Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии (Понятие о личности )

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема личности – одна из главнейших в психологии. Личность является отдельным человеком, которого можно охарактеризовать с точки зрения его целостности. Современное общество втягивает человека в круговорот разнообразных процессов, отношений, связей. Таким образом, личность возникает как система качеств человека, формирующаяся на основе ее включенности в систему социальных отношений.

В силу того, что личность – это многогранная и многоплановая система качеств человека, особый интерес для психологии представляет рассмотрение ее природы и сущности, а также ее взаимосвязи с обществом. Личность исследовалась многими учеными (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, О.М. Леонтьев и др.). В тот же время, сегодня достаточно актуальной остается проблематика личности в социальной психологии.

Целью курсовой работы определено исследование личности и проблемы личности в социальной психологии.

Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие о личности;

- определить структуру личности;

- обозначить направленность личности;

- выявить представления о личности в зарубежной социальной психологии;

- узнать представления о личности в отечественной социальной психологии.

Объектом исследования определена личность человека.

Предметом исследования выступает личность в представлении зарубежной и отечественной социальной психологии.

Методология исследования: обзор научной литературы по теме исследования; анализ и синтез; сопоставление и противопоставление; сравнение и обобщение и др.

Информационной основой исследования послужили работы В.А. Аверина, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Е.Н. Каменской, Д. Майерса, Т.Шибутани и др., статьи в периодических изданиях, а также информационные базы сети Интернет.

Теоретическое значение исследования состоит в обогащении новыми знаниями про личность в представлении зарубежной и отечественной социальной психологии.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований по данной теме.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, библиографии.

ГЛАВА 1

ЛИЧНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕННОСТЬ

1.1. Понятие о личности

Современная психология на данный момент не имеет единого понимания и трактовки личности. Большинство психологов считает, что человек личностью не рождается, а становится. В то же время, в современной психологии также нет единой теории формирования и развития личности. Например, в основе биогенетического подхода (С. Холл, З. Фрейд и др.) лежит понимание, что основой развития личности являются биологические процессы созревания организма; в основе социогенетического (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) – лежит структура общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.п., в основе психогенетического (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др. ) – выдвигается на первый план развитие собственно психических явлений человека, при этом подход не отбрасывает ни биологических, ни социальных факторов [1, с. 117].

Р. Кеттел дает следующее определение: «Личность – это то, что разрешает прогнозировать поведение человека в любой заданной ситуации» [9, с. 107].

С. Клонингер сделал замечание, что «личность это ничто иное, как самостоятельное лицо со своим психическим составом и индивидуальным отношением к окружающему миру» [12, с. 321].

А.В. Петровский говорил, что «личность – это человек, являющийся субъектом активной деятельности, а потому он – носитель сознания и самосознания» [1, с. 121]

По словам С. Рубинштейна, «личность – это то, что человек хочет (его нужды и потребности), что человек может (его способности и возможности) и что он собой представляет (его направленность, характер и степень зрелости)» [25, с. 182].

А.Н. Сухов утверждал, что «личность – это не просто результат биологического созревания или матрица специфических условий жизни, а субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты» [23, с. 87].

Г.М. Андреева придерживается мысли, что «личностью является прижизненно сформированная и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, направленность его чувств и поведения» [3, с. 62].

А.Г. Ковалев утверждал, что личность – это форма существования психики человека, представляющая собой целостность, способную к саморазвитию, самоопределению, сознательной предметной деятельности и саморегуляции, и имеющая свой уникальный и неповторимый внутренний мир [11, с. 81].

Л.И. Божович определяет личность, как уровень развития индивида, делающий возможным осуществление им контроля над событиями собственной жизни и над самим собой [8, с. 73].

Таким образом, личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), который занимается конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий свои личностно-психологические особенности.

Личность обладает следующими признаками – рис. 1.1.

Признаки личности

|

Целостность

←|→

Уникальность

|

Активность

←|→|

Выразительность

|

Открытость

←|→

Саморазвитие

Саморегуляция

Рис. 1.1. Основные признаки личности [5, с. 173]

Остановимся на признаках детальнее, поскольку они являются сложными и внутренне противоречивыми, а их понимание необходимо для постижения психологии личности.

Целостность. Личность, безусловно, представляет собой образование, состоящее из отдельных психических явлений (процессов, состояний, свойств). Но вместе из тем она никогда не является лишь суммой этих явлений Больше того, каждая часть никогда не существует отдельно и самостоятельно, она является носителем всей личности, а также ее отражением. Личность живет, развивается и формируется, как целостность. В этом живом движении целостности изменяются взаимосвязи отдельных составляющих и изменяются эти составляющие. Но эти изменения – вторичны сравнительно с изменениями целого – личности. Они возникают вследствие отдельного живого движения личности и оказывают содействие последующим целостным движениям. Эта уникальная способность личности как целостности отображаться в ее каждой отдельной черте касается не только черт психических. И именно поэтому мы можем легко узнать человека даже по его физическим особенностям, поскольку это особенности данной конкретной личности и содержат в себе загадочным способом ее всю.

Таким образом, целостность личности охватывает все структурные и динамические проявления жизни человека. Она обусловлена не суммой отдельных составляющих, а интегрированным единством трех основ существования личности – биологической, социальной и духовной. Эта сложная интеграция определяет тот факт, что констатировать целостность как атрибутивный признак личности оказывается недостаточным для ее действительного понимания. Так, личность целостная, но у каждого отдельного человека эта целостность своя, чем-то похожая на другие, а чем-то принципиально отличная [5, с. 174].

