Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Для начала я расскажу, почему я выбрала тему проектирования. Проектирование - само по себе сложный для изучения предмет, но он очень важен для дизайнера в целом. Ведь только проектирование позволяет выразить дизайнеру глубину и суть всех его мыслей, предложений и идей.

В античные времена проектирование рассматривалась как «наука архитектора». А деятельность архитектора была связана не только с возведением заданий, но и с созданием строительных и военных машин. Теперь же, в наше время, с проектированием связана большая часть творческих замыслов человека. Если бы проектирование не развивалось с ранних времен, такого мира, как сейчас, у нас бы не было. Ведь благодаря проектированию мы можем увидеть большинство красивых и удивительных зданий, вдохновивших следующее поколение на создание чего-то совершенно невообразимого и потрясающего. И именно поэтому я выбрала тему проектирования, чтобы вдохновляться самой и вдохновлять других людей.

В данной курсовой работе я расскажу, как облагородить парк и сделать его не просто обычным, как и большинство парков в Москве, а создать что-то неординарное. Как сделать его наиболее ярким? Как сделать его многофункциональным? И в то же время уютным и удобным для людей? Об этом вы узнаете из моей курсовой работы.

Глава 1.ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1.Проектирование, как оно появилось и какую роль оно играет в современном мире.

Проектирование – это процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или ее части. Результатом проектирования является проект – целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.

Чаще всего проектные работы ориентированы на достижение какого-либо одного результата – инженерного, технологического, социального. Особенности дизайнерского проектирования состоят в его двойном целеполагании – произведение дизайна призвано соединить в целостной конструкции (структуре, материально-физическом «теле») и утилитарно-практическое, и художественное начало.

Дизайнерское проектирование появилось не так давно. Дизайнерское проектирование – это элемент комплексного процесса проектирова- ния промышленной продукции. Однако дизайнер имеет дело не только с промышленной продукцией в целом, а с определенными отраслями промышленности и группами изделий, а порою лишь с отдельными отраслями. Как показывает опыт, к созданию любого изделия дизайнер должен привлекаться уже на предпроектной стадии разработки.[1]

Может показаться, что такому подходу противоречит тенденция к дальнейшей специализации современного промышленного производства. Но деятельность дизайнера направлена на изделие как целое и прежде всего на достижение только единства формы и функций, которое обеспечивает наиболее благоприятное воздействие на человека, в частности, его органы чувств.

Цель проектирования – это предполагаемый конечный результат, например, разработка серии социальных плакатов по определенной проблеме.[2]

Задачи проектирования – ряд частных вопросов, которые нужно решить для достижения цели, например, провести теоретический анализ вопросов, связанных с содержанием, функциями, изобразительными средствами плаката; выявить специфику социального плаката; разработать проектные варианты серии плакатов и т. п.[3]

Дизайнер создает привычные, реальные свойства предметов. Это доказывается всей его историей и современной практикой. Когда пытаются утверждать обратное, то есть рассматривать дизайн как создание в процессе производства определенного духовного содержания, интерпретирующего действительность, то это приводит к серьезным отрицательным последствиям: к ухудшению потребительских свойств изделия и к потерям в народном хозяйстве. [4]

Как ни отличаются друг от друга производственные интерьеры, станочные линии, химические установки, оборудование жилищ, средства транспорта, конторское оборудование, предметы домашнего обихода, бытовая радиоаппаратура и т. п., все они имеют одну общую сторону, благодаря которой и являются объектами деятельности дизайнера: они возникают в процессе производства. Это в подлинном смысле слова предметная среда человека. В обществе, где господствует промышленное производство, в каждом изделии, поступающем в сферу потребления, должны быть учтены законы сбыта и экономичности, свойства материала, конструктивные закономерности и т. п., а также закономерности дизайна.

Когда в двадцатые годы Баухауз впервые сформулировал задачу гуманизации целостной предметной среды современного промышленно-развитого общества, дизайнер был еще универсалом, программа его подготовки должна была учитывать специфику дизайна в самых различных сферах производства. Однако сегодня дизайн во всем мире развивается по другому пути. Современный дизайнер все больше отказывается от мысли, что он может с одинаковым успехом применять свои творческие способности во всех областях техники.[5]

Хотя в будущем дизайн еще больше, чем до сих пор, будет подвержен все возрастающей специализации, дизайнер по-прежнему будет координатором, по-прежнему будет обеспечивать целостность изделия.

Дизайнер и в дальнейшем будет противостоять отдельным частным задачам в планировании, эскизном и рабочем проектировании и изготовлении изделий. Но он должен будет — в частности, в ходе своего обучения — ближе знакомиться с проблемами определенных отраслей производства, с определенными группами изделий. В этом смысле дизайнер-универсал теперь уже не имеет будущего.[6]

Практика дизайнеров, нашедшая свое отражение в многочисленных отечественных и зарубежных публикациях, убедительно свидетельствует о своеобразии творческого процесса в дизайне. Она подтверждает, что под качеством дизайна надо понимать не непосредственное художественное воздействие, а качество структуры, то есть рациональной организации функционирующего изделия; благодаря ей изделие воспринимается как единое целое с практически полезной точки зрения — как в глазах потребителя, так и с позиций производства. Из обширной литературы, посвященной этому вопросу, следует назвать две особенно хорошие и убедительные работы: статью Г.Райсмана и X.Гизе «Дизайнерское проектирование универсального экскаватора» и статью Д.Рамса «Система бытовой радиоаппаратуры».

Живописец не формирует предмет, выполняющий практическую функцию. Конечно, картина может изображать продукты производства - приборы, инструменты, интерьеры, здания и т.п., но это не может заслонить принципиального различия между двумя процессами формообразования объектов: между художественно-изобразительной деятельностью и дизайном.

Один из этих процессов формообразования направлен непосред- ственно на создание действительной, реальной предметной среды, другой же - на воспроизведение художественно-духовного отношения человека к миру.[7]

Гёте в своей работе «„Опыт о живописи” Дидро», посвященной определению специфики изобразительного искусства, высказывается в том же смысле: художественный талант «…обладает методом, согласно которому и поступает с изображаемыми предметами, методом столь же духовным, как и практически-механическим…» С этими мыслями созвучны выводы Гердера и Гегеля. В изобразительном искусстве форма опредмечивает духовно-эстетическое отношение к миру. Материальное бытие картины в основном призвано передавать и фиксировать это эстетическое содержание. Дизайн имеет другую основу и другое содержание. Нельзя считать обоснованным вывод, сделанный Г.Ридом в его книге «Искусство и промышленность», что дизайн, подобно изобразительному искусству, есть формирование объектов, производящих эстетическое воздействие; что, поскольку сущность искусства состоит именно в процессе формирования, в обоих случаях речь идет о процессе художественно-эстетического творчества.

Практическое отношение к природе выражается в конечном счете в собственных специфических формах, отличных от форм, в которых выражается духовно-эстетическое отношение. Мир изделий создается в первую очередь для реальной человеческой жизни. Продукты производства существуют и функционируют по своим законам, по законам практического освоения природы, в соответствии с промышленно-техническими закономерностями и закономерностями дизайна.

Рассмотрение деятельности дизайнера подтверждает этот факт. Процесс дизайнерского проектирования начинается после заключения договора с промышленным предприятием или же - если дизайнер работает в штате предприятия - после составления внутреннего технического задания. Техническое задание включает как общие технико-конструктивные и экономические требования, так и специфически дизайнерские.[8]

Для решения этих задач необходим разносторонний анализ на основе отечественной и зарубежной информации: изучение технических характеристик изделий, экономической конъюнктуры, результатов социологических исследований, данных психологии рекламы, тенденций дизайна. Без такого анализа невозможно дальновидное планирование выпуска новых изделий. Это усиливает тенденцию к специализации в области дизайна.[9]

За этапом информации следует аналитическое исследование изделий-аналогов (бытовые электроприборы; башенные краны; гоночные мотоциклы и т. д.); при этом информационные данные — литература, фотоснимки, проспекты, технико-конструктивные характеристики и т. п. — привлекаются для сравнения при выработке и обосновании собственных вариантов дизайнерского решения, исходящего из условий и требований данного производства. Этап анализа образует основу процесса дизайнерского проектирования.[10]

Необходимость повышать функциональные свойства и потребительскую стоимость изделия требует от дизайнера особого внимания к комплексу функций, к материалу и способам его обработки (технологии).

