Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Социально Психологические качества личности

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. В современной науке особенную остроту приобретает тема «Исследования социально психологических качеств личности». Личность, как известно, является объектом научного интереса философов, психологов, политологов, представителей других общественных наук. поэтому необходимо выявить специфику социологического подхода к проблеме личности. психология изучает личность как определенную целостность психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания, творчества, а политология – как субъекта политической деятельности. Что же касается особенностей социологического ракурса, то они могут быть обнаружены при рассмотрении личности как субъекта и объекта социальных отношений. Социология выделяет в ней социально - типичные характеристики, которые развиваются под влиянием социальных институтов, а также пути обратного влияния личности на социальный мир. Итак, специфика социологического подхода к изучению личности заключается в том, что он анализирует ее чисто социальные характеристики.

Проблема исследования. Социальное не противостоит биологическому. С рождения человек получает такую телесную организацию, которая содержит в себе возможности ее универсального социально-деятельного развития. Социальная жизнь развивает биологические качества человека.

В центре внимания работы находится, то что социология и психология по-разному трактует понятие „человек”, „индивид”, „личность”. Понятие „человек” является родовым, указывает на качественное отличие людей от животных, служит для характеристика всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей, которые находят свое выражение в названии „homo sapiens”. „Индивид” означает конкретного человека, одиночного представителя человеческого рода. „Личность” служит для характеристики социального в человеке. Личность – устойчивый комплекс качеств человека, приобретенных под влиянием соответствующей культуры общества, социальных групп и сообществ, к которым она относится и к жизнедеятельности которых вовлечена.

Таким образом, личность – это совокупность социальных качеств индивида. Можно дать определение, что личность есть индивидуальная, специфическая форма выявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений, индивидуальная форма выявления человеческой сущности. И если общество выступает как „человек в его общественных отношениях”, то личность – это человек конкретной исторической эпохи, представитель конкретных общественных отношений.

Очевидно, что личностью не рождаются, а становятся. Ребенок, появившийся на свет – еще не личность, хотя в ней заложена реальная возможность последующего превращения в личность как носителя социальных качеств того типа общества, той социокультурной среды, в которой будет проходить ее жизнедеятельность.

Целью настоящего исследования является теоретическое исследование сущности и причин возникновения тех или иных изменений в личности; составление общего представления о социологически-психологическом понятии «личность».

Объект исследования: личность.

Предмет исследования: Исследования социально психологических качеств личности.

Задачи исследования:

-изучить представления о развитии личности в трудах отечественных и зарубежных ученых;

-проанализировать процесс развития личности;

-проанализировать социально-психологическую характеристику личности.

Теоретическая значимость работы обуславливается тем, что данное исследование может быть использовано для подготовки студентов к изучаемому предмету.

Методы исследования: теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез научных концепций; эмпирические - изучение и обобщение педагогической практики и опытно-экспериментальная работа.

Гипотеза исследования: при исследовании смысло-жизненных ориентаций для диагностики социально – психологических качеств личности можно выявить некоторые проблемы личностного развития.

Практическая значимость исследования заключалась в том, что полученные выводы, диагностический и методический материал могут быть использованы в рамках психолого-педагогической практики и профессиональной деятельности в образовательных учреждениях при изучении взаимовлияния ценностных ориентаций и качества учебной деятельности старшеклассников в его содержательных и технологических аспектах.

Структура исследования. КР включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава I. Теоретические положения исследования социально психологических качеств личности

1.1. Представления о развитии личности в трудах отечественных и зарубежных ученых

В отечественной психологии проблемами развития личности занимались М. Е. Введенский, И. П. Павлов, Н. И. Сеченов, А. А. Ухтомский и др.; При этом они рассматривали психологическую адаптацию как приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов) – П. К. Анохин, Н. И. Дяченко, Л. А. Кандибович, И. И. Липатов); социальная адаптация (система овладения новыми общественными обязанностями) Т. К. Дичев, Б. Г. Турусбеков.

В современной зарубежной психологии значительное распространение получили необихевиористическая концепция (Г. Айзенк, Г. Хенки и др.), интеракционистическая (Т. Шибутани, Л. Филипс и др.) и психоаналитическая (Г. Гертманн, А. Фрейд, З. Фрейд и др.) концепции социально-психологической развития. Их сущность заключается в том, что в процессе развития активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности (17с.90).

Анализ работ психологов и педагогов свидетельствует, что в настоящее время в этой отрасли сформировались два основных понимания сущности развития личности:как внутреннего преобразования личности (Н. И. Дяченко, А. Ю. Торицин, Л. Ф. Железняк и др.); как активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «привыкает» к требованиям окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения в самой среде (Н. П. Коробейников, С. С. Муцинов, Л. Г. Егоров, В. П. Петров, В. Я. Яблонко, М. Ф. Феденко и др.).

Последний подход, по нашему мнению, позволяет более адекватно показать всю сложность развития молодых людей, правильно построить процесс их внутреннего преобразования.

Поскольку формирование личности - это сложный и многоэтапный процесс, то рассматривать факторы развития личности необходимо в ракурсе каждого этапа личностного развития человека, начиная с момента зачатия и заканчивая глубокой старостью. Хотя даже в преклонном возрасте нормальный, цивилизованный человек стремится к самопознанию и совершенствованию своего характера. Как известно, идеальный человек еще не родился и не будет рожден, поэтому каждому из нас есть к чему стремиться, есть что развивать и совершенствовать (5 c,77).

На протяжении всей жизни человека на его развитие влияют и внутренние факторы, к которым относятся генетические и биологические, а также физические факторы. Например, если человек физически здоров, он имеет определенный опыт в спортивной сфере, то он стремиться развивать и далее в себе эти качества. Но, практически каждый человек рождается здоровым, и от него зависит, будет он заниматься спортом или же у него есть определенная тяга к гуманитарным наукам, а спортивные нагрузки и занятия ему совершенно не важны.

Каждый человек - это индивидуум, который не может полностью уподобиться второму человеку, поэтому природа создала всех людей со своими уникальными чертами лица, телосложением, походкой. Если на любом этапе развития своего характера, навыков и умений, человек стремиться быть абсолютно похожим на иного человека, то его уже невозможно назвать личностью. Многие факторы развития личности человека способствуют тому, чтобы мы были похожими на своих родителей, своих преподавателей или же коллег по работе (21,c.238).

