Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Разработка планировочного решения кухни с элементами гостиной (Понятие «дизайн». История возникновения. Дизайн интерьера)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Большая часть жизни современного человека проходит в разнообразных помещениях, будь то общественное помещение, жилое, производственное или же торговое. В любом случае окружающему интерьеру необходимо уделять особое внимание. Стоит отдельно сказать, что красивое, вызывающее эстетическое удовлетворение помещение, порождает психологический комфорт, а душевное состояние как раз и определяет то, ощущает ли себя человек счастливым или несчастным в своей жизни. Основными проблемами, при проектировании интерьеров часто являются: плохо продуманное зонирование, нерациональное использование занимаемых площадей или наоборот, слишком интенсивное их использование, неправильный выбор, подбор цветового решения, отделочных материалов и декора.

Особенно важным является интерьер квартиры (или дома), где человек живёт, поскольку именно в своем доме он ищет спасения и укрытия от любых внешних неурядиц или проблем. Проблема с зонированием помещения может показаться весьма несложной для владельцев огромных жилых домов и многокомнатных квартир, но если владельцы жилплощади не могут похвастаться сотнями квадратных метров, то данный вопрос становится главным в проектировании. Если по возвращению домой глаз радуется чистоте, убранству и грамотно подобранному стилю, то любые невзгоды кажутся мелкими и незначительными, а получив такой отдых и заряд энергии человек сможет отыскать в себе силы и упорство бороться за осуществление собственных целей и желаний. Именно поэтому интерьер должен непременно соответствовать человеку, живущему в нём, иначе, жить в неподходящем интерьере, это как жить в несогласии с собой, со своим «Я», чего допускать никак нельзя.

Актуальность заявленной темы проекта обусловлена реальным заказом.

Цель курсового проекта - разработка планировочного решения кухни 12 кв. метров с элементами гостиной для семейной пары с ребенком.

Задачи:

  1. Провести анализ объекта проектирования, анализ предпочтений заказчика и анализ аналогов.
  2. Разработать варианты планировочного решения.
  3. Выполнить клаузуру.

Глава 1. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1.1 Понятие «дизайн». История возникновения. Дизайн интерьера

Сегодня дизайн проник во все сферы жизнедеятельности человека: дизайн автомобиля, дизайн интерьера, дизайн визитки, костюма и прочего множества вещей. [10] Смысловые корни термина восходят к латинскому designare – «определить, обозначить». В эпоху Ренессанса словом disegno обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи (основополагающие идеи). Позднее в XVI веке, в Англии появилось понятие design, которое дошло до наших дней и переводиться на русский язык как «замысел, чертеж, узор», а также «проектировать» и «конструировать». [10]

Сегодня дизайн – комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественно-научные, технические и гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком (во всех без исключения сферах жизнедеятельности). [10]

Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу XIX века, связывая его появление с промышленной революцией – повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. [10] Иногда возникновение профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции. [10] Существует также мнение, согласно которому о дизайне как профессии можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы прошлого столетия, когда были открыты первые школы дизайна – «Баухауз» в Германии и ВХУТЕМАС в Советской России. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, который описывается прежде всего, как американский феномен. [10]

Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий.

В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание следует уделить материалам как строительным, так и отделочным, определяющим внешний вид, стиль, надежность, прочность и долговечность конструкции. Пространства общественных помещений зданий имеют часто зальный характер с большепролетными конструкциями, рассчитанными на значительное количество людей, единовременно находящихся в них. Большие открытые пространства дают свободу для работы дизайнеров-проектировщиков: возможен подбор разнообразных материалов (от камня до пластика), а также различных украшений интерьера (колонны, люстры, балконы).

Особое внимание при работе над жилым интерьером уделяется эргономике. В первую очередь это касается рабочих зон квартиры – мест приготовления пищи, выполнения хозяйственных работ, хобби членов семьи, учебы и профессиональной деятельности (ученые, писатели и др.) и проч. Набор средств проектировщика значительно сужается вследствие относительно небольших размеров помещений, в которые нужно вписать и предметы необходимости (мебель, средства освещения, напольные и настенные покрытия), и средства декора, учитывая антропометрические характеристики человека. С их помощью формируется и стиль интерьера и его обитателей. В малогабаритных квартирах в условиях дефицита места широко используется мобильная мебель: раскладные столы и диваны, секретеры, кресло-кровати, стол-книжки и т.д.

Организация интерьера промышленного здания тоже имеет свои особенности. В первую очередь их определяет характер производства, в зависимости от которого задается пространственное построение интерьера, выбирается его конструктивное решение. [10]

1.2 Факторы, влияющие на разработку дизайн-проекта

Разработка дизайн проекта предполагает проведение комплекса мероприятий, поэтому его стоимость складывается из различных составляющих.

Факторы, влияющие на интерьер:
- ориентация помещения относительно сторон света;
- характерные особенности окружающей застройки и природного ландшафта;
- санитарно – гигиенические условия;
- архитектурные особенности помещения;
- особенности объёмно - пространственных структур интерьера, требования к габаритам и пропорциям основных помещений, их зонирование, данные о габаритах существующей или выбранной мебели, данные о коммуникациях;
- личностные качества заказчика: характер, увлечения, род занятий.

1.3 Анализ объекта проектирования

Объектом проектирования является интерьер кухни с элементами гостиной в двухкомнатной квартире, расположенный по адресу ул. Васнецова 21, кв. 52 на 3 этаже пятиэтажного здания. В данной квартире проживают три человека - это семейная пара с ребенком. Общая площадь всей квартиры составляет 45,7 кв.м., площадь кухни 12 кв.м. Кухня имеет прямоугольную форму со сторонами 4.02 и 3.22 метра и выступом внутрь кухни со сторонами 0.49 и 1.84 метра. Две другие комнаты расположены в глубине квартиры и являются спальной родителей и детской. Таким образом встал вопрос о создании интерьера кухни-гостиной для общего времяпрепровождения всей семьи, приема гостей и приготовления пищи.

Вход в кухню осуществляется из общего коридора. Помещение, хорошо освещаемое в ранние утренние часы, теплое, имеет большое двустворчатое деревянное окно. На данный момент в помещении проведена предварительная работа: выровнены стены и полы. Перед нами стоит задача с решением зонирования и заполнение функционирующих зон, а также необходима концептуальная проработка стилевого решения кухни-гостиной.