Отсюда выплывает второй фундаментальный признак личности – ее уникальность (индивидуальная неповторимость). Некоторые психологи проблему уникальности рассматривают в контексте противоречивого единства типичного и индивидуального в личности. На самом деле, противоречивость эта искусственно усложняется. Типичным является то, что перед нами – личность, имеющая все перечисленные фундаментальные признаки и все составляющие. Уникальность целостной структуры личности каждого человека обусловлена двумя основными факторами: во-первых, своеобразностью динамического взаимодействия трех основных начал личности (биологического, социального, духовного), а во-вторых – постоянным самодвижением, саморазвитием личности, в процессе которого все время изменяются индивидуальные личностные проявления, приобретая все более своеобразную формы. Тем не менее, личность всегда остается открытой к новым изменениям. Незавершенность – это важный параметр личности, присущий ей одинаково, как в начале жизненного пути, так и на завершающем его этапе [5, с. 174].

Следующее фундаментальное качество личности – ее активность. В психологии активность рассматривается как антитеза реактивности (реакция – акция / поведение / в ответ на раздражитель). Конечно, принцип реактивного поведения сохраняется у человека на протяжении всей его жизни уже хотя бы потому, что по этому принципу действует организм. Но личность отличается именно тем, что, рядом с реактивным, превосходящим становится активное поведение, т.е. поведение, которое побуждается собственными осознанными целями и мотивами.

Существенным признаком личности является также ее способность к выражению собственного внутреннего содержания. Речь идет о принципиально творческой сущности личности и ее становлении. Если личностное бытие является выразительным, это значит, что личность имеет внутреннюю и внешнюю стороны, они находятся в постоянных динамических взаимопереходах и доминирует, как правило, внутреннее (если доминирующим станет внешнее, перед нами будет не личность, а простой набор социальных ролей, функционер или «винтик»). Выражающая активность внутреннего мира человека вызывает жизненное движение личности, в котором она встречается с социальной действительностью. Социальное поведение строится как усвоение и выполнение большого количества социальных ролей. Образовывается, так называемый, ролевой шар структуры личности. Ролевое поведение, например, профессиональное, может быть довольно крепким и ригидным, подавлять выразительность. Тогда личность обезличивается, инволюционирует. Развитие же заключается в том, что выразительность «проходит» через шар социальных ролей и личность, ее сущность сказывается на поведении и на продуктах деятельности [5, с. 175].

Развитие выразительности сегодня также является острой педагогической проблемой, поскольку педагогическая система имеет цель, прежде всего, адаптировать детей к имеющимся социальным условиям жизни. Это происходит через угнетение выразительности (пласт социальных ролей подавляет выразительность). Этим достигается органическое приспособление ребенка к социальной действительности, но при этом блокируется творческое начало. Решение этой дилеммы, развитие креативности детей и взрослых остается глобальной проблемой современного мирового образования.

Следующий сущностный признак личности – ее принципиальная незавершенность, открытость. Общеизвестно, что психология находится лишь на пути к действительному познанию содержательной основы личности. Та самая духовность, которая в виде потенциального состояния сначала предопределяет личность как возможность, дальше, в течение жизни, укрепляется и развивается, поднимая неизвестные пласты природы и делая человека действительно до конца непостижимым и бесконечным в своем становлении, ведь оно не завершается никогда [5, с. 175].

Способность к саморегуляции поведения, к саморазвитию – еще один сущностный признак личности. Известно, что довольно продолжительное время в онтогенетическом развитии сбалансированность психологических процессов достигается благодаря несознаваемым механизмам так называемой базальной эмоциональной регуляции. Эти механизмы работают независимо от желания человека, и смысл их деятельности заключается в обеспечении психологически комфортного и стабильного состояния внутреннего мира. Они действуют на протяжении всей жизни человека, но с осложнением жизненной ситуации (а это является прямым следствием развития и социализации) их действие оказывается недостаточным – слишком сложными и неоднозначными становятся условия жизни. Поэтому в личности осуществляется формирование механизма волевой регуляции поведения [5, с. 176].

Важно, что процесс саморегуляции предусматривает не просто волевое усилие, а перестройку смысловых образований, условием которой является их осознанность. Новые смыслы порождаются лишь в процессе особых переживаний. Так, в этой точке своеобразно пересекаются три линии становления личности – произвольность, интеграция, переживание. В результате происходит то, что получило название «механизм смыслового связывания», когда устанавливается внутренняя связь с ценностной сферой личности и нейтральное до этого содержание превращается в эмоционально заряженный смысл. Результатом такой работы является возникновение новых интенций и гармонизация внутреннего мира личности.

Важнейшими условиями действия механизма смыслового связывания является развитое воображение, владение широкой временной перспективой, наличие иерархической смысловой сферы. Таким образом, этот механизм может существовать лишь в интегрированной, зрелой личности, ведь в таком виде процесс саморегуляции является сугубо индивидуальным и связанным с системой ценностей и мотивов данного субъекта, его восприятием мира и т.п. Отсюда можно выделить такие последовательные этапы становления саморегуляции в системе интеграции личности:

- базальная эмоциональная саморегуляция;

- волевая саморегуляция;

- смысловая, ценностная саморегуляция [5, с. 177].

В то же время, следует помнить, что предыдущие звенья не исчезают в процессе становления, они становятся вспомогательными и второстепенными, но продолжают существовать. В какой-то мере правильно сказать, что преобладание определенных механизмов саморегуляции поведения следует рассматривать как показатель уровня развития интегративных процессов личности.

Поэтому целиком закономерно возникает проблема смысла. На определенном этапе своего развития человек встречается с новым для себя переживанием – страданием от ощущения внутренней пустоты и недостаточности смысла жизни. Это так называемый экзистенционный вакуум. Появление этого переживания означает, что у человека появилось стремление открыть смысл жизни. Это стремление В. Франкл назвал фундаментальной мотивационной силой человека [5]. Нам необходимо найти смысл буквально во всем – в событиях, в поведении других людей, собственных переживаниях. Существует также понятие высшего жизненного, или экзистенционного, смысла.

