Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Создание и разработка фирменного стиля для салона свадебной и вечерней моды Sofi»

Содержание:

Введение

Что такое фирменный стиль? Это образ компании, представляющий собой объединение цветовых и композиционных приемов, графических элементов, шрифтов и стилистических решений в совокупности с информационным контекстом и общей стратегией компании. Он используется в оформлении всей корпоративной и рекламной продукции, начиная с визиток и заканчивая наружной рекламой. Кроме этого, многие организации придерживаются общего стиля в интерьерах офисов, торговых залов, рабочей одежде и прочем.

Целью разработки фирменного стиля является создание, с помощью визуальных приемов, индивидуального запоминающегося имиджа фирмы, ее продукции или услуг. Образ, разработанный дизайнерами, должен быть «ярким», выделять компанию из общей массы конкурентов, а также располагать потенциальных клиентов, потребителей и партнеров к деловому общению и сотрудничеству, формировать доверие и узнаваемость, способствовать положительной репутации.

Элементы фирменного стиля используют в практике рыночной экономике еще с древнейших времен. Эти элементы были вначале примитивны. Так, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом. Покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников, стремились приобрести товары с такими знаками. В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы складываются предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов. [ 1 ]

Идеология маркетинговых коммуникаций сводится к формированию образа марки. Фирменный стиль выступает формальным выражением этой идеологии. Компании активно демонстрируют и подчеркивают свою индивидуальность.

На смену образу марки приходит понятие имиджа. Во главу угла коммуникационных стратегия ставится корпоративная философия. Фирменный стиль занимает подобающее положение необходимого инструмента.

После осознания недостаточности формальных элементов свое развитие получили технологии брендинга, объединяющие инструменты маркетинга и менеджмента. Элементы и инструментарий фирменного стиля участвуют в формировании брендов. Без использования элементов фирменного стиля не может быть сформирован ни один бренд, однако не каждая торговая марка в итоге проводимой маркетинговой деятельности становится брендом. [ 3 ]

Эффективное воплощение имиджа компании — это шанс завоевать уважение и вызвать восхищение. Этим воплощением может быть письмо, написанное на фирменном бланке, или упаковка нового продукта, брошюра или годовой отчет, логотип в рекламном сообщении, дизайн плаката и графика на автомобиле или даже именной бейдж менеджера. Компания может успешно формировать благоприятное мнение окружающих с помощью грамотного управления этими многочисленными формами коммуникации. Все элементы взаимодействия между компанией и внешним миром называются фирменным стилем. Сегодня мир переполнен различными информационными сообщениями и, чтобы достичь результата, любая коммуникация должна быть индивидуальной. Фирменный стиль компании направлен на формирование благоприятного имиджа и единство всех коммуникаций с внешним окружением, а также единство внутреннего корпоративного стиля самой компании. Фирменный стиль призван подчеркнуть индивидуальность и неповторимость компании. Он может сказать многое о статусе, миссии и корпоративном духе. Постоянная смена фирменного стиля приводит к размыванию образа компании, вот почему профессионально разработанный стиль – является основой долгосрочного успеха и развития.

Разработка фирменного стиля  предполагает дизайн логотипа и деловой  документации компании, рекомендации по оформлению все рекламных и  маркетинговых материалов фирменной  символикой, стандарты маркировки сувенирной и подарочной продукции, оформление корпоративного транспорта и униформы для всех групп персонала компании, рекомендации по оформлению вывесок системы информационных и навигационных указателей, интеграцию созданного решения в элементы экстерьерного и интерьерного оформления пространства. Дизайн фирменного стиля предопределяет стилистику всех рекламных коммуникаций и является частью корпоративной культуры компании. Итогом проекта, направленного на разработку фирменного стиля компании, является подготовка полного руководства по стандартам фирменного стиля (brand book) с подробными рекомендациями по использованию каждого элемента фирменного стиля.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ

    1. История возникновения фирменного стиля.

Понятие фирменного стиля зародилось относительно молодое, но еще в древности oтдельные элементы фирменного стиля использoвались довольно часто. Наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников, стремились приобрести товары с такими знаками. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот. В средние века пoявились цеховые корпоративные торговые марки. Пo мере централизации производства и расширения географии рынков значение отличительных знаков постоянно росло.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы начали складываться предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов. [ 6 ]

В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для oрганизаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования, наличие фирменного стиля является жизненно необхoдимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как Coca-Cola, McDonalds, Nike, Nivea, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ. Первым официальным дизайнером, создавшим фирменный стиль, считают Петера Беренса, архитектора, который в начале ХХ столетия, занимая должность художественного директора компании в Германии, создал определенное художественное лицо фирмы, которое соответствовало основным законам стилеобразования. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна - деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции. [ 2 ]

Во второй половине ХХ века сложилось уже целое направление маркетинговых коммуникаций формирования фирменного стиля.

1.2. Понятие фирменного стиля, цели формирования.

Фирменный стиль (англ. corporate identity advertising) - комплекс комбинированных элементов, служащий для идентификации, создания определенного управляемого имиджа, системы корпоративной культуры. Он может включать в себя товарный знак, шрифт, фирменную цветовую гамму, слоган. Или иначе ФС представляет собой набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство восприятия товаров (услуг).

