Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные проблемы семейного воспитания (Семейное воспитание в эпоху Античности, Средневековья, Возрождения)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная и главная обязанность родителей. Именно семья влияет на ребенка, приобщает его к реалиям социальной действительности. Семья – первый и значимый воспитательный институт в жизни каждого ребенка.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Исходя из этого, социальные педагоги считают, что семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые нигде сформированы быть не могут.

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен.

Наука о семейном воспитании – относительно новая отрасль теоретических знаний о воспитании детей в семье. Она лишь со второй половины IX столетия стала выделяться из общей педагогики как самостоятельная область ведения о воспитании детей до школы. Конечно, и до этого немало было в стране педагогических сочинений о первоначальном воспитании детей. Но собственно отечественных трудов среди них было немного, преобладали иноземные, в переводе на русский или в оригинале.

Расцвет теории о семейном воспитании приходится на конец XIX начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новых способов воспитания детей в семье.

Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Проблемы воспитания будущих поколений актуальны для любого общества в различные эпохи. В связи с тем, что ситуация в современном мире характеризуется экономической и социальной нестабильностью, общество находится в поисках новых ценностей, смыслов и идеалов. Именно в такой период осмысление ценностей общественной и научной мысли прошлого является особо востребованным и необходимым. Обращение к лучшим традициям и гуманистическим идеалам ХІХ-го и ХХ-го веков имеет прогностическую значимость для развитая современной общественной и научной мысли.

Объектом курсовой работы является: процесс семейного воспитания.

Предмет курсовой работы: проблема семейного воспитания

Цель курсовой работы: определить основные проблемы семейного воспитания

Основными задачами курсовой работы являются:

- ознакомиться с проблемами семейного воспитания в истории педагогики;

- ознакомиться с проблемой семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях;

- ознакомиться с актуальными проблемами в семейной педагогике на современном этапе.

Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ, синтез, обобщение, теоретическое моделирование.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Семейное воспитание в эпоху Античности, Средневековья, Возрождения

Первые императивы личности и поведения, вытекающие из семейного воспитания, уже содержатся в библейских заповедях: не убивай, не кради, не относись с уважением к старшим и т. д.

Рекомендации, касающиеся семейной педагогики, содержатся в народной мудрости и в рукописях, появившихся на разных этапах развития человека. Их значение было связано с необходимостью и важностью системы образования, так как она обеспечивала полное и гармоничное развитие молодого поколения.

Было отмечено, что только семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.В древней Греции и Риме патриархальная и моногамная семья была единственной формой семейных отношений.

Греки считали, что введение в дом многих женщин было варварским обычаем, оно не достойно благородной эллины. Рождение детей для древних греков и римлян было выполнением долга перед государством, поскольку ряды защитников, полезных граждан и воинов были восстановлены. Кроме того, это была важная обязанность для клана и семьи, поскольку дети сохраняли и поддерживали семейные традиции и отдавали дань уважения своим предкам. Присутствие детей также служило личной цели - сохранение семейного имущества путем наследования и получение поддержки и помощи в пожилом возрасте [8, с. 34].

Государственный контроль над отцовством начался с первых дней жизни. Пожилые члены фила осматривали новорожденных в отличном месте - «лесу» - и только здоровые дети были переданы отцу.

Судьба больно не совсем понятна. Соответствующее сообщение Плутарха (что такие дети были брошены в пропасть Тайгета) не совсем достоверно. В любом случае, больные дети выросли за пределами спартанской закрытой общины. Здоровые дети до 7 лет остались в семье. Плутарх отмечает достоинства спартанской медсестры. Они «не обнимают детей, не оставляют свободе их конечностям и всему телу в целом, учат их не есть много, не быть трудными в еде, не бояться в черный или не бояться, быть одному, не капризничать или плакать. Исходя из этого, даже иностранцы написали спартанских медсестер для своих детей. "

В семилетнем возрасте детей отбирали от родителей и расселяли по особым детским государственным общежитиям [11, с.57-58].

Наиболее полное описание системы государственного воспитания в Спарте мы находим в жизнеописании Ликурга у Плутарха, а также у Ксенофонта в его «Лакедемонском государстве». Отдельные, иногда важные, замечания рассеяны у Платона («Законы» и др.), Павсания («Описание Эллады») и др. Эта система стала в последнее время предметом особенного внимания ряда исследователей.

Одну из существенных особенностей примитивных государственно-общественных организаций Кнаут находит в так называемой «геронтократии» (отγεπον –старец), в условиях которой власть в общине принадлежит старейшим в роде, причем эта власть покоится на общем строгом разграничении прав и обязанностей каждого возраста в отдельности. Но именно подобного рода деление приходится наблюдать в Спарте, где мужское население распадалось на три основные группы: «несовершеннолетних» (до 30 лет), «мужей» (от 30 до 60 лет) и «старцев» (от 60 лет.

Такому строгому разграничению возрастов в господствующем классе соответствовало возрастное деление мужской молодежи в условиях государственного воспитания [8].

Что касается воспитания спартанских девушек, то это воспитание мало чем отличалось от воспитания юношей. Такая система женского воспитания вызывала восхищение у представителей афинской аристократии эпохи Сократа и Платона. Отголоски этого восхищения мы находим у Ксенофонта в его «Лакедемонском Государстве», где он противопоставляет традиции женского воспитания в Спарте, относя их установление к полумифической личности спартанского законодателя Ликурга [8, с. 37].

Обычаи брака различаются в разных культурах и даже местах, но суть в том, что муж или дочь семьи выбирает мужа для своей дочери. В 7 и 6 вв. До н.э. В богатых семьях принято приглашать нескольких заявителей мужей в дом невесты одновременно.В то время свадьбы были сделаны очень редко по любви. Социально-экономические, политические, племенные и иерархические мотивы были решающими. Дочери правителей привыкли заключать выгодные династические браки. Женщина должна быть здоровой и физически развитой, чтобы производить сильное потомство. Семья невесты должна быть зажиточной, чтобы дать приданое. Такое положение дел свидетельствовало о том, что «ценность» женщины была ниже, чем у мужчины: семья должна была заплатить за вступление в брак. Фактически, женщина во время брака перешла от власти отца к власти мужа и практически не имела прав [11].

