Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии(ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.
Эрих Фромм

Социальные образования невозможно представить без человека с активной творческой деятельностью, что является одним из следствий социальных общностей. Ведь именно человек как социальный субъект создает на основе социальных связей и взаимодействий группы, объединения, сообщества - центральные ячейки его жизнедеятельности в социокультурной сфере.

Часто используется словосочетание "социология личности" – одной из специфических социологических теорий, предметом изучения которой является личность как объект и субъект социальных отношений на уровне их взаимосвязи с социальными сообществами. Именно личность соединяет все связи общественной жизни: макро-, мезо- и микроокружение, что делает их сферой творческой деятельности и распределительными ячейками их внутренней потенции.

Конечно, может возникнуть вопрос: человек стал предметом исследования и изучения многих наук; в чем заключается отличие социально-психологического понимания человека?

Философия имеет дело прежде всего с предметом познания и творчества с точки зрения положения человека в мире. Психология анализирует человека как укоренившуюся целостность психических процессов, черт характера и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и тому подобного. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, обеспечивающие инвариантность человеческой природы. Историки, напротив, интересуются тем, как меняется человек под влиянием культурно-исторических факторов. Если экономика признает, что человек может сделать рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения в большинстве своем иррациональны и непостижимы.

В отличие от этих наук, социальная психология рассматривает человека как высокопластичную сущность со значительными социальными адаптациями, но в то же время выделяет в человеке характеристики социального типа, которыми обладают определенные типы людей.

Более того, социальный психолог рассматривает человека прежде всего как личность, как элемент социальной жизни, раскрывая механизмы его формирования под влиянием социальных факторов, а также пути и каналы противоположного воздействия индивида на социальный мир. Социальная психология касается участия человека-личности в изменении и развитии социальных отношений; она рассматривает связи личности и социальной общности, личности и общества, регуляцию социального поведения, саморегуляцию.

В этом ключе, специфика социально-психологического подхода к изучению человека заключается, прежде всего, в выяснении того, что непосредственно связано с социальной жизнью человека, его включением в систему социальных отношений, – то есть не его биологические или психические характеристики, а именно социальные характеристики.

Целью исследования является выявление проблем личности с точки зрения социальной психологии.

Объектом исследования выступает личность, как социально-психологический феномен.

Предметом исследования является научно-практическое изучение социально-психологических особенностей личности.

Исследовательская задача:

1. Проанализировать исследование личности в социальной психологии.

2. Рассмотреть формирование и развитие психолого-социологических концепций личности.

3. Проанализировать основные противоречия социальной психологии личности.

4. Изучить понятие социализации личности.

5. Охарактеризовать институты социализации.

6. Рассмотреть механизмы социальной регуляции поведения личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Решение вопросов, связанных с данным проблемным полем, имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Полученные результаты могут быть использованы для разработки методик анализа личности человека. Теоретическая значимость исследования проблемы заключается в том, исследуемая проблематика, находится на стыке нескольких научных дисциплин одновременно. То есть речь идёт о междисциплинарном подходе к постановке исследования.

Базой знаний для написания исследования по теме курсовой работы послужили основные теоретические работы крупнейших ученых в области социальной психологии, психологии личности, результаты практических исследований ведущих отечественных и зарубежных авторов.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ

1.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Социальная психология как относительно молодая наука сформировалась на стыке психологии и социологии. Это, однако, не является взаимодействием двух методов исследования или механическое приближение этих систем, а оригинальная наука как в проблеме, так и в логике её исследования.

Социальная психология – наука о взаимоотношениях социального и психического, их взаимодействии, взаимозависимости, взаимодействии на уровне отдельного человека, сообщества; социально-психологические явления, возникающие в процессе социального взаимодействия и характеризующие личность и группу [19, с. 50].

Социальная психология – это раздел психологической науки, изучающий факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности индивидов в силу их вовлеченности в социальные сообщества, а также психологические особенности этих сообществ [12, с. 15].

Социальная психология черпает информацию из различных областей социальных, психологических, гуманитарных общих знаний, обогащая одновременно и их своими открытиями. Наиболее тесными выступают ее связки с психологией и социологией.

Социология личности фокусируется на трех основных вопросах: изучение личности как элемента, Творца и представителей социальных общностей и социальных институтов; анализе личности как объекта социальных отношений (при условии влияния общества на личность в процессе их воспитания, социализации, воспитания и др.) и рассмотрении личности как субъекта общественных отношений (применительно к общественной деятельности, активностью и творчеством в общественной жизни) [19, с. 50].

Но эти фундаментальные проблемы социологии личности в разное время по-разному интерпретировались представителями отдельных социологических школ и направлений с учетом философской традиции человеческого мировоззрения.

Социальная психология, которая фокусируется на индивиде или группе людей, проникается тем, как социум влияет на человека и сообщество, как социальные ситуации меняют поведение человека, как предопределяется формирование конформных или независимых, агрессивных или альтруистичных индивидов, определяющие поведение массы и явления групповой динамики.

В различные периоды развития социальной психологии ее предметом рассматривали:

  • причинную обусловленность психического социальным. Она обсуждалась в начале XX века, что стимулировало развитие социально-психологических исследований в общей психологии и педагогике;
  • соотношение социальной (общественной) психологии и идеологии, психологии социальных групп и личности (традиции, общественное мнение, обычаи и другие массовые явления в общественном сознании);
  • закономерности поведения людей, предопределенные их совместной деятельностью, взаимодействием и взаимовлияниями. Этот взгляд на социальную психологию, объединивший психологический и социологический подходы, возник в результате дискуссий по предмету социальной психологии в 20-е, 60-е годы XX столетия. Он свидетельствовал о том, что предмет социальной психологии может быть определен, исходя из личностных и массовых явлений. С этими критериями современный российский социальный психолог Г. М. Андреева рассматривала тему социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, которые предполагаются их включением в социальные группы, а также психологических особенностей этих групп [2, с. 228].

