Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Пути возникновения государства (Условия и общие закономерности происхождения государства)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы вызвана, прежде всего, тем, что обобщение теорий происхождения государства и права позволяет четче определять все свойственные им функции – основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Государство и право – это уникальные явления на земле. Они распространены повсеместно, но их распространенность не уменьшает их значимости. Именно государство и право, а не разум и речь, отличают человека от иных жителей нашей планеты. Животные также имеют возможность мыслить, пусть не в такой категории и не в таком качестве как человек. Они имеют возможность вербально общаться. И вообще, многие их виды намного сильней, выносливей. И только наличие государства и права – даже их ростки первобытных обычаев и общины смогли дать человечеству шанс стать властелином планеты. И оно (человечество) этот шанс не только не упустило, но и по настоящее время продолжает развивать свой успех. [11, с. 32-35]

Изучение процесса происхождения права имеет не только академический, но и практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития.

Объект исследования: происхождение государства.

Предмет исследования: теории происхождения государства.

Цель исследования: изучение теорий происхождения государства.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть условия и общие закономерности происхождения государства.
  2. Определить восточный и западный пути возникновения государства.
  3. Дать характеристику основных теорий происхождения государства.
  4. Охарактеризовать другие теории зарождения государства и права.

Методы исследования: аналогия, обобщение, сравнение и др.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.

Теоретическая основа: для написания работы были использованы труды таких авторов, как: Воронцов С.А., Гладких Е.Л., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Кашанина Т.В., Корельский В.М., Перевалов В.Д., Шумаков Д.М. и других.

1. Пути возникновения государства

1.1. Условия и общие закономерности происхождения государства

Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством, так как они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права, так и права без государства.

Возникновение государства связано с переходом от присваивающей к производящей экономике. Этот переход имел грандиозные последствия и получил название «неолитическая революция». Она началась в X-VIII веке до н.э. и завершилась к V-III веке до н.э. Благодаря неолитической революции человек перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи. Возникли новые способы существования:

  • производство;
  • оседлость;
  • обмен. [5, с. 55-70]

Люди стали производить то, что им нужно для жизни. Они порвали с жесткой зависимостью от природы. Не сразу, но неизбежно производящая экономика становится основным способом существования общества.

Происходит разделения труда. В качестве самостоятельных видов трудовой деятельности складываются:

  • земледелие;
  • скотоводство;
  • ремесло;
  • торговля.

Появляются люди, которые занимаются только одним соответствующим видом труда. Уже это предопределило утрату прежней социальной однородности общества. Общественное разделение труда вело к повышению его производительности. Это создавало возможность существования небольших семейных коллективов. Семья развивается и выделяется из рода. Все произведенное теперь не подлежит распределению среди соплеменников, а остается в собственности членов семьи. Обособленная семейная собственность со временем превращается в частную собственность, накапливается и используется для эксплуатации чужого труда, что также подрывает единство общества и его родовую организацию.

Изменения в сфере экономики и появление множества семей со своими частными интересами не исключают из жизни общества задачи, которые касаются всего общества в целом:

  • защита от внешних врагов и стихийных бедствий;
  • поддержание элементарного порядка в обществе;
  • выработка новых социальных норм, отвечающих изменившимся условиям, и контроль за их соблюдением;
  • проведение общезначимых хозяйственных работ и др.

Эти задачи сложны для института родового строя. В одиночку или время от времени решать эти задачи непросто или невозможно. Для этого нужен особый, принципиально новый орган, целенаправленно занимающийся решением этих задач. [1, с. 57]

Таким образом, по мере развития и усложнения хозяйственной деятельности человека родовая организация перестает быть адекватной формой общества. Производящая экономика потребовала иной, более приспособленной к новой реальности формы общества. Такой формой стала государственная организация общества, или государство.

Государство – это публичная организация, представляющая общие интересы и осуществляющая управление делами общества от его имени и в его интересах. Государство – это территориальная организация суверенной публичной и легитимной власти, обеспечивающая безопасность и содействующая развитию свободы и благосостояния общества в целом и его составных частей.

Право – единственная форма, в которой государство может выражать свои веления как общеобязательные. Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:

  • превращение мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование государством;
  • правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
  • формирование судебного права, состоящего из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел).

Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. [12, с. 33]

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох.

