Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности ( Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время современному обществу необходима творческая личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Будущее человечества будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В связи с этим проблема развития творческих способностей является актуальной.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной задачей является приобщение детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это большие возможности для развития творческих способностей ребёнка.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и зачастую реализуется в игре. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Так даже маленький ребенок, который только научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как передвигается косолапый мишка, как скачет зайчик или белочка. В театральной деятельности ребёнок может проявить всё своё творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка является составной частью социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Детское творчество – это одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.Н. Леонтьев, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования: определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи: 

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- определить уровень сформированности творческих способностей;

-провести опытно-экспериментальную работу подтверждающую эффективность театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая база обусловлена междисциплинарной спецификой, в основе которых лежат исследования ученых Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.Н. Леонтьев, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, А.Н. Волков.

Методы: теоретический анализ научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, опрос, наблюдение, количественная и качественная обработка материалов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав теоретических и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников

Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Творческие способности присущи любому человеку, в том числе дошкольнику - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Но сущность творческого процесса одинакова для всех.

Для того, чтобы изучить проблему развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, необходимо понять, что же такое «творчество» и «творческие способности». Для этого мы обратимся к научным источникам, раскрывающим интересующие нас понятие.

Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали педагоги, философы, психологи. Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н. А. Бердяев, Э. Кассирер, В. Гумбольдт, Э. Фромм, М. К. Мамардашвили, и др. Психологические аспекты творческого процесса освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, А. Н. Леонтьева, В. Н. Дружинина, С. Л. Рубинштейна, Д. Гилфорда, Э. П. Торранса и др.

В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) [8;65].

Творчество – это одно из важнейших элементов развития личности ребенка, формирование которого напрямую зависит от заинтересованности взрослых и их влиянии на ребенка с раннего детства.

Понятие «Творчество» может рассматривать в двух аспектах: психологическом и философском. В философском словаре Л. Н. Столовича: «Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в т.ч. воображение, а также обретаемое в обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла» [13;54].

Психолог М. К. Тутушкин раскрывает данное понятие, как «…деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности». Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личностное начало, без которого немыслим предмет творчества» [8;41].

Т.В. Кудрявцев указывал на необходимость различения двух форм творчества – творчества как «открытия для себя» и творчества «как открытия для других». В первом случае цивилизация пополняется новыми техническими изобретениями, произведениями искусства, научными открытиями. Во втором – на передний план выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов творчества» [38;74].

Л.С. Выготский, формулируя основной закон детского творчества, отмечает, что: «…ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе» [10;97].

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. На нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Г.М. Ярошевский считал, что творческие способности - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие [2;1].

По мнению Б.М. Теплова способности которые человек не использует на практике в будущем утрачивают свою силу. В общем смысле творческие способности понимаются как, создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий [14;6].

Более конкретно понятие «Творческие способности» раскрыто в трудах зарубежных и отечественных учёных таких, как Т.А. Барышева, Ю.А. 9 Жигалов, Н. Бердяев, Л.М. Венгер, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Р.С. Немов, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов и др.

Анализ литературы позволяет нам утверждать, что творчество не относится только к художественным способностям – это явление любого направления деятельности человека. И может проявляться во всех сферах человеческой жизни, деятельности, существования. Самым важным и благоприятным временем формирования творческих способностей – является детство, а важным условием формирования и проявления способностей являются психологические особенности детей.

Творческие способности – это гибкость восприятия предметов человеком, его способность находить привычным и повседневным вещам новые уникальные применения, способность создавать новые задачи для привычной обстановки. Подобная гибкость человеческих психических процессов творческого проявления напрямую зависит от широты кругозора, желания познавать новое, стремления к самопознанию и самообразованию. Количество знаний и приобретенного опыта напрямую влияет на творческие способности и креативность человека. На его социальную позицию и проявление творчества в целом [6;7].

Итак, исследования привели нас к довольно общему определению: «творческие способности» - это такие способности, которые позволяют человеку создать нечто новое, качественное, что ранее не существовало [3;46].

Б. М. Теплов говорит о способностях следующее: «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности». Далее автор заключает: «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности…Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [5;20].

С ним соглашается А.В. Петровский, отмечая, что способности обнаруживаются только в деятельности, которая, в свою очередь, не может осуществляться без наличия этих способностей [12;96].

В процессе организации воспитания дошкольника приоритетным является субъективность и личность ребенка. Л.С. Выготский выделяет следующие теоретические положения, являющиеся основными для педагогики сотрудничества:

– в основе воспитательного процесса лежит личная деятельность ребенка, педагог является организатором окружающей среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанником;

– не менее важной является способность педагога заинтересовать ребенка в предлагаемой деятельности [20;6].

Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает: «Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом» [24;56].

Иным словами, целенаправленное воспитание может осуществляться только при сотрудничестве педагога с детьми, в их среде и только при желании действовать самим вместе с педагогом.

Таким образом, проблема творческих способностей является актуальной, многообразной на сегодняшней день. Творческие способности присущи любому человеку, сущность творческого процесса одинакова для всех, разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости, в изучении творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности эта неотъемлемая часть творческого развития ребенка.

1.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Дошкольное средство с психологической точки зрения является благоприятным периодом для развития творческих способностей так, как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Расширению детского опыта могут способствовать родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление детей школьного возраста. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать [29;68].

