Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Создание и разработка индивидуального (фирменного) стиля для компании ООО Зеленстрой

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день, визуальный графический дизайн в рекламной отрасли стал неотъемлемой частью городской среды и жизни общества и позволяет дизайнеру коммуницировать с огромной аудиторией, обладая при этом способностью воздействовать на человека, его поведение и настроение. Профессиональные сферы рекламы и дизайна тесно переплетены и взаимосвязаны. Об этом свидетельствуют факты истории и современные тенденции развития. Развитие дизайна обогатило рекламную деятельность; в свою очередь, прогрессивные технологии рекламы вносят вклад в совершенствование форм дизайна.

По определению Л. М. Дмитриевой: «Рекламный дизайн — проектная деятельность, направленная на разработку средств визуализации рекламного образа товара в рамках творческой стратегии рекламной кампании. Визуализация рекламного образа достигается в большей части с помощью дизайн-графики» [1, с. 214].

Фирменный стиль является неотъемлемой частью стратегии рекламного дизайна. Значение фирменного стиля переоценить трудно: он определяет ориентиры развития компании, помогает сформировать корпоративный этикет, сокращает издержки на поиск решений для поставленных задач. Фирменный стиль – это понимание того, как фирма будет выглядеть в глазах других людей и лучший способ наладить коммуникацию с потребителем.

Данная курсовая работа посвящена разработке фирменного стиля для ООО Зеленстрой, которое занимается проведением работ в сфере благоустройства и озеленения города.

Качественный и уникальный стиль присущий компании - одна из важнейших составляющих продвижения важнейших идей и реализации

целей компании. Это особенно важно, если речь идет о муниципальном предприятии, так как разработанный фирменный стиль будет формировать у жителей города, партнеров и заказчиков определенный имидж предприятия. Эстетический облик компании, которая работает в сфере озеленения и облагораживания внешнего облика города, как акта гуманизации и экологизации видимого пространства - немаловажная задача. Визуальная продукция и среда такого предприятия должна соответствовать ее задачам и целям. В этой связи, фирменный стиль нужен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант стать узнаваемым, хорошо запоминаемым и создавать определенный образ в глазах потребителя услуг организации.

Цель курсовой работы - разработать фирменный стиль ООО Зеленстрой.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть возникновение и формирование фирменного стиля как особого вида графического дизайна;
  2. выявить роль фирменного стиля в создании имиджа компании;
  3. выделить его основные элементы;
  4. исследовать процесс создания фирменного стиля и его этапов;
  5. создать концепт-дизайн фирменного стиля ООО Зеленстрой.

Объектом исследования является графической дизайн, предметом особенности создания фирменного стиля.

  • теоретической части работы использовались общенаучные методы, в частности аналитический метод, в практической части работы в основном опирались на эмпирический метод.

Глава 1. Теоретические основы разработки фирменного стиля

1.1. Понятия, виды полиграфической рекламы

Понятие полиграфической рекламы объединяет рекламу на таких носителях, как листовка, плакат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь и другие виды печатной продукции, кроме того, фирменный стиль предприятия или компании изначально создается как объект графического дизайна, подчиняясь его принципам и законам.

Рассмотрим и охарактеризуем основные виды полиграфической продукции. Листовка представляет одностороннее или двухстороннее изображение (текст), помещенное на листе относительно небольшого формата. Большинство рекламных листовок содержат в себе три основные составляющие: визуальный ряд, информационный блок, содержащий предложение компании, и необходимую контактную информацию. Любая хорошая листовка несет в себе скрытое послание к потребителю. Для разработки дизайна рекламной листовки необходимы следующие элементы: логотип, контактная информация, графические материалы (слайды, фото, клипарты) и текстовая информация. Листовки выпускаются большим тиражом. В результате единая форма и элементы оформления стимулируют потребителей к их запоминанию и облегчает узнаваемость товаров рекламодателя.

Буклет - разновидность печатной рекламы, которая чаще всего представляет собой лист бумаги с текстом или иллюстрациями, согнутый (сфальцованный) параллельным сгибанием один или несколько раз. Схемы сгибания могут быть самыми разнообразными: от гармошки-ширмы до сложных буклетов-пакетов. Таким образом, текст выглядит как сложенная тетрадь и может читаться без дополнительных разрезов. Буклет очень удобен использовании и позволяет разместить на нем достаточно много информации. Он может издаваться как малыми, так и большими тиражами и предусматривает широкий охват целевой аудитории. Буклет, как правило, используется недолго и редко перечитывается по несколько раз в отличие от каталога или проспекта. Разработка буклета дороже листовки, однако он информативнее и в глазах потребителя выглядит солиднее.

Плакат - это средство печатной рекламы относительно большого формата (от 0,25 до 2 листов формата А). Плакат может содержать в себе иллюстрацию или фотографию, краткий, но тщательно продуманный и достаточно информативный текст. Дизайн плаката отличается лаконичностью, основа композиции - акцент, который позволяет зацепится взгляду и центрирует на себе внимание. Акцент может представлять собой как крупное изображение или фотографию, так и текст, лозунг или логотип. Если акцент не заинтересовал потребителя, то вряд ли он обратит внимание на остальную информацию на плакате. Разумеется, что многое зависит и объектов вторичного внимания. Все прочее содержание дополняет или позволяет лучше понять суть рекламного плаката. Лаконичность и акцентирующий образ, как единое целое – выразительное и высокоэффективное средство рекламы.

Каталог - многостраничное издание, которое содержит описание товаров или услуг фирмы, в нем, как правило, обозначаются цены на них. Каталог рассчитан на длительное пользование, поэтому все в нем должно быть подчинено принципам практичности и удобства. Особое внимание эстетичной форме и визуальному образу данного вида полиграфии уделяется при разработке художественного каталога.

Все виды полиграфической продукции должны соответствовать определенным требованиям, которые были сформулированы Л. М. Дмитриевой:

  1. Качественный дизайн и исполнение. Неудачный дизайн, изображения и фотографии в очевидно низком разрешении, неуместные цвета и т.д. оттолкнут потребителя и дескридитируют имидж компании. Покупатель отождествляет продукцию или деятельность компании с ее подачей и может составить предварительное мнение еще до непосредственного знакомства с продуктом фирмы. То же касается и плохо отпечатанной, с браком, или на некачественной бумаге рекламе.
  2. Целостность. Буклет должен иметь целостный образ, нести в совокупности целостное воздействие. То есть все его составляющие элементы должны подчиняться центральной единой идее. И потребитель его либо воспринимает, либо нет - весь, целиком, не анализируя, что в нем конкретно нравится, а что не нравится.
  3. Изменчивость. Реклама рассчитана на определенные условия: место, время, цель. Для другого города или другого сезона данная реклама может не сработать. Поэтому нужно учитывать, как место расположения, так и время года. Обладая некими постоянными легкоузнаваемыми элементами или мотивами, которые необходимо будет использовать в следующих рекламных материалах данный рекламный продукт должен иметь возможность для дальнейших модификаций и расширений.
  4. Лаконичность. Плакат должен включать ограниченное число компонентов. Информационная перегруженность и декоративная избыточность любого рекламного носителя рассеивает внимание зрителя, мешает восприятию и запоминанию.
  5. Эмоциональность. Эмоциональность в дизайне рекламного носителя - это некий «крючок», который привлекает внимание, вызывая яркие реакции и живой интерес. Эмоционально окрашенная информация лучше запоминается, так как включается ассоциативная память. На эмоции зрителя можно воздействовать несколькими средствами или их совокупностью: текстовым содержанием, изображениями, цветом, композицией [10, с. 46].
  • работе над композицией в изобразительной рекламе: в разработке плаката, буклета, листовки или любой другой дизайнер должен руководствоваться не только художественным чутьем, но и основными принципами построения композиции, без соблюдения которых, композиция не будет гармоничной, а реклама эффективной.

Существует принцип, который основывается на стандартном направлении взгляда зрителя. Почти все зрители в одинаковой последовательности рассматривают композиции на листе или экране. Последовательность обзора идет обычно сначала - слева на право, а затем - сверху вниз. «Взгляд движется сначала к картинке (привлекающее действие), задерживается считанные мгновения, затем читается крупный текст (процесс считывания); далее взгляд устремляется опять к картинке. После этого зритель сопоставляет увиденное и прочитанное, в его сознании формируется образ, устанавливается степень важности и привлекательности информации» [10, с. 638].

Таким образом, основная роль в привлечении внимания и его удержании принадлежит изображению (графическому образу), далее заголовку или слогану (в зависимости о того, что выделено как основополагающая коммуникативная фраза). Как отмечают специалисты по рекламе, иллюстрация или заголовок должны привлечь внимание зрителя, дать ему определенное представление о предмете рекламы, создать у него благоприятное впечатление об этом товаре и, в конечном итоге, заставить его купить этот товар.