Темой социальной психологии является изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления той реальности, которая формируется в процессе субъективного представления объективных социальных отношений и социальных общностей одним человеком [23, с. 65].

Данное определение охватывает основные сущностные характеристики социальной психологии:

  • личностные механизмы регуляции социального процесса;
  • ценностное отношение индивида к социальному, которое дает возможность социальной психологии объяснить поведение человека в социальной среде, специфичной для группы; их поведение явилось результатом субъективной реконструкции объективного мира индивида, деятельности, влияющей на функционирование социальной общности, являющейся индивидуальным вкладом каждого человека в группу ;
  • социопсихологические факторы, определяющие развитие активности личности и группы;
  • социальные сообщества, массовые явления, влияющие на человека и его поведение.

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ЛИЧНОСТИ

В исторической перспективе зарождение и развитие представлений о человеке, очевидно, следует отнести к античности и связать с определенными философскими теориями, поскольку социология как наука возникает гораздо позже. Но у древних греков еще не было развито чувство личности, потому что человек еще не был отделен от космоса и вселенской субстанции. Первой в истории философии начинается чисто антропологическая проблема Сократа, которого в современной западной литературе в ее первоначальном варианте называют предком философии человека. Он дает подробный и кропотливый анализ индивидуальных человеческих качеств и свойств [6, с. 46].

Древнегреческий философ Протагор (ок. 480 – ок. 410 гг. до н. э.) различает не только способность человека мыслить, но и всю человеческую субъективность; человек позиционируется им как отдельная личность. Учение Аристотеля уже содержит две антропологические тенденции, которые и по сей день становятся центральными точками философских дискуссий. С одной стороны, человек и природа в их понятии впервые разделены, требуют разных подходов и интерпретаций как качественно разные реальности. С другой стороны, акцент делается на неразрывной связи человека с миром [6, с. 47].

Поэтому древнегреческая культурная традиция развивает концепцию " человека разумного " – "homo sapiens", суть которой заключается в утверждении идеи различия человека и животного на основе интеллекта. Эта версия была очень плодотворной и настойчивой; она привела к идее всемогущества человеческого духа и к мощной парадигме рационализма как в философии, так и (позднее) в социологии.

Принципиально новое понимание человека реализуется в христианстве и окончательно освобождает человека от власти космической бесконечности и беспредельности. Но, освободив человека от власти космоса и природы, христианство поставило его в зависимость от Бога.

С момента основания христианства человек получил определенную самооценку, независимую от космогонических субъектов; рождается идеальное представление о нем как о центральной и высшей цели мироздания; все явления мира воспринимаются с точки зрения человеческого опыта и ценностей. Личность – не является чем-то тварным, она также божественна. Христианство содержит в себе трактовку человека как безусловной ценности. Само христианство впоследствии стало почвой европейского персонализма, где личность понимается как некая святыня, Абсолют [12, С. 57].

Третья антропологическая версия находит свое отражение в натуралистических, позитивистских и прагматических учениях. Это понятие "человека деятельностного" – "homo faber", отрицающее специфическую особенность человеческого разума. Здесь исчезает существенное различие между человеком и животным; человек интерпретируется как особый вид животного, который просто обладает большим количеством природных свойств. Все психические и духовные явления, согласно этой версии, коренятся в чувственных ощущениях, инстинктах и импульсах. Доктрина о "homo faber" со временем развивается в мощное теоретическое направление и находит свое воплощение в учениях Конта и Спенсера, позднее – в современной социобиологии.

Наконец, четвертая версия в понимании человека и личности решительно отрицает веру в прогрессивность «человека разумного», «человека божественного» и «человека деятельностного». В этой версии человек есть устремленное, предпочитающее и желающее существо; разум рассматривается как тупик эволюции, как следствие утраты "воли к жизни". В этой версии преобладают иррациональные мотивы и субъективистские ориентации [5, с. 161].

Таким образом, история философской антропологии (то есть учение о человеке) показывает, как постепенно возникают, усложняются и изменяются представления о человеке и личности. Так или иначе, эти подходы находят свое выражение в социологических учениях. Все они, независимо от способа интерпретации человека и личности, имеют одно общее: они признают человеческую личность как специфическое образование, прямо или косвенно производное от социальных факторов.

В истории социологической мысли количество понятий в человеческой социальной жизни, просто выведенных из биологических факторов и закономерностей, было незначительным и ограничилось социальным дарвинизмом и расовой антропологией. В настоящее время идеи такого рода можно встретить в социобиологии, разработанной усилиями Э. Уилсона, Р. Триверса, К. Ламсдена и некоторых других [13, С. 39].

Во времена существования СССР личность понималась исключительно по утверждению Маркса: «главное в человеке не его абстрактная физическая природа, а его социальное качество", т.е. личность кроили по меркам именно социальности: она стала непосредственным отпечатком общественных отношений [6, с. 133]. Основными положениями концепции личности в те времена были такие: хочешь судить о конкретном индивиде – вникай в его социальное положение; какой образ жизни – такая и личность; изменяются общественные условия – автоматически изменяется и человек; личность можно лепить, формировать в соответствии с основополагающими принципами коммунизма. Биосоциальная природа человека трактовалась так, как если бы индивид стал совершенно бестелесным существом; процесс развития личности, при всем богатстве ее сознательных и спонтанных устремлений, субъективной уникальности и неповторимости, как правило, выводился из скобок анализа, не принимался во внимание.

Таким образом, и среди социологических учений есть концепции, которые в связи «естественное (биологическое), - социальное» в человеке абсолютизируют его первую или вторую составляющую (социобиология, марксизм). Поэтому это соотношение может служить одним из критериев построения типологии социальных теорий личности.

