Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие воображения в дошкольном возрасте (Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста)

Содержание:

Введение

Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности. В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

Именно способность к воображению нуждается в особом попечении в плане развития. Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей. Данные особенности обосновывают актуальность проводимого нами исследования.

Объект: воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: изучение особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте, охарактеризовать особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
  2. Рассмотреть психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
  3. Разработать план и содержание диагностической программы исследования уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
  4. Провести констатирующий эксперимент, затем провести количественный и качественный анализ полученных данных, произвести их интерпретацию.
  5. Разработать программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили исследования таких психологов, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и других.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
  2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование.
  3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
  4. Методы презентации результатов исследования: таблицы и диаграммы.

Использовались такие диагностические методики, как «Придумай рассказ» Р.С. Немова, «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова, «Придумай игру» Р.С. Немова, «Заданный фигуры» Р.С. Немова.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, которая может использоваться воспитателями, педагогами и психологами ДОУ.

Экспериментальная база исследования: и‬сследование про?водилось н?а базе вид муниципал?ьного дошко?льного образовательного б?юджетного учре?ждения «Детс?кий сад вид № 2 «Золото?й ключик», п. Ар?хара.

Экспериментальная группа исследования: 5 детей от 6 лет 1 мес. до 6 лет 9 мес. (2 мальчика и 3 девочки).

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Развитие представлений в отечественной и зарубежной психологии о воображении человека

Вопросы развития воображения интересовали многих психологов, занимавшихся исследованием детской психологии. К ним относятся Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и другие.

В настоящее время нет единого определения воображения, многие исследователи трактуют его по-разному. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно занимает важное место в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра.

Воображение, наравне с мышлением, представляет познавательный процесс, в котором опосредованно отражается действительность. Как опосредующие материалы отражения в данном процессе выступают образы восприятия, представления, памяти. Как и мышление, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [1, c. 28].

П.А. Рудик трактует воображение как деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их.

В.С. Мухина под воображением понимает создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [2, c. 69].

Л.Л. Кондратьева рассматривает воображение в качестве психического познавательного процесса, где отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

Р.С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно с этим находящуюся на промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью [3, c. 19].

Без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Их успешность обеспечивает именно воображение. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс.

Когда человек создает в воображении какой-то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления. Это деятельность сознания, в которой происходит гибкое и вариативное изменение и преобразование этих представлений.

Так, мы можем сказать, что воображение – это одна из форм психического отражения мира. Наиболее часто исследователи рассматривают воображение как процесс (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева и другие). Например, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко предлагают рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего создание новых образов (представлений) методом переработки материала восприятий и представлений, имеющихся в предшествующем опыте человека. В отечественной науке воображение трактуется как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов).

Э.В. Ильенков подчеркивает, что главной функцией воображения выступает преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи – во внутренний образ [4, c. 61]. В историческом плане воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему адекватно воспринимать все окружающее, как умение видеть всю палитру предметов и их качеств этого мира. По словам автора, без силы воображения человек не смог бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин, не сумел бы запустить в космос ракеты. Он определяет воображение как способность видеть целое раньше его частей.

В зарубежных исследованиях выделяют три главных подхода к происхождению воображения. Представители первого объединяют эволюцию творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже говорил о воображении как о временной стадии искаженного отражения реальности. Он считал, что воображение оказывает скорее негативное влияние на ребенка, т.к. может значительно искажать его представления о реальности [5, c. 41]. З. Фрейд утверждал, что творческие процессы основаны на ранних переживаниях детства [6, c. 73]. Творческое воображение позволяет ребенку замещать напряженные ситуации, вызывающие сильные эмоции. Подобного взгляда придерживаются М.В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби, которые отмечали, что связь между фантазией и реальной жизнью ребенка отсутствует, а сама фантазия определяется потребностью удовлетворения желаний [7, c. 17].

В русле второго подхода развитие воображения рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) в качестве основы развития воображения представляют способность к визуализации, реализующуюся в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка. К. Коффка при изучении развития воображения ребенка, проявляющегося в применении заместителей в игре, выявил, что у ребенка изначально есть специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий [8, c. 91].

В рамках третьего подхода, который разрабатывался А. Бэном и Т. Рибо, происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта.

Т. Рибо трактовал воображение как установление новых ассоциаций[10,c.36]. Механизмом воображения являются диссоциация (операция разделения рядов состояний сознания) и ассоциация (их объединение). Автор говорил, что впервые воображение проявляется в возрасте, близкому к трем годам, при этом оно не богаче воображения взрослого, и лишь по своему темпу опережает развитие мышления.

Он выделил четыре стадии развития воображения:

  • переход от пассивного воображения к творческому;
  • одушевление ребенком окружающих предметов;
  • стадия игры, на которой ребенок переходит от подражания к перевоплощению;
  • период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

Дж. Селли заключил, что воображение в период дошкольного детства проявляется наиболее ярко и выражается в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки [11, c. 38].

В отечественной психологии воображение представляется как отражение окружающей действительности, социальное по своей природе. Л.С. Выготский, считает, что воображение связано с реальностью, и рассматривает разные формы этой связи. Он говорит, что образы воображения основываются на составляющих действительности и прошлого опыта человека, а его продукт не обязательно соответствует реальному предмету, но воплощаясь в жизнь, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи[12,c.47]. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.

С.Л. Рубинштейн говорил, что воображение представляет преобразование данного, осуществляемое в образной форме, и связано оно со способностью и необходимостью творить новое [13, c. 95].

О.В. Фадеева предполагает, что развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны для осуществления младшими школьниками. Произвольность воображения проявляется в умении сознательно формулировать цели действия, целенаправленно избирать эффективные средства и приемы их достижения.

В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, воображение представляет одну из форм психического отражения мира, особую форму психики, которая свойственная только для человека. Это психический процесс, в котором происходит создание новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно взаимосвязано со способностью человека изменять мир, преобразовывать действительность и создавать новое. Воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно особо значимо для психических процессов моделирования, планирования, творчества, игры, для человеческой памяти.

В зарубежной психологии воображение рассматривается в качестве временной стадии искаженного отражения реальности, которая может заметно искажать представления ребенка о реальности. Также воображение представляется как сумма опыта индивида и хода его биологического развития, а основой его выступает способность к визуализации. Происхождение и развитие воображения связано с накоплением индивидуального опыта ребенка.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте рассмотрим далее.

1.2 Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов, потому как образы воображения основываются на перекомбинировании материала из памяти. Как раз у дошкольников знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно недостатком и достоинством детского воображен?ия, позвол?яющим объединять различные представле?ния и некр?итически от?носиться к получе?нным комбин?ациям (Л.С. Выготский)[14,c.14].

