Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Содержание:

Введение

Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение...»

Актуальность исследования: жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем.

Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, диктуя необходимость подготовки активного творческого человека, способного эффективно и нетрадиционно решать новые жизненные проблемы, творчески мыслить в любая жизненная ситуация. Проблема развития творческого воображения детей актуальна, поскольку в последние годы общество столкнулось с проблемой сохранения интеллектуального потенциала нации, а также с проблемой развития и создания условия для одаренных людей в нашей стране, потому что именно эта категория людей является основной производственной и творческой силой прогресса. Одним из основополагающих принципов модернизации содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая зависимость от субъективного опыта учащихся, от насущных потребностей каждого дошкольника. В связи с этим встал вопрос об организации познавательно-творческой активной деятельности дошкольников, способствующей накоплению творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности в последующие этапы непрерывного образования становятся неэффективными.Основной задачей дошкольного учреждения является обеспечение развития личности ребенка.Источниками полного развития ребенка являются два вида деятельности. Прежде всего, каждый ребенок развивается, осваивая прошлый опыт человечества, знакомясь с современной культурой. Основой этого процесса является образовательная деятельность, которая направлена на овладение знаниями и навыками ребенка, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои способности через творческую деятельность. В отличие от образования, творческая деятельность не направлена на овладение знаниями, которые уже известны. Это способствует проявлению инициативы ребенка, самореализации, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового. Педагоги, обеспечивающие реализацию условий для развития творческого воображения при обучении детей, с одной стороны, способствуют его формированию, а с другой стороны, определяют наибольшую вероятность поддержания воображения креатив в будущей деятельности взрослого

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры.

Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

Проблема развития воображения актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития воображения ребенка.

Объект исследования - воображение у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - воображение как психологический процесс у детей дошкольного возраста.

Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка психологических условий развития воображения у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

.Организовать и провести исследования индивидуальных особенностей развития воображения у дошкольников.

.Провести анализ и обсуждение экспериментирования.

Гипотеза: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста осуществляется при условии создания системной, регулярной работы с ними. Мы предполагаем, что направленные занятия содействует процессу развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

В качестве методологических и теоретических основ исследования были использованы:

. Принципы системного подхода (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев)

. Принципы развития (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Э. Эриксон).

В соответствии с предметом исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, тестирование, беседа, диагностика развития воображения.

База исследования: Московская область город Щелково МБДОУ детский сад №30 «Ладушки». Средняя группа «Знайки». Эксперимент проводился с детьми 4-5лет ( занятия по подгруппам по 5человек). Практическая значимость работы мне нужна для работы с детьми, и повышения своей квалификации.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из двух глав. Первая теоретическая, вторая экспериментальная.

Глава 1. Общая характеристика воображения

1.1 Сущность воображения дошкольника

Одна из основных функций воображения - защищать человека, компенсировать его негативные переживания. Воображение помогает преодолеть угнетающие эмоции, которые могут возникнуть во время конфликта. Можно говорить о воображении как о психическом процессе только при условии или при наличии внимательности. Поэтому психологи говорят, что воображение детей начинается с трех лет [5, с.23].

В начале воображение неразрывно связано с объектом, который выполняет функцию внешней поддержки.

Таким образом, в игре 3-4-летний ребенок не может представить действие с объектом.Он не может переименовать элемент, если он не действует с ним. Он преподносит стул с сосудом или кубиком, когда действует с ними. Сам предмет для замены должен выглядеть как предмет для замены. Это игрушки и атрибуты, которые подталкивают ребенка к определенному игровому сюжету (М.Г. Витязь). Например, я увидел белое пальто - я начал играть в больнице, я увидел весы - я стал «продавцом». Если для самых маленьких дошкольников игрушки являются опорой игры, то для средних и старших детей - это выполнение их роли. Постепенно - воображение начинает полагаться на объекты, которые совсем не похожи на заменители.

Таким образом, старшие дошкольники используют натуральные материалы (листья, шишки, палки, камни и т. д.) В качестве игровых материалов.Роль визуальной поддержки в реконструкции художественного текста особенно ярко выражена. Это иллюстрация, без которой юный дошкольник не может воссоздать события, описанные в сказке. У старших дошкольников текстовые слова начинают вызывать изображения без визуальной поддержки. Но им все еще трудно понять внутренний смысл работы. Для детей этого возраста важна иллюстрация, которая четко описывает действия и взаимоотношения героев, в которых их внутренние характеристики и черты характера наиболее четко раскрыты.Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Есть интернализация действий воображения двумя способами.

