Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Функции правосознания)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что правосознание как одна из форм общественного сознания, является важным показателем степени актуальности и развитости конкретной правовой системы в каждом из отдельных государств. Будучи духовно-правовым мотиватором, правосознание образуется в сознании каждого индивида, группы индивидов и иных участников социума, подталкивая их к активному, юридически значимому поведению в государственно-правовом смысле этого слова. Политика государства в части преобразования государственной правовой системы, неразрывно связана с уровнем правосознания общества, поскольку высокий уровень правосознания мотивирует его участников к осознанной и активной деятельности в целях поиска эффективных решений, ведущих к совершенствованию правовой системы в целом.

Объектом исследования является рассмотрение такого правового явления как правосознание.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты международного и внутригосударственного уровня, научные воззрения ученых в данной области, материалы общей и специальной литературы.

Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с определением сущности правосознания как правового феномена.

Исходя из поставленной цели, для ее достижения определены следующие основные задачи настоящего исследования:

1) раскрытие и дача понятия «правосознание»;

2) рассмотрение его структуры;

3) изучение видов правосознания.

Теоретическим материалом для выполнения настоящего исследования явились работы таких ученых, как: Вопленко Н.Н., Граната Н.Л., Королева А.И., Лазарева В.В., Манова Г.Н., Мелехина А.В., Морозовой Л.А., Пиголкина А.С., Рассолова М.М. и др.

Структура данной работы состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

Глава 1. Понятие, структура и функции правосознания

1.1. Понятие правосознания

В современном обществе термин «правосознание» трактуется и воспринимается людьми совершенно по-разному, так как российская юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности в отличие от других развитых стран.

Прежде чем дать полное определение термину «правосознание», я предлагаю рассмотреть несколько определений понятий «сознания» и «правосознания».

Советский и российский философ Спиркин А.Г. дает следующее определение: «Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».[1]

Доктор философских наук, профессор В. А. Лекторский определяет сознание как «состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях»[2].

Доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Административное и финансовое право» Московской финансово-промышленной академии А. В. Мелехин предложил следующее определение понятия «правосознание». «Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию)».[3]

Еще одно определение дается доктором юридических наук и профессором В.С. Афанасьевым. «Правосознание» - представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.[4]

В научной литературе «правосознание» определяется как - система взглядов, представлений, чувств, установок, которые выражают отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному.[5]

Из всего мною вышеперечисленного, на мой взгляд правосознание можно определить как одну из форм общественного сознания, которая представляет собой собой систему правовых взглядов, идей, теорий, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, выражающих отношение индивидов.

Как я уже отметил во введении, правосознание формируется через сознание каждого индивида, группы индивидов и иных участников социума.

Данный процесс происходит через интеллектуально-правовое осмысление и анализ, а также на основе личностных представлений, настроений, взглядов и правовых позиций. Далее, всякое правовое явление приобретает оценочный отклик. Под этим откликом стоит понимать отношение, которое делится на:

А) положительное;

Б) негативное.

Отличие данных оценок заключается в том, что в первом случае отдельное правовое явление воспринимается как нужное, ценное, необходимое, а во втором, наоборот, как ненужное, лишнее, без надобное.

Морозова Л.А. определяет правосознание как отношение к праву. В широком определении правосознание трактуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, выражающих отношение к праву, правовым явлениям, кроме того к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов, а также к действиям и поступкам, которые совершаются в правовой сфере.[6]

Пока требования общественной жизни не пройдут через волю и сознание людей, они не смогут быть выражены в качестве юридических предписаний.[7]

При наличии объективного и субъективного составляющих, оценочное явление правосознания может возникать:

а) на рациональном, разумном уровне;

б) на эмоциональном, то есть на уровне чувств, эмоций.

