Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ))

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В Конституции, законах об образовании, о дошкольном образовании определено, что возрождение общества, его развитие, в значительной степени зависит от творчества его членов, их инициативы; тех условий, которые создаются для развития и реализации потенциала каждой личности. Поиск путей и средств развития одаренности и способностей, создания условий для актуализации творчества каждого дошкольника является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Особое место в учебно-воспитательном процессе учреждений дошкольного образования занимают игровые технологии и техники (в том числе и компьютерные). Компьютерные игры включены как разновидность интеллектуальных игр в программу дошкольного образования.

Компьютерным играм придают важное значение в развитии интеллекта и познавательных способностях детей. В то же время, исследователи компьютерных игр отмечают, что компьютерные игры могут оказывать негативное влияние на эмоциональное, физиологическое, личностное развитие ребенка.

Теоретический анализ исследований проблемы применения компьютерных игр детьми разного возраста (в частности, дошкольного) показал, что на сегодняшний день остаются невыясненными вопросы об организационных формах проведения развивающих занятий и жанры компьютерных игр, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников, не определены психологические особенности и условия развития способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр. Итак, психологическая значимость определенной проблемы и ее недостаточное освещение обусловили актуальность и выбор темы исследования: "Организация творческой игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (средствами компьютерных игр)" .

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном определении психологических особенностей и условий развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр, разработке и апробации психологической программы их развития.

В основу исследования положено предположение о том, что:

1) творческие способности старших дошкольников в обычных условиях организации учебно-воспитательного процесса развиваются недостаточно;

2) творческие способности на этапе дошкольного детства быстро развиваются под влиянием действенных и эффективных средств;

3) эффективными средствами развития творческих способностей старших дошкольников являются компьютерные игры, подобранные с учетом психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В целях исследования сформулированы следующие задачи:

1. Определить теоретические подходы к изучению проблемы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр.

2. На основе теоретического анализа определить критерии, показатели творческих способностей старших дошкольников.

Объект исследования – творческие способности старших дошкольников.

Предмет исследования – развитие творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр.

Методы исследования:

-общетеоретические: анализ, сравнение, классификация с целью определения сущности основных понятий и терминов, методологических основ проблемы исследования, разработки психологической программы и методических рекомендаций;

- эмпирические: наблюдение, беседы, тестирование для выявления уровня развития творческих способностей старших дошкольников.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность ведущих понятий проблемы развития личности детей старшего дошкольного возраста  

Еще в стародавние времена философы (И. Кант, Платон, В. Шеллинг и др.) Отмечали, что творчество – это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры[1].

При определении сущности творчества и творческой личности нами было установлено, что наибольшую целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев. В своих наблюдениях исследователь пришел к выводу, что результаты опытов позволяют схематично представить центральную шкалу психологического интеллекта в виде двух взаимопроникающих сфер, внешние грани которых можно считать абстрактными пределами мышления. Нижняя граница является интуитивным мышлением (сфера строго интуитивного мышления животных), верхняя – логическим (сфера строго логического мышления – современных электронных вычислительных машин).

По мнению В.А. Моляко креативность – творческие способности личности, характеризуются способностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности; это творческие способности личности, воспроизводятся в способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации[2].

Американский ученый Дж.П. Гилфорд выделил такие параметры креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность генерировать много идей; способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность – способность нестандартно реагировать на раздражители; способность усовершенствовать объект; способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу[3].

По И.М. Белой, творческие способности – это высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в противовес стереотипной шаблонной деятельности. Масштаб творчества может быть разным, оно оказывается в любой сфере человеческой деятельности, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то принципиально нового[4].

А.В. Моляко и А.Л. Музыка считают, что человек, как правило, овладевая определенной деятельностью, сначала развивает исполнительские способности, а уже потом, когда деятельность освоена, возникают инвенции, которые становятся причиной развития творческих способностей. По их мнению, одаренности, которая развивалась на основе исполнительских способностей, не существует. Как о психологическом феномене можно говорить только о творческой одаренности, которая возникает на основе развития творческих способностей, творческие способности являются как бы надстройкой над исполнительными способностями. Развитие творческих способностей приводит к возникновению творческой одаренности – интегрального личностного образования.

На основе проведенного теоретического исследования, выделение и понимание понятий "творчество", "творческие способности", "креативность", "творческая личность" в научных исследованиях нами разработано их рабочее определение, согласно которому:

творчество – это способность человека к созданию нового, нестандартного мышления, разрешения противоречий, нахождение новых вариантов решения проблем и нестандартные подходы к решению новых и незнакомых задач;

креативность – это способность продуцировать нестандартные идеи, те, что отличаются от общепринятых, иметь много различных вариантов решения задач и способность переключаться от одной идеи к другой;

творческие способности, по А.И. Кульчицкой, это такие свойства ребенка, обеспечивающие создание нового и оригинального, нестандартное видение в обычном новых возможностей его функционирования или включение его как части в новую систему, возможность производить значительное количество идей[5];

творческая личность – это целостная человеческая индивидуальность, которая проявляет развитые творческие способности, творческие умения, обеспечивающие ей способность порождать качественно новые материалы, технологии и духовные ценности, в большей или меньшей степени изменяют к лучшему жизнь человека.

В старших дошкольников способность к творчеству формируется медленно, проходя несколько стадий развития. Творческие способности старших дошкольников характеризуются, прежде всего, проявлением воображения. Эти способности проявляются в тех случаях, когда ребенок действует не по шаблону, а предлагает и реализует оригинальные способы решения практических и игровых задач, проявляет творчество и получает такие ее продукты, как рисунок, сказка, рассказ, конструкция.

Детское творчество – своеобразная сфера детской жизни. Занимаясь ею, ребенок действует, общается со взрослыми и сверстниками. Для детского творчества присуща непредсказуемость, спонтанность. Творческие процессы ребенка чаще всего протекают на бессознательном уровне, а сознание фиксирует только их конечный результат (Л.А. Венгер, Л. С. Выготский и др.)[6].

