Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие воображения в дошкольном возрасте (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательной системой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

В истории дошкольной педагогики проблема развития воображения всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Проблема развития воображения детей актуальна и тем, что данный психический процесс оказывается ведущим элементом в творческой деятельности ребёнка и его поведении, в общем. В данной проблеме появляется серьезная задача развития творческого потенциала подрастающих детей, а для ее решения необходимо усовершенствовать учебную деятельность, учитывая развитие всех познавательных процессов.

Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

В настоящие время, как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической науке активизировались поиски педагогических условий способствующих развитию творческого воображения. В современном обществе все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого успеха и личного благополучия ребенка.

Актуальность изучения общих закономерностей развития и формирования продуктивности творческого воображения личности диктуется, с одной стороны, логикой развития психологической теории, а с другой стороны, потребностями психолого-педагогической практики.

Всесторонне процесс воображения исследуется в трудах психологов и философов A.B. Брушлинского, JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, А.Я. Дудецкого, Е.И. Игнатьева, A.B. Петровского, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.Г. Ярошевского и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие: между необходимостью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методов его развития.

На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы особенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет с посредством изобразительной деятельности?

Объект исследования: процесс развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Целью данной работы является теоретическое исследование и экспериментальное обоснование особенностей развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Задачи исследования:

  1. Определить понятие воображение и его виды ;
  2. Выявить особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
  3. Охарактеризовать развитие творческого воображения старших дошкольников посредством изобразительной деятельности;
  4. Определить уровень развития творческого воображения старших дошкольников;
  5. Произвести реализацию педагогических условий для развития воображения старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности;
  6. Выявить динамику уровня развития воображения старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие творческого воображения детей дошкольного возраста будет происходить эффективней если в работе с ними будет использована изобразительная деятельность.

Методы исследования:

  • методы теоретического уровня: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, обобщение и систематизация материала.
  • методы эмпирического уровня: анкетирование, беседа, опытно-экспериментальная работа,
  • статистические методы: качественный и количественный анализы результатов исследования.

Практическая значимость исследования: разработана система занятий направленных на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста, что дает возможность широко использовать эту разработанную систему в практике педагогов, воспитателей ДОО.

Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Понятие воображение и его виды

Определение воображения и выявление его специфики развития – одна из наиболее сложных тем в педагогике и психологии. По данным А.Я. Дудецкого (1974) существует около 40 понятий воображения, данных в психолого-педагогической литературе. Однако по сей день ставится вопрос о его сущности и отличии от других высших психических процессов.

Воображение – это возможность создавать новые образы, концепции, понятия и умело управлять ими; представляет главную роль в психических процессах: имитация, планирование, творческий процесс, игровая деятельность, память. Разные процессы, протекающие «в образах» называются воображением.

Воображение – это психический процесс возникновения образов предметов, условий, ситуаций через приведение имеющихся у человека навыков в новое сочетание. Воображение не может возникнуть просто так. Ведь чтобы придумывать, нужно сначала заметить, разобрать, воспринять на слух и оставить в своей памяти [11].

Изучением воображения занимались: А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.М. Комарова, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и другие [2,3,10,13,17,22].

В литературе имеются самые разные определения воображения.

В.В. Богословский под воображением понимает процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств посредством изменения имеющихся у человека знаний в новое состояние. [2, с. 54]

Р.С. Немов определяет воображение как «способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [33, с. 220].

По мнению С.Л. Рубинштейна, воображение является обязательным условием человеческой деятельности, процессом создания новых образов и представлений с опорой на имеющийся у человека опыт.

К.К. Платонов рассматривает воображение, как «...форму опосредованного, обобщенного познания, проявления творчества как доминирующего компонента мышления, создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий». Маклаков С.Т пишет о том, что воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. [32, с. 75]

Данное утверждение согласуется с мнением Урунтаевой Г.А, которая описывала воображение как психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Психолог В.Н. Брушлинский считал, что воображение - одна из форм мышления.

Воображение - это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей.

Воображение играет огромную роль в жизни каждого человека. Без воображения не обойтись ни изобретателю, ни артисту, ни художнику. Крайне важно развивать воображение у дошкольников. Чтобы хорошо усваивать какие-либо знания, приходится размышлять, воображать, представлять образы. Школьник, у которого хорошо развито воображение, гораздо успешнее учится в школе. У него лучше развита память, мышление, речь, богаче жизненный опыт. Он может легче представить себе образы, окончательный результат своей деятельности. Воображение помогает найти нестандартные решения проблемных задач. [3, с. 96]

Благодаря любознательности, дошкольник расширяет свой кругозор, обогащает жизненный опыт, узнает много нового. Очень часто ребенку помогает воображение, так как он не может увидеть все. Воображая, он может оперировать образами, представлять что-то необычное.

Л.С. Выготский, анализируя работу Т. Рибо, указывает, что воображение в жизни ребенка связано с эмоциями. При слушании сказок, в игре или изобразительной деятельности он испытывает сильные чувства и переживания, из-за которых возникают некие образы, которые стимулируют развитие воображения. [6, с. 220]

Е. И. Игнатьев в своих работах описывает основной признак воображения как процесса. Он заключается в преобразовании и переработке информации, поступаемой в процессе восприятия, а также использование материалов прошлого опыта для создания новых впечатлений и образов [10].

В философском энциклопедическом словаре воображение определятся, как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в реальности.

Воображение – это основное в характеристике человека. Философ Э.В. Ильенков написал: «Фантазия или воображение , неотъемлемый и важный процесс всеобщих способностей, отличающих человека от животного. Без фантазии или воображения невозможно в искусстве. Без воображения нельзя играть роль в театре. Человек, лишенный фантазии, не придумал бы самолет и спутник» [18].

Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без воображения невозможно быть ни писателем, ни мыслителем, ни мудрым человеком, ни просто человеком… Воображение – это способность воображать».

Многие ученые фиксируют, что воображение есть процесс формирования новейших фигур в наглядном плане. Данная склонность относит воображение к конфигурациям эмоционального использования материала. Природу воображения составляет синтез, целостность логичного и эмоционального.

В действительности, воображение находится в тесной взаимосвязи с процессами мышления, активно включено в ступени познания.

Процесс воображения тесно связан с речью. С помощью речи можно описать то, что не сопоставляется с конкретным сочетанием предметов реальности или соответствующих представлений того, чего никогда не видел человек. Непосредственные впечатления выражаются с помощью речи и других звуков, издаваемых человеком.

С возникновением процесса воображения у человека расширились познавательные возможности и формы поведения. Все психические процессы взаимосвязаны друг с другом, в том числе и воображение. Процесс воображения наносит на личность определенный отпечаток, подчеркивает ее индивидуальность. Любой человек, наблюдая за закатом солнца, воспринимает его по-своему, так как образ реальных облаков достраивается образом воображаемых картин. При прослушивании музыкальных произведений у каждого человека возникает свой, неповторимый образ.