На процесс возникновения и развития права также оказала влияние специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, основными источниками права выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы. В Европе же кроме обычаев заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты) Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Сегодня в мире существует огромное количество стран. Но все они когда-то прошли процесс зарождения и становления. Восточный и западный пути возникновения государства имеют некоторые общие черты. В данном случае мы рассматриваем именно особенности стран, ведь право появилось на основе внутренних моральных правил социальных семей намного раньше каких-либо общественных формаций. Таким образом, сам факт создания государства был обусловлен несколькими взаимосвязанными факторами, а именно:

  • значительную роль сыграли природные явления, которые далеко не всегда были благоприятными для людей;
  • основным экономическим фактором является развитие производства и, конечно же, всеобщего рынка;
  • психологический фактор обуславливает потребность людей консолидироваться в группы для более эффективного достижения определенных целей;
  • общественные факторы говорят о том, что все без исключения правовые и государственные процессы развиваются лишь внутри социума и являются исходящими от него категориями. [14, с. 88-93]

На основе всех представленных особенностей можно сделать вывод о том, что государство и право – это явления, сотворенные непосредственно человеком в процессе его эволюции. Другими словами, развитость стран и нормативных правил в них свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне общества, что, безусловно, является позитивным фактором. Восточный и западный пути возникновения государства, права нужно рассматривать как комплексные категории, что дает возможность выделить их основополагающие черты.

1.2. Восточный и западный пути возникновения государства

На сегодняшний день человечество достигло такого уровня развития, что найти ответы на какие-либо вопросы не составляет никакого труда. Мы добились успеха практически во всех существующих отраслях жизнедеятельности: строительстве, правоохранительной работе, медицине и т.п. Однако такое положение дел было далеко не всегда. Изначально люди существовали в небольших структурах, которые, как уже было сказано, назывались семьями. Позднее стал очевиден вопрос неэффективности данных организационных систем в процессе управления большими массами людей. Поэтому семьи начали разрастаться, что привело к появлению государств. [19, с. 87]

Что касается внутреннего взаимодействия людей в странах, то оно осуществляется на основе права, которое в свое время пришло на смену насилию и религии. Сегодня право – это ключевой регулятор общественных отношений в любой стране. Как мы видим, юриспруденция и государство являются взаимодополняющими категориями. Они развивались во все времена параллельно. Тем не менее, различие национальных культур и ментальности всех народов привело к формированию двух типов развития государства и права: восточного и западного. Они наделены массой уникальных особенностей и своей историей, о чем и пойдет речь далее в статье.

Прежде чем рассматривать западный и восточный пути развития государств и юриспруденции, необходимо разобраться с особенностями второй категории. Как уже указывалось ранее, право – это ключевой регулятор социальных отношений. Выражением права являются законодательные акты. Они, как правило, имеют иерархичную систему построения и целевое назначение. При этом стоит отметить тот факт, что право существенно дополняет организационную структуру государства. По сути, без юриспруденции страны попросту не существовали бы.

Политики и мыслители во все времена задавались вопросом о том, что собой представляет каждая страна в отдельности? На основе этой проблематики было выдвинуто множество различных теорий, каждая из которых характеризуется собственными особенностями. На сегодняшний день существует одно наиболее общее понятие категории. Согласно его положениям, государство – это специфическая социальная организация, для которой характерно наличие политической власти, принудительного метода регулирования внутренних отношений и нормативной структуры, которая представляет собой форму выражения права. При этом любая страна является всецело самостоятельной и в какой-то степени «живой». Восточный и западный пути возникновения государства позволяют наглядно увидеть становление держав определенного типа. [16, с. 63]

Две представленные категории являются взаимодополняющими. Однако многие люди, в том числе и некоторые теоретики, не осознают важности подобного рода соотношения. Суть в том, что право является частью государства. Другими словами, первая категория создает специальные рамки и принципы деятельности, на основе которых любая страна существует. Помимо этого, право является основным организационным фактором, благодаря которому люди группируются не просто в отдельные составляющие, а в целое общество. Но, как мы знаем, право и государство не появились в один момент. Их создание происходило путем многолетнего становления и теоретической разработки.

Восточный и западный пути возникновения государства являются лишь комплексными теориями. Они были выведены для пояснения некоторых особенностей исторической взаимосвязи стран и юриспруденции. Теории детально расписывают возникновение государств. Западные и восточные пути развития в данном случае – это исторический феномен. То есть их выделяют на основе территории существования конкретных стран и особенностей культуры их населения.