Если художественный строй композиции совпадает с приведенным направлением обзора, происходит сложение этих двух факторов. Смысловое несоответствие изображения и основного коммуникативного послания становится непреодолимым препятствием для восприятия.

Визуальные принципы дизайна рекламы, по выражению Р. Овчинниковой заимствованы из художественного творчества и обладают следующими качествами: уравновешенность частей и целого; пространство внутри рекламы должно быть разделено пропорционально; направленность элементов должна быть ярко выражена; соблюдено единство элементов; одна часть или элемент должны доминировать в рекламе [19, с.103].

Авторы Т.А.Писаренко, Н.Н Ставнистый выделили семь основных принципов построения графической композиции.

  1. Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет процесс переработки материала в художественную форму.
  2. Принцип единства, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как мозаика из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.
  3. Принцип доминанты. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты – смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е., располагается в центральной зоне композиции. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой [24, с.13].

Так определяет доминанту Е.Розенблюм: «Доминанта – преобладающий сквозной компонент темы, определяющий требуемое соответствие избираемых художником формальных приемов особенностям зрительного восприятия» [26, с.75].

  1. Соподчинение частей в целом. Группировка. Целое представляет собой совокупность связанных между собой элементов, где подчиненность частей друг другу вполне очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима

определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.

  1. Принцип динамизма. Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в изображении.
  2. Принцип равновесия. Уравновешенность частей в картине –

первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

  1. Принцип гармонии. Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое [24, с. 79].

Рассмотренные нами принципы и критерии построения визуального образа в графической рекламе являются непреложной основой и при разработке основных элементов фирменного стиля.

1.2 Фирменный стиль и его роль в создании благоприятного имиджа компании

Фирменный стиль — это совокупность средств, которые создают единство всем рекламным носителям компании. Фирменный стиль, как один из наиболее современных и актуальных видов рекламы, помогает выразить индивидуальность компании и рассказать о ней клиентам, партнерам и случайным зрителям. С помощью фирменного стиля формируется имидж компании, он позволяет сообщить целевой аудитории о сфере деятельности, способствует узнаваемости предприятия. Благодаря ему облегчается процесс «узнавания» клиентами «своего» товара или услуги, ведь именно на внимание целевой аудитории работают все компоненты фирменного стиля. Качественно разработанный фирменный стиль способствует лояльности потребителя, поскольку он помогают ему находить нужный товар или нужные услуги, формируя у него положительное отношение к предприятию, которое позаботилась о нем, упростив ему задачу поиска необходимого предложения. Если предприятие не имеет собственного фирменного стиля, стиль все равно формируется, но это происходит стихийно и не упорядоченно, во многом - случайным образом. Другими словами, сформировавшийся таким образом стиль не будет полезен компании и может работать не на компанию, а против нее. Хаотично сложившийся стиль зачастую выступает против имиджа и образа компании в целом.

Основные задачи, на которые должен ориентироваться дизайнер, при разработке фирменного стиля компании сформулированы Б.С. Тимофеев и Н.А. Обуховой:

  • Способствовать узнаваемости компании, формируя ее имидж в глазах зрителей.
  • Идентифицировать продукты компании между собой и соотнести их с компанией
  • Выделить продукты предприятия из общей массы аналогичных продуктов ее конкурентов.
  • Помочь потребителю сориентироваться в потоке информации и найти необходимое предложение на рынке.
  • Простым и доступным изобразительным языком рассказать потребителю о компании, ее сфере деятельности, товарах и услугах и о всем том, что она хочет о себе сообщить.
  • Повысить репутацию компании, придать ей солидность и вес в глазах аудитории, а также указать обществу на стабильность и долговременность работы компании.
  • Способствовать повышению корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщенности к общему делу;
  • Повысить эстетический уровень и положительно повлиять на визуальную среду фирмы [28, с. 117].

Если же подытожить все преимущества, которые дает фирменный стиль, то можно назвать его одним из основных средств формирования благоприятного имиджа фирмы в глазах аудитории. Образы, которые воспринимает аудитория, зачастую формируют его поведенческую модель, как потребителя. Те элементы стиля, которые изучил человек, проходят в его сознании через внутреннюю оценку и организуются в целостную картину, затем сознательно или бессознательно выносится суждение, которое в дальнейшем характеризует отношения человека к компании. Именно поэтому все компоненты стиля должны быть тщательно продуманы и связаны между собой единым замыслом и общими чертами.

Таким образом, фирменный стиль является сегодня основой всей коммуникационной политики фирмы. Его использование предполагает единый подход к оформлению, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловых бумагах, технической и деловой документации, упаковке продукции и другим носителям и элементам фирменного стиля.

1.3 Этапы создания фирменного стиля как особого вида графического дизайна

Первый этап в разработке фирменного стиля - составление технического задания, то есть определение информационной нагрузки, которую должен нести фирменный стиль. Нужно исследовать образ, который должен создаваться в сознании потенциального потребителя. Для разработки фирменного стиля данный этап имеет фундаментальное значение. Так, в течении подготовительного этапа, сбор и анализ информации о компании становится той необходимой отправной точкой на векторе развития идеи будущего стиля, благодаря которой, дизайнер начнет двигаться в нужном направлении, чтобы в результате родился органичный и качественный фирменный стиль, представляющий именно тот образ компании, который ей необходим для успеха на рынке. Перед тем как приступить к разработке фирменного стиля компании, целесообразно проанализировать информацию о компании, о продукции или услугах, которые она предлагает, ее целях, задачах и будущей стратегии.

Существует ряд ключевых вопросов, ответы на которые в работе над фирменным стилем важны. Сформулируем основные вопросы:

  1. «Чем компания занимается на рынке?» Услуги, продукция, сфера деятельности - это важнейшие аспекты, которые определяют облик компании и напрямую определяет то впечатление, которое должн производить ее визуальный образ на целевую аудиторию.
  2. «Как люди узнают о продукте, организации, услугах?»

Зная, как компания налаживает связь со своей клиентурой, можно представить, как и где будет использоваться новый логотип. Это знание повлияет на то, какого рода дизайн можно предложить и в конечном счете создать. Понимание рекламных стратегий заказчика даст возможность создать окупающий себя дизайн, работающий на всех носителях.

  1. «Что мы хотим достичь данной рекламой?»

Каких основных целей мы хотим добиться, какой мы хотим достичь реакции от аудитории. Например, быть может, главная цель компании - мотивировать на быструю покупку или достичь узнаваемости, а возможно ее первостепенная задача — это доверие со стороны людей.

  1. «Какова целевая группа воздействия?»

Нас интересует та аудитория, на которую мы хотим воздействовать посредством всех элементов фирменного стиля. Реакция и обратная связь группы воздействия нам важны в первую очередь. Иногда возможно описать аудиторию очень точно - ее интересы, пол, возраст или род занятий, а иногда целевая аудитория - это очень широкий круг потребителей, который включает не только покупателей или клиентов, но и партнеров и случайных зрителей.

  1. «Какое впечатление, которое мы хотим оставить?»
  2. Важно то, какое впечатление мы хотим произвести и какие вызвать бессознательные ассоциации у людей благодаря элементам фирменного стиля компании.
  3. «Предложение, которое мы хотим сделать»

Что мы хотим предложить аудитории, какую продукцию или услуги? Какие у компании особенности, отличающие ее от конкурентов?

  1. «Какого тона стоит придерживаться?»

Чтобы легче было ответить на этот вопрос нужно синтезировать ответы другие вопросы - кто представляет нашу целевую аудиторию, какие товары и услуги представляет компания, каких целей мы хотим добиться и какое впечатление произвести. Если элементы фирменного стиля обращаются к молодой девушки, а товар, который мы хотим предложить — яркая неформальная одежда, если при этом мы хотим сформировать образ «дружелюбного магазина» - наш тон в обращении к клиенту не должен быть сухим и деловым. Дерзкий, веселый, неформальный — так можно описать тон, которого должны придерживаться все компоненты фирменного стиля.

  1. «Что заботит клиентов компании?»

Этот вопрос не только помогает сконцентрироваться и направить творческие усилия на то, что привлекает клиентов заказчика, но также показывает, что он заинтересован в этих клиентах и заботится о них.

  1. «Какие слова и образы должны ассоциироваться с компанией?»

Можно для начала самостоятельно предложить несколько прилагательных: «творческий», «профессиональный», «традиционный» или «веселый». Каждый ответ направляет к определенному стилю дизайна.

Фирменный стиль - это многокомпонентная структура, он состоит из многих элементов, которые вместе образуют единый художественный образ.

  • системе фирменного стиля М.Л. Моисеева выделяет следующие основные элементы: товарный знак, логотип, фирменный блок, фирменный слоган, фирменная гамма цветов, фирменный шрифт, прочие фирменные элементы [18, с. 47].