Открытие смысла обозначает открытие личности к внешнему миру. Это очень важный, кардинальный и переломный момент человеческого существования: человек перестает находиться внутри собственного Я, лишь внутри житейских ситуативных интересов – он выходит за конкретную ситуацию и становится человеком всего мира. Здесь, мы видим, пересекаются линии интеграции и взаимоотношений с миром – перестает быть «напротив» человека, и наоборот, он оказывается внутри мира, «окутывается» им и роднится с ним.

1.2. Структура личности

Структура личности является целостной моделью, системой качеств и свойств, полно характеризующей психологические особенности личности. В психологии на данный момент существует огромное количество моделей психологической структуры личности, в то же время, в рамках личностно-деятельностного подхода ученые выделяют следующие психологические составляющие личности:

- темперамент;

- характер;

- способности и задатки;

- эмоции;

- воля;

- самосознание;

- психические процессы, состояния и свойства;

- психический опыт.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в силе, скорости, напряженности, уравновешенности, ходе его психической деятельности, в сравнительно большей или меньшей стойкости его расположения духа [15, с. 218].

И. Павлов связал типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. Для изучения личности сегодня применяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы, характеризуется высокой активностью, энергичностью, живостью и богатством выразительных движений, мимики. Он товарищеский, легко меняет одно занятие на другое. В проблемных ситуациях ведет себя адекватно и конструктивно. Как правило, хорошо учится. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, поверхностность, легкомыслие в поступках, невнимательность.

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности, которая характеризуется спокойствием и ровным расположением духа. Мимика и движения флегматика невыразительны. Он медленный и рассудительный, долго раздумывает перед работой, но последователен и терпелив.

Холерик – сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Он активный, энергичный, быстрый, резкий, порывистый, несдержанный. Склонен к быстрым изменениям расположения духа, к эмоциональным срывам, зажигательный, иногда агрессивный.

Меланхолик – слабый тип высшей нервной деятельности, который характеризуется низким уровнем психологической активности, замедленностью движений, сдержанностью языка и быстрой утомляемостью. Меланхолику присущи высокая эмоциональная активность, глубина и стойкость эмоций, но извне его черты выражены слабо [15, с. 219].

Знание особенностей проявления различных темпераментов необходимо при выборе профессии, комплектовании коллективов, управлении организацией, управлении группой работников.

Характер – это совокупность стойких индивидуальных свойств личности, проявляющихся в типичных способах деятельности и общении, в типичных обстоятельствах и определяющиеся отношением личности к ним [14, с. 101].

Основанием для определения характера является стойкое проявление конкретных черт личности в разнообразных ситуациях, мера выразительности этого проявления, соотношение с другими чертами.

Относительно типологии характера, то сегодня единая типология отсутствует. Так, например, Э. Кречмер определял тип темперамента по строению тела, выделив: астенический тип – это худой человек с узкими плечами, тонкими руками, слаборазвитыми мышцами; ему присущи аристократичность, эгоистичность, неумение находить общий язык с другими людьми, склонность к отдаленности и т.п.; атлетический тип – у такого человека сильно развита грудная клетка и мускулатура, широкие плечи, он высокий или средний по росту; он характеризуется сдержанностью жестов и мимики, склонностью к спокойной ситуации и т.п.; пикнический тип – это человек со строением тела, склонным к полноте, имеет короткую шею и средний рост; ему присущи энергичность, коммуникабельность, склонность к юмору и проч. [12, с. 322].

Классифицируя характеры, А. Личко выделяет типы людей, имеющих так называемую акцентуацию характера – чрезмерную выразительность отдельных черт. Исследовательница выделила основные типы акцентуаций характера и их признаки: циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого расположения духа с разным периодом; гипертимный – постоянно поднятое расположение духа, повышенная психическая активность с желанием деятельности и тенденцией не доводить дело до конца; лабильный – резкое изменение расположения духа в зависимости от ситуации; астеноневротический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии (болезненности, задавленности); сенситивный – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, к постоянным сомнениям; шизоидный – замкнутость, эмоциональная холодность, отсутствие сопереживания, трудности в установлении эмоциональных контактов; эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому расположению духа с агрессией, приступы злости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, скрупулезная педантичность; демонстративный (истероидный) – выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к фантазированию; шаткий, неустойчивый – склонность легко подвергаться влиянию окружения, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакт; конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мыслей других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму [24, с. 126].

Типология людей И. Павлова основывается на учении о двух сигнальных системах: образной и словесной. Преимущество первой сигнальной системы характеризует художественный тип, второй – умственный тип, а их равновесие – средний тип.

Способности – это личностно-психологические особенности личности, являющиеся предпосылкой успешного выполнения ею определенной деятельности.

Формирование способностей происходит на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы мозга. В основе одинаковых достижений по определенному виду деятельности могут быть разные способности, вместе с тем, одна и та же способность является условием успешности различных видов деятельности [27, с. 59].

Способности по основным видам деятельности бывают общими и специальными. К общим способностям относят психические свойства человека (внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, рассудительность и др.). К специальным способностям – психологические особенности индивида, обеспечивающие ему успех в определенном виде деятельности: изобразительные способности (чувство линии, пропорции и т.п.), математические способности (склонность к анализу и синтезу) и т.п.

Способности формируются в деятельности, развиваются на основе генетически обусловленных задатков. Естественные задатки как потенциальные возможности человека еще не являются ручательством его успешной деятельности в будущем, их нужно развивать, что возможно в социуме, составляющей которого является практика жизнедеятельности.