Каждая в отдельности страна и юридическая система в ней создавались на протяжении большого количества времени. Другими словами, эти категории прошли значительный путь становления, прежде чем обрели современный вид. Что касается путей развития, а точнее теории об их существовании, то она образовалась вследствие очевидного различия народов Запада и Востока. На протяжении многих веков культуры этих социумов были изолированы друг от друга. Даже в XXI веке западные и восточные миры лишь начинают обмениваться опытом и взаимодействовать между собой в разных сферах деятельности. Но факт интеграции всех стран в мировое сообщество не исключает особенности государств с разной культурой. Поэтому восточный и западный пути возникновения государства и права активно изучаются историками и юристами-теоретиками на сегодняшний день. [9, с. 69-74]

Восточный, или же «азиатский», путь развития государства и права – это совокупность связанных между собой процессов, которые обусловили появление данной категории на определенной территории. Основной отличительной чертой этой части света является доминирование деспотии, как одного из ключевых методов управления обществом. То есть каких-либо демократических процессов на Востоке искать не следует. Ведь в силу различных факторов, одним из которых являются суровые климатические условия, отношения между людьми в этой части света всегда отличались высоким уровнем доминирования одних индивидов над другими.

Наглядным индикатором восточных государств также является экономика. Она отличается наличием общественной формы собственности. Что касается непосредственно права, то эта категория также во многом обусловлена общими особенностями культуры и ментальности населения восточных государств. [15, с. 35-37]

Восточный и западный пути происхождения государства наделены собственными характерными моментами, отделяющими их друг от друга. Чтобы разобраться в особенностях каждого типа, необходимо проанализировать его признаки, которые касаются различных сфер человеческой деятельности: экономики, политики и т. д. В данном случае развитие государства и права на Востоке происходило путем постепенной эволюции социальных формаций от родовой общины к сформированному обществу, которое объединялось в страну. Юриспруденция также была подчинена социальным законам, сформированным путем жесткой централизации. Таким образом, главными причинами развития общества на Востоке были:

  1. Агрессивный климат, который вызывал потребность создания больших ирригационных систем, позволяющих заниматься земледелием даже посреди пустынь.
  2. Необходимость подчинения и объединения огромных человеческих масс для более эффективного управления ими.
  3. Необходимость наличия общего, единого руководящего звена для контроля и регуляции поведения огромного количества людей.

Помимо перечисленных причин появления восточных государств, достаточно весомой особенностью является существование в них сильного аппарата управления. Он характеризуется как бескомпромиссное управление, подчиняющее всех и вся своей воле. Обычно в его систему входили ведомства трех основных направлений: финансового, военного и публичного. Последняя ветвь отвечала за массовые работы. Таким образом, государства Востока характеризовались как мощные густонаселенные бюрократические структуры. [12, с. 33]

Помимо представленных аспектов, существуют и другие характерные моменты развития восточных стран и права в них, например:

  • юридическая отрасль, как правило, касалась лишь наиболее официальных процедур, а повседневная жизнь человека регулировалась обычаями;
  • право в большинстве случаев не было записанным и существовало в головах людей;
  • правовой статус граждан не был равным в силу деления общества на отдельные группы;
  • многие институты первобытного общества были заимствованы, например, общины земельного типа.

Разнообразие путей возникновения государства позволяет сегодня ученым выделить ключевые культурные и ментальные отличия народов Востока и Запада. При этом нужно отметить тот факт, что формации обоих типов являются прямыми противоположностями друг другу. Ведь пути возникновения государства изначально подразумевают собой использование разных способов регулирования, управления, создания и потребления ресурсов. Поэтому при рассмотрении права и стран Запада, необходимо понимать, что это совершенно иные структуры, совершенно не похожие на восточные. [14, с. 88-93]

Большое значение в данном случае имеет право. Регулятор общественных отношений зародился на западных территориях достаточно рано. Суть в том, что люди осознавали пользу права в процессе взаимодействия друг с другом. Подобного рода разумность в организационном подходе повлекла быстрое формирование государств. Интересен тот факт, что западные страны появились раньше, чем общество разделилось на классы. Однако именно дифференциация социума позволила им эволюционировать. Таким образом, можно выделить следующие характерные черты развития стран и права данного типа, например:

  • классы появились значительно позже общей организации;
  • право имело широкое применение во всех сферах государственной жизни: политике, экономике, торговли и т.п.;
  • юриспруденция позволила создать первые демократические институты, которые характерны для некоторых современных государств;
  • политическая власть определялась имущественным богатством её членов;
  • общество постепенно становится основным источником силы государственного аппарата.

Но если восточные страны в большинстве случаев имели общие черты развития и функционирования, то на Западе было сформировано несколько путей эволюции, которые называются сегодня формами.