Наша цель, на данном этапе, вывести заказчика на гармоничное планировочное решение.

1.4 Анализ предпочтений заказчика

Семья состоит из трех человек. Хозяин квартиры – 30 лет, работает супервайзером в крупной торговой сети, имеет в подчинении около десятка магазинов. Напряженный, ненормированный график работы. Предпочтения: зона отдыха с мягким диваном и телевизором, удобство и комфорт. Хозяйка квартиры – 28 лет. Педагог, имеет очень много интересов в творческой области, предпочитает уют, простор и любит светлые оттенки в интерьере. Ребенок – 3 года, девочка. Посещает детский сад, много времени проводит с мамой на кухне, любит рисовать.

В данном помещении уже присутствует планировочное решение для стен, окон, дверей, а также задана высота потолка. Не хватает дизайна интерьера.

Проанализировав объект и проведя анкетирование с  заказчиком, были выведены основные требования к выполнению проекта:
1) т.к. в доме проживают три человека разного возраста и пола, а так же часто приходят гости, поэтому необходимо планирование гостиной соединенной с кухней;
2) гостиная зона должна быть оборудована диваном и при необходимости превращаться в дополнительное спальное место;
3) обязательное зоны под цветы;
4) планирование места для хранения банок, кастрюль, электробытовой техники;
5) предпочтение в цвете: светлые, теплые, пастельные напоминающие об уюте.
6) необходимо тщательно продумать роль всех элементов в общей композиции, чтобы все эти предметы интерьера были комфортными и многофункциональными.

1.5 Стилевое решение в интерьере

Если мысленно перенестись в любую историческую эпоху, то по внешним признакам архитектуры и деталям внутреннего убранства помещений можно определить и время, и культуру, и главное - стиль. Тогда как находясь в интерьерах, созданных в одном из современных стилей, мы, скорее, можем судить о новых тенденциях и модных течениях, которые преобладают в мире архитектуры и дизайна.

По отношению к интерьеру, обращение к тому или иному стилю - это, по сути, возможность выразить одно и то же содержание в совершенно разных формах. Уточним, что в архитектуре и дизайне выделяют три основных стилистических направления. Исторические стили - это те, что возникли в разные периоды и характеризуют ту или иную эпоху, этнические - несут в себе характерные черты культуры отдельного народа и современные, которые отражают новые тенденции и направления в интерьерном искусстве. К последним относят стили, появившиеся с конца XIX - начала XX веков.

У каждого из стилей есть свои требования, характеристики, которые нужно соблюдать, иначе вы не получите того результата, которого бы вам хотелось. В некоторых стилях приемлемо большое количество аксессуаров, декоративных предметов, в других же их берут по минимуму или же вовсе не используют.

Этнический стиль

Такие стили, как хай-тек и минимализм, стирают культурные отличия. А этностиль, наоборот, выражает национальный характер помещения. Этнический стиль стал модным на сегодняшний день, так как он является отражением индивидуальности хозяина, показывая его самобытность, к тому же этностиль очень хорошо смотрится.

Широкое распространение туризма, международные контакты, обмен информацией по всему миру – все это привело к тому, что, заходя в чью-нибудь квартиру, не сразу поймешь, в какой стране находишься. Сейчас можно по различным каталогам заказать мебель из любого уголка мира. Люди уезжают в другие страны, чтобы учиться или работать, и впитывают чужую культуру, так возникли универсальные стили в интерьере дома. Благодаря путешествиям, обмену информацией, общению произошло заимствование чужих культур, стало возможным больше узнать о том, как живут другие народы. Любой человек может найти свой этностиль, который отвечает его вкусам и пристрастиям. Например, европейцы, увлекаясь восточной философией, распространили в своих домах восточный стиль. Этнический стиль — это сочетание определенного декора, мебели, материалов, цветов, характерных для интерьера жилища той или иной страны или региона. Давайте рассмотрим некоторые распространенные этнические стили.

Наиболее популярным в нашей стране стал японский стиль. Японскому стилю соответствуют сдержанный дизайн, простые строгие формы и благородные материалы. Японский интерьерный стиль обусловлен национальными традициями. Лаконичные формы, по-деловому строгие, мебель, в основном невысокая и прямолинейная, так как старинные мудрости гласят, что жизнь должна проходить на татами – напольных циновках. Цветовая гамма преимущественно светлая – белая, бежевая, молочная, кремовая. И японская мебель выдержана в светлых тонах, поверхность и стен, и мебели – гладкая. Материалы, используемые в оформлении, выбирают из ценных пород древесины и благородных тканей, которые тоже в основном кремовые и белые из натурального хлопка и шелка. Распространены лакированные поверхности. В японском стиле большое значение уделяют аксессуарам и обыгрыванию деталей, например, таким, как милые тарелочки из фарфора, напоминающие лепестки цветков, изящные картины, выполненные в стиле японской художественной школы, металлический подсвечник, снабженный специальным стеклом, который увеличивает пламя свечи. Японцы искренне верят, что созерцание струящейся воды приносит гармонию в жизнь, поэтому можете поставить на стол мини-водопад, изготовленный из натурального камня. Прекрасно впишутся в японский интерьер деревянные часы с отделкой из рогожи, сделанные в форме пагоды, ароматические лампы из белоснежного фарфора, украшенные рельефным узором и находящимися внутри свечками. Японцы с нежностью относятся к природе, широко известны по всему миру искусство бонсай и икебаны, они замечательно дополнят японский стиль вашей квартиры. В японском стиле ничто не перегружает внимание, очень ценится пространство, поэтому используется минимальное количество мебели. Место для отдыха в Японии располагается в центре комнаты. Типичные детали японского стиля – мебель из бамбука и раздвижная стенка. Если вам нравится этот стиль, то вам стоит приобрести и покрывала, постельное белье, украшенные иероглифами или характерными национальными рисунками. Менее популярен китайский стиль. Но часто используют такие его элементы, как китайская ваза, резные скульптуры, росписи на стенах. Вы можете отдельными его элементами украсить весь дом или сделать одну гостиную в китайском стиле. [4]