Процесс воображения тесно связан с памятью человека. Воспоминания о событиях редко бывают точными. Память человека и воображение всегда что-то искажает, изменяет и добавляет новые детали. Значительную роль в создании образов играет насыщенный впечатлениями прошлый опыт [2].

Воображение оказывает влияние на эмоциональность и чувствительность человека. Люди неоднократно испытывают чувство тревоги, беспокойства по поводу воображаемых, а не реальных событий. Понизить уровень тревожности и снять напряжение поможет изменение образа воображения. Чувство эмпатии и сопереживания формируются при представлении переживаний другого человека. Сформировать волю и побуждение к действию помогает представление в воображении конечного результата деятельности. Большую роль играет реалистичность образа и его значение.

Воображение является значительным фактором, оказывающим влияние на становление личности. Воображаемые образы выступают в роли идеалов, которым человек хочет подражать, стремится к совершенству. Воображаемые идеалы являются толчками для нравственного, личностного развития [10].

Наиболее насыщенно это можно наблюдать в процессе творческого труда, когда человек осознанно и целенаправленно, в соответствии со своим замыслом воспроизводит ранее приобретенные образы и создает новое. Создать что-то действительно новое, в таком случае, возможно лишь при больших волевых усилиях.

К основным видам воображения специалисты относят активное и пассивное воображение:

• Активное воображение. Суть его заключается в том, что человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это воображение говорит о признаках творческого типа личности, постоянно испытывающей свои внутренние возможности. Ученый, например, в той или иной отрасли ставит перед собой определенную цель. Данное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи.

• Пассивное воображение. Образы при данном воображении возникают спонтанно, помимо воли и желания человека и подчиняются внутренним, субъективным факторам. Данное воображение подчиняется желаниям, которые в ходе фантазирования представляются осуществленными. Неудовлетворенные потребности личности и большей частью неосознанные, в пассивном воображении «удовлетворяются».

По степени волевых усилий оно может быть непреднамеренным, возникающим при ослаблении сознания, психозах, полудремотном и сонном состоянии и преднамеренным, когда воображение человека произвольно формирует образы-грезы. Последний вид воображения говорит о глубоком внутриличностном конфликте;

• Продуктивное или творческое воображение. Действительность при этом воображении сознательно конструируется человеком и творчески преобразуется. Это воображение составляет основу литературной, музыкальной, конструкторской, научной деятельности, а результатами могут быть материальные и идеальные образы. Социальная ценность результатов – значительный критерий этого воображения.

• Репродуктивное или воссоздающее воображение. Это воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество, потому что при его использовании стоит задача – воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. Например, при изучении карты какой-либо местности или её исторического описания воображение воссоздает то, что отображено на карте и в книге. Данное воображение связано со знаниями человека, с его умениями и опытом. Точная образная конструкция при обширных и богатых знаниях, образуется значительно легче.

Таким образом, воображение – универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.

1.2 Особенности психолого-педагогического развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие способности к творчеству у ребёнка невозможно без развития творческого воображения, ведь творчество в детской деятельности прямо и непосредственно связано с развитием воображения.

По мнению психологов, воображение ребёнка развивается постепенно, с накоплением жизненного опыта. Все образы воображения, какими бы странными они ни были, группируются в представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. Поэтому детское воображение беднее воображение взрослого, так жизненный опыт дошкольника небольшой и материала для фантазий немного [5].

Но все, с чем ребёнок встречается в жизни, он объясняет по-своему, а взрослым эти объяснения кажутся необычными и оригинальными. В жизни детей воображение выполняет иную функцию, чем в жизни взрослого. С его помощью дети познают окружающий мир и самих себя. Поэтому воображение детей следует развивать с детства, ведь наиболее чувствительный период для такого развития - дошкольный возраст. Воображение помогает творчески преобразовывать действительность, создавать новые, гибкие образы, комбинации которых позволяют достичь новых, неожиданных результатов. Поэтому развитие этой психической функции становится основой для совершенствования творческих способностей дошкольника и подготовки к творчеству в будущем.

Творческое воображение – это процесс создания новых образов без опоры на реальное или предметное бытие, это создание программы поведения в тех случаях, когда возникает неопределённая проблемная ситуация. Именно воображение позволяет принимать решения и находить выход из проблемной ситуации с отсутствием необходимых знаний.

Различают воображение пассивное и активное.

Пассивное воображение возникает самопроизвольно, сама по себе.

Активное воображение направлено на решение конкретных задач. В зависимости от этих задач различают репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое) воображение.

Репродуктивное воображение воспроизводит образы и представления на основе уже известных из предыдущего опыта. Продуктивное воображение порождает совершенно новые образы, не имеющие аналогов в предыдущем опыте. Именно продуктивное воображение является неотъемлемым элементом творческой деятельности [9, с. 16].

Творческое воображение - это один из компонентов творчества, без которого невозможно развитие ребёнка.

Важная задача педагога - определить способность к творчеству у воспитанников, ведь у каждого ребёнка свой потенциал таких способностей, поэтому не может идти речь о качестве обязательные нормативы их развития. Мы должны лишь создавать полноценные условия для становления этих способностей в различных видах детской деятельности. А это требует, прежде всего, создание соответствующего развивающего пространства [7].

Личностная характеристика ребёнка, возникает из особенностей её воображения, фантазирования. Фантазии – это продукт воображения, они меняют действительность, дают возможность посмотреть по-новому на уже знакомые факты, а потому имеют познавательную и художественную ценность. Творческая активность, фантазирование у детей в значительной степени является спонтанным, неуправляемым, связанным с индивидуальным опытом, с личностной одарённостью ребёнка, наполненным фантазиями. Это одна из особенностей детей. Фантазии есть самым ценными для ребёнка, они вызывают у неё волнующие и радостные эмоции. По другому на них реагируют взрослые. По опыту мы знаем, что детские фантазии вызывают у них распространённую гамму чувств - от восторга, восторга, любования к осуждению, раздражение [12].

Сюжетами детских фантазий могут быть самыми разнообразными: это рассказы о себе невероятных историй, о далёких путешествиях с вымышленными сказочными и настоящими друзьями, о приключениях, которые произошли во время отдыха на море, у реки, в лесу, это рассказы о необычных игрушках, которых ни в кого больше нет, это представление себя в роли современных героев мультфильмов, сказок, это рассказы о необычных поступках - собственных и других людей и т.п.

Общаясь с ребёнком на уровне воображения, взрослый может влиять на её развитие - направлять свободную фантазию в русло творчества. Именно под руководством взрослого ребёнок сможет преодолеть ту стихийность и спонтанность, присущие её воображении. А знания индивидуальных особенностей развития воображения дошкольника поможет взрослому разобраться с теми проблемами, которые возникли у ребёнка и вовремя помочь ей. Выявленные педагогом различия в развитии воображения, связанные с индивидуальными особенностями ребёнка, помогут найти личностно ориентированный подход к развитию дошкольника, к реализации его индивидуальных способностей [19].