В Древнем Риме женщины пользовались несколько большей светской свободой. Римские невесты могли посещать и принимать гостей, появляться в обществе, посещать церемониальные церемонии. Но, несмотря на уважение к женщинам дома, в обществе в целом, неделимая власть и превосходство отца и мужа сохранялись. Постепенно, особенно во времена Империи, взгляды римлян на семью и брак стали более свободными. Женщины имеют больше прав, в том числе возможность развода, иметь мужа, иметь и распоряжаться своим личным имуществом и получать образование. Прелюбодеяние было осуждено, а женщины наказывались более сурово, чем мужчины [7, с. 45-47].

В древнем Риме в течение почти двенадцати веков поклонение домашним божествам, духам, покровителям, связанным с почитанием предков, поддерживалось и сохранялось. Центром этого культа был дом. Ему назначали ежедневную жертву в виде еды, три раза в месяц - цветы и фрукты. Эти ритуалы были посвящены духам их предков, их мифическим воплощениям - Пенатам и Ларам, а также духу - «двойнику» каждого домашнего хозяйства - его хорошему защитному гению.Несмотря на стремление поддерживать чистоту семьи, из-за нехватки женщин были широко распространены многонациональные браки. Молодые солдаты проводили кампании и экспедиции в новые земли и часто оставались там, выбирая туземцев в качестве жен. Это часто были женщины, захваченные или украденные для целей брака [7].

В раннем средневековье доминирующим типом семьи была большая семья, которая включала вместе с супругами их родственников - часто несколько поколений.

Малая супружеская семья как самостоятельная ячейка, существующая уже в этот период, начинает укрепляться с XIII века. При перечислении членов семьи упоминаются не только муж, жена, дети, но и домочадцы – родственники, проживающие в доме, включая незаконных детей, слуги, приживальцы.

На XII-XIII века приходится расцвет линьяжа – родственного коллектива на основе кровнородственных связей и брачных союзов, совместного владения собственностью. Линьяж отличали такие черты, как нераздельностью земельного надела и семейное самосознание.

Однако с конца ХIIІ века большие семейные группы среди знати начинают терять активность, и всё более уступают место малой семье. Неверно было бы думать, что внутри линьяжа царил мир. На самом деле соперничество между братьями и кузенами, между сыновьями и отцами подчас выливалось в убийство. Как красочно замечает французский историк Ж. Ле Гофф, «феодальный линьяж воспитывал своих воинов». Вместе с тем в пределах линьяжа вырастали и неполноправные лица. Это были, прежде всего, побочные сыновья, признанные, но не имевшие права притязать на долю, равную с законными наследниками [11].

Социальная организация дома была иерархической. На вершине иерархии был отец, которому все остальные подчинялись. Чуть дальше были официально признанные жена и дети, а затем все члены семьи, живущие в доме - по крови или браку, и, наконец, слуги.Безусловное подчинение в браке является одним из требований к женщине. Нарушение установленного порядка было осуждено. В случае непослушания жены допускаются телесные наказания и принуждение с применением силы. Но женщина также имела реальную власть в доме.

Отличительной чертой средневековых жен была их способность не только убирать, но и управлять домами мужа в его отсутствие - когда он был в крестовом походе, на войне или в суде для разрешения споров. Хозяйка замка также должна была воспитывать не только своих детей, но и девушек, присланных сюда из соседних замков и богатых домов. Женщина - хозяйка дома отвечала за хозяйственные расходы и следила за покупкой, хранением и использованием продуктов питания [8, с. 78-79].

Самым важным местом в жизни женщины было материнство. Уровень рождаемости и степень участия матери в воспитании детей разных уровней были очень разными.У аристократов и богатых городских жителей было больше детей, и больше из них выжили. Высокая рождаемость в этих слоях объясняется рядом причин. Во-первых, девушки из богатых, благородных семей раньше выходили замуж, и их период размножения длился дольше. Во-вторых, они почти не кормили своих детей грудью, а отдали их медсестре, что увеличило шансы на новую беременность.

Женщины из бедных семей не только кормили своих детей, но и часто становились кормильцами детей из благородных семей.Пока ребенок находился в доме медсестры (в среднем 1,5–2 года, но это могло длиться дольше), мать почти не вспоминала [9].

С четырнадцатого века идея об ответственности матерей по отношению к детям была усилена в общественном сознании. Это выражается в особых запретах церкви для матерей и медсестер, а также в широко распространенной пропаганде пользы и необходимости для детей, находящихся на грудном вскармливании. За страстным призывом матерей самим кормить своих детей лежит забота о физическом и моральном здоровье этих детей, взаимная любовь матери и ребенка.Какую роль сыграли матери в воспитании своих детей?

Детство было коротким периодом; в возрасте семи лет крестьяне начали работать с родителями, а дети горожан пошли учиться ремеслу.

Сыновей знатных родителей в подростковом возрасте часто отправляли на воспитание, и девочки рано выходили замуж. Пока дети были дома, мать играла важную роль в их воспитании. Как правило, она полностью отвечала за образование девочек: она обучала их домашнему управлению и профессиональным навыкам. Воспитание мальчиков после семи лет осуществлялось отцами. Однако следует отметить, что ряд работ содержит инструкции для матерей научиться читать и писать своим сыновьям, чтобы они отвечали за свое нравственное воспитание [9, с. 71-72].

Церковь активно вмешивается в интимную сферу жизни человека средневековья. Многие пенитенциарные учреждения, руководства духовников содержат много вопросов об этой стороне жизни средневековой женщины. Частота интимных отношений регулировалась. Слишком частые контакты с противоположным полом были грехами - считалось, что по этой причине дети рождаются порочными [7].