Во-первых, переход к игровому действию с объектом, которого на самом деле нет.

Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового значения и представление действий с его учетом, без реальных действий. В этом случае игра запускается полностью с точки зрения презентации.

У младших дошкольников идея часто рождается после окончания действия. И если оно сформулировано до начала деятельности, оно очень нестабильно. Идея легко разрушается или теряется во время ее реализации, например, перед лицом трудностей или при изменении ситуации. Само возникновение идеи происходит спонтанно, под влиянием ситуации, субъекта, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых изображений происходит непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они рады фантазировать, часто в ответ на просьбу взрослого «нарисуй, что хочешь» или «создай сказку», откажись. Неудачи объясняются тем, что дети до сих пор не знают, как управлять деятельностью воображения.

В 4-5 лет творческие проявления у детей усиливаются, особенно в играх, ручной работе, рассказывании историй и рассказывании историй. В пять лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, часто нестабильны из-за событий, которые вызвали эмоциональный отклик у детей.

Пока дети не достигнут возраста 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них нет плана или он крайне неустойчив, легко разрушается. И иногда (особенно через 3-4 года) план рождается только после акции. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации созданных им образов. Для взрослого сон является стимулом к действию. А у ребенка комбинации изображений практически не перспективны. Он фантазирует, чтобы фантазировать. Его привлекает процесс объединения, создания новых ситуаций, персонажей, событий, который имеет живой эмоциональный колорит [9, с.15].

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Средой для создания изображения является уже не просто реальный объект, но и представления, выраженные одним словом.Быстрый рост словесных форм воображения начинается, тесно связанный с развитием речи, мысли, когда ребенок сочиняет сказки, лаги и непрерывные истории.

Дошкольник «выделяется» в воображении из конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Кажется, он поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных и предметов.

1.2 Влияние воображения на психологические функции дошкольника

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения:

Первый этап (от 0 до 3 лет) - предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Одно из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок. Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения [11,с.5].

По данным В. А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм.

Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями - полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер Второй этап (то 3 до 4 лет) - происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета - заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра. Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего "Я" и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третий этап (от 4 до 5 лет) - в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны

Четвёртый этап (от 6 до 7лет) - в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.

Пятый этап (от 7 до 11 лет) - это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. "Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена(случаи детской лжи и пр.) [3,с. 146]". Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой - наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений. " В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально - мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения.

Шестой этап (от 12 до 17 лет) - дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять.

Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности[9, с.18].

Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

Дальнейшее развитие воображения идёт по трём направлениям. Во - первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения. Во - вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения.

В-третьих, развивается творческое воображение. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности, а в особенности рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы. Воображение выполняет важнейшие функции: гностически - эвристическую; защитную; коммуникативную; прогностическую. Деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: комбинирование, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция.

Воображение и эмоции. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная фантазийная работа создает богатый эмоциональный образ состояния детей. Общеизвестно, что дети воспринимают сказки. Их переполняют эмоции, сила которых не меньше эмоционального образа взрослых в самые важные моменты жизни. А как насчет детской игры? Он просто теряет смысл для ребенка, если у него нет блестящего эмоционального фона, и в то же время игра полностью основана на активной деятельности воображения.

Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Мы все хотя бы раз в жизни получали огромное эмоциональное удовлетворение от сна. Человек мечтает о том, что привлекает, дарит радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А сон, как образ желаемого будущего, - это классическая форма воображения.Воображение и чувства (эмоции) в жизни ребенка неразделимы. Влияние чувств на воображение и наоборот давно замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо обнаружил, что все формы творческого воображения содержат сильные эмоциональные моменты.

Л.С. Выготский вывел из этого «закон общего эмоционального признака», суть которого он выразил словами: «... каждое чувство, каждая эмоция стремится быть воплощенными в образы, соответствующие этому чувство ". Эмоции, так сказать, собирают впечатления, мысли и образы, которые соответствуют настроению человека.

