Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие воображения в дошкольном возрасте (старшая группа)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В ходе психического развития у ребенка формируются разнообразные действия, и психические процессы и качества. «Психическими процессами являются такие важные функции организма как мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других» [19; с. 105]. Мышление отражает предметы и явления действительности в их признаках, связях и отношениях. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. «Восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств» [19; с. 128].

В настоящее время особое внимание исследователей привлекает воображение. Под которым понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку.

Развивать воображение дошкольников можно с помощью различных видов деятельности: игровой, изобразительной, коммуникативной, познавательной, конструктивной, театрализованной игры, которая развивает и другие психические процессы, формирует творческие способности личности.

Воображение играет важную роль в жизни человека. С помощью данного психического процесса человек создает произведения искусства, планирует свою деятельность. Вся духовная и материальная культура является продуктом воображения. Не будь такого жизненно важного процесса как воображение, дети бы лишились сказок, мультфильмов, игр. Не смогли бы придумывать себя занятия и весело проводить время. Именно это определяет актуальность моей работы, в которой я планирую доказать гипотезу о том, что игры, упражнения, другие виды деятельности являются эффективным средством развития воображения у старших дошкольников: если учитывать возрастные особенности дошкольников, проводить их регулярно и систематически.

Для проведения исследования мною использовалась следующая методологическая база: Процесс воображения был изучен рядом исследователей и ученых. Среди них педагоги-психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин. Эти же исследователи изучали игру дошкольников и считали её ведущим видом деятельности. В.К. Вилканас, Л.Я. Дорфман, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.Х. Раппопорт, А. Солиев считали эффективным средством по развитию воображения дошкольников театрализованную игру. Они считали, что театр играет большую роль в развитии дошкольников, формирует эстетический вкус, развивает внимание, память, фантазию и воображение.

В данной работе мною был выделен объект исследования –воображение дошкольников; а также предмет исследования – особенности развития творческого воображения у дошкольников посредством различных видов деятельности.

Целью исследования данной работы является – изучение роли воображения дошкольников старшей группы.

Главными задачами данной работы является:

- характеристика понятия воображение, его видов, функций, механизмов;

- определение этапов развития воображения в онтогенезе;

- характеристика форм проявления и методов развития воображения дошкольников;

- проведение экспериментального исследования по развитию воображения у дошкольников;

- подбор упражнений и игр для развития воображения у детей дошкольного возраста;

- проведение контрольного эксперимента.

Для этого мною было проведено исследование с использованием разнообразных методов и приемов, которые были подобраны мной соответственно специфике и задачам работы. Так, в главе 2 нами использовался эмпирический метод качественного сравнения, а также метод общелогического анализа.

В практической части работы описан эксперимент в детском саду «Теремок» с детьми старшей группы.

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы по проблеме исследования; изучение диагностических методик.

Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрываются теоретические основы формирования воображения у дошкольников. Во второй главе практические аспекты формирования воображения у дошкольников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе

Понятие «воображение» и его роль в жизни дошкольника рассматривалось многими педагогами–исследователями.

Г.А. Урунтаева под воображением понимает психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов представления и восприятия, полученных в прошлом опыте. Также воображением она считает отражение окружающей действительности в неожиданных новых связях и сочетаниях [18; с. 155]. По её мнению, воображение бывает активным и пассивным (продукты воображения не воплощаются в жизнь), творческим (самостоятельное создание новых образов) и воссоздающим (направлено на создание образов, соответствующих описанию), преднамеренным и непреднамеренным.

А.В. Петровский относил воображение к числу высших познавательных процессов, в которых обнаруживается человеческий характер деятельности. Также считал, что «оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности» [15; с. 371]. Воображением педагог-психолог называл необходимый элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает создание программы поведения, в тех случаях когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Назначение воображения А.В. Петровский видел в том, что «оно позволяет представить как начальный и конечный продукт результата труда, так и промежуточные его продукты, таким образом, воображение ориентирует человека в процессе деятельности» [15; с. 371]. Воображение исследователь связывал с мышлением, эти процессы возникают в проблемных ситуациях, когда нужно уметь предвидеть будущее, а мотивируются эти процессы потребностями личности. Ценность воображения заключается в том, что оно помогает найти какое-то решение в проблемной ситуации, которую не возможно, разрешить с помощью мышления и здравого смысла.