Что и с какой целью должно подвергнуться обработке и составляет содержание дизайнерского замысла (решения). Этот замысел охватывает свой объект как единое целое и стремится придать ему наглядную, отчетливую организованность. Это относится как к объекту в целом, так и к его отдельным структурным элементам, включая арматуру, органы управления, шкалы и индикаторы. При этом учет психологических закономерностей восприятия позволяет достигать целостности впечатления или заранее намеченного воздействия путем усиления или смягчения фактических характеристик формы, цвета и структуры.[11]

При разработке дизайнерского проекта реализуется решение, намеченное автором. На разных стадиях разработки дизайнер работает в контакте с конструкторами, технологами и специалистами по испытанию изделий, пока не будет получена модель, которая при данных обстоятельствах в наибольшей степени соответствует требуемому решению.

Различают следующие виды моделирования: предметное и виртуальное.[12]

Предметное объемно-пространственное моделирование, или макетирование, имеет некоторые преимущества перед графическими средствами. Макет как метод моделирования имитирует в уменьшенном виде реальное пространство Творческий замысел материализуется, получает наглядное выражение.[13]

Виртуальное (компьютерное) моделирование широко применяется в реальном проектировании. Главное качество – это подвижность, наглядная изменяемость цифровой модели, что придает процессу проектирования характер активного диалога с моделируемым объектом.[14]

Смешанный стиль, как регулярный, так и свободный, имеет свои преимущества. В практике проектирования применяют оба стиля.[15]

Окончательная модель часто делается в цвете. При идеальном решении дизайн изделия, сопроводительной документации и рекламы образует некоторое единство. Оценка опытного образца (его критика) констатирует его недостатки. Заключительный этап представляет собой контроль соответствия серийно изготавливаемых изделий опытному образцу.

Дизайнер решает вопрос о модуле, исходя из функции изделия и многообразных вариантов этой функции. Более дробная модульная система обеспечивает большее разнообразие комбинаций и лучшее приспособление к заданным условиям. Ее недостаток — повышенная стоимость (в связи с наличием большего числа классов элементов) и повышенная сложность изделия в обращении.[16]

В своей работе дизайнер учитывает свойства материалов, описываемые обычно через пары противоположных признаков. Особенно эффективным бывает использование контрастов и сочетаний тех признаков, которые связаны с тактильным восприятием: легкое — тяжелое, твердое — мягкое, шершавое — гладкое, упругое — деформирующееся, холодное (теплопроводное) —теплое, однородное — разнородное, острое — тупое, прямоугольное — округлое и т. п. Одна из причин равнодушия к некоторым пластмассовым покрытиям (или даже неприятия их) состоит в том, что у них много «средних», нейтральных качеств.

Визуально воспринимаемые элементы тоже образуют в мире изделий пары противоположных признаков. Поверхности воспринимаются как матовые или блестящие, светлые - темные, тусклые - яркие, нейтральные - выделяющиеся, однородные - неоднородные, динамические - статичные, спокойные - напряженные, прозрачные - непрозрачные.

Практически неисчерпаемы сочетания цветов и цветовые контрасты. Форма и цвет могут выражать характер создаваемого дизайнером объекта: динамичный-статичный, открытый - замкнутый, напряженный - спокойный, несущий - опирающийся.

Формы воспринимаются как связанные с определенными фигурами - с кругом, треугольником и квадратом: горизонтальные и вертикальные линии соотносятся с квадратом или прямоугольником, диагональ - с треугольником, закругленность - с кругом. [17]

Промышленные изделия и их элементы могут вступать в визуальные отношения с другими объектами в самых различных комбинациях, причем возникающее визуально-эстетическое воздействие не определяется непосредственно функциями объектов; основное значение здесь имеют формальные критерии, зрительно воспринимаемые отношения форм и комплексов форм: крупное - мелкое, широкое - узкое, с четким или нечетким контуром, изолированное - связанное, повышающееся - понижающееся. [18]

Отношения между поверхностью и линией, между поверхностью и трехмерным пространством, между линией и пространством, а также пропорциональные соотношения создают структуры визуальных напряжений. Взаимосвязи между формами, движение линий фиксируют взгляд человека, его глаза начинают следовать при обозрении предметов определенным путем. Взгляд движется от одного акцентированного участка к другому. Благодаря этому глаз воспринимает различного рода отношения и ассоциативные связи между предметами как связность линий, плоскостей и объемов.

Все вышесказанное относилось к дизайну предмета.

Теперь коснемся сферы сооружения зданий. Кто занимается проектами постройки, дизайном зданий? Архитектор. Архитектор – профессия ответственная, в полном смысле этого слова. От работы архитектора зависит многое: в каких домах будут жить люди, как будут построены города, правильно ли будут проложены дороги, как будут выглядеть квартиры и помещения для работы. Есть мнение, что в профессии архитектора больше ответственности, чем в профессии медика, ведь ошибки архитектора будут видны другим людям даже спустя много лет. Не случайно в древние времена именно архитектор стоял перед вновь возведенным мостом, когда проходили испытания его прочности. Ведь от его работы зависело, насколько будет пригодно к использованию это сооружение, и он отвечал за это «головой». Но, с другой стороны, за этой ответственностью кроется интересная и увлекательная по содержанию деятельность архитектора, дающая колоссальные возможности оставить свой след в истории конкретного города, дома или здания, создать шедевр архитектурного творчества, воссоздать какую-либо архитектурную реликвию.

«Каждое произведение архитектуры начинается в уме архитектора, который формирует его идеологию» – эта мысль справедливо и сегодня. В самом деле, в основе любого архитектурного сооружения лежит идея, которая зарождается в воображении его автора. Свою окончательную форму в виде архитектурного проекта эта идея получает благодаря творческой фантазии архитектора, богатству его воображения.[19]

Так чем же проектирование связанно с архитектурой? Профессия архитектора относится к типу «Человек – Художественный образ», она ориентирована на работу, связанную с созданием, проектированием, моделированию пространства, строительства конструкций. Профессия архитектора связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, конструированием и проектированием. Архитектора называют технологом окружающей среды. Ведь основной задачей архитектора является разработка новых и оптимизации существующих планировочных решений окружающий среды, небольших для нормального функционирования человека – начиная от квартир и заканчивая целым городом.

1.2.Понятие проектирования.

Когда же появилось понятие проектирования? В целом точно сказать нельзя. Но многие древние постройки говорят об обратном. До нашего времени дошли лишь некоторые имена архитекторов древности. Первым известным науке архитектором является Имхотеп, руководивший постройкой Пирамиды Джоссера в третьем тысячелетии до нашей эры. С тех пор зародилось понятия архитектуры и проектирования.

Но если углубиться еще сильнее. то еще с первобытных времен человек задумывался о том, как перенести ту информацию, которую он воспринимает из внешнего мира, на какой-либо носитель, чтобы запечатлеть ее или передать другим. Так появилась наскальная живопись и первые формы первобытного искусства.

В дальнейшем возникла потребность изображать не только сюжеты из жизни, но и воплощать в материальную форму идеи и творческие поиски. Особенно это стало необходимо в строительстве, ведь намного легче возводить сооружения, имея перед глазами их примерные схемы. Так появились первые инженерные рисунки – чертежи. Чертежи стали появляться еще в 16 веке. Слово «чертеж» именно с этого времени упоминается в нашем языке. На таких рисунках было много подписей и пояснений, поскольку изображение настолько схематично, что понять все нюансы задумки по одному только рисунку практически невозможно.

Что касается нашей страны, то особый этап проектирования можно связать с прошлым веком. В ранний период истории СССР проектирование являлось одним из наиболее «узких мест» строительства. Существовало индивидуальное кустарное проектирование. Только в 1929 году начали создаваться специальные проектные организации. Проектные конторы разделялись на республиканские и местные. Республиканскими конторами, проектирующими гражданское строительство, являлись: Грипрогор и Коммунстрой, деятельность которых координировалось с проектными конторами областного значения – в частности по Москве – МосПроект, МосоближилСоюз.

