Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Понятие правосознания)

Содержание:

Введение

Я считаю данную тему достаточно актуальной для современного общества и в вводной части курсовой работы «Понятие и виды правосознания» хотелось бы проанализировать словосочетание «правосознание». Например, в слове «правосознание» присутствует часть слова «право», которое является первичным в обществе, вторая часть слова определяет сознание или, по-другому, уровень развития данного общества.

Простыми словами, правосознание определяет, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное – это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное - это плохо.[1]

Состояние правосознания любого общества является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Эффективность преобразований и уровень правосознания взаимозависимы, т.к. именно от уровня правосознания зависит насколько осознанно и, следовательно, активно, будут участвовать в данном процессе все социальные группы.

Поэтому в настоящее время становится очевидным, что успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно без повышения уровня правосознания личности, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении положений правовых норм в повседневную жизнь.

В этой связи правосознание можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие для формирования готовности личности к юридически значимому поведению, без чего невозможно становление гражданского общества и правового государства, реализация правовой реформы.

Правосознание, являясь духовным началом в праве, оказывает существенное мотивационное воздействие на общественные отношения, правовое поведение и является одним из ведущих факторов развития правовой активности личности.

Объектом исследования является правосознание как сложноорганизованный и многофункциональный феномен, оказывающий существенное воздействие на развитие общественных отношений.

Предмет исследования составляют системообразующие факторы правового сознания, влияющие на выбор способа поведения личности.

Изучив литературу, связанную с темой курсовой работы, сформулированы цель и задачи, а именно:

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать понятие правосознания.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

- рассмотреть функций правосознания;

- выявить структуры правосознания: анализ правовой идеологии и правовой психологии;

- провести анализ видов правосознания;

- рассмотреть проблемы профессионального правосознания

1. Понятие правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Формирование правосознания становится в XIX-XXI веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании – один из этапов этого развития.

От мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому – так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам.

Правосознание, имея длительную историю становления и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян – это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов.

В развитых государствах реализуются принципы концепции «правового государства», «верховенства права», осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах»(1966 г.), «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966 г.).

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача – следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

Правосознание – это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание – одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

  1. правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;
  2. правовой психологии – совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;
  3. поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности…).[2]

2. Функции правосознания

Познавательная. (гносеологическая). Это изучение и познание права (действующего и прошлого), его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его основных принципов и институтов. К этой функции относится также оценка всех правовых институтов, отдельных действующих норм с точки зрения их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения ее материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы. Познавательная функция - это также оценка собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других социальных институтов (государства, партий, культуры, церкви и др.) с точки зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо

Оценочная функция (иногда ее называют отражательной) вызывает к жизни определенное эмоциональное отношение человека к разным сторонам и явлениям правовой действительности на основе опыта и правовой практики. Эта функция реализуется в рамках правовой психологии. Она направлена на формирование правовых установок личности.

Регулятивная функция правосознания проистекает из такого важного его свойства, как нормативность. Это свойство правосознания признается многими авторами. «Нормативно-оценочный характер правового сознания, связанного с представлением о возможности волевых санкций, — пишет В. А. Чефранов, — обеспечивает значительность его регулятивного воздействия». Между тем отдельные ученые отрицают наличие указанного свойства. Так, по мнению Д. А. Керимова, нормативность не тождественна «регулированию». При этом, однако, он допускает саму возможность регулирования правосознанием. На противоречивость этой позиции справедливо указывает В. А. Чефранов.

Сущность любой нормы, независимо от того, в какой области гуманитарного знания применяется это понятие, состоит в том, что она представляет собой некое обязательное правило, предписание, требование, веление. Уполномочивающие (дозволительные) нормы права также в полной мере обладают качеством обязательности, поскольку соответствующее дозволение императивно обязывает других лиц воздерживаться от нарушения таких норм.

Общеобязательность нормы по большей части основана на возможности наступления неблагоприятных последствий для нарушителя. В сфере права, например, такие неблагоприятные последствия выражаются в применении мер государственного принуждения; в сфере морали — в общественном порицании, угрызениях совести. При этом формы санкций не имеют принципиального значения для существа нормы. Вне зависимости от конкретного содержания любая норма, в сущности, является категорическим императивом, предписывающим определенную модель поведения. Эти качества нормы служат источником ее регулятивного начала.

