Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (изучение понятия и особенностей видов правосознания, проблем его деформации)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие ученые уделяют значительное внимание в своих исследованиях правосознанию. Вопросы правосознания актуальны на сегодняшний день в результате развития российской государственности, изменения ценностей и востребованности права. Изучение правосознания особенно важно в связи с кардинальной трансформацией системы политико-правового мышления в современной России.

Демократические преобразования нашего государства, достижения мира, общественного спокойствия неразрывно связанно с правосознанием народа. Для реализации своих возможностей человеку необходимо овладеть правовой культурой, понять ценности права, осознать связь гражданских прав и обязанностей, на основе закона и в соответствии с ним защищать демократические преобразования. Следовательно, без высокого уровня правосознания невозможно построить сильное правовое демократическое государство.

Несомненно, правосознание является одним из ключевых категорий при характеристике права с точки зрения комплексного подхода. Проблема правового сознания во все времена была и остается на сегодняшний день под пристальным вниманием историков, социологов, философов и правове­дов. Обязательность изучения данного вопроса выливается из того, что сама процедура осмысления действительности представляется неосязаемой и многоплановой, а таким образом, требует комплексного рассмотрения. И это не случайно, потому как правосознание в качестве одной из форм обще­ственного сознания решает значительные задачи, материализует значимые цели в системе общественных отношений.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность исследования в данной курсовой работе вопросов правосознания как категории теории государства и права.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате влияния правового сознания на построение демократического общества и правового государства.

Предметом исследования являются теоретические аспекты правосознания и его видов, научные труды исследователей вопросов правосознания в отечественной теории государства и права.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия и особенностей видов правосознания, проблем его деформации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и основные свойства правосознания;

- охарактеризовать функции правосознания;

- рассмотреть структуру правосознания;

- выделить особенности отдельных видов правосознания;

- определить проблемы деформации правосознания.

Теоретическую основу работы составили научные труды таких исследователей, как: Ярмонова Е.Н., Оздамирова Л.М., Сенин И.Н., Кумышева М.К., Замышляев Д.В. и других.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

1.1. Понятие и основные свойства правосознания

В исследовании такой теоретической проблемы, как правосознание, российская наука продвинулась далеко вперед, а между тем до сих пор отсут­ствует единое понимание этого феномена. Многие философы не отграничивают правосознание от такого явления общественной жизни, как право, считая по­следнее одной из форм общественного сознания. Другие не усматривают по сути дела различия, существующие между философией, с одной стороны, и правовым сознанием как формой общественного сознания – с другой.[25, с. 153]

Представители юридической науки также не имеют единого мнения по данному вопросу. Одни понимают под правовым сознанием часть нрав­ственных идей, другие полагают, что оно является отражением как право­вой, так и политической практики, третьи же в данном вопросе не всегда занимают последовательную позицию: в одном месте они утверждают, что правовое сознание как сознание общественной действительности непосред­ственно входит в состав политических взглядов, а несколько ниже пишут, что общественное моральное сознание включает в себя и правовые взгляды, то есть растворяют правовое сознание в системе нравственного сознания. [25, с. 155]

Исследованием правосознания занимались многие отечественные ученые, среди которых можно назвать таких авторов, как Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.

В трудах названых ученых превалировали взгляды о том, что правосознание является осознанием пра­вомерного поведения конкретного индивида.

Одной из первых попыток изу­чения понятие правосознание, относящегося к правовому полю, а не к мо­тивации индивидуального характера, является учение о правосознании П.И. Новгородцева. Но, к сожалению, концептуального определения этого понятия он так и не выработал.

По мнению И.А. Ильина, правосознанием является «инстинктивное правочувствие», в котором реализуется собственная духовность и призна­ется духовность других людей. Источниками правосознания могут являться религиозные чувства, совесть, мораль, запреты и дозволения. Без этих кате­горий правосознание приобретает «черствую форму», которое лишено «дара любви и дара созерцания». [17, с. 215]

В дальнейшем в отечественной материалистической литературе пре­валировали немного другие взгляды по поводу рассмотрения понятия пра­восознания. Основная из них связывалась с процессом изучения правосозна­ния в качестве «классовой категории», в которой находили отражение раз­личные экономические отношения, складывающиеся на конкретном исто­рическом этапе развития общества и государства. [22, с. 188] Другие же исследователи обращали внимание на то обстоятельство, что основой правосознания явля­ется ни что иное, как правопонимание, то есть личное субъективно отноше­ние людей к таким категориям, как право и правопорядок. [24, с. 318]

А.Р. Киямова считает, что под правосознанием необходимо понимать совокупность воззрений, убеждений, эмоций, настроений, оценок в сфере права и государства. [11, с. 41]

В современной юридической науке также нет единого определения правосознания. Встречаются крайне сжатые определения его. Так, И.Х. Багиров считает, что правосознание – это субъективное восприятие правовых явлений людьми. [3, с. 75]

Согласно А.В. Мелехину, правосознание представляет собой сово­купность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. [18, с. 244]

Т.Н. Радько под правосознанием понимает совокупность идей, принципов и взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношения людей к правовым явлениям в общественной жизни. [22, с. 316]

Таким образом, представители юридической науки также не отличаются единством по данному вопросу. Одни понимают под правовым сознанием часть нрав­ственных идей, другие считают, что оно является отражением как правовой, так и политической практики.

Правосознание носит двойственное структурное строение, кото­рое обусловливает его место и роль при создании и реализации норм права и, как итог, формировании правового государства.

Современная российская действительность требует глубокого пере­осмысления ценностей и установок сознания, в том числе и правового. Не­смотря на это, первоочередная заинтересованность должна принадлежать смене приоритетов: от ранее признанной системы «государство - общество -личность» к абсолютно противоположной системе отношений «личность -общество – государство».

