Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психолого-педагогическое образование (Теоретические основы организации игровой деятельности в условиях современных направлений воспитания личности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению игры как метода воспитания. Данная тема выбрана нами на основе выявления наиболее современных направлений воспитания личности в условиях моделирования игрового пространства личности. Ее значимость для нас связана с использованием новых интересных научных теорий относительно развития креативности личности в игровой деятельности. Такие вопросы актуальны и важны не только для нас, но и для общества в целом.

Игровые современные пространства связаны сегодня с использованием культурных и творческих инициатив детей, направленных на реализацию социально-коммуникативных навыков. Моделирование различных игровых ситуаций позволяет реализовать усвоение навыков взаимодействия в социуме, способствовать самореализации человека, развивать его интеллект и творческие способности. Игра используется для преодоления различных трудностей, помогают справиться с различными ситуациями, создает условия для проявления фантазии, креативности, мобильности реакций.

Актуальность рассматриваемой темы определяется необходимостью применения различных вариативных игровых систем в условиях поиска многоцелевых игровых программ, которые обеспечивают комплексное воздействие на личность ребенка. Современная наука направлена на изучение различных воспитательных возможностей игрового пространства в условиях развития активной жизненной позиции, самоопределения, осознания собственной значимости личности. Это определяет направление теории и методики воспитания в сторону разработки новых креативно-творческих игровых программ, способствующих инкультурации и адаптации детей к современным социокультурным условиям.

Проблемы развития личности ребенка в игровом пространстве рассматривались различными учеными. Так, в диссертационном исследовании Е.Б. Родионовой  [16] рассматриваются эффективные условия воспитания личности средствами игровых технологий. По мнению автора, глобализация мировых процессов оказывает прогрессирующе воздействие на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей. Поэтому, важно обновление содержания и структуры проектирования игровых технологий с учетом повышения эффективности системы воспитания детей. В диссертации М.Н. Соповой [17] отмечается, что формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации связано с совершенствованием коммуникативных умений и навыков, социальных, нравственно-психологических, личностных качеств детей. Игра позволяет развивать уникальность и культурную обусловленность психологического развития ребенка. Представляет интерес исследование А.Ю. Ярецкой [18] в котором доказано, что посредством игры дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями, способами адекватного взаимодействия с окружающим их миром и обществом, связанных с развитием интеллектуальной инициативы и творчества ребенка. Мнения различных современных авторов Л.У. Ждановой [3], И.С. Стеблецовой [9], Е.Л. Ермолаевой [13], доказывают, что игра – это способ самореализации личности в условиях присвоения социокультурного опыта. Однако, остается нерешенным до конца вопрос использования коммуникативного пространства игровых технологий, способствующего развитию умений применять навыки общения, направленных на достижение игровых результатов, имеющих значимость, как для общества, так и для личности.

Цель работы – теоретико-методологическое обоснование процесса реализации игровых технологий в условиях воспитательного пространства.

Задачи исследования:

1) Раскрыть основные направления методологии игровой деятельности в условиях многозадачности культурных и социальных изменений личности.

2) Выявить сущность игровых технологий, как структурных составляющих социального потенциала инновационной теории воспитания.

3) Охарактеризовать использование игровой деятельности в процессе формирования общекультурных компетенций детей.

4) Разработать методические рекомендации организации игрового коммуникативного пространства на основе моделирования игровой деятельности.

Объект исследования – процесс игровой деятельности в условиях воспитания личности ребенка.

Предмет исследования – педагогические условия эффективной социализации личности средствами игровых технологий.

Гипотеза исследования: процесс игровой деятельности в условиях воспитания личности ребенка будет эффективен при условии включения игровых ситуаций, обеспечивающих межличностную коммуникацию, раскрытия нравственного содержания игры, организации познавательной деятельности и творческих способностей в системе социально-психологической адаптации личности к обществу.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод синтеза и обобщения игровых взаимодействий участников, метод системного и культурологического подхода в разработке методических рекомендаций.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Источниковую базу исследования составили научные статьи, посвященные проблеме игровой активизации познавательной деятельности школьников; диссертации, связанные с анализом воспитательного потенциала игры как средства социализации и интеллектуального воспитания детей; монографии, посвященные современным педагогическим игровых технологиям; сборники конференций, рассматривающие вопросы развития социальной и культурной компетентности школьников средствами игровой технологии.

1. Теоретические основы организации игровой деятельности в условиях современных направлений воспитания личности

Методология игровой деятельности в условиях многозадачности культурных и социальных изменений личности

Игра – это вид человеческой деятельности, который используется в условиях реализации различных ролевых и сюжетно-тематических действий, наполняющих системы творческого, коммуникативного и деятельностного направления развития личности смысловыми уровнями. Игровые технологии, применяемые в условиях воспитания детей, сегодня определены мультимедийным цифровым пространством, предлагающим различный спектр игр, направленных на духовно-нравственное, социально-культурное, познавательное или спортивное воспитание личности с позиции культурных стереотипов и игрового мышления.

Различные игры в условиях воспитательного пространства образовательных учреждений классифицируются в заданности их направленности, целей, задач, предметно-целевого содержания и методики проведения. Применение игровых технологий связано с использованием концептуальных социальных направлений, которые опосредованы использованием различных игровых моделей мышления и поведения личности.

О.А. Евдокимова определяет, что игра – это ведущая деятельность, связанная с зоной воспитания и самовоспитания, в которой проявляются способности, чувства и переживания, творчество, нравственные идеалы [19].