Следующий по популярности африканский стиль – самый экзотический этностиль. На полу в доме постелен ковер с традиционным африканским рисунком. Характерна мебель, обычно плетеная из ротанга, железная кованая или деревянная с резьбой. Обязательно присутствуют самобытные элементы искусства – разнообразные скульптуры, блюда для фруктов, маски, фонарики. Мебель может быть обита обивкой, выполненной в африканском стиле. Для Африки характерны теплые тона – цвета заморских фруктов и пряностей. Для оформления используют блестящие ткани из хлопка, вискозы, льна. Аксессуарами для украшения дома являются подушки, одетые в наволочки с вышитыми фигурками тигров и жирафов, блюда из африканского камня, вазы с бамбуковыми палочками. Для тех, кто хочет у себя в квартире сделать африканский стиль, необходимо также подобрать мебель, посуду, одеяла, подушки, украшенные рисунком под мех экзотических животных. [4]

Поражает своей яркостью средиземноморский стиль. Средиземноморские страны полны солнца, там много растительности и моря. Стены окрашены в яркие тона, на полу выложен рисунок из мраморной или цветной керамической плитки. Цветовая гамма – коричневая, золотисто-оранжевая, сине-зеленая. В этом стиле присутствует некоторая грубоватость, неровность стен, заметно своеобразие ручной отделки и покраски. Крашеная деревянная мебель сочетается с кованой. Окна в доме большие, для того чтобы впустить солнце в комнаты. [4]

Скандинавский стиль очень прост и естественен. Полы выполнены из досок светлого дерева, стены тоже светлые, в комнатах стоит простая деревянная мебель. Цвета, характерные для этого стиля, – зеленоватые, серые, бежевые, голубоватые. Декорирование почти не применяется. Но самобытность заметна в использовании тканей из льна и хлопка в клетку или полоску опять-таки светлых оттенков – нежно-зеленого с бежевым, синего с белым. Мебель одета в льняные чехлы. [4]

Французский стиль отличается своей изысканностью. Он сочетает в себе изысканность и шарм с комфортом. Французы изобрели низкое и глубокое кресло, наполненное морскими водорослями или конским волосом, столик с деревянной столешницей, которая крепится к металлическому основанию в виде трех прутьев, столы с ножками в виде лап льва. Ткани, используемые для занавесок, – жаккардовые с растительным рисунком. Окна с маленькими балкончиками идут от пола. Столовую украшает шкаф с фарфоровой посудой. Для французского стиля характерна контрастная обивка стульев, полосатая, обязательно в одном тоне с абажуром светильника. Французский стиль много смешивает разные рисунки и ткани – цветочные узоры и полоски, ворсистую ткань «шенил» и дамаст. Дамаст чаще используют для обивки мебели. У французов безупречно обставлена спальня, она удобная, но в тоже время нарядная. Для французского стиля важна сочетаемость старинных элементов с современными: стены отделаны тканями, картины висят в красивых окладах, ковры, гобелены, зеркала – в позолоченных рамках и т. д. [4]

Немецкий стиль подходит прагматичным людям. Мебель и другие предметы интерьера не отличаются декоративными особенностями, все выглядит практично и надежно. На подоконниках в домах стоят цветы, так как немцы их очень любят, присутствуют они и в декоре. [4]

Нью-йоркский стиль. Некоторые считают, что такого стиля вообще не существует, что в Нью-Йорке смешались все стилевые направления. Непременные атрибуты обычной нью-йоркской квартиры, которая находится где-нибудь на 20-м этаже, – стены-окна, через которые видна прекрасная панорама города. Для стиля Нью-Йорка характерна новая форма организации жилища – практически отсутствуют изолированные помещения. Все хозяйственные комнаты, которые не требуют дневного освещения, находятся при входе. Кухня обычно небольшая, отделенная барной стойкой, атрибутами которой являются кофеварка, бокалы для шампанского или вина. Весь набор кухонного обихода состоит из традиционного уголка со встроенной техникой или шкафа-трансформера, где находятся плита, раковина, посуда. В такой квартире присутствует много простора и воздуха, отсутствуют укромные уголки, для некоторых людей такая обстановка расходится с представлениями об уюте. Это жилье, например, для молодой пары, которая коллекционирует предметы искусства. Для сна в квартире выделена лишь отдельная часть, остальное помещение – для гостей. Общую атмосферу стиля поддерживают напольные вазы, мягкие пуфы, разные безделушки. Мебель в такой квартире яркого цвета. Используются модные материалы, на первый взгляд, казалось бы, несочетаемые – натуральные с пластиком и нержавеющей сталью. Мебель имеет необычные формы. Это могут быть кубистые комоды, кресла, напоминающие цветы, или с необычными вогнутыми спинками. Единый стиль подчеркивает использование столов и пуфиков с одними элементами оформления. Стены и потолок делают в одном тоне холодных цветов металлики, стекла. Потолок серого цвета отлично смотрится с лампочками, которые будут двигаться по нему по специальным шинам, их можно поворачивать в нужном направлении. На однотонных стенах удачно смотрятся произведения современного искусства, компьютерные репродукции знаменитых картин. Пространство — это лишь фон для изысканных вещей. Но общий строгий дизайн компенсируется применением натуральных материалов, например, тюльпанного дерева. На кухне и в столовой пол может быть выполнен из каменной плитки. Не забудьте, главное для нью-йоркского стиля – открытость пространства.

Классицизм

Классицизм относят к историческим стилям архитектуры и декора. Классический стиль возник в XVII в. под влиянием работ итальянских мастеров эпохи Возрождения. Во дворцах появляется не характерная для прежнего времени роскошь внутреннего убранства. Во Франции наибольшего расцвета классицизм достиг в период правления Людовика XIV. В это время были построены самые известные архитектурные шедевры Франции. Французский классицизм отличается стройностью и симметричностью общей композиции. Классический стиль в этот период это четкие прямые линии, правильные симметричные формы, которые можно наблюдать не только в очертаниях мебели, но и в подстриженных кустах сада. Во времена Наполеона французы создали стиль ампир, включив военную символику – золотые кисти, шпаги, шлемы. Другое ответвление – стиль барокко. Он характеризуется искривленными формами, мраморными витыми лестницами, арками, овальными залами. Отделка представляет собой разнообразный растительный мотив – листья, венки, цветы. Декор выглядит даже перегруженным из-за присутствия резьбы, позолоты, лепнины. Английский классический стиль отличается некоторой сухостью. Ему присущи сдержанные и холодные формы. Особенность английского классического стиля – в наличии холла и украшении потолков плафонами. Классицизм в России появляется в XVIII в. Русский классический стиль это спокойные, прямоугольные формы, декоративное оформление тонкого художественного вкуса. [4]