Таким образом, насыщенная эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения.Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Он говорит, что «каждая конструкция фантазии, наоборот, влияет на наши чувства, и если эта конструкция не соответствует действительности как таковой, то это всегда вызвано тем, что их значение - это настоящее человеческое чувство, действительно пережитое и захватывающее». Оба закона связано со многими «причудами» в поведении детей. Мы знаем, как дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки».Часто это заканчивается реальным страхом детей перед своими историями, сюжет и персонажи которых превратились в фантастическую реальность для ребенка. Закон эмоциональной реальности воображения работает.

Именно этому закону мы обязаны многими конфликтами, которые часто положили конец детским играм. Сильные эмоции, которые сопровождают игру, рожденные мной от фантазийных образов, придают статус реальности этим изображениям. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с истинной личностью своего друга.Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно преуспеть в развитии его воображения и, наоборот, преднамеренно организуя его воображение, можно сформировать у ребенка культуру чувств.

Ниже мы приводим серию техник, которые активируют детское воображение в сочетании с эмоциями.

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Это выражается в ориентации человека на определенную деятельность, которая имеет особое значение для человека. Начало формирования интереса - эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.Интересы имеют большое значение в жизни человека [8, с.46].

Поскольку интересы проявляются в позитивных эмоциях человека, они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточиться на работе, повысить эффективность работы. И. П. Павлов считал интерес тем, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс наиболее успешен, наибольший интерес вызывает обучение у студента.Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольников и школьников в целом характерно когнитивное отношение к миру.

Он "интересуется всем". Такая любопытная ориентация имеет объективную возможность. Интерес ко всему продлевает жизненный опыт ребенка, инициирует его в различные виды деятельности, активизирует его различные способности. Однако ребенок не может по-настоящему открыть, увидеть, «попробовать все», и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазии очень обогащают опыт ребенка, вводя его в воображаемой форме в ситуации и области, с которыми он не сталкивается в реальной жизни. Это провоцирует появление у него принципиально новых интересов. С помощью воображения ребенок попадает в такие ситуации и пробует действия, которые ему в действительности недоступны.Это дает ему дополнительный опыт и знания в повседневной и профессиональной сфере, в научной и моральной областях, определяет для него значение того или иного объекта жизни. В конечном счете, он формирует различные интересы с ним. В своей наиболее живой форме фантазия сливается с интересом к игре, поэтому многие техники развития интересов основаны на принципе фантазии в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы в ширину, обеспечивая их универсальность, но и углубляет интерес, уже сформированный. Используя методологические приемы, построенные на воображении, вы можете значительно улучшить успех ребенка в интересующей его деятельности.

Воображение и талант. Воображение - это всегда создание нового опыта, полученного в результате обращения с прошлым. Творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество - это сложный умственный процесс, связанный с характером, интересами и способностями человека. Воображение - его цель, его центр. Новый продукт, полученный человеком в творчестве, может быть объективно новым (то есть социально значимым открытием) и субъективно новым (то есть открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго типа.Хотя это не исключает возможности для детей создавать объективные открытия.Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.Творческая деятельность развивает детские чувства.

Выполняя творческий процесс, ребенок испытывает целый ряд положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание.Это, в свою очередь, определяет успех обучения ребенка. В то же время само воображение значительно включается в образовательный процесс, так как на 90% состоит из открытия нового.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и этические нормы - различает добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. Д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в нем свое понимание жизненных ценностей, свои личные качества, понимает их по-новому, пронизывает их смысл и глубину. Творческая деятельность развивает у ребенка эстетическое чувство. Благодаря этой деятельности формируется эстетическая чувствительность ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они поют и танцуют с энтузиазмом, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, посвящают себя народным ремеслам и т. д.

Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети могут заниматься творчеством не только вне зависимости от места и времени, но, что более важно, независимо от личностных комплексов. Взрослый, часто критически относящийся к своим творческим способностям, стесняется их показывать.Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они любят играть на сцене, участвовать в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.Творческая деятельность особенно важна для одаренных и талантливых детей. Одаренность - это набор способностей, которые позволяют вам иметь особые достижения в определенной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности.

Немногие дети отличаются ярко выраженным талантом и талантом. Для одаренного ребенка воображение является главной характеристикой. Ему нужна постоянная фантазийная активность. Нетривиальные подходы к решению проблем, оригинальные ассоциации, необычные перспективы рассмотрения проблемы - все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.Одаренность и талант тесно связаны с ускоренным развитием. Эти дети работают лучше, чем их сверстники. И они достигают этих результатов намного легче. Они более чувствительны к внешнему миру. Кстати, всех детей отличает особенно высокая чувствительность отдельных психических функций в определенные периоды. Эти периоды, как мы уже указывали, называются «чувствительными». В эти периоды определенная функция (например, речь, визуально активное мышление или логическая память) наиболее чувствительна к раздражителям из внешнего мира, может легко обучаться и интенсивно развиваться. Эти периоды различаются в психологии для всех функций. В течение этих периодов все дети отображают специальные результаты в результатах, основанных на соответствующих функциях.