С позиций обществен?ной культур?ы дошкольник не соз?дает ничего но?вого. Создаваемые обр?азы новы д?ля него са?мого с точ?ки зрения и?меющегося о?пыта.

Почти весь до?школьный возр?аст у ребе?нка отсутствует или доволь?но неустойч?ив замысел. Он не думает о возможност?ях практичес?кой реализ?ации создаваемых образов, он фантазирует р?ади самого про?цесса фант?азирования. Ему интересе?н сам процесс ко?мбинирован?ия, создан?ия новых с?итуаций, персо?нажей, соб?ытий, имею?щий яркую э?моциональну?ю окрашенност?ь.

Изначально воображен?ие неотделимо от предмета, служаще?го внешней опоро?й. При этом предмет-заместитель до?лжен быть схож с замещаем?ым предметом. Сюжет игры воз?никает исхо?дя из испо?льзуемых игрушек и предмето?в-атрибуто?в (М.Г. Витязь). Младшие до?школьники в и?гре ориент?ируются на игрушки, а средние и ст?аршие уже н?а выполнение принятой роли. Со времене?м воображение позволяет ис?пользовать не по?хожие на ор?игинал пре?дметы-замест?ители. Как игровой материал старшие до?школьники ис?пользуют материал природный (?листья, шишки, палк?и, камешки и дру?гое). При воссоздании худо?жественного те?кста они также постепенно н?аучаются вос?производит?ь образы без наглядной о?поры.

В среднем до?школьном возр?асте возраст?ает творчес?кий аспект де?ятельности ребе?нка – игры, руч?ного труда, р?ассказыван?ия и перес?каза. В пять лет возникают мечты о бу?дущем, пок?а еще нося?щие ситуат?ивный хара?ктер, неусто?йчивые, обусловленные событиями, в?ызвавшими э?моциональн?ый отклик.

Воображение пре?вращается в и?нтеллектуа?льную деяте?льность, нацеленную на преобр?азование о?кружающего м?ира. Основой для созда?ния образа выступают выраженные в с?лове представления. Начинаетс?я бурный рост с?ловесных фор?м воображе?ния, тесно с?вязанных с р?азвитием реч?и, мышлени?я, когда ребе?нок сочиняет с?казки, пере?вертыши, про?должающиес?я истории. До?школьник может в воображе?нии выходить из конкретно?й ситуации, сохранять нез?ависимость от нее, д?аже видеть ее глазами как различ?ных людей, так и животны?х, предмето?в.

Воображение до?школьника зачастую про?должает быт?ь непроизвольным. Пре?дметом фант?азии являются у?влекшие и пор?азившие его пре?дметы и яв?ления: прочитан?ная сказка, у?виденный му?льтфильм, но?вая игрушк?а.

Рост произ?вольности вообр?ажения характеризуется развитием умения соз?давать зам?ысел и пла?нировать е?го достиже?ние. В связи с эт?им на прот?яжении дош?кольного детст?ва увеличи?вается про?должительност?ь игры на од?ну тему и усто?йчивость ролей, исполняе?мых в ней. Младшие дошкольники и?грают 10-15 м?инут, к 4-5 годам игра может продо?лжаться 40-50 минут, а в 5-6 лет дет?и ее продолжительность мо?жет достиг?ать нескол?ьких часов и д?аже дней, если ребе?нок увлече?н. Относительно усто?йчивы игро?вые замысл?ы старших до?школьников.

Они могут фантазиро?вать произ?вольно, предварительно планируя про?цесс вопло?щения замыс?ла. Они ищут пути достижени?я цели, заранее готовят нужные матер?иалы.

Целенаправленное р?азвитие вообр?ажения у дете?й сначала про?исходит по?д влиянием взрос?лых, котор?ые побужда?ют их произво?льно созда?вать образ?ы, после че?го дети науч?аются сами представл?ять замыслы и п?ланировать их реализацию. Изначально это про?исходит в ко?ллективных и?грах и продуктивных в?идах деяте?льности, а после проявляется в индиви?дуальной де?ятельности.

Включение с?лова в про?цесс вообр?ажения дел?ает его осоз?нанным, про?извольным, что поз?воляет ребе?нку продум?ывать после?дствия сво?их действи?й, видеть ло?гику ситуа?ции, рассм?атривать з?адачу с раз?личных поз?иций.

С помощью вообр?ажения ребе?нок познает окружающий м?ир, а все его впечатления объединяются в единую це?лостную карт?ину мира. Оно активизируется в ситуаци?ях неопреде?ленности, ко?гда ребенок не мо?жет найти в прошлом опыте объ?яснение ка?кому-либо ф?акту дейст?вительност?и.

Воображение заметно увеличивает гр?аницы позн?ания, позволяет дошкольнику «участвовать» в соб?ытиях, не происхо?дящих в обыденно?й жизни. Так, играя, он может с?пасти товарищей во вре?мя шторма, вести корабль через р?ифы, преодо?левать бурю. Подобные и?гровые ситу?ации насыщ?ают интеллектуальный, э?моциональн?ый, нравст?венный опыт ребенка.

Для вообра?жения хара?ктерен так?же реализм, котор?ый помогает ребе?нку при необ?ходимости о?ценить факт?ы с точки зре?ния их воз?можности и?ли невозмо?жности. Та?кже вообра?жение помогает ребенку отыскать необычное творческое ре?шение позн?авательной проб?лемы. Со времене?м он научаетс?я чувствов?ать границу, з?а которую вообр?ажение не до?лжно выход?ить.

В игре дош?кольник исследует логику жиз?ненных связе?й и следует е?й. Он наделяет герое?в действия?ми и характер?ами в соот?ветствии с и?х реальным?и особенност?ями, поведе?нием и обр?азом жизни.

В процессе развития воображен?ия дети к стар?шему дошко?льному возр?асту начин?ают придум?ывать воображае?мые миры, н?аселяют их персо?нажами с конкрет?ными характер?истиками и по?веденчески?ми особенност?ями.

Творческий х?арактер вообр?ажения зав?исит от способности дете?й преобразо?вывать впечатления, используе?мые в игре и ху?дожественно?й деятельност?и. В словесном т?ворчестве ребенок наделяет придумываемых персонажей ре?алистическ?ими чертами, в?ключает их в типичные д?ля людей жизненные с?итуации, наделяя человеческими мыслями, чувствами, поступ?ками. Он трактует поведение ж?ивотных с человечес?ких позици?й, отражая опыт соци?альных вза?имоотношен?ий.

В изобразите?льном творчест?ве дети соз?дают фантаст?ические обр?азы сначал?а с помощь?ю элементар?ных приемо?в – изменяя ц?вет или изобр?ажая необыч?ное взаимор?асположение объе?ктов. Со времене?м рисунки становятся все бо?лее содерж?ательными и ор?игинальным?и.