В эпоху Возрождения философия любви в значительной степени развита; любовь мужа и жены стремится занять то место, которое принадлежит ему в семье. Браки, основанные на добровольном союзе, стали возможными, появились новые духовные тенденции. Однако, как и прежде, большинство браков определялись денежными и имущественными отношениями.

Традиционно многие исследователи имеют уникальную веру в биологическую и природную природу репродуктивной культуры семьи. Действительно, функция воспроизводства биологически предопределена. Но если мы обратимся к исторической ретроспективе, то становится очевидным отметить важность вмешательства человека в этот изначально биологический процесс [7].

Определяя цель брака как рождение детей, Салютати рассматривает этот социальный институт как естественное обязательство, которое должен выполнять каждый человек. Этот гуманист считает, что, отказываясь производить детей, люди разрушают то, что природа произвела в них; они становятся несправедливыми по отношению к себе, своим родственникам, злу по отношению к расе, человеку и крайне неблагодарны по отношению к природе. Не оставляя детей, человек будет несправедлив по отношению к своим предкам, уничтожая имя и славу расы.

Он будет несправедлив к своей стране, не оставив после себя защитника, злобного по отношению к человеческому роду, который погибнет, если его не поддержит непрерывная преемственность поколений.Общественное сознание культуры раннего Ренессанса обнаруживает тенденцию к детству, которая является частью социальной политики того времени: во Франции в 1421 году был построен детский приют - учебный дом, один из первых в Европе [11].

В своем трактате «О семье» Альберти в большей степени, чем среди ранних гуманистов, представляет равновесие рациональных и чувственных компонентов его концепций воспроизводства.

С одной стороны, он отмечает необходимость для каждой семьи продолжать свою семью, воспроизводить детей. С другой стороны, указывает, что дети являются величайшей радостью для отцов. А радость - это эмоция и, следовательно, выражение сенсорной составляющей культуры.Erasm of Rotterdam - представитель Высокого Возрождения с соответствующими взглядами на культуру воспроизводства, в которой рациональные и чувственные компоненты максимально сбалансированы. В своей книге «Об образовании детей» этот гуманист недвусмысленно утверждает, что ребенок стоит дороже, чем тот, который вряд ли есть у человека. Бесплодие признается бесплодием супругов.

Ценность ребенка проявляется, с одной стороны, в обязанности родителя воспроизводить его по отношению к обществу, с другой стороны, в максимуме положительных эмоций, которые текущий и будущий родительский опыт в связи с рождением и развитием ребенка. Э. Роттердам указывает, что обязанность человека рожать ребенка и воспитывать ребенка - это обязанность в том смысле, что человек отличается от животных и больше похож на божество.Кроме того, Эразм критикует одностороннее отношение, с его точки зрения, к ребенку, когда родители пытаются увидеть его, прежде всего, физически полным.Э. Роттердам призывает родителей в частности и современное общество в целом признать ребенку гармонию тела и разума, материального и духовного [8, с. 95-97].

В искусстве этого периода ребенок становится одним из самых распространенных героев маленьких историй: ребенок в кругу семьи; ребенок и его приятели, часто взрослые; ребенок в толпе, но не смущенный с этим; Ребенок - ученик художника, ювелир. Среди знаменитых утопистов эпохи Возрождения Т. Мора и Т. Кампанелла тема ценности ребенка несколько нивелируется, а идеи образования и воспитания становятся все более и более важными [7].

Репродуктивная культура конца эпохи Возрождения (2 половинки XVI начала XVII века) представляет собой изменение репродуктивного видения семьи, ценности ребенка. Ребенка уже ценят не в любом возрасте, как он был раньше, а немного больше, как если бы он приобрел позитивное отношение к взрослым благодаря наличию ценных личных качеств. Мистер Монтень, который считает, что мы не должны обнимать новорожденных, все еще не обладает физическими или умственными качествами, с помощью которых они могли бы побудить нас любить себя.

Подлинная и разумная любовь должна появляться и расти, когда мы их узнаем.Поэтому мы можем сделать вывод, что отношение человека эпохи Возрождения к репродуктивным ценностям семьи было неоднозначным с течением времени. А динамика репродуктивной культуры обозначенной эпохи схематично представляет определенный цикл, этапы которого характеризуются тем или иным соотношением рациональных и чувственных принципов, духовного и материального [7].

Гуманисты также много писали о семейных отношениях и экономике дома. Семейные отношения строились патриархально, семейные узы почитались. Любовь ценилась намного ниже брака. По общему признанию, довольно большие слои населения оставались вне брака: солдаты, сельскохозяйственные рабочие, ученики и люмпены до духовенства Реформации. Но для непрофессионала брак был необходим по причинам не только экономического престижа, но и общественного престижа. Отсутствие родителей вытолкнуло человека за пределы групповой защиты.

В результате вдовы и вдовцы быстро заключили новые браки - как обычно, по расчету. Семейные портреты стали модными, где родители строго по статусу и возрасту молча стали свидетелями силы семейных связей. Женщины получили строгое образование: с самого раннего возраста они посвятили себя хозяйству и не смели бродить по городу вдоль пристани.Во времена Ренессанса в разных слоях населения было много социально активных и весьма независимых женщин. Все больше женщин из богатых семей стремятся самостоятельно изучать и организовывать свои судьбы.Дети были очень зависимы.

Детство в принципе не было особым периодом в жизни человека, который нуждался в его отношении, одежде, еде и т. д. Подавляющее большинство детей учились в семье, на производстве и в семье.

Другой навык был дан, чтобы научить сторону. Важно, чтобы дети воспроизводили статус родителей, их поведение и общение, готовились к браку, создавали независимое домашнее хозяйство или жили в доме владельца. В школе основным предметом была религия, основное средство воспитания - палочки для еды. С их помощью они научились подчиняться хозяину и властям. Богатые приглашали своих детей священником на дому или профессором университета. Молодые люди буржуазной и буржуазии среднего класса знали иностранные языки, художественную литературу и историю, писали стихи на латыни [8, с. 105-109].

1.2. Семейное воспитание в психолого-педагогических исследованиях

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается путем анализа, обобщения, поглощения всего ценного, созданного образовательной мыслью прошлого.

