Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – самый интенсивный период развития человека. Познавательные процессы в этом возрасте активно развиваются. Развитие этих процессов являются частью психического развития ребёнка.

Воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста. Особенно активно, оно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Процесс развития воображения тесно связан с ведущей деятельностью старшего дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игрой.

Воображение ложится в основу последующего обучения в начальной школе, так как в процессе обучения не все материалы представлены наглядно и многое придётся представлять.

Развитие воображения у старших дошкольников изучено в науке. Изучены условия развития воображения (Л.С. Выготский, А.Н. Веракса, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин), охарактеризованы этапы развития воображения (О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин), раскрыты методы и приёмы развития воображения (О.М. Дьяченко, И.Ю. Глебова, В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская).

Противоречие исследования: между необходимостью развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной изученностью этого процесса в современной дошкольной образовательной организации, с другой.

Объект исследования: процесс развития воображения у старших дошкольников.

Предмет исследования: содержание развития воображения в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных, разработать и обосновать комплекс мероприятий по развитию воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования: вероятно, содержание развития воображения детей в дошкольной образовательной организации, должно входить в комплекс мероприятий, который, с одной стороны, будет учитывать психолого- педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста, а с другой стороны, характеристики феномена воображения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «Воображение» в психолого-педагогической литературе;

2. Описать методы, приёмы и средства развития воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;

3. Проанализировать работу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад № 18 «Огонек» г. Советска Калининградской области по развитию воображения старших дошкольников;

4. Провести первичную диагностику воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.

5. Апробировать комплекс мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Методы исследования:

1. Анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Эмпирические методы – наблюдение, диагностические методики «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко), «Пиктограмма» (А.Р.Лурия), «Рисунок несуществующего животного».

База исследования. Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развитя ребенка детский сад № 18 «Огонек» г. Советска Калининградской области.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

1.1 Анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе

Познавательное развитие ребёнка представляет собой важную сторону становления его психики. Как утверждал Л.С. Выготский, развитие ребёнка предстаёт как изменение сознания. Это проявляется в том, что в каждом возрасте на передний план выходят различные психические функции.

Исходя из этого, развитие ребёнка можно рассматривать как последовательное становление процессов: восприятие – память – мышление – воображение, где условием развития выступает процесс внимания [14].

Воображение начинает развиваться наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте.

А.Г. Маклаков говорит нам о том, что воображение – это процесс создания нового [18].

В своем учебнике по общей психологии он пишет, что воображение изучали Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, РМ. Верггеймер, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие [18].

В.В. Долгова и Н.В. Крыжановская в своей книге «Развитие воображения у дошкольников» пишут о том, что:

1) Развитие воображения изучали П.П.Блонский, Н.К.Крупская, З.Фрейд и др.;

2) Процесс воображения рассматривали Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Г. Маклаков и др.;

3) Как формируется и изучается воображение изучали А.Жатсель, Г.Д.Посевина, П.М.Якобсон и др. [23].

А.Г. Маклаков в своих трудах о воображении поясняет, что образы воображения создаются при переработке отдельных сторон имеющихся у человека образов в реальности. Например, когда мы читаем книги, все описанные там герои, похожи на уже известные нам персонажи, то есть, взяты писателем из реальной жизни.

Воображение оказывает большое влияние на психику человека. Вспоминая определённые события нашей жизни, мы не всегда можем в деталях воссоздать то, что происходило. Тем не менее, все события мы воссоздаём не по отдельности, а взаимосвязанными фрагментами, которые не прерываются. Следовательно, наша психика по-своему обрабатывает материал, дорабатывая его необходимыми деталями, вследствие этого, начинает проявляться деятельность нашего воображения [17].

О.М. Дьяченко изучая воображение утверждала, что воображение есть способность выразить один предмет за счёт другого [14].

В.И. Долгова и Н.В. Крыжановская в своей книге приводят следующие высказывания известных учёных о понятии «воображение»:

1) Исследуя работы А.Жатсель, под воображением мы понимаем, что это способность человека создавать определённые представления [23].

2) В.А. Крутецкий в трудах о воображении утверждал, что воображением можно считать лишь создание таких предметов, которые раньше не принимались [23].

3) Э.В. Ильенков говорил о сущности воображения, он определял, что человек должен стремиться создать целостный образ.

4) С.Л. Рубинштейн пишет о воображении, что оно имеется только у человека, и лишь только он способен творить новое.

Воображение очень сильно связано с эмоциональным состоянием человека. Когда мы представляем то, что очень сильно хотим, то испытываем положительные эмоции. Представляя то, что с нами когда-то происходило, человек может провести анализ того, что с ним происходило, сделать выводы. Это иногда помогает пережить многие трудности и по-новому взглянуть на ситуацию. Исходя из этого, мы видим, что воображение способно влиять на наше поведение и настроение.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Что бы создать что-либо, необходимо четко представлять себе, что мы создаём. Чем больше человек осваивает творческие профессии, тем ценнее становится воображение.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желёз, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и другие. Например, если мы голодны, то представляя вкусную еду, наблюдается обильное слюноотделение. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп. Воображение имеет несколько степеней таких психических процессов как произвольность и преднамеренность. Непроизвольной работой воображения являются сновидения. В них образы, рождаемые воображением, появляются неосознанно и их сочетания будут иметь различные причудливые формы. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Когда человеку необходимо что-либо создать, он пользуется произвольным воображением, которое имеет для человека гораздо большее значение. Отсюда следует, что человеку подконтрольно создание необходимых ему образов, а так же контроль над ними.

В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Считается, что у детей воображение является непроизвольным. Так как воображаемые образы основываются на эмоциональном фоне: прочитанная книга, просмотр мультфильма, проведённый праздник.

Обычно, целенаправленно воображение развивают у ребёнка родители. Они побуждают дошкольника произвольно создавать образы, о которых они просят.

Среди различных видов и форм произвольного воображения А.Г. Маклаков выделяет несколько:

1) Воссоздающее воображение чаще всего проявляется при необходимости воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Ученый отмечал, что данный вид воображения формирует зрительные, осязательные и слуховые представления. Данный вид воображения тесно связан с памятью и мышлением. При использовании схем и чертежей подключается пространственное воображение, и успешность в создании такого образа зависит от способности человека воссоздать все в трехмерном пространстве.

2) Творческое воображение позволяет человеку преобразовать уже имеющиеся представления в новые. Данный вид воображения связан с памятью, так как при создании образов, человек всегда пользуется своим предшествующим опытом. Отсюда мы видим, что между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.

3) Особой формой воображения является мечта.

Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя.

В.И. Долгова и Н.В. Крыжановская в своей книге приводят следующие высказывания известных учёных о понятии «мечта»:

1) В.В. Никандров говоря о мечте, утверждает, что она тесно связана с воображением, а так же, что это то, что желает человек [23].

2) В.А.Крутецкий видит мечту как образ будущего [23].

В мечтах находит своё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, то есть не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и так далее.

Мечта имеет одну особенность – направленность на будущее. Таким образом, можно сказать, что мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Существует несколько типов мечты. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Хотелось бы отметить, что есть люди, которым свойственно жить мечтами. Это проявляется в том, то они не предпринимают никаких действий, а лишь воображают себе, что всё само собой решается.

Предполагается, что причина тому, личные неудачи, которые терпит человек. Причём они происходят систематически. Поэтому, проще отказаться от своих планов, раз они не смогут сбыться, а жить лишь мечтой о том, что всё реализуется само собой и человек становится успешным.

Считается, что мечта, является процессом, который можно контролировать. Хотя для человека она практически ничего не значит, и не имеет практического значения. Но мечту не нужно рассматривать как негативное явление. Одной из главной особенностью мечты является то, что она обеспечивает сохранность систем организма человека [18].

Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой – пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, то есть связанно с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грёз. В грёзах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чём будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для себя события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грёзы начинать подменять действительность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определённых нарушениях психического развития.

При пассивном воображении происходит замена нежелаемого образа другим. При ослаблении сознания, в полусонном состоянии, при расстройствах, можно наблюдать непреднамеренное пассивное воображение. Оно не связано с волей человека, а создаётся грёзами, которые не смогут способствовать их воплощению в жизнь. Если этот процесс преобладает, то это является свидетельством того, что у человека существуют определённые дефекты развития личности.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и так далее. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

У каждого человека воображение развито по-разному, и оно имеет разную степень проявления.

Воображение можно охарактеризовать степенью развития. Она определяется чётким представлением образов, новизной, осмысленностью переработки данных прошлого опыта. Когда пишутся художественные произведения, то можно оценить силу и живость воображения. Это становится понятно по тем образам и приёмам, которые используются. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Такие люди не умеют наглядно представлять различные образы, они сложно решают задачи. Эти люди живут бедной эмоциональной жизнью.

Наиболее отчётливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Как правило, высокий уровень воображения мы встречаем у людей, занимающихся творчеством – художники, писатели и так далее.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к, так называемому, смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

О.М. Дьяченко выделяет два вида воображения, играющие роль в психическом развитии ребёнка: «познавательное» и «эмоциональное». Она выделяет на этом фоне две группы детей по достаточно устойчивому преобладанию одного из перечисленных видов воображения.

«Эмоциональные» дети выдают более оригинальные образы в сочетании с худшей организацией их деятельности.

«Познавательные» дети менее оригинальны, но у них отмечается большая последовательность в организации образов воображения.

Преобладание того или иного типа воображения у дошкольников связано с их личностными особенностями. К ним можно отнести: устойчивость, особенность общения с окружающими, осознанность [14].

Л.С. Выготский в своих трудах говорит, что человек в своей деятельности создаёт новые образы, не воспроизводя бывшие впечатления [14]. Эту творческую деятельность он рассматривал как воображение или фантазию.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Несмотря на сложность, можно выделить определённые закономерности в его формировании.

Воображение тесно связано с развитием других психических процессов: восприятие, память, мышление, а так же развитие речи.

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны слушать самые простые рассказы или сказки, они отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. Здесь ясно прослеживается связь воображения и восприятия. Ребенок так реагирует на рассказ о нем потому, что отчетливо представляет то, о чём идёт речь.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда в играх ребёнок перерабатывает свои впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Эти образы всегда связаны с деятельностью. Например, стул превращается в пещеру или самолёт, коробочка – в автомашину.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребёнок овладевает речью. Этот этап сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребёнку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми всё чаще оперирует в своём воображении. Речь позволяет малышу включать в воображение более отвлечённые представления и понятия, а так же перейти к непосредственному их выражению в речи.

Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребёнок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребёнка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится [12].

Воображение неразрывно связано с двумя психическими процессами – памятью и мышлением. Память помогает воспроизвести вещи и события, которые уже имелись в опыте человека. Мышление помогает создать что-то новое из этих представлений или объединить их. Е.Г. Речитская уверена, что самым главным в психологии является вопрос союза мышления и воображения [23].

О.М. Дьяченко отмечала, что может показаться странным, что говорят о необходимости развития у детей воображения – ведь распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребёнок вообще живёт наполовину в мире своих фантазий. Однако эксперименты, проведённые под руководством О.М. Дьяченко, показали, что дошкольники, которым предложили придумать историю, испытывают значительные трудности при выполнении этого задания и либо отказываются от его выполнения, либо подходят к нему традиционно, неинтересно. Вот почему можно говорить о развитии воображения, которое проходит в три этапа:

1) Опредмечивание (3-4 года) – построение воображаемого образа. Это значит, что за основу берётся определённый предмет, который является основным в образе. На его основе создаётся новый предмет. Например, дошкольники очень часто дорисовывают кругу палочки, волнистые линии, дуги. Таким образом, ключевая фигура – круг, превращается в солнце, воздушный шар или цветок. Когда ребёнку исполняется четыре года, его рисунки становятся более детальными, однако опредмечивание всё еще остаётся главной способностью. К тому же, ребёнок еще не умеет точно планировать то, что он хочет нарисовать. Его дождик может одновременно превратиться в траву или дорогу. Это будет продолжаться на протяжении всего данного периода.

2) Планирование (4-5 лет) является вторым этапом развития воображения и носит ступенчатый характер. Младший дошкольник постепенно переходит в новую возрастную фазу – старший дошкольник. Его психические процессы становятся всё сложнее. Он уже способен планировать свои шаги, однако они ещё не точны. В них просматривается определённая логика. На результатах своих действий дошкольник планирует следующий шаг (например, «Сейчас я нарисую крышу, потом дым, а потом облака...»). Дошкольники уже способны придумывать сюжет, где преобладают несколько деталей. Но всё же, опредмечивание в этом возрасте все же является основным способом создания новых образов.

3) На третьем этапе (6-7 лет) ребёнок усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. Целостный образ воображения начинает строится способом «включения», когда исходный элемент выступает в качестве второстепенного (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). Кроме того, на данном этапе впервые появляется целостное планирование: ребёнок может до начала действий составить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения [13].

Этот скачок в развитии воображения находит своё отображение в игре ребёнка, ведь, как известно, игра – ведущая деятельность этого периода. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие предметы становятся материалом для воплощения различного рода образов. Ребёнок все лучше начинает рисовать, строить, лепить, переставлять и комбинировать вещи так, как он задумал. Именно в игре формируется воображение, без которого невозможно никакое творчество.

Однако развитие воображения таит в себе и некоторые опасности:

1) Появление страхов. Обычно первые страхи появляются у дошкольников с пяти лет. Это связано с тем, что на ребенка начинают воздействовать просмотр мультфильмов, чтение книг и так далее. Сначала ребенок боится темноты, затем болезненный образ становится более конкретным – скелет, баба-яга. Если страх появился, необходимо помочь ребенку избавиться от него. Следует очень внимательно следить за впечатлениями, которые он получает. Стараться отбирать их в соответствии с возрастом и особенностями нервной системы. Не допускать умственных и физических перегрузок, соблюдать режим дня и питания. Нужно помнить, что навязчивый страх может перерасти в невроз.

2) Уход ребенка в мир своих фантазий. Воображая себе различные ситуации, дошкольник может вести себя пассивно, не сопровождать их никакими внешними действиями. Ребенок не должен жить одними фантазиями, он должен воплощать их в жизнь.

Таким образом, всё изложенное в параграфе помогло нам сформировать рабочее определение воображения, которым мы будем пользоваться в работе. Под воображением мы будем иметь в виду способность к перекомбинированию и созданию новых образов.

Поскольку воображение стремительно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, дадим ему краткую психолого-педагогическую характеристику.

1.2. Методы, приёмы и средства развития воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация ребёнка дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение.

До трех лет игра является фундаментом для полноценного развития способности фантазировать и представлять. К концу этого периода ребенок может выразить возникающие образы словами.

До пяти лет дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении конкретной задачи.

В старшем дошкольном возрасте деятельность ребенка включает элементы творчества. Он воссоздает оригинальные образы, активно фантазирует.

Д. Эльконин отмечал, что в развитии продуктивных видов деятельности дошкольника (рисование, конструирование, лепка, аппликация) можно выделить три этапа:

1) Осмысление сделанного (рисунок, поделка) появляется у малыша только после того, как он закончит свою деятельность (рисовать или лепить).

2) Малыш научается придавать смысл продукту деятельности в процессе изготовления. Однако он не всегда может осуществить задуманное, если не владеет определенными навыками.

3) Ребёнок становится независимым от внешних обстоятельств и свою деятельность, и её продукт, строит в зависимости от замысла [11].