Эмоции – это психическое отображение в форме непосредственного переживания жизненного содержания явлений и ситуаций [27, с. 60].

Эмоции являются субъективной формой выражения потребностей, предопределяют деятельность, побуждают и направляют ее. Успех и неудача, достижение цели и крах идеалов – все это воспринимается человеком, прежде всего, эмоционально. Разнообразие жизненных ситуаций порождает и многообразие человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных и т.п.

Благодаря эмоциям людям легче объясниться, объективнее оценить состояние собеседника и ситуацию, общую деятельность и общение. Такие базовые эмоции, как страх, удивление, отвращение, удовлетворение, заинтересованность, радость, гнев, пренебрежение на лице, например, африканца отображаются почти так же, как и на лице европейца. Т.е., люди различных культур одинаково воспринимают и оценивают выражение лица по эмоциональному состоянию. Это свидетельствует о врожденном характере основных эмоций. Но врожденными являются не все эмоции, немало их люди приобретают в процессе обучения и воспитания.

К основным эмоциональным состояниям человека, кроме собственно эмоций, принадлежат чувства и аффекты. Чувство – это психические состояния и процессы, отображающие эмоциональный аспект духовного мира человека, его субъективное переживание событий, эмоциональное отношение к окружающей действительности. Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств [27, с. 62].

Какими бы не были эмоции, они всегда неотделимы от личности, поскольку связаны с ее нуждами, воссоздают состояние, процесс и результат их удовлетворения. Усовершенствование высших эмоций и чувств предусматривает личностное развитие человека.

Воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции деятельности и различных психических процессов.

Волевые акты индивида связаны с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Волевое действие предусматривает наличие продуманного плана осуществления поступка. Особым признаком волевого действия является усиленное внимание к деятельности и отсутствие непосредственного удовлетворения в процессе и результате ее осуществления. Иногда человек направляет волевые усилия на то, чтобы не победить обстоятельства, а преодолеть себя [28, с. 354].

Воля проявляется в таких свойствах личности, как сила воли, энергичность, выдержка и т.п. Это первичные волевые качества, которые определяют поведение человека. Волевую личность отличают решительность, смелость, уверенность в себе. Волю человека характеризуют и ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность.

Самосознание является самым высокоорганизованным психическим процессом, обеспечивающим единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я». Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле [28, с. 357].

Именно на уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой. Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно двунаправлено: прежде всего – вовне, на внешний мир, на объект, но вместе с тем оно обращено и вовнутрь, на самого носителя сознания, на субъект. В то же вреся, степень выраженности этих векторов сознания у разных людей неодинакова. Людей, психика которых направлена преимущественно вовне, называют экстравертами, а тех, у кого она направлена главным образом вовнутрь, – интровертами.

По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:

- процесс самопознания;

- эмоциональная самооценка;

- процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки [18, с. 267].

Психический опыт личности являет собой получение человеком опыта общественного в ходе его социализации. Данный опыт содержит нужные для его жизнедеятельности навыки, умения, знания.

Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств. Психические процессы – это форма существования психики. Ведь психика не статична, она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, ее нужно рассматривать в динамике, в действии, в развитии.

Ученые выделяют три класса психических процессов:

- познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение);

- эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);

- коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей, как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение) [18, с. 267].

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:

- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);

- уровню интенсивности (активационные);

- уровню психофизиологического ресурса (тонические);

- уровню психического напряжения (тензионные);

- продолжительности состояния (временные);

- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные) [18, с. 268].

Психические свойства личности – это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь.

1.3. Направленность личности

Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах – ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик [28, с. 376].

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания. В направленность включаются несколько связанных форм:

- влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;

- желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

- стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

- интерес – познавательная форма направленности на предметы;

- склонность – возникает при включении в интерес волевого компонента;

- идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

- мировоззрение – система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

- убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением [28, с. 376].

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив [28, с. 377].

Нужно отметить, то потребностно-мотивационную сферу характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель. Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.

Направленность личности характеризуется:

- уровнем зрелости – степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;

- широтой – диапазоном сфер проявления устремлений личности;

- интенсивностью – силой устремлений личности по реализации поставленных целей;

- иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).

Таким образом, личность и ее структура и в дальнейшем будут оставаться объектом психологических исследований. И главная специфика заключается даже не в сложности, а в том, что это объект, способный к собственным, свободным действиям. То есть, личность, выступая объектом изучения (или влияния), вместе с тем существует и как субъект, который усложняет проблему понимания ее психологии.

ГЛАВА 2

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

На данный момент не существует общепринятой мысли о том, какой подход следует применять психологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. На этой стадии развития психологии сосуществуют разнообразные альтернативные теории, которые описывают личность как интегрированное целое и, вместе с тем, объясняют расхождения между людьми. Рассмотрим отдельно представления о личности в зарубежной и отечественной социальной психологии.

2.1. Представления о личности в зарубежной социальной психологии

Большая часть социально-психологических теорий за рубежом рассматривает личность как индивидуальное и вместе с тем социально-психологическое явление.

Так, в психоанализе движущей силой, мотивацией поведения человека в социуме называют несознательные биологические инстинкты. Основатель психоанализа – австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд – утверждал, что душевное состояние человека предопределяется соотношением несознательного (инстинктов, импульсов) и сознательного, что является результатом влияния социального окружения. Борьба между ними всегда драматична и приводит к конфликту человека и общества [16, с. 21].

