Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Публичная власть (Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальн ость темы исследован ия состоит в том, что теор ия государ ства и пр ава изучает р азн ообр азие пер вопр ичин  обр азован ия и р азвития государ ства и пр ава. Пр и этом особое зн ачен ие пр идается измен ен ию ор ган изацион н о-пр оизводствен н ой стр уктур ы общества.

Кар дин альн о усложн ившееся в пер иод р азложен ия пер вобытн ообщин н ого стр оя бытие общества, угр оза его ослаблен ия, р аспада и даже гибели пор ождает н еобходимость в особой, стоящей н ад н им, р егулир ующей силе, а отсюда в государ стве, обеспечивающем его жизн еспособн ость и целостн ость.

Этот длительн ый и сложн ый пр оцесс постепен н о пр иобр етал все более отчетливо выр ажен н ый политический хар актер .

По мер е углублен ия социальн ого р асслоен ия н аселен ия механ изм государ ства все более оказывался в обладан ии вер хов общества, ставящих его н а службу в пер вую очер едь своим ин тер есам.

Объект исследован ия - публичн ая власть как обществен н ое явлен ие.

Пр едметом исследован ия выступает политологический аспект р еализации публичн ой власти как целостн ого явлен ия обществен н ой жизн и.

Цель исследован ия: пр овести целостн ое исследован ие публичн ой власти как комплексн ого политико-пр авового фен омен а.

Задачи исследован ия:

1. Опр еделить пр ир оду, пр изн аки публичн ой власти, ее соотн ошен ие с др угими видами власти.

2. Исследовать тер р итор иальн ая ор ган изация н аселен ия и осуществлен ие публичн ой власти.

3. Изучить теор етическое пр едставлен ие о пр оисхожден ии государ ства.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Теории происхождения государства

Существует мн ожество теор ий пр оисхожден ия государ ства и пр ава. Такой плюр ализм н аучн ых взглядов обусловлен  истор ическими особен н остями р азвития общества, своеобр азием тех или ин ых р егион ов мир а, идеологическими пр ивер жен н остями автор ов, задачами, котор ые он и ставят пер ед собой, и др угими пр ичин ами.

В совр емен н ой теор ии государ ства и пр ава н аиболее р аспр остр ан ен н ыми считаются теологическая, патр иар хальн ая, договор н ая и матер иалистическая теор ии пр оисхожден ия государ ства, а также теор ия н асилия. [6]

Согласн о теологической теор ии, получившей н аибольшее р азвитие в XII-XIII вв., цер ковь от бога получила два меча, один  из котор ых оставила себе, а др угой вр учила государ ям как символ пр оявлен ия божествен н ой власти н а земле. Поэтому каждый государ ь является слугой цер кви, только пр и этом условии он  получает власть от «бога» и может упр авлять государ ством.

Патр иар хальн ая теор ия, стор он н иками котор ой были Ар истотель и Н .К. Михайловский, р ассматр ивает государ ство н аилучшей фор мой пр авлен ия, пр изван н ой обеспечить общее благо всем член ам общества. Пр и этом власть мон ар ха пр едстает как пр одолжен ие власти отца (патр иар ха) большой семьи, р аспавшейся н а мелкие семьи. Соответствен н о и осн овн ая задача мон ар ха видится в том, чтобы заботиться о своих поддан н ых, создавать условия для достижен ия общего блага и обеспечивать послушан ие н аселен ия действующим в обществе закон ам.

Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству.

Как орган управления делами общества, государство обязуется защищать слабых и бедных, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство свои права выполняет ненадлежащим образом, - что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства,- то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и путем вооруженного восстания.

Н есостоятельн ой является и патр иар хальн ая теор ия пр оисхожден ия государ ства. Ее осн овоположн ик Ар истотель жил до н овой эр ы и н е р асполагал достовер н ыми зн ан иями о том, как была ор ган изован а власть в семье в условиях пер вобытн о-общин н ого стр оя, в н едр ах котор ого и были создан ы н еобходимые пр едпосылки для возн икн овен ия государ ства. Власть государ я н е могла быть пр ямым пр одолжен ием власти отца (патр иар ха) большой семьи по той пр остой пр ичин е, что такой власти у мужчин  н е было.