Методика работы педагога над развитием творчества должна строиться так, чтобы средствами детской художественной деятельности формировать у детей самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряжённости, скованности. Эта работа может быть плодотворной только в случае полного контакта педагога с детьми, знание им индивидуальных особенностей каждого ребёнка с использованием гибкого планирования своё системы работы. Созданное педагогом индивидуально-творческую среду позволит ребёнку самостоятельно реализовать свой творческий потенциал, входить в образ художника, актёра, архитектора, музыканта, скульптора и т.д. [21]

Главной задачей педагога на этом этапе развития детской творческого воображения является формирование у ребёнка умение не следовать готовым образцам, шаблонам, а искать как можно больше своих личных, оригинальных решений, не бояться свободно выражать свои мысли, направлять своё воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Деятельность, направленная на развитие творческой активности ребёнка, его творческого воображения, по нашему мнению, должна стать одним из компонентов здорового и гармоничного образа ребёнка. Она должна осуществляться с чувством меры, без особых усилий, без нарушения режима труда и отдыха, планомерно и системно во всех видах деятельности. У ребёнка должно быть желание заниматься определённым видом деятельности, он должен осознавать, для чего он это делает, как делает, как сделать, чтобы было лучше, каким будет результат выполняемых действий. Во время выполнения заданий не стоит говорить ребёнку: «Нет, это неправильно», следует попросить объяснить, почему именно так выполняется задача. Средства выполнения задач у детей должны быть индивидуальными, в задачи надо относиться творчески [10].

Воспитателям следует помнить, что их помощь необходима при выполнении упражнений, ведь некоторые из них дети не в состоянии выполнить самостоятельно. Но важно научиться отличать ситуации, когда помощь нужна, а когда - нет, и как надо помочь ребёнку. Не стоит спешить подсказывать, опережать действия ребёнка, сделать её то, что сразу не получается. Каждый ребёнок нуждается в помощи разной степени и одному необходима просто эмоциональная поддержка, второму - достаточно намёка, третьему следует показать отдельные способы действий, а кому-то, возможно, надо полностью показать выполнение действий, предложить повторить их.

Очень важно, чтобы любая помощь оказывалась спокойно, без негативных эмоций, с полным осознанием того, что дети разные, они учатся, и это нормально, когда у кого-то не получается.

1.3 Развитие воображения старших дошкольников посредством изобразительной деятельности

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей старшего дошкольного возраста воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для детей старшего дошкольного возраста. Она способствует развитию мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, общения [10,11].

Е. А. Медведева пишет, что изобразительная деятельность приводит дошкольников к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. В этот период дети знакомятся с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых углубляются в процессе изобразительной деятельности [8].

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка-дошкольника. Прежде всего обогащается его словарный запас за счет того, что дети на занятиях знакомятся с различными изобразительными материалами, узнают и называют их свойства, познают такие орудия человеческой деятельности, как карандаши, кисти, стеки, палитра. В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слышат образную характеристику их. Запоминают и используют затем в своей речи [5].

Г. Г. Григорьева пишет, что изобразительная деятельность детей относится к сфере изобразительного искусства. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова считают, что процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Л. А. Венгера и Н. П. Сакулиной. первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств личности, т.е. творческих способностей [39].

Детская изобразительная деятельность в детском саду поможет ребенку старшего дошкольного возраста научиться лучше выражать свое «я» в рукотворных творческих заданиях. Личность будет развиваться всесторонне, ведь задача перед воспитателем - не столько сделать из малыша второго Малевича или Церетели, сколько помочь ему лучше понять мир, приобрести полезные навыки и умения, позволить проявиться во всей широте фантазии, а также научиться сосредотачиваться на конкретном деле.

Принято выделять четыре блока, согласно которым строятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду. К ним можно отнести:

• Рисование.

• Лепку.

• Аппликацию.

• Конструирование.

Каждый из вышеперечисленных четырех блоков имеет свои специализированные возможности для отражения в поделках и рисунках впечатлений детей об окружающем их мире, предметах, явлениях, формах, цветах и даже фактурах. Потому общие цели, стоящие перед всеми категориями ИЗО, в свою очередь, конкретизируются в зависимости от специфики каждой из категорий занятий, своеобразия материала и методов работы с ним. Характерно то, что каждый из видов, который включает в себя детская изобразительная деятельность в детском саду, применим в различных возрастных группах, и потому имеет свои индивидуальные особенности и подходы.

Рисование – вид изобразительной деятельности, главное назначение которого образное отражение действительности. Одно из любимых и самых интересных занятий для детей, дающее огромный простор для выявления их творческой активности. Темы рисунков могут быть разнообразными. Им доступно применение выразительных средств рисунка. Так, цвет используют для передачи соответствия с точным предметом, для проявления отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.

В детском саду пользуются в основном цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, обладающие различными изобразительными возможностями. Карандашом создаются линейная форма. При этом поэтапно вырисовывается одна часть за другой, прибавляются различные детали. После этого линейное изображение закрашивается.

В рисовании красками создание формы идет от красочного пятна, а не от контура. Для старших дошкольников рекомендуется в дополнении пользоваться угольным карандашом, цветными мелками, пастелью, сангиной. При использовании угля и сангины изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры, предмета.

Лепка – это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Она рассматривается как один из видов изобразительной деятельности, своеобразие лепки содержится в объемном способе изображения. Лепка является разнообразием скульптуры, которая заключается в работе не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит). Дошкольникам доступно освоение приемов работы только с мягкими пластическими материалами (глина и пластилин). Пластичность материала и объемность изображаемой формы дают возможность ребенку овладеть определенными техническими приемами в лепке быстрее, чем в рисовании.

На занятиях лепкой, ребенок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень динамично развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще дети занимаются лепкой. Чем многообразнее материал, из которого ребенок лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные способности. Дети эмоционально принимают вылепленные ими вещи и тут же приступают с ними играть. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения.

Аппликация – способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных (или нашитых) на соответствующий фон. На занятиях аппликацией дети ознакомляются с простыми и сложными формами разных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают.

Для создания силуэтных изображений необходимо огромной работы мысли и воображения, потому что в силуэте отсутствуют детали, являющиеся иногда главными признаками предмета. На занятиях аппликацией у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этом формируется художественный вкус. Давая детям различных цветов и оттенков, бумагу у них развивается умение подбирать красивые сочетания. Осуществление аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Дети учатся обладать ножницами, вырезать правильные формы, поворачивая лист бумаги, располагать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование – один из продуктивных видов деятельности дошкольников, предполагающий создание конструкции по образцу, по условиям и по личному замыслу. Особенностью деятельности конструированием является то, что она представляет собой деятельность по моделированию реальных предметов, т.е. их воспроизведение в форме наглядных моделей из строительных деталей. Виды конструирования, которые используются при работе с детьми дошкольниками: конструирование из строительного материала; из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала, из крупных модулей. В процессе конструирования дети получают особые знания, навыки и умения.