В старшем дошкольном возрасте для развития воображения дошкольника от дошкольной образовательной организации требуется создание определённых условий:

1) Наличие предметной среды, которая позволяла что-то домысливать и воображать. Ребенку необходимо особое предметное окружение, так как развитию воображения препятствуют ситуации и отношения, где все предметы четко и однозначно определены в своих функциях и значениях. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» написано, что среда – это вся обстановка, которая окружает дошкольника (природа, быт, культурно-эстетическая составляющая [12]. В то же время как, под предметно-развивающей средой понимается непосредственно пространство, которое соответствующим образом оформлено, и соответствует потребностям ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом [21].

2) Следует уважительно относиться к личности дошкольника. Необходимо позволить ребенку личный опыт, с помощью которого он сможет перейти к следующему этапу развития воображения.

3) Наличие определённой внутренней роли или позиции, которая позволяет ребёнку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла.

Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить как движение от необходимости предметной ситуации к возникновению у ребёнка особой внутренней позиции. При этом нужно учитывать два условия:

1) Постепенное изменение соотношения воображения и реальной действительности – если на начальных этапах ребёнок осмысливает уже готовое, т.е. логика идёт от предмета к замыслу, то самый высокий уровень развития воображения характеризуется уже обратной направленностью: замысел – предметная реализация;

2) Организация такой деятельности, которая не была бы жестко задана и нормирована, которая представляла бы независимость и инициативу, отвечала бы всем требованиям самостоятельности ребёнка [1].

Воображение развивается средствами «детских» видов деятельности – игры, конструирования, восприятия сказок, многообразных разновидностей художественного творчества, самостоятельного сочинительства.

Исследователи подчеркивают, что лепка, аппликация, рисование позволяют успешно развить у дошкольников творческое воображение. Хотя ребенок не создает ничего нового, он добивается личных достижений. Так как в этом процессе заключена для ребёнка его первостепенность. Все виды изодеятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения.

На занятиях лепкой развитие воображения имеет ряд особенностей. Это объясняется тем, что лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Во время лепки нет никаких ограничений, он зависит лишь от замысла дошкольника. Старший дошкольник каждый раз изображает все стороны предмета, следовательно, ему не приходится прибегать к условному обозначению. Благодаря этому дошкольники быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что ведет к интенсивности развития творчества.

Эффективность развития воображения старших дошкольников во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:

1) Практические методы (упражнения и эксперементирование);

2) Наглядные методы и приемы (использование натуры, схемы, образа, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действий и приёмов лепки);

3) Словесные методы и приёмы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, чтение художественной литературы и т.д.);

4) Игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приёмы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и т.д.) [18].

Все эти методы и приёмы используются в совокупности в различных комбинациях.

Ценными методами развития воображения можно назвать игровые методы, так как игра – ведущая деятельность дошкольного возраста.

Дидактические игры – существует три вида дидактических игр:

1) Словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определённые задания;

2) Настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;

3) С игрушками и предметами – дети играют, используя куклу, посуду, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребёнка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий и т.д.

В дошкольном учреждении должен быть достаточный набор таких игр, но не очень объёмный, чтобы внимание ребёнка не переключалось с одного на другое. В противном случае дошкольник не усвоит ничего.

Все игры должны соответствовать возрасту и уровню развития детей. Данные игры должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Сюжетно-ролевая игра и игры с правилами. В сюжетно-ролевой игре и игре с правилами существует прямо противоположная связь между компонентами игры. В сюжетно-ролевой игре налицо развёрнутая воображаемая ситуация, которая требует и игрушек для её поддержания, и других игровых атрибутов, а существующие внутри неё правила ещё малозаметны самому ребёнку и взрослым, то в игре с правилами эта формула как бы опрокидывается: на первый план выступают правила, они определяют поведение ребенка, а воображаемая ситуация уходит внутрь и сворачивается.

Сначала ребёнок учится в игре организации, планированию, проявлять творческую инициативу. Очень полезны для развития воображения игры- драматизации, где дошкольникам предлагается обыграть знакомую им сказку. Не просто слушание сказки, а сопереживание героем, соучастие будит творческие силы ребёнка, его фантазию.

Сюжетно-ролевая игра вплотную подводит ребенка к способности, характеризующей воображение взрослого, – способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений. Сначала воображение ребенка приковано к предметам, с которыми он действует, затем он опирается на игровые действия в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребенка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план.

Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребенок должен сначала представить свои действия, их последовательность и значение для общего сюжета игры, а потом действовать. Такая необходимость приводит к тому, что ребенок начинает все чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме. Так постепенно складывается воображение как особый психический процесс – действия в плане образов, представлений [5].

Процесс обучения воображению старших дошкольников неоднороден и предполагает пять этапов:

1) Детей учат объединять в единый сюжет как можно большее количество предметов. Для этого используются различные предметы, картинки с изображением предметов, маленькие игрушки и т.д. Итогом первого этапа будет умение объединять до 15-20 предметов или игрушек. При этом задания на объединение останутся в активном багаже ребёнка и будут использоваться в самых разных ситуациях.

2) Создание самими детьми игр с правилами с элементами сюжета. Причём очень важно соблюдать следующие два условия:

А) Каждый раз предлагать какое-то новое содержание, идя от простого к более сложному;

Б) Создавать повод – зачем, для чего ребёнку следует формулировать правила.

Поэтому нужен или взрослый, или другой ребёнок, которого детям предстоит научить играть в эту игру. Введение в задание такого субъекта поможет ребятам чувствовать себя более свободными, более взрослыми и придаст заданию очень доступную и адекватную данному возрасту форму.

Когда дети научатся формулировать правила, выделяя их из сюжета, можно приступить к третьему этапу.

3) Взрослый (или ребёнок) очень хочет поиграть в игру, но всё время путает правила, то есть требуется «вмонтировать» правила в некий сюжет.

4) Непосредственное обучение играм с правилами. Научив детей осмыслять правила игры, взрослый заложил прочный фундамент развития их воображения.

5) Взрослый акцентирует внимание на подготовительном, предшествующем игре с правилами этапе – дети договариваются, как играть, вырабатывают совместный способ игры, распределяют участников, договариваются о стратегии и тактике. Так, можно отыскивать или придумывать новые правила к играм, уточнять старые, использовать в новой игре старые правила. Здесь просто незаменим детский игровой опыт. Только в нём ребёнок и приобретает навыки, необходимые для воображения [11].

Игровые методы и приёмы способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения.

Игра особенно близка к изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности – проявление детского творчества. Во время занятий изобразительной деятельностью у детей включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развивается моторика, мышление и воображение.

Чем старше дошкольник, тем чаще он уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами. Его движения, манера рисовать становятся более чёткими и обдуманными. Постепенно развиваются навыки и рисования, а так же способность представления конечного продукта в уме.

В процессе изобразительной деятельности у ребёнка развиваются очень важные качества воображения:

1) Произвольность;

2) Креативность;

3) Устойчивость;

4) Широта.

Для полноценного развития воображения детей необходимо стимулировать к занятиям изобразительной деятельностью. Разрешать использовать любые методы и приёмы. Максимально задействовать эмоции ребёнка на занятиях.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить методы и приёмы изобразительной деятельности:

1) Рисование песком;

2) Рисование мыльными пузырями;

3) Рисование мятой бумагой;

4) Кляксография с трубочкой;

5) Печать по трафарету;

6) Монотипия предметная;

7) Кляксография обычная;

8) Пластилинография. Методы проведения занятия:

1) Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

2) Наглядные;

3) Практические;

4) Игровые.