Первые идеи семейного воспитания, любви, родителей, детей и предков были сформированы в народной педагогике на основе опыта светской жизни, то есть эмпирически. Они передавались из века в век, от семьи к семье, через традиции, национально-этнические ритуалы, обычаи, фольклор, декоративные и прикладные произведения искусства, которые позволяли людям воспроизводить, их духовная культура, их национальный характер и их психология в последовательности последующих поколений. Можно с полным основанием сказать, что народная педагогика определила свой способ образования, свою собственную «систему» правил и норм поведения, изложенных в кодексе этики, традиций, ритуалов и обычаев 7].

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку в традиционной культуре она рассматривалась как естественная среда, определяющая порядок домашнего обучения и его содержание. Домашнее обучение предусматривает некоторые формы семьи, традиции, обычаи, праздники и церемонии. Домашнее обучение фокусируется на повседневной жизни человека и повседневной жизни.

Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была «не бременем, а радостью». Моральная гарантия благополучия человеческой жизни - это работа совести, которой ребенок учится с раннего возраста. Народная мудрость свидетельствует: «Человек рожден для работы», «Без работы нет добра», «Без хорошей работы нет плода», «Только небо может курить без работа и т. д. [1, с. 20-23]

Созданная столетия назад и в современных средствах народной педагогики (сказки, пословицы, поговорки, легенды, песни, игры), существует специальная программа «Строительство домов», которая определяет основы семейной жизни. правила управления, этика отношений, этика отношений, размещение гостей и др. Сладости в сказках уважают и уважают своих родителей, заботятся о детях, нежно относятся к своим братьям и сестрам, готовы к подвигам во имя любви. В пословицах четко выражены представления людей о семье и семейных отношениях, правила отношений, которые еще не утратили своей моральной ценности. Вспомните некоторых из них: «Муж - это голова, женщина - это душа», «Тот, кто не овдовел, не терпел бед», «Легко сделать ребенка, Нелегко вырастить: «Рычать женщине без детей и детям без людей», «Выбрать жену не в круге, а в саду» и других [1].

Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечает известный историк В.С. Соловьев, коренится в «нравственном принципе народа», включают в себя уважение к старшим и особое внимание к несовершеннолетним, культу кормильца, дом, дети, семейная история, сохранение традиций и обычаев, которые помогают молодому поколению играть роль наследника традиционных ценностей.

Таким образом, семейная педагогика каждой нации отражает ее идеалы, ее представления о целях и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию наилучших характеристик национального характера детей и готовит их к самостоятельной и достойной жизни.

Естественно, семейная педагогика как отрасль педагогической науки, развивающая теоретические основы домашнего обучения, основана на семейной народной культуре, которая объединяет исторический опыт домашнего обучения (А.В. Бестужев- Лада, Г.Н. Волков, В.М. Петров и др.) [7].

Несомненно, признавая сильные стороны семейной педагогики (стабильность, надежность, эффективность), мы не должны абсолютизировать и пытаться максимально восстановить в нынешних условиях традиционное семейное воспитание, которое сложилось в история тех или иных людей.

Прежде всего, как справедливо указывают современные ученые (И. В. Бестужев-Лада, И. С. Кон), семейная структура отношений, созданных на протяжении веков, метаморфизуется, развиваются новые ценности и модели, которые расширяют социокультурные представления общества. человек. Таким образом, в современной семье дети становятся главной ценностью, оценка эмоциональных семейных отношений быстро возрастает и так далее. Следует иметь в виду, что определенные негативные характеристики также присущи общественной педагогике из-за исторических основ жизни: предрассудков и суеверий ».

Доказательство приведено в трудах историков, например в книге Н.И. Костомарова "Жизнь дома и нравы великих русских людей". Об этом также рассказывают художественные произведения, среди которых автобиографические книги А.М. «Детство» Горького, «В народе».Что касается семейной педагогики, следует иметь в виду, что она развивалась благодаря взаимодействию с религией, а также религиозным представлениям о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только ортодоксальной, сосредоточены на человеческой душе, на ее спасении от «плохих» мыслей, поступков и чувств. Человек должен прожить свою жизнь так, чтобы на его пике - в момент смерти - душа предстала перед судом Божьим чистым и сияющим [7].

Несмотря на определенные различия, две системы образования - народная и религиозная - были тесно связаны в подходах к фундаментальным моральным общечеловеческим ценностям, среди которых семья занимает достойное место, категории добра и зла, счастья и т. Д. Из десяти библейских заповедей шесть - это не просто религиозные заповеди, но, можно сказать, основные правила человеческой жизни, которые последуют, помогут человеку стать лучше, добрее и сдаться, а также другие более счастливы.

В Библии Коран, Талмуд, любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков и забота о родителях занимают особое место.Наиболее важные педагогические знания с точки зрения той или иной религии всегда передавались широким массам посредством проповеди, так называемой учебной литературы церкви, состоящей из различных слов. и уроки. Проповеди, слова и учения охватывали широкий круг моральных проблем и интерпретировали основы догмы.

На сегодняшний день в нашей стране популярны и остаются «семейные» темы, такие как: забота о других; уважение к родителям; помогать слабым; воспитание в усердии, терпении, скромности и т. д.Семья является одной из главных тем древнерусских литературно-просветительских памятников, относящихся к X-XIV векам, национальных коллекций XIV-XIX веков. Образовательная мысль Древней Руси была четко выражена в «Учениях для детей» князя Владимира Мономаха, в литературных и письменных памятниках, таких как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. с христианскими добродетелями [1, с. 34-36].

Воспитание детей в любви и уважении родителей, уважение их предков - одна из ключевых идей древнерусской педагогики. Другая идея - воспитывать будущего отца очень рано, прививая ему положительные моральные качества (трудолюбие, мягкость, терпимость, гибкость, трудолюбие, скромность, честность и т. д.).

