Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Шекспиризмы вчера и сегодня

Содержание:

Введение

Возрождение (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах конец XV – начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже, чем, к примеру, в Италии, и у нее были здесь свои важные отличия. Время это было в Англии трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Естественно, первыми, кто стал выражать в книгах мысли и чувства нового времени, были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том, как прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан. В начале XVI в. появилась книга первого великого гуманиста Англии Томаса Мора "Утопия". В ней описывался вымышленный остров Утопия – общество будущего, где царят справедливость, равноправие, изобилие. Книга Томаса Мора оказала огромное влияние не только на его современников, но и на развитие коммунистических идей в будущем.

Тему Шекспира я выбрала потому, что спустя столько столетий он остается нужным и нераскрытым. Актуальность обеспечена тем, что многие любители Уильяма и его произведений так и не понимают, как вышел в люди их поэт и как складывались его жизненные и творческие пути.

Основные цели моей работы очевидны:

  • Понять, кто же такой был этот человек
  • Чем Шекспир зацепил современников.
  • Узнать и рассказать, в каких отношения находился герой с литературными коллегами той эпохи, были ли у него антиподы
  • Находился ли У. Шекспир на верхушке художества эпохи Возрождения.

Сразу хочется отметить, что английская эпоха Возрождения относится к– началу XIV– последняя четверть XVI века.

Мои исследования происходили на основе библиографических источников об Англии и всем, что связано с эпохой ренессанса. Конечно, не остались без внимания авторы произведений о Уильяме Шекспире. Именно на основе его идей складывалась вся моя работа и задачи. Так, например, книга Аникста: Шекспир.

Объектом моего исследования стал Уильям Шекспир. А предметом моих исследований стало понятие «взаимодействие» Шекспира и особых людей, имеющих влияние на драматурга. При написании работы я пользовалась методом литературного обзора, и методом сравнения, непосредственно видного в четвертой главе.

Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена как таковому главному герою моей курсовой – великому поэту и драматургу эпохи ренессанса. В первой главе я освящу читателя с его взглядами, идеями, развитием творчества и нелегкой судьбой. Вторая глава – глава его современников, их отношение к Шекспиру, их мировоззрения и творчество. В совокупности эти две главы дают мне третью, где объясняется их взаимодействие, взаимовлияние. Я выделила в особую категорию тех, чье влияние было самым сильным.

1. У. Шекспир

1.1 Биография У. Шекспира

Биографические сведения о Шекспире скудны и, часто, недостоверны. Шекспир был величайшим драматургом-гуманистом Англии. Его творчество – вершина литературы эпохи Возрождения. Великий драматург говорил о вечном и неизменном – о человеке, поэтому он постоянно современен и востребован зрителем.

Шекспир Уильям (23.04.1564 – 23.04.1616), родился в городе Стратфорд-он-Эйвон. Его отец был ремесленником, перчаточником, в городе пользовался уважением, его даже один раз избирали мэром. В Стратфордской грамматической школе, где учился Шекспир, как и во всех других учебных заведениях этого рода, главным предметом изучения была латынь. Мы можем не сомневаться, что с начатками латыни Шекспир знакомился по "Латинской грамматике" Колета и Лили, так как существовал специальный королевский указ о том, чтобы этой книгой пользовались во всех английских школах как пособием в изучении латыни. В 18 лет Шекспир женился на дочери соседа-помещика, в его семье было трое детей. 27 ноября 1582 года канцелярией Вустерского епископства было выдано разрешение на брак Уильяма Шекспира с Энн Хетеуэй. Через полгода, 26 мая 1583 года, в стратфордской церкви состоялось крещение Сьюзен, дочери Уильяма Шекспира. Жена Шекспира была дочерью Ричарда Хетеуэя, богатого фермера из деревни Шотери, находившейся в двух милях от Стратфорда. Около 1587 года Уильям перебрался в Лондон, примерно в 1593 году вступил в труппу Р. Бербеджа, работая и как актер, и как режиссер, и как драматург. Покидая Лондон и поселяясь в маленьком провинциальном, городке, Шекспир поступал так, как советовал его любимый Монтень. "Наступил час, когда нам следует расстаться с обществом, так как нам больше нечего предложить ему. И кто не может ссужать, тот не должен брать и взаймы. Мы теряем силы; соберем же их и прибережем для себя... Сократ говорил, что юношам подобает учиться, взрослым – упражняться в добрых делах, старикам отстраняться от всяких дел, как гражданских, так и военных, и жить по своему усмотрению без каких-либо определенных обязанностей"[1].

Так и стал теперь жить Шекспир – без определенных обязанностей. В Стратфорде были его семья и земляки, с которыми он был связан многолетней дружбой.

В 1613 году его жене Энн Шекспир исполнилось пятьдесят семь лет. Ему было сорок девять. Они стали вместе доживать свой век. 25 марта 1616 года Шекспир подписал свое завещание, которое вызвало и вызывает столько споров и недоумений среди биографов великого драматурга.

Основную часть состояния Шекспир завещал своей дочери Сузанне Холл, жене врача. Другой дочери, Юдифи, он оставил 300 фунтов стерлингов деньгами и кубок из золоченого серебра. Жене своей Анне Шекспир он оставил кровать с матрацем, подушками, одеялами – и больше ничего. Правда, биографы утешают нас тем, что Анна Шекспир была всё равно обеспечена, так как получала по закону пожизненно третью часть доходов с недвижимой собственности покойного мужа. Кроме того, при покупке упомянутого нами дома в районе Блэкфрайерс Шекспир отдельной оговоркой в купчей крепости лишил свою жену права пользоваться доходами с этого дома. Все это как будто говорит о разладе, существовавшем между Шекспиром и его женой. Но, с другой стороны, стратфордские старожилы впоследствии рассказывали том, что Анна Шекспир перед смертью настойчиво просила, чтобы ее похоронили в могиле мужа. Если бы Шекспир был несчастен в семейной жизни, до нас, вероятно, дошли хотя бы смутные слухи об этом через устное предание. Шекспир оставил деньги на покупку кольца, эмблемы памяти и дружбы, Ричарду Бербеджу, а также двум другим товарищам по сцене, Хеминджу и Конделю, которые впоследствии, в 1623 году, выпустили первое собрание пьес Шекспира.

