Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные политические режимы (Типы политических режимов. Тоталитарный, авторитарный и демократический режимы)

Содержание:

Введение

Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.

Одним из основных терминов, определяющих современную политическую систему, является понятие демократии и отношение к ней любого государства, так как это определит тот тип, к которому мы подведем то или иное общественное устройство.

Сегодня особенной актуальностью обладает процесс демократизации, выступающий как один из видов политического процесса. Произошло это в связи с падением авторитарных режимов, а также стремлением утвердить демократические институты во многих странах мира. Американские ученые характеризуют этот процесс как 3-ю волну демократизации.

Нужно отметить, что путь, влекущий построение демократического государства, является достаточно продолжительным и непредсказуемым. Демократия может лишь создавать необходимые политические институты, с применением которые возможно избрание наиболее выгодных для общества методов преодоления накопившихся трудностей в интересах большого числа слоев общества. Но оно не способно прокормить население, обеспечить необходимый уровень жизни, решить большую часть социально-экономических трудностей, являющиеся более ощутимыми для населения.

Понятие «демократия», дословно означающее «власть народа», возникло ещё в античности. На сегодняшний день это самый распространённый политический режим в мире. Однако, до сих пор не существует чёткого определения демократии. Разные специалисты делают упор на отдельных составляющих этого понятия: власть большинства, права и свободы человека и гражданина, равенство и т. д.

Цель данной работы раскрыть основные политические режимы государства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятия государственного (политического) режима как элемента формы государства;
  • раскрыть теоретические основы демократии и демократического режима;
  • обозначить развитие различных политических режимов на современном этапе.

Объект исследования – правовые отношения, возникающие в рамках политического режима.

Предмет исследования – политический режим и его форма проявления.

Методы исследования – анализ, синтез, сравнение, исследование.

По структуре работа включает в себя введение, две главы, заключение и писок используемых источников.

1. Понятие и сущность политического государственного режима

1.1. Государственный (политический) режим как элемент формы государства

Политический режим является конкретным проявлением государственной организации, проявляющейся в характере и состоянии демократии, а также политической свободы в обществе»[1].

Его позиция стала ключевой в теории государства и права, но она не выступает как единственно верная, как и многие иные вопросы, изучаемые в данной дисциплине. В данном аспекте теоретики государства и права поделились на два лагеря. Одни согласны с мнением Марченко М.Н., и полагают, что политический режим является формой государства, а другие руководствуются мнением Тимирязева К.А., относившего политический режим к сущности государства[2].

Понятия «формы правления» и «формы государственного устройства» не отвечают на вопросы касательно того, как и при помощи чего реализуется взаимодействие политической власти, каким является статус разных общественных организаций, как выражается действие классовых сил, какая роль принадлежит государству в отношении населения.

Многие ученые полагают, что термин «политический режим» нужно рассматривать как синоним формы государства. Иные ученые выражают мнение по поводу того, что данный термин нужно исключить из состава формы государства, так как функционирование государства описывает именно государственный режим[3]. Все данные споры и положили начало двум подходам к рассмотрению государственного (политического) режима. Есть широкий и узкий подходы.

Узкий подход включает политический режим в достояния только государства, так как более углубленно он рассматривает иные элементы формы государства. Широкий подход делает его явлением политической жизни, а также включает в политическую систему общества в целом.

Данные подходы в изучении политического режима попросту необходимы, так как это соответствует текущему пониманию политических явлений, происходящих сегодня в общественно-политической и государственной сферах. Оба подхода важны и потому, как это всё должно быть в соответствии и с характером политической системы, включающей в себя государство, а также иные общественно-политические организации.

Государство существенно влияет на все составляющие политической системы, в зависимости от сущности этого государства, характера его функций, методов и форм деятельности. Также и общественно политические организации оказывают сильное влияние на государство, т.е. существует обратная связь. Это оказывает влияние на форму государства, на всю сущность государства, а именно на политический режим.

Соответственно, для характеристики формы государства важным значением обладает политический режим как в узком понимании слова (совокупность способов и приемов государственного руководства), так и в широком смысле (степень гарантированности демократических политических свобод и прав личности, уровень соответствия официальных конституционных, а также правовых форм политическим реалиям, характер отношения структур власти к правовой основе общественной и государственной жизни).

В данной характеристике формы государства выражаются правовые или внеправовые способы реализации власти, методы применения «материальных» придатков государства: тюрем, прочих карательных учреждений, демократические или диктаторские приемы влияния на население, идеологическое обеспечение, давление либо, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа, политических партий, меры экономической свободы, отношение к определенным формам собственности и т.п.