Специфическими являются и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Формирование творческих способностей у детей, как правило, связано с игрой. Дошкольники рисуют и играют, танцуют и играют, конструируют и играют, называют слова, придумывают сказки и постоянно играют. Играют даже тогда, когда занимаются серьезным делом – обучением. Через игру, экспериментирование, творчество происходит познание ребенком окружающего мира. В игре ребенок пытается найти свое место в жизни, в ней же готовится к учебе в школе, ею он живет, с игрой просыпается и засыпает.

Развитие творческих способностей требует создания определенных условий, при которых ребенок будет чувствовать себя свободным от влияния взрослого. Когда дети увлечены, свободные, беззаботные, творческое решение приходит самопроизвольно. Творческие проявления, имеющиеся там, где отсутствуют запрет, одергивание, сдерживания, унижение личности, там, где имеются материалы для творческой деятельности детей, педагог и родители постоянно заботятся о поиске путей и средствах развития творчества детей, но не навязывают им собственные образцы, шаблоны, взгляды. Как отмечают ученые, условиями развития творческих способностей в дошкольном возрасте является производительное воображение, познавательная, исследовательская активность дошкольников.

Опираясь на теоретический анализ особенностей развития творческих способностей старших дошкольников, мы согласны с определением А.И. Кульчицкой и считаем, что творческие способности старших дошкольников – это свойства, направленные на создание нового и оригинального, нестандартное видение, возможность производить значительное количество идей.

1.2 Компьютерная игра, ее разновидности, жанры и психологическая роль в становлении личности ребенка старшего дошкольного возраста

Известно, что компьютер стал неотъемлемой частью жизни каждого современного человека, а вместе с ним в круг досуга вошла и компьютерная игра. Новая игровая реальность может как способствовать развитию дошкольника, обеспечивать подготовку к будущей учебной деятельности, удовлетворять растущие потребности дошкольника в познании окружающего мира, так и отрицательно влиять на ребенка, приводить к формированию компьютерной зависимости, ограничению межличностного взаимодействия со сверстниками и родителями, ухудшению зрения и физического развития ребенка в целом. Это определяется несоблюдением санитарно-гигиенических требований и внедрением психологических условий, обеспечивающих успешность определенного вида игр.

Компьютерная игра уже с самого раннего детства привлекает ребенка в мир новых познавательных возможностей. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становятся компьютерные игры, в которые он играет.

Большинство современных дошкольников разбираются в компьютерных играх даже лучше взрослых. Им интересно играть за компьютером, ведь он может включать в себя много самых разнообразных игрушек, множество вариантов изображений, позволяет осуществлять различные действия с предметами: рисовать, раскрашивать, передвигать, размножать, делить и тому подобное; может показывать мультипликационные фильмы и с каждым днем его возможности становятся все более разнообразными.

Теоретический анализ исследований проблемы применения компьютерных игр детьми разного возраста (в частности, дошкольного) показал, что на сегодня системных исследований, посвященных этой проблеме, недостаточно, несмотря на растущее число заинтересованных в компьютерной игре. В целом проблема использования компьютерно-ориентированных средств обучения в дошкольных учреждениях рассматривается современными учеными в двух направлениях:

- внедрение в дидактике дошкольного образования информационных технологий и педагогических методов их применения; разработки структуры занятий, рекомендации по санитарно-гигиенических требований, проблем безопасности по организации компьютерно-игрового комплекса в дошкольных учебных заведениях; 

- всестороннее развитие детей в компьютерно-ориентированной игровой среде; умение решать задачи конструктивной деятельности; формировать пространственные представления; развитие логико-математических умений; творческой активности; интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка[7].

Для использования компьютера как средства деятельности от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами, то есть обладать достаточно развитым мышлением и творческим воображением. В ребенка до пяти лет в полной мере развивается символическая функция наглядно-образного мышления. В этом возрасте детям уже доступны операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что позволяет ребенку успешно пользоваться компьютером. 

Д.И. Кулаков утверждает, что раннее общение с компьютером имеет много положительных сторон, оно открывает ребенку мир огромных возможностей. Яркое оформление программ и анимация активизируют внимание ребенка, развивают ассоциативное мышление. Умело подобранные задания, учитывающие возможности воспитанников, создают положительную атмосферу сотрудничества, производят положительные эмоции от чувства достигнутого успеха. Компьютер становится средством познания ребенком окружающего мира и его развития[8]

По мнению Ю.М. Горвица, компьютерная игра – это такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение цели. Он считал, что понятие учебной компьютерной игры можно определить, как программное средство, что направляет деятельность ребенка на достижение определенной дидактической цели в игровой форме. Применяя мультимедиа технологии (цвет, графика, звук), компьютерная игра позволяет моделировать различные ситуации и окружение. Игровые компоненты, активизирующие познавательную деятельность, и улучшают усвоение материала.

В случае организации учебно-воспитательного процесса дошкольников средствами компьютерных игр чрезвычайно важным является вопрос правильного выбора: какие компьютерные игры развивают ребенка, а какие имеют сомнительную ценность. В этом случае необходимы знания жанровой и рейтинговой классификации компьютерных игр.

Жанр определяется целью игры. Психологическая цель жанра виртуальных миров – реализация потребности в игровой деятельности, попытка конструирования и переконструирования собственных убеждений и окружающей действительности с помощью языка и мультимедийных возможностей интернета; примерки на себя различных ролей и жизненных позиций в пространстве игры. Поэтому в компьютерных играх осуществляется прямое влияние на игроков.

В 1988 году психолог О. Шмелев предложил следующую классификацию компьютерных игр: стимуляторы формально-логического мышления, азартные, спортивные, военные игры и единоборства, преследования-бегство, авантюрные, игры-тренажеры[9].