В рамках массово-количественного аспекта (который определяется количеством участников) сознания правосознание можно поделить на следующие уровни:

- уровень 1 человека;

- группы людей;

- уровень человеческого сообщества.[8]

Кроме наличия схожести и подчинения общим принципам всех форм общественного сознания, Морозова еще указывает на наличие таких особенностей, которые позволяют выделить правосознание как форму общественного сознания среди остальных. Помимо правосознания, в понятие «общественное сознание» входят такие формы как: политическое; нравственное; религиозное; научное; эстетическое и другие.

Данные особенности указывают на:

1) отражение взглядов, воззрений и отношения общества к явлениям, имеющие место только в государственно-правовой категории;

2) наличие большого количества своеобразных форм отражения государственно-правовой действительности и деятельности субъектов в этом направлении с помощью определения юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и так далее;

3) отражение субъектами государственно-правовой деятельности с помощью указания на тенденции развития данных общественных отношений, на проекты их развития и тд.;

4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, чтобы получить оценку того или иного явления с разных позиций;

5) способность правосознания к воздействию на преобразования в обществе.

Правовое сознание формируется посредством воспитания человека в семье и обучения в общеобразовательных учреждениях, а также в средних и высших учреждениях профессионального образования по направлениям подготовки «правоведение» и «юриспруденция». Кроме того, правосознание формируется посредством самообразования.

Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать выводы о том, что правосознание существует прочно с сознанием человека или группы людей, оно должно оценивать государственно-правовые явления, как с объективной стороны, так и с субъективной, эти данные две стороны сосуществуют взаимно. Степень адекватной реакции индивида на каждое отдельное правовое изменение или преобразование зависит от уровня его правосознания. Кроме того, правосознание, как и любая другая форма общественного сознания, имеет свои характерные индивидуальные особенности.

Специфическим признаком правосознания является соотношение в сознании (индивидуальном, классовом и т.д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходимыми или существующими юридическими правами и обязанностями. Результатом такого соотнесения являются идеи и представления о праве.

Правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании их поведения. А также в определении тех отношений общественной жизни, объективно нуждающиеся в правовой регламентации, то есть, иными словами, является идейным источником права.

Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – это необходимая составная часть профилактики правонарушений и борьбы с преступностью.

Правосознание является одной из форм общественного сознания. Общественное сознание в научной литературе трактуется как особая форма отражения объективной действительности, которая осуществляется человеком[9]. Формы общественного сознания существуют в своем единстве, как одно целое — активное отражение общественного бытия. Среди различных форм общественного сознания выделяют такие как правовое сознание, политическое сознание, нравственное или моральное сознание, религиозное сознание, философское сознание и другие. Данные перечисленные формы сознания тесно связаны между собой, поскольку их носителем является человеческий мозг, являющийся общим для всех форм сознания. Вследствие чего это обуславливает их взаимосвязь. Если говорят о каких-либо формах сознания, то предполагают, что это определенные мысли о какой-нибудь определенной сфере жизни, например в области религии. Поэтому, при рассмотрении правосознания, следует учитывать тесную взаимосвязь всех форм общественного сознания. Нет формы сознания, которая была бы к праву безразличной и нейтральной [10]. Наиболее активно взаимодействуют с правосознанием политические, нравственные и экономические воззрения.

Правовое сознание - это определенная форма общественного сознания, с одной стороны подчиняющаяся определенным закономерностям, которые являются общими для всех видов общественного сознания, а с другой стороны, обладает определенными особенностями, что позволяет её отделить от других форм общественного сознания.

Из выше мною сказанного, можно сделать вывод о том, что в правосознании имеют место как объективные, так и субъективные составляющие представления индивида и общества в целом о действующей и желаемой политической системе и органов, которые реализуют политику ее преобразования и совершенства.

1.2. Структура правосознания

В общем понимании структура – это целостная организация системы, ее компонентов и составляющих, которая образует единый механизм. Она обеспечивает организацию взаимодействия ее элементов, а также упорядочивать и организовывать систему в целом.

В юридической науке в структуре правосознания выделяют два составных элемента: правовая психологию и правовую идеологию.