Но в тоже время, если человек от родителей берет свои, индивидуальные черты лица, а от коллег учится, как правильно выполнять тот или иной рабочий процесс, он не может стать абсолютно похожим, как с коллегами, так и с родителями. В какой среде обитает человек, к какому социальному статусу он принадлежит, такие у него будут характерные особенности, которые проявляются не только в поведении, но и откладывают свой отпечаток на мировоззрение человека (11 c.94). Таким образом, формируется индивидуал - человек, который обладает определенными знаниями и умениями, имеет определенный опыт и навыки, обладает собственным характером и чертами лица.

Развитие личности, по мнению автора, предполагает активность индивида, направленную на овладение комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Поэтому при определении особенностей развития автором исследуются такие его аспекты, как бытовое развитие, учебное, служебно-функциональное и социокультурное.

Сущность бытового развития заключается в сопоставлении психолого-педагогических особенностей, которые уже сформированы и соотнесены с условиями жизнедеятельности и новыми, к которым человек начинает адаптироваться. Развитие в учебной деятельности связано с требованиями учебных программ заведения и определяется качеством усвоения учебного материала, а также количеством времени, которое тратится на подготовку к занятиям, зачетам, экзаменам (14,c.184).

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что развитие рассматривается учеными с акцентом на его разные существенные характеристики, такие как: процесс, в ходе которого организм приспосабливается к новой среде; развивается; оценивает результаты своего развития (3,c.28).

Иногда проявляются значительные трудности в развитии личности.

Деструктивные последствия фрустрации и конфликта между потребностями личности проявляются в двух формах: первый тип – агрессивный в более простой форме можно представить как атаку на препятствие или барьер (в этом случае можно говорить о его адаптивной функции); второй тип – избежание ситуации характеризуется углублением в свои переживания, переводом всей высокостимулированной психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самоанализ, самообвинения и тому подобное.

Трудностями в развитии являются: несбывшаяся учебная адаптация; несбывшаяся адаптация к требованиям военной службы; несбывшаяся адаптация в сфере общения; затяжные состояния психической развития, которые возникают в процессе обучения (28,c.107).

Таким образом, личность – это совокупность социальных качеств индивида. Можно дать определение, что личность есть индивидуальная, специфическая форма выявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений, индивидуальная форма выявления человеческой сущности. И если общество выступает как „человек в его общественных отношениях”, то личность – это человек конкретной исторической эпохи, представитель конкретных общественных отношений.

Очевидно, что личностью не рождаются, а становятся. Ребенок, появившийся на свет – еще не личность, хотя в нем заложена реальная возможность последующего превращения в личность как носителя социальных качеств того типа общества, той социокультурной среды, в которой будет проходить ее жизнедеятельность.

Личность является составным элементом различных по масштабу социальных систем. Учитывая своеобразие уровней социальных систем, можно выделить следующие проблемы социологии личности.

1) На уровне социологической теории раскрывается социальная сущность человека, его связь с обществом, изучаются формы и виды ее деятельности, личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений, а также изучаются закономерности включения человека в общую социальную систему (31,c.184).

2) На частично социологическом уровне (то есть на уровне специальной социологической теории личности) изучаются социальное положение (социальный статус), социальные роли, системы социальной типизации, оказываются влияние социальных факторов на становление и развитие личности, тенденции ее включения в различные сферы деятельности, характеризуются социальные механизмы формирования (ее социализации, социальной и профессиональной адаптации, формирование ее ценностных ориентаций, интересов, потребностей и т.д.).

3) На уровне конкретно-социологических исследований личности рассматриваются исходя из эмпирических характеристик всех без исключения социальных взаимодействий, в которые они вступают в процессе своей жизнедеятельности. Изучение проблем личности на этом уровне имеет важную особенность: личностные эмпирические характеристики обнаруживаются практически в каждом социологическом исследовании, в том числе, и тогда, когда оно имеет иное целевое назначение (например, изучение текучести кадров, состояния морально-психологического климата и т.п.). На этом уровне используются как методические приемы вышеназванных уровней, так и разрабатываются собственные. Среди специфических методов сбора первичной социологической информации можно назвать использование так называемых карт личности, определение того или иного вида ее социального потенциала путем проведения экспериментов, использования социометрических методов при изучении распределения в коллективах социальных ролей, применение метода градуировки с бальными оценками и т.п (9,c.105).

Переходя к проблеме взаимоотношения общества и личности необходимо отметить, что в социологии существует много теорий, которые кардинально отличаются одна от другой вследствие различных методологических установок. Так существуют точки зрения, согласно которым общество или сводится к индивидам, рассматривает их всего лишь как часть, “молекулу” общества. Согласно другому представлению, личность и общество – это два отдельных, независимых друг от друга явления (6,c.88).

В марксистской социологии акцентируется внимание на моменте диалектического взаимосвязи личности и общества, утверждается, что они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга, потому что не существует общества без индивида, и он может существовать только в обществе. „Поскольку сущность общества заключается во взаимных отношениях и взаимной деятельности индивидов, а сущность человека есть совокупность общественных отношений, – пишет Д.Маркович, – можно утверждать, что индивид и общество являются двумя сторонами одного явления – социальной истории человечества”(16,c.195).

С одной стороны, общество благодаря системе специальных институтов оказывает влияние на процесс формирования каждой личности. Именно в обществе разгорается процесс превращения биологического индивида в личность. С другой стороны, личность имеет творческую активность и поэтому способна изменять не только свой собственный внутренний мир, но и внешний, то есть выступать не только объектом, но и субъектом общественных отношений.

По мнению социологов, личность как субъект общественных отношений характеризуется прежде всего автономностью, относительной независимостью от общества, способностью противопоставлять себя ему; самосознанием, то есть способностью к самоанализу, самооценки, самоконтроля; ответственностью за свои поступки и т.п.

Одной из наиболее разработанных в социологии является проблема субъективных детерминант (движущих сил) социального поведения личности, к которым относятся потребности и интересы. Отправным моментом при анализе личности являются потребности, то есть внутренние силы ее активности, характеристика объективного в личности. Потребности – это нужда, необходимость для человека того, что обеспечивает ее существование и самосохранение (32,c.285).

Другая категория социологии личности – интерес тесно связана с потребностью. Она также имеет объективно-субъективную природу и представляет собой осознание потребностей. Вместе они составляют основу ценностного отношения личности к окружающему миру и используются для исследования регуляторов социального поведения.

