Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания(Общая характеристика правосознания)

Содержание:

Введение

Вопрос о правосознании является одним из центральных в теории государства и права. Правосознание для права имеет особое значение.
Интерес к правосознанию в последнее время все больше возрастает, т.к. от уровня правосознания зависит состояние законности, реализации прав и свобод человека, степень формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране. Основное внимание должно быть направлено на смену приоритетов. Во главу угла должны быть поставлены личность, реализация и защита ее прав и свобод. А для этого необходимо формирование и воспитание личностей, которые ощущали бы необходимость главенства права, осознавали потребность в создании развитой системы законодательства, соотносили правовые ценности с общечеловеческими ценностями, поскольку от уровня правового сознания. Показать все зависит характер поведения людей в правовой сфере.

Но, к сожалению, на данный момент мы сталкиваемся с несовершенством, незрелостью и вырождением духовной и правовой культуры человека. Нынешнее состояние правосознания в российском обществе можно охарактеризовать словами И.А. Ильина: «Пренебреженное и разлагающееся правосознание, которое разучилось видеть добро и зло, право и бесправие, все стало условным и относительным». Народ не знает и не соблюдает законов своей страны.

Теоретико-методологические вопросы правосознания всегда были в центре внимания отечественной юридической науки. Классическими работами по данной проблематике являются исследования И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и других выдающихся ученых-юристов России, идеи которых не потеряли своего теоретического и практического значения.

Объектом курсовой работы является правосознание как сложноорганизованный и многофункциональный феномен, оказывающий существенное воздействие на развитие общественных отношений.

Предмет курсовой работы составляют системообразующие факторы правового сознания, влияющие на выбор способа поведения личности.

Цель исследования состоит в комплексном анализе правосознания как социально-правового источника правового поведения личности.

Задачами на пути к поставленной цели являются:

изучить сущность и содержание правосознания;

раскрыть структуру и функции правосознания;

проанализировать виды правового сознания граждан.

Для достижения поставленных целей и решения указанных задач была определена соответствующая им и оптимальная методология. Помимо сформулированных концептуальных идей, имеющих методологическое значение для организации исследования, были применены такие научные методы, как формально-логический, сравнительный, системный, структурно-функциональный и историко-правовой. Кроме них, в процессе работы как дополнительные были использованы методы философско-правового анализа – диалектический, герменевтический и феноменологический.

1 Общая характеристика правосознания

1.1 Сущность и содержание правосознания

Попытки разработки концепции правосознания были начаты П.И. Новгородцевым. В работе «Введение B философию права. Кризис современного правосознания» автор говорит о кризисе правосознания как следствие кризиса индивидуализма и западноевропейских теорий правового государства, сложившихся B XVIII - XIX веках. В его труде содержится понимание этой категории как философско-правовой реальности, однако П.И. Новгородцев не дает концептуального определения правосознания[1].

Проблема правосознания исследовалась многими учеными. Так, П.И. Стучка отмечал, что правосознание - это существующая в сознании абстрактная форма права или правовых отношений. Он замечает, что «есть тройного рода формы правоотношений: одна конкретная сделка живых людей и две абстрактные - в законе и представлении людей»[2].

Значительный вклад в развитие теории правосознания был сделан И.А. Ильиным, в понимании которого предпосылка нормального, здорового права заложена в самом человеке, в его правосознания[3]. По мнению И.А. Ильина, существует три правила правосознания, которые предусматривают следующее:

1) соблюдать добровольно действующие законы и бороться лояльно за новые, лучшие;

2) освободить себя внутренне при помощи добровольного самообязательства и искать свободы только через закон и под законом;

3) учиться выбирать правильное и справедливое поведение.

С каждого закона надо учиться брать то, что в нем является правильным и справедливым, чтобы дух закона владел буквой, а не наоборот.

Хотя И.А. Ильин не дает единого универсального определения правосознанию, но отмечает, что правосознание это воля к праву, воля к цели права и способность "самозоконно" мотивировать свои поступки сознанием этой цели. Он считал, что правосознание коренится в уважении человека к самому себе, чувстве собственного духовного достоинства (закон духовного достоинства), способности к самоконтролю и самоуправлению при самостоятельном установлении границ допустимого поведения (закон автономии) и взаимном уважении и доверии сторон, что является основанием для частных H публичных правоотношений (закон взаимного признания). Для И.О. Ильина правосознание - это совокупность убеждений относительно права, государства, всей организации общественной жизни, это главный источник естественного права и моралью, между естественным и позитивным правом. Духовно здоровое и правильное правосознание - вот то главное, чего требует государство и право для своего процветания[4].