Игра – это метод, который направлен на усвоение знаний, умений, навыков в условиях культурного и социального изменения сознания человека на основе реализации различных познавательных, культурных и творческих задач, связанных между собой игровым пространством. Применение игр в теории воспитания определяются насущной необходимостью системы образования теми формами, которые используются в условиях позиционирования личностью своего потенциала. Рассматриваемые потребности играть связаны с реализацией двигательной активности детей, ясно, что их желание творчески взаимодействовать друг с другом, применять знания в условиях межличностного общения, стремления к удовлетворению своих потребностей происходит в системе новых открытий.

Использование игрового пространства в системе воспитания связано с культурными реакциями детей на поставленные задачи, умения педагога дидактически правильно определить важность направления социально-коммуникативного формата игры, применять навыки социального прогнозирования игровых действий детей. Культурные навыки оценивания специфики игровых взаимодействий учащихся связаны с операционально-деятельностными свойствами игры. Игровые задачи в этом случае наполняют игровое пространство теми важнейшими социально-культурными свойствами, которые позволяют изменять поведение и мышление ребенка в контексте воспитания.

Л.Ю. Беленкова пришла к заключению, что особенности развития социальной компетентности школьников средствами игровой технологии в условиях предметных и метапредметных результатов, направлены на развитие различных компетенций, отражающих сложность социальных процессов общения между людьми. Подвижные игры по развитию социальной компетентности школьников включают инновационные принципы групповых тренингов [12].

Игра, как метод воспитания имеет свой свойства, определяющиеся социально-направленными и культурными сценариями, опосредованными социальным заказом общества на развитие конкурентноспособной, креативной личности (Прил.1). Использование системы смыслового и ценностно-ориентационного развития личности связано в условиях игры теми творческими интересами, которые она реализует в условиях взаимодействия с людьми. Игровая методика сегодня определяется как инновационными тенденциями игрового сообщества детей, использования квестов и спортивных игр, так и традиционными играми, включающими социально-коммуникативные системы, имеющие приемы социального выравнивания поведения детей. Игры, направленные на формирование пространственно-образного мышления, связаны с использованием познавательных, интеллектуальных, творческих, развивающих, спортивных и духовно-нравственных задач, которые формируют социальное мышление, духовно-нравственные качества в условиях познавательной и игровой культуры личности (Прил.2).

Н.И. Федорченко, анализируя игру как метод, выявил, что воспитательная функции расширяет познавательные возможности личности, способствует субъективной свободе, знакомит с большим диапазоном человеческих чувств и взаимоотношений, учит различать добро и зло. По мнению автора, игра вырабатывает привычку сосредоточиваться, самостоятельно думать, развивает внимание, а также создает условия, воспроизводящие реальные обстоятельства [11].

Игровые воспитательные пространства сегодня определены успехом дидактики и теории воспитания в условиях инновационных игровых технологий, способствующих развитию регулятивного сознания, умения мыслить предметно-пространственными свойствами, культурологическими и мотивационными направлениями решения игровых задач. Проектирование игрового пространства в условиях коммуникабельности, применения проектных технологий, технологий сотрудничества и сотворчества, межкультурных коммуникаций позволяет вывести сегодня игру как метод воспитания на уровень глобализации информационного пространства.

Игровые технологии принимают сегодня как индивидуальные, так и массовые формы, которые способствуют устранению различных социальных проблем в развитии личности. Поэтому, игра как метод воспитания, связан с коррекцией девиантного поведения, устранения барьеров в социальном развитии, использовании техник выравнивания социального поведения, развития у детей ценностных установок.

Применение игры как социально-направленного уровня, способствует эффективной социализации и инкультурации личности на основе усвоения норм, правил, традиций, социальных ценностей. Различные народные, музыкально-творческие и национально-ориентированные игры способствуют формированию игрового потенциала личности на основе национальных ценностей и обрядов. Игровые технологии, связанные с валеологическим воспитанием, выявляют различные уровни нравственных ориентаций в здоровом образе жизни, закладывают основу для духовного и психологического здоровья. Игры, связанные со спортивными интересами детей, формируют активность, высокую двигательную активность, умение мыслить и действовать в условиях многозадачности, способности к смекалке, выручке, командному игровому содружеству.

Е.Б. Родионова отмечает, что воспитание, познание здорового образа жизни, формирование личности реализуется через творческий потенциал ребенка. Формирование здорового образа жизни в игровой деятельности связано с интеллектуальными предпочтениями, формированием мотивации к сохранению здоровья [16].Н.В. Кондратьева выявила, что социализация ребёнка, формирование его социального опыта, развитие запаса знаний, умений и навыков, способствует в игре эффективному  социально-личностному развитию [20]. Л.У. Жданова отмечает, что игра – это потребность растущего детского организма, где развиваются физические силы ребенка, его сообразительность, интеллектуальность, а также моделируются условия будущей профессиональной деятельности [3].

Игры, формирующие творческую позицию личности, определяют развитие творческой направленности и творческих способностей в условиях целенаправленности, самостоятельности, стремления к новому, умения двигаться в системе игровых заданий, выполнять их целевые задачи. Поэтому, многие дети любят игры именно потому, что они направлены на комплексные уровни изменения мышления, поведения и деятельности, обогащая культуру человека в условиях познания и творчества.

Таким образом, методология игровой деятельности в условиях многозадачности культурных и социальных изменений личности направлена на реализацию многокомпонентного социального и культурного выравнивания свойств и качеств личности в условиях творческой, познавательной и двигательной активности. Это возможно на основе использования системного функционирования соответствия задач игры методике ее проведения и содержательной направленности.