В сегодняшние дни невозможно из квартиры сделать замок, но если хочется роскоши и классической обстановки с тканевыми стенами и мебелью из дорогого дерева, то современная эпоха вносит свои изменения, появляются новые синтетические материалы, мебель становится технологичной и рациональной. Классический стиль нравится людям спокойным и консервативным. Классическая мебель покупается надолго и передается по наследству. Ее изготовляют вручную из натурального дерева (ореха, вишни и пр.), украшают позолотой, перламутром, резьбой, поэтому мебель становится произведением искусства. Такую мебель создают специальные фирмы, по желанию клиентов. Строго и изящно смотрятся узкие вертикальные витрины. Классический стиль неоспоримо подходит людям с высоким социальным статусом. Его интерьер это светлое, спокойное помещение правильной формы, не перегруженное деталями. Украшения классического стиля – колонны, полуколонны, скульптуры, лепнина (иногда с позолотой), камины, отделанные мрамором. Пол кроют художественным паркетом из дорогого дерева. В комнатах присутствует много зеркал, которые зрительно расширяют помещение.

Цветовые оттенки этого стиля – белая мебель, которая сочетается с пастельными тонами обивки стен и позолотой. Другой вариант – мебель цвета натурального дерева, отделанная бронзой, при этом обивка и шторы выполнены в пастельном или сине-зеленом тоне. Вообще для классического стиля используют благородные тона: кремовые, бледно-желтые, чуть зеленоватые для стен, тепло-коричневые – для пола и мебели. Окна этого стиля украшают портьеры и драпировка сложной изящной формы, используют и кисти. Для освещения комнат на потолки вешают люстры из хрусталя или дорогого стекла, также неплохо смотрятся люстры с позолоченными плафонами в виде свеч.

В гостиных комнатах французского стиля много света, там находятся мягкие ковры ручной работы и светильники, похожие на ювелирные украшения, столы и стулья с резными ножками, посуда из тонкого фарфора с позолотой и скромным рисунком.

Ванная комната выглядит очень торжественно в классическом стиле. Она выполнена в теплых тонах бежевого цвета. Стены и пол сделаны из мрамора, краны отделаны позолотой.

HI-Tech – квартира

Хай-тек – переводится с английского языка, как «высокие технологии». Этот стиль относится к ультрасовременным стилям. Стиль хай-тек возник в 1960-е гг. из дизайна промышленных помещений, в которых интерьер подчинялся функциональному назначению. В результате перехода индустриальных элементов в жилое помещение получилась смесь высоких технологий и конструктивизма. Пространство стиля хай-тек сложно структурировано – всевозможные трубы, лифты, кабели, кладки выставлены напоказ. Декоративные детали – крепеж, заклепки, металлические и железные детали. То, что в других стилях стараются прятать, здесь, наоборот, открыто. Такие элементы – основа стиля. Хай-тек отличается прямыми стремительными линиями, резкими формами, чаще выполненными из металла. Некоторым конструкции хай-тек покажутся слишком техничными и холодными, зато в этом стиле сочетаются пространство и свет, предметы идеальных пропорций и свет, минимальный декор и максимальное использование пространства. Квартиру в стиле хай-тек можно сравнить с космическим кораблем. Этот стиль понравится людям энергичным и современным, которые ценят четкость и конкретность. Стиль хай-тек создан для жителей больших городов. Здесь все должно быть ровным, блестящим и гладким – стены, потолок, двери, оконные рамы.

Для отделки в стиле хай-тек используют самые современные материалы, основные – металл и стекло, но еще применяют бетон, камень, натуральное дерево, не исключается и открытая кирпичная кладка. Вы можете использовать материалы такие, которые вам захочется, ограничений нет, только соблюдайте технологичность. Стены могут быть покрашены краской, дающей гладкую блестящую поверхность, или отделаны жидкими обоями с рельефным рисунком. Полы выполнены из керамической плитки, натурального камня, застелены линолеумом, потолки – из акрила, натяжные. Мебель должна быть максимально функциональной, как правило, она имеет четкую геометрическую форму и похожа на офисную мебель. Она сделана из кожзаменителя, пластика, полированного металла. В стиле хай-тек отсутствуют шкафы, стенки. Их заменяют стеллажные модули с закрытыми или открытыми секциями, выполненные из разного материала, например, полки из дерева, крепленные на металлическом каркасе из полированных труб. Поверхность мебели должна быть ровной и гладкой, немалую роль играют блестящие и серебристые металлические элементы, и фурнитура. В интерьере прекрасно смотрится бытовая техника, часто выполненная на заказ.

Кухня в стиле хай-тек, может выглядеть так: шкафы сделаны из матовых полированных пластов лавы и белого опалового стекла, отделка и фурнитура – из полированного алюминия, панели и столешница – из цельных плит базальта. Посуда этого стиля тоже техничная, одноцветная, сделанная из матового стекла без орнамента в виде различных геометрических фигур – шара, конуса, цилиндра.

Не последнее место в этом стиле занимает освещение. Часто светильники вмонтированы прямо в мебель, они могут быть на подставках или кронштейнах. Прекрасно подходят стилю хай-тек плафоны из молочного или цветного матового стекла незамысловатых форм. Неплохо будет смотреться сочетание с такой же посудой и вазами.

Отсутствие декора компенсируется своеобразием материалов, игрой света, блеском металлических поверхностей. В стиле хай-тек демонстрируется высокое качество пластика, новых материалов, прозрачных поверхностей. Дизайнеры применяют новые свойства пластика, который может быть мягким или твердым, гладким, прозрачным. В наше время с помощью лазерной обработки и металлических нитей ткань можно превратить в настоящее произведение искусства. Должно соблюдаться сочетание пространства и света. У стиля хай-тек преобладают чистые и конкретные цвета, у текстиля – прозрачный, золотой, бронзовый, стальной тона. В основную цветовую гамму входят черный, белый, серый цвета, а в дополнительную – красный, зеленый, желтый, синий. Декоративные элементы и рисунки отсутствуют.

Создавая интерьер стиля хай-тек, нужно тщательно продумать все элементы. Что-то лишнее может испортить общее впечатление. Главное это блеск: блестящие посуда, мебель, стены и зеркала, которые нужно правильно повесить. На окна подойдут любые жалюзи, а на стены хорошо будет повесить графические или авангардные картины.

Стиль хай-тек ассоциируется с взглядом в будущее, с его техническими и индустриальными мотивами.

Консерватизм.