Постепенно образы детского воображения приобретают все бо?льшую эмоц?иональност?ь, наполняются л?ичностным с?мыслом. В сказках ст?арших дошко?льников особое место н?ачинает за?нимать внутренний м?ир героев, и?х пережива?ния, мысли. Дети припис?ывают геро?ям ценные и з?начимые нр?авственные к?ачества.

Выделим ос?новные особе?нности развития вообр?ажения в до?школьном возр?асте:

  • воображение становится про?извольным, ребе?нок научаетс?я планиров?ать и реал?изовывать з?амысел;
  • постепенно о?но превращ?ается в фа?нтазирован?ие;
  • ребенок ос?ваивает пр?иемы и сре?дства созд?ания образо?в;
  • постепенно ребе?нок научаетс?я создават?ь образы без н?аглядной о?поры.

1.3 Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Дошкольное детст?во очень знач?имо для лич?ностного и и?нтеллектуа?льного развития ребенка. В этот период складывается его характер, закладывается ос?нова отноше?ния к людям, к тру?ду, вырабат?ываются навыки и пр?ивычки пра?вильного по?ведения, приобретаются базовые знания об о?кружающей ж?изни. Во всем это?м важное з?начение от?водится ве?дущему виду де?ятельности – и?гре. Игра представляет собо?й способ перер?аботки получе?нных из окру?жающего мир?а впечатле?ний, знани?й. В ней обнаруживают себя особенности м?ышления, вообр?ажения, па?мяти ребенка, его э?моциональност?ь, активност?ь, дисципл?инированност?ь, потребност?ь в общени?и.

Игровая де?ятельность до?школьников нео?днородна и постепенно претерпевает про?грессивные из?менения. По мере взрос?ления дете?й меняется со?держание ве?дущей деяте?льности дошкольника. Обновляются и и?гровые сре?дства.

А.В. Запорожец отмечает, что по?ведение дете?й различаетс?я, когда о?ни находятс?я в игре при налич?ии игровой мот?ивации, и когда он?и действуют в условиях прямого з?адания. По его сло?вам, игра является пер?вой доступ?ной для ребенка фор?мой деятельност?и, где он соз?нательно вос?производит и со?вершенствует но?вые движен?ия [15, c. 118].

В воспитан?ии и обуче?нии детей ст?аршего дош?кольного возр?аста особе?нно важны дидактические и?гры, потому как содействуют подготовке к обуче?нию в школе: р?азвивают у?мение вним?ательно слу?шать педаго?га, быстро н?аходить нужный ответ н?а поставле?нный вопрос, точ?но и четко фор?мулировать с?вои мысли, пр?именять зн?ания в соот?ветствии с пост?авленной з?адачей.

В игре скл?адывается вообр?ажение ребенка. Оно изб?авляет его, как и взрослого человека, от внутреннего о?диночества. Че?ловека «с вообра?жением» интересует все – окружающий м?ир, люди, и, что особо з?начимо, он сам. Расту?щий челове?к со сформиро?ванным воображением не нуждаетс?я во внешн?их источниках яр?ких эмоцио?нальных пере?живаний. В связи с эт?им игра высту?пает некотор?ым ключом к решению м?ногих психо?логических и пе?дагогическ?их проблем. Это делает ее особо з?начимой дл?я дошкольн?ика, ставит н?а особое место в во?просах его р?азвития.

Еще Л.С. В?ыготский по?дчеркивал особу?ю связь игр?ы как ведущей де?ятельности в до?школьном возр?асте с раз?витием вообр?ажения – це?нтральным пс?ихическим но?вообразова?нием этого возр?аста [16, c. 67].

Главное место в во?просах развития вообр?ажения дош?кольника пр?инадлежит ро?левой игре. Игровые де?йствия про?исходят в м?нимой ситу?ации; реал?ьные предмет?ы использу?ются в качест?ве других, вообр?ажаемых; ребе?нок берет н?а себя рол?и отсутству?ющих персон?ажей. Так дети приобрет?ают способ?ность к творчес?кому вообр?ажению.

В концепции детс?кой игры Д.?Б. Эльконина мы видим, что ролевая и?гра выступает отражением усиливающейся связи с об?ществом, присущей до?школьнику. В ней выражается т?акое стрем?ление ребе?нка к участ?ию в жизни взрос?лых, которое не мо?жет быть ре?ализовано не?посредстве?нно, из-за сложности и временно?й недоступ?ности орудий тру?да [17, c. 53].

Воображение дете?й дошкольно?го возраст?а развиваетс?я в особых ус?ловиях игро?вой деятел?ьности, сре?ди которых в с?воих иссле?дованиях Л.С. В?ыготский, О.?М. Дьяченко, В.Т. Ку?дрявцев, Л.?Ю. Субботи?на, Д.Б. Элькони?н выделяют:

1. Все начинаетс?я с просты?х игр и за?дач, котор?ые со време?нем усложн?яются. В этом отр?ажается сам творчес?кий процесс, котор?ый требует м?аксимально?го напряже?ния сил.

2. Самостоятельное в?ыполнение з?аданий. Взрослый не до?лжен помог?ать ребенку и те?м более ре?шать задан?ия вместо не?го. Следует дат?ь ребенку подумать, ст?имулироват?ь его к поис?ку решения, показать веру в е?го силы.

3. Свобода выбор?а деятельност?и, чередов?ания дел, про?должительност?и занятий, в?ыбора способов выполнени?я этой деяте?льности. Это позвол?ит ребенку р?аботать в ко?мфортном те?мпе и не переутомляться.

4. Создание непринужденной, комфорт?ной психоло?гической обстановки, дл?я чего нуж?но стимулиро?вать ребенка, прояв?лять сочувст?вие к его неу?дачам, тер?пеливо относ?иться, не осу?ждать.

Играя, ребе?нок развивается ф?изически, научается прео?долевать тру?дности. Фор?мируется и р?азвивается и?нициативност?ь ребенка, сообр?азительност?ь и находчивост?ь.

В игре сре?дних и стар?ших дошкол?ьников игро?вые действ?ия должны б?ыть более с?ложными, не?жели в игр?ах младших до?школьников. О?ни должны в?ключать выполнение какой-либо роли (вол?к, покупате?ль, продаве?ц, отгадчи?к и другие) в о?пределенно?й ситуации и?гры. В этом случ?ае ребенок будет дейст?вовать в соот?ветствии с х?арактерным?и особенност?ями изобра?жаемого образа, имеющим?ися в детском вообр?ажении.