Восточный и западный пути возникновения государства теория государства и права рассматривает как взаимосвязанные и противоположные формы эволюции многих стран, которые существуют сегодня. Однако западная организация власти и права имеет несколько ответвлений. Одним из них является афинский путь развития государства и права. Это наиболее классическая форма развития стран. Она подразумевает существование классов и политической элиты. Что касается права, то оно уже в тот период разделялось на несколько отраслей, что позволяло регулировать большое количество внутренних отношений. Совершенно противоположной является спартанская форма развития государства. Свое начало данный путь развития берет в Древней Спарте. Это государство постоянно находилось в состоянии боевой готовности, что сильно отразилось на многих внутренних делах. Практически вся жизнедеятельность была регламентирована общеобязательными нормами, которые не давали право выбора. [10, с. 78]

Основополагающим для многих стран является римский путь развития. Суть в том, что одноимённое государство разработало множество юридических институтов. Именно в Древнем Риме впервые начало осуществляться деление права на публичную и частную сферу. Что касается государственного аппарата, то он вобрал в себя как чисто бюрократические, так и некоторые демократические черты.

Конечно, представленные формы – это далеко не основные пути возникновения государства. Тем не менее, они также являются весомой частью многих современных политико-правовых систем. Поэтому игнорировать их существование попросту нельзя.

Вывод по первой главе: восточный путь развития государства и права имеет огромное количество интересных моментов. Однако не меньше теоретических споров возникает по поводу Западных стран и их организации. В данном случае населению РФ второй путь развития более близок, потому что наше государство эволюционировало на его основе.

Мы рассмотрели восточный и западный пути возникновения государства. Сравнение данных форм показало, что различие народов обоих частей света обусловлено не только культурными, но еще и политико-правовыми особенностями их развития.

2. Основные теории происхождения государства

2.1. Характеристика основных теорий происхождения государства

Условия возникновения государства в последние века известны, поскольку сохранились исторические источники возникновения таких государств. Их можно проанализировать относительно возникновения новых суверенных государств после распада Советского Союза.

Более сложный вопрос – возникновение государства в «доисторический» период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. В связи с этим (и по другим причинам) в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства.

Теория государства и права в настоящее время представляет совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования, как государства, так и права. Данная дисциплина имеет свои специфические черты, она использует свои собственные задачи, методы исследования. [17, с. 98]

Так как государство – политическое явление, а право – юридическое явление, то теория государства и права может рассматриваться одновременно в качестве политической и юридической отрасли знаний и дисциплины.

Современные теории государства и права содержат в основном 9-10 теорий возникновения государства и права. Таблица 1 отображает основные теории возникновения государства, периоды возникновения их и основоположников данных теорий.

Таблица 1

Основные теории происхождения государства

Наименование теорий

Период возникновения

Основоположники

1.

Патриархальная теория

III в. до н.э.

Аристотель.

2.

Теологическая теория

XII-XIII вв.

Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен

3.

Договорная теория

XVII-XVIII вв.

Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев

4.

Теория насилия

XIX в.

Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский,

5.

Органическая теория

XIX в.

Г. Спенсер.

6.

Психологическая теория

Середина XIX вв.

Л. Петражицкий, Г. Тард, Д. Фрэзер.

7.

Расовая теория

1850 годы

Ж. Гобино.

8.

Технократическая теория

1920 годы

Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл

9.

Космическая теория

XVIII –XIX вв.

Ч. Дарвин, Г. Э. Рихтер

При ознакомлении с таблицей 1 ярко прослеживаются исторические вехи, влияющие на изменение мнения человечества о зарождении государства и права, так как основоположниками теорий являются известные философы.

Патриархальная теория возникновения государства. К числу первых теорий возникновения государства можно отнести патриархальную теорию, возникшую еще в III веке до нашей эры. Ее создателями являются выдающиеся представители древнегреческой философской мысли Платон и Аристотель. Другим представителем данный теории являлся англичанин Роберт Фильмер. [1, с. 79]

Патриархальная теория утверждала, что государство есть продукт разросшейся семьи в результате плавной эволюции общественных отношений. Государственная власть по своей сути является власть отца большого семейства. Основа легитимности власти – следование обычаям и традициям предков. Базовыми социальными институтами государства являются семья и общество.

Достоинством патриархальной теории возникновения государства является признание того, что государство есть порождение общества, представляет собой по сути «общение» его граждан. Недостатком патриархальной теории возникновения государства является ее недостаточная осведомленность о происхождении государства у других народов, как результат – принципы данной теории нельзя распространить на все государства.

Теологическая (божественная) теория возникновения государства. Можно предположить, что одной из первых стала теологическая (божественная) теория возникновения государства и права. Корни теологической теории лежат еще в философии Древнего Востока, которую продолжили идеологи христианства и ислама. Наибольшее распространение теория божественного происхождения государства получила в средневековую эпоху в трудах Формы Аквинского, Аврелия Августана, Иоанна Златоуста.