В то же время вопрос о роли права и правосознания в воспитании нравственности разрабатывается М.П. Каревой, которая одна из первых поставила вопрос о регулирующее влияние правосознания на поведение людей[5].

Кроме этого, появляются работы М.С. Строговича, А.И. Денисова и других, в которых правосознание рассматривается не как осознание общественного бытия, а как определенные взгляды людей на право, их отношение к действующему праву. То есть правосознание - это совокупность взглядов, убеждений и идей, распространенных в классовом обществе, которые отражают отношение в обществе классов (как господствующих, так и подчиненных) действующего в обществе права[6]. При этом автор подчеркивает, что в основе правосознания лежит умственная деятельность, а не мир эмоций.

В.Б. Никитин акцентирует внимание, что экономический строй отражается в сознании людей лишь после того, как он опосредованный правом[7].

Другая точка зрения связана с пониманием правосознания как отношение людей к праву, правовых требований, законных и незаконных явлений правовой действительности. Так, Л.С. Явич под правосознанием понимает "систему представлений, оценок, убеждений, настроений, ощущений, раскрывающие отношение лица к действующему праву»[8].

По мнению Г.А. Злобина, правосознание представляет собой совокупность идей, понятий и представлений о праве и законности, а также эмоций и предпочтений, связанных с правовыми явлениями. Психологическую сторону правосознания составляют распространенные привычки и чувства, отражающие отношение людей к различным правовым явлениям: ощущение справедливости, привычка к равноправию и свободе, отвращение к произволу, беззаконию и преступлений, попытки вернуть право нарушается.

Итак, наиболее распространенным в современной философско-правовой литературе является определение правосознания как сферы общественного сознания, отражающую правовую действительность в форме правовых знаний и оценочного отношения к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в сфере права[9].

Раскрытие содержания понятия «правосознание» предполагает объяснение понятия «сознание». С философской точки зрения сознание - это ощущение каждым человеком своего существования и своих действий.

Это самое важное присущее людям качество, которое заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, мысленном построении действий и предвидении их результатов, регулировании и самоконтроле поведения, которое имеет внешние формы отражения творческого характера и связано с языком. К основным взаимосвязанным элементам сознания относятся осознание явлений, абстрактное мышление, самосознание, эмоции, воля, интуиция.

При этом сознание имеет материальную составляющую, которая определяется тем, что процесс мышления сопровождается биохимическими, физиологическими и другими изменениями в мозге, а также идеальную составляющую, которая предусматривает, в частности, образное отражение и характеризуется тем, что субъективные образы вещей не имеют материальных свойств этих вещей[10].

Сознание имеет разные формы, среди которых одной из важнейших является правосознание. В дореволюционной философско-правовой литературе, которая представлена трудами Б.А. Кистяковського, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича и другими, правосознание рассматривалось как осознанная мотивация участником правоотношений своего правомерного поведения. Эти исследователи ограничивают правосознание ощущениями и интуицией, следовательно, оно имеет в основном психологическое значение[11].

Содержание правосознания определяется условиями формирования мышления о социальной реальности как правовой, восприятием феномена права B обществе как такового. На этот процесс B значительной степени влияют правовые идеи, которые включают осознание права, чувство права, правовой идеал и правовую реальность. Существенное влияние на содержание правосознания имеет система правовых понятий, производимая данным обществом[12].

К ним можно отнести понятия, которые характеризуют структурные свойства права (право, обязанность, правовая норма, правовое требование, правовой статус и так далее), функциональные свойства права, правовая оценка, правовое регулирование, правотворчество, правовое воспитание и так далее), а также понятия, отражающие ценностные свойства права (свобода, справедливость, равенство, общественное благо, законность, ответственность и так далее)[13].

Уяснение содержания норм права (субъективных прав и юридических обязанностей) помогает лицу сопоставить эти знания, выработать собственную правовую позицию.

Весь этот процесс опосредуется сознанием личности и в конечном итоге формирует его правосознание, которое можно рассматривать как способ воздействия права через отдельных индивидов на закрепление навыков их правового положительного поведения.

Объективным является взаимосвязь права и правосознания, которые не создают друг друга, они формируются B объективных условиях и взаимодействуют. Право влияет на правосознание, формирует представления членов общества об их правах и обязанностях, о надлежащем правопорядке и, наоборот, правосознание влияет на право, определяет практику правоприменения и так далее[14].

На процесс формирования правосознания влияет много факторов, а именно: условия жизни, социальное положение, уровень инновационного развития на производстве и обществе, духовная культура в обществе в том числе и правовая, состояние правовоспитательной работы (повышение квалификации работников и руководителей предприятия, повышение знаний и так далее)[15].