Джон Уорд, бывший священником в Стратфорде с 1662 по 1681 год, записал в своем дневнике (вероятно, со слов старожилов), что Шекспир, Бен Джонсон и поэт Драйтон выпили при встрече, что и явилось причиной смерти Шекспира. Биографы предполагают приступ грудной жабы – болезни, которой, кстати сказать, страдают многие актеры.

Шекспир умер 23 апреля 1616 года, как раз в тот день, когда ему исполнилось 52 года. Он похоронен в стратфордской церкви. Над могилой его написаны стихи, заклинающие не трогать его праха. Стихи над могилой Шекспира явились причиной того, что и сейчас прах его по-прежнему покоится в небольшом (насчитывающем около двенадцати тысяч жителей), но прославленном его именем городке Стратфорде и не перенесен в Вестминстерское аббатство.

1.2 Творчество У. Шекспира

Творческий ум отличается от обыкновенного ума тем, что он не только воспринимает прекрасное, но оно возбуждает в нем самом стремление творить. Такой ум был у Шекспира. Он жадно вбирал все, что могло помочь его искусству. Но он был не только должником. Взяв в долг, Шекспир отдавал сторицей. Шекспировское творчество приходится отчасти на конец царствования Елизаветы (1558-1603), отчасти на первое десятилетие правления Стюартов. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии "Укрощение строптивой" (1593 г.), "Сон в летнюю ночь" (1596 г.), "Много шума из ничего" (1598 г.), трагедия "Ромео и Джульетта" (1595 г.). В исторических хрониках "Ричард III" (1593 г.), "Генрих IV" (1597-98 гг.) запечатлен кризис феодальной системы. Углубление общественных противоречий обусловило переход Шекспира к жанру трагедии – "Гамлет" (1601 г.), "Отелло" (1604 г.), "Король Лир" (1605 г.), "Макбет" (1606 г.). Социально-политическая проблематика характерна для, так называемых, "римских" трагедий: "Юлий Цезарь" (1599 г.), "Антоний и Клеопатра" (1607 г.), "Кориолан" (1607 г.). Поиски оптимистического решения социальных трагедий привели к созданию романтических драм "Цимбелин" (1610 г.), "Зимняя сказка" (1611 г.), "Буря" (1612 г.), носящих оттенок своеобразной поучительной притчи. Тонкое проникновение в психологию героев, яркая образность, общественное толкование личных переживаний, глубокий лиризм отличают эти поистине великие произведения, пережившие века, ставшие бесценным достоянием и неотъемлемой частью мировой культуры.

Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в "сонетном ключе". Любовь и дружба пока выступают, как в "Ромео и Джульетте", силой, утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще впереди, как и разорванность сознания, воплощенная в принце датском. Шекспировский канон (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм, написанных преимущественно белым стихом. Они очень разнообразны по своему внутреннему характеру, в зависимости от того времени, когда они были написаны. Вместе с тем они относятся к самым различным существовавшим тогда драматическим жанрам.

В разные периоды своего творчества Шекспир избирал по преимуществу то те, то другие из этих жанров. Различают три периода творчества Шекспира.

Первый период характеризуется глубоким оптимизмом, преобладанием светлых, веселых тонов. Сюда прежде всего относится ряд жизнерадостных и живописных комедий Шекспира, нередко окрашенных сильным лиризмом: "Комедия ошибок" (1592-1593), "Укрощение строптивой" (1593-1594), "Два веронца" и"Бесплодные усилия любви" (1594-1595), "Сон в летнюю ночь": (1595-1596),"Венецианский купец" (1596-1597), "Много шуму попусту" (1598-1599), "Как вам это понравится" и "Двенадцатая ночь" (1599-1600).Одновременно с этим Шекспир создает серию своих "хроник": 2-ю и 3-ю часть "Генриха VI" (1590-1591), затем 1-ю часть "Генриха VI" (1591-1592), "Ричарда III" (1592-1593), "Ричарда II" (1595-1596), две части "Генриха IV" (1597-1598) и "Генриха V" (1598-1599). Хотя в этих пьесах нередко изображаются очень мрачные и жестокие картины, все же в них преобладает радостное утверждение жизни. Наконец к этому периоду относятся также три ранние трагедии Шекспира: "Тит Андроник" (1593-1594), "Ромео и Джульетта" (1594-1595) и "Юлий Цезарь" (1599-1600).

Во второй период, с 1600 по 1608 год, Шекспир ставит и разрешает великие трагические проблемы. Почти регулярно по одной в год он пишет одну за другой свои трагедии: "Гамлет" (1600-1601), "Отелло" (1604-1605), "Макбет" и "Король Лир" (1605-1606), "Антоний и Клеопатра" (1606-1607), "Кориолан" и "Тимон Афинский" (1607-1608).

Наконец в третий период, с 1608 по 1612 год, Шекспир пишет почти исключительно трагикомедии, пьесы, в которых господствует мечтательное, лирическое отношение к жизни: "Перикл" (1608-1609), "Цимбелин" (1609-1610),"Зимняя сказка" (1610-1611), "Буря" (1612-1613). И лишь в самом конце он присоединяет к ним еще одну хронику – "Генрих VIII" (1612-1613). (Для целого ряда пьес Шекспира время их написания с полной точностью определить очень трудно. Добавим также, что некоторые из пьес не являются, вероятно, плодом единоличного творчества Шекспира. Возможно, например, что три части "Генриха VI", "Комедия ошибок" и "Тит Андроник" лишь переделки чужих пьес, а "Троил и Крессида", "Тимон Афинский", "Перикл" и "Генрих VIII" написаны им в сотрудничестве с другими авторами.)