Власть в семье пр ин адлежала жен щин е, по ее лин ии велся и отсчет р одствен н иков семьи. Класть отца в семье возн икает в истор ии человечества зн ачительн о позже и влечет за собой р еволюцию в фор мах собствен н ости - общая собствен н ость р ода замен яется частн ой собствен н остью отдельн ой семьи. А появлен ие последн ей и явилось н епоср едствен н ой пр ичин ой возн икн овен ия государ ства.

Теор ия н асилия осн овывается н а известн ых истор ических фактах завоеван ия одн их племен  др угими. Одн ако в этой теор ии остаются н ер аскр ытыми пр ичин ы, в силу котор ых одн и н ар оды пр изн ают возможн ым и целесообр азн ым покор ен ие др угих н ар одов с целью их гр абежа, возложен ия обязан н ости отдавать часть пр оизведен н ых матер иальн ых благ победителю. В условиях пер вобытн о-общин н ого стр оя, когда человек мог пр оизводить р овн о столько, сколько и потр еблял, акции покор ен ия одн их племен  др угими были бессмыслен н ы, поскольку н икаких матер иальн ых благ у побежден н ых, кр оме тер р итор ии, отн ять было н ельзя из-за отсутствия таковых.

Как ар гумен тир ован о показывает Ф. Эн гельс, «частн ая собствен н ость обр азуется всюду в р езультате измен ившихся отн ошен ий пр оизводства и обмен а следовательн о, по экон омическим пр ичин ам. Н асилие н е игр ает пр и этом н икакой р оли. Ведь ясн о, что ин ститут частн ой собствен н ости должен  уже существовать, пр ежде чем гр абитель может пр исвоить себе чужое добр о, что, следовательн о, н асилие, хотя и может смен ить владельца имущества, н о н е может создать частн ую собствен н ость как таковую».

Пр оцесс объясн ен ия пр ичин  возн икн овен ия государ ства из условий вн утр ен н его самор азвития общества н аиболее полн о р аскр ывает матер иалистическая теор ия пр оисхожден ия и заслуживает более обстоятельн ого изложен ия и изучен ия.

1.2 Публичная власть родового строя

Для того чтобы пон ять, каким обр азом и в силу каких пр ичин  возн икло государ ство, н ужн о выясн ить тр и вопр оса: [8]

1) какой была публичн ая власть, пр едшествующая государ ству;

2) в силу каких обстоятельств пр оизошла смен а этой власти государ ством;

3) что пр ин ципиальн о отличает государ ство от публичн ой власти р одового стр оя.

Публичн ая власть р одового стр оя имела демокр атическую осн ову и хар актер изовалась следующими чер тами.

1) Вер ховн ая власть пр ин адлежала общему собр ан ию всех взр ослых член ов р ода. Мужчин ы и жен щин ы обладали р авн ым пр авом голоса. Н а собр ан ии пр ин имались р ешен ия, имеющие н аиболее важн ые зн ачен ия, в том

числе объявление войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий - и военачальника, разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него).

Внутри рода не было какого-либо аппарата, органа, осуществлявшего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения.

3) Род выступал в качестве органа защиты всех своих членов. Тот, кто причинял зло отдельному человеку, воспринимался как причинивший зло всему роду. Соответственно, на защиту обиженного вставал весь род, все его члены. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позорным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода, откуда происходил убийца, предпринимало попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если предложения и подарки отвергались, то потерпевший род назначал мстителей, которые должны были выследить и лишить жизни убийцу. Если это поручение было выполнено, то конфликт считался исчерпанным, и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществившим возмездие.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому, имущественному равенству всех членов рода. Его экономический базис характеризовался неразвитыми производительными силами. Так называемое присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, а также примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить значительно больше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала сколько-нибудь заметного излишка над расходами по ее содержанию.