Правовая психология - это отношение человека к праву, которое основано на эмоциональном уровне, уровне чувств, переживаний и настроений. То есть она отражает главным образом созерцательный момент познания. Данный элемент структуры правового сознания формирует у индивида отношение к праву, к его нормам и явлениям, а также влияет на решение о соблюдении и несоблюдении закона и так далее.

Представление о взаимосвязи психики человека и правовых норм возникла в науке благодаря Л.И. Петражицкому, который рассматривал право как более высокое и совершенное явление по отношению к морали, боролся против правового нигилизма. Он выдвинул теорию права, разработал концепцию соотношения права и психологии, учение о соотношении права и нравственности и о роли права в регуляции социальных отношений. Л. И. Петражицкий понимал право как явление психическое, как психологический фактор общественной жизни. Действие права состоит, во-первых, в возбуждении или наоборот, в подавлении определенных стремлений к действиям или воздержании от них (мотивационное или импульсивное действие права).[11] Во-вторых, действие права состоит в укреплении и развитии одних склонностей и черт характера человека и уничтожении или ослаблении других, воспитании психики индивида и даже психики целого народа. Общественными функциями права являются:

- координация индивидуального и массового поведения;

- отбор норм поведения, которые желательны для всего общества, происходящий путем поощрений и принуждений, наград и наказаний;

- воплощение в действительность этических устремлений и ценностей человечества.

Право регулирует не интересы людей, а их поступки. Психологически право выражается в понятиях обязанности, долга, ответственности. При необходимости исполнения обязанности, убеждения становятся нормами императивами поведения. Именно эта взаимосвязь между психологическим убеждением и нормой, составляет основу юридических отношений. Право — это и есть наша психика, так как оно выражается в таких психических явлениях, как в представлении и эмоциях участников правовых отношений. Л.И. Петражицкий исследовал не индивидуальную психику, а коллективную, а именно коллективное правосознание. Он понимал право не столько как набор определенных норм, которые поддерживаются санкциями, сколько как убеждение, устойчивое представление индивидов о том, что они обязаны делать в той или иной ситуации. Понятия правовой нормы и правоотношений он также рассматривал с точки зрения психологии как отношения долженствования.[12]

Главное место в правовой психологии занимают правовые эмоции, которые формируются в сознании людей под влиянием правовых знаний и в процессе общения людей между собой. Но уровень правовых знаний и правосознания главным образом влияет на качество правовых настроений, то есть, чем выше уровень знаний, тем выше степень адекватности реагирования человека на правовые преобразования в обществе.

Упомянутый мною ранее Вопленко Н.Н. выделяет два вида данных правовых настроений:

- оптимистичное;

- пессимистичное.

Вопленко Н.Н. и Морозова Л.А. также считают, что правовые настроения можно разделить на два компонента:

А) устойчивый;

Б) подвижный (менее устойчивый, неустойчивый).

К устойчивым компонентам авторы относят:

- правовые знания;

- самооценку личности, то есть способность индивида к критическому мышлению;

- привычные стереотипы поведения в обществе и другие.

Данные перечисленные компоненты формируют характер личности, составляют его фундамент, который тяжело разрушить и на который сложно воздействовать.

Настроения часто возникают неожиданно, стихийно, но специалисты отмечают, что воздействуя на нормы морали, данным явлением можно сознательно управлять. Так, например, кроме указания на нормы Конституции Российской Федерации[13], должника по налоговым соображениям можно призвать к чувству совести, стыду добропорядочности, чтобы определенная группа населения преодолела безразличие к обязанности уплаты налогов.

Правовая психология – необходимый фон, на котором складываются правовые взгляды, идеи и теории. Правовое сознание выполняет ряд основных функций, а именно:

- гносеологическую (познавательная), предусматривающую накопление знаний о праве и осмысление правовых явлений;

- регулятивную, реализующуюся через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают внутренним регулятором поведения людей;

- оценочную, предусматривающую оценку правовых явлений, таких как правовое поведение людей, правовых норм, правоприменительных органов и их деятельности.