В демократическом государстве стержнем правосознания является признание принципа верховенства права, жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности человека как высшей социальной целостности; безоговорочное уважение к правам человека и гражданина как неотъемлемых от лица возможностей, составляющих юридический фундамент жизнедеятельности человека[16].

Учитывая вышеприведенное, правосознание - это совокупность субъективных элементов правового регулирования: идей, теорий, эмоций, чувств и правовых установок, посредством которых отражается правовая действительность, формируются отношение к праву и юридической практики, ценностная ориентация относительно правового поведения, виденье перспектив и направлений развития правовой системы[17].

Считаем необходимым выделить такие черты правового сознания:

1. Правосознание является одной из разновидностей общественного сознания. Наряду с другими формами общественного сознания (философской, религиозной, моральной, политической, эстетической) ей свойственно отображать окружающий мир, но не весь, а только определенный его аспект - правовую действительность.

2. Носителями правосознания являются различные субъекты права: личность, общественные объединения, политические партии, государственные органы и их должностные лица, юристы-ученые, юристы-практики, общество B целом. В правовом сознании отражаются отношение субъекта к праву, юридической практики, поведения (деятельности) других субъектов правоотношений, их оценка[18].

Правосознание проявляется на всех стадиях механизма правового регулирования, влияет на функционирование в обществе.

3. Объектом познания правосознания обычно есть действующее право во всем многообразии его проявлений (право, правовые отношения, правовое поведение или деятельность, практика реализации права и тому подобное).

4. Правосознание является одним из важнейших факторов развития правопонимания. Право, которое складывается объективно в соответствии с существующими, иногда довольно противоречивыми представлениями, подходами общества к регулированию тех или иных общественных отношений, не может быть совершенным. В нем неизбежно возникают определенные пробелы, внутренние противоречия. Анализ права и практики его применения позволяет выявить недостатки[19].

5. Правосознание можно рассматривать как своеобразный механизм саморегуляции поведения (деятельности) людей. Это объясняется его способностью ориентировать субъектов права в различных правовых ситуациях, делать правомерный выбор, принимать юридически значимые решения в отношении соблюдения или нарушения права[20].

По своему содержанию правосознание является сложным системным правовым явлением, компоненты которого (идеи, теории, концепции, чувства, эмоции, настроения, установки и так далее) структурно объединяются в правовую психологию и правовую идеологию[21].

1.2 Структура и функции правосознания

Элементы (структура) правосознания – это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений (правовых отношений).

В рамках правосознания можно выделить следующие элементы (Приложение А).

Традиционно выделяют первые два элемента: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология – это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, теорий, идей, правовых доктрин, принципов, понятий, убеждений, осуществляемое на рациональной основе (т.е. правосознание связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом) – это рациональный компонент структуры правосознания.

Основа правовой идеологии – государственно-правовая идеология (общепринятая система политических и правовых идей) – особенно это актуально для России на современном этапе ее развития[22].

Правовая психология – совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, привычек, в которых отражает отношение людей к праву (к правовой действительности)[23].

Основные черты:

складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер

в правосознании имеет первичный характер (эмоции, чувства возникают ранее правовых идей)

определяет обыденную ценностную ориентацию субъектов в правовой сфере

Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно отделить друг от друга, имеет место их переплетение и взаимопроникновение, взаимодействие[24].

Тесная связь правовой идеологии и психологии заключается в следующем. Если вдруг правовая идеология отделится от правовой психологии, то останется без жизненного опыта, оторванной от реальности и вряд ли верной. Если же оставить только правовую психологию, то правосознание личности не только не сможет выйти из рамок своего опыта, но и не сможет объективно оценить факты, с которыми сталкивается. Психология является наиболее важным показателем практической реализации правовых концепций, принципов, теорий. Если их реализация будет проходить без учета правовой психологии, то они будут обречены на неисполнение и гибель. Только вместе эти основные сферы правового сознания оказывают сильное воздействие на всю социальную жизнь общества и в полной мере отражают общественную жизнь[25].

Функции правосознания - это функции взаимодействия правового сознания с окружающей правовой действительностью. Существуют три основные функции: познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания. Остальные – являются производными от вышеперечисленных[26].

По средствам познавательной функции правосознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. К познавательной функции относится познание социально-экономических процессов с правовой стороны, при этом у человека накапливается определенный жизненный опыт в сфере права. Осмысливается этот опыт с помощью оценочной функции. В результате у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к тому приобретённому запасу опыта и к отражаемой правовой действительности[27].