Он был современником великой эпохи в истории человечества, получившей название Возрождения. То была длительная полоса общественного и духовного развития Европы, когда происходило крушение многовекового феодального строя и рождения буржуазного. Рост городов, возникновения денежного капитала, развитие товарного производства, образования мирового рынка, географические открытия - все это разрушало вековечные понятия. Был положен конец духовному господству церкви, появились зачатки новой науки, начал формироваться новое мировоззрение.
Предвестники нового мировоззрения, получили название гуманистов, противопоставив изучения человеческой жизни вере в божественное.
Возрождение родилось на рубеже XIII-XIV веков. Перед удивленным Мероприятием открылась забыта духовная культура, основанная на здоровом отношении к человеческой природы, свободной мысли. Раскопки руин Рима нашли скульптуры необыкновенной красоты. Возник культ античности. В ней увидели прообраз свободного человечества.
Шекспир отбил все стороны этого сложного процесса. В его произведениях перед нами появляются как люди, еще склонны жить по старому, так и те, кто сбросил оковы отжившей нравственности, и те, кто понимает, что человеческая свобода отнюдь не дает права строить свое благополучие на несчастьях других.

Герои пьес Шекспира - люди именно такого склада. Им свойственны большие страсти, могучая воля, безмерные желание. Все они - выдающиеся натуры. Характер каждого оказывается с необыкновенной ясностью и полнотой. Каждый сам определяет свою судьбу, выбирая в жизни тот или иной путь.

Вместе с тем у Шекспира нет идеальных героев. Он видел и отражал в созданных им образах сложность человеческой природы. Как и другим людям, ничто человеческое им не чуждо, в том числе слабости, заблуждения, ошибки и даже преступления. У Шекспира был великий дар видеть противоречия, свойственные людям. Именно это и сделало его драматургом. При этом он был далек от того, чтобы смотреть на поведение своих героев с точки зрения строгой морали. Шекспир четко изображал зло и добро, но при этом он не впадал в назидательность.

Все творчество Шекспира является выражением гуманистических идей в их самой глубокой и чистой форме. Шекспир раскрывает сущность человеческих характеров и отношений, причины и следствия человеческих поступков, предоставляя самим зрителям или читателям сделать из этого вывод. Он помогает нам шире и глубже понять жизнь; и тот вывод, который мы делаем, вытекает не из отдельных образов Шекспира, а из всего замысла его пьес, и в той широкой картины жизни и ее конфликтов, которая заключена в каждой из них.

2. ШЕКСПИР И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

2.1 Идеи современников

Рассмотрим поверхностно самых знаменитых современников У. Шекспира. Их творческие пути будут рассмотрены в последующих главах.

1. Бомонт, Френсис (1584-1616) Учился в Оксфорде, куда его отдали в надежде на то, что потом он станет духовным лицом. Карьера священника его не привлекала, и он перебрался в Лондон и вступил в юридическую корпорацию Иннер-Темпл. Написал пьесы «Женоненавистник» (1606) и «Рыцарь пламенеющего пестика» (1607).

2. Деккер, Томас (1572-1632) участник «войны театров», или как он сам её называл «поэтомахия». Один из соавторов трагедии «Сэр Томас Мор». Его перу принадлежат также пьесы «Праздник башмачника» (1599), «Добродетельная шлюха» (1604)

3. Мор Томас, английский писатель и государственный деятель, родился в 1478 г. В 1508 г. Эразм написал свое самое выдающееся произведение – «Похвалу Глупости» и посвятил книгу своему другу.

4. Френсис Бэкон (англ. Francis Bacon); 22 января 1561 – 9 апреля 1626) – английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем – лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.

5. Джон Мильтон (англ. John Milton; 9 декабря 1608, Лондон – 8 ноября 1674, Лондон) – английский поэт, политический деятель, мыслитель.

От средневековой литературы литература той эпохи отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Очень большую роль на английскую литературу сыграла Классическая литература и итальянская поэзия. Расцветает форма сонета, введённого Томасом Уэйаттом и вслед за ним более талантливо разработанного графом Сурреем. История английской литературы эпохи Позднего Средневековья и Возрождения во многом сходна с литературой французской, несмотря на минимальное внешнее сходство. И там, и там средневековая литературная традиция сохраняла свои позиции вплоть до середины XVI столетия, если не позже. В Англии, как и во Франции, гуманистическая культура Италии оказала сильнейшее воздействие на светских интеллектуалов. Однако в Англии гуманистическая традиция породила блестящую школу ученых-естественников. Моральная философия, конек французских мыслителей, в Англии имела не такое принципиальное значение, как натурфилософия. Поэты Возрождения любили идеализировать предмет своего поклонения. Типичный пример такой идеализации – стихотворение современника Шекспира, поэта Бартоломью Гриффина. Это отчасти объяснялось тем, что в Англии издавна существовала собственная богословская традиция, берущая начало от богословия раннего Средневековья и мало связанная с ортодоксальными течениями католической культуры.

2.2. Периоды творчества писателя.


Творческий путь Шекспира делится на три периода. В первый период (1591-1601) были созданы поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция", сонеты и почти все исторические хроники, за исключением "Генриха VIII" (1613); три трагедии: "Тит Адронік", "Ромео и Джульетта" и "Юлий Цезарь". Наиболее характерным для этого периода была веселая света комедия ("Укрощение строптивой", "Много шума из ничего" и др.) Вершиной английской поэзии эпохи Возрождения и важнейшей вехой в истории мировой поэзии стали сонеты Шекспира.

