Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Социальное государство. Его отличие от социалистического государства ( СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА )

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Двадцатый век записал в историю развития государств новый тип - социальное государство, сменившее «либеральное государство» или «государство - ночной сторож». Приверженцы теории либерализма (А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие) придавали огромное значение не только независимости личности как величайшей ценности в отношениях между людьми, но и экономической свободе общества и его отдельных членов от государства. Функции государства представлялись чересчур ограниченно, исключительно как: сохранность «граждан от сограждан», защита общества от угроз извне, выполнение работ, не представляющих интерес для частного бизнеса вследствие небольшой доходности, но которые имеют огромное значение для всего общества (постройка и создание надлежащих условий для поддержания объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). Материальная помощь государства отдельным гражданам считалась недопустимой по двум причинам: 1) по мнению некоторых юристов и социологов, помощь слабому, является вмешательством в правила естественного отбора, приводящая к выживанию тех, кто в обычных условиях бы погиб, и как следствие - «снижение качества» генофонда человечества; 2) поддержка неблагополучных слоёв общества невозможна без финансовых вложений процветающей части социума, что по существу, является изъятием «священной и неприкосновенной» частной собственности.

Ещё до революции в трудах российских теоретиков права термин «социальное государство» встречался достаточно широко, притом, существенных отличий между социалистическим и социальным государством не проводили. Представления о социальном государстве стали отражаться в первую очередь в актах рабочего законодательства, в рамках которого начала развиваться система социального страхования. А уже в 20-годы ХХ в. конституции отдельных государств (РСФСР, Мексиканские Соединенные Штаты, Веймарская Германия) закрепили социальные права граждан и идею об ответственности государства за социальное благополучие каждого гражданина в отдельности и нации в целом. Только в 1949 г. Конституция Германии сформулировала принцип социального государства. Современные конституции России, Казахстана, Румынии, Литвы, Болгарии, Португалии, Марокко и других государств, характеризуя основы государственного устройства, используют термин «социальное государство».

Основная идея социального государства заключается в том, что именно на государстве лежит ответственность за создание условий жизни, гарантирующих доступность элементарных благ, предоставление одинаковых стартовых возможностей (точнее, выравнивание таковых). Социальным называется то государство, приоритетное направление деятельности которого заключается в создании условий для выполнения социальных прав граждан, зафиксированных национальным законодательством и соответствующих мировым стандартам в данной сфере.

Российская Федерация сегодня вряд ли в полной мере относится к описанному типу государств. Государственный лозунг «Жить по средствам», по существу, признаёт неспособность государственной власти выработать универсальную доктрину социальной политики, обеспечив вместе с тем, её экономическими механизмами.

Долю оптимизма вызывает попытка конституционно закрепить многие из обозначенных признаков государства современного типа. Следовательно, считается правомерным представлять Россию государством, находящимся на пути к становлению социального государства и выступающим как институт общества, который ориентирован на создание нормального развития и жизни общества в целом, защиту законных интересов, прав и свобод проживающих на его территории граждан и народов.

Затруднительность в изучении социального государства заключается в использовании знаний не только в сфере социологии, но и в области истории, политики, экономики, юриспруденции. Исследование условий, в которых формировался рассматриваемый институт в РФ, анализ исторической школы способствует выработке конкретных предложений, особенно эффективных для Российского государства, позволяющих добиться цели социального государства – воздержаться от решения социальных конфликтов революционным путём, обеспечивать социальный и экономический прогресс путём разработки государством условий, гарантирующих свободное развитие и достойную жизнь человека.

Исследовать теорию социального государства важно, поскольку осуществление социальной функции государства в разумных пределах может принести и приносит обществу столь же огромное благо, сколь пагубными (и политически, и экономически, и психологически) становятся как её недооценка, так и неоправданное в определённых исторических условиях преувеличение.

Объектом курсовой работы является система общественных отношений, возникающих вокруг построения социального государства.

Предметом курсовой работы является изучение взглядов ученых на проблему становления социального государства, а также ряда принятых в соответствии с этими взглядами нормативных актов.

Цель курсовой работы: исследовать понятие и проблемы становления социального государства.

Исходя из целей, обозначены следующие задачи:

- определить понятие социального государства;

- рассмотреть принципы и функции социального государства;

- дать характеристику России как социального государства.