Следующим элементом, входящим в структуру правосознания, является правовая идеология, которая основывается на теоретических и научных идеях, взглядах, теориях и так далее. Она отражает главным образом результаты абстрактного мышления. Ее основу составляет рациональный, а не эмоциональный подход.

Профессор Гранат Н.Л., при проведении сравнения этих компонентов правосознания, отметил, что правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, так как она не ограничивается поверхностным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность и, тем самым, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких именно средств, приемов и методов можно обеспечить его эффективность.

Также, Мелехин А.В. отмечает, что правовая идеология отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, воспринимаемых субъектом, а правовая идеология – на уровне закономерностей, которые ей присущи, она выходит за рамки жизненного опыта субъекта, она медленнее реагирует на изменения, которые происходят в правовой сфере, так как для глубокого изучения данного преобразования требуется некоторое время.[14]

В правовой идеологии первостепенными идеями являются: неотъемлемые права и свободы человека, закон как акт высшей юридической силы, законность, охрана права государством.

Ссылаясь на современные российские и зарубежные источники, можно рассмотреть основные тезисы, которые цитируются известными юристами.

Так, например, Мамитова Н.В. говорит о том, что: «конституционализм как правовое мировоззрение и как научная теория имеют свои собственные законы, внутреннюю логику развития. Степень развития правового мировоззрения в немалой мере определяет степень цивилизационной зрелости личности, социальных общностей, общества в целом».[15]

Некоторые ученые выделяют, что правовая психология и правовая идеология, несмотря на сильные отличия очень тесно взаимосвязаны и существуют друг от друга неразрывно, оказывая взаимное влияние, отчего не могут по отдельности рассматриваться как второстепенные, малозначимые явления. Правовые идеологии, которые создаются отдельными группами людей, рано или поздно отражаются в правовой психологии, получают одобрение или отказ в нем со стороны личности, группы людей и, конечно же, общества в целом.

Так, Королев А.И. считает, правовая идеология и психология проявляют свою взаимосвязь в том, что если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она, тем самым, теряет эмпирическую базу и становится скучной. Без жизненного опыта она будет неверной и в какой-то степени оторванной от реальности. Также, правовое сознание индивида никогда не покинет рамки своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. Кроме того, правовая психология является очень важным показателем практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они будут обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.[16]

А тем временем, некоторые ученые, кроме перечисленных мною двух компонентов, рассматривают еще один – поведенческий. Его суть заключается в том, что имеет место рассмотрение правосознания исключительно отдельной личности, в состав которого включаются:

1) правовая установка;

2) ценностная ориентация человека;

3) правовая активность (готовность личности ней);

4) цель, мотив и иные.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- структура правосознания имеет свои собственные элементы, такие как: правовая психология и правовая идеология;

- правовая психология сводится к оценке правовых явлений, которые проявляются через эмоциональную составляющую индивида, группы людей, общества;

- правовая идеология предполагает всестороннее, глубокое научное обоснование правовых явлений через научные теории, концепции, взгляды и так далее;

- кроме того, помимо уже устойчиво сложившихся двух компонентов, в число структуры правосознания можно включить третий тип - поведенческий;

- правовая психология и правовая идеология существуют неразрывно, оказывая взаимное влияние друг на друга и тесно связаны между собой.

1.3. Функции правосознания

Под функциями правосознания понимают взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. [17]

В литературе можно встретить большое число функций правового сознания. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.[18] Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Здесь начинает свою работу регулятивная функция, в чем же она проявляется? Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же, не стоит идеализировать этот процесс, т.к. на поведение людей кроме правого сознания оказывает влияние и нравственное, политическое философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.

Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только “отдельная часть” механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования[19].

В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, право образующая функция, прогностическая. Опишем некоторые из них.

Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания – государство и право – это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как, взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие[20]. И правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели[21]. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений — экономических, политических, этических, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отношений является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявление социальной необходимости.