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг, развивая учение З. Фрейда, рассматривал личность как сложное структурное явление, объединяющее в себе индивидуальное несознательное и коллективное несознательное. Содержанием коллективного несознательного являются apxeтипы – наделенные энергетической силой определенные формы представлений, наполняющиеся в процессе индивидуальной жизни личным образным и эмоциональным содержанием.

К.-Г. Юнг предложил типологию характеров соответственно превосходящей функции (мышление, интуиция, чувство), направленности личности на внешний или внутренний мир. Именно им введено понятие «экстраверсия – интроверсия» для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертивный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру, для интровертивного типа присуща фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира. Выделение интроверсии и экстраверсии дало возможность различить две большие группы психологических индивидов. Также были выявлены отличия между индивидами одной группы, которые зависели от основных психических функций: мышления, ощущений, эмоций, интуиции и т.п. [16, с. 22]

Преимущество одной из них характеризует умственный, эмоциональный, интуитивный и сенсорный типы, каждый из которых может быть интровертивным или экстравертивным. На основании этого К.-Г. Юнг выделил восемь типологических групп: две личностные установки – интроверсию и экстраверсию и четыре функции (типы ориентации) – мышление, ощущение, эмоции и интуицию, каждая из которых может действовать интровертивно или экстравертивно.

Дальнейшие исследования натолкнули его на вывод, что рядом с наиболее дифференцированной функцией в сознании индивида всегда обнаруживает себя и менее дифференцированная, второстепенная функция. Например, мышление как главная функция, может легко объединяться с интуицией, как второстепенной функцией или с ощущением. Соответственно сознательному содержанию психических функций образовывается и несознательное их группирование: сознательному практическому интеллекту (сенсорно-умственная установка) отвечает несознательная интуитивно-эмоциональная установка, при этому функция ощущения подпадает под более сильное торможению, чем интуиция. Психологические функции (формы психической деятельности) К.-Г. Юнг разделял на рациональные (мышление, эмоции) и иррациональные (ощущение, интуиция) [16, с. 22].

Таким образом, психологическая типология К.-Г. Юнга основывается на таких составляющих: «экстраверсия – интроверсия», «сознательное – несознательное», «рационализм – иррационализм». Эта модель имеет преимущества и недостатки, и ее тяжело опровергнуть, поскольку она согласовывается с экспериментальной действительностью.

Немецко-американский психолог и социолог Эрих Фромм предложил теорию отчуждения, являющуюся наиболее «социализированным « учением неофрейдизма. Потерю человеком связей с миром и с другими людьми Э. Фромм называет отчуждением, «отрицательной свободой». Такое состояние удручает человека, ведь он стремится иметь определенные отношения с другими людьми, вступать с ними в общение и взаимодействие. Но такой возможности окружающий мир не ему дает, и потому он становится одиноким. Это, с точки зрения Э. Фромма, подчеркивает двойственную природу человека, который, с одной стороны, хочет быть независимым, а с другой – стремится избавиться этой независимости, приводящей к отчуждению как фатальной основе межличностных отношений. Оно может проявиться в форме конформизма, мазохизма, садизма, перерасти в агрессивность. Для преодоления отчуждения людям нужно прививать гуманистические истины, основой которых являются чувство любви к себе и к другим людям [16, с. 23].

Неофрейдистской по своей сути является и теория развития личности американского психолога Эрика Эриксона. Согласно его утверждениям, развитие личности предопределяется социальным миром, а не биологическими факторами, между личностью и обществом нет антагонизма. Центральное свойство человека – это «идентичность личности», которая указывает на взаимосвязь человека и его социального окружения, и проявляется в направленности человека на себя, в отождествлении его с социальной группой, в определении его ценности, социальной роли и назначения.

Согласно бихевиористкому направлению сознание, как предмет научного исследования, отрицается, а психика сводится к различным формам поведения. Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон-Бродес Уотсон, предложивший программу построения новой психологии, считая ее предметом не сознание, а поведение. Все проявления поведения человека, по мнению ученого, можно описать, оперируя терминами «стимул» – изменение внешней среды и «реакция» – ответ организма на стимул [16, с. 24].

Его соотечественник Беррес-Фредерик Скиннер значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, выделив среди них «оперантные» (от «операция») реакции, что вырабатываются организмом непроизвольно. Их можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения. Он обратил внимание на асимметрию между положительным и отрицательным «усилением» стимулов: отрицательное часто предопределяет непредвиденные, странные, нежелательные последствия; положительное – вызывает желательные изменения, формирует поведение, повышает самооценку человека [19, с. 92].

Бихевиоризм акцентирует внимание на взаимосвязи человека и общества. Его представители отождествляли мышление с речью, эмоции с изменениями в организме, а также утверждали, что, если сознание недоступно для объективного изучения, то оно не может быть реальным регулятором человеческой деятельности. Стараясь выяснить, как человек подчиняет свои внутренние импульсы требованиям общества, английский психолог Ганс-Юрген Айзенк выдвинул гипотезу, по которой моральное сознание является ответом на определенные типичные ситуации. Она реализуется по формуле: «стимул – реакция». Повторяясь, реакции закрепляются и становятся внутренними регуляторами поведения личности.

Гуманистическая психология (преимущественно американское направление) противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму как «третья сила», сделав акцент на направленности личности в будущее, к свободной реализации своего потенциала [19, с. 92].

Согласно взглядам ее представителей, личность является уникальной целостной системой, открытой к самоактуализации, что присуще только человеку. Основатель этой теории американский психолог Карл-Ренсом Роджерс исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. Важным компонентом структуры личности он считал «Я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции поведения человека. «Я-концепция» может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой). По его мнению, удовлетворенность человека жизнью зависит от того, насколько его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», то возникает неконгруэнтность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Важнейшая характеристика психологически зрелой личности – ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого «Я» [19, с. 93].