Конструируя из строительного материала, дети ознакомляются с геометрическими объемными формами, приобретают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. В конструировании из бумаги уточняются знания ребят о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре.

Дети ознакомляются с приемами преобразования плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате этого появляется новая объемная форма. Работа с различными материалами предоставляет ребятам выявить свои творческие способности, получить новые изобразительные навыки.

Именно в старшей группе изобразительная деятельность в детском саду напоминает стандартный урок в школе. Хотя игровая форма также применима, но воспитателю следует делать упор на обязательности выполнения поставленной задачи перед ребенком. Формообразующие движения должны быть на высоком уровне. Практически все техники рисования как карандашами, мелками, так и красками, уже входят в копилку умений дошколят. Чем лучше развито умение владеть движениями собственных рук, чем аккуратнее это получается, тем лучше в последующем будет почерк у ребенка.

Что касается каждой из категорий ИЗО:

• В подготовительной группе дети уже должны владеть представлениями об орнаментах, художественной росписи, различать свойства тех или иных материалов (красок, пастели). Самостоятельное создание образа – начиная от контура, закрашивание фона, правильное расположение предметов на листе (дальше – меньше, ближе – крупнее). Понимание того, что объемный предмет переносится на плоскость.

• Лепка как изобразительная деятельность в детском саду в раннем возрасте должна соответствовать требованиям безопасности. Но теперь дошкольник уже понимает, как работать со стекой, как создавать картины с помощью пластилина и бумаги. Можно делать фигуры из теста с обжигом в духовке (с помощью взрослых).

• Аппликация приобретает сложный характер. Теперь на листе бумаги должна создаваться аккуратная картина, края вырезаны ровно, следы лишнего клея отсутствуют.

• При конструировании могут даже использоваться специальные модели (самолетики, кораблики из составных частей).

Важна систематичность проведения таких занятий. Поскольку задания могут быть уже в более сложной и крупной форме, то допустимо деление создания одного рисунка/поделки на несколько уроков.

Для того чтобы планирование изобразительной деятельности в детском саду было грамотным, необходимо понимать, что у детей разного возраста психологические и физиологические возможности различаются. Поэтому слишком частое и продолжительное рисование, для ребенка может стать не увлекательным занятием, а настоящим испытанием.

Вывод по главе 1

Таким образом, под воображением будем рассматривать психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности.

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. В педагогической системе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе изобразительной деятельности. Применение изобразительной деятельности обогащает возможности воспитанников не только в создании интересных и выразительных композиций, но и образов, корригирует нарушение познавательной, двигательной, эмоционально – волевой сфер ну и конечно же воображения.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Определение уровня развития воображения старших дошкольников

Цель исследования – провести диагностику уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

      1. Провести первичное исследование уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
      2. Разработка программы развития уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
      3. Провести вторичное исследование уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
      4. Сопоставить результаты первичного и вторичного исследования уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Исследования проводятся на базе детского сада. В исследовании приняла участие подготовительная к школе группа №8 (дети 6-7 лет), 7 человек.

Педагогический эксперимент, проходил в три этапа:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный эксперимент.

Эксперимент был проведен до реализации программы, и по ее окончании.

Методики исследования воображения:

  1. Тест «Пейзаж».
  2. Тест Е. Торренса
  3. Методика Е. Туник

Результаты диагностики развития воображения дошкольников экспериментальной группы по тесту «Пейзаж» на констатирующем этапе представлена в таблице 1.

Таблица 1

Результаты уровня воображения дошкольников в тесте «Пейзаж» на констатирующем этапе

Список учащихся

Критерии

Уровень

восприятие выразительности пейзажа

мотивация выбора

проявление эмоций

1.

Вита В.

н

с

н

низкий

2.

Артур Г.

с

н

в

средний

3.

Вова К

н

с

с

средний

4.

Катя К.

с

н

н

низкий

5.

Ренат У.

н

н

с

низкий

6.

Семен И.

в

н

н

низкий

7.

Оля А.

н

с

н

низкий

По критерию «восприятие выразительности пейзажа» 1 ребенок имеет высокий уровень (14.28%); 2 детей (28.56%) имеют средний уровень; 4 детей (57.16%) имеют низкий уровень восприятие выразительности пейзажа.

По критерию «мотивация выбора» высокий уровень не обнаружено; 3 детей (42.84%) имеют средний уровень; 4 детей (57.16%) имеют низкий уровень мотивации выбора.

По критерию «проявление эмоций» 1 ребенок имеет высокий уровень (14.28%); 2 детей (28.56%) имеют средний уровень; 4 детей (57.16%) имеют низкий уровень проявления эмоций.

В результате по данной методике мы выявили 2 детей (28.56%) экспериментальной группы со средним уровнем эстетического развития. Дети затрудняются определить настроение, эмоциональный фон произведения, после наводящих вопросов да определение, но не может мотивировать ответ. Остальные 5 детей (71.44%) экспериментальной группы получили низкий уровень. Дети с низким уровнем неверно определяет настроение, не чувствует эмоциональной выразительности пейзажа.

Рис. 1. Творческое воображение дошкольников экспериментальной группы на констатирующем этапе по тесту «Пейзаж»

Рис. 2. Творческое воображение дошкольников на констатирующем этапе по тесту «Пейзаж»

Таким образом, на констатирующем этапе исследования мы выяснили, что творческое воображение дошкольников экспериментальной группы находится на низком уровне.

На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика вербального и невербального воображения. Результаты вербального воображения детей на констатирующем этапе представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты вербального воображения детей на констатирующем этапе

№ п/п

Список учащихся

Критерии

беглость

оригинальность

Гибкость

точность

1.

Вита В.

37

37

30

34

2.

Артур Г.

36

36

37

37

3.

Вова К

36

36

36

36

4.

Катя К.

30

38

36

35

5.

Ренат У.

37

37

37

37

6.

Семен И.

36

34

38

36

7.

Оля А.

36

32

37

36

Сред

36.35

33.55

35.15

36.15

Рис. 3. Результаты вербального воображения детей на констатирующем этапе

Результаты невербального воображения детей на констатирующем этапе представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты невербального воображения экспериментальной группы на констатирующем этапе

№ п/п

Список учащихся

Критерии

беглость

оригинальность

гибкость

точность

1.

Вита В.

33

33

36

37

2.

Артур Г.

38

35

37

38

3.

Вова К

37

36

36

38

4.

Катя К.

38

37

37

37

5.

Ренат У.

38

36

36

36

6.

Семен И.

37

37

35

37

7.

Оля А.

36

36

36

38

Сред

36.7

36.55

36.35

37.2

Рис. 4. Результаты невербального воображения детей на констатирующем этапе

По двум тестам у экспериментальной группы были получены результаты от 28-38 баллов, что говорит об очень низком и низком уровне развития воображения.