Следующим критерием можно считать соотношение рационального и иррационального в трактовке личности. Вера во всемогущество человеческого разума и интеллекта (рацио) занимает центральное место в позитивистской концепции О. Конта. По его мнению, социальный прогресс в целом является продуктом духовного развития и человеческой деятельности; социальный прогресс зависит от его интеллектуальной базы. Позже М. Вебер развивает идею возрастающей рациональности социальной жизни, отталкиваясь от убеждения в переходе от аффективных и традиционных действий индивида к ценности и цели его поведения [2, с. 211].

Но В. Парето видит в поведении человека только нелогичные действия и поступки, которые предстают в его концепции не как результат сознательного рассуждения, а как чувственное состояние человека, продукт иррационального психического процесса. Он называет основой таких нелогичных действий "статуи", чтобы подчеркнуть ее предельную иррациональность, контроль логико-экспериментального мышления [2, с. 212]. Поэтому в вопросе об отношении чувства и духа Парето не стесняется отдавать приоритет чувствам личности, которые, по его мнению, являются истинными движущими силами истории.

Близким по духу к концепции Парето является инстинктивизм, как одно из течений социологического психологизма, а также социологии фрейдизма. По мнению З. Фрейда (1856-1939), началом и основой жизни индивида, в том числе социальной, являются инстинкты, влечения и желания, первоначально присущие организму человека. Человеческая деятельность есть результат борьбы двух вечных сил – Эроса (половой инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатоса (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт разрушения). Они оказывают существенное влияние на основной двигатель прогресса, определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств [10, с. 154].

В современном социально-психологическом мышлении соотношение рационального и иррационального в социальной жизни индивида носит умеренный характер, что позволяет избежать односторонности и абсолютизации той или иной составляющей. В настоящее время в социологии начинает преобладать синтезированный подход к оценке этих двух аспектов внутренней жизни индивида и его социального поведения. В конце XX столетия все более очевидным становится кризис "голой" рациональности социальной личности и невозможность повышения социальных характеристик личности только до ее иррациональных проявлений. Личность в своей совокупности, в совокупности рациональных и чувственных сущностных свойств все больше становится основой социологического понимания и исследования.

Следующим критерием построения типологии социологического учения о личности может быть преобладание в человеке индивидуальных или коллективных социальных принципов. Символический интеракционизм и феноменологическая социология относятся к числу концепций, которые отдают приоритет индивиду и его индивидуалистическим началам. В них на первый план выдвигаются мысли об обусловленности социальной реальности через мир индивидуальных устремлений и желаний, которые воплощаются во взаимодействии отдельных субъектов или в духовных связях людей [6, с. 160].

Другим критерием является анализ личности преимущественно с позиций изучения сознания или поведения (деятельности). К социологическим концепциям, где личность и ее сущность устанавливаются, прежде всего, через призму отношений, предопределенных сознанием или подсознанием, относятся уже упомянутые – символический интеракционизм, феноменологические концепции инстинктивизма, в том числе фрейдистская социология.

1.3 ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Невзирая на многообразие социологических подходов к изучению человека - существа социального, существует более-менее устоявшаяся совокупность проблем, которые выступают в качестве предмета исследования социологии личности. К ним, прежде всего, принадлежит проблема выделения основных характерных черт личности. Социологи относят к ним самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, определенную автономность относительно общества, ответственность за свои поступки, и тому подобное [5, с. 318].

Другие социологи (например, О. Якуба) акцентируют внимание на актуальных вопросах внутренней психической структуры личности, потребностях и интересах, ценностях и мотивах, социальных нормах и убеждениях, идеологических принципах, предпочтениях, вкусах и привычках, и на других духовных образований [5, с. 319].

Одной из наиболее развитых проблем социологии является вопрос о субъективных детерминантах (или мотивирующих факторах) социального поведения индивидов, принадлежащих к потребностям и интересам. Отправной точкой в анализе личности являются потребности, то есть внутренние двигатели ее активности, особенности объективного в личности. Потребности – это нужда, необходимость для человека того, которое обеспечивает ее существование и самосохранение.

Американский социолог А. Маслоу (1908-1970) известен в социологии как создатель иерархической теории потребностей. Он классифицирует потребности, разделив их на основные (или постоянные) и производные (или переменные) (Рис. 1). Базовые потребности располагаются по принципу иерархии восходящего порядка, от низших, преимущественно материальных, к высшим, преимущественно духовным:

  • физиологичные и сексуальные потребности (в воссоздании людей, в еде, дыхании, движению, одежде, жилье, отдыхе);
  • экзистенциальные – это потребности в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантированности труда;
  • социальные – в принадлежности к коллективу, группе или сообществу, в общении, беспокойстве о других и внимании к себе, в участии в совместной трудовой деятельности;
  • престижные в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке своих качеств, в служебном росте и высоком статусе в обществе;
  • духовные – в самовыражении через творчество [12, с. 138].

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/38/Maslowsneeds_ru.svg/800px-Maslowsneeds_ru.svg.png

Рис 1. Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.

Другая категория социологии личности – интерес – тесно связана с потребностью. Вместе они формируют основу ценностного отношения личности к миру и используются для изучения регуляторов социального поведения. Понятие ценностей широко рассматривается в разных науках; суть же социологического подхода к проблеме ценностей заключается в его направленности на выяснение их роли как соединительного звена между поведением личности, с одной стороны, и социальными группами, сообществами и обществом, - с другой [27, с. 176]. Конечно, индивид оценивает предмет, не соотнося его непосредственно со своими потребностями и интересами, а сквозь призму существующих и распространенных в данном обществе и в его культуре ценностных критериев, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном, и тому подобное. индивидуальных и общественных, личных, групповых и общественных, усвоенных и принятых личностью ценностей составляет систему ее ценностных ориентаций, которыми она руководствуется в своем, жизни, лежит в основе решений, которые принимаются ею в ситуации выбора, «встраивают» ее в общество.