Таким образом, Владимир Мономах призвал к консолидации семьи, поместил отца в пробуждение рабочего, в формирование защитника-воина, но особенно в развитие способности эффективно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI век) в конкретной «программе» нравственного воспитания детей, подготовки их семей к жизни, описывается, что нужно для «домашнего использования».В семнадцатом веке. Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий внесли ценный вклад в развитие семейной педагогики. Первые написали 164 правила для детей, назвав их «гражданство детских обычаев». С. Полоцкий создал две книги - «Обет души» и «Ужин души», в которых раскрыты основные каноны воспитания уважения родителей, других членов семьи и т. Д. С. Полоцкий - одним из первых осудил применение удочек, суровых наказаний [7].

Анализ семейного воспитания в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века. содержится в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новиков (1744-1818). Авторы утверждают, что домашнее обучение не является простой и сложной задачей, выходящей за рамки семьи: дети воспитываются, чтобы жить в обществе. Целью семейного воспитания является воспитание «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), чтобы дать начальное впечатление «воспитание духа и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев ).

Условиями такого образования являются духовное общение в семье, внимание к развитию тела и ума, добрые нравы ребенка, сочетание любви и строгости.Проблема семейного и домашнего воспитания привлекла внимание прогрессивной аудитории, о чем свидетельствует работа В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.И. Пирогов (1810-1881), Н. А. Добролюбов (1836-1861) и другие.

В работах этих авторов современное семейное воспитание подвергается критике за его негативные черты, присущие подавлению личности ребенка, пренебрежению его реальной жизнью, незнанию природных черт, воспитанию рано «разговорный иностранный язык» к телесным наказаниям.

В то же время были внесены предложения по улучшению воспитания детей в семье, включающие понимание ребенком, обеспечение развития его или ее внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие ребенка. активность, независимость мысли и действия и т. д.Во второй половине XIX - начале ХХ в. Теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала преобладающее место в трудах К. Д. Ушинского (1824–1870), Н. В. Шелгунова (1824–1870) -1891), П. Ф. Лесгафт (1837-1909), П. Ф. Каптерева (1849-1922), М. И. Демкова (1859-1939) и другие.

Русская классическая педагогика подчеркивает необходимость изучения семьи как естественной среды обитания ребенка, микрокосма общества, которое ее создало. Домашнее воспитание считается основной обязанностью родителей, а хорошее и здоровое родительство считается священным правом каждого ребенка. Под надлежащим образованием подразумевается полное развитие творческого любителя. Это обучение основано на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей.

Низкий уровень семейного воспитания, о котором сообщают исследователи в этот период, во многом связан с плохой подготовкой родителей, особенно матерей, к воспитанию детей.

Семьи, которые заботятся о воспитании своих детей, имеют образ жизни, гармонию и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых является моделью для детей [5].

Об общественных интересах конца XIX в. Организация так называемого «кружка родителей» (Петербург, 1884) свидетельствует о семейном и домашнем воспитании. Члены кружка поставили перед собой цель изучить опыт семейного воспитания и разработать теорию проблемы. В кружке создан собственный печатный орган - Энциклопедия семейного воспитания. В течение 1898-1910 гг. Под редакцией П. Ф. Каптерева опубликовано 59 номеров «Энциклопедии семейного воспитания», в которой обобщен опыт семейного воспитания, предприняты попытки теоретически обосновать его специфику.

К сожалению, дошкольный возраст «рухнул» с точки зрения авторов: обсуждались наиболее сложные проблемы семейного воспитания школьников. В 1908 году состоялся первый конгресс по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.Педагоги дореволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был не случаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность общества на рубеже дня, вызванную социальными проблемами и граждане. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Ученые (П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, В. Н. Сорока-Росинский и др.) Назвали религию, творчество и произведения народной культуры (сказки, песни, эпопеи и т. д.)

Религия поддерживает семью духовно вместе, что дает ей моральное единство и общую цель, которая управляет и направляет жизнь всей семьи: от отца до наименьшего. Работа психологически объединяет семью, объединяет ее членов в повседневной жизни и конкретизирует их интересы. Произведения народного устного искусства из глубин веков воздействуют на чувства и воображение ребенка и формируют его национальную индивидуальность [1].

Усилиями ученых конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Начало семейного воспитания было определено как научное направление: были определены цели и задачи воспитания и воспитания детей в семье. Многие из заявлений педагогов того времени актуальны и сегодня. Например, воспитание ребенка как гражданина с обязанностями перед семьей, государством и обществом.

Со временем возникает потребность в едином и целостном характере образования, основанном на особенностях возраста, индивидуальных предпосылках и тенденциях развития.Однако в первые десятилетия ХХ века. семья как учебное заведение пережила кризис, связанный с разрушением традиционных основ образования. В связи с продолжающейся борьбой с религией ее положительное влияние на семью и семейное воспитание уменьшилось. Традиционная (патриархальная) семья, которая на протяжении многих лет была, образно говоря, IV. Бестужев-Лада, родная академия, рухнула. Образование становится важнейшей функцией государства. В «Декларации о воспитании детей в раннем возрасте» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых государственных законов об образовании Советского правительства, говорится, что бесплатное государственное образование детей должно начинаться с первого дня рождения. [7].

ВЫВОД К ГЛАВЕ 1

Первые императивы личности и поведения, вытекающие из семейного воспитания, уже содержатся в библейских заповедях: не убивай, не кради, не относись с уважением к старшим и т. д.

Рекомендации, касающиеся семейной педагогики, содержатся в народной мудрости и в рукописях, появившихся на разных этапах развития человека. Их значение было связано с необходимостью и важностью системы образования, так как она обеспечивала полное и гармоничное развитие молодого поколения. Было отмечено, что только семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается путем анализа, обобщения, поглощения всего ценного, созданного образовательной мыслью прошлого.

Первые идеи семейного воспитания, любви, родителей, детей и предков были сформированы в народной педагогике на основе опыта светской жизни, то есть эмпирически.