Рассматривая личность как субъект, необходимо уяснить, как социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Интересы выступают основным связующим звеном между реальным общественным положением человека и отражением этого положения в сознании, в том числе и в характере усвоения социальных функций (ролевых предписаний), свойственных ее положению. Кроме того, через социальный интерес осуществляется обратная связь-от субъекта к его социальному поведению: люди действуют, исходя из определенных социально обусловленных интересов (7,c.165).

На основе сложившейся системы потребностей и предыдущего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных условиях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, не стереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Далее самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Она представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах личности, готовности к действию.

1.2. Концептуальные положения стадий развития личности

Духовное развитие личности и его этапы – сейчас одна из наиболее востребованных тем в среде людей, интересующихся эзотерикой. Это вполне объяснимо, ведь все мы стремимся узнать еще больше о себе и перейти на новый уровень самосознания, четко определить свое место в окружающей нас Вселенной и оценить дальнейшие перспективы своей жизни. Изучая стадии личностного роста, человек способен осознать, на какой именно из них он находится (иногда это бывает и промежуточный этап между двумя ступенями сознания). Обычно в системах, описывающих развитие сознания, выделяют три начальные ступеньки, которые доступны обычным людям, проживающим в нашем социуме, переходной этап и 2-3 ступеньки духовного развития, которых достигают лишь «продвинутые» представители рода человеческого.

У духовно развитой личности душа, скорее всего, прошла очень сложный, долгий и извилистый путь, а этап, на котором он находится, во многом определяется уже пережитым и осмысленным.

Все мы абсолютно различны, поскольку находимся на разных этапах развития, и наиболее полно это возможно объяснить теорией реинкарнации. Прошлое нашей души нам неизвестно, поэтому согласно этой концепции неведомые нам последствия наших предыдущих воплощений приводят к конкретному результату, т.е. текущей стадии развития личности. Верить или не верить в это – каждый выбирает сам. В последнем случае можно заключить, что у развитой души были к этому хорошие генетические предпосылки и благоприятные условия существования (6, c.54).

Объективно «хороших» и «плохих» этапов развития просто не существует, ведь если мы будем так судить, всегда найдется кто-то, кто уже достиг нирваны и стоит выше нас на несколько голов. И по сравнению с ним наш собственный этап покажется очень низким. А все ролевые игры в унижение и возвышение приведут лишь к пустым растратам энергии на чувство собственной важности. Однако, чтобы избежать путаницы, выделим все же промежуточные уровни, на которых находится большая часть населения Земли, с тем, чтобы отличать их от более высоких стадий развития души и личности. Всего же и тех, и других будет шесть (31, c.347).

Важнейший критерий, по которому можно сравнить различные этапы развития человеческой личности, - это тонкость восприятия. Чем она больше, тем более чувствительна душа к самым неуловимым граням того или иного явления или ситуации. Если восприятие достаточно грубо, человек оказывается менее разборчивым в своих поступках и словах. То, что вполне адекватно для личности, пребывающей на начальном этапе развития, покажется агрессивным, глупым, грубым, эгоистичным для личности, которая уже прошла ряд духовных уроков саморазвития и самосознания (5, c.183).

Вторым по значению критерием является банальная дальновидность, или, говоря иначе, мудрость. Она заключается в тщательном присчитывании того, как тратить свои энергетические ресурсы. Мудрый человек тщательно анализирует свою душу и разум и нечувствителен к грубым импульсам. Ведь если немного потерпеть сейчас и неустанно работать над собой, результат в будущем будет просто феерическим. А если вы щедро и впустую тратите собственные внутренние ресурсы, разочарования в дальнейшем просто неизбежны.

Третий и самый неординарный критерий сравнения стадий личностного развития – это т.н. допуск по сферам. Этот термин означает разрешение участников определенной части социума – сферы – находиться в их обществе, которое живет по общепринятым или отличающимся от таковых законов. Чем выше этап развития, которого достигло человеческое сознание, и чувствительнее восприятие, тем более тонкими и разумными окажутся законы того общества, в которое стремится попасть человек, и тем более неукоснительно он обязан их соблюдать. Так, стремясь попасть в сферу добрых и умных людей, мы сами должны стать такими, иначе будем отвергнуты.

На этом этапе развития личности находятся люди, потребности которых мало отличаются от таковых у животных. Несомненно, половое влечение, чревоугодие и стремление выжить любой ценой в обществе скрываются под самыми разными масками и ритуалами, но суть будет неизменно та же. Человек ощущает основную потребность, которая полностью овладевает ним, и ищет путь ее удовлетворения самыми различными способами.

Социальные преграды образуют определенный буфер между природными человеческими инстинктами и сознанием цивилизованного человека. Если этот буфер минимален, представитель социума будет вести себя грубо, жестоко и аморально, абсолютно не считаясь с мнением других. Он будет стремиться любой ценой удовлетворить свои потребности, зачастую прямолинейно и цинично (4, c.190).

На этом практически «нулевом» этапе развития личности животное начало берет верх, а животное желание настолько затмевает разум человека, что он даже не задумывается о расплате. Его поведение направлено лишь на утоление желания, сила которого полностью растворяет зачатки слабо осознаваемых мыслей о последствиях определенных поступков. Таким образом, даже самая низшая ступень мудрости, дальновидности и самосознания оказывается недоступна данному представителю человеческого рода.

На этом этапе пребывает рядовой обыватель, для которого специально разработаны социальные «наркотики» - журналы, фильмы, СМИ, онлайн-игры, до 90% которых адаптированы для понимания людьми, не достигшими еще более высоких этапов развития личности. Что касается книг, о них пока говорить не будем, т.к. во многих из них информация преподносится все же на чуть более высоком уровне.

Для этой стадии характерно понимание того, что грубого насилия следует избегать. Человек даже может логически обосновать, почему нельзя вести себя жестоко и аморально с физической точки зрения. Но сам факт присутствия разумного объяснения не так уж принципиален. Наибольшее значение имеет глубинный духовный опыт, присутствующий в бессознательном в человеке. Если вы – поклонник теории реинкарнации, этот уровень легко объяснить множественными прошлыми жизнями, в которых человек уже пережил грубые проявления кармы. Для тех, кто не верит в это, причинами являются хорошая генетическая предрасположенность или элитное воспитание. Однако среднестатистический член общества все же способен иногда регрессировать, опускаясь до физического насилия во время временного затмения рассудка – притупления восприятия (15,с.99).