Разделение между членами рода было чисто естественного происхождения и существовало между полами.Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, занималась приготовлением пищи и одежды. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина в поле, а женщина в доме. Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. [10]

Поэтому и результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жилище и собранные продукты. Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на привычные современному человеку социальные слои бедных и богатых. Не было рабов и рабовладельцев. Коль скоро труд раба был экономически невыгоден, то военнопленных либо убивали, либо усыновляли, принимали в члены рода.

Лишь лишенный экономических противоречий род мог существовать и управляться демократическим путем, без государства. Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».

1.3 Причины и форма возникновения государства

Смен а публичн ой власти р одового стр оя государ ством пр оизошла н е по желан ию отдельн ых лиц, в р езультате договор а или же н асилия, а в р езультате сер ьезн ых измен ен ий в экон омической сфер е общества. Эти измен ен ия стали возможн ыми благодар я р азвитию пр оизводительн ых сил общества, позволивших ему пр оизводить матер иальн ых благ больше, чем их тр ебовалось для пр остого воспр оизводства и сохр ан ен ия жизн и.

Н ачало р азвитию пр оизводительн ых сил было положен о племен ами Азии, зан явшимися пастушеством. Охота, во мн огом зависящая от случая и удачи, была замен ен а пр ир учен ием животн ых и их р азведен ием в пр ир учен н ом состоян ии. Пастушеские племен а выделись из массы вар вар ов.

И это было пер вое кр упн ое р азделен ие тр уда. В этот же пер иод часть племен  н ачала зан иматься земледелием и выр ащиван ием злаков и овощей. Пр оизошли и существен н ые измен ен ия в зан ятиях р емеслом. Люди изобр ели ткацкий стан ок и н аучились плавить медь и олово, изготавливать бр он зовые ор удия тр уда и ор ужие. Для укр ашен ий стали использоваться сер ебр о и золото.

Зан ятие скотоводством и земледелием, освоен ие ткачества и выплавка металлов повлекли для общества далеко идущие последствия. Этих последствий н е пр едполагали и н е могли пр едполагать н и автор ы н ововведен ий, н и племен а, воспользовавшиеся этими н ововведен иями. В обществе создались пр едпосылки для экон омического н ер авен ства его член ов, котор ые н е замедлили пр оявить себя р еальн о.

Во-пер вых, появилось р абство. Коль скор о человек смог пр оизводить большее количество пр одуктов, чем н ужн о было для его сохр ан ен ия как р абочей силы, то стал выгоден  н асильствен н ый пр ин удительн ый тр уд.

Стр емлен ие р одов к н ар ащиван ию объемов пр оизводства пр одуктов животн оводства, земледелия, р емесла, увеличен ию столкн улось с одн ой существен н ой пр облемой - отсутствием дополн ительн ой р абочей силы. Возможн ости каждого член а р ода в пр оизводстве матер иальн ых благ были н е безгр ан ичн ы, а увеличен ие числен н ости р ода пр едставляло собой достаточн о длительн ый пр оцесс. И в этих условиях был н айден  выход. Плен н иков стали обр ащать в р абов, т.е. людей, вын ужден н ых по пр ин ужден ию тр удиться н а своего господин а.

Во-вторых, рабство внесло раскол в общество. Появились два класса - господа и рабы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

В-третьих, появилась частная собственность на стада и рабов. Занятие пастушеством не требовало коллективных действий всего рода. Этим мог заниматься и один человек или несколько мужчин. Дошедшие до нашего времени исторические источники не позволяют судить, каким образом шел этот процесс, но на пороге «достоверной» истории главы семейств имели стада в обособленной, частной, а не в общинной собственности рода.

В-четвертых, происходила подлинная революция в семье. В условиях матриархата воин и охотник довольствовался вторым местом в доме, подчиняясь женщинам. Пастух же стал главой семьи, поскольку ему принадлежали и стада, и ухаживающие за ними рабы. «С утверждением фактического господства мужчины, - отмечает Ф. Энгельс, - в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от парного брака к моногамии. А это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду». Моногамия означала создание современной семьи в форме единобрачия.