Гуманистическая психология стремится к целостному изучению личности, делая ударение на значении произвольности поведения, роли настоящих духовных ценностей и убеждений в процессе ее становления в обществе. Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал1, что условием оздоровления общества является развитие творческого начала и самоактуализации личности, что предусматривает единение человека с социумом. Согласно его учению основная потребность человека заключается в самоактуализации, реализации ее потенциальных возможностей, способностей и талантов. С учетом этого он классифицировал потребности человека по иерархическому принципу, по которому потребности высшего уровня не выступают на передний план, пока не будут удовлетворены низшие потребности. Иерархическая структура потребностей определяет поведение человека. А. Маслоу выделил такие характеристики личности, реализующие потребность в самоактуализации и развитии активности:

- более эффективное восприятие реальности;

- принятие себя, других, природы;

- спонтанность, простота, естественность;

- концентрация внимания на проблеме (в отличие от концентрации внимания на себе);

- независимость, потребность в отделенности;

- автономия;

- независимость от культуры и окружения;

- свежесть восприятия;

- мистичность и опыт высших состояний;

- чувство причастности, единства с другими;

- глубокие межличностные отношения;

- демократический стиль отношений;

- разделение средств и целей;

- философское чувство юмора;

- креативность (творчество);

- сопротивление окультуриванию [19, с. 94].

Толкование личности с точки зрения гуманистической психологии сводится к таким положениям:

- человека необходимо изучать только в его целостности;

- каждый индивид является уникальным, именно поэтому анализ индивидуальных случаев не менее оправданный, чем статистические обобщения;

- главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем;

- жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

- индивид является активной, творческой личностью;

- человек наделен потенциями к беспрерывному развитию и самореализации;

- личность имеет определенную степень свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе [19, с. 95].

Суть экзистенциальной психологии состоит в признании уникальности личного опыта конкретного человека. Одной из своих задач она считает решение проблемы восстановления аутентичности личности – обеспечение соответствия ее бытия в мире внутренней природе. Австрийский психиатр и психолог Виктор-Эмиль Франкл считал, что основным стремлением человека являются осознания смысла своего существования. Нереализованность этого стремления порождает фрустрацию или экзистенциальный (бытийный) вакуум. С его точки зрения, познание смысла жизни может быть доступным каждому. Вопреки тому, что этого нельзя научиться, человек способен его создать и отвечать за осуществление своего уникального смысла жизни. Когда он ищет его, он направляет свою совесть – орган смысла. Эту способность В.-Э. Франкл назвал самотрансценденцией личности. Чувство найденного смысла жизни дает индивиду душевные силы для преодоления жизненных неурядиц [19, с. 96].

Как метод групповой психотерапии, трансакционный анализ личности построен на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Основателем этого метода является американский психолог Эрик Берн, утверждавший, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: Ребенок, Взрослый, Отец. Трансакцией он считал единицу общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). По мнению Э. Берна, «незрелых личностей» не существует, а есть люди, в которых Ребенок несвоевременно и неумело берет на себя функцию управления всей личностью тогда, когда в них есть и хорошо структурированный Взрослый, которого нужно только проявить и привести в действие. У так называемых «зрелых людей» наоборот: контроль за поведением всегда осуществляет Взрослый, но и в них Ребенок может получить власть. Все три аспекта личности важны для функционирования и выживания, заслуживают одинакового внимания, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Самым необходимым для жизни является состояние «Взрослый», поскольку человеку приходится обрабатывать разнообразную информацию, преодолевать трудности и т.п.. Взрослый, будучи посредником, контролирует действия Отца и Ребенка.

Интересным являются соображения Э. Берна, что большинство людей основное свое время отводят на игры, а не на саму жизнь, искренние человеческие отношения, которые и приносят самое большое удовлетворение.

2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии

На рубеже XIX-XX вв. взгляды ведущих российских психологов разделились на три направления: естественнонаучное, экспериментальное и эмпирическое, что стало следствием влияния мировых научных течений (бихевиоризм, позитивизм, неотомизм) на российскую психологическую науку. В то же время, послереволюционный этап, связанный с социалистическим переустройством общества, принес в изучение личности острые методологические противоречия и кризисные ситуации. В то время стали преобладать мировоззренческие идеи и понятия марксизма, которые определяли подход к личности как средству для построения коммунизма. Возрастает роль социального заказа – «воспитать нового человека», подчиненного интересам классовой борьбы. Для решения данной задачи были привлечены М. Я. Басов, Π. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый, А. С. Залужный и др. На тот момент популярным был тезис о необходимости изучать человека как активного деятеля, однако в психологии по-прежнему преобладала тенденция биологизации человека [4, с. 65].

Наиболее взвешенной можно назвать позицию Л. С. Выготского, взявшего за основу для изучения целостный генетический подход. Ученый развил представление о социальной ситуации как факторе развития личности, при этом использовал символ как основную характеристику взаимодействия, а также в качестве его средства и орудия.

Л. С. Выготский указывал, что образование личности – это необходимая предпосылка овладения поведением и поэтому развитие какой-либо функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им. Важнейшим связующим звеном между органической жизнью и жизнью личности является культурное развитие человеческих эмоций и влечений, т.е. овладение эмоциональной сферой, в опосредствовании ее мышлением и культурными средствами [4, с. 66].

В советское время из жизни общества ушла свобода, уходила она из жизни психологической науки, поскольку направления научных исследований определялись партийными установками. Психологическая наука стала превращаться в рупор идеологических догм. Понимание личности определялось логикой сохранения идеи личности в столкновении с обществом, уничтожавшим «личностное» в человеке. Сформировавшаяся стратегия «борьбы» за идею личности с «внешним противником» отражала борьбу против самой идеи личности, поскольку происходила подмена реального изучения феномена «личность» замещающим и принимаемым «образом личности», отвечающим запросам господствующей идеологии.

