осознаваемое, инициативное и нравственно ответственное поведение человека. Инициативное правовое поведение формируется путем воздействия на человека социально- правовыми и духовно-нравственными средствами с целью стимулирования и поощрении добровольного законопослушного поведения.

Возможно, так же выделить интеллектуальную и эмоциональную функции правосознания. Для интеллектуальной характерно оказание влияния на юридическое бытие общества преимущественно логическими средствами через формулирование новых понятий и правовых категорий. Для эмоциональной функции присуще влияние на правовую действительность путем чувств, эмоций, аффектов.

К неосновным социальным функциям правосознания А.Ч. Чупанова относит воспитательную и коммуникативную[28]. Задача коммуникативной функции создать идеально-духовную основу для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передача необходимой информации и социального управления людьми.

Воспитательная функция направлена на формирование и применение правовых знаний, убеждений, установок при помощи правовой пропаганды и правового обучения.

Рассмотрение неосновных функций правосознания позволяет приди к выводу о том, что оно, являясь правовым явлением, реализуется в различных взаимосвязях общественной жизни и элементах правовой системы.

Главное назначение функций правосознания состоит в том. Чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание личности, обеспечить его достоверной информацией, дать необходимый нормативный и ценностный инструментарий для квалифицированного решения правовых вопросов на уровне своей деятельности и реализации права.

Заключение

В курсовой работе рассмотрено воздействие правосознания на правовое поведение личности, выявляются уровни правового сознания с правомерной или противоправной направленностью и особенности его влияния на поведение субъекта. Правовое сознание является одним из факторов развития правовой активности — формы правомерного поведения личности.

Анализ научной литературы позволил сформулировать ряд выводов:

1. Правосознание представляет собой совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению.

2. Элементами структуры правосознания, определяющие готовность личности к правовому поведению являются: правовая установка, ценностные ориентации, убеждения, цели, мотивы.

3. Правосознание существует неразрывно с сознанием человека, группы людей или общности людей;

4. степень адекватности реакции индивида на каждое отдельное правовое изменение, преобразование зависит от уровня правосознания;

5. структура как целостное объединение ее компонентов, имеет собственные элементы: правовая психология, правовая идеология;

6. правовая психология сводится к оценке происходящих правовых явлений через эмоциональную составляющую индивида, группы людей, общества;

7. правовая идеология предполагает всестороннее, глубокое научное обоснование правовых явлений через научные теории, концепции, взгляды и тд.;

8. в список компонентов структуры правосознания можно включить поведенческий тип;

9. правосознание делится на виды по различным основаниям, что позволяет указать на сложность, наличие различных сторон данного явления;

10. по субъектам-носителям: индивидуальный, коллективный и общественный уровни правосознания при наличии отличных друг от друга причин возникновения и черт сосуществуют на основании взаимной связи, оказывая влияние друг на друга, но не сводясь друг с другом;

11. Взаимодействие негативных и позитивных элементов образуют направленность правосознания - совокупность психологических и идеологических элементов правосознания, которые проявляются в готовности личности к определенному виду правового поведения (правомерного или противоправного).

На современном этапе социального развития очевидно, что успешное решение политических и социальных задач невозможно без повышения уровня правосознания личности, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении положений правовых норм в повседневную жизнь.

В этой связи правосознание можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие для формирования готовности личности к юридически значимому поведению, без чего невозможно становление гражданского общества и правового государства, реализация правовой реформы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Бондарев А.А. Профессиональное правосознание государственных и муниципальных служащих. Дисс…канд. юрид. наук. М., 2000 – 180 с.

2. Буганова М.А. Роль правосознания в укреплении законности и правопорядка.. Алматы. 2010, -145 с.

3. Бура Н.А. Функции общественного правосознания/ Н.А. Бура. -Киев, Научная Дума, 1986. – 160 с.

4. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. - М.: Приор-издат, 2013. - 174 c

5. Вершок И.Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. 2003. №3, С. 42-50

6. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура./ Н.Н. Вопленко Учебное пособие. Волгоград, Издательство ВолГУ, 2015. -205 с.

7. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2018. - 832 c.

8. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура. Теория права и государства/ ред. А.А. Катаев и В.В. Лазарев. Уфа, 1994. -420 с.

9. Жидовцева О.А. Правосознание: основные подходы к пониманию и классификации/ О.А. Жидовцева. М, Вестник Нижегородской академии МВД, 2013, № 21, С.205

10. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Издательство Юридического института, 2015. - 608 c.

11. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2016. - 640 c.

12. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве./ В.В. Лапаева М., 1987. – 180с.