К концу XVI в. сонет стал ведущим жанром в английской поэзии. Шекспировские сонеты по своей философской глубине, лирической силе, драматизма чувства и музыкальности занимают выдающееся место в развитии искусства сонета того времени. 154 сонета, созданных Шекспиром, сочетаются образом лирического героя, что воспевает свою преданную дружбу с замечательным юношей и свою палку и мучительную любовь к смуглого леди. Сонеты Шекспира - это лирическая исповедь; герой повествует о жизни своего сердца, свои противоречивые чувства; это - страстный монолог, гневно разоблачающий лицемерие и твердость, что царили в обществе, и протиставлячий им неизбежны духовные ценности - дружбу, любовь, искусство.

Суть жанра исторической хроники заключается в драматургическом изображении реальных лиц и событий национальной истории. В отличие от трагедий, где Шекспир в интересах общего замысла отходил от точного изображения исторических фактов, хроника характеризуется верным воспроизведением исторических событий, что, однако, предполагает художественный домысел и художественное преобразование материала.
Так же в первый период творчества наряду с историческими хрониками Шекспир создавал жизнерадостные, оптимистичные комедии, в которых человек выступает творцом своего счастья, преодолевая порой сложные драматические ситуации.

Второй период (1601-1608) ознаменован интересом к трагических конфликтов и трагических героев. Шекспир создает трагедии: "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет", "Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский". Комедии, написанные в этот период, уже несут на себе трагический отблеск; в комедиях "Троіл и Крессида" и "Мера за меру" усиливается сатирический элемент.

Для трагедий Шекспира характерно глубокое проникновение в историческую суть трагических противоречий своего времени. В драматургии Шекспира правдиво отражены социально-политические конфликты эпохи Возрождения. Глубочайшие перемены в жизни, связанные с гигантским переворотом в истории, когда на смену феодализму пришел новый буржуазный строй, - вот основа трагического у Шекспира. Историзм Шекспира - в понимании главных тенденций реальной борьбы, которая разворачивается между старым и новым, в раскрытии трагического содержания социальных отношений того времени. При всем своем наивно-политическом взгляде на мир Шекспир сумел показать значение народа в жизни общества.

Трагический герой Шекспира активен и способен к нравственному выбору. Он чувствует ответственность за свои действия. Если обстоятельства, противоречащие идеалам нравственности и нарушают их, то моральный выбор героя - в борьбе против обстоятельств, в непримиримости к злу, даже если это ведет к его собственной гибели. Наиболее ярко это проявилось в "Гамлете".

До третьего периода (1608-1612) относятся трагикомедии "Перикл", "Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря", в которых оказываются фантастика и алегоризм. В последний период творчества Шекспир остается верен идеалам гуманизма, хотя иллюзий относительно гуманизма нового капиталистического уклада в него уже не было. Не найдя воплощение в жизнь, идеалы гуманизма в творческой фантазии Шекспира восприняли форму мечты о будущем, о прекрасный новый мир. Эта мечта, при отсутствии возможности реализации ее в действительность, воплощалась в форме фантастических элементов, пасторальных сцен и аллегорий, характерных для творчества Шекспира последнего периода.
В драмах третьего периода Шекспир обращается к смешению фантастики с реальностью, к фольклорным мотивам, до сказочных сюжетов и утопических ситуаций, в живописных сцен, разворачивающихся на фоне природы. В поздних трагикомедиях Шекспира царит лирико-героический начало, романтика исключительных событий. Этим пьесам свойственна тема противопоставления общества и природы. Жестких придворных нравов и идиллического сельского жизни. Однако разрыв с обществом является здесь формой морально-этической критики этого общества, а не призывом бежать от него. Не случайно, что герои возвращаются в общество, чтобы продолжать борьбу со злом.

Важной проблемой для Шекспира является проблема человеческого характера. В центре сюжета большинства драм Шекспира стоит личность, которая раскрывается в борьбе, что происходит в настоящем. Шекспир не дает предыстории своих героев.

2.3 Литература про Шекспира

От шекспировской эпохи (точная дата не установлена) дошла пьеса «Сэр Томас Мор». Возможно, в ее создании принял участие У. Шекспир. Есть рукопись этой пьесы, в которой имеется вставка величиной в 147 строк, вполне возможно, что они написаны рукой Шекспира, в этом случае до нас дошел автограф великого драматурга, а не только несколько образцов его подписей.

В 1597 г. фамилия Шекспира в первый раз появилась на титульном листе издания пьесы. То была комедия "Бесплодные усилия любви". А в следующем году вышла книжечка одного любителя литературы и театра Френсиса Мереза "Palladis Tamia, или Сокровищница ума". Она содержала обзор английской литературы, причем отечественные писатели сопоставлялись с древнеримскими и итальянскими авторами.

Одним из собирателей стал священник Томас Фуллер (1608-1661), окончивший Кембриджский университет. Написанная им "История знаменитостей Англии" (History of the Worthies of England) вышла в свет уже после его смерти (1662). Он еще застал в живых современников Шекспира и записал их рассказы. Они приведены в этой книге, и С. Шенбаум рассматривает степень их достоверности. Собрал разные сведения о Шекспире и выученик Оксфордского университета Джон Обри (1626-1697). По свидетельству знавших его, он был не слишком тщателен в проверке сведений, и собранные им предания о Шекспире точностью не отличались.

Итак, как при жизни Шекспира, так и после его смерти биографические данные о нем оставались почти неизвестными. Что-то рассказывали о нем стратфордские старожилы, какие-то предания сохранились и передавались из поколения в поколение в актерской среде. Но ничего достоверного о жизни Шекспира не было известно. Серьезное изучение Шекспира началось в XVIII в. Появились литераторы и ученые, занявшиеся изучением жизни и творчества Шекспира. Первое почетное место в ряду их принадлежит драматургу Николасу Роу (1676-1718). В 1709 г. он издал собрание сочинений Шекспира, сопроводив его биографией поэта. Он собрал для нее разные сведения, как достоверные, так и сомнительные. Как бы то ни было, он создал первое связное жизнеописание Шекспира, легшее в основу всех последующих биографий. История установления биографии Шекспира описана в ряде трудов. Из них самый новейший и самый обстоятельный создан автором данной книги – известным американским шекспироведом Сэмом Шенбаумом. Это его "Шекспировские биографии" (Shakespeare's Lives. Oxford – New York, 1970). На восьмистах с лишним страницах здесь изложена вся история собирания материалов о жизни Шекспира. Как показывает Шенбаум, при восстановлении биографии Шекспира не обошлось без ошибок, хуже того, некоторые, скажем мягко, "энтузиасты" пытались восполнить недостаток материалов сфабрикованными ими "документами».