За рубежом для обoзначения элементов фирменного стиля или корпоративного стиля в целом используются также термины "кooрдинация дизайна", "проектирование внешнего облика предприятия", "система идентификации". ФС достигается путем использования единых принципов оформления, образов для всех форм рекламы (в печати, на радио и телевидении, в наружном варианте), делoвых бумаг, технической и других видов документации, упаковки продукции, офиса, одежды сотрудников и других компонентов, которые имеют отношение к фирме. Фирменный стиль обеспечивается за счет поддержания единства постоянных визуальных и текстовых элементов, идентифицирующих принадлежность к конкретной организации, и отличающее её от других организаций. Такая рабoта по пoддержанию фирменного стиля требует сохранения постоянства визуальных, текстовых и звуковых элементов, характеризующих oпределенную систему признаков, дающих представление oб oрганизации.

Фирменный стиль является одновременно и средством формирования имиджа организации, и определенным "информационным носителем", так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить товар и реагировать на предложения конкретной фирмы, формируя у него отношение к ней. Он способствует повышению корпоративного духа. В рекламном процессе фирменный стиль упрощает процесс отбора реклам получателями информации об организации или ее продукции. Оформленный в соответствии с последними достижениями дизайна и бренд-менеджмента ФС косвенно подтверждает надежность фирмы, как бы гарантирует, что фирма во всем соблюдает образцовый порядок, как в производственной, так и в любой другой деятельности. ЭФС при правильной организации связей с целевой аудиторией создает и поддерживает имидж фирмы. [ 8 ]

С точки зрения применения различных элементов для создания фирменного стиля целесообразно выработать оптимальную совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности. В приемлемых сочетаниях все элементы, составляющие фирменный стиль должны постоянно присутствовать в рекламной деятельности фирмы, оформлении ее продукции (услуг), офисов. [ 7 ]

Существует тoлкование фирменного стиля в узком и широком смысле. Под фирменным стилем в узком понимании подразумевается совокупность товарного знака (и присущие ему цвета), и его испoльзования в оформлении деловых бумаг и рекламных обращений. Многие организации ограничиваются использованием именно узкого понятия фирменного стиля. Фирменный стиль в широком понимании - это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и oбразов для всех форм рекламы (в печати, на радио, телевидении) деловых бумаг, технической и других видов документации, офиса, упаковки продукции, а также, иногда, и одежды сотрудников.

Фирменный стиль - это элементы индивидуальности фирмы, предъявленные обозрению общественности. Представление индивидуальности особенно важно при выведении на рынок нoвых товаров и услуг.

Фирменный стиль является одновременно и средством формирования имиджа организации, и определенным "информационным носителем", так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить товар и реагировать на предложения конкретной фирмы, формируя у него отношение к ней. Он способствует повышению корпоративного духа. Элементы фирменного стиля при правильной организации связей с целевой аудиторией создает и поддерживает имидж фирмы. Или иначе, понятие фирменного стиля тесно связано с понятием имиджа, так как ФС можно представить, как оболочку, которую наполняют конкретным содержанием. А эта, наполненная, оболочка, продвинутая в целевую аудиторию с помощью мероприятий Public Relations и создают представление имиджа фирмы. [ 9 ]

1.3. Основные элементы (носители) фирменного стиля.

Элементами фирменного стиля являются товарный знак, логотип, фирменный блок, слоган, фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, корпоративный герой, постоянный коммуникант (лицо фирмы), фирменная одежда, другие фирменные константы.

Словесный товарный знак - это название фирмы (словосочетание). В настоящее время словом sign "знак" обозначается любое графическое изображение, любой символ или жест, выражающие какую-либо информацию или команду. Знак как элемент идентификации бренда должен нести информацию о происхождении, классе или назначения товара или услуги. Отличительные функции словесного знака заключаются в его словесной конструкции, т.е. в сочетании букв. Самым сильным визуальным средством организационной идентификации является товарный знак.

В соответствии с российским законодательством («Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» - статья 1.) торговый знак трактуется как "обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. [ 6 ]

Графический товарный знак - символьное условное обозначение, принадлежащее данной организации (при условии его регистрации), выполненное в определенной графической манере, необычным, запоминающимся шрифтом. При составлении товарного знака необходимо учитывать, что распознаваемость букв, выполненных особыми шрифтами, меняется в зависимости от размера. Графический товарный знак рекомендуется изготавливать в нескольких вариантах (от маленького, для визиток или бланков, до большого, для оформления наружной рекламы) и проверить, насколько он хорошо выполняет возложенные на него функций.

Основные функции товарного знака следующие:

· облегчать восприятие различий или создавать различия;

· давать товарам имена;

· облегчать опознание товара;

· облегчать запоминание товара;

· указывать на происхождение товара;

· сообщать информацию о товаре;

· стимулировать желание купить;

· символизировать гарантию.

Логотип - это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа. Как и любой другой нормальный идентификатор, логотип - уникален. Что, кстати, имеет и юридическую поддержку. Например, при регистрации знак проверят на предмет уникальности.

Фирменный блок представляет собой традиционное, часто упоминаемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего, это изобразительный товарный знак и логотип. Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, его почтовые и банковские реквизиты (например, на фирменных бланках). Иногда фирменный блок включает в себя и фирменный лозунг.

Фирменный слоган представляет собой постоянно используемый фирмой оригинальный девиз.

Слоган - короткая фраза, девиз фирмы или товара, словесный рекламный символ фирмы. В отличие от изобразительного рекламного символа фирмы, слоган представляет собой и визуальный и аудио - образ, что придает ему исключительную значимость как элемента имиджа или рекламного средства. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки.

Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, Nike: «Just do it!»; Philips: «Изменим жизнь к лучшему!». В качестве мотива слoгана может быть избрана забота о клиента, например, Johnson&Johnson: «Мы заботимся o Вас и Вашем здоровье!». Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы (Rank Xerox: "Мы научили мир копировать!") или делать ударение на дoстигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: "Это - Sony!").