Следующий этап связан с возникновением у индивида правовых эмоций, чувств, настроений и навыков. Приступает к работе регулятивная функция, с которой связано поведение человека в обществе. Человек, руководствуясь жизненным опытом и накопленными знаниями, начинает совершать определенные действия и поступки. От того какое представление о праве и его институтах имеет человек, зависит правомерность его поведения, будет ли он следовать предписаниям или будет нарушать запреты. Хотя кроме правого сознания, на поведение людей оказывает влияние философское, нравственное, политическое и другие виды сознания. К сфере регулятивной функции относится создание правовых норм. Другими словами, от уровня правосознания зависит уровень юридической техники[28].

Существует ряд функций, которые являются производными от трех вышеупомянутых функций: функция моделирования, идеологическая функция, правообразующая функция, прогностическая функция, воспитательная функция и другие. Рассмотрим некоторые из них[29].

Значение идеологической функции заключается в следующем. Такие предметы отражения правового сознания – право и государство – явления общественные. В них сосредоточенны важнейшие общезначимые социальные процессы. Такие как, общественное разделение труда, взаимоотношение личности и общества, и многие другие. Правильное отражение и закрепление в праве таких социальных явлений возможно, исключительно при активном участии идеологической функции правового сознания. Идеологическая функция является определенной призмой, через которую индивид видит то, что навязано господствующим классом то, есть государством[30].

Плодом функции правового моделирования является формирование различных правил и моделей поведения, которые сознание оценивает как должные и обязательные для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, каким образом следует поступать и какие нормы нужно применять, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказывали наибольший эффект на развитие общественных отношений в тех направлениях, которые необходимы для достижения конкретных правовых целей. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а основываясь на всестороннее восприятие и оценку всей совокупности отношений – этических, экономических, религиозных и политических. Итогом оценки и изучения совокупности общественных отношений является выработка модели правильного поведения, выступающего как проявление социальной необходимости.

Функция правообразующая является составной частью регулятивной функции, связанной с созданием правовых норм. Данная функция проявляется на всех этапах законотворчества от создания проекта закона, до подписания закона высшим должностным лицом государства[31].

Уровень правосознания, в том числе и конституционного, во многом зависит от степени информированности граждан по вопросам государственного, социально экономического и культурного развития при постоянно изменяющихся нормативно – правовых актов. В свою очередь, социальные права человека начинаются с осознания и понимания этих прав. Знания призваны не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни[32].

Знание и осмысление социальных прав человека позволит стать полноправными и уверенными в себе гражданами Российской Федерации уважающими права других людей, умеющими решать конфликты, отстаивать и защищать свои права правовыми способами.

В оптимизации развития правового сознания российского общества необходимо, чтобы каждый гражданин имел чёткое представление о социальных правах, о праве в целом, мог самостоятельно расширять свой уровень знаний. Только осознав свои социальные права и свободы, граждане России могут научиться ответственно и с достоинством их защищать[33].

Из вышесказанного следует, что правосознание — это сложный и долгий длительный процесс, затрагивающий все сферы общественной жизни общества. Ведь проблематика современного российского общества, связанная с низким уровнем правосознания, правовой культуры, правового сознания, читается не только в во всех сферах жизни общества, но и в обыденной жизни, повседневной отношениях людей, когда не имея достаточных знаний, и также знаний о правовой системе государства, действующего законодательства, человек не может защищать свои права и интересы.

2 Виды правосознания

2.1 Основания классификации правосознания

В науке существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание[34]

По широте распространения правосознание характеризуется как массовое, специализированное, локальное. При исследова­нии правосознания с точки зрения предмета отражения выделяют сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений (гражданско-правовое, семейно-правовое, конституционно-правовое сознание и пр.). По мотивационно-регулятивному характеру и волевой направ­ленности правосознание делится на законоодобряющее, законопо­слушное и закононарушающее. В законоодобряющем правосознании требования, цели, ценности закона (действующего права) осознаются и воспринимаются субъектом как безусловно необходимые и полезные (для него и для других, для общества в целом) и подлежащие реализации[35].

Для законопослушного пра­восознания основным мотивирующим фактором является автори­тет закона (действующего права). Установочная позиция субъекта такого правосознания — это результат целесообразного выбора на основе взвешивания и оценки достоинств и преимуществ (для себя, для других и всего общества) соблюдения закона и недостатков, невыгод, отрицательных последствий его нарушения[36].

Закононару­шающее правосознание тоже является прагматичным правосознанием, обусловленным представлениями субъекта о преимущест­вах и выгодах несоблюдения права и совершения преступлений. Преступный образ жизни сопровождается деградацией личности и существенной деформацией правосознания[37].