1.3. В современном российском обществе чрезвычайно высок интерес к проекту и проектированию, а в образовании – к «проектному обучению». Это общественный факт, который не нуждается в подтверждении, но любопытно другое – почему этот интерес столь велик и случайно ли он возник именно в наше время. Очевидно, не все причины этого явления лежат в современной образовательной практике «метод проектного обучения».

В современном мире едва ли не любое свое деяние человек склонен рассматривать сквозь призму проектирования. Выстроить отношения с сослуживцами, отремонтировать квартиру, создать новый электронный прибор, открыть бизнес – все это теперь рассматривается с точки зрения проектирования, а воплощение – это реализация проекта.[20]

Особенностью современного инженерного проектирования является то, что оно основано на применении принципов системного подхода, которые во многом определили сущность разработанных в последние время новых методов проектирования. Системный подход включает в себя выявления структуры системы, типизацию связей, определение атрибутов, анализ влияния внешней среды.

Глава.2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА. СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ

2.1.Алгоритм создания дизайнерского проекта.

Может ли ремонт стать не бедствием, как это происходит в большинстве случаев, а спокойным и даже приятным этапом жизни? Профессионалы уверяют, что главное – правильно все спланировать и не отступать от намеченного ни на шаг.

Первый этап дизайн-проекта – это замер.

Любой дизайн-проект делается под определенную жилплощадь. Реальные размеры могут отличаться от плана, который вы видели при покупке квартиры. Поэтому первым делом необходимо измерить помещение: высоту и ширину стен (как минимум в 3 местах по каждой стороне, т. к. размеры могут отличаться), высоту и ширину оконных и дверных проемов, размеры всех ниш и простенков. Если мы заметили отклонения или неровности, необходимо зафиксировать их.

Идеальный чек-лист проведения замеров должен включить в себя следующие пункты: общий размер квартиры, общий размер каждой комнаты, высота потолка, высота и ширина всех окон, расстояние от пола до подоконника и от верха окна до потолка, высота и ширина всех дверей, расстояние от двери до потолка, толщина всех стен и перегородок, толщина перекрытия пола и потолка, расстояние от розеток и выключателей до пола и края стен, расстояние от мест выхода труб до пола и края стены.[21]

Дальше следует перенести все размеры на план. Это можно сделать в специальных программах или приложениях в интернете или старым дедовским способом - начертить на миллиметровке или бумаге в клетку. Подбираем подходящий масштаб и переносим все размеры. Чертеж должен четко отражать все особенности планировки. 

Если в квартире уже есть коммуникации, отмечаем на схеме расположения розеток и выключателей, а также места выхода труб. Если коммуникаций нет, необходимо запланировать их с учетом будущей расстановки мебели и техники и также отразить в схеме. Имея на руках четкий план квартиры, можно приступать к креативной части проекта.[22]

Второй этап - это идея проекта. На этом этапе нам нужно продумать основную идею будущего интерьера. Например, хотим мы дизайн в стиле лофт или минимализм, скандинавский или классический. От этого будет зависеть выбор цветового решения, отделочных материалов и мебели в будущем.[23]

Потом следует этап, который можно было бы назвать «поиск вдохновения». После того, как мы определились с идеей, поищем фотографии готовых интерьеров в выбранном стиле. Найдем как минимум 20 фотографий разных квартир и комнат, которые соответствуют нашим представлениям о будущем ремонте. 

Сохраним их себе на компьютер и попробуем объединить в коллажи. Поэкспериментируем. На основе подсмотренных идей мы поймем, какие именно элементы выбранного стиля нам нравятся больше всего, и как их лучше сочетать между собой.[24]

Следующий этап – это проработка цветовой гаммы. Пришла пора посмотреть на получившиеся коллажи и выбранные фото. Посмотрим, какие цвета на них преобладают. Оттенки, которые встречаются чаще всего, и станут основой будущего цветового решения квартиры. 

Остановимся на 1-2 фоновых цветах и 2-3 ярких акцентах. Следует обратить внимание на то, что при подборе цвета необходимо учитывать размеры и освещенность квартиры.[25]

Новым этапом нашего проекта является выбор мебели и техники. Перед покупкой мебели и техники следует определиться с тем, где она будет стоять. Затем необходимо подобрать в магазине понравившиеся модели и записать их размеры. Но пока не покупать. 

Нарисуем на плане понравившиеся предметы мебели с учетом масштаба. Вся мебель и техника должна располагаться так, чтобы к ней можно было легко подойти, открыть все дверцы, не задевая соседние предметы. Необходимо обратить внимание, чтобы розетки и выключатели не были перекрыты — доступ к ним должен быть открыт. Если какой-то предмет мебели не влезает, — лучше отказаться от него без сожаления. В будущем именно о него вы будете «спотыкаться».

В идеале нарисуем 2-3 варианта расположения одной и той же мебели. Это даст нам возможность периодически делать перестановку и обновлять интерьер, не покупая дополнительные предметы.[26]

Следующим немаловажным этапом проекта является выбор отдельных материалов. После выбора мебели приступаем к подбору строительных материалов. Отметим на плане, какое покрытие где будет располагаться. Например, кафель в коридоре, ламинат в гостиной. Какие обои будут в спальне, где они будут под покраску.

Основываясь на плане и сделанных ранее замерах, рассчитываем необходимое количество отделочных материалов и закладываем дополнительно 5%. Больше не нужно — это дополнительные расходы, а лишний рулон обоев вряд ли когда-нибудь понадобится. Розетки и выключатели следует закладывать без запаса.[27]

И вот финальный этап дизайн-проекта - ремонт. Оценим полученный дизайн-проект и, если все нравится, приступим к ремонту. Если проект нас чем-то не устраивает, не стоит расстраиваться. Ведь мы увидим все недостатки будущего интерьера и сможем их устранить еще до начала ремонта.[28]

2.2.Стадии создания проекта.

Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

Предпроектный (аналитический, подготовительный) этап включает в себя изучение территории, работу с литературой. (Работа с литературой должна приходить одновременно с процессом проектирования на всех этапах). К этому этапу относится анализ участка проектирования, его окружения и объектов, расположенных на участке, и его состояния на время проектирования. При необходимости выполняется историко-генетический анализ. Результатом аналитического этапа является: уточненный ситуационный план, чертеж оценки территории – архитектурно-ландшафтного анализа, первая часть пояснительной записки с фотографиями и рисунками, отражающими существующее состояние объекта проектирования.[29]

Второй этап - это проективный этап. Проектирование парка начинается с выполнения схемы функционального зонирования. Данный чертеж, как правило, имеет небольшие размеры, выполняется он на уменьшенном в 2 и более раз типографическом плане, в масштабе 1:1000, 1:2000 и т.п.

Эскизное решение планировочной структуры является первым приближением к проекту генерального плана. Чертеж является, по сути, художественной концепцией парка. Возможны различные формы подачи: компьютерная или ручная графика: акварель, цветные карандаши, фломастеры и т.п.

На плане в эскизной форме показываются площадки, дороги и парковые аллеи различного назначения и с различным покрытием, здания и сооружения, инженерное оборудование, садовая мебель, оборудование детских, спортивных и других площадок. Распределение открытых и закрытых пространств. Массивы и группы деревьев и кустарников (фоновые, защитные и акцентные). Концепция цветочного оформления и колористическое решение ландшафта. На эскизе показывается концепция организации рельефа и воды. Эскизное решение должно опираться на схему функционального зонирования и архитектурно-ландшафтный анализ.[30]

Проект генплана. Выполняется первоначально в карандаше на кальке, наложенной на топографический план. Все сооружения, дороги, проекции крон деревьев насаждений (существующих и проектируемых), цветники выполняются на одном чертеже в едином масштабе. Чертеж отражает композиционное и пространственное решение пейзажей. Проектное решение сопровождается рисунками малых форм, ландшафтных групп, композиционными схемами, узлами. Рисунки рекомендуется выполнять на основе фотографий, полученных при фотофиксации для ландшафтного анализа.

Развернутое словесное описание планировочной концепции приводится в пояснительной записке.