Функция право образующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства[22].

Глава 2. Виды правосознания

Для того чтобы понять сущность правосознания как правовой феномен, нужно рассмотреть его разновидности. В юридической науке правосознание делится на две группы в зависимости от основания деления.

Так, в первой группе основанием деления являются субъекты-носители, во втором – уровень правосознания.

По субъектам-носителям принято разделять на:

индивидуальное правосознание;

групповое (коллективное) правосознание;

общественное правосознание.

Остановлюсь на разборе каждого из них. Индивидуальное правосознание формируется у каждого человека в результате ряда причин, к которым относятся факторы, явления и отношения, в которые вступает человек, психические и физические особенности человека. Также сюда относят уровень умственного и культурного развития, уровень образования, социальное положение в обществе и другие причины.

Таким образом, индивидуальное правосознание зависит от наличия индивидуальных качеств человека и от уровня их развития.

Индивидуальное правосознание — это личное отношение человека к праву, отражающее взгляды и убеждения конкретно взятого индивида, представляющее взгляды, эмоции отдельного человека[23]

В этом случае уровень правосознания определяется способностями и возможностями индивида. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан, например, молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, судей и так далее есть сходные черты правового сознания.

Групповое (коллективное) правосознание образовывается на уровне внутри той или иной социальной группы, при этом отражая ее специфику. Внутри такого коллектива имеется общая связь, которая основана на общности интересов ее членов во взглядах на государственно-правовое положение, а также единообразное представление о желаемом праве.

Часто такие коллективы делят на различные специальности, например: педагоги, юристы, медицинские работники, судьи, адвокаты, государственные служащие и другие.

Но такое деление может формироваться и по другим причинам, например, по возрастным: молодежь, зрелое поколение, пожилое поколение.

Делая вывод, можно отметить, что коллективное правосознание формируется у той или иной социальной группы, которая объединена схожестью во взглядах и общностью представлений о праве. Правовое сознание индивидов рассматриваемой группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы.[24]

Общественное правосознание возникает на последнем количественном уровне – на уровне всего общества. Данный вид правосознания отражает взгляды, оценки, настроения самой многочисленной единицы общества, которые объединены на общности взглядов, вкусов, позиций и ряда других причин. В зависимости от уровня правосознания, которое состоит из уровня знаний данной области и отражения правовой действительности, выделяют следующие виды:

- обыденный (эмпирический) уровень правосознания;

- научно-теоретический уровень правосознания.

В первом случае правовая психология выступает как доминант, так как на эмпирическом уровне глубина знания вопросов данной области основывается только на личном (повседневном) опыте человека, складывающийся стихийно. Лицо опирается на свои собственные знания и информацию о праве, правовых нормах, традициях, обычаях и тем самым начинает свое действие. Однако его (обыденный уровень) нельзя отбрасывать и невозможно не учитывать, так как множество людей, которые не имеют юридической специальности и соответствующей подготовки, руководствуется именно этим уровнем правопознания. Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Кроме того, следует отметить, что данный вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер, вместе с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах. Прежде всего, главную роль в обыденном правосознании играют психологические элементы, т.е. чувства, эмоции, переживания и так далее.

Во втором случае, при научно-теоретическом уровне правосознания, правовая идеология преобладает над правовой психологией, на первый план выступает рациональное, а не эмоциональное. Оно формируется на основании изучения юридической науки, выражающегося в различных теориях, взглядах ученых, концепциях и так далее. Руководствоваться таким уровнем правового сознания не представляется возможным без углубления в юридическую науку, поэтому им пользуются не такое большое количество людей, но вследствие научных обоснований правовых явлений он является важным и актуальным. Именно научное правовое сознание является первостепенным источником правотворчества, служит совершенствованию и развитию юридической практики.

Общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.[25]

В научных источниках также выделяется еще один уровень, который завершает деление по обоим основаниям и не входит ни в один из названных уровней – профессиональный уровень правосознания. Данный уровень характерен для соответствующих юридических специальностей, таких как:

- адвокаты;

- судьи;

- прокуроры;

- юрисконсульты и другие.