Используемые методы:

1) Дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

2) Формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

3) Способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Сказки являются для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, и приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Сказки заставляют детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Она является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Принципы развития воображения средствами сказки:

1) Необходимо формировать у детей необходимые речевые и мыслительные навыки;

2) Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;

3) Развивающие техники должны ориентироваться на личность ребёнка и его взаимодействие с другими детьми;

4) Особое внимание необходимо уделять смыслу вводимых понятий;

5) Следует учить детей поиску решений, учитывая возможные последствия;

6) Стимулировать детей к высказыванию своих мыслей по поводу решаемой проблемы.

Анализ сказки позволяет решить определённый круг задач:

1) Развитие творческого мышления;

2) Ребёнок учится доходчиво и правильно формировать свои мысли;

3) Развивает воображение и фантазию;

4) Помогает устанавливать причинно-следственные связи, развивать глубокое образное мышление;

5) Развивает эмпатию и умение слушать.

Методы работы со сказкой:

1) Слушание сказки;

2) Пересказ сказки;

3) Участие в театрализации;

4) Обсуждение услышанных историй;

5) Рассказ по картинке;

6) Свободное сочинение: сказок, рассказов.

Таким образом, в процессе систематического обучения и воспитания дошкольников через сказку, можно добиться развития все психических функций и творческих способностей ребёнка.

Для развития воображения широко используется конструкторская деятельность.

На занятиях по конструированию дети используют:

1) Готовые наборы для создания моделей;

2) Наборы деталей из различных материалов, из которых можно собирать любые предметы (деревянные, пластмассовые и т.д.);

3) Нетрадиционные технологии - оригами, рисование цветными нитками, кляксография и т.д.

Моделируя постройку чего-либо, ребёнок чувствует себя значимым человеком, он огорчается, если не получается так как хотелось, и радуется, если получается нечто красивое. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия, для того чтобы завершить начатое.

В процессе игры в конструктор:

1) Дети представляют в уме требуемый результат;

2) Углубляются представления об окружающем мире;

3) Дошкольники осмысливают свойства предметов;

4) Особенности и детали объекта, с которым работает ребенок, запоминаются;

5) Ребёнок получает первичные навыки построения моделей, и учатся их применять.

Играя с ребенком, следует помнить, что главное – это развитие общих особенностей воображения: умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. А это будет проявляться, если мы придадим творческий характер играм старших дошкольников, поможем им быть самостоятельными в таких деятельностях, как рисование, лепка, конструирование. Иногда воспитатели, стараясь усовершенствовать постройки и рисунки детей, прямо показывают, как надо нарисовать человечка или построить домик. Такой прямой показ приводит к тому, что ребенок усваивает готовые шаблоны и пользуется ими, а его собственная творческая активность при этом затормаживается. Поэтому лучше обратить внимание ребенка на свойства изображаемого предмета, научить его способам передачи этих свойств; слегка направить его поиск в изображении предметов, в построении композиции и выборе сюжета, а не давать ему отдельных шаблонов для подражания.

Когда дошкольник начинает творить, все его начинания следует поощрять, но постепенно становиться критичнее к его творчеству. Необходимо привить это ребенку для того, что бы он смог безболезненно мог воспринимать любую критику, видеть свои ошибки. Необходимо научить дошкольника доводить задуманное до конца, не отступать пред трудностями [15].

Именно поэтому, начиная уже со старшего дошкольного возраста, важно помогать ребенку воплощать свои замыслы, подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным. Необходимо приучать дошкольника реализовывать задуманное, и постепенно он раскроет себя. Необходимо наполнять мир ребёнка эмоциями, впечатлениями. Применять различные методы и приёмы для гармоничного развития личности.

Таким образом, методы, приёмы и средства развития воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации должны использоваться во взаимосвязи, создавая для дошкольника целостную и гармоничную среду для успешного развития.

Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию воображения у старших дошкольников

2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по развитию воображения старших дошкольников

Дадим характеристику базы исследования.

Опытно-поисковая работа проходила на базе МАДОУ ЦРР д/с № 18 г. Советска. Полное наименование организации: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 18 «Огонек» г. Советска Калининградской области. Согласно действующему законодательству, образовательную деятельность могут осуществлять дошкольные образовательные организации. В учредительных документах МАДОУ ЦРР д/с № 18 указано – дошкольное образовательное учреждение. Поэтому, при написании опытно-поисковой работы, мы будем использовать название организации, указанное в документах.

Данное учреждение работает с 1981 года. С 29.12.2009 года является автономным учреждением, создано путем изменения типа существующего муниципального учреждения, на основании постановления главы администрации и является право приемником МДОУ ЦРР д/с № 18. На сегодняшний день Учредителем детского сада является Администрация Советского городского округа.

Управление дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» на основе принципов единоначалия и самоуправления.

Руководство деятельностью дошкольного образовательного учреждения, осуществляется заведующим дошкольного образовательного учреждения, который назначается на должность, и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения.

Коллегиальными органами самоуправления в дошкольном образовательном учреждения являются:

- Совет ДОУ;

- Общее собрание трудового коллектива;

- Педагогический совет.

Основным предметом деятельности дошкольного образовательного учреждения является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Цель образовательного процесса: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Основными задачами детского сада являются:

1) Реализация гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

2) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

3) Оказание детям медицинской помощи, направленной на профилактику и раннее выявление отклонений состояния здоровья, экстренной неотложной медицинской помощи, использование современных методов профилактики заболеваний;

4) Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

5) Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

6) Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

7) Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

8) Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

9) Обеспечение вариативности образовательного процесса за счёт предоставления дополнительных образовательных услуг.

Основным направлением деятельности учреждения является предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Партнёрами дошкольного образовательного учреждения являются:

- МАОУ лицей № 10 - необходимо для безболезненной адаптации дошкольников к новому социальному институту. Дошкольное учреждение посещает учителя начальных классов, проводят с детьми занятия и беседы. В свою очередь, ребята из подготовительных групп, приходят с экскурсиями в школу.

- Городской музей и городская библиотека - бесплатное посещение детьми выставок и экспозиций, организуемых данными учреждениями.

- Красный крест - ребята из дошкольной образовательной организации выезжают с концертами в городские больницы, дом престарелых, изготавливают поделки на различные темы, например, на день пожилого человека.

- Директора различных предприятий - на профессиональные праздники дети выезжают на предприятия с поделками и поздравлениями, в свою очередь, от предприятий, дети получают подарки.

На 2019 год общее количество групп в дошкольном образовательном учреждении – 12. Из них:

1) Группы общеразвивающей направленности для детей от 1,5 года до 7 лет – 12;

Исследование проводилось в подготовительной группе с детьми старшего дошкольного возраста № 1 «Ромашки».

Количество испытуемых: 21 ребёнок (дети в возрасте от 6 до 7 лет).

Анализ проводился по следующему плану:

1) Изучение методической литературы, соответствующей теме исследования;

2) Оценка развивающей предметно-пространственной среды;

3) Анализ плана образовательной деятельности;

4) Изучение кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения;

5) Исследование досуга детей.

Детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. Данная программа соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного образования, который предполагает развитие воображения и творческой активности.

Учебно-методическая литература для подготовительной группы представлена достаточно широко. Представлены УМК к Программе «Детство».

Широко представлены профессиональные журналы – «Воспитатель детского сада», «Педагог - психолог ДОУ», «Старший воспитатель ДОУ».

В группе занятия проходят по рабочим тетрадям автора Е.В. Колесниковой. Тетради представлены в четырёх областях – «Прописи», «Математика», «Развитие речи» и «Уроки грамоты».

Имеются наглядно-дидактические пособия, например: «Играем в сказку»; Рассказы по картинкам; Мир искусства; Мир в картинках и т.д.