Мотивы характеризуют отношение личности к интересам и ценностным ориентациям, давая им оценку. Это одно из основных понятий в социологии вообще и социологии личности в частности, характеризующее человека прежде всего как субъекта. Мотив — это осознанная потребность человека-субъекта в достижении определенных целей, желательных условий деятельности. В классификации мотивов различают материальные и духовные, как основные, а также экономические, социальные, идеологические, духовные и тому подобные. В свою очередь, каждый из них имеет свое внутреннее деление: например, в духовных мотивах можно выделить нравственно-эстетические, религиозные или атеистические, философские и другие.

Одной из важнейших проблем социологического анализа является проблема социальной типологии личности. Социальный тип личности — это продукт сложного переплетения исторических, культурных и социально-экономических условий жизни человека, совокупность повторяющихся качеств и свойств человека как социального существа [17]. Проблема выделения социальных типов личности предопределяется тем, что социология имеет дело не с индивидом, а с массой, многообразной и пытается выявить сущностное и типичное в личности. С этой точки зрения можно выделить такие типы личности:

- идеальный (в котором находит выражение спрос на социальный идеал общества);

- нормативный (то есть совокупность черт личности, формирование которых объективно необходимо для развития данного общества);

- реально существующий, или, по мнению В. Ядова, модальный (то есть преобладающий тип личности на том или ином этапе развития общества, который может существенно отличаться от нормативного и более идеального типа) [12, с. 115].

Однако социологию интересует не только типология личности, но и те обстоятельства, через которые происходит становление и развитие этих типов вообще и личности в частности. Влияние социальной среды на формирование личности составляет суть проблемы социализации – едва ли не самой важной в социологии личности. Социализация – это восхождение человека от индивидуального к социальному под прямым или косвенным влиянием таких факторов социальной среды, как:

- совокупность ролей и социальных статусов, которые общество предлагает человеку;

- социальные сообщества, в рамках которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести определенный статус;

- система социальных ценностей и норм, доминирующих в обществе и наследуемых молодыми поколениями от старших;

- социальные институты, обеспечивающие производство и воссоздание культурных образцов, норм и ценностей и способствующие их передаче и усвоению;

- общая ситуация в стране, которая может варьироваться от жестко запрограммированного процесса формирования нормативного или идеального типа личности до преобладания стихийности социальных воздействий на личность; первая ситуация обычно характерна для тоталитарных режимов, вторая-для обществ переходных эпох их развития [2, с. 207].

Процесс социализации охватывает все возможности приобщения к культуре, образованию и учебе, благодаря которым человек приобретает социальную природу и способность участвовать в общественной жизни. В этот процесс вовлекается все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, воспитатели и учителя, коллеги и знакомые, средства массовой информации и тому подобное. Важно отметить, что социализация — это не какой-то разовый или кратковременный акт, она осуществляется на протяжении всей жизни человека – от детства до зрелости и до старости включительно. Это связано с тем, что условия жизни человека, а следовательно и его самого, постоянно меняются, требуя вхождения в новые и новые социальные роли и соответствующих изменений статуса (иногда как переход от статуса ребенка к статусу более зрелого человека).

Но если в процессе социализации ребенка в качестве основного для него выступает социальная адаптация, то есть приспособление к социальной среде, то для социализации молодого и даже социально зрелого человека большую роль играет интернализация, или формирование внутренней структуры психики человека, перевод элементов внешнего мира во внутреннее "Я" человека. Результатом интериоризации является индивидуальность индивида [23, С. 169].

Когда речь заходит о механизмах социализации, то обычно ссылаются на концепцию З. Фрейда, который выделяет основные из них:

- имитация (сознательные попытки ребенка копировать и имитировать поведение взрослых и друзей);

- идентификация (усвоение детьми поведения родителей, социальных ценностей и норм как своих собственных);

- чувство стыда и вины (или негативные механизмы социализации, которые запрещают и подавляют определенные формы поведения).

В переходных обществах явление ресоциализации является довольно распространенным явлением. Этот термин означает ситуацию радикального изменения социальной среды и необходимость адаптации индивида к изменившимся социальным обстоятельствам, новым нормам и ценностям. Это крайне болезненный процесс для человека, примерами которого могут быть полная смена взглядов на общество и переоценка его прошлой жизни, разрушение основ старого мировоззрения и осознание необходимости построения нового мировоззрения, вынужденный разрыв с традиционными культурными ценностями и стремление быть "современным", иногда играющим социальную роль.

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДА КАК ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социализация тесно связана с психологией развития. Люди нуждаются в социальном опыте, чтобы изучить свою культуру и выжить.

Социализация, по существу, представляет собой весь процесс обучения на протяжении всей жизни и является центральным влиянием на поведение, убеждения и действия взрослых, а также детей.

Социализация может привести к желаемым результатам—иногда называемым «моральными» — в отношении общества, в котором она происходит. Индивидуальные взгляды находятся под влиянием консенсуса общества и обычно стремятся к тому, что это общество считает приемлемым или «нормальным». Социализация дает лишь частичное объяснение человеческим убеждениям и поведению, утверждая, что агенты не являются пустыми листами, предопределенными их окружением; научные исследования дают доказательства того, что люди формируются как социальными влияниями, так и генами.

Генетические исследования показали, что окружающая среда человека взаимодействует с его генотипом, чтобы влиять на поведенческие результаты.