1.2. Игровые технологии как структурная составляющая социального потенциала инновационной теории воспитания

Использование игры как метода воспитания связано с реализацией культурных и социальных компонентов игрового пространства, связанного различными методологическими направлениями. Это определяет методологию игры в условиях наполнения игрового мышления различными игровыми схемами, которые ребенок усваивает в процессе игрового взаимодействия.

Так, Т.В. Явтушенко отмечает, что игра направлена на развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни, способствует раскрытию неповторимости личности, способности к сотрудничеству. Игра – это феноменальное человеческое явление, направленное на обогащение представлений об окружающем мире, формировании коммуникативных навыков, пропедевтики страхов и отрицательных эмоций [24].

Игровые технологии сегодня связаны с культурными ценностями, которые определяют нравственную и культурную позицию детей в условиях современных социокультурных тенденций развития общества. Эти тенденции связаны с как мировыми глобализационными процессами, так и с мультимедиа и творческими цифровыми техникам, направленными на развитие креативности личности с позиции социального прогнозирования ее возможностей в игре. Методология игрового взаимодействия сегодня базируется на многоцелевых комплексных игровых программах для детей, позволяющих использовать мотивы творческого и культурного развития в условиях многофункционального технологического решения. Дети в игре развивают умственные способности, возможности проблемно-творчески подходить к решению различных игровых препятствий, применять креативные подходы в системе усвоения базовых социальных ценностей.

И.С. Сергеева пришла к выводу, что с помощью игры можно помочь ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям, преодолеть кризисное или депрессивное состояние в условиях воссоздания и усвоения общественного опыта на основе спонтанных интуитивного осознанных действий [4].

Реализация личностью пространственного мышления, умения мыслить образными игровыми категориями является важнейшей задачей современного развития личности. Применение игровых навыков в системе позиционирования своего творческого мышления направлено на применение игроками следующих качеств:

- инициативности;

- активности;

- самостоятельности;

- лидерских качеств;

- конкурентноспособности;

- качеств игрового взаимодействия и сотрудничества;

- качеств командной игры;

- качеств целевого направленного движения;

- креативности и мобильности в выборе игровой траектории.

Воспитание личности школьника - сложнейший целевой дидактический процесс, который осуществляет выявление социально-значимых ориентаций и развития их в сторону индивидуальности. Применение комплексного подхода в игровом взаимодействии детей позволяет решать сразу несколько задач: развитие современного социально-ценностного мировоззрения; формирование нравственных качеств и духовно-нравственной культуры личности; развитие творческой направленности личности; формирование ценностного мышления в условиях креативных ценностей современного мира; использование личностью всех категорий игрового мышления – пространственно-образного, предметно-практического, целевого планирования, действенного и социально-культурного, спортивного; применение культурных навыков общения.

Г.К. Селевко пришел к выводу, что игровые технологии обеспечивают   коммуникативную  самореализацию личности, способствуют преодолению различных трудностей, выявляют отклонения от нормативного поведения и направлены на усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей. По мнению автора, сюжет игры часто связан с развлекательно-рекреактивными возможностями и способствует творчеству, терапии, развитию моделей человеческих отношений и проявлений в труде [21].

Социальная адаптация ребенка к обществу в условиях игры опирается на различные уровни усвоения социальных категорий – норм, традиций, обрядов, социальных и культурных ценностей страны, коммуникаций различной сложности, а также понимания степени функционирования различных социальных учреждений и институтов. Роли и сюжетно-тематические сцены игрового направления позволяют детям «вживаться» в различные образы на основе присвоения ценностей профессий, деятельности социально-культурных учреждений, проигрывания социальных позиций разных людей, что позволяет формировать ценностные ориентации в условиях практических навыков и мировоззренческих стандартов. Игровые модели сегодня зависят не сколько от умения играть, сколько от умения понимать, для чего эта игра нужна.

Использование игровых методик базируется на возможностях социально-культурного или образовательного учреждения, которое организует игру в целях воспитания. Это реквизит, целевые задачные направления, кейс-игры, позволяющие развивать ситуативное мышление, квест-игры, направленные на развитие мобильного и креативного уровня решения игровых заданий, игры-локации, связанные с предметно-пространственным видением решения заданий, игровые сюжетные сценарии праздников различных направлений, народные игры и творческие игры, игры, направленные на формирование духовно-нравственных качеств, проблемно-целевые игры, позволяющие воспитывать творческую индивидуальность.

В.С. Зайцев отмечает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, в которых складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность способствует освоению диалектики общения, самореализации, расширению кругозора, познавательной деятельности, формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности [2].

Таким образом, игровые технологии формируют использование детьми различных импровизационных театральных интерпретаций, связанных с реализацией актерского мастерства, декламации, музыки, пения, хореографии и литературы. Многоцелевые сюжетно-тематические игры способствуют использованию планомерных поэтапных игровых технологических умений, позволяющих личности реализовать социальные стандарты игрового взаимодействия при одновременном развитии коммуникативной культуры. Подводя итог, отметим, что игровые технологии как главная структурная составляющая социального потенциала инновационной теории воспитания опираются на выравнивание социального сознания детей в условиях коммуникативного пространства образовательного или социально-культурного учреждения на основе современных креативных техник, реализации социально-мировоззренческого развития личности в условиях игрового поведения.