Таким образом, на основе анализа методической литературы, можно сделать вывод о том, что в дошкольном образовательном учреждении № 18 методический кабинет укомплектован достаточно хорошо. В разделе «познавательное развитие» представлен широкий спектр материалов, но литературы, посвящённой непосредственно воображению почти нет. Если она и представлена, то это работы Маклакова и Выготского, Дьяченко, а это издания прошлого столетия. Современных трудов по этой теме очень мало. Это могут быть работы Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, М.Ф. Гуторовой, Г.Г.Кравцова и Е.Е.Кравцовой и других.

В связи с модернизацией образования, важной задачей дошкольных образовательных организаций стало не только совершенствование образовательного процесса, но и обеспечение детям условий для развития собственной активности для самореализации. Этой цели призвана служить предметно-развивающая среда как часть образовательного пространства и компонент образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда не существует сама по себе. Она появляется и развивается вместе с детьми и взрослыми, которые меняют её в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная среда становится основой развития каждого ребёнка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учётом интересов, возраста, целей и задачей совместной деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1) Содержательно-насыщенной, развивающей;

2) Трансформируемой;

3) Полифункциональной;

4) Вариативной;

5) Доступной;

6) Безопасной;

7) Здоровьесберегающей;

8) Эстетически привлекательной

Таким образом, в дошкольном учреждении должны быть созданы все условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.

Проанализируем развивающую предметно-пространственную среду в группе на предмет развития воображения.

1) Уголок творчества – здесь дети в свободное время занимаются творчеством – рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Уголок оформлен предметами декоративно-прикладного творчества: посуда, расписанная под гжель и хохлому, дымковская игрушка. Всё оформление эстетичное, яркое, красивое, привлекает внимание детей и побуждает их к созданию собственных работ.

2) Уголок сюжетно-ролевых игр – помогает формировать у детей творческие способности, творческое воображение, фантазии, умение общаться между собой. В данной зоне представлено оснащение по темам – парикмахерская, больница, автосервис и гараж, лаборатория. Имеются игрушки для воплощения различных идей.

3) Театральная зона – позволяет детям играть в режиссёрские игры и игры-драмматизации. Оснащён такой уголок различными видами кукольного театра (пальчиковый, настольный), имеются костюмы, маски, ширма и различные театральные атрибуты.

4) Зона для конструирования – даёт возможность ребятам строить и создавать задуманное из кубиков, пазлов, конструкторов Лего.

Хотелось бы отметить, что все игрушки и предметы в описанных нами зонах доступны детям. Все уголки содержатся в чистоте и отвечают требованиям безопасности. Как отмечают воспитатели, благодаря родителям, они имеют возможность представить детям не только классические формы игр и сюжетов (больница, магазин), но и идти в ногу со временем, отвечая потребностям современных детей – имеются персонажи современных героев, любимых детьми (трансформеры, смешарики, фиксики и т.д.), «построена» лаборатория, с возможностью выращивать кристаллы и показывать простейшие физические опыты. Всё это как никогда, побуждает ребёнка к развитию положительных эмоций и впечатлений, заставляет фантазировать, а, следовательно, развивать воображение.

Ведущая деятельность дошкольного детства - это игра. Игра – наиболее яркий пример проявления воображения у дошкольников, когда одна реальность заменяется ребёнком другой. Однако в последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а время на игру сокращается. Свобода достижения ребенком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, места и времени для организации различных видов игр.

В связи с этим, мы провели анализ предметно-игровой среды группы, используя оценочный лист, разработанный на основе нормативно-правовых документов и методических рекомендаций, касающихся ее организации.

В оценочном листе обозначены следующие критерии: безопасность предметно-игровой среды для психического и физического здоровья детей, условия, обеспечивающие развитие разных видов игр. Каждый критерий конкретизирован показателями. По оценочному листу проводилась самооценка и экспертная оценка состояния предметно-игровой среды подготовительной группы. В качестве экспертов выступали заведующая и старший воспитатель. По самооценке предметно-игровая среда получила 2,6 балла (средний балл) из 3 возможных баллов, а по экспертным оценкам средний балл составил — 2,7. Незначительная разница указывает на видение воспитателями возможностей преобразования предметно-игровой среды, что очень ценно для ее последующего обогащения.

Оценка предметно-игровой среды показала ее высокую организацию, соблюдение таких основных принципов, как универсальность, системность, функциональный комфорт, эмоциональность. Среда мобильна и подвижна, что позволяет изменять ее, трансформировать в соответствии с содержанием замыслов детей. Предметно-игровая среда помогает ребенку моделировать развитие игры, а игра, в свою очередь, способствует развитию ребенка. Несмотря на то, что предметно-игровая среда получила высокую оценку, были выявлены и ее слабые стороны: однообразие и несовременность.

Таким образом, предметно-игровая среда, организованная в группе, положительно влияет на весь педагогический процесс, и, в частности, на развитие игровой деятельности детей старшего возраста.

Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы показал, что каждый день, на протяжении всего года, педагогами используются разнообразные методы работы с детьми. Применяются разнообразные игровые приёмы, которые активизировали творческие проявления старших дошкольников, будили воображение. Используются большое количество наглядного материала, многие, из которых сделаны руками воспитателей и родителей дошкольников.

В области развития воображения, воспитатели недостаточно уделяют внимания развитию речи детей. Как правило, занятия проходят один раз в неделю. Однако педагоги стараются компенсировать это в повседневной жизни: старших дошкольников активно побуждали к обмену информацией, мнениями, учили правильно задавать вопросы, строить самостоятельные умозаключения.

Сами воспитатели владеют грамотной литературной речью, и стремятся научить этому дошкольников.

В процессе непосредственно образовательной деятельности организовывается чтение художественной литературы, после чего происходит обсуждение содержания прочитанного произведения. Педагоги учат детей выделять основных персонажей произведения.

Воспитатели привлекают дошкольников к театрализованной деятельности. Старшие дошкольники часто выступают с представлениями на утренниках в детском саду, участвуют в городских конкурсах.

Кадровые ресурсы дошкольного образовательного учреждения, в связи с переходом на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, терпят некоторые изменения. Воспитатели повышают уровень своего образования. В пределах дошкольного образовательного учреждения проводятся практикумы, семинары, круглые столы, тематика которых диктуется потребностями педагогов в решении определённого круга задач. Таким образом, повышается профессиональная компетентность педагогов.

В детском саду часто проходят мероприятия, посвященные той или иной тематике. Они могут быть как всероссийского масштаба (например, всероссийская семейная акция «Сохрани жизнь!»), так и в пределах ДОУ (например, творческий проект «Коллекция самодельных музыкальных инструментов»). В группе дети любят театрализованные игры, сюжетно- ролевые игры, любят слушать художественную литературу и обсуждать поведение героев, ставить себя на их место, разыгрывать понравившиеся отрывки, воображая себя героями книг. Широко практикуется совместная деятельность с воспитателями (например, наблюдения за изменениями в природе). На прогулке ребята собирают гербарий, лепят снежные фигуры, очень любят рисовать красками по снегу. Это показывает яркую досуговую деятельность, которая направлена на проявление самых ярких детских эмоций, неограниченных никакими рамками, которые в свою очередь стимулируют развитие воображения.

Таким образом, характеристика базы исследования и анализ вопросов развития воображения старших дошкольников показал, что в дошкольной образовательной организации есть возможности развития воображения, но используются они не в полном объёме.

Посмотрим, как развивается воображение в данной возрастной группе.

2.2. Первичная диагностика воображения старших дошкольников

Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения показал, что в нём ведётся работа по развитию воображения. Но, насколько она продуктивна? В ответ на этот вопрос проведём первичную диагностику воображения у старших дошкольников.

Для анализа воображения используем следующие показатели:

1) Гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем (определяется количество образов, которые может создать ребёнок);

2) Оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи (другими словами, это показатель, отражающий способность ребёнка использовать такие действия воображения, как опредмечивание и включение);

3) Разработанность (уровень детализации образа).