Поставленные цель и задачи определили выбор методов и приемов работы: на этапе сбора материала – сплошной и случайной выборки, на этапе исследования – методов описания, сравнительного анализа, обобщения.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили достижения отечественных и зарубежных ученых - исследователей социального государства, таких как: Затонский В.А., Каргалова М.В., Кочеткова Л.Н., Нелюбин А.А., Калашников С.В., Гончаров П.К., Храмцов А.Ф. и др.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Социальное государство: определение, признаки, модели

Родоначальник термина «социальное государство» немецкий ученый Лоренц фон Штейнясформулировал его в конце XIX века как государство, в котором поддерживается полное равноправие для различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти.

Отечественная научная литература также представляет вниманию определения асоциального государства. Так, Задонский В.А. рассматривает социальное государство как демократическое правовое государство, которое возлагает на себя обязательства по соблюдению социальной справедливости, процветании своих граждан, их социальной защищенности, рассматривающее социально направленную политику важнейшим ориентиром своей практической деятельности и качественно реализующее закрепленные конституции основные направления этой политики, благоприятствующие труду.

Каргалов М.В. считает что, социальному государству, осуществляя основные функции классического государства (правопорядок, административное управление, оборона, юстиция), необходимо воплощать свою политику с учетом интересов всех без исключения, социальных слоёв и групп, образующих современное общество, гарантировать социальную я защиту граждан и стабильность в стране в новых условиях.

По мнению Налобина А.А., понятие «социальное государство» предполагает его конституционно-правовой статус и характеризуется конституционными гарантиями экономических и социальных прав и свобод каждого гражданина, которые соответствуют обязанностям государства, служащее обществу и стремящееся свести к минимуму или исключить неоправданные социальные отличия, обеспечить я создание условий для самореализации творческих возможностей личности.

Гончаров П.К. представляет социальное государство как особый тип цивилизованного государства, обеспечивающее высокую степень социальной безопасности всех граждан я путём активного участия государства по стабилизации экономической, социальной других сфер жизнедеятельности общества, формированию в нем солидарности биосоциальной справедливости.

В статье Храмцова А.Ф. социальное государство рассматривается как характерный тип государства, который возник в итоге масштабного я исторического соглашения разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального я противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью я активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики.

Основываясь на опыте европейских стран (Швеция, Германия, Норвегией др.) можно обозначить специфические признаки социального государства:

- существование среднего класса с условно высоким уровнем жизни;

- крайнее разделение доходов различных слоев населения и отсутствие социальной поляризации общества;

- государственные социальные пособия и гарантии (недостойные пенсии, медицинскую помощь и образование, предоставление нуждающимся людям социального жилья и т.п.);

- значительное участие государства в перераспределении прибыли, развитии инфраструктуры, стимулировании технического прогресса.

Вместе с тем можно выделить следующие признаки:

- высокий уровень нравственности граждан;

- наличие гражданского общества, с помощью которого государство играет роль инструмента проведения социально направленной политики;

- ярко выраженная социальная ориентированность политики, направленная на разработку различных социальных программ и первостепенности их выполнения;

- формирование совершенного социального законодательства;

- демократическое устройство государственной власти;

- правовое развитие государства.

После окончания Второй мировой войны сформировались различные модели государства всеобщего благосостояния и социального государства:

- государство социальной защиты;

- либеральное социальное государство;

- социал-демократическое социальное государство;

- позитивное государство социальной защиты;

- консервативное асоциальное государство;

- социальное государство всеобщего благосостояния.

Эти модели обладают целым рядом характерных отличий и особенностей, но наряду с тем и определенными опарными пересечениями: обе школы в первую категорию включают Великобританию иска, во вторую – Францию и Германию, в третью - Норвегию, Данию, Швецию и другие страны.

Представленные модели в сегодняшнем научном обороте позволяют сформулировать и иные названия - шведская модель, модель социального рыночного хозяйства, рыночная модель. Однако модели социально я направленной экономики и социального я рыночного хозяйства обладают я несколько иными базовыми установками. Модель асоциального рыночного хозяйства основывается на идее общественной я системы, где экономика являет собой равноправный элемент, взаимоувязанный с политикой, социальным развитием, а также правовым полем и порядком. Данные элементы действуют в постоянном взаимовлиянии друг наяд руга.

Особенно радикальных взглядов в я данном научном направлении придерживался Мюллер-Армяк А., ставивший знак равенства в значимости социальной биоэкономической политики государства и ратовавший за открытое перераспределение доходов для воплощения социальных функций и осуществления социальных целей государства.