Думается, отрицание нормативности правосознания основано на восприятии нормы как некоего непременно внешнего по отношению к субъекту явления. Действительно, норма права, к примеру, не является субъективной категорией, а представляет собой совершенно определенный объективный феномен, выступающий как часть внешнего, объективного мира.[3]

Перечисленные функции правосознания являются основными, наиболее полно, точно и всесторонне отражающими и раскрывающими его природу.

3. Структура правосознания

Правосознание состоит из двух главных элементов: идеологии и психологии.

Правовая идеология. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых систем, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Особенность правовой идеологии в том, что она отражает право во всех его состояниях и проявлениях и способно оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение и образ жизни.

То есть позволяет государству и его органам эффективно использовать научные теории, учения, положения в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовая психология. Складывается из совокупности психологических и правовых явлений. К числу таковых относятся правовая потребность, правовая установка, правовой менталитет, правовой мотив, ценностно-правовые ориентации, правовое настроение, правовые чувства, правовые эмоции, правовые навыки, правовые привычки, правовая сплоченность.

В сущности, правовая психология питает правовую идеологию, и поэтому нередко рассматривается как исходное начало. Данный аспект правосознания – это не идеи, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется ввиду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным.

Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер. Общественное недовольство людей чем-либо подчас играет определяющую роль для принятия тех или иных политико-правовых решений.

Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику-' и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями. Субъекты права - живые люди и им свойственны все без исключения психологические состояния.

В известные периоды накаляются не только политические страсти, но и правовые. Впрочем, они тесно переплетаются и выступают, по сути, как политико-правовые (например, в избирательных кампаниях, при принятии того или иного закона в парламенте, проведении уличных акций, митингов и т. д.). Словом, правосознание - это не только сфера рационального, но и эмоционального.

В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побуждения, невменяемость и т. д. В соответствующих случаях назначаются психологические экспертизы. Вообще субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям.

Примерами сильных эмоциональных проявлений могул служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или. напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Все это - “работа” второй, психологической. стороны правосознания.

Следовательно, мыслительная (идеальная) и чувственная сферы правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку' выступают органическими слагаемыми одного и того же явления. Реакция на право, другие юридические феномены может быть как умственной, так и душевной, рациональной и эмоциональной.[4]

4. Классификация правосознания.

Правосознание является источником права, отражающим объективные потребности развития общества и соответствия поведения нормам права. Как источник права, правосознание оказывает воздействие на процесс и результаты правотворчества (например, правовые акты). Нормы права оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Правосознание классифицируется по уровням и видам:

Рассмотрим уровни правосознания:

Обыденное (эмпирическое) правосознание: есть у обычных людей под влиянием условий жизни, личного опыта и правового образования, доступного населению, (это представления людей о своих правах и обязанностях, о нормах права, о сущности и принципах правовой организации общества; оценки государственно-правовых явлений на уровне стереотипов, штампов, слухов, чувств, настроения, эмоций по поводу права и законности).

Профессиональное правосознание: помогает юристам осмыслить возникающие ситуации и ответить на многие вопросы, связанные с их деятельностью, на уровне профессиональной подготовки и компетенции юристов, которые обладают глубокими знаниями в юриспруденции. Формируется в период обучения

Научное правосознание: уровень научных разработок учеными, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право, что позволило в наше время отобразить позитивное право, используя рационализм и научный подход к действительности.

Примеры:

  1. Обыденное правосознание. Человек осознает или определяет на своем личном опыте, что за допущенное им неправомерное действие (например, неуплата штрафа за нарушение правил дорожного движения – ПДД, неуплата алиментов и т.д.) или грубое правонарушение (например, хулиганство, грабеж, разбой и т.д.) последует наказание.
  2. Профессиональное правосознание. Профессиональное правосознание помогает юристу осмыслить ситуацию и ответить на главный вопрос своей профессиональной деятельности: «В чем суть правоприменительной деятельности, как сотрудников внутренних дел, так и юриста по гражданским делам?»
  3. Научное правосознание на одном примере описать или осмыслить просто невозможно, научными разработками, созданием новых определений и терминов занимаются многочисленные институты в нашей стране. Если задаться вопросом, зачем и почему, ответ очевиден: содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.

Рассмотренные примеры правосознания позволяют сделать вывод, что в правосознании каждого отдельного человека могут присутствовать определенные элементы из различных видов правосознания.

Рассмотрим виды правосознания:

Общественное правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества.

Индивидуальное правосознание – это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен

Групповое. Необходимо учитывать и такое понятие как «эффект толпы». Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы – это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, несовместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в тоже время может намеренно стимулироваться.

Таким образом, провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В тоже время, руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.