Консерватизм идеально подходит флегматикам, которые любят спокойные и надежные вещи. Флегматики всегда руководствуются здравым смыслом и долго обдумывают решения, прежде чем их принять, им не свойственна фантазия. Флегматик не доверяет ничему новому, он привык соблюдать традиции, главное для таких людей – спокойствие и стабильность. В таком же стиле оформлен и интерьер жилища. Часто флегматики обставляют квартиру мебелью, доставшейся им по наследству, а если покупают новую мебель, то очень качественную (в расчете для нескольких поколений). Среди флегматиков могут быть и любители антиквариата. Не стоит думать, что такие люди скучные и неинтересные, на них держится стабильность общества. Здоровый консерватизм можно проследить везде – от стиля одежды и интерьера до стиля поведения. Консерваторы не любят рискованных экспериментов, им дороже спокойная и привычная обстановка. Они тщательно подбирают мебель в квартиру, которая должна быть не только красивой и удобной, но и из экологически прочных и долговечных материалов.

Консерватизму соответствуют древесина и натуральные материалы. Интерьер этого стиля выглядит солидно и респектабельно, каждая вещь на своем месте. Шкафы с одеждой, книгами, посудой всегда содержатся в идеальном порядке – обязательном элементе консерватизма. Цветовая гамма не имеет ярких и пестрых оттенков, только темные и теплые, особенно теплый коричневый – вот цвета такого стиля.

Мебель делают обычно из древесины натурального цвета, чаще из темного дуба, шторы на окна – традиционного покроя, удобные и красивые. Квартиру украшают картины в солидных рамках, но не с позолотой, книги, фарфор, бронзовые скульптуры. В интерьере должен быть настоящий антиквариат, а не подделка. Украшениями могут быть и доставшиеся от предков серебряные подсвечники, и подстаканники, старый тонкостенный хрусталь. На потолке висят люстры с матовыми стеклянными и тонкими выточенными из камня плафонами. Для освещения также подходят настольные лампы и торшеры с мягким светом. На полу – паркет и ковры из натуральной шерсти. Так как в детстве флегматики любят привычные одежду и игрушки, то для интерьера детской их вполне устроит мебель старших братьев или сестер. Но детство — это пора веселья, поэтому лучше создать более радостную и яркую атмосферу. [4]

Минимализм.

Стремление к этому стилю возникает на рубеже веков, когда старые художественные нормы сменяются новыми, а людям хочется простых форм. Кому-то очень легко выкинуть все лишнее и оставить только необходимое, но не всем это удается. Трудно не перегрузить интерьер деталями. В разные периоды времени и в разных странах, стиль минимализма развивался и приобрел свои особенности. В России в 1920-е гг. возник конструктивизм и функционализм. Минимализм того времени отрицал красоту и роскошь, это считалось буржуазным пережитком. Мебель была без отделки и украшений, простых геометрических форм. На западе минимализм стал модным позднее, в 1960-е гг. В послевоенное время люди сначала увлекались дорогой мебелью и излишним декорированием интерьера, так как они пытались этим компенсировать тяжелые воспоминания. Но постепенно популярность приобретают простые формы, и большое количество мебели в интерьере никого не удивляет. Быстрота и суматоха современной жизни потребовала того, чтобы интерьер успокаивал. Сегодняшний стиль минимализма характеризуется построением пространства и света с использованием только необходимых предметов. Этот стиль подходит радикальным людям. Для него характерно почти полное отсутствие декора. В интерьере минимализма все современно, прочно и функционально. Самая важная деталь этого стиля – грамотно организованное пространство со спокойным освещением. В помещении не должно быть внутренних перегородок, а окна должны быть большими, чтобы проникало много света для соединения интерьера и природного пространства.

Цветовая гамма минимализма – черно-белая, основанная на игре полутонов, когда обилие белого цвета подчеркивается черным. Эта основная палитра, но ее дополняют и естественные тона дерева, стекла, кирпича. Потолок, пол, стены должны быть светлого тона. Разделение пространства происходит с помощью цвета пола и полупрозрачных тканей, не исключено также использование стеклянных раздвижных перегородок. Материалы этого стиля природные с грубой обработкой и своеобразием материала – дерево, бетон, штукатурка, кирпич. На окнах и стенах практически отсутствует декорирование, но зато выгодно подчеркнуты благородные природные материалы и приглушенный свет. Светильники обычно просты по форме, они вмонтированы в стены, потолок или пол.

Для мебели этого стиля подходит использование сделанных из стекла полок стеллажей, дверей шкафов, столешниц. В мебели отсутствуют плавные линии, наоборот, приветствуются острые углы: стулья и кресла прямоугольной формы, диваны с такими же подушками и с жесткими подлокотниками. Светлый тон обивки, можно подчеркнуть с помощью подушек другого цвета. Аксессуары практически отсутствуют. На окна прекрасно подойдут простые жалюзи из металла или прозрачной ткани, чтобы они были незаметными в интерьере.

На стены можно повесить картины в тонких рамках, подходящих стилю.

Современность этому стилю придает использование металла. Например, столешницы из металла для стола на кухне, ножки стульев, стойки стеллажей. Свет, который отражается от стекла и металла, создает легкость в квартире.

Минимализм требует чувства меры, четких темных линий не обязательно белого фона, но светлого, чтобы вырисовывалась каждая черточка. Этот стиль не стоит смешивать с другими. Все комнаты лучше сделать в одном стиле, но придав каждой неповторимую индивидуальность. Помещения должны быть уютными и спокойными, в них можно комфортно отдохнуть, и при этом в целом квартира не раздражает простотой. [4]

Романтизм.

Романтизму соответствуют фольклорные формы декора. Дикий камень, готические формы проемов, зеленые уголки – все эти элементы характерны для романтического стиля. Этот стиль находится как бы вне времени, так как он не спешит расставаться со старыми красивыми вещами. Романтический стиль настраивает людей на приятное времяпровождение в кругу семьи.

Романтический стиль привлекает нас легкой ностальгией, романтическими красками, плавными линиями. Этот стиль, как поэзия.

Современному романтизму свойственна сдержанность. Но для интерьера подойдет почти любая вещь, особенно антикварная. Какие-то старинные вещи могут передаваться из поколения в поколение (например, привезенный откуда-нибудь из Индии старинный кувшин). Современные достижения техники (микроволновая печь или холодильник) сочетаются в этом стиле со старинным деревянным буфетом.