Некоторые исследователи разделяют следующие модели социального государства:

- либеральная модель, основу которой составляет личный принцип, предусматривающий индивидуальные обязательства каждого члена общества за судьбу свою и своей семьи. Вяткой модели роль государства является незначительной. Субсидирование социальных программ обеспечиваются первую очередь частные сбережения и частные страхования. Приятом задача государства состоит в стимулировании роста личной прибыли граждан. Эта модель используют Англии, США и другие страны;

- модель корпоративная предполагает усиление ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное обеспечение и судьбу своих работников. Корпорация япредоставляетяработнику социальные гарантии, в том числе частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг, пенсионные выплаты. Основу социального обеспечения составляют страховые взносы корпораций и организаций-работодателей;

- модель, в основе которой лежат обязательства всего общества перед своими членами, главным условием здесь выступает правило, при котором обеспеченный платит за неимущего, а за старого - молодой. Государство перераспределяет социальные страховые фонды и социальные программы, поступающие налоговые отчисления через бюджет, систему социального обслуживания.

В работах Завьялова. Выделяются следующие модели социального государства:

- немецкая модель Бисмарка социального страхованиями договорное профессионально-отраслевое регулирование зарплаты и страховых тарифов по обязательному социальному страхованию;

- шведская модель государства всеобщего благосостояния, централизованного регулирования зарплаты и дополнительного социального страхования, работающих и членов их семей, активной я политики по созданию рабочих мест;

- английская модель Бевериджа У. предусматривает наличие государственных гарантий по обеспечению основных условий воспроизводства человеческих сил и договорного регулирования зарплаты.

Следовательно, существует многоразличных определений социального государства, но все исследователи сходятся водном, что главным в нем является проведение социальной политики.

Принципы и функции социального государства

Современная отечественная наука не разграничивает я понятия «социальные функции государства» и «функции социального государства». Но различие всё же существует, поскольку асоциальные функции осуществляются любыми государствами, отличие только в объёмах и формах их я осуществления. Кроме того, даже выполняя социальные функции, не каждое государство может называться социальным. Вместе сытим, социальное государство, как и государства других типов, выполняет как собственно социальные функции, таки иные, отражающие сущность государства. Таким образом, ошибочным было быязаключение, что на этапе формирования и действия социального государства исключительно главными являются только социальные функции. Скорее всего, здесь идёт речь об их преобладании по отношению к другим функциям[1].

Кочеткова Л.Н. называет три функции социального государства:

- гарантирующая функция (предусматривает не только наличие социальных обязательств государства, ной заверение их исполнения);

- обеспечительная функция (включает широкий спектр социальной защиты и социальных программ страхования);

- ограничительная функция (охватывает такие асоциально-экономические явления, как регламентацию трудовых отношений, регулирование спроса и др.)[2].

Калашников С.В. выстраивает собственную эволюционную цепочку функций социального государства:

- выполнение государственной социальной политики;

- социальная защита;

- социальные гарантии;

- сглаживание социального неравенства;

- оказание социальных услуг;

- предоставление доступного здравоохранениями образования;

- обеспечение занятости.

Исследуя последовательные концепциияКочетковой Л.Н и Калашникова С.В., автор подразделяет все функции социального государства следующим образом:

- функции по поддержке социально направленной рыночной экономики (обеспечение многообразиями состязательности форм собственности, помощь малому бизнесу, совершенная я система налогообложения ит.);

- функции «социального оздоровления сферы труда» (социальное страхование, социальное партнёрство, обеспечение занятости);

- собственно социальные функции, направленные на гарантирование минимального достойного уровня я жизни граждан (социальная защита, социальное обеспечение, доступное здравоохранение и образование, набор социальных льгот и услуг)[3].

В первую очередь, поя мнению Расторгуева В.Н., социальное я государство должно выполнять следующие функции:

- ценностный ориентир - плоха та идея социального государства, которая не стремится стать конституционным принципом;

- социальная перспектива, отсутствие которой приведёт общество к депрессии, к уничтожению и «вымыванию» народа;

- политическое равновесие внутри страны как основа безопасности, которое обеспечивается главным образом противоборством двух партий, тяжесть «наедятся» люди правых, проголосуют за левых, и наоборот;

- социальное государство как клапан, то есть оно должно служить «свистком», через который улетучивается лишняя социальная энергия.