Так, С. Л. Рубинштейн утверждал, что социальная детерминация опирается на положение К. Маркса о личности как совокупности общественных отношений, в которые она включена. Ученый сравнивал воздействие условий жизни с воздействием физиологических раздражителей, раскрывая детерминацию как результат действия внешних обстоятельств через внутренние условия и психические состояния субъекта [25].

С. Л. Рубинштейн исследовал личность в аспекте внешних и внутренних условий ее формирования. Он считал, что единство личности и деятельности состоит в следующем: личность, проявляя в деятельности те или иные свойства (направленность, способности, характер...), через деятельность обретает их связь, в деятельности личность структурируется иначе, чем в своем психическом складе, она обретает целостность через связь мотивов, целей, результатов.

В 50-60-х гг. ХХ в. много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий было уделено в работах Б. М. Теплова. Ученый в то время развивал идею направленности личности, которая обнаруживает себя в склонности к определенной деятельности. Он называл человека «творцом своей индивидуальности», не снижая при этом роли его природных предпосылок и индивидуально-типологических особенностей [10, с. 91].

А. В. Петровский считал, что «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека». Согласно своей концепции персонализации, ученый в структуре личности выделил следующие составляющие – рис. 2.1.

А. В. Петровский метафорически трактует настоящую личность как источник могущественной радиации, превращающей связанных с ней людей (радиация, как известно, может быть полезной и вредной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие).

Структура личности

|

Интраиндивидная система – внутренние психические проявления: интеллектуальные, волевые и др.

←|→

|

|

Интериндивидная система – проявление личности в системе межиндивидного взаимодействия

Надиндивидная система – взносы личности в психику других людей

Рис. 1.2. Структура личности по А. В. Петровскому [20]

В. С. Мерлин, на основе принципов многозначных связей и иерархической организации, выстроил свою динамичную структуру личности, состоящую из системы индивидуальных свойств (биохимические, общесоматические и нейродинамические) организма, системы индивидуальных психических свойств (психодинамические (свойства темперамента) и психические свойства личности) и системы социально-психологических индивидуальных свойств (социальные роли, исполняемые в группе и коллективе, социальные роли, исполняемые в социально-исторических общностях). Ученый утверждал, что процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к различным уровням организации индивидуальности, и увеличении тенденции многозначности этих связей. Наличие многозначных связей раскрывает невозможность прямого сведения как биологического к социальному, так и социального к биологическому в личности [10].

К. К. Платонов рассматривал личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними. Для выявления подструктур личности он применял следующие критерии:

1) отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

2) внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

3) инструмент ее формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

4) объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

5) исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности (личность как сумма психических свойств, личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности) [21, с. 97].

В рамках системно-деятельного подхода К. К. Платонов описывает в структуре личности следующие подструктуры – рис. 2.2.

Структура личности

|

Подструктура направленности

←|→

Подструктура опыта

|

Подструктура форм отображения

←|→

Биологически обусловленная подструктура

Рис. 2.2. Структура личности по К. К. Платонову

Подструктура направленности объединяет направленность, отношение и моральные качества личности. Она не порождается естественными задатками, а формируется путем воспитания и является социально обусловленной. Направленность личности как система побуждений является главным структурным компонентом личности.

Подструктура опыта включает в себя знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в индивидуальном опыте через обучение, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности.

Подструктура форм отображения охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, как форм отображения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре проявляется еще более четко.

Биологически обусловленная подструктура включает в себя темперамент, половые и возрастные особенности личности [21, с. 98].

К. К. Платонов называл предложенную структуру личности основной, общей, динамической, функциональной и психологической:

- основной она является потому, что, кроме указанных четырех главных, выделяют еще две наложенные на них подструктуры – характера и способностей;

- общей она является потому, что присуща каждой личности, но каждая конкретная личность имеет свою индивидуальную структуру;

- динамической – потому, что не остается неизменной ни у одной конкретной личности: с детства и до смерти она изменяется;

- функциональной – потому, что она как целое, так и ее составляющие элементы рассматриваются как психические функции;

- психологической – поскольку обобщает психические свойства личности [21, с. 98].

В отечественной психологии в изучении личности развитым яляется акмеологический подход, сосредоточивший внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, дающих ему возможность лучше всего реализоваться. Одним из основателей подхода стал Борис Ананьев. Сперва акмеология исследовала факторы, обеспечивающие высший уровень достижений в любой области деятельности зрелых взрослых людей. Однако дальнейшие разведки ученых подтвердили, что развитие умений и навыков, обретение социально-морального опыта, ценностного отношения к деятельности, мотивационной готовности, что являются неотъемлемыми показателями мастерства и профессионализма, закладываются в человеке еще в детстве. Зрелым человек не рождается, состояние зрелости не появляется у него неожиданно и сразу. Проявление ее зависит от предыдущих этапов развития индивида. Например, не сформированная в начале профессиональная культура в дальнейшем тяжело компенсируется, что отрицательно влияет на личностное и профессиональное развитие индивида [10, с. 93].

В работах Б. Г. Ананьев, разработавшего идею интеграции знаний о человеке, дается развернутая характеристика понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности». Ученый приходит к выводу, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути человека, создавая его биографию. Б. Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает.

Б.Г.Ананьев рассматривал человека в единстве четырех сторон:

- человек как биологический вид;

- онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

- человек как личность;

- человек, как часть человечества [2].