Исходя из этого, краеугольным камнем должна стать личность, осу­ществление и защита ее прав и свобод. И для этого требуется воспитание таких личностей, которые бы понимали обязательность верховенства права, потребность создания передовой системы законодательства, соотно­шение правовых ценностей с общечеловеческими.

Правосознанию принадлежит особая роль в системе ценностей совре­менного российского общества. К сожалению, приходится констатировать, что в Российской Федерации в настоящее время сложился неустойчивый тип правосознания. В правосознании переходного периода сохранены черты прежней и отражены реалии новой правовой системы. В силу этого возни­кают различные трансформации, которые влияют на процессы правотворче­ства и правоприменения.

Современная разновидность правосознания, как считают многие ав­торы, объединяет в себе признаки формирующейся общественной активно­сти в многообразных сферах гражданского общества и государства.

Вместе с динамизмом, правосознание характеризуется такими свой­ствами, как устойчивость и сопротивляемость свежим взглядам и убежде­ниям. Устойчивость может быть охарактеризована в качестве определив­шейся мотивации. Для преодоления устойчиво вошедших в сознание людей правовых идей, принципов и взглядов требуется существенное количество времени, иногда может большего, чем для процедуры обновления норма­тивных правовых актов и системы законодательства в целом. [14, с. 46]

Правосознание – динамическое явление, что обусловлено способно­стью претерпевать определенные изменения за счет воздействия соответ­ствующих факторов. Наряду с этим оно может быть охарактеризовано в ста­тике как качественное состояние его структурных элементов. Замеры состо­яния правосознания имеют важное значение, что позволяет с использова­нием метода сравнительного анализа дать характеристику состояния право­сознания, диагностировать в дальнейшем его изменение, предвосхищать и своевременно нейтрализовать негативные факторы воздействия и активизи­ровать положительные.

Изменение процесса правообразования, системы права и системы за­конодательства может быть осуществлена в относительно сжатые сроки, в то время как правовое сознание общества, которое было сформировано в течение долгого исторического периода, не может быть подвергнута скорым переменам. Это необходимо учитывать в ходе формирования и реализации государственных программ по повышению уровня правосознания в россий­ском обществе.

Правосознанием можно считать сложную социально-правовую категорию, играющую существенную роль в регулировании поведения лица в ситуациях, имеющих юридическое значение.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, выражающая субъективное отношение лю­дей к праву, юридической практике, противоправному и правомерному по­ведению, к их прошлому, настоящему и будущему.

В системе правового поведения правомерное поведение превалирует над поведением неправомерным (противоправным). Распространенность такого явления как правомерность поведения вполне закономерна, ведь общество и его политическая организация – государство – не могли бы функционировать и развиваться без массового соблюдения гражданами нормативных требований.

Несмотря на наличие общих признаков, характерных для каждого вида правового поведения, принципиальное значение имеют именно специфические признаки, позволяющие дифференцировать поведение на противоправное и правомерное, в особенности такой отличительный признак как соответствие деяния правовой норме.

Можно выделить следующие основные черты, присущие правомерному поведению: общественная полезность; массовость проявления; сознательность; активность в выполнении требований, установленных правом.

Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, в следовании его требованиям. Правомерное поведение – общественно полезное, общественно необходимое, одобряемое социумом явление; именно в этом проявляется его позитивная социальная значимость. Правомерное поведение не противоречит общественным интересам и целям, что, составляет содержательный аспект правомерного поведения. Интересным является то обстоятельство, что правомерность и общественная полезность не всегда совпадают. К примеру, развод является правомерным с точки зрения соответствия праву (возможность и порядок расторжения брака предусмотрены действующим законодательством) и социально допустимым явлением, однако он не является общественно полезным. В большинстве же случаев правомерная направленность поведения и общественная полезность (позитивная социальная значимость) совпадают, что отражает положительную реакцию общества на правомерный поступок.

Массовость свидетельствует о том, что правомерное поведение характерно для большинства людей.

Сознательность сводится к возможности выбора человеком направленности поведения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими интересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании соответствующую модель (программу) поведения.

Активность предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, учет и осознание им последствий своих поступков, соизмерение собственных интересов с интересами других людей и общества в целом.

Помимо вышеперечисленных признаков (отличительных черт) правомерного поведения, истинность которых не вызывает сомнений, и признаков, общих для всех видов правового поведения, автор выделяет следующие: неуклонность в следовании требованиям, содержащимся в нормах права; целенаправленность.

Неуклонность, строгость в следовании требованиям, содержащимся в правовых нормах, есть главная особенность правомерного поведения. Правомерное поведение от противоправного отличает именно точное соответствие деяния (действия или бездействия) не только правовой норме, но и правовым принципам.

Целенаправленность поведения означает, что человек совершает действия осознанно, преследуя какую-либо цель. Прежде всего поведение человека нацелено на удовлетворение потребностей, в основе которых находятся определенные ценности. Например, потребность в безопасности подразумевает защиту таких ценностей как жизнь человека, личная неприкосновенность, гуманизм. Как правило, потребности (как нужда человека в чем-либо) находятся в области личных интересов (выгоды) человека, однако стоит упомянуть такого субъекта правомерного поведения как должностное лицо, деятельность которого должна быть обусловлена не личными, а общественными и государственными интересами. Следовательно, целью правомерного поведения является не только удовлетворение потребностей, но и реализация интересов личности, общества и государства. Осознав потребность и (или) интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для достижения в жизни каких-либо целей.