Содержание теологической или божественной теории происхождения государства в общих чертах сводится к следующему постулату: государство есть творение Бога и результат «божественного промысла». Правитель является наместником бога на земле, он призван исполнять божественную волю. Цель существования государства – спасение людей. [15, с. 35-37]

Несомненно, божественная теория происхождения государства есть вопрос веры и ничего более, ни подтвердить, ни опровергнуть ее не представляется возможным. Однако, следует отметить, что данная теория способствовала легитимации власти в глазах обывателей, а также снимала многие социальные конфликты между государством и обществом.

Теория общественного договора. Договорная теория или теория общественного договора зародилась в XVII-XVIII в трудах европейских мыслителях Томаса Гоббса, Джона Локка, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо и нашего соотечественника А.Н. Радищева.

Основой теории общественного договора стало утверждение о том, что государству предшествовало естественное состояние. Вышеперечисленные авторы рассматривали это естественное состояние по-разному. Томас Гоббс рассматривал его как состояние войны все против всех. Джон Локк как состояние всеобщей доброжелательности. Жан-Жак Руссо называл естественное состояние золотым веком человечества. Одна все они сходились на том, что люди, в конечном счете, были вынуждены заключить общественной договор в интересах всеобщей пользы, добровольно отказавшись от части свобод, они тем самым создали государство.

Сторонники теории общественного договора Жан-Жак Руссо и А.Н. Радищев отстаивали право народа контролировать государство, а также право на восстание против угнетения со стороны правителя. [5, с. 55-70]

Теория насилия. Значительным шагом к пониманию процессов, которые привели к образованию государства, стала теория, разработанная в XIX выдающимися исследователями государства Людвигом Гумпловичем, Евгением Дюрингом, Карлом Каутским. Согласно ее положениям государство возникает в результате завоевания одними племенами других.

Органическая теория возникновения государства. Органическая теория возникновения государства возникла в XIX веке под влиянием новейших достижений в области эволюции человека и естествознания. Основоположником органической теории возникновения государства стал Герберт Спенсер. Основным положением органической теории происхождения государства являлась идея о том, что государство, по сути, есть биологический организм и его происхождение результат эволюции человека. Большинство исследователей государственно-правовых явлений сходят на том, что перенесения свойств биологического организма на социальные процессы несостоятельно.

Психологическая теория возникновения государства. Психологическая теория возникновения государства была разработана Л.И. Петражицким и Г. Тардом в конце XIX века под влиянием достижений психологической науки.

Психологическая теория объясняет происхождение государства присущей человеку потребности жить в рамках организованного общества.

Расовая теория происхождения государства. Рассмотрим плюсы и минусы расовой концепции (таблица 2).

Таблица 2

Достоинства и недостатки расовой теории

Достоинства теории

Недостатки теории

Определяет, что биологически все люди разные - ни в физическом, ни в умственном, ни в психическом плане нельзя отыскать двух одинаковых индивидов

Грубо нарушает главный закон человечества - все люди равны, и это их неотчуждаемое право с рождения

Страны мира разнятся по уровню развития - где-то в расцвете постиндустриальное общество, а где-то - родоплеменные отношения

Ведет к появлению губительных для сознания фашистских, нацистских теорий

Этносы различны с точки зрения психологии: северные народы более спокойны и уравновешены, южные - импульсивны и эмоциональны

Объясняет и оправдывает захватнические войны, уничтожение народов, возникновение рабства

Достоинства расовой теории происхождения государства в том, что она подчеркивает – этносы различны между собой, что и объясняет несхожесть государственного стоя разных стран и невозможность создания универсальной модели идеального государства.

С плюсами и минусами расовой теории происхождения государства человечество знакомили в своих трудах следующие теоретики:

Классический период: Гиппократ, Посидоний, Витрувий. Просвещение: Р. Бойль, А. де Буленвилье, Вольтер, Камес, К. Линней, Д. Митчелл, И. Кант, Д. Хантер, Ч. Уайт, Блюменбах, Б. Раш, Бюффон, К. Майнерс.

Поздние мыслители: С.С. Смит, Ж. Кювье, Гегель, А. Шопенгауэр, Прунер.

XIX-XX вв.: Ницше, Гобино, Чемберлен, Вольтман, Гюнтер.

В России: Н. Кареев, С. Ешевский, В. Мошков, В. Авдеев, А. Савельев.

Расовая теория происхождения государства не является нацистской по своей сути. Как и любую другую, ее можно использовать для обоснования как гуманных, так и античеловеческих идей. [9, с. 69-74]

Технократическая теория. Технократические теории складываются из трёх основных групп:

Элитарные технократические теории приписывают власть и роль главной силы прогресса «элите общества» (производственной, политической, научно-культурной технократии – образованным людям, составляющим растущий «технологический» или «новый средний класс»). Эти взгляды представлены как у либерально-буржуазных авторов (Д. Белл, Дж. Голбрейт – США, Р. Арон – Франция), так и у воинствующих антикоммунистов (З. Бжезинский, Г. Кан – США).