В конце 70-х гг. XX в. изучение личности приходит к применению системного подхода.

Так, А. Н. Леонтьев рассматривает личность как внутренний момент развития предметной деятельности: «Личность – это специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности». Потребности, сознание и личность человека «производятся» – создаются общественными отношениями [13].

Положение о деятельности, как единице психологического анализа личности, – это основной теоретический постулат А. Н. Леонтьева, на основе которого он проводит разграничение между понятиями индивид и личность. Индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Процесс формирования личности по А. Н. Леонтьеву предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта [13].

А.Г. Асмолов утверждал, что, будучи наделенным от рождения определенными биологическими качествами, человек становится личностью по мере усвоения социального опыта в различных его проявлениях (через способы и средства производства, духовной культуры и т.д.). В связи с этим, ученый выделяет следующие компоненты структуры личности – таблица 2.1.

Таблица 2.1.

Компоненты структуры личности (по А.Г. Асмолову) [7]

Короткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждение, мировоззрение, личностное содержания, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отображения

Особенности познава-тельных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

В.Н.Мясищев ядро личности рассматривал, как систему отношений человека к внешнему миру и к самому себе. Эта система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности и является одной из форм этого отражения [17].

Д.Н. Узнадзе рассматривал личность, как целостное и духовное образование, чьи мотивы и поступки могут иметь и неосознанный характер [26].

Л.И. Божович – является автором теории развития личности. В своих исследованиях личности автор опирается на понятие социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральные новообразования и потребности [8].

Таким образом, социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных ракурсах, выходят как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, морального потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и из важности общества, социальных отношений в становлении личности. И от того, чему предоставляется преимущество, зависит теоретическое обоснование конкретного типа и социальной программы поведения индивида, стратегии действий, других социально-психологических характеристик человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе мы произвели исследование личности в социальной психологии. Выводы по исследованию можем сделать следующие:

1. Рассмотрев понятие о личности, мы определили, что личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), который занимается конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий свои личностно-психологические особенности.

Личность обладает следующими признаками: целостность, уникальность, активность, выразительность, открытость, саморазвитие и саморегуляция.

2. Определяя структуру личности, мы узнали, что она является целостной моделью, системой качеств и свойств, полно характеризующей психологические особенности личности. В психологии в рамках личностно-деятельностного подхода ученые выделяют следующие психологические составляющие личности: темперамент; характер; способности и задатки; эмоции; воля; самосознание; психические процессы, состояния и свойства; психический опыт.

3. Обозначая направленность личности, мы пришли к выводу, что направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения.

4. Выявляя представления о личности в зарубежной социальной психологии, мы узнали, что, например, в психоанализе движущей силой, мотивацией поведения человека в социуме называют несознательные биологические инстинкты. Бихевиоризм акцентирует внимание на взаимосвязи человека и общества. Гуманистическая психология стремится к целостному изучению личности, делая ударение на значении произвольности поведения, роли настоящих духовных ценностей и убеждений в процессе ее становления в обществе. Суть экзистенциальной психологии состоит в признании уникальности личного опыта конкретного человека. Таким образом, большая часть социально-психологических теорий за рубежом рассматривает личность как индивидуальное и вместе с тем социально-психологическое явление.

5. Изучая представления о личности в отечественной социальной психологии, нами было установлено, что на рубеж ХІХ-ХХ вв. принес в изучение личности острые методологические противоречия и кризисные ситуации. В первой половине ХХ века в СССР стали преобладать мировоззренческие идеи и понятия марксизма, которые определяли подход к личности как средству для построения коммунизма. Так, Л.С. Выготский развил представление о социальной ситуации как факторе развития личности. С. Л. Рубинштейн исследовал личность в аспекте внешних и внутренних условий ее формирования. Б. М. Теплов развивал идею направленности личности, которая обнаруживает себя в склонности к определенной деятельности. К. К. Платонов рассматривал личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними. А. Н. Леонтьев рассматривает личность как внутренний момент развития предметной деятельности.

В итоге можем сказать, что в социальной психологии относительно личности существуют различные концепции, и единства между ними нет и вряд ли будет, так как объект исследования достаточно изменчив.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Аверин В. А Обзор основных теорий развития личности // Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб., 2003. – С. 116-128.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. – 198 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Адреева – М.: Аспект пресс, 1996. – 375 с.
  4. Андреева И.В. Социальная психология: конспект лекций / Г.М. Андреева – М., 2005. – 94 с.
  5. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб.: Питер 2002. – 440 с.
  6. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. – М.: Иэд-во МГУ, 1990. – 367 с.
  7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа / А.Г. Асмолов. – М., 1998. – 202 с.
  8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., 2004. – 212 с.
  9. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению личности // Вопросы психологии – 1990 – № 1 – С. 106-112
  10. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.
  11. Ковалев А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалева; Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1970. – 312 с.
  12. Клонингер С. Теории личности: познание человека / С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 217 с.
  14. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 460 с.
  15. Маклаков А. Общая психология / А. Маклаков. – Спб.: Питер; 2003. – 721 с.
  16. Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций / О.В. Московцева – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005 – 59 с.
  17. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 601.
  18. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 522 с.
  19. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин – СПб., 1999. – 234 с.
  20. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 219 с.
  21. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 311 с.
  22. Проблемы психологии личности /Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. – М: Наука, 1992. – 421 с.
  23. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М.,1998. – 298 с.
  24. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 298 с.
  25. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии / Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
  26. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе – М., 2002 – 98 с.
  27. Шахова И.П. Становление направленности личности в разных возрастных периодах: Монография /И.П. Шахова – Пенза, 2006. – 211 с.
  28. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 538 с.