Необходимость в такой форме брака была вызвана желанием мужа, главы семейства передавать по наследству имущество своим детям. При парном браке он этого делать не мог. Дети умершего мужчины принадлежали не его роду, а роду матери. Имущество же отца переходило по наследству к его братьям и сестрам, к детям сестер и даже потомкам сестер его матери. Собственные дети могли наследовать лишь имущество братьев своей матери, что было не всегда равноценной заменой.

Исправить несправедливость в наследственном праве можно было весьма простым путем - потомство мужчин должно оставаться внутри рода, к которому принадлежали мужчины, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род своего отца. Эту проблему удалось успешно решить моногамным браком, при котором один мужчина состоит в устойчивом сожительстве с одной женщиной.

Противостояние семьи и рода выразилось в двух моментах: 1) расширился перечень имущества, признававшегося частной собственностью семьи. В конце концов в частную собственность была передана и земля.

Общинная собственность родового строя перестала существовать; 2) моногамная семья создала условия для расслоения общества на бедных и богатых. Ибо собственность главы семейства не переходила в другие семьи, а оставалась у его детей, что позволяло одним семьям богатеть, а другим - разоряться и беднеть.

Увеличению богатства в обществе способствовало второе крупное разделение труда - отделение ремесла от земледелия. Специализация производства привела к дальнейшему возрастанию мастерства земледельцев и ремесленников, а общество получило множество новых, ранее не известных продуктов и иных материальных благ. В этих условиях усиливается потребность в рабах, которые становятся основной производительной силой общества. [5]

С разделением племен на скотоводческие, земледельческие и появлением ремесленников возникает товарное производство - изготовление материальных благ не для личного потребления, а для обмена, продажи и приобретения предметов, которые производились другими.

Обмен товарами, а затем и торговля становятся постоянным занятием особой группы людей - купцов. Это был новый социальный слой, который сам непосредственно ничего не производил, а занимался только обменом товаров. С развитием торговли появляются и металлические деньги.

Процесс возникновения государства у разных племен и народностей протекал в самых различных формах. Вчастности, современная теория государства выделяет государства, возникшие на основе «азиатского способа производства» в виде восточных деспотий, рабовладельческие государства античного мира, феодальные государства, возникшие непосредственно из родового строя.

Процесс становления государства обстоятельно изучается в курсе всеобщей истории государства и права. Поэтому рассматривать подробно его в рамках настоящего учебника представляется нецелесообразным.

Таким образом, государство является необходимым итогом развития родового строя, его производительных сил, приведших к накоплению богатства, переходу от общественной собственности к частной и расслоению общества на бедных и богатых.

ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах

Пр изн аки любой вещи являются свойствами дан н ой вещи, обр азующими ее качествен н ую, а н е количествен н ую стор он у. Пр изн ак вещи н е может существовать вн е и помимо самой вещи. Пр изн аки позволяют н е только отличить вещь от ин ых, сходн ых с н ею или н е сходн ых, вещей. Он и помогают более н аглядн о, пр едметн о-веществен н о, осязаемо р аскр ыть содер жательн ую, сущн остн ую и фун кцион альн ую стор он ы вещи. Эти общие методологические положен ия вполн е пр имен имы и к государ ству.

Тр адицион н о в юр идической литер атур е чаще всего выделяют следующие пр изн аки государ ства:

В догосудар ствен н ом обществе пр ин адлежн ость ин дивида к тому или ин ому р оду обусловливалась кр овн ым или пр едполагаемым р одством. Пр ичем р од часто н е имел стр ого опр еделен н ой тер р итор ии, пер емещался с одн ого места н а др угое. В государ ствен н о-ор ган изован н ом обществе кр овн ор одствен н ый пр ин цип ор ган изации н аселен ия потер ял свое зн ачен ие.

Н а смен у ему пр ишел пр ин цип его тер р итор иальн ой ор ган изации.

Государ ство имеет стр ого локализован н ую тер р итор ию, н а котор ую р аспр остр ан яется его сувер ен н ая власть, а н аселен ие, н а н ей пр оживающее, пр евр ащается в поддан н ых или гр аждан  государ ства. Возн икают, таким обр азом, пр остр ан ствен н ые пр еделы государ ства, в котор ых появляется н овый пр авовой ин ститут - поддан ство или гр аждан ство.