Л.С. Выготский воображением называет творческую деятельность, которая основана на комбинирующей способности нашего мозга. Научное и народное определение понятия «воображение» различаются между собой. «В житейском обиходе воображением считают, что-то не реальное, не соответствующее действительности, и то, что не может иметь практического применения» [3; с. 3].

З. Фрейд считал воображение первичной формой детского сознания, в основе которого лежит принцип удовольствия, господствующий в раннем детстве и находящий отражение в грезах и фантазиях ребенка. Его идею продолжил Пиаже, который считал исходной точкой развития воспитанника мышление, не направленное на действительность (воображение). В младшем возрасте ребенок вообще не учитывает реальность, только взрослея, приспосабливается к ней.

«По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве» [29; с. 1].

Воображение в жизни ребенка выполняет несколько функций: является частью мышления – оно переводит в реальность образы, которые используются для решения задач; воображение регулирует эмоции ребенка, помогает настроиться на хороший лад, избавиться от напряжения, расслабиться; помогает контролировать познавательные процессы, возникшие образы помогают ребенку сконцентрироваться на действительно важных для него событиях, способствует формированию схемы действий с манипуляцией образами, помогает спланировать деятельность и правильно оценить её.

Воображение можно разделить на несколько типов. Исследователи выделяют непроизвольное, произвольное, воссоздающее, мечты и творческое воображение. Непроизвольное воображение (пассивное) – это возникновение новых образов, под воздействием неосознанных потребностей: это сны, галлюцинации, грезы, состояние бездумного отдыха. Причиной сна часто являются бурные события, произошедшие за день. Сон – продукт здоровой психики. Галлюцинации – пассивное непреднамеренное воображение. У нездоровых людей данные фантазии приобретают черты реальности. Пассивное воображение редко приводит к творческому процессу.

Произвольное (активное) воображение - процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид изображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (лётчика, шофера, доктора, Бабы - Яги и т.д.).

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – построение образа в соответствии с его словесным описанием (по чертежу, по схеме, картинке). В процессе данного вида воображения у ребенка возникают новые образы, которые являются новыми, только для него, а объективно они уже существуют. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами не воспринимали, но нам говорили другие люди. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Особым видом воображения по С.Д. Смирнову является мечта. Мечта – это такой процесс воображения, который направлен на желаемое будущее.

Таким образом, исследователи по-разному трактовали понятие воображение, но практически все связывали его с творческими возможностями и способностями.

1.2 Этапы развития воображения в онтогенезе

Творческие возможности и способности начинают развивать у ребенка в самом раннем детстве. Творческие процессы можно заметить в играх детей. «Ребенок, который, сидя верхом нa палке, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в красноармейца, в моряка, - все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества» [3; с. 4]. Игра помогает ребенку вспомнить прожитые моменты, воссоздать их, комбинировать с настоящими событиями, воплотить в новую действительность, которая отвечает запросам и потребностям ребенка.

Для творческого воображения характерна способность ребенка вызывать специально новые образы, которые станут отображением реальной действительности, но в её особом видении.

Творческое воображение направлено на определение результатов действий, которые ведут к созданию новых образов, ситуаций и явлений.

По мнению Л.С. Выготского, интерес способен активизировать состояние коры головного мозга. С целью развития творческого воображения у ребенка необходимо, прежде всего, формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.

Воображение направлено на определение результатов действий, которые ведут к созданию новых образов, ситуаций и явлений.

У новорожденного ребенка воображения еще нет. Оно закладывается в процессе его жизни и деятельности под влиянием внешних условий. Воображение появляется только после накопления ребенком определенного жизненного опыта, расширения представлений об окружающей действительности.

Уже в 30-е годы Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» [30; с. 1].