На сегодняшний день выделяют следующие жанры:

Приключенческая игра (Adventure) – игра, обладает полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета, управляя игровым персонажем, который движется по сюжету и выполняет обусловленные сценарию задачи, полагаясь на свою внимательность и логику, осуществляет поиски подсказок и решает загадки (Индиана Джонс, Disney's Aladdin in Nasira's Revenge и др.).

Настольная игра – электронные реализации классических настольных игр (шахматы, шашки и т.п.).

Головоломки – требуют от игрока решения логических задач, предвидение возможных ситуаций (Тетрис, Angry Birds).

Игры на решение гипотез – программы, с помощью которых люди используют свои знания для решения проблем, при этом играя. Психологическое значение этого жанра игр тренирует глазомер, внимание, скорость реакции. В играх этого типа формируются навыки мышления (Дарвин, C Robots).

Действующие (Action) – в играх такого жанра необходимо использовать рефлексы и скорость реакции для преодоления игровых обстоятельств. Психологическое значение такого жанра игр заключается в скорости реакции, способности быстро принимать тактические решения, развивает высокую концентрацию внимания и быструю реакцию (Wolfenstein 3D, Макс Пейн, Mortal Kombat, Mario).

Лабиринты – персонаж движется по лабиринту с целью найти выход, собрать предметы и / или избежать ловушек и опасностей. Часто в играх этого жанра есть ограничение на время (Pac-Man, Boulder Dash).

Ролевые игры (Role Playing Game) – игра, отличительной чертой которой является наличие у персонажей определенных навыков и характеристик, которые можно найти, а затем развивать, выполняя вписаны в сюжетную линию действия. Психологическое значение жанра ролевых компьютерных игр заключается в способе обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодолении страхов и развития коммуникативных навыков (The Elder Scrolls (серия), Gothic (серия)).

Стратегическая игра (Strategy) – игра, представляющая собой управление масштабными процессами, как, например, строительство городов, ведения бизнеса, командование армией и т.д. Психологическое значение жанра стратегических игр заключается в формировании навыков системного анализа, формирования настойчивости, способности планировать свои действия, тренировать многофакторное мышления (Цивилизация, StarCraft, Age of Empires).

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Взаимодействие с виртуальными образами в процессе игры активизирует широкий спектр познавательных процессов, может влиять на такие когнитивные характеристики игроков, как внимание, память, пространственное восприятие, мышление, контроль и планирование.

Кроме изложенного, психологическая роль компьютерных игр в развитии старших дошкольников заключается в том, что дети, которые играют в компьютерные игры, демонстрируют большую скорость реакции и перенастройке между задачами, лучшую зрительно-моторную координацию, способность работать с большими объемами информации, эффективнее отслеживать движение большого количества объектов.

Однако положительный потенциал большинства компьютерных игр реализуется далеко не всегда. Это зависит в основном не от самой игры, а от человека, который играет, и от того, какой мотив преобладает в случае включения. Экспансия мультимедийного пространства в целом и компьютерных игр, в частности, имеет большое негативное влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Создавая альтернативную реальность, компьютерная игра дает возможность ребенку действовать и даже господствовать в давно известном, но традиционно неизменном мире литературных произведений и мультфильмов, проживая жизнь персонажей.

Свободный выбор игры в значительной степени определяется психологическими особенностями ребенка, поскольку каждый жанр игры выдвигает определенные требования к игрокам. Выбор игры может проявлять склонность ребенка к тому или иному виду деятельности. Кроме того, выбирая ту или иную игру, ребенок может преследовать разные цели, среди которых и отдых, и удовольствие от игры как таковой, и включение в привлекательную группу сверстников, и самоиспытание, и знания.

Итак, компьютерная игра – это один из эффективных средств развития творческих способностей старшего дошкольника, поскольку содержательной частью игры предусмотрено конструирование различных ситуаций, требующих творческого решения, поиска оригинального варианта решения проблемы, гибкого применения умений и навыков для достижения результата в игре. Иллюстрации воображаемой ситуации способствует превращению абстрактных образов в более реальные. Эти свойства компьютерной игры обеспечивают развитие творческих способностей по критериям творческой оригинальности, творческого воображения, творческой гибкости. Игровая ситуация с приключенческим или сказочным содержанием облегчает ход решения проблемы, делает его увлекательным и эмоционально привлекательным для ребенка, положительно влияет на развитие творческих способностей.

1.3. Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр

Важным вопросом современного этапа исследований является вопрос о том, какие условия необходимо создать для того, чтобы применение компьютерных игр приносило не только эмоциональное удовольствие, но и пользу в сфере творческого, личностного, познавательного развития.

Современные ученые все чаще актуализируют эти вопросы и с тревогой обращают внимание на агрессивное вторжение новой техногенной реальности в жизни общества. В. Кремень особенно подчеркивает, что на наших глазах возникает новый цивилизованный мир, растет могущество техники, все теснее нас окружает виртуальное царство, все более просторными становятся экраны компьютеров и телевизоров, мы стоим на пороге нового этапа жизни в самой технике, которая образует техносфера, которая пронизывает собою все[10].

В связи с этим особенно актуальным является анализ условий построения взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с виртуальной реальностью компьютерных игр и особенностей их функционирования в жизни ребенка.

Зарубежные и отечественные ученые отмечают, что использование компьютерных технологий в дошкольном возрасте возможно и необходимо, но при условии соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Компьютерная игра – программный продукт, что дает возможность направить деятельность ребенка на достижение определенной дидактической цели в игровой форме. Эти игры не изолированы от педагогичного процесса учебного заведения, они предлагаются наряду с традиционными играми и обучением, не заменяя обычных игр и занятий, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях и с помощью традиционных средств дидактики понять или усвоить трудно или невозможно.

Опираясь на исследования В.В. Грамолина, отметим, что компьютерные игры и упражнения следует рассматривать как особое средство, стимулирующее творческую активность детей. Они интересны и доступны, а заложенные в них игровые задания содержат мотив и цель, а также способы их решения.