К тому же дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Таким образом, дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей [13;50].

Первое условие - раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение, раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, не менее важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. [6;29]

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Пятое условие - это предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься [7; 88].

Шестое условие - это комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения [25;98].

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений [14;115].

Анализ литературы о развитии у детей дошкольников творческих способностей представил их многофункциональность. В исследованиях О. М. Дьяченко описываются следующие функции:

- гностически-эвристическая функция, которая полагает решение разных познавательных задач и нахождение творческих вариантов ответов, выражение существенных, значимых сторон действительности;

- прогностическая или антиципирующая функция, которая выражается в представлении о цели действия, к которой тянется ребенок;

- коммуникативная функция, состоит в том, что всякая творческая деятельность направлена к людям, является по сути своей общением и подчиняется законом общения;

-защитная функция, определена связью с эмоционально-аффективной сферой личности [10;4].

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, эмоционально-волевой, содержательный, операционный.

Таким образом, воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

1.3 Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников

Известные отечественные педагоги и психологи Л. С. Выготский, А. П. Ершова, Н. А. Ветлугина считают синтетический характер театрального искусства полем для развития всеобщей универсальной способности личности к творчеству, воспитания высоких нравственных, культурных и социокультурных качеств личности ребенка.

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении отражает мир социальных отношений; помогает ребенку преодолеть неуверенность, зажатость, скованность действий; открывает пространство для творческого самовыражения, создания образов с помощью доступных ребенку способов (движение, жесты, мимика, интонация); предоставляет возможность ребенку осуществлять выбор поведения с помощью персонажа.

С. Н. Томчиковой считает, что театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [25;4].

Театрализованная деятельность даёт большие возможности для развития его творчества, а именно:

- обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;

- позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает участникам высокую степень свободы самовыражения;

- обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;

- обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;

- создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

- позволяет символически изменить реальность в рамках происходящего, создает условия для участников труппы на модели реальности обучаться эффективным способам поведения и взаимодействия;

- создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон [27;95].

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй [4;96].

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие.

Таким образом, театрализованная деятельность - это важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

С помощью театрализованной деятельности можно формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, честность, доброта, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [1;12].

Театрализованная деятельность может включать: игры-драматизации; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-превращения; упражнения для социально-эмоционального развития детей; пальчиковые игры; логоритмические упражнения; игры для развития речевой интонационной выразительности; театральные этюды; упражнения на развитие пластики; разыгрывание сказок, инсценировок и т. д.

Театрализованная деятельность является самым распространенный видом детского творчества, так как она очень близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение [5;46].

Театрализованные игры – это игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Кроме того, игра – это приоритетный вид детского самовыражения, а выражение впечатлений от жизни – необходимая потребность, заложенная в самой природе ребенка. Схватывая, отбирая и конкретизируя увиденное в окружающем мире, ребенок через игру пополняет свой жизненный опыт. На основе полученных впечатлений у него появляется желание действовать.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды театров для режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

В театрализованной деятельности широко используются разнообразные методы и приемы, такие как: рассказывание сказок; выбор детьми ролей по желанию; просмотр мультфильмов и диафильмов; назначение на главные роли робких; пересказ сказок, рассказов; распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в парах; чтение художественной литературы; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировки; упражнение по формированию выразительности исполнений; пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Для успешного формирования творческих способностей детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- приобщать детей к театральной культуре;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка так, как в процессе театрализованной игры дети узнают об окружающем мире, у них развиваются психические процессы, речь, эмоционально-волевая сфера, чувство коллективизма, совершенствуется моторика, происходит коррекция поведения и развитие творческих способностей.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Выводы по главе 1

На первом этапе нашей работы была  изучена  психолого-педагогическая  литература  по  проблеме  исследования.

Анализируя литературу, можно сделать следующий вывод:

1. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности эта неотъемлемая часть творческого развития ребенка.

2. Театрально-игровая  деятельность  имеет  большое  значение  для  всестороннего  воспитания  детей: у  них  развивается  художественный  вкус, творческие  и  декламационные  способности, формируется  чувство  коллективизма, развивается  память.

3. Все  театральные  игры  можно  разделить  на  две  основные  группы: режиссерские  игры  и  игры -драматизации.

4. Игра-драматизация  способствует  воспитанию  и  развитию  интересной  самостоятельной, творческой  личности  и  обеспечивает  проявление  индивидуальных  склонностей  каждого  ребенка, меняет  поведение  детей: застенчивые  становятся  более  активными, раскрепощенными, а  подвижные, несдержанные  дети  учатся  подчинять  свои  желания, волю  интересам  коллектива, то  есть  происходит  воспитание  взаимопомощи, уважение  к  товарищу, взаимовыручки.

5. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной  деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам  художественно - образной  выразительности.

6. Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от созданных условий.

7. По  эстетической  значимости  и  влиянию  на  общее  развитие  ребенка  театрализованной  деятельности  по  праву  принадлежит  почетное  место  рядом  с  музыкой, рисованием  и  лепкой.

8. Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

9. В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.

10.Театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Целью нашей практической работы является выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели нам понадобилось подобрать диагностический инструментарий по изучению уровня развития творческих способностей у дошкольников. Для диагностики уровня сформированности творческих способностей мы использовали тест Е. Торренса «Неполные фигуры» (предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения) и методику О. М. Дьяченко «Сочини сказку и нарисуй картинку» [15;21].