Проект размещения деревьев и кустарников (дендроплан) выполняется на основе решений, принятых в проекте генплана. На данной стадии уточняется ассортимент древесных растений (род, вид сорт), возраст, способ посадки, условия компоновки в группы, расстояние между растениями и т.п. Дендроплан сопровождается ведомостью древесных растений, в которой в табличной форме дается название растения на русском и латинском языках (род, вид и сорт), возраст при посадке, количество растений. В примечании дается краткая характеристика растений, условия содержания и посадки. После выполнения дендроплана уточнения информации вносится в ранее сделанный проект генплана.[31]

Фрагмент генплана выполняется для уточнения проектных решений по одной из ключевых зон парка. Размеры фрагмента могут быть различными, от нескольких десятков кв. метров до нескольких гектаров, в зависимости от размера всего парка. Фрагментом должен служить один из наиболее сложных и ответственных участков парка. Например, входная зона, зона массовых мероприятий, зона отдыха у воды и т.п. На фрагменте показываются различные типы замещений, парковое оборудование, травянистые растения, геопластика, элементы ландшафтного дизайна.

Проектные решения, принятые при разработке фрагмента или нескольких фрагментов должны получить отражение в пояснительной записке. В частности, в записке выполняется ведомость цветочного оформления, в которой приводится данные по названию растений (род, вид, сорт) травянистых растений, времени цветения, высоте, окраске листьев и цветов, количеству штук, нормам высадки, времени посадки особенностями агротехники.[32]

Третий и заключительный этап. Этот этап служит для проверки и уточнения всего комплекса принятых проектных решений.

На этом этапе выполняются схемы построения пейзажей. В условиях учебной работы схемы построения пейзажей выполняются вдоль одного из основных маршрутов движения. Схемы построения пейзажей могут быть выполнены в виде отдельного фрагмента плана или нанесены на генеральный план парка (или на фрагмент генплана). Схема выполняется с помощью системы условных знаков: стрелок, точек, пунктирных линий и т.п., роль которых должна быть описана в условных обозначениях.[33]

Расчеты рекреационной емкости отдельных зон парка и всей территории. Баланс площадей. Составление пояснительной записки. Приведенные этапы определяют структуру хода проектирования лишь в общем виде, ибо в таком сложном творческом процессе, каким является создание парка, бывает трудно провести резкую границу между видами работ, а тем более, однозначно ответить на все поставленные вопросы. В ряде случаев при решении первоочередных вопросов необходимо использовать информацию из последующих. Поэтому возможно, а часто неизбежно параллельное рассмотрение поставленных в проекте задач. [34]

2.3.Нестандартные проектирования дизайна интерьера.

О благоустройстве парка. Ландшафтный дизайн парков может быть самым разнообразным сегодня можно создать зеленую зону, напоминающую английский парк или лесополосу. Можно заказать специальную выставочную площадку, в которой зеленым насаждения будет выделено не более 30−40% территории. Кроме этого можно заказать эскиз-проект ландшафтного дизайна парка, предназначенного для отдыха и развлечения большого количества людей. Также можно заказать разработку лесопарковой зоны, в которой большую часть будут составлять хвойные растения. А можно разработать площадку с большим количеством цветников и скамеек для отдыха. Выбор зависит от предпочтений заказчика. Ландшафтный дизайн парка отдыха, разработанный по индивидуальному заказу корпоративного или частного клиента, позволит рационально потратить городской или индивидуальный бюджет, который выделяется на благоустройство прилегающей к постройкам территории.

Так что такое парк? Парк – это обширная территория (от 10 га), на которой существующие природные условия (насаждении, водоем, рельеф) реконструированы с применением различных приемов ландшафтной архитектуры, зеленого строительства и инженерного благоустройства, и представляющая собой самостоятельной архитектурно-организационный комплекс, где создана благоприятная в гигиеническом и эстетическом отношении среда для отдыха населения.[35]

Парк культуры и отдыха представляет собой зеленый массив, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и природной характеристике обеспечивает наилучшие условия для отдыха населения и организации массовых культурно-просветительных, спортивных, политических и других мероприятий.[36]

Природа давно уступила лидерство человеку, признав поражение в  неравной борьбе людей и  стихии, ведь именно человек подчинил огонь, использует силу воды и  полезные свойства металлов. Даже камни пригодились для элитного строительства и отделки загородных домов. Зеленые городские скверы и  парки остались последними оазисами свежести и  чистоты природы в бетонных джунглях мегаполисов.

Работа ландшафтных дизайнеров помогает облагораживать парковые зоны отдыха, превращая их в живописные островки зелени и цветов. Здесь всегда можно отдохнуть телом и  душой.

Ландшафтный дизайн парка отдыха (проект) — трудная задача, выполнить которую могут только настоящие профессионалы, с  врожденным чувством прекрасного, пониманием гармонии и  красоты окружающего мира. При этом нужно знать свойства почв, разбираться в сортах деревьев, кустарников и цветов. Ландшафтный дизайнер — это универсал, который в  курсе современных тенденций озеленения и правил оформления как больших территорий, так средних прилегающих к  загородному дому участков.[37]

Как правило, эскиз-проект ландшафтного дизайна парка всегда имеет точку отсчета — основную композиция, которая задает тон общей стилистике дизайна зоны отдыха. Это может быть фонтан или группа мини-фонтанчиков, искусственный водоем со  скульптурами. А  дальше уже предел фантазий в  оформлении ограничивается только воображением создателя. Мощеные дорожки из садовой брусчатки могут расходиться правильными геометрическими фигурами или по спирали, что характерно для городских парков. Хаотичные плавные линии дорожек, которые ведут от одного цветника к другому, эффектно смотрятся на  приусадебных территориях.

Ландшафтный дизайн парка отдыха может разделять парковое пространство на отдельные зоны с разной тематикой. Посетители парка часто приходят с семьями, поэтому должны быть предусмотрены игровые площадки для детей, со скамейками для родителей. Почитателям японских национальных традиций придутся по душе зоны релакса, оформленные в стиле страны восходящего солнца. Цветущая сакура успешно используется российскими ландшафтными дизайнерами, поскольку прошла «акклиматизацию» и прекрасно прижилась. Альпийские горки и цветники воссоздают непередаваемую атмосферу райского уголка провинции Савой и мгновенно перенесут на юго-восток Франции. Ландшафтный дизайн парка отдыха может быть выполнен в стиле поместья лорда из средневековой Англии. Этому направлению присуще соблюдение четких пропорций, обилие вечнозеленой хвойной растительности, идеально подстриженные кустарники, деревья и широкие газоны, мимо которых вымощены дорожки из брусчатки или песчаного камня.[38]

Основой пейзажного парка становится подражание естественной природе. На смену линейным посадкам приходят групповые, появляются поляны и лужайки свободных очертаний, водоемы в извилистых берегах, криволинейные дорожки. В то же время в парках размещают павильоны, беседки, трельяжи, иногда устраивают фонтаны. Следовательно, пейзажный парк – это не просто участок естественной природы, а своеобразный архитектурно-планировочный комплекс.[39]

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.[40]

Если участок ровный, не имеет выраженного уклона, и вы не планируете работу с рельефом, например, создавать подпорные стены, холмы, границы участка имеют правильную форму (прямоугольник) и древесно-кустарниковых растений не много, то для работы нужен будет план-основа с размерами, привязками построек, коммуникациями (для анализа коммуникаций) нанесенными существующими дорожками и площадками, небольшим количеством растений — деревьев и крупных кустарников (инвентаризационный план). Если участок на склоне с выраженным рельефом, постройками сложной формы, со сложными изогнутыми дорожками, различными коммуникация и большим количеством деревьев и кустарников, то необходима топографическая съемка для ландшафта. Иногда для удобства и визуального представления составляют фотоплан. Для четкого представления освещенности участка в разное время суток, выполняется план инсоляции с эпюрами теней.[41]

Так с чего же начинается проектирование? Этот творческий процесс называют дизайн-проектом или эскизированием. Суть в том, что на основе задания для проекта, которое вы должны обязательно составить вместе с ландшафтным дизайнером, предлагаются варианты планировки. Продумывается стиль, тематика, размещение объектов и зон (зонирование), удобство перемещения, видовые точки, зеленые массы, места цветочного оформ-ления, малые формы и прочее. Обычно таких эскизов 2 или 3. Часто предлагаются эскиз с фотографии аналогичных фрагментов готовых территорий.[42] 

Достаточно ли дизайн-проекта для начала работы? При наличии большого опыта – возможно. Но все же для четкой работы и предъявления требований к точности исполнения нужны - генплан и рабочие чертежи. Генплан - это конечная цель. Рабочие чертежи - это шаги к ней, где основные - план благоустройства (разбивочный), дендроплан, посадочный чертеж.