На втором этапе духовного развития человек редко осознает, что, например, ложь – это тоже насилие и нарушение внутренней гармонии. Таким образом, проблема переходит на более тонкий ментальный уровень. Развитие в этом случае невозможно без устранения грубого непонимания и избавления от незаметного, на первый взгляд, духовного дисбаланса.

Вторая стадия характеризуется более завуалированными проявлениями инстинкта выживания, который маскируется порой под нечто более благородное, однако в основе поведения человека все же лежат половой инстинкт и чревоугодие (7, c.200).

Отличительная черта второй стадии развития – это жажда удовольствия. Поскольку ментальная сфера достаточно развита, то, кроме первобытных наслаждений – секса и еды, человек активно интересуется кино, развлекательной литературой, играми, светским общением и другими развлечениями.

Второй критерий, касающийся мудрости и дальновидности, оказывает на всю жизнь человека уже весьма заметное влияние. Он активно использует память и склонен зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность удовлетворять свои желания. Однако на этом этапе возможно погружение в алкоголизм или наркоманию, поскольку социальные табу, наложенные на них обществом, в этом случае часто не срабатывают.

Для первых двух стадий развития основополагающим является критерий деградации личности при отсутствии трудовой и другой активной деятельности. Если на человека, находящегося на них, обрушивается такое состояние, часто он оказывается неспособен дальше жить. Исключением может оказаться случай, когда рядом с такой «слабой» душой находится более сильный духовный учитель или партнер, влияющий на сознание человека (1, с.139).

Удовлетворенность жизнью для личности, которая находится на такой стадии, невозможна без удовлетворения потребностей в манипуляции, управлении, подчинении, изменении окружающих. Тяга к сексу проявляется не в виде чисто животной похоти, а чаще всего в стремлении морально и эмоционально «владеть» другим человеком. Поэтому в отношениях с противоположным полом, например, намного важнее представляется цель завоевать и покорить, а не строить гармоничное партнерство. После того как это желание удовлетворено, интерес к объекту его стремительно уменьшается: ведь человек чувствует себя бесстрашным покорителем новых территорий, на поиск которых и отправляется постоянно. Выпадают из этой парадигмы эмоции по отношению к женщине или мужчине, находящихся на более тонких уровнях (6, c.33).

При общении двух людей, между уровнями развития личности которых две и более ступеньки, взаимопонимания обычно не возникает. Конечно, более «продвинутый» человек четко осознает желания и стремления стандартного члена общества, каждое из которых легко может разложить по полочкам. Все потребности, эмоции, мысли души, еще остающейся на одном из примитивных стадий, для духовно развитого представителя рода человеческого ясны, как на ладони, поэтому интерес носит только экспериментальный либо учебный характер. Понять человека, который достиг определенных духовных вершин, его визави тоже не удастся: выйти за рамки понимания, характерные для его уровня он не сможет. Иногда он признает, что существует нечто, пока недоступное его сознанию, однако чаще пребывает в уверенности, что рамки его ограниченного ума – и есть истинная жизнь.

Личность, которая находится на третьей стадии развития, прекрасно чувствует себя в обществе себе подобных, остающихся на первой и второй стадии, если ей приходится иметь дело с такими людьми по работе или если у нее до сих пор остались непрожитые программы с этих уровней (9, с.115).

В этом случае насилие, жестокость и грубость принимают формы жадности, эстетской гордыни, равнодушия и весьма развитого чувства собственной важности, из-за которого человек чересчур переживает за собственную персону и даже склонен унижаться. Лишь на четвертом этапе развития чувство собственной важности становится существенно тоньше, а интенсивность его проявления уменьшается в несколько раз.

Если грубые ментальные программы, характерные для первых двух стадий развития личности, пережиты человеком, он будет честным, умным, благородным и справедливым. Однако тонкости восприятия, чтобы осознать, чего он ждет от жизни, ему не хватает. Когда он контролирует ситуацию, он только тогда чувствует удовлетворение собой и находится в зоне комфорта. Однако этот контроль иллюзорен, а от осознания этого человек прячется, развивая бурную деятельность. Ведь жизнь не всегда подвластна законам логики, она спонтанна и многогранна, поэтому сложнее концепций, доступных для восприятия на этом этапе. Все эти три уровня развития личности и сознания относятся к социальной сфере.

1.3 Социальные факторы, как основа развития личности

Формирование личности происходит поэтапно, при этом стадии имеют общие черты у всех людей. Прежде всего, влияет воспитание, которое человек получает в детстве. От него зависит дальнейшее восприятие всего окружающего. Д.Б. Эльконин утверждал, что уже на первом году жизни у ребенка формируется базальное доверие или недоверие к окружающему миру». В первом случае ребенок выбирает для себя положительный компонент, который гарантирует здоровое развитие личности. Если задачи первого года остались нерешенными, формируется базальное недоверие к миру, появляются комплексы, стыд (33, с.189). На формирование личности влияет и общество, когда происходит принятие и осознание собственной роли. Социализация длится всю жизнь, но ее главные этапы проходят в молодом возврате. Формирование личности в процессе общения осуществляется через подражание, развитие идеалов и самостоятельности. Первичная социализация происходит в семье, а вторичная - в социальных институтах. Таким образом, на процесс формирования личности влияют наследственные факторы и неповторимые условия той микросреды, в которой человек находится.

Глава II Исследования социально психологических качеств личности

Развитие общества невозможно без всестороннего развития человека, высокого уровня культуры, образования, общественного сознания, личностной зрелости. Успешное решение практических задач в становлении социально активной, зрелой личности требует глубокой научной разработки проблемы воспитания и образования. Существенное значение в этом принадлежит социальной психологии, которая имеет непосредственное отношение к исследованию форм, способов и механизмов влияния общества на развитие человека, основанные на понимании личности как социального индивида, который всегда выполняет конкретную совокупность общественных функций” [1, с. 45] и включение ее в систему социокультурных отношений, которые и определяют условия развития и многообразие социального поведения. Следовательно, именнообщество для личности является прежде всего условием, к которой она адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует данные условия, либо ищет новую среду [5, с. 11]. При этом создание гармоничной и упорядоченной образовательной системы на протяжении жизни является не просто метафоричной целью, но и непосредственной и необходимым условием дальнейшего существования, развития и жизнедеятельности человека [6, с. 3].