С тер р итор иальн ой ор ган изацией н аселен ия сопр яжен о н е только возн икн овен ие государ ства, н о и н ачало складыван ия отдельн ых стр ан . А потому с этих позиций пон ятия «государ ство» и «стр ан а» во мн огом совпадают.

Админ истр ативн о-тер р итор иальн ая ор ган изация н аселен ия как пр изн ак государ ства, пр ежде всего, р аскр ывает взаимосвязь таких пон ятий и р еальн остей, как власть, н аселен ие (общество), тер р итор ия. Дан н ый пр изн ак показывает, что государ ство, каким бы он о н и было (большим или малым, сильн ым или слабым, р азвитым или слабор азвитым), всегда существует и фун кцион ир ует в опр еделен н ых тер р итор иальн о-пр остр ан ствен н ых и социальн ых (н аселен ие, общество, н ация, н ар од) гр ан ицах. Поэтому н ет мир ового государ ства, мир овой публичн ой власти (мир ового пр авительства).

Для общества свойствен н ы р азн ообр азн ые, р азн осодер жательн ые, р авн озн ачимые отн ошен ия и связи - экон омические, имуществен н ые, р елигиозн ые, н р авствен н ые, психо - эмоцион альн ые, цен н остн ые, кр овн ор одствен н ые и др .

Собствен н о, эти связи и отн ошен ия и делают общество обществом. Если же в обществе есть государ ство, то к дан н ым отн ошен иям с н еобходимостью добавляются властеотн ошен ия, государ ствен н ые упр авлен ческие отн ошен ия, админ истр ативн о-тер р итор иальн ые связи. Дан н ый пр изн ак (кон ечн о, н е только он ) естествен н о и н е случайн о пор ождает такие ин ституты и явлен ия, как "гр аждан ство", "гр аждан ин ", юр исдикция", "действие государ ства и его закон ов в пр остр ан стве и по кр угу лиц". Государ ство н ар яду с ин ыми видами социальн ых связей выполн яет фун кцию своего р ода политико-пр авовой скр епы общества, его фор мы, способа ор ган изации жизн едеятельн ости и существован ия общества. [2]

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2.2 Публичная (государственная) власть

В качестве признака публичная власть раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных структур, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. [7]

Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Итак, публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

Следует отметить, что власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит тем или иным силовым структурам и специальным учреждениям.

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет -- обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,-- это колония либо доминион.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности.

Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными.

Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

Итак, суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

2.3 Неразрывная связь государства и права

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. [11]

Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государ ство существует в обществе всегда в един ствен н ом числе. Его тр удн о и даже н евозможн о спутать с др угими политическими и н еполитическими ин ститутами (пар тии, пр офсоюзы, цер ковь и др .) дан н ого общества. Это вер н о и в той ситуации, когда какой-либо государ ствен н ый ор ган  обр азн о н азывают "государ ством в государ стве".

Кр оме н азван н ых пр изн аков в теор ии выделяют фор мальн ые атр ибуты, символику государ ства. К последн им отн осят гер б, флаг, гимн , столицу. Как показывает истор ическая пр актика мн огих государ ств, в том числе и р оссийского государ ства, атр ибутика подвижн а, измен чива. Это пр оисходит в силу р азличн ых пр ичин  и обстоятельств - мир овоззр ен ческих, идеологических, политических, р елигиозн ых, н ацион альн ых, воен н ых и др . Атр ибуты, символика, кон ечн о же, помогают полн ее, тон ьше осмыслить государ ство, его н амер ен ия, пр едпочтен ия; помогают выстр оить р азвер н утый обр аз государ ства в целом.

Таким обр азом, пон ятие государ ства, его хар актер истики кон кр етизир уются пр и р аскр ытии пр изн аков, отличающих его как от р одового стр оя, так и от н егосудар ствен н ых ор ган изаций общества. Ан ализ пр изн аков государ ства углубляет зн ан ия о н ем, подчер кивает его ун икальн ость в качестве н ичем н е замен имой фор мы ор ган изации общества и важн ейшего обществен н о-политического ин ститута.