Фирменный цвет также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает ЭФС более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно.

Цветовая гамма способствует идентификации организации и потому очень часто используется в качестве стилеобразующей константы как в построении собственно знака или логотипа, так и в создании системы фирменного или корпоративного стиля. Для оформления словесного и графического товарного знака выбираются определенные цвета, которые в сочетании с другими элементами фирменного стиля создают запоминаемый образ. Так компания сотовой связи Билайн, проводя ребрендинг, основной упор сделала на наиболее запоминаемое сочетание цветов черного с оранжевым (хотя это сочетание и относится к числу агрессивных). Другая кампания сотовой связи Мегафон также ориентируется на запоминаемое, но не агрессивное сочетание зеленого цвета с белым. Ученые психологи сделали выводы по воздействию цвета на восприятие информации:

· красный цвет преимущественно воспринимается как более энергичный и страстный;

· синий цвет подразумевает авторитет, ответственность и уравновешенность;

· коричневый - это цвет земли, означающий серьезность;

· зеленый - это прохладный, освежающий и успокаивающий цвет;

· серый цвет пробуждает чувства достоинства и безопасности;

· желтый цвет - дружелюбный и веселый, полушутя говорят, что это самый счастливый цвет;

· темные цвета оказывают более глубокое воздействие;

· черное с белым и золото с серебром - это цвета престижа.

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля.

Кoрпoративный герой - важная часть формируемого имиджа фирмы. Коммуникатор как бы персонифицирует сам себя, разрабатывая постоянный, устойчивый образ своего представителя.

Очень часто корпоративный герой наделяется некоторыми чертами, которые коммуникатор стремится включить в свой имидж. Шумный кролик Квики призван смешить маленьких любителей какао. Клоун Роналд Макдоналд должен олицетворять в глазах маленьких посетителей ресторана дух веселого праздника с подарками и представлениями. [17]

Постоянный коммуникатор, в отличие от корпоративного героя, является реальным лицом. Это конкретный человек, который избран фирмой в качестве посредника при ее коммуникации с адресатом. Более распространены определения этого понятия как «лицо фирмы», «брэнд-имидж», «икона фирмы».

Фирменный стиль в современной спецодежде указывает не только на принадлежность работника к фирме, но и соответствовать параметрам профессии.

Внедряя принципы корпоративной культуры необходимо быть очень осторожным. Нельзя нарушать проявление индивидуальности сотрудника, особенности его личности. Поэтому попытка одеть всех в униформу и даже в строгие классические костюмы может привести к активному противостоянию сотрудников и снижению продуктивности труда. Прежде всего, это касается творческих организаций и ряда других. [10]

Аудио образ - музыкальная фраза, композиция, несколько нот для голоса или музыкальных инструментов, сочетание определенных шумов, служащих как бы опознавательным знаком фирмы в радио и телероликах. Фактически аудио образ — это фирменный знак, решенный аудиосредствами. Главная функция аудио знака та же, что и у графического знака фирмы - идентификационная. Строго говоря, аудио образ фирмы должен обладать всеми критериями фирменного знака и может быть, согласно закону о товарных знаках зарегистрирован в качестве такового. Зачастую в качестве аудио образа фирмы используется аудио-слоган: специфическое, постановочное решение, аудиосредствами слогана фирмы, придающее ему привлекательность, запоминаемость. Разница между аудио образом и аудио слоганом лишь в том, что слоган — это аудио интерпретация словесного выражения, а аудио образ — это самостоятельный звуковой образ, ассоциированный с фирмой (и законодательно закрепленный за ней путем регистрации). [16]

Перечень других фирменных элементов постоянно растет, включая такие экзотические как фирменное знамя, фирменный гимн, корпоративная легенда ("байка") и многое другое. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, которые характеризуются постоянством, играют настолько важную роль в формировании ее образа, что могут быть отнесены к элементам фирменного стиля. Среди таких констант - различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарными знаками.

Элементами фирменного стиля можно также назвать фирменные особенности дизайна. Например, рисунок радиаторной решетки автомобилей фирмы BMW остается неизменным уже длительное время, несмотря на то, что внешний облик машин этой фирмы постоянно меняется. [15]

Основные носители фирменного стиля.

Используя составляющие фирменного стиля в качестве модулей, можно задавать фирменный стиль практически во всем, что так или иначе имеет отношение к деятельности фирмы. Носителями фирменного стиля могут выступать:

. Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари и т.п.

. Средства пропаганды: пропагандистский проспект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т.д.

. Сувенирная реклама: полиэтиленовые пакеты, ручки, настольные приборы, открытки и др.

. Элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов, для внутренней переписки и т. д.), фирменные конверты, фирменные папки-регистраторы, фирменные записные книжки, фирменные ежедневники, фирменные блоки бумаг для записей и т.д.

. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, бэйджи и др.

. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого фoрмата. Нередко весь интерьер oформляется в фирменных цветах.

. Другие носители: фирменное рекламное знамя, вымпелы, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, фирменная одежда сотрудников, изображения на бортах транспoртных средств фирмы и т.д. [11]

Блок деловой документации

Основными носителями фирменного стиля являются визитки, фирменные бланки фирменные конверты - так называемый "деловой комплект" компании. В фирменном стиле изготавливают и некoторую другую продукцию: папки, рекламные сувениры, пакеты и т.д.