Анализируя, практикуя социальных государств, очевидно, что все они в результате своей деятельности базируются на ряде я принципов, включая:

-социальную справедливость и единство общества, в ятем числе путем налогового перераспределения прибыли от состоятельных к неимущим и занятости трудоспособных, для оказания помощи уже нетрудоспособным;

-экономическую свободу человека и признание правая предпринимателей и их объединений, лиц наёмного труда и их профсоюзов нетарифный суверенитет на базе социального партнёрства;

- участие работников в управлении производством и распределением, в общественной и государственной жизни, развитие приятом множества форм экономической демократии;

- доверительное отношение к регулирующей роли рынка через ценообразование, предложение, спрос, конкуренцию, нов то же время и ответственность государства за игру рыночных сияли создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, ориентированно Ияна обеспечение благополучия своих граждан.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Генезис зарубежной теории

Ориентировочно идеи социального государства получили своё развитие к середине XX в., после чего получили законодательное закрепление в правовых системах различных стран Европы. Социальное государство является неотъемлемой частью современной культуры и множество государств стремятся к его созданию Илия совершенствованию. Концепцию социального государства впервые сформулировали весовых трудах немецкие ученые XIX в.: Л. фон Штейн, Ю. Афере, Ф. Надуман, А. Вагнер. Оная выражала значительную роль государства в жизни общества. Возникновению идеи социального государства предшествовало появление в конце XIX - начале XX в Великобритании, Германии, Франции, Швеции и некоторых других странах первых законодательных актов социального характера о страховании, компенсации за увечья и пенсиях. К середине XIX в. территории европейских стран захватила сильная революционная волна, являясь реальной угрозой действующим политическим режимам. Теория социального государства была ответом немецкой консерваторской мысли. Государство оказалось перед дилеммой - или пропасть под напором революционно настроенной толпы, или становиться социальным. Представителями правящего класса был сделан выборов пользу второго. Но, отторжение революционных перемен консерваторами я не означало отрицания ими переменка таковых. Чем очевиднее приближалась угроза революции, тем сильнее политики выражали готовность следовать социальным реформам. «Спасательным округом» для поддержания социальной стабильности и сохранения общества в жизнеспособном состоянии они видели в провозглашении новой миссии государства.

Впервые предпосылки для осуществления социальных реформ были предприняты ещё в кайзеровской Германии второй половины XIX в. Ещё в имперской Конституции 1871 г. отразилась забота государства «о благе немецкого государства». Позднее, Отофон Бисмарком было инициировано создание законодательства, поя социальным вопросам с целью сглаживания социальных разногласий и уменьшения накала социальных движений

Вначале. Явя. Другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия) последовали примеруяГермании, столкнувшись с возрастающими требованиями нешуточными социальными осложнениями рабочего класса. Последующий этап, охвативший события двух мировых войн, характерен утверждение, мяв большинстве стран Европы и США программ социального страхования, ростом расходов на медицинскую помощь и образование, на строительство дешёвого жилья. Например, в Италии (1919 г.), в Канаде (1927 г.), в США (1935 г.) вступило в действие пенсионное страхование. Страхование по безработице начало функционировать в Италии (1919 г.), Швеции (1934 г.), Канаде (1940 г.). Важен тот факт, что именно тогда услуги по указанным программам стали признаваться как необходимый элемент гражданских прав. На дальнейшее развитие теории и практики социального государства оказали влияние мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая Мировая война. Политика под названием «Новый курс», проводимая высшая Рузвельтом Ф., законодательно утвердила права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, были узаконены общегосударственные мероприятия, поя борьбе с безработицей, оказывалась помощь фермерам, принимались меры по искоренению детского труда, сокращению рабочего дня, введению пенсии по старости. В последующие годы о роли государства в области стабилизации социальной поддержки и защиты населения можно было ознакомиться на страницах работ Бевериджа У.Г. В 40-е гг. XX в. он возглавлял комиссию и в докладе на тему «Государственная система социальной защиты» были фактически представлены основы современной социальной политикияВеликобритании.

«План Бевериджа» демонстрировал новое устройство всей системы социального обеспечения я посредством расширения социального страхования вплоть до охватим почти всех граждан государства, атаке с помощью гарантии единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Основу плана составляла непосредственная связь социальной политики государственной экономической политикой, направленной на гарантию полной занятости. Были предусмотрены организация безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы эоцен, поэтапная ликвидация частной собственности на средства производствами другие меры. «ПланяБевериджа» использовали в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании ияНидерландов, Швеции, Германии.

Из зарубежного опыта следует, что отправной точкой социального государства, выступает конституционное укрепление ценностей социального государства. Раньше, чумов других странах социальное государство было законодательно зафиксировано в ст. 20 КонституциияФРГ 1949 г., признавшей Германию «демократическими социальным федеративным государством». Параллельно осуществлялась я организация важных элементов социального государства: служб, властных учреждений, законов, организаций, нормативных документов иуд. Среди предложенных меря для социальной сферы были: ликвидация безработицей профессиональная переквалификация рабочих, оптимизация трудового процесса и участие рабочих выправлении производством с помощью наблюдательных советов и путемяввода в состав правления своих представителей (иначе - рабочих директоров), выпуск народных акций и увеличение жилищного строительства (половина квартир были социальными, т.е. население покупало их по сниженным ценам), обеспечение рынка товарами и организация сети дешевых кемпингов.