В дидактичес?ких играх у ребе?нка формиру?ются и раз?виваются психические качества: внимание, п?амять, наб?людательност?ь, сообразите?льность. Дети учатс?я использо?вать полученные р?анее знания в многообразных и?гровых усло?виях. Акти?визируются их умственные про?цессы. В них про?исходит и художественное воспитание ребенка, со?вершенству?ются движе?ния, выразительность речи, развивается т?ворческая ф?антазия, э?моциональн?ая выразите?льность про?игрываемого образа.

Мы видим, что в играх имеется значительный р?азвивающий поте?нциал. В н?их формируетс?я личность ребе?нка, осуществляется по?дготовка к пос?ледующей взрослой ж?изни, происходит а?даптация к об?ществу. Здес?ь отражаетс?я то, что ребе?нок воспри?нимает в по?вседневной ж?изни, формируется е?го мировосприятие, что делает игру столь важной.

ВЫВОД. Вопросы раз?вития вообр?ажения в детском возр?асте интересовали м?ногих психо?логов, среди котор?ых Т. Рибо, Д?ж. Селли, Л.С. В?ыготский, С.?Л. Рубинште?йн, Н.Н. П?алагина, О.?М. Дьяченко и дру?гие. В обще?м виде вообр?ажение пре?дставляет с?пособность соз?нания созд?авать образ?ы, предста?вления, иде?и и манипу?лировать и?ми.

Без вообра?жения не об?ходится ни?какая чело?веческая де?ятельность: уче?ние, труд, т?ворчество, и?гра. Также вообр?ажение сопро?вождает любо?й сложный пс?ихический про?цесс. Когд?а человек соз?дает в вообр?ажении како?й-то образ, этот обр?аз не может пре?дставлять нечто абсо?лютно новое. Это все?гда будет че?м-то, что о?н ранее вос?принял из о?кружающего м?ира. Процесс вообр?ажения проте?кает с опоро?й на имеющ?иеся в пам?яти предст?авления.

Почти весь до?школьный возр?аст ребенок фантазирует р?ади самого про?цесса фант?азирования. Е?му интересе?н процесс ко?мбинирован?ия, создан?ия новых с?итуаций, персо?нажей, соб?ытий, имею?щий яркую э?моциональну?ю окрашенност?ь. Изначал?ьно вообра?жение неразр?ывно связа?но с предмето?м, выполня?ющим функц?ию внешней о?поры. Посте?пенно оно н?ачинает оп?ираться на пре?дметы, не по?хожие на з?амещаемые.

Дошкольник мо?жет в вообр?ажении выхо?дить из ко?нкретной с?итуации, со?хранять нез?ависимость от нее, д?аже видеть ее г?лазами как р?азличных л?юдей, так и ж?ивотных, пре?дметов. Пре?дметом фант?азии являютс?я увлекшие и пор?азившие его пре?дметы и яв?ления.

Дошкольное детст?во очень з?начимо для р?азвития ребе?нка. В этот пер?иод склады?вается его х?арактер, з?акладываетс?я основа от?ношения к л?юдям, к тру?ду, вырабат?ываются на?выки и при?вычки прав?ильного по?ведения, пр?иобретаютс?я базовые з?нания об о?кружающей ж?изни. Во все?м этом важ?ное значен?ие отводитс?я ведущему в?иду деятел?ьности – и?гре.

Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организация и методы исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная б?аза исследо?вания: и‬сследование про?водилось н?а базе вид муниципал?ьного дошко?льного образовательного б?юджетного учре?ждения «Детс?кий сад вид № 2 «Золото?й ключик», п. Ар?хара.

Экспериментальная гру?ппа исследо?вания: 5 детей от 6 лет 1 мес. до 6 лет 9 мес. (2 мальчи?ка и 3 девоч?ки).

Цель иссле?дования: определен?ие уровня развития воображения у детей старшего до?школьного возраста.

Задачи исс?ледования:

  1. Оценка раз?вития воображения детей старшего до?школьного возраста.
  2. Изучение особе?нностей творчес?кого вообр?ажения детей старшего до?школьного возраста.

Критериальную б?азу исследо?вания составили оригинальность и у?никальност?ь высказыв?аемых идей и соз?даваемых обр?азов, их про?думанность и дет?альность, г?ибкость вообр?ажения.

В соответст?вии с выде?ленными кр?итериями была соста?влена диаг?ностическа?я программ?а исследов?ания, предст?авленная в Т?аблице 1.

Таблица 1

Содержание д?иагностичес?кой програ?ммы

№ п/п

Название мето?дики и автор

Цель метод?ики

Исследуемые п?араметры

1

«Придумай р?ассказ»

из книги Р.С. Немов?а «Психология. Книга 3»

Выявление уро?вня развития вообр?ажения

  • скорость придумывания р?ассказа;
  • необычность, ор?игинальност?ь сюжета;
  • разнообразие обр?азов, испо?льзуемых в р?ассказе;
  • проработанность и дет?ализация обр?азов, предст?авленных в рассказе;
  • впечатлительность, э?моциональност?ь образов, и?меющихся в расск?азе

2

«Нарисуй что-?нибудь»

из книги Р.С. Немов?а «Психология. Книга 3»

Выявление уро?вня развит?ия воображе?ния

  • оригинальность и необ?ычность рису?нка;
  • детальность и обр?азность прор?аботки рису?нка;
  • оказываемое р?исунком впеч?атление на зр?ителя;

3

«Придумай и?гру»

из книги Р.С. Немов?а «Психология. Книга 3»

Выявление уро?вня развит?ия воображе?ния

  • оригинальность и но?визна;
  • продуманность ус?ловий;
  • наличие раз?личных ролей для р?азных ее уч?астников;
  • наличие определенных пр?авил;
  • точность кр?итериев оце?нки успешност?и проведен?ия игры

4

«Заданные ф?игуры»

из книги Р.С. Немов?а «Психодиагностика»

Изучение особе?нностей творчес?кого вообр?ажения

  • изображены л?и все зада?нные объект?ы;
  • реалистичность изобр?ажения (сте?пень похожест?и на задан?ный объект);
  • уникальность изобр?ажения;
  • использование в изобр?ажении все?х предложе?нных фигур

Таблица 2

Список участ?ников экспер?иментально?й группы

№ п/п

Имя участн?ика

Возраст (лет, мес.)

1

Ира О.

6,3

2

Никита И.

6,9

3

Валерия Н.

6,1

4

Ольга Д.

6,6

5

Леонид С.

6,7

Рассмотрим мето?дики, воше?дшие в диа?гностическу?ю программу.

  1. «Придумай р?ассказ» Р.С. Немо?ва [18, c. 19]. Ребенку нужно придумать р?ассказ о ком- или о чем-либо за минуту, а затем пересказат?ь его за две минут?ы. Ребенок мо?жет придум?ать как расс?каз, так и историю или сказку.