2.2 Классификация правосознания в зависимости от субъекта

По-нашему мнению, существует два этапа существования общественного правового сознания. Первый этап связан со становлением общественного сознания, второй же связан с влиянием общественного правового сознания на становление правосознания личности. Т.е. первый этап связан с формированием правового сознания общества и формирует его индивидуальное сознание. Ведь по сути дела общественное сознание это есть нечто абстрактное, и оно представляет собой не один какой-нибудь мозг, а, как я считаю, наиболее устоявшиеся идеи, представления, концепции по поводу права и его институтов[38]. В конечном счете, можно сказать, что они обусловлены экономическим базисом, т. к. право явления надстроечное. И, тогда, общественное правовое сознание складывается из наиболее общего отражения юридической действительности, свойственного большей части общества. И, когда общественное сознание существует в обществе, то новые индивиды, которые появляются в данном обществе, они принимают эти общие черты отражения правовой действительности, навязанные им существующим государством и правом, но не всецело. И, тогда то и проявляется влияние общественного правового сознания на индивидуальное, т.е. проявляется второй этап[39].

В связи с этим и появляются разногласия: у ученых одни видят, что общественное сознание преобладает над индивидуальным, другие наоборот, что индивидуальное преобладает над общественным[40].

Но не стоит идеализировать общественное и индивидуальное правовое сознание, т.к. общество не стоит на месте оно развивается и меняется (но не столь заметно). Вместе с обществом развивается и изменяется и общественное правовое сознание. А т. к. источником общественного правового сознания выступают наиболее общие идеи, представления, концепции о праве и его институтах, и последние формирует индивидуальное правое сознание, то здесь видим несомненное влияние индивидуального правового сознания на общественное. Вот так я представляю взаимодействие и взаимовлияние общественного и индивидуального правового сознания. Исходя из этого нужно уточнить понятия общественного и индивидуального правового сознания. Также необходимо указать в этой системе роль группового правосознания[41].

Говоря о групповом правосознании, мы имеем в виду национальное, классовое, моло­дежное, студенческое, региональное, профессиональное правосоз­нание и также правосознание трудового коллектива, студенческой группы и т. д.

Группы людей возникают на основе общих интересов и потребностей, исходя из этого, правосознание у членов данной группы будет включать, те представления о праве и его институтах, которые наиболее схожи у членов данного коллектива. Правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы. При дальнейшем рассмотрении каждого вида правосознания, нужно исходить из того, что общественное сознание уже сформировалось в обществе[42]

Индивидуальное правовое сознание – это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида. Не исключено влияние индивидуального правового сознания на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида[43]

Групповое правовое сознание – такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания[44]

Правовое сознание общества. В нем закрепляется типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и всесторонне. Как отмечает Ильин И.А. общественное сознание можно изобразить с помощью круговых схем Эйлера[45].

Общественное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям, и содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев. О данном виде говорят, как правило, когда возникает необходимость выяснить мнение населения, не беря во внимание какое-либо основание его структурирования. В каждый момент общественное правосознание функционирует в различных видах как сознание определенных социальных групп, осознающих жизнедеятельность всего общества через призму своих социальных интересов, достигнутого уровня социальной зрелости, определенных особенностей менталитета и культуры.

2.3 Классификация правосознания по  способу отражения правовой действительности

 По способу отражения правовой действительности, как уже говорилось, выделяют обыденное и научное (теоретическое). Особенностью этих способов является то, насколько они связаны или нет с использованием научной методологии[46].

Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой действительности происходит стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь иногда[47].

Обыденное правосознание представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида. Наибольшее значение здесь имеет психические формы отражения, но не стоит отождествлять с правовой психологией. В обыденном сознании присутствуют элементы рационального и логического, т.е. элементы правовой идеологии. Так же необходимо указать, что этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер, наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах[48]

Этот уровень свойствен значительной части общества, он формируется на базе повседневного опыта граждан. Для людей с этими уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, в которых, как правило, правовые воззрения точно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное право- сознание складывается в процессе семейного воспитания, под влиянием государственной пропаганды и идеологической обработки граждан. Оно стихийно формируется под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Обыденное правосознание – это отношение к праву, оценка правовых норм на уровне бытовой логики, соответствия правовых пред- писаний положениям морали и принципу справедливости. Именно обыденное правосознание – идеальный объект психологического изучения[49].

Главной особенностью теоретического правового сознания как отмечает Фербер Н.Е. является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний[50].

Но не стоит также отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, т.к. присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером может служить теологические концепции. Важно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания[51]

Теоретическое правосознание, в свою очередь, подразделя­ется на профессиональное и научное. Профессиональное право­сознание складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценносных ориентаций и т.д. Несколько неактуально изучение профессионального правосознания в юридической психологии, потому что единственное, пожалуй, что в нем есть психологического, это элемент обладания определенным объёмом информации. Отношение же к этой информации, его генезис и особенности ничем не отличаются от отношения к правовым предписаниям представителей первой группы[52].

Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений[53].

Научное правосознание – это попытка совместить идеологическую компоненту пропаганды законопослушного поведения и реальное знание о процессах правопослушного поведения. Принято считать, вероятно ошибочно, что научное правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и социальных исследований социально-правовой действительности. В идеале именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики. Научное правосознание ориентировано, в том числе, на научное и околонаучное развенчивание идей «отмирания» права, правового нигилизма, представлений о законе как воле государства и т.д[54].

Исходя из вышеуказанного следует отметить, что существует несколько видов правового сознания выделяемых по разным основаниям. И все они оказывают активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствуют консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем[55].

Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания. Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства[56].

Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью. Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание. Правовое воспитание одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере[57]

Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания. 

Заключение

При написании курсовой работы, изучив и проанализировав всю имеющуюся литературу, были раскрыты такие вопросы, как: правосознание, его структура, функции, виды правосознания.

Итак, правосознание как особая сознания общественного может быть охарактеризована тем, что:

под носителем правосознания понимается один человек или целая общность людей;

при помощи него отражаются государственно-правовые явления;

оно может быть выражено при помощи эмоций и теорий также, как и при помощи юридических понятий и категорий;

оно в любом случае носит оценочный характер, так как отражает не только объективное состояние вещей, но и субъективное сопоставление позиции человека с действительностью;

оно тесно связно и подвержено взаимодействию с иными формами общественного сознания: политическими, религиозными и др;

Понятие политического сознания стало активно употребляться при анализе политической жизни с середины ХХ столетия, когда обнаружилась связь между эффективностью политических мероприятий и политической зрелостью людей, вовлеченных в орбиту политики. Политическое сознание - это многоуровневое духовное образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства человека (субъекта) с политикой и рационального к ней отношения. Политическое сознание представляет собой человеческую основу политической системы любого общества. В нем наиболее полно отражаются экономические интересы человеческих групп, образующих социальную структуру общества. Поскольку центральным объектом политики выступает власть и отношения по поводу власти, то и политическое сознание, в различных формах, воспроизводят коллизии, связанные с властью. 

Теоретическое политическое сознание представлено политическими идеями, концепциями, теориями, в которых отражаются закономерности политики, её связи с другими сферами общественной жизни, прежде всего с экономикой. Своеобразной квинтэссенцией теоретического политического сознания является наука о политике - политология.
С точки зрения субъекта политического сознания выделяют индивидуальное и групповое политическое сознание. Индивидуальное политическое сознания - это духовное свойство индивида, характеризующее его способность адекватно понимать и оценивать политику и действовать с учетом этого понимания и оценок. Групповое политическое сознание представляет собой совокупность представлений, знаний, идей, которые определяют направление и интенсивность политической активности группы. 

Среди форм общественного сознания политическое сознание занимает особое место. Это объясняется ролью политики в общественной жизни, которая все больше превращается в системообразующий и координирующий центр общественного бытия людей. То, как политика выполняет эту роль, во многом зависит от зрелости политического сознания основных субъектов политики, прежде всего - индивида. 

Под правосознанием понимается совокупность представлений и взглядов, оценок и установок человека, которыми выражается его отношение к действующему закону. Правосознание может пониматься как одобрительная или отрицательная реакция граждан на новые законы, на предлагаемые проекты новых нормативных актов и др. Правосознание являет из себя систему переживаний и идей, выражающих отношение человека не только к праву вообще, но и к другим явлениям правовой действительности в стране.

Ряд исследователей выделяют следующие разновидности правосознания:

– индивидуальное – личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида);

– групповое – отношение к праву различных малых социальных групп и коллективов;

– корпоративное – правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв;

– массовое – правосознание значительных по объему общностей людей;

– общественное – отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества). Оговоримся, целесообразность данной классификации носит скорее идеологический характер. Действительно, разве можно охарактеризовать как нечто целостное правосознание всего общества, стратифицированного и предельно неоднородного? Конечно же, это утопия.

Любой человек обладает правосознанием на определенном уровне. От этого уровня зависит качество понимание тех или иных правовых процессов. Выделяют три основных уровня правосознания:

Научное (или доктринальное) правосознание позволяет адекватно отражать фактическое положение вещей в правовой действительности, так как в таком случае о праве и правовой обстановке судят квалифицированные специалисты - ученые правоведы. Их суждения основываются на серьезных аргументах и обоснованиях, статистических данных. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание - это суждения о правовых явлениях от юристов-практиков, то есть прокуроров, следователей и адвокатов. Ценность их позиции состоит в том, что она как никакая другая близка к действительному положению вещей Обыденное правосознание представляет из себя первичный уровень, которым обладает любой гражданин страны. В таком случае понимание субъекта о праве сформированы лишь под влиянием обыденной жизни, общения с другими людьми, информации из СМИ и др.