К приоритетным долгосрочным задачам относилось субсидирование науки и образования, здравоохранения биокультуры, пенсионного обеспечения и транспорта. Важной задачей было обеспечение каждого необходимым минимумом и одновременным созданием условий для того, чтобы каждый гражданин мог обеспечить себе желаемый максимум.

Позже идею социального государства конституционно закрепили и много других страняЗапада: Франция – в 1958 г., Швейцария – в 1972 г., Греция – в 1973 г., Швеция – в 1974 г., Испания – вя1978 г.

Также, концепция социального государства разъясняется в некоторых терминах. Например, «социальное государство» (во Франции, Италии, Германии, Испании, Турции ияПортугалии) и «государство всеобщего благоденствия» (в Австрии, Великобритании, Норвегии и Швейцарии). В 90-х гг. ХХ в. формирование социальногоягосударства захватило иявосточноевропейские постсоветские страны. Идею и достоинстваясоциального государства явначале 90-х гг. признали Чехия, Словакия, Польша, Венгрией другие восточноевропейские страны, а позднее и некоторые страныяСНГ (Россия, Украиной др.).

В последние годы двадцатого столетия Запад воспринимает «социальное государство» механизмом, средствомяуменьшенияясоциальных различий и появляющихся на них фонесоциальныхяразногласий. Принцип, заложенный в идею социального государствующее в XIX в. в Германии, был реально воплощён. Это подтверждают множество примеров современной жизни, начиная с триумфа социал-демократической Швеции и заканчивая современной Германией.

2.2 Развитие отечественной теории

Формирование концепции естественного права, идеи правового государства, а также представления асоциальных функциях государства получили своё развитие в России суконца XIX – началах вв. Соловьёв В.С. первый обратился к праву человека на достойное существование. Также, рассмотрение данного вопроса можно найти в работахяКотляревского С.А., Кистяковского Б.А., Петрицкого П.И., Чичерина Б.Н., Ильина И.А.

Юристы старой школы склонялись к тому, что пополнением недостатка средств нуждающимся выполощи и поддержке, необходимо заниматься частной благотворительности Илия государственной администрации, нояникак не праву. В случае корректировки государством своего права для этого, то есть вместо установления равной свободы для всех разорять богатых в пользуя бедных, тогда это будет не только свидетельством нарушения справедливости, но и попранием основных законов человеческого существования.

Новгородцев П.И. обращает внимание на слабое место виданной позиции. Он считает, что сущность и задача правая заключается действительно в защите яличной свободы, но для реализации этого необходимо и внимательное отношение к материальным условиям свободы. Безостого свобода некоторых может превратиться в пустой звук, недосягаемое благо, закрепленное за ними юридический отнятое фактически. Следовательно, ради защиты свободы праву необходимо проявлять заботу о материальной обстановкеяее реализации; ради достоинства личности, ему необходимо заботиться об ограждении права для достойного человеческого существования.

В своих исследованияхяНовгородцев П.И. говорит о том, что недостаточно только провозглашения общего принципа, а важно, чтобы изящного вытекали конкретные юридические следствия.

Важный вклад в развитие теории социального государства внесли российские исследователи. Он заключался формулировании и доказательстве права на справедливое человеческое существование, воплощение которого ассоциировалось с реализацией социальных реформ на основе осуществления принципа равенства. По утверждению Ильина И.А., государственный интерес состоит Изя духовно-правовых интересов всех граждан, при этом каждый духовно-правый личный интерес, оказывается, через эту государственную включенность общим и политическим.[4]

Новгородцев П.И. придерживался мнения, что правояна достойное существование должно гарантировать государство. Насчитал, что развитие концепции правового государства преображает его, по существу, в асоциальное правовое государство, которое в язвою очередь представляло собой следующий этап развития либерального правового государства.

Общая закономерность изучения социальной деятельности государства у дореволюционных отечественных авторов лежит в нравственной основе этой деятельности, в отличие от политических взглядов зарубежных авторов.

Некоторые из русских мыслителей, исследуя государство и его социальные функции, а также реализацию идей прав и свобод человека, заявляли, что государство по-своему в я силу своей исторической, культурной, политической самобытности создаёт государственный строй, систему права яиц формирует систему прав человека, включая социальные.