Пример:

21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП собравшаяся многочисленная толпа в г. Москве на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать здание КГБ СССР. Избежать больших жертв удалось только переориентировав внимание собравшихся на памятник Ф. Э. Дзержинскому. При этом использовались не только неприязнь людей к этому историческому персонажу, но и давний слух о том, что монумент состоит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин в свое время спрятал часть золота партии.

С участием американских специалистов был разработан и осуществлен ряд крупных международных политических операций. С их помощью удалось избежать начала гражданской войны после переворота в Чили и последовавшего за ним убийства президента страны Сальвадора Альенде. Действия многочисленных сторонников президента деморализовали тем, что своевременно запустили слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда эта версия приобрела в сознании населения устойчивый характер на центральном телевидении было организовано «интервью» в прямом эфире с находившимся под домашним арестом генералом, который поддержал действия пуччистов. Шок от этого «интервью» сломил волю сторонников президента Альенде к решительным действиям.

Позже социологи стали различать такие понятия, как: «толпа», «массы» и «народ».[5]

5. Актуальные проблемы профессионального правосознания

Актуальной проблемой правосознания является выявление причин деформации и разработка мер по её предупреждению. Сознание человека — это психологический процесс. Оно регулирует поведение человека, но оно само формируется условиями жизнедеятельности индивида. Правосознание нельзя рассматривать как отдельное психическое образование. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией по отношению к обществу. Первопричина противоправного поведения не «дефекты» правосознания, а жизненные условия, которые эти «дефекты» порождают.

Другой проблемой профессионального правосознания являются личные установки человека, отношение к выбранной профессии, уровень правовой культуры и воспитания.

В настоящее время должности, которые относятся к сфере законотворчества и правоприменения считаются модными. Молодые люди устраиваются на работу не по зову сердца, не из-за альтруистических побуждений и не потому, что они хотят, чтобы всё было, по справедливости, а потому что, кому-то эти должности дают властные полномочия, кто-то считает престижным быть госслужащим, кто-то работает из-за высокой заработной платы и льгот. Это печально, потому что у таких людей на первом месте должно быть чувство долга перед гражданами страны, желание трудиться на благо общества. Ни судья, ни законодатель, ни другой юрист-профессионал не будут качественно выполнять свои обязанности, если у них на первом месте личная выгода, также как и врач не станет первоклассным специалистом, если в его сознании мысли о зарплате, а не мечта лечить людей, помогать им.

Итогом всего вышесказанного является деформация правового сознания. Термин «деформация» буквально означает «изменение формы, искажение чего-либо». В. Н. Кудрявцев отмечал, что любая деформация в правовой сфере действия индивида (поведения, правосознания, правовой культуры и т.д.), вызванная различными объективными и субъективными факторами, с его стороны часто приводит к противоправному поступку.

Исторически сложилось так, что негативное отношение к праву, выраженному в законах, и к праву, как таковому, в России была всегда. Примером могут служить поговорки «что мне законы, коли судьи знакомы», «судиться — не Богу молиться, поклоном не отделаешься», «пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом» и другие, все это говорит о недоверии людей к праву и государственным органам. С давних времен люди, стоящие у власти, пользовались своим положением, ради получения собственной выгоды. Российские правители пытались искоренить коррумпированность, как следствие деформации правового сознания, но она остается по настоящее время.

Под деформацией правового сознания понимается искаженное представление, выражающееся в негативном отношении к действующему праву, законности и правопорядку. Современные ученые выделяют пять видов правовой деформации, их же можно считать деформацией профессионального правосознания, к ним относятся: правовой нигилизм, идеализм (романтизм), инфантилизм, радикализм, конформизм.

Правовой нигилизм характеризуется недоверием к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В переводе с латыни означает «отрицание». К сожалению, в России правовой нигилизм имеет глубокие корни. Потребность в изучении данного явления давно назрела, так как оно широко распространилось в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов.

В юриспруденции существует различные определения правового, или юридического, нигилизма. По мнению В. А. Туманова, правовой нигилизм «есть скептическое, негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость». Ученые выделяют основные сферы распространения, а вместе с тем наиболее типичные формы выражения правового нигилизма.

  1. Умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов. Лицо знает, что его действия противоречат закону, и осознано идет на преступление.

Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний. Когда субъекты государства не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам».