Обыденное правосознание - это массовые представления граждан о праве и его применимости. Доминантой обыденного правосознания является правовая психология, сложившаяся под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности людей. Обыденное правосознание является недостаточно развитым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамов, А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права [Текст] // Правоведение. – 2015. № 5. – 57 с
  2. Бабаев В.С. Теория государства и права– М.: Юрист. – 2012. С.341-458
  3. Баранов П. П. Концептуальные приоритеты теории правосознания // Юристъ правоведъ. – 2014. N 5. С. 5-11.
  4. Выбленка К.П. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие – Волг. – 2013. – С.47-62
  5. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 2012. N 11 / 12. С. 2-8.
  6. Донченко Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. – 2015. N 6. С. 14-17.
  7. Ивонина О. И. От правового образования к правовой культуре : русские юристы о месте римского права в современном правосознании // Там же. – 2014. N 5. С. 30-41.
  8. Ильин И.С. – Проблемы негативного отношения к праву России // Личность. Культура. Общество // Т.11, вып.1(46/47). – 2013. –С.348.
  9. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст] И.А. Ильин – М.: Юристъ. – 2013. – 147 с. – ISBN 5-268-01394
  10. Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2013. №13
  11. Корнев В.Н. – Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права // №20. – 2012. – С.38-39.
  12. Крашенинников П. В. В области правосознания мы находимся в самом начале пути // Юрид. мир. – 2014. N 6. С. 37-41.
  13. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2011.
  14. Матузов Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни // Правовая культура.-2012.-№1.
  15. Назаров С. Ю. Проблемы формирования правопослушного поведения личности // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. М., 2015. Вып. 4.
  16. «Новая элита России – 2013» Русский Репортёр №36 26 сентября 2013г [Электронный ресурс]: URL: http://www.rusrep.ru/article/2013/09/24/avtoritety/
  17. Нелюбина Е.В. – Правосознание, правовая культура и социальные права человека: взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика //№7. – 2012. С. 1504.
  18. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев. М. Раритет, 2014. С.328
  19. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. СПб.: Изд-во «Лань», 2014. С. 103.
  20. Поляков А.В. – Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. Курс лекций. СПб., 2014. С.417.
  21. Ромашов Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. 2014. № 2. С. 8.
  22. Рузавин Ю.А. – Проблемы соотношения категорий правового менталитета и правосознания в рамках структуры правовой культуры // Право и государство; теория и практика // №1. -2014. – С.14.
  23. Сорокин А.Г. Проблема правосознания в современном российском обществе на пути его возрождения // Право и образование. – 2014. – № 2. – С. 181-185.
  24. Ткаченко С.В. – Правовое воспитание в современной России // Право и государство: теория и практика // №11. – 2012. – С.144.
  25. Чуйков Д. Понятие деформации профессионального правосознания // Рос.судья. 2012.№8.
  26. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. – 2014.-538с.

Приложение А

Структура правосознания

Структура правосознания

Правовая идеология

Правовая психология

Правовая информация

Наличие в сознании того или иного объема информации о законе

Полная и всесторонняя

- работа с текстом закона

- знакомство с процессом принятия закона

- чтение комментариев по данному закону

Поверхностная

- с чьих-либо слов

Правовая оценка

- отношение к нормативному акту

- сопоставление нормативно-правового акта с собственными ценностями

Правовая воля – формируется на основе информационного и оценочного элементов (это готовность человека действовать в сфере правового регулирования)

- человек лично (по своей воле) решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом (использовать или обойти)

Наука

Правовой мотив

Правовая установка

Ценностно-правовые ориентации

Правовая сплоченность

  1. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев. - М. Раритет, 1995. - С.328

  2. Стучка П.И. Правоотношение / П.И. Стучка // Энциклопедия государства и права : в 3 T. / под ред. П.И. Стучки. - М.,- T. 3. - 1926. - C. 445-446

  3. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст] И.А. Ильин – М.: Юристъ. – 2013. – С.256

  4. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин.М. : Рагортъ, 1993. - С.32

  5. Карева М.П. Право и нравственность в социалистическом обществе / М.П. Карева. - М. : Изд-во АН СССР,- 1951. - С.56

  6. Ромашов Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. 2011. № 2. С. 8.

  7. Никитин В.Б. О структуре правосознания / В.Б. Никитин. - Л.: ЛГУ, 1973. - 168 с.