Комплекс выше обозначенных признаков отражает специфику правомерного поведения, позволяет понять сущность этого феномена правовой действительности, обладающего не только внешними (непосредственно акт поведения и его последствия), но и внутренними (психологическими) характеристиками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное россий­ское общество не может существовать без права и правосознания. Правосознание позволяет каждому индивиду понять, что представляет из себя право, какие у него есть проблемы, а также способы и методы борьбы с этими проблемами. От содержания, уровня и направленности правосозна­ния во многом зависит то, каким будет поведение человека-гражданина в обществе.

Изучение таких категорий, как содержание, сущность правосознания, факторы, обусловливающие ее качественные характеристики, дают возмож­ность вырабатывать комплексные меры по увеличению ее уровня. В итоге это положительно влияет на быстроту и качество политико-правовых ре­форм, которые проводятся в российском государстве на сегодняшний день.

Состояние правосознания граждан является одним из определяющих факторов проводимой правовой реформы. В этой связи состояние правосо­знания может оказывать как позитивное (созидательное), так и негативное (разрушительное) воздействие на правовую действительность в стране.

Хотя правовое сознание и является формой общественного сознания, оно обладает своими особенностями, которые позволяют отнести его к самостоятельному явлению. Эти особенности составляют:

отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т. е. тех, которые образуют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т. д.;

своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т. д.;

способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждая из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как известно, нравственные ориентиры, в том числе в сфере справедливости, гуманизма, равенства людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;

способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие. Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей;

оценочный характер правосознания. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательство необходимым требованиям. Правосознание также вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта. [21, с. 182]

Интерпретация сущности и содержания правосознания основывается на самом понимании права. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в правопонимании определилось несколько позиций, точек зрения. Это отражается и на толковании вопросов правосознания. Некоторые авторы включают право, понимаемое как совокупность норм, установленных и гарантированных государством в самосодержании правосознания, рассматриваются нормы как формализованные элементы правосознания. Несомненно, что нормативный характер права есть один из важнейших аспектов в характеристике качества этого социального феномена. В то же время право понимается и как особый вид общественных отношений -правовых отношений

С.С. Алексеев отметил, что правосознание является неизбежным спутником права. Это обусловлено тем, что право является социальным регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием и процесс создания права (правотворчество), а также процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей. [2, с. 384]

Так же Матузов М.И. и Малько А.В. согласны с мнением С.С. Алексеева, раскрыв саму суть связи права и правосознания. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны. [17, с. 248]

В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой -правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

Правосознание активно «вторгается» в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом. В целом, этот образ верный, однако, он требует, на наш взгляд, некоторых оговорок, ибо правосознание нельзя оторвать от права и поставить где-то рядом с ним; оно органически вплетается в него. И развиваются они не «параллельными курсами», а вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга.

Связь правосознания и права носит сложный характер, обусловленный встречной зависимостью одного от другого. Так, правовые нормы и практика их реализации влияют на формирование позитивного или негативного отношения к праву, в свою очередь, уровень правосознания предопределяет характер правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

Правосознание нельзя рассматривать отдельно от права, ведь именно правосознание определяет отношение гражданина к праву, и так же как и право не может существовать без правосознания, правосознание не может существовать без права. Законодательные нормы создаются исходя из потребностей человека, групп и общества, деятельность которых регулируется этими нормами, соответственно образуя правосознание у всех слоев населения.

Каждый индивид, в не зависимости от своего статуса, возраста, религии или языка обладает своим правосознанием. Оно может быть низким либо высоким, развитым или незрелым, правильным или нет. Важно отметить тот факт, что человек имеет собственное мнение о праве, да, оно может быть и неправильным, но задача государства заключается в том, чтобы сформировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание.

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий.

1.2 Функции правосознания

Основными функциями правосознания являются познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Сумма теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу права, более основательно изучить правовую действительность. Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания). [12, с. 41]

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

Хотя вышеуказанные функции и являются основными, в научной литературе можно встретить и иные функции правосознания, эти функции являются производными от вышеупомянутых функций: функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая функция. [25, с. 156]

Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели.

На счет воспитательной функции существуют различные мнения. Ряд исследователей считает, что эта функция является самостоятельной, хотя и производной от основных функций, однако другие исследователи считают, что регулятивная и воспитательная функции ничем не отличаются. Регулятивная и воспитательная функции имеют единый объект — они обращены непосредственно на человека и воздействуют на его внутреннее эмоционально-волевое состояние, посредством чего, собственно, и достигается регулятивно-воспитательный эффект. Общими для них являются цели, механизм реализации, результаты и формы осуществления и т.д.

Ряд исследователей считает, что правообразующая функция и функция оценочная являются синонимами, другие выделяют правообразующую функцию как самостоятельную, но считают, что она является частью регулятивной функции, связанной с созданием норм права. [19, с. 154]

Правообразующая функция имеет свое начало исходя из оценочной функции и регулятивной, однако она имеет свои отличия по содержанию, объекту и результатам воздействия, по формам реализации и другим основаниям. Объектом воздействия правообразующей функции является не субъект (личность) как в оценочной и регулятивной функциях и не его действия и поступки, а объективные отношения, складывающиеся в процессе образования права.

Прогностическая функция правосознания проявляется в научно обоснованных предположениях о будущем состоянии правовой реальности общества в целом или ее отдельных элементов. Эти предположения являются следствием профессионального анализа действующей системы права.

Споры о функциях правосознания не заканчиваются и на сегодняшний день, как и правоведы, так и философы имеет свой взгляд о функциях правосознания. Некоторые ученые считают, что к функциям правосознания так же необходимо отнести идеологическую и коммуникативную функции, некоторые – и интегрирующую функцию.

Изучив функции правосознания, мы можем сделать вывод о том, что правосознание это осознание права. Правосознание включает в себя внутреннее отношение к праву. Формируется правосознание под воздействием внешних факторов, таких как: социальное положение, внутренние убеждения, обусловленных потребностей и интересов общества.