Выводы по 1 главе

В результате анализа, проведенного в первой главе исследования, мы выяснили, что игра как метод воспитания, направлен на развитие межличностных отношений с позиции коммуникаций, позволяющих личности реализовать творческую культуру. Можно также отметить, что творческая самореализация личности связана с игровым пространством на основе использования личностью игровых моделей поведения, определяющих эффективность познавательной деятельности детей. Культурные и социальные нормы, закладываемые в игровом пространстве, способствуют положительной адаптации, социальному выравниванию ценностных ориентиров мышления, развитию социально-ценностного мировоззрения. Мотивация участия в игре играет ключевое направление, так как игра – это добровольное занятие, которое связано с развитием индивидуальности, эмоционально-нравственного отношения к действительности, чувственного оценивания происходящего в системе нормативов культурного потенциала общества.

Культура личности зависит от возможностей социального усвоения ценностей и норм игрового поля, где важнейшим механизмом выступает идея игрового содружества и межличностные отношения между детьми. Проектирование игровых технологий определяется мультимедийным цифровым образовательным и воспитательным ресурсно-материальным полем. Это связано с культурой общества и страны, которое выявляет нормы и ценности, стандарты и модели игрового поведении в заданном направлении. Духовно-нравственное и спортивное, творческое и развлекательное, валеологическое и интеллектуальное направление игры позволяют воспитывать детей с позиции тех культурных идеалов, которые заложены в различных массовых и индивидуальных игровых программах.

Педагогические условия эффективной социализации личности средствами игровых технологий

2.1. Использование игровой деятельности в процессе формирования общекультурных компетенций детей

Игровые технологии связывают степень использования социального начала в личности на основе культурной доминанты, определяющей вектор построения многозадачности и многохарактерности игровой деятельности детей. Воспитание игрой зависит от материальных и моральных стимулов, определяющих системы взаимозависимости характера игровой ситуации, ее комплексной направленности на результат, векторного потенциала в системе критериальных характеристик.

А.Ю. Ярецкая отмечает, что научная теория игры связана с возможностью возникновения психологической потребности ребенка воздействовать на мир. Постоянная осмысленная рефлексия ребенка, поиск способов адекватного взаимодействия с окружающим миром и обществом, позволяет формировать полноценное нравственное и волевое развитие ребенка [18].

Критерии игры связаны с использованием различных функций игры – развивающей, досуговой, релаксационной, познавательной, интеллектуальной, творческой, деятельностно-мотивационной. Применение игровых технологий определяется системными требованиями к ее организации – методологии, методике, организации, ресурсам. Использование игрового пространства направлено на реализацию многовекторных и многофункциональных направлений игровых действий детей. Структура игры формируется системой заданных игровых движений, спонтанного игрового взаимодействия детей, технологии развития игрового мышления на заданную тематику. Различные игры подчинены возрастным особенностям детей, учета их интересов и потребностей, использования культурных массовых мероприятий, праздников, досуговых технологий.

Логика рассуждения приводит к следующему, различные коммуникации в условиях проявления игрового мышления играющих детей связаны со смысловыми формами поведения и действий, которые подчинены единой концептуальной идеи, новым формам социального опыта личности, культурным идеалам и традициям. Однако, игровые пространства сегодня зависят от техник воспитательной деятельности, приемов и методов игровых тематик, имеющих новые и традиционные схемы вовлечения детей в социально-культурное игрового действие.

Подвижные игры являются действенным средством всестороннего развития детей. Они являются также средством коррекции и компенсации дефектов, создают благоприятные условия для социальной реабилитации и адаптации. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями заключается в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность [1].

Игра – это форма социального познания различных сторон действительности на основе присвоения различных поведенческих моделей и деятельностных образцов, направленных на выполнение различных категориальных требований к игре. Развивающие игры имеют свойства направлять детей в сторону усвоения различных ценностей с позиции их творческого и креативного понимания различных сторон действительности. Многие педагоги-ученые отмечают тот факт, что присвоение личностью социальных и общественных отношений в игре, связано с использованием коммуникативного пространства, направленного на выявление как личных, так и общественных стратегий организации своего времени. Поэтому, игры являются средством воспитания на основе социального выравнивания многомерного мышления личности, позволяющего использовать культурные знания и пользоваться ими в различных ситуациях.

Игровые технологии используются сегодня в условиях позиционирования личностью различных ценностных форматов, различающихся как по степени проявления, так и по свойствам проявления. Культура речи, культура поведения, культура творчества взаимосвязаны в игре новыми и старыми правилами, определяющими последовательность игровых сценариев.

Присвоение личностью игрового опыта происходит на основе подчинения педагогу в том случае, если игра определена как руководство к действию в системе мобильности и концептуальности. Играющие дети, как правило, используют все стороны социальной и культурной активности, которая развивается в условиях памяти, вдохновения, конструктивных действий, масштабного видения своих результатов.

И.С. Стеблецова, Н.В. Ахаева отмечают, что применение инновационных игровых технологий определяются новой образовательной парадигмой, которая формирует игровые ситуации, являющиеся условием продвижения в успешное будущее. В связи с этим актуализируются задачи игры: создания оптимальных условий для самоактуализации, творчества, личностного развития; формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя [9].

Применение личностью связующих систем имеет новые уровни игрового поведения – мотивационно-ценностного, эмоционально-оценочного и деятельностно-практического. Эти уровни связывают всю совокупность игровых действий по следующим признакам: модификация моделей игрового поведения в сторону имитаций приобретения опыта взаимодействия; игровые технологии сегодня направлены на воображаемые реализации неисполненных желаний; игра способствует активизации деятельности и познавательных интересов учащихся, тренировки памяти, выработки речевых умений и навыков; игра стимулирует умственную деятельность, преодоление жизненных трудностей на основе целеполагания, планирования, достижения цели.