Говоря о разработанности образа, необходимо учитывать не просто количество деталей, но и их отнесённость к «реальности образа», функциональность. Поэтому, если ребёнок нарисовал большое количество элементов, но не может объяснить их значение, нельзя говорить о высокой разработанности образа.

Существуют несколько общих правил проведения диагностики с дошкольниками:

1) При проведении обследовании обследования нужно учитывать эмоциональное состояние ребёнка. Чрезмерное возбуждение или подавленность может помешать ему выполнить необходимое задание.

2) Следует помнить о том, что максимальное время занятий с ребёнком 6-7 лет – 40 минут. Поэтому, если ребёнок начинает неохотно выполнять методики или проявлять чрезмерную двигательную активность, то лучше продолжить диагностику в следующий раз.

3) В начале диагностики предлагаем ребёнку достаточно простые методики, которые бы вызвали у него ощущение успеха (Например, «Нарисуй человека»), а затем переходить к более сложным. Каждая встреча должна заканчиваться таким образом, чтобы дошкольник испытывал положительные эмоции – в противном случае в следующий раз будет сложнее наладить с ним контакт.

На основании этих правил, мы провели с нашими испытуемыми первичную диагностику воображения по следующим критериям, предложенными А.Н.Вераксой в его книге «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет». А именно:

1) Показатель гибкости анализируется с помощью методиr «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко) и «Пиктограмма» (А.Р.Лурия);

2) Показатель оригинальности – с помощью методик «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко) и «Рисунок несуществующего животного»;

3) Показатель разработанности - с помощью методик «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко), «Рисунок несуществующего животного» и «Пиктограмма» (А.Р.Лурия).

Методика «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко) дала следующие результаты:

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребёнка мы подсчитывали коэффициент оригинальности (КОР): количество неповторяющихся изображений. Затем, мы сравнили изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы, на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Ответы детей мы фиксировали в специальном протоколе, оформленным в виде таблицы.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой мы записывали, какое изображение дал ребёнок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) мы зачеркивали. Количество не зачеркнутых ответов – КОР каждого ребенка. Затем мы вывели средний КОР по группе (индивидуальные величины КОР суммировались и делились на количество детей в группе).

При анализе рисунков по этой методике средний КОР группы составил 4,7 (99/21). По сравнению с результатами детей по группе, этот показатель на среднем уровне.

При индивидуальном анализе рисунков, Мы получили следующие данные, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение уровней воображения у старших дошкольников по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко).

Низкий уровень развития воображения проявили 19,05% дошкольников (4 ребенка). В рисунках этих детей отмечаются частые повторы, эти рисунки не оригинальны.

Средний уровень развития воображения у 52,38% дошкольников (11 детей). Их рисунки более оригинальны. Они реже повторяются при выполнении задания, а так же эти работы имеют небольшое сходство с работами других детей в группе.

Высокий уровень развития воображения 28,57% (6 детей). Эти дети оригинальны. Среди их рисунков отмечено наименьшее количество повторов среди других детей.

Методика «Пиктограмма» (А.Р.Лурия) предполагает анализ по пяти показателям: уровень развития опосредованной памяти; уровень развития мышления; уровень развития воображения на основании параметра гибкости и разработанности; уровень развития внимания; реакция испытуемого на те или иные слова.

В нашем случае, мы делаем акцент на уровень развития воображения на основании параметра гибкости и разработанности.

Показатель разработанности воображения определяется путём анализа рисунков старших дошкольников. Насколько детализировано изображение, насколько функциональны детали рисунка. Как они помогают дошкольнику установить ассоциацию с образом или словом.

Показатель гибкости основывается на том, сколько разных образов создал старший дошкольник. Это диктуется тем, что дошкольники могут одинаково изобразить на своих рисунках образы, связанные с разными словами.

Каждому из ребят мы предлагали набор из следующих слов и выражений: вкусный ужин, богатство, справедливость, тёплый ветер, девочке холодно, счастье, ум, голодный человек, больная женщина, отчаянье, сожаление, ожидание.

Перед испытуемым лежал простой карандаш и листы бумаги. Наша инструкция звучала так: «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты нарисуй то, что поможет потом тебе их вспомнить».

Спустя час, мы показываем испытуемому его рисунки, а он должен воспроизвести заданные слова и словосочетания.

Результаты по данной методике представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение уровней воображения у старших дошкольников по методике «Пиктограмма» (автор А.М.Лурия)

Из 21 ребёнка: 47.62% (10 детей) показали достаточно высокие результаты – воспроизвели по 10 слов из 12 предложенных. Это считается возрастной нормой.

Показатель гибкости у этих ребят высокий – образы на предлагаемые слова были различными и практически не повторялись.

Показатель разработанности - все рисунки состояли более чем из трёх элементов. Каждая деталь рисунка была функциональной, то есть была направлена на установление адекватной ассоциации с образом или словом.

42,86% (9 детей) воспроизвели 8 слов из 12 предложенных. Это несколько ниже возрастной нормы. Но не является критичным отставанием. На такой результат могли повлиять различные факторы: увлечённость рисованием, потеря интереса к тестированию и так далее.

Показатель гибкости у ребят был недостаточным. Это объясняется тем, что у этих ребят на некоторые слова даны практически одинаковые изображения. Например, на словосочетания «тёплый ветер» и «девочке холодно» большинство нарисовали девочку и волнистые линии, изображающие ветер.

Разработанность воображения на высоком уровне, все рисунки так же детализированы образами-подсказками.

9,52% (2 детей) показали низкие результаты воспроизведения – 6-7 слов, а это возрастная норма детей 5 лет. У этих ребят показатели гибкости и разработанности были не высокими. Как мы отметили, эти ребята были несколько неуверенны в себе. В их рисунках много одинаковых образов – люди, с одинаковой одеждой, прической. Но детали вокруг них были хаотичными, и совершенно не раскрывали специфику образа.

Таким образом, методика «Пиктограмма» показала, что у большинства ребят в группе показатели гибкости и разработанности высоки, что свидетельствует о высоком уровне развития воображения.

Методика «Рисунок несуществующего животного» является проективной. В ней мы будем оценивать:

1) Стилевой аспект – способ анализа графического изображения;

2) Структурный аспект – характер изображения;

3) Вербальный аспект – беседа с испытуемым по поводу изображённого животного.

Уровень развития воображения мы сможем оценить только по результатам всех этапов диагностики. Чтобы правильно интерпретировать результат, нам нужно понять, насколько логично соотносится рассказ о рисунке и само воображение.

При анализе работ, мы так же будем учитывать тот факт, что дошкольники подвержены влиянию ситуации, и их настроение может повлиять на отношение к выполнению методики. Дошкольники обладают разными темпераментными особенностями. Мы брали во внимание и то, что не все старшие дошкольники хорошо рисуют, а кто-то вообще не любит рисовать и этот процесс требует у ребёнка больших усилий.

Инструкция для ребят звучала так: «Нарисуй несуществующее животное. Назови его несуществующим именем». Далее никаких комментариев мы не давали. Сначала детям нелегко было включиться в процесс. Они, то просто сидели, то грызли карандаши, то мяли уголки бумаги. Но минут через пять после начала задания включались в работу. По окончании первой стадии методики у нас получились следующие результаты, которые представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение уровней воображения у старших дошкольников по методике «Рисунок несуществующего животного»

У 3 детей (14,29%) выполнение методики было достаточно примитивно. Животные были изображены в виде Змея Горыныча и динозавров. 6 дошкольников (28,57%) изобразили своё животное с помощью частей тела уже существующих животных (например, голова льва, а хвост крокодила). 12 дошкольников (57,14%) изобразили животных более оригинальным способом. Однако в них можно было просмотреть небольшое сходство с некоторыми животными.