С точки зрения вербального воображения наиболее развиты оригинальность и гибкость. На уровне вербального воображения развиты оригинальность и точность. Итак, у дошкольников развита в большей степени оригинальность, как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Многие дошкольники не проявляют самостоятельность в учебной деятельности, не могут быть независимы в суждениях на занятиях, не умеют выделить проблемное поле в учении; не могут определить возможности и использовать их в деятельности, не всегда готовы к инновациям. Они не могут предлагать собственные идеи для решения задачи; проявлять интерес к точке зрения членов команды; не способны ставить и достигать цели, создавать собственную меру совершенства и осуществлять постоянный поиск путей повышения эффективности, адаптироваться к различным ситуациям без потери эффективности; не способны выбрать направление деятельности, гарантировать, что ресурсы для ее осуществления имеются в наличии и разработать план действий, необходимых для достижения намеченного результата. Это свидетельствует о том, что у дошкольников не сформирована уверенность в своих знаниях, потребность в саморазвитии и реализации своих возможностей.

Далее была проведена диагностика по методике Е. Туник, направленная на изучение воображения. Дети получили все значения ниже нормы.

Таблица 4

Результаты исследования воображения экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования по методике Е. Туник

№ п/п

Ф.И.

Критерии

любознательность

воображение

сложность

склонность к риску

1.

Вита В.

17

13

12

11

2.

Артур Г.

14

13

13

10

3.

Вова К

13

15

12

14

4.

Катя К.

14

16

11

13

5.

Ренат У.

16

15

13

13

6.

Семен И.

15

15

13

14

7.

Оля А.

14

14

16

15

Средн

14.8

14.8

12.9

13.35

Рис. 5. Результаты исследования воображения экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования по методике Е. Туник

Проанализировав результаты проведенных методик, можно сделать вывод, что воображение детей этой группы развито плохо. Дети воссоздавали изображения, которым они научены, не стремились проявить оригинальность. Развитие воображения детей остается на низком или среднем уровне. Так же нами была выделена следующая особенность, характерная детям старшего дошкольного возраста: невозможность создания качественно нового продукта деятельности. Они чаще прибегают к использованию уже имеющихся стереотипов.

Таким образом, на основании полученных результатов было выявлено что у детей старшего дошкольного возраста доминирует низкий уровень развития воображения, для его коррекции нами была предложена программа, направленная на развитие воображения и художественного творчества дошкольников.

2.2. Реализация педагогических условий для развития воображения старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Для развития воображения старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности был разработан перспективный план развития воображения детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

• Обучение детей элементам изобразительной деятельности.

• Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

• Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

• Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами;

• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития воображения дошкольников, через изобразительную деятельность.

Перспективный план развития воображения детей дошкольного возраста представлен в Приложении 1.

Для группы детей старшего дошкольного возраста необходимо создать условия, способствующие формированию творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.

Занятия по изобразительной деятельности проводит воспитатель по подгруппам, как правило, в первую половину дня 3 раза в неделю. Изобразительные средства используются и другими специалистами: на занятиях по развитию речи, при формировании представлений об окружающем, на прогулке, во время, предусмотренное для свободной деятельности, и т. д. На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе с взрослыми (прибегая к совместным действиям), с другими детьми, что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.

Особенность всех занятий заключалась в том, что все игры, упражнения и техники подчинены единой теме. Данная работа позволили независимо от вида деятельности и структурного объединения включать элементы других видов искусств для более результативного процесса и более яркого продукта детского творчества.

Все занятия включали в себя:

  • различные игровые приемы,
  • двигательную пластику,
  • просмотр экспонатов флоры и фауны,
  • репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов,
  • слушание музыки
  • и, конечно, собственно изобразительную самостоятельную деятельность детей.

Непосредственно на занятии каждый ребенок последовательно проживал несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом.

Структура занятия:

1 этап – психологическое вхождение, мотивационный этап.

2 этап – познавательно-игровой.

3 этап – практический, или работа в материале.

4 этап – завершающий, или психофизической разгрузки.

Формы работы с детьми.

Совместная деятельность взрослого и детей, игры, беседы, выставки, конкурсы, наблюдения, опыты, эксперименты, творческие проекты, знакомство с  иллюстративным материалом. Элементы изобразительной деятельности и дизайна используются практически во всех видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, экопластика).

Методы и приемы работы с детьми.

  • Словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова.
  • Наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, показ образца, показ способа действия.
  • Практические: опыты, исследования, продуктивная деятельность, упражнения, игры, проблемные ситуации.
    1. Ожидаемые результаты: созданы условия для повышения уровня развития творческого воображения, любознательности, фантазии старших дошкольников; налажено взаимодействие воспитателей и родителей в вопросах развития творческого воображения детей; наблюдается положительная динамика уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Динамика уровня развития воображения старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности

    1. После проведения программы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности нами было проведено контрольное исследование развития воображения дошкольников.

На контрольном этапе мы провели повторное исследование. В результате которого мы выявили следующее:

Результаты диагностики творческого воображения дошкольников на контрольном этапе по тесту «Пейзаж» представлены в таблице 6

Таблица 6

Диагностика творческого воображения дошкольников по тесту «Пейзаж» на контрольном этапе

Список учащихся

Критерии

Уровень

восприятие выразительности пейзажа

мотивация выбора

проявление эмоций

1.

Вита В.

в

в

в

высокий

2.

Артур Г.

в

с

в

высокий

3.

Вова К

с

в

с

средний

4.

Катя К.

в

в

с

высокий

5.

Ренат У.

с

в

в

высокий

6.

Семен И.

с

с

с

средний

7.

Оля А.

с

с

с

средний

По критерию «восприятие выразительности пейзажа» 3 детей имеет высокий уровень (42.84%); 4 детей (57.16%) имеют средний уровень; низкий уровень не обнаружен.

По критерию «мотивация выбора» высокий уровень выявлен у 4 детей (57.16%); средний уровень выявлен 3 детей (42.84%); низкий уровень мотивации выбора не обнаружен.

По критерию «проявление эмоций» 3 детей имеет высокий уровень (42.84%); 4 детей (57.16%) имеют средний уровень; низкий уровень проявления эмоций не обнаружен.

В результате по данной методике мы выявили 3 детей (42.84%) экспериментальной группы со средним уровнем эстетического развития. Дети затрудняются определить настроение, эмоциональный фон произведения, после наводящих вопросов да определение, но не может мотивировать ответ. Остальные 4 детей (57.16%) экспериментальной группы получили высокий уровень. Дети адекватно воспринимали выразительность пейзажа, верно определяли общий эмоциональный фон, настроение произведения, мотивировали ответ.

Рис. 6. Творческое воображение дошкольников экспериментальной группы на контрольном этапе по тесту «Пейзаж»

Рис. 7. Творческое воображение дошкольников на контрольном этапе по тесту «Пейзаж»

Итак, мы можем наблюдать существенную динамику творческого воображения.