Возможность самоутверждения и самореализации в игре имеет большое значение, так как способствует выработке конструктивных решений, направленных на формирование лидерских качеств. Применение лидерских навыков способствует объединения в игре, сплочению интересов, выработке коллективных игровых ценностей. Применение навыков игрового взаимодействия связано с использованием коммуникаций познавательного, интеллектуального и творческого направлений, имеющих цели в системном видении игровой стратегии.

В исследовании М.Н. Соповой формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации связано с социокультурными практиками. В условиях своей работы, автор выявляет интегративное междисциплинарное изучение игры как игровой коммуникации в универсализирующем поле собственно культурологического знания. В игровой коммуникации, осмысливая степень воображаемого и реального, ребенок переживает свое «Я» как экзистенцию, открывая при этом свой индивидуальный трансцендентный мир [17]. Воспитание игрой направлено на поддержание психологического комфорта, что обусловливают необходимость сочетать теоретические знания с практической деятельностью. Игра состоит из следующих элементов: задача, игровые действия, правила игры, технология игры, результат игры.

Таким образом, игровая деятельность обогащает социокультурный опыт личности, определяет способы действий и их последовательность, требования к поведению, регулируют взаимоотношения детей в игре. Игра способствуют воспитанию настойчивости, честности, сообразительности, внимания. Выполнение определенных поручений в игре является ориентированным действием, способствующим развитию целенаправленности, систематизации знаний, развитию мыслительных процессов, организаторских умений. Игровая деятельность в процессе формирования общекультурных компетенций детей является тем важнейшим уровнем развития коммуникативной и социальной направленности личности, которая исследуется в условиях социального пространства.

2.2. Методические рекомендации организации игрового коммуникативного пространства в условиях моделирования игровой деятельности

Организация игрового коммуникативного пространства связана с использованием различных сюжетно-тематических сценариев, направленных на реализацию культурных механизмов, имеющих формы изменения социальных направлений развития личности. Применение социального развивающего методического руководства в условиях организации технологического и методического использования культурных приоритетов обеспечивает выравнивание социального сознания личности.

Со всей очевидностью следует, что методические рекомендации должны быть основаны на использовании различных ресурсных технологий, которые формируют основу для дальнейшей социализации личности на основе использования социально-творческих и культурно-исторических рекреативных технологий. Сегодня игровое развитие детей подчинено целям и задачам воспитательного пространства на основе использования новых технологических приемов – актуализации сознания, активизации креативности и деловых качеств, конкурентноспособности, применения масштабных игровых сценариев, использование новейших систем мультимедиа.

Оптимизация методических рекомендаций по развитию игрового мышления, направлена на развитие активности, творческой направленности и игрового сотворчества. Однако, основы оптимальных творческих решений в игре сегодня приводят к тому, что используются средства творческого и познавательного направлений в условиях социокультурных тенденций развития общества.

Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: проблемность с одной стороны, с другой стороны - эмоциональная окрашенность. Коммуникативная функция игры определяется установлением эмоциональных контактов на основе решения игровых задач, правил, действий. Отсюда, игровые действия и правила направлены на активную самостоятельную деятельность по имитационному моделированию конкретных игровых моделей поведения.

Структурными видами игры в условиях воспитания личности являются:

- ролевая игра;

- имитационная игра;

- игра-путешествие;

- символическая игра;

- квест-игра;

- спортивно-подвижная игра;

- интеллектуальная игра;

- театрализованная игра;

- игровые импровизации (см. Рис.1).

Рисунок 1. Структурные виды игры как метода воспитания

Методические рекомендации в условиях организации игрового коммуникативного пространства базируются на операционно-деятельностном свойстве организации игры, ее функциях и направлениях, которые обеспечивают нравственное развитие ребенка в условиях его коммуникаций.

Целевой компонент методических рекомендаций.

Цель методических рекомендаций: обеспечить повышение уровня игровой деятельности детей в условиях многоуровневой практики овладения игровым опытом.

Задачи методических рекомендаций:

- обеспечить свободную деятельность субъектов, направленную на выявление альтернативных игровых действий в условиях интерактивности играющих;

- аккультурация игровой деятельности в условиях стимулирования игроков к активному, целенаправленному процессу, связанному с приобретением новых знаний и умений;

- моделирование основных направлений культурно-воспитательных регламентированных правил игры.

Ожидаемый результат методических рекомендаций:

- ожидается повышение эмоционально-интеллектуального уровня личности;

- глубокого осмысления значения игровой коммуникации;

- развитие познавательно-игровой активности;

- изменение игровой реальности;

- ролевое моделирование сюжетных ситуаций и проигрывание психологических портретов на основе специфических свойств игры.

Операционально-деятельностный компонент методических рекомендаций состоит из:

1. Изменение существующей реальности в условиях ролевых имитаций.

2. Проектно-моделирующие форматы игровых действий.

3. Имитационный игровой эксперимент в системе ролевого общения.

Социально-ценностный компонент методических рекомендаций состоит из:

  1. Использование социальных норм, правил, руководства, инструкций в игровом взаимодействии детей.
  2. Применение знания нравственного содержания, имеющего социальные ценности.
  3. Использование ситуативных социальных моделей общения в игровом пространстве.

Уровневый компонент методических рекомендаций состоит из:

1. Социальный уровень: самообучение и самоорганизация личности происходит в условиях информационно-процедурной стороны игровой деятельности.

2. Коммуникативный уровень: коммуникативный аспект игры направлен на социальные инновации.