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида номер 21 «Алёнушка» г. Бугуруслана. Исследованием были охвачены 20 детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа с детьми осуществлялась индивидуально. Констатирующий эксперимент проводился в обычной для детей обстановке, в дневное время, длительность экспериментальной работы с ребенком зависела от особенностей восприятия каждым ребенком предложенной инструкции и индивидуального темпа выполнения задания.

Методика Торренса «Неполные фигуры» позволяет достаточно полно изучить особенности творческих способностей детей и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Для проведения исследования для каждого ребенка были подготовлены листы бумаги с изображением геометрических фигур и цветные карандаши. Дошкольникам предлагалось дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг – так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем обращалось внимание детей на то, что дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Так при обработке полученных данных все работы детей распределялись на три группы:

Высокий уровень (1 группа) – дети изображали оригинальные изображения во всех трех случаях.

Средний уровень (2 группа) – оригинальные изображения в одном-двух случаях.

Низкий уровень (3 группа) – нет оригинальных изображений.

Таким образом, в результате проведенной методики мы выявили уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Все получившиеся результаты мы записали в таблицу для последующего анализа (таблица 1).

Таблица 1. Уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Уровни

Количество детей

%

высокий уровень

0

0

средний уровень

8

40

низкий уровень

12

60

Результаты первичной диагностики детей по тесту Торренса «Неполные фигуры» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики детей по тесту Торренса«Неполные фигуры»

Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что наиболее часто в рисунках детей встречаются схематические изображения. Дошкольники дорисовывали геометрические фигуры до определенного целого предмета, а в некоторых случаях дополняли различными деталями и соотносили с определенными представлениями о предмете, например: «Колобок катится по дорожке», «Солнце светит ярко», «Пирамидка маленькая» и т.п.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что для 60 % старших дошкольников характерен низкий уровень развития творческого воображения. Дети не придумали ни одного оригинального изображения, в основном воссоздавали то, что умели изображать.

У 40 % старших дошкольников уровень развития творческого воображения средний, они нарисовали по одному или два оригинальных изображения. Сначала ребята рассматривали фигуры в различных положениях, а затем выбрали возможный вариант для изображения предметов, включив их в определенный сюжет с добавленными объектами: «экскаватор работает на стройке» (дополнительный объект – дом), «принцесса смотрит в зеркало» – дополнительный объект), клавиатура (дополнительный объект – компьютер), улитка (дополнительный объект – спряталась). Некоторые ребята изобразили по одному неповторяющемуся ни у кого из группы детей изображению: лодка, картина, конверт, часы, ковер, пицца, кораблик. Детей с высоким уровнем 0 %.

При анализе работ мы увидели, что наиболее часто в рисунках детей встречаются схематические изображения. Дети дорисовывали геометрические фигуры до определенного целого предмета. В некоторых случаях дополняли различными деталями и соотносили с определенными представлениями о предмете: «Солнце светит ярко», «Колобок катится по дорожке», «Пирамидка маленькая» и т.п.

В результате, дорисовывая квадрат, девять детей изобразили «дом»; трое ребят нарисовали «телевизор», четверо – «стол», двое – «портфель», один – «шкаф», еще один – «тумбочку». При дорисовывании круга семь дошкольников изобразили «солнце», трое – «колобка», пятеро – «мяч», трое – «колесо», еще трое – «шарик». Дорисовывая треугольник, девять человек изобразили «ёлку», пятеро детей «пирамидку», четыре человека – дом, один человек – «скворечник», один человек – «девочку» и еще один ребенок – «косынку».

Большинство старших дошкольников нарисовали то, что видели в группе (игрушки), или то, что их научили рисовать. Оригинальных, неповторяющихся изображений было всего тринадцать: экскаватор, табуретка, картина, черепаха, зеркало, лодка, девочка-принцесса, конверт, клавиатура, улитка, ковер, пицца, кораблик.

Методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» мы использовали для определения уровня развития творческого воображения. Для диагностики мы попросили детей придумать свою сказку и нарисовать к ней картинку, а затем рассказать свою сказку. Диагностика детей по данной методике проводилась индивидуально.

При анализе результатов диагностики по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» мы не отмечали качества самого рисунка и изложения, а обращается внимание только на уровень воображения. В итоге все работы детей подразделяются на три уровня.

Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на констатирующем этапе, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на констатирующем этапе

Уровни

Количество детей

%

высокий уровень

3

15

средний уровень

7

35

низкий уровень

10

50

В процентном соотношении полученные данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на констатирующем этапе

Проанализировав данные, полученные по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить, что большинство детей рассказывали вариации знакомых сказок. Сочиненные детьми сказки в основном представляли собой очень краткие и сжатые произведения, как правило, на бытовые темы. Только 15 % детей придумали сказки волшебного, приключенческого содержания, что позволяет говорить о высоком уровне развития воображения. 35% детей не придумали сказку а либо делились своими впечатлениями о каком-либо событии, либо пересказывали мультфильм, либо переделывали знакомую сказку.

Для 50 % старших дошкольников характерен низкий уровень развития воображения. Дети рисовали и рассказывали знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Проанализировав результаты диагностики дошкольников по двум методикам, мы пришли к выводу, что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие творческих способностей.

