Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятия и виды правосознания (Правосознание: понятие, структура, виды и функции)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что правосознание как одна из форм общественного сознания, является важным показателем степени актуальности и развитости конкретной правовой системы в каждом из отдельных государств. Будучи духовно-правовым мотиватором, правосознание образуется в сознании каждого индивида, группы индивидов и иных участников социума, подталкивая их к активному, юридически значимому поведению в государственно-правовом смысле этого слова. Политика государства в части преобразования государственной правовой системы, неразрывно связана с уровнем правосознания общества, поскольку высокий уровень правосознания мотивирует его участников к осознанной и активной деятельности в целях поиска эффективных решений, ведущих к совершенствованию правовой системы в целом.

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.

Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то же время само бытие является результатом воплощений и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве – локомотив исторического движения. Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, обще­ство. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстети­ческое, этическое, религиозное, правовое.

Правосознание есть осознание права, совокупность представ­лений и чувств, выражающих отношение людей как к действую­щему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с пра­вом и в силу этого вторично по отношению к существующим эко­номическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интере­сов общества, различных социальных групп; динамично развива­ется под влиянием меняющихся объективных условий и процес­сов; является частью общественного сознания и поэтому испыты­вает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.

Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то же время само бытие является результатом воплощений и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве – локомотив исторического движения. Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, обще­ство. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстети­ческое, этическое, религиозное, правовое.

Правосознание есть осознание права, совокупность представ­лений и чувств, выражающих отношение людей как к действую­щему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с пра­вом и в силу этого вторично по отношению к существующим эко­номическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интере­сов общества, различных социальных групп; динамично развива­ется под влиянием меняющихся объективных условий и процес­сов; является частью общественного сознания и поэтому испыты­вает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.

Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство. На всю организацию общественной жизни. Например, он считал. Что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал. Что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.2

Более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура. Она неразрывно связана с правосознанием и немыслима без человека, его сознания и его деятельности.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие, действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

В юридической литературе начал употребляться термин “лигитимность права”, под которым понимается признание действующей системы права большинством населения страны. Это признание осуществляется через правосознание на его как рациональном, так и эмоциональном уровнях.

Входит в употребление термин “лояльность правосознания”. Под лояльностью правосознания понимается его качественная характеристика, свойство его отдельных элементов обеспечивать правомерность поведения участников правовой жизни общества, активное использование и защиту ими своих субъективных прав, осознанное исполнение обязанностей, участие в социальном контроле правовой деятельности.

Идеи, взгляды, представления о праве предшествующих поколений передается новым. Нередко воспринимаются идеи, теории, выработанные иными народами. Под влиянием ценностного анализа правовой деятельности возникает предрасположенность личности к определенному образу действий. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения. А также в определении тех отношений общественной жизни. Которые объективно нуждаются в правовой регламентации, т.е. является идейным источником права.

Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан– необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к данной теме. Используя различные источники, я попытался выяснить, какое значение в современном обществе имеет правосознание и как оно связано с правовой культурой.

Глава 1. Правосознание как форма общественного сознания

§ 1. Понятие правосознания

Как было отмечено во введении, правосознание формируется через сознание каждого индивида, группы индивидов и иных участников социума.

Различные явления, проходя через сознание человека, получают ту или и иную оценку, тоже самое касается и государственно-правовых явлений.

Данный процесс происходит посредством интеллектуально-правового осмысления и анализа, а также на основании личностных представлений, настроений, взглядов и занимаемых правовых позиций. После чего всякое правовое явление приобретает оценочный отклик. Под этим откликом стоит понимать отношение, в общем смысле которого принято делить на:

  • положительное;
  • негативное.

Разница этих двух оценок заключается в том, что в первом случае отдельное правовое явление воспринимается как нужное, ценное, необходимое, во втором же, напротив, воспринимается как ненужное, лишнее, бесполезное.

В общем смысле, отмечает Морозова Л.А., правосознание – это отношение к праву. В более развернутом определении правосознание характеризуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.

Данное определение не является единственным. Так в учебнике под редакцией Пиголкина А.С. правосознание определяется как совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Это неизбежный спутник права. Существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей.[1]

Усвоив смысл вышеуказанных определений, можно сделать вывод о том, что в правосознании имеет место как объективные, так и субъективные составляющие представления индивида и общества в целом о действующей и желаемой политической системе и органов, реализующих политику ее преобразования и совершенства.

При наличии тандема объективного и субъективного, оценочное явление правосознания (в рамках сознания человека) может возникать:

  • на рациональном, разумном уровне;
  • на эмоциональном, то есть на уровне чувств, настроений.