Представления об обществе и состоянии природы существуют уже на протяжении веков. В своих самых ранних употреблениях социализация была просто актом социализации или другим словом для социализма. Социализация как понятие возникла одновременно с социологией, поскольку социология определялась как трактовка «специфически социального, процесса и форм социализации как таковой, в отличие от интересов и содержания, которые находят свое выражение в социализации». В частности, социализация состояла из формирования и развития социальных групп, а также развития социального состояния психики у индивидов, которые ассоциируются. Таким образом, социализация является как причиной, так и следствием ассоциации. Этот термин был относительно редким до 1940 года, но стал популярным после Второй мировой войны, появившись в словарях и научных работах, таких как теория Талькотта Парсонса. Также понятие «социализации личности» в 40-50-х годах ХХ века было введено в социальную психологию в трудах А. Бандуры и Д. Кальмана.

Социализация — это исторически обоснованный процесс действий и отношений, результат освоения и активного восстановления индивидом социального опыта. Его течение происходит в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности, а также физического воздействия (иногда противоположно ориентированного) на личность факторов социальной жизни. Социализацию можно определить как процесс усвоения и одновременного активного воспроизводства индивидом общественного опыта [25, с. 154].

Существует три сферы, в которых человек формируется как личность: деятельность, общение, самопознание. В сфере деятельности происходит постоянное расширение человеческого опыта, то есть освоение новых видов деятельности, выявление его важных аспектов, индивидуальный выбор и покорение других видов деятельности личности. В сфере общения расширяются и углубляются связи человека, отмечаются различные индивидуальные изменения. Межличностные отношения способствуют становлению человека как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. В сфере самопознания происходит формирование "Я-концепции" под влиянием присоединения человека к различным социальным группам. Самопознание не появляется сразу как простой список характеристик, а формируется постепенно, пока личность не почувствует себя как целостность, самость. Культура влияет на восприятие «Я», в частности, психология западной культуры предполагает, что жизнь может быть богатой, если вы определяете свои способности и верите в себя. Прежде всего, нужно любить себя, чтобы любить других. Другими словами, вместо удовлетворения чьих-то ожиданий будет стимулирован индивидуализм, направленный на удовлетворение своих интересов.

В странах восточной культуры и третьего мира коллективизация является лейтмотивом, когда главной целью жизни выступает благополучие семьи, клана, трудового коллектива. Там люди чувствуют большую взаимозависимость как ценность.

Индивидуализм или коллективизм влияет на «Я-концепцию», социальные отношения и воспитание детей. Усиление индивидуализма сопровождается депрессией, беспомощностью. Вместе с тем коллективизм способствует безответственности, социальному флагу, конформизму [33, с. 249].

Социализация — это не оперативный процесс, а длительный период становления человека как личности на протяжении всей жизни, состоящий из нескольких этапов. Некоторые авторы выделяют в нем два этапа: активное формирование человека как социального значения на одной трети жизни, т. е. социализация ребенка, подростка, молодого человека, развитие зрелой личности в процессе дальнейшей деятельности в обществе, социализация взрослого (трудоспособный период и переход на новое положение в семье - дедушки, бабушки, а также в обществе - пенсионера). Существует три этапа другой социализации: предтрудовую, трудовую и послетрудовую, которые по своему содержанию аналогичны вышеупомянутым [27, с. 153].

По мнению Э. Гидденса, социализация — это процесс, при котором беспомощный ребенок постепенно превращается в личность, понимающая себя и окружающий мир.

В научной литературе существует множество способов определения социализации, но большинство из них склонны понимать это как процесс, в котором люди усваивают и учатся подчинить свое поведение социальным нормам. Социализация рассматривается как процесс вхождения индивида в мир конкретных социальных отношений и его интеграции в различные типы социальных сообществ через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социальные особенности личности [2, с. 304].

Социализация предполагает присоединение личности к сфере социальных отношений как субъекта этих отношений. Поэтому целью социализации является формирование социально активной личности, ее действия и поступки которой регулируются социальными нормами и общественными интересами.

Поэтому социализация – это процесс усвоения системы определенных ценностей человека, норм, знаний и умений, моделей поведения, отвечающих за его социальные роли, которые делают его полноправным членом общества.

Современная социальная психология характеризуется противоречивым взглядом на феномен социализации – от признания до полного опровержения. Например, известный польский социолог З. Бауман считает, что в постмодернистической социализации нет места понятия "социализация", так как нельзя говорить о целенаправленном формировании личности: «современный человек в значительно большей мере, чем его предшественники, способен сам себя создавать, самоконструировать».

Авторитетным теоретиком социализации в современной социализации является Т. Парсонс. Его теория направлена на устойчивое общество, в котором каждая личность чувствует свою социальную роль, понимает, что от нее ждет других. Социализация (наряду с социальным контролем) является инструментом поддержки социального равновесия. Существует две фазы социализации – социальная адаптация и интернализация (Рис. 2).

Фазы социализации

Социальная адаптация

Интериоризация

Предусматривает приспособление индивида к социальным условиям существования, ролевым функциям, социальным нормам, которые сложились в обществе или отдельных социальных группах, к которым принадлежит индивид. Данный аспект социализации предоставляет индивиду возможность привлечься, войти в социальное сообщество таким образом, чтобы не выделяться в нем, чтобы быть способным жить так, как живут все. Это происходит, например, через усвоение языка, грамотности, общих форм общения.

Охватывает наиболее значимые для конкретного общества сферы жизнедеятельности - труд, общение, досуг, мораль, религию, политико-правовые нормы.

Предусматривает процесс включения приобретенных норм, ценностей, вообще всего социально-исторического опыта человечества, во внутренний мир личности, в ее сознание, где они обобщаются, трансформируются и в результате превращаются во внутренние правила поведения, способствуют формированию ценностных ориентаций личности как субъекта активной деятельности. Чем больше личность усваивает позитивного человеческого опыта во всех его проявлениях, тем больше она будет социализироваться.