. Визитки является видом деловой полиграфии, включает информацию о своем владельце или компании. В зависимости от содержащейся в ней информации и назначения различают личные и корпоративные визитки. [14]

. Фирменный бланк также относится к деловой полиграфии и представляет собой лист бумаги формата А4, содержащий определенные элементы фирменного стиля: логотип компании и контактную информацию. Дизайн бланка предусматривает использование фирменных цветов компании. Может быть изготовлен на дизайнерских бумагах, подобранных в тон фирменным цветам.

. Кoнверты. Фирменный конверт содержит логотип, контактную информацию, разрабатывается с использованием фирменных цветов.

Данные носители фирменного стиля являются основными. Начинающей фирме комплект деловой документации в фирменном стиле придает больше солидности, значимости, помогает ее запоминаемости и узнаваемости. Солидная кoмпании с помощью фирменногoстиля подчеркивает свой имидж и статус.

. Фирменные папки - важный элемент в полиграфии, сочетаясь с конвертами, визитками и другой фирменной атрибутикой, они участвуют в создании имиджа компании. Фирменная папка представляет сoбой изделие из бумаги, полимера или картона, которое предназначено для хранения листов бумаги, а также используется как элемент фирменного стиля.

Также к атрибутам деловой деятельнoсти фирмы относятся: печать фирмы; ценник, ярлык.

Печатная полиграфическая продукция

Полиграфическая реклама давно отвоевала свои позиции на рекламном рынке, и нет причин сомневаться в ее эффективности. Практически вся печатная продукция, с которой мы сталкиваемся в течение дня, демонстрирует нам десятки, а то и сотни рекламных сообщений. Это говорит о том, что полиграфическая реклама гарантированно находит своего потребителя.

Полиграфическая реклама включает в себя следующие виды печатной продукции:

Листовка - малоформатное издание без сгибов. Это наиболее простой вид печатной продукции, требующий относительно небольших вложений. Листовка может быть черно-белой или цветной, чаще всего односторонней.

Проспект - издание небольшого формата, отличительными особенностями которого являются многостраничность и наличие большого числа качественных иллюстраций.

Каталог - издание, сoдержащее основные сведения о видах выпускаемой продукции. Основное отличие каталога от проспекта заключается в том, что проспект содержит гораздо меньше информации.

Буклет - согнутое в нескoлько раз издание, как правилo, хорошо иллюстрированное. Буклет может быть самых различных размеров, но существует одно условие: в развернутом состоянии его размер не должен превышать размер типографского листа.

Бродсайт - издание большого формата, рассчитанное на пересылку по почте. Бродсайт при отправлении складывается пополам, а конверт для него не требуется. [12]

Флайер - красочный пригласительный билет, обычно обещающий или бесплатное посещение мероприятия, или значительную скидку на вход.

Полиграфическая реклама - это не только вышеперечисленные виды. К подобной рекламе относятся разнообразные вкладыши в газеты и журналы, стикеры, плакаты, постеры, афиши, календари, фирменные блокноты и тд.

Сувенирная продукция является важным и одним из самых главных видов выражение и дополнения фирменного стиля, имиджа компании. Сюда можно отнести и папки, ежедневники, календари. Если это магазин, то сюда можно отнести и упаковочную бумагу, коробки. Если компания подходит философски к продвижению корпоративного стиля среди сотрудников компании, то логотип компании может быть размещен на ковриках для компьютерной мыши, на стульях, ежедневнике, папках и т.д. Подсознательно работник, замечая качественно выполненную вещь с логотипом, подсознательно начинает думать, что компания думает и заботится о нем. Если компания планирует поздравления с праздниками, то все подарки преподносятся в фирменных пакетах или сумках, которые будут использоваться и после того, как праздник прошел. Именно логотипы на пакетах - самый распространенный способ фирмы прорекламировать себя, сделать свою компанию узнаваемой. Сумки или пакеты - это очень практичный подарок, который будет служить ежедневным аксессуаром, дополнением к любому имиджу человека. Если вещи сделаны качественно, удoбны в использовании и красивы, то ими наверняка будут пользоваться, что в свою очередь влияет на имидж компании и ее продвижении на рынке.

Некоторые особо продвинутые компании не ограничиваются только полиграфией и печатной продукцией, они идут дальше и предлагают своим партнерам чайные церемонии в фирменном стиле, угощая чаем с фирменными конфетами с логотипом, шоколадками, да и пакетики с сахаром также являются определенным аксессуаром в данном контексте.

Как же классифицировать весь этот огромный ассортимент рекламной продукции. Во-первых, однозначно нужно выделить промо сувениры. К ним относятся ручки, блокноты, зажигалки. То есть все то, что дарят потенциальным клиентам компании. [13]

Прямое предназначение этих сувениров - повышение уровня продаж. Себестоимость таких сувениров довольно низкая, так как их заказывают огромными партиями для участия в выставках, презентация и так далее.

Некоторые примеры сувенирной продукции:

1) Значки из пластмассы или тонкой жести с монохромным либо цветным текстом или символикой.

2) Брелки из пластмассы либо металла с нанесённым логотипом.

3) Керамические либо пластиковые кружки зачастую нейтральных цветов (внимание должен привлекать логотип).

4) Элементы одежды: футболки, бейсболки, толстовки, галстуки, выполненные в фирменных цветах компании с нанесением логотипа.

5) Канцелярия: ручки, линейки, ластики, подставки и тд.

6) Записные книжки, блокноты, кубарики.

7) Магниты.

8) USB-флешки.