В.В. Грамолин выделял такие условия развития творческих способностей:

- организация режима дня;

- обучение ребенка компьютерной грамоте;

- введение компьютерных игр в жизни ребенка только после того, как она освоит традиционные виды деятельности – рисование, конструирование и др.;

- уверенность, что во время игры в компьютерную игру ребенок четко признает, что на экране "виртуальная реальность";

- необходимость обучения ребенка правилам поведения во время игры в компьютерные игры;

- подбор компьютерных игр с учетом возрастных ограничений;

- подбор компьютерных игр, направленных на развитие необходимого психологического показателя[11].

Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых, соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований. По мнению Е.П. Желиба, В.В. Зацарного, позволяя ребенку сесть за компьютер, не следует забывать о временном лимите. Они считают, что детям трех – четырех лет не рекомендуется находиться перед экраном больше 20 минут, а детям шести – семи лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и негативно сказаться на его психическом здоровье[12].

Также эти ученые отмечают, что не следует отводить время для игр на компьютере перед сном. Не следует играть в компьютерные игры, заменяя ими жизненно необходимы занятия: сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др. Главным примером для малыша должны быть взрослые: если ребенок видит, что мама с папой все время сидят за компьютером, его трудно убедить в том, что это вредно для здоровья.

С.В. Мазуряк считает, что при всех преимуществах компьютерных игр, они все же создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно комфортно без напряжения взаимодействовать, играть[13].

В то же время ребенок все больше отделяется от реального мира, где ему угрожают негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. Именно поэтому важным условием применения компьютерных игр является ее целесообразное размещение в распорядке жизнедеятельности ребенка, сочетание виртуального общения с реальным, компьютерных игр с реальными, соответствующими возрастными потребностями детей старшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевым, инсценировкам, строительным, конструктивным и т.д.).

В своей работе И.А. Ивакина выходила из предположения, что использование компьютерных игр как средства развития в дошкольников будет эффективным, если:

- содержание компьютерных программ побуждает к творческому поиску, к инициативному, самостоятельному решению игровых и дидактичных задач;

- компьютерные программы предлагаются в порядке усиления их творческой направленности;

- педагогическая организация работы с детьми осуществляется в рамках особого, индивидуализированного комплексного метода руководства игрой, направленного на развитие творческой активности каждого ребенка[14].

Индивидуально-дифференцирований подход к детям должен строиться на основе обобщенной модели, включающей в себя три степени:

I степень. Формирование позитивного отношения к компьютеру, компьютерной деятельности, творческих ситуаций;

II степень. Формирования у старших дошкольников умений и способностей, необходимых для творческого решения задач, поставленных в компьютерной игре;

III степень. Формирование творческой активности в процессе организации самостоятельной игры в компьютерные игры.

Специально разработанные учебные компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка и его уровню развития, обеспечивают поэтапное формирование его пространственных представлений. Однако для развивающего влияния необходима организация совместной деятельности взрослого как с ребенком, так и детей между собой. Такой процесс обучения становится более продуктивным, поскольку дети лучше усваивают способы выполнения заданий. Наиболее удачным является попарное объединение детей. Введение соревновательных моментов негативно сказывается на учебе, поскольку многие дети слишком волнуются и попадают в стрессовую ситуацию.

И.М. Новик считает, что для эффективного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника педагогам и родителям нужно применять на практике ряд рекомендаций:

- выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и наклонностями ребенка;

- позволять играть в игры с исследовательским содержанием, а не с содержанием развлечения;

- продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка и характером игры;

- не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода, оставлять компьютер следует с осознанием успешно выполненной работы;

- некоторые игры совместимы для игр взрослого и ребенка (адвентурные и ролевые)[15].

Л.Д. Чайнова подчеркивает, что использование компьютерных технологий положительно влияет на общий уровень педагогического процесса и уровень развития учащихся. Таким образом достигается эффективность применения компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе[16].

Эмоциональная насыщенность, красочность, музыкальность программ быстро снимают страх и неуверенность в случае знакомства дошкольника с новым средством деятельности. Причем, играя на компьютере, дети эмоционально насыщаются и самостоятельно развиваются. В условиях компьютерной игры важное значение приобретают умение планировать свои действия, предвидеть их результат, самостоятельно понимать, как взаимодействуют предметы. Значительно усложняется процесс детской деятельности, создается принципиально новая связь между действиями ребенка и результатом. Этот момент предоставляет мощное влияние на общее психическое развитие детей, формирует у них новую позицию относительно познания от окружающих их мира.

В процессе действия с изображенными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие представления и образы, которые являются основой для перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Тем самым компьютерные игры открывают идеальные условия для развития наглядно-образного мышления, формируя оперативную сторону деятельности.

На основе анализа упомянутых ниже работ нами был выявлен ряд рекомендаций по режиму и организации внедрения компьютерных игр в практику работы учреждений дошкольного образования:

- занятия с компьютером в детском саду проводятся с детьми старше пяти лет;

- максимальная единовременная продолжительность работы на компьютере составляет:

- для детей 6 лет I-II группы здоровья 15 минут в день;

- для детей III группы здоровья – 10 минут в день;

- для детей 5 лет I-II группы здоровья – 10 минут;

- для детей 5 лет III группы здоровья – 7 минут в день;

- для детей 5 - 6 лет, относятся к группе риска по зрению, соответственно 10 и 7 минут в день;

- занятия с компьютером организуются два – три раза в неделю;

- дни недели, в которые можно работать с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные, понедельник – возможно, пятница – не рекомендуется (усталость, ожидание выходных дней, частое отвлечение);

- рекомендуемое время дня для занятий: первая половина дня – оптимальный, вторая половина дня – допустим;

- место работы с компьютером в 30-минутном развивающем занятии – середина занятия, между вводной (подготовительной) и заключительной частями;

- стиль поведения педагога: либеральный (доброжелательный, внимательный);

- во время работы детей дошкольного возраста обязательным является профилактика общей и зрительной усталости. Гимнастику для глаз продолжительностью полторы минуты нужно проводить сразу после работы на компьютере.