Рельеф - структурный элемент ландшафта, который предопределяет планировочное и композиционное решение территории любого объекта ландшафтной архитектуры, в том числе специализированного объекта, общий характер зрительных впечатлений, в значительной мере саму функциональную структуру территории.[43]

Если участок имеет уклон или сложный рельеф, нужен план вертикальной планировки с существующими и проектными отметками высот.  

Желательно сделать и картограмму земляных масс для расчета перемещаемого количества грунта. Это поможет рассчитать трудозатраты и количество вывозимого и завозного грунта. С учетом застройки и нарушения естественного оттока воды на участке делают дренаж (план дренажной системы). Он включает сбор воды с грунта, мест застоя и заболачивания с помощью перфорированных труб. Для сбора воды с крыши и площадок нужен план ливневой системы. Ливневые воды собираются пластиковыми трубами, диаметр которых рассчитывается по ситуации. Обычно этот план предоставляют архитекторы, но по опыту отдается ландшафтникам.[44]

Без полива на участке никто не даст гарантии на приживаемость растений. Полив может осуществлять вручную (устанавливаются водные розетки, краны), а можно установить автоматическую систему по плану ирригации. Скорее всего, нужно будет и освещение. На эскизе освещения дизайнер предложит размещение светильников и розеток, их привязку, разобьет на линии освещения — въездную, основную, прогулочную, декоративную, техническую и др. Подбор формы светильников по стилю согласовывается с архитектором, чтобы сохранить единство стиля. Потом, на основе эскиза, электрики смогут разработать план освещения.[45]

Изменение рельефа в парках обычно идет по линии усиления его естественных качеств. Рельеф можно полностью сохранить без изменения, его можно подчеркнуть подсадкой на вершинах высоких групп деревьев или постановкой паркового сооружения. В зависимости от решения отдельных участков парка рельеф может иметь плавные округлые линии или быть сглаженным по прямым отрезкам. Во втором случае он лишается природного характера и получает строгую архитектурную трактовку.[46]

Обычно на генплане и дендроплане обозначены места цветников и основной ассортимент предлагаемых растений. Отдельно план размещения цветников выполняется, если цветников много и планируется их детальная проработка. Это план каждого цветника с сеткой для привязки посадочных мест, площадью, расчетом количества материала. По запросу дизайнер делает видовой рисунок либо общий вид, где все растения показаны на пике декоративности, либо по сезонам — весна, лето, осень. К малым архитектурным формам (МАФ) относятся — беседки, арки, перголы, декоративные ограждения, обелиски, скамейки, урны, скульптуры и прочее. На плане размещения МАФ обозначены привязки объектов, но если МАФ немного, их наносят на разбивочный чертеж . На полях предлагаются варианты — фотоаналоги или зарисовки.[47]

Работы на участке начинаются с благоустройства. Самые тяжелые и дорогостоящие работы - это земляные: выравнивание территории, геопластика, подпорные стены, холмы, овраги, склоны. Далее, имея уровень грунта, можно закладывать коммуникации: дренаж, ливневую систему, электроосвещение, полив. Грунт над канавой с коммуникациями даже при трамбовке может дать усадку. Есть смысл дать время, например, оставить в зиму. Проекты коммуникаций должны быть связаны с генпланом участка, корректироваться по ходу работ. В этот период не стоит гнать работы и не начинать посадки с опережением. Исключением могут стать только посадки крупномеров.[48]

Не обойтись и без дорожно-тропиночной сети, площадок, автостоянки. Технически правильно выполненное мощение с соблюдением уклонов в период дождей не создаст вам луж на участке, быстро подсохнет. Плитку следует выбирать с учетом сезона эксплуатации. В зимний период дорожки с гладким покрытиям опасны, а со швами из газона неудобно чистить. Уровень дорожек над газоном должен возвышаться не менее чем на 2 см, чтобы вода уходила и не подтапливала покрытие.

Беседки, перголы, арки и другие малые архитектурные формы можно установить сразу, до начала посадок. И вот когда территория будет благоустроена, выровнена, можно перейти к озеленению, посадке деревьев, кустарников и цветников.[49]

После благоустройства территории начинается самый красивый и долгожданный этап — озеленения. Укладка рулонного газона ускоряет превращение участка из грязного в изумрудный. Посев газона может быть и дешевле, но это более трудоемкий и кропотливый процесс (полив, прополка сорняков,  подсев в проплешинах). Сначала идет подбор посадочного материала по размеру, цене и качеству, его доставка, разметка мест по заранее продуманному плану, а уже потом посадка с учетом агротехники.[50]

Деревья сажают в первую очередь. Они создают скелет сада, потом уже кустарники, а в завершении цветники. Композиционную группу собирать необходимо всю сразу, т.к она просматривается с разных видовых точек и корректируется. Растения — это не стулья в интерьере, просто так не подвинешь.  Нужно расставить, все выверить, оценить, а потом сажать. Стоит иной раз дать группе постоять в контейнерах день-два, чтобы сжиться с ней. Залог успешного развития сада в правильной посадке, а это подбор места, почво-смеси, удобрений. Главное - не забывать, что растения хотят есть и пить. Полив для деревьев и кустарников первый год-два, пока не приживутся, обязателен![51]

Для красочного штриха в саду сажаются цветники. Место для многолетних растений определяется на стадии проекта. Для посадки готовится так называемое корыто цветника глубиной от 30см, в зависимости от ассортимента. Почва закладывается с необходимым соотношением компонентов и PH.

Разнообразие цветников поистину поражает. Они могут быть сезонные, непрерывного цветения, монохромные, контрастные по цвету, из декоративнолистных растений, построенными по экологическому принципу, неприхотливые и прочее.

Глава.3 ПРОЕКТ ЛАНДШАФТ-ДИЗАНА ПАРКА

Третью, заключительную главу я хотела бы посвятить собственному проекту. Проект этот направлен на облагораживание парка, рядом с которым расположен мой дом. Для начала хотелось бы рассказать немного об истории этого места.

Местность, на которой сегодня расположены парк и усадьба, с начала XV века принадлежала сыну сурожского купца, Георгию Сафарину. Несмотря на его богатство, деятельность и принадлежность к знатному роду, местные жители прозвали его Ховрой (то есть неопрятным, нечистоплотным, ротозеем). Прозвище позже становится фамилией этого боярского рода, а деревню называют Ховрино.

На рубеже XVI—XVII веков потомок Георгия — Василий Третьяков-Ховрин — возводит тут церковь Великомученика Георгия, и Ховрино становится селом. Но в скором времени приходит смута, церковь была сожжена отступниками, и усадьба превратилась в пустошь. Следующим её владельцем стал близкий боярин царя Алексея Михайловича, стольник и тобольский воевода Василий Шереметев. В 1660 году он попадает в плен к крымским татарам, из которого возвращается лишь спустя 21 год. После его смерти Ховрино переходит в качестве приданого за его дочь к князю Якову Голицыну. Позже им владеют Пронские и Пожарские, а затем имение отходит в царскую казну. В 1895 году усадьбу приобрел купец М.С.Грачев, по фамилии которого был назван прилегающий к усадьбе парк – Грачевка. При нем на территории усадьбы был построен дворец, напоминавший игорный дом в Монте-Карло.

После революции в усадьбе открылся санаторий, во время войны здесь был госпиталь для тяжелораненых.

В память о захороненных здесь солдатах и офицерах, погибших при обороне Москвы, со стороны Клинской улицы установлен монумент Советским воинам.