  1. Издание государственными органами противоречивых, параллельных или взаимоисключающих правовых актов. Примером могут служить гражданский и налоговый кодекс. Особо часто, люди сталкиваются с такой проблемой при подаче документов в государственный орган, когда по гражданскому кодексу один пакет документов, а по налоговому другой.
  2. Подмена законности целесообразностью. Данная форма нигилизма возникает, когда различные официальные должностные лица и органы, общественные группы стремятся реализовать свои интересы вне рамок Конституции, т.е. начинают жить не по закону, а «по понятиям». Например, в г. Ульяновске широко распространено такое явление как незаконные парковки. Когда жильцам приходится платить за парковочное место в своем же дворе. При сопротивлении автовладельцев «неизвестные лица» портят их транспортное средство, поэтому жильцы вынуждены соглашаться с предложенными условиями чем каждый раз тратить время и деньги на ремонт автомобиля.
  3. Конфронтация, т. е. противостояние представительной и исполнительной структур власти. Она возникла во времена перестройки, когда оставалась система Советов и образовывалась новая для России президентская вертикаль управления. Появились споры, конфликты, шла борьба за власть и законы в этой борьбе были помехой.
  4. Нарушение государством прав человека. Слабая правовая защищенность подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе. Тогда человек перестает ценить и уважать, не видя в нем надежного защитника. [4]

У юриста правовой нигилизм проявляется в антиправовом настроении, неуважении норм профессиональной этики, желании решать проблемы клиента исключительно вне правового поля.

Второй вид деформации — это правовой идеализм. Он полностью противоположен правовому нигилизму. Если нигилизм означает недоверие, отрицательное отношение к праву, то идеализм — переоценку и идеализацию права.

Субъект подверженный правовому идеализму верит в всесильность права, возлагает на него, как на регулятор общественных отношений, возвышенные, несбыточные надежды. В своих крайних проявлениях юридический идеализм имеет психопатологические черты. Человек пытается все делать согласно закону и требует этого от других. Он оценивает свои поступки с точки зрения закона и в результате личность осознанно либо подсознательно стремится к тому, чтобы все общественные отношения были четко регламентированы правом.

Как правило, правовой идеализм, как форма деформации профессионального правосознания, свойственен начинающим юристам, ввиду своей неопытности они верят, что правом можно решить всё. Но, к сожалению, российское законодательство имеет много пробелов, нюансов, и чтобы разобраться в них нужна большая практика.

Третий вид деформации — это правовой инфантилизм. Правовой инфантилизм выражается в несформированности и пробельности правовой культуры. Он является показателем недостаточной правовой культуры индивида, то есть неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образцов поведения в правовой сфере. Следующей формой правового инфантилизма является правовая безответственность, которая выступает в качестве противоположной категории правовой ответственности. Ее следует рассматривать как результат несоответствия правовых ценностей индивида ценностям, принципам и моделям действующего права. Еще одной формой выражения правового инфантилизма можно считать правовую пассивность. Обращаясь к анализу этого явления, можно выделить две характеристики ее возможного проявления: правовая безынициативность и безразличие к различного рода нарушениям закона. В юридической практике часто встречаются случаи неиспользования гражданами своих прав (избирательного права, права на судебную защиту, отказ от защиты законных прав и интересов и т.д.). Нередки также случаи безразличного отношения граждан, участников и свидетелей к действиям, имеющим юридическое значение (дорожно-транспортные происшествия, следственные действия и т.д.). Индивид не стремится к получению знаний о своих правах и свободах и не имеет желания целенаправленно их осуществлять, руководствуясь действующим законодательством.

У людей занятых юридической деятельностью правовой инфантилизм выражается в юридическом бескультурье, безграмотности и непрофессионализме, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической, так и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т.д.), так и быть результатом постепенной деградации личности.

Результатом правового инфантилизма юриста является не качественное законотворчество, брак в работе, небрежное исполнение обязанностей, должностной произвол, основанный на незнании законодательства.

Следующий вид деформации правосознания — правовой радикализм. Он характеризуется неуважением к праву. Отсюда появляется умысел использовать должностное положение в личных корыстных, карьерных и иных антисоциальных целях. Так появляется взяточничество, мошенничество, должностной подлог и весь «букет» прочих злоупотреблений властным положением. Правовой радикализм считается наиболее опасной формой деформации профессионального правосознания.

Пятый вид деформации правового сознания — правовой конформизм. Термин «конформный» понимается как соглашающийся. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, социальное влияние, признанный авторитет, традиции и т.п). Конформный человек принимает решение под давлением общества или группы. Оно обусловлено боязнью санкций и остаться в изоляции. Основные черты конформиста — пассивность и безынициативность.