Процесс развития человека – продукт совокупного действия многих факторов, сочетание биологических и культурных источников, смешение мыслей и чувств, синтез внутренних побуждений и внешних воздействий. Термин “развитие” указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышленииили поведении человека в итоге биологических процессов созревания организма, наполнения и динамики компонентов окружающей среды. Иначе говоря, “развитие человека – это такой процесс, который охватывает изменения в сфере физических и умственных способностей, совершенствование когнитивной структуры и поведения, социальных ролей, отношений и еще многих других сторон. Практически любое свойство, которое на протяжении определенного времени под влиянием культурного опыта претерпевает изменения, характеризует важный аспект человеческого развития. Отсюда возникает потребность познания этих постоянных изменений внутреннего мира человека, в частности динамики когнитивных структур, физических способностей, личности и форм поведения. Тем более, что задержание, ускорение или усложнение культурного развития - оценивают серьезные последствия в организации психической жизни индивида” [7].

1.Цель эссе – проанализировать теоретические основы социально-психологического исследования личности.

2. Результаты

Критический анализ концептуальных подходов к изучению базовых теоретических конструктов становления человека позволяет определить системообразующие сферы ее развития как субъекта, личности, индивидуальности и универсума: физическая, психическая (когнитивная и эмоциональная), социальная и духовная сферы развития и саморазвития [2; 3; 7; 8; 11; 17-19].

Й. Шванцара выделяет три основных показателя, которые связаны между собой зависимостями и в совокупности определяют три возможные условия развития личности [4, с. 17]: а) врожденные и унаследованные наклонности, которые образуют базис развития; б) влияниесреды; в) общественное воспитание и обучение.

Я считаю, что социально-психологическое исследование личности касается ряда ее отношений с окружающим миром. Поэтому комплексное изучение личности должно охватывать все уровни проявления его как субъекта действия в конкретномсоциально-историческом пространстве. Современная наука в своем арсенале имеет некоторые подходы к определению уровней или сфер, которые так или иначе влияют на становление и развитие личности.

Специфика и динамика личностного развития бесспорно обусловлена тем не повторным сочетанием психических и социальных особенностей, которые прежде всего проявляются в его способностях. Следовательно, в контексте психосоциального анализа внутренней можно дифференцировать на три метасферыспособностей: умственные, социальные, креативные.

Умственная метасфера определяется как совокупность ментально организованных знаний, норм и ценностей, способность оперирования ими с помощью различных форм и механизмов поисковой активности, а также система умственных действий, которая выявляет и обогащает личный опыт индивида. В основе ее исследования – познавательная работа по изучению процессов мышления и интеллектуального развития личности вообще.

Социальность понимается нами как системнаяспособность индивида овладевать социально определенными образцами поведения и деятельности (умения, правила, нормы, ценности) и универсальная способность эффективно использовать их в опыте собственной общественной жизнедеятельности. Исследования социальной метасфери базируется на познании индивидуальных особенностей, а также характера взаимодействия человека с окружающим миром.

Креативность – это общие творческие способности личности, которые находят влияние в ментальных актах свободного (спонтанного), и не контролируемого потока психических образов, ассоциаций и переживаний, что характеризуется новизной и оригинальностью созданного продукта.

Каждая из этих метасфер основывается на разграничении фундаментальных психологических свойств индивида и имеет сложное строение. Очевидно, что разумность характеризуетпознавательный потенциал личности, социальность – регуляционно-нормативный, креативность – творческий, эвристический.Таким образом, каждой метасфере способностей удовлетворять ют специфическая мотивация, форма активности и отдельный механизм поведения: разумности – мотивация достижения, познавательная активность и адаптивное поведение; социальности – мотивация признания, регуляционная активность и моральное поведение; креативности – мотивация самореализации, творческая активность и нешаблонное поведение. Взаимодействие - между собой определенным образом, указанные метасферы определяют успешность деятельности, а в случае исключительных результатов и их гармониционного взаимовлияния – одаренность и талант.

С другой стороны, среди теоретических концепций социологии и социальной психологии можно выделить наиболее популярную модель влияния общества на личность путем определения четырех сфер, а именно: микро-, мезо-, макро-, мега факторов [9; 13–16].

В соответствии с этим подходом сфера микро факторов охватывает социум, который непосредственно окружает человека, а именно семья, референтные группы, общественные, государственные, религиозные и частные учреждения. Пространство мезо факторов подается системой, которая состоит из окружения, действует как непосредственно, так и опосредованно; другими словами, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения и тому подобное. Относительно макро факторов, то их влияние в основном имеет опосредованныйхарактер, поскольку состоит из общих этнокультурных условий, национального менталитета и традиционной страны и общества, а также устройства и социо-экономического состояния развития государства. Сфера мега факторов меньше всего зависит от конкретной личности, хоть и является неотъемлемой составляющей ее становления. Она организуется как глобальные системы, прежде всего, космос, планета, мир. А это обеспечивает учет условий, тенденций и проблем этой сферы и их влияние и взаимосвязь со всеми сферами - факторами, а также возможность прогноза тенденций развития социальных отношений лица в глобальном масштабе.

Оригинальную концепцию системы становления и развития человека предложено американским психологом Бронфенбреннером. Он разработал модель экологических систем развития человека [20]. В частности, ученый трактует развитие индивида как динамический процесс, что происходит в двух направлениях – личностном и общественном. Это означает, что индивид, который растет физически и утверждается социально активно, осваивает и реконструирует жизненное пространство. В то же время последний, характеризуясь составностью, структурно организуется в сознании человека как многоуровневая система.

По В. Бронфенбреннером, экологическая среда развития человека состоит из четырех систем, которые можно по принципу “матрешки” вместить одна в одну, начиная от микросистемы и заканчивая макро - системой. Микросистема – это структура деятельностей, ролей и межличностных отношений, которые переживаются и осознаются личностью, которая развивается в конкретном социальном окружении. Мезо система – структура отношений двух и более микро систем, в которых активно действует и утверждает себя личность. Экзо система – структура, состоящая из нескольких сред, где личность не является активным действующим лицом, хоть и причастен к ситуации и событий социума этого уровня организации, который влияет на нее косвенно. Макросистема охватывает все жизненные ценности, законы, традиции той культуры и исторической эпохи, в которой личность родилась.

Анализ представленных моделей показывает, что на становление и развитие личности влияет ряд факторов различного уровня и порядка, со своей стороны, предопределяет выбор отдельным исследователем научного подхода к ее учению в системе социальных отношений и выделения воздействий тех или иных социумных наслоений. Поэтому возникает необходимость созданияцелостной модели социально-психологического исследования личности.