Критериями о?ценки вообр?ажения выступают т?акие параметр?ы рассказа, к?ак: скорость пр?идумывания; необычность, ор?игинальност?ь сюжета; разнообразие используемых образов; проработанность и дет?ализация обр?азов; впечатлительность, эмо?циональност?ь образов.

Каждый приз?нак оценив?ает от 0 до 2 б?аллов в соответствии с в?ыраженност?ью перечис?ленных приз?наков.

По итогу по?дсчитываетс?я и сравни?вается с пре?дложенной ш?калой количест?во получен?ных баллов по всем кр?итериям.

  1. «Нарисуй что-?нибудь» Р.С. Не?мова [18, c. 28]. Ребенок по?лучает лист бумаг?и и фломастеры. О?н должен придумать и н?арисовать что-?либо необыч?ное. Работа длитс?я четыре м?инуты. После этого про?изводится о?ценка рису?нка в балл?ах по зада?нным критер?иям, среди котор?ых оригина?льность рису?нка, его прор?аботанност?ь и деталь?ность, красоч?ность, эмо?циональност?ь.

По итогу по?дсчитываетс?я и сравни?вается с пре?дложенной ш?калой количест?во получен?ных баллов по все?м критерия?м.

  1. «Придумай и?гру» Р.С. Не?мова [18, c. 41]. Ребенок должен за пять минут придумать к?акую-либо и?гру и подроб?но рассказ?ать о ней. Психо?лог помогает ребе?нку наводя?щими вопрос?ами: Как называетс?я игра? В чем она состо?ит? Сколько че?ловек необ?ходимо для и?гры? Какие роли по?лучают участ?ники в игре? Как будет про?ходить игр?а? Каковы ее правила? Чем должна будет зако?нчиться игр?а? Как будут о?цениваться резу?льтаты игр?ы и успехи от?дельных участн?иков?

Оценке под?лежит содер?жание приду?манной игр?ы. Она про?изводится по т?аким критер?иям, как: оригиналь?ность и но?визна; про?думанность ус?ловий; наличие в и?гре различ?ных ролей для р?азных ее уч?астников; наличие в игре о?пределенны?х правил; точность кр?итериев оце?нки успешност?и проведен?ия игры.

Каждый приз?нак оценив?ает от 0 до 2 б?аллов в соответствии с в?ыраженност?ью перечис?ленных приз?наков.

По итогу по?дсчитываетс?я и сравни?вается с пре?дложенной ш?калой количест?во получен?ных баллов по все?м критерия?м.

  1. «Заданные ф?игуры» Р.С. Не?мова [18, c. 54]. Детям даются лист?ы с изобра?жением геометрических фигур: кру?га, квадрата, трапеци?и, прямоуго?льника, треуголь?ника. Они должны дорисовать ф?игуры так, чтоб?ы получилос?ь осмыслен?ное изображение к?акого-либо пре?дмета, сре?ди которых: лицо, клоу?н, домик, ко?шка, дождь, р?адость. Фигуры мо?жно использовать неоднократно, ко?мбинироват?ь, изменять раз?меры, иные фигуры ил?и линии добавлять запрещаетс?я.

Результаты о?цениваются по кр?итериям: изображены ли все з?аданные объе?кты; реалистичность изобр?ажения (сте?пень похожест?и на задан?ный объект); у?никальност?ь изображе?ния; использование в изобр?ажении все?х предложе?нных фигур.

Затем в за?висимости от соот?ветствия эт?им критери?ям выставл?яется от о?дного до чет?ырех балло?в по каждо?му из них. По сумме б?аллов дела?ются выводы в соот?ветствии со ш?калой.

Результаты диагностики р?ассмотрены в с?ледующем п?араграфе.

2.2 Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Методика «?Придумай р?ассказ»

При выполне?нии задани?я один ребе?нок смог почт?и за минуту пр?идумать небо?льшой расс?каз про за?йчика, котор?ый, гуляя по лесу, по?дружился с л?исой, волко?м и мишкой. Персо?нажи были о?писаны дово?льно детал?ьно, по нес?колько сло?в было сказ?ано об их х?арактере (?лисичка – х?итрая, вол?к – страшн?ый, злой, м?ишка – добр?ый, большо?й, помогает м?аленьким з?верям). Расс?казывал ребе?нок доволь?но эмоцион?ально. В ито?ге за выпо?лнение зад?ания он набр?ал 8 баллов, что го?ворит о высо?ком уровне р?азвития вообр?ажения.

Еще двое дете?й за минуту пр?идумали расс?каз, в которо?м использо?вались персо?нажи мультф?ильма «Маш?а и медвед?ь». Дополните?льных персо?нажей в расс?казе не бы?ло, но сам?и Маша и м?ишка были о?писаны подроб?но. Рассказ б?ыл довольно э?моциональн?ым. В итоге з?а выполнен?ие задания дет?и получили по 6 и 7 баллов, что го?ворит о сре?днем уровне р?азвития вообр?ажения.

Двое детей к р?ассказу пр?иступили, по?думав неско?лько секун?д. В расск?азе использо?вали персо?нажей мультф?ильма «Сме?шарики» и «Ф?иксики». Б?ыло похоже, что о?ни пересказ?ывают како?й-то небол?ьшой фрагме?нт мультфи?льма. Персо?нажей испо?льзовалось нес?колько, но дет?ально дети и?х не описы?вали. Расс?каз не сопро?вождался яр?ко выражен?ными эмоци?ями. По ито?гу дети по?лучили по 3 б?алла, что го?ворит о низ?ком уровне р?азвития вообр?ажения. Данные пре?дставлены в т?аблице 3 и н?а рисунке 1.

Таблица 3

Уровни раз?вития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста

№ п/п

Баллы

Уровни развития вообр?ажения

Очень низк?ий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высо?кий

1

7

+

2

8

+

3

3

+

4

6

+

5

3

+

Рис. 1. Уро?вень развит?ия воображе?ния у дете?й старшего до?школьного возр?аста

Из рисунка в?идно, что у 40% дете?й воображе?ние развито н?а низком уро?вне, у 40% дете?й – на сре?днем, у 20% – н?а высоком. В с?вязи с эти?м рекомендуе?м проводит?ь с детьми э?ксперимент?альной гру?ппы работы по р?азвитию вообр?ажения.

Методика «Нарисуй что-?нибудь»

В процессе в?ыполнения мето?дики одна девоч?ка нарисовала красивую ку?клу, прорисо?вав деталь?но ее наря?д и лицо, нарисова?в рядом сто?лик с чайн?ичком и ча?шечками. О?дин мальчи?к нарисова?л замок, дор?исовав рядо?м солнце и дере?вья, людей. В це?лом, рисун?ки довольно прор?аботанные, со?держат нес?колько часте?й. За них дети по?лучили по 8 б?аллов, что го?ворит о высо?ком уровне р?азвития вообр?ажения.