2.2 Использование театрализованной деятельности в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

На основе результатов констатирующего эксперимента мы определили задачи для дальнейшей работы:

- создать театрально-игровую зону. Для драматизации, инсценировок создать элементы костюмов, декораций. Так как костюмы помогают детям быстрей перевоплотиться в литературный образ, а декорации создают иллюзию подлинного места и времени действия (лес, зимний вечер, избушка и т. д.).

- наладить тесную взаимосвязь с родителями. Провести собрания, консультации. Родители наблюдают, как дети играют на праздниках, днях рождения. Привлечь родителей к изготовлению элементов костюмов, масок, декораций для игр.

- отобрать художественные произведения.

- разработать перспективный план по развитию творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.

Дети - это прекрасные актеры, они непосредственные, эмоциональные. Когда им апплодируют у них светятся у глаза от счастья! И такое только возможно в театре, потому что театр - это всегда сказка, волшебство, чудо. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

На базе театрализованной деятельности у детей появляются творческие способности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению.

Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности составлен на три месяца (Приложение 1). Свою работу мы начали с ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром как зрелищным видом искусства. Дети делились впечатлениями, полученными при просмотре театрализованных постановок, знаниями о театральном искусстве. Просматривали презентацию ««Что такое театр?». Беседуя с детьми, мы рассказывали о специфики работы актеров, режиссёров, постановщиков, костюмеров, звукооператоров и др. Детей очень заинтересовал мюзикл "Дюймовочка". Многие дошкольники захотели взять на себя роль положительных героев, отмечая их доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание прийти на помощь в трудную минуту.

В помещении ДОО с помощью родителей мы организовали мини-выставку различных видов театров (пальчиковый театр, театр ростовой куклы, настольный театр, теневой театр). Импровизированная экскурсия на мини-выставку способствовала знакомству детей с историей создания театра, видами театральных постановок.

На интегрированных занятиях детей учили перевоплощаться в сказочных персонажей (животных, птиц, фей и др.) под музыкальное сопровождение. Данный приём «перевоплощение» помогал развивать у воспитанников творческое воображение. При этом шла активная работа по развитию умения передавать конкретное действие, пластические музыкальные этюды эмоциями, жестами, мимикой, имитационными движениями, выразительностью речи. Проигрывались небольшие музыкальные сказки, что способствовало развитию структурных компонентов творческого мышления: беглости и оригинальности.

Для поддержания интереса детей к музыкально-сценическим играм педагоги предлагали дополнять сценический образ атрибутами (шапочки, крылышки, маски, жилетки и т.д.) для полной разработанности образа. В случае затруднений детей в работе использовались дополнительные средства обучения: дидактические игры («Зеркало», «Театральные маски», «Узнай и покажи», «Повтори что видишь» и пр.), индивидуальные беседы, собственный показ, коллективные игры.

Для постановки выразительности речи и интонации проводилась артикуляционная гимнастика. Использовалась как индивидуальная, так и групповая работа с детьми. Созданная педагогами комфортная обстановка способствовала раскрепощению детей, у них пропадал дискомфорт, скованность, страх, переживания, улучшалось настроение. В игровых ситуациях, созданных педагогом, дошкольники учились ставить перед собой цель, находить пути решения проблемы, проявляли инициативу и творчество при демонстрации различных сценических образов, озвучивании сказочных героев, музицировании.

Особую роль уделяли развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводили игры «Веселые превращения», «Раз, два, три – повернись, в Зайчика (Мишку, Лисичку и др.) превратись», «Игры с воображаемыми предметами» (с куклой, с мячом и др.)

В дальнейшем, когда дошкольники обучились приёмам перевоплощения в различных героев, научились изменять голос, оригинально использовать мимику и жесты, мы перешли к постановке небольших музыкально-театрализованных спектаклей. Вначале совместно с детьми обсуждался выбор сказки, распределялись роли, придумывались костюмы и атрибуты каждому герою. Родители помогали разучивать с детьми текст, создавать декорации. Педагоги работали над выразительностью речи детей, имитационными движениями, мимическими изменениями, помогали разучивать индивидуальные и совместные песни и танцы. Каждому герою подбиралось музыкальное сопровождение, соответствующее персонажу по характеру. После индивидуальных и коллективных репетиций дети выходили на сцену и представляли зрителям театральную постановку.

На занятиях воспитанники сами сочиняли, импровизировали роли, инсценировали готовый литературный материал, например «Кошкин дом», «Путаница», «Сказка о глупом мышонке», «Лесная старуха». Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Также в театрализованных занятиях функционально применяли чтение произведений художественной литературы и проведение викторин. Постоянно проигрывали мини-этюды («На лесной поляне», «Полет на облаках», «На морском берегу» и др.) они вызывали у детей большой восторг.

Часто проводили развивающие игры «Что ты слышишь за окном?», «Летает не летает», «Живой телефон», которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию. Применяли упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей, проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др. Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А игры на жестикуляцию вызывают особый задор у детей: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание» и др.

Особое внимание хочется уделить театрализованным играм. Они являются частью театрализованной деятельности.

Театрализованные игры пользовались у наших детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ре­бенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогичес­кое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Играли в такие игры, как: «Меня зовут», «Кто во что одет», «Зеркала», «Что мы делали, не скажем» и др.