То есть в данном аспекте в отличие от социальной адаптации уже не идет речь об уподоблении субъекта социализации людям, которые окружают его. Субъект социализации рассматривается как активно действующая единица.

Рис. 2. Фазы социализации по Т. Парсонсу

По мнению Т. Парсонса, важнейшими каналами социализации являются семейные, школьные и молодежные субкультуры.

Американский социолог Н. Смелзер считает, что через социализацию люди получают опыт и осваивают устройства, соответствующие их социальным ролям. Социализация направлена на содействие взаимодействию людей на основе социальных ролей и обеспечение сохранения общества посредством овладения соответствующими убеждениями и образцами поведения ее новых членов. Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданием, изменением поведения, стремлением к конформизму.

По мнению Н. Смелзера, социализация – это двусторонний, разнонаправленный процесс, предполагающий взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между лицами, осуществляющими социализацию. Ее результатом является формирование уникальной и неповторимой личности [10, С. 412].

Теория психосоциального развития Эриксона также оказала влияние на изучение социализации. Она предложила выделить в жизненном цикле человека восемь универсальных психосоциальных периодов становления –детские года, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый (или ранний подростковый) возраст, средний возраст, периоды зрелости.

Процесс развертывания этих стадий происходит по эпигенетическому принципу: личность развивается постепенно, переход от одной стадии развития к другой предполагает готовность индивида к дальнейшему росту, расширению социального кругозора и радиуса социального взаимодействия. Каждый этап характеризуется особым заданием. Например, в годы детства происходит формирование базового доверия к окружающей среде, преодоление чувства отчуждения, а в игровом возрасте – развитие активной инициативы одновременно с возникновением чувства вины и возникновением ответственности за свои желания. Согласно Эриксону, общество само определяет содержание развития, которое наилучшим образом способствует приобщению индивида к общественной жизни, то есть социализации.

Современные немецкие ученые (Ю. Хабермас) связывают социализацию с идеей о том, что индивид стремится к самореализации и самоутверждению в процессе своего развития, а пассивное приспособление отступает на задний план.

2.2 ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Институтами социализации являются все социальные сообщества, в которых развивается личность (семьи, дошкольные учреждения, образовательные учреждения, трудовые коллективы, общественные объединения) [18, с. 93].

Следует отметить интеграционную роль семьи в процессе личностного развития и саморазвития. На протяжении всей жизни человек меняет семью, где он родился, на ту, где он дает жизнь своим детям, стареет и умирает. В этом «мире» формируется наше «Я» и закладывается основа межличностных отношений.

Неизбежное и разностороннее чувство любви — это условие формирования хорошо адаптированного человека. Неизбежная любовь в семье является основой психического здоровья будущего человека, которое выражается в двух явлениях, в частности-чувствах:

- личная безопасность и аксессуары;

- компетентность, независимость [26, с. 168].

Любящие родители стремятся удовлетворить потребности детей, выделяя реальную границу, безопасную среду для развития ребенка. Это позволит ему выбрать свой жизненный путь, осуществлять социально значимые действия и реализовать свой высокий потенциал.

Результатом становления человека как личности являются психологические явления, указывающие на степень и глубину социализации, например, создание социальных установок, формирование мотивации, характера поведения, определенного поведения [13, С. 30].

В повседневной жизни часто наблюдается агрессивное поведение человека. Как самоцель, которая индуцирует инструментальную агрессию, которая является средством достижения зла и цели, выделяет враждебную агрессию.

Существуют основные теоретические понятия агрессии:

- врожденная агрессия (например, инстинкт смерти - по 3. Фрейду);

- естественная реакция человека на разочарование;

- результат обучения (воспитание в семье, школе, влияние средств массовой информации) [8, с. 175].

Доказано, что телевизор влияет на ребенка. Существует гипотеза катарсиса, согласно которой просмотр проявлений насилия позволяет людям высвободить свою агрессию. Но с началом эры телевидения в США, например, количество случаев насилия увеличилось в несколько раз. В телевизионных программах можно узнать о новых преступных деяниях. Ведь социальное насилие двигает, мотивирует, с одной стороны, а с другой – не дает ему адекватной моральной оценки со стороны взрослых [4, С. 271].

Важно предупреждать агрессию, а не ждать ее проявлений. Например, научить родителей следить за порядком у детей без насилия.

Сила позиции (социальное наблюдение) и сила личности (индивидуальный контроль) противостоят друг другу в меньшей степени, чем биологические основы человека. Поэтому возникает ощущение социальной и индивидуальной предопределенности агрессии. Но человек предполагает свое поведение и несет за него ответственность.

Социализация позволяет определить степень социально-типичных проявлений в индивидуальной психологии. Это двусторонний процесс, который, с одной стороны, включает в себя развитие индивидуального социального опыта, а с другой - активную модернизацию системы общественных отношений через их деятельность [5, с. 196].

Социализация образует единство диалектически целостного процесса развития и саморазвития этих двух противоречивых явлений. Вы можете только осваивать условия окружающей среды и активно влиять на нее. Кроме того, развитие социального опыта невозможно без индивидуальной деятельности человека в различных сферах деятельности. Личность проходит путь социализации в различных группах, где формируются роли, статусы, структура и ее вид.

К механизмам социализации относятся подражание, имитация, социальная фасилитация, слухи и др.

Подражание — это обновление человеческого опыта других людей, в частности их движений, стиля, действий и поступков. Подражание играет важную роль в поведении людей: формируются как простые навыки, так и духовные ценности, а именно – идеи, вкусы, стиль поведения. Благодаря подражанию собирается и сливается в одно целое богатство наших предков и их потомков [23, с. 143].

В развитии ребенка особое значение имеет подражание: от слепого копирования образцов поведения взрослых до сознательного овладения ими.