В дошкольном возрасте развитие познавательных процессов у детей идет по двум направлениям:

  1. Постепенное обогащение опыта, накопление знаний об объектах действительности, что приводит к познавательной активности воспитанников. Чем больше перед детьми открывается сторон действительности, тем шире возможности для становления познавательных процессов.
  2. Постепенное углубление и расширение познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Воображение проходит длительный путь развития в онтогенезе.

  1. Этап до трех лет. Образы детей не четкие, не адекватные содержанию, Анализ носит избирательный характер, а синтез представляет уподобление. На данном этапе ребенок воспринимает основные действия взрослого, у него преобладают сенсорно моторные формы, а также возникают речевые формы. В этом возрасте отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею, а её сукцессионное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от неё [29; с. 1].
  2. 3 года. На данном этапе у ребенка происходит становление словесных форм воображения, появляется комбинирование и преобразование образов представлений. Детализация образа идет посредствам слова, возникает фантазийная ложь. Воображение становится самостоятельным процессом. Появляется аффективное воображение, которое связано с осознанием ребенка своего «я», и отделением себя от других. Воображение детей трех лет отличается своей беднотой, так как у ребенка маленький жизненный опыт. Это подтверждается тем, что он легко комбинирует в своем сознании образы разных предметов, дает фантастические толкования явлениям жизни, но не умеет правильно объяснять наблюдаемые события.
  3. 3-5 лет. На данном этапе ребенок начинает планировать предстоящие действия. Сначала планирует один шаг, видит результат, затем продумывает следующий шаг, выстраивает целую цепочку преобразований. Такая возможность ступенчатого планирования приводит к возможности, направленного словесного творчества. У ребенка устанавливаются элементы сюжетно-ролевой игры, он представляет состояние другого человека, фантазийный характер игровых действий снижается. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны, самостоятельны.
  4. 6-7 лет. Воображение старшего дошкольника носит активный характер. Образы содержательны и специфичны. У ребенка возникает интеризованное воображение, ему больше не нужны внешние опоры. Дети верят в возникшие образы, как в реальные явления, но эти образы разрознены, не объединяются в целую картину, зависят от внешних условий. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строиться способом «включения»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения [29; с. 1].

Пиком развития воображения у детей считается период от 5 до 12 лет. А старший дошкольный возраст, по мнению исследователей (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской) является наиболее активным периодом в развитии способностей к творческой деятельности, в это время дети все больше уделяют внимания замыслу произведения, которое отражает сюжет их рисунка или игры.

Воображение у старших дошкольников проходит несколько этапов развития. На первой стадии в воображении большую часть занимают домыслы, сказки, грезы. Эта стадия характерна для младшего дошкольного возраста, во время которого дети много играют. На данном возрастном этапе воображение можно разделить на познавательное (дети разыгрывают знакомые им действия) и аффективное (проигрывают свои переживания).

Затем наступает следующая стадия, на которой к сказкам добавляются практические образы из жизненного опыта. Это время совпадает со средним дошкольным возрастом. Познавательное воображение носит воспроизводящий характер, действия ребенка подчинены образцам, он начинает планировать свою деятельность, продумывая свои действия шаг за шагом.

На третьей стадии способность фантазировать начинает контролировать интеллект. Только в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознано создавать образы. Они принимают участие в творческой деятельности, активно фантазируют.

Таким образом, воображение проходит длительный путь развития в онтогенезе. Исследователи выделяют несколько этапов становления воображения: 1) до трех лет; 2) 3 года; 3) 3-5 лет; 4) 6-7 лет. Воображение дошкольников зависит от их возраста, индивидуальных особенностей личности, от умственного развития, от оценочных структур образа «Я», от коммуникации, черт характера и темперамента, а также от разработанности процесса обучения и воспитания.

1.3. Формы проявления и методы развития воображения дошкольников

Воображение ребенка начинает формироваться в игре. Затем проявляется в сочинении сказок, рисовании. Здесь дети опираются на непосредственно воспринимаемые предметы, или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, затем сами планируют свое произведение. В процессе рисунка дети несколько раз могут менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок [30; с. 1]. Данные превращения активно комментируются детьми, по комментариям можно узнать, что у ребенка нарисовано. Дети не обращают внимания на качество рисунка, их фантазии оказываются богаче, чем изображения, черточки, точки могут оказаться лесом, деревом, самолетом.