У окраины парка возвышалась недостроенная Ховринская больница, ставшая «достопримечательностью» этого района. Строительство началось в 1980 году и было приостановлено пять лет спустя. С этого момента здание оставалось недостроенным. Ввиду оригинальной планировки и большого количества слухов и мифов, окружающих заброшенную постройку, Ховринская больница более тридцати лет привлекала к себе внимание представителей различных субкультур. В 2019 году она была снесена.

В здании особняка Грачевка в настоящее время расположена больница. Парк же, ранее относившийся к имению, составляет самостоятельную территорию.

Прежде, чем приступить к «облагораживанию» парка, хотелось бы в нескольких словах описать, что из себя представлял парк до настоящего момента.

Грачевский парк, площадью более 19 гектаров, поделен на две условные зоны. Регулярный парк образован липовыми аллеями, рядами лиственниц и дубов. Пейзажная часть проходит вдоль реки Лихоборки, уходящей под землю, вплоть до небольшого пруда.

В парке есть небольшое импровизированное футбольное поле и детская площадка. Зимой в парке прокладывается лыжная трасса. У эстакады расположена кинологическая спортивно-дрессировочная площадка. Но в целом территория остается не вполне благоустроенной.

Взглянув на фото (приложение № 1), вы можете составить представление, каким парк был до «облагораживания»: малофункциональным, немного скучным, обычным парком, каких в общем-то достаточно много. Моя же задача – превратить это место в нечто особенное, уголок, куда в любое время захочется прийти. Надеюсь, что после того, как мы его преобразим, парк наш станет намного уютнее и находиться там станет приятнее.

Подготовительный (предпроектный) этап благоустройства включает изучение территории парка, анализ участка проектирования, произведение замеров и фотографирования, изучение литературы.

В рамках проведении предпроектного этапа работы было бы чрезвычайно полезным, по моему мнению, провести опрос жителей близлежащих домов. Это можно было бы сделать с использованием социальных сетей и с привлечением анкетеров. В итоге мы составили бы наиболее полное представление о пожеланиях людей, которые являются основными посетителями парка Грачевка, по его благоустройству.

Возьму на себя смелость предположить, какие могли бы быть высказаны пожелания.

- В нашем парке не хватает киосков и магазинчиков. Отдыхающим, особенно прогуливающимся с детьми, не помешал бы, например, киоск с сахарной ватой, в жаркое время была бы актуальна продажа мороженого, а зимой - кофе и горячего шоколада.

- Для сохранения и укрепления здоровья людей необходимо оборудовать спортивную площадку, где любой желающий мог бы позаниматься на свежем воздухе. К тому же, это позволило бы «идти в ногу со временем», поддержать проект «Активное долголетие». К этому пункту хочу добавить, что велосипеды - неотъемлемая часть спортивного досуга, поэтому в парке нужно организовать прокат велосипедов и роликов.

- Места для прогулок необходимо оборудовать и в зоне активного, и в зоне пассивного отдыха. Они должны быть максимально уютными, зелеными. Для этого нужно разбить удобные дорожки, вдоль которых расположить скамейки, оформив их, возможно, в стиле старинных архитектурных форм. Необходимо максимально использовать зону газонов. В зоне активного отдыха это может быть партерный и мавританский газоны, в зоне пассивного отдыха – луговой и разнотравный. При этом можно максимально «обыграть» особенности рельефа.

- Большинство людей, которые приходят в парк, - это мамы с детьми. Для них мы устанавливаем яркую и многофункциональную детскую площадку.

- Не надо забывать, что парк – место, где гуляет много хозяев со своими собаками. Поэтому надо подумать и о благоустройстве места, где они смогут заниматься, играть со своими питомцами.

Проведение опроса позволит учесть в дизайн-проекте максимум пожеланий людей. В результате мы получим полную картину того, чего хотим добиться.

В преображении территории будем руководствоваться планом работ, который я уже изложила во второй главе. Теперь, после того, как предпроектный этап можно считать завершенным, можно переходить непосредственно к проектированию.

Необходимо отметить, что результативность процесса проектирования, безусловно, во многом зависит от субъекта проектирования – дизайнера, от уровня его подготовки. Важное значение имеют уровни проектного знания, которыми владеет дизайнер, - не только уровень прикладного знания (например, знание прикладных компьютерных программ) и эмпирический уровень (знания, полученные из опыта практической деятельности), но и теоретический (знания основных теоретических положений), и методологический уровень (системное представление о дизайн-проектировании, знание его закономерностей).[52]

Итак, приступим ко второму этапу проектирования – дизайн-проекту (эскизированию).

На основе задания для проекта, которое составляется совместно с ландшафтным дизайнером, предлагаются варианты планировки. Мы должны продумать стиль, тематику, размещение объектов и зонирование, удобство перемещения по парку, видовые точки, зеленые массы, места цветочного оформления, расположение малых формы и прочее. По сути, это художественная концепция парка. В эскизной форме показываются детские, спортивные и другие площадки, дороги, аллеи, здания и сооружения, садовая мебель, оборудование.

Эскизное решение должно опираться на схему функционального зонирования. Кроме того, парк – произведение ландшафтной архитектуры, и такие вопросы, как размещение сооружений на его территории, трассировка и ширина аллей, подбор и группировка растений, решаются в каждом конкретном случае.[53]

Формы подачи эскизов варьируются от компьютерной графики до ручной, выполненные в технике акварели, с использованием цветных карандашей, фломастеров и т.д. Можно предложить эскиз с фотографии аналогичных фрагментов готовых территорий. К данной работе я прилагаю фото-эскизы детской площадки (приложение № 2), кинологической площадки (приложение № 3) и спортивной площадки (приложения № 8, 9).

Эскизное решение планировочной структуры является первым приближением к проекту генерального плана. Именно на основе созданных эскизов (приложение № 10) и создаются генеральный план и рабочие чертежи, основными из которых являются план благоустройства, дендроплан и посадочный чертеж. Развернутое словесное описание планировочной концепции приводится в пояснительной записке.

Необходимо отметить, что размещение любого парка предусматривается в соответствии с генпланом города и проектом детальной планировки. При этом возможна проектировка зон по функциональному назначению, но с сохранением и развитием композиционной идеи градостроительного документа.[54]

Итак, за основу проектирования возьмем разделение общей территории парка на зоны по их функциональному назначению. Первый уровень включает в себя зону активного отдыха и зону пассивного отдыха. В первой зоне располагаются основные здания и сооружения, участки с игровыми аттракционами и спортивными площадками. Территория активного отдыха является наиболее насыщенной посетителями, примыкает к главным входам в парк, должна располагаться на наиболее равнинном участке и включать наиболее высокий уровень благоустройства и инженерного обеспечения. Зона пассивного отдыха располагается на наиболее озелененных участках со сложным рельефом и минимумом построек.[55]

Следующий пункт реализации проекта - это поиск или создание благоприятных условий для тех или иных построек или объектов, в том числе киосков, детской, спортивной, собачьей площадок и пр. Надо сказать, что организация рельефа – это основа архитектурно-планировочного решения любого ландшафта. Именно организация рельефа определяет, с одной стороны, состояние всех остальных ландшафтных компонентов, и с другой – объемно-пространственную композицию.[56] При возведении объектов мы либо используем ровные участки местности, либо выравниваем их искусственным путем. В первом случае для работы используем план-основу с размерами, привязками построек, коммуникациями, нанесенными существующими дорожками и площадками и небольшим количеством растений — деревьев и крупных кустарников (инвентаризационный план). Во втором случае необходима топографическая съемка, а иногда – фотоплан. Если участок имеет уклон или сложный рельеф, нужен план вертикальной планировки с существующими и проектными отметками высот.  

Желательно сделать картограмму земляных масс для расчета количества вывозимого-завозимого грунта. С учетом застройки и нарушения естественного оттока воды на участке необходимо сделать план дренажной системы.

После того, как мы определились с местами для всех построек, можно начинать строительство.

Мы знаем, что самыми тяжелыми и дорогостоящими являются земляные работы: выравнивание территории, геопластика. После проведения этих работ закладываем коммуникации: дренаж, ливневую систему, полив, электроосвещение. Проекты коммуникаций корректируем по ходу работ.