Внушение (суггестия) – неосознаваемое воспроизведение человеком мыслей, чувств других людей, с которыми он общается, при некритической оценке содержания сообщений. Она осуществляется с помощью вербальных (слова, интонации) и невербальных (жест, мимика, окружение) средств. Внушение может быть прямым и опосредованным, направленным и стихийным [19, с. 226].

Б. С. Поршнев рассматривает внушение как взаимодействие доверия и недоверия. Внушение тождественно абсолютной убежденности к тому содержанию, которое передает коммуникатор. Контрсуггестия связана с недоверием к сообщению. Если внушение — это средство интеграции группы, сохранения современных обычаев, то контрсуггестия – это оружие изменения, средство движения вперед. У каждого человека есть свой уровень внушаемости (податливость к влиянию других людей), а повышение внушаемости прямо пропорционален росту численности группы [10, С. 352].

Социальная фасилитация (от англ. Facilitate – облегчать) – поддерживающее и стимулирующее воздействие поведения одного человека на деятельность другого, в результате чего их деятельность улучшается [6, с. 159].

Установлено, что возникновение влияния социальной фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач. Участие других оказывает положительное влияние на количественные результаты и отрицательно – на качественные.

Социальное торможение (от лат. inhibeo – подавление) – торможение, препятствующее получению человеком нового социального опыта и сдерживающее процесс социализации.

2.3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В 80-е годы XX века отечественные ученые (Л. И. Божович, А. А. Леонтьев и др.) стали широко использовать категорию «поведение» для целостного понимания личности. Поведение – это форма связи, взаимодействия организма с условиями жизни. Его источником является потребность. Человек существует в социальной среде, так как специфически человеческим признаком поведения является его общественная направленность. Таким образом, социальное поведение является интегральной и доминирующей формой становления личности, от которой в определенной степени зависят все остальные виды деятельности. Социальное поведение включает в себя действия человека, связанные с обществом, другими людьми и объективным миром. Эти действия регулируются общественными нормами права и морали. Субъектом социального поведения является человек и социальная группа [16, ст. 152].

Целью социального поведения человека является изменение окружающей среды, общества, личности. Результатом социального поведения личности является формирование и развитие межличностного взаимодействия, взаимодействия с различными сообществами. Особая роль в достижении результата отводится отношениям.

В структуру социального поведения входят: акт поведения, действия, поступки, действия.

Акт поведения выглядит как индивидуальный вид любой деятельности, ее элемент. Особое место в социальном поведении занимают социальные действия, которые осуществляются в определенных условиях и преследуют социально обусловленные мотивы, намерения, отношения [6, с. 138].

Социальное действие зависит от задач, решаемых обществом (развитие экономической, социальной и духовной жизни). Для психологической характеристики социальных действий, их мотивации, отношения к «Я» как к источнику и субъекту этих действий, соотношения смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации. Особенности социальной активности определяются рядом феноменов: восприятие социальной активности в непосредственном окружении, роль этого восприятия в мотивации социальной активности, роль референтной группы, механизмы социального контроля социальной активности личности [13, С. 57].

Поступок – это социально ценный акт поведения, который объясняется чувствительными мотивами. В отличие от импульсного действия, поступок осуществляется в соответствии с намерениями. Поступок как элемент поведения подчиняется мотивам и навыкам человека. В нем проявляется личность человека – его потребность, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. Совокупность поступков – это высокосоциально значимая составляющая деятельности, которая активно реализуется. Субъект сам реагирует на такую деятельность, даже если он не выходит за рамки своих намерений [21, с. 320].

Социальное поведение личности – это сложное социально-психологическое явление. Оно определяется определенными факторами и закономерностями. По отношению к социальному поведению используется понятие регуляция - налаживание в соответствии с правилами. Функциями социальной регуляции поведения является формирование, оценка, поддержка, защита и воспроизводство субъектом необходимых норм, правил [21, с. 321].

Субъектами регулирования социального поведения личности являются: общество, малые группы и человек. Регуляторами поведения личности выступают "мир вещей"," мир людей " и "мир идей" – социальные, социально-психологические (внешние) и личностные (внутренние) факторы[25, с. 273].

К широкому классу внешних регуляторов социального поведения относят все социальные явления с определением «социальный», «общественный»: общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение и т. п. В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают морально-этические нормы, менталитет, субкультура, идеал, ценности, средства массовой информации, мировоззрение, религия. Кроме того, общечеловеческими регуляторами поведения также выступают: язык, традиции, обычаи, привычки, стереотипы, быт, семья.

Узкий круг внешних регуляторов составляют социально-психологические явления: крупные социальные группы (этнос, классы, страты, профессии и т.п.); небольшие социальные группы (объединения, коллективы, организации, кружки противников и т.п.); групповые явления –социально-психологический климат, коллективные проявления, межгрупповые и внутригрупповые отношения, сплоченность, групповая референтность, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим явлениям, регулирующим поведение, относятся: символы, традиции, вкусы, мода, слухи, реклама, стереотипы, коммуникация. Персонал поведенческих социально-психологических регуляторов — это социальная репутация, должность, статус, репутация, социальное намерение, установление [20, С. 414].

Социальные нормы — это универсальное формальное проявление внешних социальных регуляторов поведения. Организации используют различные типы норм в качестве основных форм объединения людей: стандарты, модели, шаблоны, правила, поведенческий императив. Это основные положения, которыми руководствуется представитель конкретного сообщества, прежде чем действовать. Все нормы делятся на формальные (прописанные в документах, представленные внешне) и неформальные (оформленные, но наделенные определенным внутренним предпочтением) [7, с. 276].