Октябрьская революция 1917 г. привела камене либеральных идей устройства государства на социалистические. Советском Союзе былая законодательно зафиксирована система социального обеспечения, основанная на ленинских принципах. Государственная система страхования обозначила, когда данное право вступает в силу (в случае болезни, увечья, старости, потери кормильца и т.д.).

В эпоху социализма проблему социально-правовой защиты населения как самостоятельную не рассматривали, поскольку внутренние особенности социалистической системы состояли в полной занятости, бесплатных здравоохранении и образовании, гарантированности государственных пенсиями т.д. Известно, что у советского человека социальная защита была сильнее всеяв мире, которая в тот период ограничивалась рассмотрением узких вопросов социального обеспечения граждан (пенсионным обеспечением, государственным страхованием трудящихся, отдельными видами обеспечения по государственному асоциальному страхованию).

На современном этапе отечественный и международный опыт демонстрирует разнообразие понимания социальных обязательств отдельно взятого государства, специфику механизмов, выступающих гарантом социальных прав граждан. Отдельное внимание следует уделить тому, что на социальную теорию воздействуют ведущие философские описания естественного права, правового государства, принципов субсидиарных отношений, гражданского общества, личной и коллективной ответственности.

Чаще других в настоящий период времени бытует мнение, что социальным является только правовое государство. Интерес государства к праву – своего рода ориентация на целое общество, баяне на слой, класс, социальную группу или иную общность. Подобное государство называют социальным, существующим вне партий, вне классов, вне идеологии, вне национальностей, вне религий.

В период 1980-90 гг. во всех сферах общественной жизни России произошли значительные изменения, предопределившие я перемены в системах я национального права и законодательства. Распад СССР в 1991 г. способствовал приобретению Конституции РСФСР нового сущностного свойства - это был уже не Основной закон субъекта Федерации, конституция самостоятельного, независимого государства. В Конституции РФ 1993 г. были закреплены конституционные основы новой России. Согласно Конституция (Гл. 1, ст. 7), Россия представляет собой социальное государство, политика которого ориентирована на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное формирование личности.

3. СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

3.1 Социалистическое государство: определение, признаки, модели

Социализм – идеология, которая предусматривает построение социалистического общества. Социалистическое общество характеризуется отсутствием классового деления общностью средств производства.

Социалистическое государство— антиэксплуататорское по своей сущности—считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это— исторически последний тип государства, который, по выражению К.Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Социалистическое государство – государство ориентировано на свой народ, на обеспечение и защиту его интересов. Основной особенностью данного типа государства является выдвижение и укрепление идеи равенства, свободы и т.д.

Марксистское учение о социалистическом государстве Марксистское учение о социалистическом государстве и праве в отличие от других учении и доктрин практически не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств. В СССР и во многих других социалистических странах предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными, а вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдосоциалистические институты государства и права.

Основными постулатами и исходными положениями марксистского учения о социалистическом государстве и праве являются следующие: 1. Социалистическое государство и право возникают не эволюционным путем, а путем совершения социалистической революции. 2. Важной закономерностью предпосылкой становления и развития социалистического государства и права является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата. 3. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. 4. В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право проходят несколько этапов, или ступеней эволюционного изменения.

Развитие Социалистического общества

Первый этап охватывает период от завоевания власти пролетариатом до полной и окончательной победы социализма. В это время социалистическое государство является государством диктатуры пролетариата, которое в свою очередь проходит две стадии развития. Первая стадия охватывает непосредственно переходный период от капитализма к социализму, а вторая совпадает с периодом завершения социалистического строительства.

Второй этап развития социалистического государства начинается со вступления общества в период строительства коммунизма и заканчивается полным его построением. На этом этапе социалистическое государство является общенародным.

Форма правления и государственное устройства в социалистическом государстве.

Для социалистического государства приемлемой формой правления является лишь та республика, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием. Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма.

Согласно марксистской концепции, сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Если государство "есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы", то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.

Социализм зарождался и строился в странах с разным уровнем экономического и общественного развития, резко различающихся между собой по укладам, историческим и национальным традициям. Социалистические государства существенно различались территорией, численностью населения, историей правового развития. Различны были история народов, населяющих эти государства, их религиозные верования и национальные традиции.

История социалистического учения состоит из 2-х периодов:

-Утопический социализм (идеализм) Античность «Христианский» социализм Новое Время Утопии Возрождения (XVI век) Рабочий (XIX век)

-Научный социализм (материализм)

3.1 Отличие социального государства от государства социалистического

В социалистическом государстве материальные блага перераспределяются полностью. Государство получает все доходы, и эти государственные средства государство распределяет между гражданами по своему усмотрению. В этом случае не важно, сколько труда затратил тот или иной гражданин, важно, как его труд оценивает государство. То есть человек, продав результаты своего труда не получает свой доход напрямую, он получает его  из государственной казны. При этом доходы гражданина зависят от государственных расценок, а вовсе не от рыночной стоимости его труда.