Основное назначение наружного освещения в городских парках - обеспечение безопасности людей. Светильники, расположенные вдоль дорожек, подсказывают направление движения и подчеркивают препятствия и опасные места. Не менее важным аспектом безопасности является предотвращение преступлений. Наряду с практическими функциями, парковые светильники играют и декоративную роль, в том числе в светлое время суток. Заливающее освещение прилегающих к дорожкам территорий носит исключительно декоративный характер, подчеркивая привлекательность элементов парка. Светильники чаще всего применяют для выделения дорожек, лестниц или для объектов, на которые должно быть обращено внимание, например для освещения клумб, деревьев и газонов. Все элементы парка или сада должны быть выгодно освещены.[57]

Выстраиваем дорожно-тропиночную сеть. Очень важно, чтобы мощение выполнялось технически правильно, а покрытие выбиралось с учетом сезонных особенностей эксплуатации. Трассы пешеходных аллей и дорожек определяются архитектурно-планировочной композицией парка. Хозяйственные проезды проектируются с таким расчетом, чтобы избежать сквозного движения грузового транспорта через парковую территорию; они должны иметь твердое покрытие (асфальтовое по щебеночному или каменному основанию).[58]

Еще до начала посадок можно установить МАФ – малые архитектурные формы. К малым архитектурным формам (МАФ) относятся: беседки, арки, перголы, скамейки, урны, скульптуры и прочее. Если МАФ немного, наносить их следует на разбивочный чертеж, на полях при этом можно предложить варианты в виде фотоаналогов или зарисовок.

После благоустройства территории приступаем к самому красивому и долгожданному этапу – озеленению.

Ландшафтный дизайнер, создающий пейзажную картину не на полотне, а на местности, так же, как художник, должен определить и подчеркнуть в ней главное, передать зрителю задуманное эмоциональное воздействие пейзажа, его мотив. При помощи различных комбинаций форм, окрасок, освещения и других элементов можно создать пейзаж спокойный или стремительный, резко контрастный или гармоничный и вселить в зрителя задуманное настроение: веселое или грустное, лирическое или торжественное, или иных эмоциональных оттенков. Решать такую задачу средствами садово-паркового искусства, конечно, гораздо сложнее, чем средствами живописи, так как ландшафтный дизайнер и озеленитель должны представлять картину в будущем.[59]

Деревья сажают в первую очередь, затем кустарники, а в завершении -цветники. Традиционно деревья высаживают вдоль дорожек.

Залог успешного развития сада – правильный подбор места, почво-смеси, удобрений. Обязателен полив деревьев и кустарников в течение одного-двух лет, пока они не приживутся.

Укладка рулонного газона ускоряет процесс озеленения. Посев газона дешевле, но он, безусловно, более трудоемок и кропотлив (полив, прополка сорняков,  подсев). Зону газонов необходимо максимально «обыграть». В зоне активного отдыха я бы использовала партерный (приложение № 4) и мавританский газоны, в зоне пассивного отдыха – луговой и разнотравный (приложение № 5).

Почва для цветника закладывается с необходимым соотношением компонентов и PH. Место для многолетних растений определяется еще на стадии проекта. Если цветы посадить в начале парка, мы тем самым еще больше подчеркнем его привлекательность. При этом целесообразно сразу собирать композиционную группу (приложение № 6).

Грачевка является парком пейзажным. Можно, однако, применить при его оформлении детали, свойственные паркам регулярным. В регулярных парках водоемы, цветочные партеры, клумбы, рабатки имеют геометрически правильные формы. Этому стилю присущи рядовые посадки деревьев и кустарников в виде строгих, ритмично выдержанных аллей и живых изгородей, подстригаемых в геометрические формы. Характерно для объектов регулярных стилей наличие скульптурных украшений, фонтанов, лестниц, павильонов.[60]

Водоемы в парке могут быть как естественные, так и искусственные. Вода может служить доминантой парка, подчеркивать его композиционные оси или быть центром композиции.[61] В парке, который я описываю, имеется естественный водоем – небольшой пруд. Но завершающим штрихом моего ландшафтного дизайна будет красивый и большой фонтан в центре парка (приложение № 7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я осветила такие стороны проектирования, как само понятие, история возникновения и значение проектирования в современном мире, алгоритм создания проекта.

Особенности дизайнерского проектирования связаны с тем, что произведение дизайна призвано соединить в целостной конструкции и утилитарно-практическое, и художественное начало. Дизайнер создает привычные, реальные свойства предметов. Он в своей деятельности в подлинном смысле слова имеет дело с предметной средой человека. В обществе, где господствует промышленное производство, в каждом изделии, поступающем в сферу потребления, должны быть учтены законы сбыта и экономичности, свойства материала, конструктивные закономерности и т. п. С другой стороны, безусловно, важное значение имеют личность и творческие предпочтения дизайнера.

Еще в двадцатые годы прошлого столетья дизайнер был универсалом, программа его подготовки должна была учитывать специфику дизайна в самых различных сферах производства. Однако сегодня дизайн во всем мире развивается по другому пути. В ходе обучения и деятельности дизайнер должен ближе знакомиться с проблемами определенных отраслей производства, с определенными группами изделий, все дальше уходя от образа дизайнера-универсала. Очевидным становится, что в будущем дизайн еще больше будет подвержен все возрастающей специализации.

Но нельзя не признать тот факт, что результативность процесса проектирования, безусловно, во многом зависит от уровня подготовки дизайнера. Важное значение имеют уровни проектного знания, которыми владеет дизайнер. Это должен быть не только уровень прикладного знания, но и теоретический, и методологический уровень (системное представление о дизайн-проектировании, знание его закономерностей). Мне кажется, что в этом состоит определенный парадокс, связанный с данной профессией.

Список используемой литературы

Авраменко И.М. Деревья и кустарники в ландшафтном дизайне / И.М.Авраменко. – М.: Аделант, 2009, С.164.

Архитектура. Строительство. Дизайн. М.: МАСА. 1994, С.24.

Бромберг Е.М. Понятие дизайна товаров / Е.М. Бромберг. – М.: Промышленная собственность, N 6, 2019. – С.5.

Воронина О.Н. Парк жилого района / О.Н. Воронина. – Н. Новгород: НГАСУ, 2014. – С.11, 13.

Дараган М.В., Жаксыбергенов Б.К., Калугин А.И., ред.Фомина Т.Т. Дизайн-проектирование. Термины и определения / М.В.Дараган, Б.К.Жаксыбергенов, А.И.Калугин, ред.Т.Т.Фомина. – М.: МГПУ, 2011. – С.72.

Елисеенков Г. С., Михтарян Г. Ю. Дизайн-проектирование / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Михтарян. – Кемерово: ФГБОУ ВО, 2016. – С. 57, 59, 60

Журнал Пригородный Парк Дизайн. Статья Проектирование от 11.02.2015.

Зайкова Е.Ю. Современные проблемы ландшафтной архитектуры: Современные средства ландшафтного дизайна / Е.Ю.Зайкова. – М.: Электрон, Москва: Российский университет дружбы народов, 2017. – С.67.

Иванченко И. А. Архитектурное проектирование/ И. А. Иванченко. - Астрахань: ГАОУ АО ВПО, 2013. - С. 4, 5, 8, 9.

Ивахова Л.И. , Фесюк С.С., Самойлова В.С. Современный ландшафтный дизайн / Л.И.Ивахова, С.С.Фесюк, В.С.Самойлова. – М.: Аделант, 2003, С.20.

Лекарев Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн. Единство и многообразие. Учебник для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А.Лекарев. – Самара: СГАСИ, 2011. – С.118.

Николаев И.С. Профессия архитектора / И.С. Николаев. - М.: Просвещение, 1984. - С. 26.

Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка / Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград: НОУ ВПО, 2014. - С. 4, 5, 11, 18, 19, 22, 24, 25, 26, 27.

Седова Л.И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании / Л.И. Седова. – Екатеринбург: Архитектон, 2013. – С. 7, 8.

Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура. Озеленение и благоустройсво территорий / О.Б.Сокольская. СПб.: Лань, 2019. – С.182.