В нашем опыте экспериментирования это целостная модель комплексного социально - психологического исследования личности может быть представлена как взаимосвязь четырех уровней научного познания. Важно, что каждому уровню соответствует отдельный ряд параметров внутреннего мира личности, которая погружена в разноаспектные системы социальных отношений: а) как субъект межличностных отношений; б) как субъект малой группы; в) как субъект социокультурной организации).

Определение личности как субъекта социального взаимодействия определенного, на каждом уровне более широкого и сложного, диапазона отношений требует рассматривать любое субъективное проявление как такой, что находит отражение в реакциях, действиях и поведении, чем и раскрывает свою реалистичность, приобретая социально-психологические признаки. С помощью средств социальной причастности человек объективирует сложный культурный смысл и групповой характер собственных общественных отношений, которые отличаются объективностью бытия и самостоятельностью функционирования [10]. В этом контексте научного анализа личность является одновременно субъектом и объектом духовно - практической деятельности. А это, несомненно, усложняет анализ и интерпретацию результатов социально-психологических исследований личности в сфере ее поливариантных социальных отношений.

Основной путь исследования личности заключается в изучении таких трансформаций субъекта, которые создаются само движением его деятельности в системе социальных отношений. Тогда реальный базис личности составляет совокупность ее общественных отношений и отношений к окружающей среды и человеческого окружения. Это позволяет объединить естественно-научное понимание человека с общественно-историческим, то есть рассматривать личность в контексте общественных обстоятельств, через интеграцию природных и культурных условий жизнедеятельности. В собственном поле (индивидуальном) внутренний мир личности полностью оказываемое общественными отношениями (социальном) [10].

Указанные теоретико-методологические ориентиры дают возможность проанализировать предложенную исследовательскую модель как систему организации социально-психологических знаний о личности.

Первый уровень модели указывает на подход к личности как социального существа, которая характеризуется определенной завершенной культурой внутреннего мира – набором действительностей, ролей и межличностных отношений. К этому добавляются мотивационные побуждения и переживания личности в социуме, которые усложняют содержательно-процессуальный ход адаптационноговзаимодействия. Поэтому первый уровень модели касается самовосприятия личности в пространстве ближайшего окружения, ее личностной адаптированности и психостроения Я-концепции.

Социально-психологический подход исследования личности открывает широкую перспективу к более полному раскрытию не только общечеловеческих психических качеств, черт и свойств, но и познания социально - специфических и индивидуально-неповторимых особенностей. Другими словами, личность предстает не как набор, а как целостная система, находящаяся в конкретном психическом состоянии, которое оказывается в актуальной поведении и применении личного опыта для регуляции или коррекции этого состояния.

Итак, на микроуровне личность в рамках предмета научного исследования обосновываетсяпо трем основным параметрам, которые освещают внутренний мир индивида: разумность, социальность и креативность. Так, разумность, раскрывая познавательные способности личности обнаруживает потенциал, который во многом опосредует эффективность актуальных отношений с социумом. Разумность личности основывается не только на развитии познавательных психических процессах, но и вызванная успеваемостью,обогащения ею опыта социального взаимодействия. В то же время она также определяет качество актуальных отношений, персональную причастность к восстановлению социально - культурного опыта. Причем этот опыт реализуется в форме получения не только знаний, навыков и умений, но и системы меж - субъектных отношений, которая находит отражение в социальности личности.

На наш взгляд, социальность базируется на общем социальном интеллекте личности, который проявляется, во-первых, в способности адаптироваться понять и принять социально значимые нормы поведения и характерологические особенности как самой личности, так и ее межличностных отношений. Последние, кроме того, выявляют потенциал личности, который находит воплощение в активной избирательности поступков человека и базируется на его индивидуально-социальном опыте. Известно, что именно особенности отношения человека к той или иной задачи или проблемы влияют на характеристику его способностей к любой деятельности. Отсюда очевидно, что целостная личность может быть адекватно описана только благодаря введению актуального социального контекста ее реальных отношений. Тогда исследования личности неизбежно охватывать динамике ее содержательных межсубъектных отношений, оценок, отношений.

Креативность раскрывает общий потенциалличности к гибкости, оригинальности и нешаблонности проявления и реализации способностей на микроуровне социальных отношений как в интеллектуальном, так и социальном аспектах. Этот параметр освещает активность человека, когда общеизвестная закономерность или норма организуется в проблемную ситуацию, которую она должна решить в актуальном взаимодействие. Уровень развития креативной сферы определяется как совокупность общих показателей при исследовании интеллектуальной и социальной сфер внутреннего мира личности.

В то же время отметим, что не только уровень интеллектуального развития обуславливает творческий потенциал личности, но и такие личностные черты, как независимость, открытость ума, высокая толерантность к определенным и неразрешенным ситуациям, развитое чувство прекрасного [12, с. 174]. Понимание и учет индивидуальных особенностей каждого параметра имеет значение для практической деятельности личности. На этом уровне психологического познания обеспечивается раскрытие строения внутреннего мира личности, реализация ее положительного природного потенциала.

Второй уровень модели исследования, утверждая личность субъектом малой группы, характеризует структуру деятельности, ролей и межличностных отношений, которые реализуются в конкретном референтном поле с характерными для него мнениями и позициями. 

Анализируя теоретические подходы к характеристике такого феномена сообществ как малая группа, отметим, что большинство исследователей указывают на необходимость определения не только степени ее внутренней коммуникации, но и психологического состояния, социального строя и психологической структуры деятельности. Иначе говоря, о всеобщем развитии самоосознания каждым членом собственной групповой причастности и развитости от – чувства “Мы”. Так, определяя уровень развития малой группы, нами, безусловно, учтен вклад каждой личности в совместной деятельности, которая является носителем специфической, только ей присущей системы отношений как в интеллектуальной, так и социальной и креативной сферах.

На макроуровне личность воспринимается как составная и неотъемлемая часть группы и может быть описана по трем основным параметрам, которые освещают разумность, социальность и креативность этой группы. Влияние организационной структуры, системы внутренних симпатий, взаимопонимания занимает весомое место в формировании всех сторон внутреннего мира, индивидуального опыта и возможностей позитивного утверждение Я-концепции.