Правовой конформизм в качестве деформации профессионального сознания характеризуется пассивным восприятием правовой действительности, подстраиванием под сложившиеся стандарты нравственно-правового поведения, стремлением угодить коллегам по работе и начальству, некритическим отношением к маргинальным требованиям и актам практической деятельности. Это пассивная жизненная позиция в расчете на понимание и покровительство в трудовом коллективе.

Работа, направленная на преодоление профессионального правового сознания, должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И.Н. Скорокотягин считает, что деформацию правового сознания можно предупредить путем улучшения экономической, социальной и политической обстановки в государстве.

Так как деформация правового сознания возникает из-за воздействия отрицательных факторов внешней среды и недостатков учебно-воспитательной работы можно выделить два основных направления в решении проблемы:

  • изменение действующего законодательства,
  • организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

Первое направление можно реализовать путем ужесточения наказания для государственных служащих, тем самым сдерживая их от совершения противоправных поступков. Второе направление требует применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в выработке позитивного правосознания и преодоление его деформации занимает социально-нормативное воспитание в основе которого лежит правовое обучение, т.е. у человека должна быть сформирована правовая культура и правовое воспитание.[6]

Заключение

Закачивая свою курсовую работу, хотелось бы привести интересное высказывание русского философа и публициста И.Л. Ильина "Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право". Юриспруденции на протяжении всей истории своего существования приходиться разъяснять обществу о необходимости уважения законов государства. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности. Социологические опросы, проведенные на протяжении последних 20 лет, свидетельствуют о том, что большинство населения видит в судебной власти не орган, осуществляющий правосудие и защиту прав граждан, а лишь место, где человека лишают свободы. Изменения жизни каждого человека или общества в целом за определённые периоды истории, формируют и порой изменяют поведение людей, исходя из их жизненного опыта, действующих законов, вводимых реформ и уровня жизни. Задача государства и правовой системы нацелить это изменение только в лучшую сторону, в сторону совершенствования правовой сферы, в сторону формирования более надёжного гражданского общества, для чего осуществляется подготовка профессиональных юристов в учебных заведениях, а для остального населения существует простое информирование в области права через печатные издания (журналы и газеты). Конечно, такой подход создает большие различия в уровне правосознания специалистов в области юриспруденции от обычного гражданина. Этот не прекращающийся процесс позволяет улучшить отношения правосознания и правовой культуры не только для каждого человека, но и касается фундаментального законодательства. Развитие правосознания и правовой культуры зависит от формирования культуры, духовных ценностей людей. Основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности. Причина в другом: в отношении к праву и к практике его применения. Правосознание как элемент правовых норм и профессиональной культуры, юридической культуры, реализуется через поведение людей и их деятельность.

Список литературы

  1. Н.И. Матузов, А.В. Малько ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: учебник. – М.: 2017. – 240 – 243 с.
  2. Мелехин А.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). – М.: 2009. – 408-411 с.
  3. Абрамов, А. И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права. Правоведение . -2006. — № 5. — С. 23 — 34
  4. Арзамаскин Н.Н., Соболева Н.Н. Проблемы профессионального правового сознания и пути повышения его уровня. Молодой ученый. – 2018. - №44. – с.105-108
  5. Руководство по изучению дисциплины «Теория государства и права (2). Общая теория государства» Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2011 URL:http://ebiblio.ru/book/bib/02_estestv_nauki/teor_gos_i_prava_2/sg.html#_Toc308706032
  1. Н.И. Матузов, А.В. Малько ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: учебник. – М.: 2017. – 240 с.

    URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=488143

  2. Мелехин А.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). – М.: 2009. – 408 с.

    URL: http://ural-education.ru/wp-content/uploads/2016/10/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D1%91%D1%85%D0%B8%D0%BD-%D0%90.%D0%92.-%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8.pdf

  3. Абрамов, А. И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права. Правоведение . -2006. — № 5. — С. 23 — 34

    URL https://pravo33.wordpress.com/2008/10/29/%D0%B0%D0%B8-%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2-%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B8%D1%85/

  4. Н.И. Матузов, А.В. Малько ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: учебник. – М.: 2017. – 240 – 243 с.

    URL http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=488143

  5. Мелехин А.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). – М.: 2009. – 411 с.

    URL: http://ural-education.ru/wp-content/uploads/2016/10/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D1%91%D1%85%D0%B8%D0%BD-%D0%90.%D0%92.-%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8.pdf

  6. Арзамаскин Н.Н., Соболева Н.Н. Проблемы профессионального правового сознания и пути повышения его уровня. Молодой ученый. – 2018. - №44. – с.105-108

    URL https://moluch.ru/archive/230/53531/