13. Лидак М.В. Регулятивная функция современного правосознания/ М.В. Лидак. (Электронный ресурс) Дис.…. канд юрид. наук.: М.; РГБ, 2006. – 187с.

14. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2016. - 766 c.

15. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. - 160 c.

16. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. / Е.А. Лукашева, А.В. Мицкевич, И.С. Самощенко/. М, 1973. С.140-141

17. Новейший философский словарь/ сост. И глав. Науч. Ред. А.А. Гришанов; изд-е 3, М, 2015, С. 950

18. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 512 c.

19. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. Екатеринбург, 2015. – 420 с.

20. Проблемы теории государства и права. /М.Н. Марченко, О.Э. Лейст, М., 2004. – 336 с.

21. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. - М.: Академический проект, 2017. - 720 c.

22. Ратинов А.Р. Структура и функции правосознения./ А.Р. Ратинов М., 1970, Вып.. – 220 с.

23. Семитко А.П. Понятие и структура правовой установки, ее роль в правовом поведении // Проблемы реализации права: межвузовский сборник научн. трудов. Свердловск, 1990. – 230 с.

24. Скакун О.Ф. Теория государства м права; учебник./ О.Ф. Скакун. Харьков, 2001, - 187 с.

25. Теория государства и права: схемы с комментариями: учебное пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – Москва: Проспект, 2012. – 198 с.

26. Чупанова А.Ч. Правосознание молодежи: теоретико-региональный аспект (на материалах Республики Дагестан) / А.Ч. Чупанова. Автореферат - Махачкала, 2005. – 22 с.

27. Щегорцев В.А. Правосознание как объект социологического исследования/ В.А. Щегорцев. -М., Мысль, 1984, - 185 с.

28. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2018. - 384 c.

  1. Новейший философский словарь/ сост. И глав. Науч. Ред. А.А. Грицанов; изд-е 3, М, 2015, С. Ñ. 950

  2. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. Екатеринбург, 2015. С.350

  3. Жидовцева О.А. Правосознание: основные подходы к пониманию и классификации/О.А. Жидовцева. М, Вестник Нижегородской академии МВД, 2013, № 21, С.205

  4. М.А. Буганова. Роль правосознания в укреплении законнсти и правопорядка.. Алматы. 2010, С 95

  5. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. / Е.А. Лукашева, А.В. Мицкевич, И.С. Самощенко/. М, 1973. С.140-141

  6. См.. Проблемы теории государства и права. /М.Н. Марченко, О.Э. Лейст, М., 2004

  7. См. Скакун О.Ф. Теория государства м права; учебник. Харьков, 2001, С.201

  8. Ратинов А.Р. Структура и функции правосознения. М., 1970, Вып.1, С. 178-188

  9. Вершок И.Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. 2003. №3, С. 42-50

  10. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Учебное пособие. Волгоград, Издательство ВолГУ, 2015. С. 89

  11. Семитко А.П. Понятие и структура правовой установки, ее роль в правовом поведении // Проблемы реализации права: межвузовский сборник научн. трудов. Свердловск, 1990.

  12. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2018. С. 130

  13. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 512 c.

  14. Теория государства и права: Учебник. (Цечоев В.К., Швандерова А.Р.) ("Прометей", 2017) {КонсультантПлюс}

  15. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2016. С. 340

  16. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2018. С. 217

  17. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. - М.: Приор-издат, 2013.С. 110

  18. Теория государства и права: схемы с комментариями: учебное пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – Москва: Проспект, 2012. С. 102.

  19. См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. М., 1973. С. 145—146.

  20. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987. С. 85-92

  21. Лидак М.В. Регулятивная функция современного правосознания (Электронный ресурс) Дис.…. канд. юрид. наук 12.00.01 М., РГБ,. 2006, с. 67

  22. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб.; Питер. 2008. С.263

  23. Радько Т.Н. Теория государства и права. -М., Проспект Рорма-М, 2016, С 295

  24. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. -Киев, Научная Дума, 1986. С.33

  25. Щегорцев В.А. Правосознание как объект социологического исследования. -М., Мысль, 1984, С.102

  26. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура. Теория права и государства/ ред. А.А. Катаев и В.В. Лазарев. Уфа, 1994. С 309

  27. Бондарев А.А. Профессиональное правосознание государственных и муниципальных служащих. Дисс…канд. юрид. наук. М., 2000 С. 82

  28. Чупанова А.Ч. Правосознание молодежи:теоретико-региональный аспект (на материалах Республики Дагестан) Атореферат - Махачкала, 2005. С.9