В процессе общественной жизни личности формируется сложнейшая – многомерная, многоуровневая и динамическая – система субъект-субъектных отношений, на которую накладывает определенный отпечаток объективной системы социального взаимодействия. Незначительные изменения объективного состояния личности в социуме, безусловно, требуют перестройки ее субъективных отношений. Поэтому учет общего социально-психологического портрета такой общности, как референтная группа, за параметрамы разумности, социальности и креативности является важным этапом комплексного исследования личности. Определенное место в этой работе играет учет возрастных особенностей, которые объективно влияют на понимание и интерпретацию социальных процессов и дают возможность своевременно их корректировать.

Третий уровень модели исследует личность как субъект социально-культурной организации. Он гарантирует описание общей характеристики актуального состояния и социального потенциала сообщества на уровне отдельных институций. В то же время фиксирует восприятие личностью всей совокупности отношений, традиций, норм, ценностей и воздействий, которые оказывает широкое социальное окружение социально - культурной ориентации на общее развитие личности.

На экзо уровне личность также может бытьописана по трем основным параметрам, освещающих обобщенные характеристики разумности, социальности и креативности определенной социальной системы-организации (например, образовательного учреждения).

Анализ указанных параметров позволяет давать не только социально-психологическую характеристику социальной организации, но и отслеживать динамику социальных отношений и прогнозировать ее дальнейшее развитие и совершенствование социокультурного пространства. При этом организационная структура представляет собой социальную общность, которая не сводится к определенной группе личностей, входящих в нее. Она не занимает только качественные различия, потому что социально-организационные реальности, которые образуются в ее структуре, не присущие социальным качествам каждого отдельного субъекта, хотя из них возникающих [6, с. 80].

Комплексный мониторинг становления и развития личности дает возможность субъектам социального взаимодействия формировать целостное представления о своем внутреннеммире, особенности психологической организации, тенденции развития, а также использовать результаты для разработки программ проектирование и прогнозирование перспектив культурного развития и самореализации каждой личности.

Основательный социально-психологический анализ процесса и результатов деятельности субъектов социального взаимодействия на основе данных психолого-диагностического обследования должен обеспечивать прогнозирование оптимальных форм, методов и средств воплощения межличностх отношений, а также определение траектории развития основных сфер как внутреннего мира, так и групповой общности по критериям разумности, социальности, креативности.

Разработка комплексного социально-психологического исследования личности должносоответствовать трем основным уровням научногоанализа, который содержит:

– обще-научный аспект: осмысления модели социально-психологического исследования субъектов социальной взаимосвязи с учетом социокультурного менталитета;

– психологический аспект: адаптация агрессивных методов диагностических исследований в системе социального мониторинга, апробация комплексного познания личности, опираясь на научно - психологическую подоплеку возрастных особенностей субъектов социального взаимодействия;

– социологический аспект: исследование социальных основ социального взаимодействия, взаимовлияния общественного окружения и личности в теоретических конструктах социальной активности и организационной деятельности.

Следует заметить, что психодиагностические и коррекционные методы должны быть адаптированы к реальным социокультурным условиям жизнедеятельности современной социальной системы, а также учитывать основные уровни влияния на развитие личности:

а) мировоззренческий (полный спектр сформированности ценностных ориентаций, социальных идеалов и норм);

б) социологический (социально-культурная поле сообщества и возможности коррекционного воздействия на него);

в) психологический (полный диапазон психологических особенностей участников социального взаимодействия).

Заметим, что любое исследование сталкивается с серьезной проблемой адекватного и качественного инструментария, который бы имел возможность обеспечивать исследования каждой сферы способностей. Причем такой комплекс психодиагностического инструментария должен обеспечивать не только исследование актуального состояния, но и мониторинг в включения личности к социальному взаимодействию и возможность сравнивать полученные результаты. Укажем на основные требования, которым должна от - поведать диагностический комплекс:

– возможность организации исследования в групповой форме;

– экономия времени в процессе проведении тестирования или опроса;

– одновременный охват нескольких показателей развития;

– минимальная трудоемкость первичной обработки результатов.

Решение проблем, связанных с реализацией опытно-диагностических программ социально-психологического исследования личности, не возможно только на уровне отдельных исследовательских программ и инициатив, здесь необходимы решения на общегосударственном уровне путем сознания определенных служб и реальной работы психологов. 

На этом уровне, по нашему мнению, крайне необходимым является создание научного центра психологической диагностики, в компетенцию которого входили сертификация, отслеживание и контроль применения тестовых методик, коррекция норм, определения уровня надежности и валидности, адаптации методик, разработанных в других странах и при других условиях; создание базы данных и системы информирования практических психологов относительно новейших разработок, тенденций развития психодиагностической практики и тому подобное.

Итак, исследовательская практика, которая организуется в гуманитарной сфере общества и предусматривает задействование теоретико - методологических средств психологии, социогии, педагогики, должна организовываться сознательно, программно, профессионально. 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избран. психол. тр. / Б.Г. Ананьев ; [под ред. А.А. Бода - лева]. – М. ; Воронеж : МПСИ, 2005. – 431 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического ана - лиза / А.Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2002. – 414 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Вы - готский. – М. : ИПП, 1996. – 512 с.

4. Диагностика психического развития / [Б. Балаштик, В. Голубь, Я. Йирасек и др. ; под общ. ред. Й. Шванцара]. – Прага : Авиценум, 1978. – 388 с.

5. Дружинин В.Н. Психология общих спо - собностей / У.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.

6. Казмиренко В.П. Социальная психология организаций : монография / В.П. Казмиренко. – К. : МЗУУП, 1993. – 384 с.

7. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.

8. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. тер Лаак. – М. ; Воронеж : МПСИ, 1996. – 384 с.

9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М. : ИПП, 1997. – 368 с.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений : избр. психол. тр. / В.Н. Мясищев ; [под ред. А.А. Бодалева]. – М. : МПСИ ; Во - ронеж : МОДЭК, 2011. – 398 с.

11. Принципы развития в психологии : сборник / [под ред. Л.Ы. Анцы - феровой]. – М. : Наука, 1978. – 367 с.

12. Развитие и диагностика способностей : монография / [Л.Г. Алексеева, А.Н. Во - ронин, Т.В. Галкина и др. ; под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадриков]. – М. : Наука, 1991. – 181 с.

13. Социальная психология / [А.В. Пет - ровский, В.В. Абраменкова, Н.Е. Зеле - нова, и др. ; под ред. А.В. Петров - ского]. – М. : Просвещение, 1987. – 224 с.

14. Социология: наука об обществе / [В.П. Андрущенко, И. Волович, Г.Т. Головченко, Н.И. Горлач ; под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача]. – Харьков : ИВМО, 1996. – 688 с.