Для обычного ребенка чувствительный период для одной или двух функций уменьшается на один возраст. Талантливый ребенок демонстрирует «чувствительность» многих функций одновременно.Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать воображение и творческую активность у всех детей без исключения. Эстетические образовательные программы должны учитывать чувствительные периоды.Развитая способность к воображению, характерная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность с возрастом.В то же время теряются живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, дух сравнений и многое другое [11, с.15].

Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, с ее развитием.В предыдущих главах мы уже отмечали, что воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, стимулируя эмоции через осознание моральных норм. Все это часть личности. Личность ребенка постоянно формируется под влиянием всех жизненных обстоятельств. Однако есть особая область жизни ребенка, которая предлагает определенные возможности для личностного развития - это игра.

Основная психическая функция, которую обеспечивает игра - это именно воображение, фантазия.Воображая и осознавая игровые ситуации, ребенок формирует целый ряд личностных качеств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Благодаря работе воображения производится компенсация за недостаточную, но реальную способность ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты и решать проблемы социального взаимодействия.Занимаясь творчеством (для которого воображение также является приоритетом), ребенок формирует качество вдохновения. С духовностью воображение включено во все познавательные действия, сопровождаемые особенно положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием черты личности, столь же важной, как и оптимизм.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, такая форма воображения, как сон - образ желаемого будущего, приобретает особое значение.Подросток мечтает подарить ему радость, которая удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. Во сне подросток строит желаемую программу личной жизни, в которой часто определяется ее основное значение.Часто мечты нереалистичны, то есть определяются только содержание и цель, а не средства ее достижения.

Однако на подростковой стадии это остается позитивным, потому что позволяет подростку «выбирать разные варианты будущего» в воображаемой плоскости. У мечты есть активный принцип для развития личности подростка.Воображение важно на личном уровне и для взрослых.Люди, которые, будучи взрослыми, обладают ярким воображением, талантливы, их часто называют богато одаренными личностями.Почему большинство из нас теряют способность фантазировать как взрослые (помните, как трудно создать новую сказку для вашего ребенка). Как его можно сохранить и, что еще лучше, развить? Мы уже сталкивались с рядом специальных методов и упражнений.Прослушивание повествовательного рассказа является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы четко отведенного воображению. А. В.Запорожец подчеркивает: «Слушать сказку» имеет решающее значение для формирования внутренней психической деятельности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. "Л. С. Славина показала, что слушание детских рассказов основывается сначала на восприятии, затем на воспроизведении опыта и, наконец, на воображении, на способности «представлять то, что сообщается». Понимание такой речи «взрослый, который не имеет поддержки в данной ситуации в восприятии или памяти ребенка, является наиболее важным шагом в развитии речи у ребенка от 2 до 3 года ".

Способность воссоздать ситуацию, описанную в речи, после ее установления остается приобретением ребенка и позволяет нам понимать другие истории. Такое умение, по словам Л.С. Славина, развивается 2,5 года. Автор подчеркивает, что развитие понимания речи напрямую зависит от частоты, с которой они говорят это детям без изображения, то есть не полагаясь на восприятие.

На первый взгляд возникает замкнутый круг: истории понимаются на основе воображения, а воображение развивается в процессе прослушивания историй.Методика воспитания детей младшего возраста решает эту проблему эмпирически, рекомендует рассказы, не показывая детям второго года жизни.Однако идеи о том, что было услышано в истории, не могут исходить из простого повторения истории.

Представление связано с действием и возникает как отражение реального действия. Изображение создано как функциональная модель предмета. Вполне закономерно предположить, что в формировании представлений о содержании рассказа главную роль должны играть действия ребенка как основы возникающего процесса воображения. Популярная педагогика почти никогда не использует иллюстрации, потому что народное искусство устно. Руки ребенка в руках взрослого изображают действия персонажей рассказа.