Авторитарные технократические теории либо апеллируют к «твёрдой руке» государственной бюрократии и руководителей корпораций как к необходимому условию рациональности (Ж. Эллюль – Франция, Ф. Поллок – ФРГ), либо с леворадикальных позиций обрушиваются на такую «тоталитарную» технократию, которая якобы уже безраздельно управляет «государством корпораций» и обществом. В элитарных и авторитарных технократические теории развитие масс и сдвиги в их положении фактически рассматриваются лишь как «социальные последствия» научно-технической революции, осуществляемой технократами и специалистами по управлению корпорациями и государством против воли масс.

Третья группа – буржуазно-демократические технократические теории идеализируют положение масс, пытаясь сочетать концепцию «исторических заслуг» технократии с признанием огромного значения общекультурного развития трудящихся масс как главные производительные (и даже общественные) силы (П. Друкер – США).

Во всех трёх группах технократических теории маскируется гибельное для капиталистического общества противоречие между ведущей ролью народных масс, рабочего класса как главной производительной и общественно-прогрессивной силы, с одной стороны, и их «традиционным» местом объекта подчинения, эксплуатации и угнетения в экономических и политических системах этого общества – с другой.

Часть технократических теорий открыто противопоставляет работников умственного и физического труда друг другу и нацелена на раскол армии наёмного труда. [5, с. 55-70]

Космическая теория – возникновения государства связано с завозом на землю политической организации общества из космоса другими цивилизациями. Современные представления об общих закономерностях возникновения государства и права основываются на том, что государство возникает в результате развития и упадка первобытного строя, развития способа производства, что и определяет социальные изменения в обществе.

2.2. Другие теории зарождения государства и права

Помимо всех основных теорий зарождения государства и права существуют и иные теории среди который есть и ирригационная, становлению которой поспособствовал К. Виттфогель. В своей работе «Восточный деспотизм» им раскрыты процессы образования государства на основе потребности ведения земледелия в засушливых и труднообрабатываемых районах земли. Так, по его мнению, необходимость ведения ирригационных работ дало толчок к переходу от родового общества к государству. [2, с. 5-13]

По мнению автора, данная теория имеет одну, ключевую нестыковку. Для организации совместной работы по созданию ирригационных систем уже необходимо государство, т.к. только ему под силу вести гигантские работы, поэтому государство возникло либо до начала работ, либо его создание шло параллельно, но никак не позже.

В теории государства и права нет единства мнений о природе государства и права. В отечественной юридической науке в объяснении происхождения этих сложных социальных явлений доминирует историко - материалистическая концепция. [4, с. 78]

Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, объясняющие возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами.

По их мнению, первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы – эксплуататоров и эксплуатируемых. [20, с. 44-48]

Последствием появления частной собственности, по их мнению, является выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. В силу определенных причин публичная власть переходит к богатым членам общества, которые переходят в категорию управляющих и именно они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое выступает как инструмент проведения их воли.

Так, по мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Рассмотрим на примере Древнего Рима, как влияет принятие тех или иных теорий на государство. Так, принятие Древним Римом патриархальной теории позволило выдвинуть маленькую страну, расположенную на Апеннинском полуострове на лидирующие военные и политические позиции в дохристианском мире. Рим стал патриархом и в результате получил владение тремя континентами.

Отступление же от давно и долго усвоенных принципов повлекло к краху империи, в силу того, что жителям империи прививались иные ценности и взгляды на жизнь. «Что послужило главной причиной упадка Римского государства?» – спрашивает римский историк I в. до н.э. Гай Саллюстий Крисп в своей работе «Заговор Катилины».

И тут же отвечает: «Упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам». Эти слабости и страсти людей повлекли кару на их государства и народы.

Насаждение же Христианства и сопутствующей ему теории божественного наделения власти (теологической теории, формирование которой закончилось намного позже), вообще пагубно повлияло на это древнее государство.

Здесь необходимо отметить, что формирование большинства европейских государств произошло под влиянием теологической теории и в течение длительного времени церковь являлась одним из институтов государственной власти. И опять же отхождение от первоначальной теории, используемой государством, негативно сказывалось на нем же. [3, с. 5-13]

Наиболее ярким примером может служить судьба Германии. Первые упоминания о древних германцах появились в трудах древних греков и римлян. Одно из первых упоминаний о германцах относится к 98 году. Оно было сделано римским летописцем Тацитом. К XII-XIV векам земли германцев постепенно вошли в состав тех или иных немецких государственных образований, составлявших так называемую Священную Римскую Империю, на основе которой 10 декабря 1870 года возникла Германская Империя.