Правосознание влияет на многообразие жизненных процессов в государстве и непосредственно в самом обществе. Так же правовое сознание способствует объединению граждан и всех социальных групп, направленно на единство общества и порядок в нем.

1.3 Структура правосознания

Правосознание, функционируя в общественной жизни как единая динамичная система, имеет сложное строение. Специфика его структуры в том, что правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо, по меньшей мере, несколько сечений, чтобы обнажить его сложную структуру. Многоплановый анализ структурных элементов правосознания является условием изучения взаимосвязей различных продуктов духовного отражения правовой действительности.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что структура правосознания состоит из двух элементов: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология, т.е. систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида.

Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу, речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.

По сравнению с правовой психологией, правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения.

Правовая идеология приобретает особое значение для обществ, которые находятся на стадии формирования гражданского общества путем трансформации правового сознания.

Уместно утверждать, что правовая идеология работает на утверждение единства сущности и духа закона, его понимание с точки зрения справедливости, преодоление метаморфоз правового сознания и формирование гражданского общества.

Идеология – это система взглядов и целей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, и социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Правовая идеология является одним из главных факторов внедрения правовых ценностей независимого государства, имея результатом качественную трансформацию правового сознания на основе гегелевского разумного подхода к категории мышления.

Главная функция правовой идеологии видится в воздействии на процесс формирования и развития правового, политического и нравственного сознания, на укрепление в обществе правовых знаний.

При этом функциональное назначение правовой идеологии следует понимать как обеспечение влияния на формирование и развитие правового и нравственного сознания, мировоззрения и трансформации правового сознания. Для обеспечения устойчивого развития общества и государства правовая идеология призвана обеспечить трансформацию правового сознания, добиваясь формирования рассудочного уровня последней.

Структура правовой идеологии проявляется в её функциональном применении. Правовая идеология выражена: во-первых, как разновидность правовой деятельности и взаимодействия различных субъектов права; во-вторых, как совокупность мероприятий, задач, программ, установок для достижения определенных целей (прежде всего, развития правового государства и защиты прав и свобод человека и гражданина); в-третьих, как социально-правовое явление, имманентно связанное с правовой культурой и правовым сознанием; в-четвертых, как правовая категория.

Рассматривая функциональные характеристики правовой идеологии как элемент правовой системы современного общества, нужно говорить о влиянии: во-первых, правовой идеологии на правосознание; во-вторых, на другие элементы правовой системы; в-третьих, на общество в целом. Поскольку при реализации некоторых функций правовой системы современного общества используется ресурс правовой идеологии, то эти функции целесообразно считать социальными функциями правовой идеологии. Правовая идеология как практически ориентированное мировоззрение, как рационализированное правосознание обладает механизмом трансляции своего содержания.

Правовая идеология влияет на правовую политику государства, определяя перспективы развития приоритетных направлений сферы правового регулирования, планирование правотворческой деятельности органов государства, формирование уважения к праву и т.д. Поэтому именно правовая идеология может стать тем необходимым элементом влияния государства на трансформацию правового сознания общества для формирования у граждан его рассудочного уровня. Этот процесс является взаимовыгодным, поскольку, общество «учится мыслить», а государство создает условия для обеспечения устойчивого развития такого общества.

Для этого правовая идеология должна соответствовать определенным требованиям. Она должна:

формироваться на основе приоритета общечеловеческих стандартов и ценностей, в частности, верховенства права и закона, принципов демократии, прав и свобод человека и гражданина;

строиться на критическом восприятии отечественного и зарубежного исторического опыта, изучении новых взглядов и подходов к правовым явлениям;

ориентироваться на рациональное сочетание интересов личности, общества и государства, исходя при этом из приоритетности прав, свобод и интересов человека.

Правовая идеология должна обеспечить трансформацию правового сознания, определив модус мышления в качестве приоритетного в процессе правопонимания.

Таким образом, правовая идеология неразрывно связана с правовым сознанием. Формирование правовой идеологии общества влечет формирование и изменение правового сознания общества. Именно посредством изменения правовой идеологии возможным представляется трансформация правосознания общества и преодоление таких особенностей массового правового сознания общества, как правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантилизм и правовой дилетантизм. Важным является тот фактор, что указанная трансформация правового сознания должна осуществляться в направлении рассудочного уровня. Для преодоления рассудочного уровня правосознания и поднятия его на более высокий уровень, считаем необходимым формирование правовой идеологии, построенной на принципе разумного отношения к праву в интерпретации этого понятия на основании категорийного аппарата.

В юридической теории в обосновании правовых идей происходит борьба мнений, что именно воздействует на развитие демократии и что способствует обогащению юридической науки. [8, с. 414]

Несмотря на идеологические установки советского периода, такие ученые как Е.А. Аграновская, В.Г.Афанасьев, Г.А. Ахмедов, Г.И. Балюк, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, Л.Г. Машукова, Г.С. Остроумов, Л.В. Петрова, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, Л.К. Суворов, А.К. Уледов, И.Е. Фарбер, В.П. Федорин и другие, занимались исследованиями в этой сфере и разработали различные концепции теории правовой и политической культуры, представляющие научное значение и в настоящее время.

Если мы пытаемся решать современные проблемы формирования правосознания, то нужно прежде всего определить, что есть право вообще и что есть право в конкретном нашем обществе - на общенациональном уровне; на уровне групп и индивида. Соответственно, правовая идеология должна быть основана на правовой ментальности народов и исходить из неё.

При этом, немаловажно учитывать правовые чувства и элементы подсознательного понятия установки.