Они передавались из века в век, от семьи к семье, через традиции, национально-этнические ритуалы, обычаи, фольклор, декоративные и прикладные произведения искусства, которые позволяли людям воспроизводить, их духовная культура, их национальный характер и их психология в последовательности последующих поколений. Можно с полным основанием сказать, что народная педагогика определила свой способ образования, свою собственную «систему» правил и норм поведения, изложенных в кодексе этики, традиций, ритуалов и обычаев [7].

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку в традиционной культуре она рассматривалась как естественная среда, определяющая порядок домашнего обучения и его содержание. Домашнее обучение предусматривает некоторые формы семьи, традиции, обычаи, праздники и церемонии.

Домашнее обучение фокусируется на повседневной жизни человека и повседневной жизни. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была «не бременем, а радостью». Моральная гарантия благополучия человеческой жизни - это работа совести, которой ребенок учится с раннего возраста.

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Семейное воспитание на современном этапе

Семья часто представляет собой скрытый мир внешних наблюдений, наполненный сложными отношениями, со своими собственными традициями и правилами. В той или иной степени семья затрагивает всех членов семьи, но особенно детей. Через семью дом - это не просто комната, а место, где они любят, ждут, понимают.

А семейное воспитание способствует формированию большинства личностных качеств растущего маленького человека.Семейное воспитание - это целостная система воспитательно-воспитательной деятельности, сформированная в условиях, специфичных для каждой семьи. На эту сложную систему влияют наследственные и биологические факторы (например, здоровье детей и родителей), материальный и социальный статус, семейные ценности, количество членов семьи и условия жизни.

Все эти обстоятельства органически связаны и приводят к разным результатам [14, с. 60-61].

Характеристики семейного воспитания могут быть самыми разнообразными, но основные задачи семьи одинаковы для всех и заключаются в следующем:

- создать оптимальные условия для роста и развития детей;

- защита от крошек в социально-экономическом и психологическом смысле;

- научить детей полезным практическим навыкам личной гигиены и помощи другим;

- воспитывать у ребенка чувство собственного достоинства.Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, основных трудовых навыков, установление моральных и эстетических норм, эмоционального и физического состояния - все зависит от близости его семьи.

И первыми воспитателями ребенка являются те, кто больше всего на него влияет - его родители [3].

Технология семейного воспитания в каждой семье отличается по своим методам. Его собственный пример, взаимное доверие, возможность обсуждать в спорных случаях любовь и сочувствие, взаимное уважение и уважение к семейным традициям, уровень контроля - все эти элементы являются элементами воспитания детей.

Какими бы ни были стили семейного воспитания, основные принципы должны оставаться:

- гуманное и милосердное отношение к маленькому члену семьи;

- привлечение крошек на общие занятия;

- доверительные и оптимистичные отношения с ребенком;

- последовательность потребностей;

- готовность помочь ребенку.В результате своего воспитания ребенок

должен стать человеком, способным преодолеть все препятствия и жизненные трудности. Это главная цель семейного воспитания [1].

Основные стили семейного воспитания

Современное воспитание детей очень четко разделено на такие типы отношений: авторитарное, демократическое или соучастное отношение матери и отца к своему ребенку.Когда родители привязаны к авторитарному стилю воспитания, они слишком строгие, требовательные и императивные по отношению к своим детям.

Основными отличиями от других типов отношений являются запугивание, побуждение, навязывание своей точки зрения. В этом случае реакция ребенка - это чувство незащищенности и страха перед родителями, что приводит к сопротивлению в форме грубости, недостатка искренности и двуличности.

Приказы взрослых провоцируют у ребенка либо активные возражения и агрессию, либо полное равнодушие.Если родители жестоки к своему ребенку, держите его в постоянном страхе - ребенок растет со слабой и трусливой волей, охотой и ленью. Но в то же время он готов отказаться от гнева и обиды, накопленных по всему миру, проявив месть и, зачастую, тиранию.

Деспотичные родители боятся потерять свой престиж в глазах ребенка. Однако такое образование приводит только к разделению детей и непослушанию.Демократический стиль воспитания предполагает внимание мнения ребенка, а не бездумную снисходительность его капризов. В такой среде родители дают ребенку свободу выбора, определяя допустимые параметры. Семейная демократия основана на взаимном доверии: мама и папа доверяют ребенку и позволяют ему принимать решения самостоятельно. Ребенок верит в родительский авторитет и всегда готов их выслушать.

По сравнению с другими типами обучения этот стиль подходит как для детей, так и для взрослых: родителям не нужно постоянно сидеть, чтобы учить ребенка, и у них есть время ухаживать за ребенком. бизнес. Здоровая демократия отличается разнообразием точек зрения, способностью приспосабливаться к обстоятельствам и уважением мнений другого члена семьи

Особенностью семейного воспитания при использовании стиля попустительства являются прощение и абсолютная терпимость ко всем детским уловкам, продиктованным чрезмерной любовью к вашему ребенку. Более того, ребенок не знает, что такое дисциплина и ответственность.В погоне за любовной привязанностью ребенка родители часто не замечают, что их любимый ребенок становится осторожным и двуличным эгоистичным человеком, которому удается играть до совершенства. С социальной точки зрения приоритет этого стиля среди других видов образования - довольно опасный выбор, потому что ранняя независимость принесет ребенку чувство одиночества, недостатка внимания и любви. [1].

2.2. Современные проблемы семейного воспитания

Родительский процесс в семье является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, это исторический процесс нового поколения, который входит в жизнь общества. Семья - это первый социальный шаг в жизни человека. С самого раннего детства она руководит сознанием, волей, чувствами ребенка.

Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт и жизненные навыки в обществе. Семья может играть как положительную, так и отрицательную роль в образовании. Положительное влияние на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме ближайших к нему в семье - мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, - не относится к ребенку лучше. ребенок, не люби его очень сильно и меньше заботься о нем.

И в то же время ни одно другое социальное учреждение не может принести столько же вреда воспитанию детей, сколько семья [5].

Что касается особой воспитательной роли семьи, то возникает вопрос о том, как максимизировать положительное влияние и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на образование ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие образовательное значение. Каждый родитель видит в своих детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень сложно вернуться к ним.