В социальном государстве напротив, доходы зависят от рыночной стоимости труда. Результаты этого труда гражданин может продавать напрямую, ввиду чего его доходы зависят от количества и качества приложенных знаний и трудозатрат. В этом случае государство путем налогообложения изымает у гражданина лишь часть его прибыли. Полученные таким образом средства государств распределяет между социально незащищенными гражданами в виде социальных выплат, дотаций, стипендий, пенсий и прочее.

К социальным государствам относятся все государства, в законах (писаных и неписаных) которых закреплен принцип социального государства, т. е. государство обязано заботится о социальной стабильности и обеспеченности социума. Проще говоря государство обязано заботится об инвалидах, сиротах, бездомных, иметь собственную социальную инфраструктуры (бесплатные больницы, школы, ВУЗы и тд. )

Социалистическое государство - тип социально-политической системы, которую можно охарактеризовать контролем общества над производством и распределении доходов. Т. е. владельцем собственности и производства может быть только общество, которое делегирует по теории "Общественного договора" свои полномочия государству - отсюда и государственная собственность.

Социалистическое в любом случае имеет статус социального, а вот капиталистическое иногда может и не быть социальным.

Социальное государство - государство, предполагающее конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г.

Социалистическое государство-это государство, где присутствует общественная собственность на средства производства и общественное распределение продуктов производства.

То есть под 1-м определением понимается принцип, а под 2-м-общественно-экономическая формация и сопоставление их некорректно. Тем более, что социальное государство может быть и при капитализме (пример ФРГ или скажем Швеции тому подтверждение)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Различные исследователи предлагают множество формулировок социального государства, в которых раскрываются его основополагающие признаки.

Существует несколько форм социального государства: либеральное, корпоративное, позитивное, социальной защиты, всеобщего благосостояния, консервативное, социал-демократическое.

Необходимо отделят понятия «социальная функция государства» и «функция социального государства». На мой взгляд, наибольшей последовательностью о функциях социального государства выделяются концепции Кочетковой Л.В. и Калашникова С.В.

Представления о социальном государстве своё развитие получили приблизительно к середине двадцатого столетия, а позднее были закреплены правовыми системами во многих странах Европы. Идея социального государства стала ответом немецкой консерваторской мысли, когда по европейским странам прокатились революционные волнения. Теория социального государства сыграла роль «спасательного круга», который бы поддержал социальную стабильность и сохранил общество в жизнеспособном состоянии. Отправной точкой социального государства было конституционное закрепление ценностей социального государства. Пионером в таком важном вопросе выступила Германия, а позднее её примеру последовали и другие страны Европы.

В восточноевропейских постсоветских странах процесс формирования социального государства назрел к 90-м годам ХХ века.

Тезисы, составляющие в концепцию социального государства еще в XIX в. в Германии, оказались реально осуществимыми, чему можно найти множество подтверждений в современной жизни, начиная с достижений социал-демократической Швеции и заканчивая настоящей Германией.

Формирование концепции правового государства, идей естественного права и социальных функций государства получили своё развитие в России к концу XIX – началу XX вв. Важный вклад российских исследователей в развитие теории социального государства заключается в формулировании и обосновании права человека на достойное существование. Реализация данного положения возможно при проведении социальных реформ на основе соблюдения принципа равенства. Причем государство должно выступать гарантом этого права.

Российские дореволюционные исследователи, в отличии от зарубежных, характерной особенностью социальной деятельности государства называли нравственную основу этой деятельности.

Октябрьская революция 1917 г. на смену либеральным теориям о построении государства внесла социалистический смысл этой проблемы.

Советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период ограничивалась узкими вопросами социального обеспечения граждан.

На современном этапе бытует мнение, что социальным можно считать только правовое государство. Ориентация государства на право – это не что иное, как ориентация на общество в целом.

Конституция Российской Федерации 1993г. закрепила за Россией статус социального государства.

Но из-за объективных и субъективных обстоятельств это положение во многих аспектах остается лишь идеалом. Очевидно, что минимальный размер пенсий не в состоянии удовлетворить элементарные потребности человека, а минимальный размер оплаты труда не соответствует прожиточному минимуму; объём пособий не всегда обоснован психологически и экономически; социальное законодательство нестабильно, его изменения подчас хаотичны и создают впечатление снижения уровня социального обеспечения.