3. Организационный уровень: организационно-деятельностное содержание игры формируется на основе проблематизации и целеполагания (см. Рис.2)

Таким образом, использование игрового пространства в условиях применения различных воспитательных сценариев игр напрямую связано с культурными каналами коммуникативных схем развития ребенка. Эти схемы опосредованы игровыми навыками, движением, умением вычленять главное, предвидеть ход игры, обмениваться опытом и мнениями в ходе игры. Методические рекомендации базируются на использовании дидактического материала в условиях операционально-деятельностной системы, игровых механизмов развития социального опыта личности, культурных и социальных ценностных ориентаций, направленных на овладение навыками коммуникативного взаимодействия с различными людьми.

Целевой компонент

Цель методических рекомендаций: обеспечить повышение уровня игровой деятельности детей в условиях многоуровневой практики овладения игрового опыта

Задачи методических рекомендаций:

- обеспечить свободную деятельность субъектов, направленную на выявление альтернативных игровых действий в условиях интерактивности играющих;

- аккультурация игровой деятельности в условиях стимулирования игроков к активному, целенаправленному процессу, связанному с приобретением новых знаний и умений;

- моделирование основных направлений культурно-воспитательных регламентированных правил игры.

Ожидаемый результат методических рекомендаций:

- ожидается повышение эмоционально-интеллектуального уровня личности;

- глубокого осмысления значения игровой коммуникации;

- развитие познавательно-игровой активности;

- изменение игровой реальности;

- ролевое моделирование сюжетных ситуаций и проигрывание психологических портретов на основе специфических свойств игры.

Операционально-деятельностный компонент

1. Изменение существующей реальности в условиях ролевых имитаций.

2. Проектно-моделирующие форматы игровых действий.

3. Имитационный игровой эксперимент в системе ролевого общения.

Социально-ценностный компонент

1. Использование социальных норм, правил, руководства, инструкций в игровом взаимодействии детей.

2. Применение знания нравственного содержания, имеющего социальные ценности.

3. Использование ситуативных социальных моделей общения в игровом пространстве.

Уровневый компонент

Организационный уровень:

организационно-деятельностное содержание игры формируется на основе проблематизации и целеполагания

Коммуникативный уровень:

коммуникативный аспект игры направлен на социальные инновации

Социальный уровень:

самообучение и самоорганизация личности происходит в условиях информационно-процедурной стороны игровой деятельности.

Рисунок 2. Модель методических рекомендаций

Выводы по 2 главе

По результатам работы над второй главой исследования мы можем говорить о том, что социальное развитие в условиях игровых взаимодействий опосредовано влияниями окружающей среды на личность в условиях ее успешной адаптации к нормам и традициям общества. Различные игровые сценарии для детей содержат сюжетно-тематические направления, театрализацию, квесты и путешествия, позволяющие реализовать креативные качества. Игровое пространство наполнено ценностными категориями добра и зла, правил, культурных ценностных установок, которые отличают игровые действия личности от других людей в условиях развития ее индивидуальных решений.

Применение сценарно-режиссерских и постановочных игр требует сегодня от педагогов большого методического и педагогического мастерства на основе применения технологий игрового взаимодействия детей. Использование игр сегодня направлено на воспитание различных качеств – экологической грамотности, валеологической культуры, нравственно-патриотического и гражданского мировоззрения, спортивного и физического развития, а также различных видов духовности – социальной активности, ответственности, морально-этических норм. Игры – это методы воздействия на детей с целью формирования у них социального опыта отношений. Позиции играющих сегодня направлены на использование коммуникаций в системе наполнения игровых законов теми нормами, которые позволяют реализовать системы коммуникаций в условиях социальных стандартов общения. Многие игровые технологии сегодня используют новые приемы, направленные на реализацию культурных механизмов развития социокультурного познания детей. Однако, методика игр как методов воспитания сегодня развивается в сторону командного и диалогового взаимодействия, связанного с формированием коллективных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование игры как метода воспитания связано как с развитием коммуникативного начала в личности, так и с формированием ее социокультурных компетенций. Игровое пространство современного педагогического образования определено сегодня личностно-деятельностным и культурологическим подходами, позволяющими расставлять приоритеты в ценностном мировоззрении личности. Методические рекомендации при организации игры являются теми формами, которые связывают культуру поведения игроков, подчинения правилам, применения комплексности воздействия на личность в условиях культурных изменений социума. Рассматриваемая проблема в условиях современных социокультурных тенденций развития общества позволила нам сделать вывод, что игра сегодня является тем интегративным методом, который позволяет воспитывать ребенка в условиях его социальной адаптации к общественным явлениям. Доказано, что применение игры связано с реализацией пространственно-образного и творческого мышления личности на основе использования культурологических свойств игрового взаимодействия.

Опыт современных исследований позволяет утверждать, что игровые формы мышления связаны с использованием коммуникаций вербального и невербального уровня, развитием мотивационно-потребностных установок детей, применения ими знания в нестандартном ключе.

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1) Методология игровой деятельности в условиях многозадачности культурных и социальных изменений личности связана с использованием ценностно-смысловых компонентов технологического свойства игры. Это опосредовано заказом на изменение в сознании детей различных целевых направлений социального взаимодействия друг с другом. Многие ученые-педагоги сегодня отмечают тот факт, что культура игровых творческих технологий базируется на креативных техниках и тренинговых методиках, которые используют ситуативное мышление в качестве приоритетного. Отсюда, можно сделать вывод, что культура творчества играющих детей должна опираться на умение выявлять игровые стратегии в условиях коммуникативных качеств личности.