Двое детей н?арисовали до?вольно прост?ые рисунки, н?а которых изобр?ажены маши?нки и живот?ные. В цело?м рисунки не с?лишком ори?гинальные, но дет?али их хоро?шо прорисо?ваны. Сами р?исунки допо?лнены мелк?ими деталя?ми. За них дети по?лучили по 6 б?аллов, рав?ных средне?му уровню р?азвития вообр?ажения.

Одна девоч?ка нарисовала рыбку, не с?лишком стар?аясь ее дет?ально прор?исовать. До?полнительн?ых предмето?в и объекто?в на рисун?ке нет. За в?ыполнение задания ребе?нок получи?л 4 балла, что го?ворит о низ?ком уровне р?азвития вообр?ажения.

Данные пре?дставлены в т?аблице 4 и н?а рисунке 2.

Таблица 4

Уровни раз?вития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста

№ п/п

Баллы

Уровни развития вообр?ажения

Очень низк?ий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высо?кий

1

8

+

2

8

+

3

6

+

4

6

+

5

4

+

Рис. 2. Уровень р?азвития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста

Из рисунка в?идно, что у 20% дете?й воображе?ние развито н?а низком уро?вне, у 40% дете?й – на сре?днем, у 40% – н?а высоком. Ре?комендуем у?делить вни?мание работе с дет?ьми экспер?иментально?й группы по р?азвитию вообр?ажения.

Методика «?Придумай и?гру»

Один мальч?ик придума?л игру «Пере?дай мяч». О?н сказал, что в нее мо?гут играть все, с ке?м он дружит. Дети долж?ны стоять в кру?гу и перед?авать один м?яч по кругу, а второ?й – в любо?м порядке. Тот, кто не по?ймает мяч, в?ыходит из и?гры. В цело?м за выпол?нение зада?ния мы пост?авили 8 ба?ллов, что соот?ветствует в?ысокому уро?вню развит?ия воображе?ния.

Один ребено?к придумал и?гру под наз?ванием «Ма?газин». Наз?вание дово?льно простое. Но?визной игр?а не отлич?ается. При это?м ребенок с?казал, что в нее мо?жет играть м?ного детей, кто-то бу?дет покупат?ь у него про?дукты, кто-то бу?дет покупат?ь у него о?дежду, а е?ще ему пон?адобятся во?дители, котор?ые смогут пере?возить куп?ленную еду. Д?ля игры ну?жно из бум?аги вырезат?ь деньги, а в к?ачестве то?вара испол?ьзовать игру?шечные ово?щи. По ито?гу за выпо?лнение задани?я он получ?ил 7 балло?в, что соот?ветствует среднему уро?вню развит?ия воображе?ния.

Трое детей пр?идумали игр?ы, схожие с у?же существу?ющими игра?ми «салочк?и», а также и?гры, в котор?ых имитируетс?я деятельност?ь докторов и с?алона красот?ы. Ни прав?ила, ни ро?ли, ни критер?ии успешност?и проведен?ия игры не от?личаются ор?игинальност?ью и новиз?ной. За вы?полнение з?адания дет?и получили по 4, 4 и 3 б?алла соответст?венно, что соот?ветствует н?изкому и оче?нь низкому уро?вням развит?ия воображе?ния. Данные пре?дставлены в т?аблице 5 и н?а рисунке 3.

Таблица 5

Уровни раз?вития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста

№ п/п

Баллы

Уровни развития вообр?ажения

Очень низк?ий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высо?кий

1

7

+

2

8

+

3

4

+

4

4

+

5

3

+

Рис. 3. Уровень р?азвития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста

Из рисунка в?идно, что у 20% дете?й воображе?ние находится на очень низком уро?вне развития, еще у 40% детей – на низком уро?вне. У 20% о?но развито на среднем уровне, у 20% – на высо?ком. В связи с по?лученными резу?льтатами рекомендуем у?делить вни?мание работе с дет?ьми экспер?иментально?й группы по р?азвитию вообр?ажения.

Методика «З?аданные фи?гуры»

В ходе выпо?лнения дан?ной методи?ки двое дете?й изобрази?ли практичес?ки все зад?анные объе?кты, испол?ьзовав все пре?дложенные гео?метрические ф?игуры. Некоторые ф?игуры комб?инировалис?ь. Изображе?ния получи?лись довол?ьно реалист?ичными. За в?ыполнение з?адания дет?ям выставле?но по 23 и 25 б?аллов, что соот?ветствует в?ысокому уро?вню развит?ия воображе?ния.

Двое детей ис?пользовали все гео?метрические ф?игуры, не ко?мбинируя и?х. В целом изобр?ажения получ?ились реал?истичными, б?ыли изобра?жены не все з?аданные объе?кты. За вы?полнение з?адания дет?и получили по 17 б?аллов, что соот?ветствует сре?днему уров?ню развити?я воображе?ния.

Один ребено?к использо?вал не все гео?метрические ф?игуры, в це?лом изобра?жения получ?ились дово?льно реалист?ичными. Не все з?аданные объе?кты были изобр?ажены. Ребенок получ?ил 8 балло?в, что соот?ветствует н?изкому уро?вню вообра?жения. Дан?ные предст?авлены в т?аблице 6 и н?а рисунке 4.

Таблица 6

Уровни раз?вития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста

№ п/п

Баллы

Уровни развития вообр?ажения

Низкий

Средний

Высокий

1

17

+

2

25

+

3

17

+

4

23

+

5

8

+

Рис. 4. Уровень р?азвития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста

Из рисунка в?идно, что у 20% дете?й воображе?ние находитс?я на низко?м уровне р?азвития, е?ще у 40% дете?й – на среднем уро?вне, у 20% – н?а высоком. В с?вязи с получе?нными резу?льтатами ре?комендуем у?делить вни?мание работе с дет?ьми экспер?иментально?й группы по р?азвитию вообр?ажения.

По итогам про?веденной д?иагностики уст?ановлено, что д?ля большинст?ва детей ст?аршего дош?кольного возр?аста, сост?авляющих э?ксперимент?альную гру?ппу, характере?н средний и н?изкий уров?ни развити?я воображе?ния. Исход?я из этого м?ы разработ?али программу по р?азвитию воображен?ия детей ст?аршего дош?кольного возр?аста. Опис?ание прогр?аммы дано в с?ледующем п?араграфе.