Компьютерные игры могут мощно способствовать развитию различных видов мышления. В играх в жанре «стратегия» игроки могут получить коммуникативные навыки, знания из мира точных наук, создается фундамент для развития логического и критического мышления. В совместных играх, где дети играют парами или группами, развиваются навыки общения и умение решать проблемы, совершенствуются навыки чтения и устного счета, повышается грамотность дошкольника.

II. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ

2.1. Содержание программы по организации и развитию творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр

Наше время отмечается стремительным развитием информационных технологий. Ребенок живет уже в мире отличном от того, в каком выросли его родители. Система современного образования требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Одним из приоритетных направлений дошкольного образования является создание условий для обучения детей старшего дошкольного возраста с применением компьютера и информационных технологий.

Эффективным средством совершенствования современной системы образования является ее комплексная информатизация и компьютеризация. Модернизировать содержание дошкольного образования означает усовершенствовать его, изменив в соответствии с требованиями времени, не затрагивая основ, устойчивых и таких, которые оправдали себя, обогатив их новыми прогрессивными идеями. Компьютер эффективно сочетается с другими дидактическими средствами и методами, что позволяет поддержать интерес детей к материалу, который изучается.

Целью программы определено развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных игр с учетом критериев творческих способностей по жанру, возрастными особенностями и разработку методического сопровождения для их проведения.

Задачами, поставленными на формовочном этапе исследования проблемы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр, было:

- разработать и определить формы и методы работы в процессе внедрения развивающих занятий, подобрать компьютерные игры соответствующего содержания и разработать методическое обеспечение к ним;

- апробировать программу в работе с дошкольниками; обеспечить ведение наблюдения по развитию творческих способностей дошкольников во время игры; сделать выводы относительно эффективности использования применяемых форм и методов работы;

- разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей старших дошкольников; описать наиболее эффективные методы, приемы, работы, которые способствуют развитию способностей во время игры в компьютерные игры.

Опираясь на приведенные выше научные подходы и положения, нами были определены ключевые принципы построения психологической программы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Во-первых, создавая целостную систему мер развития творческих способностей дошкольников средствами компьютерных игр, основные усилия должны быть направлены на формирование у детей внутренней мотивации, стимулирования к активной позиции, выявления и раскрытия потенциальных возможностей. Это обеспечивалось путем построения содержательного общения педагога и ребенка, общим с ребенком определением игровых задач, выбора интересных сюжетов игры. 

Во-вторых, важно обеспечить учет индивидуальных творческих достижений каждого и направленность на поддержку детской индивидуальности и самоценности.

В-третьих, в процессе компьютерных игр дети должны определятся не объектами, а субъектами развития способностей. Это обусловило модификацию организационных форм деятельности. Поэтому программа направлена на перевод детей из пассивных получателей знаний в активных создателей, которые способны выбирать игру, формулировать проблему, анализировать пути ее решения.

Психологическими условиями применения компьютерных игр в процессе развития творческих способностей дошкольника являются:

- развитие саморегуляции поведения дошкольника во время занятий, умеренного и взвешенного отношения к компьютеру;

- выработка и соблюдение системы правил работы за компьютером;

- выработка привычки осуществлять релаксацию (в перерывах и после игры);

- способность самостоятельно осуществлять выбор жанра игры, содержания, уровня сложности, системы управления, настройки интерфейсом. 

Реализация программы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр может осуществляться поэтапно. В то же время реализация приведенных мероприятий в комплексе открывает возможность обеспечения более эффективного психологического воздействия на творческие способности ребенка. Основным содержанием развивающих занятий для развития творческих способностей старших дошкольников являются компьютерные игры и беседы, которые сопровождают их.

Программа развития творческих способностей средствами компьютерных игр рассчитана для работы со старшими дошкольниками, включая 72 занятия (24 компьютерные игры), которые проводятся три раза в неделю. Продолжительность игры в компьютерные игры – 15 минут. Для эффективного и психологически уравновешенного выхода из игры допускаются дополнительно пять минут, детям, которые не успели завершить уровень.

Программа направлена на развитие творческих способностей по следующим критериям: творческой легкости, творческой оригинальности, творческой гибкости, творческой продуктивности, творческого воображения.

Структура программы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр была построена на основе критериев творческих способностей и учитывала выявлены психологические особенности развития творческих способностей старших дошкольников.

Обоснуем и представим подобранные нами компьютерные игры. Так, на развитие творческой легкости нами были определены компьютерные игры по жанру – циклические [arcade]. Этот жанр характеризуется линейностью сюжетной линии, плавным осложнением уровней, краткосрочность по времени и интенсивности игрового процесса. Обычно главной целью является прохождение уровня за максимально короткий промежуток времени, сбор бонусов на уровне и в содержании баллов. Во время игры в компьютерные игры циклического жанра, ребенок научится всесторонне рассматривать предмет за счет быстрого течения и динамики игры. Чтобы пройти уровень, ребенок будет легко ориентироваться в пространстве игрового уровня и учитывать различные факторы, чтобы продолжить уровень и пройти его. В случае перехода на новый уровень ребенок научится оценивать будущие препятствия на путы, легко и быстро реагировать и обходить их для получения игрового бонуса. 

На развитие творческой оригинальности нами были определены компьютерные игры по жанру – логические [logic]. Этот жанр характеризует решения логических задач, требующих от игрока задействования логики, интуиции и внимательности. Логические могут включаться в игры других жанров как ключевые элементы игрового процесса или для его разнообразия мини-игры. Для умение придумывать новые идеи, отходить от стандартных, шаблонных форм мышления мы выбрали игру "Тетрис", в которой с помощью стандартных сюжетных форм дети смогут образовывать новые комбинации. Также в формате "Тетриса" не существует привязки к цвету, поэтому дети развивают в себе умение работать с различными по цвету деталями получая навыки пространственного рассмотрения предметов.