  8. Явич Л.С. Общая теория права / Л.С. Явич.Л. : ЛГУ, 1976. - С.29

  9. Поляков А.В. – Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. Курс лекций. СПб., 2014. С.417.

  10. Сорокин А.Г. Проблема правосознания в современном российском обществе на пути его возрождения // Право и образование. – 2014. – № 2. – С. 181-185.

  11. Корнев В.Н. – Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права // №20. – 2012. – С.38-39.

  12. Крашенинников П. В. В области правосознания мы находимся в самом начале пути // Юрид. мир. – 2014. N 6. С. 37-41.

  13. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 2008. - N 11 / 12. - С. 2-8.

  14. Корнев В.Н. – Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права // №20. – 2012. – С.38-39.

  15. Абрамов, А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права [Текст] // Правоведение. – 2015. № 5. – 57 с

  16. Выбленка К.П. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие – Волг. – 2013. – С.47-62

  17. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 2008. N 11 / 12. С. 2-8.

  18. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст] И.А. Ильин – М.: Юристъ. – 2013. – С.58

  19. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. – 2014.-С.125

  20. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2011. –С.205

  21. Крашенинников П. В. В области правосознания мы находимся в самом начале пути // Юрид. мир. – 2014. - N 6. - С. 37-41.

  22. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 2008. - N 11 / 12. - С. 2-8

  23. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. – 2014.-С.58

  24. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст] И.А. Ильин – М.: Юристъ. – 2013. – С.15

  25. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2011. –С.125

  26. Нелюбина Е.В. Правосознание, правовая культура и социальные права человека: взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика //№7. – 2012. - С. 1505.

  27. Абрамов, А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права [Текст] // Правоведение. – 2015. № 5. – 57 с

  28. Бабаев В.С. Теория государства и права– М.: Юрист. – 2012. С.341

  29. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2011. –С.41

  30. Абрамов, А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права [Текст] // Правоведение. – 2015. - № 5. – С.15

  31. Бабаев В.С. Теория государства и права– М.: Юрист. – 2012. С.345

  32. Нелюбина Е.В. Правосознание, правовая культура и социальные права человека: взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика //№7. – 2009. - С. 1505.

  33. Дряблова А. А. Проблема формирования правосознания в России // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 734-736.

  34. Бабаев В.С. Теория государства и права– М.: Юрист. – 2012. -С.341

  35. Выбленка К.П. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие – Волг. – 2013. – С.47

  36. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст] И.А. Ильин – М.: Юристъ. – 2013. – С.55

  37. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2011. –С.55

  38. Крашенинников П. В. В области правосознания мы находимся в самом начале пути // Юрид. мир. – 2014. N 6. С. 37-41.

  39. Сорокин А.Г. Проблема правосознания в современном российском обществе на пути его возрождения // Право и образование. – 2014. – № 2. – С. 181-185.

  40. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2014.-С.125

  41. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. – 2014.-538с.

  42. Сорокин А.Г. Проблема правосознания в современном российском обществе на пути его возрождения // Право и образование. – 2014. – № 2. – С. 181-185.

  43. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 2008. N 11 / 12. С. 2-8.

  44. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст] И.А. Ильин – М.: Юристъ. – 2013. – 147 с.

  45. Ильин И.С. – Проблемы негативного отношения к праву России // Личность. Культура. Общество // Т.11, вып.1(46/47). – 2013. –С.348.

  46. Выбленка К.П. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие – Волг. – 2013. – С.47-62

  47. Нелюбина Е.В. – Правосознание, правовая культура и социальные права человека: взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика //№7. – 2012. С. 150

  48. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 2008. N 11 / 12. С. 2-8.

  49. Назаров С. Ю. Проблемы формирования правопослушного поведения личности // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. М., 2015. Вып. 4.

  50. Ромашов Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. 2011. № 2. С. 8.

  51. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев. М. Раритет, 2014. С.328

  52. Крашенинников П. В. В области правосознания мы находимся в самом начале пути // Юрид. мир. – 2014. N 6. С. 37-41.

  53. Нелюбина Е.В. – Правосознание, правовая культура и социальные права человека: взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика //№7. – 2012. С. 150

  54. Рузавин Ю.А. – Проблемы соотношения категорий правового менталитета и правосознания в рамках структуры правовой культуры // Право и государство; теория и практика // №1. -2014. – С.14.

  55. Назаров С. Ю. Проблемы формирования правопослушного поведения личности // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. М., 2015. Вып. 4.

  56. Ткаченко С.В. – Правовое воспитание в современной России // Право и государство: теория и практика // №11. – 2012. – С.144.

  57. Корнев В.Н. – Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права // №20. – 2012. – С.38-39.