В нашем случае важность имеет демократия как вид указанного режима.

Нужно сказать, что демократия предполагает признание определенного принципа свободы и равенства абсолютно всех людей, довольно активное участие народа в современной политической государственной жизни. Демократический режим обычно характерен именно для государств с экономикой рынка. В их определенной социальной структуре центральным местом обладает средний класс.

Определенный демократический режим формируется лишь в тех государствах, в которых уже достигнут довольно высокий уровень определенного социально-экономического развития, способный к обеспечению необходимого благосостояния абсолютно всем гражданам, без чего попросту невозможно достичь общественной стабильности и согласия, а также прочности ключевых демократических принципов.

Подлинная демократия способна к активному функционированию лишь в обществе с довольно высоким развитием общей и политической культуры, существенной социальной и политической активностью всех индивидуумов, добровольных их объединений, готовых защищать различные институты демократии. В числе определенных предпосылок демократии может быть названо широкое многообразие разных форм собственности, а также обязательное признание, гарантированность конкретного права частной собственности. Только в указанной ситуации можно реально обеспечить абсолютно все свободы и права человека и его, пусть даже и относительный, но суверенитет.

Соответственно, демократия как вид политического режима – это признание равенства и свобод граждан, а также участие их в политическом процессе. Режим демократии характерен для стран, в которых присутствует экономика рынка, а в социальной структуре преобладает средний класс.

Как правило, считается, что прообразом демократии является древнегреческий город Афины в VI-V вв. до н.э. Признаки демократического режима имели яркое проявление уже в ту эпоху[4]. В раннюю эпоху существования древнегреческую демократию воспринимали в качестве разновидности модели организации жизни государства, особой формы, при которой не одно лицо имеет власть (монарх, тиран) и даже не группа специфических лиц (аристократы, олигархи), а все население. Также подразумевалось, что «демос» (народ) будет обладать равными правами и осуществлять равный вклад в управление собственным государством. Именно это и являлось основными признаками демократического режима.

Становление государств, обладающих признаками демократического режима как целостной системы, осуществлялось намного позже, примерно в 16-18 вв. до н.э. Развитие процесса происходило во Франции, Голландии, США, Великобритании. Бурный рост товарных отношений, торговли, развитие крупных мануфактур и городов, географические открытия, повысившаяся роль важности колоний, серьезные научно-технические изобретения и открытия, переход от ручного к машинному производству, развитие транспорта и средств связи, накопление финансов – это ключевые социально-экономические истоки, раскрывшие характерные признаки демократического режима цивилизованному миру.

Растущие противоречия между экономически могущественным «третьим сословием» и старой аристократией потребовал кардинальных перемен в политическом режиме общества. Такие мыслители и философы, как Монтескье, Руссо, Локк, Джефферсон, Пейн, тогда описали в собственных трудах ключевые признаки демократического режима. Французы, американцы и англичане сумели воплотить их в жизнь, победив монархизм и заложив правовые, социальные и экономические основы демократии, сформировав предпосылки к реструктуризации государств.

Признаки демократического режима демократического государства являются основными отличительными чертами, главная из которых – это безусловный суверенитет народа. Как понятие демократия в себя включает признание народа как единственного и высшего источника власти в государстве. Граждане, бесспорно, обладают правом самостоятельно решать собственную судьбу. Государственная власть должна опираться на выражение одобрения от собственного народа и считается легитимной лишь в том случае, когда ее существование и создание поддержано людьми (избирателями) согласно всем нормам и правам.

Важнейшие признаки демократического режима – это свободные выборы, а также волеизъявление народа. Люди самостоятельно выбирают представителей, обладают реальными рычагами воздействия и механизмами контроля за их деятельностью при управлении государством. В ходе выборов, согласно правовым нормам, народ обладает полноценным правом абсолютной либо же частичной смены государственной власти, а также внесения структурных изменений. Все вышеуказанное – ключевые признаки демократического режима. Нужно сказать, что народ обладает полным правом на досрочное отстранение выбранного правительства от власти, если заметит очевидное злоупотребление собственными полномочиями. Этим и отличаются признаки демократии и тоталитаризма (где данных функций граждан нет по определению).

Восприятие человека как эпицентра социального и политического устройства, примат общества над властью выступают признаками либерально-демократического режима. Конкретно личность человека – это наиболее высокая ценность в государстве.

Общество и народ рассматриваются в качестве суммы разных независимых индивидов друг от друга, а не монолитной единой воли. Указанная сумма выражает совокупные интересы отдельных личностей. Как признаки демократического режима также выступают признание приоритета интересов индивидуумов над государственными, а также признание наличия у каждой личности суммы прав и свобод, называющихся естественными и выступающих неотъемлемыми. Как пример может быть приведено право на жизнь и существование. Демократический режим, понятие, характеристики и признаки которого опираются во всем на личностную свободу, также состоят из неприкосновенности личности, независимости, защиты и сохранности частной собственности.