На развитие творческой гибкости нами были определены компьютерные игры по жанру – приключенческие [adventure]. Этот жанр является интерактивной историей главного героя, управляемым игроком. Важным элементом игры в приключенческом жанре является исследование мира, а ключевую роль играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. С помощью игр этого жанра ребенок научится свободно переходить от одного способа решения задания к другому, использовать предметы-заменители, создавать идеи в несколько ограниченных ситуациях.

На развитие творческой продуктивности нами были определены компьютерные игры по жанру – стратегии [strategy]. Этот жанр является играми, в которых залогом достижения победы является планирование и стратегическое мышление. Игры могут быть различной тематики частности: военной, экономической, обществоведческих симуляторов и тому подобное. Так, в стимуляторах, нацеленных на сельское хозяйство, дети развивали способность к образованию новых изделий, в том числе сельскохозяйственных культур, умение переконструировать элементы в новых комбинациях. Этот жанр компьютерных игр позволял ребенку вжиться в роль фермера, создавать изделия, выращивать новые культуры. Также в ходе игры дети изучали названия и виды сельскохозяйственных культур (в стратегиях фермерства).

На развитие творческого воображения нами были определены компьютерные игры по жанру – пошаговые стратегии [Turn-Based Strategy]. Этот жанр является жанром компьютерных игр, где игроки совершают свои действия по очереди в течение ходов. Пока первый игрок не выполнит свои действия, другие не могут начать ход. Название жанра происходит от того, что процесс игры разделен на шаги (ходы). Благодаря играм этого жанра дети научатся видеть то, что скрыто (поиск предметов), сосредоточиться и удерживать образ в памяти (сбор заданных игрой элементов, которые необходимо находить на одном уровне, а использовать на другом), прогнозировать, предусматривать.

Внедряя программу развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр, мы наблюдали за психологическим состоянием детей в группе. В случае, когда ребенок начинает нервничать, руководитель постепенно останавливает игру, не забывая дать возможность завершить уровень или поставить паузу.

Организация и проведение развивающей программы:

1. Количество участников занятия (10 – 15 детей), возраст – от 5 до 7 лет.

2. Временная продолжительность игры – 15 минут.

3. Регулярность проведения развивающих занятий – 3 занятия в неделю в течение шести месяцев.

4. Общее количество развивающих занятий – 72.

5. Ознакомление детей с правилами работы;

6. Техническое обеспечение: компьютерные игры, ноутбук и проектор.

По результатам проведения констатирующего эксперимента были определены интенсивность занятий по мере развития творческих способностей по определенным нами критериям. Так, было установлено, что лучше всего у детей была развита творческая легкость, а хуже всего – творческая гибкость. Нами было запланировано проведение 72-х развивающих занятий и использование 24 компьютерных игры.

Общая структура развивающих занятий для развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр:

1) ритуал приветствия;   

2) объяснение сути игры (содержания). Вступительное слово с припоминанием предыдущего занятия;   

3) во время игры необходимо наблюдать за психологическим состоянием ребенка. В случае углубления, эмоциональной нестабильности (нервотрепки, поглощение) игра прекращается во всей группе и проводится релаксация;

4) релаксация. Проводится по необходимости. Во время релаксации игра приостанавливается во всей группе. Чтобы освободить детей от негативного влияния игры на психическое состояние, проводятся упражнения на релаксацию, которые избираются руководителем соответственно к ситуации;

5) ритуал прощания.

Проверка эффективности программы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр показала, что у детей существенно изменились показатели критериев творческой гибкости и творческой продуктивности, также значительно улучшились показатели творческого воображения и творческой оригинальности. Несколько повысился уровень творческой легкости, что является результатом систематичной работы.

2.2 Методические рекомендации работникам учреждений дошкольного образования по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр

Проведенное исследование подтвердило, что развитие творческих способностей старших дошкольников зависит не только от ребенка, но и от тех условий, которые создают воспитатели учреждений дошкольного образования. 

В условиях психолого-педагогического сопровождения развития творческих способностей старших дошкольников есть особенности, которые направлены на создание благоприятных условий для сохранения психического равновесия детей и развития творческих способностей при внедрении компьютерных игр в программу дошкольного образования. Поэтому во время проведения развивающих занятий важно четко придерживаться инструкций проведения этих занятий, побуждать к осознанию и анализу проделанной работы, поведения.

Эффективное развитие творческих способностей старших дошкольников зависит от создания работниками учреждений дошкольного образования условий, благоприятных восприятию компьютерной игры для развития творческих способностей, в которых ребенок получает всестороннюю поддержку и установки для усвоения полученной информации во время игры в компьютерные игры.

1. Рекомендуем рассматривать творческие способности в совокупности таких критериев, как творческая легкость, творческая оригинальность, творческая гибкость, творческая производительность, творческое воображение. 

2. Рекомендуем оценивать уровень развития творческих способностей старших дошкольников в соответствии с определенными нами критериями.

3. Рекомендуем активнее привлекать ребенка к творческим процессам сначала под чутким руководством, а со временем самостоятельно. 

4. Рекомендуем такое направление занятий для выяснения психолого-воспитательных аспектов развития творческих способностей старших дошкольников во время игры в компьютерные игры:

4.1. Анализ развития творческих способностей старших дошкольников при внедрении компьютерных игр в процесс дошкольного образования; 

4.2. Построение конструктивных взаимоотношений с детьми в процессе игры в компьютерные игры;  

4.3. Средства эффективного внедрения компьютерных игр в процесс дошкольного образования;  

4.4. Влияние компьютерных игр на развитие творческих способностей старших дошкольников.  