В старшей группе мы также активно использовали игры – драматизации. Участвуя в играх – драматизациях, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Итогом всех занятий являлся спектакль. Его подготовке уделялось большое внимание: выбирались сказки или пьесы, распределялись роли по желанию детей. Готовые сценарии старались брать из книг и только в стихах, или переделывали сказки на новый лад. Так из простых русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Муха-Цокотуха» происходило превращение в новую, более интересную сказку. Дети с удовольствием заучивали свои роли, иногда даже большие. Проигрывая каждую роль, мне приходилось показывать детям, как надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение героя. Вместе с родителями изготавливали костюмы и декорации к постановкам. Все, кто видел наши постановки: сотрудники детского сада, родители, дети других групп — давали им положительную оценку. По словам родителей, дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными, выразительными. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья!

В результате проведенной работы дети познакомились с разными видами театров, с удовольствием принимали участие в показе сказок, в драматизациях.

Заключительным этапом нашей работы стал контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.

Полученные результаты позволили нам выявить динамику, процесса формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты диагностики уровня на этапе контрольного эксперимента мы представили в виде таблицы 3.

Таблица 3. Уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе

Уровни

Количество детей

%

высокий уровень

8

40

средний уровень

10

50

низкий уровень

2

10

Динамика уровня развития творческого воображения старших дошкольников представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты диагностики детей по тесту Торренса «Неполные фигуры» на контрольном этапе.

Проанализировав результаты, можем констатировать, что после формирующего эксперимента у 40 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития творческого воображения; при выполнении заданий теста они нарисовали три оригинальных изображения. До реализации развивающих занятий детей с высоким уровнем развития творческого воображения в группе старших дошкольников выявлено не было. У 50 % старших дошкольников диагностирован средний уровень развития творческого воображения; эти ребята дорисовали фигуры, получив 1–2 оригинальных изображения. До формирующего эксперимента число детей со средним уровнем развития творческого воображения составляло 40 %. С низким уровнем детей стало всего 10%, тогда как до реализации развивающих занятий число таких ребят составляло 60 %.

Так, например, у Насти Р. треугольник стал опорой под доской качелей, на которых изображены дети. У Нади Л. квадрат превратился в клетку с очаровательным попугаем. Денис А. превратил квадрат в аквариум с водорослями, камешками и рыбками, стоящий на полке. У Насти Г. треугольник стал петушком, сидящим на заборе. В работе каждого ребенка стало возможным увидеть что-то необычное и оригинальное, отличающееся от других работ детей в группе. Отсутствовало схематическое изображение предметов. Дети использовали многообразие цветных карандашей и ярких фломастеров.

Таким образом, можем отметить, что выявлена положительная динамика показателей по тесту Торренса «Неполные фигуры».

Также при проведении контрольного эксперимента нами использовалась методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» О.М. Дьяченко. Динамика показателей старших дошкольников по данной методике представлена в таблице 4.

Таблица 4. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на контрольном этапе

Уровни

Количество детей

%

высокий уровень

8

40

средний уровень

12

60

низкий уровень

0

0

В процентном соотношении динамика представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на контрольном этапе

Анализируя данные повторного обследования детей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить следующее.

До реализации перспективного плана в группе старших дошкольников у 50 % детей был выявлен низкий уровень развития творческих способностей. После реализации развивающих занятий детей с низким уровнем не выявлено. В ходе констатирующего эксперимента у 35 % дошкольников был диагностирован средний уровень развития воображения; после формирующего эксперимента данный уровень выявлен уже у 60 % детей. Число дошкольников с высоким уровнем до формирующего эксперимента составляло 15 %, после проведения развивающих занятий ребят с высоким уровнем стало 40 %.

После проведения развивающих занятий дети сочинили оригинальные и детализированные сказки, пересказы знакомых произведений не встречались. В работах детей со средним уровнем прослеживались эпизоды из ранее прочитанных сказок, то есть сочиненные произведения носят подражательный характер, и содержание рисунка частично отражало сюжет сказки. Значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем творческих способностей. У этих детей сказки были придуманы о приключениях и волшебстве. Они сюжетно организованы, имеют логическую завершенность, что свидетельствует о том, что дети понимают и устанавливают взаимосвязь воображаемых событий с реальностью. Возросла детализация в сказках, увеличилось общее количество персонажей, появились второстепенные персонажи, давались развернутые описания предметов и героев. Есть сказки, где заданный персонаж в теме становится второстепенным, что привело к увеличению количества оригинальных сказок. В рисунках дети старались передать не только героев, но и связный сюжет сказки, используя все многообразие художественных средств.

Можем отметить, что в ходе контрольного эксперимента нами выявлена положительная динамика показателей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку».

Разработанная система занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, является эффективной. Перспективный план способствовал значительному повышению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по главе 2

Целью контрольного эксперимента было установить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы и проследить динамику достижения детей экспериментальной группы в развитии творческих способностей по средствам театрализованной деятельности.

Для диагностики мы использовали тест Е. Торренса «Неполные фигуры» (предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения) и методику О. М. Дьяченко «Сочини сказку и нарисуй картинку».