Также признаки демократического режима состоят в наличии множества других свобод и прав (экономических, политических, социальных, гражданских, духовных и т.п.), многие из которых также автоматически обретают статус неотъемлемых и обязательных.

Право человека является совокупностью норм, осуществляющих регулирование взаимоотношений свободных людей между собой, государством и обществом, с обеспечением возможности действовать по своему выбору, получать блага для собственной жизни. Свободами же обеспечиваются возможности выбора поведения и деятельности. Именно совокупность свобод и прав – это ключевые признаки демократического режима, формирующие целостную систему.

Любой индивид имеет много разных прав. Это «негативные», обеспечивающие охрану свободу человека и состоящие из обязанностей государства и общества по несовершению некорректных действий в отношении личности (жестокое обращение, пытки, произвольный арест и т.п.). Существуют также и «позитивные», которые означают обязанность государства и общества обеспечивать индивиду определенные блага (отдых, труд и образование). Помимо этого, свободы и права подразделяются на личные, культурные, политические, социальные, экономические и т.п.

Признаки демократического режима были впервые в полной мере описываются во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной еще в 1948г. Что любопытно, СССР в то время ее не подписал, и лишь при правлении Горбачева ее признали. Данная Декларация отображает все гражданские и политические права, дает перечень положительных и отрицательных свобод. Также приводится раскрытие смысла и содержания политических, культурных и экономических прав. Всеобщая декларация прав человека выступает частью международного законодательства. Помимо этого, ООН приняла многие иные конвенции, декларации и пакты, нацеленные на то, чтобы установить демократическое общество и поддерживать права и достоинства человека.

Также нужно сказать, что Плюрализм является неотъемлемой чертой всех демократических режимов. Это говорит о признании в политической и общественной жизни многих и разных автономных (но при этом и взаимосвязанных) политических и социальных партий, групп, организаций, идеи и установки которых непрерывно находятся в состоянии конкурентной борьбы, соревнования и сопоставления. Плюрализм является антиподом монополизма и выступает как базовый принцип политической демократии.

Соответственно, как основные социальные и политические стабилизаторы и регуляторы выступают сами граждане. В сфере экономики же – это частная собственность людей, формирующая основу к полной независимости отдельной личности от института власти, а также различного рода религиозных, политических и социальных групп. Идейно-политический плюрализм, многопартийная система, осуществленное разделение государственной власти на несколько независимых веток с созданием системы баланса (равновесия), свободные выборы – это все формирует крепкий базис к существованию демократии в современном мире.

1.2. Типы политических режимов. Тоталитарный, авторитарный и демократический режимы

Тоталитарный режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии (фашизм) и социалистических государствах (СССР, Румыния, Албания). С точки зрения институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

1. политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;

2. переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;

3. политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; принцип демократического централизма, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый механизм политического властвования. Иногда, как это было в Гвинее, провозглашается создание целостного, слитного организма «партии-государства», членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства, как это было в Заире становятся органами партии (парламент – законодательный совет партии, правительство – исполнительный совет и т. д.);

4. разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные представители главы государства и правительства, а если их нет (власть Советов), то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;

5. единая обязательная политическая идеология обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах.

Авторитарный режим – это политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения.

Авторитарный режим – это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права, незаконно присваивает или захватывает власть.

В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик систе­мы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных со­циальных процессов. В силу этого важнейшими политическими институтами в обществе являются дисциплинарные структуры государ­ства: его силовые органы (армия, полиция, спецслужбы). При таком стиле властвования оппозиция ис­ключается не только из сферы принятия решений, но и из полити­ческой жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.

Признаками авторитарного политического режима являются[5]:

  • в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  • игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;
  • суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
  • сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;
  • в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идей­ным течениям, лояльным к правящему режиму;
  • права и свободы граждан ограничены главным обра­зом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;
  • политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ог­раничена. Профсоюзы подконтрольны власти.

При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным.

Возникший в античный период и обозначая «власть народа» (от греч. demos – «народ», а также kratos – «власть»), понятие «демократии» получило очень большое распространение в политике[6]. Однако, массовое применение указанного понятия не оставило за ним определенного однозначного содержания.