Специфика данного уровня заключается в том, что люди, которые работают в сфере юриспруденции, имеют достаточно широкий круг знаний в области права и практики его непосредственного применения. Это люди, которые понимают устройство правовой системы и осознают важность и необходимость наличия и исполнения норм права.

Законодательные органы государственной власти, при издании нормативных правовых актов, должны руководствоваться не только собственным правосознанием, но и правосознанием других общностей и групп людей. Вместе с тем, законодатель должен издавать нормативные акты, соответствующие общественным интересам населения, при этом опираясь на знание их мнений и настроений. Также, законодатель должен реагировать на выявленные правовые изменения потребностей общества гибко и опираться на то, что обществом признано законным, необходимым и справедливым в том числе. Кроме того, законодатель, обращаясь ко мнению большинства, должен учитывать и мнение компетентного меньшинства (ученые, специалисты, судьи) и принимать решения с учетом мнений всех уровней, так как роль правосознания в правотворчестве очень велика. В противном случае, изданный и принятый нормативный правовой акт не будет воспринят обществом или большинством его групп, а, следовательно, не будет исполняться, что является недопустимым в юридическом смысле.

Структуру правосознания также можно классифицировать по различным основаниям. Кроме того, что она делится на правовую психологию и правовую идеологию, ее можно классифицировать и по элементам:

1) информационный элемент - это наличие в сознании человека того или иного объема информации о законе.

2) оценочный элемент означает, что при получении информации о нормативном акте, человек начинает его оценивать и сопоставлять со своими собственными ценностями.

3) волевой элемент означает, что узнав о законе и оценив его, человек начинает решать, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом, то есть, использовать данный закон или нет.[26]

В зависимости от объема знании о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости в литературе также выделяются восемь видов правосознания:

1) идеализм

2) реализм

3) конформизм

4) фетишизм

5) инфантилизм

6) скептицизм

7) цинизм

8) нигилизм.

Правовой идеализм характеризуется завышенной оценкой значимости права в обществе, положительными эмоциями, правомерным поведением, однако объем знаний в юридической сфере недостаточен для того, чтобы дать объективную оценку роли права.

Правовой реализм делает упор на полноту правовых знаний, положительные эмоции, правомерное поведение и высокую оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Знания права опираются на логически стройные, обоснованные правовые идеи, представляется в виде понятий и убеждений. Данному виду правосознания свойственны чувства правового долга, ответственности, законности действии, уважительного отношения к праву, солидарности с требованиями права. Человек избирает только правомерное поведение и готов следовать правовым предписаниям.

Правовой конформизм основывается на знаниях законодательства современности, правомерном поведении, но вместе с тем и безразличном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости.

Правовой фетишизм проявляется при отсутствии правовых знаний, правомерном поведении, завышенной оценки роли права, придания ему мистического, магического значения, восторженных эмоций по поводу возможностей правовой системы урегулировать поблагородить социальные отношения.

Правовой инфантилизм отличается от других видов правосознания незнанием или недостаточным знанием законов, равнодушием к правовой системе, значимость права не оценивается; но тем не менее, поведение человека правомерно, он ориентируется на пример и стереотипы поведения других людей.

Правовой скептицизм возникает при хорошем знании права, правомерном поведении, но при низкой оценке значимости права в общественной жизни и равнодушном к нему отношении.

Правовой цинизм складывается как деформация правосознания при хорошем знании законов, но негативном отношении к ним, пониженной оценке роли права в обществе и противоправном (асоциальном) поведении. Циник — это человек, который хорошо знает законы, но склонен их нарушать, а возможно, даже совершать преступления.