В 1910 г. Л. Гумплович выпустил книгу «Общее учение о государстве», в которой писал, что история не предъявляет ни одного примера, где государство возникало бы не при помощи насилия, а как-то иначе. Орды воюют друг с другом. Затем одна из них завоевывает другую. Для того, чтобы удержать ее в повиновении, образуется государство. Германские племена завоевали Рим, что послужило толчком к образованию Священной Римской империи. Позволим себе не согласиться с мнением Л. Гумпловича, так как при зарождении Священной Римской Империи уже существовал труд Ф. Аквинского, который гласил, что вся власть дарована богом и папа Римский его наместник на земле. И при зарождении Священной Римской Империи ее жители и основатели мыслили именно этими категориями, а насилие воспринимали как средство достижения цели. Подтверждение этому так же является то, что коронование с того времени и по сей день осуществляется исключительно священнослужителем.

Возвращаясь к проблеме влияния теорий на жизнь государств необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о расовой теории Ж. Гобино, оказавшей впоследствии большое влияние на Германию.

В своих исследованиях Ж. Гобино стремился разрешить проблему упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Ж. Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса, или этническая группа. По его мнению, не социальные институты определяют жизнедеятельность рас (этнических групп), а напротив, расы определяют социальные институты. Институты, которые не согласуются с основными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Ж. Гобино отрицал цивилизующую роль мировых религий, таких как, например, христианство.

В трактовке происхождения человеческих рас Ж. Гобино тяготел к полигенетической концепции, согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Ж. Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Ж. Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной – внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Ж. Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии – это интеллект.

Известность и признание к Ж. Гобино пришли только после его смерти и не на родине (Франции), а в Германии. Так в 1894 г. в Германии было основано «Общество Гобино». Основателем и руководителем общества Л. Шеманом, издан ряд сочинений Ж. Гобино и исследований о нём. В частности, им впервые на немецком языке издан главный труд Ж. Гобино «Эссе о неравенстве человеческих рас». [6, с. 59]

Очень высоко оцененный национал-социалистическими философами-теоретиками Германии. Специально подобранные фрагменты из его сочинений публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом, идеи Ж. Гобино легли угольным камнем в идеологию Третьего рейха и послужили основой формирования нацистской расовой политики, хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену, возведен в ранг «народного мыслителя» [7, с. 81]

Если обратить свое внимание на Россию, то, по нашему мнению, основным источником информации о зарождении государственности и права на Руси является «Повесть временных лет». Исходя из текста книги, можно утверждать, что до призвания варягов-русов северными княжествами на территории Древней Руси существовали государственные образования Куявия, Артания и др. Все славянские племена жили отдельно друг от друга и управлялись своими родами самостоятельно. Во главе каждого племени стоял князь. Власть передавалась по наследству от старшего брата к младшему. Славяне «жили между собою в мире», имели «свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый – свой нрав».

Куявия, Артания и иные государственные образования имели не только своих князей, но и такие институты, как Советы родов. Варяги принесли на Русь дружинное и личностное начало. «Первая идея государства на нашей почве им принадлежит». [8, с. 96] Киевский князь Ярослав впоследствии «основал государственный быт Руси и утвердил ее политическое единство на родовом начале». Вся Россия стала принадлежать одному княжескому роду. Эта теория получила название «теории родового быта». В свое время ее критиками выступили славянофилы, которые разработали теорию общинного быта.

Третьей известной теорией возникновения государства была задружно-общинная (основоположник – профессор В. Леонтович). Суть ее заключается в том, что государства у славян возникли из задруги, которая представляла собой объединение индивидов на кровнородственной и профессиональной основе для совместного ведения сельскохозяйственных, строительных и других работ. Задруга выбирала себе руководителя из числа наиболее авторитетных людей, которые при разрастании объединения создавали аппарат управления – первый институт государственности. [18, с. 66]

Следует так же не забывать кризисную теорию А.Б. Венгерова. По мнению А.Б. Венгерова, около 12 тыс. лет назад на земле возникла кризисная климатическая ситуация, угрожающая существованию человека как биологическому виду. Препятствование же данному кризису привело к переходу от присваивающей к производящей экономике, что было названо «неолитической революцией». Неолитическая революция впоследствии привела к производящей экономике, которая и стала основным способом существования и воспроизводства человечества. Переход к производящей экономике обеспечил рост народонаселения. Именно производящая экономика привела к расслоению первобытного общества, появлению классов, зарождению первых государств-городов (полисов).