Словесное творчество открывает для воображения детей богатые возможности, которые не ограничиваются техническими приемами. Дети включаются в литературные произведения, живут переживаниями героев, многие сами сочиняют различные истории, в которых фантазии перемешиваются с обычной жизнью.

Взрослея, в играх ребенка большее место занимает речь, а действию уделяется меньшее внимание. Воображение переносится в речевой план, ребенку нужен партнер, который будет выступать в роли слушателя. Он не вмешивается в игру, но необходим как опора образа. Ребенок рассказывает содержание игры, произносит реплики за себя и за другого персонажа. Дошкольник представляет действие предмета через свое собственное действие, при этом принимает на себя роль как образ действия. Таким образом, формируется субъективное воображение.

Объективное воображение проявляется в конструировании, когда ребенок строит, делает сооружения. Постройки могут быть значительно меньше, чем герои, которые будут там проживать. Но ребенок вообразит, что им там будет комфортно. Внутренняя позиция ребенка должна быть соотнесена с предметной средой.

Важную роль на развитие воображения дошкольников оказывает игра. Взрослые должны выступать не просто наблюдателями игры, а управлять ею, включать в нее различные творческие элементы. На раннем этапе игры дошкольников носят предметный характер, дети выполняют действия с различными предметами, главной задачей педагога является возможность научить ребенка по-разному обыгрывать один и тот же предмет.

Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества [30; с. 1]. Педагог должен уметь делать игры дошкольников разнообразными, чтобы они не играли в одинаковые игры. Можно поиграть вместе с детьми, разыгрывая разные ситуации. Для развития воображения разработаны многие игры, одним из создателей которых является Б.Н. Никитин. Одним из методов развития воображения является театрализованная деятельность. Это вид деятельности во время, которого учащиеся осваивают средства сценического искусства, и согласно выбранной роли участвуют в подготовке и разыгрывании театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

В играх драматизациях дети являются непосредственными участниками спектаклей. Они сами исполняют роли своих персонажей, переживают их жизнь, используя мимику, жесты, интонацию. Игры-драматизации помогают ребенку самореализоваться, проявить себя, показать свои возможности и способности, индивидуальные черты характера. «Дети учатся подчинять свои желания, раскрепощаться и перевоплощаться, активные дети выплескивают свои эмоции» [1; с. 5]. В играх – драматизациях у детей зарождаются два вида отношений – реальные и воображаемые.

В театрализованных играх дети могут подражать героям любимых мультфильмов и сказок. Перевоплотившись в героя, дети подражают ему своим поведением. Любимые герои могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети в основном подражают положительным персонажам, так как знают, что их любит и поощряет общество. Но воспитанникам приходится играть и злые роли, здесь должна прийти на помощь публика, которая осудит поступки героя, чтобы ребенок понял, что в жизни так нельзя себя вести.

Для того чтобы театрализованная деятельность была эффективной в работе с дошкольниками и развивала их психические процессы, в том числе воображение педагоги должны создать необходимые условия: активно работать с детьми, развивать их способности, привлекать к работе родителей воспитанников, создавать театральные уголки, участвовать в спектаклях.

Воображение дошкольников можно развивать с помощью продуктивной деятельности. Работая с пластилином, ребенок делает объемные фигуры, которые формируют в его сознании образ предмета. Основное средство передачи изображения в лепке – передача объемной формы. Цвет дети используют ограниченно. Создавая фигуру, ребенок видит результат своего труда, берет в руки, ощупывает, может изменить его. Слепленная фигура имеет объем, её ребенок может воспринимать с разных сторон. Объемные фигуры формируют у детей умение ориентироваться в пространстве, моделировать мир, а также усваивать другие математические представления.

Во время лепки ребенок изображает все стороны предмета. Лепка совершенствует природное чувство осязания обоих рук, активное действие которых учит наиболее точно передавать форму. Это помогает развивать у детей чувство самостоятельности, они самостоятельно выполняют работу без показа взрослого. По мнению, Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Н. Дороновой, Г. Г. Григорьевой, О. М. Дьяченко все виды художественной деятельности развивают воображение дошкольников. Исследователи выделяют две формы воображения: объективное и субъективное.