Национальная независимая идеология, основываясь на национальном духе, языке, обычаях, древних традициях нашего народа, в дальнейшем должна вселить в наше сознание веру, милосердие, человечность, терпимость, справедливость, высокую жажду познания.

Правовые чувства и элементы подсознательного понятия установки составляют правовую психологию. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, классы, группы населения.

В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом, люди руководствуются своим обыденным сознанием, здравым смыслом.

Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемыми и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках. Практическое правосознание как определенная форма обыденного сознания есть массовое сознание.

В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обычно относятся знания права (даже на обыденном уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т. е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву.

Наиболее подвижную (неустойчивую) часть правовой психологии составляют настроения. Несмотря на то, что настроения формируются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части населения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.

Нельзя разделить правовую психологию и правовую идеологию. Они не могут существовать друг без друга. Хотя правовая идеология, следуя из определения, возможно, кажется наиболее важной, нежели правовая психология, однако она имеет немаловажное значение. Правовая идеология непосредственным образом влияет на правовую психологию общества. В зависимости от идеологической подготовленности личности, определяется способность и стремление контроля своих чувств и эмоций. Так же, исходя из психологии человека, мы можем предопределить разделяемые им идеи.

Отдельные ученые, помимо названных, выделяют еще один компонент правосознания – это поведенческий. Чаще всего он рассматривается применительно к правосознанию личности и включает в себя: правовую установку, ценностную ориентацию человека, готовность к деятельности в правовой сфере, цель, мотив, привычку, убеждение, правовую активность. На поведенческий элемент правосознания большое влияние оказывают социальная среда, взаимодействие больших и малых социальных групп, практическая деятельность индивида. [6, с. 371]

Таким образом, структура правосознания имеет свою специфику, так правосознание обхватывает не одну систему представлений. Структура правосознания состоит из двух элементов: правовая идеология и правовая психология. Оба составных структуры правосознания неразрывно связаны и через них государство прямым образом может повысить уровень правосознания общества. Так же, поведенческий компонент имеет право входить в структуру правосознания, так как именно он определяет готовность индивида на более высокий уровень правосознания.

Для того, чтобы общество имело высокий уровень правосознания необходима положительная правовая установка, т.е. направленность на ценности правовой культуры общества. Однако общество сталкивается и с отрицательной социально-правовой установкой, что является полной противоположностью положительной.

2. ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДЕФОРМАЦИИ

2.1 Особенности отдельных видов правосознания

Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носителям и уровню правосознания.

По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида: индивидуальное, коллективное (групповое) и общественное.

Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также его психофизиологических особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого человека.[26, с. 94]

Индивидуальное правосознание имеет свои проблемные аспекты. Например, правосознание должностного лица должно быть направленно на исполнение закона, на претворение правовых требований жизнь.

Групповое правосознание, т. е. правосознание отдельных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ. Причем, взгляды и представления о праве и законности отдельных групп общества могут не совпадать. Например, расслоение общества на богатых и бедных определяет различные представления о праве бедных и богатых.

Общественное правосознание характеризует отношение общества к праву, правовым ценностям. Оно существует в социальной практике как достаточно самостоятельное явление и влияет на коллективное и индивидуальное правосознание.

В обыденном понимании путают общественное правосознание и групповое так как групповое правосознание является составляющей общественного и представляют из себя правосознания несколько и более индивидов. С.С. Алексеев отметил, что групповое правосознание надо отличать от массового (общественного), которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа). Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей. [2, с. 226]

О классификации правосознания в зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения правовой действительности ученые имеют разное мнение. Различают обыденное (эмпирическое), теоретическое (научное) правосознание и профессиональное правосознание.

Первый уровень – обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т.д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

Ко второму уровню вышеуказанные ученые относят профессиональное правосознание, которым обладают юристы – адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др., имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, умением использовать предоставленные законодательством права, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе.

Правосознание юристов должно отличаться высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям. Иначе говоря, профессиональному правосознанию присущ высокий уровень развития, что предполагает максимально полную правовую информированность, установку на активное, творческое правомерное поведение. Но профессиональному правосознанию свойственны и деформации, порождаемые прежде всего юридической практикой, в том числе обвинительный уклон, известный формализм, стремление действовать в соответствии с «буквой», а не «духом» закона и др.

В настоящее время перечень оснований для классификации видов правосознания расширился. Это связано с тем, что многие исследователи стали рассматривать правосознание не в целом, а как отражение лишь отдельных специфических правовых явлений.

Некоторые ученые стали выделять и подробно изучать конституционное правосознание. Так, содержание конституционного правосознания реализуется в двух аспектах: во-первых, как особый отраслевой вид правосознания, основывающийся на реальной потребности реализации требований Конституции Российской Федерации [1], признающих результатом правотворчества формирование правовой системы, в которой высшей ценностью выступают основные права и свободы человека; во-вторых, как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, посредством которых осуществляется оценка конституционно-правовых отношений, конституционного законодательства, способствующая активизации правовой деятельности органов государственной власти, местного самоуправления по осуществлению прав человека.

Отдельные исследователи стали анализировать налоговое правосознание. Деформированность компонентов налогового правосознания подтверждают выводы о том, что большое количество налогоплательщиков имеет возможность безнаказанно и сравнительно легко избежать налогового бремени. Безнаказанность юридических и физических лиц, уклоняющихся от выполнения требований налогового законодательства, приобретает все более одиозный характер.

В заключении необходимо отметить, что виды правосознания разнообразны и с развитием государства увеличение их количества неизбежно, однако ученые выработали устойчивую основную классификацию правосознания. К основным видам правосознания относятся: индивидуальное, групповое, массовое, научное профессиональное и обыденное.