Проанализировав результаты по методике Е. Торренса «Неполные фигуры», можем констатировать, что после формирующего эксперимента у 40 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития творческого воображения; при выполнении заданий теста они нарисовали три оригинальных изображения. До реализации развивающих занятий детей с высоким уровнем развития творческого воображения в группе старших дошкольников выявлено не было. У 50 % старших дошкольников диагностирован средний уровень развития творческого воображения; эти ребята дорисовали фигуры, получив 1–2 оригинальных изображения. До формирующего эксперимента число детей со средним уровнем развития творческого воображения составляло 40 %. С низким уровнем детей стало всего 10%, тогда как до реализации развивающих занятий число таких ребят составляло 60 %.

Анализируя данные повторного обследования детей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить следующее.

До реализации перспективного плана в группе старших дошкольников у 50 % детей был выявлен низкий уровень развития творческих способностей. После реализации развивающих занятий детей с низким уровнем не выявлено. В ходе констатирующего эксперимента у 35 % дошкольников был диагностирован средний уровень развития воображения; после формирующего эксперимента данный уровень выявлен уже у 60 % детей. Число дошкольников с высоким уровнем до формирующего эксперимента составляло 15 %, после проведения развивающих занятий ребят с высоким уровнем стало 40 %.

Таким образом, можно утверждать, что разработанный перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, является эффективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду, в кружках дополнительного образования - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Организация театрально-игровой деятельности, ее содержание, формы и методы проведения должны способствовать реализации следующих задач: развитию речи и навыкам театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, формированию эмоциональной культуры детей.

Развитие творчества детей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на старших дошкольников со стороны педагогов.

Театрализованная деятельность - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей.

В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится создавать что-то новое, свое, оригинальное в процессе театрализованной деятельности. Этому способствует яркое, творческое воображение, характерное для данного возраста.

Театрализованная деятельность обогащает творческие способности ребёнка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и создания собственных сочинений.

Организуя театрализованную деятельность детей мы решаем многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Таким образом, имеем основания для вывода о том, что театр может стать эффективным и мощным эмоционально окрашенным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка при условии грамотного руководства и создания оптимального театрально образовательного пространства, которое будет содействовать развитию эмоциональной восприимчивости и культуры детей дошкольного возраста.

В ходе практического исследования было выявлено следующее:

1.Анализ результатов экспериментальной группы до и после контрольного эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проделанной работы по театрализованной деятельности для развития творчества ребенка.

2.Специально применяемые приемы и методы дают вполне ощутимый положительный результат.

3.Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец практической работы позволяет увидеть, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астраханцева Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Астраханцева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2002. – 190 с.–URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-obespecheniyapreemstvennosti-v-razvitii-tvorcheskikh-sposobnostei-#ixzz3nkd1D3rK/(дата обращения: 05.10.2017).

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова - Екатеринбург: Деловая книга, 2012.- 34 с.

3. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е.В. Андриенко - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 54 с.

4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2012.- 89 с.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2018. – 400 с.

6. Бойченко, А.В. Игровые технологии как средство воспитания и развития // Образовательная среда сегодня: теория и практика : сб. материалов IV междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 117-119. 

7. Букина, Л.В. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Л.В. Букина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. 2016. № 3. С. 233-235.

8. Бизина, Т.А. Использование игровых технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста / Бизина Т.А., Австриевских Л.И. // Вестн. соврем. исслед. – 2018. – № 9.1 (24). – С. 62-63.

9. Варенина, Л.П. Технология игры / Л.П. Варенина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12. С. 66-68.

10. Веселовская, А. С. Роль сказки в развитие воображения в дошкольном возрасте / А.С. Веселовская, М.С. Невзорова // Урок.РФ : пед. сообщество : [сайт]. – Йошкар-Ола, 2019. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rol_skazki_v_razvitie_voobrazheniya_v_doshkolnom_vo_215014.html 

11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2003. – 93 с

12. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка[Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. –2002. –№ 6.– С. 62-76.

13. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

14. Диагностика в детском саду [Текст] :содерж. и орг. диагност. работы в дошкол. образоват. учреждении : метод. пособие / Л. А. Баландина [и др.]; под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 287 с.

15. Екжанова, Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях [Текст] : методика коррекц.-пед. работы в нач.кл. образоват.шк. : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, О. А. Фроли-кова. – М.: КАРО, 2017. – 271 с.

16. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2017.-с.29-33.

17. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности [Текст] / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 21-27.

18. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с. 66

19. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией: пособие для воспитателей дет. сада/ Т. Г. Казакова. –М. : Просвещение, 1985. – 192с.

20. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] : метод. пособие для воспитателей и педагогов : для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.

21. Купаева, М. Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием друдлов / М. Купаева, Т. Еремина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 9. – С. 62-72.

22. Лебедева, Л. А. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Л. А. Лебедева, Ю. А. Игонькина // Студенческий научный форум – 2015 : материалы VII Междунар. студен. электрон. науч. конф.. 15 февр.-31 марта 2015 г., г. Саратов. – Саратов, 2015. – URL :https://www.scienceforum.ru/-2015/1348/7542 (дата обращения: 21.06.2017).

23. Медведева, Е. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры [Текст] / Е.А. Медведева, Т. Шишова.–М.:Линка-Пресс, 2002. – 240 с.

24. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду[Текст] : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. :Линка-Пресс, 2009. – 96 с.

25. Общая психология [Текст] :учеб.для студентов вузов / А. В. Карпов [и др.]; под ред. А. В. Карпова. – М. :Гардарики, 2002. – 232с.