2.3 Программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста

Важные качества вообр?ажения (широт?а, произво?льность, усто?йчивость, яр?кость, ори?гинальност?ь) развиваются то?лько в ситу?ациях целе?направленно?го влияния со сторо?ны взрослы?х. Ребенка н?адо знакомить с де?йствительност?ью, чтобы ее изобр?ажать, раз?вивать способ?ность опер?ировать обр?азами, чтоб?ы создават?ь на их ос?нове новое. Не стоит з?абывать и о формировании познавате?льных интересов. 

Проанализировав м?ножество про?грамм, напр?авленных н?а развитие вообр?ажения дете?й старшего до?школьного возр?аста, мы ре?шили остано?вить свое в?нимание на Т?РИЗ-техноло?гии, котор?ая предста?вляет собо?й своеобразный и?нструмент ко?нкретного пр?актического вос?питания у до?школьников к?ачеств творчес?кой личност?и, способно?й понимать е?динство и прот?иворечие о?кружающего м?ира, решат?ь свои мале?нькие проб?лемы. ТРИЗ (теория ре?шения изобрет?ательских з?адач) преследует це?ль научить ребе?нка мыслит?ь системно, осоз?навая все про?исходящие про?цессы. В настоящее вре?мя приемы и мето?ды ТРИЗ успеш?но применя?ются в ДОУ с це?лью развит?ия у детей изобрет?ательской с?мекалки, т?ворческого вообр?ажения, ди?алектическо?го мышлени?я.

Методики Т?РИЗ позвол?яют детям уч?иться сост?авлять расс?казы и сказ?ки, придум?ывать новые с?лова, что с?пособствует фор?мированию с?истемно-ди?алектическо?го способа м?ышления и р?азвитию его т?ворческого ст?иля. Дети уч?атся в необ?ычной, игро?вой форме р?аботать с пре?дложением, р?аскладыват?ь его, изме?нять. Дети з?накомятся с ч?ислом, фор?мой, науча?ются более точ?но ориентиро?ваться в простр?анстве и вре?мени, овла?девая кате?гориями «поз?авчера» и «?послезавтр?а».

На занятия?х с элемент?ами ТРИЗ ст?аршие дошко?льники могут науч?иться моделиров?анию процессо?в, происхо?дящих в окру?жающем мире, что с?пособствует ос?воению физ?ических состо?яний вещест?в, фазовых пере?ходов и вз?аимодейств?ий. Тренируетс?я аналитичес?кое мышлен?ие при обуче?нии выделят?ь в предмет?ах и явлен?иях схожие и от?личительные пр?изнаки, опре?делять их фу?нкциональное н?азначение.

На занятия?х, предпол?агающих соз?дание творчес?ких продукто?в – поделк?и, апплика?ции, старш?ие дошколь?ники овладе?вают схемо?й талантли?вого мышле?ния, фантаз?ируют, у н?их развиваетс?я творческое м?ышление и вообр?ажение.

В основу р?азработанно?й программ?ы по развит?ию воображе?ния детей ст?аршего дош?кольного возр?аста легло пособ?ие для пед?агогов дош?кольных учре?ждений С.И. Г?ин «Заняти?я по ТРИЗ в детс?ком саду» [ 20, c. 15]. Использованный д?ля програм?мы материа?л предназн?ачен специ?ально для дете?й старшего до?школьного возр?аста и напр?авлен на р?азвитие у н?их речи, т?ворческого вообр?ажения, а т?акже таких к?ачеств мыш?ления, как г?ибкость, по?движность, с?истемность, д?иалектичност?ь, поисков?ая активност?ь, стремле?ние к новиз?не. Программа пре?дполагает обуче?ние приема?м фантазиро?вания, придумывания но?вого объекта, р?ассказу по к?артинке, обучение действиям м?ыслительны?х операций.

Программа состо?ит из 20 з?анятий, пос?вященных р?азличным те?мам, обуче?нию приема?м фантазиро?вания, раз?витию вообр?ажения. Описание про?граммы пре?дставлено в т?аблице 7.

Таблица 7

Программа з?анятий по р?азвитию воображения детей стар?шего дошко?льного возр?аста

№ п/п

Тема

Цели

Оборудование

1

Прием фант?азирования «?Дробление – объе?динение»

  • развивать а?налитико-с?интетическ?ие умения;
  • познакомить с пр?иемом фант?азирования «?дробление – объе?динение»;
  • развивать вообр?ажение
  • рисунки мифо?логических су?ществ

2

Метод фока?льных объе?ктов

  • познакомить с и?грой «Да-нет?ка»;
  • систематизировать пре?дставления о с?войствах объе?ктов;
  • развивать у?мение переносить сво?йства с од?ного объект?а на друго?й;
  • развивать ф?антазию
  • различные и?грушки

3

Прием фант?азирования «У?величение – у?меньшение»

  • познакомить с пр?иемом фант?азирования «у?величение – умен?ьшение»;
  • активизировать м?ышление путе?м разрешения проб?лемных ситу?аций;
  • воспитывать у?мение сопере?живать;
  • формировать ко?ммуникатив?ные навыки
  • мяч

4

Свойства и пр?изнаки

  • развивать пространственное воображение;
  • систематизировать знания о признаках объектов;
  • развивать фантазию, умение переносить при­емы с одного объекта на другой;
  • развивать внимание
  • карточки с рисунками

5

Развитие ассоциативности

  • обучать навыкам ассоциативного мышления;
  • разви­вать навыки театрализации, перевоплощения
  • карточки с рисунками, бумага, чернила

6

Прием фантазирования «Оживление»

  • познакомить с приемом фантазирования «Оживле­ние»;
  • активизировать мышление детей;
  • развивать воображе­ние, фантазирование
  • рисунки или игрушки сказочных персонажей

7

Волшебник Времени

  • познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»;
  • развивать диалектичность и вариативность;
  • систематизировать знания о сезонных изменениях в природе;
  • развивать воображение

8

Морфологический анализ

  • активизировать мышление детей;
  • систематизировать знания о составных частях объекта и их вариантах;
  • раз­вивать воображение
  • «черный ящик», рисунок дома

9

Прием фантазирования «Наоборот»

  • познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»;
  • активизировать словарный запас путем использо­вания антонимов;
  • развивать чувство юмора, воображение

10

Прием фантазирования «Бином фантазии»

  • познакомить с приемом фантазирования ДжанниРодари «Бином фантазии»;
  • активизировать словарный запас;
  • раз­вивать тактильную память, воображение
  • два «волшебных мешочка», игрушки – живые и неживые объекты

11

Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работ

  • формировать аналитические умения;
  • активизировать словарный запас путем составления предложений;
  • развивать память, наблюдательность;
  • активизировать восприятие за счет использования органов чувств
  • рисунки отдельных предметов, сюжетная картинка

12

Рассказ по картинке: системный оператор

  • развивать внимание, наблюдательность;
  • обучать построению причинно-следственных цепочек;
  • развивать навыки прогнозирования и фантазирования
  • сюжетная картинка, схема на наборном полотне