Хвалу Шекспиру воздали и другие современные ему поэты и драматурги. Ни у кого не было даже тени сомнения в том что он автор созданных им пьес, поэм и сонетов.

2.4 Шекспир в наши дни

Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. В титанических образах он запечатлел борьбу темного и светлого начала как в обществе, так и в самом человеке. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением. Лучшие произведения Шекспира идут на сценах наших отечественных театров. Они стали достоянием широкой публики. Большую известность приобрели фильмы Григория Козинцева "Гамлет" и "Король Лир". На тему "Ромео и Джульетты" Сергеем Прокофьевым написана музыка к одноименному балету. Исполнением роли Джульетты в Большом театре прославилась Галина Сергеевна Уланова. Алексей Бартошевич[2] говорил, что Шекспир пишет для будущего, и он был прав.

Кроме работы по Шекспиру, кабинет с 1938 года занимается изучением тех произведений западноевропейской классики, а также современной европейской и американской драматургии, которые идут на советской сцене. Из английских и американских драматургов следует прежде всего назвать: Шеридана, Гольдсмита, Шоу, Пристли, Лилиан Хелман; из французских – Мольера, Бомарше; из испанских – Лопе де Вега; из итальянских – Гольдони; из немецких – Шиллера; из скандинавских – Ибсена. Проводится работа и по античной драматургии.

Шекспир – наивысшее выражение английской ренессансной литературы, более того, всей английской литературы: равного ему по творческому величию, значительности и жизнеспособности его наследия нет в литературной истории Англии. Национальный гений, Шекспир принадлежит к гениям европейской и мировой литературы, к небольшому числу писателей, которые оказывали и оказывают интенсивное воздействие на развитие многих национальных литератур и на всю духовную культуру мира.

Уильям был гением своей эпохи, насыщал дам слезами и восторгом. Спустя столько времени он не перестает быть знаменитым. Его пьесами зачитываются девушки 15 лет, очень любят семейные пары и люди, которые от души любят посмеяться. Я читала трагедии автора, читала комедии и вынесла из них много смысла. Ведь секрет успеха не только в сценическом мастерстве как таковом, но и в том, чтобы найти в драмах Шекспира те мотивы, которые отвечают самым важным запросам современности. Что же касается игры слов, то наш современный читатель более чем подготовлен к ее восприятию – была бы она переведена. Прочитав 66 сонет Шекспира, удивилась насколько современно он звучит, и в очередной раз пришла к выводу, что в мире ничего нового не происходит. На все времена одни и те же проблемы, те же страдания. А вы как думаете?

3. ЦАРЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПОЭТОВ

3.1 Хронология творческого пути Шекспира.

Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества.

Подлинная вершина творчества Шекспира – пять трагедий: “Ромео и Джульетта”, “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, и “Макбет”. Они поражают титанической силой страстей и характеров, глубиной заложенных в них идей, сочетанием ярких черт своей эпохи и общечеловеческих проблем. Всё это позволяет им обретать новую жизнь во все последующие эпохи.

Трагедия “Ромео и Джульетта” созвучна всему периоду творчества Шекспира своей антифеодальной направленностью и прославлением молодой любви. Но если в комедиях этого периода любовь сметает все препятствия, то в здесь это столкновение приводит к трагическому исходу. Главное препятствие для пылкой и верной любви Ромео и Джульетты – родовая вражда их семейств. Трагедия о Ромео и Джульетте необычайно поэтична и внутренне музыкальна.

“Отелло” – трагедия ревности, которую Шекспир назвал “зеленоглазым чудовищем”; но в то же время это и трагедия обманутого доверия. “Отелло”, может быть, самая страшная из трагедий Шекспира, так как здесь убийцей становится благородный, чистый человек. Но и в этом произведении главное – вера в человека. Дездемона действительно “чиста, как небо”, и Отелло убеждается в этом. В то же время в “Отелло” остро и своеобразно ставится вопрос о равенстве людей независимо от их национальности или цвета кожи.

Многогранно и содержание трагедии “Король Лир”. На первом плане – сложные взаимоотношения отцов и детей, философско-нравственный вопрос дочерней и сыновней благодарности, причём проблемы эти решаются на примере двух семей: короля Лира с его дочерями и герцога Глостера с его сыновьями. Для Шекспира характерно такое удвоение и утроение основных линий. Это придаёт событиям и характерам типичность.

Последняя из великих трагедий Шекспира, “Макбет” (1606 г.), основана на старинной шотландской легенде. В ней снова ставится вопрос о губительном влиянии единоличной власти, и особенно – борьбы за власть. Великолепно показано пробуждение совести в душе леди Макбет. Ещё сильнее звучит в этой трагедии Шекспира его постоянная тема – тема справедливого возмездия.

3.2. Поэтический взгляд на мир.


Значительная часть работ о "Гамлета" написана так, будто это произведение представляет собой простой документ, в котором изложена история гибели Датского принца; исследуются события, причины поступков, психология героев. Казалось бы, это самый верный путь, если Шекспир - художник жизненной правды. Но при этом нельзя забывать, что он - художник, писатель, создавший произведение из древнего предания, что дошел до него, собственных наблюдений и мыслей о жизни. Надо помнить, что "Гамлет" в самом точном смысле слова произведение, это нечто, созданное художником, а не простая фиксация фактов, имевших место в действительности. Если мы воспринимаем "Гамлета" как картину жизни и его героя как живого человека, то это результат большого, почти непостижимого искусства, что было присуще такому гению, как Шекспир. Много ошибок критиков происходили от того, что они забывали о эти простейшие истины.