Обособленным порядком стоит ряд теорий, точки зрения которых исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности, как государства, так и права. Данные концепции отождествляют государство и общество, полагают, что государство и право – явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Примером данных теорий является целая дисциплина элитология, рассматривающая теорию «правящего класса» Г. Моска сформулированную следующим образом: «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда возникает два класса людей – класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой класс, управляется и контролируется первым». [13, с. 73]

Несомненно, история России, как и любой другой станы, содержит моменты резкого перехода от одной теории к другой. Так можно видеть Киевскую Русь и теорию родового быта, теологическую теорию и деяния Ивана Грозного по объединению земель, Октябрьскую революцию и теорию К. Маркса, переход к демократии и договорную теорию.

Вывод по второй главе: теории возникновения государства и признание, распространение идеологии, содержащихся в теориях оказывает ключевое воздействие на государство и его жителей, изменяя их мировоззрение, культуру.

При всем существующем множестве теорий происхождения государства и права вопрос о причинах и процессе происхождения был и остается ключевым для теории государства и права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные теории не исчерпывают всего многообразия взглядов современных исследователей на происхождение государства.

Не вдаваясь в анализ встречающихся в современной отечественной литературе высказываний относительно происхождения государства, необходимо отметить ряд положений, которые являются характерными для современных взглядов на происхождение государства и на которые следовало бы обратить внимание.

Во-первых, подавляющее большинство современных исследователей исходит из того, что государство не является результатом божественного разума, общественного договора или завоевания одних народов другими. Некоторые из этих факторов (например, договор или насилие) могут сыграть определенную положительную роль в возникновении какого-либо конкретного государства, но им не следует придавать универсального значения при объяснении причин возникновения государства вообще. Государство, по мнению большинства современных исследователей, есть закономерный результат развития самого первобытного общества, в недрах которого объективно складываются необходимые для этого условия.

Во-вторых, говоря о происхождении государства, многие современные исследователи связывают возникновение государства с неолитической революцией, под которой, как уже отмечалось, понимается переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей. Тот первобытнообщинный строй, о котором говорилось выше, был характерен в целом для периода присваивающей экономики, когда люди сами еще ничего не производили, а довольствовались лишь тем, что давала им природа. Они занимались рыболовством, охотой, собирательством корней и плодов диких растений и всецело зависели от природы. Этим и был обусловлен общинный образ жизни, основанный на коллективном труде, совместном потреблении и социальном равенстве.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. – М.: Изд-во МГОУ. 2012. – 556 с.
  2. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Михайлов А.Г. О некоторых проблемах рекрутинга отечественных элит // Ростовский научный журнал. - 2016. – №9. – С. 5-13.
  3. Гладких Е.Л. Почему в России нет элиты? // Ростовский научный журнал. – 2015. – № 12. – С. 5-13.
  4. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2015. – 592 с.
  5. Карнейро Р.Л Теория происхождения государства // Раннее государство, его альтернативы и аналоги / Под ред. Л.Е. Гринина и др. – Волгоград: Учитель, 2016. – С. 55-70.
  6. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 2014. – 325 с.
  7. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М.: Изд-во НОРМА, 2017. – 616 с
  8. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2017. – 448 с.
  9. Нагих С.И. Основные положения ограничительной теории происхождения государства Р.Л. Карнейро // Правовая культура, 2013. – №2(15) – С. 69-74.
  10. Платон. Государство. Кн. II. 359 a. / Платон. Собрание сочинений Т. 3. – М.: Издательство «Мысль». 1994. – 607 с.
  11. Пьянов. Н.А. Консультации по теории государства и права // Сибирский юридический вестник. – 2016. – №1. – С. 32-35.
  12. Пучков О.А., Кабиров А.Р. Развитие теории государства и права на современном этапе: проблемы и перспективы // Правовое государство: теория и практика. – 2013. – № 4(34). – С. 33, 32.
  13. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2016. –704 с.
  14. Тимонин А.Н. О «новой» классовой теории происхождения государства // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 1 (68). – С. 88-93.
  15. Фролов С.Н. Теологическая (божественная) концепция происхождения права: правильно ли мы её понимаем // История государства и права.– 2016. – №12. – С. 35-37.
  16. Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии. – СПБ.: Евразия. 2015. – 376 с.
  17. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2017. – 704 с.
  18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2016. – 395 с.
  19. Чистяков О.И. Серафим Владимирович Юшков и его «Русская правда» / С.В. Юшков. Русская правда. – М.: Зерцало-М., 2012, – 400 с.
  20. Шумаков Д.М. Происхождение государства и права // Основы государства и права. – 2016. – №7. – С. 44-48.