На протяжении истории к идее демократии, которая основывается на принципах равенства и свободы, обращались лучшие умы человечества, развивая и обогащая данное понятие: Перикл (Древняя Греция), Б. Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж. Руссо (Франция, XVIII в.), Т Джефферсон (США, XVIII в.), И. Франко (Украина, к. XIX – н. XX в.), В. Гавел (Чехия, XX в.), А. Сахаров (СССР, XX в.) и др. Большинство (к примеру, А. Токвиль) делали акцент на необходимости «учиться демократии»[7].

Гёте утверждал: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой»[8].

Каждый исторический период вносил собственные признаки в понятие демократии и расставлял собственные акценты на их значимости.

Слово «демократия» применяют в разных значениях:

  • в качестве формы государства;
  • в качестве политического режима;
  • в качестве принципа организации и деятельности государственных органов, а также общественных организаций.

В политологии по-прежнему не сформировано единых представлений, которые дали бы возможность установления точного определения демократии. Различные авторы концентрируют внимание на ее определенных элементах, например, на власти большинства, на ограничении ее и контроле над ней, на ключевых правах граждан, на правовой и социальной государственности, а также на общих выборах, разделении властей, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, соучастии, равенстве, плюрализме и т.п.

Следовательно, демократию понимают в нескольких смыслах: прежде всего, расширительно, как общественную систему, основывающуюся на добровольности всех форм человеческой жизнедеятельности; во–вторых, в более узком понимании, как форму государства, при которой все граждане имеют одинаковые права на власть.

Когда ведут речь о государстве, что оно является демократическим, то имеется в виду наличие всех указанных значений. Демократия как форма государства является возможной в государствах с демократическим режимом, а, значит, с демократическим принципом организации, а также деятельности всех субъектов политической общественной системы, которые одновременно выступают и как субъекты демократии. Очевидно, субъекты демократии – это, в первую очередь, народ и гражданин. Демократия без государства никогда и нигде не существовала. Реально демократия является формой (разновидностью) государства, которое характеризуют, по меньшей мере, следующие признаки (см. рис.1):

Признаки демократии

признание народа высшим источником власти

подчинением меньшинства большинству при принятии решений

выборностью основных органов государства

равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав

Рис. 1. Признаки демократии[9]

Любое демократическое государство строится на основании данных общих признаков, но уровень развития демократии может отличаться. Демократизация общества является долговременным постоянным процессом, нуждающимся во внутригосударственных и в международных гарантиях.

Современное демократическое государство (а являться демократическим государством – это престижно) дополняет ряд иных принципов и признаков[10]:

1) соблюдение прав человека, приоритет их над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей и др.

Если руководствоваться современным наполнением демократии качественным дополнительным содержанием, то может быть дано определение демократии как идеала, образца, к которому стремится каждое цивилизованное государство.

Демократия является политической организацией власти народа, когда обеспечивается: равное участие каждого и всех в управлении общественными и государственными делами; выборность ключевых государственных органов и законность в функционировании каждого субъекта политической системы общества; обеспечение свобод и прав человека и меньшинства согласно международным стандартам.

Проведем рассмотрение признаков демократии.

1. Демократия обладает государственным характером:

а) находит выражение в делегировании народом собственных полномочии государственным органам. Народ принимает участие в управлении делами в государстве и обществе как непосредственно (самоуправление), так и посредством представительных органов. Он не может реализовывать сам принадлежащую ему власть, а также делегирует государственным органам некоторые свои полномочия;

б) обеспечено выборностью органов государства, то есть демократической процедурой организации государственных органов в результате свободных, конкурентных и честных выборов;

в) находится выражение в способности государственной власти воздействовать на поведение и деятельность людей, подчинять их себе в целях управления общественными делами.

2. Демократия обладает политическим характером:

а) предполагает политическое разнообразие. Демократия, как, и экономика рынка, не является возможной без конкуренции, то есть без оппозиции, а также плюралистической политической системы. Это выражается в том, что демократия – принцип деятельности политических партий в борьбе за государственную власть. При демократии учету подлежит разнообразие политических мнений – партийных и иных, идеологических подходов к разрешению государственных и общественных задач. Демократией исключается государственная цензура и идеологический диктат.

2. Развитие политических режимов в современных государствах

2.1. Характеристика демократических и антидемократических режимов

Законодательства развитых стран Запада закрепляют несколько принципов, которые должны гарантировать политический плюрализм:

1) общее право голоса;

2) равенство при выборах;

3) тайное голосование;

4) прямые выборы и т.п.;

5) основана на политическом равноправии народа на участие в управлении делами государства и общества и, в первую очередь, равенстве избирательных прав. Подобное равенство позволяет выбирать между разными политическими вариантами, то есть политическими возможностями развития.