Для того чтобы правильно понять смысл произведения, необходимо знать, как он написан. Простой прием - сначала разобрать содержание, а затем форму произведения часто приводит к неправильному пониманию смысла. Надо, прежде всего, помнить, что произведение искусства не равнозначен действительности. Это отражение ее, достигнутое особыми средствами. Много ошибок в толковании "Гамлета" происходят от того, что в пьесе видят такое же отражение жизни, которое дают пьесы Гоголя, Островского, Тургенева, Толстого, Чехова, Горького. И они дают отнюдь не непосредственное натуралистическое изображение действительности, а что касается Шекспира, то его художественный метод в корне отличается от метода, лежащего в основе реалистичных драм нового времени.

Первое заметное отличие "Гамлета" от драм наших времен, заключается в том, что пьеса написана в стихах. Это отнюдь не означает, что Шекспир переложил в стихи повседневную речь. "Гамлет" - поэтическая драма в полном смысле слова. B основе трагедии лежит поэтический взгляд на мир. Поэзия Шекспира одухотворяет весь мир. Природа тоже видится ему и его героям в поэтическом свете. Для поэтического взгляда на мир хранит немало чудесного и фантастического. Из необыкновенного, чуда и начинается трагедия, появляется Призрак. В каком мире живет Датский принц? Здесь верят в духов, призраков, колдовство, в том, что планеты влияют на судьбы людей. Мир, изображенный в трагедии, не вполне похож на нынешние представления о жизни и люди, живущие в нем, мыслят иначе, чем мы - поэтическими образами и понятиями.
Дело не в том, что трагедия Шекспира написана стихами, а в особом взгляде на мир, для которого чудесное было естественным.

     
3.3. Место действия.


Кажется, ясно: место действия Эльсинор, резиденция датских королей. В тексте пьесы неоднократно подчеркивается, что все происходит в Дании в те отдаленные времена, когда она завоевала часть Англии и английский король стал данником датской короны. Читателя не покидает ощущение, что за исключением упоминаний, что перед нами Дания, ничего специфически датского в трагедии нет. Шекспир намеренно приближал действие к понятий зрителей его театра. Недаром Гете отметил, что где бы ни происходило действие пьес Шекспира, перед нами всегда "Англия, омытая морями", и шекспировские римляне не столько римляне, сколько англичане.
Впечатление безошибочное, и Гете объяснил его: герои Шекспира прежде всего люди. Художник так тонко и точно уловил общечеловеческое в героях, которых он вытащил из римской истории, скандинавской саги и итальянских новелл, что, за редкими исключениями, место действия воспринимается обобщенно. Это было еще более отчетливо заметно в театре Шекспира, где спектакли шли без декораций и актеры играли в современных костюмах.
Когда происходят события трагедии? В дохристианские времена легендарного Гамлета или в эпоху Шекспира? Зная, как обстоит дело в пьесах Шекспира с местом действия, мы уже на пути к ответа и на вопрос о времени действия. Оно сейчас и всегда. Поэтому безразлично, какими декорациями обставлять "Гамлета" в театре. Его играли как трагедию, которая происходит в средние века, в эпоху Возрождения, в париках и фіжмах XVIII века, во фраках и мундирах, в костюмах нашего времени. Суть трагедии оставалась неизменной.

И все-таки несмотря на все то, общечеловеческое, вложенное в трагедии, что актуально для всех времен, "Гамлет", конечно, произведение именно той эпохи, когда он впервые появился на сцене. На трагедии лежит незгладима печать Ренессанса, когда ярко расцвела индивидуальность и еще живая была героика единоличного подвига. Люди, изображенные в трагедии, не скованы традиционной моралью. Конечно, существовала государство со всем его аппаратом принуждения. Такой была монархия королевы Елизаветы I, таково и государство, возглавляемая Клавдием. Но это был еще не тот абсолютизм, что подавляет отдельную личность и до мелочей регламентирует жизнь и быт всех сословий. Для части общества, для его верхушки сохранялась и индивидуальная воля, которая была присуща дворянской вольности. Вместе с тем культура Возрождения породила такую самосознание личности, которой не могло быть в средние века. Хотя дословные привилегии еще сохранялись, гуманизм установил новые критерии оценки человека, что имели в основе личные достоинства, независимо от происхождения. Переходный характер времени сказывается и на образе героя трагедии. В Гамлете есть рыцарство, унаследованное от старого времени, и приверженность принципам гуманизма, возникшая в новую эпоху. Вне этим сообщением образ Гамлета не может быть верно понят.
      

3.4. Пьеса как целое.


Поразительная черта "Гамлета" - взаимосвязь всех частей, единство всей драматического действия. Все, что происходит на сцене в конечном счете "работает" на главный конфликт. Разнообразие внешних обстоятельств действия в "Гамлете" впечатляющая. Здесь много всего: от наивных религиозных представлений о потустороннем мире до незначительных бытовых подробностей. Пышность и торжественность дворцовой обстановки, где решаются судьбы государства и частных лиц, меняются картиной семейной жизни; то мы видим одну из галерей дворца, то каменную площадку, где стоят ночные стражи; зрителям показано придворное представления актеров и мрачное зрелище кладбища.

Разнообразна не только внешняя обстановка действия, но и ее атмосфера; Шекспир любит такие контрасты: придворное праздник окрашены в мрачные тона, а сцена на кладбище начинается шутками. Порой мы вместе с героем оказываемся на таинственной грани бытия, за которой начинается потусторонний мир, и зрителя охватывает мистическое чувство; а то наоборот, он сразу же становится свидетелем сцен вполне реальных.
В целом, однако, дух трагедии определяется тем, что в ее зачині убийство с целью захвата власти, а в течение всего действия обычная дворцовая обстановка: подслушивание, слежка, подозрения, хитрости, коварные ловушки, заговор.