Однако личность является не только субъектом социального поведения, но и субъектом регуляции этого поведения: человек является творцом явлений, влияющих на поведение. Поэтому очень важно понимать внутренние факторы, определяющие поведение личности.

Внутренний регулятор поведения включает в себя психические процессы, психическое состояние и психические качества личности. С помощью психических процессов личность получает, сохраняет, воспроизводит и преобразует необходимую информацию. В составе психических процессов на поведение влияют такие явления, как внутренняя речь, озарение, интуиция, мнение, ум, решение проблем. К психическим состояниям, которые составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения относят аффекты, депрессию, настроения, тревожность, фрустрацию, отчужденность, релаксацию. Психические свойства личности обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию поведения. Среди социально-психологических качеств регуляторов поведения являются установки, оценки, жизненные принципы, статус, любовь, ненависть, страх, застенчивость. Мотивационная сфера, в основе которой лежат человеческие потребности и процессы воли (намерения, стремления, действия), является последним этапом социальной регуляции поведения [9, С. 278].

Таким образом, социальная регуляция поведения личности представляет собой весьма сложный механизм, охватывающий широкий спектр внешних и внутренних факторов. Его содержанием является: создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, инструкций, образцов); регулирование поведения, его оценка; определение санкций. Результатом действия механизмов социальной регуляции является изменение поведения личности, социальное наблюдение или манипуляция личностью. Поэтому она может быть социально позитивной и негативной, противоречащей традициям, установкам, нормам морали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом многих наук является исследование личности. Трудности выделения социально-психологического аспекта личности состоят в том, что он в равной степени сталкивается с социологическим и общепсихологическими подходами к личности. Социология исследует личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств как определенный социальный тип. Ее интересует то общее, что «привязывает» личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает ее от других членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в определенной степени является противоположный психологическому, которое исследует в личности ее субъективное начало, внутреннюю природу, детерминированную социальными условиями, которые сами по себе не являются предметом изучения психолога.

Изучение проблем личности в социальной психологии должно исследовать социально-психологические качества данного индивида не на стадии пассивного становления и ассимиляции, а на стадии активного развития суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность различных групп.

При рассмотрении личности в социальной психологии акцент делается на конкретно-исторических характеристиках психологических характеристик и сущностных структурах личности как субъекта социальных отношений.

Социальная психология как трансграничная область знания синтезирует социологический и общепсихологический подходы в изучении личности. В ней исследуется процесс становления человека как личности-социализация, которая начинается в первые минуты его жизни. Если человек удален из системы социальных связей, животное остается на уровне присутствия. Примером этого могут служить дети, которым с рождения не хватает человеческого общения.

Каждый человек как единое природное существо является индивидуумом; но такая черта, конечно, неполна, потому что она не дает представления о том, что происходит с реальным человеком, в семье и в обществе, что чувствует и думает, к чему стремится. Живя в обществе, каждый человек приобретает особые "сверхчувствительные" качества, называемые личностью.

Таким образом, личность — это социализированный индивид, воплощающий в себе социально значимые черты характера. Личность — это человек с жизненной позицией, сложившейся в результате длительного и кропотливого сознательного труда, характеризующийся свободой воли, способностью выбирать, ответственностью.

Личность – субъект собственной жизнедеятельности, социальная сущность, наделенная сознанием и представленная постоянными социально предопределенными психологическими чертами, определяющими поведение человека в социальных связях, во взаимоотношениях с окружающим миром, с другими людьми.

Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенному историческому периоду, культуре, науке, традициям и тому подобному.

Взгляд на личность как на функциональную характеристику личности базируется на понятиях «социальная функция личности», «социальная роль». Такое понимание личности не дает возможности в полной мере раскрыть ее внутренний, глубинный мир, поскольку внешнее поведение не всегда и не обязательно выражает истинную сущность индивида.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 2011. – 188 с.
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 239 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 378 с.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузив / Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2010.- 339 с.
  5. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 558 с.
  6. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2008. – 301 с.
  7. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: ЭКСМО-пресс, 2010. – 410 с.
  8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. -352с.
  9. Еникеев М. И. Общая, общая, социальная и юридическая психология. - Спб.: Питер, 2009. - 320 с.
  10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2010. – 624 с.
  11. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2009.- 356 с.
  12. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
  13. Куликов В.К. Проблемы социальной психологии. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 2009. - 74 с.
  14. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. - 390 с.
  15. Кэлвин Х., Гарднер Л. Теория личности. М.: ЭКСМО-пресс, 2009. – 312 с.
  16. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 368 с.
  17. Личность // Википедия. [2013—2013]. Дата обновления: 28.02.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=52892204 (дата обращения: 28.02.2013).
  18. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 2011. - 373 с.
  19. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 344 с.
  20. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2012. – 609 с.
  21. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2010. – 616 с.
  22. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 448 с.
  23. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 224 с.
  24. Социальная психология // Википедия. [2013—2013]. Дата обновления: 04.03.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=52993888 (дата обращения: 04.03.2013).
  25. Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2011. - 408 с.
  26. Свеницкий А.Л. Социальная психология. Учебник. СПб.: ТК Велби, 2011. – 433 с.
  27. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Педагогика, 2010. – 335 с.
  28. Социальная психология/ Под ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2011. - 543 с.
  29. Сухов А.Н. Социальная психология.- М.: Издательский дом «Академия», 2009. – 456 с.
  30. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: МГУ, 2011. – 368 с.
  31. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – М.: Олма-Пресс, 2009. – 657 с.
  32. Хрестоматия по социальной психологии / Кутасова Т.В. – М.: МПА, 2011. – 222 с.
  33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой. - СПб.: Питер Пресс, 2010. – 402 с.
  34. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Наука, 2008. – 324 с.
  35. Шихирев П. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН, 2009. – 366 с.

Размещено на Allbest.ru