3. Демократия предполагает провозглашение, гарантирование и фактическую реализацию прав граждан – политических, экономических, гражданских, культурных, социальных, а также их обязанностей.

4. Демократия предполагает законность как режим общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни проявляется в требованиях ко всему обществу – ко всем субъектам политической системы (они же – и субъекты демократии) и, в первую очередь, к государственным органам – создаваться и функционировать на основании неуклонного и строгого выполнения правовых норм. Каждый государственный орган, каждое должностное лицо должны обладать столькими полномочиями, сколько требуется, для создания условий к реализации прав человека, их защиты и охраны.

5. Демократия подразумевает взаимную ответственность гражданина и государства, выражающуюся в требовании воздерживаться от действий, которые нарушают их обоюдные обязанности и права. Конституция РФ закрепляет:

«Государство несет ответственность перед человеком за собственную деятельность. Утверждение и обеспечение свобод и прав человека – это главная обязанность государства»[11]. Как арбитр в возможных конфликтах между гражданином и государством выступает демократический и независимый суд.

Таким образом, стоит отметить, что демократия в любом ее трактовании характеризуется властью народа и его волеизъявлением в рамках политического режима своего государства. При этом она основывается исключительно на признании народа в качестве высшего источника власти, при наделении человека широким кругом прав и свобод, признания возможности участия личности в управлении государством как лично, так и через своих представителей.

На страже конкретных демократических принципов, как и форм организации политической жизни во всех случаях должна стоять довольно сильная власть государства. Иначе может образоваться определенная угроза перерождения демократии в охлократию. Разные всеобщие институты демократии – это организационные формы, с помощью которых воплощаются различные демократические принципы.

В их число могут быть отнесены: выборность тех или иных высших органов государства, без которой попросту нельзя выявить волю большинства, как и организовать оптимального функционирование демократического режима; ответственность либо же отчетность выборных органов перед избирателями либо их уполномоченными (депутатами); сменяемость того или иного состава выборных государственных органов по окончании сроков их различных полномочий.

Хочется бы отметить, что это все значительно укрепляет демократический режим, а также мешает разным попыткам узурпации существующей власти государства.

В строгом соответствии с конкретным способом реализации народом собственной власти могут быть выделены две ключевые формы демократии, а это непосредственная или прямая, а также представительная или косвенная. Различные институты прямой демократии, именно в рамках которой граждане принимают политические решения и реализуют всю собственную власть – это выборы и референдумы. В их число могут быть включены различные митинги и собрания, определенные демонстрации и шествия, пикетирования и разные обращения в органы власти (петиции), а также народное обсуждение наиболее важных вопросов.

Определенная представительная демократия при этом предполагает какую-либо возможность народа реализовывать собственную власть через различных собственных представителей в разных органах государства.

Реализация функций демократии осуществляются через ее институты и формы.

Форма демократии является ее внешним выражением.

Форм демократии назвать можно большую часть, но ключевые из них таковы:

1. Участие народа в управлении общественными и государственными делами (народовластие), реализуется в 2-х формах – прямой и непрямой (таблица 1).

Таблица 1

Прямая и непрямая формы демократии

Прямая – представительная демократия

непрямая – непосредственная демократия

форма народовластия, когда власть реализуется посредством выявления воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы МСУ).

форма народовластия, когда власть реализуется через непосредственное выявление воли народа либо же тех или иных социальных групп (референдум, выборы).

2. Создание и функционирование системы государственных органов на основании демократических принципов законности, сменяемости, выборности, гласности, разделении компетенции, упреждающих злоупотребление служебным положением, а также общественным авторитетом.

3. Юридическое (в первую очередь, конституционное) закрепление системы прав, обязанностей и свобод человека и гражданина, охрана их и защита согласно международным стандартам.

Классификация видов демократии по сферам общественной жизни:

  • экономическая;
  • социальная;
  • политическая;
  • культурно-духовная и др.

Институты демократии являются легитимными и легальными элементами политической системы общества, которые непосредственно создают демократический режим в государстве посредством воплощения в них принципов демократии.

Предпосылка легитимности института демократии – это организационное его оформление, признание общественностью; предпосылка легальности – юридическое его оформление, узаконение. В зависимости от исходного назначения в решении задач политики, управления и власти отличают институты демократии: функциональные и структурные (таблица 2)

Таблица 2

Институты демократии в зависимости от исходного назначения

Структурные

Функциональные

Сессии парламентов

Депутатские запросы

Депутатские комиссии

Наказы избирателей

Народные контролеры

Общественное мнение и т. п.