"Гамлет" - трагедия не только в том смысле, что судьба героя оказывается несчастливой. В трагедии изображается зло в самых разнообразных проявлениях - предательство, коварство, убийства. Шекспир и ранее, даже в оптимистический период творчества, показывал различные виды зла, носители его появлялись и в некоторых его комедиях, но в конечном счете добро всегда торжествовало. В произведениях первых двух периодов зло изображалась как сила неправомерна. В "Гамлете" зло выступает как господствующая сила жизни. "...Быть честными при том, каков этот мир, - говорит Гамлет Полония, - это значит быть человеком, выуженным из десяти тысяч" (II, 2, 178 - 179). Когда Розенкранц, прикрывая свое и Гільденстерна лицемерие, пытается уверить Гамлета, что "мир стал честен" (II, 2, 241-242), принц решительно возражает: "Так, значит, близок судный день; но только новость ваша неверна" (II, 2, 243-244).
Честность - самое важное качество в отношениях между людьми. Она заключается в прямоте, правдивости, добросовестном отношении друг к другу и отсутствия всякого лукавства. Ответ Гамлета имеет два значения - общее, потому что он на примере матери и Клавдия уже сделал свой вывод о том, каков этот мир, и - частное, что относится непосредственно к его прежних товарищей по университету. Гамлет сразу заподозрил, что они явились к нему непросто так. По сравнению с Клавдием их безчесність незначительная, но она приводит Гамлета на мрачный вывод: бесчестье охватило весь мир.

Трагедия Шекспира представляет собой не только изображение общества, пораженного злом. Уже самые ранние пьесы-хроники: "Генри VI", "Ричард III", а также "Тит Андроник" давали такую картину. "Гамлет" - трагедия, глубочайший смысл которой заключается в осознании зла, в стремлении постичь его корни, понять различные формы его проявления и найти средства борьбы против него. Художник создал образ героя, потрясенного до глубины души открытием зла. Но не только герой, вся трагедия проникнута таким духом.

Шекспир отнюдь не смотрит на происходящее глазами бесстрастного наблюдателя. Это произведение выражает сознание художника, глубоко взволнованного зрелищем ужасов жизни, что открылись ему во всей их страшной силе. Пафос трагедии составляет возмущение против всесилия зла. Именно с таким чувством Шекспир создавал свой трагический шедевр.
Никакие элементы формы не могут рассматриваться сами по себе, отдельно от художественно целого. Каждый формальный элемент содержательный, его невозможно оторвать от идейного содержания произведения. С другой стороны, духовное богатство великого произведения обусловлено обилием художественных средств, примененных Шекспиром при создании "Гамлета".

Заключение

В заключении хочется подвести итоги по первоначальным целям моей работы. В ходе курсовой я выяснила:

  • Понять, кто же такой был этот человек – Шекспир – это гений Эпохи Возрождения, писавший шедевры, оставшиеся в наших умах навсегда. Это был великолепный человек, ставший популярным и сохранившим свою актуальность на протяжении веков.
  • Чем Шекспир зацепил современников – Современников, помимо гениальности, он привлек тем, что о нём мало биографических данных и считалось, что Шекспир не автор своих строк. Все понимали, как стали популярны его сонеты, что решили присвоить себе его произведения. У него были завистники и подражатели, фанаты и озлобленные писатели. «Весь мир – театр!», Эту мысль Шекспира разделяло большинство его современников. Для них эта фраза была наполнена глубоким и сложным содержанием. Произведения Шекспира ставят острые моральные проблемы, имеющие отнюдь не отвлеченный характер. В комедиях Шекспира много искреннего веселья, радости жизни, переливающей через край. Но еще существеннее другая сторона комедий Шекспира – воплощенный в них идеальный мир светлых и благородных чувств любви, дружбы, верности, щедрости, великодушия.
  • Узнать и рассказать, в каких отношения находился герой с литературными коллегами той эпохи – О взаимодействии и взаимовлиянии сказано немного, но благодаря книге Аникста я выписала, что Шекспир порой писал пьесы, помогал писать их другим. Антиподами Шекспира были и Бэкон Ф., Мильтон Д.. но все же они вдохновляли друг друга своими произведениями и идеями, на основе их противоположности и строилась их гениальность. Шекспир был недооценен своими современниками, зато оценен нами, его поколением.
  • Находился ли У. Шекспир на верхушке художества эпохи Возрождения – Шекспир – наивысшее выражение английской ренессансной литературы, более того, всей английской литературы: равного ему по творческому величию, значительности и жизнеспособности его наследия нет в литературной истории Англии. Национальный гений, Шекспир принадлежит к гениям европейской и мировой литературы, к небольшому числу писателей, которые оказывали и оказывают интенсивное воздействие на развитие многих национальных литератур и на всю духовную культуру мира.

Шекспир свободнее и глубже поэтических образов. Это свойство Шекспира сохраняется по сей день. Читаем ли мы его пьесы, смотрим ли их на сцене, наше восприятие их не ограничивается знакомством с событиями и героями. В нас возникает необъяснимое ощущение всей безраздельности жизни, мы как бы вздымаемся на высоту, с которой испытывается то, что в будничности от нас скрыто.

При всем разнообразии жанров и сюжетов пьесы Шекспира имеют общие черты, и это создает в нашем воображении вид их создателя. У каждого, кто знаком с произведениями Шекспира, есть свое ощущение его художественной индивидуальности. Даже тот, кто не владеет методами литературного анализа, чувствует, что трагедии Софокла или Расина отличаются от пьес Шекспира. И так же достаточно обычного художественного чутья, чтобы не спутать комедию Мольера или Гоголя с комедией Шекспира.

В чем же заключаются особенности, присущие пьесам Шекспира?
Шекспир создает напряженно драматическое и поэтично, вдохновляемое видение жизни. Каждая пьеса представляет собой мир в миниатюре: она дает картину не куска действительности, не отдельных сфер ее, а именно целого мира.