Храпач В.В. Ландшафтный дизайн. Учебное пособие // В.В.Храпач. Ставрополь: СКФУ, 2014. C. 53.

ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик// Точные замеры. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

Королев С. Проблемы теории дизайна / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

Королев С. Процесс дизайнерского проектирования / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

Путеводитель по профессиям. Архитектор // Умный Саратов, 2001. URL: https://smartsaratov.ru/arxitektor/ (дата обращения: 22.11.2019)

Путеводитель по профессиям // Умный Саратов, 2001. URL:

https://smartsaratov.ru/arxitektor/ (дата обращения: 22.11.2019)

Савенков А. И. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании // Точка зрения – Новосибирская область: МГПУ, 2007. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200702304 (дата обращения: 18.02.19)

Смирнова Н. Благоустройство // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/blagoustroystvo/blagoustroystvo-2.html (Дата обращения: 11.01.2020)

Смирнова Н. Озеленение // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/blagoustroystvo/ozelenenie.html (Дата обращения: 11.01.2020)

Смирнова Н. Проектирование // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/proektirovanie.html (Дата обращения: 11.01.2020)

Приложения

Приложение № 1 Старый парк

Приложение № 2 Детская площадка

Приложение № 3 Кинологическая площадка

Приложение № 4 Газон партерный

Приложение № 5 Газон разнотравный

Приложение № 6 Цветочная композиционная группа

Приложение № 7 Фонтан

Приложение № 8 Спортивная площадка

Приложение № 9 Спортивная площадка

Приложение № 10 Эскиз

  1. Дараган М.В., Жаксыбергенов Б.К., Калугин А.И., ред.Фомина Т.Т. Дизайн-проектирование. Термины и определения / М.В.Дараган, Б.К.Жаксыбергенов, А.И.Калугин, ред.Т.Т.Фомина. – М.: МГПУ, 2011. – С.72.

  2. Елисеенков Г. С., Михтарян Г. Ю. Дизайн-проектирование/ Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Михтарян. – Кемерово: ФГБОУ ВО, 2016. – С. 59

  3. Там же. С. 60.

  4. Королев С. Процесс дизайнерского проектирования / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

  5. Архитектура. Строительство. Дизайн. М.: МАСА. 1994, С.24.

  6. Королев С. Процесс дизайнерского проектирования / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

  7. Королев С. Процесс дизайнерского проектирования / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

  8. Королев С. Процесс дизайнерского проектирования / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

  9. Королев С. Проблемы теории дизайна / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

  10. Дараган М.В., Жаксыбергенов Б.К., Калугин А.И., ред.Фомина Т.Т. Дизайн-проектирование. Термины и определения / М.В.Дараган, Б.К.Жаксыбергенов, А.И.Калугин, ред.Т.Т.Фомина. – М.: МГПУ, 2011. – С.72.

  11. Королев С. Процесс дизайнерского проектирования / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

  12. ? Седова Л.И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании / Л.И. Седова. – Екатеринбург: Архитектон, 2013. – С. 7.

  13. Седова Л.И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании / Л.И. Седова. – Екатеринбург: Архитектон, 2013. – С. 8.

  14. Там же . С. 9.

  15. Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград. - НОУ ВПО, 2014. С. 27

  16. Королев С. Проблемы теории дизайна / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

  17. Путеводитель по профессиям // Умный Саратов, 2001. URL:

    https://smartsaratov.ru/arxitektor/ (дата обращения: 22.11.2017)

  18. Путеводитель по профессиям. Архитектор // Умный Саратов, 2001. URL: https://smartsaratov.ru/arxitektor/ (дата обращения: 22.11.2017)

  19. Николаев И.С. Профессия архитектора / И.С. Николаев. - М.: Просвещение, 1984. - С. 26.

  20. Савенков А. И. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании // Точка зрения – Новосибирская область: МГПУ, 2007. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200702304 (дата обращения: 18.02.17)

  21. ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик// Точные замеры. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

  22. ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик// Точные замеры. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

  23. ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик//Идея проекта. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

  24. ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик// Поиск вдохновения. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

  25. ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик// Проработка цветовой гаммы. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

  26. ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик// Выбор мебели и техники. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

  27. ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик// Выбор отдельных материалов. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

  28. ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик// Ремонт. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

  29. Воронина О.Н. Парк жилого района/ О.Н. Воронина. – Н. Новгород: НГАСУ, 2014. – С.11

  30. Храпач В.В. Ландшафтный дизайн. Учебное пособие // В.В.Храпач. Ставрополь: СКФУ, 2014. C. 53.

  31. Лекарев Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн. Единство и многообразие. Учебник для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А.Лекарев. – Самара: СГАСИ, 2011. – С.118.

  32. Авраменко И.М. Деревья и кустарники в ландшафтном дизайне / И.М.Авраменко. – М.: Аделант, 2009, С.164.

  33. Журнал Пригородный Парк Дизайн. Статья Проектирование от 11.02.2015

  34. Воронина О.Н. Парк жилого района/ О.Н. Воронина. – Н. Новгород: НГАСУ, 2014. – С.13

  35. Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград. - НОУ ВПО, 2014. С. 4.

  36. ? Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград. - НОУ ВПО, 2014. С. 5.

  37. Зайкова Е.Ю. Современные проблемы ландшафтной архитектуры: Современные средства ландшафтного дизайна / Е.Ю.Зайкова. – М.: Электрон, Москва: Российский университет дружбы народов, 2017. – С.67.

  38. Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура. Озеленение и благоустройсво территорий /

  39. О.Б.Сокольская. СПб.: Лань, 2019. – С.182.

    ? Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. - Волгоград. - НОУ ВПО, 2014. С. 26.

  40. Там же. С. 27.

  41. Ивахова Л.И. , Фесюк С.С., Самойлова В.С. Современный ландшафтный дизайн / Л.И.Ивахова, С.С.Фесюк, В.С.Самойлова. – М.: Аделант, 2003, С.20.

  42. Смирнова Н. Проектирование // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/proektirovanie.html (Дата обращения: 11.01.2020)

  43. ? Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград. - НОУ ВПО, 2014. С. 18.

  44. Смирнова Н. Проектирование // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/proektirovanie.html (Дата обращения: 11.01.2020)

  45. Смирнова Н. Проектирование // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/proektirovanie.html (Дата обращения: 11.01.2020)

  46. Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград. - НОУ ВПО, 2014. С. 19.

  47. Смирнова Н. Проектирование // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/proektirovanie.html (Дата обращения: 11.01.2020)

  48. Смирнова Н. Смирнова Н. Благоустройство // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/blagoustroystvo/blagoustroystvo-2.html (Дата обращения: 11.01.2020)

  49. Смирнова Н. Смирнова Н. Благоустройство // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/blagoustroystvo/blagoustroystvo-2.html (Дата обращения: 11.01.2020)

  50. Смирнова Н. Озеленение // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/blagoustroystvo/ozelenenie.html (Дата обращения: 11.01.2020)

  51. Смирнова Н. Озеленение // Н.Смирнова. Пригородный Парк Дизайн. URL: http://www.prpark.ru/blagoustroystvo/ozelenenie.html (Дата обращения: 11.01.2020)

  52. ? Елисеенков Г. С., Михтарян Г. Ю. Дизайн-проектирование/ Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Михтарян. – Кемерово.: ФГБОУ ВО, 2016. – С. 57

  53. Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград. - НОУ ВПО, 2014. С. 11

  54. Иванченко И. А. Архитектурное проектирование/ И. А. Иванченко. - Астрахань. – ГАОУ АО ВПО, 2013. С. 4.

  55. Иванченко И. А. Архитектурное проектирование/ И. А. Иванченко. - Астрахань. – ГАОУ АО ВПО, 2013. С. 5.

  56. Там же. С. 8

  57. ? Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград. - НОУ ВПО, 2014. С. 22

  58. ? Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград. - НОУ ВПО, 2014. С. 22.

  59. Там же. С. 24

  60. Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка/ Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград. - НОУ ВПО, 2014.С. 25.

  61. Иванченко И. А. Архитектурное проектирование/ И. А. Иванченко. - Астрахань. – ГАОУ АО ВПО, 2013. С. 9