Правовой нигилизм также является деформацией правосознания. т. к. возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений.[27]

В конце данной главы я сделал следующие выводы:

- правосознание делится на виды по различным основаниям, что позволяет указать на сложность, наличие различных сторон данного явления;

- по субъектам-носителям: индивидуальный, коллективный и общественный уровни правосознания, которые имеют отличные друг от друга причины возникновения и черт и сосуществуют на основании взаимной связи, при этом оказывая друг на друга влияние;

- возникновение правосознания на разных уровнях зависят как от глубины знаний и эмоциональной составляющей людей, так и от их взаимодействия и объединения в группы и общности на основе единых интересов и представлений о праве и государственно-правовых изменениях;

- во время изучения различных научных источников, удалось выявить также наличие такого вида правосознания, как профессиональный уровень правосознания, который не входит ни в одну из групп, кроме этого, также представилось возможным рассмотреть его особенности и специфику;

- вместе с тем, я смог отметить важность взаимодействия всех уровней правосознания с целью эффективного совершенствования права и получения положительной оценки государственно-правовым явлениям со стороны общества.

Заключение

В соответствии с указанными ранее целями данной исследовательской работы, удалось сформулировать следующие выводы:

  1. правосознание существует неразрывно с сознанием человека, группы людей или общности людей;
  2. правосознание призвано оценивать государственно-правовые явления как с объективной, так и с субъективной стороны;
  3. эти две стороны взаимно сосуществуют;
  4. степень адекватности реакции индивида на каждое отдельное правовое изменение, преобразование зависит от уровня правосознания;
  5. правосознание как всякая форма общественного сознания имеет отличительные, индивидуальные особенности;
  6. структура как целостное объединение ее компонентов, имеет собственные элементы: правовая психология, правовая идеология;
  7. правовая психология сводится к оценке происходящих правовых явлений через эмоциональную составляющую индивида, группы людей, общества;
  8. правовая идеология предполагает всестороннее, глубокое научное обоснование правовых явлений через научные теории, концепции, взгляды и т.д.;
  9. в список компонентов структуры правосознания можно включить поведенческий тип;
  10. правовая психология и правовая идеология существуют неразрывно, оказывая друг на друга взаимное влияние;
  11. правосознание делится на виды по различным основаниям, что позволяет указать на сложность, наличие различных сторон данного явления;
  12. по субъектам-носителям: индивидуальный, коллективный и общественный уровни правосознания при наличии отличных друг от друга причин возникновения и черт сосуществуют на основании взаимной связи, оказывая влияние друг на друга, но, не сводясь друг с другом;
  13. возникновение правосознания на разных уровнях по данному основанию обуславливается не только глубиной знаний и эмоциональной составляющей людей, но еще и их взаимодействием и объединением в группы и общности на основании единых интересов и представлений о праве и государственно-правовых преобразованиях;
  14. по уровню правосознания обыденный и научный уровни также оказывают взаимное влияние и существуют неразрывно друг от друга;
  15. в процессе изучения научных источников, удалось отметить наличие такого вида правосознания, не входящий ни в одну из групп – профессиональный уровень правосознания, а также рассмотреть его особенности и специфику;
  16. удалось отметить важность взаимодействия всех уровней, всех составляющих правосознания с целью эффективного преобразования права и получения положительной оценки государственно-правовым явлениям со стороны общества.

Библиография

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.4398.

Научная и учебная литература

2. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосо-знания: Сборник научных трудов. - М.: Высш. школа, 2016. – 65 с.

3. Бура Н.А. Функции общественного правосознания: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 - Киев: Наукова думка, 2016. – 175 с.

4. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. - М.: Издательство Волгоградского государственного университета, 2016. - 52 с.

5. Королев А.И. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: СПб.: Юристъ, 2017. - 276 с.

6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2015. - 520 с.

7. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2017. – 794 с.

8. Мамитова Н. В. Конституционализм в России: проблемы теории и методологии / Научный журнал «Социология власти» № 4. 2018. – 244 с.

9. Манов Г.Н. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. Г.Н. Манов. - М.: Издательство БЁК, 2016. - 284 с.

10. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм / Теория государства права: Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии» / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 2018. – 260 с.

11. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2017. - 640 с.

12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник - М.: Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. Издательство «Эксмо», 2018. – 700 с.

13. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 3. - Н - С / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин; Институт философии РАН, Национальный общественно-научный фонд. - М.: Мысль, 2018.- 696 с. – с. 589-591.

14. Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева., - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2015. – 520 с. – с. 38.

15. Пиголкин А.С. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Городец, 2015. - 544 с.

16. Популярный юридический энциклопедический словарь/ Редкол.: О.Е. Кутафин, Н.Л. Туманова, И.В. Шмаров. - М.: РИПОЛ классик, 2015. - 796 с. – с. 565.

17. Рассолов М.М. Теория государства и права: Учебник для вузов.: Под ред. Рассолова М.М., - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и прайс, 2017. - 735 с.

18. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2016. - 736 с. - с. 350.

19. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2-х частях. Часть I / Под ред. Л. И. Петражицкого. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 295 с.

20. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2-х частях. Часть II / Под ред. Л. И. Петражицкого. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 385 с.

21. Фарбер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М.: Юрид. лит., 1963. – 206 с.

22. Шегорцов В.А. Социология правосознания: Монография. - М.: Мысль, 2015. - 174 с.

  1.  Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2016. - С. 350.

  2.  Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 3. - Н - С / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин; Институт философии РАН, Национальный обще-ственно-научный фонд. - М.: Мысль, 2018. – с. 589-591.

  3. Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. В. Мелехина. - М.: Маркет ДС, 2017. — С.354

  4. Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева., - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2015. — С. 38.

  5. Популярный юридический энциклопедический словарь/ Редкол.: О.Е. Кутафин, Н.Л. Туманова, И.В. Шмаров. - М.: РИПОЛ классик, 2015 – С. 565.

  6. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник - М.: Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. Издательство «Эксмо», 2018. - С.425.

  7. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2015. - С.190.

  8. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. - М.: Издательство Волгоградского государственного университета, 2016. - С. 31.

  9. Фарбер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М.: Юрид. лит., 1963. - С. 110

  10. Шегорцов В.А. Социология правосознания: Монография. - М.: Мысль, 1981. - С. 24

  11. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2-х частях. Часть II / Под ред. Л. И. Петражицкого. — М. : Издательство Юрайт, 2019. – C. 59.

  12. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2-х частях. Часть I / Под ред. Л. И. Петражицкого. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 141.

  13. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.4398.

  14. Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. В. Мелехина. - М.: Маркет ДС, 2017. – С. 373

  15. Мамитова Н. В. Конституционализм в России: проблемы теории и методологии / Научный журнал «Социология власти» № 4. 2018. - С. 122–130.

  16. Королев А.И. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: СПб.: Юристъ, 2017. – С.186.

  17. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания: Сборник научных трудов. - М.: Высш. школа, 2016. - С. 48.

  18.  Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания: Сборник научных трудов. - М.: Высш. школа, 2016. - С. 51.

  19. Бура Н.А. Функции общественного правосознания: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 - Киев: Наукова думка, 2016. - С. 49.

  20. Шегорцов В.А. Социология правосознания: Монография. - М.: Мысль, 2015. – С. 118.

  21. Шегорцов В.А. Социология правосознания: Монография. - М.: Мысль, 2015. – С. 121

  22. Бура Н.А. Функции общественного правосознания: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 - Киев: Наукова думка, 2016. - С. 34

  23. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания: Сборник научных трудов. - М.: Высш. школа, 2016. - С. 59.

  24. Манов Г.Н. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. Г.Н. Манов. - М.: Издательство БЁК, 2016. – С. 169

  25. Рассолов М.М. Теория государства и права: Учебник для вузов.: Под ред. Рассолова М.М., - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и прайс, 2017. – С. 535-541.

  26. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2017. – С.638.

  27. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм / Теория государства права: Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии» / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 2018. – С. 3-16.