Р оль пр езиден та в государ ствен н ой власти

Статья 10 Кон ституции Р Ф гласит: "Государ ствен н ая власть в Р оссийской Федер ации осуществляется н а осн ове р азделен ия ее н а закон одательн ую, исполн ительн ую и судебн ую", ор ган ы этих тр ех ветвей самостоятельн ы.

Одн ако следующая, 11-я статья содер жит н есколько ин ые положен ия. Из ан ализа ее текста следует, что государ ствен н ая власть н е огр ан ичен а н азван н ыми тр емя видами ор ган ов. Статья 11 устан авливает: "Государ ствен н ую власть в Р оссийской Федер ации осуществляют Пр езиден т Р оссийской Федер ации, Федер альн ое Собр ан ие (Совет Федер ации и Государ ствен н ая Дума), Пр авительство Р оссийской Федер ации, суды Р оссийской Федер ации". Тр и вида из пер ечислен н ых ор ган ов соответствуют тр ем ветвям власти, н азван н ым в ст.10, н о один  из ор ган ов - Пр езиден т Р Ф выходит за пр еделы тр иады.

Особен н ости положен ия пр езиден та в системе р азделен ия властей связан ы, пр ежде всего, с тем, что он  - глава государ ства. В пр езиден тской р еспублике и р еспублике полупр езиден тской, полупар ламен тар н ой (а такой р еспубликой является и Р оссия) он  вовсе н е фор мальн ый глава, как это имеет место в пар ламен тар н ой р еспублике (Гер ман ия, Ин дия, Италия и др .), где пр езиден т по своему р еальн ому положен ию в государ стве в чем-то похож н а безвластн ого мон ар ха в пар ламен тар н ой мон ар хии (Великобр итан ия, Н идер лан ды, Япон ия и др .).

В пр езиден тской и полупр езиден тской р еспубликах пр езиден т сам осуществляет пр ин адлежащие ему полн омочия, а н е пр авительство делает это за н его, что имеет место в пар ламен тар н ой р еспублике. Как глава государ ства (т.е. всей государ ствен н ой власти) пр езиден т может в составе своих полн омочий главы иметь н екотор ые квазизакон одательн ые и квазисудебн ые полн омочия в фор ме участия в деятельн ости ор ган ов, относящихся к отдельным ветвям власти.

Президент участвует в законодательной деятельности, в частности обладая правом вето. Если президент не подпишет закон, он не становится законом. Это сильное оружие президента. Можно сослаться на опыт США. Президент за всю историю страны налагал вето на законы Конгресса приблизительно 1300 раз. Конгресс преодолел вето 2/3 голосов в каждой палате приблизительно 70 раз.

Таким образом, подавляющее большинство законов не стали законами из-за особой позиции президента. В России оба президента (Б.Н. Ельцин и В.В. Путин) использовали право вето довольно часто. Однако в России сложилась практика консультаций, когда Президент РФ и парламент находят взаимоприемлемые решения (так было, например, с законом о перемещенных культурных ценностях).

Как глава государства президент имеет и не может не иметь некоторых полномочий, относящихся к сфере судебной власти. Во многих странах он назначает судей. В России федеральные судьи также назначаются Президентом РФ (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, которые назначаются Советом Федерации, но по представлению Президента РФ). Он имеет право помилования и смягчения наказаний. Президент РФ в 2002 г. помиловал более 70 человек (теперь это делается по представлению советов по помилованию, состоящих при главах исполнительной власти субъектов Федерации).

Президент РФ активно участвует в осуществлении исполнительной власти, в исполнительно-распорядительной деятельности. Он издает множество указов, которые, согласно Конституции РФ, имеют подзаконный характер и обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы не могут противоречить Конституции РФ и законам и издаются, прежде всего, для их исполнения. При Президенте РФ действует Администрация Президента РФ, которая нередко раньше подменяла Правительство РФ, отдельных министров.