2) Игровые технологии как структурная составляющая социального потенциала инновационной теории воспитания связаны с использованием предметно-практического и пространственно-образного мышления, которое направлено на реализацию игровых структурных компонентов игровой деятельности в условиях социального выравнивания сознания и моделей игрового поведения в сторону новых ценностных ориентиров. Игра является тем механизмом, который позволяет увлечь детей в сторону креативных решений на основе использования спонтанных игровых решений. Поэтому, игровые технологии направлены на результат в том случае, если они выполняют воспитательную задачу эффективной социализации личности, развития ее компетенций, кругозора, уровня творческих потребностей.

3) Использование игровой деятельности в процессе формирования общекультурных компетенций детей является тем важнейшим актуальным направлением, которое позволяет реализовать новые форматы культурных изменений в личности на основе мотивационно-ценностной структуры личности. Мировоззрение детей, которые принимают участие в играх интеллектуальной и познавательной направленности, формируется на основе социальных ценностей, которые определяют основные поведенческие стереотипы. Важность игры сегодня подчеркивается многими исследователями, которые считают, что игра – это метод присвоения важнейшего социокультурного опыта личности. Общекультурные компетенции детей в этом случае обусловлены применением навыков синтеза и анализа различных социально-культурных явлений, позволяющих свободного самовыражаться в игровом пространстве и развивать свой опыт общения и отношений с людьми.

4) В исследовании выявлено, что методические рекомендации в условиях организации игрового коммуникативного пространства содержат целевой, операционально-деятельностный, социально-ценностный и уровневый компоненты, направленные на возможности применения навыков игровых и социальных выборов в условиях многозадачности игровых решений. Технология методических рекомендация опиралась на культурные и социальные механизмы вовлечения личности в коммуникативное пространство, связанное с выполнением сюжетно-ролевых коммуникаций. Использование приемов диалогического и коммуникативно-творческого развития личности обусловлено приоритетными задачами, формирующими социальную компетенцию личности, развития навыков командного игрового взаимодействия, внедрения системы культурологического и деятельностного режима игровых ситуаций на основе компетентностного подхода.

Теоретическая значимость проведенного исследования позволила раскрыть системные формы развития игрового пространства на основе использования социально-нравственных аспектов игрового сотрудничества и взаимодействия детей. С этих позиций, нормотворчество игры доказано его результативностью на основе выполнения основных дидактических требований к воспитанию детей.

Практическая значимость определяется разработкой методических рекомендаций, обеспечивающихся реализацией коммуникативного пространства личности в условиях социально-нравственных и мотивационных изменений в личности. Применение воспитательных методик в организации игры подчеркиваются в работе значимостью культурных и социальных компонентов многозадачности игровых творческих коммуникаций.

В качестве перспектив проведенной работы можно обозначить направления, связанные с квест-технологиями, определяющими эффективность креативного мышления личности в условиях игровых ситуативных взаимодействий детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Описание книг одного-трех авторов

  1. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб. пособие / под ред. С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 237 с.

Описание книг под заглавием

  1. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск, ЧГПУ, 2012. 411 с.
  2. Жданова Л. У. Игра в воспитании и обучении // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 109-111.
  3. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. М.: КНОРУС, 2016. 112 c.

Описание статьи из периодического издания

  1. Колгина М.В. Игровые технологии в социокультурной практике библиотек // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. №7. С. 25-28
  2. Кириллов Л.И, Буянов А.А. Дифференциация функций воспитателя и педагога-психолога в сопровождении развития игровой деятельности младшего дошкольного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №8. с. 53-62
  3. Кубасова Л.Н. Формирование диалогической речи младших дошкольников в процессе игровой деятельности // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. №5. с. 1245- 1251
  4. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Игры, в которые играют учителя с учащимися: языковая педагогика в действии // Язык и культура. 2019. № 45. С. 235-249.
  5. Стеблецова И.С., Ахаева Н.В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через применение инновационных игровых технологий // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2016. № 3. С. 16-26.
  6. Токаева Т.Э., Викторова С.В. Двигательно-дидактические игры как средство формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Вестник Белгородского института развития образования. 2017. №3(5). с. 75-83
  7. Федорченко Н.И., Рябых С.Н., Стрижак Е.А., Семенюк В.Е., Лиховид О.В., Овчиников Э.В., Виклюк С.Г. Игровые формы как метод общения, обучения и накопления жизненного опыта //
    Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015.  № 2 (115). С. 160-172.

Статья из сборника

  1. Беленкова Л.Ю., Лазунина А.Е. Особенности развития социальной компетентности старших школьников средствами игровой технологии // Научный потенциал ХХI века:  материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 170-176.
  2. Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Карпова М.А., Лапшина И.А., Седова А.С. Определение и роль игры в педагогической дидактике //  Юность и знания - гарантия успеха -2019:  сборник научных трудов Международной молодежной научной конференции. Курск, 2019. С. 33-35.
  3. Кравцова Л.П. Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников // Наука в современном мире: материалы XXXI Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. Научный редактор Г.И. Рогалева. 2018. С. 79-84.
  4. Олейник С.Т. Игра как способ формирования личности // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. с. 187-191

Автореферат диссертации

  1. Родионова Е.Б. Социально-культурные условия формирования основ здорового образа жизни дошкольников средствами игровых технологий: дисс.канд.пед.наук. Тамбов, 2015. 370 с.
  2. Сопова М.Н. Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации: дисс.канд. культур. Сыктывкар, 2016.180 с.
  3. Ярецкая А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников: дисс. канд.пед.наук. Воронеж, 2016. 221 с.