Данные 2 уровня существуют неразрывно, а степень адекватности реакции на государственно-правовые изменения, преобразования напрямую зависит от уровня развития правосознания индивида, общества.

В рамках массово-количественного (определяется числом участников) аспекта сознания правосознание можно поделить на следующие уровни:

  • уровень одного человека;
  • группы людей;
  • уровень человеческого сообщества.[2]

Морозова, помимо наличия схожести и подчинения общим принципам всех форм общественного сознания, также указывает на наличие отличительных черт (особенностей), позволяющих выделить правосознание как форму общественного сознания среди остальных. Так, помимо правосознания, в понятие «общественное сознание» входят такие формы как:

  • политическое;
  • нравственное;
  • религиозное;
  • научное;
  • эстетическое и другие.

Данные особенности указывают на:

  1. отражение взглядов, воззрений и отношения общества к явлениям, которые имеют место исключительно в государственно-правовой категории;
  2. наличие множества своеобразных форм отражения государственно-правовой действительности и деятельности субъектов в данном направлении посредством определения юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев, традиций и тд.;
  3. отражение субъектами государственно-правовой деятельности не только настоящей, но и будущей действительности (опережающее отражение правовой действительности) посредством указания на тенденции развития данных общественных отношений, на проекты их развития и тд.;
  4. взаимодействие с иными формами общественного сознания с целью оценки того или иного явления с различных позиций;
  5. способность правосознания к воздействию (позитивного / негативного) на социальные процессы, реформы и преобразования в обществе;
  6. оценочный характер правосознания. Существует с целью проверки и оценки соответствия действующих и принимаемых норм права необходимым, требуемым стандартам. А также оценочный характер вырабатывает отношение каждого субъекта к соблюдению и несоблюдению норм права.

Исходя из сказанного в данном параграфе, следует сделать следующие выводы:

  • правосознание существует неразрывно с сознанием человека, группы людей или общности людей;
  • правосознание призвано оценивать государственно-правовые явления как с объективной, так и с субъективной стороны;
  • эти две стороны взаимно сосуществуют;
  • степень адекватности реакции индивида на каждое отдельное правовое изменение, преобразование зависит от уровня правосознания;
  • правосознание как всякая форма общественного сознания имеет отличительные, индивидуальные особенности.

§ 2. Структура правосознания.

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретноисторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п.4

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

— общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

— психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убежде­ния, свойственные социальным группам общества;

— представления о праве, выработанные в социальных груп­пах под влиянием их психического склада;

— чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, прису­щие социальным группам;

— способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д5. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.

Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внеш­них форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отра­жают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

§ 3. Виды правосознания

Для того чтобы уяснить сущность правосознания как правовой феномен, стоит рассмотреть его разновидности. Виды правосознания в юридической науке принято подразделять на 2 группы в зависимости от основания деления.

Так, в первой группе основанием деления являются субъекты-носители, во втором же основанием выступает уровень правосознания.

По субъектам-носителям принято разделять на:

  • индивидуальное правосознание;
  • групповое (коллективное) правосознание;
  • общественное правосознание.

Разберем каждое из них:

Индивидуальное правосознание формируется у каждого отдельно взятого человека в результате различных причин:

  • факторы, явления и отношения, в которые человек непосредственно вступает;
  • психические особенности человека;
  • физические особенности;
  • уровень умственного и культурного развития;
  • уровень образования;
  • социальное положение в обществе;
  • иные причины.

Таким образом, индивидуальное правосознание зависит от наличия индивидуальных качеств человека и их уровня развития.

Групповое (коллективное) правосознание возникает на уровне внутри той или иной социальной группы, отражая ее специфику. Внутри такого коллектива имеется общая связь, основанная на:

  • общности интересов ее членов во взглядах на государственно-правовое положение;
  • единообразное представление о желаемом праве.

Нередко такие коллективы делят на специальности, примерами которых могут служить:

  • педагоги;
  • юристы;
  • врачи;
  • судьи;
  • адвокаты;
  • государственные служащие и иные.

Однако такое деление может происходить и по иным причинам, например, возрастным:

  • молодежь;
  • зрелое поколение;
  • пожилое поколение.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что коллективное правосознание затрагивает и формируется у той или иной социальной группы, объединенной на схожести во взглядах и общности представлений о праве. В подтверждение можно предоставить высказывание о том, что правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы.[3]

Общественное правосознание возникает на последнем количественном уровне – на уровне всего общества. Оно отражает взгляды, оценки, настроения самой многочисленной единицы общества, объединенных на общности взглядов, вкусов, позиций и иных причин. Общественное сознание, безусловно, оказывает влияние на другие 2 уровня, что позволяет их соотнести, но отнюдь не свести в силу отличительных особенностей каждого их них (уровней).