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Экспериментальное исследование по развитию творческого воображения дошкольников

Исследование проходило в детском саду «Теремок» в старшей группе. В исследовании участвовало 27 детей.

Цель исследования:

Выявить уровень сформированности творческого воображения у старших дошкольников.

Задачи исследования:

- выявить уровень сформированности творческого воображения у старших дошкольников посредствам использования в работе с детьми музыкального фольклора;

- подобрать игры и упражнения для развития воображения дошкольников;

- провести эксперимент и оформить результаты исследования.

Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап – подготовительный (подбор методов и средств диагностики);

2 этап – констатирующий (выявление уровня развития творческой активности);

Опытно – экспериментальная работа проводилась с помощью следующих методик «Солнце в комнате», «Как спасти зайку», «Где чье место».

Для выявления уровня развития творческой активности были разработаны следующие критерии.

Методика «Солнце в комнате»

- умение давать правильный конструктивный ответ,

- умение устранять несоответствие творчески,

Методика «Как спасти зайку»

- умение использовать предметы в готовом виде;

- умение использовать предметы в стандартном и нестандартном виде;

Методика «Где, чье место?»

- умение выполнить задание педагога.

Для проведения констатирующего этапа исследования были разработаны уровни сформированности творческой активности в старшей группе.

Высокий уровень,

Средний уровень;

Низкий уровень.

Для высокого уровня характерно – Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку).

Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа.

Дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой, он и будет вести объяснения.

Например, «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем, когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют [21; с. 120].

Для среднего уровня характерно – Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу).

Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега.

Особых проблем при выполнении третьего задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере, малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п. [21; с. 120].

Для низкого уровня характерно – Отсутствие ответа.

Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл. Дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.

Для определения уровней нами были предложены следующие задания:

Задание №1 Необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Педагог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, педагог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Задание №2

Педагогу необходимо приготовить следующий инвентарь:

  • блюдце,
  • ведерко,
  • деревянная палочка,
  • сдутый воздушный шарик,
  • лист бумаги,
  • фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Задание №3

Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение.

На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок (см. рисунок 1). Отдельно вырезаются кружки-вставки (см. рисунок 1, 2).

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

image002.png

Рис.1. Методика «Где, чье место?»

image003.jpg

Рис. 2. Кружки-вставки для методики «Где, чье место?»

Анализ результатов данной методики оценивался по трехбалльной шкале.

- 3 балла – правильное выполнение задания, конструктивный ответ, комплексный и сложный вариант выполнения.

- 2 балла – небольшие неточности в выполнении задания, использования предметов стандартным и нестандартным способом.

- 1 балл – отсутствие ответа, трудности в выполнении задания, использование предметов только в готовом виде.

Чтобы определить уровень сформированности творческого воображения приступим к анализу методик:

Рис. 3. Уровни сформированности творческого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе

Методика «Солнце в комнате»

20% - высокий уровень;

30% - средний уровень;

50% - низкий уровень.

Методика «Как спасти зайку»

20% - высокий уровень;

40% - средний уровень;

40% - низкий уровень.

Методика «Где, чье место»

30% - высокий уровень;

40% - средний уровень;

30% - низкий уровень.

Нами были получены следующие результаты:

По методике «Солнце в комнате» было выявлено, только у 20% воспитанников высокий уровень развития творческого воображения, они могут анализировать картинку, находить ошибки, исправлять с помощью сложных вариантов преобразования, замечать мелкие неточности. 30% старших дошкольников находятся на среднем уровне. Они устраняют несоответствия на картинке более простым методом, также исправляют ошибки и неточности, но часто не замечают мелкие детали. 50% воспитанников находятся на низком уровне – они испытывают трудности при выполнении задания, не могут найти ошибки, не знают, как их исправить.