26. Павленко Г. В. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 67 [Электронный ресурс] :дис. .. канд. пед. наук : 13.00.07 / Г. В. Павленко. – М., 1998. – 227 c. – URL : http://www.dissercat.com/-content/pedagogicheskieusloviya-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogovoz#ixzz3nkdJpbyz /(дата обращения: 05.10.2017).

27. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. –М. : Академия, 2002. – 576 с.

28. Подласый, И. Н. Педагогика [Текст] :учеб. для высш. пед.учеб.заведений / И. Н. Подласый. –М. :Просвещение:ВЛАДОС, 2016. –432с.

29. Попов, А. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / А.А. Попов, М.А. Резник // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 35. – С. 125-139. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21744707 (дата обращения: 25.06.2020)

30. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] : для студентов сред.пед.учеб.заведений / авт.-сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. –М. : Академия, 2000. – 160с.

31. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] / В. А. Артемьева [и др.]; под ред. М. К Тутушкиной. –СПб.: Дидактика Плюс, 2000. – 352 с. 68

32. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста[Текст] : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» /Е. А. Стребелева [и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. –М. : Просвещение, 2004. – 164 с.

33. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 2. – C. 55-69. – Электрон. копия доступна на Портале психологических изданий PSYJOURNALS.RU. URL: https://psyjournals.ru/files/1462/psyedu_2006_n2_Repina.pdf 

34. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] :учеб.пособие для студентов вузов /А.И. Савенков. –М. : Академия, 2000.– 232с.

35. Севастьянова О. А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях культуры [Электронный ресурс] :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / О. А. Севастьянова ; Моск. гос. ун-т культуры. – М., 1996. –,136 с. – URL : http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-uslo-viyarazvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vo#ixzz3nkc-HSwAe (дата обращения: 05.10.2017).

36. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Е. О. Смирнова. –М. : ВЛАДОС, 2006. – 366 с.

37. Сорокина Е. В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях лицея искусств [Электронный ресурс] :дис. ...канд.пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Сорокина ; Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина.– Тамбов, 2006. – 185 с. –URL:http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-litseya-iskusstv:

38. Томчикова, С. Н. У истоков театра [Текст] : программа творческ. развития детей шестого года жизни в театрализов. деятельности / С. Н. Томчикова. –Магнитогорск:Изд-воМаГУ, 2002. – 69 с.

39. Торшилова, Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет[Текст]: теория и диагностика / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. – Екатеринбург : Деловая кн., 2001. – 141 с.

40. Тимофеева Н.В. Развитие творческой деятельности ребенка-дошкольника в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации // Образование: ресурсы развития. – Вестник ЛОИРО. – 2019. – № 4. – С. 56-59. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42782281 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Перспективный план по развитию творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.

дата

Виды деятельности

цель

октябрь

1 неделя

1. Основы театральной культуры. Беседа с детьми «Что такое театр?»

2. Дидактическая игра «Театральные маски»

3. Ритмопластика «Самолёты и бабочки»

4. Упражнение по культуре речи «Веселые превращения», «Игры с воображаемыми предметами» (с куклой, с мячом и др.)

5. Распевка «Листочки» Юдиной

6. Логоритмика «Сороконожка» (журнал «М/руководитель»)

Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров Новосибирска (драматический, театр Оперы и Балета, кукольный, детский драматический). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Цель: Развитие активного внимания, доброго отношения друг к другу, уметь сочетать слова и действия, стоя  напротив друг друга в двух кругах.

Цель: Учить владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

 Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

Цель: Способствовать развитию чистого интонирования, дыхания, артикуляции.

Цель: совершенствовать технику ходьбы, развивать ловкость, внимание, согласовывать слова и движения.

2 неделя

1. Дидактическая игра «Зеркало», , «Узнай и покажи», «Повтори что видишь»

2. Попевка «Лиса и воробей» А. Евтодьевой

3. Пластический этюд «Первая потеря»

4. Театральная игра «Меня зовут».

5. Просмотр видеозаписи «Дюймовочка»

Цель: Продолжать развивать активное внимание, доброе отношение детей друг к другу, уметь сочетать слова и действия, стоя в напротив друг друга в двух кругах.

Цель: Упражнять детей в смене лёгкого и протяжного звучания, в развитии артистических способностей.

Цель: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Цель: Развитие слухового и зрительного восприятия, воображения, памяти, способность повторить движение, придуманное другим.

3 неделя

  1. Театрализованная игра «Кто во что одет»
  2.  Пластический этюд «Осенние листья»

3. «Весёлый пятачок»

  1. Скороговорка – У Олежки тележка не жёлтая, а… тяжёлая - с различными интонациями
  2. Попевка «Кот и мышка» А. Евтодьевой
  3. Просмотр кукольного спектакля «Золушка» театра «Сказки лукоморья» (знакомство с разнообразными видами театров, работой кукловодов)

Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Цель: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Цель: Выработка полноценных движений губ, языка, челюсти, мягкого нёба.

Цель: Способствовать развитию артикуляции, артистических способностей через инсценировку песенки – распевки.

4 неделя

  1. Театрализованная игра «Зеркало»
  2. Ритмопластика «Пальма».

