Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (общественные отношения, связанные с формированием правосознания)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что правосознание является выражением духовных начал в праве, неизбежно фокусирует уровень любых изменений в политико – правовой жизни общества, что выражается в элементах социально – правовой активности личности: в социально – правовых установках личности, отношении к предписаниям норм права, готовности реализовывать право, реальном участии в правовых отношениях. Правовое сознание – духовно – культурный элемент правовой действительности, призванный соответствующим образом направлять правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Но для этого необходимо последовательное, системное развитие и утверждение должного уровня правосознания, уважения и признания прав и свобод человека, формирование чувства ответственности перед обществом и государством, культивирование реальной, а не декларированной идеи правового равенства, справедливости и гуманизма.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с формированием правосознания.

Предметом исследования является институт правосознания в теории государства и права.

Цель исследования – проанализировать понятие и виды правосознания.

В соответствии с поставленной в курсовой работе целью, необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать понятие правосознания в России;

- изучить виды правосознания.

Методологическую базу исследования составляют следующие методы: системного анализа, сравнения, синтеза, интуиции.

Глава 1. Понятие правосознания

Право оказывает разнообразное воздействие на общественную действительность, формируя правовую систему, неотъемлемыми частями которой являются правосознание и правовая культура, которая выражается в степени реализации прав и свобод личности в единстве с её ответственностью перед обществом, правовой деятельности государственных и общественных организаций. Исследованию правосознания, в том числе на современном этапе, посвящено много работ таких ученых как А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, Н.И. Матузов, А.Г. Спиркин, В.В. Лазарев, В.С. Афанасьев и др.

Правосознание – это совокупность идей, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание является источником права (в материальном смысле, т.е. в смысле создания правовых норм), отражая объективные потребности развития общества, одним из обязательных инструментов реализации права, средством оценки соответствия поведения нормам права. Как источник права, правосознание находит свое выражение (материализуется) в правовых актах, оказывает воздействие на процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Л.И. Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание – отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону, правонарушению, приговору, преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т.п.»[1].

1.1. Виды правосознания

Правосознание можно разделить на виды по его субъектам, носителям. Правосознание называют индивидуальным, если оно характеризует правовые взгляды, эмоции одного человека. К видам коллективного правосознания относится групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоёв общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистко – ленинской литературе подчёркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно также увидеть различия в правосознании возрастных слоёв населения. Массовое правосознание характерно для нестабильных временных объединений людей (митинги, демонстрации). Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, людей, живущих в определённую историческую эпоху) используется понятие общественное правосознание. К общественному правосознанию можно отнести правовые воззрения наций и народностей. Несмотря на отсутствие в истории нашей страны стойких правовых традиций, ценностей, необходимо указать на громадный вклад русских юристов, учёных и практиков дело формирования права и правосознания в России в конце 19 – начале 20 вв. Но процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 г. Российское общество в его сегодняшнем состоянии вступило в 21 в. в условиях глубокого дефицита позитивного правосознания. В такой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. [2]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу подчеркнуть, что масштаб, рассматриваемой в настоящей курсовой работе проблемы определяет необходимость полидисциплинарного подхода к ее исследованию и решению. Любое юридическое или судебное решение и позитивное право должно в своей основе содержать правосознание. Из этого следует, что чем выше будет правосознание, тем совершеннее будет позитивное право и регулируемая им внешняя жизнь людей. Или же, наоборот, слабо развитое естественное правосознание, несомненно, породит несправедливое право. В этом случае единое по своей идее право обязательно вступит в конфликт с самим собой, потому как естественное правосознание выражает вовсе не то, что требует познание позитивного права. Данная коллизия приведет к появлению параллельно с обычным правосознанием, правосознания позитивного, не совпадающего с ним по содержанию. Не развитая правовая культура общества и отсутствие стабильного правопорядка не создают условий для эффективного решения сложных социально-экономических проблем роста благосостояния населения, обеспечения достойных условий жизни человека, незыблемых прав и свобод.[3] Безусловно, вопросы, касающиеся правосознания отдельных категорий граждан должны решаться на правовой основе. Юридические нормы должны быть понятными, доступными и должны быть направлены на обеспечение достойной жизни граждан.

Таким образом, проведенный в моей курсовой работе анализ указывает на то, что в наши дни в приоритет следует ставить не столько задачу совершенствования и укрепления правосознания в России, сколько задачу его реанимации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Теория государства и права: учебник для бакалавров/ В.Д. Перевалов – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 415 с. Серия: Бакалавр. 235 – 236 стр.
  2. Научная статья: Особенности проявление правосознания и правовой культуры в современном российском обществе №6, 25.04.2017, Юридические науки, Кононцева А.А.
  3. Выдержка с учебного пособия Спиридонова Л.И. Теория государства и права. - М., 1997. С. 125.
  1. Выдержка с учебного пособия Спиридонова Л.И. Теория государства и права. - М., 1997. С. 125.

  2. Теория государства и права: учебник для бакалавров/ В.Д. Перевалов – 2 – е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 415 с. Серия: Бакалавр. 235 – 235 стр.

  3. Научная статья: Особенности проявление правосознания и правовой культуры в современном российском обществе №6, 25.04.2017, Юридические науки, Кононцева А.А.