По методике «Как спасти зайку» 20% дошкольников находятся на высоком уровне, они выбирают сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материала – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа. 40% детей находятся на среднем уровне – они предлагают использовать предметы не стандартным способом. 40% детей находятся на низком уровне. Они затрудняются с решением задачи, не проявляют творческой инициативы и логики.

По методике «Где, чье место» 30% воспитанников находятся на высоком уровне. Они могут смоделировать в уме ситуацию, ставят кружочки в необычные места и объясняют свой выбор. 40% детей находятся на среднем уровне, они не всегда могут объяснить свой выбор, рассказы, составленные ими имеют реальную почву, они не испытывают особых проблем при выполнении задания. 30% детей находятся на низком уровне.

2.2 Работа с детьми на формирующем этапе исследования

Для развития воображения детей дошкольного возраста мы использовали следующие методы:

  1. Заменители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Воображение этих детей опирается на предметы, не похожие на те, которые они заменяют. Со временем необходимость во внешних опорах пропадает. Ребенок умеет представлять действие с воображаемым предметом.
  2. «Опредмечивание» неопределенного объекта. В незавершенной фигуре видит конкретный предмет. Для осуществления данного метода детям предлагались недорисованные фигуры, которые они заканчивали, и делали из них полноценные образы.
  3. Создание образов на основе словесного описания. Детям предлагалось создать образы во время словесного описания педагога, когда тот читал, любимые ими произведения.
  4. Развитие пространственного воображения. Для этого используются игры и упражнения на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.
  5. Создание и реализация плана задуманного. Детям предлагалось создавать небольшие завершенные произведения рисунки, конструкции, истории.

Сначала педагоги направляют свои усилия на развитие невербального воображения. В рамках этого блока предлагаются игры, содержащие разные приемы: воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, игры с опорой на реальность. Все эти игры сопровождаются пояснениями взрослого, интересным рассказом, иногда показом. Например, в игре «Кляксы» взрослый показывает детям, как ставить кляксы, демонстрирует различные способы получения клякс. Разглядывание различных пятен стимулирует воображение дошкольников.

В игре «Фоторобот» детям предложили представить себя детективами, которые ищут опасного преступника, составляют его фоторобот, придумывают его профессию, рассказывают о его характере.

Затем педагоги развивают невербальное воображение дошкольников. Здесь применяются игры, которые направлены на создание самостоятельных образов, предполагающих творчество детей. Первая игра-беседа – вводная, в которой важную роль играет взрослый, а дети становятся его помощниками. Затем дети сами становятся творцами, наблюдателями. Эффективным приемом в формировании воображения являются наводящие вопросы.

Также детям была предложена работа со схематическими изображениями человечка в игре «Придумай зарядку». Перед началом упражнения детям показывается схематическое изображение человечка, который выполняет различные движения. Затем им предлагается самим придумать и изобразить комплексы упражнений для зарядки.

Развитию невербального и эстетического восприятия способствует проведение серии игр с красками автора О. М. Дьяченко: «Три краски», «Натюрморт», «Рисунок пальцами», «Музыка». В игре «Музыка» детям предлагалось прослушивать музыкальные произведения, затем изображать образы, навеянные музыкой. Используя всего лишь четыре краски – красная, синяя, зеленая, желтая. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительное, оригинальное изображение и подобрал к нему походящее название.

На последнем этапе работы у детей развивают вербальное воображение. Для этого детям была предложена игра «Шкатулка со сказками». Дети садятся в круг, в шкатулке лежат кружки разных цветов, они по очереди достают кружок и придумывают сказочных персонажей, атрибуты, сочиняют сказки. Также в работе с детьми использовались игры путешествия, сценарии которых составлялись таким образом, что дети читали стихи и пели песни.

Развивалось воображение дошкольников с помощью театрализованной деятельности. Для этого организуются театральные игры, в которых педагог должен поощрять творческие способности детей и исполнительское мастерство, побуждать к импровизации мимикой и жестами, развивать выразительные движения детей [28; с. 1]; следить за тем, чтобы театрализованная деятельность перекликалась с другими видами деятельности дошкольников в едином образовательном процессе; знакомить детей с театральной культурой, правилами посещения театра, с устройством театра, с театральными жанрами; создать условия для совместной театрализованной деятельности взрослых и детей.