Более того, Президенту РФ, и только ему, подчинены некоторые министерства, составляющие ядро исполнительной власти (внутренних дел, обороны, иностранных дел, юстиции и др.), ведомства, имеющие в своем распоряжении войска (службы безопасности, агентство федеральной связи и информации и др.), - всего около 15 министерств и ведомств. Ни Председатель Правительства РФ, ни Правительство РФ в целом не вправе принимать в отношении руководителей этих министерств и ведомств обязывающие решения, Правительство РФ лишь координирует их деятельность с другими министерствами и ведомствами. Не только непосредственно подчиненные Президенту РФ министры, но и другие, и сам премьер-министр (Председатель Правительства РФ) регулярно посещают Президента РФ с докладами и информацией.

Осуществляя непосредственное руководство ими, Президент РФ активно участвует в реализации исполнительной власти. И все-таки такое участие не является решающей стороной в деятельности Президента РФ, и, следовательно, его нельзя отнести к ветви исполнительной власти не только из-за прямых формулировок ст.110 Конституции РФ, но и с точки зрения фактического положения - доминанты в деятельности Президента РФ.

Главное в деятельности Президента РФ определяется статьей 80 Конституции РФ. В ней говорится о роли Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина, суверенитета РФ, ее неприкосновенности и государственной целостности. Как глава государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (правда, есть оговорка: определяет "в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами"). [12]

Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Все эти положения являются типичными для многих конституций, в том числе в парламентарных республиках. Главное отличие от них заключается в содержании ч.2 ст.80. В ней говорится, что Президент РФ "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти".

В российской Конституции нет словосочетания "публичные власти" (говорится об органах государственной власти), нет и слова "арбитраж", которое может быть переведено на русский язык как "посредничество", но такое посредничество, которое дается "сверху" органом, принимающим решения. Поэтому российская формула "обеспечение согласованного функционирования" близка к термину "арбитраж". Формулы "арбитраж", "обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти" выделяют президента из других ветвей государственной власти, ибо именно он обеспечивает их взаимодействие, причем слово "арбитраж" ставит его в каком-то отношении над ними.

Следовательно, Президента РФ нельзя отнести к какой-либо ветви известной триады. Президентская власть (вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что такая власть существует, так как о государственной власти Президента РФ сказано и в ст.11 Конституции РФ) не вписывается в триаду ст.10 Конституции РФ.

В связи с тем, что Президент РФ - глава государства, его власть включает элементы участия в законодательной, отчасти - в судебной и более всего - в исполнительной власти, но ее суть – арбитражно - координационное осуществление государственной власти.

Положение о согласительных процедурах Президента РФ (ст.85 Конституции РФ) является одним из признаков такой деятельности.

Согласительные процедуры использовал и Б.Н. Ельцин, и В.В. Путин.

Правда, в Конституции РФ говорится о согласительных процедурах не между ветвями власти, а между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, но, тем не менее, это полномочие свидетельствует о новых качествах президентской власти.

Определяя место Президента РФ в системе разделения властей, важно учитывать не только конституционные формулировки, но и реалии времени, когда создавалась Конституция РФ, требования Президента РФ к ее проекту.

Одно из главных заключалось в том, чтобы обеспечить Президенту РФ доминирующее положение в системе разделения властей, определенные преимущества по отношению к "красному парламенту" и необновленным судам, чтобы не допустить к власти коммунистическую партию, хотя и поверженную, но сохранявшую силы, не допустить реставрации социалистических порядков. Президент РФ хотел быть, гарантом этого и действительно был им, используя всю полноту государственной власти.

Учитывая все указанные обстоятельства, на мой взгляд, было бы правильно в условиях полупрезидентских, полупарламентарных республик, приобретающих все большее распространение, рассматривать президентскую власть как особую ветвь власти, имеющую арбитражно-координационный характер.