Цветовая гамма подбирается в основном из натуральных тонов, подходит кремово-белый цвет в сочетании с розовым и сиреневым оттенками. Колорит интерьера может быть выдержан и в небесно-голубом, приглушенно-желтом, золотисто-багряном цветах и т. п. Стены обычно делаются однотонными и светлыми для ванной и кухни, а для гостиной, спальни, столовой можно использовать более яркие цвета – кремовый, персиковый, светло-коричневый. Обои романтического стиля наклеивают в полоску, с неброским геометрическим или цветочным рисунком. Стены этого стиля вверху часто отделываются лепным карнизом или бордюром, а внизу – деревянной декоративной панелью, или она может быть выполнена в цвет с обоями. Различные украшения (рюши, завитки и т. д.) используют с осторожностью. Сегодняшний романтический стиль отличает сочетание старинных дорогих вещей с современными элементами. Не исключены предметы, купленные на блошиных базарах, ведь без всяких вазочек, фигурок и прочих безделушек романтический стиль не представляется.

Идеально из мебели для этого стиля подходит старый бабушкин комод или кресло. Дорогой антиквариат не обязателен, вместо комода пусть стоит современный невысокий шкаф (лучше из натурального дерева), удобная простая мягкая мебель – все это прекрасно соответствует романтизму. Очень романтично в интерьере будет смотреться камин, вокруг которого расставлены диваны и кресла. Для кухни подойдут деревянные столы и стулья, шкафчики, горки для посуды. Кухонная мебель может быть выдержана в белом цвете в сочетании с голубыми шторами в клетку или цветочек. Украшением для кухни замечательно послужит декоративная посуда чаще всего в бело-голубых тонах: разнообразные тарелочки, чашечки с блюдцами, миски, заварные чайники. Не переборщите с декором, соблюдайте общий колорит. Декоративные тарелки можно повесить и на стены, они создадут своеобразную композицию. Для интерьера используются также и старинные кухонные принадлежности. Этот стиль вы можете создать, вставив авангардистские фотографии в антикварные рамки, на кухне повесив картины, оформленные в современном стиле. В гостиной комнате на диване разложите подушки из шелковой тафты, украшенные вышивкой. Гостиная в романтическом стиле должна быть уютной и спокойной, например темная мебель из благородного дерева на фоне ковра цвета бордо с восточным рисунком. В спальне прекрасно будет смотреться зеркало, обрамленное роскошной рамкой с пышной резьбой, сделает ее сказочно красивой и ручная работа – струи воды, стекающие вниз от маленького комнатного фонтана в виде листьев кувшинки, выполненного из латуни и пластика, наполнят комнату успокаивающим тихим журчанием.

Вы можете украсить комнату изящными фарфоровыми статуэтками и поставить плетеный диван из ротанга, низкий столик из массива вишни с выдвижным ящиком, который выглядит, как антикварный. Шторы на окна сшиты из тонкого хлопка, можно с мелкими сборками или драпировкой. [4]

Эклектика.

В современную эпоху происходит смешение разных дизайнерских стилей. Сейчас очень модно соединять западные и восточные стили, старое и новое. Получается интерьер, где элементы разных стилей противостоят друг другу, в результате появляется совершенно новый дизайн. Главная черта эклектики – удобство и комфорт, сочетание современной стилистики с историей прошлого. В вашей квартире может стоять мягкая мебель, а рядом с ней – старинный комод. В эклектике крайне важны мелкие детали, которые и объединяют разные вещи в интерьере. Например, если вы хотите выделить стены какими-то цветными тканями, то вам следует оставить белые участки, чтобы подчеркнуть этот элемент декора. Многие предметы дома это часть жизни хозяев, поэтому необязательно выкидывать старые вещи из нового дизайна. Если вы любите путешествовать и привозите постоянно сувениры из разных стран (китайскую посуду, греческие ковры), то их можно тоже органично вписать в интерьер. Эти сувениры придают своеобразный декоративный характер всей обстановке.

Смешение интерьеров хорошо прослеживается в эклектическом стиле Марокко, здесь присутствуют берберские, французские и испано-мавританские мотивы, заметно влияние древних греческой и римской культур, и африканская культура привнесла свои элементы. В домах Марокко сочетаются мавританские орнаменты с европейской мебелью, которая несколько грубоватого берберского стиля. В настоящем марокканском доме видны черты берберского стиля: приземистость, оштукатуренные стены, прочные, как в давние времена, и т. д. За стенами находятся дворики с фонтанами, открытые веранды и др. [4]

Марокканский стиль — это смешение европейских и традиционных деталей интерьера. Здесь в Марокко прекрасно смотрится кресло в стиле хай-тек, ковры с берберским орнаментом, цветные подушки, светильник в виде вазы из кованого железа. Стены могут украшать орнаменты из керамики или дерева. Японские ткани, витражи, мозаика в ванной, кованые светильники в виде звезд, кованая мебель, тканые ковры – все это сочетается в одном стиле эклектики Марокко. Непременные детали дизайна Марокко – резные маленькие и большие сундуки, резьбой украшена и остальная мебель. На диванах находится много подушек, украшенных африканскими узорами и кисточками из шерсти. В зажиточных домах диваны могут быть обиты кожей верблюда, мебель оформлена накладками из костей. Распространена кованая мебель, а разнообразные завитки на кроватях, столиках, стульях, зеркалах добавляют некий шарм. [4]

Вообще девиз эклектики – свобода и фантазия. Отдельные детали украшают и дополняют друг друга, обстановка в целом показывает вкус хозяина квартиры.

Сегодняшние интерьеры — это синтез разнообразных стилей и направлений. Современную эклектику выбирают люди, уверенные в себе, смелые, неординарные. Современные тенденции стилей интерьеров отвечают всем желаниям и требованиям современных людей, начиная от простых и лаконичных интерьеров до роскошных и парадных.

1.6 Варианты зонирования помещений

Первое и самое важное правило хорошего интерьера - правильно сформированное функциональное зонирование помещения.

Квартиры-студии сейчас очень популярны. Объединять кухню, столовую и гостиную в единое пространство предпочитают и владельцы новостроек со свободной планировкой, и хозяева малогабаритных квартир, которые сносят перегородки, чтобы расширить площадь. У такого решения немало преимуществ. Главное из них - ощущение простора и перспективы. В объединенных кухнях-столовых-гостиных много света и воздуха. Интерьер студии, оформленный в едином стиле, выглядит гармоничным, цельным и завершенным. При этом каждый сантиметр площади можно использовать очень функционально.