15. Социология: Основы общей теории / [Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. ; отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев]. – М. : Инфра-М, 2002. – 888 с.

16. Социология : учебник / [В.Г. Городненко, А.В. Гилюн, А.В. Демичева, С.В. Легеза, Н.А.Литовский ; под ред. В.Г. Городяненко]. – К. : Академия, 2005. – 560 с.

17. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д.И. Фельдштейн. – М. : Флинта, 1997. – 160 с.

18. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: в традиции культ.-ист. теории Л.С. Выготского / Б.Д. Эльконин. – М. : Тривола, 1994. – 167 с.

19. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон. – СПб. : Лет. сад, 2000. – 415 с.

20. Bronfenbrenner U. Ecologіcal model of human development / U. Bronfenbrenner // Readings on the development of children. – 1993. – [2 nd еd.]. – Р. 37-43.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность, как известно, является объектом научного интереса философов, психологов, политологов, представителей других общественных наук. поэтому необходимо выявить специфику социологического подхода к проблеме личности. психология изучает личность как определенную целостность психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания, творчества, а политология – как субъекта политической деятельности. Что же касается особенностей социологического ракурса, то они могут быть обнаружены при рассмотрении личности как субъекта и объекта социальных отношений. Социология выделяет в ней социально - типичные характеристики, которые развиваются под влиянием социальных институтов, а также пути обратного влияния личности на социальный мир. Итак, специфика социологического и психологического подхода к изучению личности заключается в том, что он анализирует ее чисто социально-психологические характеристики.

Социология личности – специальная социологическая теория, исследующая широкий круг вопросов взаимосвязи личности с обществом, социальными общностями и группами.

Личность – понятие, которое вводится для выделения, выделения неприродного (сверхъестественной, социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном.

Каждый человек, которая появилась в мире, начинает усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью.

Социология стремится выявить в личности социально-типическое, выяснить содержание и особенности формирования личности и развитие социальных групп и сообществ. Она акцентирует внимание на изучении закономерностей связей личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения.

Социологическая теория личности исследует личность как субъект и объект социальных отношений на уровне взаимосвязей с социальными группами и сообществами. Она оперирует такими понятиями как „социальный статус”, „социальная роль”, „социализация”, „социальный тип личности” и др.

Социальный статус – это положение индивида (или группы людей) в системе социальных связей и отношений, что объясняется ее принадлежностью к определенной социальной общности и определяет совокупность ее прав и обязанностей.

Статус человека формируется различными признаками, среди которых есть те, которые наследуются, а также те, которые человек приобретает благодаря собственным усилиям. Соответственно этому различают статус предписанный статус приобретенный.

Социальные роли – это определенные способы действий, поведения индивида (или группы), которые соответствуют принятым в обществе нормам и осуществляются в зависимости от социального статуса. Совокупность социально-функциональных ролей, что выполняется конкретным индивидом образуют его ролевой набор. Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в различных ситуациях, то между ролями может возникнуть конфликт.

Социализация – это процесс интеграции индивида в общество, процесс развития личности под непосредственным или косвенным влиянием таких факторов социальной среды как совокупность ролей и социальных статусов;

Процесс социализации охватывает все возможности приобщения к культуре, воспитания и обучения, с помощью которых человека приобретает социальной природы и способности участвовать в социальной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – С.88-104.
  2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. – М., 2014.
  3. Американская социология (традиции и современность): Курс лекций. – Екатеринбург, «Деловая книга», Бишкек, «Одиссей», 2017.
  4. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2014.
  5. Андреева Г.М. Современная социальная психология на западе / Г.м. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – м.: Изд-во моск. Ун-та, 1978. – 272 с.
  6. Андреева Г.М. Социальная психология / Галина Михайловна Андреева. – м.: Аспект Пресс, 2016. – 376 с .
  7. Басов М.Я. Принципы развития современной психологии. – М., 1978. –
  8. Басов М.Я. Принципы развития современной психологии. – М., 1978. – С.14-15.
  9. Белая К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей: Руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, военныйам образования / Белая К. Ю. – М. : АСТ, 2007. -394с.
  10. Виленский О.Г. Психиатрия. – М., 2000. – 248 с.
  11. Гальперин П.Я. Методика поэтапного формирования умственных действий. – М. изд-во МГУ, 1982. – С.44-62.
  12. Еременко В.Д., Зибров Г.В., Колосова Л.А., Самсонова И.Н. Психология и педагогика высшей школы. – Воронеж, 2005. – 252 с.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 182 с.
  14. . Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций / Надежда Михайловна Лебедева. – м., 2013.– 195 с.
  15. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа / Дмитрий Алексеевич Леонтьев// Вестник мГУ. Сэр.14: Психология, 1988. – №2. – С. 3-15.
  16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 226 с.
  17. Луков Г.Д. Очерки по вопросам психологии обучения и воспитания советских воинов. - М., 1956. – 32 с.
  18. Мартенс Р. Кто предсказывает тревогу лучше? - в кн. Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983. – С.184-189.
  19. Немов Р.С. Психология. – в 3 кн. – М.: Просвещение, 1985. – Кн.1. – С.104-108.
  20. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. – Красноярск: изд-во управления печати и информации администрации Красноярского края, 1993. – С.102-106.
  21. Прихожан А.М. Психология: учебное пособие. – Пермь: ПГУ, 1998. – 220 с.
  22. Психология и педагогика высшей военной школы / под ред. А.В.Барабанщикова. – М., 1989. – 365 с.
  23. Райх В. Функция организма. – СПб.: Университетская книга, АСТ, 1997. – С.221-242.
  24. Роджерс К. О групповой психотерапии / пер. с англ. - М.: Гиль-Эстель, 1993. – 225 с.
  25. Романин А.Н. Гуманистическая психология и психотерапия: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 208 с.
  26. Романин А.Н. Основы психоанализа. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 320 с.
  27. Романин А.Н. Основы психотерапии. – М.: КНОРУС, 2006. – 528 с.
  28. Савина Е. Психология личности: учебное пособие. – Екатеринбург: Фарт, 1999. – С.68-72.
  29. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. – в кн. Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983. – С.12-24.
  30. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – С.367-374.
  31. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. – С.33-36, 67-82.
  32. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс, 1993. – С.76-92.
  33. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Системогенетический подход: учебное пособие. – Ярославль, 1979. – 188 с.