После того, как ребёнок нарисовал своё животное, мы беседовали с ним. В ходе беседы мы старались выяснить следующие особенности жизнедеятельности животного: место обитания, характер общения, возраст, пол, любимые занятия, особенности реагирования на опасные ситуации, наличие страхов.

Почти у всех ребят животные назывались уже известными именами или именами мультяшных героев (например, Виолетта, Роза, Лунтик, Котопёс).

Девочки использовали атрибутику принцесс, фей - изящные крылья, волшебные палочки. Мальчишки же наоборот, атрибутику супергероев – плащи, маски, оружие.

Исходя из анализа рисунков, можно сказать о том, что рисунки старших дошкольников не попадают под критерий «оригинальный». Скорее обыденный, с использованием атрибутов современных персонажей, знакомых детям.

Оценивая рассказы старших дошкольников, можно сделать вывод о том, что образы, представленные на рисунках, достаточно разработаны. Дошкольники чётко представляют себе, что они рисуют и для чего используются определённые детали. Например, в рисунках мальчиков, у животных используются когти, чешуя – это дошкольники объясняли тем, что с их помощью животное защищает свою страну, охраняет клад.

На основании полученных данных по всем трем методикам, мы выявили уровень развития воображения старших дошкольников в нашей группе. Результаты представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Распределение уровня воображения у старших дошкольников по результатам диагностики.

1) Высокий уровень развития воображения имеют 19,05% (4 детей);

2) Средний уровень имеют 66,67% (14 детей);

3) Низкий уровень развития воображения – 14,29% (2 детей).

Таким образом, в данной группе детей наиболее высоким показателем является разработанность. Общий анализ рисунков во всех методиках показал, что старшие дошкольники наиболее тщательно подходят к детализации рисунка. Уделяют внимание различным атрибутам, штриховке.

Далее гибкость, дошкольники создают различные образы, в зависимости от предлагаемого задания. Однако количество повторяющихся образов тоже достаточно много. Это связано, скорее всего, с тем, что дети, увлекаясь рисованием, могут забыть само задание. А также, с низким уровнем ассоциаций.

Показатель оригинальности является самым низким. Это связано с тем, что большинство образов у детей шаблонные. Они не могут или не хотят думать. Кто-то не умеет или не желает рисовать и ему не комфортно выполнять данное задание.

Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что не все дети выполняют задания на одном уровне. Из общего количества детей этот показатель лишь у двоих.

Низкий уровень развития воображения у старших дошкольников можно объяснить тем, что дети не понимают, что значит придумывать, трудно даётся выполнение задания, отсутствует способность оригинально мыслить, нет желания выполнять задания, и выполнены они лишь формально. Так же у дошкольников с низким уровнем воображения несвязанная речь, дети не всегда могут чётко выражать свои мысли. Развитие речи является одним из условий развития воображения у старших дошкольников, требующая к себе должного внимания.

Для старших дошкольников, с низким и средним уровнем развития воображения, мы разработали комплекс мероприятий по развитию воображения в дошкольной образовательной организации.

2.3. Комплекс мероприятий по развитию воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

Результаты первичной диагностики воображения показали хорошие результаты. Однако в группе есть и такие ребята, которым необходимо оказать помощь в его развитии.

Для этого мы разработали комплекс мероприятий по развитию воображения в дошкольной образовательной организации.

Цель комплекса мероприятий – развитие воображения дошкольников путем развития речи и творческого потенциала.

Задачи:

1) Создать условия для проявления индивидуальных способностей дошкольников;

2) Способствовать развитию умений решать творческие задачи;

3) Раскрыть творческие способности дошкольников;

4) Обогащение знаний и представлений об окружающем мире. Форма проведения занятий: групповая.

Продолжительность: 30 минут.

Комплекс мероприятий будет включать в себя:

1) Игры и упражнения, рекомендованные доктором психологических наук О.М.Дьяченко;

2) Занятия лепкой;

3) Метод сказки;

4) Творческие задания по развитию воображения, предложенные В.И.Долговой и Н.В.Крыжановской.

Все мероприятия не противоречат федеральному государственному стандарту дошкольного образования и подобраны с учетом плана воспитательной работы дошкольного учреждения.

Дадим характеристику играм и упражнениям О.М.Дьяченко, которые мы будем использовать в комплексе мероприятий по развитию воображения у старших дошкольников.

Данные игры и упражнения были разработаны автором на основе проведенных исследований. По мнению О.М.Дьяченко, ребенок делает первые шаги к творчеству через игру. Следовательно, первый шаг в развитии данного новообразования – это обогащение игр ребенка. У старших дошкольников это игры-драматизации, обыгрывание знакомых сказок или любимых сюжетов из них. Важно не просто копировать знакомый сюжет, а проигрывать самые разные варианты сюжета, импровизировать. Можно совместно с дошкольниками изготовить необходимые костюмы, декорации.

В совместных играх с детьми, важно научить их планировать свою деятельность, используя при этом, новые, нестандартные решения. Все это будет возможно, если в играх мы будем использовать творческий подход. Необходимо предоставить больше свободы на таких занятиях как конструирование, лепка, изобразительная деятельность. Стараться как можно реже навязывать детям готовые шаблоны, так как в последствие ребенок начинает пользоваться только ими, не используя при этом, творческое мышление.

Следующим способом для развития воображения, автор называет специальные игры, в которых дошкольник имеет возможность проявлять инициативу, решать новые для него задачи.

Рассмотрим, как на занятиях лепкой будут решены задачи комплекса мероприятий по развитию воображения у старших дошкольников.

В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приёмы:

1) Обыгрывание предметов, игрушек;

2) Обыгрывание готового изображения;

3) Обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;

4) Обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);

5) Обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

6) Обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

7) Игровые приемы с элементами ролевого поведения;

8) Использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов поможет привлечь внимание детей к предмету, которое нужно слепить. Объяснить им поставленную задачу, заинтересовать предстоящей работой, исследовать предмет и его свойства.

Обыгрывание готового изображения применяется по окончанию работы. Полученное изображение используют в качестве игрушки. Например, если вылеплена машина, то она может ездить, если птица – летать и так далее.

Обыгрывание незаконченного изображения это сюжетно-изобразительная игра с создаваемым изображением. Создаваемые образы оживают, усложняется замысел и совершенствуется образ. Например, если дети лепят загон, то изготавливают для него животных.

Следует отметить, что на всех занятиях присутствует игровая мотивация. Она помогает поставить задачу, даёт возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

Используются на занятиях игровые приёмы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, пекаря, кондитера, а те в свою очередь, представляя себя в роли деятельности взрослого, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предложенные задания.

Таким образом, занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Рассмотрим, как можно использовать сказку в развитии воображения у старших дошкольников. Данный метод позволяет организовать деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активности, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

Данный метод можно использовать по следующему алгоритму:

1) Чтение сказки (выразительное, по ролям);

2) Пересказ сказки;

3) Упражнение на ритмизацию – воспроизведение движений героев;

4) Театрализация (театральная постановка выбранной сказки);

5) Изотерапия (рисунки любимых персонажей или сцен из сказок);

6) Изменение конца сказки (предположить, что было бы, если….).

В нашем случае, метод использования сказки направлен на развитие речи старших дошкольников, так как развития речь является одним из составляющих при развитии воображения.

Охарактеризуем программу В.И.Долговой и Н.В.Крыжановской по формированию воображения, которая включает в себя 10 занятий и состоит из трех этапов:

1) Ориентировочный – рассчитан на два занятия («Что мы едим?», «Волшебные сказки»), которые проводятся в одну неделю. Цель данного этапа – подготовка воображения дошкольника к активной работе. Авторы рекомендуют провести эти занятия во вторник и четверг или пятницу. Во вторник дети более собраны, нежели чем в понедельник, так как приходят после выходных дней. А второе занятие ближе к концу недели чтобы не перегружать детскую психику.