Товарный знак - является главным элементом фирменного стиля. Товарный знак - это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, которое используется владельцем товарного знака для идентификации своих товаров. Товарный знак - это символ, способный отличить товары и услуги одних компаний от однородных товаров и услуг других. Товарный знак облегчает запоминание товаров или услуг и в массовом сознании

символизирует гарантию. Товарные знаки отличаются своей многочисленностью и многообразием. Выделяют пять основных типов товарных знаков: словесный, изобразительный, объемный, звуковой и комбинированный. Фирменная шрифтовая надпись (логотип) — самый распространенный изобразительный тип товарных знаков.

Логотип – графический образ, абстрагированный до символа, он отличает компанию от других, создает информационный и эмоциональный образ компании. Логотип является центральным элементом фирменного стиля компании. Этимология слова «логотип» - logos, по гречески — речь. Следовательно, логотип представляет собой, в первую очередь роль коммуникатора, который доносит в простой наглядной форме, в том числе влияя и на подсознание зрителя - информацию о компании. Логотип — повествователен, его функция — нести информационный и эмоциональный посыл от отправителя (компании) до получателя (целевая аудитория). Логотип должен быть графическим и зрительным образом организации, соответствующим общим представлениям, которые разделяют все ее сотрудники. Логотип, товарный знак - «визитная карточка» предприятия выполняет в коммерческой деятельности последнего разнообразные и очень важные функции. Рассмотрим функции логотипа, которые выделил в своей работе Б.Эльбрюнн:

  • экспрессивная – это функция логотипа, которая будет визуально сообщать клиентам (потребителям) о предназначении и целях компании. Логотип также выполняет выразительную функцию, которая состоит в передаче клиентам информации об идентичности и характеристиках организации, которой принадлежит данный знак;
  • референтная функция – это функция несет в себе краткую информацию о фирме производителе ее продукте или услуге. Эта функция позволяет логотипу описать и представить товар на котором он проставляется;
  • импрессивная функция, ее цель объяснить, для какого потребителя предназначен продукт, дать образ этого потребителя. Импрессивная функция очень важна, так как связана с прагматической задачей логотипа воздействием на потребителя, следовательно, необходимо найти такой способ действия, чтобы адресат сообщения (потребитель), увидев логотип, подумал: «Это обращаются ко мне»;
    • поэтическая – это функция направлена на эстетическое восприятие логотипа клиентами (потребителями);
  • металингвистическая – это функция логотипа, которая акцентирует внимание клиента (потребителя) на символическом и словесном восприятии логотипа. Отличительная функция, которая отвечает за непохожесть одной компании на другую, за отождествление товара и торговой марки. Таким образом, логотип предназначен для защиты его владельца от конкурентов,

так как является отличительным знаком предприятия, которое владеет им по праву собственности;

  • гарантийная функция, которая позволяет покупателю продукции при одном взгляде на эмблему компании принять решение о качестве товара и совершить покупку. В восприятии обществом продукция, имеющая логотип,

воспринимается лучше, чем продукция, логотипа не имеющая;

  • эстетическая функция, придающая дополнительную привлекательность продукту за счет эстетически приятного внешнего вида логотипа;
    • рекламная функция, тесно сплетенная с эстетической функцией товара,

формирует образ компании и продукции, несет психологическую и информационную нагрузку, благодаря которой бренд становится более узнаваемым и запоминающимся [31, c. 36].

  • тоже время Б.Эльбрюнн пишет о сложности выполнения логотипом всех названных функций. При разработке логотипа важно выстроить иерархию функций и ряд требований, которым должен соответствовать качественный логотип.

Запоминаемость - в логотипе должен быть какой-нибудь запоминающийся элемент, для того, чтобы он быстро и надолго отложился в памяти потребителей и вызывал в сознании нужные ассоциации. Логотип должен всплывать в памяти в тот момент, когда зрителю понадобится продукция компании.

Универсальность - логотип должен хорошо сочетаться с разными носителями. Он должен хорошо восприниматься, будучи и крупным, и мелким, чтобы в дальнейшем можно было разместить его на уличных стендах, на фирменных бланках и сувенирных ручках. Иногда разрабатывается несколько вариантов логотипа для различных вариантов использования.

Выразительность и эмоциональная насыщенность. Логотип должен нести определенное сообщение, иметь значение, понятное каждому покупателю. Все элементы дизайна логотипа должны отображать род деятельности компании и создавать впечатление единой композиции. Логотипы условно разделяются на четыре основных вида:

  1. Символический логотип. Логотипы в виде картинок и фотографий, которые являются графическим представлением компании. Такой логотип должен быть выразительным, лаконичным и привлекающим внимание. Не каждая компания может позволить себе логотип без текста, ведь логотип, содержащий название компании, более выигрышен с точки зрения запоминания бренда. Символьный логотип чаще всего - описательный и содержит в себе визуальное символическое отображение сферы деятельности компании. Но в некоторых случаях используются и отвлеченные символы, но

связанные по смыслу с названием компании ярким примером служит логотип известной компании "Apple".

  1. Текстовой логотип. Текстовые логотипы схожи с символическими. Обычно в них используется буква или буквы имени компании, иногда изображение дается в виде пиктограммы. Такой вид логотипов предпочитают многие современные успешные компании. Текстовый логотип используется чаще, чем символический, однако он имеет много общего с ним. Вместо символов в таких логотипах представлены буквы, которые выражены графическим способом, иногда нарисованы с помощью пиктограмм. Текстовые логотипы встречаются чаще символических.
  2. Буквенно-цифровые логотипы - являются самым распространенным. Буквенно-цифровой логотип с точностью отражает написание названия бренда или компании, и даже типографская обработка сохраняет индивидуальность этого названия. К такому виду логотипов относятся логотипы компаний: Ford, Sony, Microsoft и других.
  3. Комбинированный тип. Комбинированный логотип может сочетать в себе другие виды логотипов – все или только некоторые. В данном типе логотипов сочетаются вариации предыдущих. Это может быть буква, наложенная на картинку или же текст поверх символа.

Важным элементом в начале работы над логотипом является выбор основной формы, представляющей концепцию компании, и дальнейшее ее совершенствование. Взяв за основу самую простую форму, модернизировав ее, подчинив ей своей идее, добиться уникального изображения, обращенного к подсознанию и ассоциативному мышлению. О психологическом влиянии разных форм на человека хорошо известно, поэтому к форме надо подходить не только с чисто эстетической точки зрения, но и со стороны его бессознательного воздействия на зрителя.

Существуют некоторые общие принципы, которые нужно принимать во внимание при работе над формой элементов, их активно применяют архитекторы, но они также применимы и в работе дизайнера:

Геометрические фигуры лучше понимаются наблюдателем и лучше запоминаются, сравнивая со сложными неправильными формами. Также на восприятие поступающей информации некоторое влияние оказывают формы линий. Считается, что вертикальные и горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, стабильностью и ясностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Зигзагообразные линии передают ощущение резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии. Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта, а простые симметричные «прочитываются» гораздо быстрее других, привлекают внимание [12,с.156]. Существуют некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придаваемой объекту восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-нибудь признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания.

Если провести анализ развития и возникновения национальной символики в истории народов мира, то можно с определенной долей уверенности сказать, что между ними есть определенная схожесть. Обычно в такой символике используются простые круги, квадраты, ромбы, равносторонние треугольники, иллюстрирующие ту или иную особенность народа или символизирующие некие исторические события. По мнению Григоряна Е. А. повсеместное использование и легкое восприятие человеком простых форм «имеет вполне биологические причины их связи с природой, ведь в ней действует «закон экономии», по которому природа всегда «ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения. Этот закон проявляется в строении биологических форм, которые содержат одни и тех же простые формы, которые в тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм» [7, с.14]. Простые формы - «основы», из которых строятся более сложные формы, немногочисленны. По словам авторов статьи «Нужна ли жизни форма» Ч.Жемайтиса и В.Миронова такими формами являются спираль, шар, многогранник, труба, дерево и звезда [11, с.14]. Данные формы часто встречаются во всех пространственных искусствах. Если свести объемные формы к геометрическим, то получим - шар, конус, цилиндр, многогранники. Сведение сложных форм к простым, так же как и осознание сложного как интегрированного целого, обобщенное понимание формы характерно для художественной практики. Сезанн писал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса, причем все должно быть приведено в перспективу, чтобы каждая сторона всякого плана была направлена к центральной точке. Линии, параллельные горизонту, передают пространство, другими словами, выделяют кусок из природы. Линии, перпендикулярные к горизонту, сообщают картине глубину» [27, с.14].