Для того, чтобы кухня была удобной, не нужно много места. Достаточно оборудовать кухонную мебель эргономичной фурнитурой. Она обеспечивает достаточно места для хранения, а до любой вещи можно добраться с минимумом усилий. Все необходимое будет всегда под рукой и при этом скрыто от посторонних глаз. Самый распространенный вариант зонирования студии - с помощью мебели. Она намечает границы между функциональными зонами, не разрушая при этом единое восприятие пространства.

Зонирование с использованием дополнительных конструкций

Такие идеи могут требовать достаточно масштабных ремонтных работ, но результат того стоит.

  • Устройство арочных проемов и полуарок. Это один из традиционных приемов зонирования, который может сочетаться с перегородками для придания большей гармоничности. Арка не занимает много места, поэтому ее можно сделать даже в небольшом помещении.
  • Подиум. Можно создать возвышенность над основным уровнем пола, которое и будет делить комнату на зоны. Если использовать перегородки, то границы будут обозначены еще точнее. В квартире с низкими потолками подобное зонирование стоит использовать с осторожностью, создавая не слишком высокую ступеньку подиума.
  • Потолочные конструкции. Выделить зону можно не только на полу, но и на потолке. Создание в одной из частей комнаты натяжного потолка — хороший способ обозначить границу. Можно выбрать многоуровневую или фигурную конструкцию со встроенным освещением — такой дизайнерский ход будет выглядеть необычно.
  • Ширмы. Они подойдут в тех случаях, где нет места или желания создавать постоянную перегородку. Например, можно разделить гостиную на зоны в обычное время, а при необходимости убрать перегородку, если собрались гости и требуется много пространства в комнате. Существуют разные ширмы, как традиционные — восточные, так и выполненные в современном стиле, поэтому практически всегда можно подобрать вариант, подходящий к интерьеру.

Зонирование с помощью отделки

Использование различных способов отделки дает широкий простор для фантазии.

  • Можно сделать акцент на разных цветах, например, поклеить обои разных оттенков, что создаст разделение. То же самое можно сделать с полом.
  • Использование разных текстур — еще один способ зонирования. Можно совмещать разные виды плитки или других отделочных материалов.
  • Сами материалы можно комбинировать между собой, например, выделить зону при помощи декоративных панелей, а остальную часть помещения оклеить обоями.

Зонирование с помощью мебели и декора

Предмет мебели, установленный в определенном месте, может провести вполне четкую визуальную границу.

  • Диван может разделить гостиную и кухню-столовую. Такую же функцию может выполнять обеденный стол. Для зонирования кухни и других зон часто используют барные стойки.
  • Полки — универсальный инструмент для зонирования. Поставить напольную полку можно практически везде, и она четко проведет границу, а также послужит дополнительным местом для хранения.
  • Декоративные предметы также могут делить комнату на зоны. Например, комнатные цветы или большие напольные вазы отлично подойдут для этой цели.

Зонирование при помощи освещения

Разделение на зоны при помощи света, будет хорошо заметным в вечернее время. Возможны разнообразные варианты, например, использование центральной люстры и дополнительных отдельных светильников для другой зоны. Также светильники могут быть не только потолочными, а настенными или напольными.

Заключение по 1 главе.

Существует множество вариантов стилевого оформления интерьера, единственным условием является то, что он должен быть уместен, гармоничен и вписываться в окружающее пространство, а также подчеркивать индивидуальность хозяина. Выбор стилевого решения жилого интерьера - задача, важность которой трудно переоценить, ведь от правильно выбранного стиля зависят настроение, работоспособность, комфорт и удобство.

При работе с небольшими пространствами нужно действовать очень грамотно, учитывать каждый сантиметр и не тратить его попусту. Поэтому при выборе стиля нужно помнить о всех приемах визуального увеличения пространства, не загромождать его лишней мебелью и большими контрастными пятнами. Зрительному увеличению комнатного пространства способствует использование светлых цветов и оттенков, в то время как темные и слишком яркие краски приводят к противоположному результату, еще больше сжимая без того маленькое пространство. Выбирая цвет отделочных материалов, предпочтение следует отдавать пастельным и белым цветам.

Минимальное количество вещей. Это еще одно правило, которое поможет визуально увеличит малое комнатное пространство. Причем это относится не только к громоздкой мебели, но и к мелким аксессуарам.

Обустраивая маленькие пространства желательно использовать вещи наименьшего размера. В комнате лучше будет смотреться набор мебели, состоящий из небольшого диванчика и парочки кресел, нежели один диван внушительного размера. Используемую мебель лучше располагать вдоль стен и приближать ее к центру помещения только по мере необходимости.

При разработке интерьера следует стремиться к созданию цельного большого пространства, поэтому стоит отказаться от использования контрастных переходов. Резкие переходы от одного цвета к другому визуально разбивают помещение на маленькие пространства

При работе с маленькими пространствами можно использовать большое количество зеркал разных размеров. И это неспроста, так как оно способно отразить не только изображение, но и цвет и свет. Лучи, попадающие на зеркальную поверхность, отражаются от нее и наполняют собой внутреннее помещение, делая его более легким. При помощи зеркал можно добиться значительного визуального увеличения пространства.

Использование всех этих приемом хорошо просматриваются в таких стилевых направлениях как - минимализм и хай-тек.

2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

2.1 Варианты планировочного решения

Вариант планировочного решения №1

Рис. 1. Вариант планировочного решения 1.

В данном варианте было принято решение расположить мягкую зону и обеденную зону вместе, напротив входной двери в кухню. Зона приготовления пищи располагается Г-образно. Отведено место под TV. Оформление окна: тюль и портьеры. Обеденная зона и зона отдыха объединена ковром. Рядом с диваном предполагается поставить цветы для озеленения в напольном кашпо. Слева за дверью отведено место для меловой доски для записей и творчества ребенка.

Вариант планировочного решения №2

Рис. 2. Вариант панировочного решения 2.

В данном варианте барная стойка делит помещение на две зоны: зона отдыха и зона приготовления пищи. Диван небольшого размера в правом верхнем углу, напротив стенка с TV. Окно закрывают жалюзи и портьера со стороны дивана. Зона кухни объединена с барной стойкой имеет П-образную форму, немного приподнята на подиуме. Цветы находятся в зоне отдыха на стенке и подоконнике. Стена за дверью оформляется меловой доской для творчества ребенка. У дивана располагается стол-трансформер для приема гостей. В зоне отдыха пол застелен ковром.