С установлением в России независимости, существенных реформ социальной политики не отмечалось. Социальные проблемы обозначены и становятся темой для публичного обсуждения в современной России. Необходимо расширение границ обсуждения множества аспектов социальной политики не столько внутри отдельных профессий, сколько с участием новых институтов гражданского общества, поскольку это повысит степень прозрачности системы социальной политики.

Развиваются и постепенно становятся реальностью альтернативные факторы и программы социальной политики в России: многообразие негосударственных социальных служб, групп защиты прав, организаций самопомощи, локализация социальной политики, усиление роли местных органов самоуправления, ассоциаций бизнеса. Заметны тенденции гуманизации государственных услуг, происходит реформирование социальной помощи пожилым, развиваются социальное и медицинское обслуживание старшего поколения по месту жительства.

Будущее социального развития России на современном этапе не должно определяться только обстоятельствами, в которых она находится. Формировать модель социального государства России необходимо осуществлять с учетом исторических, экономических, политических, культурных, процессов и их отличительных черт. Однако, движение вперед невозможно без активного участия государства. Именно государственная поддержка будет способствовать созданию необходимых предпосылок для построения социального государства у нас в стране и гармоничных отношений государства и общества.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.01.2010

Есенгалиева, Б. К. Теория государства и права : учебное пособие / Б. К. Есенгалиева, Д. М. Жангуттинова. — Астана : Казахский гуманитарно-юридический университет, 2015. — 135 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49878.html (дата обращения: 29.10.2019). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Баев В.Г., Шуняева А.Е. Социальное государство: понятие, содержание, конституционное закрепление // Конституционное и муниципальное право.- 2010.- №7

Концепция социального государства Российской Федерации: Сборник /Под общ. ред. Н.Н. Гриценко.- М.: АТиСО, 2004.- 264 с.

Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. - 2009. - №4. - С. 40

Кручинин В.Н. Социальное государство и его функции в современной России //Научн.-исслед. публикации. Серия: Государство и право. Юридические науки.- 2013.- Вып. 1

Кулагина Е.А. Доминантные функции социального государства // Вестник ВГУ. Серия 4. - 2011. - №2. - С. 152

Куркин Б.А., Рожков С.Н. Социальное государство: каким ему быть? //Современное право.- 2010.- №1

Малахов В.П. Мифы современной общеправовой теории: Монография.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013.- 151 с. (Серия: Научные издания для юристов)

Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения.- М.: Дашков и К, 2012.- 176 с.

Мень И.В. О соотношении правового и социального механизмов в государстве //Государство и право.- 2010.- №10

Охонин Е.М. Генезис идей социального государства.- //Вестник Южно-Уральского гос. ун-та.- 2010.- Вып.25

Пузиков Р.В., Усачёва Ю.В. Понимание социального государства в современной юридической доктрине //Право и государство: теория и практика.- 2009.- №5

Русаков В.М., Саранчин Ю.К. Социальное государство: кризис или закат? // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Серия: Социология.- 2012.- Вып.11

Теория государства и права: Учебник для вузов /Под ред. М.М. Рассолова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012.- 735 с.

Фирсова Ю.А. Историография проблем «Государства всеобщего благосостояния» и «Европейской социальной модели» //Вестник Томского государственного университета. История. Серия: Социология.- 2014.- Вып.3

Фомина В.П., Баркан Н.А. Экономические стимулы и социальные гарантии в современных условиях: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГОУ, 2001

Храмцов Александр Федорович. Социальное государство: Россия и европейский опыт : Диссертация.- М., 2007.- 373 с.: ил.

Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы //Российский юридический журнал.- 2007.- N 4.- С. 54

Шапошников С.П. Социальное государство в России: историко-теоретический аспект // История государства и права.- 2010.- №11

Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник.- М.: Дашков и К, 2012.- 314 с.

Приложение А

Признаки социального государства

  1. Кулагина Е.А. Доминантные функции социального государства. / Е.А.Кулагина. // Вестник ВГУ. Серия 4. - 2011. - №2 (20). - С. 152.

  2. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика./ Л.Н. Кочеткова. // Власть. - 2009. - №4. - С. 40.

  3. Кулагина Е.А. Доминантные функции социального государства. / Е.А.Кулагина. // Вестник ВГУ. Серия 4. - 2011. - №2 (20). - С. 152.

  4. Охохонин Е.М. Генезис идей социального государства. / Е.М. Охохонин. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право» - 2010. - №25. - С. 7.