В зависимости от юридической значимости принимаемых решений отличают институты демократии: консультативные и императивные (таблица 3)

Таблица 3

Институты демократии в зависимости от юридической значимости

Императивные

Консультативные

обладают окончательным общеобязательным значением для госорганов, должностных лиц, граждан

обладают совещательным, консультативным значением для госорганов, должностных лиц, граждан

Законодательный, конституционный референдум

консультативный референдум;

выборы

всенародное обсуждение проектов законов;

наказы избирателей и др.

митинги; анкетирование и др.

Соответственно, нужно отметить, что в системе институтов непосредственной демократии важнейшим местом обладают выборы. Выборы являются формой непосредственного участия граждан в управлении государством через формирование высших представительных органов, органов МСУ, а также их персонального состава. Особый институт демократии – это референдум в качестве одного из способов демократического управления делами государства.

2.2. Развитие демократических институтов в различных странах

Можно утверждать, что те или иные процессы активного развития демократии непосредственно в глобальном измерении, различные процессы, связанные с демократическим транзитом в ряде государств, находятся в достаточно тесной связи с прочими общемировыми, а также цивилизационными процессами, прежде всего, с разными процессами глобализации, а также развития всего информационного общества. Современный опыт говорит о том, что глобализация, а также информатизация отнюдь не в каждом случае способствуют активному развитию разных демократических институтов и тем или иным процессам консолидации демократии, особенно в государствах с не до конца оконченной модернизацией, с неоконченным демократическим транзитом, которые именно с позиций мир – системного подхода относятся к периферии и полупериферии.

В трудах современных исследователей и ученых показано, что определенные процессы информатизации и глобализации в результате влекут интернационализацию и намного более тесное взаимодействие различных цивилизаций и государств, а также одновременно обусловливают различные кризисные явления в менее развитых странах и регионах, значительно усиливая различного рода тенденции к их обособлению, повышению национального, цивилизационного самосознания.

Именно поэтому, невзирая на довольно очевидное продвижение разных процессов демократизации, образования демократических институтов в периферийных и полупериферийных государствах, вести речь о необратимости указанных процессов, как представляется, преждевременно. В процессе обсуждения разных современных проблем активного развития демократии нужно помнить, что некоторые процессы демократизации именно в масштабе всего мира не линейны, монотонны, развиваются только по восходящей линии.

Определенная довольно общая тенденция развития всего современного мира состоит в том, что последовательный переход к постиндустриальному обществу, которому присущи широкое многообразие интересов, а также ценностей разных социальных групп и организаций, довольно бурные темпы развития информационных технологий и т.п. влечет постепенную трансформацию разных политических институтов демократии.

Довольно широкое распространение некоторых демократических преобразований в большинстве государств еще не говорит о беспроблемном развитии указанного политического явления. Демократия – довольно хрупкая система, и если не формировать определенных условий к ее поддержанию, то она будет окончательно разрушена. Современное общество ожидает незамедлительной отдачи от конкретной избранной власти, вместе с тем, не задумываясь особенно над тем, что непосредственно граждане ничего делают для высокоэффективной работы данной системы, чтобы различные представители населения государства выражали его интересы, являлись подконтрольными, а также управляемыми. Указанная проблема присуща Российской Федерации, как государству, вставшему на путь демократического развития, население которого еще не избаловано определенным вниманием власти, а также не искушены в демократических нюансах и тонкостях.

В настоящее время есть разные представления по поводу того, в какую же сторону пойдет трансформация. Известный исследователь и ученый Ч. Тилли в своих определенных трудах обосновал движение современных переходных и демократических государств современности к т.н. «дедемократизации»[12].

Можно утверждать, что современная демократия испытывает различные довольно серьезные вызовы. В XX в. группа определенных авторитетных ученых: С. Хантингтон, М. Крозьер, Д. Ватанаки – в совместной работе подчеркнули, что Западная Европа, Япония и США столкнулись с определенным кризисом демократии, проявившемся в росте проблем, влияющих на «способность управления». Данные ученые обратили большое внимание на различные особенности региональных отличий кризиса демократии в указанных государствах. Еще в самом начале 1990-х гг. С. Фарр, Р. Далтон и Р. Патнэм предприняли исследование вызовов состоянию современной демократии. В центре их внимания находились нижеследующие проблемы: отношение граждан к политической элите (к политикам и политическим лидерам); отношение к политическим партиям; отношение к парламенту и другим политическим институтам.

В результате авторы определили общую тревожную тенденцию растущего недоверия к политическим деятелям, а также правительствам со стороны населения государств все тех же трех регионов. Произошло изменение отношения избирателей и к политическим партиям – все большее число граждан стремились быть независимыми от партий и в целом от политических институтов. Для изменения роста отрицательных настроений и изменения отношения граждан к современному состоянию демократии, требуется внесение существенных корректив в каждую из трех составляющих.