В зависимости от уровня правосознания, состоящее из уровня знаний данной области и отражения правовой действительности, приняло выделять:

  • обыденный (эмпирический) уровень правосознания;
  • научно-теоретический уровень правосознания.

В первом случае правовая психология выступает доминантом, поскольку на эмпирическом уровне глубина знания вопросов данной области основывается исключительно на личном (повседневном) опыте человека, который складывается стихийно. Лицо действует, опираясь на собственные знания и информацию о праве, правовых нормах, традициях, обычаях, способах разрешения юридических споров и конфликтов и тд. Однако его (обыденный уровень) нельзя отбрасывать и невозможно не учитывать, поскольку множество людей, не имеющих юридической специальности и соответствующей подготовки, руководствуется именно этим уровнем правопознания.

Во втором случае, правовая идеология превалирует над правовой психологией, на первый план выступает рациональное, а не эмоциональное. Оно формируется на основании изучения юридической науки, которая выражается в различных теориях, взглядах ученых, концепциях и тд. Руководствоваться таким уровнем невозможно без углубления в юридическую науку, потому им пользуются меньшее число людей, но вследствие научных обоснований правовых явлений он является важным и актульным.

Общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.[4]

В научных источниках также выделяется еще один уровень, завершающий деление по обоим основаниям и не входящий ни в один из названных уровней – профессиональный уровень правосознания. Данный уровень характерен для соответствующих юридических специальностей, таких как:

  • адвокаты;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • юрисконсульты;
  • и другие.

Специфика данного уровня заключается в том, что люди, работающие по таким специальностям, имеют обширные знания в области права и практики его непосредственного применения. Это люди, понимающие устройство правовой системы, осознающие важность и необходимость наличия и исполнения правовых норм.

Наличие такого различия между видами правосознания, следует отметить, что законодательные органы государственной власти, издавая нормативные правовые акты, обязаны руководствоваться не только собственным правосознанием, но и правосознанием других общностей и групп людей. Кроме того, опираясь на знания мнений и настроений населения, законодатель также обязан издавать нормативные акты, которые будут соответствовать общественным интересам. Выявляя потребности общества в правовых изменениях, законодатель должен на них реагировать, быть гибким, но опираться на то, что общество признало законным, необходимым, справедливым. В то же время, законодатель, обращаясь ко мнению большинства, обязан учитывать и мнение компетентного меньшинства (ученые, специалисты, судьи) и принимать решения с учетом мнений всех уровней, поскольку роль правосознания в правотворчестве очень велика. В противном случае, изданный и принятый нормативный правовой акт не будет воспринят обществом или большинством его групп, а следовательно не будет исполняться, что является в юридическом смысле недопустимым.

По данному параграфу удалось сделать следующие выводы:

  • правосознание делится на виды по различным основаниям, что позволяет указать на сложность, наличие различных сторон данного явления;
  • по субъектам-носителям: индивидуальный, коллективный и общественный уровни правосознания при наличии отличных друг от друга причин возникновения и черт сосуществуют на основании взаимной связи, оказывая влияние друг на друга, но не сводясь друг с другом;
  • возникновение правосознания на разных уровнях по данному основанию обуславливается не только глубиной знаний и эмоциональной составляющей людей, но еще и их взаимодействием и объединением в группы и общности на основании единых интересов и представлений о праве и государственно-правовых преобразованиях;
  • по уровню правосознания обыденный и научный уровни также оказывают взаимное влияние и существуют неразрывно друг от друга;
  • в процессе изучения научных источников, удалось отметить наличие такого вида правосознания, не входящий ни в одну из групп – профессиональный уровень правосознания, а также рассмотреть его особенности и специфику;
  • удалось отметить важность взаимодействия всех уровней, всех составляющих правосознания с целью эффективного преобразования права и получения положительной оценки государственно-правовым явлениям со стороны общества.

§ 4. Функции правосознания.

Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. В литературе можно встретить большое число функций правового сознания. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом обществен­ной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.

Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Начинает свою работу регулятивная функция, в чем же она проявляется? Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же, не стоит идеализировать этот процесс, т.к. на поведение людей кроме правого сознания оказывает влияние и нравственное, политическое философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.

Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только “от­дельная часть” механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание высту­пает в качестве идеологического и социально-психоло­гического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания – государство и право – это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как, взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие. И правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

Правосознание выпол­няет также функцию моделирования. Результатом дей­ствия функции правового моделирования является фор­мирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в пред­видении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздейст­вие на развитие общественных отношений в направле­нии, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокуп­ности отношений — экономических, политических, эти­ческих, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отноше­ний является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявле­ние социальной необходимости.

Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.

Глава 2. Пути повышения правосознания граждан РФ

В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение к закону, путем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников.

Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, коррупцией, таким состоянием правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях, бытовых и социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

3. конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Можно также сказать, что суть правового воспитания - это формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Заключение

Подведем итоги работы.

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.

Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на ус­транение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для раз­решения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

«Если человек обладает развитым правосознанием, - писал фран­цузский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни, - безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну.

Чтобы до конца разобраться в структуре и функциях правосознания, рассмотрим поподробнее современное состояние правосознания и правовой культуры белорусского общества.

В настоящее время в юридической и другой литературе, в периодической печати отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Достаточно длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве.

Существует и проблема правового нигилизма. Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а порой и в игнорировании требований законов.

Причины правового нигилизма различны. К ним относятся:

  • Исторические корни как естественное следствие самодержавия в дореволюционной России;
  • Теория и практика понимания после 1917 г. Диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;
  • Функционирование политико-правовой системы, в которой господствовали командно-административные методы управления.

Политика подавления личности, запреты, основанные на идеологической почве, репрессии, понимание и толкование официальными властями права лишь как средства достижения политических целей привели к укоренению в общественном сознании нигилистического восприятия права, формирование его негативного образа. Происходящие в обществе поспешные социально-экономические преобразования сохраняют и даже усиливают питательную среду правового нигилизма. Отрицательное влияние оказывает и тот факт, что технология власти по-прежнему основана на принуждении, где, как правило, сильна роль субъективизма.

Политика нашего государства в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться так, чтобы в обществе. В сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности. Без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.

Как подтверждает практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессионального правосознания значительной части лиц, действующих в правоохранительной сфере. Еще не соответствует современным требованиям. В сфере работников правоохранительных органов также сохраняются правовой нигилизм, нацеленность на личное усмотрение при разрешении юридических дел, ориентация не на требования закона, а на позиции руководителей. Следовательно, повышение уровня правовой культуры лиц, работающих в этой системе, да и вообще должностных лиц является первостепенной задачей.

Нельзя не обратить внимания и на другую крайность, которая заметна в обществе, а именно на переоценку силы роли права. Она проявляется в том, что некоторая часть людей связывает решение определенных проблем только с принятием соответствующих законов. Им представляется, что достаточно принять закон и соответствующая проблема автоматически решится. Это глубокое заблуждение свидетельствует о неразвитости правосознания.

Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой – преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.

Под правовым воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права. Правовое воспитание может проводиться в различных формах.

Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике.

Оно осуществляется путем преподавания основ права в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, проведение занятий в системе повышения квалификации, правовой пропаганды и просвещения через печать и телевидение, посредством организации лекций и бесед на правовые темы для населения. Все это, в комплексе оказывает влияние на формирование правосознания и правовой культуры на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.

Следовательно, поддержание и повышение уровня правовой культуры белорусского общества вызывает необходимость принятия комплекса мер, прежде всего, со стороны компетентных государственных органов (Министерства юстиции и др.), по организации и проведению на должностном уровне правового воспитания.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

В заключение хотелось бы привести в пример слова философов В.С.Нерсесянца и Б.А.Кистяковского:

“ Право как культурный феномен – часть общечеловеческой культуры. Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей.

Право – это не культурный плод на диком дереве, а плод окультуренного дерева. Поэтому людям и народам, возжелавшим вкусить такой редкий плод, надо в трудах и муках, упорно и настойчиво, осознанно и терпеливо возделывать в себе и у себя свой сад правовой культуры, растить дерево свободы. Чужими плодами здесь сытым не будешь”. 

“ Все культурное человечество живет в государственных единениях. Культурный человек и государство – это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек даже не мыслим без государства”.

Вот пожалуй и все основные выводы, которые я сделала для себя в ходе исследования правового сознания и правовой культур

Список литературы

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.

2. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. – М.: Юриспруденция, 2000.

3. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.

4. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004

5. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт –М.,2001.

6. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – М.: Изд-во НОРМА, 2001

7. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004.

8. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998

9. Б.А.Кистяковский “ Философия и социология права. – СПб.: РХТИ, 1998.

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.

2 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. – М.: Юриспруденция, 2000.

3 Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.

4 Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004.

5 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт –М.,2001.

6 Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – М.: Изд-во НОРМА, 2001

7 Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004.

8Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998

9 Б.А.Кистяковский “ Философия и социология права. – СПб.: РХТИ, 1998.