Для детей и их родителей оформляются папки, которые помогают познакомить их с театром и его деятельностью: «Виды театра», «Театральные профессии», также составляются картотеки «Ритмопластика». «Упражнения и этюды». В дошкольном учреждении организуются театральные встречи, приезжают с гастролями артисты из других городов.

В группе была создана благоприятная развивающая среда для детей, в которой были размещены различные центры народного творчества: настольный кукольный театр, пальчиковый театр, уголок «ряжения» в группе, где дети сами выбирают платочек, бусы, сарафан, корзиночку, используя изготовленные маски, они оказываются в мире сказок, способны пробудить в душе ребёнка любознательность, творческие способности, воображение.

Детям были предложены разнообразные игры и упражнения на развитие воображения: «Несуществующее животное», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок», «Клякса», «Оживление предметов», «Так не бывает», «Нарисуй настроение», «Рисунки с продолжением», «Новое назначение предмета», На что похожи облака», «Портрет заговорил» (Приложение №1).

Таким образом, для развития воображения дошкольников были подобраны игры и упражнения, организованы театральные уголки, уголки народного творчества. Работа проходила по этапам, сначала была направлена на формирование невербального, затем вербального воображения.

2.3 Результаты исследования на контрольном этапе

Для определения эффективности проделанной работы была проведена вторичная диагностика уровня развития творческого воображения по следующим критериям:

Методика «Солнце в комнате»

- умение давать правильный конструктивный ответ,

- умение устранять несоответствие творчески,

Методика «Как спасти зайку?»

- умение использовать предметы в готовом виде;

- умение использовать предметы в стандартном и нестандартном виде;

Методика «Где, чье место?»

- умение выполнить задание педагога.

Для оценки результативности проделанной работы по развитию творческого воображения дошкольников, перейдем к анализу результатов диагностики (Рисунок 4).

Рис. 4. Уровни сформированности творческого воображения у старших дошкольников на контрольном этапе

Для того, что бы проследить динамику формирования творческого воображения у дошкольников обратимся к анализу проведенных методик (Рисунок 4).

Методика «Солнце в комнате»

50% - высокий уровень;

40% - средний уровень;

10% - низкий уровень.

Методика «Как спасти зайку?»

50% - высокий уровень;

30% - средний уровень;

20% - низкий уровень.

Методика «Где, чье место?»

40% - высокий уровень;

40% - средний уровень;

20% - низкий уровень.

Итак, по результатам первичной диагностики высокий уровень творческого воображения по методике «Солнце в комнате» составлял 20%, по методике «Как спасти зайку?» - 20%, по методике «Где, чье место?» - 30%. Средний уровень по методике «Солнце в комнате» составлял 30%, по методике «Как спасти зайку?» - 40%, по методике «Где, чье место?» - 40%. Низкий уровень творческой активности по методике «Солнце в комнате» составлял 50%, по методике «Как спасти зайку?» - 40%, по методике «Где, чье место?» - 30%.

Развивающий эффект обучения просматривается в динамике. После проведения эксперимента 50% воспитанников оказались на высоком уровне по первой методике «Солнце в комнате», 50% по второй методике «Как спасти зайку?», 40% по третьей методике «Где, чье место?». На среднем уровне оказались 40% воспитанников по первой методике «Солнце в комнате», 30% по второй методике «Как спасти зайку?», 40% по третьей методике «Где, чье место?». На низком уровне оказались 10% воспитанников по первой методике «Солнце в комнате», 20% по второй методике «Как спасти зайку?», 20% по третьей методике «Где, чье место?».