2.2 Проблемы деформации правосознания

На определенных этапах развития и формирования государства и права возникают предпосылки для возникновения различных деформаций (от лат. deformatio — «искажение») правосознания. Деформации правосознания проявляются в искажении представлений о праве и его ценности.

В современной правовой литературе существуют различные определения деформации правосознания.

Так, И.Н. Сенин пишет, что деформации правосознания - это дефекты, искривления правосознания, которые придают ему негативную, антисоциальную направленность [23, с. 87].

По мнению Г.С. Беляевой, О.В. Лещенко, деформация правосознания представляет собой крайне неадекватное (как негативное, так и положительное) отношение к праву как к социальной ценности [5, с. 19].

Е.В. Гуменюк, А.Б. Адельсеитова определяют деформацию правосознания как искажение, «разрушение» положительных идей, установок, чувств и убеждений [9, с. 54].

А.В. Мелехин считает, что деформации правосознания «представляют собой искажение формы и содержания правовых установок, навыков и привычек на институциональном и не институциональном уровнях, которое отражается, прежде всего, в деятельности и дискурсивных практиках субъектов правоотношений, а также в средствах решения конфликтных ситуаций, стереотипизированных среди широких слоев населения». [18, с. 412]

Таким образом, под деформациями правосознания следует понимать социально-правовое явление, которое характеризуется изменением его состояния и отклонением от нормы.

Традиционно в научной литературе выделяют несколько распространенных форм деформации правосознания, которые варьируются от отрицания права, неуважительного к нему отношения и игнорирования до гиперболизации его значения.

Представляется необходимым кратко охарактеризовать каждую из них.

Одной из наиболее мягких форм деформации правосознания является правовой инфантилизм. Под ним принято понимать несформированность правового сознания, обусловленную недостаточностью правовых знаний и отсутствием четко определенных правовых установок [10, с. 52].

Основными чертами данного вида деформации правосознания являются отсутствие у субъекта потребности в правовой осведомленности, а также готовности поступать в соответствии с правовыми предписаниями.

Правовой инфантилизм затрудняет осуществление правосознанием его основных функций. В данном случае у субъекта отсутствует четкая правовая установка на совершение как правомерных, так и противоправных деяний.

Инфантильное правовое сознание может иметь различную степень искаженности: от незначительных пробелов в правовых знаниях до полной несформированности всех уровней его функционирования.

Несформированность правосознания означает, что субъект по каким-то причинам получил недостаточный уровень знаний о праве. Данное обстоятельство отрицательно влияет на взгляды и установки, не позволяет правильно осознавать и признавать правовую реальность, строить свое поведение соответствующим образом.

Не менее распространенной формой правового инфантилизма является пробельность правового сознания. Пробел правосознания – особая разновидность его дефектности, возникающая либо на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности, либо на основе забывания таких знаний.

При наличии пробела правосознания у индивида в конкретный момент отсутствует информация о каком-либо элементе правовой действительности, что исключает его позитивное отношение к закону и иным правовым ценностям. Пробел правосознания характеризуется также незнанием закона и безразличным отношением к нему, что нередко приводит к совершению индивидом правонарушений.

В разрезе профессиональной деятельности правовой инфантилизм может объясняться неспособностью личности к восприятию правовых знаний. Результатом подобного отношения являются ошибки, неряшливость и брак в работе, должностной произвол.

Таким образом, правовой инфантилизм является наименее опасной формой деформации правового сознания, при которой лицо (или группа лиц) либо не знает о существовании правовых норм, либо имеет искаженное представление об их содержании и назначении. Однако данное явление несет скрытую угрозу: непрерывно развиваясь и повторяясь, оно становится предпосылкой для более опасного вида деформации – правового нигилизма – убеждения в том, что правовые требования и запреты носят формальный характер, что нужно придерживаться личных желаний и интересов.

Правовой идеализм (фетишизм) выражается в необоснованной переоценке права как регулятора правоотношений, завышение его возможностей и абсолютизация его роли.

Правовой нигилизм является противоположностью правового идеализма и заключается в неуважительном отношении к праву, отрицании его ценности; имеет широкий диапазон проявлений: от сознательного игнорирования права до скептического и негативного к нему отношения.

Таким образом, правовой ни­гилизм представляет собой осоз­нанное игнорирование требований норма­тивно-правовых актов, но исключающее преступный замысел.

Проявление правово­го нигилизма стоит отнести к устоявшимся формам деформации профессионального правосознания, проявляющимся в негатив­ном отношении к правовым нормам, в уве­ренности, что данные нормы являются формальными, что соблюдать их не обяза­тельно, а необходимо руководствоваться собственными интересами. Нигилизм рас­пространяет сферу своих действий и на бы­товом, обывательском уровне и на государ­ственном.

К основным причинам распро­странения правового нигилизма относится историческая память о непризнании прав и свобод человека от феодально-средневековой Руси до модели диктатуры пролетариата, не связанной и не ограни­ченной законами, а также о советской пра­вовой системе с ее господством админист­ративно-командного, а не правового прин­ципа.

В массовом сознании явление право­вого нигилизма определяется следующими установками: право есть неполноценная, а также ущербная форма регулирования об­щественных отношений. В тоталитарных социумах принято в связи с этим противо­поставлять правовое государство справед­ливому государству.

Появление правового нигилизма в обществе первоначально идёт от самого государства. В таком обществе, где право­вой нигилизм проявляется в деятельности самого государства, невозможно воспитать положительное отношение к действующе­му праву, так как под правом ошибочно понимается тот порядок, который устанав­ливается действующими нормативно -правовыми актами, в том числе и ведомст­венного характера. Вследствие этого в об­ществе начинает формироваться массовый правовой нигилизм.

Кроме того, дейст­вующие нормы не соблюдают также и сами государственные органы, а также должно­стные лица, находя «разумные» объясне­ния своим поступкам.