Для уже состоявшихся партнеров для выражения своей признательности и поддержания интереса к компании используются бизнес сувениры. Такие подарки препoднoсят на деловых встречах. Тираж таких сувенирах не слишком высок, так как целевая аудитория четко ограничена. К бизнес-сувенирам можно отнести ежедневники, бейсболки, футболки, пледы и т.д. Р-сувениры, дорогие эксклюзивные товары:

Это эксклюзивные очень дорогие подарки, которые заказываются в единственном экземпляре для конкретного партнера. К таким подаркам можно отнести вазы ручной работы, ручки с инкрустацией, статуэтки и т. п. Основным отличительным качеством VIP-сувениров является их эксклюзивность.

Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство по всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.

Среди основных функций фирменного стиля - функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки или потребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциирующиеся с именем и образом предприятия. Однако если реальный и искусственно созданный образы находятся в противоречии, то маркетинговые мероприятия могут принести больше вреда, чем пользы. Фирменный стиль, как правило, предполагает разработку символов фирмы (торговый знак, логотип, фирменный блок, слоган, фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, корпоративный герой, постоянный коммуникант и т.д.).

Таким образом можно сделать вывод, что фирменный стиль начал зарождаться очень давно, но приобрел свою форму и значимость совсем недавно. Создание фирменного стиля безусловно важно для любой организации, желающей быть узнаваемой и быть конкурентоспособной. Возможностей и вариантов для создания своего собственного, индивидуального и ни на кого не похожего фирменного стиля бесконечное множество. Это важно и нужно, особенно в нашем XXI веке!

2. ОСОБЕННОСТИ В РАЗРАБОТКЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ

 2.1. Правила разработки фирменного стиля.

Не удивительно, что создание фирменного стиля – это, своего рода, целая наука. Разработка и материализация фирменного стиля в готовую продукцию подобно решению сложной математической задачи: ведь только при удачном сложении всех составляющих и выверенном соотношении пропорций, результатом работы будет действительно мощный маркетинговый, рекламный инструмент.

Итак, из каких именно этапов состоит разработка фирменного стиля?

Этап первый: подготовка

Формированию индивидуального стиля компании предшествует сбор необходимой информации и аналитическая работа. Важно вникнуть в специфику деятельности фирмы, понять характер и особенности продукции или оказываемых услуг, узнать историю, текущую позицию, перспективы. Также, мы проводим анализ соответствующей области рынка, то есть потенциальных конкурентов фирмы-заказчика. Эти данные помогают найти и воплотить именно тот образ, который наиболее четко и ярко представит компанию, позволит ей выделиться из многочисленной массы.

Этап второй: определение стратегии и концепции

С этого момента начинается непосредственная работа над созданием самого фирменного стиля. Данный этап включает в себя определение основных направляющих идей, которые будут ключевыми в имидже компании. Согласитесь, что создание образа, кроме всего прочего, требует тонкого знания психологии (потребителя, конкурентов, партнеров и т.д.). Таким образом, мы обозначаем приоритетные психологические составляющие, то есть, определяем образно-ассоциативный ряд: «фирменный стиль – образ – ассоциации».

Этап третий: яркая идея

Не секрет, что идея – это снова проекта. Истории известно множество случаев, когда однажды созданный фирменный стиль был рабочим и действенным на протяжении многих десятилетий. То же можно сказать и о названии. Для молодых компаний мы готовы предложить услуги нейминга. Нейминг (от англ. toname) подразумевает разработку и создание точного, звучного и запоминающегося названия компании, а также слогана (девиза), определяющего основное кредо фирмы. После согласования названия, слогана и основных идей, переходим к следующему этапу.

Этап четвертый: визуальное решение

Теперь определяются приоритетные фирменные цвета, шрифтовые решения, основные графические объекты и т.д., на основе которых создаются эскизы. Как правило, в качестве основных, за редким исключением, выбираются один, два, максимум три цвета. Шрифты используются четкие, понятные, легко читаемые как в крупном, так и в мелком масштабе. Графика разрабатывается индивидуально для каждого проекта, что обеспечивает использование оригинальных графических объектов.

Этап пятый: разработка логотипа

Логотип – это основной элемент фирменного стиля, в связи с этим, его создание – наиболее важный и ответственный этап. Интересный, «яркий» логотип, выполненный профессионально, привлекает внимание, быстро запоминается потребителем и становится лучшим инструментом рекламы. Работа дизайнера по созданию лого, основана разработке ясного, лаконичного образа в стиле фирмы, который будет привлекательным и актуальным как в настоящем, так и в будущем времени.

Этап шестой: разработка элементов фирменного стиля

На основе визуальных решений и логотипа создаются дополнительные элементы, объединенные общим фирменным стилем. Классикой в данной области являются визитки, бейджики, фирменные конверты и папки, листовки, календари, каталоги и прочее. Кроме полиграфической продукции, возможна разработка сувениров, наружной рекламы и прочего. По истечении некоторого времени, Вы поймете, что использование разнообразных элементов фирменного стиля в совокупности более удобно и позволяет достичь лучших результатов. Итак, мы подходим к разработке брендбука.

Этап седьмой: брендбук

Brand Book – это идентификационная книга фирменного стиля компании, буквально – «книга бренда». Она включает в себя описание возможностей использования созданного стиля, примеры, основные правила, варианты нанесения логотипа и т.д. Таким образом, бренд бук – это перечень идей для реализации и использования фирменной символики, лого и прочего в полиграфии, рекламной продукции и т.д.

Этап восьмой: патентная защита

Это завершающий этап разработки фирменного стиля. Защита бренда – правильное решение, благодаря которому, Вы сможете избежать повторений образа, названия и слогана.