Фирменный блок — элементы фирменного стиля, объединенные в единую композицию. Фирменный блок разрабатывается для наиболее часто используемых сочетаний элементов фирменного стиля. Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, ее адрес и банковские реквизиты (например, для использования в фирменном бланке). Фирменный блок - представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля (двух или более двух). Чаще всего это изобразительный товарный знак (или эмблема) и логотип. Например, четыре соединенных кольца и надпись компании Audi - ее фирменный блок. К этим элементам часто добавляют фирменный лозунг. Иногда фирменный блок также может содержать полное официальное название компании, ее почтовые и банковские реквизиты, рекламный символ компании, перечень товаров и услуг, разного рода графические декоративные элементы, отдельные фразы. Требования к блоку аналогичны требованиям, предъявляемым к фирменному знаку. Он должен быть оригинальным, эстетичным, заметным, легко читаться и хорошо запоминаться, должен хорошо без изменений и искажений передаваться на всех носителях. Фирменный блок удобно использовать в качестве постоянного элемента на деловой документации, на бланке делового письма в виде "шапки", в рекламе, в оформлении визитной карточки, на упаковке продукции. Он должен хорошо вписываться во все формы рекламы. Удачный блок состоит из самостоятельных частей, которые можно использовать и независимо друг от друга. Но при этом каждая часть должна восприниматься как часть целого и идентифицироваться в сознании адресата рекламы со всем блоком и компанией в целом.

Фирменный цвет (цвета) являются важнейшим элементом фирменного стиля, одним из компонентов общего образа фирмы. Основная задача фирменного цвета – вызывать у человека определенные ассоциации с фирмой, ее направлением деятельности, внешним видом ее продукции. Кроме того, он призван отражать конкретную информацию и саму идею фирменного стиля компании. Здесь очень важно изучить влияние каждого цвета на психологическое и эмоциональное состояние человека. В связи с этим при выборе фирменных цветов важно изучать эмоциональное воздействие и ассоциации, которые вызывает тот или иной цвет у потенциальных покупателей. Помимо эмоционального воздействия цвета важно проанализировать, с каким видом деятельности он ассоциируется. Так, обычно деятельность страховых и финансовых секторов связывают со спокойными и консервативными цветами: синими, зелеными. Для компаний, предлагающих массовые товары и услуги, более подходят яркие и энергичные цвета. Деятельность, связанную с морем или водой, обычно символизирует голубой цвет, с растениеводством - зеленый, с молоком - белый, с кофе и шоколадом - коричневый и т.д. О символике цвета, его эмоциональном влиянии на человека написал один из самых известных исследователей М. Люшер. Он исследовал закономерности этого влияния, зависимость влияния цвета от эмоционального состояния человека, открыл зависимость отношения к цвету от условий развития личности и многое другие закономерности, связанные с цветом и его влиянием на человека. Макс Люшер установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции [17]. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности в свою очередь всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным. Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод — цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции [17, с.205]. Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления воздействия цвета. С помощью цвета можно оказывает мощное воздействие на человека на физиологическом и психологическом уровнях.

Красный - самый энергичный цвет в спектре, он оказывает на зрителя сильнейшее эмоциональное воздействие, символизируя одновременно любовь, агрессию, энергию, срочность и запрет. Он усиливает любые чувства стимулирует к решительным действиям. Красный цвет подходит для предприятий с агрессивной рекламной кампанией.

Физиологическое и эмоциональное влияние цвета: привлекает внимание, возбуждает нервную систему, возбуждает аппетит и призывает к действию. Роль в фирменном стиле и маркетинге: создает ощущение срочности и неотложности, используется для стимулирования импульсивных покупок. Желтый цвет - активный и теплый. Он несет ассоциации с радостью, теплом, светом и процветанием, символизирует оптимизм, радость и надежду. Желтый цвет создает эффект иррадации, распространяясь на расположенные рядом с ним более темные цвета, уменьшая окрашенные в эти цвета поверхности. Цвет подходит для компаний, сфера деятельности которых - детские товары, коммуникации.

Физиологическое и эмоциональное влияние цвета: тонизирует, возбуждает нервную систему, побуждает к общению, при избыточном использовании может напрягать зрение и утомлять глаза.

Роль в фирменном стиле и маркетинге: вызывает ощущение ясности и положительно влияет на мозговую деятельность, улучшает настроение и придает бодрости

Голубой цвет - синтез синего и белого, поэтому он содержит характеристики и влияние обоих цветов. Олицетворяет эффект прохлады, легкость, умиротворение, чистую воду и воздух, вызывает доверие, ощущение ясности и защищенности . Голубой цвет - подходящий вариант для бизнес-среды.

Физиологическое и эмоциональное влияние цвета активизирует работу мускульной системы, контролирует эмоции и подавляет аппетит, повышает работоспособность, ассоциируется с прохладой и спокойствием.

Роль в фирменном стиле и маркетинге: несет доверие и ощущение достоверности. Распространенный цвет в офисной культуре.

Оранжевый цвет отличается активностью и энергичностью. Цвет символизирует успех, лидерские качества, смелость и карьерный рост. Он

ассоциируется с жизненной энергией, изобилием, балансом и жизненным тонусом.

Физиологическое и эмоциональное влияние цвет: снимает стресс, вызывает прилив энергии и энтузиазм, согревает и способствует доверию, возбуждает зрительный и слуховой центры мозга, привлекает внимание

Роль в фирменном стиле и маркетинге: используется для сильных, агрессивных кампаний, побуждает к активному действию, творчеству, создает атмосферу дружелюбия, радости и веселья.

Зеленый цвет - спектральный зеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную систему положительно: он расслабляет, успокаивает и дает разрядку нервного напряжения, несет ощущение свежести, натуральности и экологичности. Для потребителей ассоциируется с природой, здоровьем, удачей и процветанием. Подходит для предприятий, работающих в области экологии, медицины и в финансовом секторе. Физиологическое и эмоциональное влияние цвета: расслабляет, умиротворяет и снимает стресс, улучшает зрение и повышает аппетит, освежает и обновляет.

Роль в фирменном стиле и маркетинге: ассоциируется со здоровьем и продолжением рода, несет ощущение естественности и экологичности, символизирует богатство и процветание.

Синий цвет. Его влияние зависит от оттенка и светлотности. Спектральный синий вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства. Темные оттенки синего цвета для потребителей ассоциируются с консервативностью, строгостью, серьезностью. Подходит для компаний, деятельность которых связана с морем или водой, а также для компаний, которые занимаются финансовой, юридической, страховой и бухгалтерской деятельностью.

Физиологическое и эмоциональное влияние цвета: улучшает концентрацию внимания, уравновешивает, сдерживает, «гасит» излишнюю энергию, снижает давление, успокаивает и расслабляет.

Роль в фирменном стиле и маркетинге: темные оттенки синего цвета для потребителей ассоциируются с консервативностью и серьезностью. Некоторые оттенки синего могут вызвать ощущение печали, уныния.

Влияние цвета тщательно изучено и описано многими авторами-психологами, например, в научном издании «Проблема цвета в психологии», эта проблема была рассмотрена всесторонне [23].

Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синие, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет. Как известно, с помощью цвета и его наложений на разные фоны, можно выявить глубину и объем, воспользовавшись его свойствами пространственного воздействия. В разработке фирменной палитры работе с рекламными макетами, дизайнер должен учитывать и подчинять своим художественным целям эти свойства цвета. Способность цвета проявлять пространственные качества происходит за счет контраста светлого и темного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и его распространения. Так, Й.Иттен провел наблюдения за изменением качеств цвета при его наложении на различный цвет фона. Он выявил, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет. Когда шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый расположены на черном фоне один возле другого без интервалов, то очевидно, что светлый желтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину черного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между желтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперед, в то время как желтый цвет удерживается белым в качестве «близкого и родственного». Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед. Также важен контраст цветов: яркие цвета будут выступать вперед по сравнению с одинаково светлыми, но притупленными цветами [16,с.81]. Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из-за эффекта иррадиации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов [16, с. 84]. Следует отметить центробежное движение желтого и центростремительное синего цветов. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим, то уже после короткой концентрации на них становиться заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти

осязаемо, приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение (подобно стягивающей себя в свой домик улитке) и удаляется от человека. Первый круг колет глаза, во втором глаз утопает [16, с. 84].

Кроме того, цвет воспринимается по-разному в зависимости от того, какую форму и площадь он занимает. Необходимо учитывать и то, какие цвета будут окружать выбранный цвет, т.е. психологическую сочетаемость цветов.

При выборе цветов в качестве фирменных необходимо учитывать возможности их адекватной передачи в типографии и на компьютере. Не всегда можно воспроизвести оттенки того или иного цвета, особенно, если это касается газет, где, как правило, используются несмешанные красители.

Следующий этап, фирменный комплект шрифтов - важная часть фирменного стиля. Фирменные шрифты - это постоянно используемые шрифты в оформлении текстовых материалов, представительской и рекламной продукции компании. Они, как и другие элементы фирменного стиля, должны соотноситься с его концепцией, соответствовать особенностям имиджа предприятия и специфике его деятельности. Фирменный комплект шрифтов может вносить свой вклад в формирование фирменного стиля, зачастую аудитория ассоциирует продукцию определенной компании с конкретным типом шрифта. Задача дизайнера найти «свой» шрифт, который органично впишется в образ компании, и будет соответствовать психологической идее ее фирменного стиля.

Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленные, наклонные, орнаментированные и другие [6].

Основные категории шрифтов:

  1. Антиквенный шрифт. Элементом, который помогает идентифицировать антиквенный шрифт, служит засечка, то есть штрих или черточка вверху или в основании знака. Для антиквенных шрифтов характерено так же специфическое чередование широких вертикальных и узких соединительных штрихов, которое возникает при письме «ширококонечным пером». Большая часть этих шрифтов легко читаются и широко используются для длинных текстов. Благодаря своему официальному, традиционному внешнему виду шрифты с засечками обычно используются также для того, чтобы передать консервативный, возвышенный образ.
  2. Гротеск – это общий термин, применяемый для шрифтов, которые не имеют засечек и штрихов. Такие комплекты шрифтов минималистичны и легкочитаемы. Благодаря своей универсальности и разборчивости гротеск часто выбирается для товарных знаков и нанесения маркировок. При использовании большого количества цветов или не контрастных паттернов –целесообразна шрифтовая гарнитура без засечек.
  3. Рукописный. Шрифтовая гарнитура, которая выглядит так, как будто она была создана пером или кистью, вне зависимости от того, слитно или раздельно написаны буквы, есть рукописная гарнитура (script). Классические варианты рукописных шрифтов обладают утонченным и изысканным характером и подойдут для компаний, ориентирующихся на взрослую, интеллигентную аудиторию. Ретро-варианты рукописных шрифтов также хорошо использовать в фирменном стиле компаний, специализирующихся на классических продуктах: предметах интерьера, одежде, блюдах и т.д. Неформальные прописные шрифты выбирают предприятия, целевая аудитория которых - молодежь, дети и их родители.
  4. Декоративный шрифт - включает в себя все существующие типы сложных тематических шрифтов. Декоративные, или демонстрационные, гарнитуры шрифтов предназначены для того, чтобы передавать посредством знаков определенную творческую идею или концепцию. Декоративные шрифты могут быть чрезвычайно сложно задуманы и разработаны. Основной их недостаток заключается в том, что их бывает трудно прочитать.

Основные требования к фирменному шрифту:

Шрифт должен быть разборчивым и легким для прочтения даже при малом размере букв. Читаемость зависит от гарнитуры шрифта, его размера, жирности. Фактическую информацию (адрес, телефон, название товара и т.д.) всегда следует набирать максимально простым, четким, хорошо читаемым, видным издалека шрифтом, поэтому такой шрифт обязательно должен присутствовать среди фирменных шрифтов. Декоративные, рукописные и витиеватые шрифты зачастую вызывают трудности при прочтении и напрягают глаза. Чем более декоративен шрифт, тем больше времени надо человеку, чтобы разобрать его. На бумаге легче читать шрифт с засечками, с экрана монитора – шрифт без засечек

Фирменный шрифт должен соответствовать концепции и целевой аудитории. Комплект шрифтов должен органично вписываться в концепцию дизайна фирменного стиля или рекламного объявления и соответствовать общему замыслу, иначе нарушится гармония и единство всех элементов стиля, без которой фирменный стиль нельзя назвать ни успешным, ни полезным для компании.

Фирменный шрифт должен соответствовать специфике деятельности компании. При современном изобилии шрифтов, как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и ощущений можно передать посредством символов и знаков. Разные шрифты могут передавать разные настроения и ассоциации и эти смыслы, которые «спрятаны между строк» всегда нужно учитывать.

Следующим этапом планирования работы над фирменным стелем компании является определение ряда основных носителей.

Носителями фирменного стиля являются объекты, транслирующие фирменный стиль в рыночное пространство. Носители позволяют передать целевой аудитории информацию об уникальных качествах компании благодаря совокупности элементов фирменного стиля. Носителем стиля, по сути, может являться любой объект, способный выступить в роли передатчика информации от компании к целевой аудитории. У каждой компании существуют свои наиболее эффективные способы донесения информации, в основе выбора которых обычно находится точка контакта потребителя с торговой маркой.

Основными носителями элементов фирменного стиля являются:

Печатная полиграфическая продукция: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари и т.д.

Сувенирная продукция: пакеты, авторучки, настольные приборы, сувенирные поздравительные открытки и др.

Элементы делопроизводства: фирменные бланки, фирменные конверты, фирменные папки-регистраторы, записные книжки, настольные блокноты, блоки бумаг для записей и т.д.

Документы и удостоверения: пропуска, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т.д.

Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, стикеры большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах.

Другие носители: фирменное рекламное знамя, вымпелы, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д.

Печатная реклама является традиционным видов распространения коммерческих сообщений. Под печатной рекламой чаще всего подразумевают размещение информации в газетах и журналах. В наше время к печатной рекламе также относят корпоративные журналы и газеты, флаеры, листовки, рекламные брошюры, календари, справочники, каталоги, визитки, плакаты.

Таким образом, при разработке дизайн - концепции фирменного стиля важна последовательность и соблюдение основных принципов графического и коммуникативного дизайна.

Глава 2. Разработка фирменного стиля для ООО Зеленстрой

2.1 Обоснование дизайн-концепции фирменного стиля

Ранее у компании не существовало фирменного стиля, но именно в Год Экологии предприятие занялось развитием своего имиджа и сделало создание фирменного стиля важнейшей частью своей новой маркетинговой стратегии. Поставлена задача - разработать логотип, элементы фирменного стиля и подобрать фирменные цвета для различных рекламных носителей, а также проработать идею сувенирной продукции ООО «Зеленстрой». Важнейшая цель внедрения единого фирменного стиля во все формы рекламной деятельности фирмы - способствовать узнаваемости предприятия и привлечение внимания населения к его деятельности.

В основе концепции - природная гармония и естественность в сочетании с основательностью, надежностью и стабильностью компании. Все элементы стиля должны отражать направленность фирмы на созидание, гармонизацию окружающей среды и связь с природой. Идея, отвечающая индивидуальности компании - четкий образ, близкий и понятный зрителю, который должен содержать элементы природных растительных мотивов и экологичность.

Образ декоративен и призван сформировать имидж предприятия, как «дружелюбного», и при этом надежного и профессионального.

Графический образ предприятия должен вызывать позитивные ассоциации

  • природа, тепло, забота, стабильность. Шрифт соотносится с его стержневой идеей, подчеркивать особенности и соответствовать специфике деятельности компании. Важно было, чтобы все элементы фирменного стиля соответствовали принципу гармоничности и единства всех частей целого.

Мы хотели привлечь внимание зрителя не только к деятельности самой компании, но и к проблеме экологии в целом.

Задача решалась в ходе работы над серией сувенирной и полиграфической продукции предприятия для рекламной компании экологической акции, приуроченной к году экологии в России – «Сдай мукулатуру - спаси дерево». Суть акции заключалась в том, что каждый житель города, сдавший не менее пяти килограммов макулатуры, получал «спасенный» саженец березы. По замыслу организаторов, акция должна способствовать более рациональному использованию природных ресурсов, помочь в организации переработки и производства из вторичного сырья, уменьшить вырубку деревьев. Горожане должны более бережно относиться к природным материалам и ресурсам, в том числе бумаге, не выбрасывать ее, а собирать и сдавать в соответствующие службы.

Для акции были разработаны варианты полиграфической продукции: листовки, плакаты и буклеты, а также одежда для промо-акций и рабочая одежда. Элементы стиля на всех носителях должны гармонично сочетаться фирменным стилем ООО "Зеленстрой" и вместе составлять единое композиционное решение.

Охват аудитории акции очень широкий, но в первую очередь она нацелена на молодых людей, а также на родителей, у которых есть маленькие дети или дети школьного возраста, для которых проблема экологии может встать в будущем особенно остро, если не начинать повышать экологическую культуру общества и отношение к проблеме уже сейчас. Обращение к экологической тематике: природные мотивы прослеживаются во всех элементах стиля. Использовались цветовые сочетания группы цветов, разработанной для фирменного стиля. В символических изображениях присутствуют масштабированные элементы логотипа, определяя смысловое и композиционное единство всей линейки продукции ООО «Зеленстрой».

2.2 Работа над основными элементами фирменного стиля и имиджевой линейкой

Главным элементом логотипа, разработанного для ООО «Зеленстрой», является дерево, оно, в первую очередь, указывает на род занятий — озеленение и благоустройство, и, что немаловажно, воплощает идею компании, ее позицию на рынке.