Источники из Интернет

  1. Евдокимова О. А., Дунаева О. В. Значение игры в воспитании ребёнка // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 752-755. — URL [электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/87/17048/ (дата обращения: 10.12.2019).
  2. Кондратьева Н. В., Максимова М. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 629-632. — [электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/86/16332/ (дата обращения: 10.12.2019).
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / секция Игровые технологии // Образовательный портал. Центр подготовки педагогов к аттестации / [электронный ресурс] - http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48
  4. Игровые технологии (материал взят из книги Г.Е. Муравьевой «Проектирование технологий обучения») / ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий [электронный ресурс] http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node29.html
  5. Учебно–образовательный международный образовательный портал для воспитателей и педагогов МААМ. [электронный ресурс] https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-zdorovomu- obrazu-zhizni-dlja-detei-starshei-grupy-uroki-aibolita.html
  6. Явтушенко Т.В. Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников // научно-электронный журнал «Педагогика Он-лайн» [электронный ресурс] http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-fizkulture/igra-kak-sredstvo-obucheniia-vospitaniia-i-razvitiia-shkolnikov.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Презентация школьной игры «Креатив-бой-2017» (7–8 классы)

Светлана Карпушкина
[23]

«Креатив-бой» — вид интеллектуальных командных соревнований.

Он немного напоминает широко известные игры «Что, где, когда?» или «Брейн-ринг», но есть и существенное отличие.

В креатив-бое участникам предлагаются открытые (изобретательские или исследовательские задачи). Эти задачи далеко не всегда имеют единственно правильный (контрольный) ответ.

Креатив-бой — это активное и захватывающее соревнование, это эмоции и интеллект «в одном флаконе», это прекрасное средство для повышения мотивации к добыванию знаний.

В одном Креатив-бое в качестве заданий команды получают задачи на самые разные темы. Например, задачи с техническим или биологическим содержанием; задачи, для решения которых необходимы межпредметные знания; социальные задачи и т. д.

Решения оцениваются по номинациям «оригинальность» и «практичность».

Креатив-бой как вид соревнований был разработан Лабораторией «Образование для Новой Эры». Источниками учебных открытых задач служат исторические факты, научные и научно-популярные книги, периодика, документальные фильмы, патентный фонд, а также случаи из практики специалистов по ТРИЗ. Тематика открытых задач не ограничивается сферой техники, ведь простор для мысли изобретателя и исследователя есть в любых сферах человеческой деятельности. Открытые задачи непохожи на обычные школьные задачи. Иногда школьники смотрят на условие открытой задачи и даже не понимают, как к ней подступиться. Мы считаем, что начинать обучение школьников решению таких задач лучше всего с метода мозгового штурма.  Сценарий игры, подбор задач, оформление, презентация и проведение игры – педагога-организатора.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика «Игра как средство нравственного воспитания дошкольников»

Составитель: Семейкина Елена Викторовна [23]

  1. Методы и приемы: Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким.
  2. Использование игр и  упражнений: направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»), направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»), направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.). Для того чтобы дети закрепили представления «хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников, игра: «Добрые превращения».
  3. Игровые инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье. Просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков. Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
  4. Методические требования: игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий: правильная организация и руководство игрой; правильно сформулированная мотивация; многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
  5. Виды игр: образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками. Например: проведение дидактических игр «Отгадай, кто это делает врач или медсестра», «Что как лечить?»; Игре «Зоопарк» предшествовали проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.
  6. Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых. Для объединения детей в совместную игру, выработки доброжелательного отношения друг к другу, умения договариваться, во что и как они будут играть, необходимо использовать различные приёмы. Например, Антон возит грузовую машину, а Женя начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предложите Антону подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключите к нему Сашу. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обратить внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинают что-то строить, они уже объединяются.
  7. Ход игры: Вова («врач», приехав по вызову к «больной», строго спрашивает: «Что у вас случилось?». Денис («папа»): «Дочка заболела». Врач: «Сейчас посмотрим. Надо первым делом поставить градусник и горчичники». Сам молча выполняет все процедуры. В это время папа и брат Маши (Валерий) готовят обед. Врач обращается к ним: «У Маши температура 39 градусов. Вы слышите?». Валерий: «Ну и что? Я варю суп». А Денис настолько увлечен приготовлением обеда, что даже не отреагировал. Вова заявляет, что Машу необходимо забрать в больницу, Валерий молчит, а Денис отвечает: «Я пеку пирожки». В кабинет «врача» входит Вова с мишкой. От имени мишки он обращается к Антону, исполняющему роль врача: «Полечи меня, доктор, у меня ангина». Антон наклоняется к нему, сочувственно спрашивает: «Тебе очень больно? Да, сразу видно, что заболел, голова опущена, глаза грустные. Покажи горло». Внимательно рассматривает горло больного: «Очень, очень красное». Треплет мишку за ухо, говорит ободряюще: «Ну, ничего, потерпи, вылечим тебя». Обращается к Вове: «У вас есть дома синька? Когда болит горло, его надо мазать синькой, мне мама так всегда делает». Склоняется над мишкой, говорит, улыбаясь: «Ты не бойся, это совсем не больно». Протягивает Вове лист бумаги: «Вот вам рецепт, получите в аптеке синьку. Если мишке будет хуже, положим его в больницу. Сейчас по телефону узнаю, есть ли в больнице свободное место». Обращается к Лене, исполняющей роль медсестры: «Ты пока займись мишкой, я должен договориться с больницей» (серьезный вид, деловой тон). По телефону: «Это больница? Звонят из поликлиники. У меня здесь на приеме больной мишка, у него ангина. У вас есть свободное место? Через два дня? Хорошо, я позвоню позже. Придите через два дня, мы положим его в больницу. А пока не волнуйтесь, лечите его, как я вам сказал. До свидания».