Дошкольники получили результаты выше нормы.

Рис. 8. Динамика творческого воображение дошкольников

Результаты вербального воображения экспериментальной группы на контрольном этапе представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты вербального воображения экспериментальной группы на контрольном этапе

№ п/п

Список учащихся

Критерии

беглость

оригинальность

гибкость

точность

1.

Вита В.

75

70

71

72

2.

Артур Г.

71

73

72

74

3.

Вова К

69

69

74

73

4.

Катя К.

68

68

73

71

5.

Ренат У.

70

69

71

72

6.

Семен И.

70

70

72

74

7.

Оля А.

72

73

74

73

Средн

71.8

71.55

72.65

71.8

Рис. 9. Результаты вербального воображения детей на констатирующем этапе

Результаты невербального воображения экспериментальной группы на контрольном этапе представлены в таблице 8.

Таблица 8

Результаты невербального воображения экспериментальной группы на контрольном этапе

№ п/п

Список учащихся

Критерии

беглость

оригинальность

гибкость

точность

1

Вита В.

71

73

70

73

2

Артур Г.

73

70

73

71

3

Вова К

70

69

73

72

4

Катя К.

69

70

72

74

5

Ренат У.

70

73

71

73

6

Семен И.

73

72

70

70

7

Оля А.

69

71

72

72

Средн

71.1

71

72.5

72.75

Рис. 10. Результаты невербального воображения детей на констатирующем этапе

На вербальном уровне так же доминируют показатели беглости и точности, на невербальном уровне – гибкости и точности. То есть уровень развития воображения значительно вырос, и произошли изменения на невербальном уровне, стала доминировать гибкость.

Старшие дошкольники стали выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Показатель точности так же имеет высокие баллы, это связано с тем, что дошкольники к концу учебного года стали способны к изобретательной и конструктивной деятельности.

Изменения показателей воображения в ходе целенаправленной работы по развитию изучаемого феномена, позволяют сделать вывод о том, что развитие воображения осуществляется более успешно, если в процессе учебной деятельности будут использоваться различные творческие методы и приемы.

Далее была проведена диагностика по методике Е. Туник, направленная на изучение воображения.

Таблица 9

Результаты исследования воображения экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

№ п/п

Ф.И.

Критерии

любознательность

воображение

сложность

склонность к риску

1.

Вита В.

20

19

20

21

2.

Артур Г.

22

18

21

23

3.

Вова К

24

20

22

20

4.

Катя К.

24

21

21

19

5.

Ренат У.

26

22

23

18

6.

Семен И.

25

21

20

21

7.

Оля А.

24

23

19

23

Средн

22.9

20.1

20.9

20.2

Рис. 11. Результаты исследования воображения экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования по методике Е. Туник

Таким образом, по методике Е. Туник на контрольном этапе дети получили все показатели воображения, которые соответствовали норме. Например в любознательности произошла динамика с 14.8 до 22.9, в воображении с 14.8 до 20.1, в сложности с 12.9 до 20.9, в склонности к риску с 13.35 до 20.2.

Выводы по 2 главе

Во второй главе нами было организовано экспериментальное изучение процесса развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Исследования проводятся на базе детского сада № 1. В исследовании приняла участие подготовительная к школе группа №8 (дети 6-7 лет), 7 человек. Для диагностики творческого воображения детей дошкольного возраста нами были использованы следующие методики:

      1. Морозовой Т.В. «Пейзаж».
      2. Тест Е. Торренса
      3. Методика Е. Туник

В результате проведенной работы было установлено, что дети старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень развития творческого воображения. Для развития воображения нами была разработана программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Обобщая результаты контрольного исследования, мы можем сказать, что у детей дошкольного возраста имеется продвижение в формировании воображения. Данные выводы подтверждены количественной и качественной обработкой диагностического обследования.

Предложенная программа значительно увеличила уровень воображения дошкольников экспериментальной группы. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе изобразительной деятельности воображение детей старшего дошкольного возраста повысился, следовательно можно говорить о полном доказательстве гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, под воображением будем рассматривать психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта. Воображение – это процесс психического отражения, состоящий в создании представлений об объектах или событиях, никогда в целом субъектом, не воспринимающихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях.

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Занятия по изобразительной деятельности направлены на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, овладение различными техническими навыками и умениями, становление знаково-символической деятельности как одного из важнейших факторов социализации ребенка.

В педагогической системе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе изобразительной деятельности. Применение изобразительной деятельности обогащает возможности воспитанников не только в создании интересных и выразительных композиций, но и образов, корригирует нарушение познавательной, двигательной, эмоционально – волевой сфер ну и конечно же воображения.

В ходе работы нами было организовано экспериментальное изучение процесса развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Исследования проводятся на базе детского сада № 1. В исследовании приняла участие подготовительная к школе группа №8 (дети 6-7 лет), 7 человек. Выборка детей была сделана с учетом следующих критериев: возраст - все дети примерно одного возраста; все дети адаптированы к условиям ДОУ, т.е. в течение 6 месяцев посещали ДОУ.

Для диагностики творческого воображения детей дошкольного возраста нами были использованы следующие методики:

1. Морозовой Т.В. «Пейзаж».

2. Тест Е. Торренса

3. Методика Е. Туник

В результате проведенной работы было установлено, что дети старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень развития творческого воображения. Для развитяи воображения нами была разработана программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Целью данной программы было развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Обобщая результаты контрольного исследования, мы можем сказать, что у детей дошкольного возраста имеется продвижение в формировании воображения. Данные выводы подтверждены количественной и качественной обработкой диагностического обследования.