5. Рекомендуем во время проведения развивающей программы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр соблюдать следующие правила:   

5.1. Не рекомендуется проводить занятия с количеством детей, больше, чем указано (то есть 10 – 15 детей) и возрасту, моложе определенного программой (а именно 5 до 6 лет);     

5.2. Не рекомендуем проводить игру, продолжительность которой превышает 15 минут.  

5.3. Рекомендуем для родителей и работников учреждений дошкольного образования проводить занятия не чаще трех раз в неделю.

5.4. Рекомендуем для родителей и работников учреждений дошкольного образования количество развивающих занятий в соответствии от потребности; 

5.5. Для проведения работы по развитию творческих способностей средствами компьютерных игр рекомендуем иметь: компьютерные игры, которые будут использоваться во время развивающей программы, план работы, компьютеры или ноутбук и проектор.   

6. Рекомендуем использовать в процессе использования программы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр такие компьютерные игры и жанры:

- на развитие творческой легкости (циклические): Приключения Соника, Реймен;

- на развитие творческой оригинальности (логические): Тетрис, пазлы 2.0: Животные;

- на развитие творческой гибкости (приключенческие): Бесконечный Дисней, Лунтик познает мир;

- на развитие творческой продуктивности (стратегии): сельское хозяйство, Ферма Айрис;

- на развитие творческого воображения (пошаговые стратегии): Удивительный сад, Искатели сокровищ.

7. Рекомендуем перед тем, как ввести новую компьютерную игру, проводить вступительную беседу для настройки детей в правильном русле. Также во время работы допускаем отвлекающие беседы с отдельным ребенком. Этот прием используется для детей, отвлекаются от процесса игры или же слишком в нее погружаются. Чтобы не возникали ситуации компьютерной зависимости от компьютерной игры, руководитель пристально следит за детьми и выявляет отклонения в поведении ребенка. Для детей, которые слишком погружаются в процесс игры и не реагируют на руководителя, добавляется еще пять минут, чтобы ребенок мог безболезненно выйти из мира компьютерной игры и активно помогают ей это сделать.

Выход из игрового мира возможно при условии завершения игрового уровня ребенком, а также развивающих упражнений, рассчитанных на развитие творческих способностей, но таких, которые будут максимально отражать то, что дети прошли в компьютерной игре.   

Обобщая сказанное выше, отметим, что развитие творческих способностей является процессом длительным, сложным и с присущими ему закономерностями и тенденциями их дальнейшего развития. 

При работе с компьютерными играми ребенка необходимо подготовить к сосредоточенной деятельности, а не к обычной игре. Объясняя правила деятельности, во время занятия необходимо соблюдать правила поведения (например, не бегать по компьютерному классу, не помогать соседу, не подглядывать).

Релаксация при необходимости и после полного завершения или выхода из игры. Во время релаксации детям предлагается отвечать на заранее заготовленные вопросы, но которые направлены исключительно на развитие творческих способностей по критериям. Вопросы должны касаться игры, в которую играют дети.

Развивающая программа способствует развитию творческих способностей старших дошкольников, а также их культуре поведения во время игры, которые старшие дошкольники могут получить во время игры в компьютерные игры, будет способствовать дальнейшему развитию творческих способностей в целом. Структура содержания предлагаемого курса базируется на активном привлечении старших дошкольников к творческим процессам как в повседневной деятельности, так и на занятиях, которые будут проводиться под контролем руководителя развивающей программы.

В результате проведенного исследования нами было определено, что развитие творческих способностей старших дошкольников зависит не только от прикладных наклонностей ребенка, но и от тех условий, которые создают родители и работники учреждений дошкольного образования. В процессе внедрения программы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр нами были сформулированы методические рекомендации применения программы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе приведены теоретическое обобщение и решение научной проблемы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр, оказывается в концептуальном осмыслении феномена творческих способностей старших дошкольников, – раскрытии его психологической сущности, определении критериев и показателей, теоретическом обосновании и в определении психолого-педагогических условий применения компьютерных игр с целью развития творческих способностей старших дошкольников. Создании эффективной психологической программы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр в условиях учреждений дошкольного образования.

Игровые технологии и техники (в том числе и компьютерные) занимают значимое место в учебно-воспитательном процессе учреждений дошкольного образования. Компьютерные игры внесены в программу воспитания старших дошкольников как средство развития интеллекта и познавательных способностей, поскольку их содержательной частью предусмотрено конструирования различных ситуаций, творческого поиска, оригинального варианта решения проблемной задачи, гибкого применения различных умений и навыков. Иллюстрации воображаемой ситуации способствует превращению абстрактных образов в более реальные. Игровая ситуация с приключенческим или сказочным содержанием облегчает ход решения проблемы, делает его увлекательным и эмоционально привлекательным для ребенка, положительно влияет на развитие творческих способностей.

Психолого-педагогическими условиями эффективного применения компьютерных игр с целью развития творческих способностей старших дошкольников: развитие саморегуляции поведения во время занятий; взвешенное отношение к компьютеру как к техническому устройству; выработки и соблюдения системы правил работы за компьютером соблюдение правил поведения во время компьютерных игр; выработки привычки осуществлять релаксацию; способность самостоятельно осуществлять выбор жанра игры, содержания, уровня сложности. 

Развивающая программа развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр воплощена через внедрение компьютерных игр в жанрах: циклические, логические, приключенческие, стратегии и пошаговые стратегии в старших дошкольных группах учреждений дошкольного образования. 

Эффективность программы развития творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр оказалась в увеличении количества детей с высоким и средним уровнем их проявления, способности в воображаемой ситуации активно усваивать познавательный материал, находить наиболее оригинальные варианты решений, развития умений пользоваться компьютером, формировании этики поведения за компьютером. Наиболее эффективными оказались компьютерные игры, направлялись на формирование у детей внутренней мотивации, стимулирования к активной позиции, выявления и раскрытия имеющихся и потенциальных возможностей и т.п.

Разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию и организации творческих способностей старших дошкольников средствами компьютерных игр, которые содержат: рекомендации к подбору компьютерных игр с учетом возрастных, индивидуальных возможностей детей, описание способов влияния взрослых на процесс игры в компьютерные игры ; методическое сопровождение к ходу игр, который предусматривает осуществление диалогического общения педагога с детьми, построение соответствующей системы вопросов, включение ситуаций выбора, релаксации, планирование, успеха, признания и др., обеспечение условий, благоприятных для проведения компьютерных игр в детском саду.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белая И. Феномен детского творчества / И. Белая. // Дошкольное воспитание. 2011. № 1. - С. 7-11.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М .: Педагогика -пресс с, 1999. - 534 с.
  3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. // Психология мышления я. - М .: Прогресс, 1965. - С. 433-456.
  4. Горвица М. Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / М. Ю. Горвица, Д. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, Е. В. Зворыгина и др. - М .: Линка-Пресс, 1998. - 328 с
  5. Грамолин В. В. Учебные компьютерные игры / В. Грамолин. // Информатика и образование. - 1994. - № 4. - С. 34
  6. Желиба Е. Безопасность жизнедеятельности / Е. Желиба, Н. Заверуха, В. Зацарный. // Учебное пособие. - М .: Каравелла, 2003. - 328 с. - С. 181-183
  7. Ивакина И.А. Компьютерные игры – индивидуализированное средство творческой активности детей седьмого года жизни / И. А. Ивакина. - Москва, 2017
  8. Кремень В.Г. Трансформации личности в образовательном пространстве современной цивилизации / В. Г. Кремень. // Педагогика и психология. - 2008. - №2
  9. Кулаков Д. И. Информационные технологии в дошкольном учреждении. / Д. И. Кулаков. - МОУ прогимназия № 2
  10. Кульчицкая А. И. Диагностика уровня развития творческих способностей / А. И. Кульчицкая, Л. Г. Черная. // Одаренный ребенок. - 2003. - №4.
  11. Мазуряк С. В. Ребенок и компьютер [Электронный ресурс] / С. В. Мазуряк. - Режим доступа к ресурсу: http://www.osvitacv.com/index.php/2011-01-11-15-03-48/2011-01-14-0738-38 / 2011-02-23-09-42-19 / 55-2011-02-25-12-09-47
  12. Моляко В. А. Способности, творчество, одаренность: теория, методика, результаты исследований. / А. Моляко, А. Л. Музыка. – М., 2006. – 320 с.
  13. Новик И. М. Проектирование учебных компьютерных игр в образовательном процессе дошкольного учебного заведения [Электронный ресурс] / И. М. Новик - Режим доступа к ресурсу: http://www.psyh.kiev.ua/
  14. Пономарёв Я. А. Психология творчества. / Я. А. Пономарёв. - М .: Наука, 1976. - 303 с. - С. 11-62
  15. Чайнова Л. Д. Компьютерные игры в дошкольном образовании / Л. Д. Чайнова. // Техническая эстетика. – 1992. - № 1. - С.19-21
  16. Шмелев А. Мир исправительных ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. / А. Шмелев. - 1988. - №3. - С. 11-15.

  1. Пономарёв Я. А. Психология творчества. / Я. А. Пономарёв. - М .: Наука, 1976. - 303 с. - С. 11-62

  2. Моляко В. А. Способности, творчество, одаренность: теория, методика, результаты исследований. / А. Моляко, А. Л. Музыка. - Вид -но Рута, 2006. - 320 с.

  3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. // Психология мышления я. - М .: Прогресс, 1965. - С. 433-456.

  4. Белая И. Феномен детского творчества / И. Белая. // Дошкольное воспитание. 2011. № 1. - С. 7-11.

  5. Кульчицкая А. И. Диагностика уровня развития творческих способностей / А. И. Кульчицкая, Л. Г. Черная. // Одаренный ребенок. - 2003. - №4.

  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М .: Педагогика -пресс с, 1999. - 534 с.

  7. Горвица М. Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / М. Ю. Горвица, Д. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, Е. В. Зворыгина и др. - М .: Линка-Пресс, 1998. - 328 с

  8. Кулаков Д. И. Информационные технологии в дошкольном учреждении. / Д. И. Кулаков. - МОУ прогимназия № 2

  9. Шмелев А. Мир исправительных ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. / А. Шмелев. - 1988. - №3. - С. 11-15.

  10. Кремень В.Г. Трансформации личности в образовательном пространстве современной цивилизации / В. Г. Кремень. // Педагогика и психология. - 2008. - №2

  11. Грамолин В. В. Учебные компьютерные игры / В. Грамолин. // Информатика и образование. - 1994. - № 4. - С. 34

  12. Желиба Е. Безопасность жизнедеятельности / Е. Желиба, Н. Заверуха, В. Зацарный. // Учебное пособие. - М .: Каравелла, 2003. - 328 с. - С. 181-183

  13. Мазуряк С. В. Ребенок и компьютер [Электронный ресурс] / С. В. Мазуряк. - Режим доступа к ресурсу: http://www.osvitacv.com/index.php/2011-01-11-15-03-48/2011-01-14-0738-38 / 2011-02-23-09-42-19 / 55-2011-02-25-12-09-47

  14. Ивакина И.А. Компьютерные игры – индивидуализированное средство творческой активности детей седьмого года жизни / И. А. Ивакина. - Москва, 2017

  15. Новик И. М. Проектирование учебных компьютерных игр в образовательном процессе дошкольного учебного заведения [Электронный ресурс] / И. М. Новик - Режим доступа к ресурсу: http://www.psyh.kiev.ua/

  16. Чайнова Л. Д. Компьютерные игры в дошкольном образовании / Л. Д. Чайнова. // Техническая эстетика. - 1992. - № 1. - С.19-21