В результате этого в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

Данный вид правового нигилизма яв­ляется наиболее опасным и имеет следую­щие специфические особенности:

субъектами ведомственного право­вого нигилизма выступают лица, которые в результате своего служебного положения должны строго соблюдать, охранять права государства и общества, а также способст­вовать их осуществлению, но с этой обя­занностью не справляются;

данный вид правового нигилизма представляет наибольшую опасность;

распространяется в результате дея­тельности различных властных структур;

снижается уровень доверия граж­дан к государственным служащим и к го­сударственной власти в целом;

для противодействия данному яв­лению необходимо совершенствовать меры административного, дисциплинарного и уголовного характера.[11, с. 43]

Таким образом, в рамках борьбы с правовым нигилизмом главенствующее значение приобретает регулирование слу­жебной дисциплины в органах внутренних дел. Только грамотное применение и неот­вратимость дисциплинарной ответственно­сти способны воспитать полицейского, ко­торый будет уважать действующее законо­дательство и ответственно исполнять свои служебные обязанности, тем самым демон­стрируя обществу высокоэффективного сотрудника, «полицейского с большой бук­вы».

Основные пути противодействия пра­вовому нигилизму заключаются в повыше­нии общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания.

Не менее важным остаётся вопрос совершен­ствования действующего законодательства; профилактики преступлений и админист­ративных правонарушений; укрепления законности и правопорядка, а также дисци­плины государственных служащих.

Необ­ходимо также должным образом уважать права личности и ответственно относиться к правовому воспитанию населения; к под­готовке высококвалифицированных юри­стов др.

Необходимо отметить, что ряд ученых выделяют такие деформации правосознания, как правовой дилетантизм – вольное обращение с законом, легкомысленное отношение к праву, поверхностное толкование норм.[23, с. 90]

Морально-правовой конформизм заключается в том, что на соблюдение закона оказывает влияние привычки и желание не отличаться от других.

Правовой эгоцентризм и цинизм – выражается в использовании правовых норм с целью причинения вреда другим; злоупотребление правом.

Правовая демагогия – использование идентичных правовых средств для достижения противоположных целей.

Правовой релятивизм – право представляет собой нечто относительное, когда внешне правомерное поведение по сути является нарушением закона.

Правовой субъективизм – характеризуется односторонним отношением индивида к правовым предписаниям, признанием своих прав и отрицанием обязанностей.

Наивысшей степенью градации деформации правосознания является «перерожденное» правосознание, под которым понимается как преступная установка, так и готовность нарушить закон и совершить преступление.

Причинами появления и условиями развития деформации правосознания является наличие различных социальных, экономических, политических и правовых явлений и процессов объективного и субъективного характера, которые способствуют искажению правосознания. [18, с. 415]

К основным причинам и условиям деформации правового сознания следует отнести такие факторы, как: отсутствие надлежащего уровня правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия органов государственной власти, несовершенство правовой системы и законодательства (наличие правовых коллизий и пробелов), негативный практический жизненный опыт по защите прав, свобод и законных интересов, что приводит к повышению социальной отчужденности, деморализованности, циничному отношению к правовым нормам.

Кроме того, на возникновение деформаций как индивидуального, так и группового правосознания, помимо факторов социальной среды, также значительно оказывают влияние личностные характеристиками отдельно взятых индивидов, микросреда ближайшего окружения и недостатки в воспитании и образовании.

Таким образом, можно сделать вывод, что деформация правосознания является социальным явлением, детерминированным целым рядом негативных факторов.

На современном этапе развития государства и общества наиболее опасными формами деформациями являются «перерожденное» правосознание и правовой нигилизм, которые непосредственно оказывают влияние на криминогенную ситуацию.

Представляют опасность и деформации правосознания отдельных категорий лиц, прежде всего, государственных служащих, позиция и решения которых оказывают влияние на авторитет власти.

Подводя итог, необходимо отметить, что деформация правосознания на современном этапе является острой проблемой.

Основными путями преодоления деформаций правосознания являются совершенствование всей правовой системы общества, повышение правовой культуры граждан, информирование населения об актуальных правовых предписаниях, упрочнение законности и правопорядка, защита прав личности.

Основной задачей государства и общества является решение вопроса относительно уменьшения предпосылок и факторов, порождающих деформации правосознания с целью формирования «здорового» общества, а также снижения уровня совершаемых преступлений, которые вызваны, в том числе, и деформациями правосознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в данной работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Правосознание – это внутренне отношение индивида, коллектива или общества к правовым явлениям, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере. Правосознание отображается в правовой информированности гражданина и его умение защитить свои права, а так же влиять на правовые установки государства.

2. Основными функциями правосознания являются: познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права.

Хотя вышеуказанные функции и являются основными в научной литературе можно встретить и иные функции правосознания. Такие как: функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция и прогностическая функция.

3. Основу структуры правосознания составляют: правовая идеология и правовая психология, однако поведенческий компонент так же имеет право на существование.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым явлениям и выражается в чувствах, эмоциях, настроениях связанных с юридическими явлениями, а также в отношении к праву.

Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка.

4. Виды правосознания классифицируются по субъектам-носителям и уровню правосознания. По субъектам-носителям выделяют: индивидуальное, коллективное (групповое) и общественное. По видам правосознания: обыденное (эмпирическое) и теоретическое (научное) правосознание.

Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также его психофизиологических особенностей

Групповое правосознание, т. е. правосознание отдельных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ.

Общественное правосознание характеризует отношение общества к праву, правовым ценностям.

Обыденное правосознание – уровень, который свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.