В условиях интимно-эмоционального общения ограничение движения происходит естественно, без принуждения и не вызывает негативных эмоций. В то же время это создает концентрацию, необходимую для прослушивания речевого рассказа.В традициях народной педагогики можно выделить определенную систему приемов развития воображения в процессе прослушивания рассказов:сначала - изображение действий в руках взрослого, затем по образцу взрослого;после этого - торможение движений и умственная помощь, личное включение в сюжет.

1.3 Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 - 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников - читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

Нужно поощрять рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное, поощрать детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

Дети должны как можно больше играть. Игра - лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

Написав курсовую работу и проанализировав литературные источники, я могу сделать выводы, что воображение - это очень сложный психический процесс, требующий глубокого и серьёзного изучения.

Воображение - это не просто какая-то отдельная функция нашей психики, а целый механизм, без которого любая наша деятельность немыслима.

Воображение, её механизмы и процессы привлекали внимание учёных ещё с самых давних пор. Пытаясь разгадать эту загадку, они разрабатывали различные научные теории, в которых пытались объяснить, как происходят эти сложные процессы.

Сегодня наука достигла значительных успехов в изучении воображения. Было дано определение воображению, как психическому процессу. Были выявлены виды воображения, зависимость их уровня развития от рода деятельности человека. Было изучено, какой вид воображения превалирует в том или ином возрасте. Была обнаружена взаимосвязь различных видов воображения, её закономерности.

Очень подробно были проанализированы виды воображения.

Так, например, было установлено, что запоминание того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. Воспроизведение включает в себя ещё 3 процесса: узнавание, воспроизведение и припоминание. Главной характеристикой забывания является зависимость его от времени, а сохранение имеет избирательный характер, определяется степенью его участия в деятельности личности; процент сохранения заученного материала после определённого отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объёму этого материала.

В этом и состоит сущность воображения, которая определяет основное направление при изучении вопросов воображения в отечественной психологической науке.

Значительных успехов достигла детская психология. Были изучены многие закономерности развития воображения в различных детских возрастах. Огромное количество научных исследований показывает, как развивается воображение в различных видах детской деятельности.

Проблема развития воображения - одна из наиболее важных, на сегодняшний день. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются с помощью воображения. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Вывод: таким образом, воображение - это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение сложный психический процесс имеющий несколько видов: произвольное и непроизвольное; воссоздающее и творческое; мечты и фантазии. Начальные формы воображения впервые появляются в раннем возрасте в связи с зарождение сюжетно - ролевой игры и развития знаково-символической функции сознания.

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

2.1 Организация и проведение исследования индивидуальных особенностей развития художественного воображения дошкольников

Изучить создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Изучить развитие художественного творчества в декоративном рисовании. Место проведения: Московская область город Щелково, МБДОУ №30 «Ладушки». Эксперимент проводился с детьми 4-5 лет (занятия по подгруппам по 5 человек).

Для проведения эксперимента были использованы две методики:

Методика обучения дошкольников декоративному рисованию. (Автор Грибовская А.А.) Подготовка эксперимента: Знакомить детей с городецкими предметами и росписью, учить выделять ее характерные особенности (элементы, сочетания цветов). Развивать эстетические чувства, воспитывать любовь к народному искусству. Учить выделять один из элементов - купавка (бутон) и составлять узор на полосе из бутонов, чередуя их с листьями. Учить составлять оттенки цвета (розовый, голубой)

Проведение эксперимента: проводится 3 серии, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии используется наборы для художественного творчества (краски «Гуашь», «Акварель»; кисточки, тонированные листы, вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек вырезанные из бумаги) участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Познакомить детей с элементами декоративной росписи «Городец» (бутоны, купавки, розаны, листья) Учить видеть и называть цвета используемые в росписи. Учить выполнять элементарные элементы городецкой росписи, составлять узор на квадрате, выделять середину большим цветком и по углам бутонами. Учить рисовать всей кистью и украшения концом

Вторая серия. Учить правильно располагать отдельные части узора городецкой росписи, на заранее вылепленных детьми досках из глины. Предложить самостоятельно расписать поднос вырезанный из бумаги.

Третья серия. Предложить детям самостоятельно нарисовать любой предмет городецкой утвари и расписать его.

2.2 Обработка и анализ эксперимента

В ходе первого эксперимента мы увидели неуверенное смешивание предлагаемых цветов для получения нужных оттенков. Неумение детей правильно изображать элементы росписи и правильно передавать расположение частей сложных элементов.