Товарный знак должен отображать род занятий предприятия, в нашем случае при виде товарного знака потенциальный потребитель рекламы должен понимать, что сфера деятельности ООО «Зеленстрой» - работа с природными объектами. Осуществление данной цели требует ответа на вопрос: «Какой ассоциативный ряд возникает при слове «озеленение»?» Для ответа на этот вопрос мной проведено исследование, в ходе которого было выяснено, что большинство ответов звучат примерно так: природа, листья, трава, цветы, деревья. Из всех вариантов был выбран образ дерева, который выполняет свою функцию и понятным языком описывает продукт, который предлагает компания. Но это не единственная причина для выбора изображения дерева в качестве стержневой основы стиля. Семантика дерева в культуре связывает этот образ с такими понятиями как - надежность, безопасность, уверенность и развитие. Дерево - это не только символ природы и экологии, это на языке метафор - жизнь, созидание, рост и развитие, - что очень позитивно для компании, которая хочет быть успешной и ассоциироваться с перспективными начинаниями. В энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы» также можно найти следующую трактовку изображения дерева: «В мистических традициях дерево обозначает апофеоз, торжество, когда изменение, движение, идет изнутри наружу, вовне» [15, с. 367]. Крона дерева - веерообразная, она готова спрятать любого под своими раскинувшимися ветвями от палящего солнца или дождя, что символизирует опеку и заботу. Силуэт кроны не прорисован, он создается листьями, что придает композиции динамичность. При этом силуэт усложняется, но в целом образ становится легче, невесомее. Благодаря отсутствию четкого контура, который уже подсознательно дорисовывает человеческий глаз, взгляду открывается скрытое изображение – силуэт одуванчика.

В основании дерева — горизонтальная строка с названием организации. Контрастная горизонтальная линия с текстом символизирует и ассоциируется у зрителя с заградительной лентой, защищающей дерево. Плашка с названием организации на языке метафоры рассказывает аудитории, что деятельность предприятия созидательна по отношению к природе. Тонкая виньетка строгой квадратной формы создает границу композиции. Благодаря такому расположению элементов логотипа достигается гармония всех ее частей. Легкий, свободный силуэт кроны и ветвей дерева сбалансирован строгостью формы прямых линий виньетки и пересекающей полосы текста.

Чаще всего в дизайне логотипов нижняя часть бывает шире и тяжелее, чем верхняя, что придает им зрительную сбалансированность и устойчивость. Но в нашем случае, обратная композиция кажется автору удачным решением, она создает впечатление подъема и легкости. А горизонтальная линия в нижней части в достаточной степени «заземляет» и утяжеляет ее, что не позволяет появиться впечатлению «парения» дерева. Восходящие линии психологически улучшают восприятие потребителя и делают изображение легче. Дерево ассоциируется с ростом, движением по восходящему вектору. Элементы изображения стремятся вверх, то есть создают впечатление движения вверх, развития, что облегчает восприятие.

Продуманное цветовое решение при разработке фирменных цветов - это одно из важнейших условий создания хорошего логотипа. Тщательно подобранные цвета логотипа помогают выразить замысел дизайнера, усилить его эмоциональную составляющую и вызвать у зрителя нужные ассоциации. Цвет - мощное средство воздействия на психику человека. Психологами давно установлено, что цвета несут в себе ассоциации и создают настроение. Сила цвета заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне [3, c.233]. В данном товарном знаке используется два фирменных цвета — зеленый и белый, что хорошо влияет на запоминаемость, так как известно, что при выполнении товарного знака нежелательно использование большого количества цветов. Логотипы разработаны в двух вариантах в зависимости от цвета того носителя, на котором он будет располагаться.

Фирменный цвет. Для фирменного стиля ООО «Зеленстрой» было подобрано цветовое решение, включающее три активных цвета и один ахроматический контраст: два оттенка зеленого, медовый желтый и белый цвет.

Профильный цвет, выбранный для всех элементов фирменного стиля предприятия - натуральный зеленый. Тон — спокойный, глубокий оттенок зеленого, цвет травы и зелени.

Зеленый представляет собой промежуточный цвет между желтым и синим.

  • зависимости от того содержит ли он больше желтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зеленый является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных - желтого и синего цвета. Спектральный зеленый символизирует стабильность и спокойствие. Он обладает благоприятным воздействием на психику, приятен глазу и не вызывает раздражения и отторжения. Зеленый цвет не вызывает такого диссонанса чувств, как красный, не перенасыщает эмоциями, как оранжевый, но и не настолько умиротворяет, как синий. Зеленый цвет ассоциируется с ростом, здоровьем, природой, гармонией и подходит для логотипов компаний, которые занимаются экологией.

Ярко-зеленый - более сочный оттенок зеленого с примесью желтого дополняет натуральный зеленый и является цветом-компаньоном к желтому цвету. По определению Й.Иттена: «Плодородие и удовлетворенность, покой и надежда определяют выразительные достоинства зеленого цвета, в котором соединяются познание и вера. Зеленый цвет, который принимает желтые оттенки, приближаясь к желто-зеленому цвету, создает впечатление юных весенних сил природы» [16, с.46]. Элементы ярко-зеленого оттенка применяются в рекламной продукции ООО «Зеленстрой», выступая в роли акцентирующего. Цвет освежает композицию, придавая ей объем и нюансовую гармонию. Несмотря на то, что зеленый цвет связан у людей с положительными эмоциями, в рекламе применение одного зеленого цвета не рекомендуется, в виду его способности создавать вокруг себя слишком спокойную, вялую, атмосферу. Зеленый цвет выигрышен в сочетании с желтым или белым.

Желтый цвет — самый активный из всей фирменной палитры цветов предприятия. Основные ассоциации желтого цвета приближенного к оранжевому – это ум, знания, мудрость и плодородие. Цвет сообщает энергию и оптимизма, и в тоже время успокаивает и расслабляет. В дизайн среде желтый называют интеллектуальным цветом [16, с. 160].

Сочетание желтого и зеленого цветов оразуют яркий контраст, который вместе с тем, воплощает собой натуральное, часто встречающееся в природе сочетание цветов: цвет зеленой листвы, ярких желтых цветов, плодов, солнца. Сочетание этих цветов стимулирует одновременно и к спокойствию, и к активной деятельности. Теплый желтый цвет олицетворяет солнечный свет, вызывает ощущение радости, оптимизма. Желтый цвет обладает эффектом зрительно как бы приподнимать поверхность, выделяя и зрительно увеличивая область, которым он окрашен.[16, с. 95]

Назначение желтого цвета здесь — акцентировать внимание на предмете или тексте, выделить его из окружения и оживить монотонность оттенков зеленого цвета. Желтый цвет вносит в психологический образ фирменного стиля - яркость, тепло и жизнерадостность.

Белый - ахроматический цвет выступает контрастным, но нейтральным по своей сути, компаньоном зеленому цвету. Он не перегружает элементы фирменного стиля излишними цветовыми нюансами, не отвлекает на себя излишнее внимание и помогает сконцентрировать взгляд на форме и содержании элементов. Белый цвет - чистота, мудрость, женственность. Сочетание зеленого и белого цветов, как синтез свежести природы с мудростью и стабильностью, достаточно сбалансированное.

Учитывая сказанное, принято решение при выборе цвета в логотипе предприятия ориентироваться на сочетание белого и зеленого (чистота + спокойствие и уверенность), дополняя фирменную цветовую линейку – ярко-зеленым и оранжевым цветами.

По заданию предприятия разработана фирменная (рабочая) одежда для сотрудников предприятия и волонтеров для участия в промо-акциях.

Для проведения экологической промо-акции спроектирован дизайн футболки, банданы и косынки с фирменной символикой; кроме того, разработан дизайн рабочей одежды: фартуки и жилеты. На всех носителях размещены узнаваемые элементы фирменного стиля ООО «Зеленстрой» и экологической акции.

Оформление футболок было представлено в трех вариантах: на белой футболке, зеленой и желтой.

  • одной стороны на футболку нанесен логотип ООО «Зеленстрой», с другой – символика акции.

В первом варианте на футболку нанесен логотип компании ООО «Зеленстрой» в уменьшенном варианте. Компактный вариант логотипа выполнен в белом цвете и нанесен на зеленую футболку. Выбор такого сочетания обусловлен эффектом иррадиации, который возникает при нанесении светлого цвета на более темный. Область, окрашенная в светлый цвет кажется более выпуклой и объемный на фоне темного цвета и легко читается. Тот же эффект, был использован во втором варианте футболки с логотипом ООО «Зеленстрой»: увеличенный логотип более темного цвета на белом фоне зрительно утопает и уменьшается в объеме.

Для всех вариантов футболок с фирменной символикой использован единый вариант размера логотипа. В логотипе, как уже было сказано, содержится лозунг, который раскрывает всю суть и цель акции. Это информация должна быть максимально доступна зрителю.