Например, такой вызов демократии как снижение доверия граждан к ее современным институтам – это политическая проблема, обусловленная в первую очередь уменьшением компетентности политических акторов, действующих от имени граждан и выражающих их интересы и желания. При этом С. Фарр, Р. Патнэм и Р. Далтон считают, что причины, негативно влияющие на способность национальных правительств эффективно осуществлять свою политику и адекватно отвечать на запросы и требования граждан, лежат в интернационализации и глобализации. Обозначенные уже четверть века назад проблемы недовольства граждан действиями политических лидеров, партий и правительств не обязательно рассматривать в контексте современного «кризиса демократии». Нужно глубже разобраться в источниках разочарований граждан.

Ситуация сложнее: перед современной демократией стоит целый ряд проблем. Среди них им выделяются следующие. Существует тенденция непрерывного роста ожиданий в отношении регулирующих возможностей политики: чрезвычайно возросли требования к демократии, но при этом способность демократического государства к решению проблем существенным образом не изменилась. Эта ситуация создает, в частности, благоприятные условия для политиков-популистов.

Автор полагает далее, что современный индивид склонен наслаждаться преимуществами свободы, но ее оборотную сторону – ответственность – он все чаще снимает с себя и перекладывает на государство и власть вообще. С нашей точки зрения, это очень существенное наблюдение.

Серьезным вызовом, с которым сталкивается современная демократия, является роль СМИ и новых неконтролируемых центров принятия решений, вступающих в конкуренцию с демократически легитимированными институтами. Сложность современного бытия требует от граждан быстрых и вместе с тем трудных, комплексных решений. Однако СМИ, напротив, предлагают массам бегство в виртуальные миры, в своего рода «прекрасный новый мир» О. Хаксли.

Будущее демократии, таким образом, не является ни оптимистичным, ни пессимистичным. Чтобы выжить, современной представительной демократии требуется в качестве долгосрочного проекта постоянная гибкая адаптация к внешним и внутренним вызовам. Ее будущее в изменении, а отнюдь не в стремлении к сохранению стабильности. С таким подходом нельзя не согласиться, он выражает императивы ХХI века. Одной из перспектив демократии может стать следующее: само значение понятия «демос» в недалеком будущем, вполне вероятно, будет отличаться от прошлого и современного значений. Так, традиционно понятие демоса было связано с гражданством или нацией, осуществляющей автономную деятельность на определенной территории на принципах демократии. Понятие демоса будущего, скорее всего, будет более мультивариантным.

Как полагают ученые, в противовес структуре индустриального общества, объединяющего группы большинства, демос в будущем может состоять из информационных обществ, представляющих по своей сути меньшинства. Объединяющими факторами для них смогут выступать такие параметры как профессия, стиль жизни, культура или хобби. Эти сообщества будут частично или полностью виртуальными, входя в состав более комплексных объединений. Они будут требовать все большей автономии, что, возможно, приведет к формированию «демократии меньшинств»

Указанные выше тенденции действительно представляют реальный вызов действующей демократии и ее развитию. Требования к ее эффективности и связанные с этим ожидания возросли, однако способность демократических государств к решению проблем развития существенно не изменилась. Инверсия демократии связана также и с глобализацией, со стремлением к всеобъемлющей безопасности. Снижение доверия граждан к институтам современной демократии; непрерывный рост ожиданий в отношении регулирующих возможностей политики, при минимизации идеи ответственности; возрастающая роль СМИ и новых неконтролируемых центров принятия решений, вступающих в конкуренцию с демократически легитимированными институтами, приводит к атомизации общества, к его превращению в совокупность автономных информационных сообществ, порождая, с одной стороны, «демократию меньшинств», а с другой, демократическое глобальное правительство. Для выживания демократии требуется в качестве долгосрочного проекта постоянная гибкая адаптация к внешним и внутренним вызовам. Ее будущее в изменении, а не в стремлении к сохранению стабильности.

Заключение

Главные ценности демократии должны соблюдаться в каждом государстве с этим политическим режимом. Она поддерживает гражданское общество. Это означает, что соблюдаются права и свободы людей, проживающих на территории государства. Также этот режим, по сравнению с другими, создаёт более стабильную обстановку в стране. Таким образом, можно сказать, что для современного общества демократия представляется идеальным политическим устройством, потому что при ней сохраняется свобода слова и принцип равенства людей.