  1.  «Колокольчик» Артикуляционная гимнастика.
  2. Скороговорка. Без капусты щи не густы.
  3. Распевка «Стрекоза и рыбка» А. Евтодьевой

Цель: Развивать внимание, память, образное мышление, воображение.

Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

ноябрь

1 неделя

1) Театрализованная игра «Что мы делали, не скажем»

2) Ритмопластика «Буратино и Пьеро»

3) Зарядка для шеи и челюсти.

4) Скороговорка – Перепёлка перепелят прятала от ребят

5) Попевка «Карабас – Барабас и куклы» А. Евтодьевой

6) Слушание сказки «Щелкунчик» (аудизапись) (первое занятие)

  1. Просмотр балета «Щелкунчик» (видеозапись) (второе занятие)
  2. Просмотр кукольного спектакля «Щелкунчик» театра «Городок в табакерке» - обратить внимание на декорации,  игру кукол за ширмой и перед ней)
  3. Обсуждение особенностей двух постановок одной сказки.

Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Цель: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы, развитие артистических способностей.

Цель: Освободить мышцы шеи и челюсти.

Цель: Вспомнить с детьми героев сказки.

2 неделя

  1. Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»,

2. Ритмопластика «Мокрые котята»

 3. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Стрелочка»

4) Скороговорка – Вовсе не восемь на утёсе сосен.

5) Попевка «Храбрый портняжка» А. Евтодьевой

6) Чтение детям сценария спектакля по сказке «Щелкунчик»

7) Определить основных героев сказки. Выяснить, кто из детей кого хотел бы сыграть.

8) Распределение ролей на спектакль «Щелкунчик»

Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Цель: Умение снимать напряжение поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Цель: Вырабатывать правильное произношение.

Цель: Активизировать детей при распределении ролей. Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ.

3 неделя

  1. Театрализованная игра «Весёлые обезьянки»
  2. Ритмопластика «Кактус и ива»
  3. Игра на развитие артикуляции «Раз, два, три – повернись, в Зайчика (Мишку, Лисичку и др.) превратись»,
  4. Попевка «Дюймовочка и жук» А. Евтодьевой
  5. Видеопросмотр мультфильма «Щелкунчик»

         6) Индивидуальные репетиции к спектаклю «Щелкунчик»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

 Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Цель: Быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы, отработка интонации.

Цель: Соотнести своё представление о героях сказки с увиденным на экране.

4 неделя

  1. Театрализованная игра «Вышивание»

2. Ритмопластика «Куклы Карабаса- Барабаса»

3. Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Качели».

4. Скороговорка – Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

5. Попевка «Щенок и бабочка» А. Евтодьевой

6. Индивидуальные репетиции сцен из спектакля по сказке «Щелкунчик»

7. Рисование с детьми элементов декораций, костюмов к сказке, лепка мизансцен из   пластилина.

Цель: Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Цель: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы, развитие воображения.

декабрь

1 неделя

  1. Театрализованная игра «Весёлый старичок»        

2. Ритмопластика «Боковой галоп»

3. Зарядка для языка.

  • Жало змеи
  • Конфетка
  • Колокольчик
  • Самый длинный язычок

 4. Скороговорка – Кошка на окошке шьёт рубашку для Тимошки (с разными интонациями).

 5. Попевка «Лисёнок и бабочка» А. Евтодьевой

 6. Сцены из спектакля «Щелкунчик», диалоги героев.

Цель: Развивать слуховое внимание, согласованность действий, интонационную выразительность.

Цель: Уметь напрягать и расслаблять поочерёдно мышцы всего тела, координировать движения.

Цель: Выяснить возможности детей. Учить детей вести диалог. При диалоге смотреть друг на друга. 

2 неделя

  1. Театрализованная игра «Король»
  • Игра по типу «Что мы делали не скажем»: выбирается «Король», дети распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься.
  1. Ритмопластика «Снеговик»

3. Артикуляционная гимнастика «Больной зуб»

  • У детей «болит» зуб. Нужно звуками изобразить.

 4. Скороговорка – Пыхтит, как пышка пухлый мишка.

 5. Попевка «Лиса и воробей» А. Евтодьевой

 6. Диалоги из спектакля «Щелкунчик», разучивание сольных танцев героев сказки (индивидуально)

Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Цель: Упражнять детей с помощью игры на свободу звучания с мягкой атакой.

3 неделя

  1. Театрализованная игра «Бабушка Маланья»

2. Ритмопластика «Заводная кукла»

  • Упражнение под музыку А.Жилинского «Полька»

3. Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

  1. Скороговорка. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. Попевка «Кот и мышка» А. Евтодьевой
  3. Диалоги из спектакля, песни, танцы героев.
  4. Рисование с детьми элементов декораций, костюмов к постановке спектакля «Щелкунчик», выстраивание мизансцен.

Цель: Развивать внимание, фантазию, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Цель: Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.

4 неделя

  1.  «Новогодняя ёлочка»

2. Ритмопластика «Новогодние игрушки»

  • Музыкальное сопровождение - «Марш ёлочных игрушек»
  1. Заучивание наизусть.
  • Стихотворение З.Александровой «Дед Мороз»

 4. Генеральная репетиция спектакля.

 5. Выступление со сказкой «Щелкунчик» на Новогоднем празднике.

Цель: Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Цель: Развитие воображения, развивать умение передавать в свободных импровизациях придуманную игрушку.

Цель: Развитие выразительности речи, памяти, дикции.