Все варианты цветового решения включают фирменную палитру цветов. Рабочая одежда - зеленый фартук с большыми накладными карманами и логотипом предприятия в верхней части, карманы оформлены фирменным паттерном. Сочетание цветов и элементов — практично, привлекательно и соответствует специфике акции. Рабочий жилет представлен в желтом цвете, с нанесенным на него логотипом и предназначен для работы в городских условиях в близи проезжей части.

Банданы и косынки предполагают то же сочетание фирменных цветов —

желтый и зеленый. По периметру нанесен идентифицирующий текст: «ООО «Зеленстрой».

Идея экологической сувенирной продукции - сборный скворечник и фирменные брелоки возникла при изучении деятельности компании: одна из услуг, которые оказывает ООО «Зеленстрой» - санитарно-оздоровительная обрезка деревьев. В распоряжении предприятия всегда есть натуральные материалы: дерево и пиломатериал, что уменьшает затраты на производство и изготовление продукции. Для производства сувениров компании не требуется наносить ущерб природе, что соответствует ее концепции. При этом сувениры остаются тематическими и имеют экологическую специфику.

Декор сувениров прост и минималистичен - его главная основа - натуральная текстура дерева. На сувениры нанесены изображения, созданные с помощью плоттерной резки или тампопечати. На фасаде скворечника - декоративные элементы - силуэты птичек в фирменных цветах ООО «Зеленстрой» и идентифицирующая надпись с названием предприятия. Декоративные элементы делают экстерьер изделия более легким и жизнерадостным, вызывая теплые и приятные ассоциации.

Для сборки скворечника не используются гвозди, он собирается путем стыковки в пазы. Такие скворечники будут прекрасным подарком для школ, детских садов, детей и их родителей. На брелоке изображен логотип компании. В дизайне брелока выдержан более строгий тон, что делает его подходящим подарком для мужчин.

Форменная одежда и сувенирная продукция предприятия востребована предприятием не только в утилитарных или коммерческих целях, но и проведения мероприятий экологического, природоохранного и просветительского характера (благоустройство городского пространства, эко- викторины среди школьников и молодежи и т.д.).

2.3 Полиграфическая серия для акции «Сдай макулатуру - спаси дерево»

Основой концепции дизайна акции «Сдай макулатуру — спаси дерево» является фирменный блок, который состоит из текста и эмблемы. Эмблема представляет собой силуэт листа. Весь шрифтовой блок вписан в прямоугольник. Начало фразы «Сдай макулатуру» вертикально ориентировано и перпендикулярно окончанию фразы. Эмблема располагается в центе созданного текстом прямоугольного «контейнера». Благодаря такому решению фирменный блок становится компактным, без уменьшения размеров элементов. Такой блок хорошо компонуется в любую существующую площадь на различных носителях, при этом текст остается хорошо читаемым, а образ листа легко различимым.

Текст выглядит упорядоченным, композиция, благодаря своей геометричности, приобретает выразительность, лучше воспринимается и запоминается зрителем. Вертикальные и горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием и стабильностью [5, с. 152]. Все части композиции самостоятельны, их можно использовать и независимо друг от друга. В оформлении блока применялись фирменные цвета — зеленый, желтый и белый.

По заданию предприятия для проведения мероприятия разрабатывались следующие виды полиграфической продукции – листовка, плакат и буклет. Двухсторонняя листовка - на лицевой стороне листовки название и слоган акции - «Сдай макулатуру — спаси дерево», на оборотной стороне - информационное сообщение о проведении меропиятия и описание акции. Фоном на плоскостях листовки служат силуэты стволов деревьев. В верхней части располагается декоративный элемент - векторное изображение листьев, символизирующее крону дерева и отсылающее к графическому изображению листьев в логотипе акции. В нижней части присутствует плашка на основе паттерна, которая становится завершающим штрихом и уравновешивает верхнюю и нижнюю части.

Лицевая сторона выполнена в хроматических цветах - несколько оттенков зеленого цвета разной светлотности в листьях перекликаются с фирменными цветами. Приглушенный зеленый цвет фона не отвлекает внимание, но выдвигает на передний план декоративные элементы и слоган акции, выполненный в контрастном белом цвете. Яркий цвет листьев акцентрует изображение и создает ощущение глубины. Силуэты стволов напоминают лес, находящийся в тени крон деревьев. Шрифтовая надпись контрастного белого цвета также подвергается эффекту ирригации.

Оборотная сторона выполнена в ахроматических цветах: листья и стволы деревьев в нейтральном сером цвете создают впечатление отбрасываемых теней. Листья уходят на задний план и уплощаются, становясь частью фона. Основной доминантой здесь является текст и вариант логотипа предприятия. Цветом выделены: дата проведения акции, ключевая информация, и логотип предприятия. Основной задачей при разработке дизайн-макета - равновесие всех элементов композиции. Повторяемость форм стволов создает эффект ритмичности и упорядоченности элементов, при этом их неравномерность и различная толщина придает композиции динамичность, усложняет ее. Произвольное группирование вертикальных форм придают композиции сбалансированность и одновременно динамический характер. В композиции все - и динамическое, и статическое - выражает разные моменты движения, причем характер движения выражается посредством ритма. [7, с. 284]

Дизайн решение плакатов, как и всей рекламной продукции, подчиняется фирменному стилю ООО «Зеленстрой». Плакаты имеют формат А3 (297 × 420 мм) и печатаются на мелованной бумаге 160 г/м2. Разработано три варианта композиционного и образного решения плаката. Подробно рассмотрим предлагаемые решения.

В качестве изобразительного материала в первом варианте плаката используются фотографии: изображение листьев и изображение спиленных деревьев, а в качестве текстового - название акции.

Композиционное решение плаката было выполнено следующим образом: Слоган акции служит объектом первичного внимания и центральной частью композиции. Фоном для слогана является текстура мятой бумаги зеленого оттенка, которая подчеркивает тематику мероприятия. Сверху и снизу композиция ограничена растровыми изображениями, которые служат объектами вторичного внимания.

  • макете присутствуют оттенки цветов фирменного стиля из родственной группы цветов - зеленый, желтый и контрастный белый. Тон фона намеренно приглушенный и сдержанный. Сложная текстура фона, декоративные элементы требуют более сдержанного цветового решения, чтобы не нагружать композицию контрастов лишними деталями. Яркий желтый и белый цвета текста контрастируют с общей сдержанностью второстепенных объектов, а горизонтальные линии дополнительно акцентируют на нем внимание.

Во втором варианте плаката присутствуют: глухой зеленый фон, сквозь который можно увидеть растровую иллюстрацию старых газет и слоган акции. В правом верхнем углу расположена эмблема года экологии в России.

Доминанта композиции - иллюстрация газетной текстуры - одновременно ее смысловой и зрительный центр [8,с.67]

Первая половина слогана акции «Сдай макулатуру - посади дерево» расположена на изображении газеты, которая является побуждающей иллюстрацией «Сдать макулатуру». Зеленый цвет фона, относящийся к фирменному стилю, также соотносится с последней частью фразы, символизируя природу и жизнь в противопоставлении с «мусорным» изображением старых газет. Линии разрыва бумаги, синхронизируются с линиями в эмблеме Года Экологии.

Третья композиция дизайн - макета плаката отличается лаконичностью. В макете не содержится декоративных элементов. В верхней части располагаются идентификаторы - логотип Года Экологии в левом верхнем углу, логотип ООО «Зеленстрой» в правом углу, по центру наименование предприятия. Снизу расположена информация о месте проведения акции.

Доминантой является логотип акции, в котором содержится слоган «Сдай макулатуру – спаси дерево» и декоративный элемент - векторный силуэт листа. Логотип акции самодостаточен: он декоративен, имеет сложную динамичную форму. Изображение листа и слоган придает изображению описательную функцию. В нем содержится основная суть, идея и цель мероприятия. Все элементы композиции создают статический ритм: несмотря на собственную динамичность логотипа, все детали располагаются симметрично относительно центра и друг друга. Композицию характеризует отсутствие лишних деталей и украшательств. Внимание зрителя направлено на композиционный и смысловой центр. Данный вариант, был принят в реализации.

Далее, разработан макет двухстороннего буклета, предназначенного для рекламной кампании эко-акции «Сдай макулатуру — спаси дерево». Размер буклета в развороте - 297 мм х 210 мм (формат А4). Буклет сфальцован 2 раза и имеет 3 полосы.

Цель создания буклета: заявить о проведении акции, мотивировать зрителей на семейное участие, привлечь внимание к проблеме экологии и сохранения природы для будущих поколений.

На обложке символ акции «Сдай макулатуру — спаси дерево», лозунг «Сохраним планету для будущих поколений» и эмблема года экологии. Целесообразен лаконизм обложки, не перегруженной деталями и декоративными элементами. Символ акции достаточно декоративен и информативен: в нем содержится основная идея и суть акции. Лозунг шире раскрывает цель акции и указывает на ее важность в долгосрочной перспективе. Паттерн по горизонтальному краю буклета гармонично вписывается в экологическую тематику, создает ассоциации с травой, привносит в композицию элемент декоративности. Цвет фона — профильный зеленый цвет из фирменной палитры цветов.