Демократия в любом ее трактовании характеризуется властью народа и его волеизъявлением в рамках политического режима своего государства. При этом она основывается исключительно на признании народа в качестве высшего источника власти, при наделении человека широким кругом прав и свобод, признания возможности участия личности в управлении государством как лично, так и через своих представителей.

Демократия как вид политического режима выступает как процесс признания свобод и равенства граждан, а также их участие в политическом процессе. Режим демократии присущ странам, в которых присутствует рыночная экономика, а в социальной структуре превалирует средний класс.

В качестве основных социальных и политических стабилизаторов и регуляторов выступают сами граждане. В экономической сфере таким является частная собственность людей, которая создает основы для полной независимости отдельно взятой личности от института власти и разных религиозных, социальных и политических групп. Многопартийная система, идейно-политический плюрализм, реализованное разделение государственной власти на несколько независимых веток с формированием системы равновесия (баланса), свободные выборы – все это создает крепкий базис для существования демократии в современном мире.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам. Выборы – форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава. Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.

Как полагают ученые, в противовес структуре индустриального общества, объединяющего группы большинства, демос в будущем может состоять из информационных обществ, представляющих по своей сути меньшинства. Объединяющими факторами для них смогут выступать такие параметры как профессия, стиль жизни, культура или хобби. Эти сообщества будут частично или полностью виртуальными, входя в состав более комплексных объединений. Они будут требовать все большей автономии, что, возможно, приведет к формированию «демократии меньшинств»

Указанные выше тенденции действительно представляют реальный вызов действующей демократии и ее развитию. Требования к ее эффективности и связанные с этим ожидания возросли, однако способность демократических государств к решению проблем развития существенно не изменилась. Инверсия демократии связана также и с глобализацией, со стремлением к всеобъемлющей безопасности. Снижение доверия граждан к институтам современной демократии; непрерывный рост ожиданий в отношении регулирующих возможностей политики, при минимизации идеи ответственности; возрастающая роль СМИ и новых неконтролируемых центров принятия решений, вступающих в конкуренцию с демократически легитимированными институтами, приводит к атомизации общества, к его превращению в совокупность автономных информационных сообществ,

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Всеобщая декларация прав человека»(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//»Российская газета», N 67, 05.04.1995.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) //»Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  4. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//»Парламентская газета», N 110-111, 15.06.2002
  5. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О политических партиях»//»Российская газета», N 133, 14.07.2001
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. Серия: «Высшее юридическое образование». Изд. 10-е, стереотип. – М.: Омега-Л, 2018. – 608 с.
  7. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 218 с.
  8. Демократия и федерализм в России. Российская политическая энциклопедия – М., 2018. – 256 c.
  9. Дэвис Дж. К. Демократия и классическая Греция; Российская политическая энциклопедия – Москва, 2017. – 296 c.
  10. Иванов А.А. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. – 351 с.
  11. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2016. – 183 с.
  12. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов/А.В. Клименко. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2017. – 450 с.
  13. Кин Д. Демократия и гражданское общество. – М., Прогресс-Традиция, 2018. – 400 c.
  14. Мутагиров Д. З. Мутагиров, Д. З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций / Д. З. Мутагиров. – М.: Логос, 2018. – 560 с.
  15. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев. – М: Издательство НОРМА, 2003. – 343с.
  16. Старков, О.В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О.В. Старкова. – 4-е изд. – М.: Дашков и К°, 2016. – 372 с.
  17. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В.Д. Перевалов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 428 с.
  18. Толстая А.И. История государства и права России: Учебное пособие / А.И. Толстая, Е.С. Щербакова. – М.: РГСУ, Омега-Л, 2017. – 446 c.
  19. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века): Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 2017. – 128 c.
  20. Тимирязев К.А. Наука и демократия. – М., Издательство социально-экономической литературы, 2017. – 500 c.
  21. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2017. – 400 с.
  1. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2017. — С. 104.

  2. Тимирязев К. А. Наука и демократия. - М., Издательство социально-экономической литературы, 2017. – С. 107.

  3. Кин Д. Демократия и гражданское общество. – М., Прогресс-Традиция, 2018. – С. 47.

  4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2016. – С. 68.

  5. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  6. Старостин В.П. Современные социальные мифы (о проблемах изучения) // Фундаментальные исследования, 2018. №11-4. – С. 947.

  7. Дэвис Дж.К. Демократия и классическая Греция. Российская политическая энциклопедия – М., 2017. – С.94.

  8. Роговой И.В. Влияние как природный, общественный и духовный феномен (К основам теории сильного влияния) // Современный ученый, 2017, №3. – С. 225.

  9. Составлено автором

  10. Иванов, А. А. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. – с.65.

  11. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  12. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — С. 182.