Предложенная программа значительно увеличила уровень воображения дошкольников экспериментальной группы. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе изобразительной деятельности воображение детей старшего дошкольного возраста повысился, следовательно можно говорить о полном доказательстве гипотезы исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология [Текст] / М. :Владос пресс, 2002. - 374 с.
    2. Барышева, Г. А. Шекалов, В. А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 416 с.
    3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение , 2011
    4. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / .М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. - 112 с.
    5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 2013
    6. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. [Текст] / Л. С. Выготский, Гл. ред. А. В. Запорожец – М. : Педагогика, 1982 – 1984.
    7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / М., 1986. - 342 с.
    8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М. : ВЛАДОС, 2009. — 467 с.
    9. Гмошинская, М.В. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности [Текст] / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. — № 2. – 2002. – 46 с.
    10. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. [Текст] / Г. Г. Григорьева – М. : Издательский центр «Академия», 2016.
    11. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева – М., 2000. - 125 с.
    12. Грошенков, И. А. Дидактические пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства во вспомогательной школе [Текст] / И. А. Грошенков // Дефектология. – 2015. – №4.
    13. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов / И.А. Грошенков. – М. : Просвещение, 2012.
    14. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 2001
    15. Давидчук А.Н. Развитие у детей конструктивное творчество, - М.: Просвещение, 2010
    16. Давыдова, Г. Н. - Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I и II [Текст] / Г. Н. Давыдова. – Изд. : Скрипторий, 2003.
    17. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. — № 4. – 2004. – с. 21-29; № 5. – 2004. – с. 313.
    18. Дудецкий, А. Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / Смоленск, 2014.
    19. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1988. — № 6. — 160 с.
    20. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. - Вопросы психологии, 1967.
    21. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова - М.: Педагогика, 2013. – 112 с.
    22. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.
    23. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 2010
    24. Комарова Т.С. Дети в мире творчества.: Кн. для педагогов дошк, учреждений – М.: Мнемозина, 2015.
    25. Комарова, Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова – М. : Просвещение, 1978.
    26. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. – Изд. 2-е перераб. и доп. [Текст] / Т. С. Комарова – М. : Просвещение, 2016.
    27. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. — № 2. – 2005. – с. 80-86.
    28. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. [Текст] / М.: Педагогика, 1990, − 144 с.
    29. Комарова, Т.С., «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2000, −128 с.
    30. Косминская, В.Б., Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. Ин.-тов. по специальности «дошкольная педагогика и психология». [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И Васильева, Н.Б. Халезова и др. / М., «Просвещение», 1977, − с.30-44
    31. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психол. журн. [Текст] / В. Т. Кудрявцева 2011. — № 6.
    32. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Т.С. Комаровой – М.: Просвещение, 1985.
    33. Немов, Р. С. Психология: учебник в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Кн. 1. Общие основы психологии.
    34. Основные проблемы художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 2012.
    35. Пантелеева Л.В., Каменов Е., Станоевич-Кастори М. Художественный труд. – М.: Просвещение, 2010
    36. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности. [Текст] / М.: Знание, 2003., - 50 с.
    37. Рибо, Т. Опыт исследования творческого воображения [Текст] / Т. Рибо. – СПб. : Изд. Пантелеева., 2011.
    38. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 2011
    39. Сакулина, Н. П. и Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] Н. П. Сакулина - М. : Просвещение, 2013.
    40. Сакулина, Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием [Текст] / Н. П. Сакулина - М., 2014.
    41. Синельников, В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии. Дошкольное воспитание №10 [Текст] / В. Синельников -2013.
    42. Скоробогатов, В. А., Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. [Текст] / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова. / М.: Союз, 2002,- 356 с.
    43. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: МозаикаСинтез, 2016.
    44. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева – М. : Академия, 2001. 60. Усанова, О. Н. Специальная психология [Текст] / О. Н. Усанова – СПб. : Питер, 2008.
    45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : проект [Текст] // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 9. — С. 8—22.
    46. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. [Текст] / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1974, −156 с.
    47. Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972, − 165 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективный план развития воображения

детей дошкольного возраста

№ п/п

Название занятия

Цель

Форма проведения

Краткое содержание

1

Цветные карандаши хотят познакомиться.

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

(рисование)

Вызвать желание рисовать карандашами. Побуждать правильно держать карандаш. Подводить к пониманию того, что очертания могут что-то изображать; поддерживать попытки сравнить очертания со знакомыми предметами. Установить, какие цвета знают дети.

2

Краска гуашь в гостях у ребят.

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

(рисование)

Вызвать интерес к освоению нового изобразительного материала - краски гуашь. Побуждать правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, лишнюю снимать (отжимать) о край баночки, промывать кисть в воде и осушать ее

3

«Краски тётушки Радуги». Смешивание красок на палитре для получения дополнительных цветов. Рисование по сырому слою бумаги

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

(рисование)

учить детей основным и дополнительным цветам, показать приёмы получения дополнительных цветов путём смешивания основных. Показать приёмы рисования по сырому слою бумаги. Активизировать воображение детей при помощи сказки

4

«Кисть рябинки, гроздь калинки…».

Активизировать процесс воображения

изо деятельность Модульное рисование (ватными палочками или пальцами)

учить детей создавать красивую осеннюю композицию с передачей настроения, свободно сочетать художественные материалы, инструменты и техники

5

«Чудесные превращения кляксы».

Активизировать процесс воображения

изо деятельность Кляксография

учить детей экспериментировать с различными материалами и инструментами, “оживлять” необычные формы. Развивать фантазию путём придумывания различных историй

6

«Сказочная рыбка».

Активизировать процесс воображения

изо деятельность Рисование восковыми мелками

учить рисовать с восковыми мелками. Побуждать ребёнка придумывать “свою” сказочную рыбку, украшать её декоративными элементами. Активизировать воображение детей с помощью сказки

7

«Усатые и полосатые друзья».

Активизировать процесс воображения

изо деятельность Отпечаток поролоновой губки

учить детей использовать фактуру поролоновой губки для изображения шерсти животных. Создавать сказочную ситуацию для развития воображения. Развивать моторику рук, совершенствовать звукопроизношение через подражание голосам животных

8

«Цветущий куст сирени».

Активизировать процесс воображения

изо деятельность Рисование манной крупой

учить изображать гроздья сирени с помощью манной крупы. Активизировать фантазию с помощью прослушивания музыкального произведения П.И. Чайковского “Фея сирени”. Развивать синестезию путём вдыхания запаха сирени

9

«Любимый

кактус»

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

Торцевание

Учить детей создавать образ кактуса,

используя прием торцевания.

Развивать умение работать с гофрированной бумагой, бечевкой. Воспитывать бережное отношение к своей работе.

10

«Волшебная

корзинка»

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

творческое конструирование

Учить конструировать корзинку из

бантиков-макарон, дополнять поделку цветами из бумаги и декоративными украшениями (бабочки, жучки). Развивать творческие способности детей.

Закреплять навыки работы с клеем.

11

«Ромашки»

Активизировать процесс воображения

дизайн деятельность

Учить создавать цветы из ватных палочек и дополнять работу элементами из цветной бумаги.

Закреплять умение аккуратно пользоваться

ножницами, клеем.

12

«Снежинки»

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

Учить мастерить из круглых окрашенных в разные цвета макарон снежинку, декорировать ее паетками. Развивать чувство ритма и цвета. Закреплять умение работать с разными по фактуре материалами.

13

«Ангелочек»

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

Учить дошкольников мастерить из

кружевных бумажных салфеток ангелочков. Закреплять умение использовать в работе цветную бумагу, бусинки, паетки. Развивать творческие способности дошкольников. Закреплять навыки аккуратного обращения с клеем.

14

«Виноград»

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

Учить детей мастерить из скорлупы

фисташек гроздь винограда, использовать веточки и зеленую бумагу для создания выразительного образа. Закреплять навыки аккуратного обращения с клеем.

Закреплять изобразительные навыки

(раскрашивание красками).

15

«Нежные

цветочки»

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

Учить мастерить букет цветов из

пластмассовых ложек, используя бечевку и войлок для украшения цветов. Учить обматывать ложечки гофрированной бумагой.