На лицевом развороте справочная информация: наглядный пример, описывающий положительные эффекты от сдачи макулатуры на переработку. Он призван объяснить зрителю на конкретных примерах значимость экологической акции и стимулировать его к действию, обращаясь к его рациональной стороне. Все примеры расположены в цветовых блоках, окрашенных в фирменные цвета предприятия с добавлением дополнительного зеленого оттенка, сочетающегося с фирменной палитрой. Цвета шрифта: черный и белый - чередуются. Блоки различаются по цвету и по размеру — от более компактного сверху до самого крупного нижнего блока. Такой прием позволяет избежать монотонности подачи информации и впечатления «скучности» текста. Благодаря ярким цветовым акцентам, разнообразию, формам и декоративной иллюстрации в нижней части, напоминающей детский рисунок, разворот выглядит привлекательно. Он не ассоциируется у зрителя со «скучной справочной информацией», а презентует ее легко побуждая к изучению содержание. На оборотной стороне буклета эмблема ООО «Зеленстрой», год издания, название организации и текст: «Важный фактор рационального использования природных ресурсов – организация переработки и производства из вторичного сырья. Собирая и сдавая макулатуру в соответствующие службы, Вы способствуете существенному сокращению вырубки лесов и сохранению природных богатств для Ваших детей».

Разворот лаконичен. Декоративный паттерн, соединяет лицевую и оборотную стороны обложки непрерывной полосой. Их объединяет и цвет фона – фирменный зеленый, который в сочетании с белым логотипом компании поддерживает концепцию фирменного стиля. В данном случае предложен вариант логотипа без пересекающей линии и ограничивающей рамки.

Концепция оформление разворотов – сочетание детских рисунков и стихи русских поэтов на тему природы. Детские рисунки выразительны, позитивны и перекликаются по смыслу с лозунгом экологической акции «сохраним планету для будущих поколений» и текстовым блоком на задней обложке. В синтезе эти приемы побуждают зрителя задуматься об экологических перспективах своих детей. Стихи о природе и рисунки воздействуют на зрителя на эмоциональном уровне. Эмоциональная составляющая, поскольку эмоционально окрашенная информация лучше запоминается, вызывая живой интерес и реакцию. В последнем развороте фоном является масштабированная иллюстрация, поддерживающая тематику акции.

В ходе работы над полиграфической продукцией предприятия ООО «Зеленстрой» были разработаны листовка, три варианта плаката и буклет. По согласованию с заказчиком к печати были одобрены плакат и буклет с тиражом 300 экз, которые мы вынесли в Приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования проанализированы истоки формирования

фирменного стиля в контексте графического дизайна и выявлены основные критерии его создания целостность, смысловая и эмоциональная точность, запоминаемость, а так же эстетическое осмысление всех элементов.

  • формировании позитивного имиджа компании особую роль играет фирменный стиль, являясь основой всей коммуникационной политики предприятия. Его использование предполагает единый подход к оформлению, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловых бумагах, технической и деловой документации, упаковке продукции и другим носителям и элементам фирменного стиля.

Важным этапом планирования работы над фирменным стилем компании является определение основных носителей, транслирующих фирменный стиль в рыночное пространство. Носители позволяют передать целевой аудитории информацию об уникальных качествах компании благодаря совокупности элементов фирменного стиля. Носителем стиля, по сути, может являться любой объект, способный выступить в роли передатчика информации от компании к целевой аудитории. Однако при планировании важно учитывать целесообразность, соответствие масштаба и назначения носителя транслируемой информации.

  • ходе создания фирменного стиля и дизайн - концепции полиграфической продукции для ООО «Зеленстрой» изучалась специфика деятельности - работа в сфере благоустройства и озеленения города.

Таким образом, в основе дизайн – концепции фирменного стиля предприятия отобраны символы и цвета ассоциируются с природной гармонией и естественностью. Элементы стиля (логотип, фирменные цвета и др.) и полиграфическая продукция отражают направленность фирмы на созидание, гармонизацию окружающей среды.

  • основе логотипа предприятия образ дерева. Логотипы разработаны в двух вариантах в зависимости от цвета того носителя, на котором он будет располагаться.

Для фирменного стиля ООО «Зеленстрой» было подобрано цветовое решение, включающее три активных цвета и один ахроматический контраст: два оттенка зеленого, медовый желтый и белый цвет.

Цвет логотипа предприятия ориентирован на сочетание белого и зеленого (чистота + спокойствие и уверенность), а указанные цвета дополняют фирменную линейку.

По заданию предприятия разработана фирменная (рабочая) одежда для сотрудников предприятия и волонтеров для участия в промо-акциях. Для проведения экологической промо-акции спроектирован дизайн футболки, банданы и косынки с фирменной символикой; кроме того, разработан дизайн рабочей одежды: фартуки и жилеты.

На всех носителях размещены узнаваемые элементы фирменного стиля ООО «Зеленстрой» и экологической акции.

Идея экологической сувенирной продукции - сборный скворечник и фирменные брелоки возникла при изучении деятельности компании: одна из услуг, которые оказывает ООО «Зеленстрой» - санитарно-оздоровительная обрезка деревьев. В распоряжении предприятия всегда есть натуральные материалы: дерево и пиломатериал, что уменьшает затраты на производство и изготовление продукции. Для производства сувениров компании не требуется наносить ущерб природе, что соответствует ее концепции. При этом сувениры остаются тематическими и имеют экологическую специфику

Для проведения эко-акции «Сдай макулатуру спаси дерово» были разработаны варианты полиграфической продукции: листовки, плакаты и буклеты

По согласованию с заказчиком ООО «Зеленстрой» к печати были одобрены плакат и буклет с тиражом 300 экз.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Паттерн для оформления

Фирменные цвета

CMYK 55; CMYK 107; CMYK 192; CMYK 0

Шрифтовой блок

49

Полиграфическая продукция для экологической акции

Варианты образного и композиционного решения

экологического плаката формата А3

Фирменная одежда

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева В.А. Куклев В. С. Символы, знаки, эмблемы. - М: ООО «Издательство Астрель» 2014, 598 с.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М: Прогресс, 2014. - 275 с.
  3. Базыма Б.А. Психология цвета. - М: Речь, 2015. - 375 c.
  4. Бове Л. Кортлэнд, Аренс Ф. Уилльям. Современная реклама. - М.: Довгань, 2012. - 124 с.
  5. Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. – М.: Техносфера, 2015. - 432 с.
  6. Гордон А. Ю. Книга про буквы от А до Я. – М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2016. - 250 с.
  7. Григорян Е. А. Основы композиции в прикладной графике. – СПб.: Питер. 2016. - 31 с.
  8. Дегтярев А.Р. Изобразительные средства рекламы: слово, композиция, стиль, цвет. - М.: Центр, 2016.
  9. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль. - М.: ИНФА-М. 2009. - 248 с.
  10. Дмитриева Л.М. Разработка и технологии производства рекламного продукта. - М: Экономистъ, 2016. - 638 с.
  11. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1986. - 288 с.
  12. Корноник, Д. С. Уроки компьютерной графики. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
  13. Корриган, Дж. Компьютерная графика: секреты и решения. - М.: Энтроп, 2015. - 352 с.
  14. Кругликова В. П. Семантика дерева в русской народной культуре. - СПб.: ГУАП, 2012. - 188 с.
  15. Иттен Й. Искусство цвета. - М: Д. Аронов, 2011. - 296 с.
  16. Люшер М. Цвет вашего характера. – М.: Вече, 2017. - 375 с.
  17. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 239 с.
  18. Павловская Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT. – СПб.: Сова, 2014.
  19. Панкратов Ф.Г. и др. Рекламная деятельность. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.
  20. Петров М., Молочков В. Компьютерная графика. – СПб.: Питер, 2013. - 736 с.
  21. Проблема цвета в психологии. Коллектив авторов. – М.: Наука, 2013. - 172 с.
  22. Писаренко Т.А., Ставнистый Н.Н. Основы дизайна. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2015. - 112 с.
  23. Пореев В., Компьютерная графика. – СПб.: Санкт – Петербург, 2014. - 432 с.
  24. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. – М.: Искусство, 2014. - 114 с.
  25. Тимофеев Б.С., Обухова Н.А. Методы и средства производства рекламы. - СПб.: ГУАП, 2012. - 188 с.
  26. Фирменный стиль: его функции и основные элементы http://www.elitarium.ru/firmennyj-stil-tovarnyj-znak-marka-slogan-logotip-ehlement-tovar-upakovka-ideya-nositel-kommunikaciya-nazvanie
  27. Эльбрюнн Б. Логотип. - СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2013. - 219 с.