Таким образом, большая часть дошкольников научилась составлять рассказ по картинке, они научились связывать в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Они устраняли несоответствие на картинках более сложным образом, при этом обращая внимание на мелкие детали. Дети среднего уровня научились решать задачи, творчески подходить к их решению, проявлять логику и инициативу. Дети стали справляться с методикой «Где, чье место», они стали располагать фигурки не на своих местах, а придумывать интересный способ их использования на другом месте. У детей развились творческие способности, они стали придумывать, фантазировать, размышлять и рассуждать. 10-20% детей остались на низком уровне развития творческого воображения, но с ними будет вестись дальнейшая работа в данном направлении. Педагоги будут работать с этими детьми индивидуально, будут использовать в работе предложенные на формирующем этапе игры, упражнения («Фоторобот», «Кляксы», «Придумай зарядку»), организованные театральные встречи, праздники, посвященные тому или иному событию. Педагог будет чаще беседовать с детьми, давать им возможность самостоятельно подумать, что-то сочинить, пофантазировать. Тогда в группе все дети приблизятся к среднему уровню, а низкого практически не останется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования мне удалось решить несколько поставленных задач:

  • Охарактеризовать понятие воображение, его виды, функции, механизмы; определить, что это творческий процесс, который представляет собой психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов представления и восприятия, полученных в прошлом опыте.
  • Определить этапы развития воображения в онтогенезе; выделить четыре этапа развития воображения 1) до трех лет; 2) 3 года; 3) 3-5 лет; 4) 6-7 лет, доказать что оно зависит от возраста детей , индивидуальных особенностей личности, от умственного развития, от оценочных структур образа «Я», от коммуникации, черт характера и темперамента, а также от разработанности процесса обучения и воспитания.
  • Охарактеризовать формы проявления и методы развития воображения дошкольников; которым является игра, продуктивные виды деятельности, конструирование, театрализованная деятельность, чтение сказок, их инсценировка, народный фольклор: прибаутки, потешки, игра на музыкальных инструментах.
  • Провести экспериментальное исследование по развитию воображения у дошкольников, которое выявит низкий уровень развития воображения на начальном этапе;
  • Подобрать упражнения и игры для развития воображения у детей дошкольного возраста: «Несуществующее животное», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок», «Клякса», «Оживление предметов», «Так не бывает», «Нарисуй настроение», «Рисунки с продолжением».
  • Провести контрольный эксперимент, который покажет увеличение среднего и высокого уровня развития воображения у детей группы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998. – 240 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 93 с.
  4. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: РАО, 1997. – 136 с.
  5. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
  6. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
  7. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орел: МП Простор, 1992. – 120 с.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
  9. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1994. – 272 с.
  10. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях // Руководство играми детей в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1986. – 140 с.
  11. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». 2006. – 608 с.
  12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  13. НемовР.С.Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
  14. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 94 с.
  15. Петровский А.В. Общая психология. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
  16. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
  17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей: [сб. статей] / под ред. А. В. Запорожца; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М.: Просвещение, 1976. – 94 с.
  18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 1999. – 336 с.
  19. Шарагина Л.И. Логика воображения. – М., 2005. – 217 с.
  20. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с.

Периодические издания:

  1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.
  2. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – С.3.
  3. Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» – М., 1997. – С. 27
  4. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 6. – С.5-7.
  5. Кудрявцева В., Сидельникова В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9, 10. – С.52-59.
  6. Маханева М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С.6-14.
  7. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 10. – С.26.

Интернет – ресурсы

  1. Дударь А.В. Учебно-методический материал по теме: Опыт работы «Театрально-игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте». - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/21/moe-portfolio (дата обращения 15.06.2017)
  2. Жерело Л.В. Статья по теме: Статья "Развитие воображения в онтогенезе"- URL:https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/10/08/statya-razvitie-voobrazheniya-v-ontogeneze(дата обращения 25.03.2018)
  3. Попкова А.В. Учебно-методический материал на тему: Развитие воображение дошкольников - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/09/razvitie-voobrazhenie-doshkolnikov (дата обращения 25.03.2018)
  4. Шапкина Е.А. Методическая разработка по теме: Опыт работы: «Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом». - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/29/opyt-raboty-psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskogo (дата обращения 13.06.2017)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Игры по развитию воображения у дошкольников

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает!»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Игра «На что похожи облака?»

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.

Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.

Игра «Портрет заговорил»

Цель. Продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ.

Ход. Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе

Игра «Угадай настроение»

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица.

Ход. Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.

Игра «Найди недостаток в портрете»

Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.