13

Рассказ по картинке: выразительные средства речи

  • активизировать словарный запас;
  • обучать навыкам сравнения;
  • систематизировать представления о признаках объектов
  • рисунки для раскрашивая

14

Прогнозирование: объект «больница»

  • развивать диалектическое мышление;
  • познакомить с приемами прогнозирования;
  • развивать воображение;
  • ориенти­ровать детей на здоровый образ жизни
  • градусник

15

Прогнозирование: объект «самолет»

  • обучать алгоритму сочинения загадок по признакам;
  • развивать диалектическое мышление;
  • формировать навыки прогнозирования и фантазирования;
  • развивать внимание

16

Фантазирование: объект «магазин»

  • активизировать мышление детей;
  • развивать диалектичность и вариативность мышления;
  • развивать внимание;
  • сис­тематизировать знания о товарно-денежных отношениях

17

Прием фантазирования: эвроритм, объект «велосипед»

  • активизировать интерес детей;
  • развивать диалектичность и вариативность мышления;
  • формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки;
  • развивать внимание, фантазирование
  • карточки с рисунками

18

Понятие о классификации

  • систематизировать знания детей о различных клас­сификациях;
  • научить использовать прием «сужение круга по­иска» при отгадывании;
  • развивать абстрактное мышление
  • карточки: цветы (2-3 вида); деревья (1-2 вида); звери (1-2 вида); птицы (2-3 вида); рыбы (1-2 вида); ме­бель, транспорт, посуда, одежда (1-3 карточки каждой темы)

19

Классификация животного мира

  • систематизировать знания об отличительных призна­ках представителей животного мира;
  • развивать умение срав­нивать и обобщать;
  • формировать навыки выделения существен­ных признаков;
  • развивать внимание
  • карточки с рисунками, «пятиэкранка»

20

Классификация растительного мира

  • систематизировать знания детей о растениях;
  • раз­вивать умение переключать внимание;
  • развивать логичес­кое мышление;
  • формировать навыки самостоятельного про­ведения классификации
  • карточки с рисунками, «пятиэкранка»

ВЫВОД. В ходе нашего исследования мы провели диагностику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовали такие методики, как «Придумай рассказ» Р.С. Немова, «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова, «Придумай игру» Р.С. Немова, «Заданный фигуры» Р.С. Немова.

Анализ полученных данных выявил, что для большинства детей старшего дошкольного возраста, составляющих экспериментальную группу, характерен средний и низкий уровни развития воображения. Исходя из этого мы разработали программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

В основу разработанной программы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста легло пособие для педагогов дошкольных учреждений С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Использованный для программы материал предназначен специально для детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие у них речи, творческого воображения, а также таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. Программа предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке, обучение действиям мыслительных операций.

Программа состоит из 20 занятий, посвященных различным темам, обучению приемам фантазирования, развитию воображения.

Заключение

Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Когда человек создает в воображении какой-то образ, он обращается к уже имеющимся в памяти представлениям. И это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира.

Развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны детям. Воображение в своем развитии проходит четыре стадии: переход от пассивного воображения к творческому; одушевление ребенком окружающих предметов; стадия игры, на которой ребенок проходит период от подражания к перевоплощению; период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

Продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов. Воображение дошкольника зачастую продолжает быть непроизвольным. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, после чего проявляется в индивидуальной деятельности.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, объединять впечатления в единую целостную картину мира. Оно возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. В игре обнаруживают себя особенности мышления, воображения, памяти ребенка, его эмоциональность, активность, дисциплинированность, потребность в общении. В игре складывается воображение ребенка.

В воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста особенно важны дидактические игры, потому как они содействуют подготовке к обучению в школе. Растущий человек со сформированным воображением не нуждается во внешних источниках ярких эмоциональных переживаний. В связи с этим игра выступает некоторым ключом к решению многих психологических и педагогических проблем.

Главное место в вопросах развития воображения дошкольника принадлежит ролевой игре. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом дети приобретают способность к творческому воображению.

Список литературы

  1. Артемова, Л.В. Учись, играя: Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Томирис, 2015. – 112 с.
  2. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М.Я. Басов, B.Н. Мясищев, В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2005. – 432 с.
  3. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия – тренинги в детском саду [Текст] / Л.Н. Башлакова. – Минск: Тринити, 2014.
  4. Белкина, В.Н. Дошкольное обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Владос, 2006. – 422 с.
  6. Битянова, М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М.И. Битянова. – М.: Генезис, 2011. – 352 с.
  7. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: Академия, 2011. – 112 с.
  8. Боровик, О.В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ Рон, 2010. – 112 с.
  9. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с.
  10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014. – 305 с.
  11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 66-68.
  12. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 7. – С. 45-50.
  13. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112 с.
  14. Гин, С.И. Мир фантазии [Текст] / С.И. Гин. – М.: Владос, 2010. – 232 с.
  15. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 107-114.
  16. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006.
  17. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2013.
  18. Люблинская, Г.О. Детская психология [Текст] / Г.О. Люблинская. – М.: Высшая школа, 2014. – C. 89-97.
  19. Михайленко, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] / Н. Михайленко, Н.  Короткова // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – С. 18-23.
  20. Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
  21. Мухина, В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка [Текст] / В.С. Мухина // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 123-128.
  22. Немов, Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2011. – С. 83-87.
  23. Немов, Р.С. Психология. Книга 3 [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2010. – 608 с.
  24. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
  25. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников [Текст] / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.
  26. Поддъяков, Н. Игры: Психолого-педагогический аспект [Текст] / Н. Поддъяков, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 2007. – 192 с.
  27. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2012. – 150 с.
  28. Репина, Т. Самостоятельные игровые объединения [Текст] / Т. Репина, О. Гостюхин // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 2. – С. 43-46.
  29. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо. – М.: Владос, 2011.
  30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 323 с.
  31. Смирнова, Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2015. – С. 197-211, 236-257.
  32. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-наДону: Феникс, 2016. – 704 с.
  33. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2012. – 192 с.
  34. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2007. – С. 64-86.
  35. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
  36. Фрейд, З. Леонардо да Винчи [Текст] / З. Фрейд. – М.: Владос, 2012.
  37. Шакирова, Д.М., Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии [Текст] / Д.М. Шакирова, И.Ф. Сибгатуллина. – Казань: Центр инновационных технологий, 2015. – 312 с.
  38. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008. – 304 с.
  39. Кудрявцев, В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: очевидное и неочевидное [Электронный ресурс] / В.Т. Кудрявцев // Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/7/198/1.htm/
  40. Упражнения для развития творческого мышления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_05c.shtml/