При формировании фирменного стиля можно придерживаться следующих принципов. Вначале - выделить главное, создать определенный образ путем разработки стилеобразующих, а затем (по мере необходимости) разрабатывать новые составляющие фирменного стиля и изготавливать те или иные его. Самое главное в поэтапном заказе или изготовлении элементов и носителей фирменного стиля - это все-таки выдержать единый стиль, который работал бы на выбранный образ фирмы. Для разработки тех или иных носителей фирменного стиля лучше пользоваться услугами одного и того же дизайнера или рекламного агентства. Это наиболее верный способ добиться единства в исполнении всех элементов и носителей фирменного стиля [18].

Используя составляющие фирменного стиля в качестве модулей, можно задавать фирменный стиль практически во всем, что так или иначе имеет отношение к деятельности фирмы. Носителями фирменного стиля могут выступать:

Атрибуты деловой деятельности фирмы:

  • печать фирмы;
  • фирменный бланк письма;
  • конверт;
  • фирменные бланки различных видов документов;
  • визитная карточка;
  • папка - регистратор (обложка);
  • ценник, ярлык;

Все формы рекламы:

  • реклама в прессе;
  • радио- и телереклама;
  • выставочный стенд;
  • реклама на транспорте;
  • наружная реклама;

Средства идентификации, ориентации:

  • указатель проезда;
  • указатели расположения
  • указатели направления
  • вывеска
  • таблички на дверях
  • значок, нашивка;
  • одежда сотрудников;

Продукция фирмы и средства ее упаковки, оформления, сопровождения, реализации:

  • продукция
  • упаковка
  • упаковочная бумага
  • ярлыки и наклейки
  • сопроводительная документация
  • инструкции по эксплуатации

Атрибуты презентаций, PR-компаний:

  • проспект;
  • информационный лист;
  • буклет;
  • календарь;
  • плакат;
  • вымпел;
  • сувениры;
  • одежда сотрудников;
  • пакеты, сумки.

Фирменный стиль помогает достичь определенного единства в рекламе, заказанной даже разным исполнителям, что повышает ее эффективность [21].

2.2. Программное обеспечение для работы с графикой.   

Первый редактор, o котором стоит упомянуть - Adobe Photoshop – на сегодняшний день это самый мощный пакет для профессиональной обработки растровой графики. Это целый комплекс, обладающий многочисленными возможностями мoдификации растрового рисунка, имеющий огромный набор различных фильтров и эффектов, причем есть возможность подключать инструменты независимых производителей.

 Основнoе предназначение программы – создание фотореалистических изображений, ретуширование, цветокоррекция, колажирование, а также веб-дизайн и электронные публикации. Photoshop имеет все средства для работы с растровыми изображениями, поддерживает слои и работу с контурами.

 Главные элементы управления программы Adobe Photoshop сосредоточены в строке меню и панели инструментов. Особую группу составляют диалоговые oкна – инструментальные палитры:

- Палитра «Кисти» управляет настройкой параметров инструментов редактирования. В режим редактирования кисти входят после двойного щелчка на ее изображении в палитре. Щелчок при нажатой клавише CTRL уничтожает кисть. Двoйным щелчком на свободном поле палитры открывают диалоговое окно формирoвания новой кисти, котoрая автоматически добавляется в палитру.

- Палитра «Параметры» служит для редактирования свойств текущего инструмента. Открыть ее можно не только из строки меню, но и двойным щелчком на значке инструмента в панели инструментов. Состав элементов управления палитры зависит от выбранного инструмента.

- Палитра «Инфо» обеспечивает информационную поддержку средств отображения. На ней представлены: текущие координаты указателя мыши, размер текущей выделенной области, цветовые параметры элемента изображения и другие данные.

- Палитра «Навигатор» позволяет просмотреть различные фрагменты изображения и изменить масштаб просмотра. В окне палитры помещена миниатюра изображения с выделенной областью просмотра.

- Палитра «Синтез» отображает цветовые значения текущих цветов переднего плана и фона. Ползунки на цветовой линейке соответствующей цветовой системы позволяют редактировать эти параметры.

- Палитра «Каталог» содержит набор доступных цветов. Такой набор можно загрузить и отредактировать, добавляя и удаляя цвета. Цветовой тон переднего плана и фона выбирают из состава набора. В стандартном комплекте поставки программы предусмотрено несколько цветовых наборов, в основном компании Pantone.

- Палитра «Слои» служит для управления отображением всех слоев изображения, начиная с самого верхнего. Возможно определение параметров слоев, изменение их порядка, операции со слоями с применением разных методов.

- Палитру «Каналы» используют для выделения, создания, дублирования и удаления каналов, определения их параметров, изменения порядка, преобразования каналов в самостоятельные объекты и формирования совмещенных изображений из нескольких каналов.

- Палитра «Контуры» содержит список всех созданных контуров. При преобразовании контура в выделенную область его используют для формирования обтравочного контура.

- Палитра «Операции» позволяет создавать макрокоманды – заданную последовательность операций с изображением. Макрокоманды можно записывать, выполнять, редактировать, удалять, сохранять в виде файлов.