Фабула пьесы разворачивает большой цепь событий, охватывающих важнейшую полосу в жизни героев. Рядом с главным действием происходят побочные события, что является или вариантом основной коллизии, или фоном, что создает контраст по отношению к последней. В течение пьесы судьба основных действующих персонажей решается полностью, или они находят свое счастье, или погибают.
Действие пьес тесно сплетена с характерами. Хотя фабула, как правило, данная Шекспиру историей или литературой, герои пьес не марионетки, подчиняются сформированном сюжета, а живые человеческие образы. Характеры разнообразно проявляют себя в жизненных ситуациях, возникающих по мере развития событий. Многоплановость действия органично сливается главных действующих персонажей, охваченных сильными личными мотивами - страстью, принципу, жаждой жизненных благ, стремлением утвердить себя в жизни.
Пьесы Шекспира - совершенное воплощение всех видов поэзии: эпоса, лирики и драмы; они органично слиты с средствами сценического искусства - звучным словом, пластикой движений, красочностью театрального зрелища, вокальной и инструментальной музыкой, наконец, хореографией. Они - наиболее доступной той эпохе воплощение синтеза искусств.
В сложном сочетании разнообразных художественных элементов является поэтический драматизм - неразрывность драмы и поэзии, самые высокие эмоциональные эффекты достигаются средствами драматического изображения жизни, и самые высокие эмоциональные эффекты, обусловленные несравненным по лирической силе выражением духовной жизни человека.

Круг вопросов, поднятых в "Гамлете", охватывает едва ли не все существенное в жизни - природу человека, семью, общество, государство. Трагедия отнюдь не дает ответы на все поставленные в ней вопросы. Такого намерения у Шекспира и не было. Уверены ответы на проблемы легко даются при нормальном состоянии общественной и личной жизни. Но когда возникает критическая ситуация, появляются возможности различных решений, и уверенность сменяется сомнениями, какое из них следует выбрать. "Гамлет" - художественное воплощение именно таких критических моментов жизни. Поэтому, я думаю, бесполезно спрашивать: "Что хотел сказать своим произведением Шекспир?". "Гамлет" невозможно свести к одной всеобъемлющей формулы. Шекспир создал сложную картину жизни, что дает повод для различных умозаключений. Содержание "Гамлета" шире событий в нем происходят.

К тому же мы и сами расширяем содержание произведения, перенося сказанное в нем на более близкие и понятные нам жизненные ситуации, уже не похожи на те, которые изобразил Шекспир.
Трагедия не только богата мыслями сама по себе, но она побуждает к мысли, что в ней прямо не высказанные. Это один из тех произведений, что удивительно стимулируют мышление, возбуждают в нас творческое начало. Мало кто остается не тронутым трагедией. Для большинства она остается тем личным достоянием, о котором каждый чувствует себя вправе судить. Поняв Гамлета, проникшись духом великой трагедии, мы не постигаем только мысли одного из лучших умов; "Гамлет" - один из тех произведений, в котором выражена самосознание человечества, осознанием им противоречий, желание преодолеть их, стремление к совершенствованию, непримиримость ко всему, что враждебно человечности.

Список использованной литературы

  1. Аникст А.А., Первые издания Шекспира. М., "Книга", 1994, 160 стр.
  2. Аникст А.А., Шекспир. Ремесло драматурга. М., "Советский писатель", 1994, 608 стр.
  3. Аникст А.А., Трагедия Шекспира "Гамлет". Лит. Коммент.: Кн. Для учителя. ? Г.: Просвещение, 1986. ? 124 стр.
  4. Макалін Г.В., Михальска Н.П., История английской литературы. Підр. пособие для студентов педагог. ин-тов и фак. иностр. языков. К., "Высшая школа", 1997. - 528 стр.
  5. Мальцев В.Г., Художественная литература. К.: Образование, 1996. - 319 стр
  6. Шрейдер В.А. Хрестоматия по зарубежной литературе. К.: Образование, 1992. - 616 стр.
  7. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. ? М., 1995.
  8. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Герой и его время. М., 1994.
  9. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. - К., 1991.
  10. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения / Пер. Спасской В.М и Фриче В.М. – М.: Издание К.Т. Солдатенкова, 1899; М.: Алгоритм, 1999. – 734 с.
  11. Блум Х., США. Научная монография. "Западный канон: книги и школы веков". – М.: Иностранная литература, 1996.
  12. Гарин И. Шекспир // Гарин И. Пророки и поэты. В 7 т. – М.: Терра, 1994. – Т. 6.
  13. Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир.– 2-е изд., перераб. и доп. – Л.; М.: Искусство, 1966. – 350 с.
  14. Левит Т. Сто сорок семь строк Шекспира [в рукописи пьесы А. Мандэя «Сэр Томас Мор] (Публикация) // Театр. 1941. №4. С. 132–136.
  15. Морозов М. Шекспир: 1564–1616. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1956. – 214 с. («Жизнь замечательных людей»)
  16. Пинский Л. Шекспир. – М.: Худож. лит., 1971. – 606 с.
  17. Смирнов А.А. Шекспир. – Л.; М.: Искусство, 1963. – 192 с.
  18. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. – М.: Художественная литература, 1978–1985.
  19. Урнов Д.М. Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии: В 2 т. Т. 1. – М.: Рипол классик, 1998. – 784 с.
  20. Шведов Ю., Эволюция шекспировской трагедии – М., 1975.
  21. Шенбаум С. Шекспир: Краткая документальная биография / Пер. А.А. Аникста и А.Л. Величанского, Вступ. ст. А.А. Аникста – М.: Прогресс, 1985. – 432 с.

Размещено на Allbest.ru

  1. Монтень. Опыты. Перевод А. Бобовича. Т. 1.– М.: Изд. АН СССР, 1954. Стр. 309.

  2. Профессор РАТИ Алексей Бартошевич – признанный шекспировед не только в России, но и в мире.