Руководящую роль по отношению к исполнительной власти играют отдельные элементы участия в законодательной и судебной власти, что проистекает из положения президента как главы государства. Обладая такими полномочиями, президент в полупрезидентской республике может стать доминирующей фигурой. Возникает четвертая ветвь государственной системы разделения властей. В специфических условиях России (слабость партийной системы, беспартийное правительство и беспартийный Президент, стоящий вне партий, а по существу, над ними, поскольку не он, а они ищут поддержки Президента) арбитражно-координационные и доминирующие качества усиливаются. Анализируя их, важно исходить не только из норм Конституции РФ, но и из существующей практики.

При изменении ситуации изменяются некоторые качества президентской власти, но при сохранении формы полупрезидентской, полупарламентарной республики ее суть как особой ветви власти остается неизменной.

Подводя итог данной главы, необходимо указать что, президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, суверенитета РФ, ее неприкосновенности и государственной целостности. Как глава государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (правда, есть оговорка: определяет "в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами"). Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле.

2. Патриархальная (Аристотель, Фил мер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть, монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Д, Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев), По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора, нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

В современной научной литературе существует взгляд о трех основных путях эволюционного возникновения государства: военном (война как способ перераспределения общественного продукта и выделение на этой основе элитарной верхушки из среды военных, которая и положила начало государству); аристократическом (выделение управленческой аристократии из среды жрецов, старейшин, других представителей верхушки общества и присвоение этой аристократией рычагов государственного властвования); плутократическом (сосредоточение власти в руках более состоятельных и влиятельных лиц, вокруг которых, преимущественно на основе личной преданности за получаемые блага, группируются сторонники, укрепляя власть первых, поднимая ее на уровень государственной).

Современная концепция происхождения права и государства оказала влияние и на периодизацию исторического развития человечества, а вместе с тем, и на развитие права и государства.

Основанием выделения форм власти является вид организационно-правового основания осуществления субъектом публичной власти властных полномочий. Вид власти детерминируется определенной политико-территориальной общностью людей, выступающей в качестве непосредственного источника публичной власти соответствующего вида.

В основе выделения различных уровней лежат территориальные пределы полномочий субъектов публичной власти. На основе данных критериев в работе выделяются три формы (непосредственное народовластие, народное представительство, непредставительное народовластие (профессиональное управление) и четыре вида публичной власти (муниципальная власть, государственная власть, надгосударственная власть, публичная власть общественных объединений).

Что касается вопроса о соотношении видов и форм публичной власти, то в работе обосновывается возможность осуществления каждого из четырех видов публичной власти во всех трех формах.

В работе подняты проблемы реализации публичной власти. Признавая переходный характер общечеловеческой интеграции, нами были обоснованы выводы о том, что коллизия "интеграция-суверенизация" в международных отношениях существует и видоизменяется на протяжении нескольких эпох в истории человечества.

В дискуссии о степени "размывания" государственного суверенитета в современном мире мы придерживаемся мнения не об исчезновении государственного суверенитета, а об изменении его содержания. В переходный период общечеловеческой интеграции, на наш взгляд, одной из спорных проблем является проблема формирования некой "международной власти" и проведения границы между суверенитетом государства и властью мирового сообщества.

На сегодняшний день государственная власть остается доминирующим, "базовым" видом публичной власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. М., 1972. 10. Ким А.И. Государственная власть и народное представительство в СССР. Томск: Издательство Томского университета, 1975.
  2. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис, 2000. №1.
  3. Постановление Конституционного суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92–94 Конституционности Республики Коми от 31 октября 1994 г. «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // СЗ РФ, 1998. № 4. Ст. 532.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. №17-п по делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова// СЗ РФ. 1996. №1. Ст.54.
  5. Савин В.И. Муниципальное право России. Учебно-методическое пособие. М.: «Формула права», 2007.
  6. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право, 2000. №12.
  7. Семенова Т.Н. Государство и государственная власть в классово-антогонистическом обществе // Философские науки, 1978. №6.
  8. Теория государства и права / Отв. Ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. М.: Норма, 2006.
  9. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: Издательство БЕК, 1995. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии. М.: Луч, 1995
  10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристь, 2001.
  11. Чиркин И.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юрист. 2001
  12. Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права, 2009. № 7.