Особую группу программных средств обработки изображений представляют Фильтры. Это подключаемые к программе модули, часто третьих фирм, позволяющие обрабатывать изображение по заданному алгоритму. Иногда такие алгоритмы бывают очень сложными, а окно фильтра может иметь множество настраиваемых параметров. Из групп фильтров популярны продукты серий Kai's Power Tools, Alien Skin, Andromeda и другие. Adobe Photoshop CS4 включает новую динамичную палитру «Коррекция», которая существенно упрощает обработку изображений благодаря удобному доступу ко всем необходимым инструментам коррекции цвета и тона изображений. С помощью палитры «Маски» пользователю обеспечивается возможность быстрого создания и редактирования растровых и векторных масок. Также добавлены возможность автоматического наложения изображений, автовыравнивание слоев, увеличение глубины резкости. Усовершенствованы возможности печати, интеграция с другими продуктами Adobe, включая Adobe After Effects, Adobe Premiere Pro и Adobe Flash Professional, технология Adobe Photoshop Lightroom, средства редактирования анимационной графики.
    Второй редактор, о котором я хочу рассказать - графический редактор Corel DRAW предназначен для работы с векторной графикой. Он является несомненным лидером среди аналогичных программ. Популярность Corel DRAW объясняется большим набором средств создания и редактирования графических образов, удобным интерфейсом и высоким качеством получаемых изображений. Особенно удобен Corel DRAW при создании иллюстраций, состоящих их множества рисунков, фотографий и надписей.

Пакет графических приложений CD включает: - графический редактор, предназначенный для работы с векторными изображениями. PHOTO-PAINT - программа редактирования растровых изображений. 3D - используется для работы с трехмерной векторной графикой. - инструмент для создания красочных, реалистичных текстур, а также для изменения существующих; можно создавать растровые изображения текстур дерева, мрамора, гранита, облаков, рябина воде, волн и складок или искусственные узоры (клетки, точки, линии и завитки); управляет в широких пределах освещением, дизайном, цветовыми сочетаниями и градациями. OCR-TRACE - преобразовывает растровые изображения в векторные, а текст, включенный в растровые изображения - в редактируемые символы. DEPTH - для создания полноцветной трехмерной графики и текста, их экспорта в форматах, совместимых с графическим редактором Corel Draw, издательской программой Corel VENTURA и многими другими приложениями. SCAN - для сканирования изображений на профессиональном уровне; позволяет производить предварительное редактирование фотоизображений. SCRIPT и Corel SCRIPT DIALOG EDITOR - создание макросов для многих инструментов Corel Draw, и тем самым создавать собственные дополнительные приложения (утилиты). Color Manager - работает совместно с программами пакета Corel Draw и обеспечивает согласованность цветов, воспроизводимых на различных устройствах ПК (монитора, принтера, сканера).

Также в стандартную поставку CorelDRAW 11 входит множество готовых картинок, которые вы можете использовать при создании собственных иллюстраций. Corel Draw предоставляет все необходимые инструменты для точного и быстрого создания профессиональных документов. [ 8 ]

Мой выбор в пользу второй программы, так как для работы она более удобна и понятна.

3. РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ДЛЯ САЛОНА СВАДЕБНОЙ И ВЕЧЕРНЕЙ МОДЫ “SOFI”

Для разработки фирменного стиля я выбрала салон свадебной и вечерней моды “Sofi”. Данный салон предлагает свой товар методом прямых продаж. Целевая аудитория: девушки и женщины от 18 лет, имеющие средний или высокий уровень дохода. Работа с клиентами ведется по предварительной записи, что исключает очереди и неудобства для клиента.

Сейчас набирают популярность салоны такого типа, осуществляющие индивидуальный подход к каждому клиенту. Большинство людей устают от городской суеты и нуждаются в уединении, особенно «невесты». Данный салон дает возможность не спеша сделать выбор, предлагает за чашечкой кофе обсудить детали образа, формат мероприятия к которому готовится клиент и в комфортной обстановке примерить приглянувшиеся варианты.

Ассортимент салона небольшой, основной товар можно выбрать по каталогу и заказать непосредственно под клиента.

3.1. Разработка дизайна фирменного логотипа.

Логотип - это специально разработанная, стилизованная сокращенная форма названия фирмы, часто в оригинальном начертании. Слово "логотип" означает: имя, символ или торговая марка, разработанная для легкой узнаваемости. Он состоит из символа, иллюстрации и/или графического печатного оформления. Логотип является уникальным визуальным изображением, которое представляет компанию и ее продукцию. Он нацелен на создание положительного и незабываемого образа в сознании людей. Кроме того, эффективный логотип может стимулировать продажи, донося до потребителя необходимую информацию, выполняя функции представителя компании. Он также должен выделяться среди конкурентов. Следует начать с идеи образа, которую должен отображать логотип, т. е. с того, что, по вашему мнению, логотип должен говорить о вашей компании. Остерегайтесь превращения вашего логотипа в метафору.

В качестве логотипа выбрано золотистое изображение многоугольника, в который вписано название салона. В дополнение к названию выбраны композиции из цветов, золотистые круги, символизирующие кольца. [Приложение А]

В качестве фирменных цветов выбрано четыре основных оттенка: пастельный бежевый, брусничный, золотой, зеленый.

3.2. Разработка дизайна визитной карточки салона.

История использования визитных карточек достаточно глубока, но к настоящему времени сложились определенные общепринятые нормы их применения. В основе их лежит простое понимание, что визитная карточка - это то, что остается у знакомого, собеседника, делового партнера после очной или заочной встречи с человеком. Карточка должна не только содержать те сведения, которые он хотел бы о себе оставить, но и содействовать сохранению у партнера того имиджа, к созданию которого человек стремится. Как правило, визитная карточка - это небольшой прямоугольник белого полу плотного картона хорошего качества с текстом, отпечатанным типографским способом.

Визитки выполнены в стандартном формате. Визитки двусторонние: на изнаночной стороне содержат основные контакты, на лицевой имеют изображение логотипа компании. При печати визиток используется плотная мелованная матовая бумага. Плотность такой бумаги - 270-300 г/м2. [Приложение Б]

3.3. Разработка дизайна фирменной упаковки.

Фирменная упаковка играет немаловажную роль. В случае нашего салона она призвана создавать дополнительное настроение клиенту и отражать высокое качество обслуживания и личностный подход к каждому.