Во второй серии эксперимента мы увидели уже более уверенный подбор цветов и оттенков для росписи, правильное смешивание красок; дети научились передавать основной замысел росписи со сложными элементами (бутон, розан), правильно располагать их на предложенных поверхностях.

Третья серия эксперимента показала степень усвоенного материала, умение детей рисовать по замыслу согласно тематике эксперимента.

По полученным результатам были вычислены низкие, средние и высокие показатели по всем сериям эксперимента. По полученным данным можно сделать следующий вывод:

Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются с помощью воображения. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества. Для выбранных мной групп характерна тенденция к увеличению продуктивности художественной деятельности с возрастом.

Заключение

На основе изложенного в курсовой работе материала были сформулированы следующие заключения. Сегодня наука достигла значительных успехов в изучении воображения. Было дано определение воображению, как психическому процессу. Были выявлены виды воображения, зависимость их уровня развития от рода деятельности человека. Было изучено, какой вид воображения превалирует в том или ином возрасте. Была обнаружена взаимосвязь различных видов воображения, её закономерности.

Очень подробно были проанализированы виды воображения.

Так, например, было установлено, что запоминание того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. Воспроизведение включает в себя ещё 3 процесса: узнавание, воспроизведение и припоминание. Главной характеристикой забывания является зависимость его от времени, а сохранение имеет избирательный характер, определяется степенью его участия в деятельности личности; процент сохранения заученного материала после определённого отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объёму этого материала.

В этом и состоит сущность воображения, которая определяет основное направление при изучении вопросов воображения в отечественной психологической науке.

Значительных успехов достигла детская психология. Были изучены многие закономерности развития воображения в различных детских возрастах. Огромное количество научных исследований показывает, как развивается воображение в различных видах детской деятельности.Проблема развития воображения - одна из наиболее важных, на сегодняшний день. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются с помощью воображения. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Список используемых источников

1. Бобер В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста // Студенческая наука XXI века. - 2015. - № 3. - С. 40 - 41.

2. Буре Р. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 4. - С. 17.

3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 26 с.

4. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2016. - 286 с.

5. Дошкольная педагогика: этическое воспитание и развитие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Юрайт, 2016. - 186 с.

6.Дьяченко, Ольга Развитие воображения дошкольника / Ольга Дьяченко. - М.: Мозаика-Синтез, 2017 - 747 c.

7 Еничева И.В., Дровникова М.Ю. Совместная деятельность родителей и детей // Вестник научных конференций. - 2017. - № 1-5. - С. 78 - 79.

8. Жиенбаева С.Н. Педагогическая модель воспитания детей дошкольного возраста // International Scientific and Practical Conference World science. - 2017. - № 4. - С. 11 - 13.

9. Зубенко Н.Ю., Сухова Е.И. Особенности воспитания старших дошкольников // Воспитание дошкольников. - 2017. - № 4. - С. 4 - 9.

10. Кудаева В.И., Алафьева О.В., Толстых М.С. Организация рисования в ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 3. - С. 106 - 108.

11. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2017. - 436 с.

Подобрать список литературы по дошкольной педагогике ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

12. Методические рекомендации для родителей по трудовому воспитанию детей и подростков / Под ред. Г.И. Климантовой. - М.: КВАНТ МЕДИА, 2017. - 72 с.

13. Молокоедова А.П. Наши профессии глазами детей (из опыта работы педагога по приобщению родителей к совместной деятельности по ранней профориентации детей) // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2016. - № 3. - С. 30 - 31.

14. Ожогова Н.Ю., Поварова С.Е. Совместное мероприятие для родителей и детей подготовительной к школе группы - квест «В мире профессий» // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 8. - С. 57 - 59.

15. Поротникова Е.А. Воспитание детей дошкольного возраста // Вестник научных конференций. - 2017. - № 3-4. - С. 122 - 124.

16. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. - М.: Флинта, 2017. - 256 с.

17. Фризен А.В. Коллективный труд: формирование трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2017. - № 13. - С. 129 - 130.

18. Храпченкова Н.И., Коростелева Н.А. Анализ философских, психолого-педагогических предпосылок воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современности. - 2017. - № 3. - С. 78 - 84.

19. Шафран Н.М. Детские впечатления как показатель взаимодействия взрослого с ребенком в семейном досуге // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 43 - 49.

20. Шулешко Е.Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий. - М.: Сфера, 2017. - 128 с.