Семья для ребенка - это среда обитания и образовательная среда. Семья - это содержание общества: что такое типичная семья? Это общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена. Школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что зарождающаяся личность получает от своих родителей [2, с. 24-25].

В настоящее время общество страдает от последствий ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политической системы, интеграцией в мировое сообщество. В последнее время в семье произошли радикальные изменения, отражающие тенденции цивилизации и преобразования общества.

Исследователи говорят о формировании нового типа личностной ориентации, характеризуемой такими ценностями, как материальная безопасность, бизнес, собственность, независимость и супруги, которые стремятся все больше и больше процветать процветать, процветать вне семьи, что, по мнению некоторых ученых, угрожает дестабилизацией семьи. приводит к увеличению числа неблагополучных семей.

Такие изменения в системе смысловой ориентации ценностей родителей детей влияют на функционирование семи лет и, прежде всего, на воспитательную функцию.

Будучи подростком, ребенок ищет самостоятельности, но также нуждается в родителях, помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения семейного воспитания, расстраивающие эти потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития [2, с. 35-37].

Исследователи фокусируются на тех аспектах стиля обучения, которые приводят к отклонениям от нормального и гармоничного развития личности ребенка, а именно на нарушениях образования: гипер или гипопротекция, удовлетворяющая или игнорирующая потребности ребенка. ребенок, несоответствие в отношениях родителей с ребенком, переоценка или недостаточность потребностей, ограничение, чрезмерные запреты или их недостаточность, чрезмерные санкции или их полное отсутствие и т. д.

Главное в воспитании маленького человека - это осознание духовного единства, нравственной связи родителей с ребенком. Родители никогда не должны позволять процессу обучения идти своим чередом и в более позднем возрасте оставлять взрослого ребенка наедине с собой.В каждой семье существует четко определенная система образования или семейных отношений, далеко не всегда понимаемая ее членами.

Часто оказывается, что строгость и чрезмерная строгость родителей заключается в том, что ребенок не хочет учиться, создается тревожное отношение к нотам, похвалам и цензуре. Опасаясь быть наказанными и оскорбленными, многие из этих детей растут безнадзорными, робкими, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях дети хотят заявить о себе своей агрессивностью или конфликтами [4].

Никто не менее типичен для ошибки, когда единственный ребенок родителей занимает привилегированное положение в семье. Ему позволено все, каждое его желание немедленно исполняется.

Бабушки и дедушки, а иногда и мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку, говоря, что «у них было много трудностей и трудностей, так что, по крайней мере, ребенок для его удовольствия. И эгоист, тиран и приспешник растут в семье. Когда это обнаруживается, становится ясно, что должны быть приняты самые строгие меры.Еще одна ошибка родителей - попытка всеми возможными способами избежать занятий с детьми. Подход примитивен: отойдите в сторону и иногда платите своим детям. Дети наслаждаются полной свободой, которую они, конечно, еще не умеют использовать. Оказывается, пренебрежение детьми не всегда является следствием трудоустройства родителей. Это отсутствие необходимого надзора за ними [4].

«Семейное образование является вопросом первостепенной важности», пишетА.И. Герцен. В то же время он особо подчеркнул роль матери, которая, по мнению автора, принадлежит к «величайшему произведению начального образования».Изменение положения женщин в обществе создало противоречие между их социальными ролями, что часто порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и оказывает негативное влияние на образование детей. Занятость женщин в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля над поведением детей и недостаточному вниманию к их образованию.

Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщин, а также другими обстоятельствами является одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания одного ребенка в семье. Отсутствие братьев и сестер в семье обедняет жизнь ребенка, негативно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств [6].

Некоторая трудность заключается в том, чтобы воспитывать ребенка в условиях полного, а иногда и чрезмерного процветания. Материальное богатство часто вредит детям, если родители не вызывают их здоровые духовные потребности.Говоря о современной семье, мы не можем игнорировать такую проблему, как увеличение количества разводов. Причины развода разные: противоречия между профессиональными и семейными ролями женщины; стремление супругов добиться максимальной справедливости при распределении прав и обязанностей в семье, что порождает конфликты, ссоры, внутрисемейные конфликты. Это относится к ежедневной перегрузке женщин, что негативно сказывается на супружеских отношениях, создает напряженность в общении с детьми.

В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети в семьях с одним родителем чаще, чем их сверстники, выросшие в полноценной семье, совершают аморальные поступки и правонарушения [4].

С развитием социально-экономического и политического развития общества, его требования к нравственной и воспитательной деятельности семьи также меняются. Если семейное воспитание не соответствует требованиям общества, в формировании личности ребенка допускаются серьезные просчеты.

Государственное, семейное и школьное образование проходит в неразрывной части.

Таким образом, на современном этапе развития общества дальнейшее развитие и совершенствование воспитательной функции семьи облегчаются благодаря: неутомимой заботе государства о семье; постоянное повышение его материального благосостояния и улучшение условий его жизни; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность образовательных воздействий на ребенка школы, семьи и общества в целом; повышение общего уровня образования, культуры и педагогики родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения. С самого рождения ребенок связан с родителями невидимой «нитью», и формирование личности напрямую зависит от типа отношений, которые между ними устанавливаются. [5].

ВЫВОД К ГЛАВЕ 2

Роль семьи в обществе не имеет силы, сравнимой с ролью других социальных институтов, поскольку именно в семье формируется и развивается личность человека.

Семья - это первое учебное заведение, связь с которым человек чувствует на протяжении всей жизни.Именно в семье заложены основы человеческой морали, сформированы нормы поведения, раскрыты внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.Что касается особой воспитательной роли семьи, то возникает вопрос о том, как максимизировать положительное влияние и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на образование ребенка.

Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие образовательное значение. Каждый родитель видит в своих детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень сложно вернуться к ним.Семья для ребенка - это среда обитания и образовательная среда. Семья - это содержание общества: что такое типичная семья? Это общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена.

Школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что зарождающаяся личность получает от своих родителей [2, с. 24-25].

Человек становится ценным для общества только тогда, когда он становится человеком, и его обучение требует целенаправленного и систематического воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером влияния призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды и мировоззрение ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первые императивы личности и поведения, вытекающие из семейного воспитания, уже содержатся в библейских заповедях: не убивай, не кради, не относись с уважением к старшим и т. д.

Рекомендации, касающиеся семейной педагогики, содержатся в народной мудрости и в рукописях, появившихся на разных этапах развития человека. Их значение было связано с необходимостью и важностью системы образования, так как она обеспечивала полное и гармоничное развитие молодого поколения.

Было отмечено, что только семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.Как отрасль педагогической науки, семейная педагогика имеет гораздо меньшую историю и продолжает развиваться по сей день. Она изучает педагогические аспекты и закономерности влияния семьи на ребенка, особенности его подготовки к самостоятельной жизни, научные основы и направления развития в разные периоды истории.

Понятие семейной педагогики в истории ее развития включало общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным и т. д.Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается путем анализа, обобщения, поглощения всего ценного, созданного образовательной мыслью прошлого.

Первые идеи семейного воспитания, любви, родителей, детей и предков были сформированы в народной педагогике на основе опыта светской жизни, то есть эмпирически.

Они передавались из века в век, от семьи к семье, через традиции, национально-этнические ритуалы, обычаи, фольклор, декоративные и прикладные произведения искусства, которые позволяли людям воспроизводить, их духовная культура, их национальный характер и их психология в последовательности последующих поколений. Можно с полным основанием сказать, что народная педагогика определила свой способ образования, свою собственную «систему» правил и норм поведения, изложенных в кодексе этики, традиций, ритуалов и обычаев [7].

Нет сомнений в том, что стоит прислушиваться к мнению великих учителей, мастеров своей профессии, которые провели тщательный анализ проблем семейного воспитания.

Таким образом, следует отметить, что семья играет важную роль в сложности образовательных систем, действующих в обществе. Его педагогические функции осуществляются под влиянием родителей, их действий и действий, создания специальных образовательных условий, тем самым предлагая личный пример членам семьи в применении моральных норм и законов, учебно-правовая разъяснительная работа и формирование позитивного отношения к социальным требованиям и правовым нормам.

Особую роль в повышении эффективности выполнения педагогических функций и семейных проблем призвано сыграть особую роль в педагогике - семейная педагогика, использование ее достижений в каждой семье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.

2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.

3. Зайцев, С.М. Первый год жизни ребенка. Уход, лечение, воспитание / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2016. - 512 c.

4. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка - дошкольника. Расту здоровым / В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2014. - 304 c.

5. Ильина, И. Воспитание ребенка по Монтессори от 0 до 3 лет / И. Ильина. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 80 c.

6. Ильина, И. Воспитание ребенка по Монтессори от 3 до 6 лет / И. Ильина. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 80 c.

7. Камарата, С. Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка / С. Камарата. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 274 c.

8. Качина, Н.В. Уголовно-правовая охрана права на труд лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите в связи с беременностью и воспитанием ребенка: Монография / Н.В. Качина. - М.: Проспект, 2015. - 176 c.

9. Лесгафт, П. Семейное воспитание ребенка / П. Лесгафт. - СПб.: Лениздат, Команда А., 2014. - 224 c.

10. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М.: КД Либроком, 2019. - 216 c.

11. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М.: КД Либроком, 2015. - 218 c.

12. Маховская, О. Позитивное воспитание. Как понять своего ребенка / О. Маховская. - СПб.: Питер, 2017. - 224 c.

13. Маховская, О.И. Позитивное воспитание. Как понять своего ребенка / О.И. Маховская. - СПб.: Питер, 2017. - 14 c.

14. Пэре, Б. Первые три года жизни ребенка: Этюд опытной психологии. С приложением статьи А. Бэна "Воспитание как наука" / Б. Пэре; Пер. с фр. М.К. Цебрикова. - М.: ЛИБРОКОМ, 2015. - 320 c.

15. Пэре, Б. Первые три года жизни ребенка: Этюд опытной психологии. С приложением статьи А.Бэна «Воспитание как наука». Пер. с фр. / Б. Пэре. - М.: КД Либроком, 2019. - 320 c.

16. Ратледж, Р Мамина книга. Бесконфликтное воспитание ребенка от 1 до 4 лет / Р Ратледж. - Мн.: Попурри, 2018. - 123 c.

17. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2016. - 239 c.

18. Сигел, Д.Дж. Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка / Д.Дж. Сигел, Т.П. Брайсон. - М.: Эксмо, 2014. - 256 c.

19. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 c.

20. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика / А.С. Сиротюк. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 128 c.

21. Сирс, М. Воспитание ребенка от рождения до 10 лет / М. Сирс. - М.: Эксмо, 2016. - 448 c.

22. Сурженко, Л. Воспитание без воспитания.Как вырастить ребенка счастливым человеком / Л. Сурженко. - СПб.: Питер, 2017. - 256 c.

23. Сурженко, Л.А. Воспитание без воспитания. Как вырастить ребенка счастливым человеком / Л.А. Сурженко. - СПб.: Питер, 2018. - 352 c.

24. Филоненко, Е. Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка / Е. Филоненко. - РнД: Феникс, 2016. - 300 c.

25. Филоненко, Е. Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет: перезагрузка / Е. Филоненко. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 160 c.

26. Филоненко, Е. Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка продолжается / Е. Филоненко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 256 c.

27. Филоненко, Е. Воспитание ребенка от 1 года до 3 / Е. Филоненко. - РнД: Феникс, 2018. - 283 c.

28. Филоненко, Е. Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка / Е. Филоненко. - РнД: Феникс, 2015. - 300 c.

29. Царенко, Н. Воспитание ребенка по знаку Зодиака / Н. Царенко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.

30. Шор, Э. Здоровье и воспитание ребенка от 5 до 12 лет / Э. Шор. - М.: Мартин, 2018. - 672 c.