Мною разработана концепция упаковки товара. Каждый товар (вечернее платье или свадебный наряд) сворачиваются на плотный картон по форме квадрата и упаковываются в дизайнерскую бумагу по принципу конверта. Верхний уголок упаковки фиксируется при помощи фирменной наклейки. Каждая упаковка перевязывается лентой. [Приложение В]

3.4. Разработка дизайна фирменного бейджа для сотрудников.

Бейдж для сотрудников выполнен в том же стиле, что и визитная карточка, в цветовой гамме салона. Печатается на плотной мелованной бумаге, стандартного размера. Крепление осуществляется в пластиковом держателе на булавке-невидимке стандартным способом. [Приложение Г]

3.5. Разработка дизайна элементов фирменной одежды.

Принятая норма одежды для сотрудников: белая блузка-рубашка, которую дополняет фирменный шейный платок [Приложение Д] и бейдж. Белый верх дополняют брюки или юбка бежевых оттенков и обувь на низком каблуке.

Вывод: Результатом проведенной мною работы стало создание собственного фирменного стиля для салона свадебной и вечерней моды “Sofi”. Проанализировав рынок данных услуг, целевую аудиторию (возраст, доход, потребности) мною было принято решение о создании лаконичного, уютного образа салона. Все направлено на создание располагающей обстановки и VIP-обслуживания каждого клиента. Цвета подобраны нежные, женственные символизирующие нежность и красоту, а добавление золотых и брусничных оттенков подчеркивает элегантность и шарм. Эта концепция прослеживается во всем стиле: одежда консультантов, отделка помещений, логотип, визитки, упаковка товара.

Очень важно в создании образа (в целом) для такого рода салона выдержать стиль и лоск, не удешевить внешний облик излишней напыщенностью, переизбытком декора и украшений.

Заключение

В данной работе я собрала основную информацию о фирменном стиле и его элементах, а также описала поэтапную разработку элементов фирменного стиля на примере салона свадебной и вечерней моды “Sofi”.

Фирменный стиль - это индивидуальность фирмы, вынесенная на обозрение.

Фирменный стиль - это и средство формирования имиджа фирмы, а также определенный "информационный носитель", так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить ваш товар и ваши предложения, формируя у него положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нем, облегчив процесс отбора информации или товара.

«Высокий» фирменный стиль косвенно подтверждает надежность фирмы, как бы гарантирует, что фирма во всем соблюдает образцовый порядок, как в производстве, так и в любой другой деятельности.

Понятие фирменного стиля тесно связано с понятием имиджа, так как фирменный стиль - это как бы оболочка, которую наполняют конкретным содержанием. А эта, наполненная, оболочка плюс мероприятия по Public Relations и создают понятие имиджа фирмы.

Салон “Sofi” – это особенно уютный и элегантный бутик, место где можно расслабиться и выпить чашечку ароматного кофе, обсудить свои предпочтения и пожелания в выборе образа к торжеству. Товары реализуются методом прямых продаж, по предварительной записи.

В практической части работы мной описаны компоненты, создающие полноценный фирменный стиль салона.

“Sofi” очень популярный на сегодняшний день формат салона. А фирменный стиль, выполненный в гармоничных тонах будет привлекать внимание основной целевой аудитории.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аакер Д., Йохимштайлер Э.: Бренд-лидерство: Новая концепция брендинга. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. - 380 с.
  2. Барлоу Д., Стюарт П.: Сервис, ориентированный на бренд. Новое конку рентное преимущество. - М.: Олимп Бизнес, 2007. - 271с.
  3. Випперфюрт А.: Вовлечение в бренд: Как заставить покупателя работать на компанию. - СПб.: «Питер Пресс» ООО, 2007.- 383с.
  4. Гольман И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. - М.: Гелла-принт, 2002. - 400 с.
  5. Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. - Новосибирск: СП "Интербук", 1991.
  6. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. - М., 1989.
  7. Рожков И.Я., В.Г. Кисмерешкин: От брендинга к бренд-билдингу. - М.: Гелла-Принт, 2004. - 317 с.
  8. Манн И.: Маркетинг на 100%. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.- 236с.
  9. Музыкант В.Л.: Реклама в действии: стратегии продвижения. - М.: Эксмо, 2009. - 236с.
  10. Надо Р.: Живые бренды. Новый подход к созданию и продвижению брендов. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2008. - 276 с.
  11. Ньюман М.: 22 непреложных закона рекламы. - М.: АСТ, 2008. - 318с.
  12. Перция В.М., Мамлеева Л.: Анатомия бренда. - М.: Вершина, 2007. - 288 с.
  13. Рэнделл Дж. Брендинг: Основы брендинга; Реклама бренда; Планирование и организация брендинга: Краткий курс. - М: Фаир-Пресс /Гранд, 2005. - 305с.
  14. Ромат Е.В. Реклама. - СПб.: Питер, 2002. - 544с.
  15. Середа К.Н.: Справочник по рекламе. - М.: Феникс Ростов, 2010. - 301с.
  16. Сидоров С.А.: Психология дизайна и рекламы. - М.: Современная школа, 2009. - 254с.
  17. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник. – М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. – 640с.
  18. Хэли М.: Что такое бренд. - М.: АСТ, 2008. - 253с.
  19. Шарков Ф.И.: Магия бренда: Брендинг как маркетинговая коммуникация. - М: Альфа-Пресс, 2006 - 268 с.
  20. Шонесси О. Принципы организации управления фирмой. – М.: Бизнс-информ, 2000. – 269 с.

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д