Вариант планировочного решения №3

Рис. 3. Вариант планировочного решения 3.

В данном варианте зона отдыха расположена вдоль окна: правый угол занимает диван и стол-трансформер для приема гостей. Рядом с диваном цветы в высоком напольном кашпо отделяют зону отдыха от зоны приготовления пищи. Их объединяет ковровое покрытие. Напротив дивана БИО-камин и TV, рядом для озеленения находятся цветы в напольном кашпо. Окно оформлено традиционно: льняная штора и портьеры по обе стороны. Зона кухни имеет П-образную форму и объединена с барной стойкой.

Минус: не очень удобное расположение холодильника.

Вариант планировочного решения №4

Рис. 4. Вариант планировочного решения 4.

В данном варианте зона отдыха расположена вдоль окна: левый угол занимает диван и цветы в напольном кашпо, рядом стол-трансформер для приема гостей, объединено ковровым покрытием на полу. Напротив БИО-камин и TV. По обе стороны каминной группы цветы в напольном кашпо. Зона приготовление пищи имеет П-образную форму. Объединена с барной стойкой (двухуровневой). Одна сторона – барная стойка, другая рабочая поверхность для приготовления пищи. Варочная панель расположена в центре. Стена за дверью оформлена меловой доской для записей и творчества ребенка.

2.2 Выбор стилевого направления

В данной кухне на 12 квадратах нужно уместить три функциональных зоны: зона отдыха и приема гостей, обеденная зона и зона приготовления пищи. Осуществить это можно при помощи приемов зонирования пространства, которые были описаны в пункте 1.6 Варианты зонирования помещений.

Для организации интерьера небольшого пространства были выбраны такие стилевые направления как хай-тек и минимализм. Но нет возможности использовать их в полной мере из-за особенностей предоставленного помещения, поэтому, было принято решение вычленить из этих двух стилей необходимое нам, объединить и применить их к объекту проектирования. Данное частичное использование стилей и смешение их с другими имеет название «Эклектика».

В классическом строгом понимании эклектика основывается на одновременном использовании характерных приемов достаточно близких стилей, имеющих какую-то общность, "точки соприкосновения". Выбранный вариант – минимализм и хай-тек.

Современная эклектика - стиль с большими возможностями. При грамотном подходе воплощения его в ремонте дома или квартиры интерьер приобретает уникальный и индивидуальный характер.

Основные черты:

·Разные стилистические элементы должны быть объединены фактурой, цветом и общим решением дизайна.

·Комфорт и функциональность, выраженные сочетанием современных предметов с элементами прошлых эпох.

·Использование на мебели полос, зигзагов, окружностей.

·Узорчатые обои, резная плитка на стенах, паркет, драпировки на окнах.

·Вертикальные линии, ниши, скругленные углы.

·Покрывала и ковры, декоративные подушки насыщенной гаммы цветов.

·Декоративные детали, объединяющие собой разные предметы в интерьере.

Кухня-гостиная заказчиков требует максимальной функциональности, и минимального загромождения мебелью и декором. Основываясь на этих принципах создана клаузура, отображающая особенности форм и цвета предполагающего интерьера. (Приложение 1)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интуитивно каждый человек пытается окружить себя обстановкой, полностью соответствующей своему внутреннему мироощущению. Очень важно создать гармоничный интерьер квартиры (или дома), где человек живёт, поскольку именно в своем доме он ищет спасения и укрытия от любых внешних неурядиц или проблем. Зонирование помещения хорошая альтернатива для людей с небольшими жилыми площадями, когда нет возможности выделить отдельную комнату.

Если по возвращению домой глаз радуется чистоте, убранству и грамотно подобранному стилю, то любые невзгоды кажутся мелкими и незначительными, а получив такой отдых и заряд энергии человек сможет отыскать в себе силы и упорство бороться за осуществление собственных целей и желаний. Именно поэтому интерьер должен непременно соответствовать человеку, живущему в нём, иначе, жить в неподходящем интерьере, это как жить в несогласии с собой, со своим «Я», чего допускать никак нельзя.

Была поставлена цель: «Разработка планировочного решения кухни 12 кв. метров с элементами гостиной для семейной пары с ребенком» основываясь на предпочтении заказчиков и видении своего дома. А также учитывая все правила и приёмы создания гармоничного, стильного и неповторимого интерьера.

В результате проделанной работы вышли на наиболее походящие варианты планировочного и стилевого решения, которые были одобрены заказчиком. Проект принят к дальнейшей разработке.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Гиббс Дженни Настольная книга дизайнера интерьера / Пер. с англ. – М.: БМН АО, 2005. – 112 с.
  2. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. Изд 2-е, доп. — М.: Европа, 2006. — 320 с
  3. Дембич, Н.Д. Проектирование индивидуальных жилых пространств : методические указания / Н.Д. Дембич ; Институт бизнеса и дизайна, Факультет "Дизайна и графики", Кафедра «Дизайн среды». - Москва : ООО “Сам Полиграфист”, 2014. - 18 с.
  4. Дубровин, И.И. Интерьер и дизайн современной квартиры / И. И. Дубровин. – М. : ЛАДА, 2011. – 301с.
  5. Жилина, Н.Д. Линейная перспектива в практике проектирования интерьеров : методические указания / Н.Д. Жилина, М.В. Лагунова ; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ), Кафедра инженерной геометрии, компьютерной графики и автоматизированного проектирования. - Нижний Новгород : ННГАСУ, 2012. - 43 с.
  6. Лаврентьев Α.Η. История дизайна / Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2007. — 303 с.
  7. Ноэл Райли "Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма" / Магма, 2004 г. 544 с.
  8. Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная архитектурно-художественная академия» (ФГБОУ ВПО «УралГАХА»). - 3-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : УралГАХА, 2014. - 77 с.
  9. Слукин, В.М. Проектирование световой среды интерьеров жилых и общественных зданий : учебно-методическое пособие / В.М. Слукин, Л.Н. Смирнов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная архитектурно-художественная академия» (ФГБОУ ВПО «УралГАХА»). - 3-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : УралГАХА, 2014. - 77 с.
  10. Смирнова, Л.Э. История и теория дизайна : учебное пособие / Л.Э. Смирнова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. - 224 с.

Приложение 1.

Рис. 5. Клаузура