Научное, теоретическое правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений

До сегодняшних дней ведутся споры, – к какому классификатору отнести профессиональное правосознание. Можно поддержать точку зрения, что профессиональное правосознание классифицируется и по субъектам - носителям и по уровню правосознания.

Уровень правосознания влияет на все виды жизни человечества. Такие проблемы как коррупция, дискриминация или же, в общем, низкий уровень правосознания не позволят построить правовое демократическое государство. Необходимо искоренять данные проблемы, в первую очередь путем повышения уровня правосознания у населения.

Либерализация, модернизация и демократизация государства тесно связана с правосознанием. Пока правосознание не достигнет определённого уровня, реформы не смогут достичь своих целей.

На сегодняшний день государство активно работает над повышением уровня правосознания во всех сферах общественной жизни. Модернизация, либерализация и демократизация проводится исходя из уровня правосознания населения либо в целях повышения правосознания населения, так же наблюдается его обратная связь, а именно был подтвержден тот факт что либерализация, модернизация и демократизация так же активно влияют на правосознание населения, что приводит к повышению его уровня.

Можно сформулировать следующие предложения по теме исследования:

1. Необходимо определить единое понятие «правосознания». При изучении данного вопроса было выявлено, что все понятия «правосознания» имеют одинаковое значение, определяющее внутреннее психологическое отношение человека к праву. Тем самым ученые излагают свое мнение о понятии правосознания в одинаковом значении, но в разном составе существительных. Предлагается следующее определение:

Правосознание – это внутренне отношение индивида, коллектива или общества к правовым явлениям, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере. Правосознание отображается в правовой информированности гражданина и его умение защитить свои права, а так же влиять на правовые установки государства.

2. Необходимо уделить внимание улучшению правового образования школьных и средне специальных учреждений, так как мы должны заинтересовать в первую очередь молодежь, чтобы им были интересны их же права, и они могли ими воспользоваться. Игровые формы обучения детей наиболее эффективны, нежели обычные лекции, так же могут быть привлечены к данной работе, в качестве волонтеров – студенты высших учебных заведений, по профилю: юриспруденция, психология и педагогика, для практического закрепления учебного материала.

3. Для более эффективного роста уровня правосознания, особенно в сельских местностях, где уровень правосознания наименее высок, предлагается образовать в органах самоуправления отдел для проведения юридических консультаций. Большинство граждан стараются сами разрешить юридические вопросы без помощи специалистов, из-за своего материального положения и ряда иных причин. Вследствие их низкой правовой образованности их действия не приводят к необходимому результату. Предлагаемый орган будет направлен именно на защиту прав и интересов граждан, тем самым повышая правовую образованность среди своей территории.

4. Одним из видов правосознания является профессиональное правосознание. Одной из причин ее низкого уровня является коррупция. В связи с этим необходимо повысить антикоррупционной правосознание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Алексеев С.С. Теория государства и права. - М.: Норма, 2016.
  3. Багиров И.Х. Понятие и сущность правосознания // История государства и права. 2018. № 5. С. 74 - 79.
  4. Базров А.О. К вопросу об определении понятия правосознания // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории. Материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2018. С. 329 - 332.
  5. Беляева Г.С., Лещенко О.В. Деформации правосознания: к вопросу о понятии и видах // Современные проблемы права и управления. Международная научная конференция: сборник докладов. – М., 2017. С. 18 - 22.
  6. Букаева И.С. Проблема понимания правосознания и пути его повышения // Научное сообщество. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XXIV международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 368 - 373.
  7. Герасимова Н.Р., Сюлин А.И. Проблемы правосознания российского общества: состояние и пути решения // Университет Наук. 2017. № 17. С. 780 - 785.
  8. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В., Мусаткина А.А., Станкин А.Н., Хачатуров Р.Л. Теория государства и права: учебник. - М., 2015.
  9. Гуменюк Е.В., Адельсеитова А.Б. Проблема деформации правосознания на современном этапе развития общества // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 37. С. 53 - 55.
  10. Замышляев Д.В. Проблемы формирования правосознания и правовой культуры в современной России // Юридический мир. 2017. № 3. С. 50 - 54.
  11. Киямова А.Р. К проблеме современного правосознания // Социально-экономические и естественно-научные парадигмы современности. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2018. С. 41 - 44.
  12. Клевцов С.В. Современные подходы к понятию правосознания в юридической науке // Государственная служба и кадры. 2017. № 4. С. 41 - 42.
  13. Коваленко Е.А., Мирошниченко К.Г. Деформации правосознания и их причины // Новая наука: От идеи к результату. 2017. Т. 1. № 2. С. 238 - 239.
  14. Коваленко Е.Е., Азизова Н.В. Понятие правосознания: определение, формы, структура и виды // Вестник научных конференций. 2017. № 2. С. 45 - 47.
  15. Кумышева М.К. К вопросу о понятии правосознания // Анализ современных тенденций развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 213 - 216.
  16. Малышев Е.Р., Никулов М.К. Проблемы повышения правосознания и правовой культуры общества в современной России // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10. С. 511 - 517.
  17. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Норма-М, 2017.
  18. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС, 2017.
  19. Наумов Д.А. Понятие и виды правосознания // Верховенство права и правовое государство: сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 153 - 155.
  20. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов, 2018.
  21. Оздамирова Л.М. Понятие и виды правосознания // Современные тенденции развития образования, науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции. – М., 2018. С. 184 - 185.
  22. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: МГУ, 2018.
  23. Сенин И.Н. Деформации правосознания и пути их преодоления // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 87 - 91.
  24. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2018.
  25. Туз А.С., Працко Г.С. Определение понятия правосознания в российской юридической науке // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции. – М., 2018. С. 153 - 157.
  26. Ярмонова Е.Н. Виды правосознания // Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М., 2018. С. 194 - 195.