2) Формирующий – состоит из шести занятий («Животные», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Несуществующие слова»). Их следует проводить раз в неделю по одному занятию в каждой. Цель этапа – сформировать и повысить уровень воображения у дошкольников. Занятия «Живтоные» и «Несуществующие слова» рекомендуется проводить во второй половине дня, так как они несут небольшую нагрузку. Занятия о временах года – в первой, так как их можно совместить с прогулкой.

3) Закрепляющий – включает два занятия («Волшебники» и «Волшебные игрушки»). Цель – повышение уровня воображения. Эти занятия необходимо провести во второй половине дня, чтобы дошкольник ушел домой с положительными эмоциями.

В процессе занятий детям предлагается выполнять ряд творческий заданий, в которых для них создается ситуация успеха. Мысли одного ребенка активизируют деятельность другого, идет своеобразный взаимообмен результатами. На основании этого расширяется диапазон развития воображения, стимулируется его развитие.

В процессе развития воображения оптимальной методикой для дошкольников являются творческие задания, которые даются детям через игры. Обязательным условием в таких занятиях является практическое воплощение воображения – рисунки, поделки, сочинения.

Необходимо учитывать так же предметно-игровую среду, которая дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Именно творчество играет решающую роль при развитии воображения.

Развитие воображения в нашем комплексе мероприятий осуществляется при помощи основных форм и методов работы: игра, лепка, рисование и речевая деятельность.

Весь комплекс мероприятий необходимо выполнять ежедневно, отдавая предпочтение различным видам деятельности, чтобы не потерять интерес ребёнка. Так же необходимо учитывать индивидуальные особенности развития и способности. Например, при использовании изотерапии, необходимо помнить, что не все дети хорошо рисуют. Так как дети одного возраста могут находиться на разной ступени развития, необходимо учитывать это.

Развитие воображения неразрывно связано с освоением родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие. Необходимо постоянно беседовать с ребенком, задавая ему различные вопросы, побуждая его фантазировать.

Для дошкольника важен его собственный опыт, разнообразные, богатые представления. Поэтому необходимо предпринять все необходимое для его обогащения. Ведь с личным опытом развивается и воображение.

Таким образом, развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста требует тщательного обдумывания и системности. Для того чтобы добиться наибольшего эффекта при развитии воображения, необходимо быть внимательным и наблюдательным к ребенку, помогать ему развивать оригинальность мышления, а так же, использовать разнообразные формы и методы, повышая тем самым уровень развития воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретико-эмпирического исследования проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации были сделаны следующие выводы:

Анализ работ А.Н. Вераксы, Е.Н. Вераксы, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, А.Г. Маклакова, Д.Б. Эльконина, и др. позволили сделать вывод о том, что воображение – это способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Определены условия развития воображения: личностные особенности, богатство эмоциональной жизни, развитие речи, развитие памяти и мышления.

Воображение выступает как особая форма познавательной деятельности ребёнка. Развитие воображения ребёнка требует особого внимания, так как в детском творчестве проявляются эмоции, чувства, взаимодействие с окружающим миром. Именно по личному опыту ребёнок создаёт свои первые произведения: рисунки, поделки, выдумывает истории.

Воображение формируется средствами «детских» видов деятельности – игры, конструирования, восприятия сказок, многообразных разновидностей художественного творчества, самостоятельного сочинительства. Во время занятий у детей включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развивается моторика, мышление и воображение.

Исследование проходило на базе МАДОУ ЦРР д/с № 18 г. Советска. Данное образовательное учреждение уделяет достаточно внимания решению задач по развитию воображения дошкольников. Проводятся занятия по художественной деятельности – лепка, аппликация, рисование, занятия по конструированию и развитию речи. В свободное время дети занимаются творческой деятельностью, играют в сюжетно-ролевые игры, игры драматизации. Для этого в группе хорошо представлена предметно- образовательная среда. Однако, существуют и недостатки: при проведении занятий не учитываются индивидуальные особенности воспитанников, детский сад недостаточно укомплектован игрушками и методическими материалами, направленных помочь воспитателям в проведении занятий и досуга, большая часть материала, посвященной исследованиям в области воображения дошкольников не современна.

Первичная диагностика развития воображения показала, что по методике «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко) высокий уровень развития воображения показали 28,57% детей (6 человек), средний уровень – 52,38% (11 человек) и низкий уровень 19,05% (4 человека). По методике «Пиктограмма» (А.Р.Лурия) высокий уровень развития воображения показали 47,62% детей (10 человек), средний уровень – 42,86% (9 человек), низкий уровень – 9,52% (2 человека). Методика «Рисунок несуществующего животного» показала следующие результаты: высокий – 57,14% (12 человек), средний – 28,57% (6 человек) и низкий – 14,29% (3 человека). Поскольку при проведении первичной диагностики дети показывали разные результаты по предложенным методикам, обобщив их, мы получили следующие результаты уровня развития воображения старших дошкольников в группе: низкий уровень – 14,29% (3 человека), средний уровень – 66,64% (14 человек) и высокий уровень – 19,05% (4 человека). Первичная диагностика воображения дошкольников в группе показала, что низкий уровень развития воображения имеют четверо старших дошкольников из двадцати одного. У остальных восемнадцати воображение достаточно развито, однако у пяти испытуемых отметились различные показатели гибкости и разработанности. В группе, средний КОР 4,7 - это свидетельствует о том, что у большинства старших дошкольников в группе воображение находится на среднем и низком уровне. Для этих детей необходимо разработать комплекс мероприятий по развитию воображения.

В разработанном нами комплексе мероприятий по развитию воображения у старших дошкольников, имеющих уровень его развития низкий и средний, за основу мы взяли игры и упражнения О.М. Дьяченко и занятия В.И. Долговой, Н.И. Крыжановской. Так же предложили увеличить количество занятий по лепке, так как именно лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, который развивает многие функции организма старших дошкольников, в том числе и воображение. Предложили метод работы со сказкой, так как данный вид очень близок всем детям, а также всесторонне развивает память, мышление, речь и воображение.

В ходе проведения исследования гипотеза нашла своё подтверждение.

Таким образом, задачи исследования решены в полном объёме, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Введение в психологию: Уч. Пос. [Текст] / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского — М. : Академия, 2017. - 496 с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - М. :Просвещение, 2018. - 93 с.
  3. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст]/ Л.С. Выготский - М. : Просвещение, 2017. - 276 с.
  4. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудетский. – Смоленск : АБИ – Пресс., 1994. – 324 с.
  5. Дьяченко О.М., О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст]/ О.М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии, 1980. - № 2. - С. 107—114.
  6. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии, 1987. - № 1. - С. 44—51.
  7. Дьяченко, О.М. Развитие воображения [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1996. – 254 с.
  8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко – М.: Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996. – 128 с.
  9. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова - М.: Просвещение, 2004. - 168с.
  10. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников: пособие для психологов / Р.А. Кирьянова. – СПб. : КАРО, 2004. – 385 с.
  11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова - М. : Просвещение, 1979. – 274 с.
  12. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал, 2001. - №5. – С. 78 - 81
  13. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
  14. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения: хрестоматия по психологии / Р.Г. Натадзе. - М.: Просвещение, 1987. – 246 с.
  15. Петерс В.А. Психология и педагогика / В.А. Петерс - М.: Проспект, 2005. – 154 с.
  16. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. - М.: Знание., 2003. - 96 с.
  17. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фантазии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников / Л.Н. Прохорова – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 160с.
  18. Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо. - Спб.: АСТ–Пресс, 1991. – 140 с.
  19. Шарагина Л.И. Логика воображения / Л.И. Шарагина – М., 2001. – 190 с.