Развивать творческие способности детей. Развивать навыки работы с клеем, ножницами.

16

«Ёжики».

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск с мятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью, оттиск мятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом.

17

«Деревья отражаются в воде».

Активизировать процесс воображения

изо деятельность

Зеркальная монотипия

познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений, учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами.

18

«Как я люблю одуванчики»

Активизировать процесс воображения

изо деятельность тычкование

развивать чувство композиции и колорита в процессе использования материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже

ПРИЛОЖЕНИЯ 2

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ ХОТЯТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ»

Цель. Вызвать желание рисовать карандашами. Выяснить, что знают дети о том, как ими пользоваться. Побуждать правильно держать карандаш тремя пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно сжимая, левой рукой придерживать лист бумаги. Подводить к пониманию того, что очертания могут что-то изображать. Поддерживать попытки сравнивать очертание со знакомыми предметами, животными и др., узнавать и называть их. Установить, какие цвета малыши знают.

Материал. Карандаши (12—18 цветов), 1 /2 листа бумаги.

Ход занятия. Педагог вносит коробку с цветными карандашами и привлекает детей к их рассматриванию (дети берут карандаши в руки).

Затем педагог интересуется тем, что известно детям об их использовании, дополняет и уточняет ответы, демонстрирует, как надо правильно держать карандаш во время рисования.

Каждому ребенку предоставляется возможность выбрать карандаш того цвета, который ему больше всего нравится, I свободно подействовать с ним.

Педагог хвалит каждого малыша за инициативу в выборе цвета карандаша и интересуется содержанием рисунка.

В конце занятия педагог подводит детей к пониманию того, что они познакомились с цветными карандашами (называет их цвета), начали учиться рисовать и даже сумели создать изображение (называет те предметы или явления, которые нарисовал каждый ребенок, и демонстрирует его работу).

Педагог проводит аналогичные занятия с детьми до тех пор, пока цель не будет достигнута.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«КРАСКА ГУАШЬ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»

Цель. Вызвать у детей интерес к освоению нового изобразительного материала — краски гуашь. Побуждать правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, лишнюю снимать (отжимать) о край баночки, промывать кисть в воде и осушать ее.

Материал. Кисти, гуашь разного цвета, лист бумаги. На каждом столе 2 баночки: большая — для промывания кисти, а маленькая — для ополаскивания.

Ход занятия. Педагог вносит баночки с краской гуашь разного цвета. Предлагает детям рассмотреть их, а затем рассказывает и показывает приемы работы:

—кисть нужно держать свободно;

—набирать краску, помешивая, а лишнюю отжимать о край баночки;

—лист бумаги придерживать левой рукой;

—легкими, плавными движениями создавать изображение на бумаге.

Затем предлагает каждому ребенку выбрать баночку с краской того цвета, который ему больше всего понравился, и •подготовить ее для работы (самому снять крышку).

Далее педагог очень медленно и подробно еще раз объясняет и показывает детям приемы работы краской, контролируя каждое действие малышей. Например, предлагает всем детям взять в руки кисти и подвигать ими, приподняв руку над столом.

К объяснению следующего приема педагог приступает, только когда большинство детей научится правильно держать кисть.

После того как дети некоторое время свободно подействуют с краской, педагог демонстрирует им процесс промывания, споласкивания и осушения ворса кисти, а затем дети под его контролем, проговаривая последовательность действий, осуществляют эту работу: «Ворс кисти мы вначале очень тщательно промываем в большой банке. Отжимаем воду о ее край и, чтобы ворс стал совсем чистым, еще раз моем его в маленькой баночке. Еще раз отжимаем остатки воды о край банки и, прикладывая ворс киста к тряпочке, осушат его».

Затем педагог предлагает детям всем вместе рассмотреть выполненные работы. Вначале хвалит инициативу ребенка, затем интересуется, краску какого цвета он выбрал, побуждая назвать этот цвет, а в случае затруднения малыш называет цвет сам. Интересуется содержанием рисунка. В конце занятая подводит итог: познакомились с краской гуашь, научились действовать с ней.

Для того чтобы дети запомнили и сами смогли правильно воспроизвести даже элементарные приемы работы краской, требуется длительное время. Если между занятиями будет значительный перерыв, то каждый р аз придется фактически начинать с начала. Поэтому мы рекомендуем в этой работе не ограничиваться одним занятием, а проводить свободное рисование краской в течение месяца-двух. Навыки закрепятся и будут у большинства детей настолько прочными, что выдержат длительный перерыв между занятиями, и педагогу не придется вновь обращаться к их формированию и отвлекать детей от решения тот или иной изобразительной задачи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «РЫБКА ИЗ МАКАРОН»

Нам потребуется:

1) два альбомных листа;

2) краски "Гуашь";

3) клей;

4) ножницы;

5) манная крупа;

6) макароны(ракушки).

Развиваем:

1) умение творчески использовать подручный материал;

2) воображение и мышление;

3) умение работать с клеем и ножницами;

4) усидчивость.

Работу нужно начать с изготовления заготовок.

Для начала делаем фон нашему рисунку: альбомный лист красим в краску голубого цвета, даём высохнуть.

А используя второй альбомный лист мы делаем заготовки самой рыбки, рисуем туловище рыбки, плавники и хвостик.

детали, причём плавники и хвостик от туловища вырезаем отдельно. Приклеиваем на фоновый листок.

Теперь самое интересное: обмазываем нашу рыбку клеем, там где у нас размещается голова и плавники с хвостом на клей мы посыпаем манную крупу, даём ей высохнут, излишки нужно аккуратно удалить.

Потом нужно заняться самими чешуйками рыбки, для этого обмазываем тельце рыбки клеем и аккуратно по одной укладываем ровным рядочком макароны, так чтобы они напоминали рыбьи чешуйки.

Контур рыбки нужно обвести при помощи чёрной краски "Гуашь", тогда рыбка будет более яркой и выпуклой.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «АИСТЁНОК»

Вам понадобится:

2 бумажные тарелки Перья (розовые и белые) Можно вату

Картон белого и оранжевого цветов Пластмассовый глаз или бусинка Полоска белого тюля или кружев Клей

Как это делается

1. Сложите 2 бумажные тарелки пополам каждую

2. На одной из половинок каждой тарелки приклейте перья.

3. Убедитесь, что перья при склеивании тарелок были приклеены в одном направлении!

4. Вырежьте из белого картона 2 одинаковых детали шеи с головой

5. Вырежьте из оранжевого картона детали клюва

6. Слейте обе детали шеи, вложив между ними клюв.

7. Приклейте шею к тыльной стороне (боковой без перьев) детали туловища.

8. Приклейте детали лап к той же детали

9. Теперь приклейте две тарелки вместе.

10. Добавьте глазки

11. Пока клей сохнет, сделайте из кружев корзину, в нее можно положить и младенца, вырезанного из бумаги